Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением отдельных предметов. Методическая работа в школе журнал
Методическая работа в школе
Основные направления научно-методической работы:Обновление содержания образования, осуществление системно-деятельностного подхода в образовании, создание системы мониторинга как инструмента управления качеством образования, обеспечение информационной открытости школы, совершенствование профильного обучения, поиски и апробации современных педагогических технологий; обучение педагогических кадров, повышение их методического мастерства.Формы методической работы:- тематические педсоветы: «Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика», «Комплексная безопасность образвоательного учреждения», «Современный урок – современный учитель», «Одаренные дети: реалии, проблемы, перспективы», «Цели, задачи и функции мониторинга в условиях модернизации образовательной системы школы», «Работа школы по формированию школьников ценностного отношения к здоровью», «Влияние образовательной среды на процесс социализации обучающихся», «Стили педагогического общения»;- научно методические советы; - педагогические ассамблеи;- предметные кафедры и работа временных творческих групп педагогов- Дни открытых уроков; - Дни ДРК : «Методы активного обучения как средство развития и самореализации личности в учебно - воспитательном процессе», «Методологические основы Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения», «Использование на уроках современных педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный, компетентностный личностно - ориентированный и проблемно-ориентированный подходы», «Пути повышения эффективности образовательного процесса на основе компетентностного подхода как ресурса качественного образования»;- организация и контроль курсовой подготовки педагогов;- аттестация педагогических кадров;- взаимопосещение уроков;- педагогический мониторинг;- обобщение опыта педагогической деятельности.- реализация компонентов воспитания:• развитие ученического самоуправления, • художественно-эстетическое творчество;• учебно-исследовательская деятельность как приобщение к ценностям научного познания мира;• технологическое творчество как ситуация включения в компетентностное освоение целостного опыта решения прикладных проблем;• туристско-краеведческое творчество как средство самоидентификации в региональной культуре;• физкультурно-спортивное творчество как погружение в ценности физической культуры и спорта
ramsch22.edumsko.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
1. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства. Перед руководителем методической службы школы стоит задача помочь учителю углубить различные аспекты его профессиональной подготовки. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической работы должен предшествовать глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.
План анализа методической работы:
1. Статистика педкадров по образованию, стажу, возрасту, квалификационным категориям.
2. Обеспеченность школы педкадрами.
3. Анализ работы методсовета, предметных кафедр, творческих лабораторий и
других форм методических объединений педагогов, направленных на повышение
квалификации педкадров.
4. Актуальность тем педсоветов, семинаров, конференций, педагогических чтений и других форм работы.
5. Итоги работы над методической темой, использование достижений педагогической науки.
6. Работа с молодыми специалистами.
7. Аттестация, ее итоги, результаты.
8. Использование в педагогической практике новых учебных программ, работа с альтернативными учебниками.
9. Развитие творческого потенциала педагогов.
10. Анализ основных недостатков в организации и проведении методической работы в школе.
11. Задачи на новый учебный год (исходя из анализа нерешенных проблем).
Составляя анализ состояния методической работы школы, не стоит пренебрегать такими требованиями, как:
ü четкость построения плана работы по блокам и разделам;
ü логическая последовательность изложения;
ü аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом;
ü точность оценок, исключающих субъективизм;
ü доказательность выводов;
ü четкость и педагогическая обоснованность предложений;
ü обязательное применение наглядности: графики, таблицы, диаграммы.
Используя различные методы при анализе состояния школьной методической работы: анкетирование, исследования, такие, как наблюдение за учителем на уроке, собеседование с ним, отслеживание роста креативности педагога, заполнение индивидуальных карт профессиональных затруднений учителя, опрос мнения учителей (какие вопросы теории они хотели бы изучить на семинарах, на заседаниях кафедр и творческих лабораторий), зам. директора получает возможность спланировать содержание и формы методической работы с учетом профессионально-личностных особенностей педколлектива (см. приложение).
2. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Наиболее приоритетные направления методической работы:
1) обеспечение управления образовательным процессом в школе;
2) обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом методической темы школы;
3) информационное обеспечение образовательного процесса, издательская деятельность;
4) обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта;
5) обеспечение внеклассной работы по учебным предметам;
6) обеспечение контрольно-аналитической экспертизы;
Для управления работой нами создана такая модель методической службы, которая обеспечивает реализацию поставленных задач.
Главным центром, координирующим всю методическую работу школы, является методический совет.
В школе функционируют пять кафедр (гуманитарного цикла, естественно-математического цикла, иностранных языков, кафедра здоровья, культуры и спорта, кафедра воспитания), а также три творческие лаборатории («Разноуровневой дифференциации обучения», «Научно-практическая лаборатория по экспериментальному внедрению новых и передовых технологий образования», «Диагностическая лаборатория»), три методических объединения классных руководителей - «Экология и мы» (5-6-е классы), «Подросток и закон» (7-8-е классы), «Моя профессия» (9-11-е классы).
Каждая из кафедр и творческих лабораторий работает над своей темой, которая напрямую связана с единой методической темой школы. Все эти звенья методической службы имеют свои планы и осуществляют работу под руководством заведующих кафедрами или руководителей творческих лабораторий. Правильное определение темы и задач кафедр и творческих лабораторий поможет выбрать содержание и формы организации работы с теми или другими объединениями педагогов. Формулируя цели и задачи, надо помнить, что они определяют структуру методической службы, взаимосвязь всех ее звеньев.
Для успешной реализации задач, поставленных перед каждым звеном методической службы, разработаны положения, определяющие их цели, содержание деятельности, права и обязанности.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системы принадлежит научно-методическому совету. Он призван координировать работу различных служб школы и творческих педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в школе на научной основе. Научно-методический совет является главным консультативным органом школы по всем вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса. Возглавляет методический совет в нашей школе заместитель директора по научно-методической работе. Членами совета являются заведующие предметными кафедрами, руководители творческих лабораторий и творческих групп, психологи, валеолог, социальный педагог. Заседания научно-методического совета проводятся каждый учебный период и, как правило, предшествуют заседаниям кафедр и творческих лабораторий, так как на методический совет выносятся важные вопросы, связанные с управлением образовательным процессом школы, вырабатываются предложения по их реализации. А затем эти предложения предваряются в жизнь предметными кафедрами, творческими лабораториями, психолого-валеологической службой. Вот почему в нашем плане методической работы школы вслед за работой научно-методического совета планируется работа предметных кафедр.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КАФЕДР:
¿ 1.Организация исследования, анализ, координация и коррекция v работы членов кафедры по проблемам образовательной деятельности школы, повышение уровня квалификации педагогов, а также уровня обученности, воспитанности и развития учащихся.
Предметные кафедры объединяют педагогов одной специальности или смежных дисциплин (например, кафедра гуманитарного цикла, кафедра иностранных языков и другие), ориентированных на экспериментальную деятельность. Заведующий кафедрой назначается методическим советом из числа высококвалифицированных педагогов, глубоко заинтересованных в решении проблем школы. Планирование работы осуществляется заведующими кафедрами с учетом рекомендаций кураторов кафедр, которыми являются заместители директора. В нашей школе это стало возможным, потому что при комплектовании педагогического коллектива мы стремились к тому, чтобы администрацию школы представляли специалисты по разным учебным предметам.
¿ 2.Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом основных направлений опытно-экспериментальной работы школы.
Здесь вся методическая учеба ведется и с педколлективом в целом, и с отдельными учителями.
Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно возрос за последние два года, благодаря активному участию учителей в постоянно действующем семинаре «Технология модульного обучения», теоретических и практических семинарах, педагогических и психологических лекториях.
Поиск эффективных связей педагогической теории и школьной практики осуществляют «Научно-практическая лаборатория по экспериментальному внедрению новых и передовых технологий образования», «Творческая лаборатория разноуровневой дифференциации» и «Диагностическая лаборатория». Изучение новых технологий, разработка программ эксперимента, отслеживание результатов экспериментальной деятельности, выработка рекомендаций педагогам школы - вот ряд основных задач, которые решают творческие лаборатории (ТЛ). Совещания, заседания, семинары, проводимые творческими лабораториями, носят открытый характер: на них, как правило, собирается весь коллектив. Результаты работы учителей и руководителей ТЛ в конце учебного года сдаются в методический кабинет. Это описание передового опыта учителей, разработки уроков, методические материалы, дидактические пособия.
Однако в системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. Поэтому залог успешной работы - это тесный контакт администрации с учителями, четкое представление об их творческих возможностях, человеческих качествах, интересах, стремлениях, профессиональных трудностях. Мало спланировать и организовать методические мероприятия (консультации, семинары, практикумы), надо включить в работу и самих педагогов. То есть при планировании работы исходить не из собственного представления о профессионализме сотрудников, а из видения учителем проблем своей подготовленности и педагогической деятельности.
С учетом уровня профессиональной подготовки, который сами педагоги определили для себя на основе анкетирования, все учителя школы были поделены на три группы:
1) группа молодого учителя;
2) группа совершенствования педагогического мастерства;
3) группа высшего педагогического мастерства. Каждой группе оказывается практическая помощь по вопросам профессиональных затруднений в виде памяток, методических рекомендаций, подбора справочного материала на запросы учителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации.
¿ 3. Оказание помощи учителю в работе по самообразованию.
В начале каждого учебного года вниманию педагогов предлагается перечень возможных тем для самообразования, непосредственно связанных с методической темой школы. Каждая кафедра готовит список литературы, делает обзор предметных газет и журналов - это помогает учителю сориентироваться в потоке педагогической информации и подобрать материал для работы над своей темой. На первый учебный период (в то время, когда учителя выбирают темы для самообразования) планируется индивидуальная помощь педагогу в виде памяток, консультаций, занятий: «Как выбрать тему для самообразования», «Как работать над методической темой», «Как оформить творческий отчет по самообразованию».
Особого внимания требуют молодые учителя, которые с первого учебного дня должны включиться в интенсивный ритм образовательного процесса и у которых еще не хватает опыта и профессионализма. Задача заведующих предметными кафедрами подумать о наставничестве и обеспечить им поддержку и квалифицированную помощь со стороны коллег-предметников. Поэтому в плане работы предметных кафедр обязательным является раздел «Работа с молодыми специалистами».
Повышению квалификации педагогов способствует и работа аттестационной комиссии школы, которую возглавляет в нашей школе заместитель директора по методической работе.
План работы председателя аттестационной комиссии может быть отдельным, а может включаться в план научно-методической работы школы в раздел «Работа с аттестуемыми учителями».
¿ 4.«Информационное обеспечение образовательного процесса, издательская деятельность».
Администрация должна обеспечивать учителя материалами, необходимыми в его постоянном труде: методическими рекомендациями, памятками, таблицами, пособиями, справочными материалами и пр. В методическом кабинете необходимо создать банк информационных материалов, способствующих обновлению образовательного процесса школы: «Методика проведения адаптивного урока», «Методики коллективного способа обучения», «Технология модульного обучения», «Технология развивающего обучения», «Технология уровневой дифференциации обучения», «По следам методической учебы», «В папку учителя» и т.п.
¿ 5. «Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта».
Выявить творческий потенциал учителя, изучить его опыт, увидеть в нем ценность для других педагогов коллектива, наладить тесное сотрудничество между отдельными членами коллектива и группами работников - это далеко не простая задача для руководителя методической работой. Нужно создать такую образовательную среду, в которой одни учителя получали бы необходимый им передовой педагогический опыт, а другие - возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала. Создать необходимую среду помогают такие формы методической работы, как творческие отчеты учителей по темам самообразования, открытые уроки аттестуемых учителей, проведение «Дней мастерства», «Ярмарок методических идей», праздников «Лучшие уроки года», «Круглые столы» по обмену опытом.
¿ 6. «Обеспечение внеклассной работы по учебным предметам».
Цель: создать условия для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы внеклассной работы по предметам.
Привычными для учащихся школы стали такие традиционные формы внеклассной работы, как проведение предметных недель, олимпиад, праздников, юбилеев известных писателей и ученых. Постепенно осваиваем и вводим в практику школы новые формы внеклассной работы с одаренными учащимися. Так, для ребят, стремящихся совершенствовать свои знания в разных областях науки и приобрести умения и навыки исследовательской деятельности, мы создали научное общество учащихся. А ребят, проявивших склонности к журналистской деятельности и обладающих навыками письменной речи, объединил клуб «Журналист». Расширяя и совершенствуя работу с одаренными учащимися, планируем в следующем учебном году провести интеллектуальный марафон, чтобы дать возможность ребятам проверить общую эрудицию и проявить свои способности.
¿ 7. «Обеспечение контрольно-аналитической экспертизы».
Без серьезного, глубокого анализа систему работы не построить. Любой управленческий цикл состоит из:
v анализа работы;
v планирования;
v организации;
v регулирования;
v контроля;
v коррекции.
Для успешного осуществления методической работы в школе контроль следует проводить в течение всего учебного года. Он должен выявлять степень реализации задач, поставленных перед коллективом, помогать своевременно регулировать и корректировать уровень профессионального мастерства учителя, а также отслеживать динамику развития педколлектива.
Направления контроля организации методической работы в школе:
ü состояние и результативность методической работы в школе;
ü эффективность и действенность управления методической работы;
ü уровень профессиональной компетентности учителя;
ü состояние и эффективность инновационной работы;
ü раскрытие творческого потенциала учителей;
ü sсоздание материальной базы учебных кабинетов.
Данные собираются и классифицируются по определенной системе, созданной руководителем методической службы. Таблицы, сетевые графики, диаграммы по контролю за процессом развития педагогического коллектива представляют собой базу данных, которая поможет сделать глубокий анализ и своевременно осуществить коррекционную работу, направленную на устранение недочетов.
Очень важно, чтобы педагогический мониторинг не был делом одной администрации. В организации сбора, хранения, обработки информации о деятельности педагогического коллектива должны участвовать руководители творческих лабораторий, заведующие кафедрами и сами учителя. Поэтому мы стараемся обучить каждого учителя самодиагностике успешности своей педагогической деятельности. Учитель сам должен научиться видеть наиболее уязвимые участки в своей работе, требующие пристального внимания и активных действий.
Литература:
1. Блинова И.К., Чикурова М.В. Примерные планы задания для осуществления инспекционно-контрольной деятельности // Практика административной работы в школе, 2003. - №5. - С. 38-49.
2. Зенова Т.В. Положение о методическом объединении учителей-лредметников многопрофильной гимназии № 89 г. Кемерова // Практика административной работы в школе, 2001. - №7. - С. 23-24.
3. Кульневич СВ., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Управление современной школой. Выпуск II: Органическое пособие для школьной администрации, руководителей методических объединений, методистов, учителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Издательство «Учитель», 2003. - 288 с.
4. Лизинский В.М. О методической работе в школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. - 160 с.
5. Научно-практический журнал «Завуч – управление современной школой» для администрации школ № 5, 6 2005 года
infourok.ru
| ||
| Формат издания | Печатный Альманах “Азбука образовательного пространства” Скачать заявкуФорму заявки | Печатный журнал “Научно-методическая работа в образовательной организации” Скачать заявкуФорму заявки |
| Контактный адрес для приёма заявок | Альманах “Азбука образовательного пространства” Светлана Романовна; Тел./факс 8(352) 58-31-27 | “Научно-методическая работа в образовательной организации” Светлана Романовна; Тел./факс 8(352) 58-31-27 |
| Минимальный объём статьи | 3 страницы | 4 страницы |
| Статьи расходов | ||
| Публикация материалов (независимо от количества соавторов): – шрифт текста – Times New Roman,; – кегль 14 pt; – междустрочный интервал – 1,5 | 180 рублей за печатную страницу | 180 рублей за печатную страницу |
| Таблица в тексте статьи | бесплатно | бесплатно |
| Рисунок (фото или диаграмма размером до 0,5 страницы формата А4) | бесплатно | бесплатно |
| Размещение статьи в РИНЦ (системе Российского индекса научного цитирования) | бесплатно | бесплатно |
| Полный выпуск журнала | 200 рублей | 190 рублей |
| Доставка журнала Почтой России: по России; международная | от 150 руб. за 1 экз. от 600 руб. за 1 экз. | от 150 руб. за 1 экз. от 600 руб. за 1 экз. |
| Скидки | ||
| При объеме более 10 страниц – 5%, при объеме более 15 страниц – 10%. При публикации в печатных сборниках – от 1 до 5 участий – 5%, более 5 участий – 10%. Скидки суммируются. | ||
| Документы, подтверждающие факт публикации | ||
| Свидетельство о публикации, электронное, формат А4 * Свидетельство о публикации, печатное, формат А4 (включая почтовые расходы Почты России) | 70 150 | 70 150 |
| DOI (digital object identifier) статьи — путь к документу в Интернете для получения необходимой информации | – | По желанию 200 |
| Дополнительный экземпляр журнала | 250 | 250 |
| *Авторы из стран зарубежья почтовые расходы оплачивают дополнительно | ||
articulus-info.ru
Структура и содержание методической работы в школе в условиях перехода на стандарты нового поколения
Разделы: Администрирование школы
“В процессе подготовки и введения Государственных образовательных стандартов второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования: подготовка нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни”
“Концепция ФГОС общего образования”
Методические объединения, методический совет, методический день, методическая тема, … словосочетания хорошо знакомые большинству учителей, работающих в школе. Все это составляющие методической работы, но ее структура и содержание для каждого образовательного учреждения имеют свои особенности.
Одно из ключевых направлений развития общего образования и часть методической работы – “развитие учительского потенциала”. Это одно из пяти направлений рассмотренных в проекте Национальная образовательная стратегия “Наша новая школа”.
“….Такая “Наша новая школа” требует и новых учителей: чутких, внимательных и восприимчивых к интересам школьников, открытых ко всему новому”. Направление “развитие учительского потенциала” неразрывно связано с методической работой.
Каковы некоторые шаги предложенные в этом направлении?
- “внедрение системы моральных и материальных стимулов”
– для сохранения в школах лучших педагогов
– для постоянного повышения их квалификации,
– для пополнения школ новым поколением учителей…, любящих и умеющих работать с детьми.
(Моральная поддержка: конкурсы всероссийского и регионального значения, районные и школьные конкурсы педагогов. Материальная поддержка: введение нового механизма оплаты труда, который проходит апробацию в 34 регионах).
- “распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров эффективных способов работы лучших учителей”
(“Обучение действием” – семинары, мастер-классы для школьных команд на базе ОУ, победителей ПНП, в которых принимают участие педагоги-победители конкурса “лучших учителей” реализующих инновационные образовательные программы уже второй год реализуется в Калининском районе Санкт-Петербурга).
- “построение образовательных программ переподготовки и повышения квалификации учителей по модульному принципу с использованием современных информационных технологий”
(Вместе с годичными, летними, целевыми курсами введение модульных курсов до 72 часов в накопительной системе повышения квалификации учителей может оказаться более гибкой и востребованной формой по сравнению с традиционной).
- “введение новых требований к аттестация педагогических и управленческих кадров”
- “привлечение в школу учителей, имеющих базовое непедагогическое образование”
- “привлечение после выхода на пенсию лучших педагогов к работе в качестве воспитателей, организаторов внеклассной работы, консультантов для молодых учителей и учащихся”
Некоторые шаги вполне предсказуемы, некоторые кажутся совсем не реальными. Но это только дело времени. Не в этом, так в следующем году наши учителя должны соответствовать предъявляемым требованиям. Именно грамотно организованная методическая работа, использующая в частности школьные ресурсы в выбранном направлении, позволит добиться качеств нового учителя, который способен реализовать новые стандарты образования.
Рассмотрим кратко структуру и содержание методической работы на примере ГОУ Гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга. Возможно, предложенный вариант станет: для думающих – перспективой для размышлений; для ищущих – ступенькой для развития; для сомневающихся – возможностью делать по образцу; для критикующих – зерном для опровержения; для учителей – сравнением с работой в своей школе; для руководителей и их заместителей – материалом для круглого стола.
В нашей гимназии задача методической работы – это создание такой образовательной среды, где был бы максимально реализован потенциал и учащегося и педагогического коллектива. Соответственно методическая работа построена в системе со всем образовательным процессом, и учитель постоянно находится в творческом поиске и в необходимости повышения своего профессионального мастерства.
Почему? Потому что педагоги гимназии поставлены в ситуацию деятельности, где приходится постоянно повышать свою профессиональную компетентность.
Каковы основные формы методической работы в нашей гимназии?
Формы методической работы
- Работа учителей над методическими темами самообразования
- Работа с электронными папками
- Работа с карточками учета педагогических достижений и повышения квалификации
- Реализация подпрограммы “Современный учитель”
- Аттестация педагогических кадров…

Мы говорим, что методическая работа – система, направленная на формирование развивающей профессиональной среды учителя (рисунок №1). Рассмотрим схему, представляющую развивающую профессиональную среду учителя, состоящую из частей:
- Сотрудничество
- Обучение
- Поле достижений
- Профессиональная деятельность
- Роли учителя
Один из этапов маршрута профессиональной развивающей среды учителя -“Сотрудничество”. Его составляющие: Методический Совет, Методические объединения, творческие группы, педагогические сообщества, … Являясь членом любого из этих объединений, учитель непосредственно сотрудничает со своими коллегами. Как работает МО? Какова его роль в “сотрудничестве”?
Основополагающей частью работы МО является:
– планирование работы – тематика заседаний МО – работа над методической темой.
В гимназии восемь МО учителей предметников, сформированных в соответствии с “Положением о методических объединениях”:
- Мо учителей русского языка и литературы
- Мо учителей истории, обществознания и истории города
- МО учителей иностранных языков
- МО учителей математики
- МО учителей естественного цикла
- МО учителей информатики
- Мо учителей физической культуры и ОБЖ
- МО учителей технологии, музыки, ИЗО и черчения
Как проходит планирование работы МО?
На последнем заседании методического объединения в конце учебного года проходит полный анализ работы МО за год, чтобы составить отчет необходимо задействовать всех членов МО. Именно с этим отчетом и перспективами работы на будущий год выступает руководитель МО на августовском педсовете.
На итоговом заседании МО в конце года ставятся задачи на новый учебный год и составляется план работы. План работы выстраивается по единой схеме и состоит из двух частей: система контроля по предмету и система внеклассной работы по предмету. Задействованы в планировании все учителя, что является примером сотрудничества.
Эти планы собираются и обсуждаются в июне на Методическом совете гимназии, где формируется единая система административного контроля. Особенностью такой системы является то, что должна быть отражена каждая параллель и каждый предмет, соответственно и каждый учитель. Аналогично формируется система внеклассной работы по предмету. Все планы составляются по одинаковой сетке, единообразие форм планирования контроля знаний позволяет скоординировать всю работу в гимназии по данному направлению.
На заседании МО в начале учебного года в августе координируются планы и уточняются кандидатуры аттестуемых учителей, которым предоставляется возможность в течение учебного года показать свои профессиональные достижения в проведении открытых уроков, внеклассных мероприятий, выступлениях на семинарах или педсоветах.
Обязательным считается в гимназии открытые заседания МО с присутствием членов администрации:
- в начале учебного года – это согласование позиций,
- в феврале – планирование нагрузки на новый учебный год, подведение некоторых итогов профессионализма педагога (индикаторы – успешность участия учеников в олимпиадах, конкурсах и применение информационно-коммуникативных форм работы на уроке).
Работа каждого МО учителей предметников подчинена общей системе, руководят МО опытные учителя высшей категории, с большим стажем работы. Стараясь идти в ногу со временем, живя в информационном обществе, в гимназии формируется локальная сеть. Методические объединения истории, русского языка, математики, естественного цикла имеют компьютеры в составе УМК, в одном из компьютеров медиатеки гимназии созданы электронные папки МО. Работа с электронными папками МО – это сотрудничество руководителей всех МО и всех педагогов гимназии; это доверие и взаимопомощь, это обмен опытом и обучение.
Большое внимание уделяется обобщению опыта работы в течении учебного года по методической теме, которая выбирается педагогом в рамках методической темы гимназии, темы опытно-экспериментальной работы ОУ и соответствует интересам учителя и новым веяниям времени.
Материалы учителей по работе над методической темой собираются в методический информационный сборник в электронной папке, лучшие отправляются учителями на всероссийский конкурс “Открытый урок” или в другие издания.
Всю работу методических объединений координирует Методический Совет, в постоянный состав которого входит директор, завучи и руководители МО. У МС есть положение, план работы на год. Заседания МС проходят каждую четверть, а при необходимости чаще. Функции МС:
- Реализует задачи методической работы, поставленные программой развития и скорректированные на конкретный учебный год
- Направляет работу МО учителей-предметников
- Готовит и проводит внутришкольные семинары
- Анализирует качество обученности учащихся, определяет пути коррекции
- Участвует в деятельности педагогического коллектива по повышению квалификации и аттестации педагогических кадров
- Содействует подготовке учителей к участию в конкурсах педагогического мастерства.
Таким образом, мы рассмотрели на некоторых примерах из методической работы компонент “сотрудничество” как одну из составляющих профессиональной среды учителя.
Следующий этап маршрута профессиональной развивающей среды учителя – “обучение”, которое возможно через: АППО, НМЦ, внутрифирменное обучение, научно-практические семинары, региональные центры оценки качества, университеты и институты.
Рассмотрим два пункта этой части: внутрифирменное обучение и научно-практические семинары.
– Научно-практические семинары.
Учителя гимназии являются активными участниками многих районных и городских семинаров. Семинары которые проходят на базе гимназии требуют большой подготовки и взаимопонимания всего коллектива, это не только ответственность, но и огромная обучающая работа. Разрабатывая программу семинара, отбирая материал педагогический коллектив обобщает материал накопленный в ОУ и изучает новые подходы к интересующим темам. Но особенно хочется отметить значимость, ставшего традиционным (более 3-х лет) городского трехдневного весеннего семинара ассоциации гимназий Санкт-Петербурга. Так как участвуют в его проведении несколько гимназий города, то у наших педагогов есть прекрасная возможность на весенних каникулах познакомиться с разными направлениями в работе ОУ СПб. После завершения семинара у нас обязательно проходит “круглый стол” обмен информацией и мнениями о работе в других ОУ. Это незаменимый вклад ассоциации гимназий Санкт-Петербурга в развитии профессиональной среды учителя, его “обучения”.
– Внутрифирменное обучение.
В гимназии функционируют два современных кабинета информатики, мультимедийный кабинет, есть компьютеры в библиотеке и в некоторых кабинетах МО (истории, русского языка, математики, естественного цикла), в кабинете физики работает мультивизор, есть передвижной компьютерный класс, интерактивные доски. Многие учителя закончили курсы пользователей ПК, но некоторые хотят усовершенствовать свои знания или просто научиться тому, что умеют коллеги. Пропускная способность городских курсов по информационным технологиям невелика, время предлагаемое для обучения педагогов неудобно, ездить далеко. Поэтому два года назад по инициативе заместителя директора по информатизации гимназии №63 Вострикова В.Г. и под его руководством в гимназии стали
проходить обучающие семинары. Первый “Средства компьютерной диагностики и создание обучающих презентаций”, где в течение всего года обучение по данной программе прошли все МО. Педагоги познакомились с работой в среде генератора компьютерных тестов и попробовали реализовать полученные знания на практике; во-вторых, освоили приемы работы в среде Power Point и создали презентации к конкретным урокам. У нового проекта есть свои преимущества: материал подбирается необходимый для соответствующей образовательной области, удобное для большинства время, в стенах родной гимназии, на той технике которую сами мы и будем использовать или уже используем для уроков. За последних два года гимназия получила новый передвижной мультимедийный комплекс с ноутбуками и несколько интерактивных досок. В прошлом учебном году прошли обучающее занятия по теме “Возможности использования интерактивной доски на уроках математики, русского языка…” и “Передвижной мультимедийный комплекс: комплектация, условия его использования, возможности”. В перспективе в гимназии запланирован еще ряд обучающих семинаров по другим темам.
Третий этап маршрута профессиональной развивающей среды учителя “поле достижений”: поле возможностей, открытые уроки, публичное представление опыта на разных уровнях, публикации, участие в конкурсах.
Что может предоставить гимназия для реализации направления методической работы “Поле возможностей”? Например, в разделе “Повышение профессиональной компетентности учителя”, можно отметить работу по систематизации своих достижений учителями-предметниками. Систематизация проходит при заполнении учителями гимназии “Карточек учета”. Пять лет назад каждому учителю-предметнику было предложено заполнить “ Карточку учета педагогического движения и повышения педагогического мастерства”, состоящую из пунктов:
- Последний год аттестации, квалификация
- Методическая тема
- Курсы повышения квалификации
- Обобщение и представление опыта работы (участие в семинарах, открытые уроки и т.д.)
- Достижения учеников, подтверждающие профессионализм учителя и т.д.
Эта работа продолжается и по сегодняшний день. Карточки хранятся в папке у завуча, регулярно выдаются на заседания МО учителей-предметников для заполнения. Потребности времени привели к изменению работы с данным материалом, теперь заполнение карточек проходит на компьютере, а хранятся они в электронной папке каждого МО. Сегодня многие учителя используют данные из этих карточек для создания своего портфолио при аттестации.
Методическая работа в гимназии невозможна без “Дней методического мастерства”, которые традиционно проходят два раза в год, в первом и во втором полугодиях. Учителя гимназии показывают свои профессиональные достижения в проведении открытых уроков. Открытый урок – это урок XXI века, т.е. для гимназии– это неординарное событие в жизни учителя и методического объединения.
Особенности подготовки и проведения “Дня методического мастерства”
– на стенде в учительской за две недели до методического дня вывешивается специальный информационный лист – на листе “Дня методического мастерства” сообщается: какие учителя и в каких классах будут давать уроки, тема урока, особенности или форма проведения урока, также на этот лист (в специальную графу) записываются все желающие посетить данный урок – 5-7 учителей дают открытые уроки на любом, по их желанию классе, весь педагогический коллектив распределяется на посещение этих уроков – задача МО– помочь учителю в подготовке урока – проводится одновременно заявленными учителями на одном из уроков в течение недели – во время урока присутствующие учителя заполняют специальные листы с разными вариантами анализа урока, тем самым, повышая свою методическую грамотность. – после проведения открытых уроков учителя сдают завучу конспект и самоанализ открытого урока – в конце учебного дня – “круглый стол” обсуждение открытых уроков.
Как реализовать потенциал учителю? Это предоставление возможности каждому педагогу гимназии принять активное участие в реализации подпрограммы “Современный учитель”. Данная подпрограмма является одним из основных проектов программы развития гимназии ее цель: “построить систему методического сопровождения учителя, ориентированного на профессиональный рост, поиск эффективных способов педагогического взаимодействия, расширение педагогического кругозора”.
Для определения результативности методической работы в школе можно использовать показатели оценки качества управленческой деятельности :
- Наличие устойчивой структуры методических объединений.
- Наличие системы материального стимулирования методической деятельности учителя.
- Наличие системы морального стимулирования (признания) методических достижений учителя.
- Массовость участия педагогов в методической работе и “внутрифирменном обучении”.
- Количество и регулярность мероприятий методического характера в течение учебного года.
- Открытость методической системы ОУ (проведение семинаров, “открытых уроков” и т.п. для педагогов района и города).
- Динамика повышения квалификации педагогов (присвоение категорий) за год.
- Эффективность “наставничества” и работы с молодыми специалистами.
- Согласованность содержания методической работы с темой ОЭР и целями Программы развития ОУ.
- Наличие системы внутришкольного мониторинга качества образовательного процесса в ОУ.
- Корреляция результатов методической работы с результатами ЕГЭ.
- Применение педагогами инновационных (по отношению к ранее использовавшимся) педагогических технологий в результате “внутрифирменного обучения” и методической работы.
- Широкое применение ИКТ для организации методической работы и “внутрифирменного обучения”
Мной отмечены только некоторые особенности методической работы гимназии, направленные на повышение профессиональной компетентности учителя. Рассмотрена возможная схема “профессиональной развивающей среды учителя”, используя которую учитель может разработать свой образовательный маршрут и стать не просто учителем “Нашей новой школы”, а “Человеком XXI века”.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai







