Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

История детской журналистики. Автор первого журнала для детей


Первые советские журналы для детей « Журнал Мост

Даже тем, кто родился уже в постсоветскую эпоху, знакомы названия детских журналов «Пионер», «Мурзилка», «Веселые картинки». Но как появилась первая советская периодика для детей и какую преследовала цель?

История детских журналов

Хотя советская идеология поначалу стремилась создать все абсолютно новое, ей необходимо было опираться на имперские традиции – в частности, в периодике для детей. Первый журнал появился еще в 1785 году в виде бесплатного приложения к «Московским ведомостям» — это было «Детское чтение для сердца и разума», издававшееся 4 года под руководством Н. И. Новикова. Цель журнала состояла в «распространении науки, добрых обычаев, обогащении ума и воспитании чувств». Основными жанрами были басни, «беседы Добросерда», загадки, анекдоты, а также «разговоры» между родителями и детьми, через которые детям объясняли исторические факты или события (например, о происхождении кофе). Все это говорило об осознании взрослыми ребенка как самостоятельного читателя, которого необходимо обучать любви к Отечеству.

В связи с крайне медленным развитием детской литературы, журналы и альманахи были по сути единственным специализированным чтением для детей. Почти все они были наполнены нравоучениями, научными заметками и записками о верности монархии. Журналы, как и их издатели, считали своим долгом просвещать и воспитывать и уж в самую последнюю очередь – развлекать. Именно поэтому рассказы были скучны и однообразны, сказок почти не публиковали, либо это были вольные переложения европейских сказок на русский. Дореволюционные журналы стали приобщать детей к происходящим событиям, появился элемент сатиры.

Это подготовило почву для пионерских журналов, ведь только что возникшей пионерской организации (1922-1991) требовалась база для продвижения идей и воспитания советских граждан. Журналы стали если не гарантом, то транслятором идей коммунизма для подрастающего поколения. Первыми вышли петроградские «Юные товарищи» (1922) и московский «Барабан» (1923). Целью «Барабана» было будить и звать к «конечной цели юных пионеров – освобождению угнетенных, свержению капитала и созданию Нового Трудового Коммунистического общества». Для крестьянских детей выходили «Искорка» и «Дружные ребята», просуществовавшие до 1950-х. «Ребята» были дешевым карманным изданием всего в 32 черно-белых страницы, а на обложке – всегда рисунок, не фотография. Зачастую в них выходили примерные программы празднования Нового года или дня рождения Сталина, различные короткие пьесы («Димка-невидимка»), загадки и шарады.

b37b6691-7e16-4bbd-a549-9ac1c640f820___plakat

Из альманаха «Воробей» возник недолговечный литературный журнал «Новый Робинзон» (1924-25), фактическим редактором которого был С. Я. Маршак – главный детский поэт 20-х. Журнал утверждал:

«Эльфами и королями не заинтересуешь современного ребенка. Ему нужна другая литература – литература реалистическая».

То есть советская действительность отказывалась от столь близкого и понятного детям волшебства и фантазий, подменяя их идеальными картинками «реальной» жизни. Тем не менее, «Новый Робинзон» собрал очень сильную команду авторов: Пастернак, Шварц, Каверин поддерживали игровое начало, заложенное Маршаком.

Чиж, Ёж и Мурзилка

Этот же костяк авторов перекочевал в легендарные «Ёж» (1929-1930) и «Чиж» (1930-1941), также созданные Маршаком и писателями из его круга – Шварцем, Олейниковым, Хармсом, Зощенко. «Ёж» ориентировался на тех, кого уже посвятили в пионеры, а «Чиж» – на тех, кому это только предстояло. И если советская идеология не допускала всяких сказочных вольностей, то Маршак заменил волшебство игрой: принципом обоих изданий было «познание и освоение мира через игру». Авторы говорили с детьми на равных, при этом достаточно неформально – в журнале не было типичных докладов об успехах, информация о пятилетках подавалась весело, в стихах или очерках «Тысяча и одна задача». У «Ежа» были свои герои, Иван Торопышкин и Макар Свирепый, «единственный который сочиняет свои произведения, сидя верхом на лошади Гвоздике вместе с собакой Пулеметом». Свободный стиль сыграл злую шутку – журнал был закрыт цензурой. Особенностью «Чижа» были свои комиксы «Умная Маша» – первые комиксы в СССР. Маша стала очень популярным персонажем, читатели писали ей письма, а в 1935 г. с 11 до 12 можно было позвонить в редакцию и поговорить с Машей. На звонки отвечала сотрудница Татьяна Гуревич, чей голос был очень похож на детский.

chig36eg001

Альтернативой «Чижу» был известный и выходящий до сих пор «Мурзилка» (с 1924), а после его закрытия стал единственным изданием для дошкольников. Здесь также не обошлось без участия Маршака, работавшего с Чуковским, Пришвиным, Чарушиным. Изначально персонаж Мурзилка был придуман еще до революции Анной Хвольсон как маленький лесной человечек во фраке с моноклем и тросточкой. В первом номере Мурзилка был маленькой белой собачкой маmurzilka_rabochaya_gazeta_1924льчика Пети, и только в 1937 г. он приобрел свой нынешний вид – желтый пушистый корреспондент в красном берете с фотоаппаратом наперевес. «Мурзилка», несмотря на невозможность ухода от идеологии, все же нашел выход воспитания – через природу. В основном в нем были сказки о животном мире (куда реалистичнее волшебных сказок), рассказы о явлениях природы, игры, шарады, сценки. Его отличие – в репортажах о жизни именно детей, а не взрослых. Выпуск «Мурзилки» не прерывался ни разу, даже во время войны. Сам журнал описывал себя как издание про «ребячье житье-бытье и природу», показывая «как ребята должны работать сообща, чтобы им весело было от работы». Тем не менее, в 20-30-х гг. журнал был сильно политизирован: сказка «Репка» превращается в рассказ о том, как милиционер, шофер, рабочий, пионер и октябренок тянут грузовик. Сказки на поверку оказываются рассказами о крепостных крестьянах, китайских рабочих и необычных животных. В первых номерах вместо снеговика дети лепят из снега бюст Ленина.

Главный детский журнал

Наконец, в 1924 г. главный детский журнал «Пионер» – центр притяжения любых публикаций для детей, будь то повести, научные рассказы или репортажи. «Пионер» стал идеалом детского журнала нового типа для коммунистического воспитания: «У каждого свой вкус, своя манера, но каждый, кто безус, читает “Пионера”». Первый номер от 15 марта 1924 г., как ни странно, был траурным – по случаю смерти Ленина, в честь которой пионерской организации было присвоено его имя. «Пионер» был стартом для начинающих писателей, именно в нем впервые увидели свет такие герои как дядя Степа, «мальчик со шпагой» Сережа Каховский, «Старик Хоттабыч», капитан Врунгель. В 20-е гг. журнал был местом детских дискуссий и дебатов. Благодаря рубрикам «Бумеранг» (стенгазета деткоров) и «Хочу переписываться» (почтовый ящик) читатели получили возможность общаться на злободневные темы: «Какая дружба нам нужна?», «Каким должен быть пионервожатый?», «Кем я хочу быть?». Обсуждения вылились в спец-рубрику «Мне не с кем посоветоваться», куда дети писали письма о том, с чем не могли поделиться со взрослыми или же на что просто не находили ответа. И хотя журнал, казалось бы, предоставлял место для свободного высказывания, письма проходили тщательный отбор, сильно редактировались, а позднее письма от лица редакции выдавались за почту от читателей. Темы также строго контролировались и соответствовали идеологии.

В целом, несмотря на необходимость следовать жестким правилам, советские журналы следовали все тем же имперским принципам воспитания детей через публицистику – любовь к Родине и государственному устрою, верность определенным принципам, стремление к идеалам, просвещение. И пусть многое было запрещено и пропитано идеологией, а авторы подверглись репрессиям в 30-х, создателям журналов все же удавалось создавать небольшие островки детства, на которых воспитывали новых, правильных граждан для страны.

Автор: Анастасия ДороговаЖурнал Мост

mostmag.ru

Первые книги для детей

Долгое время круг чтения детей и взрослых из образованных семей был общим и специальная детская литература не издавалась. «Культура.РФ» рассказывает, что читали в разные столетия российские дети: от древних букварей до первых художественных произведений.

Азбука

Первые школы на Руси появились после Крещения. Запись в Повести временных лет гласит, что князь Владимир «посылал собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». При этом «матери же детей плакали о них, ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых».

Первые книги для детей. Галерея 5

Иван Федоров. Изображение: publiclibrary.ru

Первые книги для детей. Галерея 5

«Азбука» Ивана Федорова. Изображение: expositions.nlr.ru

Первые книги для детей. Галерея 5

«Азбука» Ивана Федорова. Изображение: sovershenstvo-mysli.ru

Основным детским чтением были церковные книги, большинство которых составляли рукописные переводы с византийского. Первую славянскую печатную «Азбуку» создал Иван Федоров в 1574 году «ради скорого младенческого научения». Исследователь Бен Хеллман в книге «Сказка и быль. История русской детской литературы» пишет, что ребенку надлежало учиться читать для того, чтобы самому изучать Священное писание. Книга Федорова состояла из трех частей: в первой — алфавит, во второй — грамматика, а в третьей — материалы для чтения. Текстами для самостоятельного изучения были молитвы и отрывки из Библии. «Коль языку сладок мед, столько полезно знание и учение человеку», — указывала азбука.

В XV–XVII веках главной и единственной детской книгой считался учебник. Книги стоили достаточно дорого для среднестатистической семьи. Сохранилась запись архиепископа Афанасия о покупке церковных книг: Новый Завет приобрели за три рубля, «Мир с Богом» за один рубль и «Ключ разумения» за четыре рубля. На эти деньги в то время можно было купить лошадь. Поэтому долгое время книги считались развлечением, на которое было жалко тратить семейный бюджет, а сказки и былины запоминали наизусть и передавали из уст в уста.

Первая поэзия

Считается, что русская поэзия для детей ведет свою историю с начала XVII века, когда в «Букваре», помимо церковных текстов, впервые напечатали авторскую поэму справщика московского Печатного двора Савватия. Стихи были назидательными: поэт советовал юным читателям оставить «всякое мудрствование» и усердно трудиться и напоминал о вреде «лености и нерадении всякому бываемому во учении».

Первые книги для детей. Галерея 1

Савватий Соловецкий. Изображение: monasterium.ru

Первые книги для детей. Галерея 1

Симеон Полоцкий. Изображение: posmotrim.by

Первые книги для детей. Галерея 1

«Большой букварь» Кариона Истомина (фрагмент). Изображение: mynnm.ru

Еще один поэт — монах и богослов Симеон Полоцкий — известен как создатель «Букваря языка словенска». Полоцкий также был автором поэтических книг для царских детей, в частности он создал сборник морально-нравственных поучительных историй «Ветроград многоцветный».

Другой придворный поэт, Карион Истомин, написал книгу о воспитании детей, которую назвал «Домостроем» — по аналогии с известным одноименным трудом священника Сильвестра. Истомин отмечал, что дети легче усваивают правила хороших манер и христианскую мораль из небольших стихотворений. Он же выпустил «Большой букварь», где впервые появились иллюстрации. Это пособие напоминало современные: каждая страница посвящалась одной букве, а на гравюрах были изображены предметы и животные, чьи названия начинаются с литеры.

Первые повести

Для древнерусских летописцев, которые были авторами своего рода прозаической литературы, не существовало понятия «психология возраста», потому и прозы, рассчитанной на детей, на Руси не было вплоть до середины XVII века.

Филолог Ирина Арзамасцева рассказывает, что в то время начался процесс перехода от учебно-просветительной литературы к сочинениям художественной и научно-познавательной направленности: «Учебная книга давала ребенку готовую информацию, которую оставалось только заучить. Такая книга была ориентирована на одностороннее мышление читателя, приучала его к чужому монологу. Параллельно ей развивается литература, строящая с ребенком диалог, отражающая его детское «я», отвечающая на его «почему».

В середине XVII века начали перерабатывать, сокращать и упрощать рыцарские и русские воинские повести: «Сказание о Мамаевом побоище», «Сказка о Еруслане Лазаревиче», «Повесть об осадном сидении донских казаков», «Повесть о Петре и Февронии». Начал формироваться и жанр рассказа: в одном из ранних рассказов повествуется о сыне-преступнике, который по дороге на казнь откусил ухо своей матери. Он объяснил это тем, что мать — виновница его гибели, поскольку не наказала его за первую кражу.

Сказки для царевичей

В Петровскую эпоху количество изданий для детей возросло. Появились книги по этикету, самой известной из которых стало «Юности честное зерцало» — учебник европейских светских манер. Образованные дети XVIII века увлекались иностранными романами — переводили в основном французские, немецкие и английские книги. Популярны были басни Эзопа, «Робинзон Крузо» и «Путешествие Гулливера».

Первые книги для детей. Галерея 2

Портрет Екатерины II. Картина Федора Рокотова. 1735–1808. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Первые книги для детей. Галерея 2

Екатерина II. Сказка «О Царевиче Хлоре». Изображение: pushkinmuseum.ru

Первые книги для детей. Галерея 2

Екатерина II. Сказка «О Царевиче Февее». Изображение: arch.rgdb.ru

Отечественные детские книги появились также в XVIII веке. Среди авторов, обратившихся к литературе для детей, была сама Екатерина II. Императрица вдохновилась педагогическими идеями французского философа Жан-Жака Руссо о том, что ребенку следует развиваться в соответствии с возрастом. Для своих внуков Екатерина издала букварь и написала две сказки: «О царевиче Хлоре» и «О царевиче Февее». Эти книги сегодня считаются первыми детскими произведениями на русском языке. Обе истории были аллегоричны и носили поучительный характер. К примеру, герой первой сказки царевич Хлор искал розу без шипов при помощи советников — Рассудка, Честности и Истины — для того, чтобы стать лучшим правителем.

Письмовник

Другим автором детских книг этой эпохи был профессор Курганов. Он создал «Письмовник» — грамматику 1769 года, где была собрана «наука русского языка со многим присовокуплением разного учебного и полезнозабавного вещесловия». «Письмовник» стал универсальным пособием по русскому языку, в котором, помимо сведений о грамматике, можно было найти поэзию, народные пословицы, сказки и небольшие анекдотические повести. Например, сатирические стихи:

О, коль счастливы желты те песчинки,В кои ступала ты ногой!Ах и прекрасны мягкие травинки,Кои лежали под тобой!

Сам Курганов в предисловии писал о пользе развлекательного чтения и о том, что такой текст «веселит, обогащает мысли и просвещает разум», так как в нем «много нравоучительного и то, что послужит полезно-приятным упражнением».

Первые книги для детей. Галерея 3

Николай Курганов. «Письмовник. Часть первая». Изображение: imwerden.de

Первые книги для детей. Галерея 3

Николай Курганов. «Письмовник. Часть первая». Изображение: imwerden.de

Первые книги для детей. Галерея 3

Николай Курганов. «Письмовник. Часть вторая». Изображение: imwerden.de

«Письмовник» был невероятно популярной книгой, которую можно было найти у каждой образованной семьи. Среди его поклонников были писатели Александр Герцен, Николай Гоголь и Александр Пушкин. Персонаж последнего из «Истории села Горюхина» вспоминал: «Родители мои, люди почтенные, но простые и воспитанные по-старинному, никогда ничего не читывали, и во всем доме, кроме Азбуки, купленной для меня, календарей и Новейшего письмовника, никаких книг не находилось. Чтение письмовника долго было любимым моим упражнением. Я знал его наизусть и, несмотря на то, каждый день находил в нем новые незамеченные красоты».

Исследователи считают, что своей популярностью «Письмовник» обязан беллетристической части — «Кратким замысловатым повестям». Это был сборник веселых и занимательных историй, притч и рассказов. В них высмеивалась, например, страсть светского общества к кофе: «Понеже кофе служит главным лекарством от печали, то некая госпожа, уведомясь, что ее муж убит на войне, — «Ах, бессчастна!» — вскричала она, — скоро подайте кофию», — и тотчас стала весела». Обсуждались также человеческие пороки: «Некая госпожа, беспокойная в своем болтании, спросила лекаря, отчего у ней зубы падают. Он ей на то: «Оттого, сударыня, что ты их часто своим языком колотить изволишь».

Первый детский журнал

В 1785 году журналист и издатель Николай Новиков начал выпускать специальное приложение к газете «Московские ведомости» — «Детское чтение для сердца и разума», адресованное «русскому юношеству». Новиков выступал против иностранной литературы и в первом выпуске написал: «Несправедливо оставлять свой собственный язык, еще и презирать его. Всякому, кто любит свое Отечество, весьма прискорбно видеть многих из вас, которые лучше знают по-французски, нежели по-русски».

Первые книги для детей. Галерея 4

Портрет Николая Новикова. Картина Дмитрия Левицкого. 1797. Изображение: wikipedia.org

Первые книги для детей. Галерея 4

«Детское чтение для сердца и разума» Николая Новикова. Изображение: arch.rgdb.ru

Первые книги для детей. Галерея 4

Портрет Сергея Аксакова. Картина Ивана Крамского. 1878. Третьяковская галерея, Москва

В «Детском чтении» публиковали повести о добродетелях и пороках, рассказы о природных явлениях (о смене времен года или об устройстве Вселенной), восточные сказки, беседы о нравственности. Новиков стремился привлечь к детской литературе популярных авторов, и вскоре к созданию журнала присоединились Николай Карамзин и Александр Петров. Карамзин опубликовал в журнале свой рассказ «Евгений и Юлий» о трагической любви молодых людей. Позже писатель не раз создавал сказки для детей, вдохновляясь произведениями Шарля Перро.

Среди поклонников издания Новикова тоже были литераторы-классики. Например, Сергей Аксаков так вспоминал минуты чтения журнала в книге «Детские годы Багрова-внука»: «Боясь, чтоб кто-нибудь не отнял моего сокровища, я пробежал прямо через сени в детскую, лег в свою кроватку, закрылся пологом, развернул первую часть — и позабыл все меня окружающее. Мать рассказывала мне потом, что я был точно как помешанный: ничего не говорил, не понимал, что мне говорят, и не хотел идти обедать. Должны были отнять книжку, несмотря на горькие мои слезы. Угроза, что книги отнимут совсем, заставила меня удержаться от слез, встать и даже обедать. После обеда я опять схватил книжку и читал до вечера».

В конце XVIII века писатель Александр Шишков издал «Детскую библиотеку» — сборник переведенной немецкой поэзии, легкой по ритму, простой и понятной детям.

Хоть весноюИ тепленько,А зимоюХолодненько,Но и в стужеМне не хуже:В зимний холодВсякий молод,Все игривы,Все шутливы.

Книга Шишкова принципиально отличалась от стихотворных опытов предыдущих веков и стала предвестницей светской русской поэзии для детей.

Автор: Мария Соловьева

www.culture.ru

Делимся опытом: Журнальная мозаика - Детские журналы

Вместо предисловия

Девчонки и мальчишки! Я приглашаю вас в увлекательное путешествие в таинственный мир. Нет, это не сказочный мир тридевятого царства, тридевятого государства и невыдуманное Зазеркалье. Мир, куда я вас приглашаю, вполне реален и расположен в библиотеке. И называется он - ПЕРИОДИКА.

Наверное, многие из вас спросят: "А что это за незнакомое иностранное слово?" Не пугайтесь, я отвечу на ваш вопрос. Периодика - это печатные издания, которые выходят периодически: каждый день, раз в неделю, один раз в месяц. Это газеты и журналы. Именно из них мы узнаем новости и ответы на интересующие нас вопросы.

Газеты и журналы появились уже очень давно: первые - в Древнем Египте, только они были "каменные" и представляли собой текст, высеченный на стенах храмов. В них рассказывалось о значимых событиях тех времен. Само же слово "газета" появилось 500 лет назад в Италии, в городе Венеции, так называлась мелкая монета. Именно одну газету должен был заплатить купец за листок, где сообщались разные торговые новости. Так, постепенно, листок, в котором были напечатаны самые последние новости, стали называть по имени монетки - "газетой". В России первая печатная газета - "Ведомости" Петра I - появилась в 1702 году. Итак, газета - это печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях.

Другим распространенным печатным периодическим изданием является журнал. Это слово французского происхождения, первоначально означало "дневник". Первым журналом считается "Журналь де саван", изданный во Франции в 1665 году. В России первый журнал-приложение к газете "Санкт-Петербургские ведомости". А первый русский журнал для юных читателей появился в 1785 году! Он назывался "Детское чтение для сердца и разума".

На первой странице газеты и на обложке журнала напечатано: название, номер, месяц, год. В журнале вы найдете содержание, которое "расскажет" вам, о чем вы можете прочитать в данном номере журнала.

Журналы выдаются на дом на абонементе, но свежие номера газет и журналов выдаются для чтения только в читальном зале библиотеки. Детский отдел Публичной библиотеки выписывает более 30 наименований газет и журналов. Как же разобраться в этом море информации? В нашем дайджесте вы познакомитесь с наиболее интересными периодическими изданиями для детей и подростков. Ну, давайте же поскорее раскроем богатства Журнального царства.

Копилка знаний

"A почему?"

Если тебе в школе интересно, но хочется узнать больше - возьми в руки журнал "А почему?".

Ты прочтешь о путешественниках, удивительных изобретениях, музеях мира, любопытных фактах. Разгадаешь ребусы, венгерские и японские кроссворды, раскроешь секреты фокусов известных иллюзионистов.

Школьник Тим и компьютерный всезнайка Бит, постоянные герои комиксов, покажут тебе путь в загадочный мир истории. С ними ты побываешь на стройке пирамид царя Хаммурапи, прокатишься на колеснице с Юлием Цезарем попируешь за столом с Карлом Великим, посидишь на троне Наполеона Бонапарта. А вместе со специальным корреспондентом ты удивишься красоте достопримечательностей какой-нибудь далекой страны.

Почему у собаки четыре ноги?Почему в темноте мы не видим ни зги?Почему так похож на яйцо абрикос?"А почему?" - чем же он так уж хорош?А тем, что ответы ты в нем быстро найдешь!

"Трамплин + Синдбад"

Прыгнув с нашего "Трамплина", ты заглянешь в спортивный словарик, узнаешь и о новых видах спорта, и о спортивных рекордах, и об истории олимпийских игр. Разучишь упражнения, чтобы стать сильным, крепким и гибким, как античные Атланты.

С мореплавателем Синдбадом в каждом номере ты совершишь новое захватывающее путешествие к берегам неизвестных стран, познакомишься с их климатом, животным и растительном миром, обычаями местного населения, национальными праздниками и традиционной кухней.

"Юный эрудит"

Ты любознательный? Любишь спрашивать родителей и учителей: "Почему днем светит солнце, а ночью появляется луна?", "Как готовятся к зиме медведи?". Возьми с полки журнал "Юный эрудит"! Прочти о древних цивилизациях и открытиях прошлого, истории обыденных для нас вещей и об ученых Нового времени, о природных катастрофах и необъяснимых явлениях природы, редких животных и о вымерших несколько миллионов лет назад динозаврах.

"Чудеса и тайны планеты Земля"

В данном журнале ты совершишь путешествие в космос, познакомишься с обитателями других планет; научишься составлять астропрогноз; узнаешь о духах леса и воды, мифологических персонажах, пророках, предсказателях и целителях, о тайнах всемирной истории, о священных культах и религиях.

"Детская школьная академия"

Наверное, каждый школьник хочет, чтобы в его дневнике стояли одни красавицы-пятерки. Журнал "Детская школьная академия" поможет в этом, потому что в рубриках "Удивительная математика", "Записки путешественников", "История театра", "Археологические находки", "Улыбки великих" можно найти материал для оригинальных докладов и рефератов.

"Эскиз"

Прочти "Эскиз", если тебе интересно узнать о жизни художников и иллюстраторов, об истории создания мировых шедевров и о различных художественных стилях и техниках рисунка. Полюбуйся картинной галереей журнала.

Маминым помощникам

"Щедрый стол"

Выбери свой кулинарный рецепт и создай фирменное блюдо, узнай, как правильно сварить кофе или заварить целебный чай, испеки воздушный торт или пирожное с нежным, тающим на губах кремом, подбери соус на каждый день, свари суп по рецепту "Кладовой мировой кухни", подскажи маме оригинальную рецептуру зимней заготовки или праздничного салата, порадуй ее оформлением и сервировкой стола.

"Цветная ниточка"

Прочитай "Цветную ниточку", узнай, как плести фенечки из бисера и ниток; мулине, сделать заплатку-аппликацию на старых джинсах и вышить на кармашке сарафана своего любимого мультгероя.

"Цветок"

Этот журнал для юных цветоводов, в нем ты прочтешь о разнообразных видах и сортах цветов, узнаешь, что за каждым растением нужно ухаживать по-своему. "Цветок" подскажет, как вырастить "зеленую аптеку" на грядке, составить гербарий. А может быть, ты захочешь стать "зеленым доктором" и объявить войну вредителям цветов, а возможно, благодаря "Цветку", ты выберешь для себя будущую профессию - флориста, научишься разрабатывать дизайн клумб или цветочные выставочные композиции.

Читайте, играйте, учитесь!

"Веселые картинки"

Веселые человечки не дадут тебе скучать. Карандаш научит рисовать деревья и цветы, лису и зайца, сказочный дворец и богатыря Добрыню Никитича; Самоделкин подскажет, как пришить пуговицу, Петрушка же пригласит тебя в "Игротеку" - с ним вы прогуляетесь по таинственным лабиринтам, научитесь составлять кроссворды и придумывать загадки, а Буратино вместе с динозавром Дино предложат тебе поучаствовать в интересных конкурсах.

"Отчего и почему?"

Когда ты приходишь из школы, наверняка садишься за уроки, но иногда что-то не получается, и ты ждешь, когда же мама придет с работы. Но с "Отчего и почему" ты сможешь найти ответы на все свои вопросы. А если у тебя останется свободное время, то можешь почитать сказки, разгадать шарады и ребусы. Этот журнал будет настоящим твоим помощником и другом.

"Веселые уроки"

Название журнала говорит само за себя, потому что в нем есть все: детективные рассказы, правила русского языка в стихах, истории о небесных созвездиях, страничка этикета. А для педагогов найдутся необычные сценарии детских праздников. Правда, с таким, журналом не соскучишься!

"Миша"

Медвежонок Миша поделится с тобой рецептом из своей "Кладовой", даст совет, как вести себя в экстремальной ситуации, научит говорить по-английски. Вместе с ним ты посмеешься над "Лесными комиксами". Этот журнал просто наполнен чайнвордами, филвордами, викторинами, загадками, сказочными повестями и детскими стихами. А конкурсы с призами объявляются в каждом номере.

Вот так "Миша"! Просто класс!Дети, все там есть для вас:Ребусы, загадки, сказки,Комикс, конкурсы, раскраски.Здесь английский без отметокИ советы на заметку.Так что если станет грустно,Ты бери журнал скорей.Полистаешь, почитаешь -Все в порядке, все о,кей!

"Мурзилка"

В каждом номере этого журнала ты прочтешь рассказы писателей-юбиляров года, пройдешься по "Мурзилкиной галерее", научишься мастерить подставку для ручек, папку для тетрадей, открытку маме на 8 Марта.

Мурзилка расскажет тебе о своих приключениях, даст "зарядку" для твоего ума.

Откроешь - прочтешь,Смотришь - смеешься.В руки возьмешь -Не оторвешься.Сказки, рисунки, Загадки, дразнилкиВсе ты найдешьВ рюкзаке у Мурзилки.

"Простоквашино"

Ты, наверное, читал книги Э. Успенского и помнишь героев его сказочных повестей? Так вот, на страницах журнала "Простоквашино" ты вновь с ними встретишься: побываешь на разных материках и континентах вместе с Дядей Федором, посетишь мастерскую кота Матроскина, полюбуешься творениями искусства с профессором Чайниковым, поиграешь с крокодилом Геной и Чебурашкой, а интересные розыгрыши покажет тебе старуха Шапокляк.

Компьюша - друг и помощник

"Домашний компьютер"

Он поможет тебе выбрать настоящий "умный" компьютер, разобраться в его устройстве, проинформирует тебя о возможностях Интернет, о новых вирусах в виртуальной сети, научит, как выбрать лицензионный диск, расскажет о наиболее интересных сайтах, обрадует компьютерными новинками.

"Game EXE"

Этот журнал - настоящий путеводитель по морю компьютерных игр. Он расскажет об их недостатках и достоинствах, о спецэффектах, о том, какие игры можно "скачать" из Интернета, а какие приобрести в ближайшем магазине, даст совет, как выбрать подходящую "игрушку".

Наедине с природой

"Филя"

Филин Филя покажет тебе уникальные снимки живой природы, расскажет о путешествиях натуралистов, посоветует, как создать в школе живой уголок, познакомит с новыми репортажами из зоопарка, поиграет с тобой в экологические игры.

"Тошка и компания"

Веселый и любознательный щенок Тошка познакомит тебя со своими друзьями - домашними животными. Благодаря им, ты узнаешь о множестве пород собак и кошек. "Советы звериного доктора" помогут тебе защитить от болезней твоего домашнего любимца. "Тошка" предложит интересную идею о настольном зоопарке и научит рисовать всех животных.

"Юный натуралист"

"Лесные корреспонденты" поделятся новостями мира флоры и фауны, откроют перед тобой Красную книгу природы, расскажут, что такое дайвинг и чем отличается охота от фотоохоты.

"Свирель"

В этом журнале ты найдешь истории об экзотических животных и растениях, сведения об экологической обстановке в мире. Именно "Свирель" научит тебя любить и беречь природу.

"Свирелька"

Экологический журнал для самых маленьких. Он раскроет тайны животного мира, познакомит с редкими растениями. В каждом номере есть приложение-раскраска, экокроссворды и загадки.

Молодежная планета

"Бумеранг"

Он поделится с тобой слухами и сплетнями "звездного" мира, проинформирует о стилях музыки. В нем ты прочтешь интервью с теле- и кинозвездами, звездами спорта, эстрады и шоубизнеса. Он расскажет тебе о видеоновинках, новых сольных альбомах, даст афишу ближайших концертов.

"Пионер"

Он преподаст мастер-класс по танцам. Расскажет историю российских орденов и медалей. Проведет экскурсию по музеям мира, прокатит по страницам прошлого на машине времени.

"Мне 15"

Тебе 15? А может 13-14 или все 16? Неважно, все равно этот журнал тебе будет интересно прочесть, потому что в нем твои ровесники дают советы, как справится с тинейджерскими проблемами, звезды экрана открывают секреты своего успеха. А еще - тесты, анекдоты, конкурсы для школьной вечеринки, уроки игры на гитаре, забавные факты из "Книги рекордов Гинесса", любовная лирика и бюро знакомств ждут тебя.

"Когда ты дома один"

Этот журнал поможет разогнать скуку и тоску, скоротать время, потому что в нем есть и сонник, и гороскоп на месяц, и страшилки, и гадалки, и тексты популярных песен. В журнале открыт "Поэтический клуб", печатаются прикольные истории из жизни школьников, так же создан клуб любителей книг и фильмов о Гарри Поттере.

"Волшебный ключик"

В этом журнале находится ключик, который открывает двери в Страну веселья, задора, улыбки. Там нет места слезам, печали и беде. "Волшебный ключик" поможет тебе научиться готовить, шить модные вещи, делать перестановку в комнате, а так же даст совет юным любителям рыбалки, раскроет тайну имени, старинных гаданий.

Девичьи тайны

"Маруся"

Маруся - это такая же девушка, как и ты. У нее есть тайны и секреты, она ведет личный дневник и имеет множество подруг. Кстати, одной из них можешь стать и ты. "Маруся" поможет тебе создать свой стиль, научит правильно выбирать одежду и обувь, поделится с тобой секретами красоты и успеха, поможет решить твои школьные проблемы, расскажет, как сделать модные стильные "штучки" своими руками, познакомит тебя со знаменитыми стилистами и визажистами, сделает анонс новых фильмов, книг.На страницах "Маруси" ты найдешь тесты, модные диеты, словарик моды. А ее почта всегда открыта для своих читателей.

"Ведьма"

Журнал для юных чародеек. Пять молодых волшебниц поведают о целебных свойствах трав, магической символике. Откроют секреты древних заклинаний и ритуалов и научат готовить "колдовской напиток любви".

"Играем с Барби"

Каждой маленькой девочке, наверное, как и тебе, хочется хоть на минутку стать настоящей принцессой. Благодаря самой лучшей подруге Барби, ты станешь более общительной и вежливой, научишься шить бальное платье для куклы, а еще весело посмеешься над приключениями героев.

Чтение с увлечением

"Детская роман-газета"

Это журнал - кладезь художественного слова и не только. В нем собраны лучшие произведения мировой литературы и культуры: стихи, поэмы, рассказы, повести, романы, репродукции картин и творений скульпторов, фотографов, зодчих, архитекторов.

"Путеводная звезда"

Да, этот журнал действительно поможет тебе отыскать правильную дорогу в жизни и осветит твой путь своим "лучом истины". Прочитав произведения классиков и современных авторов, ты научишься ценить дружбу, любовь близких, переосмыслишь свои поступки. А журнал в журнале "Большая перемена" примет тебя в члены "Книжкиного клуба", ты сможешь поделиться своим впечатлением от прочитанных книг, отослать в рубрику "Под крыльями Пегаса" свои литературные творения. Дерзай, и, может быть, уже в следующем номере мы прочтем твой рассказ или твое стихотворение.

Дорогой читатель!

Теперь дело за тобой: выбери журнал по душе и по своим интересам. Наш отдел хранит журналы несколько лет. Любой номер можно посмотреть в читальном зале, взять домой, сделать ксерокопию понравившейся странички или отсканировать.

В. Лебедева,методист по работе с детьми Публичной библиотеки МУК Родниковская районная ЦБС

ВЗЯЛА ЗДЕСЬ

det-magazines.livejournal.com

История детской журналистики

До середины XVII века детской литературы не существовало. По существу, первой книгой, написанной специально для детей, стала книга «Мир в картинках» Яна Амоса Коменского. Величайший педагог и реформатор школы стал родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей.

Первым детским журналом в мире стал «Лепцигский еженедельный листок» (1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание - «Детское чтение для сердца и разума» - стало выходить в России в Москве.

Журнал русского просветителя Н. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Он выходил в виде еженедельного приложения к «Московским ведомостям» с 1785 по 1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел, прежде всего, возможность провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить «для сердца и разума», воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. В нем следует проводить идеи гуманности, истинного благородства, честности, великодушия. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки. По мнению основателя, журнал должен был «служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан». И. И. Новиков также считал, что в государстве все «сделается удобным, когда воспитание достигнет возможной степени своего совершенства». С этой целью он и предпринял свое издание. Просветительские функции периодики определяли ее характер.

Хороший вкус и литературный талант сотрудников (одним из редакторов был Н. Карамзин, опубликовавший на страницах «Детского чтения для сердца и разума» первую повесть «Евгений и Юлия») сказались и на отборе переводной литературы. Читатели знакомились с произведениями Вольтера, Лесинга, Томсона и многих других. Журнал Новикова выдержал испытание временем. «Чистые, нравственные правила, изложенные увлекательным для того времени языком, незаметно проникали в душу читателей, особенно читательниц, и мало-помалу дали совершенно иной колорит целому обществу», - отмечалось в одном из отзывов 1849 года. С. Аксаков в своих воспоминаниях тоже обращается к журналу Новикова: «В детском уме моем (после знакомства с этим журналом) произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее..». Через 60 лет после появления «Детского чтения» В. Белинский воскликнул: «Бедные дети! Мы были счастливее вас: мы имели «Детское чтение» Новикова».

Спрос на журнал был настолько велик, что после его закрытия отдельные номера Детского чтения» перепечатывалось в виде книжек и успешно продавались.

За «Детским чтением для сердца и разума» (1785-1789) последовали другие подобные издания, и на протяжении почти целого века их типология, не претерпела существенных, изменений. Журнал исторически соответствовал тем задачам, которое возлагались вообще на «детское чтение». Прежде всего, он призван был просвещать юное поколение.

Журнал Н. Новикова вызвал подражание, и с начала XIX века периодические издания для названной аудитории стали выходить один за другим. «Друг юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807-1815), и аналогичные по содержанию «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское чтение» С. Глинки (1821-1824).

У первых журналов были и другие особенности: они выходили при полном отсутствии детской литературы, между тем как вопрос о ее создании уже стоял перед обществом. Кроме того, необходимо было считаться с грамотностью населенияподавляющее большинство детей России не умело читать. «И так для кого же должно издавать книги, посвященные первоначальным летам?-спрашивал издатель журнала «Новое детское чтение» Сергей Глинка. И отвечал. -Для добрых отцов и попечительных матерей. Мы предлагаем в детских книгах не то, что может быть понятно детям при первом чтении, но то, что делается им вразумительным при объяснении тех, которых каждое слово и каждое изречение напечатлеваются в уме и в душе силою вещания внимательной и заботливой любви. А сия убедительность принадлежит отцам и матерям». «

Эти, а также некоторые другие обстоятельства определили структуру, содержание периодических изданий для детей, которые выходили вплоть до середины XIX века. Они представляли собой обычный альманах, с очередностью номеров, как правило, один раз в месяц. В 1859 году, отмечая обилие такой периодики, Н. А. Добролюбов писал: «В области детского чтения ныне совершается то же самое, что уже давно совершилось вообще с нашей литературой: журналы заступают место книг».

Так же следует упомянуть журнал «Друг юношества» (1807 - 1815 годы; с 1813 года он назывался «Друг юношества и всяких лет»). Журнал сыграл заметную роль в развитии периодики для детей. Издатель его, Н. И. Невзоров, был последователем просветительских идей Н. И. Новикова. Н. И. Невзоров желал «способствовать образованию сердец и умов и споспешествовать, сколько можно, к соблюдению телесных способностей». В журнале публиковались стихи, рассказы, повести современных авторов, научно-популярные статьи по истории, географии и, другим наукам. Правда, содержание и стиль материалов, помещенных в «Друге юношества», не всегда отличались безупречным вкусом и педагогическим тактом. Порой в произведениях (в частности, принадлежащих перу самого Невзорова) звучали скучные проповеди с открытой дидактической назидательностью.

Другой известный детский журнал относится уже к середине века - это «Библиотека для воспитания», (1843 - 1846). Основал и редактировал его литератор-славянофил Д. А. Валуев; сотрудниками были известные писатели, ученые, просветители: Т. Н. Грановский, Ф. И. Буслаев, И. В. Киреевский и другие. Основные материалы журнала посвящены истории Российского государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов. Не было в журнале ни иллюстраций, ни развлекательного раздела, так как редактор его считал, что для юных читателей главное - «в добротности статей, составляющих журнал».

В 1847 году редактором журнала стал профессор П. Г. Редкий. В 1847 - 1849 годах журнал выходит под названием «Новая детская библиотека». По характеру включаемых в него материалов он стал похож на сборник научно-популярных статей. Это очень нравилось Белинскому: он высоко отзывался о «Новой детской библиотеке», как об издании, прививающем детям реалистическое отношение к явлениям действительности.

П. Г. Редкий заложил основы серьезного научного просветительства. Он требовательно относился к авторам и переводчикам, сам скрупулезно отбирал материал из научных статей. Просуществовав короткое время, журнал, тем не менее, оставил заметный след в русской журналистике, предназначенной детям. Идеи популяризации науки П. Г. Редкий понимал широко. Так, помещая познавательные очерки «О Луне», «Об Атлантическом океане», «О машинах», он рядом печатал первые переводы сказок Андерсена, пересказы «Илиады» и «Одиссеи», переложение Нестеровой летописи - «Повести временных лет». Белинский считал, что журнал Редкого - единственный, который можно рекомендовать для детского чтения.

«Подснежник. Журнал для детского и юношеского возраста» выходил в 1858 - 1862 годах, выпускал его известный поэт В. Майков. Это издание было заметным явлением в детской периодике тех лет, тем более, что многие детские журналы к тому времени уже исчерпали себя. «Подснежник» широко печатал современных русских авторов реалистического направления, публиковал много переводных произведений - Шекспира, Андерсена, Бичер Стоу, Гофмана, братьев Гримм.

В 60-е годы детская журналистика значительно расширила сферу своего существования и влияния за счет обращения к более массовому числу читателей. Этому способствовала происходившая в тот период либерализация образования, школа становилась значительно демократичнее, охватывала все более широкие круги россиян. Это побуждало издателей детских журналов к иному, чем в начале века, наполнению их материалами, чтобы полнее отвечать устремлениям передовых педагогов к активному формированию и просвещению детского читателя. В лучших журналах того времени публикуются известные русские прозаики и поэты, ученые и педагоги, хорошие переводы зарубежной детской литературы. Все это способствовало становлению личности, прививало передовые для своего времени знания и взгляды.

В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С. Глинка, А. О. Ишимова, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б. Федоров и другие. Несмотря на то, что Белинский о некоторых из них отзывался весьма резко, нельзя не признать благородства их усилий и литературной одаренности. Творчество этих писателей еще недавно принято было называть «охранительным», «реакционным» и даже «низкопробным», насаждавшим в среде маленьких читателей «слезливость» и «жалостливость». Между тем они внесли ценный вклад не только в популяризацию знаний (в основном в области истории, природоведения, географии), но и в нравственное воспитание, в пробуждение «чувств добрых». Детские писатели изображали положительного героя трудолюбивым, самоотверженным, с твердой верой; герои-злодеи у них попирают веру и установленные законы, живут неправедно, обманом. Ребенок получал от этих писателей четкие и ясные жизненные ориентиры.

При активном участии этих писателей в детскую литературу вошли новые жанры. С. Глинка сделал устойчивым жанром «рассказ из истории»; В. Бурьянов ввел такую форму повествования, как «прогулки с детьми»; развитие научно-художественного повествования связано с именем А. О. Ишимовой.

www.librero.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта