Как написать репортаж: пример и рекомендации. Найдите в газете или журнале репортаж в каком стиле он написан
Как написать репортаж: пример и рекомендации
В современной журналистской практике насчитывается множество жанров. Одним из самых популярных и востребованных по праву считается репортаж. Именно он первым появляется на свет после каждого общественно значимого события.
Что такое репортаж?
Определение одного из важнейших в СМИ понятий можно найти в любом словаре журналистской терминологии. Так, авторы характеризуют репортаж как «материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью». Его главная цель – создать «эффект присутствия», дать возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста. Композиционно репортаж состоит из 3 частей.
- Вступление: краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.
- Основная часть: информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.
- Концовка: впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.
Стиль написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера события. Это может быть легкое описание молодежной атмосферы: «09:30. Солнце давно взошло, но наши атлеты и не думают просыпаться. Неужели они так уверены в своей победе?» Если же мероприятие более формальное, нужно выдержать официоз: «Вечер открыл глава организации. Он поблагодарил всех собравшихся и признался, что еще никогда не произносил речь перед такой изысканной публикой».
Виды репортажа
Событийный
Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей.
Постановочный
Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий – пример полевого медиа-эксперимента.
Тематически познавательный
События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.
Актуальный
Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж – пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.
Проблемный
Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки.
Как написать проблемный репортаж?
Этот вид также называют аналитическим. В своей работе над проблемным репортажем журналист в первую очередь задается вопросом не «Что?», а «Почему?» Базовым является поиск причин возникновения тех или иных общественных проблем, волнений.
Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь следует разобраться со всеми составляющими ситуации. Место, время, участники, хронология событий. Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу?
Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж – пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.
По какой схеме строится такой репортаж в газете? Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции).
Как написать тематически познавательный репортаж?
Данный журналистский материал делится на два подвида: специальный и расследование. Первый – требует от журналиста раскрытия актуального вопроса. Нужно удостовериться, что выбранную тему действительно можно отнести к категории «специальных». В основе второго – непосредственно процесс получения информации. Тематический репортаж – пример того, как журналист может расширять кругозор своего читателя.
Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума, которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс.
Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги, постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе.
Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный репортаж – пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком случае повышается в несколько раз.
Как написать актуальный репортаж?
Сначала следует разобраться в том, что же попадает под ключевую категорию этого понятия? Актуальность – значительность чего-то в текущей ситуации. Исходя из определения, такой репортаж освещает события «на злобу дня», произошедшие за вечер до или непосредственно в день создания материала.
Главное – оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение, но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять комментарий и выяснить подробности.
Журналист должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный репортаж. Пример: что случилось, где, когда, с кем, почему и каковы будут возможные последствия?
Хотя скорость и давление в таких ситуациях зашкаливают, нужно готовить публикацию оперативно. При написании статьи в жанре "репортаж" примеры текстов других авторов смогут помочь создать материал быстро и качественно. Таким образом, журналист убивает двух зайцев: пишет актуальную новость и оперативно, и по всем правилам жанра.
Общие рекомендации при создании репортажей
Кратчайший совет: чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников.
Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего.
Запомните план того, как писать репортаж. Пример: вступление (в Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит. Ведь именно сегодня кинокритики определят лучшие фильмы ушедшего года. Фавориты 87-й церемонии вручения премии «Оскар» давно определены. Это …), основная часть (хотя, как поговаривают, в моду вошло давать статуэтки молодым актерам, маститые «акулы» кинематографа также уверены в своей победе… ), заключение (драма на сцене вполне могла бы посоперничать с тем, что мы видели на экранах… ).
Осваивая репортаж, примеры текстов этого жанра можно посмотреть на страницах известных печатных изданий. В процессе знакомства с работами других авторов и постоянной практики вырабатывается свой неповторимый стиль и индивидуальная манера освещения важных событий.
fb.ru
Урок "Репортаж как жанр публицистического стиля"
Тема: Репортаж как жанр публицистического стиля
Цель: Научить пользоваться жанром репортажа в речи.
Задачи:
Формировать умение доказывать принадлежность текста репортажа к публицистическому стилю (определять речевую ситуацию, условия общения, функции общения).
Формировать умение определять неязыковые признаки репортажа.
Формировать умение выявлять языковые средства и устанавливать их зависимость от неязыковых средств.
Формировать умение отличать репортаж от заметки.
Развёрнутый план урока
Вступительное слово учителя (цель – создать положительную мотивацию, показать значимость и актуальность изучаемой темы).
П: Ранним утром миллионы людей берут в руки пахнущие типографской краской газетные листы…
Что? Где? Когда? Вся жизнь нашей страны, вся жизнь нашей планеты на этих листах. События, различные по характеру, неравноценные по значению, находят своё отражение на страницах газет, журналов. Только ли на страницах газет, журналов отражается жизнь страны и мира?
У: Жизнь страны и мира представлена и на телевидении.
П: Конечно, телевидение активно и оперативно реагирует на жизнь страны и жизнь мира. Какой стиль оказывается востребованным на страницах газет, журналов и телевидении?
У: Публицистический стиль.
П: Откройте свои тетради с опорными конспектами, напомните особенности речевой ситуации, общение в которой предполагает использование публицистического стиля.
У: Это ситуация, в которой пишущий адресует информацию широкой аудитории читателя, т.к. она информирует читателя, представляет общественную значимость. Она касается всей страны и жизни каждого человека.
П: Верно. Какие две функции выполняет публицистический стиль?
У: Публицистический стиль выполняет 2 функции: информативную – сообщить объективную, проверенную информацию и воздействующую – вызвать определённое отношение к обсуждаемой проблеме, теме.
Постановка цели урока.
Вы уже умеете писать информационную заметку. Теперь перед вами другая цель – научиться составлять текст репортажа.
Репортаж – один из самых ярких, самых востребованных жанров публицистики, так как помогает читателю «пережить» ситуацию, в нём отражающуюся, наглядно представить себе произошедшее.
Объяснение нового материала.
Вводная беседа (цель – подготовить к восприятию нового материала).
П: Вам, наверно, приходилось слышать слово «репортаж». Как вы думаете, о чём сообщается в репортаже?
П: В каких ситуациях может быть использован жанр репортажа?
П: При просмотре каких телепередач вы встречали жанр репортажа?
Лингвостилистический анализ текста-образца (цель – определить неязыковые и языковые признаки).
П: В.А. Гиляровский, автор книг «Москва и москвичи», «Москва газетная» и многих других, В.А. Гиляровский был общепризнанным «королём» газетного репортажа. В любое время дня и ночи, в дождь и в стужу готов был «дядя Гиляй» мчаться к месту происшествия, чтоб в следующем номере газеты появился его интересный и правдивый репортаж. Вот как, например, рассказывает Гиляровский в репортаже «Ураган» о буре, разразившейся над Сокольниками в 1904 году и причинившей страшные разрушения:
«… Мне посчастливилось быть в центре урагана. Я видел его начало и конец: потемнело небо, налетели бронзовые тучи, мелкий дождь сменился крупным градом, тучи стали чёрными… Наступивший мрак сменился сразу зловеще жёлтым цветом. Грянула буря, и стало холодно.
Над Сокольниками спустилась чёрная туча – она росла снизу, а сверху над ней опускалась такая же другая. Вдруг всё закрутилось. Внутри этой крутящейся чёрной массы засверкали молнии. Совсем картина разрушения Помпеи по Плинию! Вдобавок среди зигзагов молний вспыхивали тяжёлые огни, и багрово-огненный жёлтый столб крутился посередине. через минуту этот ужас оглушающее промчался, руша всё на своём пути» (избр. произв. в 3-х т. М., 1960, т. 2, с. 220).
П: Итак, вы познакомились с образцовым репортажем. Чтобы научиться писать репортаж, необходимо знать признаки репортажа как жанра публицистического стиля. С этой целью проанализируем текст репортажа.
П: Что описывается в этом фрагменте репортажа? Найдите предложения, в которых бы описывалось что, где, когда произошло?
У: Даётся описание урагана над Сокольниками.
П: Кому адресован текст?
У: Текст адресован массовому адресату.
П: Каковы условия общения?
У: Текст может быть использован в официальной обстановке.
П: От чьего лица ведётся изложение?
У: От 1 лица
П: Найдите слова, в которых доказывается, что автор был на месте происшествия.
У: Мне посчастливилось быть в центре урагана.
П: Присутствие автора выражается и в том, что мы воспринимаем описываемое и происходящее его глазами. Как автору удаётся создать наглядный образ произошедшего ранее, придать картинность событию?
У: 1. Автор использует слова, называющие цвет: потемнело, бронзовые, чёрный, жёлтый, багрово-огненный.
2. Метафоры – зигзаги молний.
П: Какие слова не выражают отношение, состояние автора, но «воздействуют» на читателя?
У: Чёрный, зловеще, багрово-огненный, тяжёлые.
П: Что можно сказать о впечатлении В.А. Гиляровского от увиденного явления природы?
У: Гроза вызывает чувство страха, тревоги.
П: Какой приём, используемый автором, усиливает проявление чувств и переживаний?
У: Инверсия: грянула буря, спустилась туча, засверкали молнии, вспыхивали огни и т.д.
П: Какими средствами автор создаёт динамичную картину?
У: 4 простых предложения, связанные бессоюзной связью придают динамизм повествованию. (потемнело небо), (налетели бронзовые тучи), (мелкий дождь сменился крупным градом), (тучи стали чёрными).
П: Обратите внимание на вид глаголов, используемых в предложениях. Глаголы какого вида передают динамику, стремительность действий?
У: Глаголы совершенного вида передают стремительность действий.
П: Перечитайте начало 2 абзаца. Какое слово подчёркивает резкую смену событий?
У: Резкую смену событий передаёт наречие вдруг.
П: В каком предложении содержится авторское отношение?
У: Совсем картина разрушения Помпеи.
Сообщение учителя об основных признаках текста репортажа.
Репортажу присущи следующие неязыковые признаки: документальность (точное указание места, времени, участников событий), логичность. В репортаже всегда присутствует личность автора («эффект присутствия»), раскрывается его отношение к событию (радость, гордость, сочувствие и т.д.). Такие неязыковые признаки репортажа, как экспрессивность, эмоциональность, побудительность, оценочность приводят к широкому использованию лексико-фразеологических и синтаксических средств выразительности (тропов и стилистических фигур).
Заполнение таблицы «Репортаж» (цель – систематизировать полученные знания).
П: Продолжаем заполнять таблицу. Откройте тетради с опорными конспектами. С какой целью создаётся репортаж?
П: Присутствует ли автор, выражает ли своё отношение к событию?
П: Кому адресован текст репортажа?
П: В какой обстановке может быть использован текст репортажа?
П: Каким типом речи следует воспользоваться при составлении текста репортажа?
П: Сжато или развёрнуто передаётся информация в репортаже?
П: Какие вопросы можно задать к тексту репортажа?
Изложение материала
Репортаж
Цель
Сообщить о новом, воздействовать, дать оценку событию
Автор
Автор присутствует, даёт оценку события
Адресат
Рассчитан на определённый круг людей
Условия общения
Официальная обстановка
Тип речи
Сочетание типов речи: повествование, описание, рассуждение
Требования к передаче информации
Развёрнутость:
(Что? Где? Как? Когда? Какой?
Что? Где? Как? Когда? Почему?)
Этап закрепительных упражнений (цель – применить полученные знания при выполнении упражнений).
Упражнение № 1. Лингвистический анализ текста-репортажа (цель – определить языковые признаки в тексте репортажа).
П: Докажем, что данный текст является репортажем.
П: Найдите предложения, в которых указывалось бы что, где, когда произошло.
Текст
Со скоростью, близкой ко второй космической, мчится домой спускаемый аппарат.
Его уже ждут. Вот шар с драгоценной ношей врезается в плотные слои атмосферы, рвётся к Земле сквозь бушующее пламя. Где-то в поднебесье повисает на парашюте. И окунается в снежную круговерть.
В 22 часа 12 минут по московскому времени 25 февраля возвращаемый аппарат совершил мягкую посадку в 40 километрах северо-западнее Джезказгана. Исключительная, поистине снайперская точность!
П: Как автор создаёт наглядный образ произошедшего ранее?
У: В тексте используются выразительные средства речи: олицетворения – шар врезается, окунается, рвётся; эпитет – бушующее пламя.
П: Какова роль инверсии в 1 предложении?
У: Инверсия переводит высказывание из нейтрального плана в экспрессивно-эмоциональный.
П: Какая временная форма преобладает в репортаже?
У: Глаголы настоящего времени несовершенного вида.
П: Замените глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени. Какой текст вам кажется динамичнее – данный или преобразованный?
У: Данный текст динамичнее.
П: С какой целью автор прибегает к членению предложения «Вот шар с драгоценной ношей врезается в плотные слои атмосферы, рвётся к Земле сквозь бушующее пламя. Где-то в поднебесье повисает на парашюте. И окунается в снежную круговерть.»
У: Данный приём усиливает выразительность текста.
П: Ощущаем ли мы присутствие автора – участника событий? Какая частица указывает на это?
У: Да, поскольку автор передаёт нам подробности события, оценивает действия. Частица вот.
П: Каково отношение автора к событию? В каком предложении содержится авторское отношение?
У: Исключительная, поистине снайперская точность!
Упражнение № 2. Определение жанра текста (цель – определить отличия репортажа от заметки).
Пользуясь таблицей, определите какой из текстов относится к жанру заметки, какой – к репортажу.
Текст № 1
Ледовый поход завершён
Мурманск, 22 ноября.
Сегодня в Мурманский порт из плавания в высокие широты Полярного бассейна возвратился атомный ледокол.
Беспримерный в истории освоения Арктики поход завершён. В беседе с корреспондентом капитан атомного ледокола Борис Макарович Соколов рассказал:
– В тяжёлых условиях полярной зимы, полярной ночи атомный ледокол прошёл боле восьми тысяч миль, из них свыше пяти тысяч – в тяжёлых льдах. Никогда раньше ледоколы в этих широтах не плавали. Атомная установка работала безукоризненно, корабль продемонстрировал замечательные ходовые качества.
Все задания выполнены.
Текст № 2
Льды за кормой
Атомный ледокол завершил экспедицию.
На мостике атомохода, вцепившись в дубовые поручни, – качка – стоит вахтенный штурман и напевает тихонько песню, которая полюбилась на судне:
«Корабль несётся на крыльях короткого слова «Вперёд!». Но теперь последнее слово в ней звучит иначе: вместо «вперёд» штурман поёт «домой».
Вчера утром в кромешной полярной ночи мы обогнули с севера Новую Землю. По левому берегу в двенадцати милях скрывались Оранский остров и полярная станция мыса Желания. В шестнадцать часов судового времени минута в минуту на смене вахт, когда отзвенели склянки, корабль пересёк ледовую кромку.
Конечно! Льды за кормой!
Впереди – до самого Мурманска – море Баренца катит волны в космах бурлящей пены… Моряки, полярники атомохода, скоро ступят на родную землю. Им бы сейчас накрахмалить рубашки, отутюжить кители… Но шторм – нелёгкое дело, даже когда он попутный. Порою судно кренится так, что волны одна за одной перекатываются через нос и гуляют студёной рекой по палубам. В каютах идёт «война» с настольными лампами, креслами, книгами – со всеми предметами обихода, не желающими стоять на местах…
Шторм осложняется снегом. Сплошная его завеса временами скрывает море. Постоянно включен локатор. Идём, подавая гудком сигналы. На баке – вперёдсмотрящий. Он возвращается с вахты в бушлате, промокшем, блестящем корочкой льда от замёрзших брызг и солёной пены…
П: Чем отличается информация, содержащаяся в заметке, от информации в репортаже?
У: В заметке информация представлена сжато, в репортаже – развёрнуто. Из репортажа читатель узнаёт не только о маршруте, длительности похода, но и получает представление об обстановке, в которой проходило плавание.
П: При помощи каких средств достигается «эффект присутствия» читателя на корабле?
У: Употребление местоимений: мы обогнули; форма глагола: идём.
П: По каким деталям в тексте репортажа мы можем сделать вывод о прямом участии автора в экспедиции?
У: Порой судно кренится так, что волны одна за одной перекатываются через нос и гуляют студёной рекой по палубам; вперёдсмотрящий возвращается с вахты в бушлате, блестящем корочкой льда.
П: Репортаж, в отличии от заметки, как бы переносит читателя на борт корабля, мы словно видим людей, слышим их голоса, ощущаем качку корабля и брызги ледяной воды.
Упражнение № 3. Конструирование предложений (цель – подготовить к созданию собственных текстов).
П: Кроме обычного, «текстового» репортажа, в газетах и журналах можно встретить фоторепортажи. Основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер. Перед вами несколько спортивных фоторепортажей.
Постройте предложения, поясняющие содержание фотографий.
Предложения должны образовать связный текст.
Выразите своё отношение к изображённому на фотографиях.
П: Какие языковые средства помогут вам передать своё отношение к происходящему?
У: Слова оценочные, выражающие эмоциональность, восклицательные предложения, вводные слова и предложения, обращения.
Упражнение № 4. Составление текстов репортажей (цель – формировать умение строить текст репортажа).
П: Работаем в группах. Ваша задача – смоделировать речевую ситуацию по 1 – 2 фотографиям. Используя составленные предложения, придумать текст репортажа.
Итог урока (цель – проверить усвоение учащимися теоретических сведений о репортаже).
П: Что вы узнали о репортаже?
П: Чему вы учились на этом уроке?
П: Какая работа на уроке была самой интересной?
П: В каких ситуациях, по-вашему, знания, полученные на данном уроке, будут востребованы?
Домашнее задание.
П: Выдающимся спортивным комментатором в нашей стране был Николай Николаевич Озеров. Дома вам нужно будет, прочитав текст упр. 361, в котором Н.Н. Озеров обращается к начинающим журналистам, составить памятку для пишущего репортаж. Не забудьте употребить слова «соблюдайте», «не забывайте», «старайтесь».
П: Каким типом и стилем речи вы воспользуетесь, составляя заметку?
П: Найдите в последних газетах репортажи, укажите характерные признаки одного из них.
infourok.ru
Репортаж в газете
Поделиться статьёй:
Человечество ежедневно получает неограниченный объём информации: новости на газетной полосе пестрят специальными выпусками горячих событий, факты и сюжетные эпизоды манят своими сообщениями во время перерыва на производстве. Интересный, яркий и живой жанр в журналистике, без всякого сомнения, репортаж. Только такая подача информации способна вызвать неподдельный интерес у целевой аудитории.
Как сделать, чтобы репортаж в газете был читабельным и захватывающим, как заинтересовать публику просмотром репортажа в газете? Есть несколько главных параметров, которые помогут правильно подать репортаж для широкого круга читателей.
Как написать репортаж в газете:
- Журналист должен забыть о словах: "на днях", "вчера". Это аксиома, не требующая доказательств. Любое событие должно быть актуальным и вызывающим авторитет у аудитории на данный момент времени. Не важно, каков материал: забастовка трудящихся, приезд президента или цунами - объект информации накладывает отпечаток на действительность. Главнейший критерий журналиста и репортёра - оперативность.
- Есть два вида репортажа: ситуативный и тематический. Второй не требует быстрой реакции выполнения задания и позволяет заранее составить план действий. Например, на тему голода в Египте. В этом случае у репортёра достаточно времени на изучение информации по этому вопросу, есть время на подготовку текста (наброски, отражающие суть ситуации), можно успеть заранее договориться об интервью. А вот ситуативный репортаж требует моментального реагирования на событие: времени на обдумывание сюжета и вопросов для интервью очень мало - только время, потраченное на дорогу к месту событий. Важно при этом не растеряться и собрать эффектный материал для последующей публикации.
- Создание эффекта присутствия. Важно заинтересовать при помощи слова, фотографий читателя к данному объекту новостного блока. Очень важно при этом избегать выражения собственных взглядов, мнений по поводу сложившейся ситуации. Не рекомендуется поддерживать какую либо из сторон, если речь идёт о политических или религиозных дебатах.
- Максимально полная информация, полученная от организаторов или участников события, поможет не только грамотно подать информацию в газете, но и привлечёт обширную целевую аудиторию. Репортаж на газетной полосе должен иметь свою собственную изюминку, которая выделит его среди других периодических изданий.
- Не стоит игнорировать очевидцев и участников события - они могут дать не только общие сведения о событии, но и рассказать некоторые необычные факты.
Можно очень много давать советов по данному поводу, но у каждого журналиста, пишущего для печатных изданий, свой подход, свой план действий, чтобы репортаж в газете смотрелся отлично. Опыт в журналистике накапливается годами, стать первоклассным репортёром не просто, но безумно интересно и почётно.
Поделиться статьёй:
videoforme.ru
Репортаж на страницах газеты
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет журналистики
Кафедра современной периодической печати
Репортаж на страницах газеты
Курсовая работа
студентки 1 курса в.о.
Якушенковой Екатерины
Проверила:
Павлушкина Наталья Анатольевна
г. Санкт-Петербург
2008
Введение. 3
Глава I. Современный газетный репортаж.. 4
1.1. Определение жанра. 4
1.2. Предмет, цели, тематика жанра. 6
1.3. Природообрабующие элементы репортажа. 7
1.4. Композиция. 9
1.5. Сложности сюжетно-композиционного построения репортажа. 10
1.6. Виды репортажа. 11
§ 1. Событийный репортаж.. 12
§ 2. Аналитический (проблемный) репортаж.. 13
§ 3. Познавательно-тематический репортаж.. 14
§ 4. Репортаж-комментарий. 15
Глава II. Жанра репортажа в современных периодических изданиях.. 17
2.1. Кратко об Андрее Колесникове. 17
2.2. Анализ репортажей Андрея Колесникова. 18
§ 1. «Владимир Путин и Дмитрий Медведев обменялись обещаниями». (№ 3(3820) от 16.01.2008) 18
§ 2. «Театр одного болельщика» (№ 27(3844) от 19.02.2008) 20
§ 3. «Владимир Путин выбрал бабушку из ЛДПР» (№ 34/П(3851) от 03.03.2008) 22
§ 4. «Встреча на межпрезидентском уровне» (№ 43(3860) от 18.03.2008) 23
§ 5. «Президент выступил гарантом космоса» (№ 62(3879) от 12.04.2008) 24
Заключение. 26
Список литературы.. 27
Введение
Факты есть факты; они не исчезнут из-за того, что вам не нравятся.
Джавахарлал Неру (1889-1964)
Репортаж – один из излюбленных жанров современных журналистов. Так было всегда, ещё со времен возникновения этого жанра в газетной периодике. Да и сегодня репортаж воспринимается многими как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательные и выразительные возможности репортажа позволяют современным журналистам наглядно и предметно отображать даже самые сложные явления действительности. Именно в этом, видимо, кроется неувядаемый секрет притягательности данного жанра, как для профессионалов, так и для читателей и именно поэтому выбранная тема данной курсовой работы столь актуальна на сегодняшний день.
Цель: с помощью теоретических выкладок и примеров из СМИ разобраться, в чем особенности жанра репортаж.
Задачи:
- Дать своё определение репортажа, проанализировав его предметы, цели, тематику и особенности композиции;
- Разобраться в видах репортажа и иметь представление об их различиях друг от друга;
- На примерах репортажей Андрея Колесникова из газеты «Коммерсантъ» проследить использование всех законов и приёмов жанра на практике.
Объект: газета «Коммерсантъ» в период с января по апрель 2008 года.
Предмет: наиболее интересные репортажи Андрея Колесникова за данный период.
1.1. Определение жанра
Понятие репортаж образовалось от латинского слова «reportare» и буквально означало «передавать», «сообщать».[1] В начале XIX века, когда в Европе и в России развивается ежедневная периодическая печать, а жанровая палитра не отличалась многообразием форм, под репортажем подразумевались любые оперативные сообщения из залов суда, городских сборищ, заседаний парламента. М.Н. Ким в своей книге «Репортаж: технология жанра» пишет, что «по своей форме первоначальные репортажи больше походили на современные отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги»[2] .
Если говорить о собственно историческом становлении репортажа, то следует отметить, что данная жанровая форма прежде всего «отливалась» в лучших произведениях российских журналистов. Овсепян Р.Г. писал, что «именно в репортажах публицистов и журналистов XIX-XX вв., как В. Гиляровский, М. Кольцов, Л. Рейнснер, данный жанр приобретает свои индивидуальные признаки и черты, которые и дали основание для создания теории современного репортажа»[3] .
Так какое же можно дать определение репортажу? Теоретики журналистики отвечают на этот вопрос по-разному.
Например, А.А. Тертычный утверждает, что репортаж всё-таки склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа «используется метод наглядного изображения действительности, но как самоцель, а не средство обобщения или «оживления» текста»[4] .
А вот С.М. Гуревич выделяет репортаж как один из информационных жанров, хоть и не отрицает его «родство с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими)»[5] .
Автор статьи в сборнике «Основы творческой деятельности журналиста» доктор филологических наук, профессор Л.Е.Кройчик называет репортаж жанром публицистики «оперативно-исследовательскими текстами», где на первый план выступает истолкование информации. В этих жанрах «анализ - не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментария». Дается следующее определение жанра:
«Репортаж - публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события»[6]
Активная и субъективная роль журналиста состоит и в том, что он «волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего».
«Репортаж - один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом, - пишет Кройчик. - Стержнеобразующий жанровый элемент здесь - отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события (:), но оно всегда движется в одну сторону - от начала описания события к его завершению. Это жанр фабульный (как и отчет): основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события».
А вот А. Кобяков даёт своё определение репортажа: «Репортаж - изложение актуального фактического материала, полученного с "места происшествия". Рассказчик - непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги. Объем газетного репортажа - от 100 строк». Также А. Кобяков считает, что «репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.)».
1.2. Предмет, цели, тематика жанра
Цель репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это – жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.
Предметом репортажа всегда является ход события, сочетающего визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Как утверждает С.М. Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором»[7] .
Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж – из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.
1.3. Природообрабующие элементы репортажа
В середине 1970-х Геннадий Бочаров, известный в те годы репортер «Литературной газеты», утверждал, что журналист может написать хороший репортаж, даже не побывав на месте события, а реконструировав его. М.И.Шостак, автор ряда обстоятельных работ, посвященных труду репортеров, пишет о том, что репортажу «вовсе не всегда нужна последовательная констатация хронологических моментов». И далее: «Участие автора в событии очень желательно»[8] . Однако репортаж не может быть написан со слов очевидцев. Реконструкция события – прерогатива очерка, зарисовки. Журналист волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего. Но избирать для повествования композицию, разрушающую реальный ход происходившего, значит разрушить жанр: вместо репортажа читатель увидит корреспонденцию с элементами репортажа, статью, обозрение и т.д. Репортер имеет право привести свидетельства других участников или очевидцев событий, но они будут лишь своеобразной цитатой в тексте, в котором главенствует автор. Автор репортажа – не обязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортер меняет профессию»), но он всегда – активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж – жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события.
mirznanii.com
04. Репортаж в российских СМИ сегодня. Печатные и интернет-СМИ, работающие в этом жанре.
Почему "Ъ" публикует репортажи, а "Ведомости" нет?
Сегодня репортаж остается в российских СМИ одним из популярных жанров, хотя он уже не так распространен, как раньше. Его легко встретить в еженедельных и ежемесячных журналах, а вот в ежедневках и на интернет-сайтах – все реже и реже.
Почему именно в журналах? Во-первых, покупая такой журнал, читатель, скорее всего, и рассчитывает на неторопливое чтение, от которого можно получить не только информацию, но и эмоциональное удовольствие. Еженедельный (а не ежедневный) темп подготовки журналов к печати позволяет писать не только актуальные, горячие и короткие новости, но и нечто развернутое, требующее больше времени на подготовку. И даже такая, казалось бы, прозаическая причина, как нехватка в бумажной газете места, может быть фактором того, что репортажи появляются в газетах все реже. И вообще - ежедневный или даже «онлайновый» темп работы современных СМИ диктует журналистам соответствующий темп - надо скорее передавать заметку в редакцию, некогда «украшать» ее репортажными подробностями.
Точно так же и с самими читателями - им зачастую некогда читать развернутые тексты, некогда получать от чтения удовольствие. Надо скорее получить информацию, и чем «суше» она будет изложена, тем лучше и скорее она и будет «усвоена».
Сами репортеры любят сравнивать новости с фаст-фудом, а свою работу - с высокой, авторской кухней (не удивлюсь, впрочем, если у журналистов-новостников есть более лестное определение для своей работы и менее лестное - для работы "писателей"-очеркистов). Справедливости ради замечу, что и подготовка новостей, и информационных заметок в стиле «Ведомостей» и «Коммерсанта», конечно, требует от журналиста высокого профессионализма и оперативности. Нужно обладать широкими связями в среде ньюсмейкеров. Нужно владеть навыками работать в непригодных для этого условиях - рядом с местом ЧП, на войне, «на коленке». Многие новостники - настоящие профессионалы своего дела, и многие журналисты-репортеры попросту не смогли бы качественно выполнить работу новостников. Они не смогут понять быстро понять, что является информационным поводом, а что нет, не смогут привести информацию в требуемый формат и оперативно передать ее в редакцию.
Но все это не отменяет того факта, что стиль новостей информационных агентств и новостных заметок деловых изданий нарочито унифицированный. Прочитав такую заметку, мы не сможем по ее стилю определить, кто именно автор.
В репортаже ситуация обратная – «стиля» и самого автора в тексте, как правило, много. Иногда даже чересчур много, что режет глаза читателю, привыкшему к сухому стилю деловых изданий и информационных сайтов.
Достаточно провести небольшой эксперимент: сравнить сообщения об одном и том же событии в разных новостных агентствах. Мы увидим, что РИА Новости, ИТАР-ТАСС и Интерфакс рассказывают об одном и том же похоже - если только кому-то из них не удалось «нарыть» какой-то эксклюзив, которого нет у коллег. А вот репортажи об одном и том же событии в разных изданиях могут отличаться очень сильно - репортеры поставят разные акценты, заметят разные детали, просто используют разный язык. Даже смысл этого события может в разных изданиях выглядеть противоположным образом
Среди российских журналов - лидеров жанра репортажа можно выделить «Русский репортер», «Большой город», «Сноб», «Коммерсантъ-Власть», Forbes, GQ, Esquire, «Медведь». Публикуют репортажи такие трэвел-журналы, как «Вокруг Света», «Афиша-Мир», GEO и National Geographic, имеющие в России свои представительства.
Из газет репортажи публикуют «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Известия», «Коммерсантъ». А вот конкуренты последнего, «Ведомости» и «РБК-Дейли», этим жанром пренебрегают, видимо, полагая, что его авторский, неунифицированный стиль будет диссонировать с сухой подачей фактов в остальных заметках этих изданий.
Зато репортажи можно встретить в пятничном приложении к «Ведомостям», которое так и называется – «Ведомости-Пятница». Оно посвящено досугу, культуре, общественным явлениям, здесь есть авторские колонки. В общем, редакторы «Ведомостей», видимо, считают, что такой «несерьезный» жанр, как репортаж, будет здесь уместен.
В качестве примера журналистов, работающих в этом жанре, можно вспомнить Дмитрия Соколова-Митрича и его коллег из журнала «Русский репортер», Валерия Панюшкина, специализирующегося на социальной тематике, а также знаменитого «кремлевского диггера» Андрея Колесникова из газеты «Коммерсантъ», сделавшего себе имя на «человеческой» подаче трудовых будней Владимира Путина. Работы этих журналистов и их коллег из вышеперечисленных изданий можно порекомендовать для внимательного чтения и изучения как образчиков репортажного жанра самого высокого уровня.
Нетрудно заметить, что все приведенные примеры взяты из печатной прессы. С интернет-изданиями все сложнее. С одной стороны, они ориентированы на производство быстрой и оперативной информации. А опыт показывает, что журналисты, «заточенные» под оперативную работу с фактами, переключиться на жанр репортажа могут с большим трудом. Это естественно: делая новости, журналист обращает внимание на новостные поводы, на комментарии ньюсмейкеров и очевидцев. При подготовке репортажа гораздо важнее детали, обращать внимание на которые журналист-новостник обычно вовсе не приучен.
Второе важное обстоятельство - многие исследователи отмечают, что большие тексты в интернете вообще читаются с трудом, да и читателю трудно перейти от «потребления» сухо изложенной информации к такому эмоциональному жанру, как репортаж. В общем, сегодня из крупных интернет-изданий репортажи можно встретить только в Газете.Ru и РИА Новости. Впрочем, в последнее время выполненные в этом жанре материалы стали появляться на страницах Ленты.Ру.
Но тут нужно сделать важную оговорку. Не исключено, что если это пособие когда-нибудь доживет до второго издания, данную главу придется серьезно переписать. Дело в том, что с распространением ipadов эксперты прогнозируют своего рода журналистскую «контрреволюцию» - обладатели таких планшетов вновь захотят читать большие тексты. Тем более что теперь, в отличие от прошлых времен, их можно «раскрашивать» мультимедиа - фоторепортажами, видео, инфографикой, аудиоподкастами. Планшеты будто специально созданы для того, чтобы их «листать».
Так что вполне возможно, что с распространением планшетов «большие» журналистские жанры получат второе рождение - теперь уже на страницах интернет-СМИ. Несомненно, это будут не просто большие тексты, пусть даже прекрасно написанные. Это будут мультимедийные истории. Подробнее о них мы поговорим ниже, в главе 14.
Контрольные вопросы
1) Согласны ли вы, что репортаж - умирающий жанр? Почему?
2) Какие российские СМИ работают в этом жанре? Какие еще вы знаете СМИ, публикующие репортажи, из числа тех, которые не назвал автор?
Практические задания
1) Проанализируйте издания и интернет-сайты, которые вам нравятся - есть ли в них репортажи. Если нет, то как вы думаете, почему? Если есть, проанализируйте, каким темам посвящены репортажи в этих изданиях? Какие приемы используются в их написании?
<= 03. Кратчайшая история репортажа как жанра=> 05. Выбор темы для репортажа и где искать свежие темы
to-report.livejournal.com
02. Репортаж как жанр. Отличие репортажа от других журналистских жанров
Слово «репортаж», как нетрудно догадаться, происходит от французского «reportage» и английского «report» с общим латинским корнем «reporto» — передавать, докладывать (отсюда же слово «рапорт»). Автор репортажа докладывает читателю (и, конечно, своему начальству) с места события о чем-то, что он наблюдал собственными глазами. Именно в этом принципиальное отличие этого журналистского жанра от всех остальных.
При этом репортер с помощью профессиональных приемов, которые мы рассмотрим в следующих главах, как бы дает возможность читателю оказаться на месте события и увидеть его глазами журналиста.
На всякий случай напомним основные журналистские жанры - это новостное сообщение, аналитическая заметка, интервью, авторская колонка и, собственно, репортаж. Видовое отличие репортажа как жанра, его родимое пятно - это как раз присутствие журналиста на месте событий. Без этого репортаж попросту не может состояться.
Близкий к репортажу жанр – это очерк. Настолько близкий, что их часто путают. Главное их отличие в том, что репортаж посвящен неким событиям. В центре внимания очерка – люди, которые в неких событиях участвуют. В целом очерки пишутся по тем же законам, что и репортажи. И все советы, которые в этой методичке даются по поводу репортажей, можно использовать и при написании очерков.
Но вернемся к отличиям между репортажами и другими жанрами.
Возьмем, к примеру, конкретное событие - очередной старт российского космического корабля с Байконура. Новость об этом вполне можно написать, находясь в офисе московской редакции - совершив парочку звонков в Центр управления полетами. Интервью с организаторами полета также можно получить по телефону. Более того, в последнее время все чаще бывает, что интервью получают посредством еще более современных средств связи - ICQ, Skype, электронной почты. А вот опальный олигарх Михаил Ходорковский наоборот, вынужден прибегать к более архаичным способам коммуникации - он общается с прессой посредством бумаги: ему передают вопросы через адвокатов, он так же на них отвечает. В любом случае, чтобы получить интервью, журналисту не обязательно выезжать в колонию, где содержится опальный олигарх.
Отталкиваясь от запуска корабля как новостного повода, можно написать большую аналитическую статью вроде тех, что публикуют журналы «Эксперт» и «Коммерсантъ-Деньги» - например, о состоянии космической отрасли России или о перспективах космического туризма. Сделать это можно, также вовсе ни разу в жизни даже е побывав на космодроме, и только обзванивая экспертов по телефону.
Точно так же и с таким популярным форматом, как авторская колонка. Материал в этом жанре мог бы представлять из себя что-нибудь вроде рассуждений автора о том, что космос - это один из тех немногих атрибутов сверхдержавы, что остался у России от СССР. Или о том, что мы научились строить лучшие в мире космические корабли, а вот такой гораздо более простой предмет, как автомобиль, у нас все никак не получается. Как мы понимаем, для такого текста тоже вовсе не обязательно посещать Байконур. Авторские колонки московские журналисты и вовсе любят писать, находясь на Лазурном берегу и, наслаждаясь видами на море и шикарные яхты, рассуждать о судьбах России.
С репортажем этот номер, конечно, не пройдет.
Репортаж на тему запуска космолета, скорее всего, содержал бы подробности с самого Байконура, из Центра управления полетами, а то и прямо из космического корабля - то, что журналисты обычно называют «живой картинкой» и «репортажными подробностями». Добыть их, не присутствуя «на месте», «в поле», не возможно.
В этой «живой картинке» и создаваемой ею у читателя «эффекте присутствия», и состоит принципиальное отличие репортажа. Его читают не столько для того, чтобы узнать о самом факте события (о старте космического корабля можно узнать, просто прочитав короткое новостное сообщение), сколько для того, чтобы это событие пережить. Читатель как будто вслед за журналистом переносится на место событий и чувствует то же, что непосредственные участники события.
Поэтому исследователи часто относят репортаж как жанр не к новостным жанрам, а к эмоциональной публицистике
Нужно отметить, что репортаж вполне может выступать в конвергенции с другими жанрами. «Репортажные подробности» вполне могут украсить и новостное сообщение, и интервью, и ту же аналитику. Например, многие журналисты любят начинать текст интервью с описания кабинета (квартиры, дома) своего героя или с подробностей их встречи. Разумеется, опытный журналист приводит такие подробности не для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, в каких хороших ресторанах ему приходится бывать, чтобы встречаться с капитанами российского бизнеса, и в какие интересные города ездить. Детали должны быть «говорящими». Или хотя бы просто создавать у читателя «эффект присутствия» - читая материал, он как будто вместе с журналистом переносится в ресторан на встречу с героем интервью и участвует в их беседе.
Например, журналист, прибыв на интервью с олигархом, известным своим жестким отношениям к конкурентам и должникам, с удивлением замечает, что стены его резиденции украшены рисунками детей. А прилетев в Лондон на встречу с очередным политэмигрантом из России, обвиняемом в экономических правонарушениях, журналист видит, с какими мерами предосторожности тот перемещается по столице Англии, опасаясь вездесущих агентов российских спецслужб (или наоборот, перемещается без охраны. Или влачит жалкое нищенское существование. Или совершает совместный шоппинг с влиятельными российскими чиновниками). В общем, такие детали, даже если сам герой интервью на эту тему ничего не говорит, придают его фигуре какое-то дополнительное измерение. И журналист это свое впечатление передает читателю.
То же самое и с новостью. Готовя новость о том же старте космического корабля, журналист может парой «мазков», как живописец, передать атмосферу в ЦУПе - всеобщее волнение или наоборот, спокойствие, если такие полеты для всех сопричастных стали обыденностью, как поездки на метро.
Естественно, чтобы такие детали получить, автору новости или интервью желательно побывать на месте событий (иначе их придется добывать с чужих слов). Об использовании репортажных подробностей, создающих пресловутый «эффект присутствия», мы еще поговорим, а пока я лишь хочу еще раз подчеркнуть, что элементы репортажа могут появляться и в других жанрах, и репортерам вовсе не принадлежит монополия на их использование.
Контрольные вопросы
1) Какие жанры журналистики вы знаете?
2) В чем отличие репортажа от других жанров?
Практические задания
1) Недавно на одном из новостных сайтов была новость о «росте привлекательности винных фондов» - специализированных финансовых фондов, вкладывающих деньги в производство и продажу вина. Придумайте, как могли бы выглядеть материалы на эту тему в разных журналистских жанрах.
2) Придумайте несколько тем для репортажей. Ответьте на вопрос: насколько эти темы уникальны? Публиковались ли подобные репортажи раньше?
<= 01. Введение=> 03. Кратчайшая история репортажа как жанра
to-report.livejournal.com
Как написать хороший репортаж: подробный план с примерами
Если вы хотите стать журналистом и мечтаете рассказать о нашумевшем событии, вам поможет обращение к известному и любимому многими жанру. Как написать хороший репортаж правильно и быстро? Стоит ли составлять примерный план? На эти и многие другие вопросы отвечает данная статья.
Текст такого рода сложен для новичков, однако серьёзная подготовка и грамотный подбор материала помогут вам в создании успешного и информативного сообщения о произошедшем. Специфика жанра проявляется в особенностях изложения: рассказ не может быть сухим и отстраненным. В нём всегда присутствует мнение журналиста, его отношение к проблеме или событию. Хорошему репортеру важно побывать на месте происшествия и проанализировать ситуацию.
- Отличительные особенности жанра:
- хронологический порядок освещения действий;
- описательность и наглядность;
- своевременность сообщения;
- соответствие фактам и предельная точность;
- отсутствие вымысла;
- отражение активной позиции журналиста
Почему репортаж остается таким популярным
- возможность полного и всестороннего анализа, которого нет на телевидении и в радиовещании;
- сравнительная независимость печатных изданий и блогов, которая позволяет освещать любые темы и высказывать разнообразные мнения.
Текст должен быть достоверным и вызывать интерес и переживание у читателей. Для того чтобы создать яркое и запоминающееся сообщение, следует придерживаться нескольких принципов:
- Настоящий профессионал сделает все, чтобы оказаться на месте события;
- Погрузившись в ситуацию, не забывайте о внимании к деталям и любопытным мелочам;
- Опрос присутствующих поможет вам сравнить мнения людей, которые вы можете использовать при написании текста;
- Важно не только то, что произошло, но и то, что предшествовало событию. Соберите факты и проанализируйте их, восстановив причинно-следственную связь;
- Делайте записи и пометки, фотографируйте очевидцев и участников происшествия
- Выделяют несколько видов репортажа
- тематический – такой текст может готовиться долго из-за объёма информации, используемой в качестве источника;
- событийный – пишется в короткие сроки и рассказывает о криминальных, светских, производственных и спортивных новостях;
- проблемный – подчинен определённой ситуации, которая тщательно анализируется журналистом.
Существует несколько правил, которые помогут вам добиться успеха в нелёгком деле создания репортажа.
Подготовка к написанию
Примеры, которые помогут вам понять, как написать репортаж, можно брать из статей или газет, тематических блогов. Попробуйте конспектировать журналистов центральных телеканалов, составьте список шаблонных фраз и отредактируйте услышанное. Участвуйте в конкурсах и мастер-классах, учитесь и совершенствуйтесь каждый день;Найдите тему, которая будет вам интересна. Не думайте, что успеха может добиться лишь тот, кто освещает популярные события, известных людей или злободневные проблемы. Большинство интересных историй окружает нас каждый день, и только тот, кто готов прислушиваться к посторонним людям и внимательно следить за происходящим, может найти материал для увлекательной статьи, которая будет прочитана миллионами.
- Часто начинающие журналисты останавливают свой выбор на
- каком-либо драматическом событии, которое затрагивает сразу несколько актуальных для общества проблем;
- истории о медийных личностях;
- новостях из политики и экономики, которые интересуют каждого;
- неожиданностях и занимательных эпизодах из повседневной жизни.
Выбирая персонажа репортажа, проведите тщательный отбор. Своеобразный кастинг поможет вам определиться с особенностями повествования и даст идеи, которые облегчат дальнейшую работу. Ваш герой должен вдохновлять и вызывать симпатию. Не стоит выбирать личность, окруженную дурной славой. История о ней будет однобокой и предсказуемой, а ваше отношение помешает создать объективное описание.
Человек, которого вы опрашиваете, должен свободно и ясно излагать свои мысли. Репортеру нужно тактично побудить его рассказать о причинах освещаемого события. Мнение автора не должно смешиваться с высказываниями героя. Вы рассказываете историю, сила воздействия которой зависит от подхода к материалу и начальной отстранённости автора. Свое отношение можно высказать в финале: так читатель получит не только яркое описание ситуации, но и эмоциональный отклик журналист.
Структура текста
Если вы не знаете, как написать репортаж и боитесь отойти от привычного канона, создайте план, который будет напоминать вам о порядке действий:Не забывайте об интриге, содержащейся в метком и броском заголовке;После напишите вступление, которое подготовит читателей к основному блоку информации;Далее приступайте к описанию событий;В финале дайте оценку действиям персонажей и расскажите о собственном отношении к возникшей ситуации;Как оформить репортаж? Если вы хотите, чтобы текст был разбавлен изображениями, добавьте фотографии очевидцев или места происшествия.
Помните о важных приёмах, отсутствие которых в статье нежелательно:Не делайте свой текст нагромождением подробностей. Используйте детали, которые помогут вам оживить сюжет;Умело подобранные диалоги превращают сухое изложение фактов в захватывающую историю;Не бойтесь добавить действия: статика вызывает скуку и не способна привлечь читателя.
Репортаж как жанр отличается определённой стилистикой
Используйте глаголы, которые точно передадут ваше видение ситуации;Постарайтесь избегать резких оценок, если вы не можете их аргументировать. Будьте осторожны с прилагательными, при помощи которых вы описываете событие и персонажей;Вставляйте меньше цитат. Старайтесь пересказывать реплики очевидцев. Диалог, появившийся в тексте, должен точно и выразительно характеризовать ситуацию;Используйте оригинальные сравнения;Создайте статью, которая будет держать читателя в напряжении от начала и до конца.
Ошибки, возникающие при написании репортажа
Подмена понятий и работа со смежным жанром. Молодой журналист может написать короткую зарисовку с места событий или взять небольшое интервью, однако этого материала будет недостаточно;Рассказ о собственном отношении к проблеме вместо описания ситуации;Интерес к негативным сюжетам и грязному реализму
Эта простая инструкция поможет вам написать хороший репортаж!
comments powered by HyperCommentsmsk.spbsht.ru