Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журналы. Директория журнал директор школы


Журнал «Директор школы» • №1 (224), 2018 • Директория.медиа

Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования

№1 (224), 2018 ISSN 1562-1308 30.01.2018

Журнал в формате PDF

▉ Письмо редактора

Приключение в начале 90-х. Видео

Ушаков Константин Михайлович

Ужас!!! Казалось бы, только начали, а уже 25 лет прошло с момента выпуска первого номера журнала «Директор школы» в 1993 году. В те времена, когда я проводил семинары для директоров с участием зарубежных экспертов, один из них, Крейг Ричардс, декан Нью-Йоркского университета, спросил: «Слушай, тут так интересно! Где мы это опубликуем?» 

▉ Конкурс

Новые вершины

Терешатова Екатерина Евгеньевна

В начале ноября 2017 года в Москве состоялось традиционное мероприятие, которое давно стало профессиональным событием года для многих директоров школ страны — очный тур и финал Всероссийского конкурса «Директор школы – 2017»...

Учить без отстающих

Хайбуллин Ренат Равилевич

«Проблема отстающих в школе — проблема риторическая, поскольку при любой попытке ее решить отстающие никуда не денутся, ведь относительно любого максимума всегда будут те, кто от него отстает…» — так начинается конкурсное эссе абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Директор школы – 2017» Рената Хайбуллина, директора МБОУ «Школа № 85» Казани.

▉ Искусство управления

Заметки к планированию

Рачевский Ефим Лазаревич

Зима… Самое время заняться подготовкой к новому учебному году, 2018/19. Директорские свободы, ограниченные рядом нормативных требований в части закупок и формирования школьных бюджетов, не имеют ограничений в части компоновки тех направлений педагогического искусства, которые составляют сложный и разнообразный процесс обучения (учения).

Точки роста современных директоров. Интервью с Л.В.Сериковой

Витковский Анатолий Петрович

В настоящее время изменения в образовании во многом зависят от позиции руководителей регионального уровня управления, от того, как они строят взаимодействие со школами. В этой связи интересен взгляд региональных и муниципальных управленцев на роль директора школы. Какие задачи и компетенции директора являются, с их точки зрения, самыми значимыми? Чему стоит учить директоров школ? Как стимулировать профессиональное развитие и самообразование школьных руководителей? Об этом — в интервью руководителя департамента образования города Перми Людмилы Сериковой.

Секрет управления коммуникацией

Аристархова Наталия Александровна

Какой руководитель не мечтал о сотрудниках, читающих мысли? Руководитель только подумал, а сотрудник уже знает, что делать, как и какой результат должен получить. Сказка! А что в жизни? Вы ставите сотрудникам задачу, а результат получаете не тот. Знакомая ситуация? Вы потратили много времени на поиск единого решения в коллективе, а на выходе каждый вышел со своей точкой зрения, своим решением. Узнаваемо? Такие ситуации не редкость в профессиональном общении. Но почему так происходит?

6% директорского времени

Куксо Екатерина Николаевна

Несколько лет назад группа ученых из Гарварда провела занятное исследование о рабочем времени директоров. В течение пары недель наблюдающие фиксировали, на что именно тратят время директора. Затем они проанализировали, как своим рабочим временем распоряжаются наиболее успешные руководители школ. Вероятно, у российских директоров несколько другой режим дня, но все равно ведь интересно сравнить?

Есть чему учиться

Морозова Елена Вячеславовна, Зимина Галина Ивановна

Существующая сегодня традиционная модель управления образованием школ в основе своей решает учебные задачи, позволяющие формировать предметные компетентности обучающегося, мало заботясь о развитии личностных качеств школьника и овладении им универсальными способами действий. Ситуация, когда школьное образование сводится лишь к накоплению знаний, уже не может устроить ни учеников, ни их родителей. В Москве решать данную проблему помогает создание рациональной образовательной сети, объединившей разные уровни образования.

▉ Организация учебного процесса

Скрестить ежа и ужа, или Школа без отстающих

Кашкина Татьяна Вадимовна

В свое время проходила в Санкт-Петербурге конференция «Школа равных возможностей». Очень мне хотелось выступить на ней, но завернули, сказали, что, мол, у вас школа частная, а следовательно, о каких равных возможностях идет речь. Возможно, и сейчас я услышу то же самое. Возможно, скажут, что это ведь просто маленькая школка, кому это интересно. Но… попытка не пытка, как говорится. Тем более что начали складываться мои управленческие стратегии еще тогда, когда я сама была ученицей, а сложилось видение, как это должно быть в идеале, именно тогда, когда работала еще в больших «государевых» школах.

Господин девятиклассник

Бабинский Михаил Брониславович

Период перехода из подросткового возраста в юношеский играет исключительно важную роль на жизненном пути школьника. В народной педагогике, когда говорят о «трудном возрасте», прежде всего подразумевают как раз его — возраст девятиклассника. В психологической науке приводится немало аргументов в пользу того, чтобы этот трудный переход рассматривать как явление качественного порядка.

Образование в Швеции. Часть I

Мунина Наталья Николаевна

Я приехала в Швецию осенью 2015 года со своей семьей: муж нашел работу в Гетеборге, и мы решили переехать. Дочери на тот момент было 6 лет, и остро встал вопрос подготовки к школе. В своих заметках я хочу поделиться впечатлениями от первого лица, то есть рассказать о родительских впечатлениях от обычной шведской средней школы, попробовать разобраться в официальной информации, представленной на сайтах шведского министерства образования, показать отличие от российской системы образования.

Когда Сеть помогает учиться

Шиховец Анна

В эпоху стремительно развивающихся технологий повысить интерес школьников к учебному процессу становится непростой задачей. Мы привычно считаем: читать классическую литературу ученика можно только заставить, не говоря уже об исследовательской деятельности за пределами школы. И все же с помощью интернета привлечь внимание к полезным знаниям возможно. Рассмотрим показательные примеры, когда взаимодействие Всемирной сети и образовательной деятельности по-настоящему способно увлечь школьника и обеспечить развитие важных навыков и умений.

▉ Образовательная политика

Экспертиза учителя

Загвоздкин Владимир Константинович

Личность учителя и его профессиональный уровень являются ключом к качеству учебного процесса и непосредственно влияют на результат. Однако есть и другая, оборотная сторона этого утверждения, а именно: ошибки в регулировании — в системе оценки учителей или в тех управленческих механизмах, в рамках которых эта система реализуется, — способны, как никакие другие, «обрушить» систему. И как это, к сожалению, часто происходит, вместо повышения качества добиться прямо противоположных результатов.

▉ Персона грата

Педагог с большой буквы

Поташник Марк Максимович

Резонный вопрос возникает у директора школы: какая польза мне от чтения статьи, которая не про мое дело и не про меня, а про завуча? Ответ простой. Директору крайне нужен заместитель по главному школьному делу, то есть по образовательному процессу. Кроме того, у такого завуча не должно быть директорских амбиций или амбиций более высокого ранга. Если образовательный завуч будет стремиться вверх по карьерной лестнице, он не годится. Профессия хорошего завуча по образовательному процессу требует долгого — желательно до пенсии — пребывания на своем месте. Лишь тогда можно надеяться на результативность образования во вверенной директору школе. Наш рассказ как раз о таком человеке...

▉ Экономика и право

Рабочие тетради: обязанности школы

Лунгу Гульнара Равизовна

Вопрос обеспечения обучающихся бесплатными рабочими тетрадями возник сразу после того, как был утвержден Федеральный закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Камнем преткновения стал вопрос исполнения школами статьи 35 данного закона. Попробуем разобраться.

▉ Воспитание и дополнительное образование

О пользе страхов

Созонов Валерий Петрович

В теории воспитания принято считать, что чувство страха является одним из главных внутренних препятствий для развития ребенка и барьером на пути формирования свободной личности. И потому педагоги школ просто с ног сбились, создавая для школьников всяческие виды «комфорта»: телесного, дидактического, психологического. Но невольно просится вопрос: а как воспитать смелость, стрессоустойчивость, готовность делать жизненный выбор и нести за него ответственность

Великий уравнитель

Смирнов Иван Борисович

В предыдущей части (см. «Директор школы», № 8, 2017) речь шла об образовательном неравенстве и о том, как дети оказываются ограничены своим ближайшим окружением — семьей и школой, не имея возможности преодолеть порочный круг воспроизводства неравенства. Ситуация, казалось бы, должна измениться с появлением глобального цифрового пространства. Теперь у всех есть равный доступ к знаниям и к общению с другими людьми независимо от того, как далеко они находятся. Различные свидетельства подтверждают положительную роль интернета в устранении образовательного неравенства.

▉ Школа и родители

Родитель как ресурс

Бучнева Лариса Николаевна

Участниками образовательного процесса являются и родители. Чтобы понять, какова роль родителей сегодня в образовательной программе своего ребенка, давайте сначала выясним, а в чем же разница между «как учили тогда» и «как учат сегодня»…

▉ Уроки здоровья

Калейдоскоп здоровья

Мы предлагаем традиционный дайджест материалов различных медицинских и научных порталов, которые посчитали особенно полезными как для школы, так и для родителей

media.direktoria.org

Журнал «Директор школы» • №5 (228), 2018 • Директория.медиа

Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования

№5 (228), 2018 ISSN 1562-1308 20.04.2018

Журнал в формате PDF

У вас не оформлена подписка на этот номер журнала. Оформите подписку и читайте все свежие номера журнала и архив за последние годы.

Оформить подписку

▉ Письмо редактора

Эстонский феномен. Видео

Ушаков Константин Михайлович

С некоторым опозданием обнаружил, что эстонская система среднего образования в настоящий момент является одной из лучших в Европе по данным международных исследований. Это чрезвычайно интересно, так как в относительно недавнем прошлом мы имели абсолютно идентичные системы образования, а, следовательно, очень схожие проблемы.

▉ Конкурс

Интервью с самим собой

Самерханов Тимербулат Рашидович

Директор IT-лицея Казанского Федерального Университета, призер Всероссийского конкурса «Директор школы — 2017» Тимербулат Самерханов — один из самых молодых руководителей общеобразовательных организаций в Республике Татарстан. Директором он стал уже в 26 лет, а ранее был учителем математики и заместителем директора по учебной работе в казанском лицее № 110. О своем видении школы без отстающих Тимербулат Самерханов рассказал в несколько необычном формате.

▉ Искусство управления

«Педагогический блеф»

Князева Вера Владимировна, Вольтов Алексей Викторович

В последнее время в профессиональном педагогическом сообществе всё чаще обсуждаются проблемы, связанные с рисками профессии «учитель». Это и «эмоциональное выгорание», и «старение учительского корпуса», и «эффект педагогического блефа», который обозначил академик Витольд Альбертович Ясвин. И если нам понятны первые два, то понятие «эффекта педагогического блефа» появилось недавно. Между тем, это сверхнормативная активность многих учителей, которая связана с формальным соблюдением ими «правил игры». Иными словами, это рассогласованность внешнего поведения с внутренними убеждениями человека.

Как директор ЕГЭ сдавал

Голубицкий Алексей Викторович

Кто из вас, будучи директором,  добровольно согласится сдать ЕГЭ? Причем по предмету, в котором не является профессионалом? Своим опытом сдачи экзамена  поделился директор одной из школ Калининградской области.

Учиться тому, как учиться вместе

Крюкова Елена Михайловна

В контексте подготовки к введению нового профессионального стандарта одна из гимназий Екатеринбурга разработала и создала модель методической службы самообучающейся организации. Возможно, этот опыт пригодится и коллегам из других регионов. 

Конфликты в школе

Соковнина Марина Соломоновна

Отношения между учителями, между учителями и администрацией  влияют и на качество работы учителей и школы в целом. Здоровая среда создает условия для профилактики эмоционального выгорания, для эффективной работы с учениками, для решения профессиональных задач  в конструктивной манере.

Дефицит молодых

Ильина Елена Евгеньевна

Одной из проблем современного образования  в Калужской области является дефицит молодых кадров в образовательных учреждениях.  В настоящее время средний возраст педагогов региона — 47 лет. И наиболее ощутима эта проблема в районных школах. 

Профессиональное развитие учителя

Шиховец Анна

Сегодня педагог сталкивается с множеством требований, которым нужно следовать в условиях организации учебного процесса. Наиболее остро стоит проблема развития профессиональных компетенций в сфере современного образования. Для учителя крайне важно совершенствовать свое мастерство, однако поиск и прохождение методических курсов требует дополнительных усилий и времени. Для современного преподавателя будет оправданным вопрос: как сейчас решить эту задачу?

▉ Персона грата

Миссия школы

Поташник Марк Максимович

Я не знаю ни одной хорошей авторитетной школы, во главе которой стояла бы бесцветная, бездуховная, серая личность директора. И я не встречал плохой или просто обычной школы, во главе которой стоял бы хорошо образованный, творческий, незаурядный директор.  Сколь бы общими ни были черты личности директора любой школы, нам всегда интересны именно особенности конкретного руководителя.

▉ Организация учебного процесса

Игрофикация образования

Камка Светлана Васильевна, Дагаев Глеб Борисович, Шмарова П С

Вопросами о том, что такое игра, и какую функцию она выполняет в человеческой культуре, задавались философы, историки культуры, социологи, психологи и педагоги.  Актуален этот вопрос и сегодня. Если игра является универсалией культуры, то может быть она   способна стать и универсальным способом обучения человека будущего?

Своим примером

Кондрашов Артем Вячеславович

Как-то одна ученица сказала мне: «Школа  —  это место, где взрослые хотят стать детьми, а дети взрослыми». Я полностью с этим согласен…

▉ Экономика и право

Персональные данные в школе: излишние страхи

Янкевич Семен Васильевич

Использование персональных данных обучающихся на сегодняшний день является одним из источников конфликтов между школой и родителями. Как известно, персональные данные детей необходимы не только непосредственно для образовательного процесса. Участие в олимпиаде и конкурсе, школьные поездки — все эти мероприятия сопровождаются получением сведений о детях. Зачастую недопонимание между родителями и школьной администрацией возникает из-за недостаточно верного толкования действующего законодательства.

▉ Образовательная политика

Послесловие

Черняк Олег Аронович

Все, что написано в статье — мое частное мнение — имеет полное право не совпадать с вашим, а текст выплеснут наружу, скорее, эмоциями и сердцем.

У каждой школы должна быть собственная "фишка". Интервью с Е.А.Сибирцевой

Терешатова Екатерина Евгеньевна

Как растить таланты в условиях дефицита бюджета? Как  стимулировать молодых педагогов работать в школах? Как эффективно управлять директорами школ, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь образовательного учреждения? Как  сделать нескучным обучение ребенка, не теряя при этом показателей эффективности его образования? И можно ли говорить о новой, альтернативной системе образования города, как тиражируемой конструкции для любого другого региона?   Екатерина Сибирцева, руководитель  Управления образования Администрации города Екатеринбурга, согласилась рассказать о самых непростых и наболевших моментах в своей работе.    

▉ Воспитание и дополнительное образование

Гимназия, открытая талантам

Шутова Валентина Михайловна

Как люди и школы достигают успеха? У всех свои  рецепты,  у всех свой путь… И многие готовы делиться  своим опытом и своими секретами с коллегами,  ведь часто  проблемы и заботы у большинства школ схожи.

Проектная культура

Соколова Татьяна Сергеевна

На современного человека обрушивается огромный поток информации. Как научиться в этом потоке выбирать нужное? Как научиться перерабатывать эту информацию? Как её эффективно применять на практике для достижения положительных результатов? Как научиться оценивать самому полученные результаты для осознания успешности своей деятельности? Как научиться удачно презентовать итоговый результат? Ответить на данные вопросы поможет формирование основ информационной культуры у школьников.

▉ Школа и родители

Их не за что любить?

Созонов Валерий Петрович

Кто защитит школьного неудачника?  Откуда он такой берется, и почему вообще его надо защищать? И в чем роль школы?...  Это статья-размышление, статья-провокация, статья-родительская мольба к педагогам  о будущем собственного ребенка.

▉ Уроки здоровья

Смертельная физкультура. Интервью с М.И. Степановой

Глава Минобрнауки  РФ Ольга Васильева обнародовала шокирующую статистику: за 2017 год на уроках физкультуры  погибло 211 школьников.  Почему  это происходит?  И что  можно  сделать?  На эти  и другие  вопросы,  связанные  с этой  ситуацией,  отвечает  Степанова Марина Исааковна, доктор медицинских наук, профессор московского «Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей».

Приемные дети:телесность и психика

Аникеев Максим Владимирович

Сегодня не вызывает сомнения взаимосвязь между психической и телесной сторонами жизни человека. Изучение психического развития детей, оставшихся без заботы родителей, выделилось в отдельную область, получившую название психологии сиротства. Однако часто исследователи сосредотачивают внимание на психических особенностях становления ребенка-сироты, на его поведенческих особенностях, не выделяя телесное развитие или ощущение собственной телесности в качестве отдельного предмета изучения.

media.direktoria.org

Электронные журналы • Директория.медиа

Все грани эффективного управления

Директоршколы все грани руководствашколой

Практика административной работы в школе алгоритмы решений

Юридическийжурнал директора школы правовая безопасность

Практикауправления ДОУ образовательный инструмент для детсада

Для чтения авторизуйтесь или подпишитесь.

media.direktoria.org

Журнал «Директор школы» • №3 (226), 2018 • Директория.медиа

Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования

№3 (226), 2018 ISSN 1562-1308 19.03.2018

Журнал в формате PDF

У вас не оформлена подписка на этот номер журнала. Оформите подписку и читайте все свежие номера журнала и архив за последние годы.

Оформить подписку

▉ Письмо редактора

Инновационная паранойя и её осложнения. Видео

Ушаков Константин Михайлович

Организации болеют, болеют как люди. При этом, как и с человеком, очень трудно отличить здоровую организацию от заболевающей. Однако у болезни есть симптомы, и если мы их замечаем, то пробуем предотвратить неприятное развитие событий. Хотел бы обратить внимание на одну, как мне кажется, распространенную, и в некоторых случаях хроническую, патологию, которую я бы назвал инновационная паранойя...

▉ Конкурс

Правильный выбор

Карташов Евгений Александрович

«Как создать образовательное пространство, позволяющее решить проблему равного доступа к качественному образованию для всех учащихся независимо от благосостояния родителей, места расположения школы и академической успешности обучающихся?» — так обозначил одну из главных задач управленца директор школы № 97 города Железногорска Красноярского края Карташов Евгений Александрович, обладатель диплома третьей степени Всероссийского конкурса «Директор школы – 2017».

▉ Искусство управления

Осознанность как мастерство

Робский Владимир Владимирович

Умение оценивать возникающие педагогические ситуации «сверху» — очень полезная компетенция, но ею не овладеешь на студенческой скамье, порою уходят годы на формирование этого навыка. А ведь способность анализировать собственную работу — необходимое условие эффективной педагогической деятельности.

Профстандарт педагога: опыт внедрения

Турчин Алексей Павлович

Внедрение стандартов нового поколения применительно ко всем этапам общего образования имело своим следствием необходимость трансформации принципов высшего и постдипломного педагогического образования. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ в 2015 году был утвержден профессиональный стандарт педагога. В результате встал вопрос о системе эффективных методов реализации данного нормативного документа в образовательных организациях.

Управление в области хаоса

Малинникова Татьяна Владимировна

Директора школ, как и педагоги, по натуре перфекционисты. Мы стремимся, чтобы в нашей работе во всем был порядок, хотим всегда действовать правильно. Но не во всех случаях работает упорядоченный и тем более инструктивный подход.

Страшное слово "нет"

Куксо Екатерина Николаевна

«Проектов на школу валится много. Как начинающий директор первые три года я ни от чего не отказывалась и оказалась в состоянии эмоционального выгорания и ужасного стресса. В прошлом году начала игнорировать некоторые проекты. В этом году я могу вспомнить четыре проекта, от которых отказалась (лично отказала начальнику), чем горжусь… Отказываться очень круто, но отказывать крайне сложно». Это цитата одной из финалисток конкурса «Директор школы». Я перечитываю фразу — и тоже горжусь этим директором… Почему?

Источники педагогического мастерства

Поташник Марк Максимович

Как обрести педагогическое мастерство? Ответ на этот вопрос волнует всех без исключения педагогов. Кто-то наверняка предположил, что коли есть вопрос «как?», то будут приведены алгоритм действий или система мер, технология, методика и т. п. Это действительно так, только алгоритм будет состоять из одного пункта. Постичь сущность этого пункта можно только из сюжета статьи, который взят из жизни автора.

Педагогический "феодализм"

Сидорова Ирина Кенсориновна

Как повысить эффективность управления образовательным учреждением? Такой вопрос наверняка задает себе каждый руководитель. И самое важное в этом вопросе — формирование команды.

▉ Организация учебного процесса

Не оценивать, а мотивировать

Мандель Борис Рувимович

Оценка, отметка… Слышим с самого детства про то, какие мы: красивые и страшненькие, худенькие и крепыши, похожие на маму, папу и пр. Потом детский сад и его звездочки, школа и циферки в журналах и дневниках, циферки, от которых так многое, оказывается, зависит! Так как же сопоставить, соизмерить свое понимание этого мира, свои возможности и потребности с критериями извне, с требованиями общества, правилами, нормами, законами?

Что вместо "пятерки?"

Макарова Людмила Петровна, Кузибецкий Александр Николаевич

В волгоградском лицее № 8 «Олимпия» при научно­методическом сопровождении Волгоградской академии последипломного образования создана и апробируется система пятиуровневого оценивания образовательных результатов учащихся. В статье кратко охарактеризована система 15­балльного оценивания, показаны особенности управленческого сопровождения ее

Электронное образование в школе: опыт регионов

Шиховец Анна

(На примере Астраханской и Тамбовской областей.) Работа в цифровом образовательном пространстве на данный момент является одной из наиболее значимых тем в педагогическом сообществе. Подготовка к экзаменам с помощью онлайн-тренажеров, интерактивные приложения для проверки знаний — лишь небольшая часть того, что доступно учителю уже сегодня. Но вместе с тем в профессиональных кругах появляются и волнующие вопросы. Какие инструменты самые необходимые для учителя при организации учебного процесса и каким образом их внедрять?

▉ Образовательная политика

Нестандартная литература

Томашевский Г , Тихомирова Елизавета

В конце прошлого года в Москве прошла дискуссия на тему, какую литературу преподавать сегодня в школе. Литература всегда ставила перед нами самые сложные, порой даже неразрешимые проблемы: «твари мы дрожащие или право имеем?», если «Бога нет, то все позволено?», как и зачем жить? В последнее время прибавилась еще одна проблема, не менее трудная: как саму литературу преподавать?

Прекрасное далеко

Долматов В Н

Какой должна быть современная школа? Немалое количество людей думает об этом, «терзая» школу реформами, отчетностью, хаотичными действиями, но понятно одно — изменения неизбежны. Образ, пока нечеткий, формируется. Каков он? В материале — попытка «прочертить» образ школы сегодняшнего дня.

▉ Персона грата

Зачем литература школе? Интервью с Е.С. Абелюк

Сегодня сообществом словесников и филологов активно обсуждается состояние литературного образования в школе: от содержания программ до методик преподавания. Но несмотря на обилие проблем, отрадно то, что эта тема сегодня не оставляет равнодушными ни власть, ни общество. О том, для чего нам нужно филологическое образование, каким должен быть учитель литературы и как учить читать современных детей, в интервью нашему журналу рассказала Евгения Семеновна Абелюк, заслуженный учитель РФ, доцент Института образования НИУ ВШЭ, учитель литературы ГБОУ «Школа № 1525» города Москвы.

▉ Экономика и право

Несчастный случай

Ломов Алексей Иванович

Расследование и учет несчастных случаев с обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, к сожалению, вопрос очень актуальный. Что нужно знать администрации ОУ в подобных ситуациях?

▉ Воспитание и дополнительное образование

Альтернатива "Твиттеру"

Кузьмина Ксения Анатольевна, Дроздов Никита Анатольевич

Новые технологии и формы работы с учащимися, учителями, родителями ежегодно внедряются в образовательный процесс школы. Создаются новые образовательные услуги, продукты и каналы коммуникации. Коллектив нашего лицея во главе с директором решил идти в ногу со временем, поэтому мы создаем компьютерную образовательную социальную сеть для учащихся с привлечением педагогов и родителей.

▉ Школа и родители

Родители и школа: вовлеченность семьи

Любицкая Кристина Александровна

Совместная деятельность семьи и школы по воспитанию и образованию детей требует постоянной и налаженной коммуникации. Но мы видим, что, как и в любой совместной деятельности, могут возникать напряженные моменты, недопонимания и стресс для участников процесса. Поэтому становится важным изучить удовлетворенность родителей коммуникацией со школой и выявить факторы вовлеченности семьи в школьную жизнь, в первую очередь для благополучия самого важного субъекта образовательного процесса — детей.

Ответственность за жизнь

Созонов Валерий Петрович

Наше общество накрыла волна тревоги, недоумения, страха перед необъяснимой, чудовищной социальной бедой — чередой подростковых самоубийств. Самоубийств, для которых, кажется, нет почвы, причины, поводов. Действительно, в целом это дети из благополучных, хороших и добрых семей. Они не голодают, их не бьют, их реально и действительно любят. Они погибают без объяснений, предсмертных записок, если они и есть, то читающим мотивы абсолютно непонятны. Чего же им не хватает, кто или что загоняет детей в петлю?

▉ Уроки здоровья

Смешанные классы: гигиена и педагогика

Григорьева Людмила Васильевна, Лапонова Евгения Дмитриевна

В последние годы термин «здоровьесбережение» настолько широко используется педагогами, что складывается впечатление, что данный процесс является только лишь педагогической задачей. Это обстоятельство, мягко говоря, удивляет специалистов в области профилактической медицины. Давайте разберемся.

media.direktoria.org

Журнал «Директор школы» • №4 (227), 2018 • Директория.медиа

Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования

№4 (227), 2018 ISSN 1562-1308 29.03.2018

Журнал в формате PDF

У вас не оформлена подписка на этот номер журнала. Оформите подписку и читайте все свежие номера журнала и архив за последние годы.

Оформить подписку

▉ Письмо редактора

Снова про SMART-цели. Видео

Ушаков Константин Михайлович

Мне  уже приходилось писать о SMART-целях (Директор школы. — 2017. — № 6). Теперь немного подробностей. Сначала о первой букве этой аббревиатуры: а именно о S (конкретность). Довольно часто в качестве одной из целей называется повышение качества образования, что однако целью не является (во всяком случае, SMART – целью), хотя бы по критерию конкретности. В таком виде ее обычно ставит ваше руководство, но педагогам не очень понятно, что собственно имеется в виду. Реально работать эта цель будет при условии ее конкретизации. Попробуем.

▉ Конкурс

Кинолента мыслей

Белова Елена Геннадьевна

«Урок, который становится образовательным событием, что за этим стоит? Как сделать так, чтобы эмоции способствовали, а не мешали усвоению знаний? Образование как диалог изумлений (открытий, чувств, удивлений…). Это наша перспектива… И перспектива моей «Киноленты мыслей» на тему: «Как сделать школу без отстающих»... Так пишет в своем эссе призер Всероссийского конкурса «Директор школы — 2017» Белова Елена Геннадьевна, директор МАОУ СОШ № 43 с углубленным изучением отдельных предметов, города Екатеринбурга.

▉ Искусство управления

Как оценить инновацию в образовании: опыт НИУ ВШЭ

Кириллова Светлана Генриховна

Стремление к инновациям — одно из важнейших качеств человека нового тысячелетия. Критерии инновационности и возможности прогнозирования успеха инновационных проектов обсуждаются во всем мире. В статье рассматривается опыт работы Центра изучения инноваций Института образования НИУ ВШЭ по анализу и оценке перспектив инновационных проектов в области образования, присылаемых на Конкурс Инноваций в Образовании (КИвО).

Дети будущего

Жданкин Николай Александрович

Инновации окружают нас повсюду: мобильные телефоны,  компьютеры,   автомобили и даже продукты, выращенные по инновационной технологии... Беда только в том, что мягко говоря, большинство этих инноваций пришли и продолжают приходить к нам из-за рубежа. Обидно за нашу страну. Имея огромный интеллектуальный потенциал, реализовать его не можем, не умеем. Хочется скорее переломить такую тенденцию, и самим начать массово создавать инновации и производить современную инновационную продукцию…

Как воспитать Гражданина, Этика, Деятеля?

Камка Светлана Васильевна, Шустова Татьяна Николаевна, Дагаев Глеб Борисович

Каким вы видите выпускника своей школы? Как грамотно наладить работу с педагогическим коллективом, родителями, учащимися, если в школе непростой контингент учащихся? Как найти, нащупать внутренний стержень организации и выстроить вокруг него всю концепцию развития школы? Подобный опыт может быть полезен и в ваших образовательных учреждениях.

Обида на школу

Поташник Марк Максимович

Фактом, побудившим меня написать эту статью, явился резкий отказ одного очень талантливого, всемирно известного и весьма благородного человека посетить школу, в которой он учился, когда к нему обратились его бывшие учителя: «Даже видеть их не хочу!». Можно осуждать  или оправдывать этот поступок, но ясно одно: человек был очень обижен на школу и не простил своих бывших наставников. Хотелось посчитать этот сюжет частным случаем, но оказалось, что обида многих учеников и выпускников на школу — не такое уж редкое явление и потому заслуживает анализа и поисков ответа на извечные наши вопросы «кто виноват?» и «что делать?».

Золотая рыбка

Кондрашов Артем Вячеславович

Давайте, коллеги, представим, что мы-педагоги поймали Рыбку, но не простую, а Золотую, ту, которая исполняет  желания  как  директора,  педагога и родителя, так и для ученика. Загадали? Мои педагогические желания, пожалуй, совпадут с какими-либо из ваших.

▉ Организация учебного процесса

Десять задумавшихся

Лустенко Ирина Ивановна

Существует ли идеальная модель учителя или это возможно только в воображении писателя-фантаста? Вне зависимости от ответа учитель, конечно, должен обладать «огромным духовным, нравственным, этическим потенциалом» и должен быть способен творчески осваивать и преобразовывать накопленный человеческий опыт. Как добиться этого? Возможно, ответ вы найдете в этом материале.

Учебник по географии: обновление

Шиховец Анна

Сегодня проблема географического образования во многом связана с непрерывным обновлением информации: качественные и современные знания, которые не теряют своей актуальности, необходимы для успешной деятельности ученика в будущем. Тем не менее, учебники географии не обновляются уже долгое время, в результате чего информация в них быстро устаревает.

▉ Образовательная политика

Тренды в образовании. Интервью с В.А. Болотовым. Видео

Как изменилась система образования за последние пять лет? Какие тренды сохранились на данный момент, а какие ушли в прошлое и почему? Какие вызовы и риски сегодня существуют в отечественном образовании? Обо всем этом мы поговорили с Болотовым Виктором Александровичем,научным руководителем Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, профессором, доктором педагогических наук.

▉ Персона грата

Нужно ли быть скромным?

Хуторской Андрей Викторович

Бывает, что человеку, который говорит о своих достижениях, советуют быть скромнее. Такое относится не только к ученику, но и к учителю, руководителю, учёному. Один из экспертов в этом вопросе поделился своими размышлениями о том, почему  такая ситуация сегодня достаточно массовая — как в науке, так и в образовании?

▉ Экономика и право

Платные услуги

Каблучков Алексей Юрьевич

Платные образование уже давно стало распространенной практикой школьного образования. С одной стороны, это позволяет школьникам получать дополнительные образовательные услуги, а с другой — возможность поддерживать высокий уровень материально-технического обеспечения школы. Вместе с этим, действующее законодательство устанавливает ряд условий предоставления таких услуг, их нарушение может повлечь неблагоприятные последствия для школы и ее администрации.

▉ Воспитание и дополнительное образование

Социальные эстафеты

Федорова Нелли Николаевна

Проблема передачи опыта от поколения к поколению — серьезный вопрос, требующий тщательного изучения, ведь без социальной памяти человечеству не выжить. Представленная в  статье модель организации социальных эстафет, возможно, поможет решить эту проблему.

Как противостоять буллингу

Кривцова Светлана Васильевна

Многие слышали о трагедиях, когда в результате травли доведенный до отчаяния подросток сильно травмировал своего сверстника либо совершал самоубийство. Эти трагедии — следствие непротиводействия социальному злу, которое, к сожалению, широко распространенно в России и мире. В этой статье мы поговорим о том, что это за социальное явление, в чем его сущность. Какой путь прошло общество, люди, которые любят детей, исследуя как обходится с такого рода явлениями. А так же — об опыте педагогик экономически развитых стран на пути к пониманию и противостоянию.

▉ Школа и родители

Родители и школа: чужаки или партнеры?

Мерцалова Татьяна Анатольевна, Гошин Михаил Евгеньевич

Одной из важнейших предпосылок установления конструктивных партнёрских отношений семьи и школы является информационная платформа взаимодействия. Качество и доступность информации выступают важнейшими факторами участия родителей в школьной жизни. Какая информация наиболее значима для родителей и востребована ими? На основании обзора зарубежной литературы и результатов исследований, проведённых Институтом образования НИУ ВШЭ, предлагаются пути оптимизации информационного взаимодействия семьи и школы.

▉ Уроки здоровья

Сберечь здоровье

Филимонова Анна Гавриловна

В вопросах здоровья нет доминирующего направления. Здоровье — это обязательная совокупность физического, психического и социального аспектов. Здесь сложно расставить приоритеты, важно всё: и организация питания, и микроклимат на уроке, и уровень проведения уроков физической культуры и спортивных соревнований, и соблюдение требований СанПиН. На опыте нашей школы мы постараемся показать, как решаются эти вопросы в нашей организации.

media.direktoria.org

Журнал «Директор школы» • №2 (225), 2018 • Директория.медиа

Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования

№2 (225), 2018 ISSN 1562-1308 26.02.2018

Журнал в формате PDF

У вас не оформлена подписка на этот номер журнала. Оформите подписку и читайте все свежие номера журнала и архив за последние годы.

Оформить подписку

▉ Письмо редактора

Нулевая гипотеза. Видео

Ушаков Константин Михайлович

Вернемся к вопросу об инновациях, бесчисленных инновациях, которые были в наших школах. Причем я говорю об инновациях на уровне учителей, на уровне урока. Все ли они были целесообразны и необходимы? Вопрос, конечно кощунственный, однако… 

▉ Конкурс

Отстающих не будет

Крылов Алексей Валентинович

Отстающие в школе были всегда. С ними борются, их прикрепляют, берут на буксир, подтягивают. У них ликвидируют пробелы. Их изучают, ставят на учет, привлекают, стыдят. До них пытаются достучаться… Они всегда проблема. За них строго спрашивают. Иногда от них избавляются, иногда на них просто машут рукой. Все хотят, чтобы их не было. А они тем не менее появляются снова и снова… Как быть? Об этом — в конкурсном эссе Алексея Валентиновича Крылова, директора лицея № 180 «Полифорум» г. Екатеринбурга.

▉ Искусство управления

Этим надо жить...

Ерохин Александр Валерьевич

Пока коллеги спорят о том, откуда возьмется «новый учитель для новой школы», директор школы № 28 города Калининграда Александр Ерохин готовит для себя кадры из своих же учеников. Из них получаются такие учителя, которых, по словам директора, «я уже ни на кого не променяю».

После школы — на свалку истории?

Куксо Екатерина Николаевна

Довольно часто читаю в эссе директоров или слышу в выступлениях фразу типа: «До моего прихода средний возраст коллектива был 55 лет, сейчас этот показатель около 40 лет». Омолодить школу, привлечь педагогов новой волны — это, безусловно, важная задача руководителя. Но ни в одном из рассказов директоров я не слышала продолжения о том, что происходит с людьми, которых заменили на других, с более правильными датами в паспорте.

Человеческий фактор

Бетчер Татьяна Ильинична

Мне кажется, нет более близких по духу профессий, чем профессии врача и учителя. Самые необходимые всегда и везде, самые обсуждаемые всегда и везде, самые благодарные всегда и везде и самые уничижаемые профессии в нашей удивительной стране…

Ресурсный центр: кому это нужно?

Морозова Жанна Владимировна

В современных условиях общеобразовательной школы особое значение приобретает необходимость ее комплексного развития на основе полного использования реальных и потенциальных возможностей. Эти процессы должны осуществляться в целях повышения вклада всех субъектов образования в социальное и экономическое развитие общества в целом и повышения качества среднего образования в регионе. Осуществить эти процессы можно за счет инновационной структуры — ресурсного центра (РЦ), созданного на базе средней общеобразовательной школы.

Профстандарт педагога: вчера, сегодня, завтра...

Шестакова Наталья Михайловна, Таболина Ольга Анатольевна

С 1 января 2017 года в образовательных организациях Российской Федерации началось планомерное внедрение профстандарта педагога. Как школы готовились к его введению? Чего больше хотели: скорейшего применения в практике работы с педагогическими кадрами или очередного переноса сроков? Не только у самих педагогов, но даже у моих коллег-руководителей и сегодня еще неоднозначное отношение как к самой идее стандартизации педагогической профессии, так и к содержанию профстандарта педагога.

И пусть сбываются мечты

Черняк Олег Аронович

Такая история могла бы произойти в какой-то параллельной Вселенной, — так, по крайней мере, подумают многие. Но помечтать же иногда полезно…

▉ Организация учебного процесса

Структура школьного учебника

Кузнецова Лилия Михайловна

Известно, что методы и содержание обучения взаимосвязаны. Основой содержания является учебник. В нем скрыт учебный процесс, поэтому объем, логика, структура содержания программируют метод обучения.

Образование в Швеции. Часть вторая

Мунина Наталья Николаевна

Мы продолжаем рассказ о системе шведского образования, начатый в журнале «Директор школы» № 1. В этом материале мы попробуем разобраться, как устроена шведская школа, ведь конструкция школьного образования в Швеции отличается от российской довольно существенно.

Я б в рабочие пошел, пусть меня научат!

Рыбакова Татьяна Николаевна

В конце декабря 2017 года в «Сколково» прошел чемпионат корпораций «Профессионалы будущего» по методике JuniorSkills. Поскольку организатором чемпионата являлся наш давний партнер, фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело», мы получили возможность присутствовать на этом мероприятии, которое оказалось настолько ярким и даже немного «из области фантастики» (во всяком случае, для меня лично), что захотелось поделиться своими впечатлениями.

▉ Образовательная политика

Социальный заказ и роль школы

Храпов Юрий Тихонович

Много раз в разговоре со своими коллегами — директорами школ я задавал им вопрос: «Зачем ты согласился быть директором школы, что изменится с твоим приходом в эту организацию?» И чаще всего не получал никакого вразумительного ответа. А между тем при назначении на должность директора я бы давал задание кандидату на эту должность — подготовить проект твоей будущей школы…

▉ Персона грата

Павел Васильевич

Поташник Марк Максимович

Статья о директоре Чеканской аграрной школы Удмуртии Павле Васильевиче Люкине, которую я  предлагаю прочесть, была написана… 25 лет назад и опубликована в моей книге «Инновационные школы России: становление и развитие» в начале 90­х прошлого века. Недавно я получил горестное известие, что П.В. Люкин в расцвете лет ушел из жизни от неизлечимой болезни. Взял с полки книгу, перечитал главу о П.В. Люкине и подумал, что его директорский опыт ни в чем не утратил своей актуальности и по сей день. Публикация этого очерка — добрая память о настоящем человеке и выдающемся директоре, управленческий и педагогический опыт которого поучителен и может быть с пользой заимствован даже в наше время.

▉ Экономика и право

Искажение результатов ГИА: последствия

Каблучков Алексей Юрьевич

6 июня 2012 года, за день до проведения единого государственного экзамена, в интернете появились ответы на тесты по математике. В последующие годы «утечки» контрольно-измерительных материалов продолжились. Рособрнадзор начал кампанию по борьбе с фальсификацией ЕГЭ. К сожалению, экзаменационные инсайды еще не прекратились, а к административной ответственности все чаще стали привлекаться участвующие в ЕГЭ сотрудники школы.

▉ Воспитание и дополнительное образование

Тому ли учим, или Школа жизни

Потапова Людмила Леонидовна

В условиях системных изменений в образовании мы все чаще задаем себе вопрос: почему блестящий старт в юности далеко не всегда приводит к успеху во взрослой жизни? Мы, педагоги, никогда не подвергали сомнению установки, что в школе ребенок научится «правильно» думать, приобретет «нужные» знания, навыки. Однако при строгом анализе жизненного пути успешных учащихся (отличников) и аутсайдеров (троечников) все эти представления оказываются в значительно меньшей степени состоятельными, чем нам представлялось.

▉ Школа и родители

О чем молчат дети, или Семь ключей от одной двери

Кондрашов Артем Вячеславович

Чтобы открыть дверь, вам нужен ключ. Чтобы понять, о чем молчит ребенок, вам надо несколько ключей, потому что у детской «двери» — разные замки. За этой дверью находится особенный, многомерный и постоянно меняющийся мир. Вам не нужно требовать, чтобы ее немедленно открыли, нужно просто подобрать «ключ», чтобы ненадолго заглянуть в мир ребенка. Заглянуть не для праздного любопытства, а для того, чтобы понять самого главного человека на земле. И упаси Господи вас вышибать эту дверь, потому что потом появится дверь с таким замком, который вы никогда не сможете открыть, — дверь, за которой находится удивительный мир!

▉ Уроки здоровья

Снова сдаем ГТО

Новикова Татьяна Александровна, Кузнецова Елена Петровна, Голомерова Наталия Владимировна

Как сделать физкультуру в школе нескучным предметом? Как привить детям любовь к спорту, изменить их отношение к заботе о своем здоровье? Опыт одной из гимназий Воронежа показывает, как можно неформально организовать физкультурно-спортивную работу для всех участников образовательного процесса.

media.direktoria.org

6% директорского времени • Журнал «Директор школы» • 2018 • Директория.медиа

Искусство управления Директор школы • 2018 • № 1

Екатерина Николаевна Куксо, аспирантка НИУ ВШЭ

Несколько лет назад группа ученых из Гарварда провела занятное исследование о рабочем времени директоров. В течение пары недель наблюдающие фиксировали, на что именно тратят время директора. Затем они проанализировали, как своим рабочим временем распоряжаются наиболее успешные руководители школ. Вероятно, у российских директоров несколько другой режим дня, но все равно ведь интересно сравнить?

PDFDOC 30.01.2018 ⦾ 144

Чем вообще заняты директора?

Исследователи выделили шесть направлений работы директоров школ, а в каждом было несколько видов деятельности. Всего наблюдающие могли выбрать из 43 возможных вариантов. Разумеется, был и вариант «другое». Наблюдающие в течение всего дня следовали за руководителями и каждые пять минут на планшете фиксировали, какой тип задачи те решают. Категории выглядели так.

Администрирование: выполнение административных требований; работа по вопросам, связанным с расписанием, дисциплиной учащихся, услугами для учеников (например, питанием), контролем посещений уроков и др.

Менеджмент: бюджетирование и управление ресурсами, наем персонала, взаимодействие с техническими сотрудниками, профессиональные взаимодействия с другими директорами и др.

Ежедневное развитие: посещение уроков, неформальный коучинг (обучение) учителей, обратная связь для учителей, использование данных для обучения педагогов, преподавание и др.

Образовательная программа: разработка образовательной программы школы, оценка достижений учеников, планирование профессионального развития учителей и подобное.

Внутренние отношения: развитие отношений с учениками, общение с родителями, общение с сотрудниками по внешкольным (неучебным) вопросам, общение с сотрудниками по внутришкольным вопросам, посещение школьных мероприятий, консультирование учеников или родителей, консультирование учителей, неформальные разговоры с учителями об учениках.

Внешние отношения: работа с локальным сообществом, фандрайзинг (привлечение денег), коммуникация с ОУО (инициированная директором), коммуникация с ОУО (инициированная ОУО).

В категорию «другое» вошло личное время директора (например, обед) и те активности, которые нельзя было отнести к перечисленным категориям. В схеме на следующей странице показано, как в среднем распределено время директоров в течение рабочей недели.

Большинство директоров тратит существенную часть времени (почти 30%) на административные вопросы. Причем исследователи заметили, что директора школ в сложных социальных контекстах вынуждены посвящать этому направлению больше времени. Руководители организаций с изначально успешными учениками тратят меньше сил на разрешение проблем с дисциплиной и срочными вопросами. Значимых различий между распорядком дня директоров-мужчин и директоров-женщин ученые не обнаружили. В некоторой степени значимым оказался фактор стажа: более опытные директора меньше времени посвящали административным вопросам, чем руководители-новички.

Примечательно, что 20% времени в среднем уходит на переключение между задачами. Например, если директор был в своем кабинете, а потом был вынужден куда-то выйти для решения следующей задачи. Если перевести это в чистое время, то при 40-часовой рабочей неделе эта промежуточная деятельность (переключение между задачами) занимает практически 8 часов.

 

Схема. Распределение времени в течение рабочей недели

 

 

Чем отличаются успешные руководители?

Основной задачей гарвардской группы исследователей было проследить, как связаны успехи учеников и работа директора. Причем успешные школы в данном случае — это не те, кто собрал лучших детей. Это те, кто при определенном социальном положении показывает результаты выше ожидаемых.

Оказалось, что успешные директора больше времени посвящают:

  • менеджменту;
  • ежедневному развитию учителей;
  • внешним связям.

Примечательно, что к лидерам привязался и загадочный пункт «другое». То есть вполне вероятно, что успешные директора часто решают нестандартные задачи, которые сложно включить в привычные категории. Наиболее значимый эффект получил именно пункт развития учителей, хотя руководители посвящают ему меньше всего времени — в среднем не более 6%.

 

Попробую пояснить каждый из пунктов

Менеджмент. Смежные исследования показывают: чтобы сделать работу школы эффективной, директору необходимо успешно справляться с несколькими ключевыми управленческими задачами — привлечение в школу хороших учителей, их адаптация, удержание и привлечение ресурсов для создания благоприятной рабочей среды. Хорошие директора обычно хорошие менеджеры. Но некоторая проблема в том, что часто все виды управленческой работы называются менеджментом (например, раздача прямых указаний тоже попадает под это понимание). Это не совсем верно. Менеджмент — работа над более крупными процессами: это управление ресурсами, управление качеством, управление кадровыми вопросами.

Ежедневное развитие учителей. Часто этот пункт называется «педагогическое лидерство». Обратная связь нужна не только ученикам, она нужна и педагогам для постоянного профессионального развития. Выстраивание системы внутришкольного профессионального роста — это работа директора с максимальным возвратом инвестиций. Хотя, к сожалению, на нее отводится довольно мало времени.

Примечательно, что работа над образовательной программой не попала в список наиболее приоритетных видов работы, хотя она смежна с идеей педагогического лидерства. Возможно, это роль заместителей и учителей?

Внешние связи. На страницах журнала часто идет речь о развитии социального капитала, то есть постоянных профессиональных взаимодействиях внутри коллектива. Но все же важным становится и выход за пределы своей школы, рывок вовне, который позволяет привлечь в школу идеи и ресурсы.

 

Климат эффективности помеха?

Ученые решили найти ответ и на еще один вопрос: под руководством каких директоров нравится работать учителям? Выводы получились довольно занятные. Оказалось, что нацеленность директора на внутренние связи практически не связана с климатом в коллективе. Разумеется, внутренние связи в любом случае занимают время директора, однако делать это приоритетом оказывается не самой удачной инвестицией, согласно исследованию.

Более неожиданным оказалась другая находка: если директор нацелен на направление «ежедневного развития учителей», это в некоторой степени портит внутренний климат. Вероятно, в таком случае руководитель вынужден выводить «подопечных» из зоны комфорта. Атмосфера постоянных изменений (пусть даже к лучшему) в некоторой степени небезопасна.

Иными словами, гарвардское исследование ставит перед руководителями дилемму: климат или эффективность? А что бы выбрали вы?

 

Небольшое упражнение…

Как я уже писала, вероятно, ваш распорядок дня отличается от американского. Но часто бывает интересно посмотреть на свои действия как бы со стороны, более объективно. Скорее всего, будет довольно сложно найти внешнего человека, который бы в течение недели следил бы за каждым вашим действием. Однако в упрощенной форме вы можете сделать это сами. Есть простое упражнение под названием «Хронометраж».

Техника «Хронометраж» поразительно проста и позволяет объективно проследить, как сейчас распределено ваше время, иными словами, поставить диагноз. Просто фиксируйте все, что вы делаете, записывая время начала и конца выполнения дела. Например:

Понедельник

8:00–8:20 — приветствие детей в коридоре

8:20–8:25 — инструкции секретарю…

8:30–9:15 — урок в 7 «Б»

9:15–10:20 — разговор с родителями

Попробуйте хотя бы 2–3 дня зафиксировать свой рабочий день (лучше, конечно же, продержаться неделю). После завершения рабочего дня потратьте пару минут на то, чтобы еще раз просмотреть свой список дел за день. К каким направлениям относятся дела? Сколько времени ушло на ежедневное развитие качества преподавания? Вы решали скорее срочные дела или была возможность думать и решать стратегические задачи?

Чаще всего при выполнении такого упражнения «диагноз» оказывается печальным. Внешние требования, административные дела и мелкие задачи имеют свойство вытеснять из рабочего дня более важное и несрочное. Часто руководителю приходится украдкой (отгородившись от запросов и мелких дел) находить время на важное.

Это не только российская и не только американская проблема. Практически все директора мира сталкиваются с высокой административной нагрузкой. В целом из-за большего внимания к образованию растет подотчетность школ. Быстрое реагирование и постоянная доступность становятся как бы должностными обязанностями современного директора школы. Судя по всему, меньше такой работы не станет. И хотя многие задачи нужно обязательно выполнять, они «не работают» на качество преподавания. Гарвардское исследование позволяет понять, на что именно есть смысл тратить свое время.

Управление своим вниманием, концентрацией на важном — это навык или даже, скорее, привычка. А такого рода привычки не появляются просто от чтения статей об управлении временем. Нужно хотя бы несколько недель (лучше месяцев) тренироваться в «нахождении времени на важное». А вообще у Академии «Директории» есть курс «Управление временем для директора школы: как успевать главное?», он как раз про формирование привычки. Подробности по ссылке — http://pro.direktoria.org/timemanagement.

 

Текст статьи основан на статье Horng E. L., Klasik D., Loeb S. Principal’s time use and school effectiveness //American Journal of Education.— 2010. — Vol. 116.— № . 4. — P. 491–523.

 

Отзывы экспертов

«Прочла статью и подумала: куда отнести бесконечные инструктивные совещания, планерки, селекторы… А еще разбор завалов электронной почты. Очень продуктивный день работы получился, когда электронная почта вышла из строя. Жаль, на один день всего. И все-таки комфорт или эффективность? А важно и то и другое. Главное соблюдать баланс. С перевесом в эффективность».

«Поскольку в соответствии с современными требованиями современный директор школы не обязан обладать педагогическими навыками и образованием (достаточно менеджерских курсов), то речи об обучении педагогов не идет. Посещение уроков педагогов директором бессмысленно (образования и опыта нет, да и времени тоже). Педагогическая харизма не обязательна. Остается только административно-отчетная работа. Удивительно, что в Гарварде так же. В Финляндии не так: один отчет в год!»

«Полезная статья для руководителя. Автор права, что материал статьи способен побудить директора-читателя оценить свои приоритеты управленческих действий. Мне лично было приятно увидеть, что, оказывается, то, на что тратится значительная часть дня и недели, — это правильно».

«Пробовала на себе технику „Хронометраж“, описанную в статье. Первая реакция: ужас, сколько времени тратится впустую. После недели замеров и анализа поняла, что администрирование занимает большую часть времени. Пробовала сократить время на решение этого типа задач, но бюрократия сверху „не дает поднять головы“. И еще одна задача: внутреннее общение с родителями также отнимает огромное количество времени, даже несмотря на то, что очень подробно останавливаюсь на общешкольных родительских собраниях и объясняю им понятие „Лестница обращений“. На самом деле очень хочется углубиться в педагогическое лидерство, так как именно этот ресурс может способствовать росту качества образования в организации».

media.direktoria.org


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта