Время показывать мебель лицом. Мебельный бизнес журнал официальный сайт
№1 (166), февраль 2018 г.
Уважаемые коллеги!
Журнал «Мебельный бизнес» открывает год по-настоящему программным номером.
«Тот, кто не сможет соответствовать глобальным изменениям потребительских предпочтений, — стопроцентный кандидат на вылет с рынка». Это цитата из интервью Владимира Седова — главного ньюсмейкера «МБ» № 1, 2018. Основатель «Асконы» и владелец группы компаний «Новые мебельные технологии» набросал массу провокационных тезисов и сделал неожиданные заявления, адресованные коллегам.
В разделе «Мониторинг» — редакционный отчёт об участии российских фабрик в Кёльнском салоне. Экспоненты оценивают собственные экспортные возможности и делятся своими внешнеторговыми «методиками».
Об эффективных маркетинговых интернет-стратегиях и качественном онлайн-продвижении продуктов рассуждают эксперты в аналитической статье «Пора показывать мебель лицом».
Три злободневных текста вы найдёте в разделе «Торговая площадь». Очерк «Это твоя территория» посвящён беспрецедентному сетевому проекту в Волгограде: местные розничные операторы умудрились построить вскладчину три крупных профильных торговых центра. Очерк «Феномен Отрадной» даёт представление о некоронованной мебельной столице Южного региона. В рамках публикации «Иду на сближение» разворачивается бескомпромиссная дискуссия между торговцами-импортёрами и отечественными поставщиками, нацеленными на импортозамещение.
Авторы раздела «Трендфорум» пытаются ответить на злободневный вопрос: чем отличается «умный» дом от дома «средних умственных способностей».
В разделе «Ближе к делу» предлагаем вниманию читателей эксперимент из разряда «Журналист меняет профессию». Спецкор «МБ» затерялся среди профессионалов, приглашённых на курсы в Учебный центр BLUM...
Подписчики «МБ» уже имеют возможность погрузиться в чтение. Специалисты рынка, которые ещё не подписались на «Мебельный бизнес», могут сделать это в любой момент.
мониторинг
внешние рынки
Четвёртые, но вторые
Кто на новенького?
Половина поляков настроена покупать мебель
в зеркале рынка
С «Заречьем» на высоте
Только игра по-крупному стоит свеч
Иду на сближение
Всё своё
Феномен Отрадной
Наши приоритеты в онлайне
отраслевая статистика
Четвёртые в негласном соревновании
бизнес-технологии
Это твоя территория
Время показывать мебель лицом
торговая площадь
реальный спрос
Не уверены, что уверены
Понедельник начинается в пятницу
Ивановы не спешат раскошеливаться
И хочется, и колется
партнёрство
Двусторонняя инициатива
региональная розница
И настало счастье
Новая жизнь ЦДМ
Говорим — ЧФМК, подразумеваем — мебель
Лучшие в Шатуре
trendforum
модные тенденции в мебельном дизайне
Ума палата
А нам — фиолетово
ближе к делу
комплектующие
BOYARD: оптимизм по всем направлениям
Уроки австрийского
Niemann возвращается
hot products
Push to open Silent от Hettich: функциональность нового поколения
LED NIKA: свет в чёрном цвете
Максимальное удобство с системой EINS2TOP от Ninka
Холлофайбер® СОФТ НГ: в огне не горит
«Платт»: управление формой
JET OPTIMA — оптимальное решение без компромиссов
«Перламутры и «Хамелеоны» от ARPA
оборудование
Bella Futuro by SCM
материалы
В новый год — с новыми силами
Бизнес с «Суртеко»: удобство, оперативность, широта предложения
Австрийцы на Курской
экспо
экспоанонс
В Питере — и везде
Дизайн для космополитов
«Замедлись и наслаждайся» — императив от CIFF
Социализация на IFEX
Сингапурская трилогия
Встречаемся в Куала-Лумпуре
экспоотчёт
Парижские акценты
Динамичное начало мебельного года
www.promebel.com
Время показывать мебель лицом — МБ, №166 — журнал «Мебельный бизнес»
мониторинг бизнес-технологииПрочтите об актуальных трендах digital-маркетинга сами — и дайте почитать вашему интернет-маркетологу.

Понимать и анализировать основные тенденции в сфере интернет-продвижения важно для любого бизнеса. На что следует обратить внимание мебельным компаниям? В актуальных трендах digital-маркетинга «Мебельный бизнес» разбирался вместе с экспертами из агентства цифровых коммуникаций Molinos. Прочтите сами — и дайте почитать вашему интернет-маркетологу.
Рынок интернет-рекламы продолжает наращивать объёмы ударными темпами. По данным Ассоциации комуникационных агентств России, за первые три квартала 2017 года ёмкость сегментов телевизионной и интернет-рекламы в нашей стране практически сравнялась. Весьма вероятно, что по итогам 2017 года, которые вот-вот будут объявлены, digital-сегмент впервые обгонит телевизионный.
«Ветер» в онлайне, однако, весьма переменчив. Колебания настроений интернет-аудитории напоминают движение маятника: за всплеском активности на том или ином направлении, как правило, следует пресыщение, выраженная потребность аудитории в новых формах и новом качестве взаимодействия, в том числе — с брендами. От интернет-маркетологов это, в свою очередь, требует постоянной корректировки курса, выхода в новые каналы, освоения новых инструментов продвижения, да и вообще — регулярного переосмысления онлайн-стратегии.
Казалось бы, ещё вчера первоочередной рекомендацией для любой товарной марки было: «Идите в онлайн, продвигайтесь там!» Но едва лишь бренды успели обзавестись собственными страницами в соцсетях и выстроить через них мало-мальские связи с аудиторией, а потребители уже бегут врассыпную — и не только из соцсетей.
Нынче, особенно среди молодёжи и людей среднего возраста (то есть основной массы активных потребителей), вошло в моду «лечиться» от интернет-зависимости. Люди отписываются от электронных рассылок, настойчиво падающих в почтовые ящики (сколь бы заманчивы ни были озвученные там спецпредложения), отключают уведомления в соцсетях, в браузере и мессенджерах, а то и вовсе выдёргивают роутер из розетки, переводят мобильные устройства в авиарежим на целый день, специально уезжают — в компании друзей либо в полном одиночестве — туда, где не ловит даже 3G. Интернет-детокс предлагают и туроператоры, готовые увезти вас на край света, «подальше от всех этих гаджетов», и кафе-бары-рестораны, которые всё чаще отказывают в предоставлении Wi-Fi на своей территории, помещая тем самым клиентов в безвыходную ситуацию — неизбежного живого общения друг с другом.
При такой конъюнктуре тактика «ломового» продвижения в онлайне работать не может. Да и сам онлайн уже давно — не просто компьютер, подключённый к Интернету. Чего только не используют люди сегодня, чтобы взаимодействовать с цифровым контентом: компьютеры и лэптопы всех мастей, смартфоны, планшеты, навигаторы, часы, медиаплееры, электронные книги, игровые приставки, устройства для рисования и многое другое. Выражение «Интернет из каждого утюга» перестало быть шуточным.
При таком разнообразии инструментов и каналов коммуникации недостаточно просто «прийти в онлайн» — важно сформировать комплексную стратегию продвижения в обширной digital-среде, определить, где и как развёртывать свои (так или иначе ограниченные) ресурсы, чтобы это продвижение оказалось максимально эффективным.
1. Привлекаем инструменты сквозной аналитики
К коммуникациям в цифровой среде эксперты рекомендуют подходить взвешенно, с «аптечной» скрупулёзностью. Поэтому сквозная аналитика — важнейший инструмент в арсенале интернет-маркетолога.
Его величество Знание — ключ к решению всех задач, в этом нет никакой новости, — комментирует Владимир Поваров, маркетолог агентства цифровых коммуникаций Molinos. — Но в последнее время, благодаря развитию систем сбора и обработки данных, знание приобрело особенно высокую ценность. Свою роль в этом сыграли и поисковые системы, которые за прошлый год внедрили много нового. Рекламодатели хотят более чёткого понимания эффективности своих рекламных активностей — и ответом на их желание становится развитие аналитики: от затрат на рекламу до фактической прибыли от продаж. Для полного анализа уже недостаточно данных с одного сайта — нужно собирать, обрабатывать и анализировать данные из социальных сетей, CRM-системы, колл-трекинга. Увеличение числа обрабатываемых каналов влечёт за собой развитие сервисов, которые способны брать на себя задачи по сбору, обработке и визуализации этих данных. Весь объём полученной информации должен лечь в основу эффективной стратегии продвижения бизнеса в диджитал-среде».
2. Делаем ставку на хорошую визуализацию
С ростом числа доступных метрик и увеличением объёмов информации, которую можно учитывать при настройке рекламных кампаний, развиваются и системы автоматизации. Тут речь идёт уже не просто об автоматизации работы с данными, но о системах автоматического управления самой рекламной кампанией — например, контекстной.
«Большинство изменений, о которых мы говорим сегодня применительно к онлайну, связаны с изменениями в психологии поведения, потребления информации пользователями, — подчёркивает г-н Поваров. — На людей обрушивается мощный поток информации, у них не хватает времени и терпения, чтобы читать, например, контекстные объявления. Это обусловило рост популярности медийно-контекстных баннеров: пользователям гораздо удобнее видеть «дорожные знаки», чем вчитываться в текст. Как следствие, растёт значимость креативной составляющей — в визуализации рекламы, в графическом оформлении сайтов, страниц в социальных сетях, да и вообще любых постов».
Если вы продаёте красивую мебель, показывайте потребителю товар лицом, — советует Нина Зеленко, ведущий специалист по контекстной рекламе Molinos. — Делайте ставку на картинку. Сейчас время, когда пользователи намного больше готовы к восприятию образов, нежели текстов. Красивые фотографии сегодня продают как никогда! Это касается и качественного контента на вашем сайте, и баннеров в рекламных кампаниях. В Яндекс.Директе есть такой классный инструмент — смарт-баннеры, картинки с прокруткой в виде карусели, которые демонстрируются по правилам динамического ремаркетинга: то есть на сайтах из рекламной сети выводятся баннеры с изображениями именно тех товаров, которые пользователи просмотрели на вашем сайте ранее. Яндекс постоянно дорабатывает свои инструменты, и, например, в декабре 2017-го у интернет-магазинов одежды появилась возможность добавлять на смарт-баннеры информацию о цветах, размерах, материале товара. Уверена, что в скором времени подобная доработка появится и для магазинов мебели».

3. Задействуем новые технологии в мобильной среде
Два года назад, по данным Euromonitor, уже 40% домохозяйств по всему миру имели в своём распоряжении хотя бы один смартфон. Этот показатель постоянно растёт: к 2030 году доля таких домохозяйств превысит 80%. И хотя компьютеры пока ещё доминируют среди устройств, с которых совершаются финансовые транзакции в онлайне, смартфоны быстро «отъедают» долю: так, мобильная коммерция на десяти самых интенсивно развивающихся рынках (включая Россию) будет прирастать до 2020-го в среднем на 28,4% в год, тогда как заказы с компьютеров в этих же странах прибавят в среднем по 4,7% в год. Интересно, что уже сегодня потребители из развивающихся стран гораздо больше склонны совершать покупки со смартфона, нежели жители развитых государств.
Постоянная доступность (смартфон всегда под рукой) — причина невероятных виражей потребителя на, казалось бы, предсказуемой дороге продаж. Большинству брендов, которые продвигаются в онлайне, ещё только предстоит разобраться в хитросплетении факторов, управляющих поведением клиентов, вооружённых мобильными устройствами. В целом же можно сказать, что прозрачность всех процессов и удобство интерфейса здесь — главные требования.
Барьеры, которые могут встать между потребителем и продвигаемым брендом, различны в зависимости от используемых устройств и демографической группы. Так, небольшой размер экрана зачастую делает взаимодействие с брендом неудобным для владельцев смартфонов, тогда как на планшете этот фактор менее значим. Молодые потребители могут быть разочарованы медленной загрузкой сайтов, а потребители постарше особенно озабочены проблемами безопасности и конфиденциальности личных данных.
«Ваш сайт должен быть одинаково удобен для работы как со стационарного компьютера, так и с любого смартфона или планшета, — комментирует Владимир Поваров. — Новым трендом это назвать сложно — вопрос адаптивности сетевых ресурсов стоит перед рекламодателями уже пару лет. Но мобильные технологии развиваются семимильными шагами, поэтому он не теряет актуальности. В наше время смартфон — не только средство коммуникации, но и полноценное рабочее место, и игровая платформа. Новые формы взаимодействия с потенциальным потребителем — Augmented Reality и Virtual Reality — обрели популярность именно благодаря мобильным технологиям. Наиболее простой вариант реализации этих технологий можно увидеть в мобильном навигаторе: он не только проложит путь из точки А в точку Б, но и покажет ближайшие кафе, магазины и т. п. Использование дополненной и виртуальной реальности — эффектный, впечатляющий способ презентовать продукт или услугу».
4. Интегрируем онлайн — в офлайн
Почти круглосуточное присутствие потребителей в онлайне и растущее количество подключений к digital-среде через различные устройства имеют ещё одно следствие: границы между офлайн- и онлайн-потреблением постепенно стираются. С одной стороны, бизнесу это сулит всё больше возможностей для взаимодействия с потенциальными покупателями (больше устройств — больше каналов коммуникации). С другой стороны, заставляет искать точки соприкосновения онлайна и офлайна, с целью повысить их синергию.
«Понимать, каким образом коммуникации в онлайн-каналах влияют на решение посетить офлайн-точку, для анализа сегодня так же важно,как и число посетителей сайта. Я уверен, что такие метрики очень скоро займут прочное место среди обязательных показателей эффективности маркетинга», — говорит г-н Поваров.
5. Взвешенно подходим к коммуникациям в соцсетях
Уровень мастерства, который требуется сегодня от SMM-специалиста, тем выше, чем сильнее его зависимость от политики площадки — социальной сети, через которую продвигается бренд. В начале года SMM-сообщество всколыхнуло известие из компании Facebook, которая всерьёз озаботилась «гигиеной» информационного поля на своей территории. Марк Цукерберг объявил об изменении алгоритма формирования ленты пользователей Facebook: по его словам, в последнее время контент компаний и брендов здесь чрезмерно преобладал над личным, персональным контентом, что затруднило личное общение между пользователями; поэтому отныне алгоритмы Фейсбука будут поощрять значимые социальные интеракции, а не выдачу релевантного контента. Некоторые эксперты уже окрестили эти изменения «настоящей катастрофой» для брендов и целых отраслей, которые имели значительный профит и органический трафик благодаря умело выстроенному контенту.
Впрочем, независимо от возможностей, которые предоставляет та или иная соцсеть, на пути к потребителю существуют и вполне естественные, психологические барьеры. Дело в том, что при различных формах взаимодействия с целевой аудиторией меняется уровень психологического комфорта, ощущение privacy, всё более важное в условиях повальной интернет-«интоксикации».
Одним из базовых трендов в социальных сетях стало, например, то, что пользователи предпочитают пассивное, а не активное вовлечение в маркетинговые акции брендов. Залайкать / подписаться на страничку компании требует минимальных усилий (тем более если страница обещает какие-то «плюшки» — в виде специальных предложений, скидок, промокодов для своих подписчиков). А вот там, где от потребителя ждут, что он поделится информацией о товаре или услуги с друзьями, — вовлечение резко падает.
По статистике, которую приводит Euromonitor, всего один из трёх пользователей соцсетей когда-либо за свою жизнь «делился» публикацией конкретного бренда с друзьями в соцсетях. И только двое из десяти когда-либо размещали фотографию, на которой запечатлён конкретный продукт конкретной торговой марки.
Нежелание массовой аудитории промоутировать чьи-либо бренды своими руками — важный аспект, который следует учитывать в корпоративном интернет-маркетинге. Но это вовсе не означает, что от продвижения в соцсетях можно отказаться вовсе. Напротив, с усложнением задачи её решение способно принести ещё больший профит компании, которая с этой задачей успешно справится. В таких условиях брендам, скорее, необходимо выстраивать более личный, персонализированный контакт с потребителем.
Специалисты Molinos недавно разработали майндмэп — подробную схему, стилизованную под карту метро, с концентрированной информацией на тему SMM. Читатели «Мебельного бизнеса» могут использовать этот материал как дорожную карту / чек-лист в продвижении через соцсети. Скачать карту в высоком разрешении можно по ссылке: molinos.ru/about/blog/karta-smm.
6. Не бросаем потребителя после размещения заказа
Ещё одна характерная примета времени — яркие, впечатляющие промокампании в Интернете, в которых, казалось бы, учтено всё: чётко сегментирована целевая аудитория, детально проработаны «аватары» пользователей, подобраны эффектные визуальные образы, креативно исполнены рекламные объявления, как результат — вал заказов от клиентов... А на странице бренда — самые негативные оценки товара и услуг от тех, кто ими воспользовался.
Наиболее распространённые жалобы связаны с несвоевременной доставкой — срывом заявленных сроков курьерской службой, недокомплектом поставленных товаров, молчанием или «отписками» со стороны службы поддержки клиентов.
Перекрыть клиентам возможность оставлять отзывы в публичном пространстве — не выход в такой ситуации. Неважно, реализуется ли товар через собственный интернет-магазин или на маркетплейсе, есть ли на сайте или на странице в соцсетях открытая система рейтинга с возможностью оставить развёрнутый отзыв и оценку в «звёздочках», либо компания предварительно модерирует все сообщения, отсеивая негативные, — люди всё равно найдут способ поделиться друг с другом опытом взаимодействия с вашим брендом.
Поэтому важнейшим и наиболее ответственным этапом в продвижении товара или услуги становится то, что происходит уже после конверсии: то есть исполнение обещаний бренда после того, как потребитель откликнулся на рекламную кампанию и всё-таки разместил заказ.
Качественная доставка, которая не вызовет нареканий, а в случае с мебелью ещё и работа сборщиков, критически важны для брендов, работающих по всему миру. Но особенно — в тех странах, где у потребителей ещё не сформировалось безусловного доверия к электронным каналам продаж, а стандарты сервиса недостаточно отрегулированы.
Пример компании, которая сделала качественную доставку одним из своих главных конкурентных преимуществ — китайская Alibaba Group, передовик мировой онлайн-торговли. На заре своего существования Alibaba пользовалась услугами внешних логистических компаний. Позднее сформировала собственную дистрибуторскую сеть — чтобы обеспечить доставку товара в безупречном виде и чётко в заявленные сроки.
Далеко не каждая марка, продвигаемая в онлайне, может выстроить полноценную логистическую систему с нуля. Но всё-таки учитывать предпочтения клиентов в отношении качества и сроков доставки, выбирать надёжных партнёров по логистике, которые смогут эти ожидания оправдать, — совершенно необходимо.
7. Мыслим шире
Если говорить об интернет-продажах (стимуляция которых является целью большинства промокампаний в онлайне), то эффективная e-commerce сегодня — задача гораздо более сложная, чем открытие традиционного магазина в действующем торговом центре. Открывая офлайн-точку, можно подобрать для неё выгодную локацию подальше от конкурентов. В Интернете по-другому: придётся убедить потенциальных клиентов совершить покупку именно у вас, а не у конкурентов. И ценовые аргументы тут работают далеко не всегда: брендам приходится конкурировать за потребителей, формируя в их глазах дополнительные ценности, а главное — выстраивая более тесные, доверительные отношения с клиентом.
Онлайн-рынок уже «оброс» таким количеством аспектов, так много факторов необходимо принимать во внимание, выстраивая сбыт через Интернет, что сам формат этого бизнеса быстро масштабируется. По-настоящему успешная торговля в Сети не ограничивается «просто» интернет-магазином. Это лишь поначалу веб-руминг (просмотр товаров на сайте продавца) выступал удобной альтернативой шоу-румингу (традиционному походу в офлайн-магазин). Сегодня ведущие онлайн-ритейлеры развивают другие — комплексные и весьма дорогостоящие — бизнес-модели, которые получили название цифровых экосистем, Digital EcoSystems.
Помимо собственно коммерческих платформ, сюда включают финансовые услуги (глобальные и собственные платформы для совершения платежей, кредитные продукты), кроссплатформенную монетизацию, логистику, облачные дата-центры, системы автоматизированного маркетинга и обработки данных, роботизацию, социальную активность бренда, private labels, всевозможные медиапродукты, геймификацию, партнёрские проекты с игроками смежных рынков и многое-многое другое. Примером такой сложной цифровой экосистемы выступает, опять же, китайская Alibaba Group (подробный бизнес-кейс компании читайте в одном из следующих номеров «Мебельного бизнеса»).
8. Бизнес вокруг потребителя, а не вокруг технологий
На пути онлайн-продвижения эксперты советуют не терять голову: далеко не все потребители — отъявленные технофилы и охотники за digital-новинками. Преодолевая страхи, опасения или равнодушие основной массы пользователей, бренды в онлайне должны убедительно показать, каким образом они могут сделать их жизнь лучше. И для каждого отдельно взятого потребителя цепочка таких доказательств будет своя.
«Мебель — один из тех товаров, которые можно выбирать месяцами, — констатирует Нина Зеленко. — По нашему опыту, прежде чем заказать, например, диван, пользователи могут заходить на сайт до тридцати (!) раз. Именно поэтому в мебельной тематике важно отслеживать всю цепочку переходов пользователя на сайт. А при распределении бюджета между рекламными каналами — смотреть не на последнее взаимодействие пользователя с сайтом (чаще всего это прямой заход или брендовый трафик), а на всех «доноров» трафика, строить отчёты по ассоциированным конверсиям и использовать разные модели атрибуции для различных источников трафика.
Посудите сами. Если бы пользователь не увидел вашей группы в Facebook — он никогда бы не узнал о вашей компании. Если бы ретаргетинговая компания в Сети не догнала его объявлением о скидке — он не вернулся бы на ваш сайт, — и так далее. Важен каждый элемент в этой цепочке, каждая остановка на пути пользователя к совершению покупки. Анализируя все эти данные, — и только так, — вы можете быть уверены, что приведёте пользователя к покупке, а не потеряете на полпути».
«Тема трендов в digital-среде весьма обширна, — подытоживает Владимир Поваров. — Можно ещё много говорить о развитии, о качественных изменениях в сфере email-маркетинга, об омниканальности обслуживания, о развитии нейросетей и искусственного интеллекта, о пользе чат-ботов. Но всё-таки сбор важнейшей пользовательской и рыночной информации, её понимание и анализ, планирование на основе полученных данных — это 80 процентов успеха вашего интернет-маркетинга».
Артём Васильев
10 марта 2018 (№166)
читайте также 23 мая 2018 Рекомендовано для мебельных интернет-магазиновЭксперт агентства Registratura.ru предлагает 10 метрик для оценки эффективности интернет-магазина.
19 апреля 2018 Амазонская высьЛидер мировой интернет-торговли готовит мощный рывок на мебельном направлении.
13 марта 2018 Это твоя территорияВолгоградский девелопер консолидирует местную мебельную торговлю, уступая ей часть собственности.
16 октября 2017 Феномен AshleyБизнес-кейс Ashley Furniture – крупнейшей мебельной компании мира – достоин того, чтобы изучить его в подробностях.
31 мая 2017 «ЕврАз-Логистик» видит смысл в консолидацииКомпания «ЕврАз-Логистик» предлагает калининградским мебельным фабрикам объединить их логистические потоки.
www.promebel.com
Эффективно управлять мебельным производством. Как?
мониторинг бизнес-технологииЭксперт в области IT-консалтинга и автоматизации учёта на мебельных предприятиях даёт рекомендации по привлечению наёмного директора по производству и расчёту мотивационных схем.

Сергей Мироненко, генеральный директор компании «Авиант»
Многие мои клиенты жалуются, что им часто приходится менять директоров производства. Не мне вам рассказывать, какое хлопотное и энергозатратное это дело! В чём причина, почему так происходит? Может, сказывается отсутствие грамотных управленцев на рынке? Или российский бизнес для этого в принципе слишком молод? А может, дело в завышенных ожиданиях, в неверной оценке того, что и как должен уметь делать топ-менеджер на этой должности? Или же отсутствует понимание того, как управлять производством, причём сразу у обоих — у нанятого топ-менеджера и его нанимателя?
Думаю, всё это сказывается — в той или иной мере. Но, пожалуй, самое главное, что тормозит успехи директора по производству и приводит к чехарде со сменой топ-менеджеров, — это отсутствие понимания, как таким директором управлять. Предлагаю читателям «Мебельного бизнеса» несложную методику: как начать самостоятельно выращивать или привлечь толкового наёмного директора по производству.
Для начала давайте подробнее опишем процесс производства на мебельном предприятии. Начинается всё с элементарного расчёта плановой себестоимости продукции и оценки текущих мощностей. Только после того, как мы поняли, сколько и за сколько мы в состоянии производить, можно определиться с типом производства, которому мы будем следовать: серийное либо заказное. Случается, правда, что один директор управляет сразу двумя направлениями.
Далее необходимо решить, какими способами планирования производства мы будем пользоваться. Здесь открывается много возможностей, но в конечном счёте они зависят от спецификаций конкретного готового изделия. В мебельном производстве часто используется понятие «упаковка», и у каждой упаковки возникает своя спецификация; сам готовый продукт появляется уже после окончательной сборки на месте у клиента.
После того как мы прописали процесс изготовления «упаковок» и их спецификации, можно определять горизонты планирования. Чаще всего используют методы планирования по сменам и общецеховое планирование на месяц.
В тот момент, когда вы принимаете решение о планировании своего производства, попробуйте руководствоваться требуемым уровнем детализации учёта внутри производственного цикла. Тут важно следующее: чем ниже уровень требуемой детализации, тем выше будут трудозатраты по учёту такого производства. Нужно также отдавать себе отчёт в том, зачем вам, собственно, эта детализация нужна. Задача упрощается, если вы будете использовать роботизированные линии — они могут интегрироваться в любую систему учёта и учитывать информацию без дополнительных трудозатрат.
Теперь остаётся лишь выделить затраты, которые будут касаться непосредственно производства. Для этого лучше составить отдельную таблицу и постараться учесть в ней всё, что напрямую или косвенно связано с производством. И здесь — внимание! — важно понять, какие именно затраты войдут в производственный цикл. Почему? Потому что это ограничит рамки нашего производства и покажет, где, собственно, заканчивается ответственность директора, за что именно он отвечает.
Наконец, имея на руках методы планирования, схему расчёта себестоимости изготовления продукции, перечень статей затрат, расчёты мощностей производства, решение об уровне детализации учёта, — можно создавать мотивацию для директора по производству. Да, именно создавать мотивацию, а не открывать интенсивный и беспорядочный смотр кандидатов на эту позицию.
Мотивация — единственный действенный механизм, который позволит вам управлять топ-менеджером и достигать поставленных целей. Мотивация должна быть согласована со стратегией развития вашего предприятия, стратегией бизнеса в целом. Многие бизнесмены не проводят логических связей между стратегией и мотивацией персонала, а потом удивляются: почему, казалось бы, квалифицированные топ-менеджеры не показывают требуемых результатов? Обратите на это внимание: проследите, насколько мотивационная схема для вашего топ-менеджера соответствует обозначенной вами же стратегии бизнеса.
Основываясь на своём опыте, я выделяю два базовых типа стратегий, которые присутствуют на рынке: стратегия развития и расширения рыночного присутствия; стратегия поддержания бизнеса, или его выживания. Первая характеризуется тем, что упор делается на инвестиционные затраты и грамотное управление финансовыми ресурсами. Вторая — антикризисная стратегия выживания — больше заточена на управление ключевыми затратами и их снижение. В той или иной фазе развития бизнеса эти стратегии сменяют друг друга. Причём под каждую из них требуется смена мотивационных схем, которые поддерживают в топ-менеджерах стремление к достижению целей в рамках данных стратегий.
Чтобы определить чёткую мотивацию для топ-менеджера, стоит в первую очередь сформулировать ключевые показатели его деятельности. Иными словами — показатели успеха в той части бизнеса, которую вы ему делегируете. Важно чётко обозначить управленцу зону его ответственности. Топ-менеджер должен понимать, где находится то поле, на котором он будет принимать решения. Также топ-менеджер должен увидеть зависимость между ошибками, которые он может совершить, и своим личным результатом.
Все понимают, что настоящий топ-менеджер — человек амбициозный. Он способен ставить цели самостоятельно. И поэтому в мотивационной схеме ему должна быть предоставлена такая возможность.
Как наладить доверительные отношения между собственником и директором по производству? В этом помогут системы автоматизации учёта, делающие более прозрачной и понятной отчётность по показателям работы директора. Более того, наличие единой системы автоматизированного учёта ещё жёстче связывает показатели директора по производству с показателями других участников бизнес-процесса.
Какие же это показатели? Среди основных можно выделить плановую и фактическую себестоимость продукции, количество брака в выпускаемой продукции, полноту и равномерность нагрузки на производственные мощности, время на изготовление единицы продукции, рост объёмов выпуска. Именно эти показатели стоит внести в схему расчёта мотивации для вашего директора по производству. Директора, которым вы сможете эффективно управлять. А он, в свою очередь, задержится на вашей фабрике дольше, чем предыдущие, и сможет добиться гораздо больших успехов в управлении производственным процессом.
29 марта 2013 (№117)
www.promebel.com











