Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

НЕЛАДНО У НАС ЧТО-ТО С НАГРАДНОЙ СИСТЕМОЙ. Ходаренок журнал


Михаил Ходаренок | Журнал «Воздушно-космическая оборона»

Михаил Ходаренок

13 августа, 2015

«ВКО» уже обращался к операции ВВС и ВМС США «Каньон Эльдорадо» 1986 г. Однако в тот раз о первом в истории случае боевого применения зенитной ракетной системы С-200ВЭ  подробно не рассказывалось. Журнал восполняет этот пробел в описании боевых действий зенитных ракетных войск.

13 августа, 2015

Разумеется, сравнивать боевые возможности ЗРС «Даль» («Даль-М») и С-200 не вполне корректно. «Даль» так и не была принята на вооружение, а зенитных ракетных дивизионов С-200 различных модификаций только на оснащение ЗРВ ПВО СССР поступило более 220 единиц (и это еще без учета экспортных поставок). Тем не менее попробуем все-таки проанализировать ТТХ обеих систем, исходя из их возможностей на начало 1960-х гг. Еще раз подчеркнем, что подобный анализ – больше игра воображения, нежели реальные ТТХ и сравнения.

16 апреля, 2015

Эксперты-международники называют отношения между Россией и Индией стратегическими. Это касается как политики, где у двух стран существует совпадение точек зрения по важнейшим мировым проблемам, так и экономики – сотрудничество ведется по многим направлениям, с каждым годом набирая обороты. Укрепление двустороннего сотрудничества, как подчеркнул президент Российской Федерации Владимир Путин во время государственного визита в Индию в декабре 2014 г., является безусловным приоритетом внешней политики нашей страны. Одна из ключевых сфер взаимодействия России и Индии сегодня – проекты в области вертолетостроения, которые реализуются при непосредственном участии холдинга «Вертолеты России». О том, с чего начиналась российско-индийская дружба в вертолетостроении и какие проекты планируется реализовать в будущем, рассказал генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев. По роду своей деятельности он непосредственно занимался развитием российско-индийских торгово-экономических отношений в течение последних 20 лет. А на проходившей с 18 по 22 февраля 10-й международной выставке Aero India 2015 руководитель холдинга возглавлял делегацию почти из 30 промышленных компаний, входящих в госкорпорацию «Ростех».

16 апреля, 2015

В период с 18 по 22 февраля 2015 года в Бангалоре (Индия) прошла международная авиационно-космическая выставка Aero India 2015. В ней приняли участие свыше 600 компаний из 33 стран, в том числе 295 компаний из Индии и 41 – из России. Рособоронэкспорт – единственный в России государственный спецэкспортер всего спектра продукции, услуг и технологий военного и двойного назначения, входящий в госкорпорацию «Ростех», – представил актуальные модели авиационной техники и средств ПВО, различные программы модернизации, а также обсудил проекты по организации совместного производства вооружения и военной техники. На вопросы главного редактора газеты «Военно-промышленный курьер» ответил заместитель генерального директора Рособоронэкспорта Сергей Гореславский, возглавлявший делегацию компании на выставке.

9 февраля, 2014

Надежная система ПВО является одним из главных показателей безопасности любого государства и боеспособности его вооруженных сил. Этот тезис – не сегодняшнее открытие. Еще в письме Иосифа Сталина президенту Рузвельту, написанном в 1942 г., есть слова: «Практика войны показала, что самые храбрые войска становятся беспомощными, если они не защищены от ударов с воздуха». Маршал Победы Г. К. Жуков в своих мемуарах отмечал: «Тяжкое горе ожидает ту страну, которая окажется неспособной отразить удар противника с воздуха». Личный опыт, накопленный полководцем в годы Великой Отечественной войны, привел его, уже министра обороны СССР, к выводу о необходимости «…готовить офицерские кадры для замещения командных и штабных должностей в системе противовоздушной обороны всех видов ВС, в совершенстве знающих основы боевого применения всех родов войск ПВО и способных организовать противовоздушную оборону войск и объектов страны».

Страницы

www.vko.ru

МИХАИЛ ХОДАРЕНОК. ЗАПИСКИ ГЕНШТАБИСТА

Силы и средства противовоздушной для организации ПВО-ПРО столицы государства и сегодня используются не оптимально

Каждое второе воскресенье апреля в стране отмечается День войск противовоздушной обороны. В СССР был введен 20 февраля 1975 года как профессиональный праздник военнослужащих, причастных к выполнению задач по противовоздушной обороне страны. Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации» установлено, что День ПВО является памятным днем и в Вооруженных Силах Российской Федерации и также отмечается ежегодно, во второе воскресенье апреля. Проанализируем, в каком состоянии войска противовоздушной обороны подошли в этом году к своему профессиональному празднику.

Войска ПВО страны имеют весьма непростую историю – от создания и поступательного развития до цепи нескончаемых организационно-штатных мероприятий, когда их непрерывно объединяли и разъединяли, подчиняли и переподчиняли, меняли название и самым разгромным образом сокращали. Только за послевоенный период часть сил и средств ПВО, в частности, соединения (дивизии и корпуса) и объединения (армии) ПВО, под флагом разнообразных реформболее десяти раз передавались в состав военных округов и спустя некоторое время снова возвращались под централизованное управление вида Вооруженных сил – Войск ПВО. И даже с созданием в 2015 году нового вида Вооруженных сил – Воздушно-космических, злоключения и мытарства объединений, соединений и частей Войск противовоздушной обороны страны отнюдь не закончились. (Газета.Ru уже писала об этом – «ВКС сражаются за микрофон» от 02.03.2017 года). Структура сил и средств противовоздушной обороны страны и до сегодняшнего дня не приведена к оптимальному виду. Организационно-структурная перестройка – это естественный процесс развития войск, прежде всего, связанная с созданием и внедрением в войска новых видов и систем оружия, а также систем управления этим оружием. В Войсках ПВО, начиная со второй половины 1950-х годов, начался период бурного качественного развития – оснащение частей и соединений зенитными ракетными комплексами, которыми заменялась часть истребительной авиации (в то время основное средство ПВО), новыми радиолокационными станциями, средствами управления и т. д. Активными темпами, иногда болезненными, шло совершенствование организационной и штатной структуры. В 1960-м году в Войсках ПВО страны были сформированы общевойсковые соединения – дивизии и корпуса ПВО, в состав которых вошли полки и бригады зенитных ракетных войск, истребительной авиации и радиотехнических войск. И по сей день дивизии ПВО – главное звено ПВО, основа районов ответственности за ПВО. В дивизиях (районах) ПВО реализована и более 50 лет успешно функционирует сетецентрическая система управления войсками, в которой на командном пункте дивизии от территориально рассредоточенных постов собирается радиолокационная информация о воздушном противнике и по сети оповещения раздается по всем нуждающимся в ней потребителям, а также осуществляется управление всеми средствами поражения и подавления противника.К середине 1960-х годов практически было завершена организационная и структурная перестройка войск в соответствии с возросшими боевыми возможностями сил и средств ПВО по прикрытию объектов страны, вооруженных сил и охране государственной границы.Было завершено создание единой системы ПВО страны. Это было делом всей жизни Маршала Советского Союза Павла Батицкого, человека, пользующегося непререкаемым авторитетом и уважением не только в Вооруженных силах СССР, но и у политического руководства государства.Реформенные беды Войск ПВО начались после ухода маршала Павла Батицкого, поскольку после него таких авторитетов в руководстве войсками уже не было. Маршал Советского Союза Батицкий – единственный из общевойсковых командиров (до определенной степени, к этому тонкому слою главнокомандующих Войсками ПВО следует отнести еще и Маршала Советского Союза Сергея Бирюзова, который руководил видом Вооруженных сил несколько ранее), кто глубоко понимал саму природу и суть войск ПВО в целом и зенитных ракетных войск, радиотехнических войск и истребительной авиации в частности. Этому во многом способствовало то, что на его глазах и при его личном участии создавалось новое оружие Войск ПВО, формировалась идеология управления этим оружием и видом Вооруженных сил, создавалась необходимая структура войск для руководства и боевого управления силами и средствами. Подобных компетентных общевойсковых руководителей в настоящее время, похоже, нет. Созданная Павлом Батицким структура войск ПВО-ПРО продолжает существовать и сегодня, хотя и со значительными искривлениями и перекосами. В настоящее время до определенной степени произошла некая реинкарнация крайне вредоносной для ПВО страны реформы 1978-1986 годов маршала Николая Огаркова, которая в свое время Советом обороны СССР была признана тупиковой и ошибочной. Однако вновь, как будто по заветам Огаркова, с 1998 года дивизии ПВО в составе армий ВВС и ПВО переподчинены военным округам, сначала – оперативно, а с 2010 года – непосредственно. Кроме того, с того же 2010 года из соединений ПВО были выведены истребительные авиационные полки. Насколько все эти меры сказались на повышении эффективности противовоздушной обороны страны и Вооруженных сил – вопрос более чем дискуссионный. Пока результат только один – единая система противовоздушной обороны страны и Вооруженных сил развалена и растащена по военным округам.

НАДО НАЧАТЬ С ПЛАНА ВКО

В войсках ПВО-ПРО как ни в одном другом виде Вооруженных сил, роде войск именно оружие диктует организационную структуру войск и определяет необходимую для этого систему боевого управления войсками. То есть, идти в ходе реформ надо по следующему пути: во-первых – оружие, во-вторых – система управления оружием, в-третьих – органы управления этим оружием. Но никак не наоборот. Если же создание вида Вооруженных сил и родов войск начинать с вычерчивания на листе бумаги квадратов будущих структурных единиц, то результат такого военного строительства будет заведомо отрицательный. В этом, возможно, принципиальное и важнейшее отличие войск ПВО-ПРО от других видов Вооруженных сил и родов войск, в первую очередь, от Сухопутных войск, где идеология управления совершенно другая, как и совершенно другие задачи. Возможно, именно по этим причинам представители Сухопутных войск не понимали этих особенностей войск ПВО-ПРО. Поэтому-то в конечном итоге и не принимались грамотные и рациональные решения по необходимой и логичной реформе войск противовоздушной обороны. В ходе значительных по объему организационно-штатных мероприятий представители Сухопутных войск (а именно они составляют руководство Минобороны и Генерального штаба) руководствовались и руководствуются более простыми для понимания принципами: сокращение численности, уменьшение финансовых затрат, снижение штатно-должностных категорий. Руководство страны принимает эти шаги как должное, поэтому реформы проходят легко, без малейших кадровых и юридических последствий для их идеологов. Однако организационная структура войск прежде всего должна соответствовать системе боевого управления. Только в этом случае наиболее эффективно и рационально может быть выполнена боевая задача, поставленная перед войсками ПВО-ПРО в целом и каждым ее структурным элементом (радиолокационная рота, зенитный ракетный дивизион,полк, дивизия, армия, войска в целом).Поэтому всем организационно-штатным реформам должна предшествовать большая аналитическая работа по выяснению, насколько существующая система управления обеспечивает эффективное управление всеми силами средствами в новой структуре. Чтобы что-то оптимизировать и реформировать, нужно хорошо знать и понимать функционирование прежде всего системы боевого управления, так как именно от этой системы и от ее состояния, от количества и боевой готовности средств ПВО (ВКО) в конечном счете зависит выполнение боевой задачи по прикрытию объектов государства, Вооруженных сил и страны в целом. Тем более это относится к системе управления, которая должна находиться в постоянной боевой готовности к применению боевых средств. Это нужно знать и понимать, чтобы не ошибиться в принимаемом решении что-то объединять или же, наоборот, что-то разделять.Надо знать и понимать управленческие функции каждого звена боевого управления (от зенитного ракетного дивизиона и радиолокационной роты до Центрального командного пункта Воздушно-космических сил). А этого понимания у современных реформаторов, порой складывается впечатление, недостаточно. Любая оптимизация системы боевого управления может иметь право на осуществление только в одном случае, если она ведет к повышению эффективности боевого управления.Только после глубокого анализа систем боевого управления, ее слабых и сильных сторон, может созреть идея или объединения некоторых структурных элементов, либо исключения лишних или дублирующих звеньев управления. И только после этого, то есть когда есть ясность со структурой боевого управления, можно подойти к оптимизации органов боевого управления и организационно-штатной структуры войск. И может оказаться, что объединение одних с другими (или же их разъединение) совершенно не влияет на повышение эффективности боевого управления. И даже более того – это объединение вообще не имеет никакого смысла.Вполне возможно, что в Генеральном штабе и даже среди руководящего состава в Минобороны сегодня не знают, что до распада Советского Союза в государстве существовал документ, который был основой, на которой строилась вся структура Войск ПВО.Этот документ назывался «План противовоздушной обороны страны». Он разрабатывался в Главном штабе Войск ПВО совместно с группой генералов и офицеров Генерального штаба Вооруженных сил (представителей от Главного оперативного, Главного организационно-мобилизационного управления и Главного разведывательного управления Генштаба). Для разработки Плана правительством СССР определялся перечень объектов и некоторых районов страны, которые требовалось прикрыть Войскам противовоздушной обороны страны в градации: «особой важности», «важные», «первой категории», «второй категории» и др. То есть все объекты на территории страны, подлежащие прикрытию, были расписаны по степени важности.Далее на основе всесторонней оценки средств воздушно-космического нападения вероятного противника делались выводы об основных направлениях массированных ударов, наиболее вероятных объектах удара, о том, на каких направлениях возможно проведение противником воздушных наступательных операций.Эти выводы позволяли рассчитать:ожидаемое количество СВН на направлениях в первом массированном ударе;необходимое количество средств ПВО на каждом направлении, чтобы обеспечить заданную эффективность противовоздушной обороны (% уничтоженных целей в первом и последующих ударах).Эти факторы и требования определяли количественную и качественную потребность в вооружении и военной технике(т. е. количество зенитных ракетных комплексов, радиолокационных станций, самолетов истребительной авиации).Затем эти соображения легко приводили к выводу о нужной организационно-штатной структуре войск на каждом из направлений, а вместе со структурой определялась и структура руководства войсками и боевого управления (как централизованного, так и в особых случаях – децентрализованного). Одновременно определялись границы ответственности за противовоздушную оборону дивизий, корпусов, армий ПВО и ставились конкретные боевые задачи. Этот план разрабатывался на каждые пять лет. Последние планы противовоздушной обороны страны были разработаны в 1985 году (на период до 1990 года) и в 1990 году (на период до 1995 года). Это было весьма разумно и производилось с учетом изменений, произошедших за последние 5 лет в оборонно-промышленном комплексе страны и Вооруженных силах. Затем обозначались задачи, которые следует решить в следующем пятилетии. В первую очередь это касалось возрастающих с каждым годом возможностей вооружения и появления новых объектов прикрытия. Также могли пересматриваться и уточняться границы ответственности за противовоздушную оборону, боевой состав и боевые задачи округа, армий, дивизий (корпусов) ПВО.Наблюдая за довольно странными в последние годы структурными реформами войск ПВО-ПРО, предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства, поневоле можно прийти к выводу, что План противовоздушной обороны страны предан забвению вовсе не случайно. В свое время этот документ, утвержденный главой государства, был непреодолимым препятствием для волюнтаристических устремлений некоторых командующих войсками военных округов, на территории которых дислоцировались дивизии и корпуса ПВО и ПРО, получить их к себе в подчинение и поруководить войсками ПВО.Однако Планом предписывалось, что руководить соединениями и объединениями ПВО могут только те лица, кто имеет боевую задачу, поставленную этим документом еще в мирное время и соответствующую систему боевого управления для выполнения этой задачи.Вряд ли какому-то командующему округом, получив в подчинение дивизию или армию ПВО, но не имея никаких средств для управления этим формированием, хотелось бы в этом случае делить ответственность, скажем, за прикрытие Москвы или особо важных объектов страны в случае прорыва авиации противника к столице, удара крылатыми ракетами по позиционным районам РВСН или по атомным электростанциям. В связи с тем, что очередной виток реформ привел к созданию нового вида Вооруженных сил – Воздушно-космических сил, актуальность воссоздания Плана воздушно-космической обороны страны (а теперь его целесообразно называть именно так) не вызывает никаких сомнений. Поэтому строительство воздушно-космической обороны государства и надо в первую очередь начинать с разработки Плана ВКО.Нет сомнений, что в процессе работы над планом появятся проблемные вопросы, рельефно выявятся структурные и управленческие нестыковки и даже чужеродные новому виду Вооруженных сил элементы, включенные в состав Воздушно-космических сил исключительно волевым путем. План ВКО позволит уточнить задачи войскам, оптимизировать организационно-штатную структуру, органы управления, определиться в направлении дальнейшего развития Воздушно-космических сил. Из такого Плана будет предельно ясно видна необходимая структура и система управления войсками, их задачи по воздушно-космической обороне страны. И, безусловно, убавятся амбициозные желания покомандовать соединениями ПВО без личной ответственности за эту важнейшую задачу в сфере обороны страны.

УСИЛИТЬ ПВО СТОЛИЦЫ ГОСУДАРСТВА

Сразу скажем – вернуться к Войскам ПВО в их классическом понимании, как это было в середине 1980-х годов, сегодня нереально. Но определенные шаги, направленные исключительно на повышение эффективности боевого управления и ПВО-ПРО в целом, предпринять не только возможно, но и крайне необходимо. Что надо сделать в первую очередь, подробно описано в Газете.Ru в тексте «ВКС сражаются за микрофон» от 02.03.2017 года. Теперь о том, что желательно осуществить вслед за этим. Это касается не всей территории страны, а исключительно г. Москвы, Центрального промышленного района и территории Западного военного округа.В частности, в декабре 2014 года 32-я дивизия ПВО (г. Ржев) была передана из состава 1-й армии ПВО-ПРО (ОсН) в состав 6-й А ВВС и ПВО Западного военного округа (г. Санкт-Петербург). С того момента времени зоны ответственности за противовоздушную оборону были установлены следующим образом: в Западную зону ответственности за ПВО, которой руководит командующий 6-й армией ВВС и ПВО, входит практически вся территория Западного военного округа – от Воронежа до Карелии, от Выборга до Нижнего Новгорода. А в центре этой зоны, во втором эшелоне обороны, находится другая, Московская зона ответственности за ПВО, которой руководит командующий 1-й армией ПВО-ПРО (особого назначения). Именно эта армия непосредственно прикрывает от возможных ударов воздушного противника Главный объект – Москву и другие объекты в границах Московского региона.Разумность подобного оперативного построения объяснить достаточно трудно.Необходимо признать, что из приграничного Санкт-Петербурга трудно эффективно руководить прикрытием от ударов с воздуха таких объектов, как Ярославль, Нижний Новгород, Курская и Калининская АЭС, позиционных районов ракетных дивизий, особенно, если твоя главная задача – оперативное развертывание войск и ведение первых операций.Проведенные Генштабом в 2015-м и 2017-м годах внезапные проверки 1-й армии ПВО-ПРО (ОсН) показали, что созданная десятилетия назад и сохраненная в Московской зоне ПВО система управления, имеющийся уровень подготовки боевых расчетов командного пункта армии и их слаженность позволяют командованию армии принимать по вводным в оперативное подчинение и уверенно управлять в ходе выполнения задач как 32-й дивизией ПВО в целом, так и отдельно выделенной из ее состава оперативно подчиненной истребительной авиацией.Пока еще поддерживается «возвратный потенциал», необходимо вернуть 32-ю дивизию ПВО в состав 1-й армии ПВО-ПРО и восстановить пространственный размах, боевой состав и оперативные возможности Московской зоны ПВО.

m-khodarenok.livejournal.com

Михаил Ходаренок подробная информация. Эксклюзив.

Михаил Ходаренок начал военную службу начальником отделения боевого управления радиотехнической батареи ЗРК С-75. В 1977-80 гг. командир радиотехнической батареи ЗРК С-75; в 1980-83 командир зенитного ракетного дивизиона С-75. В 1986-88 гг. зам. командира зенитного ракетного полка С-200, в 1988-92 – ст. офицер штаба зенитных ракетных войск противовоздушной обороны (Главный штаб Войск ПВО). В 1992-96 гг. – ст. офицер-оператор 1 направления 1 управления Главного оперативного управления Генерального Штаба. В 1998-2000 гг. – начальник группы 1 направления 1 управления Главного оперативного управления Генерального штаба.

После увольнения в запас военный обозреватель «Независимой газеты». С 2003 года в издательском доме «ВПК–Медиа». Ведущий обозреватель «Часа милитариста» в программе Евгения Сатановского «От двух до пяти» на радиостанции «Вести-FM».

Надежная система ПВО является одним из главных показателей безопасности любого государства и боеспособности его вооруженных сил. Этот тезис – не сегодняшнее открытие. Еще в письме Иосифа Сталина президенту Рузвельту, написанном в 1942 г., есть слова: «Практика войны показала, что самые храбрые войска становятся беспомощными, если они не защищены от ударов с воздуха». Маршал Победы Г. К. Жуков в своих мемуарах отмечал: «Тяжкое горе ожидает ту страну, которая окажется неспособной отразить удар противника с воздуха». Личный опыт, накопленный полководцем в годы Великой Отечественной войны, привел его, уже министра обороны СССР, к выводу о необходимости «…готовить офицерские кадры для замещения командных и штабных должностей в системе противовоздушной обороны всех видов ВС, в совершенстве знающих основы боевого применения всех родов войск ПВО и способных организовать противовоздушную оборону войск и объектов страны».

Недавняя новость, появившаяся на лентах информагентств: «Франция выступила против наземной операции в Сирии». Надо сказать, что за последнее время разного рода лжезнатоками и лжеоракулами немало копий сломано вокруг этой самой «наземной операции».

МИХАИЛ ХОДАРЁНОК: «Слава богу, пока вроде еще держимся. Я говорю «вроде», потому что все-таки мы еще не перешли к стремительному поступательному развитию, которое хотя бы (хотя бы, подчеркиваю) принесло увеличение ВВП на 7-10 процентов. А то у нас уже 1 процент выдается как победа! А что такое 1 процент? Это — статистическая погрешность!»

Михаил Михайлович Ходарёнок – военный журналист, обозреватель, полковник генштаба Минобороны РФ. Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976), Военную командную академию ПВО (1986) и Военную академию Генерального штаба (1998). С 2000 года в запасе. Главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» и журнала «Воздушно-космическая оборона».

МИХАИЛ ХОДАРЁНОК: «Еще ни одни другие учения не встречали такого накала страстей, как «Запад-2017″. Вот в Прибалтике, в Польше, на Украине даже говорят, что 14 сентября состоится вторжение в эти страны, они будут оккупированы российской армией. И вообще, это чуть ли не начало Третьей мировой войны».

30 сентября на лентах информационных агентств появилось сообщение: «Россия начала военно-воздушную операцию в Сирии». Сразу поправим: с точки зрения военной науки воздушная операция – удел сугубо оперативного объединения ВВС, а именно воздушной армии.

Михаил Ходаренок биография фото карьера. Последие сведения на 26.01.2018 г.

Эксперты-международники называют отношения между Россией и Индией стратегическими. Это касается как политики, где у двух стран существует совпадение точек зрения по важнейшим мировым проблемам, так и экономики – сотрудничество ведется по многим направлениям, с каждым годом набирая обороты. Укрепление двустороннего сотрудничества, как подчеркнул президент Российской Федерации Владимир Путин во время государственного визита в Индию в декабре 2014 г., является безусловным приоритетом внешней политики нашей страны. Одна из ключевых сфер взаимодействия России и Индии сегодня – проекты в области вертолетостроения, которые реализуются при непосредственном участии холдинга «Вертолеты России». О том, с чего начиналась российско-индийская дружба в вертолетостроении и какие проекты планируется реализовать в будущем, рассказал генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев. По роду своей деятельности он непосредственно занимался развитием российско-индийских торгово-экономических отношений в течение последних 20 лет. А на проходившей с 18 по 22 февраля 10-й международной выставке Aero India 2015 руководитель холдинга возглавлял делегацию почти из 30 промышленных компаний, входящих в госкорпорацию «Ростех».

«Да, гений в военном деле встречается достаточно редко. Как говорил наш преподаватель по оперативному искусству в Военной академии Генерального штаба, на первом же занятии по оперативному искусству, а это был очень большой курс, почти 900 часов… Он сказал: научиться оперативному искусству нельзя, на то оно и искусство. Правильно, в этом же есть смысл.

Экономический кризис и проблемы с формированием бюджета на 2016 год отразились на военных пенсиях. Ранее фактически на год была отложена их двухпроцентная индексация, призванная компенсировать понижающий драконовский коэффициент 54 процента.

А дальше он сказал: но основы я вам преподать должен. Поэтому даже если крупное войсковое объединение, штаб, возглавляет выдающийся военачальник, тем не менее ему всегда нужны квалифицированные и профессиональные исполнители.  А поэтому учиться военному делу надо настоящим образом», – закончил свою лекцию эксперт под апплодисменты слушателей.

МИХАИЛ ХОДАРЁНОК: «Несколько слов, до чего додумались китайцы.У них происходит реформа военного образования. Во-первых, они укрупняют высшие военные учебные заведения в пользу инженерно-технических направлений. Делают акцент на расширении военно-технических и инженерных специальностей. То есть ребята на Востоке отнюдь не занимаются подготовкой юристов и экономистов!»

«ВКО» уже обращался к операции ВВС и ВМС США «Каньон Эльдорадо» 1986 г. Однако в тот раз о первом в истории случае боевого применения зенитной ракетной системы С-200ВЭ  подробно не рассказывалось. Журнал восполняет этот пробел в описании боевых действий зенитных ракетных войск.

Эффективность применения войск, обороноспособность России в целом в значительной степени зависят от автоматизированных процессов управления Вооруженными Силами Российской Федерации и того, насколько полно используются возможности современных информационных технологий.

МИХАИЛ ХОДАРЁНОК: «У формирований ИГИЛ — там же нет никакой военной промышленности, нет никакой развитой инфраструктуры. Там иногда непонятно, кого и где бомбить. Это первое. Второе: поскольку мы, например, не контролируем территорию Ирака, тем более не контролируем территорию Иордании, других ближневосточных стран, оттуда поступает и оружие, и пополнение в виде личного состава. То есть трудно очень вести борьбу в этом случае».

Михаил Ходаренок книги цитаты отзывы. Подробные данные на 26.01.2018 г.

МИХАИЛ ХОДАРЁНОК: «Мы остановимся только на первой экспедиции на Луну. Вот чтобы всё это красиво снять, нужны фотографы-профессионалы. Нужно ставить свет, нужно понимать, что такое раскадровка. Космонавта ещё надо научить всему этому делу, да ещё чтобы у него эти фотографии хорошо получились — чтобы их потом можно было разместить в журнале «Америка». Вот эта затея с самого начала мне кажется неосуществимой».

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Михаил Михайлович Ходарёнок – военный журналист, обозреватель, полковник генштаба Минобороны РФ. Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976), Военную командную академию ПВО (1986) и Военную академию Генерального штаба (1998). С 2000 года в запасе. Главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» и журнала «Воздушно-космическая оборона».

Украинские моряки предложили новую тактику борьбы с российскими кораблями: «волчья стая» из нескольких бронекатеров нападает на одинокое судно и “рвет его на части”. Этот “гениальный” план был озвучен в эфире украинского телеканала. К чему он приведёт? Комментирует военный эксперт Михаил Ходаренок. 

Михаил Ходаренок видео. Последие сведения на 26.01.2018 г.

Михаил Ходаренок 2018-01-26

Читайте также:

iinews.ru

ТАК НУЖНА ЛИ НАМ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ?: m_khodarenok

Один из моих читателей и слушателей (радиостанция Вести-ФМ) прислал мне письмо. Предлагаю его вниманию читателей.

Уважаемый Михаил Михайлович!Вы всё время доказываете необходимость стратегического планирования при проведении операций. В последней передаче (Вести-ФМ - примечание ММХ) при обсуждении состояния нашей стратегической авиации (СА) Вы заявляли, что необходимо ее усиливать. Однако не было приведено никаких доказательств, что СА сохраняет свое значение. То, что в США до сих пор имеется СА, не является доказательством того, что ее нужно иметь и России.Я работал в качестве совместителя в ОКБ Туполева с 1985г. по 2005г. Занимался вопросами облика оборонительного комплекса их самолетов, так как собственных специалистов в ОКБ не имелось. Все самолеты СА и ДА были разработаны 30-50 лет назад и не учитывали требование технологии «стелс». Наиболее совершенный из них – Ту-160, разрабатывался по аналогии с самолетом B-1a. Сами американцы отказались от этого проекта, так как он оказался малоэффективным. После чего они разработали вариант B-1в, который, является почти дозвуковым и предназначен для преодоления ПВО на малых высотах. Ту-160 остался сверхзвуковым (2200 км/ч) и имеет массу на 100 тонн большую, чем B-1в при аналогичной боевой нагрузке. В результате эксплуатация Ту-160 оказывается намного дороже, а сверхзвуковой участок полета очень не велик. ЭПР B-1в оценивается в 5-7 кв. м, а для Ту-160 ЭПР «с носа» многие десятки кв. м, а сбоку – многие сотни кв. м. Работы по снижению ЭПР за счет нанесения поглощающих покрытий позволили бы снизить ЭПР «с носа» раз в 5, но потребовали бы увеличения массы самолета. Я не знаю, были ли эти работы проведены после 2005 года, но даже в этом случае его ЭПР все равно превзойдет ЭПР B-1в.Перед СА у нас ставятся две основные задачи – атака США через Северный полюс и атака авианосцев в океане. Из-за своей большой заметности Ту-160 не может незаметно преодолеть линию Дью в Канаде (РЛС на 70° с. ш.). Пуск СКР возможен не ближе чем с 74° с. ш. Прикрытие Ту-160 помехами не возможно из-за большого значения ЭПР. Специализированных высокопотенциальных постановщиков помех, способных вылетать на большие расстояния, в России нет, а индивидуальные комплексы РЭБ не способны скрыть ориентировочное положение защищаемых самолетов. Применение ядерных СКР невыгодно, так как при ударе обычными МБР они все долетят до цели, а часть СКР будет сбита ПВО. При обнаружении налета Ту-160 линии Дью последует вызов самолетов АВАКС, которые обнаружат СКР и наведут на них истребители. Следовательно, для нанесения ядерного удара МБР существенно эффективней. Нанесения удара с обычными БЧ эффективно только тогда, когда удар наносится по наиболее важным объектам – в первую очередь по нефтеперегонным заводам. Большинство этих заводов расположены в южной части США, то есть от точки пуска до целей расстояние составит порядка 4000 км. Значит, потребуются СКР сверхбольшой дальности с временем полета до 5 часов. Соответственно, многие из них будут обнаружены во время полета. Прорыв через Атлантический океан невозможен из-за наличия РЛС на островах и кораблях. Следовательно, удар обычными СКР тоже мало эффективен.Удары по авианосцам затруднены тем, что выйти на прямую видимость цели не удается, в случае использования авианосцем самолета ДРЛО (Хокай), который, наведет истребители F-18 до выхода Ту-160 на требуемую дальность обнаружения авианосца (400-450 км). Без обнаружения авианосца пуск ПКР также неэффективен. Следовательно, Ту-160 неэффективен в своих основных задачах. Разработка ПАК ДА (аналог B-2) для России невозможна, так как стоимость одного B-2 превосходит 500 млн. долл. Ситуация с Ту-22М3 еще хуже, так как он неспособен прорвать ПВО западноевропейской части НАТО, это доказал опыт войны с Грузией. В итоге приходим к выводу, что самолеты СА и ДА способны действовать только в условиях отсутствия организованного ПВО, то есть в локальных конфликтах. Однако, в таких конфликтах, как правило, удается действовать и гораздо более защищенными самолетами линейки Су-27. Следовательно, гораздо более эффективно можно израсходовать средства на развитие тех видов авиации, где у нас имеется большое отставание от мирового уровня, в частности БЛА. Сравнение самолетов Ту-330 и Ан-70 неправомерно (в передаче на Вести-ФМ обсуждался и этот вопрос - примечание ММХ), так как Ту-330 является транспортником мирного времени и требует бетонной полосы длинной 2 км. Ан-70 может садиться на грунтовую полосу длиной менее одного км и способен перевозить танки. В конкурсе НАТО Ан-70 мог бы выиграть у А-400. Финансирование АН-70 велось для того, чтобы поддержать тогдашнего союзника – Украину.С уважением,Горбачевский Андрей Алексеевич

m-khodarenok.livejournal.com

Почему России пора уходить из Сирии, - М.Ходаренок

"Проще разогнать сирийскую армию и набрать новую"Пора задуматься о постепенном выходе России из сирийского конфликта

Пока вместо сирийской армии сражаются ополченцы, иранские добровольцы, "Хезболла" и ЧВК, солдаты Башара Асада собирают дань на дорогах - такие оценки начинают преобладать среди военных специалистов, знакомых с реальной обстановкой в Сирии. Авиация страны измотана и воюет кустарными бомбами, солдаты окапываются рвами, чтобы защитить себя от тоннелей террористов; тактическое и моральное превосходство на стороне боевиков, объясняет военный обозреватель "Газеты.Ru" Михаил Ходаренок.

Вполне возможно, что в ближайшее время проправительственные силы овладеют городом Алеппо. Но насколько это приблизит конец войны в Сирии - вопрос спорный. В войнах ближневосточного образца нет аналога Рейхстага, установка на котором красного знамени означает безоговорочную капитуляцию противника.

Сказать, какая из сторон сегодня одерживает верх в вооруженном противоборстве, весьма затруднительно. Президент Сирийской Арабской Республики (САР) Башар Асад по-прежнему не контролирует примерно половину территории страны и большинство населенных пунктов.

Промежуточный итог боевых действий в Сирии просто ужасен. Общее число убитых сирийцев уже выросло до 250–300 тыс. (точнее сказать невозможно), а раненых - приблизительно до одного миллиона человек. Независимо от этнической и конфессиональной принадлежности отмечается общая усталость населения от продолжающейся уже более пяти лет гражданской войны.

Вечно битые

Вооруженную борьбу с формированиями оппозиции в основном ведут сирийское ополчение, отряды шиитского ливанского движения "Хезболла", иранских и иракских добровольцев и частных военных компаний (ЧВК).

Основным видом боевой деятельности правительственных войск является взимание дани с местных жителей. За прошедший год вооруженные силы Сирии не провели ни одной успешной наступательной операции.

Внятные стратегические планы по применению вооруженных сил на ближайшую и среднесрочную перспективу в генеральном штабе вооруженных сил САР, похоже, отсутствуют. Генералы Асада не верят в способность своих вооруженных сил самостоятельно навести порядок в стране, без оказания военной помощи со стороны третьих государств. Сирийские военачальники не стремятся проводить масштабные операции, обосновывая свою бездеятельность завышенными боевыми возможностями незаконно вооруженных формирований, отсутствием боеприпасов и современной техники, боязнью больших потерь и неудачного исхода боевых действий.

Младшие офицеры, сержантский и рядовой состав армии Асада не горят желанием подниматься в атаки и сражаться за свое отечество. Общему упадку боевого духа вооруженных сил этой ближневосточной страны способствует и то обстоятельство, что современная сирийская армия в принципе не знает военных побед за всю свою историю.

Начиная с первых арабо-израильских войн 1947–1948 годов позорный ярлык вечно битых и униженных давно и намертво приклеился к воинству Асада.

Личный состав сирийской армии не видит перспектив скорого разрешения кризиса. В вооруженных силах нет конкретных сроков окончания военной службы. Результаты бойцов и командиров никак не стимулируются. Материальное и продовольственное обеспечение личного состава неудовлетворительно. Социальные гарантии для военнослужащих и членов их семей практически отсутствуют.

И самое главное - средств для решения этих проблем сирийскому руководству даже при желании взять попросту неоткуда. Правительство Асада в настоящее время не имеет стабильных источников дохода. Экономика страны в ходе непрекращающихся боевых действий основательно подорвана. Объем промышленного производства сократился на 70%, сельского хозяйства - на 60%, уровень добычи нефти уменьшился на 95%, газа - на 70%. Денег в сирийской казне даже на неотложные оборонные нужды попросту нет.

Неблагоприятную ситуацию усугубляет и низкая укомплектованность вооруженных сил Сирии личным составом, вооружением и военной техникой. Сейчас она составляет чуть более 50%. Ежегодный призыв не удовлетворяет даже минимальных потребностей армии, в результате чего с 2011 года сержантский и рядовой состав, отслуживший установленные сроки, не увольняется с действительной военной службы.

Призыв в сирийскую армию срывается по многим причинам. Некоторые потенциальные призывники поддерживают антиправительственные силы (и откровенно саботируют призыв). Другие - состоят в бандформированиях. Третьи занимают выжидательную позицию, не желая принимать участие в боевых действиях ни на одной из сторон. Многие призывники оказались в числе беженцев за пределами Сирии, в том числе и в Европе. Значительное количество населения находится на территориях, не контролируемых правительственными войсками. Наконец, призывники и их родственники опасаются репрессий со стороны боевиков.

Бoльшая часть подразделений и частей сирийской армии размещена на блокпостах (опорных пунктах). Всего на территории страны развернуто около 2 тыс. подобных блокпостов. Таким образом, более половины личного состава армии действует в отрыве от своих воинских частей.

Укрывшись в этих фортификационных сооружениях, сирийские регулярные части ведут в основном оборонительные действия и занимаются поборами с местного населения. Операции с решительными целями по освобождению населенных пунктов, административных центров и провинций ими не проводятся.

Основы существования любой военной организации, такие как "приказ начальника - закон для подчиненного" и "приказ должен быть выполнен любой ценой - точно, беспрекословно и в срок", в сирийской армии действуют или не всегда, или с большими ограничениями.

С "бочковыми" бомбами

Трудно выделить что-нибудь достойное изучения, обобщения передового опыта или элементарного подражания из практики боевого применения видов вооруженных сил и родов войск сирийской армии.

Все примеры, пожалуй, только из одной области - как не надо делать в принципе.

Несколько слов следует сказать о военно-воздушных силах. Ежесуточно ВВС Сирии выполняют значительное количество боевых вылетов (в 2015 году в иные дни до 100), из них до 85% - для нанесения ракетно-бомбовых ударов. Доля участия в общем огневом поражении сирийской авиации составляет более 70%. Непосредственно в нанесении авиационных ударов участвуют несколько десятков самолетов истребительно-бомбардировочной авиации и около 40 вертолетов армейской авиации.

Основной способ ведения боевых действий ВВС - одиночные полеты. В целях экономии ресурса вылеты в составе пар и звеньев не применяются. В целях снижения потерь бомбометание выполняется на высотах от 3 тыс. м и выше, в исключительных случаях - пикированием.

Ввиду ограниченного количества авиационных средств поражения в сирийской армии по наземным объектам до самого последнего времени применялись даже морские торпеды, мины и глубинные бомбы, а также активно использовались так называемые бочковые бомбы. Причем последних сброшено на противника уже более 10 тыс. штук.

"Бочковая" бомба представляет собой авиационное средство поражения кустарного производства массой от 200 до 1000 кг. Это отрезок нефтепроводной трубы большого диаметра, заваренный с обеих с обеих сторон металлическими пластинами и снаряженный большим количеством взрывчатых веществ. "Бочковая" бомба обладает высоким фугасным действием и применяется для разрушения зданий и ударов по большим скоплениям боевиков.

Подготовка летного состава ВВС Сирии для восполнения боевых потерь не ведется (обучение пилотов в России прекращено). Ремонт авиационной техники не проводится (единственный авиаремонтный завод находится в зоне боевых действий в Алеппо).

Потери ВВС с начала конфликта (с апреля 2011 года) составили, по разным оценкам, около 200 самолетов, пилотов - существенно больше 150 человек.

Война с норами

В ходе войны в Сирии широкое распространение получила тоннельная и контртоннельная борьба. Тоннели готовятся для подрыва многоэтажных зданий, которые оборудованы в качестве пунктов управления, складов боеприпасов и материальных средств. Темп бурения тоннелей при помощи буровых машин составляет 3–4 м/сут., а с использованием подручных средств вроде перфораторов - 1–2 м/сут.

В Сирии подземные тоннели и ходы существуют еще со времен Римской империи и образования первых городов, таких как Пальмира (Тадмор), Дамаск, Ракка, Хомс. Этому в немалой степени способствует местная сирийская земля. Достаточно мягкий и глинистый грунт не осыпается, поэтому подземные ходы самого разного назначения сооружаются обеими сторонами конфликта ударными темпами и в большом количестве.

Ради внезапности при нанесении ударов по военным объектам и правительственным войскам боевики оборудуют подкопы или используют в этих целях ранее созданную разветвленную сеть тоннелей. Несмотря на серьезные угрозы из-под земли, в вооруженных силах Сирии в этом плане царит некая беспечность - информация о пещерах и подземных коммуникациях населенных пунктов, а также прилегающих к ним территорий, находящихся под контролем боевиков, практически отсутствует.

Тем не менее для защиты правительственных войск и важных объектов применяются разные методы противотоннельной борьбы: прослушивание местности с использованием георадаров (детекторов аномалий), строительство контртоннелей, бурение шурфов и оборудование противотоннельных рвов.

Основной способ борьбы правительственных войск с вражескими тоннелями - бурение шурфов (скважин).

С помощью специальных бурильных машин вокруг важных объектов производится бурение скважин глубиной до 15 м через каждые 1,5–2 м. Затем в скважины вставляются пластиковые трубы, которые засыпаются песком. Бойцы подразделения, назначенного для обороны такого объекта, ведут наблюдение за песком в трубах. Если песок начинает проседать - значит, на глубине идет "работа".

В целях борьбы с вражескими "шахтерами" могут оборудоваться и противотоннельные рвы - выемки грунта глубиной до 12 м вокруг позиций и важных правительственных объектов с использованием экскаваторов. Время, необходимое на сооружение подобного рва, зависит от тактико-технических характеристик применяемых экскаваторов и тяжести грунта.

Моральное и тактическое превосходство у боевиков

Многие должности в руководстве террористических группировок и вооруженных формирований оппозиции в Сирии занимают бывшие офицеры вооруженных сил Ирака, проходившие военную службу еще при Саддаме Хусейне.

Они получили большой боевой опыт в ходе ирано-иракской войны и в ходе двух войн в Заливе. Высший командный состав оппозиционной Свободной сирийской армии (ССА) - бывшие руководители генерального штаба, бригадные и дивизионные генералы, полковники вооруженных сил Сирии, а подразделения и части повстанцев укомплектованы в основном дезертирами, покинувшими ряды армии Асада.

Боевики отличаются высокой мобильностью и способностью в короткие сроки создать ударные группировки на направлениях сосредоточения основных усилий. Они хорошо знают местность (до 70% бойцов незаконно вооруженных формирований - граждане Сирии) и располагают значительными финансовыми и людскими ресурсами.

В условиях отсутствия четкой линии фронта отряды вооруженной оппозиции ведут активные оборонительные действия очагового характера. Основные свои усилия они сосредотачивают на удержании господствующих высот и населенных пунктов, подготовленных к круговой обороне. Это позволяет вести огневой контроль направлений, доступных для продвижения правительственных войск.

Живучесть отрядов боевиков, ведущих позиционные действия в подготовленных районах, обеспечивается за счет заблаговременно подготовленных укрытий. Зачастую они не позволяют выяснить их реальное положение, численность и состав.

Непосредственно вблизи линии боевого соприкосновения боевиками размещаются наблюдательные посты для своевременного обнаружения штурмовых отрядов правительственных войск. В состав поста входят два-три человека со средствами наблюдения, связи и передвижения. Боевики стремятся сохранить контроль над занимаемыми районами, проводя локальные контратаки, диверсии в тылу (в том числе с использованием смертников), постоянно пытаются перехватить инициативу у правительственных войск.

Контратаки, как правило, проводятся небольшими мобильными группами по 10–15 боевиков на трех-четырех автомобилях с крупнокалиберными пулеметами и 82-мм минометами при поддержке реактивных систем залпового огня. Участвовать в контратаке могут от одной до пяти групп.

Цель контратак - захват инициативы, а в последующем - овладение утраченным рубежом и восстановление контроля над территорией.

При атаках силами и средствами Вооруженных сил России группировки отходят с занимаемых позиций и покидают населенные пункты, оставляя на позициях малочисленные группы наблюдателей.

Отряды боевиков, которым нанесен значительный ущерб, выводятся на территорию Турции или в районы, где действует режим прекращения огня, для восстановления боеспособности, доукомплектования личным составом, пополнения запасов.

Уровень морально-боевых качеств боевиков значительно превосходит уровень военнослужащих вооруженных сил Сирии.

Незаконные вооруженные формирования интегрировали в свою тактику приемы и способы партизанской и террористической борьбы, а также классические формы ведения боевых действий регулярными войсками. В зависимости от поведения противника тактика постоянно совершенствуется.

Созданная система управления бандформированиями позволяет оперативно и достаточно эффективно реагировать на изменяющуюся обстановку. Успешным действиям боевиков способствует открытость сухопутных границ Сирии (правительством контролируется только сирийско-ливанская и 50-километровый участок сирийско-иорданской границы).

Пора домой

В начале гражданской войны по всем количественным показателям превосходство было на стороне правительственных войск, особенно по авиации, танкам и артиллерии. Асад с полным на то основанием мог рассчитывать на быстрый успех в борьбе с иррегулярными вооруженными формированиями оппозиции.

Однако гражданская война в Сирии и противоборство с исламистами еще раз подтвердили: для победы недостаточно только численного и технического превосходства. Не сыграет определяющей роли и хорошая теоретическая подготовка командного состава.

Чтобы выйти победителем в вооруженном конфликте, как и прежде, требуются сила духа, непреклонная воля к победе, уверенность в себе и своих войсках, решительность, смелость, находчивость, предприимчивость, способность увлекать других. А с этим в войсках Асада большие проблемы.

Что делать сегодня с полуразложившейся сирийской армией, не совсем понятно. Никакими мерами репрессивного характера - расстрелами, штрафбатами, заградительными отрядами - заставить воевать ее невозможно. Подобных случаев в мировой военной истории не было.

С помощью жестких мер дисциплинарного характера можно навести порядок в неустойчивых подразделениях и частях, проявивших трусость на поле боя и поддавшихся минутной панике.

Применением оружия можно ликвидировать инициаторов паники и бегства с боевых позиций, заодно расстрелять дезертиров, членовредителей, изменников и пораженцев, но еще никто и никогда не выигрывал войн за счет военных трибуналов и приговоров судов.

Если у личного состава вооруженных сил нет возвышенной цели защиты родины, готовности к самопожертвованию, желания упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию и подниматься, презирая смерть, в атаку за свое отечество, то никакие штрафные роты и заградительные отряды такой армии не помогут.

С одной стороны, проще всего полностью демобилизовать (разогнать под ноль) сирийскую армию и набрать новую. Иными словами, перезапустить процесс военного строительства в этой стране.

С другой стороны, главная проблема, что качественно новых людей в современной Сирии взять просто неоткуда. И даже во вновь созданную армию самым органическим образом передадутся все недостатки предыдущего сирийского воинства. И нет ясного ответа на один из весьма существенных вопросов: кто за все это будет платить.

Выиграть войну с таким союзником, как армия Асада, невозможно.

В полном объеме полагаться на ополченческие формирования, наверное, тоже нельзя. У ливанской "Хезболлы" и иранских добровольцев свои интересы.

Поэтому российскому военно-политическому руководству надо, по всей видимости, принимать решения кардинального характера: завершить военную кампанию в Сирии до конца 2016 года, вывести свои войска и силы, оставив в этой стране только военные базы.

Наведение конституционного порядка в Сирии только военным путем без серьезных дипломатических, политических, экономических и пропагандистских мер, а также без значительной поддержки разрушенной страны со стороны третьих государств невозможно.

Михаил Михайлович Ходареноквоенный обозреватель "Газеты.Ru", полковник в отставке.Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),Военную командную академию ПВО (1986).Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980–1983).Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986–1988).Старший офицер главного штаба Войск ПВО (1988–1992).Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992–2000).Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).Обозреватель "Независимой газеты" (2000–2003), главный редактор газеты "Военно-промышленный курьер" (2010–2015).

Источник - Газета.ру

vasilii-ch.livejournal.com

ПОЧЕМУ «КУЗНЕЦОВ»  ПОТЕРЯЛ ИСТРЕБИТЕЛЬ : m_khodarenok

Фото Леонида Якутина

По всей видимости, авария МиГ-29КР произошла из-за неисправности топливной системы самолета В прошлое воскресенье (13 ноября 2016 года) потерпел аварию истребитель МиГ-29К, входящий в состав авиакрыла тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Пилот катапультировался и его подобрал вертолет поисково-спасательной службы. Сразу же после этого было озвучено немало причин произошедшего, большая часть из которых не имеет никакого отношения к действительности. Военный обозреватель Газеты.Ru Михаил Ходаренок разбирался, что же на самом деле случилось в Восточном Средиземноморье.   Для того, чтобы понять, что произошло с самолетом МиГ-29КР «Адмирала Кузнецова», надо понять как происходят на авианосце полеты и в особенности – посадка самолетов.На палубе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» располагаются четыре троса аэрофинишера «Светлана-2». Обычно они лежат на палубе, но при посадке самолетов приподнимаются на 12 см. Первый трос расположен в 46 метрах от обреза полетной палубы (на американских авианосцах, кстати, это расстояние равняется 56 метрам, а десять метров в этом случае весьма и весьма немало). Расстояние между тросами – 12 метров.

Фото Леонида Якутина

Пилоту, совершающему посадку, надо зацепиться гаком самолета за второй трос (но лучше всего третий, четвертый – резервный). За первый нежелательно, поскольку в этом случае при посадке может произойти касание палубы корабля, поскольку авианесущий крейсер плюс ко всему в море подвержен качке, и это может сыграть свою негативную роль. Посадить самолет надо плюс-минус 3 метра от осевой линии полетной палубы. Но обычно от пилотов требуется точность плюс-минус один метр. А в целом посадку самолета надо произвести на площадку 36 на 6 метров. То есть надо попасть в прямоугольник именно такого размера. По сути дела, в пятачок очень небольшого размера.Угол снижения самолета, совершающего посадку на палубу авианосца, составляет четыре градуса. Посадка осуществляется на высоких оборотах двигателей самолета, на режимах, близких к взлетным. Самолет при этом не выравнивается, как при посадке на стационарную бетонную взлетно-посадочную полосу. Газ двигателей убирается только после того, как самолет зацепился хотя бы за один трос аэрофинишера. В противном случае для самолета исключается возможность ухода на второй круг. Вполне может быть и такая ситуация, при которой самолет совершил посадку, зацепился за трос аэрофинишера, убрал газ, и в этот момент трос порвался.  А если пилот убрал газ – самолет уже не взлетит.

 

Фото Эдуарда Чаленко

Такой случай, к слову говоря, уже был на «Адмирале Кузнецове». Его иногда совершенно неправильно излагают следующим образом – «в сентябре 2005 года в Северной Атлантике утонул не сумевший сесть на «Адмирала Кузнецова» Су-33». При чем тут формулировка «не сумевший сесть», абсолютно непонятно. Наоборот, пилот тогда исключительно точно посадил самолет. А причина утраты истребителя в 2005 году – только порвавшийся трос аэрофинишера. Летчик катапультировался и остался жив.Кстати, самолет гражданской авиации производит посадку под углом в 2 градуса 40 минут. На высоте 10-12 метров летчик приступает к выравниванию машины, а затем плавно касается полосы. Непосредственно для посадки самолета ему отводится 300-500 метров. А на авианосце длина пробега самолета в целом – всего 90 метров.         Когда самолет палубной авиации касается палубы, происходит достаточно сильный удар. Перегрузки в момент посадки составляют 4-5 g. Пилот получает весьма сильные нагрузки на позвоночник. Поэтому в день авиатор может совершать не более трех полетов. А лучше – не более двух. Профессиональное заболевание пилотов палубной авиации – отслаивание сетчатки глаза. Это тоже является следствием сильного удара самолета о палубу.

Фото Эдуарда Чаленко

Посадочная скорость самолета Су-33 – 240 км/час. А МиГ-29К – 250 км/час. Несмотря на сравнительно небольшое различие в скорости и значительно меньший посадочный вес, истребитель МиГ-29К гораздо чаще рвет посадочные тросы аэрофинишера авианосца. Это и произошло в ходе выполнения полетов 13 ноября 2016 года. В тот день с тяжелого авианесущего крейсера взлетело три МиГ-29КР. После выполнения полетного задания самолеты возвращались на авианосец. Посадка на палубу корабля в этом случае должна происходить с интервалом 3-4 минуты. Первый истребитель произвел посадку без замечаний. Второй МиГ-29КР зацепился за второй трос аэрофинишера, порвал его, и в конечном итоге зацепился только за четвертый трос. Порванный второй трос запутался за третий и тем самым сделал невозможным использование его при посадке самолета. Некоторое время посадка самолетов на авианосец была в принципе невыполнимой. В это время на глиссаде снижения находился третий истребитель МиГ-29КР. Поскольку команде авианосца потребовалось некоторое время, чтобы привести тросы аэрофинишеров в порядок, руководитель полетов дал команду пилоту третьего самолета уходить на второй круг. И вот при нахождении самолета в зоне ожидания с этим истребителем и случилась беда. У него попросту встали оба двигателя. В них, по самой последней версии, перестало поступать топливо. В этом случае реактивный самолет падает вниз как камень. Летчику оставалось только одно – катапультироваться, что он и сделал.В некоторых источниках встречаются и такие тезисы – «выглядят несуразными нынешние попытки отрицать возможный человеческий фактор в случившемся падении МиГ-29 в Восточном Средиземноморье». Совершенно неверным выглядит и следующее утверждение – «главной проблемой для МиГ-29КР теперь является недостаток подготовленных пилотов для этого типа самолетов, а не технологические проблемы».Все это не имеет никакого отношения к произошедшему в Восточном Средиземноморье. Присмотримся для начала к личности пилота истребителя МиГ-29КР, потерпевшего аварию. Звание летчика – полковник, это отнюдь не молодой лейтенант, недавний выпускник авиационного училища. К тому же по должности этот пилот – начальник службы безопасности полетов авиации Северного флота. Авиатор уже совершил более 200 посадок на палубу тяжелого авианесущего крейсера и в недостатке его опыта как пилота палубной авиации сомневаться нет никаких причин. Помимо всего прочего, все сослуживцы отмечают, что это выдержанный, общительный, располагающий к себе и приветливый человек.

Фото Эдуарда Чаленко

Тут все дело тут в самолете. По большому счету, МиГ-29КР/КУБР вообще не стоило брать на боевую службу в Средиземное море. Машина находится еще на этапе испытаний, которые будут продолжаться до 2018 года. Истребитель еще  толком не «прописался» на тяжелом авианесущем крейсере. Он значительно уступает по своим тактико-техническим характеристикам самолету Су-33, обладает рядом технических особенностей (к примеру, меньшей по сравнению с Су-33 летучестью). Но война диктует свои правила. И на боевую службу пришлось брать и этот, до конца не освоенный и не доведенный до нужных кондиций самолет.

Фото Эдуарда Чаленко

Возникает вопрос – как установить точную причину аварии, если самолет ушел на дно Средиземного моря? Техническое решение этой проблемы не представляет большой сложности. Одно время на вооружении авиации ВМФ был палубный штурмовик Як-38, первый серийный в СССР самолет вертикального взлета и посадки. Машина, надо прямо сказать, необычайно аварийная. Этот самолет унес на тот свет немало строевых летчиков авиации ВМФ. Так вот, с тех времен все машины палубной авиации ВМФ оснащаются всплывающими буями. И определить место, где затонул самолет, потерпевший катастрофу или аварию, не представляет большого труда. Вполне возможно, что черные ящики – параметрический и бортовой самописцы – уже подняты со дна Средиземного моря. И точных ответов, по каким причинам произошла авария с МиГ-29КР 13 ноября 2016 года, ждать осталось недолго.   

m-khodarenok.livejournal.com

НЕЛАДНО У НАС ЧТО-ТО С НАГРАДНОЙ СИСТЕМОЙ: m_khodarenok

Текст написан в 2013 г.

Для начала приведу отрывок из книги Курылева О. П. «Боевые награды Третьего Рейха: Иллюстрированная энциклопе¬дия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 352 с., ил. Выделения по тексту сделаны мной.

«Клеймить нацизм, конечно, нужно, когда речь заходит о концлагерях, «окончательном решении» и прочих бредовых планах национал-социалистов. Но, рассуждая о феномене немецкой военной машины, дважды встряхнувшей в прошлом веке Европу, а с нею и значительную часть мира, полезнее, наверное, разобраться в том, что двигало германской армией, какие такие причины и секреты сделали ее качественно лучшей в первой половине XX века, почему немецкий солдат стойко выносил холод и голод окружения в течение месяцев, а не брел, понуро опустив голову, сдаваться на милость победителя на третий день, понимая, что никто ему уже не поможет. Что заставляло немца гордиться своим мундиром, знаменем, полком и полководцем? Почему одежда, разработанная для обслуживания техники или десантирования с самолетов, становилась самой почетной и парадной? Почему после обеих проигранных войн ветераны с гордостью носили свои награды, понимая, что народ не может упрекнуть их за поражение?Все это не риторические вопросы. Хорошо бы на них получить ответы, чтобы понять и поучиться. В этой связи чрезвычайно интересен немецкий мундир, его история и роль в судьбе Третьего рейха.В предисловии к книге Брайана Ли Дэвиса «Униформа Третьего рейха» автором хорошо подмечено, что если бы немецкая армия той поры была одета в безликие и унылые френчи наподобие тех, что носили в Китае в 50-60-х годах, то вряд ли бы она добилась таких успехов. Когда офицер носит такую же, условно говоря, косоворотку, что и рядовой, и его знаком различия служит невзрачный ромбик на воротнике, ни тот ни другой не испытывают никакой гордости за свою униформу (именно униформу, а не мундир).Когда высшую награду страны могут дать и за воинский подвиг, и председателю колхоза к юбилею (это об ордене Ленина), ее ценность и желанность не стоят того золота и платины, что пошли на ее изготовление. Продуманная, строгая и компактная наградная система создает громадный стимул к самопожертвованию. Вспомните князя Андрея, умного и рассудительного человека, готового тем не менее умереть за миг славы. Но умереть красиво. Даже осознавая, что смерть эту могут увидеть лишь солдаты. Свои и чужие. Не высший свет, не женщины, не знакомые.Каждый видел много раз в кинофильмах или в старой кинохронике немецкий Железный крест. Но многие ли представляют, что означала эта награда для немецкого солдата, для немца вообще, всей армии в целом на протяжении вот уже почти двухвековой своей истории. В подобных предметах порой сосредоточена магическая сила, воздействие которой на людей многие недооценивают. Те же политики, кто осознавал, что ГОРДОСТЬ должна быть не только словом или призывом, но и иметь зримое воплощение в знамени, мундире, наградах, могли создавать подчиненные единой воле нацию, армию и государство.Железный крест, стальной шлем, имперский орел — это не просто известные аксессуары. Это символы той Германии, навсегда вписанные в ее историю, равно как и в историю человечества. Пусть и не на самых радостных ее страницах. Да их и не было в бесконечной череде войн и пауз для подготовки к новым».Чтобы понять, что у нас что-то не то с наградной системой, достаточно взглянуть на наших ветеранов.Правилом хорошего тона у них стало обвешиваться разного рода значками от горла до колен.Причем одни носят свои значки рядами, другие – елочкой, третьи – квадратно-гнездовым способом, четвертые – в стиле художественного беспорядка.Среди всего этого псевдовеликолепия очень много самодельно/самопальных наград. И практически нет заслуженных на полях сражений – одна, две максимум.Понятно, что старики – как дети. Но где, простите, роль государства?Почему не навести в этом вопросе элементарного порядка?И какой смысл награждать всех стариков поголовно к очередному празднику псевдомедалями? Или, как ранее, в 1985 г., когда всех участников войны наградили орденами Отечественной войны. Какова теперь ценность этой награды после массово/поголовных раздач?И какова сегодня ценность золотой медали Герой Российской Федерации, если, скажем, ее можно получить и за подвиги на полях сражений, и за пыхтение и попердывание на борцовском ковре?Или же намотал сопли в кулак на лыжне – и ты Герой России.Или же развалил под ноль армию и флот, даже ни секунды не побывав в районе боевых действий за длительную 43-х летнюю военную службу (речь даже не о подвигах, а только о самом факте присутствия в том месте, где постреливают), и секретным указом навесить на себя звезду Героя Российской Федерации? Да еще ниже прилепить возрожденный Георгиевский крест в придачу.Может быть, именно поэтому золотая звезда Героя современной России в определенных кругах и стала называться «брошкой»?

m-khodarenok.livejournal.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта