Сообщество внутренних коммуникаторов. Корпоративные журналы крупных компаний
Корпоративное издание как инструмент продвижения товаров, услуг, бренда
Единство целей всегда провоцирует сближение и объединение усилий людей, направленных на достижение этих целей. На предприятиях малого масштаба бизнеса функции внутренних и внешних коммуникаций полностью реализуются на встречах, переговорах, в переписке. На предприятиях, с численностью сотрудников от 25 человек, как на первый взгляд может показаться, стихийно, начинают появляться стенгазеты, доски объявлений. На них аккумулируется самая разнообразная информация о жизни предприятия и о сотрудниках: графики отпусков, поздравления с Днем рождения, сообщения о ходе и успешном завершении текущих проектов, графики продаж и сообщения о премировании самых успешных сотрудников, информация о запланированных корпоративных мероприятиях.
Эти простые самодеятельные информационные носители, казалось бы, выполняют исключительно функцию совершенствования внутрикорпоративных коммуникаций. Но не все так просто. Даже находясь внутри офиса Вашей компании, если офис посещают Ваши клиенты, эти информационные сообщения вызывают у них повышенный интерес. И не из праздного любопытства. Ваши клиенты видят в Вашей компании не просто контрагента, а партнера по бизнесу. И все события в жизни партнера по бизнесу им не безразличны. Даже то, как налажены у Вас внутренние коммуникации и на каком уровне Ваша корпоративная культура, позволяет с абсолютной объективностью судить о степени надежности Вас, как партнера. Дает Вашим клиентам уверенность, что он «в хорошей компании», что даже в случае возникновения неожиданных сложностей в выполнении его заказа ни он, ни менеджер, который курирует его заказ, не останутся брошенными на произвол судьбы, потому что есть команда, для которой важен успех каждого, как неотъемлемая составляющая успеха команды.
Единственное о чем не расскажет Вашим клиентам офисный информационный носитель или внутрифирменное издание, это о преимуществах Вашего товара, Ваших услуг и Вашей компании, как бизнес-партнера с точки зрения выгод для клиента. Эту функцию может выполнить корпоративный буклет, каталог продукции, информационный бюллетень или корпоративное издание для клиентов.
Необходимость создания официального периодического корпоративного издания для клиентов определяется не столько численностью штата Вашей компании, сколько самим уровнем Вашего бизнеса (его спецификой, ассортиментом предлагаемых Вами товаров и услуг) и Вашими клиентами. Объемом и масштабом их бизнеса, необходимостью оперативно информировать их о Ваших новых предложениях и проектах.
Корпоративные издания – это традиционно информационные бюллетени, газеты и журналы. Периодичность выхода (раз в неделю, в месяц, раз в 2 или 3 месяца) назначает компания-издатель, но эта периодичность должна строго выдерживаться.
Также традиционно корпоративный журнал имеет существенные преимущества перед газетой: больший объем, лучшую полиграфию, привычный формат (А4), больший период выхода и, следовательно, больше времени для подготовки качественных материалов.
Издание корпоративного журнала или газеты – наивысшее проявление клиентоориентированности стратегии Вашей компании.
Поэтому его содержание должно определяться в первую очередь запросами Ваших клиентов на информацию о: Вашей компании, Ваших товарах и услугах, Вашем умении решать задачи клиента, Вашей осведомленности в вопросах напрямую связанных с Вашим бизнесом и бизнесом Ваших клиентов, в том числе изменениях законодательства и то, как это влияет на Ваши взаимоотношения с клиентами.
Ваши клиенты ждут ответа на главный вопрос: Каким образом вы будете решать его задачи или удовлетворять его потребности.
Конечно, для клиентов немаловажно, что Вы занимаете лидирующее положение в отрасли, что Ваша корпорация 150 лет на рынке производства «чибиков», что Представительства Вашей компании есть уже в 100 странах мира, и фото Вашего Генерального директора на первой обложке. Все это важно, но это только фон. Кстати, о фотографиях. В корпоративном издании эффективно представлять клиентам не только высшее руководство своей компании, но и ведущих специалистов, и рядовых менеджеров по работе с клиентами, и рядовых сотрудников, их вклад в общее дело. Короля, как известно, делает свита. Чем достойнее будут представлены клиентам сотрудники всех структурных подразделений Вашей компании, тем большее впечатление сильной и сплоченной команды Вы произведете на клиентов и партнеров.
Увлечь же клиента чтением своего корпоративного издания, можно рассказывая в легкой форме о том, как он может увеличить прибыльность своего бизнеса, благодаря сотрудничеству Ваших компаний.
В значительной степени эту задачу информирования выполняет официальный сайт компании. Рассылка по клиентской базе новостей компании, организация форума, возможность задать вопрос и оперативно получить квалифицированный ответ или консультацию, делает сайт электронным корпоративным изданием, обеспечивающим связи с общественностью.
Выпуск печатного корпоративного издания накладывает на компанию-издателя гораздо большую ответственность, чем оперативное поддержание сайта. Умение с честью эту ответственность на себя брать и выдерживать заявленные сроки – дорогого стоит. Стабильность выхода и качественное информационное наполнение свидетельствуют о стабильности компании и высоком профессионализме специалистов.
Корпоративное издание для клиентов всегда сопряжено с затратами. Поэтому одним из факторов, влияющих на решение о создании корпоративного издания, будет и Ваша финансовая готовность к этим затратам. Окупаемость затрат может быть быстрой или медленной. Иногда это просто убыток.
Все зависит от того, каким будет Ваше корпоративное издание, насколько Вам удастся на его страницах показать и представить реальные выгоды клиентов от сотрудничества с Вами.
Здесь важно не смешивать вместе задачу продвижения товара, PR, брендинга с задачей улучшения внутрифирменных коммуникаций.
Не стоит злоупотреблять вниманием целевой аудитории, рассказывая обо всех вариациях корпоративного досуга, например, корпоративного выезда в Куршавель. Хорошо, если Ваши клиенты туда тоже ездят, тогда они воспримут эту информацию адекватно. А если нет? Какую пользу для себя получат Ваши клиенты от этой информации, кроме понимания, что Вы заработали на них немало денег? Сформирует ли эта информация лояльность клиентов к Вам и Вашей компании? А лояльность рядовых сотрудников? Стоит ли перед ними так «оттопыриваться»?
Другой перекос российских и зарубежных корпоративных изданий – переполнение его информацией из областей бизнеса, не связанных напрямую с бизнесом компании-издателя, и развлекательной информацией. Как правило, это следствие необходимости продвижения самого корпоративного издания и привлечения к нему новых и новых читателей.
Этот перекос часто случается в корпоративных журналах, выполненных на высоком полиграфическом и дизайнерском уровне, и содержащих статьи на темы, интересные массовому читателю: мода, досуг, путешествия, рестораны, и т.д. Хорошие статьи читать необыкновенно увлекательно. Но, прочитав журнал в один присест «от корки до корки», трудно представить, что это корпоративное издание компании – оператора мобильной связи! Это чрезмерное стремление завоевать признание читателей делает корпоративное издание похожим на известные иллюстрированные журналы. А цели продвижения собственного бренда компании-издателя, его маркетинговые и PR-задачи остаются не решенными.
Позитивное впечатление на клиентов и партнеров производит информация о таких мероприятиях, как проведение чемпионатов по мини-футболу, лыжных забегов, шахматных турниров, КВН и т.д. Популяризация здорового образа жизни, духа спортивного соревнования и интеллектуальных игр в свободное от работы время – это плюс. Главное, чтобы Ваши клиенты тоже разделяли эти пристрастия. И как бы не увлекала Вас эта тема, помните, она все-таки развлекательная. Посвятить ей весь номер корпоративного издания для клиентов, значит забыть о его главной цели - продвижение.
В общем, все хорошо в меру.
Если апеллировать к опыту современных российских коммерческих компаний (основанных после перестройки), то первыми издателями корпоративных журналов и газет стали компании следующих отраслевых направлений: банковского, инвестиционного, страхового, телекоммуникационного, недвижимости, автомобильного и энергетического.
Это лидерство определено и высокой степенью доходности этих видов бизнеса, и необходимостью информировать клиентов о существующих инструментах бизнеса, и тем, что эти отрасли после перестройки либо пережили полную реорганизацию, либо просто формировались с «нуля».
Высокая степень инноваций, реализованных российскими коммерческими компаниями, в частности, в недвижимости, а также одновременно идущий процесс формирования законодательной базы, регулирующей их бизнес, требовали постоянного и объективного информирования общественности о ходе этого процесса и активное участие в нем.
Журналистский и издательский PR
Статьи, заметки, репортажи, интервью и другие публикации в средствах массовой информации о фирме и ее деятельности – это журналистский PR.
Создание собственных информационных и рекламных площадок:
- издание корпоративных журналов, газет, информационных бюллетеней;
- приобретение или создание других СМИ – издательств, радиостанций и телеканалов
Если 2-й способ издательского PR остается доступным только самым крупным компаниям, монополистам ведущих отраслей экономики, то 1-й становится все более и более популярным среди компаний как большого, так и среднего бизнеса в России.
В дальнейшем для удобства мы подробнее остановимся на печатных корпоративных изданиях.
Корпоративные издания, как PR-инструмент компании.
Корпоративные издания для клиентов - самый мощный PR-инструмент компании для продвижения своих товаров, услуг, торговой марки, бренда.
Но не только на потребительском уровне. Максимальный эффект от корпоративного издания, как PR-инструмента, как средства коммуникации с общественностью достигается, если информирование осуществляется и на других уровнях: идеологическом, правовом и экономическом.
Корпоративные газеты и журналы эффективно формируют отношение общества к созданию цивилизованного рынка. Обеспечивают лояльность клиентов (общества) к Вашему бизнесу.
Лояльность клиентов (общества в целом) – это больше, чем успешное продвижение товара или конкретной услуги. Это прочный фундамент для развития Вашего бизнеса.
Умение компании-издателя, допустим, в области недвижимости, на страницах своего корпоративного журнала объективно дать информацию о том, что происходит сегодня с недвижимостью, как осуществляются сделки, в чем заключаются тонкости юридического оформления при покупке, продаже или найме жилья, разъяснить правила наследования, приватизации или долевой собственности свидетельствует не столько о стремлении получить как можно больше клиентов, сколько формирует у общественности определенный уровень знаний. Благодаря этой просветительской, по сути, работе корпоративного издания существенно сокращается время на переговорах с клиентами (они уже знают, как Вы будете решать их задачи) и, особенно, на бесплатных консультациях, которые тоже являются затратными для компании по недвижимости, но неизбежными.
Именно такой подход, реализованный в корпоративном издании, как раз и приводит в компанию новых лояльно настроенных клиентов.
Не меньшего внимания к задачам информирования клиентов о своей деятельности, условиях взаимодействия и инструментах бизнеса требует банковский и инвестиционный сектор экономики. Продать банковский продукт, не объяснив покупателю (инвестору) его выгод, просто не возможно. Особенно на фоне периодических всплесков нестабильности в этом секторе и патологической малограмотности среднестатистического россиянина в операциях с ценными бумагами и инвестициях.
Отраслевые издания не спасают, так как публикуемые в них материалы написаны слишком мудреным для рядового читателя языком. Деловая пресса тоже, так как больше внимания уделяет рейтингам, а не информированию читателей. Любая попытка рассказать о банковских продуктах на страницах деловой прессы приравнивается к рекламе и обходится слишком дорого.
Для информирования потенциальных клиентов о существующих финансовых инструментах у банков и инвестиционных компаний остается только один способ – корпоративное издание.
Основная цель корпоративного банковского издания - информировать сотрудников и клиентов о внедрении новых банковских продуктов и технологий, особенностях их применения, возможных рисках, и реальных выгодах для клиента.
Главная цель корпоративного издания – формирование лояльности к деятельности фирмы среди сотрудников, клиентов и партнеров.
Аудитория читателей – сотрудники, существующие и потенциальные клиенты и партнеры компании, общественность.
Каким должно быть корпоративное издание и кто будет его печатать…
Ваше печатное корпоративное издание, раз уж Вы решили его выпускать, кто-то будет печатать. Одна их типографий, которых много, или полиграфических компаний, которых еще больше.
Они будут Вам искренне рады, но повыбирать придется.
Каждая полиграфическая компания имеет прайс-лист на услуги объемом 200 и более позиций. Не каждый менеджер по работе с клиентами в полиграфической компании сможет грамотно рассказать клиенту «что есть что» в этом прайс-листе по всем позициям. Клиенты, соответственно, знают еще меньше. А чтобы сформировать заказ, должны не только хорошо знать какие виды полиграфических услуг бывают, но и понимать использование каких, и в каком сочетании наилучшим образом представит Вашим клиентам и партнерам «светлую идею» Вашего корпоративного издания.
Ведь для успешного воплощения этой идеи важно уделить внимание и содержанию, и дизайну, и форме, и качеству бумаги, и качеству полиграфии, и распространению.
Крупные российские полиграфические компании имеют и собственную дизайн-студию, и креаторов, и копирайтеров, и хорошие контакты с профессиональными журналистами, и мощную производственную базу, и многолетний опыт разработки концепции и издания корпоративных изданий для своих заказчиков из других отраслей бизнеса. Даже участвуют и побеждают в тендерах на выпуск корпоративного издания клиента. Обеспечивают сбор и полную подготовку материалов корпоративного издания заказчика, осуществляют верстку и печать издания, консультируют заказчика по всем вопросам, касающимся межкорпоративных коммуникаций.
Невероятно, но факт. Своего корпоративного издания для клиентов, рассказывающего о назначении и способах применения тех или иных печатных рекламных материалов для развития бизнеса, информирующего существующих и потенциальных клиентов о том, как еще можно увеличить продажи с помощью разнообразных и качественных полиграфических материалов, полиграфические компании и даже рекламные агентства полного цикла не имеют. Хотя, эта просветительская работа может косвенно, но существенно увеличить спрос потенциальных заказчиков на услуги полиграфических компаний. Если даже останавливающим фактором является внутренняя конкуренция полиграфистов, при желании, договориться о создании совместного проекта, который принесет прибыль всем участникам рынка, можно. И кроме самих полиграфистов этого никто не сможет реализовать. Существующие издания по маркетингу и рекламе этих задач не решают, несмотря на то, что около 50% из всех рекламных технологий завязано на полиграфии.
В России, по-прежнему, «сапожник без сапог». Наверное, некогда…
С 2004 года начали выходить 2 издания, ориентированных на информационное заполнение этой информационной ниши: журнал «Принт-менеджер» (вышло 7 номеров) выпускается Институтом Управления и Подготовки Персонала «СОИНФОРРМ» в Санкт-Петербурге и журнал для заказчиков полиграфической продукции - «Формат» (2 номера) – ИД «Курсив» в Москве. Журналы не являются корпоративными изданиями, скорее отраслевыми и для всех, кто хочет узнать о полиграфии больше.
Есть несколько профессиональных изданий для полиграфистов. Таких, как:
«Publish» (на русском языке) - русское издание популярного американского журнала о современных издательских технологиях;
«Компьюпринт»
«Новости полиграфии» - полноцветное информационное издание для полиграфистов и всех, кто заинтересован в полиграфических услугах и планирует приобрести полиграфическое оборудование;
«Полиграфист и издатель» - многостраничное, полнокрасочное обозрение российских и зарубежных новостей в области современных издательских и полиграфических процессов;
«Полиграфия» - Старейший производственно-технический журнал, освещающий проблемы полиграфии, издательского дела, производства и распространения издательско-полиграфического оборудования, печати этикеток и упаковки. В журнале широко освещаются российские и зарубежные полиграфические выставки, современные тенденции развития отрасли, результаты научно-технических разработок;
«Флексо Плюс» : флексография и специальные виды печати» - технология, оборудование и материалы для флексографии и специальных видов печати: трафаретной, глубокой, тампопечати и др.
Все эти издания адресованы профессионалам и написаны профессионалами. И «язык», на котором они пишутся, заказчикам полиграфической продукции неведом. Но если очень надо, изучить можно.
Преимущества, которые корпоративное издание дает компании-издателю:
Экономичность. Выпуск корпоративного издания особенно эффективен для компаний, работающих на рынке B2B. Для них эта форма маркетинговой коммуникации наиболее экономична. Размещение полосы рекламы в изданиях деловой прессы обходиться компании от 5-ти до 20-ти тысяч у.е. И это только реклама для привлечения внимания потенциальных клиентов. Себестоимость полосы корпоративного издания колеблется от 250 до 500 долларов в зависимости от объемов затрат на квалифицированную редколлегию, качество полиграфии, объема материалов. При этом, корпоративное издание предоставляет гораздо большие возможности для издателя.
Имидж. Выпуск корпоративного издания - наглядная демонстрация того, что компания является активным участником рынка, обладает не только высокой динамичностью, но и уже может позволить себе такую роскошь, как корпоративное издание. И конечно, это показатель открытости Вашей компании для своих клиентов.
Печатное корпоративное издание – это не только привычная, удобная для работы и эстетически выдержанная форма. Это Ваш особый статус в мире бизнеса.
Контроль. Собственное издание – это возможность полностью контролировать информацию о компании, клиентах, новостях, тенденциях рынка и т. д. Все материалы не только контролируются, но и инициируются заказчиком, и создаются при его непосредственном участии.
Обратная связь. Выпуск корпоративного издания и его правильное распространение позволяет установить обратную связь с клиентами. По базе производится рассылка клиентам, потенциальным клиентам, партнерам, контрагентам. От них приходят отзывы, интервью, мнения, цитаты, фото, анкеты, PR-материалы и рекламные модули.
Традиционный носитель. При всех почти безграничных возможностях Интернет, значительная часть потребителей во всем мире предпочитают традиционные носители.
Оптимальные параметры корпоративного издания для достижения всех возможных преимуществ: Если это в большей степени средство информирования – газета. Если это инструмент для продвижения бренда – журнал. Объем. Объем корпоративного издания – не менее 12 полос. Если это инструмент для продвижения крупной компании, объем может достигать и 96 полос, особенно, если компания предлагает большой спектр товаров и услуг, или если эти услуги наукоемки, или требуют информационной подготовленности клиента для увеличения спроса.
График выхода. Периодичность – не реже 1 раза в квартал (4 в год) для журнала. Для крупных компаний оптимальная периодичность корпоративного журнала – 1 раз в месяц. Корпоративной газеты – 1 раз в неделю.
Тираж. Оптимальный тираж корпоративного издания должен не меньше, чем в 2 раза превышать количество существующих клиентов. Ориентировочно: От 1000 до 5000 экземпляров (для компаний, работающих на рынке B2B). Для производителей потребительских товаров и услуг тираж 50 000 и более
Размеры. По аналогии с деловыми журналами - формат 22 на 26 см. (чуть меньше офисного листа А4), либо традиционный А4.
Версии на иностранных языках. Для компаний ориентированных на внешнеэкономический рынок обязательно создание независимого тиража на иностранном языке. Корпоративное издание для клиентов, как средство межкорпоративного общения, традиционная форма, принятая во всем мире.
Содержание корпоративного издания для продвижения бренда компании-издателя, достижения его маркетинговых и PR-задач:
- Новости компании
- Статьи о новых продуктах / услугах / проектах
- Интервью с руководителями компании, ведущими сотрудниками, представителями клиентов и партнеров
- Отзывы клиентов / партнеров
- Цитаты из публикаций в прессе
- Тенденции рынка (в контексте деятельности компании)
- Аналитические статьи
- Рекомендации / советы / опыт
- Развлекательные материалы
На формирование содержание существенно влияет также специфика бизнеса компании-издателя и ее конкретные маркетинговые задачи.
Распространение корпоративного издания:
Почтовая рассылка: существующие клиенты, потенциальные клиенты (в зависимости от тематики выпуска базу рассылки можно корректировать), компании-партнеры, средства массовой информации, региональные представительства и их клиенты.
Раздача: офис компании-издателя, выставки, конференции, пресс-конференции, семинары, встречи, переговоры.
Распространение в Интернет: Корпоративное издание в формате PDF, который позволяет отображать на экране все оформление и иллюстрации, выкладывается на сайте компании-издателя, рассылается по электронной почте клиентам.
Необходимые человеческие ресурсы (внутренние или внешние) для создания корпоративного издания:
Маркетологи и специалисты по PR. Обеспечивают соответствие издания конкретным рыночным задачам заказчика
Дизайнеры, художники и верстальщики. Придают изданию привлекательный и профессиональный вид
Журналисты, владеющие спецификой бизнеса компании-издателя. Создают тексты, заголовки и общую подачу материалов. Делают корпоративные тексты легко читаемыми и интересными для потребителя
Корректоры и редакторы. Контролируют стилистику и соответствие нормам русского языка.
Типографские работники. Обеспечивают конечное изготовление продукции.
История и современность.
Несмотря на сравнительную с мировыми масштабами молодость российского бизнеса, у российских компаний есть корпоративные издания, возраст которых больше, чем возраст российского бизнеса.
Например, корпоративной газете завода «Капролактам», входящего в ОАО «СИБУР-Нефтехим» «За доблестный труд» уже более 65-ти лет. Изначально, в 30-е годы прошлого века газета выполняла функцию совершенствования внутренних коммуникаций и управления персоналом. Называлась - «За стахановскую стройку». «Рассказывала о передовом опыте рабочих-стахановцев, возводивших первое в Советском Союзе предприятие «большой химии», о трудовых буднях многотысячного заводского коллектива. Издавалась под жестким контролем партийных органов и имела гриф «закрытого издания». В печати нельзя было упоминать не только название предприятия и выходные данные, но и фамилии, должности многих руководителей и специалистов, названия производимых продуктов и технологических агрегатов. В годы Великой Отечественной войны редакция газеты стала инициатором патриотического движения по созданию народного ополчения <…> С 1955 года газета называется «За доблестный труд». <…> С 1970 года при редакции газеты работает заводское радио. В 1990-х гг. силами редакции выпускалось периодическое издание «Ваш деловой партнер» - на русском и английском языках, для иностранных партнеров. В настоящее время объединенная редакция газеты и радио «СИБУР-Нефтехим» работает в составе Управления общественных связей компании. Перед газетой «За доблестный труд» стоят новые непростые задачи – стать средством массовой информации для коллектива кстовского и дзержинских предприятий компании, создать единое информационное поле «СИБУР-Нефтехима» - информация от пресс-центра ОАО «АК «Сибур».
Всего в ОАО «АК Сибур» 26 предприятий общей численностью 94 тыс. человек. Все эти люди производят продукцию более 150 видов продукции, которую еще надо достойно представить потенциальным заказчикам и хорошо продать, чтобы обеспечить достойный уровень жизни сотрудников и прибыль компании. На 16 из 26 предприятий выпускаются внутрикорпоративные издания, которые не являются недоступными для клиентов, но и не претендуют на статус корпоративного издания для клиентов.
Эту функцию до сегодняшнего дня выполняли корпоративные буклеты.
Корпоративного издания для клиентов ОАО «АК Сибур» как управляющая компания не имеет. Но это компенсируется присутствием информации о деятельности ОАО «АК Сибур» как дочернего предприятия ОАО «Газпром», на полосах корпоративного журнала для клиентов «Газпрома», который начал выходить в 2004 году.
С 1979 года издается газета «Московский телефонист». Газета выходит 2 раза в месяц тиражом 5,1 тыс. экземпляров. Изначально и по сегодняшний день, тоже выполняет функцию внутрикорпоративных коммуникаций. Трудно переоценить вклад этой компании в телефонизацию Москвы и вклад внутрикорпоративного издания в процесс консолидации усилий сотрудников для достижения задач компании. Руководящий орган - Редакционный совет, состоящий из ведущих менеджеров ОАО МГТС. Газета распространяется среди отделений и филиалов компании.
Несмотря на монополистическую позицию, компания с мая 2003 года издает корпоративный журнал для клиентов «Алло МГТС». Журнал выходит 1 раз в квартал тиражом 10 тыс. экземпляров. Объем – 36 полос. Издание рассчитано на клиентов и партнеров ОАО МГТС и распространяется через абонентские службы компании, а также среди дочерних компаний ОАО МГТС, федеральных и городских органов власти.
Оба корпоративных издания ОАО МГТС в полном объеме представлены на официальном сайте компании и доступны всем. Оба выполняют задачу формирования лояльности клиентов, но по-разному.
Внутрикорпоративная газета «говорит»: «Мы – люди, и ничто человеческое нам не чуждо».
Корпоративная газета для клиентов: «Мы – команда профессионалов. И мы работаем для Вас!»
Приведенные примеры корпоративных изданий российских компаний с многолетней историей особенно показательны. Лидирующее положение не повод «почивать на лаврах». И не случайно эти компании используют корпоративные издания для клиентов, как инструмент продвижения.
Именно историческая ретроспектива позволяет увидеть и в полной мере оценить значение корпоративного издания в жизни не только самого предприятия, но и функцию корпоративного печатного издания в отражении значения и доли участия предприятия в жизни региона, отрасли, страны.
Меняются времена, меняются нравы.
Меняются маркетинговые цели компании, но корпоративные издания, отражающие жизнь компании, как фото из семейного архива, через многие десятилетия смогут рассказать нашим потомкам немало историй о формировании российского бизнеса, о социальном, экономическом и политическом значении деятельности российских коммерческих компаний в жизни страны и народа.
Бренды и мифы.
За каждым сформировавшимся брендом стоял миф. Миф, в основе которого есть реальность, или миф, придуманный маркетологами и PR-щиками. Но, как и все наши мысли, наши мифы – материальны.
Печатное корпоративное издание – лучший способ превратить миф в осязаемую реальность. Реальность, которую можно взять в руки, раскрыть, прочитать и увидеть фотографии – бесспорные доказательства реальности.
Как говорится, что написано пером…
Названия современных российских коммерческих компаний и их корпоративные издания не упоминались во избежание несправедливых упреков в рекламировании одних и умалчивании о других. В рамках одной статьи все равно невозможно назвать всех поименно.
Очевидно, что все они уже часть нашей истории!
Источник: advertology.ru Елена Суворова, Генеральный директор Консалтинговой компании «Суворова и Партнеры» Бизнес-тренер. Консультант.
inside-pr.ru
Правила гигантов. Корпоративные кодексы крупнейших компаний
Все крупные компании так или иначе сталкиваются с проблемами взаимоотношений сотрудников внутри и вовне компании. Поэтому корпоративные кодексы этики есть у многих гигантов бизнеса в совершенно разных сферах. Более того, эти документы доступны для всех желающих и выложены в сеть. Давайте посмотрим, о чем пишут в своих Кодексах «Альфа Банк», «Газпром», «Русал», «Сбербанк» и Ferrero Russia.
АЛЬФА-БАНК
https://alfabank.ru/about/corporate_ethics/ Кодекс корпоративной этики Альфа-Банка закладывает основы для поддержания высших стандартов профессиональной этики. В Кодексе корпоративной этики сформулированы основные принципы и правила поведения, а также в общении с клиентами, поставщиками, акционерами и сотрудниками. Описан корпоративный стиль, отношения с конкурентами, отношения Банка с сотрудниками.
ГАЗПРОМ
http://www.gazprom.ru/f/posts/60/091228/2012-07-30-codex-of-corporate-ethics.pdf Кодекс корпоративной этики ОАО «Газпром» закрепляет корпоративные ценности Общества, а также определяет основанные на них и принятые в Обществе наиболее важные правила делового поведения. Из интересного – установлены ограничения по совместной работе родственников и приему подарков, а спорные вопросы рассматривает Комиссия по корпоративной этике.
РУСАЛ
http://www.rusal.ru/investors/corp_management/corp_kodex.aspx Кодекс корпоративной этики компании "РусАл" основывается на Кодексе, принятом в 2005 году, и призван:• дать каждому сотруднику представление о миссии, ценностях и принципах деятельности Компании;• установить стандарты этичного поведения, определяющие взаимоотношения внутри коллектива, отношения с клиентами, деловыми партнерами, государственными органами, общественностью и конкурентами;• служить инструментом для предотвращения возможных нарушений и конфликтных ситуаций, а также для развития корпоративной культуры, основанной на высоких этических стандартах;Как и в остальных Кодексах, здесь описаны миссия, ценности, отношения внутренние и внешние, использование ресурсов и другие ключевые вопросы.
СБЕРБАНК
https://sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/normative_docs/corporate_ethics_code.pdf Цель Кодекса – закрепление корпоративных норм и ценностей Банка, этических норм и правил поведения сотрудников Сбербанка России, обеспечение осознания роли в реализации миссии Банка перед клиентами, деловыми партнерами и акционерами.В Кодексе описаны в том числе конфликт интересов, Корпоративная социальная ответственность, Нормы и правила поведения сотрудников.
FERRERO RUSSIA
http://www.ferrero.ru/the-group/kso-department/code-of-ethics/reliability-trust Кодекс корпоративной этики предоставляет возможность не только формализовать принятые принципы и ценности, но также создать руководство для сотрудников в их повседневной деятельности - как внутри компании, так и во взаимоотношениях с нашими партнерами и клиентами.В документе подробнейшим образом описаны принципы компании, отношение Ferrero к сотрудникам, правила поведения, работа с окружающей средой, отношения с поставщиками сырья, взаимоотношения с контролирующими органами и местными сообществами. Кодекс оформлен в виде красочного буклета.
inside-pr.ru
Корпоративные издания: многообразное единство
Способ эффективной коммуникации
Если давать краткое определение корпоративным изданиям, то это ресурс, информирующий о задачах, целях, успехах, новостях, продуктах и услугах компании, выходящий на ее средства и чаще всего не содержащий информацию о других субъектах бизнеса. СР, в первую очередь, предназначены сотрудникам компании, ее клиентам и партнерам (акционерам, инвесторам и т. д.).
Опрос руководителей 500 крупнейших мировых корпораций показал, что главные цели корпоративных изданий — удержание клиентов, управление имиджем компании, увеличение продаж, мотивация сотрудников.
Основные причины издания СР — возможность прямого диалога с клиентами, сфокусированность аудитории, аутентичность информации, снижение рекламных расходов, использование баз данных клиентов.
Корпоративные издания делятся обычно на рекламные (каталоги, листовки, буклеты, проспекты) и информационные (газета, журнал, бюллетень). Рекламные — это имиджевые презентационные издания, довольно статичная группа печатных изданий, позиционирующих конкретный продукт или услугу и четко ориентированных на рекламные цели компании. В то время как информационные находятся в процессе постоянного движения вперед, посвящены текущему состоянию дел компании и отличаются регулярностью выхода, установкой на продвижение конкретного брэнда, отсутствием информации о деятельности других участников рынка. Правда, иногда тематика корпоративных изданий выходит за рамки конкретного предприятия и распространяется на всю отрасль, отражая перспективы и тенденции ее развития: журнал «Нефть России» (ЛУКойл), газета «Энергия России» (РАО ЕЭС России), газета «Нефтяная параллель» (ЮКОС).
Корпоративные информационные издания в свою очередь делятся на узко-ориентированные, профильные и условно корпоративные. Узко-ориентированные рассказывают исключительно о компании и ее корпоративной жизни. На рынке таких изданий большинство. Профильные не только продвигают компанию и ее брэнд, но и в целом бизнес-направление. Такие издания содержат информационно-аналитические обзоры, интервью, «круглые столы» о тенденциях и перспективах развития направления. Условно корпоративные — развивающаяся форма корпоративного издания. Продукт или услуга компании не презентуются открыто, а «просвечиваются» через издательские технологии: издание корпоративное по форме (издается компанией, рассказывает о данном сегменте рынка), но не по содержанию (нет информации о конкретном продукте и услугах). Это самый малочисленный, но самый интересный тип корпоративного издания — своеобразный выход за пределы стандартов корпоративной печати, поиск новых форм развития.
Тиражи и количество корпоративных изданий непрерывно растут в течение последних пяти лет. В настоящий момент в Европе суммарный разовый тираж корпоративных журналов и газет превосходит тираж обычных СМИ. Оборот рынка корпоративной прессы Европы превышает пять млрд. евро. Наличие собственных корпоративных изданий стало нормой для крупных и средних компаний. Половина крупнейших европейских компаний имеет хотя бы одно корпоративное издание для своих клиентов, а еще треть собирается выпустить его в ближайшее время. Внутрикорпоративные издания, ориентированные на сотрудников и руководство, есть практически у всех крупных компаний. Половина компаний выпускает корпоративные издания, ориентированные на участников рынка.
Средство формирования корпоративной культуры
Принимая решение о выпуске корпоративного издания, руководство компании преследует несколько целей. Во-первых, продвижение миссии, ценностей и стратегии развития компании. Во-вторых, создание у читателей ощущения принадлежности к определенному сообществу (коллектив сотрудников, community пользователей услуги, приверженцы конкретной торговой марки, фан-клуб, клуб участников корпоративных программ и т. д.), информирование о процессах, происходящих в компании («эффект вовлеченности»). И, наконец, маркетинговые коммуникации, имиджевая реклама, позиционирование определенной группы товаров и услуг.
Именно первые две цели непосредственно связаны с формированием корпоративной культуры компании, о которой в последнее время так много пишется и говорится. Корпоративные издания как элемент информационной политики помогают отстраивать внутрикорпоративные контакты между сотрудниками подразделений, центральным офисом и филиалами, сотрудниками компании и ее клиентами. Являясь официальным каналом коммуникации, СР оповещает трудовой коллектив о новостях предприятия, его перспективных целях и задачах, знакомит с деятельностью подразделений, конкретных сотрудников. В корпоративном издании можно разместить, наряду со статьями руководителей компании, материалы рядовых сотрудников, образцы их творчества. Это и многое другое способствует осознанию важности выполняемой работы, создает ощущение причастности к общему делу, формирует преданность и лояльность бизнесу предприятия.
Корпоративные издания могут служить как целям внутренней коммуникации и внутреннего PR, так внешнего PR. Высокую эффективность воздействия на общественное мнение, в сравнении с периодическими СМИ, корпоративные издания показали в ходе последних избирательных кампаний. Не имея отпечатка «центральности», они воспринимались в регионах более позитивно, чем федеральные и даже местные СМИ. Другой пример — газета «Спасатель» МЧС РФ. Издание выходит в двух режимах — стандартном и чрезвычайном. Последний предполагает возможность в кратчайший срок предоставить гражданам в зоне бедствия наиболее важную информацию о сложившейся ситуации. Так, в одной газете совмещаются корпоративное издание и руководство к действию в конкретной чрезвычайной ситуации.
Эффективность корпоративной прессы как PR-инструмента продемонстрировала «Вимм-Билль-Данн». Когда для покупки завода в Киеве необходимо было сформировать у местной общественности позитивный образ компании, решили распространить корпоративную газету «За компанию!». Основная целевая группа — работники приобретаемого завода. Результат не замедлил сказаться.
Элемент маркетинговой системы
Для продвижения товара или услуги сегодня используются различные инструменты, как общие для всех сфер бизнеса (классическая реклама, PR, директ-мейлинг, мероприятия по стимулированию сбыта в точках продаж), так и специфические, направленные на конкретные области бизнеса. Основное назначение этих инструментов — привлечение внимания к продукту или услуге, повышение рейтинга, брэндинг, удержание клиентов и взаимодействие с ними. Но только внимания к продукту или услуге недостаточно. Надо создать группу клиентов, не просто их использующих, а передающих информацию другим. Формирование таких групп продлевает жизнь товара (особенно если учесть постоянное появление на рынке новых товаров и услуг), повышает прибыльность и уменьшает расходы на рекламу.
Исследования, проведенные в США, показали, что каждые пять лет американские компании теряют половину клиентов, а раз в четыре года — половину сотрудников. Удержать одного старого клиента стоит в среднем в пять раз меньше, чем получить одного нового. Увольняющиеся сотрудники уходят вместе с опытом компании, ее клиентами, а поиск и подготовка новых специалистов — это новые временные и материальные траты. Один из наиболее эффективных инструментов для решения подобных задач — корпоративные издания.
Deutsche Bank выпускает пять собственных печатных изданий, ориентированных на различные аудитории (сотрудники, клиенты, финансовые круги, акционеры). На этом примере четко видны основные целевые группы корпоративных изданий: конечный потребитель, партнеры и крупные клиенты (business-to-business), инвесторы и акционеры (в рамках Investor Relations и сотрудники самой компании (внутрикорпоративные коммуникации).
В первую очередь СР необходимы компаниям-производителям дорогостоящей продукции (недвижимость, автомобили, ювелирные изделия), имеющих ограниченное число покупателей. Плюс издания «бизнес-для-бизнеса» (В2В), ориентированные на корпоративных клиентов и оптовых покупателей. Другая группа компаний, нуждающихся в корпоративных изданиях, — финансово-кредитные и страховые учреждения, фармацевтические компании и практически все предприятия сферы услуг, для которых очень важно удержание клиентов в долгосрочной перспективе. К ним относятся также компании, активно привлекающие инвестиционный капитал и, соответственно, взаимодействующие с финансово-инвестиционными рынками.
Корпоративные издания тесно интегрированы в общую систему маркетинговых коммуникаций вместе с директ-маркетингом, клиентскими базами данных, рекламными и PR-кампаниями. По мнению экспертов, формирование подобной системы позволяет говорить об истинно интегрированных коммуникациях в целях развития торговой марки, повышения прибыли и стоимости бизнеса. А для многих компаний, не имеющих миллионных бюджетов на классическую рекламу, СР может стать основным маркетинговым инструментом грамотного взаимодействия с клиентами, акционерами и сотрудниками.
Печатное издание
За выпуск корпоративного ресурса обычно отвечает служба по связям с общественностью. Если издание ориентировано в основном на сотрудников компании, то к специалистам по PR присоединяется служба по работе с персоналом. Нередко специально нанимают сотрудников, занимающихся исключительно выпуском корпоративных изданий. Поэтому так часто стали появляться позиции, характерные для издательств, совершенно в других сферах бизнеса. А объявление типа: «Требуется редактор корпоративной газеты (журнала). Обязанности: планирование номера; работа с авторами; написание материалов в номер; обработка и редактирование материалов с мест; составление портфеля номера. Требования: высшее профильное образование; опыт аналогичной работы» — сегодня уже никого не удивляет. Все чаще компании стали пользоваться аутсорсингом — использованием сторонних профессиональных услуг при издании СР. Вопросы общей концепции, содержания, распространения, а иногда и привлечения рекламодателей остаются в компании, а все остальное реализуется профессиональным специализированным агентством (дизайн, стилевое оформление, редактирование и корректура, предпечатная подготовка и непосредственное полиграфическое исполнение). Специалисты компании только контролируют и оценивают деятельность профессионалов.
Выбор агентства или студии определяет бюджет, выделяемый для выпуска корпоративного издания. А он, в свою очередь, формируется на основе общих требований к изданию (насколько важны презентационные функции и, как следствие, качество печатных работ), читательской аудитории, а также предполагаемого тиража (так, «Нефтяная параллель» ЮКОСа выходит тиражом 40 тыс. экз.) и расходов на распространение. Именно с целью сокращения издержек корпоративные издания могут привлекать на свои страницы рекламодателей.
Принципиален выбор формата издания — газета или журнал. Газета отличается оперативностью и актуальностью материалов, чаще выходит и обходится дешевле. Журнал в сравнении с газетой — аналитичен и основателен. Срок его жизни дольше, но выходит он реже (например, журнал «Интерросс» выпускается раз в два месяца). В последнее время для корпоративных изданий все чаще выбирают журнальный формат, хотя большинство российских министерств и ведомств отдают предпочтение газете (явный лидер здесь и по тиражу, и по масштабам распространения — газета «Гудок» МПС РФ).
Корпоративные издания стали настолько заметным явлением в современной печатной индустрии, что Союз журналистов России учредил специальную премию в номинации «Лучшее корпоративное издание». Номинация «Корпоративное издание года» есть и в программе конкурса - «Ргоба». А Всероссийский журналистский конкурс «ПЕГАЗ-2002» в номинации «Премия коллективам редакций», которая вручалась в июне этого года, особо отметил газету «Тверская, 13» (правительство Москвы) и журнал «Вестник концерна «Росэнергоатом».
Рынок корпоративных изданий в России находится на подъеме. Преимущества данного вида коммуникаций активно используют многие компании. Свои журналы и газеты выпускают: «Русский алюминий» («Вестник РУСАЛа»), холдинг «Интерросс» (журнал «Интерросс»), авиакомпания «Сибирь» (газета «Крылья Сибири»), группа компаний «Агрохолдинг» (газета «Наш Агрохолдинг»), Московская городская телефонная сеть (газета «Московский телефонист»), Северо-Западная лесопромышленная компания (газета «СЗЛК-Экспресс»), Кольская горно-металлургическая компания (газета «Кольский никель»), фармацевтическая компания «Протек» (газета «Вести от Протека»). И это только малая часть сектора корпоративных СМИ.
Источник: журнал «Бизнес Форум IT», Марина Диканова.
inside-pr.ru
Корпоративные издания, верстка журналов, рекламная полиграфия
Корпоративные издания… Что это за вид прессы, какую нишу они занимают в современных СМИ, и чем отличаются от обычных информационных газет и журналов?
Корпоративные издания — это самое настоящее средство массовой информации, которое регистрируется в Министерстве, имеет четкую периодичность и «живет» по закону о СМИ. И все же, это не обычная пресса, которую читатели выписывают или покупают в киосках, чтобы развлечь себя на досуге. Корпоративная пресса стоит особнячком в мире медиа. Самое главное отличие корпоративного издания от стандартной периодики – это то, что оно всегда на страже интересов отдельно взятой компании. Корпоративный журнал (газета) — это достаточно неординарное медиа-пространство, которое незаметно, но очень настойчиво влияет на нужную целевую аудиторию, создавая положительный имидж компании, сплачивая коллектив, повышая продажи товаров или услуг – в зависимости от целей и задач, которые ставят перед корпоративным изданием.
Зачем компании выпускать корпоративный журнал или газету? На какие целевые аудитории рассчитаны корпоративные издания?
Думаю, излишне напоминать, что основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли. И все, что компания делает, должно, так или иначе, способствовать ее росту и развитию. В том числе — выпуск корпоративного издания. У каждой компании есть своя целевая аудитория, взаимодействие с которой приносит наибольший эффект в плане получения прибыли. И на эту аудиторию как-то надо воздействовать.
Например, компания подошла к такому весомому этапу своего развития, когда штат работников уже не вмещается в пару-тройку кабинетов, а занимает целые этажи в офисных центрах. Или на предприятии проводится реструктуризация, открываются новые филиалы в соседних городах, появляются новые не слишком опытные работники, которых нужно обучать и мотивировать. В такой ситуации весьма серьезный экономический эффект способно принести внутрикорпоративное издание — b2p — издание для персонала.
Всем известно, что успех любого дела зависит, в первую очередь, от человеческого фактора. Собрать команду профессионалов непросто, но еще сложнее удержать ценных сотрудников и тех, кто может стать ими в будущем. Корпоративное издание для персонала позволяет всему коллективу быть в курсе новостей компании, чувствовать свою причастность к общему делу, ощущать себя частью команды и понимать смысл происходящих на предприятии изменений. Опытные руководители знают, какую важную роль в рабочем процессе играет лояльность сотрудников и осмысленность их работы.
А какой вид «корпоративки» подойдет организациям, которые работают напрямую с потребителем товаров и услуг? Например, торговым сетям, медицинским центрам, туристическим агентствам и подобным компаниям?
Конечно, издания типа b2c, ориентированные на привлечение клиента и увеличение прямых продаж. Это мой любимый вид корпоративной прессы. Любимый потому, что работа над таким проектом предполагает максимум творчества и минимум официоза. Клиентское издание — это нечто среднее между медийным и рекламным продуктом. Этот вид получил максимальное распространение на рынке корпоративной прессы, когда стало понятно, что влияние обычной рекламы на потребителя заметно снижается. Все чаще она вызывает не заинтересованность, а ярко выраженное раздражение. Тогда как клиентское корпоративное издание можно отнести к тому виду рекламы, который еще способен удержать внимание потенциального клиента.
Человека нельзя заставить что-либо купить, но его можно к этому подтолкнуть. Корпоративная пресса для клиентов успешно справляется с этой задачей, если по своему наполнению отвечает потребностям аудитории, а по стилистике, настроению и форме подачи совпадает с брендом. Например, если речь идет о сети медицинских центров, то и содержание клиентского журнала для посетителей должно соответствовать их ожиданиям: материалы о здоровье, интервью с врачами разных направлений, информационные статьи о лечении заболеваний, о новинках с сфере медицины и т.д. Клиенты будут с удовольствием читать такое издание и непременно вернуться в центр снова, поскольку издание дает им четкое представление о том, кому они доверяют лечение себя и своих близких. Собственное клиентское издание – это не простая рекламная площадка. Это медиа-ключ к сердцам клиентов.
В нашей стране и раньше выпускалось не слишком много корпоративных журналов и газет. Чем можно обосновать необходимость выпуска корпоративного издания в нынешние кризисные времена?
Корпоративная пресса для персонала и/или партнеров и инвесторов (b2b) не слишком зависит от внешних экономических факторов, поскольку относится к тому типу изданий, необходимость в которых определяется компаниями не из вне, а внутри. Если предприятие на плаву и хочет усилить позиции в своем бизнес-сегменте, получить крупный заказ, заявить о себе в госструктурах, то целесообразность выпуска партнерского издания очевидна. Зачастую именно собственный партнерский журнал становится той малой толикой, которая позволяет предприятию пусть на один шаг, но все же опередить конкурентов.
А что касается клиентского издания, то это — реальный инструмент для экономии маркетинговых бюджетов именно в эпоху кризиса! Судите сами, компания получает собственное средство массовой коммуникации с потенциальными клиентами, разработанное четко под формат деятельности компании. Грамотно сделанное (учитывающее специфику аудитории и т.п.) b2c-издание превращается в действительно работающую рекламную площадку, эффективность которой очень легко контролировать и быстро реагировать на потребности клиентов. Не говоря уже об оптимальности расходов: выпуск современного глянцевого журнала тиражом 3000 тысячи экземпляров или газеты со 100 000 тиражом может быть соизмерим со стоимостью двух-трех рекламных роликов, прокрученных в телевизионном эфире вечернего прайм-тайм.
Сколько стоит издать корпоративный журнал или газету? По стоимости издания – все очень индивидуально, поэтому говорить о каких-то конкретных суммах сложно, многое зависит от полиграфических характеристик издания, от его толщины, тиража и т. д. В нашем издательстве есть специальный бриф-опросник, который заполняют наши клиенты. На основании этой информации, мы рассчитываем проект персонально для каждого заказчика с учетом всех его потребностей и пожеланий. В тоже время наши менеджеры стараются минимизировать расходы компании в тех пунктах, где это возможно без потери качества. Естественно глянцевый люксовый журнал, отпечатанный на дорогой бумаге будет требовать больших вложений, нежели многотиражная газета. Скажу, что самая затратная часть — печать и бумага.
А может ли корпоративное издание само себя окупать?
Корпоративные издания обычно не продаются, как это свойственно для стандартной периодики. Однако, если тематика и вид издания позволяют, оно вполне может начать извлекать прямую прибыль от размещения рекламы профильных товаров и услуг неконкурентных сторонних организаций. Прекрасный пример такого удачного совмещения прямой и косвенной прибыли – клиентское корпоративное издание сети ветеринарных клиник. Производители питания и аксессуаров для животных с большим удовольствием рекламируют свои товары на страницах специализированного журнала.
Может ли компания самостоятельно делать и выпускать свое корпоративное издание?Конечно, может. Но для этого в штате организации должны появится все необходимые сотрудники, которые будут работать над каждым номером — от верстальщика и корреспондента, до специалиста по маркетингу СМИ и распространения. Но это совершенно непрофильные службы для большинства компаний, которые никак не связаны с издательством. Не проще ли передать все эти функции на аутсорсинг компании, специализирующейся на услугах издательского сегмента? Я думаю, что в большинстве случаев, когда предприятие принимает решение о запуске корпоративного печатного проекта, лучше обратиться к специалистам.
Насколько мне известно, Вы работаете по договору аутсорсинга издательской деятельности. Расскажите о своем издательстве и о том, как функционирует этот вид аутсорсинга. Как давно Вы существуете и как происходит взаимодействие с клиентами?
Издательство корпоративной прессы «MediaPoint» основано при участии двух партнерских частных издательств «БелИнфоСлот» и «ИнфоСел». Более 15 лет мы выпускаем в свет периодические средства массовой информации. Накоплен колоссальный опыт работы в этой сфере.И сегодня мы предлагаем компаниям уникальную для Беларуси услугу – создание корпоративного издания «под ключ». В зависимости от целей и задач, которые будут поставлены, наши специалисты предложат Клиенту самый оптимальный вариант корпоративного медиа.Мы действительно работаем по договору аутсорсинга. Это очень удобный формат сотрудничества, когда в целях оптимизации бюджета, компания выводит непрофильную издательскую деятельность на аутсорсинг.
Наше издательство обладает всеми необходимыми ресурсами для подготовки и выпуска корпоративного средства массовой информации. Мы готовы взять на себя все издательско-редакционные функции – от дизайна и верстки до написания статей и взаимодействия с типографией, и полностью реализовать проект – от идеи и верстки журнала или газеты до готового печатного продукта.
Если Вы серьезно размышляете над выпуском корпоративного издания, но считаете это дело хлопотным и затратным. Позвоните нам, мы с удовольствием проконсультируем Вас по всем видам корпоративных СМИ. И мы уверены, Вы примите окончательное решение.
Наши контакты для связи:ЧУП "БелИнфоСлот"+375 17 262 74 94Skype - infoslotmediaE-mail — [email protected]Адрес офиса: 220005, Минск, Гикало 6-82Станция метро Якуба Коласа.
Издательство корпоративной прессы

www.leatherdraw.com







