Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Северный вирус. Трилогия «Миллениум». Миллениум журнал швеция


Millennium Стига Ларссона - о книге Девушка с татуировкой дракона автора Ларссон Стиг

Стиг Ларссон Миллениум: Девушка с татуировкой дракона, Девушка, которая играла с огнем, Девушка, которая взрывала воздушные замки

ПАРТИЗАНЫ В ЭФИОПИИ, ИНОПЛАНЕТЯНЕ В ГРЕНАДЕ И КОММУНИЗМ В СЕРДЦЕ:

20 фактов, которые заставят вас по-новому взглянуть на знаменитую трилогию, Стига Ларссона, Микаэля Блумквиста и девушку с татуировкой дракона Лисбет Саландер.

1. В ходе расследования Микаэль Блумквист посещает северный лен Вестерботтен, где прошли детские годы Стига Ларссона.

В 1955 году Эрланд Ларссон и Вивианне Бострём "скинули" своего первенца на дедушку и бабушку. В суровых условиях для жизни прошли лучшие годы Стига.

Северин Бострём был коммунистом и антифашистом, а потому во время Второй мировой войны его арестовали и отправили в лагерь для "неблагонадежных" лиц (несмотря на нейтралитет, Швеция довольно лояльно относилась к нацистам). Ему посчастливилось остаться в живых и вновь обрести свободу.

После войны Северин вместе с женой поселился в доме на опушке леса. Разделенная на кухню и единственную комнату избушка не имела "городских" удобств ─ ни санузла, ни воды, ни даже электричества. Единственный источник тепла ─ печка, стены ─ всего лишь два ряда досок с опилками между ними.

Оказавшись с годовалым младенцем на руках, Северин нанимался на мелкие работы к окрестным фермерам, брался за починку велосипедов и моторов.

До деревенской школы подросший Стиг добирался, в зависимости от времени года, на велосипеде или лыжах. Зимой световой день в Вестерботтене столько короткий, что лыжню Стигу чаще освещало не солнце, а луна. Добавьте 40-градусный морозец… Ух!

Стиг Ларссон

2. В романах Ларссона в семьях царит отчуждение, а женщины, исключая сестру Микаэля, являются плохими матерями.

Похоже, Стиг переживал собственную неприкаянность. В 1962 году дедушки Северина не стало. Бабушка и внук помыкались с полгода, но в 1963-м девятилетнему Стигу пришлось-таки переехать в Умео к родителям.

Папа и мама вечно пропадали на работе, к тому же Вивианна была активисткой и членом горсовета от социал-демократов. После выборов Вивианна шутила: "Ничего удивительного, ведь меня знает весь город!", намекая на то, что заведует магазином готового платья и хорошо знакома покупателям. Стиг очень привязался к матери, однако их отношения напоминали дружбу, а не нежность. К сожалению, Вивианна умерла раньше срока.

С младшим братом Иоакимом Стиг, похоже, не был близок: повзрослев, они редко общались, и Стиг даже не появился на свадьбе Иоакима. Не самые гармоничные, по всей видимости, были и отношения с отцом: когда Стиг скоропостижно скончался накануне триумфального издания трилогии, Эрланд Ларссон в первый же год после смерти сына то публично обзывал его горюющую "гражданскую вдову" Еву Габриэльссон невменяемой, то предлагал ей заключить с ним брак по расчету.

В 16 лет Стиг ушел из дома.

Нуми Рапас в роли Лисбет Саландер

3. Лисбет – имя девушки, которую на глазах 15-летнего Ларссона изнасиловали его друзья во время туристического похода по окрестностям Умео, и Стиг им не помешал.

Когда позже мальчик встретил Лисбет в городе и подошел извиниться, она закричала: "Пошел вон, ты такой же, как все!" Стиг жил под гнетом этой вины и всю жизнь был ярым феминистом.

Помимо вышедших посмертно художественных произведений, Ларссон неоднократно выступал в прессе против дискриминации женщин и совместно с коллегами издал книгу-исследование "Спор о чести: феминизм или расизм", в которой доказывал, что насилие над женщинами не случайность и не культурные предрассудки, а носит систематический характер: женщин каждый день подвергают насилию и в Индии, и на Сицилии, и в Швеции, и во всем мире.

Не посвященная в такие тонкости актриса Руни Мара, американская исполнительница роли Лисбет Саландер, заявила в интервью, что не считает Ларссона феминистом. А кто-то из журналистов даже блеснул идеей, что внимание писателя к теме насилия обусловлено его склонностью к садомазохизму. На самом деле в романах Ларссона не просто много насилия ─ в них много правды.

4. Все описанные в трилогии убийства произошли в реальности, вплоть до мельчайших подробностей.

Стиг Ларссон не предавался фантазиям, "музой" писателя стали отчеты криминалистов, а об опасности, которая грозит слишком въедливым журналистам, знал по собственному опыту и опыту близких друзей. Ларссон просто объединил разрозненные трагедии единым сюжетом.

Рецензенты часто называют произведения Ларссона "стильными и увлекательными", не подозревая, что дают подобную характеристику реальным преступлениям.

5. "18% женщин Швеции хоть раз подвергались угрозам со стороны мужчины", ─ первое предложение первой части первого романа Стига Ларссона, который он озаглавил отнюдь не "Девушка с татуировкой дракона", а "Мужчины, которые ненавидят женщин".

Каждая пятая женщина во внешне благополучной стране живет в страхе, и этому есть объяснение, но нет оправдания! Вот та главная мысль, ради которой Стиг сел за печатную машинку.

Эпитет "энциклопедия всех форм насилия и дискриминации, которым подвергаются женщины" дан трилогии Millennium не случайно. Сексуальное изнасилование ─ не единственный пример. Жертвой насилия, совершаемого исподтишка, тихой сапой, в третьем томе становится даже Эрика Бергер: подчиненные-мужчины унижают главного редактора Svenska Morgonposten, то размещая на первой полосе запрещенную ею статью, то меняя выбранные ею заголовки.

Примечательно, что та же участь постигла феминистический роман Ларссона: шведский заголовок французы изменили на "Человек, который не любил женщин", а американцы ─ на коммерчески успешный tattoo-advertising.

Нуми Рапас: Девушка, которая играла с огнем

6. Воспитание в духе Вестерботтена: для Стига Ларссона мораль может противоречить закону, но неотделима от мести, и Лисбет Саландер воплощает его идеал нравственной личности.

Дать сдачи, если тебе или другу нанесена обида, ─ твоя обязанность, даже если придется годами ждать подходящего момента. Разные герои трилогии Millennium говорят об этом не раз и не два.

Окружающие считали Стига Ларссона очень мягким человеком, интеллигентом-чудаком, не умеющим считать деньги, не от мира сего. Меж тем, в нем был жесткий стержень, и почти ветхозаветная, мстительная тяга к справедливости ─ неотъемлемая черта его личности. Подростком Стиг в драке лишился переднего зуба, но позже подкараулил обидчика и неожиданно напал, навсегда отбив у врага желание с ним связываться. Рот все равно пришлось "украсить" золотом. Повзрослев, Ларссон стал непримиримым борцом за справедливость.

Такова и Лисбет. Оправдывать подонков фактом, что в детстве они сами подвергались насилию, девушка не согласна: "Уж больно красиво получается — каждой сволочи всегда есть на кого все свалить". Про одного преступника она говорит: "У …, как и у любого другого, был шанс дать сдачи. Он сделал свой выбор. Он убивал и насиловал, потому что ему это нравилось". Про другого: "… не единственный ребенок, которого жестоко избивали. Это не дает ему права убивать женщин. Этот выбор он сделал сам". Каков выбор ─ такова и ответственность.

Специфичная атмосфера романов Ларссона и даже его "странный", по мнению ряда критиков, язык ─ отражение нордических нравов Вестерботтена, где Библия и суровые ветхозаветные догмы имеют сильное влияние на души и умы. А вообще в Швеции церковь являлась частью государственного аппарата аж до 2000 года, так что даже атеисты в стране были лютеранами от рождения. И платили налог на церковь — 1% от доходов.

Стиг Ларссон

7. Впервые свои силы в писательстве Ларссон попробовал в 17 лет, а в журналистике ─ в 18, но неуспешно.

В 1971 году научно-фантастический журнал Jules Verne Magasinet получил рукопись рассказа "The Crystal Balls and The Flies". В сопроводительном письме юный автор Стиг Ларссон сообщал, что он "парень из Умео, который мечтает стать писателем и журналистом". Или то была проба пера его однофамильца, будущего поэта и драматурга? Увы, творческий порыв не оценили, и рассказ не опубликовали.

В 18 лет на мероприятии в поддержку Национального фронта освобождения Южного Вьетнама Стиг встретил любовь всей своей жизни ─ Еву Габриэльссон. Девушку впечатлил умный и говорливый юноша, и она предложила содействие в публикации его политических воззваний. Отец Евы был журналистом, а многие шведские СМИ регулярно делают подборку мнений рядовых граждан по самым разным вопросам.

Смущенный Стиг долго отнекивался. Когда же его комментарий вышел в газете, был так воодушевлен, что подал документы в школу журналистики, но провалился и вновь разочаровался в своих силах.

Руни Мара и Дэниел Крейг Нуми Рапас и Майкл Никвист как Лисбет Саландер и Микаэль Блумквист в шведской киноверсии "Девушки с татуировкой дракона" (2009)

8. Самый популярный романист Швеции был коммунистом и едва не погиб во время гражданской войны в Эфиопии.

В юности Стиг Ларссон разделял популярные среди шведской молодежи идеи маоизма. Однако затем перешел на сторону троцкистов и оставался членом Четвертого интернационала до 1987 года. Естественно, Ларссон презирал скорого на расправу с политическими оппонентами Сталина и советские спецслужбы, сыгравшие в судьбе Троцкого столь печальную роль. Оттого отец Лисбет Саландер, злодей Александр Залаченко ─ перебежчик из ГРУ, а в романе "Девушка, которая играла с огнем" Лисбет яростно критикует пытки, которым подвергались подследственные во время "московских процессов" 1930-х годов.

В газете троцкистов "Интернационал" начался путь Ларссона, как журналиста. Его политические статьи публиковали часто, но без выплаты гонорара.

В 1977 году по поручению Четвертого интернационала 22-летний Стиг полгода провел в Африке. Перед отъездом он написал письма с пометкой "Прочесть после смерти": объяснился в любви Еве, завещал свою библиотеку научной фантастики ее брату, а деньги ─ Коммунистической рабочей лиге.

Хотя Стиг скрыл от близких, в чем заключалась его миссия, возможно, он доставил деньги повстанцам Эритреи, борющейся за свою независимость от Эфиопии. Позже Стиг упоминал, что обучал партизан, как обращаться с минометами. Во время этой поездки молодой человек заразился малярией и едва не умер. Потеряв сознание, Стиг очнулся в больнице и увидел на подушке засохшую кровь предыдущего пациента; позже у него отказали ноги, но все обошлось.

Стиг пробыл на Черном континенте полгода и за это время написал несколько репортажей. Хотя даже сегодня Этитрея из 178 стран по уровню свободы слова находится на 178-м месте, а в 1977 году и вовсе не было ни одного шведского журналиста, настолько близкого к эпицентру событий, чтобы рассказать о них правду, ни одна газета не заинтересовалась статьями бедного Ларссона.

Профессиональное сообщество отвергло его в очередной, но далеко не в последний раз.

Гренада: подводные скульптуры Гренада

9. Стиг Ларссон любил Гренаду и был хорошо знаком с ее реалиями ─ поэтому Лисбет Саландер также посещает остров в романе "Девушка, которая играла с огнем".

Впрочем, знакомство Ларссона с Грендой началось комично. Стиг прочитал в троцкистском журнале об изгнанном диктаторе Эрике Гейри, ставшем для всех посмешищем: Гейри верил в пришельцев из космоса и уверял, что инопланетяне установили с ним связь.

Стиг и Ева посетили гостеприимный остров, проделав тот же маршрут из Люксембурга на Барбадосские острова и дальше, что и Лисбет, встретились с Морисом Бишопом (для россиян Бишоп памятен тем, что назвал своих детей Владимир Ленин, Джон и Надя) и другими членами революционного правительства. В Швеции они близко сошлись с консулом Гренады Элеанор Райпер и проводили совместные акции для укрепления шведско-гренадской солидарности.

Стиг Ларссон

10. Микаэль Блумквист является тем, кем мечтал быть сам Стиг Ларссон, ─ профессиональным журналистом с профильным образованием, чей статус, несмотря на неизбежные ошибки и неудачи, не вызывает сомнений. Тогда как интеллектуала и энтузиаста Ларссона журналисты обижали, обзывая "не умеющим писать" самоучкой.

В 1977 году (по другой версии в 1979-м) Стиг был принят на работу в крупнейшее шведское информационное агентство Tidningarnas Telegrambyrå… секретарем на телефон, а чуть позже переведен дизайнером в отдел иллюстраций. Теоретически никто не запрещал Стигу писать статьи (и он регулярно так и поступал, надеясь получить место репортера). Однако на деле все важные темы распределялись между профильными журналистами.

Несправедливость для Стига была тем более очевидной, что с 1982 года он являлся представителем британского антифашистского ежемесячника Searchlight, параллельно основной работе активно расследовал деятельность профашистских радикалов, собрал колоссальное досье и превратился, возможно, в главного эксперта по "белой власти" в Швеции ─ смертельно опасный статус!

В 1991 году Стиг Ларссон вместе с Анной Леной Лодениус опубликовал книгу "Правый экстремизм", дав подробное описание шведских националистов, и стал "целью №1" для "Белого арийского сопротивления". Ультраправый журнал Storm опубликовал угрозы в его адрес и личную информацию ─ адрес, телефон, номер социального страхования.

Неонацисты караулили с битами возле дверей ТТ, присылали пули по почте. В квартире пришлось установить бронированную дверь с сигнализацией. Стиг привык садиться в кафе спиной к стене. Из-за антифашистский деятельности ─ расследований, публикаций, лекций ─ Ларссон до самой смерти жил под угрозой расправы.

Стиг обладал не только знаниями, но и невероятной проницательностью, позволявшей ему проникать в суть преступления. Журналисты из отдела происшествий ТТ этим пользовались и частенько с ним консультировались. Например, когда в 1990 году во время известного взрыва в Оклахома-сити погибли 168 человек, Ларссон единственный из журналистов понял, что террориста вдохновили ультраправые "Дневники Тернера" Пирса. Когда в 1999-м в пригороде Стокгольма было совершено двойное убийство полицейских, Ларссон раньше полиции объявил, что это дело рук экстремистов правого толка.

Но даже после 20 лет работы в ТТ руководство отказалось брать его в штат репортером, повторив, что он не умеет писать. Оскорбленный Ларссон уволился из ТТ в 1999 году и из принципа больше никогда не переступал порог агентства.

Обложка одного из номеров "Экспо", 2011 Стиг Ларссон

11. Прототипом журнала Millennium является журнал Expo ("Экспо") и одноименный фонд, который Ларссон вместе с единомышленниками основал в 1995 году для противодействия распространению профашистских взглядов.

Читатель знакомится с Блумквистом в худший для него момент: из-за нехватки доказательств Микаэль проигрывает в суде махинатору, опозорен и приговорен к тюрьме и штрафу. В конце романа Микаэль восстанавливает доброе имя, а его журнал Millennium становится влиятельным и процветающим изданием. В этом ─ мечты самого Ларссона, который переживал, что Expo еле сводит концы с концами. Анти-афа громили книжные магазины и офисы поддерживающих Expo организаций, под их нажимом типографии отказывались печатать журнал.

Крошечный душный офис, кафе на Хурнсгатане, где любят посидеть журналисты, конспиративная квартира над кафе, в которой можно прятаться от преследований неонацистов и встречаться с информаторами, ─ все это общее у Millennium'а и Expo.

Детективными романами Ларссон рассчитывал заработать средства для Expo. И ему это удалось, хотя жестокой ценой: благодаря посмертной популярности писателя фонд получил щедрые пожертвования, в том числе от официальных наследников Стига ─ его отца Эрланда и брата Иоакима Ларссонов.

12. В трилогии Millennium наравне участвуют вымышленные персонажи и реальные люди ─ те, кого Ларссон ценил и уважал.

Например, типограф Ян Чёбин из Моргонгова не побоялся угроз экстремистов и взялся печатать и распространять Expo. В трилогии Микаэль Блумквист доверяет Яну Чёбину печатать самые громкие разоблачения ─ о деле Веннерстрёма, о секс-траффике из Восточной Европы, о вышедшем из-под контроля тайном отделе Службы безопасности.

А друг Стига Сванте Бранден, специалист по судебной психиатрии, в романе разоблачил лживые медицинские заключения Петера Телеборьяна, на основании которых Лисбет Саландер заперли в психиатрической больнице.

После скоропостижной смерти писателя его творческим наследием из-за отсутствия завещания стали распоряжаться отец и брат. Сванте Бранден был возмущен и считал, что истинной наследницей должна быть гражданская жена Стига Ева Габриэльссон. Бранден назвал Эрланда и Иоакима спекулянтами и потребовал убрать свое имя из текста, чтобы они "не могли наживаться еще и на нем".

Ту же позицию занял Андерс Якобссон, за что его тезку в романе Ларссоны переименовали в Андерса Юнассона ("Девушка, которая взрывала воздушные замки").

Стиг Ларссон Стиг Ларссон, 1987

13. Привычки Микаэля Блумквиста совпадают со склонностями Стига Ларссона, правда, главный редактор Expo еле сводил концы с концами, одевался в "секонд хэнде" и не мог позволить себе дачу.

Писатель был трудоголиком, пренебрегал спортом, мог выкурить больше трех пачек в день и потреблял кофе в непомерных количествах. Ларссон любил и уважал женщин, давал им "чувство защищенности" и был любим и уважаем в ответ.

Блумквист вешает на стены акварели Эммануэля Бернстоуна; эти картины висели дома у Стига и Евы. Ларссон подробно описывает домик в Сандхамне, где Микаэль отдыхает, пишет, читает, ─ в подобном любил отдыхать сам Ларссон. Ему приходилось арендовать его, но Стиг мечтал, что когда-нибудь сможет позволить себе собственное гнездышко покоя.

Как и Ларссон, Блумквист ставит журналистский долг превыше материального благополучия. Микаэль осуждает журналистов, ставших пиарщиками в пресс-службах ради более высокой зарплаты, и возражает богачу Хенрику Вангеру: "Какая разница, сколько у вас рекламодателей, если люди не хотят покупать журнал?"

14. Трилогия Millennium замышлялась как цикл из десяти романов.

В 1997 году Ларссон придумал сюжет о старике, который на каждое Рождество получает в подарок засушенный цветок от неизвестного отправителя. Вместе с коллегами из Tidningarnas Telegrambyrå он как-то развлекался, представляя себе повзрослевших героев шведских сказок. Например, Пеппи Длинныйчулок! А в 2002 году во время отдыха на острове Ларссон решил соединить обе идеи, и в последующие два года написал 2000 страниц ─ первые три романа из 10-томного цикла.

Незадолго до смерти Стиг начал четвертый роман и, по уверениям Евы, успел написать около 200 страниц, однако идеи у него возникали спонтанно, так что создание в общей сложности 10 романов было намерением, а не четко продуманным планом.

Нуми Рапас

15. Прототипом Лисбет Саландер является Пеппи Длинныйчулок.

Щедрый на спорные заявления Иоаким Ларссон после смерти брата уверял, что образ Лисбет списан с его дочери. Тот факт, что дядя с племянницей не встречался, Иоаким объяснил общением по электронной почте. Но вот, дескать, незадача, все письма случайно стерты!

По словам самого Стига Ларссона, Лисбет ─ это взрослая Пеппи Длинныйчулок. Лисбет ─ рыжеволосая (черный цвет лишь краска), сказочно богатая, независима по характеру, сильна в бою при внешней субтильности, умеет обращаться с пистолетом. Даже асексуальность говорит в пользу сходства двух персонажей. Табличка на двери квартиры Лисбет на Фискаргатан гласит: "В. Кюлла" (Пеппи жила на вилле "Villekulla"). В одном из романов Микаэль передает Лисбет карманный компьютер, пароль к которому "Пеппи". А Лисбет называет Микаэля "чертов Калле Блумквист", имея ввиду другого известного персонажа Линдгрен, суперсыщика Калле Блумквиста.

Почему именно Пеппи, очевидно для любого шведа. Астрид Линдгрен была известной феминисткой, а ее речь "Только не насилие" против жестокого обращения с детьми в семьях цитируется до сих пор. Памятник Линдгрен в Стокгольме изображает, как двумя крылами добрая сказочница укрывает, защищая, детей.

Стиг объяснял: "Лисбет воспринимается и ведет себя как социопатка из-за многочисленных жизненных травм и неспособности соответствовать социальным нормам". Разумеется, он был знаком с обвинениями в психическом нездоровье, с которыми маститые педагоги и психологи выступали против Пеппи Длинныйчулок! Но разве чужие домыслы сделали ее хуже?

После того, как трилогия Millennium стала невероятно популярной, Еве Габриэльссон написала некая Лисбет Саландер ─ женщина, которая тихо жила себе в крошечной шведской деревеньке, пока к ней не нагрянули журналисты, желающие знать, не была ли она знакома со Стигом Ларссоном. Отослав журналистов восвояси, Лисбет пригласила Еву в гости на чашечку кофе.

 Stieg Larsson Стиг Ларссон

16. Ларссон с трудом нашел издателя для своего романа.

Летом 2003 года Стиг по почте отослал рукопись первого романа в издательство "Пират", но осенью посылка вернулась обратно, поскольку адресат не стал ее забирать с почтамта. Тогда Ева сама отвезла пакет в издательство, но сочинение никого не заинтересовало (уже после смерти Стига и триумфа Millennium'а Еве позвонили из "Пирата", и потрясенная сотрудница созналась, что рукопись вернули, не читая).

Зато весной 2004 года сразу два издательства согласились подписать договор с автором. Одно настаивало на серьезной правке. Но Стиг выбрал второе, Norstedts. Контракт на издание трех романов обещал авансом около 600 тысяч крон. Воодушевленный Стиг был полон планов: остаться в Expo на полставки, написать еще семь романов, вложить доходы от четвертого тома в Expo, вложить доходы от пятого тома в кризисный центр для женщин, подвергшихся насилию, купить себе маленькое шале на острове для отдыха и творчества, позаботиться о более надежной охране от экстремистов, заняться здоровьем…

В этой приятной суматохе аванс остался невыплаченным.

"Дом Микаэля Блумквиста и его окрестности" "Дом Микаэля Блумквиста и его окрестности" "Дом Микаэля Блумквиста и его окрестности"

17. Смерть Стига Ларссона не была неожиданной, но оказалась символичной.

Его дед Северин Бострём умер от сердечного приступа в возрасте 56 лет, в том же возрасте от разрыва аневризмы скончалась его дочь, мать Стига Вивианне. Однако то, что смерть настигла 50-летнего Ларссона именно 9 ноября 2004 года ─ скорбная случайность. Десятки раз антифа-журналист был на волосок от смертельной опасности, а умер "мирно", но на боевом посту. Вымотанный работой и творчеством, крайне уставший Ларссон чувствовал себя нехорошо, однако решил отправиться не к доктору, а в редакцию Expo. Быть может, все бы обошлось, если бы в тот день в здании не сломался лифт. Редакция Expo находилась на седьмом этаже.

Стиг поднялся, но надорвался.

Друзья вызвали "скорую" и доставили журналиста в больницу. Стиг ненадолго пришел в себя, попросил позвать его гражданскую жену Еву, вновь потерял сознание и умер.

С 9 на 10 ноября ─ памятная дата Хрустальной ночи, первой массовой акции фашистов для "решения еврейского вопроса".

Сегодня шведские журналисты наконец-то отдают дань уму и проницательности Ларссона. Когда Стиг разоблачал "белую власть" и профашистские движения, другие отказывались верить, что ультраправые со своими теориями заговора не банда безумцев, а серьезная политическая сила. Однако прошло всего несколько лет, и партия националистического толка "Шведские демократы", которой он посвятил два крупных исследования, уже вошла в состав Риксдага ─ шведского парламента, получив прямой доступ к управлению страной.

А Стига Ларссона нет в живых.

Стиг Ларссон и Ева Габриэльссон

18. После смерти Стига Ларссона многие пары в Швеции заключили официальный брак.

Стиг и Ева так и не поженились, хотя были знакомы 32 года, прожили вместе 30 лет и давным-давно приобрели обручальные кольца. Ева логично указывает на то, что свадьбу пришлось отложить из-за соображений безопасности. У Стига была возможность убедиться, что государственные базы данных ─ источник информации для экстремистов всех мастей. Пока ничего официально не связывало его с Евой, она была в большей безопасности. Имя Стига не значилось на двери их квартиры, а бывали дни, когда он и вовсе не появлялся дома. Ева же говорила знакомым, что "встречается с одним журналистом", не называя имени.

В итоге со смертью Стига Ева потеряла права на его имущество, творческое наследие и даже часть квартиры, в которой они вместе жили. Все отошло отцу и брату, Эрланду и Иоакиму Ларссонам. Ева, которая работала в Expo до 2007 года, не смогла отстоять даже прав на публицистику гражданского мужа, без детективных романов. Ей оставалось лишь выпустить книгу, раскритиковав юридическую коллизию, при которой "все отходит тем, что ничего не создал, и они оказываются в выигрыше, а те, кто создавал, ─ в проигрыше".

19. Стиг Ларссон был похоронен 10 декабря, в день вручения Нобелевской премии.

Поскольку в Швеции усопших хоронят спустя несколько недель после смерти, "гражданская вдова" решила выбрать именно этот день, чтобы избежать внимания экстремистов. В дневнике Евы есть запись, что даже через десять месяцев после смерти Стига ни отец, ни брат не поинтересовались, где его могила.

Иоаким и Эрланд Ларссоны

20. Швеция активно экспортирует книгу, которая демонстрирует самые неприглядные стороны шведского общества.

По заявлению Иоакима, одновременно циничному и правдивому, "Лисбет Саландер является шведской иконой, как ABBA, Volvo и IKEA". Сравнение с известными брендами не случайно, потому что "империя Стига" подверглась жесткой коммерциализации. И прежде всего татуировки Лисбет. Для героини романов они были напоминанием о перенесенной боли и врагах, которым нужно отомстить, но в итоге породили новое слово в маркетинге ─ tatvertising, от слов tattoo и advertising. Книги Стига Ларссона, по приблизительным подсчетам, разошлись в 50 странах мира тиражом около 80 миллионов экземпляров, превратив Эрланда и Иоакима Ларссонов в мультимиллионеров.

****

О новой книге Давида Лагеркранца "Девушка, которая застряла в паутине", скандальной и знаменитой задолго до ее выхода, ─ в следующей статье.

libs.ru

Стиг Ларсон. Трилогия «Миллениум» - Блог разнузданного гуманизма

Стиг Ларсон. Трилогия «Миллениум». «Девушка с татуировкой дракона», « Девушка, которая играла с огнем», « Девушка, которая взрывала воздушные замки».

Стиг Ларссон собирался написать не менее 10 книг про приключения частных сыщиков Микаэля Блюмквиста и Лисбет Саландер . Но успел написать только три и умер. Это романы «Девушка с татуировкой дракона», « Девушка, которая играла с огнем», « Девушка, которая взрывала воздушные замки». Они составляют цикл « Миллениум». С ними произошла удивительная история – они стали очень популярны. Автор не успел даже дождаться, пока их напечатают. Посмертная слава.

Про «Миллениум» говорят, что это – энциклопедия шведской жизни начала 21 века. Ну им, конечно, виднее.

«Миллениум» - это журнал, в котором работает журналист Микаэль Блюмквист. Журнал пишет на экономические темы, он не слишком тиражный, но уважаемый. Ему дают дорогую рекламу. Блюмквист имеет репутацию дотошного и честного журналиста, специализирующегося на журналистских расследованиях. Он разведен, имеет почти взрослую дочь, с которой иногда видится. Всю жизнь он поддерживает связь с редактором своего журнала Эрикой. Когда-то они вместе учились, потом вместе основали журнал «Миллениум». Эрика замужем, муж знает о ее отношениях с коллегой, но относится к этому спокойно. Жена же Микаэля этого не потерпела. Почему любовники не поженились? Дело в том, что Блюмквист спит не только с Эрикой, но и со всеми встречными и поперечными женщинами. Внешность и возраст не имеет значения. Он никому не может отказать, а в Швеции столько одиноких женщин… С Эрикой и ее мужем у них бывал и групповой секс, в общем, все, что мы думали о сексуальной жизни в Швеции – истинная правда.

Блюмквисту примерно 45 лет. Он – полноват, неспортивен и много курит. (По-видимому, это автопортрет Ларссона. Плохо это все кончилось – он умер в 50 лет от обширного инфаркта, а ведь Минздрав предупреждал!) Но зато Блюмквист бесстрашен, принципиален, имеет развитое чувство долга, отличный друг, но неверный любовник. По-моему, он немного зануда.

Однажды Блюмквист вел расследование по поводу одного миллионера. Тот его подставил: подсунул среди верной информации неверную, которую потом с блеском опроверг. Это событие повлияло на репутацию журналиста и «Миллениума»: подписка упала, рекламу давать перестали. Стали говорить, что он печатают заказуху. Несчастный Микаэль очень переживал, пытался оправдаться, но его никто не слушал. Журнал был на грани разорения. Тут появился еще один миллионер по фамилии Вангер. Он предложил помочь журналу, обещал дать убойный компромат на миллионера-жулика, а взамен просил об ответной услуге – найти убийцу его внучки, пропавшей много лет назад. Он был уверен, что ее убил кто-то из родных. Вангер много чего нехорошего рассказал о своей семье, которую он ненавидел. Из всей родни он выделял внучатого племянника и племянницу. Они были его наследниками. Лет 20 назад 17-летняя внучка пропала с острова, на котором находится их поместье. Мосты в тот день были перекрыты. Тело долго искали воде, но не нашли. Все эти годы дед пытался узнать, что произошло, брат жертвы ему помогал, но толку не было. Теперь Вангер надеется на Блюмквиста. Тому приходится согласиться.

По ходу дела понадобилась информация. Блюмквист обратился в детективное агентство, где ему в помощь выделили Лисбет Саландер. Так появляется главная героиня трилогии. Если первая книга еще посвящена детективной истории, то две следующие рассказывают исключительно о проблемах Саландер. И все названия романов связаны с ней. Блюмквист – человек обычный, а Саландер – девушка неординарная. Внешне она похожа на подростка, выглядит намного моложе своего возраста. Одевается экстравагантно, вся в татуировках и пирсинге. На лопатке у нее татуировка дракона. Другие места тоже в рисуночках. Она больна каким-то редким психическим заболеванием, чем-то вроде аутизма, но не совсем. Выражается это в том, что Лисбет крайне необщительна, особенно она ненавидит всех представителей государства. Но зато Саландер - математический гений и хакер. Она легко доказывает теорему Ферма, прочтя о ней случайно в учебнике, а уж с помощью компьютера она способна узнать любую тайну. Лисбет – образец толерантности и свободной женщины. У нее нет предрассудков. Лисбет курит, пьет, может употреблять наркотики, вступает в случайные половые связи с мужчинами и женщинами. Она очень гордая, считает, что обиды нельзя прощать и никого ни о чем не просит. Правда, есть несколько человек, к которым она относится тепло. Добро она не забывает.

Обо всех этих ее качествах мы узнаем из первого романа.

Лисбет легко разгадывает, что случилось 20 лет назад. Внучку богача никто не убивал, она сама сбежала, потому что узнала, что ее брат убийца и сексуальный маньяк. Доносить на брата она не могла, смотреть на его преступления тоже. Вот и убежала. Вангер помог журналу с деньгами, но компромат на их обидчика не дал – ворон ворону глаз не выклюет. Компромат нашла Саландер. Она помогла Блюмквисту вернуть свое доброе имя, а на себя перевела миллионы нечестного богача. Так она понимала справедливость.

Кроме того, Лисбет влюбилась в Блюмквиста. Она думала, что он ее тоже любит, но потом увидела его с Эрикой. Тут она его возненавидела, но, разумеется, не до конца.

Два следующих романа Блюмквист пытается искупить свою вину, вытаскивая Саландер из неприятностей, в которые она мастерски влипала. Эта способность у нее обнаружилась с рождения. Потому что у всех папы были как папы, а у нее – русский шпион-перебежчик Александр Залаченко. Правильно у нас про этих перебежчиков говорят – этот был мерзавцем, каких мало. Он бил свою любовницу – мать Лисбет - смертным боем. Девочка, когда подросла, сделала самодельную бомбу и подложила папочке в машину. Он сильно обгорел, стал инвалидом. С тех пор Залаченко стал злейшим врагом своей дочери и мечтал ее убить.

Но гораздо худшим ее врагом стало шведское государство. Собственно, трилогия и посвящена этому ужасному факту. Оказалось, что некоторые спецслужбы там совсем обнаглели. Они составили заговор против своей гражданки, посчитав ее менее важной, чем бывший советский разведчик. Негодяи определили подростка в психушку к доктору-маньяку, который ставил бесчеловечные опыты над пациентами. Потом ее признали недееспособной. Согласно шведским законам Саландер был положен опекун, который мог распоряжаться всеми ее деньгами. Вначале ей повезло: опекун оказался хорошим человеком, устроил ее на работу в агентство, не мешал жить так, как она хотела, давал тактичные советы. Но он тяжело заболел, и ей дали другого опекуна. Тот уже был извращенцем и ее изнасиловал, за что потом очень поплатился. Весь второй роман посвящен описанию всей этой истории и того, как папаша пытается Лисбет убить. В конце романа она откопалась из могилы, куда ее кинули отец и брат (был еще брат-немец от другой женщины). Лисбет сильно ранила отца, а он простелил ей голову. Спас ее Блюмквист. Второй роман – это уже не детектив, а скорее триллер.

В третьем романе Лисбет лежит в больнице, спецслужбы хотят, чтобы ее опять поместили в психушку, а Блюмквист собирает материал для разоблачительных статей, чтобы освободить Лисбет и наказать спецслужбы.

В романе хорошо описан суд. Третий роман – это судебный детектив.

Отца Лисбет в третьем романе спецслужбы устранили. Но остался его страшный сын – профессиональный убийца, который не чувствует боли. Еще у Саландер есть сестра, которая в романах не появлялась, но о ней вспоминали. Видимо, взаимоотношениям Саландер с ее странными родственниками были бы посвящены остальные книги этой серии. Но не судьба.

Пока по трилогии в Швеции поставлены три фильма «Мужчины, которые ненавидят женщин». Они есть в Сети. Там больше акцентируются феминистские мотивы книг. Голливуд хочет тоже экранизировать романы.

Если бы Ларссон узнал о таком успехе, он бы умер вторично от радости.

На мой взгляд, лучше всего третий роман. В принципе, все они ничего, но не более. Не понимаю поднятого из-за них шума. Но я много чего не понимаю.

uborshizzza.livejournal.com

Стокгольм по местам «Миллениума» Стига Ларссона

Стокгольм

Трилогия «Миллениум» Стига Ларссона — не только только один из главных бестселлеров в современной художественной литературе, но и топографически очень точное произведение. Действие всех трех романов: «Девушка с татуировкой дракона» («The Girl with the Dragon Tattoo»), «Девушка, которая играла с огнем» («Девушка, которая играла с огнём») и «Девушка, которая взрывала воздушные замки» («The Girl Who Kicked the Hornets’ Nest») в большей части происходят в Стокгольме в местах, явно заданных и точно описанных на страницах романов. Более того, большинство важных адресов из романов располагаются очень компактно на острове Седермальм и обходятся пешком буквально за час. Я раньше слышал, что проводятся даже специальные экскурсии по маршрутам Лисбет Саландер, поэтому в последнюю поездку по Стокгольму, располагая запасом времени, хорошей июньской погодой и страницами романов, решил провести такую прогулку самостоятельно, попутно фотографируя самые важные объекты и сверяя свои впечатления от книг с реально существующими местами. Естественно, такая экскурсия, равно как и мой рассказ, не имеет особого смысла, если текст и события романов не слишком вам знакомы, поэтому вначале советую засесть за три толстенных тома и вернуться к моему рассказу позднее, благо читаются книжки увлекательно.

Как я отмечал выше, основные места Стокгольма, связанные с романами, находятся на острове Седермальм, но котором я сосредоточил полностью свое внимание.

Вот карта моего небольшого маршрута, который легко можно повторить самостоятельно:

Первым из посещенных мной мест была редакция журнала «Миллениум», одно из ключевых для действия романов, возникающее в ходе повествования вновь и вновь. Локация, равно как и сам журнал, естественно, выдуманные, но адрес задан точно: G?tgatan 17A. Место это достаточно оживленное и приятное: в округе располагаются кафе, модные магазины, большой супермаркет, а буквально в паре зданий южнее — магазин 7/11, где Лисбет периодически скромно закупалась продуктами.

G?tgatan, мазагины на противоположной от редакции стороне улицы

G?tgatan, мазагины на противоположной от редакции стороне улицы

перекресток редакции "Миллениума"

перекресток редакции «Миллениума»

улица G?tgatan, супермаркет

улица G?tgatan, супермаркет

В двух кварталах от редакции Миллениума, по адресу Fiskargatan 9 находится новая 21-комнатная квартира Лисбет, описываемая в романе «Девушка, которая играла с огнем» как один из самых лучших объектов жилой недвижимости в городе, а также ставшая местом работы прятавшегося от слежки Микаэля Блумквиста в заключительной части трилогии. Честно говоря, не совсем понимаю как в таком скромном здании могла расположиться 21-комнатная квартира (если это, конечно, не дуплекс). Соседствующие здания выглядят еще скромнее, но за счет расположения прямо на берегу реки и рельефа, из квартиры мог бы быть действительно неплохой вид на Старый Город. Зато совсем рядом расположен очень тихий приятный парк, что так ценят жители Стокгольма.

Парк

Парк

район, где находится новая квартира Лисбет Саландер

район, где находится новая квартира Лисбет Саландер

Дом, где находится квартира Лисбет

Дом, где находится квартира Лисбет

Вид на Старый Город

Вид на Старый Город

Сам же Блумквист проживал по роману в еще более нереалистичном месте, по адресу Bellmansgatan 1. Расположенное здесь строение действительно живописно, но похоже на что угодно, только не на жилой дом.

Дом Микаэля Блумквиста

Дом Микаэля Блумквиста

Дом Микаэля Блумквиста

Дом Микаэля Блумквиста

Дом Микаэля Блумквиста

Дом Микаэля Блумквиста

Вид на Старый Город из дома Блумквиста

Вид на Старый Город из дома Блумквиста

Зато два следующих посещенный мной места более чем реальны. Это рестораны, в которых Блумквист любил проводить деловые встречи: Tavastgatan, 28 и Hornsgatan 78. По последнему адресу расположен бар Melloqvist, в котором в годы жизни любил бывать сам Стиг Ларссон и где может побывать любой желающий и сегодня. Только по каким-то причинам эта часть центра Седермальма оказалась облюбована индусами.

бар Melloqvist

Бар Melloqvist

Улица Hornsgatan

Улица Hornsgatan

Tavastgatan, 28

Tavastgatan, 28

Завершая короткую импровизированную экскурсию, после обеда в баре Melloqvist, я прошел мимо еще одного кафе, теперь уже посещаемого Лисбет Саландер, находящегося по адресу Hornsgatan, 20 в одном из самых центральных мест острова. В романе это место фигурирует с названием Java Cafe, в реальности же называется Lea’s. Внутрь я заходить уже не хотел, а если бы и захотел, то кафе по воскресному времени было закрыто.

Java Cafe (в книге) и Lea's (в реальности)

Java Cafe (в книге) и Lea’s (в реальности)

Вот такая выдалась небольшая прогулка, которую легко можно повторить (и даже расширить за счет упущенных мной мест) за несколько часов, чтобы не только побывать в прекрасном районе одного из самых приятных европейских городов, но и попытаться представить жизнь героев знаменитой трилогии.

jatb.ru

Миллениум-тур в Стокгольме по книгам романов Ларсона

Организованными прогулками по следам героев знаменитых книг и кинолент нынче балуют туристов если и не по всему миру, то уж по всему Старому Свету точно - не исключая и нашей страны. Жанр «художественной бродилки» за последний десяток-другой лет сделался настоящим хитом городского туризма. Лондонцы приглашают прогуляться по улицам английской столицы за руку с великим сыщиком Шерлоком Холмсом, петербуржцы населили свой город тенями «великого пятикнижия» Фёдора Достоевского, а москвичи зовут поплутать вокруг Патриарших прудов в компании «той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо» - Воланда, кота Бегемота и других героев знаменитого булгаковского романа. Не так давно атлас подобных маршрутов пополнился еще одним: прогулка по Стокгольму (а точнее, по одному из тех островов, на которых стоит шведская столица) носит запоминающееся именование «Миллениум-тур» и предлагает проследовать по жизненному пути героев литературной трилогии Стига Ларссона - романов «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки», объединенных названием «Миллениум». Сюда мы и отправились, преодолев на пароме 800 километров балтийской глади, разделяющей Санкт-Петербург и Стокгольм. Паром «Princess Anastasia», регулярно курсирующий через Финский залив и Балтийское море, представляет собой настоящий плавучий город, со своей насыщенной жизнью, с ресторанами и клубами, спа-центром и казино. Названный в честь младшей дочери императора Николая II, великой княжны Анастасии, паром действительно поражает своим величием. Судно, длина которого составляет почти 177 м, было введено в эксплуатацию в 1986 году и полностью отремонтировано и переоборудовано в 2010, став максимально комфортным и безопасным для морских круизов. На борту, рассчитанном на 2500 пассажиров, каждый может найти себе занятие по душе: посидеть в баре, пройтись по магазинам duty free, потанцевать, а для самых маленьких мореплавателей предусмотрен детский клуб. Кстати, похоже, это самый удобный и недорогой вариант для россиян, желающих посетить Швецию.

Литературные тропы не испытывают недостатка в путниках - еще бы, ведь путешествие по ним сродни вояжу в параллельный мир, про который не сразу и решишь, вымышленный он или все-таки настоящий. С одной стороны, обстановка того или иного романа - не что иное, как плод воображения писателя, а с другой - действие многих книг все же разворачивается в реальных декорациях. А значит, всегда остается чарующая возможность самому пройти по тем самым камням той самой мостовой, по которой должны были ходить любимые герои. На «тропе имени Ларссона» тоже хватает туристов; в последние пару лет умами в Европе и за ее пределами владеет настоящая ларссономания. Книги шведа переведены более чем на 40 языков, а тиражи конкурируют с «поттерианой». Эпидемия усилилась в 2009 году после появления первой экранизации романа «Девушка с татуировкой дракона», в работе над которой кроме Швеции поучаствовали Германия, Дания и Норвегия. Еще один фильм, снятый по тому же роману Дэвидом Финчером, создателем «Социальной сети», выйдет на экраны одновременно с этим номером журнала. Голливудская премьера обещает стать громким событием - а значит, спровоцировать новую эпидемию ларссономании. Организатор тура, Стокгольмский городской музей, приготовился к ней: вместо двух языков (английского и французского) в наступившем году экскурсоводы «Миллениума» заговорят на одиннадцати, а сами туры станут чаще.

Обыкновенно литературные маршруты посвящены книгам, уже ставшим золотым фондом классики. От времени их действия нас отделяют десятилетия, если не века, и организаторам порой приходится прилагать недюжинные усилия, чтобы погрузить экскурсантов в аутентичную атмосферу. В этом смысле стокгольмский маршрут наиболее «атмосферен»: действие романов Ларссона разворачивается практически в наши дни, а ритм жизни шведской столицы не настолько динамичен, чтобы стереть с лица земли вчерашние реалии. Так что здесь все самое настоящее - если, конечно, это слово можно применить к художественному вымыслу.

«Миллениум-тур», вопреки своему масштабному названию, намекающему на тысячелетний размах, - приятная пешеходная прогулка, обычно укладывающаяся в два часа. География маршрута тоже не широкая, все его пункты сосредоточены в пределах нескольких кварталов стокгольмского острова Сёдермальм, одного из четырнадцати в столичном архипелаге. Впрочем, вряд ли такую скромность следует считать недостатком. Два часа - идеальное время для того, чтобы не устать, а тесные рамки острова вмещают в себя довольно много значимых мест. Для тех, конечно, кто читал роман - или смотрел фильм. Для максимального удобства можно поселиться в гостинице неподалеку от начала маршрута, как это сделали мы, Присоединиться к группе поклонников «Миллениума» не сложно: купить билет в «мир Ларссона» за 120 шведских крон можно в Стокгольмском городском музее или центре туристической информации - либо позаботиться о нем заранее, забронировав местечко через интернет.

Для тех, кто хочет совершить прогулку по ларссоновским местам в одиночестве, с книгой под мышкой, Стокгольмский музей издал подробную иллюстрированную «Миллениум-карту». Приобрести ее за 40 крон можно едва ли не в каждом городском киоске. В аэропорту и музее встречаются даже карты на русском языке.

Итак, суббота, полчаса до полудня. Экскурсанты собираются в самом начале улицы Беллмансгатан. Глядя на карту южного Стокгольма, можно предположить, что это стандартных размеров городская улица, однако на местности оказывается, что это не совсем так. Беллмансгатан скорее улочка, образцовая для северного европейского города. Брусчатка, аккуратные невысокие дома, выстроившиеся в ряд... Одним словом, перед глазами именно та картина, которую описывают сотни статей и путеводителей. Район Сёдермальм еще пару лет назад совершенно не привлекал туристов, оставаясь исключительно ареалом обитания «синих воротничков», - а зря. Внешность вполне позволяет ему конкурировать со Старым городом, главным центром притяжения гостей Стокгольма. Чего стоят одни только узорчатые чугунные переходы, соединяющие стоящие друг напротив друга сёдермальмские дома на уровне верхнего этажа!

Один из таких домов - № 1 на Беллмансгатан . Именно сюда, как раз на последний этаж, поселил Стиг Ларссон своего главного героя, Микаэля Блумквиста, совладельца и сотрудника журнала «Миллениум», распутывающего финансовые махинации и открывающего страшные тайны, от которых полиция отказалась за сроком давности. Здесь, за ярко-красными стенами и стрельчатыми окошками, и начинается действие романа. Стоя на ветру, который неизбежно долетает сюда с реки (она через два дома отсюда), и глядя на залитые желтым светом окна - в облачную погоду поздней осени жители здесь не выключают лампы и днем, ведь дома стоят достаточно тесно, да еще и улица уходит в гору, - нетрудно представить, как Блумквист, живущий наверху, в Рождественский сочельник рассказывает семье о судебном процессе, на котором ему был вынесен обвинительный вердикт.   

Дальше экскурсантам предстоит проделать ежеутренний путь литературного героя, поднявшись вверх по мощенной булыжниками улочке и повернув на Хорнсгатан, центральную улицу - в масштабе района ее можно считать проспектом. Здесь в доме 78 расположено кафе Mellqvists kaffebar . Длинная стойка, типичный скандинавский интерьер в духе «соснового минимализма», черная доска, на которой мелом от руки написаны сорта предлагаемого кофе... Легко представить, как Микаэль Блумквист вдруг появляется среди посетителей, - таким же пасмурным утром он заходит сюда выпить кофе, а над его головой в стекле отражается яркая светящаяся вывеска. В этом баре встречаются писатель и его персонаж - известно, что сам Стиг Ларссон любил посещать это заведение и работать здесь.

Отведав местного кофе, экскурсанты направляются дальше. Следующий пункт назначения - офис «Миллениума» . Следуя за экскурсоводом, группа достигает перекрестка Гётгатан и Хёкенс-гата. Отсюда два шага до здания, где в трилогии расположена редакция «Миллениума» - если верить Ларссону, это на втором этаже, над офисом Greenpeace, который легко узнать по вывеске. Впрочем, поскольку никакого «Миллениума» в реальности не существует, полистать его свежий выпуск нам не удастся. А потому самое время отправиться дальше - и наконец познакомиться поближе с загадочной Лисбет, той самой девушкой с татуировкой. Нетрудно догадаться, что тату в виде дракона - не главное достоинство героини, да и самих татуировок у нее еще с пяток наберется. Так что название «Девушка с татуировкой дракона» может только запутать - и немудрено, ведь автор назвал свой роман «Мужчины, которые ненавидят женщин», а про дракона придумали его переводчики на английский. Лисбет, хакерша-оторва с ирокезом и пирсингом, - валькирия, Джулиан Ассанж и Пеппи Длинныйчулок в одном флаконе. Кстати, с последней Лисбет объединяют многомерные связи. Мало того что ее отличает невероятная физическая сила, так еще и окружающие полагают, что она слегка не в себе и нуждается в опекуне, - только в случае Лисбет все гораздо трагичнее. Тем, кто сомневается, что фрекен Саландер и фрекен Длинныйчулок - почти родные сестры, следует приглядеться к табличке на двери в жилище Лисбет. В доме № 9 , притаившемся на маленькой улочке Фишаргетан, расположена знаменитая 21-комнатная квартира с видом на стокгольмские крыши, которую героиня покупает в финале на «справедливо экспроприированные» у сил зла деньги. Так вот, на двери квартиры каждый может прочитать: V. Kulla. То есть «Вилла «Курица» - именно так называлось и обиталище Пеппи.

Образ Лисбет - не единственный знак уважения и преемственности, оказанный Ларссоном его великой коллеге Астрид Линдгрен. Микаэль Блумквист - тезка еще одного персонажа из книг детской писательницы, малолетнего гения сыска Калле Блумквиста. «Не называйте меня Калле!» - с завидным упорством повторяет главный герой трилогии.

Декорациями первого романа «Милле-ниум-тур» не исчерпывается. Маршрут экскурсии включает длинный список объектов, упоминаемых во всех трех книгах Ларссона: жилища персонажей, здание суда, полицейское управление, синагогу, кафе и прочее, в том числе и смотровую площадку с одним из лучших на Сёдермальме видов на Стокгольм.

Присоединяться к группе или отправляться в «Миллениум-тур» при помощи карты - дело вкуса. Заблудиться на Сёдермальме с его перпендикулярной планировкой будет сложно. То, что действительно понадобится, - знание первоисточника, книги или киносюжета. Ну и не стоит забывать дома фантазию.

Отправной точкой для экскурсии вполне может стать и гостиница, в которой вам доведется жить. Отель Victory, расположенный на соседнем от Сёдермальма острове, в сердце старого города, походит на музей: обилие антикварных вещей в интерьере, старинные гравюры, макеты парусников ушедших столетий, зеркала в потертых резных рамах - всё это создает неповторимую атмосферу домашнего уюта и передает дух XVIII-XIX веков. Необычным оказался и ресторан, в котором нам довелось пообедать накануне отъезда. Чучела животных и рогатые оленьи черепа, развешенные на стенах, кирпичные своды и картины с изображением разделанных туш напоминают о Средневековье и явно отвечают названию заведения - «Djuret» в переводе со шведского означает «зверь». Подают в нём разнообразные блюда из дичи, причем каждый день посвящен одному определённому животному. Так что если вы не вегетарианец, то антураж и кухня придутся вам по душе. Вполне подходящее место для того, чтобы продумать новый маршрут для исследования города или почитать книгу, которая, возможно, послужит основой для следующего путешествия.

Досье DISCOVERY

СТИГ ЛАРССОН (1954-2004) - шведский писатель и журналист. Свою антидискриминационную деятельность, которой он посвятил всю жизнь, Ларссон начал еще школьником - к этому времени относятся его первые исследования феноменов расизма и правого экстремизма. «Всешведская слава» пришла к нему как к эксперту по «правым» проблемам и сооснователю антирасистского фонда Expo и одноименного журнала. В качестве писателя Ларссон прославился уже после смерти в 2004 году от сердечной недостаточности.

 

discovery-russia.ru

Стиг Ларссон Неизвестный Стиг Ларссон. С чего начинался «Миллениум» (сборник)

утверждающими… утверждающими что? Никто из участников дебатов это не разъяснил. Микаэль Куркиала, возможно, умнее меня, и его выводы имеют под собой серьезные основания, и лично мне сложно разглядеть какую-то четкую партийно-идеологическую линию в дебатах по поводу убийства Фадимы. Скорее представители «левых» встречались в рядах сторонников обеих моделей. Среди обвиненных в левачестве, например, были писатели Ян Гийю и Лиза Марклунд, Курдо Бакши. Если они «левые», то на другом полюсе находятся Сара Мухаммад, Диса Демирбаг-Стен, Налин Пекгул и другие «правые» дебатеры. Сомневаюсь, что им понравился бы такой ярлык. Разумеется, это не вопрос правого или левого в политических дебатах. Среди тех, кто не приемлет культурно-релятивистскую теорию, есть столько же марксистов, сколько и либералов. То же касается и их противников. Точно так же среди тех, кто избивает женщин, можно встретить как социалистов, так и буржуев, как шведов, так и курдов. В статье Куркиалы было сформулировано и ядро культурантропологической модели: страх различий, панический страх, который, по его мнению, охватил многих дебатеров. Куркиала замечает, что это странно, поскольку мультикультурализм – это позитивное понятие в Швеции. Но это ошибка, потому что Куркиала приписал дебатерам взгляды, которых они не разделяли, и в дальнейшем определил тон дебатов. Естественно, никто из них не стал отрицать, что существуют культурные различия. Каждый швед, мусульманин или курд, принимавший участие в дебатах, был в курсе того, что культурные различия существуют. Именно о них и шла речь все последние десятилетия. Люди постоянно обсуждали, как осуществить интеграцию, не повредив при этом ни одной из культур. Куркиала может быть спокоен: все в курсе того, что культурные различия существуют. «Традиционалисты» лишь утверждали, что насилие над женщинами – это часть мужского типа мышления, характерного для всех культур. Противники же утверждали, что женщин убивают, потому что в мире доминируют патриархальные устои. Насилие над женщинами, как и расистские взгляды, встречалось во все времена во всех странах. По этой причине ярл Биргер ввел законы, направленные против насилия над женщинами в двенадцатом веке. И именно по этой причине 800 лет спустя стране еще нужны 200 центров помощи женщинам, пострадавшим от руки мужчин. Разумеется, сторонники культурантропологической модели правы в том, что культура играла роль в убийстве Фадимы. В том плане, что любой человеческий поступок имеет отношение к культуре (а также к социологии, психологии и так далее). Я понимаю, что вам этого объяснения недостаточно. Это все равно что говорить, что Тридцатилетняя война была развязана по психологическим мотивам. Оно, конечно, так, но… Культурантропологическая модель объясняет форму, но не причину. Форма может варьироваться – от сицилийских «убийств чести» и индийских сожжений до шведских субботних пьяных драк. Но культура не объясняет глубинные причины того, почему по всему миру женщин убивают, уродуют, расчленяют, обрезают, избивают и подвергают другим формам ритуального поведения, свойственного мужчинам патриархального склада ума. Другими словами, такие мужчины всячески унижают женщин. В принципе это насилие того же типа, что и насилие над гомосексуалистами, потому что гомосексуализм тоже угрожает патриархальной мужской идентичности. Никто из сторонников культурантропологической модели не дал конкретных предложений по тому, как можно положить конец насилию над женщинами. Обе стороны требуют уважения к женщинам. Обе требуют, чтобы к голосам женщин прислушивались, чтобы правительство принимало меры, чтобы Мона Салин (или другой министр) брала на себя ответственность, чтобы женщины получали необходимую им защиту и так далее. Но эти требования выдвигались и ранее – до убийства Фадимы Сахиндал. Причина отсутствия конкретных предложений весьма давно прошла. Сторонники культурантропологической модели говорят, что курдская культура, мужчины-курды (и даже женщины) – сами по себе источник насилия. А значит, бороться нужно не с насилием, а с курдской культурой. А именно это и утверждают

magru.net

Северный вирус. Трилогия «Миллениум»

16:00

Лекция, посвященная автору трилогии «Миллениум» – феноменально популярному шведскому писателю Стигу Ларссону, – прошла 4 декабря на стенде «Эксмо» в рамках выставки Non/Fiction.

Северный вирус. Трилогия «Миллениум»

Публикация первого же романа о журналисте Микаэле Блумквисте и асоциальной хакерше Лисбет Саландер принесла автору мировую известность и армию поклонников из 40 стран мира. Однако сам Ларссон об этом так и не узнал. Написав три романа из цикла «Миллениум», Ларссон отнес их в одно из ведущих издательств художественной литературы в Швеции – «Norstedts». Стиг Ларссон успел заключить договор с «Norstedts» на публикацию цикла «Миллениум», но умер от обширного инфаркта 9 ноября 2004 года в возрасте 50 лет, прежде чем хотя бы одна книга трилогии вышла из печати.О феномене Ларссона гостям выставки рассказала Юлия Валерьевна Колесова – филолог-скандинавист, переводчик, преподаватель шведского языка. На встрече были продемонстрированы кадры из шведской версии недавно вышедшего фильма «Девушка с татуировкой дракона».

Немного прояснились корни Лисбет Саландер. Оказывается, в детстве она была не кем иным, как Пеппи Длинный чулок. Последняя до сих пор читается в Швеции самым популярным литературным персонажем. Однако никто до Стига Ларссона не думал над тем, в кого могла вырасти такая оторва и как она обживалась бы в обществе. Ларссон предложил свой вариант – довольно жестокий, но правдоподобный. Лисбет Саландер – сжегшая собственного отца неформалка и бисексуалка с татуировкой дракона во всю спину, Лисбет была признана критиками мира самым экзотическим борцом с преступностью за последние 50 лет.

Сам Ларссон всю свою жизнь боролся с движением неонацистов, придерживался троцкистских взглядов, выпускал на собственные средства газету Expo, работал по 15 часов в день, а по ночам писал книги, при этом выкуривая до 60 сигарет и выпивая литры кофе в день. Возможно, поэтому жизнь писателя оказалась столь короткой. Журнал Millennium, в котором работал его герой Микаэль Блумквист, был мечтой самого Стига Ларссона. Однако этой мечте не суждено было сбыться. Более того, в сентябре этого года представители неонацистов получили места в шведском парламенте – того, кто сдерживал их наступление, больше нет.

Стиг Ларссон умер абсолютно нищим человеком. Единственное, что он заработал при жизни – небольшая квартирка, в которой он жил вместе со своей гражданской женой Эвой Габриельсон.

Поделиться с друзьями

При копировании материалов обязательно размещайте активную сылку на eksmo.ru

eksmo.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта