Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии. Электронный журнал врачебной комиссии


Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии | Статьи

* SM-версия, здесь публикуется с сокращениями

---

 Федеральным законом от 21 декабря 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) установлены требования к организации деятельности врачебной комиссии и, при необходимости, её подкомиссий (далее – ВК) в каждой медицинской организации. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее – Приказ № 502н) уточняет содержание этих требований. В соответствии с Приказом № 502н, каждое принятое ВК решение оформляются в виде протокола, содержащего определённые сведения (см. статью «Локальные учётные формы: Протокол заседания врачебной комиссии»  полностью в оригинале, SM-версия и обсуждение), и «учитывается в специальном журнале».

 Форма этого «специального журнала» на федеральном уровне не установлена. Её необходимо разработать и установить в медицинской организации самостоятельно, поскольку «Журнал учета клинико-экспертной работы», форма которого утверждена приказом Минздрава России от 21 мая 2002 года № 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях», не может быть использован в этих целях. Настоящая работа призвана помочь коллегам – организаторам здравоохранения, руководителям медицинских организаций, их заместителям, владельцам медицинского бизнеса легко решить эту проблему.

---

 Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации

---

 Итак, какой должна быть форма Журнала заседаний врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации (далее – Журнал)?

 Для начала, определимся с предназначением. Журнал предназначен для регистрации решений ВК, и более ни для чего. Значит, в нём должны содержаться, как минимум, графы, позволяющие отразить само решение и его необходимые атрибуты: идентификаторы решения (порядковый номер, дата принятия), идентификаторы Протокола, где оформлено данное решение (дата и номер), существо вопроса, по которому принято решение, а также список лиц, его принявших (состав ВК) и их подписи. Казалось бы, всё просто:

 

Рис. 1. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 1, минимальный

Рис. 1. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 1, минимальный

 

 Было бы просто, если б не одно досадное обстоятельство: Журнал ведётся в бумажной форме, вручную. А это значит, к каждому решению придётся заполнять графы с составом ВК. В государственных и муниципальных медицинских организациях, с учётом количества принимаемых на каждом заседании решений (зачастую – чудовищного), одна эта забота составит немалый труд. Ведение Журнала возложено на секретаря ВК – а это, как следует из Закона, тоже врач, который в это время не занимается своей основной деятельностью. Можно часть этого времени сэкономить без потерь для дела.

 Состав ВК не меняется в течение одного заседания, поэтому вполне допустимо его указывать не к каждому решению, а к заседанию, на котором принято это решение наряду со всеми другими. Для реализации этого улучшения нужно добавить в форму графу для внесения идентификаторов заседания ВК (дата, время), а графу для одного из идентификаторов решения – даты его принятия, можно убрать за ненадобностью:   

 

Рис. 2. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 2, оптимальный

Рис. 2. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 2, оптимальный

 

 Те же восемь граф, только времени на их заполнение требуется значительно меньше. Мы считаем этот вариант оптимальным.

 Облегчению ведения Журнала (как и Протокола) может способствовать также использование клише с набранным составом ВК (ФИО, должность). Клише обойдётся в несколько сотен рублей и пару часов времени на подготовку набора, и «окупится» уже на первом-втором заседании. Подписи членов ВК должны быть «живыми».

 В некоторых регионах были разработаны и рекомендованы медицинским организациям, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, формы Журнала с графами для внесения иной информации, относящейся к принимаемым ВК решениям, но выходящими за рамки предназначения Журнала (регистрации решений). Одна из таких форм в качестве примера приведена на рис. 3:

 

Рис. 3. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 3, избыточный

Рис. 3. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 3, избыточный

 

 Указание докладчика и лиц, участвующих в обсуждении того или иного вопроса, существо высказанных замечаний и предложений, итоги голосования и т.п. сведений, по нашему мнению, уместно в Протоколе, но не в Журнале, ведь управленческой ценности данная информация не несёт. Тем не менее, мы реализовали именно этот избыточный вариант в Форм-генераторе Журнала заседаний ВК и в пакетах документов по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, чтобы не «подставить» случайно коллег из некоторых регионов.

 В завершение, об оформлении Журнала. Изготовить Журнал можно в обычном книжном формате А4. Он должен быть прошит, пронумерован, скреплён подписью руководителя и печатью медицинской организации. На лицевой стороне указываются полное наименование медицинской организации и полное наименование Журнала (при оформлении Журнала заседаний подкомиссии ВК медицинской организации это отражается в формулировке либо указывается в отдельном поле), а также создаются поля для внесения дат его начала и окончания (в отличие от Журнала учёта КЭР, его не нужно ежегодно заводить заново) и ответственного лица. На внутренней стороне первой и последней страниц вклеиваются заранее подготовленные и распечатанные подписи столбцов, верх остальных страниц обрезается на соответствующую «шапке» величину. Страницы разлиновываются. Готово.

---

Всегда Ваши, команда Здрав.Биз и Андрей Таевский

www.evrika.ru

Работа врачебной комиссии по новым правилам росздравназора: практическое пособие для начмеда

Новости по теме

С 2018 года Росздравнадзор начинает проверять медорганизации по оценочным листам. В списке вопросов по внутреннему контролю качества 12 из 19 пунктов устанавливают требования к врачебной комиссии

Два приказа и одно положение для создания врачебной комиссииРедакция журнала «Заместитель главного врача» подготовила книгу «Работа врачебной комиссии по новым правилам Росздравназора: практическое пособие для начмеда».

С 2018 года Росздравнадзор начинает проверять медорганизации по оценочным листам.

В списке вопросов по внутреннему контролю качества 12 из 19 пунктов устанавливают требования к врачебной комиссии. 

Скачать пособие >>

Книга поможет начмеду наладить работу, чтобы пройти проверку в новом формате.

В практическом пособии представлены

  1. Приказ о создании врачебной комиссии
  2. Приказ о создании врачебной комиссии с подкомиссиями
  3. Положение о врачебной комиссии

Мы разберем вопросы, которые появляются у любого практика:

  • Как организовать врачебной комиссии
  • Обязательно ли теперь создавать подкомиссии
  • Какие требования к документам медорганизации предъявляют инспекторы
  • Как соблюсти кворум, если во врачебной комиссии есть подкомиссии
  • Как использовать проверочные листы Росздравнадзора, чтобы провести внутренний аудит

новости науки и медицины сегодня в мире >>

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Заместитель главного врача».

↯ Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

www.zdrav.ru

Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии | Статьи

* SM-версия, здесь публикуется с сокращениями

---

 Федеральным законом от 21 декабря 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) установлены требования к организации деятельности врачебной комиссии и, при необходимости, её подкомиссий (далее – ВК) в каждой медицинской организации. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее – Приказ № 502н) уточняет содержание этих требований. В соответствии с Приказом № 502н, каждое принятое ВК решение оформляются в виде протокола, содержащего определённые сведения (см. статью «Локальные учётные формы: Протокол заседания врачебной комиссии»  полностью в оригинале, SM-версия и обсуждение), и «учитывается в специальном журнале».

 Форма этого «специального журнала» на федеральном уровне не установлена. Её необходимо разработать и установить в медицинской организации самостоятельно, поскольку «Журнал учета клинико-экспертной работы», форма которого утверждена приказом Минздрава России от 21 мая 2002 года № 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях», не может быть использован в этих целях. Настоящая работа призвана помочь коллегам – организаторам здравоохранения, руководителям медицинских организаций, их заместителям, владельцам медицинского бизнеса легко решить эту проблему.

---

 Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации

---

 Итак, какой должна быть форма Журнала заседаний врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации (далее – Журнал)?

 Для начала, определимся с предназначением. Журнал предназначен для регистрации решений ВК, и более ни для чего. Значит, в нём должны содержаться, как минимум, графы, позволяющие отразить само решение и его необходимые атрибуты: идентификаторы решения (порядковый номер, дата принятия), идентификаторы Протокола, где оформлено данное решение (дата и номер), существо вопроса, по которому принято решение, а также список лиц, его принявших (состав ВК) и их подписи. Казалось бы, всё просто:

 

Рис. 1. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 1, минимальный

Рис. 1. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 1, минимальный

 

 Было бы просто, если б не одно досадное обстоятельство: Журнал ведётся в бумажной форме, вручную. А это значит, к каждому решению придётся заполнять графы с составом ВК. В государственных и муниципальных медицинских организациях, с учётом количества принимаемых на каждом заседании решений (зачастую – чудовищного), одна эта забота составит немалый труд. Ведение Журнала возложено на секретаря ВК – а это, как следует из Закона, тоже врач, который в это время не занимается своей основной деятельностью. Можно часть этого времени сэкономить без потерь для дела.

 Состав ВК не меняется в течение одного заседания, поэтому вполне допустимо его указывать не к каждому решению, а к заседанию, на котором принято это решение наряду со всеми другими. Для реализации этого улучшения нужно добавить в форму графу для внесения идентификаторов заседания ВК (дата, время), а графу для одного из идентификаторов решения – даты его принятия, можно убрать за ненадобностью:   

 

Рис. 2. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 2, оптимальный

Рис. 2. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 2, оптимальный

 

 Те же восемь граф, только времени на их заполнение требуется значительно меньше. Мы считаем этот вариант оптимальным.

 Облегчению ведения Журнала (как и Протокола) может способствовать также использование клише с набранным составом ВК (ФИО, должность). Клише обойдётся в несколько сотен рублей и пару часов времени на подготовку набора, и «окупится» уже на первом-втором заседании. Подписи членов ВК должны быть «живыми».

 В некоторых регионах были разработаны и рекомендованы медицинским организациям, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, формы Журнала с графами для внесения иной информации, относящейся к принимаемым ВК решениям, но выходящими за рамки предназначения Журнала (регистрации решений). Одна из таких форм в качестве примера приведена на рис. 3:

 

Рис. 3. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 3, избыточный

Рис. 3. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 3, избыточный

 

 Указание докладчика и лиц, участвующих в обсуждении того или иного вопроса, существо высказанных замечаний и предложений, итоги голосования и т.п. сведений, по нашему мнению, уместно в Протоколе, но не в Журнале, ведь управленческой ценности данная информация не несёт. Тем не менее, мы реализовали именно этот избыточный вариант в Форм-генераторе Журнала заседаний ВК и в пакетах документов по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, чтобы не «подставить» случайно коллег из некоторых регионов.

 В завершение, об оформлении Журнала. Изготовить Журнал можно в обычном книжном формате А4. Он должен быть прошит, пронумерован, скреплён подписью руководителя и печатью медицинской организации. На лицевой стороне указываются полное наименование медицинской организации и полное наименование Журнала (при оформлении Журнала заседаний подкомиссии ВК медицинской организации это отражается в формулировке либо указывается в отдельном поле), а также создаются поля для внесения дат его начала и окончания (в отличие от Журнала учёта КЭР, его не нужно ежегодно заводить заново) и ответственного лица. На внутренней стороне первой и последней страниц вклеиваются заранее подготовленные и распечатанные подписи столбцов, верх остальных страниц обрезается на соответствующую «шапке» величину. Страницы разлиновываются. Готово.

---

Всегда Ваши, команда Здрав.Биз и Андрей Таевский

www.evrika.ru

Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии | Статьи

* SM-версия, здесь публикуется с сокращениями

---

 Федеральным законом от 21 декабря 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) установлены требования к организации деятельности врачебной комиссии и, при необходимости, её подкомиссий (далее – ВК) в каждой медицинской организации. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее – Приказ № 502н) уточняет содержание этих требований. В соответствии с Приказом № 502н, каждое принятое ВК решение оформляются в виде протокола, содержащего определённые сведения (см. статью «Локальные учётные формы: Протокол заседания врачебной комиссии»  полностью в оригинале, SM-версия и обсуждение), и «учитывается в специальном журнале».

 Форма этого «специального журнала» на федеральном уровне не установлена. Её необходимо разработать и установить в медицинской организации самостоятельно, поскольку «Журнал учета клинико-экспертной работы», форма которого утверждена приказом Минздрава России от 21 мая 2002 года № 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях», не может быть использован в этих целях. Настоящая работа призвана помочь коллегам – организаторам здравоохранения, руководителям медицинских организаций, их заместителям, владельцам медицинского бизнеса легко решить эту проблему.

---

 Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации

---

 Итак, какой должна быть форма Журнала заседаний врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации (далее – Журнал)?

 Для начала, определимся с предназначением. Журнал предназначен для регистрации решений ВК, и более ни для чего. Значит, в нём должны содержаться, как минимум, графы, позволяющие отразить само решение и его необходимые атрибуты: идентификаторы решения (порядковый номер, дата принятия), идентификаторы Протокола, где оформлено данное решение (дата и номер), существо вопроса, по которому принято решение, а также список лиц, его принявших (состав ВК) и их подписи. Казалось бы, всё просто:

 

Рис. 1. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 1, минимальный

Рис. 1. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 1, минимальный

 

 Было бы просто, если б не одно досадное обстоятельство: Журнал ведётся в бумажной форме, вручную. А это значит, к каждому решению придётся заполнять графы с составом ВК. В государственных и муниципальных медицинских организациях, с учётом количества принимаемых на каждом заседании решений (зачастую – чудовищного), одна эта забота составит немалый труд. Ведение Журнала возложено на секретаря ВК – а это, как следует из Закона, тоже врач, который в это время не занимается своей основной деятельностью. Можно часть этого времени сэкономить без потерь для дела.

 Состав ВК не меняется в течение одного заседания, поэтому вполне допустимо его указывать не к каждому решению, а к заседанию, на котором принято это решение наряду со всеми другими. Для реализации этого улучшения нужно добавить в форму графу для внесения идентификаторов заседания ВК (дата, время), а графу для одного из идентификаторов решения – даты его принятия, можно убрать за ненадобностью:   

 

Рис. 2. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 2, оптимальный

Рис. 2. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 2, оптимальный

 

 Те же восемь граф, только времени на их заполнение требуется значительно меньше. Мы считаем этот вариант оптимальным.

 Облегчению ведения Журнала (как и Протокола) может способствовать также использование клише с набранным составом ВК (ФИО, должность). Клише обойдётся в несколько сотен рублей и пару часов времени на подготовку набора, и «окупится» уже на первом-втором заседании. Подписи членов ВК должны быть «живыми».

 В некоторых регионах были разработаны и рекомендованы медицинским организациям, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, формы Журнала с графами для внесения иной информации, относящейся к принимаемым ВК решениям, но выходящими за рамки предназначения Журнала (регистрации решений). Одна из таких форм в качестве примера приведена на рис. 3:

 

Рис. 3. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 3, избыточный

Рис. 3. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 3, избыточный

 

 Указание докладчика и лиц, участвующих в обсуждении того или иного вопроса, существо высказанных замечаний и предложений, итоги голосования и т.п. сведений, по нашему мнению, уместно в Протоколе, но не в Журнале, ведь управленческой ценности данная информация не несёт. Тем не менее, мы реализовали именно этот избыточный вариант в Форм-генераторе Журнала заседаний ВК и в пакетах документов по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, чтобы не «подставить» случайно коллег из некоторых регионов.

 В завершение, об оформлении Журнала. Изготовить Журнал можно в обычном книжном формате А4. Он должен быть прошит, пронумерован, скреплён подписью руководителя и печатью медицинской организации. На лицевой стороне указываются полное наименование медицинской организации и полное наименование Журнала (при оформлении Журнала заседаний подкомиссии ВК медицинской организации это отражается в формулировке либо указывается в отдельном поле), а также создаются поля для внесения дат его начала и окончания (в отличие от Журнала учёта КЭР, его не нужно ежегодно заводить заново) и ответственного лица. На внутренней стороне первой и последней страниц вклеиваются заранее подготовленные и распечатанные подписи столбцов, верх остальных страниц обрезается на соответствующую «шапке» величину. Страницы разлиновываются. Готово.

---

Всегда Ваши, команда Здрав.Биз и Андрей Таевский

www.evrika.ru

Деятельность врачебной комиссии МО с позиции новых нормативных актов

В статье рассматриваются основные требования к порядку организации рабо­ты врачебной комиссии медицинской организации, предъявляемые недавно всту­пившими в силу нормативно-правовыми актами - Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Феде­рации" и принятым в его исполнение приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 №502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачеб­ной комиссии медицинской организации". Даются разъяснения по отдельным по­ложениям приказа, которые могут вызвать затруднения у руководителей меди­цинских организаций.

Деятельность врачебной комиссии медицинской организации с позиции новых нормативных актов

↯ Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

И.М. Старовойтова,

канд. мед. наук, доц. кафедры медицинской экспертизы

Российской медицинской академии последипломного образования, г. Москва

На протяжении последних 5 лет Минздравсоцразвития России неодно­кратно пересматривало нормативно-правовые акты, определяющие работу врачебной комиссии (далее - ВК) медицинской организации (далее - МО). Так, был утвержден приказ Минздравсоцразвития России от 14.03.2007 № 170 "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организа­ции", затем взамен его был принят новый документ с аналогичным названием от 24.09.2008 № 513н (далее - Приказ № 513н). Принятие нового Федерально­го закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Рос­сийской Федерации" (далее - Основы) вызвало необходимость очередного пересмотра и корректировки нормативных правовых актов, регламентирую­щих экспертную деятельность медицинских организаций. В настоящее вре­мя Приказ № 513н также утратил силу - в связи с изданием приказа Мин­здравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н "Об утверждении Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" (далее - Приказ № 502н).

Основные принципы организации работы врачебной комиссии

Вначале рассмотрим некоторые организационные аспекты экспертной работы, впервые прописанные в документе такого уровня, как федеральный закон.

В статье 48 "Врачебная комиссия и консилиум врачей" Основ определена необходимость создания в МО определенных коллегиальных структур для решения комплекса сложных лечебно-диагностических, реабилитационных и экспертных вопросов.

В соответствии с п. 1 данной статьи "врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей". Таким образом, на уровне закона определен состав врачебной комиссии, а также указан уровень руководства этой коллегиальной структурой.

В пункте 2 ст. 48 определена цель создания ВК - "совершенствование ор­ганизации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работни­ков, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности ле­чебно-диагностических мероприятий, в т. ч. назначения лекарственных пре­паратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам".

Таким образом, достаточно четко определен круг вопросов для коллеги­ального (комиссионного) решения. В то же время основные направле­ния в работе ВК в законе прописаны схематично и могут быть дополнены и детализированы решением "иных медицинских вопросов".

В указанном документе также определен порядок оформления принято­го на ВК решения: "Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента".

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 59 Основ врачи, входя­щие в состав ВК на основании приказа руководителя, должны пройти обуче­ние (тематическое усовершенствование) по вопросам проведения эксперти­зы временной нетрудоспособности.

Проанализировав ст. 48 Основ, можно сделать вывод о том, что документ определяет основные принципы организации работы ВК, особенности ее со­става и примерный перечень вопросов, решаемых комиссионно. Однако данную статью следует рассматривать лишь как основу для разработки по­ложения о ВК, которое должно быть утверждено приказом руководителя каждой МО. Более детально на вопрос о том, как должна быть организована работа ВК, отвечает подзаконный акт - Приказ № 502н.

Актуальные вопросы организации работы врачебной комиссии

Приказ № 502н, так же как и отмененный Приказ № 513н, состоит из трех разделов: раздел 1 - "Общие положения", раздел 2 - "Функции врачебной ко­миссии", раздел 3 - "Порядок создания и деятельности врачебной комиссии" (ранее он назывался "Порядок работы врачебной комиссии"). В то же время Приказ № 502н прописан более логично, все вопросы организационного ха­рактера изложены четко в третьем разделе, в предыдущем документе они были "разбросаны" по первому и третьему разделам. В целом оба документа весьма сходны по содержанию, поэтому существенных и принципиальных из­менений в работе ВК настоящий приказ не потребует, хотя определенная кор­ректировка внутренних регламентирующих приказов все же необходима.

Рассмотрим новый нормативный документ с позиции его практического применения.

Раздел 1 "Общие положения" не только определяет цели, для достиже­ния которых создается ВК, но и указывает также уровень нормативных пра­вовых актов, на основе которых строится ее работа (Конституция РФ, феде­ральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и т. д.).

Функции врачебной комиссии

Раздел 2 "Функции врачебной комиссии" Приказа № 502н рассматривает широкий круг вопросов, требующих комиссионного решения. В приказе пе­речислены 22 функции ВК (в предыдущем документе было рассмотрено 14 функций, значительная часть которых касалась лекарственного обеспече­ния граждан).

При внимательном прочтении данного раздела документа можно обра­тить внимание, что некоторые функции ВК излишне детализированы. Напри­мер, в п. 4.5 ("проведение экспертизы профессиональной пригодности не­которых категорий работников") и п. 4.16 ("проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда") речь идет об одной и той же категории работников, и данные положения регламентируются одними и теми же норматив­ными документами.

Пункты 4.6-4.9 и 4.20 касаются организации внутреннего контроля каче­ства и безопасности медицинской помощи, однако расставленные акценты весьма актуальны в отношении ВК, т. к. определяют ее роль в организации и проведении контроля качества медицинской помощи, а также в разработ­ке мероприятий по устранению выявленных дефектов, что соответствует ос­новной цели создания ВК - "совершенствование организации оказания ме­дицинской помощи гражданам".

Следует обратить внимание, что приведенный в Приказе № 502н пере­чень вопросов, требующих комиссионного решения, является примерным, несмотря на нормативную регламентацию, поскольку определяется допол­нительными условиями, и не каждая МО сможет возложить все перечислен­ные функции на свою ВК. Поэтому в каждой конкретной МО должно быть раз­работано положение о ВК, содержащее перечень функций, выполняемых ВК именно данной МО. Так, медицинское освидетельствование лиц, подозрева­емых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на предмет нали­чия у них тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболева­ний, препятствующих содержанию под стражей (п. 4.15), может осущест­вляться только ВК МО, определенной органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения. Осуществлять экспертизу профессио­нальной пригодности лиц, работающих во вредных и опасных условиях, а так­же проводить предварительные и периодические медицинские осмотры этой категории работников (п. 4.16) могут лишь те МО, которые имеют лицен­зию на данный вид деятельности.

Однако указанными функциями не исчерпывается круг вопросов, реша­емых на ВК. Пунктом 4.23 Приказа № 502н оговорена возможность возложе­ния на ВК иных функций, "предусмотренных федеральными законами, нор­мативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, Федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ". В качестве примеров можно привести ряд вопросов, которые выносятся на рассмотрение ВК в соответствии с нормативными до­кументами федерального уровня:

  • установление факта поствакцинального осложнения;
  • определение степени тяжести несчастного случая на производстве, ви­дов реабилитационных мероприятий;
  • наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего прохождению гражданской службы или муниципальной службы;
  • нуждаемости в предоставлении академического отпуска по медицин­ским показаниям студентам общеобразовательных учреждений высше­го и среднего специального образования и т. д.

Следовательно, для четкой постановки задач, требующих комиссионно­го решения, правильной разработки внутренних документов, регламентиру­ющих работу ВК, необходимо хорошо знать нормативную правовую базу.

Следует учитывать, что в МО разных видов функции ВК могут отличаться. Особенно существенными будут различия в работе ВК амбулаторно-поли­клинических и больничных учреждений.

Порядок создания и деятельности врачебной комиссии

Раздел 3 "Порядок создания и деятельности врачебной комиссии" явля­ется также весьма важным, поскольку определяет организационные особен­ности работы ВК.

Необходимо обратить внимание, что структура ВК, ее состав и порядок работы определяются приказом руководителя МО. Для более четкой работы ВК в ряде организаций в составе ВК могут формироваться подкомиссии. Как ВК, так и ее подкомиссии состоят из председателя, одного или двух замести­телей, секретаря и членов ВК.

Пункты 9-10 нового документа заслуживают особого внимания: председа­телем ВК (подкомиссии) может быть не только один из руководителей МО, но и руководитель структурного подразделения, в должностные обязанности кото­рого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии.

Несмотря на то что состав ВК (подкомиссии) определяется приказом ру­ководителя, в Приказе № 502н даны рекомендации о включении в состав ВК в первую очередь заведующих структурными подразделениями, а также врачей-специалистов из числа работников данной МО. Рекомендаций по чис­ленному составу ВК не дано, поэтому вопрос должен решаться с учетом структуры ВК, штатного расписания МО, объема ее работы.

В приказе подробно прописаны функции секретаря ВК, однако не указа­но, кто может выполнять эту работу. Следовательно, данный вопрос решает­ся на усмотрение руководителя МО: секретарем может быть назначен меди­цинский работник со средним медицинским образованием либо один из членов ВК (в этом случае он не является членом ВК, а выполняет лишь техни­ческие функции, определенные приказом).

План-график заседаний ВК утверждается приказом руководителя и дол­жен предусматривать заседания не реже одного раза в неделю. На практике же в большинстве МО ВК проводит свои заседания ежедневно. Внеплановые заседания ВК должны проводиться на основании решения руководителя МО.

Приказом № 502н в п. 15 определен порядок принятия комиссионного решения: "решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комис­сии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии)". Данное положение уже сейчас требует уточнения, что имеется в виду: 2/3 заявленного списочного состава ВК или 2/3 из числа присутствовавших на заседании членов ВК? Это принципиальный вопрос, т. к. в подавляющем большинстве случаев решение ВК принимается с участи­ем 3 чел., а если при этом состав комиссии включает 5 или 7 чел., возникает вопрос о его правомерности.

Порядок оформления комиссионного решения в документе прописан достаточно подробно. Решение ВК (подкомиссии) оформляется протоколом, который должен содержать следующие сведения:

  • дата проведения заседания;
  • список членов комиссии, присутствовавших на заседании;
  • перечень обсуждаемых вопросов;
  • решения комиссии и их обоснование.

Однако в связи с этим возникает вопрос: в какой журнал вносится реше­ние ВК? В приказе нет ссылки на привычную установленную форму № 035/ у-02. Означает ли это, что в МО может быть разработана иная форма журнала решений ВК, которая может отличаться от ранее установленной? Поскольку Приказ № 502н не содержит ответа на данный вопрос, а соответствующего приказа Минздрава России об отмене вышеуказанной формы журнала нет, до получения дополнительных разъяснений следует руководствоваться приказом Минздрава России от 21.05.2002 № 154 "О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях", ко­торым утвержден журнал учета клинико-экспертной работы лечебно-про­филактического учреждения (форма № 035/у-02).

Анализ клинико-экспертной работы осуществляется в соответствии с мето­дическими рекомендациями Минздрава России от 20.12.2002 № 2002/140 "Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилак­тических учреждений". Эти методические рекомендации могут быть использо­ваны при составлении ежеквартальных и итогового (годового) отчета о работе ВК (ее подкомиссий), которые председатель ВК представляет руководителю МО.

Следует обратить внимание, что выписка из протокола решения ВК вы­дается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления.

Приказом № 502н определен срок хранения протоколов решений ВК (подкомиссии), который составляет 10 лет.

Таким образом, новые нормативные документы (Основы, Приказ № 502н) предъявляют определенные требования к порядку организации работы ВК, что диктует необходимость корректировки имеющихся внутренних норма­тивных документов МО, регламентирующих деятельность данной коллеги­альной структуры.

www.zdrav.ru

Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии | Статьи

* SM-версия, здесь публикуется с сокращениями

---

 Федеральным законом от 21 декабря 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) установлены требования к организации деятельности врачебной комиссии и, при необходимости, её подкомиссий (далее – ВК) в каждой медицинской организации. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее – Приказ № 502н) уточняет содержание этих требований. В соответствии с Приказом № 502н, каждое принятое ВК решение оформляются в виде протокола, содержащего определённые сведения (см. статью «Локальные учётные формы: Протокол заседания врачебной комиссии»  полностью в оригинале, SM-версия и обсуждение), и «учитывается в специальном журнале».

 Форма этого «специального журнала» на федеральном уровне не установлена. Её необходимо разработать и установить в медицинской организации самостоятельно, поскольку «Журнал учета клинико-экспертной работы», форма которого утверждена приказом Минздрава России от 21 мая 2002 года № 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях», не может быть использован в этих целях. Настоящая работа призвана помочь коллегам – организаторам здравоохранения, руководителям медицинских организаций, их заместителям, владельцам медицинского бизнеса легко решить эту проблему.

---

 Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации

---

 Итак, какой должна быть форма Журнала заседаний врачебной комиссии (подкомиссии) медицинской организации (далее – Журнал)?

 Для начала, определимся с предназначением. Журнал предназначен для регистрации решений ВК, и более ни для чего. Значит, в нём должны содержаться, как минимум, графы, позволяющие отразить само решение и его необходимые атрибуты: идентификаторы решения (порядковый номер, дата принятия), идентификаторы Протокола, где оформлено данное решение (дата и номер), существо вопроса, по которому принято решение, а также список лиц, его принявших (состав ВК) и их подписи. Казалось бы, всё просто:

 

Рис. 1. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 1, минимальный

Рис. 1. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 1, минимальный

 

 Было бы просто, если б не одно досадное обстоятельство: Журнал ведётся в бумажной форме, вручную. А это значит, к каждому решению придётся заполнять графы с составом ВК. В государственных и муниципальных медицинских организациях, с учётом количества принимаемых на каждом заседании решений (зачастую – чудовищного), одна эта забота составит немалый труд. Ведение Журнала возложено на секретаря ВК – а это, как следует из Закона, тоже врач, который в это время не занимается своей основной деятельностью. Можно часть этого времени сэкономить без потерь для дела.

 Состав ВК не меняется в течение одного заседания, поэтому вполне допустимо его указывать не к каждому решению, а к заседанию, на котором принято это решение наряду со всеми другими. Для реализации этого улучшения нужно добавить в форму графу для внесения идентификаторов заседания ВК (дата, время), а графу для одного из идентификаторов решения – даты его принятия, можно убрать за ненадобностью:   

 

Рис. 2. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 2, оптимальный

Рис. 2. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 2, оптимальный

 

 Те же восемь граф, только времени на их заполнение требуется значительно меньше. Мы считаем этот вариант оптимальным.

 Облегчению ведения Журнала (как и Протокола) может способствовать также использование клише с набранным составом ВК (ФИО, должность). Клише обойдётся в несколько сотен рублей и пару часов времени на подготовку набора, и «окупится» уже на первом-втором заседании. Подписи членов ВК должны быть «живыми».

 В некоторых регионах были разработаны и рекомендованы медицинским организациям, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, формы Журнала с графами для внесения иной информации, относящейся к принимаемым ВК решениям, но выходящими за рамки предназначения Журнала (регистрации решений). Одна из таких форм в качестве примера приведена на рис. 3:

 

Рис. 3. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 3, избыточный

Рис. 3. Примерная форма Журнала заседаний ВК, вариант № 3, избыточный

 

 Указание докладчика и лиц, участвующих в обсуждении того или иного вопроса, существо высказанных замечаний и предложений, итоги голосования и т.п. сведений, по нашему мнению, уместно в Протоколе, но не в Журнале, ведь управленческой ценности данная информация не несёт. Тем не менее, мы реализовали именно этот избыточный вариант в Форм-генераторе Журнала заседаний ВК и в пакетах документов по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, чтобы не «подставить» случайно коллег из некоторых регионов.

 В завершение, об оформлении Журнала. Изготовить Журнал можно в обычном книжном формате А4. Он должен быть прошит, пронумерован, скреплён подписью руководителя и печатью медицинской организации. На лицевой стороне указываются полное наименование медицинской организации и полное наименование Журнала (при оформлении Журнала заседаний подкомиссии ВК медицинской организации это отражается в формулировке либо указывается в отдельном поле), а также создаются поля для внесения дат его начала и окончания (в отличие от Журнала учёта КЭР, его не нужно ежегодно заводить заново) и ответственного лица. На внутренней стороне первой и последней страниц вклеиваются заранее подготовленные и распечатанные подписи столбцов, верх остальных страниц обрезается на соответствующую «шапке» величину. Страницы разлиновываются. Готово.

---

Всегда Ваши, команда Здрав.Биз и Андрей Таевский

www.evrika.ru

Некоторые локальные формы в работе врачебной комиссии | Статьи

 Информация для руководителей медицинских организаций, их заместителей, врачей – организаторов здравоохранения и владельцев медицинского бизнеса.

---

 Уважаемые коллеги!

 Организация работы врачебной комиссии, обязанность создать которую имеется у каждой медицинской организации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», требует от руководителя самостоятельно разработать и установить некоторые локальные учётно-отчётные формы. Всё дело в требованиях, установленных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», в соответствии с Законом, однако без должного учёта реалий практического здравоохранения и ранее принятых ведомственных нормативно-правовых актов (например, приказа Минздрава России от 21 мая 2002 года № 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях»).

 Перед каждым руководителем медицинской организации стоит задача, таким образом, не только сформировать врачебную комиссию и, при необходимости, её подкомиссии (что всегда непросто для небольшой медицинской клиники) и организовать её работу, но и снабдить формами документов собственного производства. Наиболее востребованы из них формы Протокола и Журнала заседаний врачебной комиссии. В форме Протокола должны оформляться все решения врачебной комиссии, а в Журнале заседаний они регистрируются.

 Проблемы, сопровождающие разработку обеих форм, были нами подробно рассмотрены в работах «Локальные учётные формы: Протокол заседания врачебной комиссии» и «Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии». Более того, мы анонсировали наши бесплатные сервисы – очень давно Форм-генератор «Журнал заседаний врачебной комиссии» и совсем недавно Форм-генератор «Протокол заседания (решения) врачебной комиссии».

 Форм-генератор «Журнал заседаний врачебной комиссии» на этой неделе был значительно усовершенствован. Результаты мы теперь присылаем в одном файле электронных таблиц, на страницах которого Вы получите «корочку» Журнала, его графы в двух вариантах (см. статью «Локальные учётные формы: Журнал заседаний врачебной комиссии»), а также приятный бонус – форму для заверки любых журналов «Прошито, пронумеровано и скреплено печатью» (15 шт.на лист). Формы заполняются данными, введёнными в форму заявки, с подгонкой областей печати каждого листа.

 Форм-генератор «Протокол заседания (решения) врачебной комиссии» не менее технологичен. Результаты также направляются в файле электронных таблиц со всеми сведениями (наименование медицинской организации, поимённый состав комиссии с указанием должностей всех членов, расшифровка подписей членов комиссии и т.п.) и правильной разметкой на листах, содержащих два варианта формы Протокола заседания врачебной комиссии: с одним решением на лист для сложных вопросов и с двумя решениями для простых.

 Отправка готовых форм происходит обычно в течении нескольких часов. Пожалуйста, перед использованием прочтите примечания к полям для ввода данных. Не все поля являются обязательными для заполнения.

 Полученные от нас формы (без уточнённого состава ВК) необходимо установить локальным нормативным актом (лучше всего, в приложении к Положению о врачебной комиссии медицинской организации).

 Форму с уточнённым составом ВК можно распечатывать в качестве бланков – это значительно сокращает время на их заполнение.

 Успехов и благополучия, коллеги!

 ---

Всегда Ваши, Андрей Таевский и ЭкспертЗдравСервис

www.evrika.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта