"Н.В. Гоголь: очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). «Мертвые души» – история создания". Как назывались гимназические журналы организатором которых был гоголь
очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). «Мертвые души» – история создания"
Разделы: Литература
Цель:
- создать условия для повторения изученного ранее с включением новых фактов из биографии Н.В.Гоголя;
- способствовать формированию у школьников образа писателя;
- познакомить с историей создания поэмы, дать представление о жанровой специфике;
- воспитывать бережное отношение к произведениям русских классиков.
Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.
Эпиграфы:
Соотечественники, я вас любил…
(Н.В.Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями».)
Начало, корень и утверждение всему есть любовь к Богу».
(Н.В.Гоголь «Правило жития в мире».)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка индивидуальных заданий.
1. Составить викторину по произведениям Н.В.Гоголя, изученным ранее.
Вопросы викторины.
- Где и когда родился Н.В.Гоголь?
- Какое образование получил Н.В.Гоголь?
- Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и участником которых был Н.В.Гоголь?
- Какую женскую роль играл Н.В.Гоголь в ученическом спектакле?
- Назовите первое опубликованное произведение Гоголя, каким псевдонимом оно было подписано?
- Как звали пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»?
- В каком театре впервые была поставлена комедия «Ревизор»?
- Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!»?
- Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?
- В каком году происходит действие пьесы «Ревизор»?
- Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»?
- Назовите авторов памятников Гоголю в Москве.
Ответы.
- На Украине, 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.
- С 1818 по 1820 гг. Учился в городе Нежине, в Гимназии высших наук князя А.А. Безбородко.
- «Северная заря», «Звезда», «Метеор литературы».
- Роль Простаковой в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
- В 1829 году, идиллия «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В.Алов.
- Рудый Панько.
- В Петербурге, 19 апреля 1836 года в Александрийском театре.
- Императору Николаю I.
- «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
- В 1831 г. в первом действии Ляпкин-Тяпкин говорит о том, что 15 лет сидит в судейском кресле, а в четвертом – рапортует Хлестакову, что избран в 1816 году.
- Город находится где-то между Пензой и Саратовом.
- Скульпторы: Н.А.Андреев и Н.В.Томский.
Учитель: Давайте обратим внимание на портрет Н.В.Гоголя. Что особенного заметили вы в нем, о каких свойствах души человека можно сказать, глядя на эти портреты?
2. Зачитать воспоминания современников о внешности Н.В.Гоголя.
И.С.Тургенев: «Его белокурые волосы… от висков падали прямо…от его покатого, гладкого, белого лба так и веяло умом. В его небольших карих глазах искрилась по временам веселость – именно веселость, а не насмешливость, но вообще взгляд их казался усталым… Какое ты умное, и странное, и больное существо! – невольно думалось, глядя на него».
И.С.Аксаков: «Многим из читателей, не знавшим Гоголя лично, может показаться странным, что этот художник, заставлявший всю Россию смеяться по своему произволу, был человек самого самого серьезного характера, самого строгого настроения духа… Как на нравственный подвиг, требующий чистого деятеля, смотрел он на свои литературные труды и неутомимо работал над личным нравственным усовершенствованием».
Г.П.Данилевский: «Среднего роста, плотный и с совершенно здоровым цветом лица, он был одет в темно-коричневое длинное пальто…Его длинные каштановые волосы прямыми космами спадали ниже ушей, слегка загибаясь над ними. Тонкие, губы под которыми была крохотная эспаньолка. Небольшие карие глаза глядели ласково, но осторожно и не улыбаясь, даже тогда, когда он говорил что-нибудь смешное. Длинный сухой нос придавал этому лицу и этим сидевшим по его сторонам, осторожным глазам что-то птичье, наблюдавшее и вместе добродушно-горделивое…Какое ты умное, и странное, и больное существо! – невольно думалось, глядя на него.»
