Не кривитесь, это наша история. (подборка журнала Безбожник). Безбожник журнал
Журнал "Безбожник" и другая антирелигиозная пропаганда в СССР
I съезд ОДГБ, который состоялся в апреле 1925 года, постановил создать единое всесоюзное антирелигиозное общество, получившее название «Союз безбожников». В том же году появился ежемесячный научно-методический журнал «Антирелигиозник», который стал органом Центрального Совета Союза безбожников СССР.
С 30 января по 4 февраля 1932 г. в Москве проходила XVII партийная конференция, одобрившая план развития промышленности на 1932 год и принявшая директивы к составлению второго пятилетнего плана социалистического строительства. На конференции была сформулирована главная политическая задача второй пятилетки - окончательно ликвидировать капиталистические элементы и классы вообще, полностью уничтожить причины, порождавшие классовые различия и эксплуатацию, преодолев пережитки капитализма в экономике и сознании людей, превратив все трудящееся население страны в сознательных и активных строителей бесклассового социалистического общества.
Задачи, как видим, были поставлены, и цели определены. Для религиозных организаций эта определенность XVII партконференции была равносильна приговору. Сознательные и активные строители нового общества не могли быть носителями "религиозной заразы". Антирелигиозную деятельность необходимо было усилить. Разумеется, Союз воинствующих безбожников не мог стоять в стороне от этого дела. И действительно, к ноябрю 1931 г. в его рядах числилось уже свыше 5 миллионов членов, объединенных в более чем 60 тысяч ячеек (а ведь в 1926 г. в Союзе было только 87 тысяч человек, в 1929 г. - 465 тысяч, а в 1930 г. - свыше 3,5 миллиона!). Тиражи антирелигиозной литературы также увеличивались год от года: если в 1927 г. организации безбожников издали книг и брошюр общим объемом в 700 тысяч печатных листов-оттисков, то в 1930 г. - уже свыше 50 миллионов. Тираж газеты "Безбожник" в 1931 г. достиг полумиллиона экземпляров, а тираж журнала "Безбожник у станка" - 200 тысяч. Вовсю организовывались кружки юных безбожников (к концу 1931 г. в них было 2 миллиона человек). Кстати сказать, в 1932 г. в государственном антирелигиозном издательстве тиражом 12,5 тысячи экземпляров вышел и первый том пятитомного сборника председателя ЦС СВБ Е.М. Ярославского "Против религии и Церкви".
На какие средства Союз жил и содержал свою бюрократию, занимался издательской деятельностью? Официально - на членские взносы (60 копеек с горожанина и 24 копейки от жителя деревни), а также доход от литературного издательства. Реально - помогало государство, заинтересованное тогда в усилении безбожной пропаганды. Именно государство было заинтересовано в создании специальных антирелигиозных рабочих университетов - специальных учебных заведений, создававшихся с целью подготовки антирелигиозного районного актива буквально накануне нового наступления на религию и Церковь в СССР. Первый такой университет появился в Рогожско-Симоновском (Пролетарском) районе Москвы. В 1930 г. в Москве был даже издан сборник программ и материалов "Рабочего антирелигиозного университета". Средства на создание такого университета во всех крупных городах СССР могла предоставить только центральная власть.
Перепись населения, прошедшая в 1937 г., стала своего рода барометром религиозных настроений, имевших место в советском обществе. Внесенные в опросные листы по личному указанию Сталина вопросы о религиозных убеждениях дали потрясающую информацию: из 30 миллионов неграмотных граждан СССР старше 16 лет 84% (или 25 миллионов) признали себя верующими, а из 68,5 миллиона грамотных - 45% (или более 30 миллионов). Даже скорректированные властями, эти цифры заставляли признать явные неуспехи тотальной борьбы с религией и Церковью. Декларированные цели достигнуты не были, хотя НКВД весьма много сделал для "искоренения" религиозных деятелей всех конфессий. Необходимо было принимать какие-либо меры, в том числе и "оживлять" Союз воинствующих безбожников.
Летом 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, издания Союза воинствующих безбожников были закрыты, а Союз практически прекратил свое существование. В 1947 году функции пропаганды научно-атеистических знаний были переданы вновь созданному Всесоюзному обществу «Знание».
Бессменным лидером Союза воинствующих безбожников и редактором его печатных изданий был Емельян Ярославский(Миней Израилевич Губельман), который ещё в 1898 году, в возрасте 20 лет вступил в РСДРП, организовал первый марксистский кружок среди рабочих Забайкальской железной дороги, а также кружок учащихся. С октября по декабрь 1905 года был одним из руководителей рабочего движения в Ярославле (отсюда и псевдоним Ярославский).
В июле 1917 года Емельян Ярославский вернулся в Москву, создавал военную организацию партии, был одним из руководителей большевистской газеты «Социал-демократ», осенью 1917 года редактировал газету «Деревенская правда». Был делегатом VI Съезда РСДРП(б), членом Московского военно-революционного комитета, одним из руководителей вооруженного восстания в Москве. От большевиков Москвы был депутатом Учредительного собрания. В 1918 году был комиссаром Московского военного округа, потом работал в Перми и Омске. На 8 и 9 Съездах партии избирался кандидатом, а на 10 и 11 Съездах — членом ЦК РКП(б), в 1921 году работал секретарем ЦК. На 12-16 съездах партии Ярославский избирался членом ЦКК ВКП(б), с 1923 года — секретарь партколлегии ЦКК. Был членом ЦИК СССР, редколлегии газеты «Правда» и журнала «Большевик», с 1931 года — председатель Общества старых большевиков, с 1937 года — депутат Верховного Совета СССР, с 1939 года — академик и член ЦК ВКП(б). Скончался 4 декабря 1943 года. Похоронен у Кремлевской стены.
Обложки и иллюстрации журнала "Безбожник у станка"




































В 1927 году "Союз воинствующих безбожников" выпустил сборник антирелигиозных карикатур, посвящённый 10-летию Октябрьской революции.






















Журнал "Атеист"
"Союз воинствующих безбожников" был не единственной организацией, которая занималась атеистической пропагандой. В 1922 по инициативе П. А. Красикова и И. А. Шпицберга было создано научное общество «Атеист» с целью пропаганды лучших трудов по критике религии. Общество издавало с 1923 журн. «Атеист». Издательство «Атеист», существовавшее до 1932, опубликовало сборники «Мысли К. Маркса и Ф. Энгельса о религии», «Мысли В. И. Ленина о религии», «Мысли Г. В. Плеханова о религии», переводы книг А. Древса, Дж. Фрезера, Дж. Робертсона, ряд трудов сов. авторов, в т. ч. «Историю атеизма» И. П. Вороницына, «Историю русской церкви» Н. М. Никольского, «Историю инквизиции» С. Г.Лозинского и др. Руководителем общества "Атеист" был Иван Анатольевич Шпицберг (1881-1933).


Источники
1. Безбожник у станка. 1925-1931 2. Журнал "Безбожник" за 1927 г. 3. Сергей Фирсов. Была ли безбожная пятилетка? 3. Религия и атеизм в СССР 4. Союз воинствующих безбожниковЖурнал «Безбожник у станка». №5 1926 год — Маленькие истории
Первомайский номер советского антирелигиозного иллюстрированного журнала «Безбожник у станка» за 1926 год. Цена — 40 копеек. Главный иллюстратор — Дмитрий Моор. 22 страницы. На обложке журнала в рисунке обыграна один из главных интернациональных лозунгов коммунистов «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».
В годы военного коммунизма власть в СССР развернула масштабную пропагандистскую работу против влияния на народные массы религии и церкви. В качестве инструментов такой пропаганды используются, в том числе, различные периодические издания. Представленный артефакт — из их числа. Первый номер журнала «Безбожник у станка» вышел 4 января 1923 года. Он издавался Московским Комитетом партии. Главным худруком, впоследствии и руководителем издания был талантливый советский художник и график Дмитрий Моор. В открытых источниках утверждается, что журнал был закрыт в 1931 году.
Параллельно с журналом в Москве издавалась газета «Безбожник», в августе 1924 года в стране даже появилось Общество друзей газеты «Безбожник». Первый съезд этой организации постановил создать единое Всесоюзное антирелигиозное общество, получившее название «Союз безбожников». В том же году появился ежемесячный научно-методический журнал «Антирелигиозник», который стал органом Центрального Совета Союза безбожников СССР. Подробнее о деятельности Союза безбожников и его периодических изданиях читайте в истории Опричники новой веры.
К ноябрю 1931 года в рядах Союза числилось уже свыше 5 миллионов членов, объединенных в более чем 60 тысяч ячеек. Тиражи антирелигиозной литературы также увеличивались год от года: так, тираж газеты «Безбожник» в 1931 года достиг полумиллиона экземпляров, а тираж журнала «Безбожник у станка» — 200 тысяч. В 1932 году в Государственном антирелигиозном издательстве тиражом 12,5 тысячи экземпляров вышел и первый том 5-томного сборника председателя Союза воинствующих безбожников Емельяна Ярославского «Против религии и Церкви».
«Религия – опиум для народа» – эта редакционная статья первого номера журнала «Безбожник» достаточно четко определила его главную направленность. Наибольшее внимание обращалось на атеистическое воспитание молодежи. Борясь с отдельными религиозно настроенными учителями, редакция выпускала особые школьные страницы под заглавием: «Гоните поповщину из школы», а в 1924–1925 годах провела конкурс на лучшего учителя-антирелигиозника. Конкурс проходил под девизом: «Не надо к слову «учитель» добавлять слово «безбожник», надо, чтобы иначе и быть не могло».

little-histories.org
"Безбожник"! - Дневник злобного атеиста
По просьбам трудящихся выкладываю редчайшее издание:Журнал "БЕЗБОЖНИК" в более безопасном формате.Собрание карикатур крупнейших известнейших художников - Дени, Ефимова и др. и метких, остроумных и порой очень современных эпиграмм:
Еще на нашей книжной полке раритетных изданий:Антирелигиозная азбука 1933 г.Спутник атеиста Правда о религии в России 1944 г.
Сканы в хорошем разрешении (27 мб) можно скачать здесь
asnecto.livejournal.com
Безбожник (газета) - это... Что такое Безбожник (газета)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Безбожник.| Безбожник | |
| Выпуск от 22 апреля 1923 года | |
| Еженедельная газета | |
| ? | |
| 1922 | |
| 1941 | |
| Москва | |
«Безбо́жник» — еженедельная газета атеистической направленности, издававшаяся в Советском Союзе с 21 декабря 1922 года по 20 июля 1941 года (с перерывом с января 1935 по март 1938)[1]. Газета являлась печатным органом Центрального Совета Союза воинствующих безбожников.
Главной целью издания являлась антирелигиозная пропаганда.История
В газете активно печатались Ярославский Е. М. (главный редактор), Скворцов-Степанов И. И., Семашко Н. А. Помимо собственно газеты «Безбожник» редакция также участвовала в выпуске атеистических журналов «Безбожный крокодил» (1924—1925) и «Безбожник» (1923—1941)[1] (в 1923—1932 назывался «Безбожник у станка»)[2].
В конце 1922 года в Советской России уже были периодические антирелигиозные издания, но Е. М. Ярославскому хотелось организовать подконтрольную лично ему газету.
Встал вопрос о названии будущей антирелигиозной газеты. Значительная часть населения страны Советов не только не знала иностранных языков, но и вообще была неграмотной. Поэтому для подавляющего большинства советских граждан иностранные слова «атеизм» и «атеист» были непонятными. Один из соратников Е. М. Ярославского, так описывал процесс выбора названия для нового издания:
Начать с того, что когда решался вопрос о названии этой газеты, то были среди нас такие, которые говорили, что надо как-нибудь сделать это заглавие помягче, что «безбожник» — это чуть ли не ругательное слово, стоит ли газете давать такое название. И по сию пору приходится слышать, что «он врет безбожно» и т. д. Товарищ Ярославский, присутствовавший на совещании Московского комитета партии, где решался этот вопрос, напомнил нам: «Коммунисты никогда не скрывают своих убеждений. Зачем? Нужно, чтобы нас знали. Пусть будет название — „Безбожник“».[3]
И, наконец, 21 декабря 1922 года вышел первый номер воскресной иллюстрированной газеты «Безбожник». Одновременно прекратилось издание антирелигиозного журнала «Наука и религия». Редактор упразднённого издания М. В. Горев стал заместителем ответственного редактора газеты «Безбожник». Чуть позже он стал одним из руководителей СБ СССР. Газета «Безбожник» издавалась «… вначале нерегулярно, затем 3 раза в месяц, потом — еженедельно».[4]
Во время войны функциональные возможности и типографию газеты «Безбожник» передали в ведение Издательства «Журнала Московской Патриархии»[источник не указан 201 день]
Первые два номера новой газеты вышли тиражом 15 тысяч экземпляров. Затем тираж постоянно увеличивался. 1 апреля 1924 года тираж составил уже 50 тысяч экземпляров, а 1 ноября — 210 тысяч. Позже (в 1931 году) тираж газеты достиг 500 тысяч экземпляров[5].
Галерея
Журнал «Безбожник у станка» и «Безбожник»
-
«Безбожник у станка» (1929 №15). На титульной странице изображение рабочих, вывозящих Иисуса Христа в тачке для мусора
-
«Безбожник у станка» (1929 №19). Антиалкогольный выпуск — на титульной странице Иисус Христос, разливающий самогон.
-
«Безбожник у станка» (1930 №22). Негр, повешенный на статуе Свободы, под изображением текст о связи расизма и христианства
-
«Безбожник у станка» (1930 Ноябрь). Капиталистическая культура и её символы указывающие на угнетение трудящихся — свастика, символ фашизма, $(доллар), как символ экономической эксплуатации, и библия с крестом, символ христианства.
-
Обложка журнала «Безбожник» 1922 год. Весть о «Безбожнике» вызвала переполох среди святых отцов на небесах.
См. также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
«Безбожник» — ЭНЭ
Обложка первого номера «Безбожника»: «С земным царем разделались, принимаемся за небесных».«Безбожник», еженедельная газета и двухнедельный журнал; издаются Центр. советом Союза безбожников в СССР, добровольной общественной организацией, преследующей цели антирелигиозной пропаганды и агитации.
В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии.«Безбожник» — ежемесячный антирелигиозный сатирический журнал. Выходил в Москве с 1923 по 1941 г. До 1931 г. издавался как орган Московского комитета ВКП(б), затем как орган Центрального и Московского совета воинствующих безбожников СССР. Печатался на 16 стр., с многоцветными иллюстрациями, тиражом от 20 до 70 тыс. экз. В 1929—1932 гг. выпускался два раза в месяц. Ответственный редактор — М. Костеловская, с июля 1928 г.— И. Стуков.
Задачу журнала выразил в своем карикатурном рисунке руководитель художественного отдела Дм. Моор. На обложке первого номера «Безбожника» был изображен рабочий, взбирающийся на небо, к богам, которые в страхе разбегаются в стороны при виде его грозного молота. Надпись гласила: «С земным царем разделались, принимаемся за небесных». Борьбе с религиозным дурманом, с религиозными предрассудками, атеистическому воспитанию масс подчинено было все содержание этого яркого, воинственного антирелигиозного органа, в котором сатира играла, особенно в первые годы существования журнала, едва ли не главенствующую роль.
«Я - безбожник». Издательский плакат журнала "Безбожник у станка".Моор Д.С., 1924. Красный бант на груди, напоминющий пулевое ранение - словно пророчество о трагической судьбе многих безбожниковЖурнал ориентировался на рабочего читателя. И не случайно уже с третьего, мартовского, номера за 1923 г. редакция называет его «Безбожник у станка». Под этим названием журнал выходит до конца 1931 г. И лишь с 1932 г. вплоть до начала Великой Отечественной войны, когда издание прекратилось, вновь принимает свое первоначальное название — «Безбожник».
Журнал носил смешанный характер. Здесь часто публиковались статьи, очерки, заметки, беседы известных ученых и литераторов-антирелигиозников на антирелигиозные и научно-атеистические темы, помещались статьи по естественно-научным знаниям, игравшие большую роль в воспитании у читателей научного мировоззрения. Научно-атеистическая публицистика удачно сочеталась с сатирой. Сатирические произведения различных жанров (памфлеты на библейские темы, антирелигиозные частушки и др.), многочисленные рисунки и карикатуры проникали во все отделы, придавали особый сатирический колорит материалам. Доходчивым языком, в увлекательной форме разговаривали сотрудники и авторы со своими читателями. Это способствовало популярности журнала, вызывало поток писем и заметок. Такие постоянные отделы и рубрики, как «Вопросы и ответы», «Нам пишут», «Вести с мест», специально созданные для упрочения связи с рабкоровским активом и читателями, почти полностью заполнялись их материалами.
Тематика была многообразной. Особое место занимали произведения самых различных жанров, вскрывающие классовую сущность религии. Читатель узнавал, какую роль играла религия в классовой борьбе при царизме, уяснял контрреволюционную роль ее в период революции и всенародной борьбы с белогвардейцами и иностранными интервентами, классовую, эксплуататорскую сущность религии в странах капитала. Сотрудники журнала показывали реакционную роль религии. Много внимания уделяли разоблачению реакционной сущности восточных религий, борьбе с сектантством, показу подстрекательской, антисоветской роли церковников-белоэмигрантов. Регулярно печатались материалы, рассказывавшие о возникновении религии, религиозных учений и верований. В сатирических произведениях и карикатурах осмеивались всевозможные легенды о богах и святых, различные верования и предрассудки.
Под обстрел сатириков чаще всего попадали церковники, сектанты, знахари и прочие разносчики религиозного дурмана. Непримиримы были сатирики журнала ко всевозможным религиозным празднествам с сопутствующими им пьянством, драками, хулиганством, прогулами. Решительно выступали они против невежества и бескультурья, против нетоварищеского отношения к женщине и т. п.
Особое внимание обращалось на антирелигиозную пропаганду среди молодежи, работниц, красноармейцев. С конца 20-х годов главенствующую роль начинает играть крестьянская проблематика. Специальные тематические номера посвящаются жизни деревни. Заводятся постоянные отделы: «Страничка работницы», «Пионерская страничка», «Страничка красноармейца» и т. п.
В журнале сотрудничали крупнейшие литераторы, художники и ученые-антирелигиозники страны. С первых же номеров постоянно публикует свои басни Демьян Бедный. Из номера в номер ведет разговор с читателем А. Серафимович, выступавший не только с рассказами и очерками, но и с публицистическими произведениями. Большой популярностью пользовались памфлеты Ант. Логинова на библейские темы, печатавшиеся в течение ряда месяцев с продолжениями («История фирмы «Бог, Отец и Сын»» и др.). В числе постоянных авторов «Безбожника» были такие литераторы старшего поколения, как Н. Асеев, С. Басов-Верхоянцев, Ф. Березовский, Ф. Благов, О. Л. д'Ор, Л. Никулин, Н. Шебуев и др. Активно сотрудничали А. Безыменский, А. Волжский, А. Григорович, И. Евдокимов, С. Зайцев, П. Замойский, В. И. Лебедев-Кумач, Н. Москвин, М. Поликарпов, М. Праскунин, А. Пришелец, Г. Рыклин, М. Слободской, Н. Тихомиров, Б. Флит и др.
Душой журнала и руководителем художественного отдела был Д. С. Моор, заполнявший своими замечательными карикатурами (особенно в первые годы существования «Безбожника») буквально каждую страницу. К постоянному сотрудничеству были привлечены такие талантливые художники-карикатуристы, как А. Дейнека, М. Доброковский, Н. Когоут, Н. Купреянов, И. Малютин, А. Радаков, П. Сангурский, К. Урбетис, М. Черемных и др.
Источник: статья из книги "Советская сатирическая печать 1917-1963" С. Стыкалина, И. Кременской, материал подготовил Сергей Репьёв (журнал "БЕЗБОЖНИК", Москва, СССР/Большая энциклопедия карикатуры)
См. также
Ссылки
wiki.laser.ru
Безбожник (газета) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Безбожник. Выпуск от 22 апреля 1923 года | |
| Еженедельная газета | |
| ? | |
| 1922 | |
| 1941 | |
| Москва | |
«Безбо́жник» — еженедельная газета атеистической направленности, издававшаяся в Советском Союзе с 21 декабря 1922 года по 20 июля 1941 года (с перерывом с января 1935 по март 1938)[1][2]. Газета являлась печатным органом Центрального Совета Союза воинствующих безбожников.
История
В газете активно печатались Ярославский Е. М. (главный редактор), Скворцов-Степанов И. И., Семашко Н. А. Помимо собственно газеты «Безбожник» редакция также участвовала в выпуске атеистических журналов «Безбожный крокодил» (1924—1925) и «Безбожник» (1923—1941)[1] (в 1923—1932 назывался «Безбожник у станка»)[3].
В конце 1922 года в Советской России уже были периодические антирелигиозные издания, но Е. М. Ярославскому хотелось организовать подконтрольную лично ему газету.
Встал вопрос о названии будущей антирелигиозной газеты. Значительная часть населения страны Советов не только не знала иностранных языков, но и вообще была неграмотной. Поэтому для подавляющего большинства советских граждан иностранные слова «атеизм» и «атеист» были непонятными. Один из соратников Е. М. Ярославского, так описывал процесс выбора названия для нового издания:
Начать с того, что когда решался вопрос о названии этой газеты, то были среди нас такие, которые говорили, что надо как-нибудь сделать это заглавие помягче, что «безбожник» — это чуть ли не ругательное слово, стоит ли газете давать такое название. И по сию пору приходится слышать, что «он врет безбожно» и т. д. Товарищ Ярославский, присутствовавший на совещании Московского комитета партии, где решался этот вопрос, напомнил нам: «Коммунисты никогда не скрывают своих убеждений. Зачем? Нужно, чтобы нас знали. Пусть будет название — „Безбожник“».[4]
И, наконец, 21 декабря 1922 года вышел первый номер воскресной иллюстрированной газеты «Безбожник». Одновременно прекратилось издание антирелигиозного журнала «Наука и религия». Редактор упразднённого издания М. В. Горев стал заместителем ответственного редактора газеты «Безбожник». Чуть позже он стал одним из руководителей СБ СССР. Газета «Безбожник» издавалась «… вначале нерегулярно, затем 3 раза в месяц, потом — еженедельно».[5]
Первые два номера новой газеты вышли тиражом 15 тысяч экземпляров. Затем тираж постоянно увеличивался. 1 апреля 1924 года тираж составил уже 50 тысяч экземпляров, а 1 ноября — 210 тысяч. Позже (в 1931 году) тираж газеты достиг 500 тысяч экземпляров[6].
Галерея
Журнал «Безбожник у станка» и «Безбожник»
-
Bezbozhnik u stanka 15-1929.jpg
«Безбожник у станка» (1929 №15). На титульной странице изображение рабочих, вывозящих Иисуса Христа в тачке для мусора
-
Bezhnoznik u stanka 19-1929.jpeg
«Безбожник у станка» (1929 №19). Антиалкогольный выпуск — на титульной странице Иисус Христос, разливающий самогон.
-
Bezbozhnik u stanka 22-1929.jpg
«Безбожник у станка» (1929 №22). Боги трех религий (Иудаизм, Христианство и Ислам) раздавлены первым пятилетним планом
-
Bezbozhnik u stanka - Capitalistic culture, November 1930.jpg
«Безбожник у станка» (1930 Ноябрь). Капиталистическая культура и её символы указывающие на угнетение трудящихся — свастика, символ фашизма, $ (доллар), как символ экономической эксплуатации, и Библия с крестом, символ христианства.
-
1922 Bezbozhnik magazine cover.jpg
Обложка журнала «Безбожник» 1922 год. Весть о «Безбожнике» вызвала переполох среди святых отцов на небесах.
См. также
Напишите отзыв о статье "Безбожник (газета)"
Примечания
- ↑ 1 2 Кузнецов И. В. [evartist.narod.ru/text8/05.htm История отечественной журналистики (1917—2000)].— М.: Флинта: Наука, 2003 г.— ISBN 5-89349-369-9
- ↑ Salvatore Attardo. [books.google.com/books?id=yjRzAwAAQBAJ&pg=PA472 Encyclopedia of Humor Studies]. — SAGE Publications. — P. 472. — ISBN 978-1-4833-4617-5.
- ↑ Коновалов Б. Н. [religio.rags.ru/journal/anthology3/a3_22.pdf Союз воинствующих безбожников]//Вопросы религии и религиоведения. Часть 3: Институт научного атеизма — Институт религиоведения АОН при ЦК КПСС.— стр. 283—302
- ↑ Логинов М. О. Как родилось название «Безбожник»//О Емельяне Ярославском: Воспоминания, очерки, статьи.— С. 205
- ↑ БСЭ. (В 30 томах). 3-е изд. Т. 3. с. 79
- ↑ Фирсов, С. Л. [www.ng.ru/ng_religii/2002-10-30/7_ussr.html Была ли безбожная пятилетка]. НГ-Религии (30 октября 2002). Проверено 24 августа 2010. [www.webcitation.org/66sfyF5JD Архивировано из первоисточника 13 апреля 2012].
Литература
- [terme.ru/dictionary/521/word/-bezbozhnik Безбожник] // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — С. 51. — 512 с. — 200 000 экз.
- Метель А. В. [cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-antireligioznoy-periodicheskoy-pechati-v-sssr-1919-1941-gg Становление антирелигиозной периодической печати в СССР (1919–1941 гг.)] // Вестник Омского университета. — Омск: ОмГУ, 2013. — № 1 (67). — С. 43—47.
Отрывок, характеризующий Безбожник (газета)
– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний. – И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он. – Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер. – То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон. Пьер помолчал, отыскивая. «Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество. – Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза. – Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас… Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.] Пьер понемногу стал приходить в себя и оглядывать комнату, где он был, и находившихся в ней людей. Вокруг длинного стола, покрытого черным, сидело человек двенадцать, всё в тех же одеяниях, как и те, которых он прежде видел. Некоторых Пьер знал по петербургскому обществу. На председательском месте сидел незнакомый молодой человек, в особом кресте на шее. По правую руку сидел итальянец аббат, которого Пьер видел два года тому назад у Анны Павловны. Еще был тут один весьма важный сановник и один швейцарец гувернер, живший прежде у Курагиных. Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток. В стене была вделана горящая звезда; с одной стороны стола был небольшой ковер с различными изображениями, с другой было что то в роде алтаря с Евангелием и черепом. Кругом стола было 7 больших, в роде церковных, подсвечников. Двое из братьев подвели Пьера к алтарю, поставили ему ноги в прямоугольное положение и приказали ему лечь, говоря, что он повергается к вратам храма. – Он прежде должен получить лопату, – сказал шопотом один из братьев. – А! полноте пожалуйста, – сказал другой. Пьер, растерянными, близорукими глазами, не повинуясь, оглянулся вокруг себя, и вдруг на него нашло сомнение. «Где я? Что я делаю? Не смеются ли надо мной? Не будет ли мне стыдно вспоминать это?» Но сомнение это продолжалось только одно мгновение. Пьер оглянулся на серьезные лица окружавших его людей, вспомнил всё, что он уже прошел, и понял, что нельзя остановиться на половине дороги. Он ужаснулся своему сомнению и, стараясь вызвать в себе прежнее чувство умиления, повергся к вратам храма. И действительно чувство умиления, еще сильнейшего, чем прежде, нашло на него. Когда он пролежал несколько времени, ему велели встать и надели на него такой же белый кожаный фартук, какие были на других, дали ему в руки лопату и три пары перчаток, и тогда великий мастер обратился к нему. Он сказал ему, чтобы он старался ничем не запятнать белизну этого фартука, представляющего крепость и непорочность; потом о невыясненной лопате сказал, чтобы он трудился ею очищать свое сердце от пороков и снисходительно заглаживать ею сердце ближнего. Потом про первые перчатки мужские сказал, что значения их он не может знать, но должен хранить их, про другие перчатки мужские сказал, что он должен надевать их в собраниях и наконец про третьи женские перчатки сказал: «Любезный брат, и сии женские перчатки вам определены суть. Отдайте их той женщине, которую вы будете почитать больше всех. Сим даром уверите в непорочности сердца вашего ту, которую изберете вы себе в достойную каменьщицу». И помолчав несколько времени, прибавил: – «Но соблюди, любезный брат, да не украшают перчатки сии рук нечистых». В то время как великий мастер произносил эти последние слова, Пьеру показалось, что председатель смутился. Пьер смутился еще больше, покраснел до слез, как краснеют дети, беспокойно стал оглядываться и произошло неловкое молчание.
wiki-org.ru
Не кривитесь, это наша история. (подборка журнала Безбожник)
Опубликовано: 15 декабря 2012 Просмотров: 3837
Советская власть большое внимание уделяла антирелигиозной пропаганде, как среди детей, так и среди взрослых. С 1922 года в СССР издавалась газета "Безбожник", вокруг которой быстро сложилась сеть корреспондентов и читателей. Благодаря им в августе 1924 года в Москве было образовано Общество друзей газеты «Безбожник».



































В 1927 году "Союз воинствующих безбожников" выпустил сборник антирелигиозных карикатур, посвящённый 10-летию Октябрьской революции.






















Журнал "Атеист"
"Союз воинствующих безбожников" был не единственной организацией, которая занималась атеистической пропагандой. В 1922 по инициативе П. А. Красикова и И. А. Шпицберга было создано научное общество «Атеист» с целью пропаганды лучших трудов по критике религии. Общество издавало с 1923 журн. «Атеист». Издательство «Атеист», существовавшее до 1932, опубликовало сборники «Мысли К. Маркса и Ф. Энгельса о религии», «Мысли В. И. Ленина о религии», «Мысли Г. В. Плеханова о религии», переводы книг А. Древса, Дж. Фрезера, Дж. Робертсона, ряд трудов сов. авторов, в т. ч. «Историю атеизма» И. П. Вороницына, «Историю русской церкви» Н. М. Никольского, «Историю инквизиции» С. Г.Лозинского и др. Руководителем общества "Атеист" был Иван Анатольевич Шпицберг (1881-1933).



Спасибо
feldgrau.info



Выпуск от 22 апреля 1923 года


