История “Русского журнала”. Часть 1. Первый русский журнал
Есин Б.И. "История русской журналистики (1703-1917)". Возникновение и развитие русской журналистики в XVIII в.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В XVIII в.
Журналистика как особая сфера общественной деятельности возникала у каждого народа на достаточно высокой ступени социального развития. Феодальное общество с его разобщенностью и натуральным хозяйством практически не нуждалось в широком обмене информацией. Только с ростом капиталистических отношений — товарного обмена или, по крайней мере, развитием элементов капиталистического уклада в рамках феодализма — появлялись современные способы распространения информации с помощью тиражирования новостей на машинной основе, нарождается журналистика. Вызревание этих условий падает в разных странах на различное время — конец XVI, XVII, XVIII вв. В России журналистика как индустрия информации появилась в начале XVIII в. История русской журналистики подтверждает это положения вполне.
«Куранты»
Русская журналистика заявила о своем существовании в 1702 г. с момента издания «Ведомостей» — первой русской печатной газеты. До этого в России издавались рукописные предшественники газеты «Куранты» или «Вестовые письма». Это были сводки политических новостей, переписанные в одном, редко в двух, экземплярах от руки и предназначавшиеся для прочтения царю и ближайшим боярам. Первые «Куранты» относятся к 1600-м годам, и их тексты в настоящее время переиздаются издательством Академии наук («Вести-Куранты». 1600—1639, М., 1972; «Вести-Куранты». 1642—1644, М., 1976; «Вести-Куранты». 1645-1648, М., 1980).
«Ведомости»
Но подлинным первенцем русской печати были все же «Ведомости», которые стали издаваться по личному указанию и при личном участии русского царя Петра I типографским способом, т.е. широко тиражироваться. Указ об издании первой русской газеты был подписан в декабре 1702 г. Тогда же вышли пробные номера, но первый из дошедших до нас экземпляров газет датирован 2 января 1703 г.
Нужно сказать, что первая русская газета, будучи органом государства помещиков-дворян и купечества, явилась в то же время важным фактором развития национальной культуры, особенно если учесть, что она с 1710 г. стала печататься гражданским шрифтом вместо церковнославянского.
Содержание первой русской газеты сводилось к широкой пропаганде петровских реформ, много места отводилось характеристике экономического потенциала страны, обзору военных действий в Северной войне, дипломатическим связям русского государства, фактам национальной культуры, открытию школ, описанию торжественных праздничных актов, публикации проповедей сподвижников Петра I (Феофан Прокопович) и др. Тираж «Ведомостей» колебался от нескольких десятков до 4 тысяч экземпляров.
Следует отметить серьезное отличие первой русской газеты от первых газет других европейских стран. Первая русская газета была менее всего коммерческим изданием, каким были впервые возникавшие европейские газеты. Русская газета с первых шагов существования обнаружила свои важные потенциальные качества — быть проводником определенной политики, быть пропагандистом, а подчас и организатором общественного мнения в пользу государственных реформ, в пользу защиты национальной самостоятельности и независимости. Идеологический уровень первой русской газеты был несомненен и весьма ярок, несмотря на то что в ней первенствовали информационные материалы.
О том, что первая русская газета была весьма высока по своему уровню, по своим функциям, как тип информационной газеты, говорит косвенно дальнейшее успешное развитие русской журналистики, которое пошло неудержимым потоком в последующие времена.
Уже в 1728 г. появился первый опыт издания русского журнала под названием «Примечания». В том же году стала издаваться газета «Санкт-Петербургские ведомости» при Академии наук в Петербурге, сменившая петровские «Ведомости».
С первым русским журналом «Примечания» связаны и первые шаги М.В. Ломоносова как журналиста. Здесь в 1741 г. он работал в качестве автора и переводчика. Были опубликованы некоторые оды Ломоносова, переводы научных статей. С 1748 по 1751 г. Ломоносов являлся фактически редактором газеты «Санкт-Петербургские ведомости».
Сотрудничал Ломоносов и в журнале, издававшемся на латинском языке Академией наук «Комментарий» (с 1750 г. «Новый комментарий»). С участием в этом издании связана статья Ломоносова «О должности журналистов», в которой впервые был сформулирован моральный кодекс журналиста, пишущего на научные темы, и вообще человека, берущегося публично давать оценку научным или иным явлениям действительности. Правдивость, умение правильно понять противника были провозглашены важнейшими профессиональными качествами журналиста.
«Московские ведомости»
По инициативе Ломоносова вслед за открытием в 1755 г. Московского университета была создана вторая русская газета — «Московские ведомости», а еще ранее Ломоносов убедил правительство издавать академический журнал, который и стал выходить под названием «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755).
Вынашивал Ломоносов планы издания еще нескольких периодических изданий, но этим планам не суждено было осуществиться.
Нужно сказать, что многие журналы XVIII в. были недолговечны, а две русские газеты носили официальный характер. Они были достаточно стандартизированы в отборе информации и ее подаче: на первом месте шли династические новости, затем придворная жизнь, сведения о чинопроизводстве и наградах и только затем любопытные известия и культурная информация. Объявления печатали в специальных приложениях, и доход от их публикации поступал в бюджет Академии наук или Московского университета.
В истории газеты «Московские ведомости» выделяется период, когда эта газета вместе с типографией Московского университета была отдана в аренду известному русскому просветителю Н. И. Новикову. Это было в 1779—1790 гг. Новиков не только оживил газету, расширил ее содержание, но и стал издавать ряд интересных приложений к ней, в их числе первый детский журнал.
Первый частный журнал
В середине XVIII в. русская журналистика обогатилась новым типом издания — частным журналом, т.е. формально независящим от учреждений правительства, который издавал литератор на правах частного предпринимательства. Первым таким изданием был журнал «Трудолюбивая пчела» А.П. Сумарокова (1759). Название трактовалось в том смысле, что читатель, как трудолюбивая пчела, будет собирать все полезное и нравоучительное, что найдет в издании, хотя напрашивалось и другое сравнение — самого издателя, журналиста с пчелой, собирающей все полезное и интересное для людей.
Журнал ориентировался на дворянскую аудиторию и симпатизировал не царствующей Елизавете, а великой княжне Екатерине Алексеевне, ставшей вскоре императрицей Екатериной II. Отсюда критическое отношение к придворной знати времен Елизаветы, критика казнокрадства, взяточничества, лишней роскоши.
Журнал издавался ежемесячно тиражом 1200 экземпляров и был преимущественно литературным.
Издание «Трудолюбивой пчелы» прекратилось в декабре 1759 г. по причине недовольства его критической направленностью.
Сатирические журналы XVIII в.
Затем появились журналы Н.И. Новикова «Трутень», «Живописец» , Д.И. Фонвизина «Друг честных людей», И.А. Крылова «Зритель», «Почта духов» и др. Самым замечательным в этой плеяде русских журналов была их сатирическая направленность. Уровень сатиры по формам и ее содержанию был весьма высоким.
Это были преимущественно литературные журналы. Однако и в литературной форме передовые журналисты того времени Новиков, Крылов сумели поставить ряд острых социальных проблем. Новиков в своих журналах критиковал крепостнические порядки, осуждал жестокосердие помещиков, паразитизм, стремление жить не по средствам, французоманию дворян и другие пороки. Журнал «Трутень» сопровождался выразительным эпиграфом «Они работают, а вы их труд ядите» и был обращен к русским дворянам-помещикам.
Не менее остро критиковал дворян-помещиков и Крылов, впоследствии знаменитый русский баснописец. Под видом переписки духов, гномов и других фантастических существ потустороннего мира он критиковал самодержавие, придворные нравы, дикость и жестокость помещиков, взяточничество чиновников.
Нужно сказать, что эта сатирическая струя в журналистике была в значительной степени предопределена крупным крестьянским восстанием под предводительством Е. Пугачева, показавшим остроту социальных противоречий в стране.
Особого внимания заслуживает полемика, развернувшаяся между журналом «Всякая всячина» (1769), который издавала сама императрица Екатерина II с помощью княгини Е.Р. Дашковой, и журналами Новикова. Новиков отстаивал сатиру на лица, Екатерина II защищала сатиру на пороки, т.е. сатиру абстрактную, морализующую.
Разумеется, внешнюю победу одержала Екатерина: журналы Новикова, Фонвизина и других просветителей-демократов были закрыты, но идейная победа осталась на стороне журналистов, критиковавших крепостничество, взяточничество, галломанию дворянства и придворных, распущенность нравов и прочие социальные грехи их реальных носителей — дворян-помещиков, чиновников.
При всей ограниченности содержания русских изданий XVIII в. журналистика сыграла важную роль: она была единственным источником общественной информации, много способствовала литературному развитию.
Так, в конце XVIII в. в русской печати получили достаточно яркое отражение революционные события в Европе и Америке.
Революция, начавшаяся в конце 70-х годов в Северной Америке, нашла отражение в газетах «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Н. Новиков в журнале «Прибавления к «Московским ведомостям» опубликовал ряд статей, где рассказывал о вождях американской революции, в частности о Вашингтоне, который, по словам Новикова, «основал республику». Новиков требовал невмешательства Европы в американские дела.
В тот же год первый русский революционер А.Н. Радищев в оде «Вольность» восклицал, обращаясь к Америке: «Ликуешь ты, а мы здесь страждем! Того ж, того ж и мы все жаждем...»
Однако в дальнейшем и Радищев, и Новиков несколько изменили свое отношение к республиканским порядкам в Америке. Социальные контрасты республиканской Америки не позволяли Радищеву считать ее «блаженной страной». Новиков не мог смириться с рабством негров в Америке.
Еще шире отразились в русской печати события Великой французской революции. 7 августа 1789 г. «Санкт-Петербургские ведомости» вышли с сенсационным сообщением о взятии Бастилии. Давались другие важные сведения, в их числе отрывки из речей Мирабо и других деятелей. Был перепечатан дословный перевод всех 17 статей Декларации прав человека. Особенно полно информировали о предреволюционном периоде, о начале революции «Московские новости». Однако надо иметь в виду тональность многих сообщений: «рука содрогнется от ужаса, описывая происшествия» («Санкт-Петербургские ведомости»), в газетах говорится о «дерзости писателей», «наглостях» черни: «Московские ведомости» в это время уже были отобраны у Новикова. В целях запугивания русских читателей допускалась публикация писем из различных областей Франции о «великих беспокойствиях», о пожарах в дворянских имениях и т.д.
«Политический журнал», который стал издаваться с 1 января 1790 г. при Московском университете магистром философии П.А. Сохацким, начал было с высокой оценки 1789 г., который учредил «много доброго», но затем перешел на более умеренный тон: революция пугала большинство дворян.
Тем не менее, в первые годы Французской революции (1789—1791) в Петербурге и Москве можно было приобрести у торговцев книгами некоторые французские газеты, в частности «Парижские революции» Прюдома и Лустало, картинки с изображением взятия Бастилии. Тиражи газет заметно возросли. «Санкт-Петербургские ведомости» в 1790 г. имели тираж до 2700 экземпляров, «Московские ведомости» — до 4000 экземпляров.
Радищев
В год Великой французской революции Радищев, работая над своей знаменитой книгой «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой он поднялся до революционного убеждения о неизбежности насильственного свержения самодержавия, уничтожения крепостничества, выступил в журнале дворянской молодежи «Беседующий гражданин». В передовой русской публицистике конца XVIII — начала XIX вв. большое место отводилось воспитанию гражданских доблестей, гражданского достоинства и патриотизма. И одним из основоположников этого направления был Радищев.
В 1789 г. в декабрьском номере журнала «Беседующий гражданин» он опубликовал статью, которая называлась «Беседа о том, что есть сын Отечества».
Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота). Находящиеся под игом рабства недостойны украшаться сим именем, утверждал публицист. Уже в этом заключении сказывается требование борьбы с угнетением, крепостничеством, которое насаждалось и охранялось самодержавием и помещиками-феодалами.
Особенно сожалеет писатель о положении крестьян, которые «уподоблены лошади, осужденной на всю жизнь возить телегу...», и призывает образованную молодежь воспитывать себя в духе благородства и свободолюбия, т.е. в духе сочувствия угнетенным.
В конце века заметную роль в журналистике стал играть Н.М. Карамзин. Свои первые шаги в журналистике он сделал в изданиях Н. Новикова «Московские ведомости», «Детский журнал». В 1791 г. он сам стал издавать литературный ежемесячник под названием «Московский журнал». Карамзин не отличался радикальностью своих суждений, но он сумел в легкой увлекательной форме передать современные политические и литературные новости, оценить интересные события. Просвещение читателя и воспитание эстетического вкуса — заслуги Карамзина-журналиста этого периода. Его произведение «Письма русского путешественника» познакомили аудиторию с Европой, швейцарской демократичностью, немецким научным просветительством, знаменитыми учеными и поэтами, комфортабельностью европейской жизни.
При всей ограниченности круга читателей, прежде всего из-за низкой грамотности населения, политическая информация из Франции, критика крепостнических отношений, угнетения крестьян в России, порицание паразитизма помещиков, высмеивание чиновничьего аппарата не могли не пугать правящие классы. В начале 1790 г. подобная информация резко сокращается. Екатерина, напуганная Французской революцией, крестьянскими выступлениями против помещиков, переходит к преследованию передовых людей своего времени: Радищева, Новикова, наступает реакция, которую усугубил Павел I, сменивший на престоле Екатерину в 1796 г. При нем еще больше ограничиваются возможности независимой передовой журналистики: устанавливаются цензурные учреждения в столице и на пограничных переходах.
Но потенциально русская журналистика, особенно частные журналы, несмотря на вмешательство царского правительства, которое предписывало следить не только за изданиями, но и за писателями, пресекать не только революционные, но и либеральные идеи, показала, что журналы могут стоять и стоят на страже народных интересов. И это был главный итог развития русской журналистики в XVIII в.
* * *
В целом, к концу XVIII столетия сложилась система печати, достаточно гибкая, чтобы удовлетворить потребности читателя. Появились частные издания прогрессивного направления, установилась тесная связь литературы и журналистики. Из общего числа изданий обособились специальные журналы: хозяйственные, медицинские, детские и некоторые другие. Родилось совершенно оригинальное явление — русская сатирическая журналистика. Появились первые журналы в провинции («Ежемесячные сочинения» в Ярославле и др.).
Определились две основные линии: монархическая, крепостническая и оппозиционная, антикрепостническая и частично даже антимонархическая (Радищев). Оппозиционная печать по связям с общественным движением, передовой идеологией, несмотря на царскую цензуру, встала вровень с возникшей раньше ее по времени западноевропейской журналистикой.
Журналистика XVIII в. дала образцы язвительного памфлета, памфлета-пародии («Письма Фалалею» Новикова, «Похвальная речь в память моему дедушке» Крылова). Она показала богатые возможности эпистолярного жанра (Крылов, Фонвизин). Карамзин предпринял попытки в области интервью. Устами Ломоносова и Радищева сформулирован первый кодекс передового журналиста, журналиста-гражданина. XVIII в. в лице своих лучших представителей завещал последующим поколениям журналистов правдивость, гражданское достоинство, скромность как непременные профессиональные качества.
Таким образом, XVIII в. сделал много.
Но общерусская печать нуждалась еще в значительном совершенствовании.
Газеты носили казенно-официальный характер, их было мало. Сама история журналистики складывается поэтому как история журналов по преимуществу. Журналы часто не умели обеспечить единство направления — важнейшее требование к прессе. Отсюда тяготение к моножурналу, т.е. журналу одного лица. Надо было осмыслить и в дальнейшем преодолеть исключительную связь общественно-политического журнала с литературой.
Много предстояло сделать по разработке типов журнала, развитию газетного дела.
Впереди было еще совершенствование многих жанров, разработка журнальной теории, видов и форм общения с аудиторией массовым читателем, дифференциации журналистского труда, преодоление цензурных ограничений.
Вопросы для повторения
1. Каково было значение петровских «Ведомостей» для русской журналистики? Какой характер носила информация в «Ведомостях»? Назовите первых журналистов-профессионалов.
2. Какова была роль М.В. Ломоносова в развитии русской журналистики XVIII в.? Проанализируйте статью Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов...» (основные идеи, нравственные требования к журналисту).
3. Назовите наиболее значительные сатирические журналы Н.И. Новикова и И.А. Крылова. В чем разница во взглядах на сатиру Новикова и Екатерины II?
4. Перечислите основные жанры сатирических изданий XVIII в.
5. Какие нравственные качества хотел бы видеть Н.А. Радищев у граждан отечества?
Тексты для анализа
Петровские «Ведомости». №1.
М.В. Ломоносов. Рассуждение об обязанностях журналистов...
Н.И. Новиков. Рецепт для Безрассуда. Копия с отписки. Копия с помещичьего указа. Письмо уездного дворянина.
И.А. Крылов. Похвальная речь в память моему дедушке.
Н.А. Радищев. Беседа о том, что есть сын Отечества.
Д.И. Фонвизин. Вопросы к издателю «Былей и небылиц».
в начало
к содержанию <<>> на следующую страницу
evartist.narod.ru
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В XVIII в.
Древнерусская публицистика.
Многие исследователи считают публицистикой те произведения древнерусской литературы, которые являются по сути посланиями, но в которых обсуждались широкие общественные вопросы. Первым русским публицистическим произведением, изданным отдельно, с натяжкой можно назвать «Моление Даниила Заточника» (начало 13 века). В большей степени претендует на настоящую публицистику публицистика 16 века. Тогда появилось множество посланий, в которых обсуждались разнообразные социальные, религиозные, политические вопросы, например, знаменитая полемика князя Курбского и царя Ивана Грозного об эффективности единоличного управления. Принципиальным отличием от европейской публицистики эпохи Возрождения была гораздо меньшая в древнерусском обществе востребованность этой публицистики.
«Куранты» (1621 – 1702).
Так называлась первая русская рукописная прото-газета (в википедии «Вести-Куранты»), которые регулярно начали выходить с 1621 года, а отдельные номера с 1600 года. «Куранты» ещё не были настоящей газетой. Они предназначались только для царя и самых знатных бояр, тираж их составлял 1, реже 2-3 экземпляра, они не несли информацию в массы, значит не были средством массовой информации. Это были сводки разнообразных новостей из-за границы, донесения иностранных корреспондентов, состоящих на службе в Посольском приказе, но в большей степени это были переводы новостей из иностранных газет, чаще всего использовали голландскую газету «Куранты» (от французского слова – текущий). Отсюда название (которое никак напрямую не связано с кремлёвскими курантами). Появление «Курантов» означает, что русские цари понимали важность того, что происходило в Европе, они этим интересовались, это значит, что уже готовился отход от чисто традиционного общества.
«Ведомости» (1702 – 1727)
Резкий поворот к Европе, стремление всячески подражать ей начинается в России с Петра Первого. Пётр Алексеевич начал самостоятельно править с 1689 года, но только в 1702 году он осознал значимость прессы. По его указу в декабре 1702 года вышли первые номера первой русской печатной газеты «Ведомости» (сохранились лишь номера за январь 1703 года, поэтому некоторые ведут отсчёт русской журналистики именно с 1703 года). Пётр издавал «Ведомости» с той же целью, что и кардинал Решилье в 1631 году стал издавать французскую «La Gazette» - для пропаганды своей политики, для влияния на общественное мнение не только в России, но и в Европе. Дело в том, что с 1700 года шла Северная война со Швецией, и война шла не только на полях сражений, но и на страницах газет. Началась самая настоящая информационная война(почти как сейчас). Шведский король Карл ХII стремился очернить Россию в глазах Европы, возглавить общеевропейский поход против варварской, дикой и становящейся наглой России, он всячески способствовал появлению антирусских статей в ведущих европейских газетах. Пётр 1 начал ответную кампанию, его сторонники публиковали в европейской прессе так называемые пророссийские статьи, рассказывающие об успехах России, о реформах Петра и т.д. В эту кампанию включились «Ведомости», газета не публиковала негативных новостей о России, стремилась скрыть или преуменьшить поражения русских войск в войне, неудачи в экономической политики, крестьянские бунты и т.д. Зато каждая победа, каждое достижение Петра и его сподвижников расписывалось очень подробно и на протяжении долгого времени. Точно также действуют современные российские федеральные каналы, ничего не изменилось, для проправительственной журналистики это нормально. Так было, есть и будет во всех странах. Кстати, в информационной войне со Швецией победил Пётр.
Газета выходила крайне нерегулярно, не была постоянной периодичность (от 46 номеров в год до одного – например, в 1718 г.), тираж (от 4 тыс. до 30 экз.), кол-во страниц (от 22 до 2), не было даже единого наименования, то Ведомости такие, то ведомости сякие. После смерти Петра в 1725 году издание «Ведомостей» постепенно прекращается, номера выходили всё реже, делались кое-как.
Гражданское общество в России
В Европе первые газеты (рукописные) появились во второй половине 16 века (1566 г.), они были частные, организовали сами люди, видя, что есть спрос, потребность. В России первая газета появилась в начале 18 века, очень долго газеты и журналы были только государственные (до 1759 г.). Что это значит? Это значит, что в русском обществе гораздо дольше, чем в европейском формировалось так называемое гражданское общество. Гражданское общество – это совокупность обычных граждан, способных к самоорганизации независимо от государственной власти, способных активно выражать своё мнение (общественное мнение), контролировать государственную власть, создавать общественные организации, политические партии и т.д. Журналистика – это важнейший способ проявления гражданского общества, гражданской активности.
А гражданского общества в России долго не было, потому что крайне мало было светски образованных людей, способных иметь свою собственную индивидуальную точку зрения, нуждающихся в новых знаниях, а значит и в журналистике. Университеты в Европе существуют с 11 века, а в России с 18-го.
«Санкт-Петербургские ведомости»
В 1728 г. «Ведомости» возрождаются под названием «Санкт-Петербургские ведомости», газета издавалась учёными при Академии наук (которую создал ещё Пётр), стала регулярной, нормальной газетой, первым редактором был немец Миллер, поскольку большая часть тогдашних учёных были в основном немцы. «Санкт-Петербургские ведомости» были главной русской газетой на протяжении всего 18 века, в дальнейшем главной газетой города Петербурга, газета издаётся до сих пор под своим историческим именем (в советское время называлась «Ленинградская правда»).
В том же 1728 г. вышел первый русский журнал, тоже при Академии наук, в качестве приложения к газете. Сокращённо его можно «Примечания» (полное название «Исторические, генеалогические и географические примечания в ведомостях»). Также, как в Европе первый журнал был научно-популярный, публиковались в основном научные статьи, но иногда и стихи, в том числе оды Ломоносова.
В 1755 году М.В. Ломоносов в голландском научном журнале опубликовал статью (написанную на латыни и переведённую на французский) «Рассуждения об обязанностях журналистов…», где впервые сформулировал этические правила журналиста (хотя он имел в виду прежде всего научную журналистику, которая в те времена в России была основной, тем не менее статью можно трактовать и шире). Ломоносов требовал от журналиста компетентности, объективности, честности, справедливости и т.д.
В 1756 году после открытия Московского университета, при нём начинает выходить вторая русская газета «Московские ведомости» (до 1917), тоже государственная. Больше газет в 18 веке не появилось.
Первый частный журнал
Важное событие в истории русской журналистики произошло в 1759 году. Появилось первое частное печатное издание – журнал «Трудолюбивая пчела», его издавал на свои деньги, как частный предприниматель известный в 18 веке писатель, поэт, драматург А.П. Сумароков, он же был его редактором и автором большей части материалов. Так будет со всеми другими журналами 18 века: издатель являлся и редактором, и автором. «Трудолюбивая пчела» просуществовала всего год. Почти все журналы 18 века, а их всего было около 20, существовали около года, уж очень это было хлопотно и убыточно.
Само появление этих журналов говорит о том, что в России наконец возникла реальная основа для журналистки - некоторое количество европейски образованных людей, в основном дворян, окончивших светские учебные заведения, которые стали составлять общественное мнение и так называемое гражданское общество, способное противостоять государственной власти и её контролировать. Это общественное мнение выражается в основном в частной, негосударственной прессе. Так вот во второй половине 18 века общественное мнение в России возникло.
Сатирические журналы XVIII в.
Самые интересные события в русской журналистики 18 века начались в 1769 году. В этом году друг за другом появились несколько журналов. Среди них выделялся журнал «Всякая всячина», который издавала сама императрица Екатерина II, но не официально, а как частное лицо (редактором журнала значился секретарь Екатерины Козицкий). Она также понимала важность общественного мнения и хотела с помощью журнала этим мнением мягко управлять. Екатерина чувствовала нарастающее недовольство многих образованных людей устройством русского общества, крепостным правом в первую очередь, казнокрадством, взяточничеством чиновников и т.д. и решила направить это недовольство в другое русло. Во «Всякой всячине» печатались статьи, в которых обращалось внимание читателей исключительно на нравственные недостатки людей. Екатерина сразу объявила, что все социальные пороки являются только следствиями пороков нравственных. Именно нравственные недостатки являются главными, а на социальные проблемы можно не обращать внимания. Да крепостных крестьян помещики иногда жестоко наказывают, избивают, но это не социальная проблема, а нравственная: помещики, избивающие крестьян, жестокосердны, поэтому в людях надо воспитывать милосердие: «О всещедрый боже! всели человеколюбие в сердце людей твоих!» (это цитата). Екатерина всё стремилась свести к проповеди добросердечия, мягкости, компромиссу, и всё. Екатерина хотела, чтобы в прессе было меньше негативного, обличительного, а больше позитивного, приятного, хорошего, чтобы больше писали не про недостатки, а про достоинства.
Однако со «Всякой всячиной» другие журналы посмели вступить в спор. Прежде всего это был самый яркий журнал 18 века «Трутень», редактором которого был самый талантливый, яркий журналист 18 века – Николай Иванович Новиков. Главной темой «Трутня» было обличение крепостного права, описание бедственного положения крепостных крестьян. На обложке журнала «Трутень» напечатан выразительный эпиграф «Они работают, а вы их труд ядите», который обращен к русским дворянам-помещикам. Новиков вступил в спор со «Всякой всячиной» по поводу сатиры. С его точки зрения, сатира должна быть жёсткой, должна касаться социальных проблем, а не только нравственных. Сатира должна обличать не просто абстрактные пороки, но их носителей, людей, помещиков, именно обличать пороки, а не просто проповедовать всеобщее добросердечие.
В ответ «Всякая всячина» обвинила Новикова в человеконенавистничестве, жестокосердии, что дескать, он не снисходителен к людским слабостям. То есть, мысль Екатерины была такая, поскольку человек вообще несовершенен, совершенства нет нигде в принципе, то и нечего кого-то ругать, критиковать, обличать. Новиков отвечал в том духе, что нельзя оставлять беззаконие, творящееся в стране, так как есть. Свои теоретические споры Новиков подкреплял многими конкретными фактами, изложенными в статьях журнала: Новиков придумал интересный журнальный приём – пародии на реальный документ: он печатал сатирические пародии на объявления:
«Недавно пожалованной воевода отъезжает в порученное ему место и для облегчения в пути продает свою совесть; желающие купить могут его сыскать в здешнем городе». Или пародийный медицинский рецепт: «Некий помещик болен мнением, что не считает крестьян людьми». Рецепт: «Два раза в день смотреть на скелеты крестьянский и господский с целью найти разницу». Кроме того, пародийные письма старосты к помещику, письма разорённого, многодетного мужика тому же помещику, приказы этого помещика старосте и т.д.
В споре Новиков победил, причем, журнал Новикова поддержали ещё два журнала «Смесь» и «Адская почта». «Всякая всячина» перестала отвечать на полемику, и вскоре закрылась, но затем прекратил свой существование и «Трутень», видимо, по настоятельному совету свыше. Но в следующем 1770 году Новиков начинает издавать журнал «Живописец», в которой он действует более осторожно. Часть материалов посвящена прославлению монархии, императрицы, но часть продолжала столь же острое обличение крепостного права. Видимо, давление власти продолжалось, и вскоре журнал прекратил печатать остро сатирические материалы. Окончательно «Живописец» закрылся в 1773 году.
Этот эпизод истории русской журналистики значим по многим причинам: он чётко выявил принципиальное несовпадение позиций власти и оппозиционной интеллигенции. Причём, власть впервые и единственный раз непосредственно вступила в спор с оппозицией, наивно надеясь утихомирить обличительный пыл оппозиции, оппозиция наивно надеялась повлиять на власть. Ни у власти, ни у оппозиции ничего не вышло. Так и ведётся до сих пор: оппозиция критикует, обличает, но ничего не меняется, во всяком случае не меняется так, как хочется оппозиции. После этого в прямой спор власть и оппозиция уже не вступали. При этом надо сказать, что Новиков и русская оппозиция 18 века заняла верную позицию: власть необходимо критиковать, на неё нужно оказывать давление, чтобы власть не чувствовала свою полную безнаказанность.
Н.М. Карамзин в журналистике
Известный русский писатель сыграл важную роль в становлении русской журналистики. В 1791 году он основал «Московский журнал», в котором материал впервые в России был распределён по постоянным разделам и рубрикам, переходящим из номера в номер. Журнал просуществовал год.
В 1802 году с участием Карамзина произошло также важное событие в истории русской журналистике. Стал выходить журнал «Вестник Европы», при этом впервые произошло разделение издателя и редактора. Издателем был некто И.Попов, деловой человек, и он пригласил редактором Карамзина и впервые назначил ему определённое жалованье за редакторскую работу, и причём, очень высокое жалованье. Карамзин проработал в журнале около двух лет, а потом получил должность придворного историка, начал писать «Историю государства российского» с жалованьем меньше, чем он получал в журнале.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
История “Русского журнала”. Часть 1 / Проблемное поле / Главная
От редакции. Полгода назад или больше Елена Пенская пригласила выступить на семинаре на факультете журналистики в НИУ-ВШЭ. И я – пользуясь этой встречей – спросил ее: «Лена, где же история «Русского журнала»? А вся история РЖ прошла на ее глазах. Между прочим, история проектов, начавшихся в 90-е и доживших по сих пор, задокументирована очень плохо. Например, «Полит.ру». Где его история? Или – где история «Фаланстера» или «О.Г.И»? А ведь это целые явления, существенно изменившие культурный климат Москвы. Ранний РЖ (1997-1999) запомнился всем нам как ошеломляющее культурное событие. Позже надо будет попробовать как-то передать – а в чем собственно была новизна, в чем заключалось событие его появления… Короче, я попросил Лену написать все, что она помнит. Неожиданно в ответ она написала гигантский мемуар о всей истории РЖ (1997-2011). Здесь публикуем только первую часть. Так сказать, «от Пушкина до Левкина». – AM
* * *
У Русского журнала на самом деле два дня рождения: один – по метрике официальный, 14 июля 1997 года. Другой - фактический . Сентябрь-октябрь 1998. Если всерьез, Русский журнал – дитя дефолта, ребенок, родства не помнящий – журнал «Пушкин». Но «Пушкин» тоже возник не в одночасье, а как-то дурил и морочил голову, пока – пусть и на короткий срок стал тем, чем он стал. Отцы-основатели – Глеб Павловский, Марат Гельман, Сергей Чернышев – не сразу нащупали верную дорогу и одно время всерьез обсуждали журнал «Идиот», со всей необходимой атрибутикой, автономной редакцией и главредом-идеологом Игорем Яркевичем, подконтрольным Марату Гельману . Уж и номер был собран. Но «идиотизма» показалось мало. Да и во взглядах не сошлись.
«Пушкин» на время устроил всех, правда, норовисто, но тихо сбрасывал очередного шеф-редактора. Теперь мало кто помнит зачинателей «Пушкина» - семейную пару «Игорь Захаров-Ирина Богат». Пушкинские «Пробы» с препринтами книг, уже тогда предназначавшихся для издательства «Захаров» (Соломон Волков о Бродском, что-то о Пугачевой и демистификация национального кумира Д.С.Лихачева) просуществовали пару недель. Затем пара исчезла, справедливо предпочтя синицу в кулаке – издательство, сомнительному журавлю в небе – журналу Павловского.
Следующим шеф-редактором оказался Тимур Кибиров. Тимур исправно являлся на работу две недели подряд, в ожидании встречи с руководством и объяснения поставленных задач, перечитывал небогатый «портфель», вежливо курил во дворе. Но однажды, никому не сказав ни слова, он вышел и не вернулся, оставив в редакции тапочки как уютную память.
Леонид Ионин, к тому времени блистательно переведший культовую книгу Канетти «Массы и власть», готовил тайные записки - журнал «Непушкин». От них остался замечательный текст «Подсчет крокодилов в Африке».
Через два-три месяца после запуска журнала «Пушкин» осенью 1997 «Русский журнал» возник как его сетевой близнец. Колдовали над ним одаренные выпускники истфака и философского факультета МГУ – Митя Иванов (ныне составляет ядро топ-менеджмента в Яндексе), Марина Литвинович, политтехнолог, шеф-редактор, генеральный директор проекта Страна.ру (сентябрь 2000–июль 2002). Этот медийный опыт в инете она описала в недавнем интервью: «Глеб Павловский предложил сделать первый журнал в интернете, и команда из пяти человек создала «Русский журнал». Я уже не помню, кем я официально там числилась. Вышел он в середине 1997-го. Мы придумали его практически интуитивно, тогда ничего не понимая про интернет. Нам не на что было даже смотреть: на тот момент я пользовалась только электронной почтой и смотрела два–три имевшихся на этот момент сайта в рунете. Поэтому и первая версия «Русского Журнала» получилась очень похожей на бумажный журнал: с обложкой, номерами журнала и «выходом номера» – одномоментным выкладыванием текстов на сайт. Мы даже не сразу додумались, что журнал в интернете можно обновлять в любой момент». Илья Овчинников, позднее (с 2006) музыкальный критик газеты «Газета», - тонкий стилист и бессменный выпускающий редактор РЖ с десятилетним стажем, помнил и безошибочно ориентировался в сложном устройстве архива, растущего не по дням, а по часам, сохраняя классическую культуру и обучая нас специфике сетевых публикаций. Ежедневное обновление РЖ долгое время лежало на нем; Илья в любых революционных и кризисных обстоятельствах отвечал за то, чтобы пульс РЖ бился ровно. Тогда на рубеже 1997-98 гг. появилась Галя Скрябина, деятельный и инициативный ответсек, наводивший порядок в безалаберной журнальной жизни, она создавала атмосферу легкого здорового флирта, столь животворную для редакции. Потом в 2002 Галя рассталась с РЖ, перенеся в «Отечественные записки» и другие проекты свой РЖ-шный опыт.
Поначалу в Русском журнале и «Пушкине» работали две разные небольшие группы. Пенская, Алексей Мокроусов, привлекший Игоря Шевелева, Сергея Земляного, Валерия Подорогу, Елену Ознобкину, Елену Петровскую. Такой состав продержался месяц-два. Алексей и его команда покинули журнал «Пушкин», но позже Алексей Мокроусов вернулся в качестве редактора отдела «Культура» в РЖ и проработал с конца 2006 до конца 2009 года.
В 1997 появился в пушкинской редакции совсем молодой, подающий большие надежды, Ваня Давыдов, выпускник философского. Он схватывал непростые объяснения главного редактора, умудрялся как-то усваивать и переводить на понятный язык косноязычные интерпретации заместителей и в результате приносил живые отчеты о своих прогулках по книжным прилавкам. Забавные картинки университетского закулисья в его первых очерках тоже выдавали недюжинный журналистский талант, расцветший на наших глазах. Умный и злой Ваня Давыдов, мастер острой зарисовки, умел захватывающе описать суть дела, мимоходом двумя-тремя штрихами дать точный портрет, срез реальности. Среди множества полезных вещей, быстро введенных Ваней в обиход РЖ, надо отметить твердую рецензионную практику в разделе «Книги», поставленном Ваней благодаря изюминкам – спецдеталям в меню - «Книгой на завтра», «Книгой на вчера». (с сентября 1998 по февраль 2000 года - он редактор рубрики "Круг чтения" в РЖ, затем - ведущий колонки "Интерпол" там же). Кроме того, непревзойденный, давыдовский дар интервьюера тоже раскрылся в РЖ. Иван умел разговорить Павловского, и по особым случаям, а также регулярно под Новый год для капитальной итоговой беседы мы подпускали Давыдова к главному редактору. Получалось интересно. В 2000 он ушел, оставив в журнальных заложниках своего приятеля и сокурсника Дениса Бычихина, редактора раздела «Сумерки просвещения». К образовательным сюжетам Бычихин был равнодушен, писал беспредметные тексты, смешные до колик, за это его любили и прощали безалаберность. А Ваня с тех пор хорошо востребован во многих амбициозных затеях и как матерый журналист, и как политаналитик, и как продюсер дерзких сетевых и несетевых проектов. Послужной список Давыдова не беден: с февраля 2000 года по 2002 - руководитель исследовательского отдела Интернет-департамента в ФЭПе, с августа по ноябрь 2002 года - заведующий отделом "Общество" еженедельной газеты "Консерватор", он вернулся в РЖ в 2005 и целый год вел проект «Русские ночи» - «физиологические» репортажи о «культовых местах» и завсегдатаях столичной, реже немосковской политусковки.
С 2010 – в гельмановской газете «Соль». Отрадно видеть, что во всех деловых похождениях среди прочего Ваня сохранил свои интервьюерские таланты. Колоритная беседа с Павловским про политпузыри в мае 2011 – одно из самых верных тому подтверждений.
Незабываемая прелесть тех лет заключалась в том, что многое создавалось вслепую, интуитивно – искали, отказывались, меняли. Почти наощупь пробовали новый язык для внутриредакционного делового общения – непревзойденным мастером и учителем которого был уже в ту пору Митя Иванов, от природы правильный устроитель, быстро постигший правила поведения в сети и законы интернет-проектов. В начале 1998 года Вячеслав Леонидович Глазычев принял вахту первого исполнительного редактора, одним своим присутствием внося спокойствие, надежность культурного опыта, здоровую академичность и интеллектуальный аристократизм в происходящее. Ответственность за контент лежала на «Пушкине», а «Русский журнал» не имея до поры до времени собственного, републиковал выборочно пушкинские материалы в своих рубриках, не совпадавших с пушкинскими разделами. Особенно насыщенной оказалась универсальная часть под названием «Травмпункт», чему логически соответствовала любая статья. Недовольство руководства, однако, вызывала недостаточная сетевизна бумаги и несамостоятельность РЖ, который по замыслу авторов проекта должен быть главнее и первичнее своего бумажного старшего брата. Вячеслав Глазычев знал, как упрочить связку, пошагово выстроив ежедневную таблицу обновления так, что сеть и бумага составляли единое целое, интересную пару, работающий тандем, взаимно подсвечивая друг друга и усиливая содержание. Но для соблюдения графика необходима была умственная дисциплина и четкое планирование. В.Л. Глазычев придумал и охотно курировал рубрику РЖ «История современности», где собирался всевозможный жанровый неформат - документы, очерки, мемуары, эпистолярия, и пространные рассуждения. Вся эта мозаика – нехитрые свидетельства текущего времени, идеальным воплощением которой служили Знгельрадтовские «Записки из деревни» - одна из любимых книг Вячеслава Леонидовича.
Вкус к сети у несетевых людей пробуждался постепенно, но пушкинская сетевизна создавалась отчасти насильственно и умышленно навязывалась: так в 1998 году появилась специальная вкладка – «журнал в журнале» - NET – Kультура, затем в перекочевавшая в РЖ и к 2002 году совершенно растворившаяся там в обозрениях сетевой жизни. Таким интернет-хозяйством заведовал Евгений Горный (он же Мирза Бабаев) — писатель, журналист, философ, до прихода в РЖ редактор легендарного Zhurnal.ru и основатель Net-культуры в Русском журнале, а потом директор Русской виртуальной библиотеки, координатор проекта «Сетевая словесность», автор Летописи русского Интернета и множества других работ, последнее время авторитетно представленный как международный эксперт, исследователь блогосферы.
1998 год – роковой, рубежный для Русского журнала/Пушкина. Как раз весной того года журнал «Пушкин» перешел от ежемесячного глянца к газетному двухнедельнику, и команда из трех (Глазычев, Пенская, Восковская) во главе с главредом (Павловским), все отчетливей понимала, в какую ловушку загнала себя: режим подготовки номера с многократной тотальной переверсткой содержания становился кошмаром, траты росли и финансовая петля затягивалась все туже.
К дефолту успели выпустить 11 пушкинских номеров – 7 журнальных, 4 газетных.
Лучшие люди Рунета сотрудничали в ту пору с РЖ. А среди них, может, просто один из самых лучших - Роман Лейбов, «первопроходец», «пионер». С 5 января 1998 г. по 8 мая 2000 г.Роман Лейбов, уже в ту пору почти доктор филологии (защитил диссертацию в Тарту в 2000 г.) вел в Русском Журнале еженедельное обозрение "Бессрочная ссылка". 113 выпусков. В своем предуведомлении Роман объяснял смысл таких еженедельных авторских наблюдений: «Мои заметки исходят из … презумпции, согласно которой интернет - это просто то, что со мной (и с Вами, и с кем угодно) происходит, когда мы запускаем определенные программы на своем компьютере. Не то, что делают при этом электроны и кремниевые штуковины, а то, что делаем мы. Интернет в этом смысле будет занимать большое место в "Бессрочной ссылке", особенно в разделах "Место" и "Закладки". Субъективность такого подхода к делу очевидна и позволяет мне перемежать рассуждения о разных паутинных местах рассуждениями другого рода, скорее дилетантскими, но имеющими некоторое отношение к моим профессиональным занятиям (разделы "Слова" и "Глупости"). Раздел "Выписки" продолжит традицию, в Сети заданную Иваном Паравозовым, а вне Сети - восходящую у нас, кажется, к Розанову и сейчас блестяще продолжаемую некоторыми моими старшими коллегами». В РЖ вел и Net-культуру, и колонку «Понедельник». Почти 10 лет до 2007 года. А вообще и до РЖ, и параллельно, и после много придумал удивительного. Например, первую виртуальную личность пенсионера Мая Ивановича Мухина. Личным секретарем которого он себя назначил, и в 2001 году сделал первую запись в русском ЖЖ, назвав дневник «лытдыбром» - словом, которое получалось в латинской транслитератции, если не переключить клавиатуру. По мнению Евгения Горного, стиль сочинений М. И. Мухина -Лейбова оказал значительное влияние на плеяду русских сетевых обозревателей и публицистов. Подражать нельзя, а продолжать можно. Если всерьез, то без Лейбова РЖ – давно не РЖ. А мы и не заметили.
Первые четыре-пять лет РЖ как-то стихийно, но мощно вел свою игру, хаотично выстраивая партии, контрапункты. В результате сам собой сложился ансамбль «фигур-кульминаций», авторские проекты которых, даже после их завершения еще долго держали РЖ на плаву.
К таким кульминациям, бесспорно, относитсяАндрей Левкин, с 1998 автор в разделе «NET-культура», а потом редактор рубрики «Политика», которую оставил в 1999, а уже в рамках политических контрактов ФЭП с администрацией президента и с другими заказчиками, возникли информационные проекты: «СМИ.ру» делал Андрей Левкин до 2000 года. С ноября 2006 по август 2008 года в РЖ Андрей вел самостоятельную рубрику «Новые описания», симметрично перекликаясь «Русскими ночами» Ивана Давыдова, да и с наблюдательной «Бессрочной ссылкой» Романа Лейбова, - тоже по замыслу - вроде «вкладки», «журнал в журнале» со своими автономными границами и периодичностью. Идея и «описание описаний» на деле получились интереснее воплощения. Ключом к проекту Андрей считал «вещи-предметы-явления» самой что ни есть бытовой массовой реальности; метод; обживаемая межрубричная территория, заполняемая нескучными текстами-комментариями: между отраслями знаний (или - между журнальными рубриками) действительно есть территория, где действует промежуточный - между профессиональным и бытовым - тип сознания. Различные формы интеллектуальной деятельности этим сознанием и склеиваются, но результаты его деятельности обычно не фиксируются, - вот потому, что они какие-то промежуточные». Ближайший аналог, по Левкину, Тартуские Труды по знаковым системам, где тоже предлагались описания только в другом временном режиме Past Perfect, а потом становились достоянием среды, более-менее широкого круга, интеллектуального клуба, и по мере надобности примерялись к другой реальности. «Новые описания» продолжали традицию, только «знаковые системы» сменились «знакомыми». Одной буквы хватило, чтобы подключить методологию к бытовым вариантам и описывать текучку, масскульт и пр.,… чтобы обживать даже самые неисторические истории. Это такие полевые исследования… по выбираемым темам. Темник, составленный Левкиным, но так во многом и не воплощенный в статьи, наверное, остался самым «вкусным» в этом проекте. И все-таки, что же это было? Разгребание мифов и создание новой мифологии, неоднозначное медийное комментирование и “дописывание” реальности — все это и есть “новое описание”.
(продолжение следует)
www.russ.ru