III. Слово учителя.
В один из жарких дней августа тысяча восемьсот … не будем уточнять какого именно года на мосту через реку Псел появился воз, груженный пенькою и полотном, на верху которого сидели две женщины – одна уже немолодая, с неприятным и «диким» лицом, другая - совсем еще молоденькая, « с круглым личиком, с черными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками». Воз направлялся на ярмарку. По этому мосту въехала когда-то в Сорочинцы и облепленная грязью карета с Марией Ивановной Гоголь. Существует предание, что Гоголь родился в дороге, что разлившаяся река снесла мосты и не дала обозу из Васильевки вовремя поспеть в Сорочинцы. Но родиной Гоголя все равно считают Сорочинцы. Даже если права легенда, то ехала – то Мария Ивановна сюда, здесь ждал ее доктор Трохимовский, к которому она направлялась и который сказал свои знаменитые слова о новорожденном: «Славный будет сын». Он, конечно, имел в виду его жизнь и здоровье, но получилось, что слова те обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России. Мария Ивановна Гоголь ехала к Трохимовскому, чтобы спасти дитя, - ведь двое ее предыдущих детей родились мертвыми. Мальчик выжил, трех недель от роду он был отправлен вместе с матерью в Васильевку. Николай Васильевич Гоголь вышел из духовного рода. Несколько поколений его предков получали духовное образование. Прадед, выпускник Киевской Духовной Академии, служил Богу в сане священника. Дед также закончил Киевскую Духовную Академию, а отец, Василий Афанасьевич, учился в Полтавской Духовной Семинарии. Отец будущего писателя еще молодым совершил паломничество для поклонения чудотворной иконе Божией Матери Ахтырской. Во время этого паломничества явилась ему во сне Пречистая Богородица, указала на маленькую девочку, сидящую у Ее ног, и сказала: «Вот твоя жена». Через 13 лет после этого опять явилась Василию Афанасьевичу Пречистая Богородица и вновь указала ему на будущую супругу. Послушный воле Божией, Василий Афанасьевич просит руки девушки, совершается помолвка, а через год и венчание. Мария Ивановна, будущая мать писателя Николая Васильевича Гоголя, пережила вместе с мужем смерть двоих детей, едва успевших появиться на свет. И тогда перед иконой Святителя Николая Чудотворца она дала обет: если Бог даст ей еще сына, то назовет его Николаем. Спустя год, 20 марта (по новому стилю 1 апреля) 1809 г., родился Николай Гоголь. Супруги Гоголи были людьми глубоко верующими, а потому, воспитывая сына Николая, стремились дать ему больше знаний о святой вере, нежели о чем-то другом. Именно вера и дала ему силы в детстве перенести тяжелые испытания: в 1819 г. умер его младший брат Иван (долгие часы проводил он на могиле брата), а через 6 лет он потерял и отца. В письме матери он написал тогда: «Благословляю тебя, священная вера! В тебе только и нахожу источник утешения и утоления своей горести… прибегните так, как я прибегнул ко Всевышнему».
С этого времени память смертная уже никогда не покинет Николая Васильевича Гоголя.
Учитель: Обратим внимание на второй эпиграф. В чем его суть, что этим хотел сказать Гоголь?
Добро и зло… Они так переплетены в нашей жизни, что сложно человеку найти путь ко спасению. Ищет этот путь и Гоголь. Гоголь прилежно и постоянно читает Евангелие. Молитва живет в душе Гоголя, душа живет богомыслием. Мир, с его тягостными заботами, все больше тяготит Николая Васильевича. Он все чаще начинает думать о монастыре… В 1842 г. в Москве вышел первый том поэмы Гоголя «Мертвые души». Это – отражение душевных пороков. Сохранились молитвы Николая Васильевича, составленные им во время работы над «Мертвыми душами». Вот одна из них: «Влеки меня к Себе, Боже мой, силой святой любви Твоей. Ни на миг бытия моего не оставляй меня: соприсутствуй мне в труде моем, для него же и произвел меня на свет. Да совершая его, пребуду весь в Тебе. Отче мой! Тебя единого представляю день и ночь перед мысленные мои очи».
Учитель: «Я почитаюсь загадкою для всех». Именно так однажды сказал о себе Н.В.Гоголь. Его жизненный путь был довольно извилист и даже противоречив: стремление мгновенно покорить столицу и незаметная служба писцом в одном из петербургских департаментов; страстное желание учительствовать и оставление кафедры в Московском университете, всепоглощающая любовь к России и многолетняя жизнь вдали от нее; стремление нести свое слово людям и сожжение второго тома «Мертвых душ». В этом уникальном художнике воплотились такие черты, которые давали право одним людям изображать его беззаботным весельчаком, озорным и чудаковатым оригиналом, другим – мистиком, мучеником христианской веры.
IV. Составление краткой летописи жизни и творчества Н.В.Гоголя.
(Одно из домашних заданий.)
- 20.03.1809 г. – родился в местечке Великие Сорочинцы. Отец – Василий Афанасьевич Гоголь, мать Мария Ивановна.
- 1818 – 1819 гг. – учеба в Полтавском училище.
- 1821 – 1828 гг. – учеба в Нежинской гимназии высших наук. Увлечение театром, живописью. Первые литературные опыты.
- 1828 г. – отъезд в Петербург.
- 1829 г.– появление в печати стихотворений «Италия», «Идиллии в картинках», «Ганц Кюхельгартен».
- 1830 г. – первая повесть «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала».
- 20.05.2831 г. – встреча с А.С.Пушкиным
- 1831 – 1832 гг. – выход в свет книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».
- 1834 г. – публикация «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
- 1835 г. – выход в свет сборников «Арабески» и «Миргород».
- 1836 г. – напечатана повесть «Нос», премьерные постановки «Ревизора» в Москве и Петербурге.
- 1837 г. – отъезд за границу.
- 1839 г. – чтение первых глав «Мертвых душ».
- 21.05.1842 г. – публикация поэмы «Похождения Чичикова или Мертвые души».
- 1843 г. – выход в свет «Сочинений Николая Гоголя» в четырех томах.
- 1842 – 1845 гг. – работа над вторым томом «Мертвых душ».
- 1845 г. – сожжение второго тома поэмы.
- 1847 г. – опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями».
- 12.02.1852 г. – уничтожение беловой рукописи второго тома «Мертвых душ».
- 21.02.1852 г. – умирает в Москве. Похоронен в Даниловом монастыре, в 1931 г. перезахоронен на Новодевичьем кладбище.
V. Учитель.
Н.В.Гоголь – писатель критического реализма, продолживший традиции Пушкина.
- Что вы можете сказать о творчестве Гоголя, исходя из тех произведений, с которыми мы знакомы?
Первые повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» написаны в духе романтизма с его увлечением фантастическими сюжетами, экзотической природой, сильными и яркими характерами людей, обращением к народному творчеству. Сборник «Миргород» хотя и имел подзаголовок «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки, но наряду с романтическими («Вий», «Тарас Бульба») включал и реалистические произведения («Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Углублением критического реализма отмечен третий цикл – «Петербургские повести», в которых нашла отражение «пошлая действительность», давящая маленького бесправного человека. Повесть «Шинель» стала этапным произведением русской литературы, открывавшим тему «маленьких» людей и положившим начало натуральной школе.
Второй этап открывает комедия «Ревизор», а заканчивает поэма-эпопея «Мертвые души».
Третий этап – работа над вторым томом «Мертвых душ», глубокий кризис мировоззрения писателя.
VI. Обобщение материала.
Оставаясь загадкой для всех, Н.В.Гоголь тем не менее был очень цельной личностью, и цельность его натуре придавало в первую очередь отношение к своей жизни, к своему делу как к служению, поприщу. Если принять это за отправную точку, то станут совершены понятны метания писателя в юности: Он не просто меняет место службы – он ищет дело жизни. Н.В.Гоголь верит в это искренне: «Если только поможет Бог произвести все так, как желает душа моя, то, может быть, и я сослужу земле своей службу не меньшую той, какую ей служат все благородные и честные люди на других поприщах. Многое нами позабытое, пренебреженное, брошенное следует выставить ярко в живых, говорящих примерах, способных подействовать сильно. О многом существенном и главном следует напомнить человек вообще, и русскому в особенности». И действительно, предназначение писатель свое выполнил. Его смерть вызвала у читающей публики состояние шока. И.С.Тургенев писал: «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?.. Он умер. Потеря наша так жестока, так внезапна…»
Это свидетельство того, что Служение состоялось в полной мере.
VII. Сообщение учащегося «История создания поэмы «Мертвые души».
VIII. Рефлексия.
- Что нового открыл (а) сегодня на уроке?
Домашнее задание.
- Прочитайте 4-6 главы.
- Составьте план описаний поместий и их обитателей.
- Напишите сообщение на тему: «Роль художественной детали для характеристики помещиков».
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Викторина по творчеству Н.В.Гоголя
Викторина по творчеству Николая Васильевича Гоголя
ВОПРОСЫ
1. Где и когда родился Гоголь?
2. Как звали отца и мать Гоголя, кем они были по происхождению?
3. Какое образование получил Гоголь?
4. Какие науки изучал Гоголь в Нежинской гимназии?
5. Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и участником которых был Гоголь?
6. Какую женскую роль играл Гоголь в ученическом спектакле?
7.Назовите первое опубликованное произведение Гоголя, каким псевдонимом оно было подписано?
8. Какую науку преподавал Гоголь в Петербургском университете?
9. Как звали пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
10. Сюжеты каких произведений были подсказаны Гоголю Александром Пушкиным?
11. В каком театре впервые была поставлена комедия Гоголя «Ревизор»? Кто играл роль городничего? Кто Хлестакова?
12. Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»?
13. Какое произведение Гоголя напоминает вам картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»?
14. Как звали главных героев повестей Гоголя «Шинель», «Нос», «Портрет»?
15. Кто из русских композиторов написал оперу по повести Гоголя «Сорочинская ярмарка»?
16. На сюжет какого произведения Гоголя написал оперу «Черевички» П. И. Чайковский?
17. На сюжет какого произведения Гоголя написал оперу Н. А. Римский-Корсаков?
18. Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?
19. Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова:
1) «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!...»
2) «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей!»
3) «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на подбор...»
4) «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: "На, Маврушка, шинель..."»
5) «Вот жила, жила, а теперь приходится выходить замуж. Одних забот сколько...»
20. В каком году происходит действие пьесы «Ревизор»?
21. Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»?
22. Как зовут Плюшкина из поэмы «Мертвые души» и сколько ему лет?
23. Кому из героев Гоголя принадлежит этот портрет:
1) «...не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод».
2) «...показался весьма похожим на средней величины медведя... Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке».
3) «...женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай».
4) «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами».
5) «Провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей».
6) «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове».
7) В невод «вместе с рыбой запутался какой-то круглый человек, такой же меры в вышину, как и в толщину, точный арбуз или бочонок».
24. Назовите авторов памятников Гоголю в Москве?
Из каких произведений эти строки
1. «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит... Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире... Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре».
2. «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь!»
3. «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе... Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
4. «...да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
5. «Выражается сильно российский народ! Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово».
Кто из персонажей произведений Гоголя
1. ...Решил, что «прямой дорогой не возьмешь и что косой дорогой больше напрямик»?
2. ...Брал взятки борзыми щенками?
3. ...Был отцом и благодетелем в городе и поэтому в лавки и гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую?
4. ...Умел хорошо вышивать по тюлю?
5. ...Был убит крестьянами села Вшивая спесь, Бровки, Зади-райлово?
6. ...Носил «шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением»; любил пить чай, забравшись в реку?
7. ...Умер с перепугу при одном очень странном известии?
8. ...Имел такое хозяйство, что «даже мужичья свинья глядела дворянином»?
9. ...Читал письма, написанные собачками, и вообразил себя испанским королем?
10. ...Сбежал от своей невесты через окно в день свадьбы?
11. ...Не мог отличить правую руку от левой?
Кто сказал о Н. В. Гоголе
1. «Сейчас прочел "Вечера близ Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность. Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился».
2. «Гоголь внес в нашу литературу новые элементы, породил множество подражателей... С Гоголя начинается новый период русской литературы».
3. «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?... Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, пораженный в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников...»
4. «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России».
5. «Меня упрекали в том, что наш «Ревизор» не очень весел. Но ведь сам Гоголь пенял первому исполнителю роли Хлестакова — Николаю Дюру, в том, что он чересчур старался рассмешить зрителей. Гоголь любил говорить, что веселое часто оборачивается печальным, если в него долго всматриваешься. В этом превращении смешного в печальное — фокус сценического стиля Гоголя».
6. «Гоголь... владеет талантом необыкновенным, сильным и высоким. По крайней мере, в настоящее время он является главою литературы...»
7. «Мертвые души» потрясли всю Россию... Подобное обвинение необходимо было современной России. Это история болезни, написанная мастерской рукой. Поэзия Гоголя - это крик ужаса и стыда...»
ОТВЕТЫ
1. Гоголь родился на Украине 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.
2. Отец – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, принадлежал к новоявленному дворянству. Дед его был сельским священником. А отец, Афанасий Демьянович (дед писателя), окончил Киевскую духовную академию, поступил в Полковую миргородскую канцелярию и завершил свою служебную карьеру в чине секунд-майора. Женился на Татьяне Семеновне Лизогуб из старинного казацкого рода.
Мать – Мария Ивановна Гоголь, урожденная Косяровская, дочь богатого помещика.
3. С 1818 по 1820 год учился в г. Нежине, в Гимназии высших наук князя А. А. Безбородко.
4. 1) Закон божий; 2) языки и словесности: российская, латинская, греческая, немецкая, французская; 3) география и история; 4) науки физико-математические, политические, юридические, военные; 5) естественное право; 6) танцы, рисование, черчение.
5. «Северная заря», «Звезда» и «Метеор литературы*
6. Роль Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
7. В 1829 году, идиллия «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов.
8. Гоголь был адъюнкт-профессором на кафедре всеобщей истории С.-Петербургского университета, читал курс лекций по истории средних веков.
9. Рудый Панько.
10. А. С. Пушкин подсказал Н. В. Гоголю сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ».
11. В Петербурге, 19 апреля 1836 года в Александрийском театре, роль Городничего исполнял актер И. И. Сосницкий, Хлестакова – И. О. Дюр.
12. Слова принадлежат императору Николаю I.
13. Повесть «Тарас Бульба».
14. Акакий Акакиевич Башмачкин, майор Ковалев и художник Чартков.
15. М. П. Мусоргский.
16. «Ночь перед Рождеством».
17. «Майская ночь».
18. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
19. 1) Городничему, комедия «Ревизор».
2) Тарасу Бульбе.
3) Собакевичу, поэма «Мертвые души».
4) Хлестакову, комедия «Ревизор».
5) Агафье Тихоновне, комедия «Женитьба».
20. В 1831 году. В первом действии Ляпкин-Тяпкин говорит о том, что 15 лет сидит в судейском кресле, а в четвертом - рапортует Хлестакову, что избран в 1816 году. Получается 1831 (1816+15).
21. Город находится где-то между Пензой и Саратовом. Хлестаков проигрался в Пензе и ехал в Саратовскую губернию.
22. Прямых указаний в тексте «Мертвых душ» на это нет, но Гоголь пишет: «... на старшую дочь, Александру Степановну, он не мог во всем положиться...» Значит, Плюшкина звали Степан. Было ему за пятьдесят. Он сам говорил: «...Шестой десяток живу».
23. Поэма «Мертвые души»:
1) Чичиков,
2) Собакевич,
3) Коробочка,
4) Ноздрев.
5) Анна Андреевна, жена городничего; комедия «Ревизор».
6) Иван Александрович Хлестаков; комедия «Ревизор».
7) Петр Петрович Петух; второй том поэмы «Мертвые души».
24. Скульпторы: Н. А. Андреев и Н. В. Томский.
Из каких произведений эти строки
1. Повесть «Страшная месть».
2. Повесть «Майская ночь, или Утопленница».
3. Поэма «Мертвые души».
4. Повесть «Тарас Бульба».
5. Поэма «Мертвые души».
Кто из персонажей произведений Гоголя...
1. Чичиков; поэма «Мертвые души».
2. Судья Ляпкин-Тяпкин; комедия «Ревизор».
3. Полицмейстер; поэма «Мертвые души».
4. Губернатор города NN, поэма «Мертвые души».
5. Полицейский заседатель Дробяшкин; поэма «Мертвые
души».
6. Иван Никифорович Довгочхун; «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
7. Прокурор города NN при известии о покупке Чичиковым «мертвых душ».
8. Костанжогло; второй том «Мертвых душ».
9. Поприщин; повесть «Записки сумасшедшего».
10. Подколесин; комедия «Женитьба».
11. Пелагея, дворовая девочка помещицы Коробочки; поэма
Кто сказал о Н.В.Гоголе
1 А.С. Пушкин
2. В.Г. Белинский
3. И.С. Тургенев
4. Н.Г. Чернышевский
5. В.Э. Мейерхольд
6. В.Г. Белинский
7. А.И. Герцен
Литература
Козак О.Н. Литературные викторины. – СПб.: СОЮЗ.1998. – 272с.
Литература. 9 – 11 классы: викторины / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2008. - 204
infourok.ru
Дворцовые перевороты Как прошлое влияет на настоящее?Назовите литературные произведения,в которых отражены исторические события эпохи дворцовых переворотов | Чем интересны современные детские журналы? Я, Полевой Михаил, учусь во втором «А» классеЯ очень люблю читать. Мне очень нравятся разные детские журналы. Иногда я даже с утра так зачитываюсь, что мама поторапливает меня... | ||
Чему Н. В. Гоголь посвятил строки : Боже! Чему Н. В. Гоголь посвятил строки : Боже!Чему Н. В. Гоголь посвятил строки :«Боже! Чему Н. В. Гоголь посвятил строки :«Боже! Как ты хороша подчас! Сколько раз, как погибающий... | Николай Васильевич Гоголь ДетствоОтец Н. В. Гоголя, талантливый рассказчик и писатель. Сын полкового писаря, Гоголь по происхождению, характеру, складу ума и литературной... | ||
«Шинель» это негодующий протест против тех общественных порядков, которые порабощают человека материально, духовно и моральноВ отличие от писателей, для которых забитый чиновник был часто предметом насмешек, Гоголь увидел в Акакии Акакиевиче Башмачкине страдающего... | Н. В. Гоголь Спишите текст и выпишите из него слова, в которыхДивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и иное название ещё драгоценней... | ||
Язык наш беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно. (Н. В. Гоголь)Сколько на нем написано великих произведений литературы. Чего стоят такие фамилии, как Достоевский, Гоголь, Блок, Лермонтов, сам... | Николай Васильевич Гоголь «Тарас Бульба»Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), умер, когда сыну было 15 лет. Полагают, что сценическая деятельность отца, который... | ||
Священные литературные источники священные литературные источникиВ II i в до н э это учение стало государственной религией, в IX в н э одержало верх над буддизмом в Китае, в XI в над даосизмом | Н. В. Гоголь и живописьН. В. Гоголь и живопись Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое... |
hnu.docdat.com
| |||
12 Октябрь 2013, 22:50Верниковская Елена1190 просмотров | |||
vospitatel.edu54.ru
| |||
12 Октябрь 2013, 22:50Верниковская Елена1190 просмотров | |||
metodist.edu54.ru
Н.В.Гоголь. Художественный мир писателя.
10 класс
Урок № 9.
Тема. Н.В.Гоголь. Художественный мир писателя.
Цель:
показать учащимся своеобразие Н.В.Гоголя как писателя и человека; помочь им понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринимались современниками;
развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;
прививать интерес к изучению литературы и истории своей страны, формировать культурные и эстетические качества личности.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон».
2. Самостоятельная работа по вопросам учебника, с. 78, ч.1.
IIІ. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Вступительное слово учителя о Н.В.Гоголе.
Н.В.Гоголь (1809-1852 гг.) – один из величайших русских писателей. Именем Гоголя называют целый период русской литературы, что свидетельствует об огромном значении его творчества.
Литературную известность Гоголю принёс сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), насыщенный украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором.
Творчество Гоголя, его роль в русской литературе раскрывались постепенно, поражая всё более высокими уровнями. Для последователей Гоголя, представителей «натуральной школы», большое значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на эту тему и материал, «бытовая конкретность, а также гуманистический пафос в обрисовке «маленького человека» (Ю.В.Манн). В творчестве Гоголя раскрылась христианская философско-нравственная проблематика. Гоголь был не только едкий сатирик, тонкий лирик и романтик, реалист и фантаст, но и религиозный мыслитель. Его духовная проза, кроме «Выбранных мест из переписки с друзьями», не была опубликована при жизни, но не потеряла своего высокого значения и в наши дни. Писатель размышлял о будущем России, о преобразовании человека. Он был уверен в мессианской роли России не потому, что русский человек духовнее других, а потому, что более других осознаёт свою духовную нищету. Гоголь считал, что литература должна решать религиозно-нравственные задачи, должна просвещать душу и вести её к совершенству.
«Проза Гоголя, по меньшей мере, четырёхмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир…» (В.Набоков). Всё это обусловило огромную, всевозрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре.
3.Викторина по произведениям Н.В.Гоголя, изученным ранее.
- Где и когда родился Н.В.Гоголь? ((На Украине, 20 марта (1 апреля) 1809 г. в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской Губернии).
- Какое образование получил Н.В.Гоголь? (С 1821 по 1828 гг. учился в Нежинской гимназии высших наук).
- Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и участником которых был Гоголь? («Северная заря», «Звезда» и «Метеор литературы»).
- Какую женскую роль играл Гоголь в ученическом спектакле? (Роль госпожи Простаковой в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»).
- Назовите первое опубликованное произведение Гоголя, каким псевдонимом оно было подписано? (В 1829 г., идиллия «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В.Алов.)
- В каком театре впервые была поставлена комедия «Ревизор»? (В Петербурге, 19 апреля 1836 г. в Александринском театре).
- Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!» (Императору Николаю I).
- Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»? ((«На зеркало неча пенять, коли рожа крива»).
- Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»? (Город находится где-то между Пензой и Саратовом).
- Назовите авторов памятников Гоголю в Москве. (Скульпторы Н.А.Андреев и Н.В.Томский).
4.Составление датированного плана «Страницы жизни и творчества Н.В.Гоголя».
Даты
События
1809 г., 20 марта
(1 апреля)
Родился в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика. Детство провёл в имении Васильевка Миргородского уезда.
1818-1819 гг.
Обучался в Полтавском уездном училище.
1821-1828 гг.
Учился в Нежинской гимназии высших наук.
1828 г.
Переехал в Петербург, где служил чиновником до 1831 г.
Ранние литературные опыты относятся ко времени пребывания его в гимназии. В 1829 г. под псевдонимом В.Алов издаёт романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен», носившую подражательный характер. В 1830 г. публикует в журнале «Отечественные записки» повесть «Вечер накануне Ивана Купала», первую из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В повестях этого цикла («Сорочинская ярмарка», «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть», «Заколдованное место», «Пропавшая грамота», «Вечер накануне Ивана Купала») создал поэтический образ Украины, на основе фольклорных мотивов обрисовал национальный характер.
1831 г.
Знакомство с Пушкиным, который восторженно отозвался о «Вечерах…».
1835 г.
Выходят сборники «Миргород» (повести «Старосветские помещики», Повесть о том, как поссорились Иван Иваныч с Иваном Никифоровичем», «Вий», «Тарас Бульба») и «Арабески», в который вошли так называемые «Петербургские повести» («Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Коляска» + «Шинель»).
1836 г.
В Александринском театре в Петербурге поставлена комедия «Ревизор». Император Николай I после первого представления сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!»
1836 г.
Гоголь уезжает за границу, работает над «Мёртвыми душами», начатыми ещё в 1835 г. по совету Пушкина.
1842 г.
Выходят первый том «Мёртвых душ» и повесть «Шинель».
1840-е гг.
Углубляется связь Гоголя со славянофилами, что наиболее явно отразилось в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847 г.)
1848 г.
Возвращение в Россию, работа над вторым томом «Мёртвых душ».
1852 г., 21 февраля (4 марта)
Умер в Москве, за несколько дней до смерти уничтожив второй том «Мёртвых душ».
5. Сообщения учеников:
- «Личность и творчество Гоголя в восприятии современников»;
- «Н.В.Гоголь – религиозный мыслитель»;
- «Гоголь и театр»;
- «Последние дни жизни писателя».
ІV. Подведение итогов урока.
- Почему у Гоголя любовь к творчеству Пушкина сопровождается внутренней полемикой с ним?
- Почему личность и творчество Гоголя так неоднозначно воспринимались современниками?
- В чём причина резкой полемики Гоголя с Белинским по поводу книги «Выбранные места из переписки с друзьями»?
V. Домашнее задание.
1. Прочитать повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект».
2. Изучить материалы учебника, с..84-89 , ч.1.
3.Рефераты на тему: «Образ Петербурга в гоголевской прозе: традиции и новаторство».
infourok.ru