Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Московский журнал. Московский журнал


Московский журнал - это... Что такое Московский журнал?

 Московский журнал         русский ежемесячный литературный журнал, издававшийся Н. М. Карамзиным в 1791—92 (всего вышло 8 частей). Авторами были Карамзин, Г. Р. Державин, М. М. Херасков, В. В. Капнист и др. Журнал выступал с позиций Сентиментализма; начал систематически публиковать рецензии, критические статьи, театральные разборы. Успехом пользовалось переиздание журнала в 1801—03.

         Лит.: Берков П. Н., История русской журналистики XVIII в., М. — Л., 1952.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Московский драматический театр на Малой Бронной
  • Московский завод Динамо

Смотреть что такое "Московский журнал" в других словарях:

  • Московский журнал — Эта статья  о журнале, издававшемся в 1791 1792 годах. О современном издании см. Московский журнал (1991). Московский журнал Периодичность: ежемесячник Язык: русский Главный редактор: Н. М. Карамзин Ст …   Википедия

  • «Московский журнал» — 1) ежемесячный литературный журнал Н.М. Карамзина. Выходил в 1791 92 (в 1792 нерегулярно). Печатался в типографии Московского университета. Всего вышло 8 частей, 24 книжки. Тираж по подписке в первый год издания 300 экземпляров. «Московский… …   Москва (энциклопедия)

  • Московский журнал — ежемесячно издавался Н. М. Карамзиным в Москве в 1791 1792 гг. (всего вышло 8 частей; второе издание без перемен в 1801 1803 гг.). Мысль об издании этого журнала возникла у Карамзина во время его заграничного путешествия; он должен был служить… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • «Московский журнал» — МОСКОВСКИЙ ЖУРНАЛ ежемес. ж., издавался в Москве Н. И. Карамзиным в 1791 92. Каждый номер делился на 5 отд.: ориг. рус. соч. в стихах и прозе; пер.; критико библ. разд.; театр. критич. разд.; смесь. По существу, третий, четвертый и пятый отд.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Журнал для всех московский журнал — с приложением Охотничьих Записок , ежемесячный, выходил в Москве в 1876 г.; редактор издатель Д. Кишенский …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Зритель (московский журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Зритель (значения). Зритель  иллюстрированный литературный, художественный и юмористический журнал, издававшийся В. Давыдовым в Москве с сентября 1881 года по апрель 1883 года три раза в… …   Википедия

  • Галатея московский журнал — журнал литературы, новостей и мод издавался в Москве в 1829 30 гг. С. Раичем (Амфитеатровым) еженедельно. Сам издатель во вступительной статье рассуждал так: Галатея бабочка; как дать ей направление?!. . Проза, большей частью переводная, и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Русский Вестник московский журнал (с 1856 г.) — журнал литературный и политический. Основан в 1856 г. М. Н. Катковым (при содействии П. М. Леонтьева), в Москве, и выходил под его редакцией сперва два раза в месяц, а с 1861 г. ежемесячно. После смерти М. Н. Каткова издание продолжалось вдовой… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Беседа московский журнал — журнал ученый, литературный и политический. Издавался в Москве без предварительной цензуры С. А. Юрьевым под его редакцией в 1871 72 гг. ежемесячно. Издатель, объясняя свою программу в ст. В чем наша задача , исходил из такой точки зрения, что… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Беседа, московский журнал — журнал ученый, литературный и политический. Издавался в Москве без предварительной цензуры С. А. Юрьевым под его редакцией в 1871 72 гг. ежемесячно. Издатель, объясняя свою программу в ст. В чем наша задача , исходил из такой точки зрения, что… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

dic.academic.ru

«Московский журнал»

 

Писатель H. M. Карамзин в молодости, в восьмидесятые годы XVIII в., был близок к московским масонам, хотя мистические искания «братьев» остались ему чужды. Карамзину в известной мере были свойственны идеи дворянских просветителей – Фонвизина, Новикова, их враждебность деспотизму, ненависть к варварству и невежеству дворянского класса, сочувствие угнетенному крепостному крестьянству. Карамзин не хотел быть и не был рядовым «слугой престола», он не вступал в официальную службу и стремился сохранить личную независимость.

При всем этом дворянский либерализм Карамзина был весьма ограничен. Он всегда полагал, что России необходимы крепостной строй и монархия.

В журналистику Карамзин вошел, участвуя в одном из новиковских изданий – журнале «Детское чтение для сердца и разума» – в 1785–1788 гг., где выступал в качестве переводчика. Затем, в 1789–1790 гг., он провел восемнадцать месяцев за границей, посетил Германию, Швейцарию, Францию, Англию и по возвращении на родину вновь обратился к журналистскому труду.

С января 1791 по декабрь 1792 г. Карамзин издавал «Московский журнал», в котором напечатал ряд своих сочинений и произведения Державина, Дмитриева, Львова, Нелединского-Мелецкого и др. Журнал выходил ежемесячно, собрал триста подписчиков и в 1801–1803 гг. был полностью переиздан Карамзиным, интерес к нему продолжал сохраняться.

В «Московском журнале», ссылаясь на опыт иностранных периодических изданий, Карамзин ввел четкое дробление материалов по отделам, расположив их следующим порядком: «русские сочинения в стихах и прозе, разные небольшие иностранные сочинения в чистых переводах, критические рассматривания русских книг, известия о театральных пьесах, описания разных происшествий и анекдоты, а особенно из жизни славных новых писателей». Так бы ли названы эти отделы в объявлении о выходе журнала и в таком виде они появлялись на страницах его книжек.

Приглашая читателей к сотрудничеству, Карамзин предупреждал о том, что будет принимать «все хорошее и согласное» с планом его издания, «в который не входят только теологические, мистические, слишком ученые, педантические и сухие пьесы». На публикацию должно рассчитывать также лишь то, «что в благоустроенном государстве может быть напечатано с указного дозволения». Это значило, во-первых, что свой журнал Карамзин желал избавить от масонских материалов религиозно-нравоучительного свойства,— он отошел от прежних друзей и московские масоны сразу поняли это, – а во-вторых, что журнал не станет касаться политических вопросов и что ему будет не тесно в цензурных рамках.

Важным нововведением в журнале Карамзина явились отделы библиографии и театральных рецензий. До него рецензии и отзывы о книгах и пьесах были редкими гостями в русских журналах, среди которых исключением являлись только «Санкт-Петербургские ученые ведомости» Н. И. Новикова, специальный библиографический журнал, правда, существовавший очень недолго. Таким образом, «Московский журнал» оставил за собой видное место в истории русской литературной и театральной критики, ранними образцами которой были рецензии самого Карамзина.

В «Московском журнале» Карамзин напечатал свою повесть «Бедная Лиза». Успех ее был поистине огромным. Окрестности Симонова монастыря в Москве, описанные Карамзиным, стали излюбленным местом прогулок чувствительных читателей. Судьба Лизы заставляла проливать слезы – незамысловатая история крестьянской девушки, доверившей свое сердце красивому, но ничтожному человеку из «благородных», была близка и понятна многим. Тезис Карамзина «и крестьянки любить умеют» обращал внимание дворянских читателей на то, что подвластные им крестьяне хотя и рабы, но люди. Напоминание это, данное к тому же в столь художественно-выразительной форме, было далеко не лишним, и гуманная идея произведения имела свою ценность. Принципиально иначе ставил вопрос Радищев – разоблачая дворянский деспотизм, он считал, что только крестьянское сердце способно к истинному чувству, лишенному корыстных расчетов, не испорченному предрассудками дворянской среды. До такой постановки темы Карамзин, разумеется, подняться не мог.

Как показал акад. В. В. Виноградов, Карамзину также принадлежат напечатанные в «Московском журнале» произведения: «Разные отрывки (Из записок одного молодого россиянина)» и письмо к другу «Сельский праздник и свадьба». Первое из них «представляет собой как бы квинтэссенцию исканий и убеждений Карамзина в то время и – вместе с тем затаенную исповедь передового интеллигента этой эпохи» 40[34]. Второе посвящено описанию праздника, который устроил добрый помещик своим крестьянам после уборки хлебов, как делывал он ежегодно. Мирные радости поселян, процветающих под властью добрейшего барина, изображены Карамзиным в обычной для него литературной манере. «Письмо Карамзина, – замечает В. В. Виноградов, – это своеобразная инструкция масонам-гуманистам, как следовало бы на основе масонских принципов этического, духовного равноправия людей – при неравенстве социальных взаимоотношений между классами и сословиями, на основе высоких принципов гуманистической морали – вносить мир и идеальную гармонию в современный им несовершенный общественный строй» 41[35].

«Письма русского путешественника» Карамзина, начатые печатанием в «Московском журнале», были произведением, открывшим новую страницу в истории русской прозы.

Карамзин отправился путешествовать, будучи подготовленным к тому, чтобы наблюдать и оценивать. Он много читал, был заочно знаком с людьми, которых ему предстояло встретить. Его собственные литературные занятия развили в нем строгий вкус, он знал, что с его точки зрения нужно принимать и что следует отвергнуть в интересах русской культуры. Отчетом о поездке писателя по европейским странам и явились «Письма русского путешественника», две первые части которых были опубликованы в «Московском журнале» 1791–1792 гг.

В основе «Писем» лежит записная книжка путешественника, в которую вносились дорожные впечатления, наброски сцен, мысли и переживания, причем в первые месяцы более систематично и подробно, чем в последующие. Позднее, при обработке текста для печати, Карамзин справлялся с литературными пособиями и уточнял свои впечатления по описаниям других путешественников, дополняя их историческими анекдотами и сведениями, почерпнутыми из различных книг, ссылки на которые рассыпаны в «Письмах».

С большим вниманием следит Карамзин-путешественник за различными проявлениями общественной жизни. Он встречается с представителями западноевропейской науки и литературы, беседует с крестьянами и ремесленниками, посещает видных граждан Женевы, бывает в парижских салонах, присутствует на праздниках, смотрит спектакли и всюду извлекает материал для наблюдения, везде заносит в свою записную книжку новые факты и мысли. Молодой человек далеко не склонен обольщаться всем виденным – он достаточно подготовлен для критического восприятия Европы и судит о ней с известной строгостью и беспристрастием. Он видит, как мелка и ограниченна мораль среднего англичанина, как глупы и чванливы немецкие офицеры, как плохо организована германская администрация и многое другое.

Карамзин отмечает грубость немецких почтальонов, жадность трактирщиков, попрошайничество детей. Прожив несколько месяцев в Женеве, он убедился в скудости умственных интересов так называемого «общества» и мещанской ограниченности женевского «света». При ближайшем знакомстве хваленая швейцарская республика оказалась только «прекрасною игрушкою на земном шаре», как иронически определил Карамзин.

Путешественник не раз вспоминал за границей с любовью о родине. Приехав в Швейцарию, красотами которой он так восторгался, Карамзин записал: «Для того чтобы узнать всю привязанность нашу к отечеству, надобно из него выехать...».

Карамзин – писатель и журналист тщательно отделывает фразы, стремится к мерной, звучной и гладкой речи. С легкой руки Карамзина и его последователей складывается особый словарь, состоящий из ровных, благозвучных и стройных речений, приятных для ушей самой скромной дворянской девицы. «Пичужечка» – это приятно, «парень» – отвратительно, потому что заставляет вспомнить пьющего квас дебелого мужика, – считает Карамзин. Язык сентиментальной прозы в значительной степени условен, придуман, строится на образцах благопристойной светской речи и весьма далек от языка народного. Неправильность этого пути понял Пушкин, который широко пользовался богатствами народной речи и явился поэтому родоначальником нового русского литературного языка.

Закончив издание «Московского журнала», Карамзин предполагал весной следующего 1793 г. выпустить альманах «Аглая», однако не сумел наладить сотрудничество друзей-литераторов. Он выпустил первую книжку в 1794 и вторую – в 1795 г., составив их почти целиком из собственных произведений. Там напечатаны были отрывки из «Писем русского путешественника», богатырская сказка «Илья Муромец», прозаический отрывок «Сиерра-Морена», рассказ «Остров Борнгольм», несколько стихотворений и статей.

«Остров Борнгольм» говорит о новых чертах творчества Карамзина. Рассказ о загадочной женщине, томящейся в заключении на острове под охраной благородного старца, о молодом человеке, вынужденном страдать в разлуке с нею на берегах Англии, заинтересовывает читателя своей таинственной атмосферой. Дикая северная природа, старый замок с его тайной, загадка отношений героев между собою, причина, по которой законы осуждают их любовь, возвышенный слог автора – все говорит о том, что в этой повести Карамзин отдал щедрую дань романтизму. Первым в русской литературе он разработал подлинно романтический сюжет, продолжив затем свои опыты в отрывке «Сиерра-Морена», опубликованном во второй части альманаха «Аглая» в 1795 г. Таким образом, и здесь Карамзину удалось показать направление, идя по которому следующее поколение писателей создаст замечательные образцы романтической прозы.

После «Аглаи» Карамзин в 1796–1799 гг. одну за другой издал три книжки альманаха «Аониды», составленные из стихотворений русских авторов. В предисловии к первой книжке он писал: «Надеюсь, что публике приятно будет найти здесь вместе почти всех наших известных стихотворцев; под их щитом являются на сцене и некоторые молодые авторы, которых зреющий талант достоин ее внимания. Читатель похвалит хорошее, извинит посредственное – и мы будем довольны. Я не позволил себе переменить ни одного слова в сообщенных мне пиесах».

В «Аонидах» напечатаны стихотворения Хераскова, Державина, Капниста, Дмитриева, Кострова, Нелединского-Мелецкого, В Л. Пушкина, Клушина, Николева и других поэтов, представившие читателю состояние русской поэзии в обширной и умело расположенной редактором картине.

в начало

 

studfiles.net

Московский журнал - это... Что такое Московский журнал?

 Московский журнал

ежемесячно издавался Н. М. Карамзиным в Москве в 1791—1792 гг. (всего вышло 8 частей; второе издание без перемен — в 1801—1803 гг.). Мысль об издании этого журнала возникла у Карамзина во время его заграничного путешествия; он должен был служить той же цели, что и "Письма" — знакомить русскую публику преимущественно с иностранными писателями и их произведениями. Кроме издателя, который, будучи и редактором, и критиком, и переводчиком, поместил в журнале несколько беллетрист. своих произведений ("Письма", "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь"), в журнале участвовали И. И. Дмитриев, Г. Р. Державин ("Видение Мурзы"), Нелединский-Мелецкий, Хвостов, Львов, Кутузов, А. Петров и др. М. Журнал пользовался значительным успехом в публике. См. ст. М. Погодина в "Русском вестнике" за 1866 г. № 7.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Московский ежемесячный справочный календарь для всех
  • Московский зритель

Смотреть что такое "Московский журнал" в других словарях:

  • Московский журнал — Эта статья  о журнале, издававшемся в 1791 1792 годах. О современном издании см. Московский журнал (1991). Московский журнал Периодичность: ежемесячник Язык: русский Главный редактор: Н. М. Карамзин Ст …   Википедия

  • «Московский журнал» — 1) ежемесячный литературный журнал Н.М. Карамзина. Выходил в 1791 92 (в 1792 нерегулярно). Печатался в типографии Московского университета. Всего вышло 8 частей, 24 книжки. Тираж по подписке в первый год издания 300 экземпляров. «Московский… …   Москва (энциклопедия)

  • Московский журнал — («Московский журнал»,)         русский ежемесячный литературный журнал, издававшийся Н. М. Карамзиным в 1791 92 (всего вышло 8 частей). Авторами были Карамзин, Г. Р. Державин, М. М. Херасков, В. В. Капнист и др. Журнал выступал с позиций… …   Большая советская энциклопедия

  • «Московский журнал» — МОСКОВСКИЙ ЖУРНАЛ ежемес. ж., издавался в Москве Н. И. Карамзиным в 1791 92. Каждый номер делился на 5 отд.: ориг. рус. соч. в стихах и прозе; пер.; критико библ. разд.; театр. критич. разд.; смесь. По существу, третий, четвертый и пятый отд.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Журнал для всех московский журнал — с приложением Охотничьих Записок , ежемесячный, выходил в Москве в 1876 г.; редактор издатель Д. Кишенский …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Зритель (московский журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Зритель (значения). Зритель  иллюстрированный литературный, художественный и юмористический журнал, издававшийся В. Давыдовым в Москве с сентября 1881 года по апрель 1883 года три раза в… …   Википедия

  • Галатея московский журнал — журнал литературы, новостей и мод издавался в Москве в 1829 30 гг. С. Раичем (Амфитеатровым) еженедельно. Сам издатель во вступительной статье рассуждал так: Галатея бабочка; как дать ей направление?!. . Проза, большей частью переводная, и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Русский Вестник московский журнал (с 1856 г.) — журнал литературный и политический. Основан в 1856 г. М. Н. Катковым (при содействии П. М. Леонтьева), в Москве, и выходил под его редакцией сперва два раза в месяц, а с 1861 г. ежемесячно. После смерти М. Н. Каткова издание продолжалось вдовой… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Беседа московский журнал — журнал ученый, литературный и политический. Издавался в Москве без предварительной цензуры С. А. Юрьевым под его редакцией в 1871 72 гг. ежемесячно. Издатель, объясняя свою программу в ст. В чем наша задача , исходил из такой точки зрения, что… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Беседа, московский журнал — журнал ученый, литературный и политический. Издавался в Москве без предварительной цензуры С. А. Юрьевым под его редакцией в 1871 72 гг. ежемесячно. Издатель, объясняя свою программу в ст. В чем наша задача , исходил из такой точки зрения, что… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

dic.academic.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта