РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ КАЛУЖСКОЕ ОБЩЕСТВО «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО» И ВВЕДЕНИЕ ИННОВАЦИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В МФЦ «МОИ ДОКУМЕНТЫ». Мфц статьи в журналах
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ КАЛУЖСКОЕ ОБЩЕСТВО «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО» И ВВЕДЕНИЕ ИННОВАЦИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В МФЦ «МОИ ДОКУМЕНТЫ»
Капаева Дарья Витальевна1, Субботина Татьяна Николаевна21Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, студент магистратуры 2 курс, факультет «Физико-технологический»2Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, доцент кафедры экономики и менеджмента
Библиографическая ссылка на статью:Капаева Д.В., Субботина Т.Н. Реализация программы Калужское общество «Информационное общество» и введение инноваций для повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг в МФЦ «Мои документы» // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/06/83637 (дата обращения: 07.06.2018).
Инновация определяется как результат, полученный во внедрении нововведений, который получил воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), применяемого в деятельности организации. Инновационный процесс выражается деятельностью, в которой экономическое содержание получают изобретение или нововведение [3, с. 27].
Ведение инновационной деятельности поддерживает организацию в меняющихся условиях внешней среды, которая отличается нестабильностью [1, с. 94].
Когда в организации определена четкая инновационная стратегия, то процесс совершенствования осуществляемой деятельности характеризуется быстрым принятием инноваций, потому что на них строиться работа руководства организации и ее сотрудников.
Инновации должны стать обязательной частью системы взаимодействии власти (на государственном и муниципальном уровне) с гражданами, малым и средним бизнесом, инвесторами.
Активным участником процесса введения инноваций в сфере оказания государственных и муниципальных услуг выступает государственное бюджетное учреждение Калужской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Калужской области» (сокращенно ГБУ КО «МФЦ Калужской области», осуществляющий свою деятельность под брендом «Мои Документы»).
В многофункциональном центре «Мои Документы» государственные и муниципальные услуги предоставляются по принципу «одного окна» [9].
В Калуге МФЦ «Мои Документы» начал работу с ноября 2014 года. Поэтому Калужская область стала первым из 16 районов страны, где многофункциональный центр заработал в соответствие с новой программой «Мои Документы» [9].
С помощью внедрения новой системы достигнута автоматизация обслуживания портала и электронной очереди, а также осуществляется взаимный обмен информацией со службами правительства страны и системами ведомств Калужской области.
Автоматическая информационная система надежно передает все данные, отслеживает изменения в законодательстве, снижает расходы бюджета и сокращает время обслуживания граждан. На электронном портале многофункционального центра (МФЦ) ведется запись на прием в нужный отдел и предоставляется информация о ходе рассмотрения поданного заявления. В целях обеспечения быстрой работы системы, нагрузка перераспределяется на всех операторов МФЦ так, чтобы клиенты как электронной, так и живой очереди не тратили впустую свое время, операторы МФЦ могут оказать помощь пришедшему клиенту центра в регистрации на портале, поскольку не каждый уверенно владеет компьютером. Это помогает людям освоить получение электронных услуг, а органы управления при этом становятся более доступными [9].
ГБУ КО «МФЦ Калужской области» стал центральным учреждением, на которое возложен основной объем, реализация мероприятий и составляющих государственной программы Калужской области «Информационное общество» (период реализации которой, согласно постановлению Правительства Калужской области от 20.12.2013г. №710, установлен с 2014 по 2020 гг.). Данная программа направлена на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Калужской области [10].
Ответственность и контроль за ходом выполнения государственной программы находятся в ведении Министерства развития информационного общества и инноваций Калужской области [10].
В качестве главной цели данной программы определено следующее: в результате ее реализации граждане и организации должны получать преимущества от применения информационных технологий, уровень административных барьеров показывать стабильную тенденцию к снижению при повышении доступности государственных и муниципальных услуг [10].
В МФЦ «Мои Документы» в рамках данной программы ведется выполнение следующих задач:
- обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг на основе современных информационно-коммуникационных технологий с использованием элементов электронного правительства;
- обеспечение предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»;
- направленная работа по снижению административных барьеров, оптимизации и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров, осуществляющих свою деятельность в Калужской области [9].
Для поддержания инновационного развития с июня 2016 года с целью повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг в ряде центров «Мои Документы» Калужской области внедрены услуги Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства [9].
В МФЦ «Мои Документы» предоставление госуслуг малому и среднему бизнесу направлено на развитие предпринимательства и его активную поддержку.
С 1 июня 2016 года калужским предпринимателям стало доступно получение следующей информации по заданным параметрам в режиме «одного окна»:
- о недвижимом имуществе, включенном в перечни государственного и муниципального имущества;
- об организации участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, в том числе инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, конкретных заказчиков;
- о формах и условиях финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [9].
ГБУ КО «МФЦ Калужской области» ведет совместную координационную работу с Акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) для обеспечения выхода на более высокий уровень развития сотрудничества представителей малого и среднего предпринимательства с местными властями [10].
В настоящее время сотрудничество центров и офисов «Мои документы» и предпринимательского сообщества региона продолжает развиваться. Наблюдается активный рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, которые для облегчения бизнес-процесса обращаются в центры и офисы «Мои Документы» (по данным на февраль 2017 года предпринимателям в МФЦ доступны 29 услуг). В МФЦ Калужской области оказывается услуга по осуществлению приема и учета уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг.
Требуется отметить, что МФЦ «Мои документы» выполняет установленные в государственной программе Калужской области «Информационное общество» показатели, согласно которым увеличение доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг должно возрасти до 90% [10].
В настоящее время в Калужской области работает 34 центра и 72 офиса МФЦ «Мои документы», при этом общее количество окон составляет 313. Охват населения области находится на уровне 98,65% [9].
ГБУ КО «МФЦ Калужской области» принимает активное участие в процессе внедрения инноваций в сфере предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг и доказывает эффективность своей деятельности.
Можно сделать вывод о том, что в МФЦ «Мои Документы» в соответствии с принципом «одного окна» выполняются поставленные перед ним задачи, осуществляемые в процессе деятельности, а именно:
- обеспечиваются комфортные условия для получения государственных и муниципальных услуг;
- проводится информирование граждан и юридических лиц по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг;
- наблюдается повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, с помощью упорядочения административных процедур и порядка принятия решений;
- обеспечивается предоставления услуг по оперативной и удобной оплате государственных пошлин, сборов и других платежей, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг;
- организован информационный обмен с федеральным порталом государственных услуг и его региональным сегментом по предоставлению государственных и муниципальных услуг в Калужской области;
- ведется реализация государственной программы Калужской области «Информационное общество» и вводятся инновации, направленные на повышение уровня доступности получения государственных и муниципальных услуг в МФЦ «Мои Документы».
Библиографический список- Аверченко В.И., Ваинмаер Е.Е. Инновационный менеджмент: учебное пособие. М: ИНФРА-М, 2016. – 324 с.
- Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник. – СПб.: АНО ИПЭВ, 2015. – 365 с.
- Барютин Л.С. Основы инновационного менеджмента: учебное пособие / под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Экономика, 2015. – 529 с.
- Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – 3-изд., перераб. и доп. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2014. – 216 с.
- Дрещинский В.А. Формирование национальной инновационной системы на основе интеграции бизнеса, науки и образования // Инновации. – 2015. – №8 (142). – С. 63-69.
- Киселев В.Н. Сравнительный анализ инновационной активности // Инновации. – 2016. – №7 (151). – С. 44-55.
- Лапыгин Ю.Н. Теория организаций: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 364 с.
- Погребняк С. Вовлечение персонала в инновационную деятельность компании // Справочник по управлению персоналом. – 2014. – №8. – С.57-68.
- Официальный сайт МФЦ «Мои документы» http://www.mfc40.ru
- Официальный портал органов власти Калужской области http://admoblkaluga.ru/main/
Все статьи автора «Капаева Дарья Витальевна»
web.snauka.ru
МФЦ: улучшаем качество жизни - Статьи
Вот уже месяц как в Новонукутском работает многофункциональный центр (МФЦ) по оказанию государственных и муниципальных услуг с названием «Мои Документы». Он находится на улице Хангалова, 2 «А», в помещении, где еще недавно находился магазин «Сеть Техники». В МФЦ по заданию редакции побывал наш корреспондент, который в качестве клиента оценил работу нового учреждения.
Не отходя от кассы
Первое, что сразу бросилось в глаза при входе в МФЦ – это просторное помещение. В центре большого зала за регистрационными столами приветливые девушки обслуживают немногочисленных клиентов. Расположившись на удобном кожаном диване, жду своей очереди.
– Мне бы ИНН восстановить, – говорю я, подойдя к одному из трех окошек.
– По какой причине желаете восстановить свидетельство индивидуального налогового номера – по утере документа или из-за смены фамилии? – уточнила регистратор.
– По утере. Госпошлину, кстати, я уже заплатила – вот квитанция…
Девушка оформила необходимые документы и сказала, что за свидетельством можно будет прийти через неделю. А еще мне предложили оформить такие же документы на детей. К счастью, у меня с собой были их свидетельства о рождении, поэтому я тут же, как говорится, не отходя от кассы, написала заявления на оформление ИНН и на ребятишек. Такая услуга оказалась бесплатной. Кроме того, мне предоставили услугу по государственной регистрации права на недвижимое имущество, а также предложили оформить загранпаспорт. Кстати, ничего не пришлось заранее ксерокопировать – это сделали сотрудники МФЦ.
Чтобы людям
было удобно
Помимо быстрого и главное качественного сервиса, я оценила и само помещение. Как я уже сказала, зал – очень просторный. По обе стороны от регистрационного стола стоят диваны, на которых клиенты могут подождать своей очереди. На красивой стойке расположена информация по предоставлению различных услуг. Рядом стоит маленький столик и стульчики для малышей.
– У нас все сделано, чтобы людям было удобно, – сказала Инга Иванова, начальник отдела по обслуживанию населения МФЦ. – Могу полностью показать вам наше помещение.
Инга Александровна проводила меня в свой кабинет, показала другие служебные помещения, где также уютно и комфортно. Но особенно понравилось то, что есть теплый туалет для посетителей, а также отдельный туалет для людей с ограниченными возможностями.
– По всей стране в соответствии с Указом президента России открываются такие многофункциональные центры, которые работают по принципу «одного окна», – говорит Инга Иванова. – В нашем регионе такие центры созданы в Иркутске, Ангарске, Шелехове, Байкальске, других районах области. После того, как магазин бытовой техники переехал в другое место, здесь при содействии районной администрации и предпринимателя Ольги Гомбоевой провели ремонт, который отвечает всем современным требованиям, интерьер в нашем центре оформлен в таком же стиле, как и в других офисах МФЦ. У нас созданы все условия для комфортного обслуживания населения, особенно людей пожилого возраста, инвалидов и посетителей с маленькими детьми.
Около двухсот
государственных и муниципальных услуг
Из разговора с Ингой Ивановой узнала, что центр организует предоставление услуг в сфере социальной защиты населения, налогообложения, регистрации прав на объекты недвижимости, защиты прав потребителей, регистрационного учета граждан и многое другое. Всего около двухсот государственных и муниципальных услуг.
– Перечень предоставляемых нами услуг очень большой, – продолжает она, – с ним, а также с комплектом необходимых документов можно ознакомиться на нашем сайте www.mfc38.ru. Кстати, свой визит в МФЦ можно спланировать заранее, если позвонить в центр телефонного обслуживания по бесплатному номеру 8-800-1000-447, уточнить, какие документы необходимо иметь при себе и забронировать время. У нас действует система электронной очереди. Наш центр работает со вторника по пятницу с 9.00 до 18.00 часов, в субботу – с 9.00 до 15.00 часов.
С ее слов, сейчас ведется работа по созданию так называемых удаленных рабочих мест в Хадахане, Новоселово, Тангутах, где будет организована выездная работа специалистов, которые будут вести прием документов и давать консультации всем желающим. Причем все услуги предоставляются бесплатно за исключением случаев, когда предусмотрена государственная пошлина.
Кроме того, в ближайших планах руководства МФЦ – установить в здании терминал, с помощью которого клиенты смогут оплачивать госпошлины. Тогда людям станет еще проще – вовсе не придется ходить в отделение банка.
Как уже было сказано, перечень предоставляемых МФЦ услуг составляет порядка 200 наименований. Вот некоторые из них: выдача и замена паспорта, регистрация по месту пребывания и жительства, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровый учет недвижимости, прием и выдача ИНН, выдача справок о наличии либо отсутствии судимости и ряд других услуг. Только за одно посещение можно получить сразу несколько услуг. Это очень удобно, когда, например, при рождении ребенка нужно оформить сразу несколько детских пособий, гарантированных при рождении.
– Все соответствующие соглашения у нас подписаны с министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Пенсионным фондом России, другими организациями и учреждениями, – говорит Инга Иванова. – Самое главное для нас – это повышение качества и доступности государственных услуг, чтобы убрать излишние административные барьеры, чтобы человек, не бегая по разным инстанциям, мог сделать всё в одном месте, не тратя время и нервы в очередях.
gazeta-svet-okt.ru
Деятельность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в РФ: институциональные основы и перспективы
Берников Михаил Юрьевич, магистрант государственного и муниципального управления,Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, г. Орел)[email protected]Деятельностьмногофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услугв РФ:
институциональные основы и перспективы
Аннотация.В статье автор затронулактуальный для большинства российских гражданвопрос о предоставлении государственных и муниципальных услуг населению через многофункциональные центры«одного окна».Уделяется внимание проблемам, возникающих приоказаниисоциальных услуг жителям на региональном уровне.
Выявлены основные причины, снижающие эффективность предоставления государственных и муниципальных слуг населению. Раскрывается значение мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах.Ключевые слова:многофункциональный центр (МФЦ), принцип «одного окна», государственные и муниципальные услуги, качество услуг.
Различного рода аспектысовершенствования организации и оказания социальной консультативной помощи населению на уровне каждого конкретного региона приобретают в условиях административной реформы немаловажноезначение. Как справедливо отмечает Малик Е.Н., «человек все в большей мере начинает рассматриваться как клиент и потребитель услуг, предоставляемых агентами государственными учреждениями и ведомствами, и в связи с этим вся деятельность государственных учреждений рассматривается через призму удовлетворения потребностей и конкретных запросов потребителя. Источником успеха работы государственного учреждения становится выполнение дополнительных функций и развитие нетрадиционных видов обслуживания, увеличивающих результат» [4, с. 151].В России предоставление услуг населению обеспечивают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подведомственные им учреждения, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти и исполнительные органы государственной власти, юрисдикция которых распространяется на территорию региона, а так же органы местного самоуправления и подведомственные им учреждения.Если проанализировать основные трудности, возникающие при получении государственных (муниципальных) услуггражданами, то порядка 45% опрошенных граждан указывают на большие очереди. (см. рисунок 1)1
1Мониторинг качества предоставления государственных услуг: Портал Административной реформы// Режим доступа:http://ar.gov.ru/gos_uslugi_03_monitoring_kachestva_predostavleniya_gos_uslug/index.html
Рисунок 1 Основные трудности при получении государственных услуг
С другой стороны, основным средством взаимодействия органов публичной власти и подведомственных им организаций между собой и с другими организациями продолжают оставаться бумажные документы, которые с точки зрения информационнокоммуникационных технологий служат технологическими разрывами в единой цепочке последовательности административных процедурдпри предоставлении каждой конкретной услуги. Мы приходим к пониманию, что низкое качество выполнения муниципальных услуг непосредственно связано со следующими субъективными причинами:необоснованное привлечение заявителей к процессам сбора различногорода документов и справок и избыточное число используемых бумажных форм документов при установлении, оформлении или подтверждении прав заявителей на получение услуг. неоправданнаяпоследовательностьпроцедур предоставления услуг, приводящая к увеличению сроков подготовки конечных документов для заявителей. требование многократного личного взаимодействия сотрудников органов публичной власти и подведомственных им организаций с заявителями. низкая межведомственная согласованность органов публичной власти иподведомственных им организаций при предоставлении услуг заявителям. Отсутствие скоординированного и юридически оформленного порядка их взаимодействия.несогласованность графиков работы различных структур и организаций, обслуживающих заявителей на территории их проживания, приводящая к дополнительным потерям времени заявителей при получении услуг.недостаточно эффективная организация деятельности по приему и обслуживанию заявителей внутри организаций, «что не отвечает потребностям больших потоков заявителей и не позволяет работающим гражданам реализовывать свои права на получение услуг в свободное от основной занятости время»[1, с.84].Вышеперечисленные проблемы взаимосвязаны, благодаря этому их полное решение возможно только посредством реализации комплекса организационных, информационных, нормативнометодических и технических мероприятий, которые должны быть предусмотрены при предоставлении по принципу «одного окна».Многофункциональныецентрыпредоставления государственных и муниципальных услуг представляет собой единое место приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и юридическим лицам при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Другими словами, МФЦ –это своего рода «супермаркет» государственных и муниципальных услуг. Ляхов В.П. указывает на тот факт, что деятельность центров «одного окна» направлена «на максимальное повышение комфортности граждан, обращающихся за получением государственных и муниципальных услуг, и на данный момент можно сделать вывод о том, что эта деятельность весьма положительно оценивается российским населением, является востребованной гражданами страны и выступает реальным фактором модернизации системы местного самоуправления и муниципального управления в рамках реализации административной реформы»[3, с.48].Таким образом, первая ключевая характеристика МФЦ –ведение приема не представителями органов публичной власти и иных уполномоченных на предоставление услуг организациями, а специально выделенными операционистами, включенными в штат самостоятельной организации –МФЦ. В целях практической оптимизации процедур предоставления услуг в МФЦ выделяются ответственные за согласование документов, которые уполномочены собирать те документы, которые в традиционной форме собирались усилиями граждан.Второй ключевой характеристикой МФЦ является организация ведения приема по так называемому «оконному» принципу. Третьей ключевой характеристикой МФЦ является то, что на его базе можно организовать предоставление большинства услуг населению, проживающему в данном муниципальном образовании.Сегодня в субъектах Российской Федерации, в том числе в Орловской области, утвержден перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме. На основании вышесказанного следует заключить, что преимущество МФЦ по принципу «одного окна» состоит в том, что в центре такого типа гражданин имеет возможность получить тот итоговый результат, который ему требуется: хотя компетенция по оказанию простых услуг остается за отраслевыми органами исполнительной власти, МФЦ берет на себя все проблемы взаимодействия с ними. Для контроля и оценки качества деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, необходимо проводить мониторинг эффективности МФЦ. Проведение мониторинга необходимо для принятия управленческих решений по оптимизации предоставления государственных услуг, поскольку включает сбор информации о государственных услугах, выявление общих и частных проблем предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Российской Федерации, их систематизацию и анализ.В основные задачи мониторинга входит:
1. Определение уровня общей удовлетворенности населения качеством государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами власти и местного самоуправления, представляющими их учреждениями.2. Анализ и оценка отношения граждан к нововведениям при получении указанных государственных и муниципальных услуг, в том числе: к МФЦ, к административным регламентам и стандартам услуг, к процедурам обжалования, к предоставлению услуг в электронном виде.Формирование массива данных для построения рейтингов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по показателю удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг»2.В мониторинг должны включаться все обращения во все органы власти и обусловленные ими обращения в подведомственные, аффилированные и иные организации, необходимые для конечного результата взаимодействия с государством. Постоянный мониторинг проводится учредителем МФЦ, один раз в год, специально уполномоченными подразделениями уполномоченного органа субъекта РФ, администрации муниципального образования или независимой организацией (в том числе, с привлечением научных и консалтинговых организаций).Оценить результативность и эффективность работы МФЦ можно путем использования балльнорейтинговой оценки, которая включает качественные и количественные показатели. Они охватывают все преобладающие аспекты деятельности многофункциональных центров и группируются по четырем основным показателям:
инфраструктура МФЦ,
качество организации предоставления государственных и муниципальных услуг и удобство работы МФЦ,
инновационность подходов в организации работы МФЦ,
информационное освещение деятельностиМФЦ. Назначение создания рейтинговой оценки центров «одного окна» включает не только определение эффективности их работы, но и «формирование конкурентных условий для усовершенствования МФЦ, внедрения качественных подходов в организации деятельности» [6, с.108].В данной связи целесообразно обратиться к оценке доступности получения информациио порядке предоставления услуг жителей города Орла3. По данным опроса 50% респондентов оценили на «очень хорошо» доступность получения информации о порядке предоставления услуги. 40% оценили доступность получения информации на «хорошо» (10%) оценили доступность получения информации на «удовлетворительно» (см. рис.2).
Рисунок2
Оценка доступности получения информации о порядке предоставления услуги (колво, %). 2Мониторинг качества предоставления государственных услуг: Портал Административной реформы [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://ar.gov.ru/gos_uslugi_03_monitoring_kachestva_predostavleniya_gos_uslug/index.html3
Портал Орловской Области публичный информационный центр: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.orelregion.ru/
Также данные опроса показывают, что 50%гражданоценивают полноту и понятность предоставленной специалистами МФЦ информации на «очень хорошо», еще 20% респондентовоценивают предоставленную информацию на «хорошо» и столько же респондентов на «удовлетворительно», 10% опрошенных гражданпри оценке полноты и понятности предоставленной специалистами МФЦ информации затруднились с ответом (см. рис.3)
Рисунок 3
Оценка полноты и понятности предоставленной специалистами МФЦ информации (колво, %).
Ровно половина респондентов –50% оценивают свою удовлетворенность результатом обращения в МФЦ и результатом получения услуги оценкой «очень удовлетворен». Другая половина респондентов, оценивая свою удовлетворенность результатом обращения в МФЦ и результатом получения услуги, выбрали вариант ответа «скорее удовлетворен» (см.рис. 4).
Рисунок 4
Оценка удовлетворенности результатом обращения в МФЦ и результатом получения услуги (колво, %).
Респондентам задавался открытый вопрос «Что должно измениться в существующем порядке организации деятельности МФЦ для улучшения процесса предоставления государственных и муниципальных услуг?» респонденты акцентировали внимание на следующем:
требуется расширение спектра предоставляемых услуг;
необходимо больше внимательности сотрудников МФЦ к заявителям;
сектор ожидания в МФЦ должен быть оборудован телевизором.
неудобство получения заграничного паспорта
не все окна работают согласно графику работы МФЦЧасть опрошенных гражданотметили необходимость развития сети МФЦ по месту жительства.Таким образом, большинство граждан оценивает положительно основной спектр предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ города Орла: местоположением центра, интерьером, оснащенностью; электронными услугами; длительностью и содержательностью оказываемых консультаций, приемом документов, их получением; компетенцией и профессионализмом сотрудников; сроками выполнения услуг. Вместе с тем нельзя не сказать и о недостатках. Здесь следует отметитьнеобходимость создания дополнительных центров по приему граждан, улучшить местадля парковки. Одним из недостатков с которым столкнулись жители обращаясь в МФЦ города Орла–это отсутствие окна для приема документов для заграничного паспорта. Данная услуга выполняется, но не по принципу «одного окна». В данном центе работает специалист из УФМС России по Орловской области. Прием граждан производится в отдельном кабинете с отдельной очередью.Проведение постоянного мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг позволяет своевременно корректировать процесс предоставления услуг с точки зрения повышения качества процесса и увеличения степени удовлетворенности граждан результатом обращения в государственный орган за истребованием услуги.«В текущем, перспективном и стратегическом планировании развития социальной сферы необходимо предусматривать конкурсные механизмы финансирования деятельности по предоставлению гражданам социальных услуг с целью обеспечения равного доступа к государственному финансированию для государственных и негосударственных учреждений, предоставляющих социальные услуги».[7, с.170]Несмотря на существующие недостатки МФЦ, можно с уверенностью говорить об их динамичном развитии в субъектах Российской Федерации. Они доказали эффективность своей работы.Кроме того, положительный эффект получили и высший исполнительный орган субъекта, и органы –участники МФЦ, и получатели услуг. Для первых основными результатами стали повышение эффективности предоставления услуг и укрепление авторитета власти среди населения. Однозначно повысилось качество оказания услуг, а благодаря устранению прямого контакта заявителя
e-koncept.ru
Статья: Многофункциональный центр: новая модель взаимодействия государства
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2009, N 22МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР: НОВАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАН ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГСовершенствование системы государственного управления является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. Необходимость улучшить механизмы работы органов государственной власти, построить эффективный государственный аппарат неоднократно отмечалась в посланиях Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. Базовыми правовыми актами, направленными на повышение эффективности государственного управления, являются Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65, и Концепция административной реформы в Российской Федерации 2006 - 2010 гг., одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р. В основу данных правовых актов была положена концепция создания "сервисного" государства - государства, где взаимодействие органов власти и населения осуществляется на качественно новом уровне, характеризующемся высокой степенью доверия, информационной открытостью и прозрачностью административных процедур, созданием для населения условий для получения услуг, которые можно сопоставить с условиями в бизнес-сфере. Одним из основных индикаторов нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является степень удовлетворенности населения порядком предоставления государственных (муниципальных) услуг. В рамках получения государственных и муниципальных услуг граждане и юридические лица наиболее часто сталкиваются с чиновником и по его работе судят о деятельности власти в целом. Отсутствие доступной и понятной для простого гражданина информации об условиях предоставления услуг, длительность сроков принятия решения, несоблюдение требований комфортности оказания услуг, коррупция - это лишь часть тех проблем, с которыми приходится сталкиваться населению при взаимодействии с органами власти. Особые трудности возникают при получении так называемых сложных услуг - услуг, в предоставлении которых участвуют несколько органов государственной власти разных уровней. Бремя сбора необходимой информации, различных справок, выписок ложится на гражданина, так как, к сожалению, до настоящего времени говорить о налаженном информационном обмене органов государственной власти не приходится: межведомственное взаимодействие носит, как правило, ограниченный, локальный характер. Мировой опыт показывает, что одним из способов упрощения процедур получения государственных услуг является создание центров предоставления услуг по принципу "одного окна". Центры зарекомендовали себя как успешная модель взаимодействия государства и граждан при предоставлении государственных (муниципальных) услуг в ряде зарубежных государств (Германия, Канада, Бразилия, Португалия, Индия, Греция и др.). Изученные технологии и опыт позволяют достаточно безболезненно осуществить переход от бюрократии к "сервисному" государству. Начиная с 2007 г. приоритетным направлением административной реформы стал проект по созданию многофункциональных центров (МФЦ), занимающихся предоставлением государственных и муниципальных услуг. В 2007 г. Правительственной комиссией по проведению административной реформы было поддержано создание 18 МФЦ в 16 субъектах Российской Федерации: по одному МФЦ в Астраханской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Курской, Липецкой, Новосибирской, Ростовской, Саратовской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской, Челябинской областях и Ставропольском крае, по два МФЦ в Омской области и Ямало-Ненецком автономном округе. В 2008 г. заявки о создании на своей территории МФЦ подали еще 16 регионов. Реализация данных проектов носила экспериментальный характер: понятие многофункционального центра не было закреплено на федеральном уровне, регионы самостоятельно определяли варианты организации и способы функционирования создаваемых центров. Это было обусловлено необходимостью обеспечить максимально благоприятный режим внедрения новых механизмов взаимодействия органов власти с гражданами и организациями, доверить регионам инициативу выбора наиболее оптимальных вариантов организации МФЦ. Итак, что же такое МФЦ? Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - это учреждение, созданное субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в целях обеспечения предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг в режиме "единого окна". Другими словами, МФЦ - это своего рода "супермаркет" государственных и муниципальных услуг. Целями создания МФЦ являются, с одной стороны, повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг для населения за счет упрощения процедур, сокращения сроков создания наиболее комфортных условий для получателей услуг, с другой - повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, оптимизация межведомственного и межуровневого взаимодействия. Основная задача МФЦ - реализация принципа "единого окна", т.е. создание единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и юридическим лицам при оказании всех государственных и муниципальных услуг, предоставление гражданам и юридическим лицам возможности получать одновременно несколько взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг. В МФЦ каждый желающий должен иметь возможность получить всю необходимую информацию о порядке и условиях оказания услуг, сдать документы на оказание публичной услуги и получить по ней результат. При этом получатель услуги должен быть исключен из процесса сбора документов и иной информации, подтверждающей его право на ту или иную услугу, обладателями которой являются органы власти. В настоящее время к участию в оказании услуг на базе МФЦ привлекаются органы и организации, которые предоставляют наиболее массовые, социально значимые услуги, а также органы, участие которых необходимо при предоставлении "сложных" услуг. В перечень услуг, рекомендованных к оказанию МФЦ, включены услуги, предоставляемые в сфере имущественных отношений, в сфере социальной защиты граждан, в сфере регулирования предпринимательской деятельности и в сфере установления гражданско-правового статуса. Кроме того, для удобства граждан в МФЦ должны предоставляться вспомогательные услуги нотариата, услуги банка, где жители могли бы произвести различные платежи, услуги фотографии, ксерокопирования документов и др. Список услуг должен расширяться по мере развития деятельности центров, технологий и потребностей населения. По результатам мониторинга созданных МФЦ, проведенного в 2008 г. компанией "Аудиторско-консультационная группа "Развитие бизнес-систем", в среднем в МФЦ предоставляется около 45 услуг, общее число услуг, которые потенциально могут оказываться на базе МФЦ, - 359. Характеристики МФЦ в разных регионах существенно отличаются друг от друга. Наблюдается значительный разброс значений таких показателей, как число окон, площадь, количество услуг: созданы центры как с 72 окнами, так и с 5, площадь центров меняется от 150 до 4 тыс. кв. м; в одних МФЦ предоставляется всего 8 услуг, в других - более ста. Существенно варьируется стоимость создания одного МФЦ. Одним из главных недостатков, выявленных при проведении мониторинга, является то, что не все центры являются по-настоящему многофункциональными. Состав участников и перечень предоставляемых услуг зачастую ограничивается одной-двумя сферами. Так, более чем в половине МФЦ оказываются услуги только одной направленности - социальной или в сфере недвижимости, и лишь в трех МФЦ предоставляются услуги всех четырех сфер, рекомендованных Минэкономразвития России: недвижимость, социальная, определение гражданско-правового статуса и предпринимательская деятельность - в МФЦ, созданных в Тамбовской, Липецкой и Калужской областях. Несмотря на существующие недостатки МФЦ, по итогам 2008 г. можно с уверенностью говорить об их динамичном развитии в субъектах Российской Федерации. Они доказали эффективность своей работы. Кроме того, положительный эффект получили и высший исполнительный орган субъекта, и органы - участники МФЦ, и получатели услуг. Для первых основными результатами стали повышение эффективности предоставления услуг и укрепление авторитета власти среди населения. Однозначно повысилось качество оказания услуг, а благодаря устранению прямого контакта заявителя с чиновниками снизились стимулы к коррупционным сделкам. Участники МФЦ смогли снизить издержки на соблюдение требований к комфортности предоставления услуг, оптимизировать межведомственное взаимодействие и модернизировать рабочие места служащих. Но, несомненно, наибольшую пользу МФЦ принесло заявителям, для которых процесс получения государственных и муниципальных услуг стал проще, комфортнее, быстрее. Социальный эффект подтверждается результатами социологических опросов и отзывами посетителей МФЦ в книгах жалоб и предложений - более 90% посетителей МФЦ высоко оценили работу центров и активно поддерживают деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по организации предоставления услуг в МФЦ. При этом жители муниципальных образований, где МФЦ не организованы, расценивают данный факт как социальную несправедливость - каждый житель региона независимо от места нахождения должен иметь возможность получить государственную или муниципальную услугу качественно и в комфортных условиях, т.е. так, как это происходит в МФЦ. Оправданность выбранного направления преобразований, подтвержденная результатами мониторинга, обусловила необходимость законодательного закрепления принципов создания МФЦ. Так, в Федеральном законе от 25.12.2008 N 281-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут создавать МФЦ в форме государственных и муниципальных учреждений. Закон также определяет принцип взаимоотношений разных уровней власти при предоставлении государственных услуг - на основе соглашений. При этом к функциям МФЦ относятся взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, информирование граждан и организаций, прием и выдача документов, обработка персональных данных, связанных с предоставлением указанных услуг. В настоящее время на федеральном уровне ведется активная работа по внесению в действующую нормативно-правовую базу изменений, снимающих ограничения на предоставление услуг на базе МФЦ, формируются методические основы создания и организации деятельности МФЦ. Учитывая тот факт, что Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 г. предусмотрено создание МФЦ к 2012 г. не менее чем в 30% городов с населением свыше 50 тыс. человек, а также то, что создание МФЦ является одним из важнейших мероприятий Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации, можно надеяться, что работа по созданию МФЦ в регионах не остановится и в ближайшем будущем получение государственных и муниципальных услуг в комфортных условиях быстро и качественно станет нормой нашей жизни.Н.Яковлева Заместитель директора Департамента государственного консалтинга ЗАО АКГ "Развитие бизнес-систем" Подписано в печать 27.05.2009www.lawmix.ru
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услугМФЦ Мои документыКонцепция
Основной идеей МФЦ является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.
Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги (получение паспорта, регистрация актов гражданского состояния, постановка на налоговый учет и пр.) в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.
МФЦ рекомендуется создавать в виде государственного (муниципального) учреждения (бюджетного либо автономного).
МФЦ могут создаваться централизовано и децентрализовано. Централизованная модель управления МФЦ предусматривает создание МФЦ субъектом Российской Федерации и формирование в муниципальных образованиях (городских округах, муниципальных районах) его обособленных подразделений (филиалов). Децентрализованная модель создания МФЦ на территории субъекта Российской Федерации предполагает создание отдельных (самостоятельных) МФЦ муниципальными образованиями.
Единый бренд МФЦ 26 мая 2014 года был представлен единый бренд для системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в стране. Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы». Под этим именем в 2014 году начали открываться новые центры и офисы государственных и муниципальных услуг, а после прохождения стадии ребрендинга - начнут работать и действующие отделения по всей стране.
По данным на май 2014 года в 83 регионах России создано около 1200 МФЦ.
Основные функции МФЦ
- прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
- представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
- информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
- взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
- выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно рекомендациям Минэкономразвития, в МФЦ целесообразно организовать предоставление следующих дополнительных услуг:
- банковские услуги, банкомат;
- нотариальные и юридические услуги;
- копировально-множительные услуги;
- услуги местной, внутризоновой сети связи общего пользования;
- доступ к Единому порталу государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), справочно - правовым системам и др.
Правовое обеспечение деятельности МФЦ
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 г. № 796 «О некоторых мерах по повышению качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг»[1] установлены требования к созданию и функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, в том числе в электронном виде, к количеству окон приема и выдачи документов, к площади, к расположению МФЦ, к количеству и основным направлениям предоставляемых услуг.
- Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[2] закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления госуслуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.
МФЦ осуществляет свою деятельность на основе соглашений о взаимодействии между МФЦ и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Кураторы МФЦ
Федеральное руководство проектом осуществляет Министерство экономического развития РФ, за непосредственное строительство МФЦ отвечают региональные и муниципальные органы власти.
Финансирование МФЦ
Общий объем финансирования программы создания МФЦ оценивается в 30 млрд. рублей. Большую часть денег на создание МФЦ должны выделить сами регионы. Кроме того, они могут получить поддержку из федерального бюджета. В нем на эти цели на 2014-2015 годы заложено примерно 6 млрд. рублей[3].
Планы развития
2017
Сбербанк начнет оказывать услуги МФЦ
С 2019 года отделения Сбербанка России начнут исполнять функции многофункциональных центров госуслуг (МФЦ), заявил в сентябре 2017 года на Восточном экономическом форуме вице-президент банка Андрей Шаров. «Банковский сотрудник будет выполнять функции сотрудника МФЦ. Это значит, что вы сможете получить паспорт или водительские права в банке, зарегистрировать квартиру», — цитирует Шарова ТАСС.
По его словам, в отдельных регионах, испытывающих нехватку МФЦ, такие сервисы заработают уже в этом году. «Где-то в 30% субъектов федерации есть дефицит. Мы начнем с этих регионов», — отметил представитель Сбербанка. О каких именно субъектах идет речь, он, однако, не уточнил.
Также Сбербанк получат право регистрировать граждан России на электронном портале государственных и муниципальных услуг. «У нас только четверть населения имеет активную запись. Мы будем помогать человеку завести личный кабинет, чтобы он мог пользоваться электронными сервисами», — пояснил вице-президент Сбербанка.
Оплата госуслуг в МФЦ
Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал в июне 2017 года распоряжение о внесении в Госдуму законопроекта, которым предлагается наделить многофункциональные центры (МФЦ) полномочиями по приему денежных средств от заявителей в счет платы за предоставление им госуслуг — выдачу паспорта, регистрацию недвижимости, регистрацию индивидуальных предпринимателей и пр.
В настоящее время такие платежи принимаются в отделениях сберегательных банков, банкоматах и терминалах. «Но они есть не везде, и людям иногда, чтобы заплатить деньги, нужно съездить за несколько километров, а то и десятков километров», — отмечал Медведев ранее, на заседании Правительства 15 июня 2017 г[4].
При этом в некоторых местностях, особенно в малонаселенных пунктах, отсутствует экономическая целесообразность открытия новых отделений или размещения банкоматов кредитных организаций, говорится в пояснении к подписанному документу.
Таким образом, подготовленный Минфином проект закона призван решить проблемы, связанные с территориальной удаленностью кредитных организаций от МФЦ, а также улучшению администрирования доходов бюджетной системы.
МФЦ возьмут на себя функции ЗАГСов
Многофункциональные центры предоставления госуслуг (МФЦ) будут наделены правом оформлять документы, прерогатива выдачи которых ранее принадлежала только ЗАГСам. В частности МФЦ смогут составлять записи актов гражданского состояния, выдавать свидетельства о рождении и смерти. Текст распоряжения Правительства о внесении в Госдуму подготовленного Минэкономразвития законопроекта, описывающий новые полномочия МФЦ опубликован на правительственном сайте. Документ был разработан в контексте существующего плана мероприятий по развитию системы предоставления госуслуг в МФЦ по принципу «одного окна» на 2016–2018 гг[5].
Документ подразумевает, что ЗАГСы свои функции также сохранят. «Полномочия по внесению исправлений и изменений в записи актов о рождении и смерти, составленные МФЦ, а также их восстановлению закрепляются за органами записи актов гражданского состояния», — говорится в пояснительной записке.
МФЦ будут страховать имущество компаний и оформлять бизнесу микрозаймы
На базе многофункциональных центров предоставления госуслуг (МФЦ) начнут полноценно оказываться негосударственные услуги, необходимые для начала и ведения предпринимательской деятельности. Текст соответствующего постановления, подготовленного Минэкономразвития и подразумевающего появление МФЦ для бизнеса, появился на сайте Правительства[6].
В пояснительной записке к документу утверждается, что сеть обычных МФЦ на территории страны сейчас уже полностью развернута. При этом отмечается, что в ряде субъектов России практика организации деятельности МФЦ для бизнеса уже также сложилась.
«В 2016 году в 39 регионах реализован пилотный проект по созданию таких центров, — говорится на сайте Правительства. — В рамках пилотного проекта регионы продемонстрировали возможные модели организации МФЦ для бизнеса. В большинстве случаев МФЦ для бизнеса созданы на базе действующих многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (93%)».Предполагается, что центры для бизнеса могут создаваться в обычных МФЦ путем создания дополнительных окон обслуживания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
На базе МФЦ для бизнеса предоставляются такие услуги как разработка бизнес-планов, товарная и правовая экспертиза, оценка бизнеса и рисков, юридическое сопровождение, страхование имущества физических и юридических лиц, прием заявок на участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий, на получение микрозаймов и ряд других.
2013
В декабре 2013 года премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил:
«Задача – к концу 2015 г. обеспечить для 90% граждан доступ к получению услуг по принципу одного окна. Для этого нужно увеличить количество МФЦ почти в 3 раза, почти на уровень 3 тыс. таких объектов нам нужно выйти» (по данным Минэкономразвития, планируется создать 2700 МФЦ).Регионы - лидеры по созданию МФЦ
По данным на начало 2014 года, лидерами по количеству открытых МФЦ являются:
- Москва – 69 МФЦ,
- Ростовская область – 67 МФЦ,
- Краснодарский край – 49 МФЦ,
- Санкт-Петербург – 34 МФЦ,
- Волгоградская область – 33 МФЦ и
- Пензенская область – 31 МФЦ.
Информатизация МФЦ
В феврале 2014 года Министерство экономического развития РФ утвердило рекомендации к функционированию информационных систем и средств безопасности в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Ведомство также огласило рекомендации к каналам связи, которые МФЦ использует для электронного взаимодействия с органами власти.
См.также
Обзор ИТ в регионах России 2015
Примечания
www.tadviser.ru
Проблемы и перспективы создания МФЦ в России
Библиографическое описание:
Попов А. Б. Проблемы и перспективы создания МФЦ в России // Молодой ученый. 2017. №14. С. 416-417. URL https://moluch.ru/archive/148/41830/ (дата обращения: 27.06.2018).
Возможно ли создание мирового финансового центра в России при нынешней экономической политике государства? Вопрос этот в нынешнее время особенно актуален. Можно лишь только представить: каким было бы экономическое состояние в России, если бы Москва или Санкт-Петербург значились центром скопления международных финансово-кредитных институтов.
Ключевые слова: Мировой финансовый цент, Москва-Сити, МФЦ
С 2008 года, создание (по словам тогдашнего президента РФ Д. А. Медведева) в России «центра, где будут представлены все виды финансовых инструментов» является одним из приоритетов экономического развития нашей страны. Но в рейтинге потенциальных международных финансовых центров с 21 места в 2008 году позиция Москвы ухудшилась к сентябрю 2015 года на 57 пунктов. Мировой финансовый центр необходим для большей интеграции России в мировое финансовое пространство.
Проблемы стратегии создания МФЦ вРоссии
Впервые векторы для создания в России международного финансового центра правительство Российской Федерации обозначило в не столь далеком 2008 году, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Тогда правительство РФ предполагало, что к 2015 году Москва будет центром сосредоточения кредитных и финансовых институтов. Обозначенный год прошел и как показало время, Москва не только не стала международным финансовым центром, но согласно индексу глобальных финансовых центров (GFCI), рассчитанным консалтинговой компанией Z/Yen, из 84 городов опустилась в рейтинге до 78-го места (см. таблицу 1). Причем следует отметить, что в 2008 году, в этом же рейтинге, Москва занимала 21 позицию. Но тогда экономика нашей страны была на подъеме, и стоимость нефти достигала 150 долларов за баррель. Из этого следует вопрос — «А вообще возможно ли создать в России МФЦ при столь уязвимой от внешних факторов экономике?». Таким образом, ни для кого не секрет, что проект по созданию в России МФЦ потерпел фиаско.
Таблица 1
Рейтинг МФЦ согласно GFCI
| МФЦ | Место | Рейтинг |
| Лондон | 1 | 795 |
| Нью-Йорк | 2 | 786 |
| Гонгконг | 3 | 695 |
| Сингапур | 4 | 675 |
| Цюрих | 5 | 665 |
| Франкфурт | 6 | 642 |
| Женева | 7 | 640 |
| Чикаго | 8 | 637 |
| Токио | 9 | 628 |
| Сидней | 10 | 621 |
| ... | ||
| Алматы | 48 | 605 |
| Москва | 78 | 598 |
| Санкт- Петербург | 81 | 552 |
Составлено по: http://www.zyen.com/
Тем не менее, в правительстве РФ до сих пор озадачены созданием мирового финансового центра в Москве. В конце 2015 года ЦБ РФ, который три года назад стал регулятором всего финансового рынка в России, разработал первый документ под названием — «Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка в РФ на период 2016–2018 годов». Авторы документа до сих пор считают создания в России МФЦ важной задачей развития российского финансового рынка. Так же авторы документа обозначили главную проблему неудачного создания в Москве мирового финансового центра — незначительная доля активов некредитных финансовых организаций при доминировании банковской системы.
Таким образом, Центробанк проинформирован о настоящем положении дел в финансовом рынке РФ. Тем более представители ЦБ констатируют: «Дефицит относительно дешевого долгосрочного фондирования приводит к тому, что российские компании вынуждены при финансировании инвестиций полагаться на такие финансовые ресурсы, как нераспределенная прибыль организаций, средства государственных и муниципальных бюджетов и финансирование, полученное от контролирующих лиц, а также на иностранные заимствования, доступность которых существенно снизилась» [1].
Пути решения проблем для создания вРоссии МФЦ
В стратегическом документе ЦБ РФ «Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка в РФ на период 2016–2018 годов» предлагается ряд мер для обеспечения функционирования финансового рынка и как следствие, создания в России МФЦ:
- Обеспечение прав потребителей финансовых услуг
- Повышение финансовой грамотности населения
- Повышение привлекательности рынка акций
Что касаемо первого пункта, то складывается вопрос: какие конкретно права потребителей финансовых услуг должен защищать Центробанк? Должен ли сам ЦБ отслеживать целесообразность использования финансовых услуг для конкретной категории покупателей?
Для обеспечения второго Центральный банк планирует создать специальный интернет ресурс. Но так же неясно: о чем будет этот ресурс? Какие теоретические аспекты он будет включать.
Повышение привлекательности рынка акций Центральный банк планирует за счет внедрения современной системы корпоративного управления. Т. е. с помощью повышения ответственности членов органов управления акционерных обществ за результаты управления.
Так же хочется отметить, что в документе отсутствуют такие положения: организация операций по международному праву, минимальное налогообложение, льготный режим пребывания на территории страны работников и инвесторов, независимая судебная инстанция для разрешения споров.
По моему мнению, более реальный план улучшение ситуации в отношении создания мирового финансового центра предложил директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. По его мнению, России необходимо, прежде всего, объединить силы со странами участниками Евразийского экономического союза, в первую очередь с Казахстаном. Я не зря в таблице 1 из длинного рейтинга МФЦ оставил южную столицу Казахстана — Алматы. Поскольку как показывает практика казахстанские власти более заинтересованы в сотрудничестве с международными инвесторами. Таким образом, Иноземцев предлагает интернализацию элементов международного финансового права в стране, являющейся частью единого с Россией экономического пространства [2].
Также Российскому правительству следует обратить внимание на китайских коллег. Успех действий китайского правительства в сферах развития финансов для длительного и стабильного развития китайской экономики, улучшение финансовой среды, создания налоговых льгот, укрепление рыночной дисциплины и повышение раскрытия информации позволили не только поставить Сингапур на 4 место в рейтинге МФЦ (см. таблицу 1), но и включить юань в международную валютную корзину.
Заключение
Правительство РФ показывает, что заинтересованно в создании мирового финансового центра в Москве. Для достижения результата, российской власти необходимо либо интернализировать элементы международного финансового права в стране, являющейся частью единого с Россией экономического пространства, либо более качественно подходить к стратегии создания мирового финансового центра в России.
Литература:- Так вот ты какой, международный финансовый центр [Текст] // ЭКСПЕРТ.- 2015. — № 50. — С.12.
- Иноземцев, В. Л. По-соседски: почему финансовый центр нужно создавать в Казахстане [Текст] / В. Л. Иноземцев // РБК. — 2015. — № 10. — С. 27–28.
- О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) // КонсультантПлюс, 2008. — Режим доступа — http://www.consultant.ru/
- Study on the Strategy of Building Shanghai into an International Financial Centre [Текст] // Open Journal of Social Sciences. — 2015. — № 3. — С. 202–207
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Москва, мировой финансовый центр, финансовый рынок, GFCI, создание, правительство РФ, Российская Федерация, Центральный банк, международный финансовый центр.
moluch.ru
СМИ о нас - МФЦ Иркутской области
Здесь Вы можете оценить качество предоставляемых услуг
Введите номер Вашего заявления:Вопрос 1 из 5 Время предоставления государственной услуги Оцените, соответствует ли срок предоставления услуги вашим ожиданиям и заявленному сроку с момента подачи заявления, включая комплект необходимых документов Отлично Хорошо Заявленные сроки полностью устраивают и соблюдаются Нормально Заявленные сроки соблюдаются, но могли бы быть немного короче Плохо Заявленные сроки не соблюдаются и должны быть короче Очень плохо Услугу до сих пор не получил, несмотря на то, что срок предоставления давно истек
Вопрос 2 из 5 Время ожидания в очереди при получении государственной услуги Оцените ваше отношение к затратам времени на ожидание в очередях при подаче документов и при получении результата услуги Отлично Хорошо В очередях не стоял ни разу за все время обращения за услугой Нормально Пришлось постоять в небольшой очереди один раз за все время обращения за услугой Плохо Пришлось постоять в большой очереди один раз Очень плохо Пришлось постоять в больших очередях несколько раз
Вопрос 3 из 5 Вежливость и компетентность сотрудника, взаимодействующего с заявителем при предоставлении государственной услуги В случае, если вы получали консультацию по телефону или посещали ведомство для подачи или получения документов, оцените, насколько вы удовлетворены отношением и компетентностью сотрудников ведомства (вежливость, полнота предоставляемой информации, внимательность, желание помочь и т. д.) Отлично Хорошо Сотрудники были очень вежливы и демонстрировали высокий уровень компетентности Нормально Сотрудники были достаточно вежливы и компетентны Плохо Сотрудники были недостаточно вежливы и/или недостаточно компетентны Очень плохо Сотрудники хамили или были некомпетентны
Вопрос 4 из 5 Комфортность условий в помещении, в котором предоставлена государственная услуга Оцените уровень комфорта при посещении ведомства (наличие сидячих мест,, столов для заполнения документов, бланков, ручек, образцов заполнения, просторность и комфортность помещений и т. п.) Отлично Хорошо Уровнем комфорта в помещении полностью удовлетворен Нормально В целом комфортно, но есть незначительные замечания Плохо Уровнем комфорта не удовлетворен, есть существенные замечания Очень плохо Помещение абсолютно не предназначено для обслуживания
Вопрос 5 из 5 Доступность информации о порядке предоставления государственной услуги Оцените качество информирования о порядке предоставления услуги и ее соответствие действительности (необходимые для предоставления документы, сроки оказания услуги, стоимость услуги) на официальном сайте ведомства, на Едином портале госуслуг, на информационном стенде в ведомстве, при получении консультации по телефону или при посещении ведомства Отлично Хорошо Информацию получил быстро и в полном объеме Нормально Информацию получил в полном объеме, но пришлось потратить больше времени на ее поиск, чем хотелось Плохо Информацию не нашел, или она оказалась недостаточно точной , подробной или вовсе недостоверной Очень плохо Потратил много времени, но информацию не нашел, или она не соответствует действительности
Ваша оценка сохранена. Спасибо.
Отправитьxn--38-7lc6ak.xn--p1ai









