Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Изобразительно-выразительные средства языка. Ваш шпиц прелестный шпиц не более наперстка средство выразительности


Подготовка к ЕГЭ: Средства художественной выразительности. Тесты

Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.

Задание 1

1. Сменит не раз младая деваМечтами легкие мечты;Так дерево свои листыМеняет с каждою весною. (А.Пушкин)

2. Мело, мело по всей землеВо все пределы... (Б.Пастернак)

3. Опять язвительности. Жалкие, бессильные. (Ю.Трифонов)

4. Оставь свой край глухой и грешный,Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова)

5. Весенний и тлетворный дух. (А.Блок)

а) Оксюморон,

б) гипербола;

в) парцелляция;

г) сравнение;

д) анафора.

Задание 2

1. И наше северное лето,Карикатура южных зим,Мелькнет и нет... (А.Пушкин)

2. Уж вечер... Облаков померкнули края,Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский)

3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев)

4. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?..(Н.Гоголь)

5. Не умрет твой стих могучий,Достопамятно-живой,Упоительный, кипучий,И воинственно-летучий,И разгульно-удалой. (Н.Языков)

а) Антитеза;

б) олицетворение;

в) эпитет;

г) синекдоха;

д) перифраза.

Задание 3

1. Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)

2. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)

3. И невозможное возможно, дорога дальняя легка. (А.Блок)

4. Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)

5. О Русь, покойный уголок,Тебя люблю, тебе и верю. (С.Есенин)

а) Градация;

б) литота;

в) метонимия;

г) оксюморон;

д) перифраза.

Задание 4

1. Рассвет рукой прохлады роснойСшибает яблоки зари. (С.Есенин)

2. Его зарыли в шар земной,А был он лишь солдат. (С.Орлов)

3. В избушке, распевая, деваПрядет, и, зимних друг ночей,Трещит лучина перед ней. (А.Пушкин)

4. Нужны мне разомЮг и север,Восток и запад,Лес и степь;Моря и каменные горы,И вольный плес равнинных рек. (А.Твардовский)

5. И только сбруя золотаяВсю ночь видна... Всю ночь слышна. (А.Блок)

а) Антитеза;

б) парцелляция;

в) синекдоха;

г) метафора;

д) перифраза.

Задание 5

1. Жить, храня веселье горя,Помня радость прошлых весен. (В.Брюсов)

2. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц)

3. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский)

4. Ты все пела? – Это дело!Так поди же попляши. (И.Крылов)

5. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.Пушкин)

а) Олицетворение;

б) оксюморон;

в) ирония;

г) градация;

д) гипербола.

Задание 6

1. На реке форелевой, в северной губернии,В лодке сизым вечером уток не расстреливай. (И.Северянин)

2. Анчар, как грозный часовой,Стоит – один во всей вселенной. (А.Пушкин)

3. И солнце греется на льдине. (Б.Пастернак)

4. Недаром помнит вся РоссияПро день Бородина. (М.Лермонтов)

5. И воск слезами с ночникаНа платье капал. (Б.Пастернак)

а) Гипербола;

б) эпитет;

в) метафора;

г) оксюморон;

д) метонимия.

Задание 7

1. Я обручился с тишиной,Всегда безмолвием поющей. (К.Бальмонт)

2. Так вокруг него непоправимо тихо,Что слышно, как растет трава. (А.Ахматова)

3. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)

4. Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин)

5. И очи синие, бездонныеЦветут на дальнем берегу. (А.Блок)

а) Гипербола;

б) антитеза;

в) метафора;

г) метонимия;

д) оксюморон.

Задание 8

1. Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов)

2. И вы подобно так падете,Как с древ увядший лист падет!И вы подобно так умрете,Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин)

3. Быть может, в Лете не потонетСтрофа, слагаемая мной. (А.Пушкин)

4. Я видывал, как она косит:Что взмах – то готова копна! (Н.Некрасов)

5. Изначальней всего остального – любовь,В песне юности первое слово – любовь,О, несведущий в мире любви горемыка,Знай, что всей нашей жизни основа – любовь! (О.Хайям)

а) Сравнение;

б) инверсия;

в) эпифора;

г) гипербола;

д) перифраза.

Задание 9

1. Как ночи УкрайныВ сиянии звезд незакатных,Исполнены тайныСлова ее уст ароматных. (М.Лермонтов)

2. В темной роще на полянеПлачет смехом бубенец. (С.Есенин)

3. Эх, суконная, казеннаяВоенная шинель,У костра в лесу прожженная,Отменная шинель.Знаменитая, пробитаяВ бою огнем врагаДа своей рукой зашитая,Кому не дорога! (А.Твардовский)

4. Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья.Я родилась. (М.Цветаева)

5. Ты и убогая,Ты и обильная,Ты и могучая,Ты и бессильная... (Н.Некрасов)

а) Метафора;

б) антитеза;

в) сравнение;

г) оксюморон;

д) эпитет.

Задание 10

1. Звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замерзшую залу. (В. Гаршин)

2. Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)

3. И страна березового ситцаНе заманит шляться босиком. (С.Есенин)

4. Во всем мне хочется дойтиДо самой сути.В работе, в поисках пути,В сердечной смуте. (Б.Пастернак)

5. Посадили деревья в саду.Тихо, тихо, чтоб их ободрить,Шепчет осенний дождь. (Басе)

а) Антитеза;

б) градация;

в) олицетворение;

г) перифраза;

д) парцелляция.

Задание 11

1. Ветер, ветер!На ногах не стоит человек,Ветер, ветер –На всем Божьем свете. (А.Блок)

2. Голос безгласия;Чтоб он молчаньемСлаву пел мою. (К.Бальмонт)

3. Война – жестче нету слова.Война – печальней нету слова.Война – святее нету слова. (А.Твардовский)

4. Театр уж полон; ложи блещут;Партер и кресла, все кипит. (А.Пушкин)

5. Свет луны, таинственный и длинный,Плачут вербы, шепчут тополя. (С.Есенин)

а) Метонимия;

б) олицетворение;

в) оксюморон;

г) параллелизм, анафора, эпифора,

д) гипербола.

Задание 12

1. За ним вослед неслись толпойСии птенцы гнезда Петрова...Его товарищи, сыны:И Шереметьев благородный,И Брюс, и Боур, и Репнин,И, счастья баловень безродный,Полудержавный властелин. (А.Пушкин)

2. Из ненавидящей любви,Из преступлений, исступлений –Возникнет праведная Русь. (М.Волошин)

3. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)

4. Будет льдом покрываться река,Будут ночью поскрипывать двери,Будет грязь во дворе глубока. (Н.Рубцов)

5. Мне грустно... оттого что весело тебе. (М.Лермонтов)

а) Метонимия;

б) антитеза;

в) оксюморон;

г) перифраза;

д) анафора.

Задание 13

1. Ты, брат, – это батальон.Полк. Дивизия. А хочешь –Фронт. Россия!.. (А.Твардовский)

2. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)

3. Гвоздин, хозяин превосходный,Владелец нищих мужиков. (А.Пушкин)

4. Покатились глаза собачьиЗолотыми звездами в снег. (С.Есенин)

5. Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать. (А.Чехов)

а) Гипербола;

б) метафора;

в) инверсия;

г) градация;

д) ирония.

Задание 14

1. Не нужно мне солнце чужое,Чужая земля не нужна. (М.Исаковский)

2. Старик с морозца вносит в домОхапку дров продрогших. (Д.Самойлов)

3. Ночь стелет тень и влажный берег судит,Ночь тянет вдаль свой невод золотой. (И.Бунин)

4. Собирались на работу ночью. ЧиталиДонесенья, справки, дела.Торопливо подписывали приговоры.Зевали. Пили вино. (М.Волошин)

5. Земля дымилась, словно щей горшок. (Б.Пастернак)

а) Парцелляция;

б) метафора;

в) сравнение;

г) лексический повтор;

д) эпитет.

Задание 15

1. Тогда ночной фиалкой пахнет все:Лета и лица. Мысли. Каждый случай,Который в прошлом может быть спасен. (Б.Пастернак)

2. Око зрит – невидимейшую даль,Сердце зрит – невидимейшую связь.Ухо пьет – неслыханнейшую молвь. (М.Цветаева)

3. Но степь поет. (И.Бунин)

4. Светила нам только зловещая тьма. (А.Ахматова)

5. День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А.Грин)

а) Метонимия;

б) оксюморон;

в) сравнение;

г) параллелизм;

д) парцелляция.

Задание 16

1. Девушка пела в церковном хореО всех уставших в чужом краю,О всех кораблях, ушедших в море,О всех, забывших радость свою. (А.Блок)

2. Белая акация и сирень пахнут так сильно, что кажется: воздух и сами деревья стынут от своего запаха.(А.Чехов)

3. Так много думано, исполнено так мало. (В.Брюсов)

4. Пусть громы небо потрясают,Злодеи слабых угнетают,Безумцы хвалят разум свой!Мой друг! Не мы тому виной. (Н.Карамзин)

5. Шепот, робкое дыханье,Трели соловья,Серебро и колыханьеСонного ручья.Свет ночей, ночные тени,Тени без конца,Ряд волшебных измененийМилого лица. (А.Фет)

а) Градация;

б) бессоюзие;

в) гипербола;

г) антитеза;

д) анафора.

Задание 17

1. Всех бродяг, бедняков и больных знаешь Ты,Всех беспомощных с горестью их знаешь Ты,Если я позову Тебя, стоны услышишь,А смолчу – и наречье немых знаешь Ты. (О.Хайям)

2. Он человек! Им властвует мгновенье,Он раб молвы, сомнений и страстей;Простим ему неправое гоненье:Он взял Париж, он основал Лицей. (А.Пушкин)

3. Золотое сердце РоссииМерно бьется в груди моей. (Н.Гумилев)

4. О бард любви, далекий соловей. (В.Брюсов)

5. Вся жизнь, ненужно изжитая.Пытала, унижала, жгла. (А.Блок)

а) Перифраза;

б) метафора;

в) метонимия;

г) градация;

д) эпифора.

Задание 18

1. Целый день спят ночные цветы,Но лишь солнце за рощу зайдет,Раскрываются тихо листы,И я слышу, как сердце цветет. (А.Фет)

2. О доблестях, о подвигах, о славеЯ забывал на горестной земле. (А.Блок)

3. Шепот ли, шорох иль шелест –Нежность, как песни Саади. (С.Есенин)

4. И сразу дают понять, что они – власть. Они-то и есть. Истинная, стальная. (Ю.Трифонов)

5. Гремят отдвинутые стулья;Толпа в гостиную валит;Так пчел из лакомого ульяНа ниву шумный рой летит. (А.Пушкин)

а) Градация;

б) звукопись;

в) сравнение;

г) метафора;

д) парцелляция.

Задание 19

1. Таскали – то кирпичик, то полено,То бревнышко. И прятались. (А.Блок)

2. Снег, словно мед ноздреватый,Лег под прямой частокол. (С.Есенин)

3. Двери вдруг заляскали,будто у гостиницыне попадает зуб на зуб. (В.Маяковский)

4. Дрожат на люстрах огоньки...Как хорошо за книгой дома!Под Грига, Шумана, КюиЯ узнавала судьбы Тома. (М.Цветаева)

5. Бесконечность немых голосов. (К.Бальмонт)

а) Сравнение;

б) парцелляция;

в) оксюморон;

г) звукопись;

д) метонимия.

Задание 20

1. Черный бархатный шмель, золотое оплечье. (И.Бунин)

2. На улице, шагах в пяти,Стоит, стыдясь, зима у входаИ не решается войти. (Б.Пастернак)

3. Мы – из Вильяма ШекспираДва стиха. (М.Цветаева)

4. Забуду год, день, число.Запрусь одинокий с листом бумаги я. (В.Маяковский)

5. Он не пришел, кудрявый наш певец,С огнем в очах, с гитарой сладкогласной. (А.Пушкин)

а) Метонимия;

б) эпитет;

в) градация;

г) метафора;

д) перифраза.

Задание 21

1. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.(А.Грибоедов)

2. Спит земля в сиянье голубом. (М.Лермонтов)

3. И на известку колоколен невольно крестится рука.(С.Есенин)

4. Я восторгами сердце баюкаю. (В.Брюсов)

5. Меж тем как сельские циклопыПеред медлительным огнемРоссийским лечат молоткомИзделье легкое Европы. (А.Пушкин)

а) Олицетворение;

б) метонимия;

в) литота;

г) перифраза;

д) метафора.

Задание 22

1. Угас, как светоч, дивный гений,Увял торжественный венок. (М.Лермонтов)

2. И раб судьбу благословил. (А.Пушкин)

3. Придет шарманщик хмурый,Заплачет на дворе...О той свободной доле, Что мне не суждена. (А.Блок)

4. Свеча горела на столе,Свеча горела. (Б.Пастернак)

5. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома. (А.Грибоедов)

а) Лексический повтор;

б) перифраза;

в) градация;

г) синекдоха;

д) парцелляция.

Задание 23

1. Младший сын был ростом с пальчик –Как тебя унять,Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,Я дурная мать. (А.Ахматова)

2. Не думаю, не жалуюсь, не спорю.Не сплю.Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,Ни к кораблю. (М.Цветаева)

3. В небе такая луна,Словно дерево спилено под корень:Белеет свежий срез. (Басё)

4. Я сидел у окна в переполненном зале.Где-то пели смычки о любви. (А.Блок)

5. Невыразимая печальОткрыла два огромных глаза. (О.Мандельштам)

а) Литота;

б) метафора;

в) градация;

г) сравнение;

д) метонимия.

Задание 24

1. Одноэтажные дома,Где однодумы-генералыСвой коротают век усталый,Читая «Ниву» и «Дюма». (О.Мандельштам)

2. Еще недавно ласточкой свободнойСвершала ты свой утренний полет,А ныне станешь нищенкой голодной,Не достучишься у чужих ворот. (А.Ахматова)

3. И путешествия ему,Как все на свете, надоели,Он возвратился и попал,Как Чацкий, с корабля на бал. (А.Пушкин)

4. Река раскинулась. Течет, грустит ленивоИ моет берега.Над скудной глиной желтого обрываВ степи грустят стога. (А.Блок)

5. Легче весеннего дуновенияПрикосновениеПальцев тонких. (М.Кузмин)

а) Антитеза;

б) гипербола;

в) олицетворение;

г) метонимия;

в) сравнение.

Задание 25

1. Морозные белые пальмыНа стеклах беззвучно цветут. (В.Ходасевич)

2. И как могла я ей проститьВосторг твоей хвалы влюбленной?Смотри, ей весело грустить,Такой нарядно-обнаженной. (А.Ахматова)

3. Суровый Дант не презирал сонета;В нем жар любви Петрарка изливал;Игру его любил творец Макбета;Им скорбну мысль Камоэнс облекал. (А.Пушкин)

4. Это было у моря, где ажурная пена,Где встречается редко городской экипаж...Королева играла в башне замка Шопена,И, внимая Шопену, полюбил ее паж. (И.Северянин)

5. И что ж от долгого мученья,Как пепл, сберечь ей удалось?Боль, злую боль ожесточенья,Боль без отрады и без слез! (Ф.Тютчев)

а) Метонимия;

б) перифраза;

в) оксюморон;

г) лексический повтор;

д) метафора.

Задание 26

1. Большинство носило усики, усы и даже усищи. (А.Куприн)

2. Пусть уснет океан на песке и щебне.Страшно слышать во тьме этот гулкий вой. (Р.Бернс)

3. Как чудеса твои прекрасны,Кудесница любви, весна! (М.Кузмин)

4. Я в этот мир пришел, чтоб видеть СолнцеИ синий кругозор.Я в этот мир пришел, чтоб видеть СолнцеИ выси гор. (К.Бальмонт)

5. В морозном тумане белеет Исакий.На глыбе оснеженный высится Петр. (В.Брюсов)

а) Перифраза;

б) олицетворение;

в) градация;

г) анафора, параллелизм;

д) метонимия.

Задание 27

1. Вчера еще в глаза глядел,А нынче – все косится в сторону!Вчера еще до птиц сидел, –Все жаворонки нынче – вороны! (М.Цветаева)

2. Полночной порою в болотной глушиЧуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Бальмонт)

3. Больной, усталый лед,Больной и талый снег. (Д.Мережковский)

4. Он в том покое поселился,Где деревенский старожилЛет сорок с ключницей бранился,В окно смотрел и мух давил. (А.Пушкин)

5. Мою любовь, широкую, как море,Вместить не могут жизни берега. (А.Толстой)

а) Гипербола;

б) перифраза;

в) антитеза;

г) эпитеты;

д) звукопись.

Задание 28

1. Подруга думы праздной, чернильница моя;Мой век однообразный тобой украсил я. (А.Пушкин)

2. Летят они, написанные наспех,Горячие от горечи и нег.Между любовью и любовью распятМой миг, мой час, мой день, мой год, мой век. (М.Цветаева)

3. Нас ведь вся Москва знает. Бог знает, что наплетут, Москва ведь такая сплетница. (А.Куприн)

4. Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые. (Н.Гоголь)

5. Сусальным золотом горят

В лесах рождественские елки. (О.Мандельштам)

а) Метонимия;

б) сравнение;

в) градация;

г) перифраза;

д) гипербола.

Задание 29

1. Боже, какие есть прекрасные должности и службы! как они возвышают и услаждают душу! но увы! я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собой начальников. (Н.Гоголь)

2. Величье низкое, божественная грязь! (Ш.Бодлер)

3. Было горе, будет горе,Горю нет конца,Да хранит святой ЕгорийТвоего отца. (А.Ахматова)

4. Женской лести лебяжий пух. (М.Цветаева)

5. Смотрите, первенцы свободы:Мороз на берегах Невы! (З.Гиппиус)

а) Лексический повтор;

б) оксюморон;

в) ирония;

г) перифраза;

д) метафора.

Задание 30

1. Эти ивы и березы,Эти капли – эти слезы,Этот пух – не лист,Эти горы, эти долы,Эти мошки, эти пчелы,Этот зык и свист. (А.Фет)

2. Привычные к степям – глаза,Привычные к слезам – глаза,Зеленые – соленые –Крестьянские глаза! (М.Цветаева)

3. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.Гоголь)

4. Но никогда ни один начальник не решался закричать на юнкера или оскорбить его словом. Тут щетинилось все училище. (И.Куприн)

5. Предки были, вероятно, какие-нибудь скороходы при дворе русских бояр. Или татарских мурз.(Ю.Трифонов)

а) Парцелляция;

б) анафора, эпифора;

в) бессоюзие;

г) метонимия, метафора;

д) литота, гипербола.

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ

Задание 1: 1 – г, 2 – б, 3 – в, 4 – д, 5 – а.Задание 2: 1 – д, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – в.Задание 3: 1 – в, 2 – б, 3 – г, 4 – а, 5 – д.Задание 4: 1 – г, 2 – в, 3 – д, 4 – а, 5 – б.Задание 5: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 – д.Задание 6: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.Задание 7: 1 – д, 2 – а, 3 – г, 4 – б, 5 – в.Задание 8: 1 – б, 2 – а, 3 – д, 4 – г, 5 – в.Задание 9: 1 – в, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – б.Задание 10: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.Задание 11: 1 – д, 2 – в, 3 – г, 4 – а, 5 – б.Задание 12: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – д, 5 – б.Задание 13: 1 – г, 2 – а, 3 – д, 4 – б, 5 – в.Задание 14: 1 – г, 2 – д, 3 – б, 4 – а, 5 – в.Задание 15: 1 – д, 2 – г, 3 – а, 4 – б, 5 – в.Задание 16: 1 – д, 2 – в, 3 – г, 4 – а, 5 – б.Задание 17: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г.Задание 18: 1 – г, 2 – а, 3 – б, 4 – д, 5 – в.Задание 19: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.Задание 20: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 – д.Задание 21: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – д, 5 – г.Задание 22: 1 – б, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – в.Задание 23: 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4 – д, 5 – б.Задание 24: 1 – г, 2 – а, 3 – д, 4 – в, 5 – б.Задание 25: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г.Задание 26: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – д.Задание 27: 1 – в, 2 – д, 3 – г, 4 – б, 5 – а.Задание 28: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – д, 5 – б.Задание 29: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – д, 5 – г.Задание 30: 1 – в, 2 – б, 3 – д, 4 – г, 5 – а.

zelenaege.blogspot.com

Виды, примеры тропов – таблицы

В8.

Речь. Анализ средств выразительности.

Необходимо отличать тропы (изобразительно-выразительные средства литературы), основанные на переносном значении слов и фигуры речи, основанные на синтаксическом строении предложения.

Лексические средства.

Обычно в рецензии задания В8 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом.

синонимы (контекстные, языковые) – близкие по смыслу слова скоро – вскорости – на днях – не сегодня-завтра, в недалеком будущем
антонимы (контекстные, языковые) – противоположные по смыслу слова они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы.
фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову на краю света (= «далеко»), зуб на зуб не попадает (= «замерз»)
архаизмы – устаревшие слова дружина, губерния, очи
диалектизм – лексика, распространенная на определенной территории курень, гутарить
книжная,

научная,

разговорная лексика

дерзновенный, сподвижник;

коррозия, менеджмент;

просадить деньги, глубинка

Тропы.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

Виды тропов и примеры к ним в таблице:

метафора – перенос значения слова по сходству мертвая тишина
олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу отговорила роща золотая
сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного) яркий, как солнце
метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей) Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах)
синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль)
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)
эпитет – использование определений, придающих выражению образность и  эмоциональность Куда ты скачешь, гордый конь?
аллегория – выражение отвлеченных понятий   в конкретных художественных образах весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь
гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого в сто сорок солнц закат пылал
литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Фигуры речи, строение предложений.

В задании В8 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот пришел, увидел, победил
анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом Железная правда – живой на зависть,

Железный пестик, и железная завязь.

каламбур – игра слов Шел дождь и два студента.
риторическое восклицание (вопрос, обращение) – восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений молодым везде у нас дорога,

старикам везде у нас почет

многосоюзие – повтор избыточного союза И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

бессоюзие – построение  сложных предложений или ряда однородных членов  без союзов Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари…

эллипсис -  пропуск подразумеваемого слова я за свечкой – свечка в печку
инверсия – непрямой порядок слов Изумительный наш народ.
антитеза – противопоставление (часто выражается через союзы А, НО, ОДНАКО или антонимы Где стол был яств, там гроб стоит
оксюморон – соединение двух противоречащих понятий живой труп, пожар льда
цитирование – передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов. Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»
вопросно-ответная форма изложения – текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению
ряды однородных членов предложения– перечисление однородных понятий Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.
парцелляция– предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы. Я видел солнце. Над головой.

Помни!

При выполнении задания В8 следует помнить, что вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д.

Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе изменений значения слова, вторая – строение предложения.

Разбор задания.

(1) Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном   корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.

(8) Человечество, по-моему, – это своеобразная болезнь планеты. (9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском,  масштабе существа.  (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое болезненное пятно. (12) Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

https://5-ege.ru/primery-tropov/

(13) К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается  от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

(По В. Солоухину)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«В первых двух предложениях использован такой троп, как ________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведет себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество – это болезнь планеты». ______  («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте _________ (предложения 8, 13, 14) подчеркивает, что все сказанное автору далеко не безразлично. Употребленный в 15-м предложении ________ «оригинальная» придает рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».

Список терминов:

  1. эпитет
  2. литота
  3. вводные слова и вставные конструкции
  4. ирония
  5. развернутая метафора
  6. парцелляция
  7. вопросно-ответная форма изложения
  8. диалектизм
  9. однородные члены предложения

Делим список терминов на две группы:  первая – эпитет, литота, ирония, развернутая метафора, диалектизм; вторая – вводные слова и вставные конструкции, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, однородные члены предложения.

Выполнение задание лучше начинать с пропусков, которые не вызывают трудности. Например, пропуск № 2. Так как в качестве примера представлено целое предложение, скорее всего подразумевается какое-либо синтаксическое средство. В предложении «снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли»используются ряды однородных членов предложения: глаголы снуют, размножаются, делают дело, деепричастия выедая, истощая, отравляя и  существительные реки, океаны, атмосферу.  В то же время  глагол «передают» в рецензии  указывает на то, что на месте пропуска должно стоять слово во множественном числе. В списке во множественном числе стоят вводные слова и вставные конструкции и однородные членные предложения. Внимательное прочтение предложения показывает, что вводные слова, т.е. те конструкции, которые тематически с текстом не связаны и могут быть изъяты из текста без потери смысла, отсутствуют. Таким образом, на месте пропуска № 2 необходимо вставить вариант 9) однородные члены предложения.

В пропуске № 3 указаны номера предложений, значит термин снова относится к строению предложений.  Парцелляцию сразу можно «отбросить», так как авторы должны указать два или три подряд идущих предложения. Вопросно-ответная форма тоже является неправильным вариантом, так как предложения 8,  13, 14 не содержат вопроса. Остаются вводные слова и вставные конструкции. Находим их в предложениях: по-моему, к сожалению, с одной стороны, с другой стороны.

На месте последнего пропуска необходимо подставить термин мужского рода, так как с ним в рецензии должно согласовываться прилагательное «употребленный», и он должен быть из первой группы, так как в качестве примера дано только одно слово «оригинальная». Термины мужского рода – эпитет и диалектизм. Последний явно не подходит, так как это слово вполне понятно. Обращаясь к тексту, находим, с чем сочетается слово: «оригинальная болезнь». Здесь явно прилагательное употреблено в переносном смысле, поэтому перед нами – эпитет.

Остается заполнить только первый пропуск, который является самым сложным. В рецензии сказано, что это – троп, и он используется в двух предложениях, где переосмысляется образ земли и нас, людей, как образ космического тела и космонавтов. Это явно не ирония, так как в тексте нет ни капли насмешки, и не литота, а скорее даже наоборот, автор  намеренно преувеличивает  масштабы катастрофы. Таким образом, остается единственно возможный вариант – метафора, перенос свойств с одного предмета или явления на другой на основе наших ассоциаций. Развернутая – потому, что из текста нельзя вычленить отдельное словосочетание.

Ответ: 5, 9, 3, 1.

Потренируйся.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.

(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (ЗЗ)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

(По Н. Аксёновой)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«Использование рассказчицей для описания вьюги такого лексического средства выразительности, как_____(«страшную метель», «непроглядную тьму»),  придаёт  изображённой   картине  выразительную  силу,  а  такие тропы, как _____ («боль кружила меня»  в предложении 20) и _____ («водитель визгливо, как женщина, стал кричать» в предложении  15), передают драматизм описанной в тексте ситуации. Такой приём, как_____ (в предложении 34),  усиливает эмоциональное воздействие на читателя».

Список терминов:

  1. контекстные антонимы
  2. метафора
  3. синтаксический параллелизм
  4. сравнение
  5. эпитет
  6. фразеологизм
  7. контекстные синонимы
  8. метонимия
  9. антитеза

Ответ: 5, 2, 4, 9.

Рекомендуем:

5-ege.ru

Тест по теме "Средства художественной выразительности"

Тест по теме «Средства художественной выразительности»

Вариант 1.

1. У колодца балагурит ветер, расплескалось полное ведро…

А) Сравнение Б) Эпитет В) Антитеза Г) Олицетворение

2. Присягаю ленинградским ранам.

Первым разоренным очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц)

А) Анафора Б) Градация В) Гипербола Г) Олицетворение

3. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (Маяковский)

А) Литота Б) Эпитет В) Гипербола Г) Оксюморон

4. На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (Ахматова)

А) Сравнение Б) Олицетворение В) Эпитет Г) Анафора

5. Есть тоска веселая в алостях зари. (Есенин)

А) Сравнение Б) Метафора В) Оксюморон Г) Эпифора

6. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (Грибоедов)

А) Гипербола Б) Литота В) Эпитет Г) Антитеза

7. Я бывал в Японии не раз. Страна восходящего солнца не перестает удивлять по-прежнему.

А) Эпифора Б) Сравнение В) Метафора Г) Парафраз

8) Ликует буйный Рим. (Лермонтов)

А) Метонимия Б) Перифраз В) Сравнение Г) Гипербола

9) Гаснут красные крылья заката…(Есенин)

А) Метонимия Б) Оксюморон) В) Метафора Г) Гипербола

10) Не станет нас! А миру хоть бы что.

Исчезнет след! А миру хоть бы что. (Омар Хаям)

А) Анафора Б) Эпифора В) Градация Г) Эпитет

Проверочная работа по теме «Средства художественной выразительности»

Вариант 2

1. Снег, словно мед ноздреватый, лег под прямой частокол. (Есенин)

А) Градация Б) Эпитет В) Сравнение Г) Оксюморон

2. Горькой радостью озарилось лицо матери.

А) Оксюморон Б) Анафора В) Гипербола Г) Парафраз

3. Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза. (Есенин)

А) Метафора Б) Олицетворение В) Сравнение Г) Гипербола

4. Траурный Шопен громыхал у заката (Светлов)

А) Парафраз Б) Метафора В) Литота Г) Метонимия

5. «Все это капля в море!» - с горечью сказал Андрей. (Иващенко)

А) Литота Б) Гипербола В) Эпитет Г) Олицетворение

6. Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна. (Есенин)

А) Олицетворение Б) Эпитет В) Оксюморон Г) Градация

7. Я люблю животных. Наши меньшие братья нуждаются в защите.

А) Метонимия Б) Оксюморон В) Анафора Г) Парафраз

8. «Я вас не видел тысячу лет», - с улыбкой сказал Иван Владимирович, обращаясь ко мне.

А) Литота Б) Гипербола В) Градация Г) Парафраз

9. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (Чехов)

А) Эпифора Б) Антитеза В) Метонимия Г) Градация

10. Ситец неба такой голубой! (Есенин)

А) Метафора Б) Олицетворение В) Гипербола В) Оксюморон

Ключ к тесту

Вариант 1.

1. Г

2. Б

3. В

4. А

5. В

6. Б

7. Г

8. А

9. В

10. Б

Вариант 2.

1. В

2. А

3. Б

4. Г

5. А

6. А

7. Г

8. Б

9. Г

10. А

infourok.ru

Задание А3 в ГИА. Средства выразительности речи.

Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид употребления слов в непрямом значении.

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души.

Где-то далеко за Москвой молния распорола небо.     

Олицетворение

Разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа

Ты опять, опять со мной, бессонница!

Неподвижный лик твой узнаю.

Что, красавица, что, беззаконница,

Разве плохо я тебе пою?

В смертельном обмороке бледная река

Чуть шевелит засохшими устами.

                      Н. Заболоцкий

Соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение.

Легкомыслие! – Милый грех,

Милый спутник и враг мой милый!

Прямое сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим

Смешная жизнь, смешной разлад.

Так было и так будет после.

Как кладбище, усеян сад

В берёз изглоданные кости.

                             С. Есенин Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол.                            А. Куприн

Замена одного слова другим, смежным по значению

Он не то на серебре, на золоте едал

            А. Грибоедов

Черные фраки носились врозь и кучами там и сям.                     Н. Гоголь

Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо

И малиновое солнце

Над лохматым сизым дымом…

Как хозяин молчаливый

Ясно смотрит на меня!

И желтый шелк ковров, и грубые следы,

И понятая ложь последнего свиданья,

И парков черные, бездонные пруды,

Давно готовые для спелого страданья…

Намеренное преувеличение

В сто сорок солнц закат пылал.

Намеренное преуменьшение

Ваш шпиц, прелестный шпиц,

Не более напёрстка.

                    А. Грибоедов

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах…а сам с ноготок!

Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Слова, пишущиеся и звучащие по-разному, а по значению совпадают или очень близки

Он не шёл, а влачился, не поднимая ног от земли.

                              А.  Куприн
Контекстные синонимы

Слова или словосочетания, которые обозначают одно и то же, но находятся в разных предложениях, являясь их средством связи.

Однажды в газете поместили фотографию мальчика, который выиграл велосипед. До сих пор помню этого счастливца.

Слова, противоположные по своему лексическому значению

В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы молод.                Н. Гоголь

Слова, имеющие одинаковое написание или произношение, но разные по лексическому значению

Радуйся,

Радуйся,

Ты доканала!

Теперь такая тоска,

Что только б добежать до канала

И голову сунуть воде в оскал.

Эмоционально-оценочная и экспрессивная лексика

Слова, в лексическое значение которых входят устойчивая эмоциональная окраска или оценка

С Россией кончено… На последях

Её мы прогалдели, проболтали, Пролузгали, пропили, проплевали,

Замызгали на грязных площадях…

Стилистически ограниченная лексика

Включает сниженную лексику (разговорные и просторечные слова), а также книжную

Подобно земноводной деве,

Не скрестит две руки крестом –

Дщерь, выношенная во чреве

Не материнском, а морском!

Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы, поговорки

Ф. – устойчивые меткие выражения, обладающие целостным значением.

Кр. сл. – вошедшие в речь выражения, представляющие собой краткие цитаты из лит. произведений, а также известные изречения.

Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы.

 Н. Гоголь

tutorus62.blogspot.com

Средства речевой выразительности

Средства речевой выразительности

Помните известную русскую пословицу: "Без труда не выловишь и рыбку из пруда"? Как вы думаете, почему я её цитирую? Да потому что невозможно подготовиться к заданию А3, не прилагая к этому никаких усилий! Всё дело в том, что для правильного выполнения этого задания в первую очередь необходимо знать определения следующих средств речевой выразительности: 1. Метафора – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, сущ. Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму. 2. Олицетворение – наделение неодуш. предметов призаками и свойствами человека. Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. 3. Эпитет – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прилагательные и наречия. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет) 4. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено: а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки. б) сравнительным придаточным предложением Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. в) сущ. в Т.п. Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник. 5. Гипербола – преувеличение. Например: Я тебе миллион раз говорил. 6. Литота – преуменьшение. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. 7. Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Например: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке… 8. Параллелизм – повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности. Например: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие… 9. Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания. Например: Сейте разумное, доброе, вечное… 10. Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме. Например: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень. 11. Инверсия – необычный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого б) прилагательное после существительного в) наречие после глагола Например: Вот нахмурил царь брови чёрные… (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.) 12. Риторический вопрос – это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например: На кого не действует новизна? 13. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности. Например: О Русь моя! Жена моя! 14. Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем. Например: ленивый, ленится, лентяй 15. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса 16. Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения. Например: реветь, дочурка, продажный 17. Перифраз - косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания Например: ночное светило = луна или "Люблю тебя, Петра творенье!"="Люблю тебя, Санкт-Петербург!" 18. Метонимия - образное обозначение предмета по одному из его признаков. Например: «Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются "корабли" 19. Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание. Например: Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. 20. Оксюморон - сочетание несочетаемого. Например: живой труп, пленница свободы, светлая тьма

studfiles.net

Средства языковой выразительности

Выразительные словообразовательные средства

Выразительные средства лексики и фразеологии

Языковые средства выразительности: фразеологизмы и афоризмы.

Те свойства и особенности речи оратора, которые поддерживают внимание и интерес слушателей, активизируют процесс восприятия, называются выразительными средствами. Их цель - не украшать речь, а управлять процессом активного мышления слушателей. Выразительность может бытьинформационной,структурнойиэмоциональной. Образно-эмоциональная выразительность речи определяется лингвистическими и экстралингвистическими (поведение, мимика, жесты, контакт с аудиторией и т.д.) факторами, особенностями техники речи оратора. В зависимости от типа речи и индивидуальных ораторских особенностей, выступающий выбирает те или иные средства выразительности.

Языковые средства образности, эмоциональности и выразительности бывают: произносительные, акцентологические, интонационные, фонетические(звуки не несут в себе понятийное содержание, но могут вызвать у слушателей определенное настроение и эмоции, например: звуки В, Л, Н, И, Е "нежные, светлые", Г, X, Ж, Ы - "тоскливые, грустные, темные"),словообразовательные(существительные с суффиксами -ение, -ание. -утие - тяжелые и громоздкие, они затрудняют восприятие речи),морфологические (глаголы способствуют эмоциональной выразительности, а прилагательные в большом количестве, причастия, деепричастия утяжеляют речь),лексические, синтаксические, стилистические.

Особые средства образно-эмоциональной выразительности - фразеологизмы и афоризмы (крылатые слова и выражения, пословицы, поговорки), которые используются в устной речи, во-первых, для более точного и эмоционального выражения собственной мысли, во-вторых, для подкрепления собственных слов, их большей убедительности. "Краткие изречения врезываются в умы людей, пускают корни, дают цветы, приносят плоды и не перестают оказывать действие".

Метафора

Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид употребления слов в непрямом значении.

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души.

В. Маяковский

Где-то далеко за Москвой молния распорола небо.

(М. Булгаков)

Олицетворение

Разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа

Ты опять, опять со мной, бессонница!

Неподвижный лик твойузнаю.

Что, красавица, что,беззаконница,

Разве плохо я тебе пою?

А. Ахматова

В смертельном обмороке бледная река

Чуть шевелит засохшими устами.

Н. Заболоцкий

Оксюморон

Соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение.

Легкомыслие! – Милый грех,

Милый спутник и враг мой милый!

М. Цветаева

Сравнение

Прямое сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим

Смешная жизнь, смешной разлад.

Так было и так будет после.

Как кладбище, усеян сад

В берёз изглоданные кости.

С. Есенин

Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол.

(А. Куприн)

Метонимия

Замена одного слова другим, смежным по значению

Он не то на серебре, на золотеедал

(А. Грибоедов)

Черные фракиносились врозь и кучами там и сям. (Н. Гоголь)

Эпитет

Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо

И малиновоесолнце

Над лохматым сизымдымом…

Как хозяин молчаливый

Ясносмотрит на меня!

А. Ахматова

И желтыйшелк ковров, игрубые следы,

И понятая ложь последнегосвиданья,

И парков черные, бездонныепруды,

Давно готовые для спелогостраданья…

И. Анненский

Гипербола

Намеренное преувеличение

В сто сорок солнцзакат пылал.

В. Маяковский

Литота

Намеренное преуменьшение

Ваш шпиц, прелестный шпиц,

Не более напёрстка.

А. Грибоедов

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах…а сам с ноготок!

Н. Некрасов

Перифраза

Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

А. Пушкин

Синоним

Слова, пишущиеся и звучащие по-разному, а по значению совпадают или очень близки

Он не шёл, авлачился,не поднимая ног от земли.

А. Куприн

Контекстные синонимы

Слова или словосочетания, которые обозначают одно и то же, но находятся в разных предложениях, являясь их средством связи.

Однажды в газете поместили фотографию мальчика, который выиграл велосипед. До сих пор помнюэтого счастливца.

Антоним

Слова, противоположные по своему лексическому значению

В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишкомтонок; нельзя сказать, чтобыстар, однако ж и не так чтобымолод. (Н. Гоголь)

Омоним

Слова, имеющие одинаковое написание или произношение, но разные по лексическому значению

Радуйся,

Радуйся,

Ты доканала!

Теперь такая тоска,

Что только б добежать до канала

И голову сунуть воде в оскал.

В. Маяковский

Эмоционально-оценочная и экспрессивная лексика

Слова, в лексическое значение которых входят устойчивая эмоциональная окраска или оценка

С Россией кончено… На последях

Её мы прогалдели, проболтали,

Пролузгали, пропили, проплевали,

Замызгалина грязных площадях…

М. Волошин

Стилистически ограниченная лексика

Включает сниженную лексику (разговорные и просторечные слова), а также книжную

Подобно земноводной деве,

Не скрестит две руки крестом –

Дщерь, выношеннаяво чреве

Не материнском, а морском!

М. Цветаева

Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы, поговорки

Ф. – устойчивые меткие выражения, обладающие целостным значением.

Кр. сл. – вошедшие в речь выражения, представляющие собой краткие цитаты из лит. произведений, а также известные изречения.

Один богразвемог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы.

(Н. Гоголь)

Анафора

Повторение отдельных слов или оборотов в началепредложений

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,

Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою – как никто другой.

М. Цветаева

Эпифора

Повторение слов или выражений в концесоседних или смежных предложений

Други его – не тревожьте его!

Слуги его – не тревожьте его!

Было так ясно на лике его:

Царство мое не от мира сего.

М. Цветаева

Антитеза

Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия

Они сошлись. Волна и камень.

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

А. Пушкин

Инверсия

Нарушение обычного порядка слов для придания им особого смысла

Знаете ли вы, бездарные, многие,

Думающие, нажраться лучше как, -

Может быть, сейчас бомбой ноги

Выдрало у Петрова поручика?..

В. Маяковский

Эллипсис

Пропуск слова, легко восстанавливаемого из контекста

Люблю тебя в твоем просторе я

И в каждой вязкой колее.

Пусть у Европы есть история, -

Но у России – житие.

С. Парнок

Градация

Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое текстом

Я вижу, ячувствую, –чуювас всюду!

- Что ленты от ваших венков! –

Я вас не забыла и вас не забуду

Во веки веков.

М. Цветаева

Параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений (или его частей)

Я – внезапный излом,

Я – играющий гром,

Я – прозрачный ручей,

Я – для всех и ничей.

К. Бальмонт

Парцелляция

Членение предложения на части для выделения его смысловых акцентов.

В деревню! К тётке! В глушь! В Саратов!

Риторический вопрос

Вопрос, который не требует ответа, а привлекает внимание к проблеме.

Сколько раз говорить тебе одно и то же?!

Риторическое обращение

Обращение к чему-либо (кому-либо) не с целью разговора, а для усиления выразительности речи

О небо, небо, ты мне будешь сниться!

Риторическое восклицание

Эмоционально окрашенное предложение

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи! (А. Чехов)

Многосоюзие

(полисиндетон)

Распространение поэтической речи, в которой увеличено число союзов между словами

Исердце бьётся в упоенье,

Идля него воскресли вновь

И божество,ивдохновенье,

Ижизнь,ислезы,илюбовь.

Бессоюзие

(асиндетон)

Построение речи, в которой опущены союзы, соединяющие слова

Переходы, коридоры, уборные,

Лестница витая, полутемная;

Разговоры, споры упорные,

На дверях занавески нескромные.

М. Кузьмин

studfiles.net

Изобразительно-выразительные средства языка - Теория литературы - Литература - Публикации

Средство

Определение

Пример

Выразительные средства фонетики. Звукопись

Аллитерация

Прием звуковой выразительности, намеренное повторение однородных согласных звуков в художественном, преимущественно поэтическом, тексте Звоны-стоны, перезвоны,Звоны-вздохи, звоны-сны.Высоки крутые склоны,Крутосклоны зелены.

С. Городецкий

Ассонанс

Прием звуковой выразительности, намеренное повторение однородных гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным,Думаю думу свою.

Н. Некрасов

Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы

Аллегория

(от греч. allegoria — иносказание)– изображение отвлечённых понятий в конкретных образах. Например, хитрость изображается в образе лисы, глупость и упрямство — в образе осла.

Прекрасен царскосельский сад,Где льва сразив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция)

А. Пушкин

Ирония

Иносказательные слова, в которых различные явления жизни отождествляются не по смежности или сходству, а по их контрасту. Слово «ирония» применяется для обозначения насмешливого отношения к жизни.

— Отколе,  умная, бредешь ты, голова? — Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

И.Крылов

Метафора

Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид употребления слов в непрямом значении. Вам завещаю я сад фруктовыйМоей великой души.

В. Маяковский

Где-то далеко за Москвой молния распорола небо.

М. Булгаков

Олицетворение

Разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа Ты опять, опять со мной, бессонница!Неподвижный лик твой узнаю.Что, красавица, что, беззаконница,Разве плохо я тебе пою?

А. Ахматова

В смертельном обмороке бледная рекаЧуть шевелит засохшими устами.

Н. Заболоцкий

Метонимия Разновидность метафоры, замена одного слова другим, смежным по значению Он не то на серебре, на золоте едал.

А. Грибоедов

Черные фраки носились врозь и кучами там и сям.

Н. Гоголь

Синекдоха

Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

1) Всё спит – и человек, и зверь, и птица. (Гоголь)  - единственное число употребляется вместо множественного.2) Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) – множественное число вместо единственного.3) Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? – В крыше для моего семейства. (Герцен) – часть вместо целого.4) Пуще всего береги копейку (Гоголь) – видовое название вместо родового, «копейка» вместо «деньги».

Оксюморон

Соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение. Есть.тоска весёлая в алостях зари.

С.Есенин

Наступило вечное мгновение.

А.Блок

Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна.

М.Цветаева

Огромная осень, стара и юна,  в неистово-синем сиянье окна. 

А.Вознесенский

Сравнение

Прямое сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного через другое

Сравнение может быть построено:а) при помощи творительного падежа:Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы.

Н.А. Некрасов

б) сравнительного оборота:Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял.

М.Ю. Лермонтов

в) слов "подобно", "похожий":Её любовь к сыну была подобна безумию. 

М. Горький

г) придаточного сравнения:Тихо прожил, тихо и умру, как в своё время высохнет и свалится лист вот с этого кустика. 

И.Бунин

Эпитет

Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо И малиновое солнцеНад лохматым сизым дымом…Как хозяин молчаливыйЯсно смотрит на меня!

А. Ахматова

И желтый шелк ковров, и грубые следы,И понятая ложь последнего свиданья,И парков черные, бездонные пруды,Давно готовые для спелого страданья…

И. Анненский

Гипербола

Намеренное преувеличение В сто сорок солнц закат пылал.

В. Маяковский

Литота

Намеренное преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц,Не более напёрстка.

А. Грибоедов

В больших сапогах, в полушубке овчинном,В больших рукавицах…а сам с ноготок!

Н. Некрасов

Перифраза

Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл Унылая пора! очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса…

А. Пушкин

Фразеологизмы, крылатые слова, афоризмы, пословицы, поговорки

Ф. – устойчивые меткие выражения, обладающие целостным значением.А. - краткое выразительное изречение, эквивалентное предложению.Кр. сл. – вошедшие в речь выражения (эквивалентные словам или словосочетаниям), представляющие собой краткие цитаты из лит. произведений, а также известные изречения. Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы.

Н. Гоголь

Дома новы, да прерассудки стары.

А.С. Грибоедов

Выразительные средства синтаксиса. Приемы и фигуры

Анафора

Повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,Оттого что я о тебе спою – как никто другой.

М. Цветаева

Эпифора

Повторение слов или выражений в конце соседних или смежных предложений Други его – не тревожьте его!Слуги его – не тревожьте его!Было так ясно на лике его:Царство мое не от мира сего.

М. Цветаева

Повтор

Прием, основанный на повторении отдельного слова или словосочетания в одном или нескольких предложениях без привязки к месту в предложении.

Зовет меня, зовет твой стон.Зовет и к гробу приближает.

Г. Державин

Антитеза

Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия Они сошлись. Волна и камень.Стихи и проза, лед и пламеньНе столь различны меж собой.

А. Пушкин

Инверсия

Нарушение обычного порядка слов для придания им особого смысла Знаете ли вы, бездарные, многие,Думающие, нажраться лучше как, -Может быть, сейчас бомбой ногиВыдрало у Петрова поручика?..

В. Маяковский

Эллипсис

Пропуск слова, легко восстанавливаемого из контекста Люблю тебя в твоем просторе яИ в каждой вязкой колее.Пусть у Европы есть история, -Но у России – житие.

С. Парнок

Умолчание

Это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому  догадываться о невысказанном.

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал,Что уж барону время умереть.

А.С. Пушкин

Градация

Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое текстом

а) восходящая градация:Не жалею, не зову, не плачу,Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

С. Есенин

б) нисходящая градация:Никто не даст нам избавленья, / Ни Бог, ни царь и не герой.

Интернационал

 

Параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений (или его частей) Я – внезапный излом,Я – играющий гром,Я – прозрачный ручей,Я – для всех и ничей.

К. Бальмонт

Парцелляция

Намеренное членение предложения на части для выделения его смысловых акцентов. В деревню! К тётке! В глушь! В Саратов!

А. Грибоедов

Риторический вопрос

Вопрос, который не требует ответа, а привлекает внимание к проблеме. Могу ль узреть во блеске новомМечты увядшей красоту?Могу ль опять одеть покровомЗнакомой жизни наготу?

В. Жуковский

Риторическое обращение

Обращение к чему-либо (кому-либо) не с целью разговора, а для усиления выразительности речи О небо, небо, ты мне будешь сниться!

О. Мандельштам

Риторическое восклицание

Эмоционально окрашенное предложение Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи!

А. Чехов

Многосоюзие

Распространение поэтической речи, в которой увеличено число союзов между словами И сердце бьётся в упоенье,И для него воскресли вновьИ божество, и вдохновенье,И жизнь, и слезы, и любовь.

А. Пушкин

Бессоюзие

Построение речи, в которой опущены союзы, соединяющие слова Переходы, коридоры, уборные,Лестница витая, полутемная;Разговоры, споры упорные,На дверях занавески нескромные.

М. Кузьмин

www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта