Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии. Электронный журнал врачебной комиссии
Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии | Статьи
* SM-версия, здесь публикуется с сокращениями
---
Федеральным законом от 21 декабря 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) установлены требования к организации деятельности врачебной комиссии и, при необходимости, её подкомиссий (далее – ВК) в каждой медицинской организации. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее – Приказ № 502н) уточняет содержание этих требований. В соответствии с Приказом № 502н, каждое принятое ВК решение оформляются в виде протокола, содержащего определённые сведения (см. статью «Локальные учётные формы: Протокол заседания врачебной комиссии» полностью в оригинале, SM-версия и обсуждение), и «учитывается в специальном журнале».
Форма этого «специального журнала» на федеральном уровне не установлена. Её необходимо разработать и установить в медицинской организации самостоятельно, поскольку «Журнал учета клинико-экспертной работы», форма которого утверждена приказом Минздрава России от 21 мая 2002 года № 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях», не может быть использован в этих целях. Настоящая работа призвана помочь коллегам – организаторам здравоохранения, руководителям медицинских организаций, их заместителям, владельцам медицинского бизнеса легко решить эту проблему.
---
Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации
---
Итак, какой должна быть форма Журнала заседаний врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации (далее – Журнал)?
Для начала, определимся с предназначением. Журнал предназначен для регистрации решений ВК, и более ни для чего. Значит, в нём должны содержаться, как минимум, графы, позволяющие отразить само решение и его необходимые атрибуты: идентификаторы решения (порядковый номер, дата принятия), идентификаторы Протокола, где оформлено данное решение (дата и номер), существо вопроса, по которому принято решение, а также список лиц, его принявших (состав ВК) и их подписи. Казалось бы, всё просто:
Рис. 1. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 1, минимальный
Было бы просто, если б не одно досадное обстоятельство: Журнал ведётся в бумажной форме, вручную. А это значит, к каждому решению придётся заполнять графы с составом ВК. В государственных и муниципальных медицинских организациях, с учётом количества принимаемых на каждом заседании решений (зачастую – чудовищного), одна эта забота составит немалый труд. Ведение Журнала возложено на секретаря ВК – а это, как следует из Закона, тоже врач, который в это время не занимается своей основной деятельностью. Можно часть этого времени сэкономить без потерь для дела.
Состав ВК не меняется в течение одного заседания, поэтому вполне допустимо его указывать не к каждому решению, а к заседанию, на котором принято это решение наряду со всеми другими. Для реализации этого улучшения нужно добавить в форму графу для внесения идентификаторов заседания ВК (дата, время), а графу для одного из идентификаторов решения – даты его принятия, можно убрать за ненадобностью:
Рис. 2. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 2, оптимальный
Те же восемь граф, только времени на их заполнение требуется значительно меньше. Мы считаем этот вариант оптимальным.
Облегчению ведения Журнала (как и Протокола) может способствовать также использование клише с набранным составом ВК (ФИО, должность). Клише обойдётся в несколько сотен рублей и пару часов времени на подготовку набора, и «окупится» уже на первом-втором заседании. Подписи членов ВК должны быть «живыми».
В некоторых регионах были разработаны и рекомендованы медицинским организациям, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, формы Журнала с графами для внесения иной информации, относящейся к принимаемым ВК решениям, но выходящими за рамки предназначения Журнала (регистрации решений). Одна из таких форм в качестве примера приведена на рис. 3:
Рис. 3. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 3, избыточный
Указание докладчика и лиц, участвующих в обсуждении того или иного вопроса, существо высказанных замечаний и предложений, итоги голосования и т.п. сведений, по нашему мнению, уместно в Протоколе, но не в Журнале, ведь управленческой ценности данная информация не несёт. Тем не менее, мы реализовали именно этот избыточный вариант в Форм-генераторе Журнала заседаний ВК и в пакетах документов по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, чтобы не «подставить» случайно коллег из некоторых регионов.
В завершение, об оформлении Журнала. Изготовить Журнал можно в обычном книжном формате А4. Он должен быть прошит, пронумерован, скреплён подписью руководителя и печатью медицинской организации. На лицевой стороне указываются полное наименование медицинской организации и полное наименование Журнала (при оформлении Журнала заседаний подкомиссии ВК медицинской организации это отражается в формулировке либо указывается в отдельном поле), а также создаются поля для внесения дат его начала и окончания (в отличие от Журнала учёта КЭР, его не нужно ежегодно заводить заново) и ответственного лица. На внутренней стороне первой и последней страниц вклеиваются заранее подготовленные и распечатанные подписи столбцов, верх остальных страниц обрезается на соответствующую «шапке» величину. Страницы разлиновываются. Готово.
---
Всегда Ваши, команда Здрав.Биз и Андрей Таевский
www.evrika.ru
Работа врачебной комиссии по новым правилам росздравназора: практическое пособие для начмеда
Новости по теме
С 2018 года Росздравнадзор начинает проверять медорганизации по оценочным листам. В списке вопросов по внутреннему контролю качества 12 из 19 пунктов устанавливают требования к врачебной комиссии
Редакция журнала «Заместитель главного врача» подготовила книгу «Работа врачебной комиссии по новым правилам Росздравназора: практическое пособие для начмеда».
С 2018 года Росздравнадзор начинает проверять медорганизации по оценочным листам.
В списке вопросов по внутреннему контролю качества 12 из 19 пунктов устанавливают требования к врачебной комиссии.
Скачать пособие >>
Книга поможет начмеду наладить работу, чтобы пройти проверку в новом формате.
В практическом пособии представлены
- Приказ о создании врачебной комиссии
- Приказ о создании врачебной комиссии с подкомиссиями
- Положение о врачебной комиссии
Мы разберем вопросы, которые появляются у любого практика:
- Как организовать врачебной комиссии
- Обязательно ли теперь создавать подкомиссии
- Как соблюсти кворум, если во врачебной комиссии есть подкомиссии
- Как использовать проверочные листы Росздравнадзора, чтобы провести внутренний аудит
новости науки и медицины сегодня в мире >>
Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Заместитель главного врача».↯ Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов
www.zdrav.ru
Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии | Статьи
* SM-версия, здесь публикуется с сокращениями
---
Федеральным законом от 21 декабря 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) установлены требования к организации деятельности врачебной комиссии и, при необходимости, её подкомиссий (далее – ВК) в каждой медицинской организации. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее – Приказ № 502н) уточняет содержание этих требований. В соответствии с Приказом № 502н, каждое принятое ВК решение оформляются в виде протокола, содержащего определённые сведения (см. статью «Локальные учётные формы: Протокол заседания врачебной комиссии» полностью в оригинале, SM-версия и обсуждение), и «учитывается в специальном журнале».
Форма этого «специального журнала» на федеральном уровне не установлена. Её необходимо разработать и установить в медицинской организации самостоятельно, поскольку «Журнал учета клинико-экспертной работы», форма которого утверждена приказом Минздрава России от 21 мая 2002 года № 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях», не может быть использован в этих целях. Настоящая работа призвана помочь коллегам – организаторам здравоохранения, руководителям медицинских организаций, их заместителям, владельцам медицинского бизнеса легко решить эту проблему.
---
Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации
---
Итак, какой должна быть форма Журнала заседаний врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации (далее – Журнал)?
Для начала, определимся с предназначением. Журнал предназначен для регистрации решений ВК, и более ни для чего. Значит, в нём должны содержаться, как минимум, графы, позволяющие отразить само решение и его необходимые атрибуты: идентификаторы решения (порядковый номер, дата принятия), идентификаторы Протокола, где оформлено данное решение (дата и номер), существо вопроса, по которому принято решение, а также список лиц, его принявших (состав ВК) и их подписи. Казалось бы, всё просто:
Рис. 1. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 1, минимальный
Было бы просто, если б не одно досадное обстоятельство: Журнал ведётся в бумажной форме, вручную. А это значит, к каждому решению придётся заполнять графы с составом ВК. В государственных и муниципальных медицинских организациях, с учётом количества принимаемых на каждом заседании решений (зачастую – чудовищного), одна эта забота составит немалый труд. Ведение Журнала возложено на секретаря ВК – а это, как следует из Закона, тоже врач, который в это время не занимается своей основной деятельностью. Можно часть этого времени сэкономить без потерь для дела.
Состав ВК не меняется в течение одного заседания, поэтому вполне допустимо его указывать не к каждому решению, а к заседанию, на котором принято это решение наряду со всеми другими. Для реализации этого улучшения нужно добавить в форму графу для внесения идентификаторов заседания ВК (дата, время), а графу для одного из идентификаторов решения – даты его принятия, можно убрать за ненадобностью:
Рис. 2. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 2, оптимальный
Те же восемь граф, только времени на их заполнение требуется значительно меньше. Мы считаем этот вариант оптимальным.
Облегчению ведения Журнала (как и Протокола) может способствовать также использование клише с набранным составом ВК (ФИО, должность). Клише обойдётся в несколько сотен рублей и пару часов времени на подготовку набора, и «окупится» уже на первом-втором заседании. Подписи членов ВК должны быть «живыми».
В некоторых регионах были разработаны и рекомендованы медицинским организациям, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, формы Журнала с графами для внесения иной информации, относящейся к принимаемым ВК решениям, но выходящими за рамки предназначения Журнала (регистрации решений). Одна из таких форм в качестве примера приведена на рис. 3:
Рис. 3. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 3, избыточный
Указание докладчика и лиц, участвующих в обсуждении того или иного вопроса, существо высказанных замечаний и предложений, итоги голосования и т.п. сведений, по нашему мнению, уместно в Протоколе, но не в Журнале, ведь управленческой ценности данная информация не несёт. Тем не менее, мы реализовали именно этот избыточный вариант в Форм-генераторе Журнала заседаний ВК и в пакетах документов по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, чтобы не «подставить» случайно коллег из некоторых регионов.
В завершение, об оформлении Журнала. Изготовить Журнал можно в обычном книжном формате А4. Он должен быть прошит, пронумерован, скреплён подписью руководителя и печатью медицинской организации. На лицевой стороне указываются полное наименование медицинской организации и полное наименование Журнала (при оформлении Журнала заседаний подкомиссии ВК медицинской организации это отражается в формулировке либо указывается в отдельном поле), а также создаются поля для внесения дат его начала и окончания (в отличие от Журнала учёта КЭР, его не нужно ежегодно заводить заново) и ответственного лица. На внутренней стороне первой и последней страниц вклеиваются заранее подготовленные и распечатанные подписи столбцов, верх остальных страниц обрезается на соответствующую «шапке» величину. Страницы разлиновываются. Готово.
---
Всегда Ваши, команда Здрав.Биз и Андрей Таевский
www.evrika.ru
Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии | Статьи
* SM-версия, здесь публикуется с сокращениями
---
Федеральным законом от 21 декабря 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) установлены требования к организации деятельности врачебной комиссии и, при необходимости, её подкомиссий (далее – ВК) в каждой медицинской организации. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее – Приказ № 502н) уточняет содержание этих требований. В соответствии с Приказом № 502н, каждое принятое ВК решение оформляются в виде протокола, содержащего определённые сведения (см. статью «Локальные учётные формы: Протокол заседания врачебной комиссии» полностью в оригинале, SM-версия и обсуждение), и «учитывается в специальном журнале».
Форма этого «специального журнала» на федеральном уровне не установлена. Её необходимо разработать и установить в медицинской организации самостоятельно, поскольку «Журнал учета клинико-экспертной работы», форма которого утверждена приказом Минздрава России от 21 мая 2002 года № 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях», не может быть использован в этих целях. Настоящая работа призвана помочь коллегам – организаторам здравоохранения, руководителям медицинских организаций, их заместителям, владельцам медицинского бизнеса легко решить эту проблему.
---
Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации
---
Итак, какой должна быть форма Журнала заседаний врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации (далее – Журнал)?
Для начала, определимся с предназначением. Журнал предназначен для регистрации решений ВК, и более ни для чего. Значит, в нём должны содержаться, как минимум, графы, позволяющие отразить само решение и его необходимые атрибуты: идентификаторы решения (порядковый номер, дата принятия), идентификаторы Протокола, где оформлено данное решение (дата и номер), существо вопроса, по которому принято решение, а также список лиц, его принявших (состав ВК) и их подписи. Казалось бы, всё просто:
Рис. 1. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 1, минимальный
Было бы просто, если б не одно досадное обстоятельство: Журнал ведётся в бумажной форме, вручную. А это значит, к каждому решению придётся заполнять графы с составом ВК. В государственных и муниципальных медицинских организациях, с учётом количества принимаемых на каждом заседании решений (зачастую – чудовищного), одна эта забота составит немалый труд. Ведение Журнала возложено на секретаря ВК – а это, как следует из Закона, тоже врач, который в это время не занимается своей основной деятельностью. Можно часть этого времени сэкономить без потерь для дела.
Состав ВК не меняется в течение одного заседания, поэтому вполне допустимо его указывать не к каждому решению, а к заседанию, на котором принято это решение наряду со всеми другими. Для реализации этого улучшения нужно добавить в форму графу для внесения идентификаторов заседания ВК (дата, время), а графу для одного из идентификаторов решения – даты его принятия, можно убрать за ненадобностью:
Рис. 2. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 2, оптимальный
Те же восемь граф, только времени на их заполнение требуется значительно меньше. Мы считаем этот вариант оптимальным.
Облегчению ведения Журнала (как и Протокола) может способствовать также использование клише с набранным составом ВК (ФИО, должность). Клише обойдётся в несколько сотен рублей и пару часов времени на подготовку набора, и «окупится» уже на первом-втором заседании. Подписи членов ВК должны быть «живыми».
В некоторых регионах были разработаны и рекомендованы медицинским организациям, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, формы Журнала с графами для внесения иной информации, относящейся к принимаемым ВК решениям, но выходящими за рамки предназначения Журнала (регистрации решений). Одна из таких форм в качестве примера приведена на рис. 3:
Рис. 3. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 3, избыточный
Указание докладчика и лиц, участвующих в обсуждении того или иного вопроса, существо высказанных замечаний и предложений, итоги голосования и т.п. сведений, по нашему мнению, уместно в Протоколе, но не в Журнале, ведь управленческой ценности данная информация не несёт. Тем не менее, мы реализовали именно этот избыточный вариант в Форм-генераторе Журнала заседаний ВК и в пакетах документов по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, чтобы не «подставить» случайно коллег из некоторых регионов.
В завершение, об оформлении Журнала. Изготовить Журнал можно в обычном книжном формате А4. Он должен быть прошит, пронумерован, скреплён подписью руководителя и печатью медицинской организации. На лицевой стороне указываются полное наименование медицинской организации и полное наименование Журнала (при оформлении Журнала заседаний подкомиссии ВК медицинской организации это отражается в формулировке либо указывается в отдельном поле), а также создаются поля для внесения дат его начала и окончания (в отличие от Журнала учёта КЭР, его не нужно ежегодно заводить заново) и ответственного лица. На внутренней стороне первой и последней страниц вклеиваются заранее подготовленные и распечатанные подписи столбцов, верх остальных страниц обрезается на соответствующую «шапке» величину. Страницы разлиновываются. Готово.
---
Всегда Ваши, команда Здрав.Биз и Андрей Таевский
www.evrika.ru
Деятельность врачебной комиссии МО с позиции новых нормативных актов
В статье рассматриваются основные требования к порядку организации работы врачебной комиссии медицинской организации, предъявляемые недавно вступившими в силу нормативно-правовыми актами - Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и принятым в его исполнение приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 №502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации". Даются разъяснения по отдельным положениям приказа, которые могут вызвать затруднения у руководителей медицинских организаций.
Деятельность врачебной комиссии медицинской организации с позиции новых нормативных актов
↯ Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов
И.М. Старовойтова,
канд. мед. наук, доц. кафедры медицинской экспертизы
Российской медицинской академии последипломного образования, г. Москва
На протяжении последних 5 лет Минздравсоцразвития России неоднократно пересматривало нормативно-правовые акты, определяющие работу врачебной комиссии (далее - ВК) медицинской организации (далее - МО). Так, был утвержден приказ Минздравсоцразвития России от 14.03.2007 № 170 "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации", затем взамен его был принят новый документ с аналогичным названием от 24.09.2008 № 513н (далее - Приказ № 513н). Принятие нового Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Основы) вызвало необходимость очередного пересмотра и корректировки нормативных правовых актов, регламентирующих экспертную деятельность медицинских организаций. В настоящее время Приказ № 513н также утратил силу - в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н "Об утверждении Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" (далее - Приказ № 502н).
Основные принципы организации работы врачебной комиссии
Вначале рассмотрим некоторые организационные аспекты экспертной работы, впервые прописанные в документе такого уровня, как федеральный закон.
В статье 48 "Врачебная комиссия и консилиум врачей" Основ определена необходимость создания в МО определенных коллегиальных структур для решения комплекса сложных лечебно-диагностических, реабилитационных и экспертных вопросов.
В соответствии с п. 1 данной статьи "врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей". Таким образом, на уровне закона определен состав врачебной комиссии, а также указан уровень руководства этой коллегиальной структурой.
В пункте 2 ст. 48 определена цель создания ВК - "совершенствование организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в т. ч. назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам".
Таким образом, достаточно четко определен круг вопросов для коллегиального (комиссионного) решения. В то же время основные направления в работе ВК в законе прописаны схематично и могут быть дополнены и детализированы решением "иных медицинских вопросов".
В указанном документе также определен порядок оформления принятого на ВК решения: "Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента".
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 59 Основ врачи, входящие в состав ВК на основании приказа руководителя, должны пройти обучение (тематическое усовершенствование) по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.
Проанализировав ст. 48 Основ, можно сделать вывод о том, что документ определяет основные принципы организации работы ВК, особенности ее состава и примерный перечень вопросов, решаемых комиссионно. Однако данную статью следует рассматривать лишь как основу для разработки положения о ВК, которое должно быть утверждено приказом руководителя каждой МО. Более детально на вопрос о том, как должна быть организована работа ВК, отвечает подзаконный акт - Приказ № 502н.
Актуальные вопросы организации работы врачебной комиссии
Приказ № 502н, так же как и отмененный Приказ № 513н, состоит из трех разделов: раздел 1 - "Общие положения", раздел 2 - "Функции врачебной комиссии", раздел 3 - "Порядок создания и деятельности врачебной комиссии" (ранее он назывался "Порядок работы врачебной комиссии"). В то же время Приказ № 502н прописан более логично, все вопросы организационного характера изложены четко в третьем разделе, в предыдущем документе они были "разбросаны" по первому и третьему разделам. В целом оба документа весьма сходны по содержанию, поэтому существенных и принципиальных изменений в работе ВК настоящий приказ не потребует, хотя определенная корректировка внутренних регламентирующих приказов все же необходима.
Рассмотрим новый нормативный документ с позиции его практического применения.
Раздел 1 "Общие положения" не только определяет цели, для достижения которых создается ВК, но и указывает также уровень нормативных правовых актов, на основе которых строится ее работа (Конституция РФ, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и т. д.).
Функции врачебной комиссии
Раздел 2 "Функции врачебной комиссии" Приказа № 502н рассматривает широкий круг вопросов, требующих комиссионного решения. В приказе перечислены 22 функции ВК (в предыдущем документе было рассмотрено 14 функций, значительная часть которых касалась лекарственного обеспечения граждан).
При внимательном прочтении данного раздела документа можно обратить внимание, что некоторые функции ВК излишне детализированы. Например, в п. 4.5 ("проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников") и п. 4.16 ("проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда") речь идет об одной и той же категории работников, и данные положения регламентируются одними и теми же нормативными документами.
Пункты 4.6-4.9 и 4.20 касаются организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи, однако расставленные акценты весьма актуальны в отношении ВК, т. к. определяют ее роль в организации и проведении контроля качества медицинской помощи, а также в разработке мероприятий по устранению выявленных дефектов, что соответствует основной цели создания ВК - "совершенствование организации оказания медицинской помощи гражданам".
Следует обратить внимание, что приведенный в Приказе № 502н перечень вопросов, требующих комиссионного решения, является примерным, несмотря на нормативную регламентацию, поскольку определяется дополнительными условиями, и не каждая МО сможет возложить все перечисленные функции на свою ВК. Поэтому в каждой конкретной МО должно быть разработано положение о ВК, содержащее перечень функций, выполняемых ВК именно данной МО. Так, медицинское освидетельствование лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на предмет наличия у них тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей (п. 4.15), может осуществляться только ВК МО, определенной органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения. Осуществлять экспертизу профессиональной пригодности лиц, работающих во вредных и опасных условиях, а также проводить предварительные и периодические медицинские осмотры этой категории работников (п. 4.16) могут лишь те МО, которые имеют лицензию на данный вид деятельности.
Однако указанными функциями не исчерпывается круг вопросов, решаемых на ВК. Пунктом 4.23 Приказа № 502н оговорена возможность возложения на ВК иных функций, "предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, Федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ". В качестве примеров можно привести ряд вопросов, которые выносятся на рассмотрение ВК в соответствии с нормативными документами федерального уровня:
- установление факта поствакцинального осложнения;
- определение степени тяжести несчастного случая на производстве, видов реабилитационных мероприятий;
- наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего прохождению гражданской службы или муниципальной службы;
- нуждаемости в предоставлении академического отпуска по медицинским показаниям студентам общеобразовательных учреждений высшего и среднего специального образования и т. д.
Следовательно, для четкой постановки задач, требующих комиссионного решения, правильной разработки внутренних документов, регламентирующих работу ВК, необходимо хорошо знать нормативную правовую базу.
Следует учитывать, что в МО разных видов функции ВК могут отличаться. Особенно существенными будут различия в работе ВК амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений.
Порядок создания и деятельности врачебной комиссии
Раздел 3 "Порядок создания и деятельности врачебной комиссии" является также весьма важным, поскольку определяет организационные особенности работы ВК.
Необходимо обратить внимание, что структура ВК, ее состав и порядок работы определяются приказом руководителя МО. Для более четкой работы ВК в ряде организаций в составе ВК могут формироваться подкомиссии. Как ВК, так и ее подкомиссии состоят из председателя, одного или двух заместителей, секретаря и членов ВК.
Пункты 9-10 нового документа заслуживают особого внимания: председателем ВК (подкомиссии) может быть не только один из руководителей МО, но и руководитель структурного подразделения, в должностные обязанности которого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии.
Несмотря на то что состав ВК (подкомиссии) определяется приказом руководителя, в Приказе № 502н даны рекомендации о включении в состав ВК в первую очередь заведующих структурными подразделениями, а также врачей-специалистов из числа работников данной МО. Рекомендаций по численному составу ВК не дано, поэтому вопрос должен решаться с учетом структуры ВК, штатного расписания МО, объема ее работы.
В приказе подробно прописаны функции секретаря ВК, однако не указано, кто может выполнять эту работу. Следовательно, данный вопрос решается на усмотрение руководителя МО: секретарем может быть назначен медицинский работник со средним медицинским образованием либо один из членов ВК (в этом случае он не является членом ВК, а выполняет лишь технические функции, определенные приказом).
План-график заседаний ВК утверждается приказом руководителя и должен предусматривать заседания не реже одного раза в неделю. На практике же в большинстве МО ВК проводит свои заседания ежедневно. Внеплановые заседания ВК должны проводиться на основании решения руководителя МО.
Приказом № 502н в п. 15 определен порядок принятия комиссионного решения: "решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии)". Данное положение уже сейчас требует уточнения, что имеется в виду: 2/3 заявленного списочного состава ВК или 2/3 из числа присутствовавших на заседании членов ВК? Это принципиальный вопрос, т. к. в подавляющем большинстве случаев решение ВК принимается с участием 3 чел., а если при этом состав комиссии включает 5 или 7 чел., возникает вопрос о его правомерности.
Порядок оформления комиссионного решения в документе прописан достаточно подробно. Решение ВК (подкомиссии) оформляется протоколом, который должен содержать следующие сведения:
- дата проведения заседания;
- список членов комиссии, присутствовавших на заседании;
- перечень обсуждаемых вопросов;
- решения комиссии и их обоснование.
Однако в связи с этим возникает вопрос: в какой журнал вносится решение ВК? В приказе нет ссылки на привычную установленную форму № 035/ у-02. Означает ли это, что в МО может быть разработана иная форма журнала решений ВК, которая может отличаться от ранее установленной? Поскольку Приказ № 502н не содержит ответа на данный вопрос, а соответствующего приказа Минздрава России об отмене вышеуказанной формы журнала нет, до получения дополнительных разъяснений следует руководствоваться приказом Минздрава России от 21.05.2002 № 154 "О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях", которым утвержден журнал учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения (форма № 035/у-02).
Анализ клинико-экспертной работы осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями Минздрава России от 20.12.2002 № 2002/140 "Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений". Эти методические рекомендации могут быть использованы при составлении ежеквартальных и итогового (годового) отчета о работе ВК (ее подкомиссий), которые председатель ВК представляет руководителю МО.
Следует обратить внимание, что выписка из протокола решения ВК выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления.
Приказом № 502н определен срок хранения протоколов решений ВК (подкомиссии), который составляет 10 лет.
Таким образом, новые нормативные документы (Основы, Приказ № 502н) предъявляют определенные требования к порядку организации работы ВК, что диктует необходимость корректировки имеющихся внутренних нормативных документов МО, регламентирующих деятельность данной коллегиальной структуры.
www.zdrav.ru
Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии | Статьи
* SM-версия, здесь публикуется с сокращениями
---
Федеральным законом от 21 декабря 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) установлены требования к организации деятельности врачебной комиссии и, при необходимости, её подкомиссий (далее – ВК) в каждой медицинской организации. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее – Приказ № 502н) уточняет содержание этих требований. В соответствии с Приказом № 502н, каждое принятое ВК решение оформляются в виде протокола, содержащего определённые сведения (см. статью «Локальные учётные формы: Протокол заседания врачебной комиссии» полностью в оригинале, SM-версия и обсуждение), и «учитывается в специальном журнале».
Форма этого «специального журнала» на федеральном уровне не установлена. Её необходимо разработать и установить в медицинской организации самостоятельно, поскольку «Журнал учета клинико-экспертной работы», форма которого утверждена приказом Минздрава России от 21 мая 2002 года № 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях», не может быть использован в этих целях. Настоящая работа призвана помочь коллегам – организаторам здравоохранения, руководителям медицинских организаций, их заместителям, владельцам медицинского бизнеса легко решить эту проблему.
---
Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации
---
Итак, какой должна быть форма Журнала заседаний врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации (далее – Журнал)?
Для начала, определимся с предназначением. Журнал предназначен для регистрации решений ВК, и более ни для чего. Значит, в нём должны содержаться, как минимум, графы, позволяющие отразить само решение и его необходимые атрибуты: идентификаторы решения (порядковый номер, дата принятия), идентификаторы Протокола, где оформлено данное решение (дата и номер), существо вопроса, по которому принято решение, а также список лиц, его принявших (состав ВК) и их подписи. Казалось бы, всё просто:
Рис. 1. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 1, минимальный
Было бы просто, если б не одно досадное обстоятельство: Журнал ведётся в бумажной форме, вручную. А это значит, к каждому решению придётся заполнять графы с составом ВК. В государственных и муниципальных медицинских организациях, с учётом количества принимаемых на каждом заседании решений (зачастую – чудовищного), одна эта забота составит немалый труд. Ведение Журнала возложено на секретаря ВК – а это, как следует из Закона, тоже врач, который в это время не занимается своей основной деятельностью. Можно часть этого времени сэкономить без потерь для дела.
Состав ВК не меняется в течение одного заседания, поэтому вполне допустимо его указывать не к каждому решению, а к заседанию, на котором принято это решение наряду со всеми другими. Для реализации этого улучшения нужно добавить в форму графу для внесения идентификаторов заседания ВК (дата, время), а графу для одного из идентификаторов решения – даты его принятия, можно убрать за ненадобностью:
Рис. 2. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 2, оптимальный
Те же восемь граф, только времени на их заполнение требуется значительно меньше. Мы считаем этот вариант оптимальным.
Облегчению ведения Журнала (как и Протокола) может способствовать также использование клише с набранным составом ВК (ФИО, должность). Клише обойдётся в несколько сотен рублей и пару часов времени на подготовку набора, и «окупится» уже на первом-втором заседании. Подписи членов ВК должны быть «живыми».
В некоторых регионах были разработаны и рекомендованы медицинским организациям, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, формы Журнала с графами для внесения иной информации, относящейся к принимаемым ВК решениям, но выходящими за рамки предназначения Журнала (регистрации решений). Одна из таких форм в качестве примера приведена на рис. 3:
Рис. 3. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 3, избыточный
Указание докладчика и лиц, участвующих в обсуждении того или иного вопроса, существо высказанных замечаний и предложений, итоги голосования и т.п. сведений, по нашему мнению, уместно в Протоколе, но не в Журнале, ведь управленческой ценности данная информация не несёт. Тем не менее, мы реализовали именно этот избыточный вариант в Форм-генераторе Журнала заседаний ВК и в пакетах документов по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, чтобы не «подставить» случайно коллег из некоторых регионов.
В завершение, об оформлении Журнала. Изготовить Журнал можно в обычном книжном формате А4. Он должен быть прошит, пронумерован, скреплён подписью руководителя и печатью медицинской организации. На лицевой стороне указываются полное наименование медицинской организации и полное наименование Журнала (при оформлении Журнала заседаний подкомиссии ВК медицинской организации это отражается в формулировке либо указывается в отдельном поле), а также создаются поля для внесения дат его начала и окончания (в отличие от Журнала учёта КЭР, его не нужно ежегодно заводить заново) и ответственного лица. На внутренней стороне первой и последней страниц вклеиваются заранее подготовленные и распечатанные подписи столбцов, верх остальных страниц обрезается на соответствующую «шапке» величину. Страницы разлиновываются. Готово.
---
Всегда Ваши, команда Здрав.Биз и Андрей Таевский
www.evrika.ru
Некоторые локальные формы в работе врачебной комиссии | Статьи
Информация для руководителей медицинских организаций, их заместителей, врачей – организаторов здравоохранения и владельцев медицинского бизнеса.
---
Уважаемые коллеги!
Организация работы врачебной комиссии, обязанность создать которую имеется у каждой медицинской организации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», требует от руководителя самостоятельно разработать и установить некоторые локальные учётно-отчётные формы. Всё дело в требованиях, установленных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», в соответствии с Законом, однако без должного учёта реалий практического здравоохранения и ранее принятых ведомственных нормативно-правовых актов (например, приказа Минздрава России от 21 мая 2002 года № 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях»).
Перед каждым руководителем медицинской организации стоит задача, таким образом, не только сформировать врачебную комиссию и, при необходимости, её подкомиссии (что всегда непросто для небольшой медицинской клиники) и организовать её работу, но и снабдить формами документов собственного производства. Наиболее востребованы из них формы Протокола и Журнала заседаний врачебной комиссии. В форме Протокола должны оформляться все решения врачебной комиссии, а в Журнале заседаний они регистрируются.
Проблемы, сопровождающие разработку обеих форм, были нами подробно рассмотрены в работах «Локальные учётные формы: Протокол заседания врачебной комиссии» и «Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии». Более того, мы анонсировали наши бесплатные сервисы – очень давно Форм-генератор «Журнал заседаний врачебной комиссии» и совсем недавно Форм-генератор «Протокол заседания (решения) врачебной комиссии».
Форм-генератор «Журнал заседаний врачебной комиссии» на этой неделе был значительно усовершенствован. Результаты мы теперь присылаем в одном файле электронных таблиц, на страницах которого Вы получите «корочку» Журнала, его графы в двух вариантах (см. статью «Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии»), а также приятный бонус – форму для заверки любых журналов «Прошито, пронумеровано и скреплено печатью» (15 шт.на лист). Формы заполняются данными, введёнными в форму заявки, с подгонкой областей печати каждого листа.
Форм-генератор «Протокол заседания (решения) врачебной комиссии» не менее технологичен. Результаты также направляются в файле электронных таблиц со всеми сведениями (наименование медицинской организации, поимённый состав комиссии с указанием должностей всех членов, расшифровка подписей членов комиссии и т.п.) и правильной разметкой на листах, содержащих два варианта формы Протокола заседания врачебной комиссии: с одним решением на лист для сложных вопросов и с двумя решениями для простых.
Отправка готовых форм происходит обычно в течении нескольких часов. Пожалуйста, перед использованием прочтите примечания к полям для ввода данных. Не все поля являются обязательными для заполнения.
Полученные от нас формы (без уточнённого состава ВК) необходимо установить локальным нормативным актом (лучше всего, в приложении к Положению о врачебной комиссии медицинской организации).
Форму с уточнённым составом ВК можно распечатывать в качестве бланков – это значительно сокращает время на их заполнение.
Успехов и благополучия, коллеги!
---
Всегда Ваши, Андрей Таевский и ЭкспертЗдравСервис
www.evrika.ru