Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной...". Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора журналы есть


Есть в осени первоначальной - Федор Тютчев: стих, текст стихотворения читать полностью

Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора —Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто всё — простор везде,-Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко ещё до первых зимних бурь —И льётся чистая и тёплая лазурьНа отдыхающее поле…

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева

Ф. Тютчев прославился своим умением передавать неуловимые мгновения, связанные с русским пейзажем. Его стихотворения подобны превосходным снимкам, сделанным в самые удачные моменты. Поэт удивительно точно находил нужный ракурс и время. В 1857 г. он написал стихотворение «Есть в осени первоначальной…», посвященное самой прекрасной и недолгой осенней поре – бабьему лету. Произведение было написано поэтом в приливе вдохновения при наблюдении за осенним пейзажем из экипажа.

Осень традиционно считается периодом угасания жизненных сил, предчувствием неизбежной зимы с ее суровыми морозами. Поэтому многих поэтов привлекал особый осенний период – бабье лето. После первых осенних унылых дождей и заморозков оно является ярким прощальным напоминанием о прошедших счастливых летних днях. Бабье лето – короткая передышка природы, сделанная перед очередным суровым испытанием.

Тютчев акцентирует внимание читателя на том, что бабье лето внезапно останавливает процесс увядания и на некоторое время фиксирует природу в неизменном состоянии, позволяя в полной мере насладиться ее красотой. Чувствуется невероятная хрупкость этого состояния («весь день стоит как бы хрустальный»). Человеку дается время собраться с силами перед длительной русской зимой, еще раз окунуться в атмосферу минувшего лета.

Тютчев обращается к образам простого деревенского труда, жатвы и уборки урожая. Вместе с последними теплыми днями закончилось и тяжелое время страды. Осень является периодом подведения итогов. Не случайно на Руси в это время традиционно справляли свадьбы. Бабье лето становится передышкой и для крестьянства.

Пристальное внимание Тютчева к каждой мелочи ярко представлено в образе «тонкого волоса паутины». Этот незначительный сам по себе элемент пейзажа очень емко и точно передает ощущение умиротворения, объединившего природу с человеком.

Поэт призывает читателей максимально использовать предоставленную передышку. Спокойному созерцанию природы ничто не может помешать: исчезли громкие звуки («птиц не слышно боле»), потускнели яркие краски. До суровых зимних бурь еще очень далеко, поэтому они представляются чем-то нереальным. Автор специально не упоминает об осенней непогоде и распутице. Он хочет, чтобы в памяти сохранились самые лучшие воспоминания об осени.

Читать стих поэта Федор Тютчев — Есть в осени первоначальной на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

rustih.ru

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора

Наступила очень короткая пора золотой осени. В Калининграде надо ловить эти деньки. Когда ещё не очень холодно, на деревьях ещё есть листья, но краски уже изменились со скучного зелёного на все оттенки жёлтого и красного. Ведь ещё немного и ударят лёгкие морозы и вся листва облетит. Будет тоже красиво, но уже по другому. Вот прошедшие выходные удались. Погода стояла прекрасная, свет не яркий, сквозь дымку, в лесу нашлись и грибы, и ягоды, и яркие листья. Всё идеально совпало, чтобы два дня гулять и фотографировать. Ну и, конечно, собирать грибы и кушать ягоды прям с веток.

В моих руках фотоаппарат оказался в субботу и эти кадры с того дня. В воскресенье же я его отдал Вике и у неё, конечно, получилось всё гораздо лучше. Осталось только дождаться её снимков. Ну, а пока смотрите мои.

Эти фотографии побудили меня вспомнить некоторые стихи об осени. Какие-то из них я помню из школы, а какие-то прочитал сам, когда увлекался поэзией. Надеюсь, что вы найдёте для себя что-то интересное в них.

Булат Окуджава "Осень ранняя"

Падают листья.Осторожно ступайте в траву.Каждый лист — это мордочка лисья...Вот земля, на которой живу.

Лисы ссорятся, лисы тоскуют,лисы празднуют, плачут, поют,а когда они трубки раскурят,значит — дождички скоро польют.

По стволам пробегает горенье,и стволы пропадают во рву.Каждый ствол — это тело оленье...Вот земля, на которой живу.

Красный дуб с голубыми рогамиждет соперника из тишины...Осторожней:топор под ногами!А дороги назад сожжены!

...Но в лесу, у соснового входа,кто-то верит в него наяву...Ничего не попишешь:природа!Вот земля, на которой живу.

1.Осенний лес в Приморье

2.Осенний лес в Приморье

Афанасий Фет "Осенью"

Когда сквозная паутинаРазносит нити ясных днейИ под окном у селянинаДалекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь сноваДыханья близкого зимы,А голос лета прожитогоЯснее понимаем мы.

3.Осенний лес в Приморье

4.Осенний лес в Приморье

Константин Бальмонт

Поспевает брусника,Стали дни холоднее,И от птичьего крикаВ сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетаютПрочь, за синее море.Все деревья блистаютВ разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,Нет в цветах благовонья.Скоро Осень проснетсяИ заплачет спросонья.

5.Осенний лес в Приморье

6.Осенний лес в Приморье

Фёдор Тютчев

Есть в светлости осенних вечеровУмильная, таинственная прелесть:Зловещий блеск и пестрота дерев,Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурьНад грустно-сиротеющей землёю,И, как предчувствие сходящих бурь,Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье — и на всёмТа кроткая улыбка увяданья,Что в существе разумном мы зовёмБожественной стыдливостью страданья.

7.Осенний лес в Приморье

8.Осенний лес в Приморье

Самуил Маршак "Цветная осень"

Цветная осень - вечер года -Мне улыбается светло.Но между мною и природойВозникло тонкое стекло.

Весь этот мир - как на ладони,Но мне обратно не идти.Еще я с вами, но в вагоне,Еще я дома, но в пути.

9.Осенний лес в Приморье

10.Осенний лес в Приморье

Александр Пушкин "Осень" (отрывок)

Октябрь уж наступил - уж роща отряхаетПоследние листы с нагих своих ветвей;Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешаетВ отъезжие поля с охотою своей,И страждут озими от бешеной забавы,И будит лай собак уснувшие дубравы.

11.Осенний лес в Приморье

12.Осенний лес в Приморье

Иван Бунин "Листопад"

Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой...

13.Осенний лес в Приморье

14.Осенний лес в Приморье

Сергей Есенин "Осень"

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.

Над речным покровом береговСлышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожнымМнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кустуЯзвы красные незримому Христу.

15.Осенний лес в Приморье

16.Осенний лес в Приморье

Николай Огарев "Осенью"

Как были хороши порой весенней неги -И свежесть мягкая зазеленевших трав,И листьев молодых душистые побегиПо ветвям трепетным проснувшихся дубрав,И дня роскошное и теплое сиянье,И ярких красок нежное слиянье!Но сердцу ближе вы, осенние отливы,Когда усталый лес на почву сжатой нивыСвевает с шепотом пожолклые листы,А солнце позднее с пустынной высоты,Унынья светлого исполнено, взирает...Так память мирная безмолвно озаряетИ счастье прошлое и прошлые мечты.

17.Осенний лес в Приморье

18.Осенний лес в Приморье

Дмитрий Кедрин

Наступило бабье лето —Дни прощального тепла.Поздним солнцем отогрета,В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете крашеПосле зябкого денька?..Паутинок легких пряжаОбвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,Тучей солнце заслоня.Паутинкам серебристымЖить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!Защити от зимней тьмы!Пожалей нас, бабье лето:Паутинки эти — мы.

19.Осенний лес в Приморье

20.Осенний лес в Приморье

21.Осенний лес в Приморье

22.Осенний лес в Приморье

23.Осенний лес в Приморье

24.Осенний лес в Приморье

25.Осенний лес в Приморье

26.Осенний лес в Приморье

27.Осенний лес в Приморье

28.Осенний лес в Приморье

29.Осенний лес в Приморье

30.Осенний лес в Приморье

31.Осенний лес в Приморье

А заголовок я взял из стихотворения Фёдора Тютчева:

Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора —Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера...Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко еще до первых зимних бурьИ льется чистая и теплая лазурьНа отдыхающее поле...

Любите природу. Спасибо за внимание.

levashove.livejournal.com

анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."

Читать: Стихотворение Ф. И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..."

(Иллюстрация: Геннадий Целищев)

Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."

Бабье лето

Ф. И. Тютчев в своем творчестве очень мастерски описывает природу, одухотворяя ее и наполняя образами. В своих произведениях, автор очень ярко и красочно передает увиденный пейзаж. Он любит природу и понимает ее, придает ей образ живого существа и наполняет жизнью. В своих произведениях он показывает неразрывную связь между природой и жизнью человека, единство и взаимозависимость – основная мысль, которая проходит через все творчество Тютчева. В стихотворении «Есть в осени первоначальной…», поэт описывает период ранней осени, когда природа необычайно красива и на прощанье дарит свои яркие краски.

Поэт утверждает, что «есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора». Этими словами он указывает на особенность этой поры, ее он называет дивной, видит в ней таинственность и необычность. Автор нежно и трепетно описывает период начала осени, это тот самый момент, когда следует любоваться ее дивною красою, потому, что эта пора очень коротка. Описывая дни этой поры, автор использует сравнение «хрустальный день», это придает ощущение трепетности, дорогого удовольствия и показывает необычайную чистоту и свежесть этих дней. А вечера автор наделяет теплом, описывая их как «лучезарны». «Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера...» - необыкновенная красота, которую поэт сумел передать словами.

В продолжение описания этой чудесной картины ранней осени, поэт обращает внимание на осеннее поле. Там когда-то, очень бодро гулял серп и работы было переделано очень много, но сейчас все убрано. И все пусто, «лишь паутины тонкий волос, блестит на праздной борозде». В этой части стихотворения появляется некий двойственный образ, и описания самой природы и связь ее с жизнью человеческой. Здесь осень сравнивается с закатом жизни, когда уже все сделано и «праздно», проходят дни. Это стихотворение призавает поразмышлять о вечном.

Далее поэт говорит о том, что птицы уже улетели и воздух стал пустой, однако еще есть время, потому, что «далеко еще до первых зимних бурь». И на пустынное, отдыхающее поле льется чистая и теплая лазурь. В народе это время осени называют бабьим летом, это очень яркое и короткое мгновение и очень важно в людской суете не упустить шанс, чтобы налюбоваться этою красотою. Есть бабье лето чудесной золотой осени и в жизни каждого человека. Замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев доносит до читателя удивительные впечатления, которые дарит человеку природа в простых вещах. Каждое мгновение единения с природой оставляет в душе неизгладимое впечатление.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

Литературное направлениеФ.Т.Тютчев принадлежал  к поэтам «чистого искусства», считающим, что в поэзии не должно быть места социальным вопросам. Так и это стихотворение — о природе, чувствах человека.

В нём сочетается реализм с его точным воспроизведением картин природы, вплоть до мельчайших деталей, с романтизмом- с его восторженностью, чувственностью, эмоциональностью.

Ф.И.Тютчев не любил осень. Она всегда напоминала ему о быстротечности жизни, о её увядании. Но восхититься некоторыми прекрасными  мгновениями её просто не мог. Поэтому и в данном стихотворении изображён  миг осени, когда она вдруг словно застыла в свой красоте,  а природа готовится к долгой зиме.Тема стихотворения — осенняя природа во всей её красоте. Правда, осень ещё только-только наступает, но её присутствие в средней полосе России чувствуется уже в конце августа.

Однако вся пейзажная лирика Ф.Тютчева всегда отражает и размышления поэта о жизни, о человеке, о его месте в этом мире. Так и данное стихотворение сочетает в себе элементы философской лирики. Поэтому второй темой здесь является размышление о жизни.

Проблемы.

Проблема взаимосвязи человека с природой. Как начало осени прекрасно, так и пора человеческой жизни, когда молодость уже позади, а  старость ещё не наступила,- тоже прекрасна.  Хотя уже чувствуется сожаление о прошедшем. Так и  в стихотворении, наряду с восхищением прекрасными картинами яркой, разноцветной природы(«Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора -Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера» , автор передаёт грусть, появляются тягостные нотки(«Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, -Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде».)

Красота природы заставляет почувствовать человека, как тесно он связан с ней, что является единым целым.

Проблема труда человека, который даёт жизнь, наполняет смыслом жизнь. Да, можно выделить и эту проблему, ведь автор с таким уважением пишет о крестьянском труде. За строчками мы понимаем, как непростой была уборочная пора. Но она доставляла радость крестьянам, ведь это их благосостояние, это их существование : «Где бодрый серп гулял и падал колос…» и борозда уже « праздная», отдыхающая. Люди закончили свои сельхозработы и могут немного отдохнуть, как отдыхает природа после жаркого лета, готовясь к холодам, которые нелегко пережить.

Проблема смысла жизни. Данный период осени — прекрасное время для переосмысления пройденного, подведения итогов, может, для переоценки жизненных ценностей. Поэт всегда ассоциировал осень не с приближающейся старостью, а  со зрелостью, мудростью, жизненным опытом. Поэтому в стихотворении нет трагических ноток, всё тихо, спокойно, настраивает на размышления о себе.

literatura-ege.ru

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная, пора...

В последние годы у наших дачников пошла мода - сажать под зиму цветы и овощи. Чтобы пришла весна, и сразу можно было нюхать и есть!

ПОЛЕЗАЙ В ЗЕМЛЮ, ЛУЧОК!

Вот сейчас как раз пора готовить грядки под озимый чеснок и лук. А 30 сентября и 1, 2 октября (именно эти числа самые благоприятные для чеснока по "Огородному светофору" - нашему Лунному календарю) мы сможем осуществить намеченное. На посадку лучше всего подходит уже испытанный в нашей местности лук-севок для подзимнего посева сорта Радар. Луковки эти совсем маленькие, диаметром около сантиметра, продолговатые, золотистые, с вытянутой шейкой. Чешуйки очень плотно сомкнуты - это хорошая защита от вредных бактерий и от сырости. Радар - зимостойкий лук, и поэтому его сажают, когда земля уже достаточно простынет.

Грядки для подзимнего посева готовим не так, как весной. Сейчас не следует вносить азотные удобрения, но непременно нужно заблаговременно продезинфицировать почву. Поэтому в ближайшие выходные выберем на участке высокое место, где не застаивается вода ни осенью, ни весной. Если грядка окажется под водой, лук задохнется и погибнет. Для него не подходит тяжелая глинистая почва. Глина его задушит. Лучше выбрать легкую, рыхлую, воздушную, окультуренную плодородную землю. Она понравится вашему луку. Ее нужно перекопать на глубину 20 - 25 сантиметров, то есть на полный штык лопаты. Тщательно выберите из земли все сорняки, все корневища пырея.

Но в земле могут быть вредные для лука микроорганизмы, возбудители болезней. Особенно опасны шейковая гниль и мучнистая роса. Поэтому сразу после перекопки польем грядку раствором дезинфицирующего вещества. Возьмем медный купорос и растворим в воде. Доза - столовая ложка с горкой на ведро воды. Не пользуйтесь металлической посудой: медный купорос вступит с металлом в химическую реакцию, и вы только испортите и препарат, и ведро. Лучше всего подходит для этого пластмассовая посуда.

Медный купорос одновременно с вредными убивает микроорганизмы, полезные для почвы. Поэтому при перекопке уже перед посевом внесем в землю хороший лежалый перегной в дозе 4 килограмма на квадратный метр, а также по 30 граммов суперфосфата (столовая ложка с горкой на квадратный метр). Разрыхлим грядку граблями, проведем бороздки через каждые 15 - 20 сантиметров глубиной 5-6 сантиметров. Сажать луковки будем через 4-5 сантиметров друг от друга. Конечно, вам покажется, это очень густо. Действительно, взрослые луковицы вырастают диаметром 7-8 сантиметров, им будет непременно тесно. Но ведь весной мы обязательно будем выдергивать лук вместе с зелеными перьями в салаты, на окрошку. Значит, будем дергать лучок через один. Вот и хватит простора для роста крупных луковиц, поспевающих к уборке в начале августа.

Между прочим, есть два способа внесения удобрения. При сплошном способе мы равномерно рассыпаем органические и минеральные удобрения по поверхности, а затем заделываем граблями либо перекапываем. Но так мы кормим не только свои любимые овощи или цветы, но и те сорняки, что будут стараться вырасти в междурядьях. Поэтому умные люди придумали второй способ внесения удобрений - ЛОКАЛЬНЫЙ. Он более экономичный и эффективный, потому что тут мы вносим удобрения в бороздку либо в лунку, где будет жить наше растение, непосредственно в то место, где будет располагаться его корневая система. Все питательные вещества достанутся только ему. Следовательно, и при посадке лука мы можем выбрать более выгодный для себя способ. Ведь удобрение денег стоит, да и кормить сорняки-дармоеды себе же дороже.

Сажаем лук на такую глубину, чтобы сверху было земли на высоту трех луковиц. Здесь те же правила, что при посадке чеснока и луковичных цветов, таких как тюльпаны, крокусы, нарциссы, гиацинты, сциллы, пушкинии, мускари и др.

Некоторые любители под донце луковки подсыпают чистый сухой речной песок. Это для лучшего дыхания и для того, чтобы отделить донце луковки от почвы, где могут оказаться вредные микробы. Но если у нас в огороде песчаная земля, конечно же, вряд ли есть смысл добавлять еще песок.

А еще учтем, что лук не любит кислых почв, таких, где растут хвощ и щавель. Но если у вас на участке хорошо растет столовая свекла, значит, с землей все в порядке. Она понравится луку.

Свежей золы лук не любит.

Глубокой осенью грядки с луком укроем торфом, перегноем, опавшей листвой. А если зима будет очень суровой, еще и снега подсыплем с дорожек на луковую грядку.

Весной наш Радар рано тронется в рост. Чтобы поскорее получить первую витаминную зелень, после схода снега установим над грядкой легкий пленочный шатер (парник). Под пленочной парилкой лук быстро зазеленеет.

Но, справедливости ради, замечу, что еще быстрее, чем Радар, под пленкой отрастет многолетний кустовой лук Батун. Чтобы по закону жанра мы могли на весеннем солнце и лук жевать и цветком любоваться, по соседству посадим луковки подснежного белоцветника и нарцисса.

Зима покажется короче, когда мы что-то сделаем хорошее для встречи вешних дней.

РАНОВАТО СМОРОДИНЕ НА ПЕНСИЮ

За старыми кустами смородины нужен особенно внимательный уход.

Прежде всего, осмотрите их. Самые старые ветви, засыхающие, пораженные лишайником, стеклянницей, почковым клещом, выпилите под корень. Сожгите. Раны затрите садовым варом. Оставьте в этом кусте две-три наиболее молодые ветви. Землю под кустом освободите от всех сорняков и слегка взрыхлите. Перекапывать не следует, потому что корневая система у смородины расположена у самой поверхности почвы. Насыпьте под куст побольше органических удобрений, перегноя. Если нет ни того, ни другого, добавьте ведер пять свежей огородной либо парниковой земли. Все это нужно сделать именно в начале октября, не откладывайте работу до весны. Ведь смородина очень рано пробуждается, трогается в рост. Корневая система теперь будет работать на восстановление наземной части. В мае из-под земли появится поросль, так называемые "нулевые" побеги. Летом оставьте три-четыре самых сильных, а новой осенью все старые ветви после уборки урожая спилите под корень. Летом кормите смородину удобрениями под корень и по листьям, поливайте, ухаживайте за ней.

А чтобы полностью омолодить смородиновый сад, сделайте отводки, укорените их. Пересадите на новое место. Появились современные, высокоурожайные сорта смородины, более устойчивые к болезням и вредителям, с крупными, вкусными ягодами.

prazdnikinfo.ru

«Есть в осени первоначальной...» Образ осени в стихотворении Ф. И. Тютчева.

Образ осени в стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»

От осени к лету поворота нету.Русская пословица

В этом стихотворении Фёдор Иванович Тютчев любуется картиной наступающей осени, ещё тёплой, мягкой, завораживающей и прекрасной. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... И всё же поэт немного грустит, вспоминая лето и уборку урожая. Об этом говорит вторая строфа: Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. «Паутины тонкий волос» — это вестник осени. «Простор» на полях, где недавно трудились люди, тоже говорит о том, что лето закончилось. Меняется природа, «птиц не слышно боле». Но Тютчев словно успокаивает себя тем, что осень только наступает и ещё постоят тёплые дни: ...Но далеко ещё до первых зимних бурь И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле... Поэт не зря называет поле «отдыхающим». Этим он показывает, что всё в природе закономерно: опять наступит лето, и поле должно будет принести людям новый урожай. Наблюдая за этим полем, за природой вокруг, Тютчев присматривается к каждой детали, к каждому «волосу» паутины. Чтобы передать нам увиденное, он использует яркие, выразительные эпитеты: «дивная пора», «бодрый серп», «на праздной борозде». Интересно описание природы в этом стихотворении. Небо поэт сравнивает с «лазурью», которая «льётся», а «отдыхающее поле» напоминает крестьянина, который набирается сил после уборки урожая. Всё стихотворение проникнуто спокойным, немного грустным настроением. В нём Тютчев соединяет три времени. Прошедшее — это воспоминание об уходящем лете. Будущее — это мысли поэта о «зимних бурях». И настоящее — это «первоначальная осень», которая радует Тютчева своей мимолётной красотой. Поэтому он гонит от себя все грустные мысли и просто наслаждается этой «дивной порой», ведь она так коротка!

Вы также можете заказать любое сочинение или эссе и получить его в сжатые сроки.

ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ

gdzplus.com

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…. ( сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов )

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора….

( сценарий внеклассного мероприятия

для учащихся 5-6 классов )

Чемодурова Вера Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№30», г.Староый Оскол

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора….

( сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов )

Цель:

    • Отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать память, речь, мышление.

    • Воспитывать любовь к природе, к родному краю, потребность в обращении к ее красоте, человечности.

    • Развивать наблюдательность, умение видеть и слышать красоту осенней поры, образное воображение и творческие способности .

Оборудование: репродукции «Осень» русских художников, карточки с текстом стихотворения и прозы, стенгазета, разноцветные листики из бумаги,шары.

Ход мероприятия

Звучит музыка.Учитель: Осень! Удивительное слово! От него веет нежной грустью, печалью. Осень — самое красивое время года. Но есть две осени. Одна — радостная, пышно убранная, богатая урожаем, и другая — в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя.Ученица. Первую, золотую, любят за щедрость, с какой отдает она богатства своих полей, садов, за ясные дни, умытые белой пеной дальних облаков и ключевой прохладой лазурно-голубого неба; за красу лесов, писаных золотой и багряной краской... А поздняя осень — это переживания чего-то торжественного и величавого.Учитель. Осень — мягкий, ласкающий, но не греющий солнечный свет; прозрачный воздух; листопад и стаи улетающих к югу птиц. Многие поэты воспевали осень в своих стихах, восхищались ею.

Об осени много сложено стихов великими русскими поэтами.  Давайте послушаем отрывки из произведений. Назовите фамилии писателей, поэтов, которые описывали природу в своих произведениях. (С.Есенин, А.Пушкин, Н.Некрасов, А.Фет, Ф.Тютчев, Е.Благинина, И.Бунин, Л.Толстой и др.)

Ученики читают отрывки из стихов известных поэтов об осени:

 1.Славная осень! Здоровый, ядреный воздух              Усталые силы бодрит,              Лёд неокрепший на речке студёной,              Словно как тающий сахар лежит.              Около леса как в мягкой постели,              Выспаться можно – покой и простор!              Листья поблекнуть ещё не успели,             Жёлты и свежи лежат, как ковёр. (Н.Некрасов) 

2.Есть в осени первоначальной                   Короткая, но дивная пора –                   Весь день стоит как бы хрустальный                   И лучезарны вечера. (Ф.Тютчев) 3.Лес, точно терем расписной                   Лиловый, золотой, багряный                   Весёлой пёстрою стеной                   Стоит над солнечной поляной (Иван Бунин) 4.Осень. Осыпает весь наш бедный сад,                   Листья пожелтевшие по ветру летят,                   Лишь вдали красуются там, на дне долин                   Кисти ярко-красных вянущих рябин. (Л.Толстой) 5.Уж небо осенью дышало,                        Уж реже солнышко блестело,                        Короче становился день,                       Лесов таинственная сень                       С печальным шумом обнажалась. (А.Пушкин) 

Учитель: Вот видите, осень бывает не только дождливой, хмурой и мрачной. Она еще бывает золотой, багряной, расписной, ветреной и капризной. Такой её увидели поэты и передали нам словесную картину Осени.

1-ый ученик: ранней осенью становится прохладно, желтеют листья, влажно от дождя, птицы начинают отлёт в тёплые края.

2-ой ученик: к середине осени становится ещё холодней. Порывистый осенний ветер срывает последнее убранство: легкие, высохшие листья, устилает ими мокрую землю. Готовятся улететь водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди.

3-ий ученик: Просыпаясь поутру, мы иногда видим, как побелела трава. Ещё немного и лужи начнут по ночам замерзать. Воздух свежий и чистый. Легко дышится. Как приятно прогуляться по лесу или парку в такой солнечный день.

Учитель: Каждую осень мы любим по – своему.

А как воспринимаете осень вы, ребята? Мы сейчас узнаем.

Объявляется конкурс « Ода осени»

Приглашаем две команды( выходят команда мальчиков и девочек). Вам будут даны  различные слова, связанные  тем или иным образом с осенью, но они зашифрованы. Команде их нужно разгадать, после чего сочинить стихотворение или рассказ об Осени, используя как минимум 6 слов из данного списка.

( ведущие раздают листочки со словами и чистые листы.)

( тсил, йынелез, йени, ялмез, икзоромаз, ачут, ьделан, агород, яарсе, ажул, намут, оверед, йытлёж, ялпак, йажору, ищово, атяпо, долох)

(Команды пишут свои творческие работы. А пока они работают, остальные отвечают на вопросы викторины).

А теперь попробуйте, ребята, ответить на наши вопросы.

Викторина «Короткая, но дивная пора»:

- Сколько дней длится осень? (91 день)- Как в Америке называют период теплой погоды в середине осени? (Индейское лето)- Какое дерево является символом осени? (Клен)- Какое универсальное средство от дождя было изобретено в Китае? (Зонт)- Сколько дней лил дождь, приведший к Всемирному потопу? (40 дней)- Кто из древнегреческих богов управлял громом и молнией? (Зевс)- Как по-китайски будет звучать словосочетание «большой ветер»? (Тайфун)- Чем заканчивается осень? (Ноябрем)Молодцы, ребята, вы сумели ответить на все вопросы!

Учитель:А теперь задание мальчикам. Игра «Кто быстрее?»

Приглашаются 8 человек. На полу по кругу раскладывают листья (их количество — на один меньше, чем игроков). Пока играет музыка, мальчики бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры. Молодцы. А теперь предоставляем слово командам. Они уже готовы прочитать свои «ОДЫ Осени».

Ведущий. Вновь переходим к литературным заданиям:

- назовите автора

- вставьте пропущенные слова и выразительно прочитайте ( стихи на слайдах 2-5)

1.Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя ……………….краса

—Люблю я пышное ………….. увяданье,

В …………. и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий ………………. луч, и первые морозы

,И отдаленные седой ………….. угрозы.

2.Есть в осени первоначальной

Короткая, но …………………пора

—Весь день стоит как бы ………………………

,И лучезарны вечера…

Пустеет воздух, …………… не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

3. Лес, точно ………………расписной,

Лиловый, золотой, ………………………..,

Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят ………………….голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной………………………………………………

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…

4. Уж небо ……………………..дышало,

Уж реже …………………….блистало,

Короче становился …………….,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ……………….. уж у двора.

Ведущий. Молодцы. Вы не только назвали пропущенные слова, но и назвали поэтов.

Об осени писали не только поэты, но и художники свои картины. Давайте посмотрим слайды с иллюстрациями с картин об осени известных художников и назовём их фамилии.

(На слайдах 6-7 демонстрируются иллюстрациями с картин)

Ведущий . Мы слушали сегодня стихи известных поэтов. А теперь попробуем сами писать стихи. Имея первое слово и последнее, придумайте своё стихотворение. Прочитайте выразительно вслух, сравните с авторским текстом.( слайд 8-9)

                      ОсеньЕсли ……………………….......  пожелтели,Если …………………………… улетели,Если …………………………….льется,Это ……………………………   зовется.

Дети читают свои стихотворения.

Ведущий.

За окном – Ноябрь. По календарю – это осенний месяц, но наяву очень часто случается, что в ноябре нашу землю покрывает снег – а это первый признак наступающей зимы. Сегодня мы с вами слушали стихи об осени и вспомнили вчерашние дни сентября, октября..

(Дети читают стихи, а в это время демонстрируются слайды(10-15) с осенними картинками)

То дождь дождит, то снег снежит- Лошадкой пегою бежит Ноябрь. И тянется в окноТумана серое сукно.В саду, что от дождя раскис,Трепещется последний лист…Душу спасает от тоскиСиничек милый пересвист.

Валерий Кастрючин

Закружился надо мнойДождь из листьев озорной.До чего же он хорош!Где такой еще найдешь –Без конца и без начала?Танцевать под ним я стала,Мы плясали, как друзья, -Дождь из листиков и я. Владимир ОрловЕсли нетy настpоенья,Если yлица пpомокла,Дождь pазмазывает слёзыПо асфальтy и по стёклам,Если дети на пpогyлкyHе высовывают носа,Это значит — потеpялаРазноцветный зонтик Осень.

Элеонора Булгакова

Ведущий. А сейчас мы должны подвести итоги мероприятия. В течение занятия каждый из участников получил осенние листочки. Тот, кто набрал наибольшее количество листочков, получает приз как лучший знаток стихотворений, загадок.

Проходит награждение.

infourok.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта