История модного глянца. От 16 века до наших дней. Первые журналы мод
Первые модные журналы
Вы когда-нибудь задумывались, как такие же модные девушки, как вы, несколько столетий назад узнавали о модных тенденциях? Как же модницы тех времен следовали модным тенденциям без iPhone, компьютеров и социальных сетей? Начнем наш экскурс в историю и выясним, что из себя представляли первые журналы мод.
В наше время тенденции сменяют друг друга, как деревья листву. У нас есть доступ ко всему. Мы выписываем или покупаем журналы. В одно мгновение интернет выносит нас в океан интересной нам информации. И конечно, как все девочки, мы желаем знать где сидит тот самый фазан и какие цвета предпочитает в этом сезоне.
Во Франции, когда королевский двор в Версале сверкал своими шикарными нарядами и задавал моду всему миру, появилась нужда в первом модном журнале. в 1679 году стал издаваться маленький литературно-критический журнал Mercure galant dedie a Monseigneur Le Дауфин. Как ни странно, издаваться он начал не в столице мировой моды- Париже, а городе Лион. Журнал занимал восьмую часть листа, имел раздел светской хроники, где публиковались литературные новинки, заметки о событиях в высшем обществе и модные обзоры с картинками. Ежемесячные издания с гравюрами одежды стали прочно входить в жизнь людей.
Первые настоящие журналы о моде возникли во второй половине 18-го века, вызвав огромный интерес публики. Именно тогда начал формироваться рынок моды, рождаться новые идеи и имена. В Париже начинают один за другим выходить модные журналы – «Galerie des modes et costumes francais» (1778), «Cabinet des modes ou les modes nouvelles» (1785), «Journal des Dames et des Modes» (1797), появляется и первый немецкий модный журнал «Journal des Luxus und der Moden» – «журнал о роскоше и моде» , издававшийся в Веймаре с 1786 по 1827 г. В Лондоне в 1693 году выходит журнал для женщин «Ladies’ Mercury».
Российские красавицы как и все хотели знать что происходит в модном мире. Они выписывали европейские журналы, приходившие с большим опозданием, что вызывало недовольство. В 1779 году в России появляется первый модный журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» .
К середине XIX века женские журналы о моде получили широкое распространение, в связи с уменьшением затрат на печать и появлением в них руководства по пошиву одежды.
В ноябре 1867 года в США вышел первый номер журнала Harper’s Bazaar – старейшего из ныне существующих журналов о моде. Задачей издания стало представление моды как изысканного и утонченного мира ,с помощью привлечения известних художников иллюстраторов, а позднее фотографов.
В 1892 году выходит в свет культовый журнал Vogue. Именно он стал символом роскоши и гламура, задал высокую планку качества для всех последующих журналов, пишущих о моде: Cosmopolitan, Elle, Officiel и так далее. В Vogue впервые появились не просто позирующие манекенщицы, а постановочные съемки, которые теперь называют фотосессиями.
Где бы мы не жили, чем бы не занимались, у нас с вами есть один общий интерес- мода. Мы всегда хотим узнать что сделает нас еще привлекательнее. Такими были и девушки прошлых столетий. Они передали нам в наследство свой опыт и любовь к моде. Журналы создавались, развивались и совершенствовались, и сейчас рядом с тобой лежит журнал с цветными фотографиями и коллажами, его больше не передают из рук в руки как сокровище однако его ценность не уменьшилась, он по-прежнему приоткрывает нам дверь в прекрасный мир моды и красоты.
www.vodkatonik.com
Первый "модный журнал" основал мужчина... для мужчин
История журналов о моде насчитывает сотни лет. И самый первый из них был создан мужчиной... для мужчин. Исключительно "женский" журнал появился 317 лет назад - 27 июня 1693 года в Лондоне. А прародителем подобных изданий считается француз Жан Донно де Визе.
Фото: AP
В 1672 году во французском Лионе начал выходить журнал литературно-критического содержания "Галантный Меркурий" ("Mercure galant"), которым зачитывался даже король. В то время Жан Донно де Визе был преуспевающим издателем, не скрывающим к тому же собственного литературного таланта.
Из-за нерегулярности появления номеров "Меркурия" к издателю обратился сам Людовик XIV, который потребовал, чтобы журнал выходил ежемесячно, дабы просвещать умы придворных, и с 1677 года "Галантный Меркурий" издавался строго раз в месяц.
Примечательно, что наибольшей популярностью в нем стали пользоваться разделы, посвященные светской хронике, а также своеобразные модные обзоры, к которым прилагались рисунки с описанием моделей и указаниями — когда, что и как следует носить в этом сезоне. Так "Галантный Меркурий" стал прообразом современного глянцевого журнала, но ориентирован он был все же в основном на мужчин.
Читайте также: Музыкальный "ключ" к женскому сердцу
Довольно быстро увлечение модными журналами распространилось по всей Европе, а спустя 16 лет, в 1693 году, уже в Лондоне появилось и первое специализированное издание для женщин — "Дамский Меркурий" ("Ladies Mercury"). Основал его английским издатель и журналист Джон Делтон.
В обращении к читательницам самого первого номера редактор открыто заявил, что его журнал "ответит на самые очаровательные и занимательные вопросы, касающиеся любви, замужества, стиля поведения, одежды и женского юмора". Именно в этом издании впервые появилась знаменитая колонка вопросов и ответов, в которой читательницы, приславшие письма в редакцию, обменивались решениями житейских и любовных проблем.
Чтение модных журналов стало признаком хорошего вкуса, и с начала XVIII столетия они поселились в будуарах актрис, певиц и светских дам. К тому времени в Европе выходило уже несколько изданий, посвященных преимущественно моде: немецкий "Gournal des Luxus und des Moden", английские "The Lady's Magazine" и "Gallery of Fashion". А во Франции одновременно издавались сразу четыре модных журнала! Все они были иллюстрированы либо цветными рисунками, либо гравюрами, изображающими мельчайшие детали новых нарядов.
Фото: AP
В 1779 году свой дамский журнал появился и в России — назывался он "Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета". Первый номер издания открывала картинка "Щеголиха на гулянье", которая была предшественницей современных фотосессий. Как и в Европе, главным редактором и издателем ежемесячника стал мужчина — Николай Новиков.
Примечательно: если европейские журналы пестрели яркими картинками и были посвящены прежде всего моде, то русский издатель поставил перед собой цель "доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение". Там, помимо прочего, печатались стихи, поэмы, переводная проза зарубежных авторов и анекдоты. В издании присутствовала даже подборка "прелюбопытнейших фактов из жизни" — как во многих современных женских журналах.
Читайте также: Француженки больше не желают быть худыми
К концу 50-х годов XIX века в Российской империи насчитывалось более тридцати изданий, посвященных женской тематике: "Магазин мод и рукоделья" (1851), "Ласточка" (1859), "Модный магазин" (1861), "Новый русский базар" (1866), "Модный свет" (1868), а также специализированные издания для подрастающего поколения: "Мой журнал" (для девочек) и "Лучи" (для девиц), где публиковались заметки о тонкостях воспитания, этикета, кулинарии и образования. Тексты о моде, как правило, переводились из французских журналов и представляли собой подробное описание разнообразных нарядов и аксессуаров. В Европе в то время были основаны популярные сейчас "Cosmopolitan" и "Vogue".
К началу ХХ века в нашей стране в свет выходили всё новые и новые журналы, посвященные моде, рукоделию и домоводству. Наиболее популярными и любимыми в те годы были "Домашняя портниха", "Дамский мир", "Хозяйка дома", "Моды для всех" и "Журнал для хозяек". Издавали их по-прежнему мужчины, а содержание имело универсальный характер — от новинок литературы и советов по домоводству до занимательных игр и картинок парижской моды.
После 1917 года советским женщинам предлагались "идейно правильные" журналы "Работница" и "Крестьянка", целью которых сначала была защита интересов женского рабочего движения. Однако уже в 30-е годы на страницах этих изданий появились статьи о косметике, гигиене и физкультуре, разнообразные кулинарные рецепты и даже выкройки модных платьев.
За прошедшие (с момента выхода первого женского издания) 300 лет "модные" журналы очень сильно изменились внешне. Но основные вопросы остались прежними: как стать красивой, любмой и счастливой...
Самые интересные новости читайте на главной странице
← Нажми «Нравится»и читай нас в Facebookwww.pravda.ru
История модного глянца. От 16 века до наших дней: e_shevardina
Журналы о моде являются самыми доступными трансляторами модных тенденций. Они доносят до нас все реалии современности и, сохраняя на своих страницах особые приметы эпохи, представления об эталонах красоты, постепенно становятся частью истории. А мужчинам, снисходительно посмеивающимся над «чисто дамским увлечением», следует напомнить, что именно они и явились первооткрывателями мира «глянца», создав когда-то первые печатные издания, ставшие прообразом женских журналов.
Своеобразными предтечами модных журналов можно считать книги, появившиеся в конце 16 века в Испании. В них печатались руководства для модниц, разъяснявшие правила создания модного туалета. Но пятьсот лет назад издание книги было делом долгим и трудным, к моменту ее выхода фасоны безнадежно устаревали. Надо было придумать что-то более дешевое и оперативное.
Прототипы журналов мод появились в 17 веке. До их появления туалеты демонстрировали наглядным способом - при помощи большой и малой Пандор, восковых кукол в половину или четверть человеческого роста. Сначала на них надевали модные туалеты и выставляли для всеобщего обозрения в парижском магазине на улице Сен-Оноре. Большая Пандора демонстрировала парадные платья, Малая - утреннюю домашнюю одежду, так называемое «неглиже». Затем манекены отправляли в европейские столицы задавать модный тон. Есть сведения, что когда кукол перевозили из одной страны в другую, воюющие стороны на время прекращали военные действия. По сей день, знаменитые Пандоры хранятся в парижском музее Галиера (музей моды).
С появлением печатного дела новости моды стали передаваться через газеты и журналы.
В 1672 году во Франции начал выходить журнал литературно-критического содержания «Mercure galant» («Галантный Меркурий»). Произошло это не в Париже, как можно было бы предположить, а в Лионе. Привилегия на его издание была выдана лично королем Людовиком XIV Жану Донно Де Визе, литератору, журналисту и преуспевающему издателю. В первые годы «Mercure galant» выходил нерегулярно, но с 1679 г. де Визе сделал это издание ежемесячным. В «Mercure galant» работали Абрахам Босс, Боннар и другие французские художники.
Особенным успехом у читающей публики пользовался раздел светской хроники. В этом журнале, публиковались новинки литературы, велась литературная полемика, рассказывалось о светских событиях, а также печатались модные обзоры, к которым прилагались картинки с описанием моделей и указанием, когда и что следует носить, а иногда критиковались те или иные нововведения.
Журнал этот был совсем крохотный – размером всего в восьмую долю листа. Первый номер открывался описанием свадьбы принцессы Марии-Луизы Орлеанской и испанского короля Карла II. К статье была приложена гравюра, изображающая наряд новобрачной, и модницы могли рассмотреть его во всех подробностях. Это была самая первая модная картинка самого первого модного журнала. Как долго издавался этот журнал – неизвестно, до наших дней дошло лишь несколько его номеров.
Постепенно с конца 17-го века издания с гравюрами, изображающими модную одежду, стали прочно входить в жизнь людей. А первые настоящие журналы о моде возникли во второй половине 18-го века, вызвав огромный интерес публики. Именно тогда начал формироваться рынок моды, рождаться новые идеи и имена.
В течение 18 века журналы мод появляются по всей Европе. В Германии выходит «Journal des Luxus und der Moden» (журнал о роскоши и моде), в Англии – «The Lady`s Magazine» и «Gallery of Fashion». В Париже начинают один за другим выходить модные журналы - «Galerie des modes et costumes francais» (1778), «Cabinet des modes ou les modes nouvelles» (1785), «Journal des Dames et des Modes» (1797).
С середины ХIХ в. при журналах появляются приложения с модными выкройками. Мода постепенно начинает приобретать черты массовости. С 1890 года некоторые журналы начинают использовать фотографии, постепенно заменяющие гравюры и акварели.
Также начинается непосредственное сотрудничество кутюрье с редакциями журналов. Например, наряды от Уорта появляются на страницах знаменитого французского "Le Paravent Rouge" – журнале о моде и хорошем тоне.
Начало американским «женским изданиям» положил в 1830 г. журнал «Godey’s Lady’s Book» («Женская книжка Годи»), ставший особо популярным среди первых женских журналов Америки. Он публиковал цветные иллюстрации мод, стихи и рассказы сентиментально-нравоучительного содержания, прививал вкус, определял правила хорошего тона. Спрос на этот журнал был очень велик.
В ноябре 1867 г. вышел первый номер Harper’s Bazaar – самый старейших среди доживших до наших дней журналов о моде. Изначально это был еженедельник для дам среднего класса. Издание публиковало образцы французской и немецкой моды в газетном формате.
С 1901 года издание перешло к ежемесячному циклу.
В 1886 году в Нью-Йорке появляется своя легенда – Cosmopolitan, журнал для высшего общества. Издание несколько раз меняет хозяина, пока в 1905 году его не выкупает Вильям Рэндольф Херст, делающий Cosmopolitan настоящим литературным журналом. На его страницах впервые печатались рассказы Хемингуэя, Моэма, Фолкнера. Но в 1960-х читатели стали терять интерес к Cosmopolitan. И тогда Хелен Герли Браун, автор нашумевшей книги «Секс и одинокая женщина», предложила компании Херста создать женский журнал, адресовав его молодым женщинам, «идущим в ногу» с современной модой. Новое звучание журнала вновь привлекло к нему внимание читателей и рекламодателей, которое не ослабевает и по сей день.
1892 год – рождение еще одной американской легенды - журнала Vogue. Это был еженедельник, рассказывающий о новостях моды и общества, отражающий стиль жизни высшего общества Америки. Издание, воспевающее роскошную жизнь, задало определенный вектор развития многим последующим журналам, пишущим о моде. На страницах Vogue впервые появились постановочные съемки, говоря современным языком – фотосессии, а не просто манекенщицы, демонстрирующие модные туалеты.
Основали новый журнал Артур Тюрнюр, юный член светского общества из обеспеченной семьи, у которого уже был журналистский опыт, и Гарри Маквикар, чей прадед Стефан Уитни был крупным торговцем. Тюрнюр занял должность издателя, а Маквикар, изучавший искусство в Европе, стал арт-директором Vogue. Сначала еженедельник состоял из 16 страниц ин-кварто (четвертая часть листа), был хорошо отпечатан и красиво оформлен. Обложку украшала одна из изысканных картинок, которые стали популярны благодаря журналу Life, размещавшему под ними юмористические диалоги. Цена одного экземпляра — десять центов — позволяла человеку со средним достатком приобрести журнал и узнать, что же происходит в обществе.
Интересно, что мировой популярности журнала способствовал наш соотечественник Александр Либерман, эмигрировавший в Америку и возглавлявший издательство более тридцати лет. Алекс обладал невероятным чутьем, позволявшим угадывать будущие модные тенденции. Под его руководством журнал приобрел неповторимый стиль, узнаваемый во всем мире.
С Vogue и Harper’s Bazaar в период с 1925 по 1937 гг. в качестве иллюстратора сотрудничал Роман Тыртов (Эрте), выполнивший более ста обложек для этих журналов.
В конце 19-го начале 20-го веков модных журналов становится все больше и больше. Наряду с прославленными изданиями, появлялись журналы, выходившие небольшим тиражом, век которых был недолог - самые известные из них «Gazette du Bon Ton», «Le Trait parisien», «Art Gout Beaute». Одни из них предназначались модной публике, «Vanity Fair» (1913 г.), издающийся и по сей день, другие простым домохозяйкам и рукодельницам. Среди них "Le Petit Echo de la mode", (1880 г.), «le Jardin des Modes» (1923 г.), «Modes et Travaux» (1919 г.) и многие другие. Эти журналы рассказывали, как сшить или связать модную обновку.
С журналами того времени сотрудничали самые известные писатели и поэты того времени. К примеру, Теофиль Готье писал об искусстве грима, Малларме – о женских брюках, Анатоль Франс – о социальной роли костюма. Одним из постоянных авторов журнала «О дамах и модах» был известный эстет – поэт граф Роберт де Монтескью, который любил носить перстни с крупным черным жемчугом.
Появились модные журналы и для мужчин, рекламирующие одежду на все случаи жизни.
В 1920-е годы на французский рынок «приходит» американский Vogue и очень быстро завоевывает популярность. Но и сама Франция не отстает. В Париже в 1921 году выходит L'Officiel de la couture, а в 1938 году он стал первым журналом мод, опубликовавшим цветные фотографии.
В 1937 появляется Marie-Claire, журнал, посвященный не одной лишь моде, а предлагающий разнообразные рецепты красоты, светские и культурные новости, читательскую почту. Успех издания был оглушительным.
В 1945 года выходит новый французский журнал Elle, первые экземпляры которого мгновенно расходятся среди модной публики. 1920-е и 1950-е годы считаются «золотым веком глянца». Расцвет индустрии всевозможных женских журналов был связан в первую очередь со стремительным процессом развития буржуазной культуры, модернизацией печатных технологий, а, следовательно, и снижением стоимости издаваемой продукции, уменьшением времени на доставку номеров, расширением читательской аудитории, за счет более общего содержания изданий. Такие изменения в процессе производства и продажи, превратили журналы в необычайно популярный и доступный, массовый тип СМИ. Росли тиражи, повышалось качество иллюстраций, что делало журналы очень привлекательными как для рекламодателей, так и для читательской аудитории.
С приходом Второй мировой войны кардинально меняется стиль оформления и подачи материала в журналах мод. Если раньше фотография сопровождала текст, то теперь она становится самостоятельной смысловой единицей. Журнал «Vogue» вообще предпочитает давать меньше текста и больше иллюстраций. И в этом есть определенный смысл: читательницы в первую очередь должны видеть модную вещь; предполагалось, что именно визуальная реклама обладает наибольшей эффективностью.
Меняется и сама фотография. В 1935 г. Лейка изобретает новую камеру со скоростью кадра 1/1000 секунды, и это позволяет вывести модную фотографию на улицу. Безжизненные модели в статичных позах уходят на второй план. Новая фотоконцепция предполагает наличие динамики. Фотомодель не просто садится за руль автомашины, - она сама ведет машину. Антураж улицы используется в качестве естественного фона. Развалины разбомбленных домов, рыночная толпа, городские улицы – все это служит фоном для фотомоделей. Расцвет уличной рекламной съемки модной продукции приходится на первую половину 1940-х гг.
В 1950 году в Германии вышел в свет еще один легендарный журнал - «Burda moden», ставший популярным благодаря креативности и деловитости его создательницы. Энне Бурда не была ни дизайнером, ни модельером и даже не умела шить, но ей удалось превратить журнал с выкройками в международный бизнес, который до сих пор не имеет конкурентов. Она никогда не училась и издательскому делу, свою деятельность она описала словами learning by doing (обучение в процессе).
В послевоенной Германии был жесткий дефицит. В продаже не хватало готовой одежды, и хорошо одеваться женщины могли, только умея шить. Энне Бурда оказалась в нужном месте в нужное время. Она предложила читательницам настоящую моду - дизайнерские тенденции, но при этом адаптированные к реальной жизни. И выкройки! Строго говоря, вкладывать в журнал листы с выкройками не было изобретением Энне Бурды, но в историю это вошло именно как ее ноу-хау.
В Burda moden любят подчеркивать, что это не журнал для шитья, а журнал мод. Рабочий процесс, как у любого модного журнала, начинается со сбора впечатлений на мировых показах и продолжается на планерках с дизайнерами, которые принимают решение, какие из замеченных трендов попадут в журнал. Затем дизайнеры делают эскизы, выкройки, шьются модели одежды, подбираются аксессуары, проводятся фотосессии... Ну, а далее происходит печатный процесс, как в любом другом глянцевом журнале.
В 1970-е гг. в журналы мод возвращается статичная студийная постановочная фотография, отличающаяся оригинальностью, а иногда и вычурностью. Объемы текстов по сравнению с фоторядом уменьшаются в такой степени, что журналы мод практически становится невозможно читать, их можно только смотреть. Основную площадь журналов (до 90%) занимает реклама домов мод и фирм–производителей модной продукции.
В 1990-е и 2000-е процент рекламных материалов о моде увеличился до 95% и эта тенденция сохраняется по сей день: дается в основном реклама, изредка критика, и уже совсем редко – попытка анализа.
На сегодняшний день мир модного глянца состоит в основном из лицензионных журналов, таких как - Vogue, Elle, Нarper’s Bazaar, Cosmopolitan, l’Officiel, Vanity Fair – издающихся крупными издательскими домами по всему миру и конкурирующих между собой. Это журналы с многолетней историей и сильной редакторской командой.
В 21 веке модный глянец перестал существовать только лишь в бумажном виде. Каждый бренд и издательский дом имеет собственный сайт, часто - с интересной, оперативно выкладываемой информацией. Кроме того, Cosmopolitan имеет свое телевидение, состоящее из нескольких ТВ-сетей (англо- и испаноязычной).
Помимо интернет-сайтов печатных изданий, в последнее время развивается новый способ продажи глянца – электронная подписка, когда читатель может читать свой любимый журнал на экране ноутбука (или любого другого гаджета) как если бы он был в печатном виде.
Также набирают обороты независимые сайты о моде и блого-сфера, с помощью которой фото и видеоматериалы с подиумов, статьи и аналитика становятся достоянием миллионной аудитории за считанные минуты. И если когда-то для воспроизведения творений кутюрье требовалось время, художники и печатный станок, то сегодня - всего лишь мобильный телефон со встроенной фотокамерой и выходом в интернет.
Но это уже совсем другая история модного глянца, писать которую будут наши потомки.
ЕШИспользованы материалы А.А. Васильева, Е.С. Ласкиной.
e-shevardina.livejournal.com
Женские журналы мод в России: e_shevardina
Российская журналистка в сфере моды, несмотря на некоторую схожесть с западной, прошла свой собственный путь, такой же неровный, а подчас и тернистый, как и сама российская история.В России первые журналы «для дам» появились более 200 лет назад, а не в 1990-е, как многие думают.В 1779 г. вышел в свет первый журнал о моде – «Модное ежемесячное издание», который знакомил читателей с последними новостями французской моды. Напомню, что в эти же годы модные журналы активно развивались по всей Европе.
Авторы журнала давали своим нарядам завлекательные названия. Чего только стоят шляпы «рог изобилия» и «чепец победы» или платья «расцветающая приятность» и «прелестная простота»!Через двенадцать лет на смену этому журналу пришел новый, носящий громоздкое название «Магазин английских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно, представленных гравированными рисунками с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы». Правда, обещанных рисунков в нем было не так уж много: печатать гравюры было дорого и сложно, поэтому журнал рассказывал о последних модах на словах, апеллируя к фантазии читательниц. Конечно, моды приходили из Европы с опозданием, что, естественно, вызывало нарекания дам. В одном из номеров издатели успокоили читательниц так: «Мы приняли нужные меры получать материалы через почту из Парижа гораздо скорее, не позже, как через полтора месяца после их появления на горизонте тамошних щеголей и щеголих».
В начале 19 века новости моды можно было узнать в «Модном журнале», выходившем ежемесячно, а также в наиболее популярном журнале того времени «Московский Телеграф», издаваемом Николаем Полевым. В журнале печатались цветные эскизы модных французских платьев и велась постоянная рубрика «модные обычаи», в которой короткими фразами сообщалось, что в моду вошло и что из моды вышло. В номере за 1825 г. можно, к примеру, прочесть следующее: «Вальсы в упадке», «Зеленые очки вышли из моды... щеголи носят ныне синие», «Теперь в моде не красить волосы, а хвастать сединами» и т.д. Журнал «Московский Телеграф», благодаря харизме своего создателя и привлечению лучших литераторов того времени (Вяземский, Баратынский, Пушкин) пользовался поразительным успехом, авторы не боялись критиковать и говорить наперекор общепринятой линии. За что журнал поплатился закрытием в 1834 гг., просуществовав, таким образом, всего 9 лет.
Но по-настоящему модная журналистика расцвела только во второй половине 19 века, после александровских реформ. 1870-е гг. ознаменовались настоящим фейерверком модных изданий: в журнале для семейного чтения «Нива» стали появляться разнообразные выкройки (для России это была новинка). Появляются многочисленные женские литературные журналы, в которых вопросам моды отводится не последнее место: «Журнал для милых» (1804 г.), «Кабинет Аспазии» (1815 г.), «Женский Вестник», «Дамский журнал» (1823 г.) и другие. Примерно в это же время начали выходить первые профессиональные модные издания – «Вестник моды для модисток» и «Вестник моды для портных», публикующие точные иллюстрации последних парижских фасонов с выкройками и подробным описанием фактуры тканей и аксессуаров.Российские женские журналы, по примеру парижских, активно поддерживали образ «современной» (эмансипированной) женщины, способной активно учиться и употреблять полученные знания в практической деятельности. Многие видные женщины того времени сами открывали собственные журналы. Журнал «Лучи» (1855 г.) принадлежал А.О. Ишимовой, «Модный магазин» возглавляла Софья Мей. Небезызвестная Адель Гоппе – завсегдатай модных светских салонов – редактировала журналы «Модный свет и модный магазин» и «Новый русский базар», а после смерти мужа открыла собственные журналы «Модистка» и «Парижская мода».
Как не удивительно это покажется, но в тех же женских журналах публицисты критиковали дам за желание читать о «парижских модах»:"… русская земля положительно наводняется журналами мод во всевозможных форматах, с различными направлениями и всевозможными приманками для доверчивой публики … кому нужны все эти журналы, кто их выписывает, неужели же наше общество не интересуется другими более серьезными вопросами, за исключением мод, и не превратится ли в скором времени вся наша журналистика в одни только журналы мод?" - проявлял беспокойство "Женский вестник".
В конце 19 – начале 20 вв. в России издавалось достаточно большое количество модных журналов различных направлений: «Новости мод и рукоделий» «Новейшие моды», «Парижские моды», «Новости моды», «Последние моды» и другие, которые пользовались переменным успехом у публики.
На общем фоне российской периодики моды достаточно заметно выделялся журнал красивой жизни «Столица и усадьба» (1913–1917 гг.), издаваемый и редактируемый известным промышленником и меценатом Владимиром Крымовым. Журнал был своеобразным камертоном русского аристократического образа жизни и трактовал понятие моды в том смысле, который передается английским «vogue» – «журнал о красивой жизни», как отмечалось в программной статье, посвященный «светской жизни наших столиц, спорту, охоте, коллекционерству, и, особенно, жизни русской усадьбы в ее прошлом и настоящем».В журнале, к примеру, было написано, что отставание от моды на несколько лет «является одним из важнейших требований к представителям высшего общества; ультрамодное платье даме-аристократке можно надеть только на костюмированный бал, а умопомрачительные «багдадские» туалеты в стиле Бакста и Пуарэ прилично носить лишь богатым купчихам».
Это богато иллюстрированное периодическое издание печаталось с особой роскошью: в большом формате на лучшей мелованной бумаге и уделяло много страниц повседневной светской хронике (сам Крымов вел посвященную сплетням рубрику «Экзотические разговоры») и фотографиям великосветских дам.
В журнале участвовали лучшие петербургские фотографы (А. Н. Павлович, Я. В. Штейнберг), в 1915 г. в нем впервые в России был напечатан цветной фотопортрет.Жизнь журнала закончилась с падением Российской империи в 1917 году. Находившийся во время революционных событий в Японии Крымов, не знавший еще о прекращении выхода журнала, тщетно просил редакцию «тянуть до последнего»: «Такие ценности, как „Столица и усадьба“, не уничтожаются… История и искусство будут существовать при любом строе»...Надо сказать, что журнал «Столицы и усадьбы» высоко ценится как культурный артефакт. В 2008 году в Санкт-Петербурге предпринято воспроизведение полного комплекта журнала, все 90 номеров «Столицы и усадьбы» переплетены в семь томов, подобрана специальная бумага, приближенная к оригиналу, иллюстрации переданы с максимально приближенными к оригиналу цветами.
После 1917 г. рынок журналистики моды претерпел некоторые изменения. Советская идеология стала проникать и в сферу моды, которая, как оказалось, тоже сильно политизирована.
8 марта 1914 года по инициативе В.И.Ленина начинает издаваться первый советский журнал для женщин «Работница». Этот общественно-политический и литературно-художественный ежемесячник выходит в Петербурге тиражом 12 тыс. экз. «Работница» - первый большевистский массовый журнал, ставивший своей целью защиту интересов женского рабочего движения. Издание временно прекращает работу из-за полицейских преследований. И вновь появляется в 1917 году как еженедельный журнал ЦК РСДРП (б). В период Гражданской войны журнал вновь перестает выходить и возобновляется в январе 1923 года.
А в 1922 году появляется второй знаменитый советский журнал - «Крестьянка». Он основан Отделом по работе среди женщин ЦК РКП (б). Были и другие заметные издания, век которых, увы, был недолог, например, «Работница и крестьянка» (1932-1941), «Женский журнал» (1926-1930) и т.д. В этих изданиях печатались статьи на «женские темы», журналы воспитывали женщин, небрежно относящихся к своей внешности и здоровью.
В женских журналах появляются публикации на темы гигиены и косметики, а также быта и снабжения, здесь же помещаются рецепты, советы хозяйкам, реклама, мода, выкройки женской и детской одежды - обычно, это вкладыш с одной выкройкой, к которой прилагается ее подробное описание. Журнальная реклама чаще всего размещалась на внутренней стороне обложки и представляла собой маленькие «окошечки» с различной информацией. В основном рекламировали услуги сберкасс, книги и журналы, каталоги выкроек, косметические и гигиенические средства.
В 1923 году вышел советский журнал мод «Ателье», задуманный как альтернатива журналам мод парижского направления. Выпускало его Ателье Мод при объединении Москвошвея. Главной целью издания объявлялось «стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно». Вошедшие в первый номер журнала «Ателье» эссе Кузмина, Евреинова или Шагинян не походили на обычные статьи в дамских журналах про модные цвета и ширину юбок. Мода и театр, мода и революция, мода и танцы — таковы были темы, рассчитанные скорее на артистическую публику, чем на домохозяек и служащих. Эскизы Экстер и Мухиной, фотографии с моделей Ламановой предлагали моду элегантную и эстетскую: эффектные вечерние туалеты, нередко требовавшие веера, платья и костюмы, в острых силуэтах и пряных цветовых сочетаниях которых угадывался еще никому не ведомый стиль ар-деко. Грандиозность замысла журнала определяется одним только перечнем звездных имен, давших свое согласие на сотрудничество. Среди знаменитостей: Ю.П. Анненков, Б.М. Кустодиев, А.А. Ахматова, К.С. Петров-Водкин, В.И. Мухина, А.Я. Головин, К.А. Сомов, И.Э. Грабарь и другие.Известно, что к оформлению журнала привлекалась Надежда Ламанова. Хотя имя модельера не упоминается на страницах журнала, но ее неповторимый авторский стиль угадывается в манере «импровизировать на модели», «лепить форму». Возможно, «уход в тень» Ламановой связан с тем, что она в том же 1923 году открыла в Москве свое ателье и автоматически оказалась в лагере нэпманов.
Для «Ателье» известный скульптор Вера Мухина создала эскиз своего знаменитого платья-бутона. Платье это было названо в журнале «эстрадным»: пышная белая юбка напоминала лепестки цветка, изящный силуэт дополнялся широкополой красной шляпой и тростью. Идея издания своего собственного журнала материально стала возможной после успешного участия Ателье Мод в Первой Всероссийской художественно-промышленной выставке 1923 года.Коллекция 1922–1923 годов, несмотря на трудности экономического порядка, была выполнена из самых дорогих тканей. Объясняется это тем, что руководители швейной промышленности Москвы предоставили Ателье Мод не только кредит на приобретение оборудования, но и передали склады с конфискованными материалами, владельцы которых бежали за границу. Драгоценные шелка, бархат, парча, меха были слегка подпорченными и подмокшими от долгого лежания в сырых подвалах, но это не помешало воплощению творческих замыслов.
Эстетическая программа всего предприятия была заявлена в журнале с обескураживающей прямотой, что вызвало раздражение. Кроме того, журнал вышел тиражом 2000 экземпляров и имел огромный успех у соскучившейся по художественно красиво оформленным журналам публике. Вскоре в журнале «Швейник» появилась маленькая заметка «Как не стоит художничать», в которой вся деятельность «Ателье» подверглась самой суровой критике.В результате первый номер журнала оказался и последним, а сделанная специально для «Ателье» серия рисунков Кустодиева так и не была опубликована.К слову, недолго продержался и первый советский модный дом (Ателье Мод), рухнувший в 1925 году. Был назначен новый директор, сокращен штат, и знаменитое московское «Ателье мод» превратилось в обычную номенклатурную модную мастерскую, обшивавшую партийных жен.
В начале 1920-х годов выходят и другие журналы, которые привлекали к разработками моделей одежды известных живописцев и графиков, среди них известны «4 сезона», «Альбом мод». Между тем идея модного журнала с участием художников, равно как и привлечения живописцев к разработке моделей одежды, еще некоторое время сохраняла свою привлекательность. Многочисленные издания, появившиеся в эпоху НЭПа, призывали мастеров кисти и пера высказываться по тем или иным вопросам, связанным с костюмом, и нередко заказывали модные картинки известным иллюстраторам, плакатистам и театральным художникам. Первый номер журнала «Искусство одеваться», вышедший в 1928 году в качестве приложения к журналу «Красная панорама», открывала статья Луначарского «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?», в которой вновь, в который уже раз, к разработке новых видов одежды призывались художники. «Искусство одеваться является жизненной необходимостью. Советские художники должны этому помочь…» — вторил ему Головин. Вовлеченные в дискуссию простые граждане тоже высказывали свои соображения. «Нашим пролетарским художникам при помощи масс нужно заняться созданием новых мод, «своих», а не «парижских». В этом им помогут партийные и комсомольские собрания», — утверждал москвич товарищ Юханов в своем письме в «Комсомольскую правду».Сам же журнал «Искусство одеваться» был прекрасно оформлен и посвящен не только моде, имел целый ряд интересных рубрик: «Парижские письма» — (сообщения корреспондента из Парижа о тенденциях моды), «Курьезы мод», «Прошлое костюма». Был в журнале раздел «Полезные советы», где можно было узнать: «Как чистить лайковые перчатки», «Как стирать тонкие кружева», «Как обновить черные кружева и вуали» и т.д., кроме того, в нем печатались статьи ведущих модельеров, врачей-гигиенистов, реклама товаров.
В том же 1928 году, появляется «Домашняя портниха» - традиционный журнал мод (большой формат, рисунки, в том числе и цветные, моделей одежды и пояснения к ним, советы портнихам и выкройки в качестве приложения). Журнал практически целиком состоят из моделей модной одежды, обуви, аксессуаров. В основном это были рисунки, но встречались и фотографии. Текста было мало, лишь описание моделей и советы портнихам. Журнал издавали на качественной бумаге большого формата, с цветной полиграфией и с приложением выкроек.
В конце 1920-х гг. издаются журналы «Новости моды», «Моды сезона», которые пользовались успехом в первую очередь у жителей столиц.После 1929 года все эти журналы больше не выходили. Они и другие журналы мод («Модный журнал», «Моды сезона», «Модный мир», «Моды», «Модели сезона» и пр.) были закрыты за «безыдейность»!Однако «Работница» и «Крестьянка» продолжали выходить, в отсутствии конкурентов на рынке женских журналов их тиражи только росли.
«Работница» размещает у себя научные публикации о вреде ношения каблуков для хрупкого женского организма, приводит рекомендации для женщин, поднимающих тяжести, определяет стиль одежды советской женщины:«Женщинам, которым приходится делать сравнительно тяжелую физическую работу (подымание, переноска тяжестей и т.д.) рекомендуем туго подвязывать живот, носить брюшной бандаж. Мы много раз писали о вреде высоких каблуков. Напомним, что ношение высоких каблуков придает всему телу женщины неестественное положение, таз излишне наклоняется и крестец глубоко вдавливается. Внутренности вследствие этого сильно напирают на брюшные стенки и растягивают их, в результате образуется отвислый живот. Благодаря высоким каблукам получается неестественная установка и коленных суставов, что вызывает сильные боли в ногах, также они причина «подвертывания» ноги и очень болезненного растяжения связок в голеностопном сочленении.Пора закончить с высоким каблуком и заменить его гигиеничным низким, широким «английским» каблуком».
В 1945 г. вышел в свет журнал «Советская женщина», в которых публикуются советские новинки моды в духе художественных композиций Ламановой и Экстер.В журнале "Советская женщина" в 1947-м году было опубликовано письмо с большим количеством подписей под названием "Дадим отпор западным модам", в котором объяснялось, насколько неидейно, ненужно и вредно советской женщине копировать западные образцы.
В том же 1945 году Министерство легкой промышленности приступает к изданию сезонного «Журнал мод» с кратким описанием фасонов, фактуры тканей, аксессуаров, с выкройками, вкладками, фотоиллюстрациями, отображающими последние веяния советской моды. Многие десятилетия он был главным источником информации о моде в нашей стране. В начале 1980 х гг. журнал приобрел статус журнала для семейного чтения, то есть фактически перестал быть специализированным.продолжение тут.
e-shevardina.livejournal.com