Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Планирование показателей учебно-методического рейтинга преподавателя вуза. Индивидуальный журнал преподавателя вуза


Преподавателю вуза и студенту. Учебный курс по основам электронного документооборота.

Сегодня организации хотят видеть в выпускниках вузов современных специалистов, которые компетентны не только в своей области, но и умеют работать с информационными технологиями, в частности, с системами электронного документооборота. Цель любого вуза — подготовка высококвалифицированного персонала, соответствующего нуждам современных предприятий.

Развитие образования в такой динамичной сфере, как электронный документооборот - не простой вопрос. ECM-Journal, как просветительский ресурс видит своей миссией помогать в развитии образования по всем направлениям.

Нехватка преподавателей, сложность вхождения в тему

Разработан типовой курс, который поможет вам легко начать встраивать эту тему в курсы по информационных технологиям, либо ввести новый курс для специальностей от менеджеров до кадровиков, логистиков и студентов ИТ-специальностей. Для его получения напишите нам или позвоните +7 (3412) 72-65-01.

Нехватка практики студентам и технического обеспечения вузам

Наш партнер – компания DIRECTUM предоставляет для использования в учебном процессе облачный продукт DirectumRX:

  • Право на использование лицензий DirectumRX в облаке, а это означает, что вам не требуется наличие сервера и мощных компьютеров в учебном классе, не нужен штатный администратор баз данных и серверов.
  • Комплект учебных материалов и демо-база с учебными данными.
  • Техническая поддержка и обновление версий системы.
  • Дистанционное обучение работе с системой для преподавателя.
  • Сертификат об обучении DirectumRX в электронном виде для студентов по результатам аттестации.

Подробнее Предоставление СЭД для учебного процесса. По вопросам напишите нам или позвоните +7 (3412) 72-65-01.

Слабый обмен опытом

Cфера преподавания темы управления электронными документами узкая, специфическая и преподаватели разрозненны, удалены друг от друга. Мы помогаем наладить связи:

Необходимость регулярного повышения квалификации

  • Подписывайтесь на рассылки ECM-Journal вы всегда будете в курсе новостей сферы ECM и трендов развития.
  • Раз в два месяца мы готовим специальную рассылку по теме развития образования в сфере ЭДО/ECM», содержащую новости образования и полезные материалы для преподавателей. Подписывайтесь и рекомендуйте коллегам.

Трудно заинтересовать студентов "скучной" корпоративной темой

Для решения этой проблемы мы предлагаем:

  • Возможность получить Сертификат о пройденном обучении по DirectumRX как конкурентное преимущество на рынке труда.
  • Типовые лабораторные работы в группах с имитацией реальной работы на предприятии.
  • Инструменты и методику для использования игровых механик.
  • В качестве дополнительной литературы — Учебник "Основы ECM" (для скачивания требуется регистрация).

Желаем вам мотивированных студентов и преподавательского азарта! Пусть наши совместные усилия повысят ИТ-грамотность выпускников и их конкурентоспособность при трудоустройстве.

До встречи на страницах нашего журнала и группе ECM-Journal в Facebook!

 

Читайте статьи:

ecm-journal.ru

У российских вузовских преподавателей самая большая нагрузка в мире: philologist

Отмена подушевого финансирования, отказ от трудовых договоров сроком менее трех лет и радикальное сокращение аудиторной нагрузки - Сопредседатель «Университетской солидарности» Павел Кудюкин в интервью изданию «Интересант» подробно разъяснил основные пункты программы профсоюза.

- Павел Михайлович, как одним словом можно оценить состояние высшего образования в России сегодня?

- Боюсь, это слово будет неприличным.

- Какие проблемы, по вашему мнению, сейчас необходимо решать в высшем образовании в первую очередь?

- К нынешней ситуации в высшем образовании вряд ли применим известный подход, сформулированный Лениным, - «ухватить центральное звено, чтобы вытянуть всю цепь». Проблем слишком много и они не всегда связаны друг с другом. Но, видимо, наиболее болезненными проблемами, которые требуется решить немедленно, - это отмена или очень существенная модификация принципа подушевого финансирования, отказ от трудовых договоров сроком менее трех лет (за исключением совместителей, привлекаемых для чтения конкретных курсов) и радикальное сокращение учебной, прежде всего аудиторной, нагрузки (без уменьшения оплаты).

Подушевое финансирование, при котором бюджетные выплаты вузу определяются от числа обучающихся на бюджетных местах студентов, крайне негативно сказывается на качестве обучения. Вузы становятся заложниками нерадивых студентов, которых теперь крайне опасно отчислять за неуспеваемость. В одном из известных московских университетов декан предупреждал преподавателей: «Вы можете ставить неуды, но учтите, что каждые десять отчисленных студентов - это минус одна преподавательская ставка». Студент, которому ставят незаслуженные тройки, разлагающе действует на остальных, подрывая их мотивацию. Вообще я убежден, что в хорошем, с высокими требованиями вузе до конца не могут дойти больше 70 процентов поступивших. Можно, конечно, не отказываться от подушевого финансирования, а ввести норму, что количество «бюджетных» студентов, на которое выделяются деньги, фиксируется на дату их поступления на первый курс и далее не изменяется независимо от изменений численности.

Всё шире распространяющаяся практика заключения с преподавателями годичных, а то и десятимесячных трудовых договоров порождает несколько отрицательных последствий. Возникает проблема с научным руководством студентами и аспирантами - оно, особенно в случае с аспирантами, требует не одного года. Возникают проблемы с планированием исследовательской работы (и это проблема скорее вуза, чем преподавателя, который, если он настоящий ученый, будет вести научную работу независимо от того, где у него лежит трудовая книжка). Работодатель в такой ситуации может уйти от обязанности обеспечивать повышение квалификации преподавателя, перекладывая бремя финансирования необходимого обучения на самого работника. Возникает риск разрушения сложившихся коллективов. Вообще в России практически отсутствует практика заключения бессрочных трудовых договоров с преподавателями высшей школы (аналога американских tenure professors) - это делает их положение как наемных работников особенно уязвимым - при «слишком независимом» поведении от преподавателя сравнительно легко избавиться.

Что касается учебной нагрузки, то у российских вузовских преподавателей она самая большая в мире, но это вряд ли повод для гордости. Общий фонд рабочего времени профессорско-преподавательского состава - чуть более 1500 часов в год. Предусматривается, что кроме ведения занятий, научного руководства студентами и аспирантами, приема экзаменов и зачетов и т.д. преподаватель должен еще заниматься научными исследованиями и публиковать статьи об их результатах, вести методическую работу (в нее входит, помимо содержательной деятельности, подготовка большого количества требуемых образовательной бюрократией из Минобрнауки и Рособрнадзора, при этом нередко ненужных и даже просто нелепых, документов), участвовать в воспитательной работе со студентами. Совершенно не учитывается, что к лекциям и семинарам вообще-то надо готовиться. Добросовестный преподаватель, даже если он ведет свою дисциплину не первый год, должен постоянно обновлять курс, учитывать последние достижения науки, приспосабливать материал к особенностям студентов конкретного курса или группы и т.д. Считается, что час лекции или семинара в среднем требует от полутора до двух часов подготовки.

Минобрнауки установило предельную норму учебной нагрузки в 900 часов (60% годового фонда рабочего времени), рекомендовав дифференцировать объем нагрузки по должностным группам. Администрация вузов все чаще считает 900 часов не максимально допустимой, а обязательной нагрузкой. «Дифференциацию» же производят совершенно издевательским образом - например, 900 часов у ассистента, 895 у старшего преподавателя, 890 у доцента, 885 у профессора. Но особо приближенные к администрации преподаватели могут при этом получать при оплате за полную ставку существенно меньшую нагрузку.

В вопросе учебной нагрузки есть еще один важный аспект - ее структура. Определение норм времени на выполнение разных видов работ отдано на откуп руководству вузов, и всеобщим явлением стало предельное урезание норм времени на все виды работ, кроме лекций и семинаров (под шум разговоров о развитии индивидуальной работы со студентами). Доходит до того, что во многих вузах в нагрузке перестают учитывать время на экзамены и зачеты и преподаватель ставится перед выбором - либо отнимать время от лекций или семинаров, тем самым недодавая материал студентам, либо принимать зачеты и экзамены в свое свободное время. По сути дела, проверка письменных работ студентов, научное руководство также ведутся в «свободное» время преподавателя. Мы имеем дело с неоплачиваемым (а значит, в сущности принудительным) трудом, запрещенным международными обязательствами, Конституцией и трудовым законодательством России. В результате манипуляций с нормами непропорционально большую часть нагрузки составляет то, что в нашем профессиональном просторечии называется «горловыми» часами, преподаватели вынуждены работать на износ, превращаясь в загнанных лошадей (которых, как известно, пристреливают), заболевания гортани становятся профессиональными, хотя официально таковыми не признаются.

Все описанные проблемы имеют весьма интересные последствия. Преподавателям начинает не хватать часов на полную ставку и их принуждают переходить на дробные части ставки, ставя перед выбором - либо согласие на такой переход, либо увольнение. Традиционно читаемых курсов начинает не хватать, чтобы набрать необходимый объем часов (тем более что по многим дисциплинам стандарты и учебные планы урезают их объемы), и преподавателей заставляют брать на себя ведение новых для них курсов, часто вместо уволенных из-за «недостаточного объема нагрузки» коллег. Качество образования, мягко говоря, не выигрывает.

Профсоюз «Университетская солидарность» сформулировал в качестве одного из центральных своих лозунгов, применяемое в том числе и в виде тега «#520/180», - максимальная учебная нагрузка 520 часов в год, что составляет примерно треть годового фонда рабочего времени, аудиторная («горловая») нагрузка - не более 180 часов. Выполнение требования приблизит нас к условиям труда наших коллег за рубежом, будет способствовать повышению качества образования и сделает необоснованным запланированное и идущее радикальное сокращение численности преподавателей.

- Удалось ли решить задачи по повышению зарплат преподавателям вузов в нашей стране, что предусматривали «майские указы» президента?

- Если рассматривать реальную ситуацию, а не официальные отчеты и рапорты ректоров и министра образования, то - категорически нет! Задача повысить заработную плату профессорско-преподавательского состава не сопровождалась поручением обеспечить адекватное финансирование. Поскольку ректоры оказались под угрозой наказания вплоть до увольнения за невыполнение указов, они стали использовать три метода: сокращать численность преподавателей (как количество ставок, так и людей), повышать интенсивность труда оставшихся путем манипуляций с нагрузкой, заниматься бухгалтерско-статистическими махинациями (это отдельная и очень интересная тема). Типичной является такая ситуация: когда в любом вузе ректор или проректор гордо называет на собрании коллектива размеры средней заработной платы, в зале начинается шум - присутствующие начинают искать счастливцев с такой оплатой или просят «показать такого доцента».

Даже в случаях, когда номинальная оплата за ставку растет, преподаватель часто остается с прежним или даже уменьшенным уровнем оплаты при фактически возросших объеме и интенсивности труда. Размер заработной платы относительно трудозатрат падает повсеместно. Нужно, конечно, иметь в виду, что сокращение численности преподавателей - это не только инициатива ректоров в решении задач по исполнению «майских указов», но и официальная политика правительства, она сформулирована в «дорожной карте» развития образования и науки, принятой в конце декабря 2013 года и скорректированной в апреле 2014 года. В соответствии с ней количество преподавателей к концу 2018 года должно по сравнению с 2012 годом уменьшиться на 40 процентов.

- Павел Михайлович, а как вы относитесь к введению системы «эффективных контрактов» в ВУЗах?

- По ряду причин очень настороженно. Первая причина. Эффективный контракт, увязывающий оплату труда с его продуктивностью, требует достаточно надежного измерения эффективности или, точнее говоря, результативности деятельности работника. Но результат работы (прежде всего именно образовательной деятельности) отдельного преподавателя измерить практически невозможно. Применительно к научной работе и публикационной активности возможны библиометрические показатели результатов (цитируемость, пресловутый Хирш, которым меряются научные работники и т. п.), но они слишком формальны и серьезно критикуются академическим сообществом как в России, так и за рубежом.

Вторая причина. Многие ректоры впихивают в эффективный контракт совершенно безумные требования и показатели. Например, перекладывают на преподавателя обязанности администрации по привлечению грантовых средств или коммерческих заказов, часто совершенно без учета специальности (интересно, какие коммерческие НИР должны приносить историки, или преподаватели иностранных языков, или преподаватели физкультуры?), по привлечению обучающихся на коммерческой основе и т. д.

Третья причина. Есть явная тенденция при введении эффективных контрактов резко сокращать гарантированную (постоянную) часть оплаты, то есть оклад и компенсационные выплаты, и расширять переменную часть, усугубив те негативные явления, которые и без того порождены так называемой НСОТ, введенной постановлением правительства в конце 2008 года.

Наконец, авторы идеи «эффективного контракта» не учли существования так называемой волны де Брюйна (может, просто не знали об этом феномене): чем больше руководство полагается на количественную систему оценки эффективности, тем сильнее стимулы для работников демонстрировать неадекватное поведение.

«Эффективный контракт» мог бы быть приемлем при следующих условиях: фиксированный и при этом высокий постоянный оклад (и именно ставка, а не весь размер оплаты, должна сопоставляться со средним уровнем зарплаты в регионе), надбавки за дополнительные виды работ и особые достижения при четко прописанных и прозрачных критериях их назначения.

- Что вы можете сказать по ситуации с выборами ректоров? Например, в Санкт-Петербурге на протяжении долгих лет не могут выбрать ректора для Академии Штиглица? Сменилось уже несколько исполняющих обязанности. В Педагогическом университете им. А.И. Герцена похожая ситуация.

- Как мне кажется, более серьезная проблема, что растет количество вузов, в принципе лишенных права выбирать ректоров. Принятый в 2013 году новый закон «Об образовании» отнял у коллективов вузов право принимать свои уставы, которые теперь утверждаются учредителями (для государственных вузов - в основном Минобрнауки и еще несколько министерств). А учредители во всё большем количестве вузов вводят те или иные формы назначения руководителей, дотягивая до них «вертикаль власти». Ректоры, в свою очередь, тянут эту «вертикаль» еще глубже, формально либо явочным порядком отменяя выборность руководителей подразделений. С этим, в частности, связана замена факультетов на институты, а кафедр - на департаменты. Назначение и.о. без проведения выборов даже там, где они требуются, - тоже форма «вертикализации», в том числе и с ректорами. И. о. гораздо послушнее и «управляемее» не только чем избранный коллективом руководитель, но даже чем назначенный полноправный ректор.

- Как вы относитесь к инициативе ограничить двумя сроками пребывание ректора на своем посту?

- Знаете, такая норма абсолютно правильна для высшей государственной должности в государстве или в субъекте федерации, она может быть желательной в общественных и политических организациях (в них, правда, она может привести к конфликтам между формальными и неформальными лидерами), но уже применительно к депутатам выглядит сомнительно. А в образовательных и научных организациях может оказаться просто вредной. Одно дело, если мы имеем дело с постсоветским «эффективным менеджером» по пятачку за пучок - правда, встает вопрос, нужны ли такие в вузе вообще, а не то что два срока. Совсем другое - ректор-основатель или ректор - лидер научной школы. Тут к вопросу следует подходить с максимальной осторожностью.

- Что вы можете сказать о таком распространенном сегодня явлении, как слияние вузов?

- Слияние любых организаций - довольно болезненный процесс. И применительно к такой деликатной и чувствительной сфере, как высшее образование, любое решение о слиянии вузов должно рассматриваться индивидуально, с оценкой всех возможных последствий, после серьезного обсуждения с участием всех заинтересованных сторон.

- Как вы оцениваете стремление многих университетов попасть в международные рейтинги? Улучшает ли это качество образования?

- Здесь мы имеет типичное бюрократическое извращение с постановкой средств на место цели. Не качество возрастет из-за попадания в рейтинги, а попадание в рейтинги (ни в коем случае не являющееся самоцелью) может быть результатом повышения качества образования. Вообще придание гипертрофированного значения формальным показателям очень искажает процессы в социальном управлении. Проявляется известный «закон Кэмпбелла», гласящий: «Чем более какой-либо количественный социальный индикатор используется для принятия социального решения, тем больше будет он подвержен искажающим влияниям и тем более вероятно он будет извращать и нарушать социальные процессы, контролировать которые он предназначен». Но у меня есть всё более крепнущая уверенность, что наши управленцы даже имени Кэмпбелла никогда не слышали.

А вообще-то возникает впечатление, что идея проекта «5 - 100 - 20» (пять российских вузов в первой сотне рейтинга к 2020 году) была пролоббирована исключительно с целью повысить государственное финансирование нескольких университетов.

- Нужно ли ограничивать прием «контрактных студентов»?

- Очень неоднозначный вопрос. Во-первых, по моему мнению, есть специальности, где вполне целесообразно готовить специалистов преимущественно на контрактной основе, развивая при этом доступное кредитование для оплаты за обучение, договорное финансирование будущим работодателем.

Во-вторых, по своему преподавательскому опыту могу сказать, что порой «коммерческие» студенты, по каким-то причинам не добравшие баллы для поступления на «бюджет», оказываются сильнее мотивированы к учебе. Такой мотивированности очень способствует разумная система скидок, например, такая, которая практикуется в НИУ ВШЭ, где скидка в зависимости от успеваемости студента может составлять и до 100 процентов.

В-третьих, с «коммерческими» студентами существует та же проблема, что с подушевым финансированием, - отчислять студента, взятого в вуз «ради денег», нецелесообразно по экономическим причинах, хотя порой его просто необходимо отчислить хотя бы из соображений репутации (которая, между прочим, тоже может рассматриваться как форма «капитала», в том числе иметь вполне весомое финансовое выражение).

- Как вы относитесь к требованию публиковаться в журналах, входящих в список ВАК, WoS, SCOPUS, хотя часто это требует от преподавателя значительных финансовых вложений?

- Тут та же проблема с переоценкой формальных показателей и непониманием их искажающей роли, как и со стремлением попасть в международные рейтинги. Плюс не принимаются во внимание многие обстоятельства. В гуманитарных и частично общественных науках основной формой продукции является вовсе не статья, а монография, стремление же любой ценой нагонять количество опубликованных статей лишь повышает уровень информационного шума. Далеко не все темы, связанные, скажем, с русистикой, интересны для зарубежных журналов. Само по себе наличие журналов в этих списках, особенно в ВАКовском, не является гарантией высокого качества как самих изданий, так и публикаций в них.

Наконец, надо учитывать и материальные факторы, связанные хотя бы с написанием статей на иностранных языках или их переводом на английский и другие языки, - лишь в единичных вузах созданы механизмы для помощи преподавателям в решении этой проблемы (от курсов по академическому письму на английском языке до содействия в переводе и редактировании). Поскольку для большинства преподавателей требования вообще невыполнимы, это еще и дополнительное средство держать их в подвешенном состоянии. Уволить могут и не уволить - где других-то взять? - но угрожать увольнением будут при малейших проявлениях непокорности.

- Есть ли в России будущее у частных вузов?

- Мы сейчас наблюдаем тотальное наступление Рособрнадзора на негосударственные вузы - они массово лишаются аккредитаций и лицензий. Причем под каток попадают как конторы по продаже дипломов, так и, например, прекрасная образовательная организация - Европейский университет в Санкт-Петербурге. Он, кстати, демонстрирует, в какой нише наиболее эффективны именно негосударственные вузы, - это «мелкосерийная» и индивидуальная подготовка элитных специалистов на мировом уровне и на переднем крае науки. И к таким организациям недопустимо применять стандартные бюрократические требования (их, впрочем, вообще необходимо пересмотреть и очень серьезно урезать). А вот с массовой подготовкой специалистов лучше справляются все же государственные вузы.

Лана Владимирова.интернет-журнал «Интересант»

Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

philologist.livejournal.com

Планирование показателей учебно-методического рейтинга преподавателя вуза

Вступление в силу ФЗ «Об образовании РФ», продолжение интеграционных процессов в рамках Болонской декларации повышают уровень требований, предъявляемых к качеству высшего образования, к условиям реализации основных образовательных программ. В настоящее время активно обсуждаются вопросы введения различных вариантов независимой оценки как образовательных результатов обучающихся, так и научно-методических условий, обеспечиваемых вузом. Это в первую очередь зависит от деятельности научно-педагогических работников кафедр.

Одним из путей модернизации высшего образования в России становится внедрение в управление принципов TQM (Total Quality Management) – всеобщего управления качеством. Система менеджмента качества (СМК), внедряемая в вузах, позволяет добиваться постоянного совершенствования процесса предоставления образовательных услуг, достигать отвечающего потребителям уровня подготовки студентов посредством обеспечения качества образовательного процесса, эффективного использования имеющихся ресурсов образовательного учреждения (кадрового, материально-технического, информационного и финансового потенциала). Качество высшего образования является многомерным понятием, которое включает: учебные программы, научные исследования, укомплектование кадрами, обучаемых, материально-техническую базу и оборудование, академическую среду.

Образовательные организации часто считают сложными в управлении. Для них характерен высокий уровень кадрового потенциала, сложность производимой продукции (выпускник, обладающий определенным набором компетенций), высокая социальная значимость результатов деятельности, большая продолжительность жизненного цикла продукции и услуг, исторически сложившаяся свобода преподавателя в выборе методик и технологий обучения, организации и руководства научно-исследовательской работой студента, контроля и оценки. Все это порождает проблемы, в том числе и субъективного характера, при внедрении СМК в вузе.

В основе СМК лежат восемь принципов менеджмента качества, среди которых присутствует и требование вовлечения сотрудников, предполагающее их стимулирование. Средством стимулирования необходимых направлений работы часто становится рейтинговая оценка, при планировании которой необходимо охватить все направления деятельности педагога.

Очевидно, что в основу планирования показателей рейтинга нужно положить современные требования к высшим учебным заведениям, выдвигаемые со стороны государства (в том числе и ФГОС ВПО), а также к результатам его деятельности, предъявляемым работодателями к выпускникам вуза. При этом необходимо сохранить условия академической свобода преподавателя, дать возможность для его творческого развития.

В Соликамском государственном педагогическом институте с 2007 года для оценки результатов деятельности НПР разработана и внедрена рейтинговая оценка учебно-методической, научной и воспитательной работы преподавателей, рейтинговая оценка деятельности деканов и заведующих кафедрами.

Анализ результатов работы вуза и тенденций изменения требований к системе высшего образования в 2012 году обозначил необходимость изменения и корректировки подхода к планированию показателей рейтинга НПР. В связи с быстрыми изменениями в системе образования, повышению уровня требований (а следовательно, быстрого реагирования на них) обозначилась необходимость достаточно оперативной коррекции показателей рейтинга. Это с одной стороны. С другой, работа НПР часто требует длительного времени. Кроме того, при планировании рейтинга желательно дать педагогу определенную степень свободы (которая изначально заложена в парадигму высшей школы). Данное противоречие можно разрешить с помощью деления показателей рейтинга на две части: вузовскую и индивидуальную. Проиллюстрируем это на примере рейтинга по учебно-методической работе (табл. 1).

Таблица 1. Показатели рейтинга по учебно-методической работе

Показатели

Кол-во баллов

Вузовский рейтинг

Проведение открытого занятия на институт в рамках компетентстного подхода.

До 30

Проведение методического семинара на институт в рамках компетентностного подхода.

До 40

Посещение институтского открытого занятия в рамках компетентностного подхода.

До 15

Посещение институтского методического в рамках компетентностного подхода.

До 15

Регистрация (внешняя) электронных образовательных ресурсов.

До 30

Получение грифа УМО по профилю программ вуза на учебно-методические пособия и (или) учебники.

20-50

Получение авторских свидетельств на учебно-методические разработки; выставление учебно-методических пособий в РИНЦ с привязкой к СГПИ.

До 40

Реализация мероприятий, утвержденных деканами, по сохранению контингента.

До 30

Выполнение работы по поручению ректората

50

Индивидуальный рейтинг

Выполнение учебной нагрузки.

До 20

Доля лекционных часов в учебной нагрузке.

До 20

Отсутствие срывов занятий, опозданий, других процедурных нарушений учебного процесса.

До 20

Отсутствие замечаний со стороны зав. кафедрой, декана, председателя ГАК, УМО (при проведении аудитов), руководителей практик института и факультета, студентов к преподавателю по руководству ВКР и курсовыми работами, педагогической практикой.

До 15

Количество созданных новых учебно-методических комплексов, программ, зарегистрированные в УМО СГПИ.

До 15

Балл анкетирования студентов по оценке читаемых курсов с учетом анкеты «Преподаватель глазами студента», умноженный на 2.

До 10

Отсутствие жалоб со стороны студентов, конфликтных ситуаций.

10

Достаточный уровень знаний студентов, показанный по читаемой дисциплине, разделу на Интернет-экзамене и других формах тестирования.

До 20

Выступление на методическом семинаре кафедры.

До 10

Соблюдение сроков подготовки учебно-методических пособий, программ, УМК.

До 10

Прохождение курсов повышения квалификации, семинаров (в том числе и в дистанционной форме) без привлечения средств вуза.

До 10

Участие в конкурсах учебно-методических пособий, разработок с учетом результата.

До 20

Использование инновационных и информационно-коммуникационных технологий в организации образовательного процесса.

До 20

Как видно из таблицы, показатели индивидуального рейтинга носят устоявшийся характер. Работа для преподавателя в общем привычная. Показатели вузовского рейтинга отражают наиболее существенные направления для вуза. Они чаще изменяются. Например, в 2014 году необходимо продумывать и вводить показатели, направленные на мотивацию вовлечения педагогов в развитие в институте системы дистанционного обучения для разных категорий потребителей.

Использование рейтинга для оценки учебно-методической работы и деление его на две части позволяет снять ряд противоречий при установлении стимулирующих надбавок преподавателям. 

2014 © Шестакова Л.Г.

nauka-rastudent.ru

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Обучения в вузе – важнейший период социализации человека. Студенческий возраст характеризуется стремлением самостоятельно и активно выбирать тот или иной жизненный стиль и идеал. Поэтому вузовское обучение выступает мощным фактором социализации личности студентов и преподавателей.

Именно система образования представляет уникальную возможность более или менее спланированного воздействия на процесс формирования жизненных ориентиров молодежи. Во-первых, образование является стержнем, вокруг которого, так или иначе, воссоздается вся система общественного самосознания. Во-вторых, образование несет в себе потенциал для внутреннего развития.

Сегодня на сферу образования должна быть возложена особая задача, заключающаяся в формировании нового мировоззрения, которое соответствовало бы эпохе будущего.

Однако возникает проблема о необходимости и целесообразности воспитания уже взрослых людей, суть решения которой  зависит  от толкования данной категории. «Если воспитание понимать как воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ может быть только отрицательным. Если как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, то ответ должен быть однозначно положительным» [8].

Сегодня воспитание в вузе представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в постоянно меняющемся обществе. Воспитание – это управление процессом социализации индивида, заключающееся в процессе целенаправленного влияния на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности.

Воспитание студентов в вузе протекает под влиянием целенаправленной профессиональной социализации будущих специалистов и главным образом связывается с гуманизацией образования, что ставит перед преподавателями дополнительные требования к повышению качества, уровня, культуры преподавания и общения со студентами. Главной целью работы, как целых вузов, так и отдельных факультетов должна стать подготовка образованного специалиста с профессиональными и личностными нормами, ценностями и обязанностями, т.е. социализированного.

Эффективность воспитания студентов в процессе профессиональной социализации зависит от целой системы факторов. Необходимо четко представлять себе те профессиональные качества, которые необходимы современному специалисту, а также те гражданские качества, которые необходимы члену современного общества.

Сегодня главной задачей воспитательной деятельности вузов должно стать создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. В связи с этим возрастает роль преподавателя, его личности, его знаний и культуры мышления, системы ценностей и профессионализма. Именно преподавателю принадлежит главенствующая роль в подготовке студента как будущего профессионала, в развитии его личности.

Важно то, что преподаватель в вузе нужен не только как носитель и «передатчик» информации. Как специалист с определенным набором знаний и умений, определенным мировоззрением, жизненными установками и ценностями, особенностями профессионального поведения, он не только передает студенту знания и профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре. Он не только несет ответственность за профессионально выполняемые обязанности, но и через передачу собственного коммуникативного опыта формирует личностный облик образованного и культурного специалиста, что отражено в исследованиях проблем высшей школы (Т.Е. Исаева, Н.В. Кузьмина и др.).

Проблема взаимоотношений педагога и учащихся, воспитателя и воспитанников рассматривалась как классиками, так и исследуется современными педагогами. По их мнению, роль личности педагога в воспитании считается первостепенной. Она основывается на том, что суть авторитета преподавателя составляют его деятельность и нормы поведения, которые и должны стать примером для подражания.

Необходимо помнить о том, что эффективность воспитания достигается лишь тогда, когда сам педагог-воспитатель внимательно относится к своей деятельности, постоянно анализирует воспитательный процесс, делает правильные выводы.

Деятельность преподавателя – это каждый раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Никакими учебниками нельзя заменить живого сотрудничества педагога и воспитанников, живого человеческого общения. Еще К.Д. Ушинский говорил о том, что только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать «характер».

По мнению Н.М. Борытко, воспитание как индивидуальный процесс реализуется в педагогической помощи (в форме руководства, поддержки и сопровождения) самостановлению человека: его смысловому самоопределению, самореализации и саморазвитию. Результат такого воспитания проявляется в характеристике общения человека с окружающим миром (в способе обмена информацией и связанных с нею эмоциональных состояниях).

Кроме того, он говорит о том, что воспитание как специально организованная деятельность выстраивается как ценностно-смысловое взаимодействие педагога и воспитанника, при котором совершенствуется каждый из них. Результатом такого воспитания становится деятельная активность воспитанника как форма утверждения ценностных установок субъекта.

Таким образом, в современных условиях актуальным становится личностно-ориентированное и личностно-развивающее взаимодействие, которое предполагает признание обучаемого основным субъектом воспитания, образования, партнером в образовательно-воспитательном процессе. Цель такого педагогического взаимодействия – создание благоприятных условий, содействие в личностном развитии, формировании нравственных ориентаций, самоопределении всех субъектов образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А.В. Мудрик, И.С. Якиманская и др.).

При моделировании и проектировании процесса воспитания личностных качеств студентов преподавателям важно учитывать социально-психологический портрет современного студенчества. Вступило в жизнь новое поколение молодежи с иными нравственными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами; студенты вынуждены материально обеспечивать себя, подрабатывая параллельно учебе, сильно подвержены стрессам и неврозам, склонны к антисоциальному поведению. К основным источникам, порождающим отрицательные черты у студентов, можно отнести несоответствие учебных программ и методов обучения требованиям времени; доминирование авторитарного стиля руководства и общения, не учитывающего интереса студентов, их права выбора организационных форм учебной деятельности, права на участие в управлении собственной учебной деятельностью.

Необходимо отметить, что современная педагогическая практика перешла на новый уровень межличностных отношений, где существует тесная взаимосвязь воспитания личности и предпочтения диалогических форм учебного взаимодействия, т.к. проявление тех или иных личностных качеств возможно увидеть только в общении, во взаимодействии с другими людьми. Диалог – это одна из форм гуманистически ориентированного педагогического процесса.

Развертывание обучения на основе диалога гуманизирует образовательную ситуацию, вносит в нее человеческие основания. В диалоге происходит самоопределение, саморазвитие и преподавателя, и студентов, возникают субъект-субъектные отношения.

Организация учебного процесса в диалогической форме реализует индивидуальную позицию преподавателей и студентов. Межсубъектные отношения в процессе обучения сменяют ролевые «маски» педагога и студентов на личностные позиции общающихся людей. Тем самым создаются условия для их саморазвития и самореализации в условиях взаимодействия.

Таким образом, несмотря на то, что проблема взаимодействия преподавателя и студента вуза для развития их личностей находится в процессе психологического анализа, существование данного факта и его огромный потенциал не вызывает сомнений. Конечный результат воспитания студентов должен достигаться путем решения повседневных, постоянно изменяющихся воспитательных задач, встающих перед преподавателем. Причем важно определить и ближайшие, и более отдаленные задачи в развитии у каждого студента его профессионально важных и воспитании личностных качеств. Известно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности.

Так как  студенческий возраст – время жизненного, личностного и профессионального самоопределения, период обучения в вузе под профессиональным руководством преподавателя должен быть нацелен на развитие в каждом студенте высокого уровня интеллектуального, духовного, физического и культурного развития личности для способности жить в гражданском обществе. А так как основным средством воздействия педагога является он сам как личность, а не только как грамотный специалист с необходимым набором знаний и умений (профессия педагога требует постоянного совершенствования своей личности, развития интересов, способностей), именно человеческие качества, требовательность не только к окружающим, но и, прежде всего к самому себе играют решающую роль в эффективности деятельности преподавателя.

Истинный педагог всегда сможет зажечь хоть ученика, хоть студента, повысить их мотивацию. Настоящий педагог может добиться такого эффекта, когда воспитание перерастает в самовоспитание.

Список литературы:

  1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособ. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560с.
  2. Борытко Н.М., Колесникова И.А., Поляков С.Д. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 336с.
  3. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогике к педагогике свободы. – М.: Мирос, 2002. – 296с.
  4. Исаева Т.Е. Изменение роли преподавателя высшей школы в современном обществе // Интеграция образования. – Саранск, 2003. – №1. – С.19-22.
  5. Кузьмина Н.В. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. – М., 1976. – 112с.
  6. Мудрик А.В. Социализация человека. – М., Академия, 2006. – 304с.
  7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Аспект Пресс, 1995.
  8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 Т./ Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990.
  9. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. – 1995. – №2. – С. 31-42.

    РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

    Данная статья посвящена актуальной проблеме необходимости воспитания личности студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении. Раскрывается важная роль преподавателя вуза не только как транслятора профессионально важных знаний и умений, но и как равноправного партнера, что способствует созданию условий для саморазвития и самореализации студентов в условиях взаимодействия.

    Written by: Сафронова Ольга Владимировна

    Published by: Басаранович Екатерина

    Date Published: 12/16/2016

    Edition: euroasia-science_6(27)_23.06.2016

    Available in: Ebook

euroasia-science.ru

ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ | sibac.info

ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Зотов Александр Валерьевич

студент 3 курса, кафедра математики и вычислительной техники филиала ЮУрГУ, г. Златоуст

E-mail: [email protected]

Лыскова Майя Владимировна

студент 3 курса, кафедра математики и вычислительной техники филиала ЮУрГУ, г. Златоуст

E-mail: [email protected]

Соколова Елена Владимировна

научный руководитель, канд. техн. наук, доцент филиала ЮУрГУ, г. Златоуст

 

Мир современного молодого человека – это мир компьютерных технологий. Школьники привыкли к гаджетам не только как к средству общения и развлечения. Они используют их в качестве инструмента для организации учебного пространства, привыкнув даже продвинутому  родительскому контролю через электронного помощника.

Информационное пространство вуза включает множество компонентов, но, как показывает опыт, многие преподаватели ведут учет посещаемости и успеваемости своих студентов в варианте рукописного блокнота. Предлагается внедрить электронный вариант такого преподавательского органайзера.

Электронный журнал преподавателя вуза – сервис, позволяющий участникам учебного процесса в режиме on-line фиксировать и получать информацию о текущих и итоговых оценках, графике контрольных точек и заданиях к ним и т.д.

Использование электронного журнала существенно облегчит процесс заполнения, исправления и передачи информации, которая до этого представлялась в обычном рукописном или печатном формате.

Преимущества электронного журнала очевидны, назовем лишь некоторые из них:

  •  электронный журнал может содержать в себе интерактивные элементы,
  •  обновлять и получать информацию можно в любое время и в структурированном виде,
  •  возможно гибкое добавление и изменение функций,
  •  легкость и удобство заполнения,
  •  возможность обмена информацией между журналами и другими хранилищами данных,
  •  данные хранятся в электронном виде, что надежнее, чем в печатном формате.

Разным группам пользователей при входе в программу будет предложено авторизоваться, так как группы учетных записей имеют разграничение прав. Ниже представлена диаграмма вариантов использования, отражающая права доступа к функциям системы.

Рисунок 1. Диаграмма прецедентов «Электронного журнала»

 

Как видно из рисунка 1, абсолютный доступ имеет владелец разрабатываемой программной системы – преподаватель, остальным доступны функции просмотра. Логично представить программную архитектуру в виде двух модулей: модуля преподавателя и модуля пользователя. Каждая из этих частей программы обращается к общим хранилищам заданий и отчетов.

На рисунке 2 схематически представлена архитектура программной системы.

Рисунок 2. Структура «Электронного журнала»

 

Электронный журнал преподавателя, как записная книжка, должен быть компактным и предоставлять возможность обращения к нему не только со стационарного компьютера, но и с планшета или смартфона.

До начала разработки необходимо выбрать операционную систему (ОС), на которую будем ориентироваться в выборе средств разработки. Для анализа распространённости ОС мы решили использовать сайт аналитического агентства StatCounter [1], которое собирает статистику с более 3 миллионов сайтов.

Ниже представлены графики распространенности использования операционных систем в период с января по декабрь 2015 года, из которых видно, что на рынке операционных систем две являются наиболее популярными. Это Windows 7 и Android (рисунок 3а). Среди мобильных решений самой распространённой является ОС Android (рисунок 3б).

а)

б)

Рисунок 3. Распространенность ОС:

а) на всех устройствах,

б) только на мобильных устройствах

 

Android – операционная система для смартфонов, планшетных компьютеров, электронных книг, цифровых проигрывателей, наручных часов, игровых приставок, нетбуков, смартбуков, очков Google, телевизоров и других устройств. В будущем планируется поддержка автомобилей и бытовых роботов. Она основана на ядре Linux и собственной реализации виртуальной машины Java от Google; позволяет всем желающим бесплатно писать приложения для Android и тестировать на своём аппарате. Android доступен так же для различных аппаратных платформ, таких как ARM, MIPS, x86.

В качестве языка программирования приложения под Android выберем язык Java и среду разработки AndroidStudio. Java – объектно-ориентированный язык программирования, в нем существуют классы и объекты. Разработку приложений можно вести в среде AndroidStudio, NetBeans, в среде Eclipse, используя при этом плагин AndroidDevelopmentTools (ADT) или в IntelliJ IDEA. Версия JDK при этом должна быть 5.0 или выше.

AndroidStudio – это современная интегрированная среда разработки (IDE) для платформы Android, анонсированная в мае 2013 года компанией Google.

С каждой новой версией появляются новые функции. На данный момент разработчику доступны следующие основные возможности IDE:

  •  расширенный редактор макетов: WYSIWYG, способность работать с UI компонентами при помощи Drag-and-Drop, функция предпросмотра макета на нескольких конфигурациях экрана,
  •  сборка приложений, основанная на Gradle,
  •  различные виды сборок и генерация нескольких .apk файлов,
  •  рефакторинга кода,
  •  статический анализатор кода (Lint), позволяющий находить проблемы производительности, несовместимости версий и т.п.,
  •  встроенный ProGuard и утилита для подписки приложений,
  •  шаблоны основных макетов и компонентов Android.

Итак, предстоит следующий этап разработки электронного журнала преподавателя – построение объектной модели предметной области и её реализация, а так же конструирование интерфейсной части.

 

Список литературы:

  1. Global Stats StatCounter . [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  – URL: http://gs.statcounter.com/#all-os-ww-monthly-201412-201512-bar (дата обращения 20.12.2015).

sibac.info


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта