Правила ведения и хранения трудовых книжек в 2017 в РФ. Правила ведения журнала трудовых книжек
Правила ведения трудовых книжек в РФ (2016)
Трудовая книжка способна рассказать работодателю о положительных и отрицательных сторонах нового сотрудника. В ней фиксируются все причины увольнения, общий стаж и стаж на конкретной должности или месте работы.
Для сотрудника наличие трудовой подтверждает опыт работы, карьерный рост и возможные награждения, сделанные предыдущим работодателем. Трудовая книжка — это первый документ, на основании которой при наступлении определенных условий или возраста вам будет начисляться пенсия.
Какими нормативными актами регламентируется правила ведения и хранения трудовых книжек? Какая информация в ней указывается? Ответы на эти и другие вопросы дадим в статье.
Условия и требования закона
Каждый официальный документ, который имеет действие, должен быть подкреплен нормативными актами.
К ним относятся:
- Трудовой кодекс. Им регламентировано оформление трудовой книжки и другие трудовые отношения между сотрудником и работодателем. В Кодексе дается определение трудовой книжки, перечислены обязанности работодателя по хранению и заполнению.
- Кодекс об Административных Правонарушениях. Нормативный акт, который регулирует последствия при нарушении правовых норм касающихся трудовой книжки, установленных ТК РФ. Таким образом, оба документа представляют одно целое.
- Правительственное постановление «О трудовых книжках» содержит образец и форму трудового договора, вкладыша в трудовую книжку, правила заполнения и хранения.
- Постановление «Об утверждении инструкции по заполнению ТК». Инициатором документа является Минтруд. В документ четко определено с чего следует начинать заполнение, какую информацию вносить и как исправлять допущенные ошибки.
На сегодня работодатели имеют полное право принимать и заполнять трудовые книжки образца 1938, 1975 и 2003 годов.
Те, кто оформляется на работу с 1 января 2004г имеют право предоставить для заполнения ТК последнего образца. Книжки старого образца могут быть заменены на новые только при утере или оформлении дубликата.
Ознакомиться с основными документами можно тут:
Трудовой кодекс РФ
Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225
Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69
Статья 5.27 КоАП РФ
Правила ведения трудовых книжек
Ответственные лица
Согласно законодательству, работодатель должен создать все условия по ведению и хранению трудовых книжек.
Приказом назначается сотрудник отдела кадров или бухгалтер по ведению трудовых книжек. Трудовые договоры, оформление приказов на сотрудников и ведение трудовых книжек должны оформлять сотрудники отдела кадров. В небольших организациях такой отдел отсутствует, и их обязанности возлагаются на главного бухгалтера.
Уполномоченный сотрудник отвечает в полной мере за правильность оформления и ведение трудовых книжек.
Все трудовые документы должны храниться в специальном сейфе у директора, бухгалтера или в отделе кадров.
На усмотрение руководителя возможно хранение в другом месте, не доступном для остальных сотрудников.
Отметим, что составление приказа об ответственном за заполнение трудовых книжек лица обязательно.
При первой проверке работы организации, инспектор имеет полное право истребовать приказ.
В случае отсутствия документа, гос.инспектор имеет право наложить административный штраф. Размер варьируется от 5 до 50 МРОТ.
В приказе о назначении ответственного лица должно быть указано:
- фамилия, имя, отчество сотрудника;
- должность;
- текст приказа: «возложить ответственность по заполнению…»;
- дата составления;
- подпись сотрудника и руководителя организации.
Пример документа:
Пример приказа о назначении ответственного лицаКакие сведения вносятся и как оформляются?
При первом оформлении на работу каждый человек должен предоставить в кадровый отдел или бухгалтерию чистую трудовую книжку.
Заполнение должно происходить в присутствии работника. Согласно законодательству, это должно происходить до 7 дней с момента заключения трудового договора.
Сведения, которые должны быть внесены в документ:
- Личные данные сотрудника: фамилия, имя, отчество и дата рождения. Информация заносится на основании предоставленного паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
- Информация об образовании: высшее, среднее, средне-техническое. Информация заносится на основании диплома или аттестата об окончании образовательного учреждения.
- Информация о занимаемой должности: дата приема, название организации, куда принят сотрудник, должность, номер и дата приказа.
При переводе на другую должность, повышении квалификации, приеме или увольнении, награждении – все записи должны быть зафиксированы в трудовой книжке.
Каждая запись вносится не позднее 7 дней с момента издания приказа. При увольнении запись должна быть внесена в тот же день, а трудовая выдана на руки сотруднику.
При внесении новых данных в трудовую уполномоченное по заполнению лицо должно ознакомить сотрудника с информацией. Тот, в свою очередь, обязан расписаться в личной карточке.
Дополнительные сведения:
- сроки прохождения военной службы или внутренних дел – на основании военного билета;
- сроки обучения в целях повышения квалификации – на основании корочек, сертификата или иных документов подтверждающих обучение;
- восстановление непрерывного стажа работы, запись делается по последнему месту на основании соответствующего документа;
- о награждении гос.наградами, почетными грамотами и др.
Основания для записей
Записи в трудовую книжку должны вноситься только на основании приказа.
Личная информация о сотруднике вносится согласно предоставляемым им документам. Запись делается не позднее 7 суток с момента издания приказа или распоряжения.
Отметим, в отличии от приказа, где могут быть указаны основания перевода, изменение оклада в связи с переводом на другую должность, испытательный срок, в трудовой книжке полностью переписывать информацию нельзя.
Вы указываете только причину записи (прием на работу, перевод, увольнение), дату приказа.
На основании приказа в трудовую книжку вносятся:
- прием на работу;
- перевод на другую должность;
- присвоение новой квалификации, тарифной сетки или разряда;
- награждение, поощрение;
- увольнение.
Даты
Независимо, в какой графе указывается дата, все записи производятся арабскими цифрами. Месяц и число указывается – двузначным числом, год – четырезначным.
Например, перевод сотрудника на другую должность 14 марта 2018 года. Дата будет написана: «14.03.2015».
Цвета чернил
Для оформления трудовой книжки, записи разрешается делать шариковой, гелевой, перьевой ручкой. Цвета чернил могут быть синими, фиолетовыми или черными.
Язык
Согласно законодательству государственный язык РФ – русский. Соответственно все записи в трудовой книжки делаются на нем.
Исключением может быть второй язык, который применяется на территории субъектов РФ. Сначала делается запись на русском языке, а затем на языке республики.
Заметим, что такое возможно лишь при нахождении организации-работодателя на территории этой республики. Например, в Московской области занесение дополнительной записи будет не допустимо.
Недопустимость сокращений
Согласно законодательству, записи в трудовой книжке делаются максимально полно. Какое-либо сокращение слов запрещено.
Порядковые номера
Каждой записи в трудовой книжке присвоен свой порядковый номер. В первой строке будет сделана запись о приеме сотрудника на работу. Последующие данный вносятся по порядку под номерами 2, 3, 4 и т.д.
Нарушать нумерацию или начинать ее заново запрещено.
Сроки внесения
Как указывалось выше, каждая запись вносится в трудовую книжку на основании приказа. Она может быть занесена не позднее 7 суток с момента издания приказа или распоряжения.
Внесение изменений
Ошибки могут быть допущены при занесении личной информации сотрудника и сведений о трудовой деятельности.
Согласно законодательству, на титульном листе разрешается вносить изменения только в фамилии и в строке «образование». Неверная информация зачеркивается одной чертой и верная пишется над/под строкой. При этом на обложке изнутри указывается документ, на основании которого произведено исправление. Ставится дата, подпись сотрудника внесшего информацию и печать организации.
При обнаружении ошибок в информации, занесенной на предыдущих работах, их может исправить сотрудник на настоящем месте.
Пример внесения изменений в титул:
Исправления в трудовой деятельности:
- после неверной записи, ставится следующий номер;
- дата исправления;
- «запись за № недействительна»;
- заносится верная информация;
- приказ ставится, который был указан рядом с неверной записью.
Пример:
Пример внесения изменений в документОформление вкладышей
При частой смене работы или переводах количество свободных строк в трудовой книжке может закончиться.
В этом случае используется вкладыш. Его оформление аналогично трудовой. Отдельно его использовать невозможно.
В ТК обязательно указание наличие вкладыша.
Отметка о вкладыше:
Ознакомление сотрудников
Записи, которые заносятся в трудовую книжку, работодатель не имеет права скрывать от сотрудника.
По закону, он должен ознакомить сотрудника со всей информацией, вносимой в его документ.
После ознакомления, работник должен расписаться в полученной информации в личной карточке.
Особенности для ИП
В 2006 году, введен закон, который обязал Индивидуальных работодателей делать записи в трудовых книжках своих сотрудников. Уравниваются права ИП с юридическими лицами.
Таким образом, прочитав статью, у вас не должно возникнуть вопросов при заполнении трудовой книжки.
Следует помнить, что при оформлении новой трудовой книжки вся личная информация вносится на основании документов. Записи о работе заполняются только на основании приказов.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
kadriruem.ru
Правила заполнения трудовых книжек 2016-2017, ведения и хранения
Трудовая книжка — это отражение пути каждого работающего человека. Этот документ содержит всю его трудовую биографию: уровень полученного образования, квалификацию, профессиональный рост, отношение к трудовым обязанностям. Чтобы эти документы выполняли отведенную им роль, существуют строгие правила заполнения трудовых книжек 2016-2017.
Для чего существует трудовая книжка?
- Для фиксирования всех изменений в трудовой деятельности человека;
- для отражения данных о причинах увольнений и награждениях;
- для подтверждения трудового (при начислении пенсии) и страхового стажа (при начислении пособий по социальному страхованию).
И поэтому трудовая книжка требует ответственного отношения к себе как со стороны ее владельца, так и со стороны должностных лиц, обязанностью которых является оформление, ведение и хранение документа в соответствие с законодательством. Летопись российского персонального трудового документа в видео:
Законодательство о трудовых книжках
Нормы оформления трудовых книжек регламентированы законодательными актами:
1 Трудовой Кодекс РФ содержит понятие «трудовая книжка», описывает обязанности работодателя, связанные с хранением, ведением трудовых книжек, регулирует порядок их оформления. 2 В Кодексе об административных правонарушениях РФ описаны нормы, определяющие уровень ответственности работодателя за несоблюдение правил ведения, оформления, хранения трудовых документов. 3 Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках». Документ содержит образец трудового документа и вкладыша. Постановление также регламентирует нормы хранения и ведения персональных трудовых документов. 4 Министерством труда и соцразвития России 10.10.2003 принято Постановление № 69 «Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек». Документ содержит строгие нормы заполнения трудовых документов (книжек и вкладышей к ним) и алгоритм исправления допущенных ошибок. Как правильно составляется характеристика на работника, и кто на предприятии за это отвечает? Образцы готовых документов можно найти здесь: http://svoedelo-kak.ru/kadry/deloproizvodstvo/harakteristika.html.Каким работникам можно устанавливать ненормированный рабочий день, и как это правильно оформить, читайте в статье.
При подготовке к отчетности, передаче на проверку или для хранения требует сшить документацию организации. Как это сделать правильно, описано здесь.
Правила оформления
Основные требования к заполнению трудовых книжек представлены в таблице:
Порядковый номер | Собственный порядковый номер присваивается каждой записи | |
Даты | Записи всех дат делают только арабскими цифрами по следующему формату: ХХ — число, ХХ — месяц, ХХХХ — год | Например, при указании в документе даты 9 апреля 2017 года, запись должна выглядеть так: 09.04.2017 |
Цвет чернил | Записи вносятся при помощи перьевой, шариковой, гелевой авторучки с использованием световодостойких чернил, пасты, геля | Чернила должны быть фиолетового, черного либо синего цвета |
Сокращения | Сокращения в персональных трудовых документах использовать нельзя.Записи следует вносить аккуратно, корректно и полностью | |
Язык | Записи в персональных трудовых документах следует вести на русском языке | В республиках РФ в 2016-2017 по правилам заполнения трудовых книжек для внесения записей может быть использован язык республики, если он установлен официально |
Соответствие записи приказу | Нижеперечисленные сведения вносятся в персональные трудовые документы в строгом соответствии с приказами руководителя:
| Указываются номера и даты соответствующих приказов |
Сроки внесения | В трудовую книжку сотрудника, работающего более, чем пять дней в организации, уполномоченным лицом должны быть своевременно внесены все необходимы записи. Если человек только начинает свою трудовую деятельность, и трудовая книжка ему оформляется впервые, сделать это нужно не позднее, чем в течение семи дней с момента начала трудовых отношений. Сведения при увольнении работника вносятся непосредственно в день увольнения | При условии, что это для него основное место работы, и отношения оформлены по трудовому договору |
Состав сведений |
| |
Ознакомление работников организации с записями | 1. Сотрудники должны обязательно быть ознакомлены с внесенными в персональные трудовые книжки записями. После ознакомления с записями, сотрудник ставит подпись в личной карточке, где дублируются записи трудовой книжки 2. После того как отношения в рамках трудового договора завершены, записи, внесенные в ТК, заверяются. Далее ставится подпись руководителя, подпись сотрудника и печать организации 3. После заполнения титула сотрудник расписывается, тем самым подтверждая корректность внесённых сведений. Роспись ставится также на титуле вкладыша и дубликата |
Ответственные за ведение ТК
Работодатель ответственен за надлежащее ведение персональных трудовых книжек.
Руководитель организации внутренним приказом назначает уполномоченное лицо и делегирует ему обязанности, связанные с учетом, оформлением, ведением, хранением, выдачей персональных трудовых документов.
В случае ненадлежащего ведения ТК уполномоченное лицо, назначенное руководителем, привлекается к ответственности.
При проведении проверок приказы на назначение уполномоченного лица проверяются Гострудинспекцией.
Как должны храниться?
Для хранения трудовых документов сотрудников в организации отводится определенное место без доступа посторонних лиц. Чаще всего для этих целей используется железный шкаф, который закрывается на замок, или сейф, где размещаются в специальных лотках или ящиках ТК сотрудников.
Сведения о принятых, выданных трудовых книжках работников вносятся в Книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Это журнал оформляется, заполняется и ведется специалистом отдела кадров.
Невостребованные трудовые книжки | Не выданные работникам персональные трудовые документы хранятся в организации на протяжении семидесяти пяти лет |
Книга учёта | Данный документ хранят семьдесят пять лет |
Правила заполнения трудовых книжек 2016-2017
Оформление титульного листа
- Фамилия, имя, отчество работника вносится полностью согласно паспортным данным.Если сотрудник сменил фамилию за время работы, то уполномоченное лицо вносит необходимое исправление на основании паспорта или свидетельства, подтверждающего факт смены фамилии.
Следует перечеркнуть прежние данные одной чертой и вписать новые. На внутренней стороне обложки делается запись, указывающая на документ, который служит основанием для корректировки личных данных, ставится подпись, печать.
- Дата рождения – значение записывается так: число.месяц.год.
- Образование. Сотрудник предоставляет документ об образовании, к примеру, диплом, на основании которого специалист вносит сведения в персональный трудовой документ. При получении работником какого-либо дополнительного образования сведения дополняются без зачеркиваний.
- Специальность работника записывается в именительном падеже. Если работник занимает должность, требующую особых знаний, навыков и подготовки, то специалисту следует сделать отметку о наличии дополнительных документов, подтверждающих необходимую квалификацию.
- Дата заполнения. После принятия сотрудника в штат документ заполняется в пятидневный срок.
- Печать организации, подпись ответственного лица с обязательной расшифровкой, подпись владельца ТК.
Как правильно оформить титульный лист, смотрите в видео:
Запись при приёме на работу
- Сначала во второй графе записывается наименование предприятия в полном и сокращенном варианте или проставляется штамп организации.
- В первой графе ставится порядковый номер записи.
- Во второй графе фиксируется дата приёма сотрудника.
- В третьей графе записывается, что сотрудник «Принят/принята в «название отдела» на «наименование должности/профессии».
- В четвертую графу следует записать номер, дату приказа.
Перевод
Если работник переводится из внешней организации, то сведения о переводе вносятся в ТК так:
1. Сначала записываются сведения об увольнении с места, где сотрудник ранее трудился.2. Затем делается запись о приёме на новое место.
При внутреннем переводе сотрудника достаточно просто сделать запись о переводе на новое место работы следующим образом:
- поставьте номер записи в первой графе;
- во второй графе укажите дату перевода;
- в 3-й графе сделайте отметку о переводе;
- в четвертой графе укажите номер и точную дату приказа о переводе данного работника.
Увольнение
Запись об увольнении:
- в 1-й графе укажите номер записи;
- во 2-й графе — дату увольнения сотрудника;
- внесите запись об увольнении со ссылкой на статью ТК РФ в 3-ю графу;
- сделайте отметку о приказе об увольнении сотрудника в 4-й графе и укажите его дату и номер. Здесь же необходимо поставить печать и подпись уполномоченного лица;
- увольняемого сотрудника необходимо ознакомить с записью, что он удостоверяет своей подписью.
Последовательность операций при внесении отметок об устройстве на работу, переводе и увольнении по правилам заполнения трудовых книжек 2016-2017:
Если уволенный сотрудник не забрал по каким-либо причинам свою трудовую книжку, то работодатель уведомляет его о необходимости явиться для вручения ему трудового документа или дать согласие на пересылку документа по почте.
Совместительство
Оформление записей при работе по совместительству не является обязательным, но при желании сотрудника такая запись должна быть внесена. Для этого работнику следует подготовить копию трудового соглашения, заверенную директором компании, и заполнить заявление в свободной форме.
В документации предприятия не допустимы ошибки. Готовя приказ о назначении временно исполняющего обязанности, узнайте, как ВРИО писать правильно.Индивидуальный предприниматель (ИП) — это юридическое лицо или физическое? Разъясняем здесь.
Аутсорсинг – это использование организацией или предпринимателем чужой рабочей силы или техники в целях получения прибыли. Когда и как выгодно использовать аутсорсинг: http://svoedelo-kak.ru/kadry/personal/autsorsing.html.
Ведение трудовой книжки ИП
Кадровый учет осуществляется индивидуальными предпринимателями на общих основаниях. Кроме того, индивидуальный предприниматель может воспользоваться и более упрощенной схемой внесения записей.
Запись о приёме на работу к индивидуальному предпринимателю:
- Укажите полное наименование работодателя в третьей графе.
- В первой графе поставьте номер записи.
- Зафиксируйте дату приёма сотрудника в штат во второй графе.
- В третью графу запишите данные о приёме сотрудника, укажите его должность.
- Укажите номер, дату соответствующего приказа в четвертую графу.
Физические лица не имеют прав оформлять новые трудовые книжки или вносить какие-либо записи в уже существующие.
Ошибки
Если допущена ошибка, как ее можно исправить? Тут есть свои особенности. В зависимости от того, где сделана ошибка, исправления вносятся разными способами. Рассмотрим два случая.
- 1. Как внести исправления в сведениях о работе
- 2. Как внести исправления на титульном листеТК
- Запишите номер записи в 1-й графе.
- Запишите дату, на которую запись была признана некорректной, во 2-й графе.
- Сделайте отметку «Запись под №А недействительна» в 3-й графе.
- Снова поставьте дату для указания новой корректной записи во 2-й графе.
- Внесите новую запись в 3-ю графу.
- Укажите номер, дату документа, на основании которого данные были скорректированы, в четвертой графе.
Исправить ошибку, допущенную при заполнении титульного листа, несложно. Неверные сведения зачеркните одной чертой и запишите корректные сведения. Далее сделайте отметку о документе, подтверждающем, что новые данные верны.
О правилах внесения изменений в трудовую книжку рассказывает видео:
Копия трудовой книжки
Правильно заверенная копия трудовой книжки считается документом, подтверждающим трудовую занятость человека.
Как заверить копию?
Дубликат
Дубликат — это повторно оформленный экземпляр трудовой книжки, который имеет равную юридическую силу с оригиналом. Дубликат оформляется и ведется в 2016-2017 году в соответствии с правилами и нормами заполнения, установленными для трудовых книжек.
Как получить дубликат
Если работник потерял ТК, то ему следует обратиться на последнее место работы и уведомить об этом работодателя, написав заявление о потере в свободной форме.
Специалист отдела кадров подготовит и выдаст дубликат документа в пятнадцатидневный срок.
Сведения, содержащиеся в дубликате ТК
- Общий стаж работы до приёма в данную организацию. Стаж указывается суммарно.
- Сведения о деятельности работника в этой организации.
- Сведения о награждениях, поощрениях, полученных на последнем месте работы.
Дубликат может также быть выдан, если основной документ не пригоден к использованию, или, если есть судебное решение об его недействительности.
Вкладыш
Вкладыш в ТК заводится, когда в документе не остается места для внесения очередных записей.
Вкладыш считается законным продолжением документа и оформляется аналогично, однако вкладыш недействителен без ТК. Отметка о прикреплении вкладыша должна быть обязательно внесена в трудовую.
Как вшить вкладыш в трудовую книжку, и образец оформления вкладыша смотрите в видео:
Если работодатель ценит своих сотрудников, то учет и ведение их персональных трудовых документов организовано на соответствующем уровне. Уважение к своим сотрудникам — это основа процветания и успеха бизнеса.
Не нашли ответ?Получите бесплатную консультацию от наших юристов прямо сейчас:
+7 (499) 938-50-76Москва+7 (812) 425-68-06Санкт-Петербург
svoedelo-kak.ru
Правила ведения и хранения трудовых книжек и заполнения
Трудовая книжка – это персональный документ, фиксирующий данные о трудоустройстве человека и его взаимоотношениях с работодателями. При ведении требует соблюдения определенных правил, которые необходимо знать обеим сторонам, участвующим в процессе ее заполнения (работник и работодатель).
Что представляет собой трудовая книжка
Стаж каждого гражданина РФ, проработавшего на одном предприятии не менее 5 дней, фиксируется в данном документе. Заводится и оформляется он на первом месте трудовой деятельности человека. Хранится в отделе кадров или другом специальном отделе, на руки владельцу выдается только в случае увольнения. Является одним из важнейших источников подтверждения стажа.
Имеет установленный образец, все отклонения от которого являются признаками недействительности. Совпадает по размерам с паспортом, заключается в серую обложку. Внутри 44 пронумерованных страниц из специальной бумаги, содержащих аббревиатуру «ТК», которая наносится водяными знаками. Листы скрепляются швом, он исключает вероятность замены страниц. Подобные меры позволяют легко обнаружить поделку документа.
Необходимость в трудовой книжке
- Фактическое отображение трудовой деятельности. Все данные, которые заносятся в ТК, заверяются ответственным лицом, что гарантирует подлинность информации о гражданине, опыте его работы, сферы предыдущей деятельности.
- Информирование предполагаемого работодателя о взаимоотношениях работника с предыдущими руководителями. ТК содержит достоверные данные о фактическом стаже работы сотрудника, а также имеющихся достижениях и благодарностях. Причина, по которой работник был уволен, также является важным критерием отбора кадров. На основании такой информации работодатель может обоснованно принять человека или отказать ему в предоставлении вакансии.
- Реализация прав на пенсионное обеспечение в будущем. Трудовая книжка – основной документ, который фиксирует и подтверждает реальный стаж работы. Такая информация требуется для правильного подсчета пенсии.
Законодательные акты, регламентирующие нормы и правила ведения и заполнения ТК
Строгие правила оформления и хранения книжки устанавливаются и корректируются отдельными законодательными актами:
- Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Вводит стандартный порядок заполнения трудовой, обязует организацию ответственно и правильно оформлять и хранить документ.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Определяет меры наказания при несоблюдении общепринятых норм, которые касаются ТК.
- Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Инструкции по заполнению ТК». Устанавливает правила заполнения, изменения и исправления граф, полей, разделов документа.
- Постановление правительства РФ «О трудовых книжках». Утверждает окончательный порядок допустимых действий ведения, оформления, хранения ТК.
Правила ведения трудовых книжек
То, насколько верно заполняется документ, должен отслеживать не только ответственный представитель предприятия, но и сам владелец, подтверждающий все записи своей подписью.
- Даты. Проставляются арабскими цифрами, без буквенных дополнений. Все записи фиксируются фактическими датами, указанными в соответствующем приказе или постановлении.
- Цвета чернил. Возможно заполнение синей, фиолетовой или черной пастой. Допустимо использование перьевых, гелевых и шариковых ручек.
- Сокращения. Абсолютно все сокращения строго запрещены. Числа, названия приказов, личные данные и другие сведения прописываются полностью.
- Состав сведений. В ТК вносится личная информация – ФИО, дата рождения, образование, специальность или профессия, информация о военной службе, если она была. Все данные указываются в соответствии с подтверждающими документами (паспорт, диплом, подтверждающий образование). При смене личных данных старые сведения перечеркиваются одной линией, и вписывается новая информация. Сведения о повышении квалификации вписываются в соответствующую графу без исправлений предыдущих данных.
- Язык. Ведется на государственном языке РФ. Возможна дубликация записей в том случае, если в отдельном субъекте РФ официально установлен свой язык.
- Соответствие приказу. Каждая запись в ТК дополняется данными приказа или распоряжения работодателя (датой, номером) и должна строго ему соответствовать. Для этой отметки существует специальная графа.
- Сроки внесения. Все изменения вносятся работодателем не позже недельного срока, в случае увольнения – в этот же день.
- Порядковый номер. Каждая запись имеет свой номер, который проставляется в одноименной графе. Нумерация сведений и коррективов производится последовательно, друг за другом.
- Ознакомление сотрудников с записями. С любой записью, вносимой работодателем в ТК, должен быть ознакомлен работник. При этом дубликат записи вноситься в личную карточку сотрудника и подтверждается его подписью.
- Лица, ответственные за ведение документа. За ведение отвечают сотрудники, назначенные работодателем. В случае отсутствия официально уполномоченного лица или кадрового отдела, предприятию грозит юридическая или административная ответственность в виде штрафа или приостановления деятельности.
Правила хранения трудовых книжек: сроки
Условия хранения и учета отдельно прописаны законодательством. Организация должна вести книги учета трудовых и бланков. Нарушение данного постановления грозит наложением крупного штрафа на работодателя.
- Книга учета движения ТК. В книгу вносятся сведения о приеме сотрудника, его личные данные, указанные в ТК, должность, место работы, реквизиты документов, на основании которых работник был принят в организацию. Все листы прошиваются, нумеруются, подписываются работодателем. Срок ее хранения составляет 75 лет.
- Приходно-расходная книга учета бланков. Фиксирует все операции, связанные с бланками ТК (приобретение, расходы), их номера и серии, стоимость. Организация хранит ее в течение 5 лет, по истечении времени данные уничтожаются.
- Невостребованные ТК. Невостребованные работником или его родственниками ТК (в случае смерти сотрудника), должны храниться в организации 75 лет.
Ключевые моменты оформления ТК
Титульный лист
Содержит персональную информацию о работнике:
- ФИО, дата рождения (в соответствии с паспортными данными).
- Полные сведения, содержащие информацию по образованию (допустимо дальнейшие дополнение пункта).
- Специальность или профессия (не прописываются вместе).
- Фиксируется датой заполнения и подписью работодателя и сотрудника.
Сведения о приеме на работу:
- Проставляется порядковый номер записи.
- Прописывается полное название предприятия, учреждения или другого объекта трудоустройства.
- Указывается отдел, в который работает сотрудник, его должность, профессия.
- Вносится наименование и дата документа (приказ, постановление), по которому принят работник.
Записи о переводах:
- В случае, когда перевод производится внутри предприятия, указывается причина перевода и новое место работы.
- Если речь идет о переводе в другую организацию, обозначается инициатор действия, согласованность сторон.
- Во время приема на новое место работы указывается факт перевода.
Увольнение:
- При увольнении сотрудника указывается реальная причина (несоблюдение обязанностей, по собственному желанию, в связи с переводом и другие).
- Работодатель должен дополнить данные статьей, соответствующей ТК РФ, по которой осуществляется увольнение.
- Все записи подтверждаются печатью предприятия, подписями ответственных лиц и самого сотрудника.
Совместительство: ТК ведется в основном месте работы. По просьбе работника указываются данные о совместительстве, с условием предоставления документов, подтверждающих этот факт.
Как правильно заверить копию
- Каждая страница заверяется уполномоченным сотрудником и помечается записью о том, что копия верна.
- В ксерокопии указывается дата и должность работника на момент создания.
- Печать работодателя проставляется на каждой странице копии книжки, в том числе и на записи «копия верна».
1. Дубликат
Оформляется так же, как трудовая книжка. В нее заносятся только подтвержденные факты трудового стажа и различные сведения с последнего места работы. Выдается по требованию работника в течение 3 дней.
Информация, содержащаяся в дубликате
- Общий трудовой стаж.
- Информация о поощрении на последнем месте работы.
- В случае подтверждающих документов, вносятся данные о предыдущих местах, периодах работы, должности, профессии, квалификации.
- Номера и даты подтверждающих документов.
Основания для выдачи дубликата:
- Утеря ТК. В этом случае копия после подачи письменной просьбы о восстановлении документа на последнем месте занятости.
- Ненадлежащий вид. Если книжка порванная, промокшая, подгоревшая, испачканная, или имеет другие дефекты, ее владелец вправе обратиться к работодателю за получением дубликата.
- Неверные записи. В такой ситуации работнику выдается дубликат, содержащий все сведения из трудовой книжки, кроме недействительных данных, которые не прописываются.
2. Вкладыши
Вставляются в документ тогда, когда не хватает листов для заполнения. Считаются действительными в сопровождении основного документа, фиксирующего наличие вкладышей.
3. Ошибки
Перечеркивания, помарки, использование корректоров недопустимы:
- Для исправления неверной записи вносится изменение, которому присваивается следующий порядковый номер.
- Исправления вносятся работодателем, которым допущена ошибка. Остальные работодатели обладают подобным правом только при наличии заверенных документов, подтверждающих ошибку (архивные справки, копии трудового договора).
Алгоритм внесения записей об ошибках:
- В первой графе проставляется правильная запись.
- Во второй – дата исправления.
- В следующей графе указывается, какая именно запись исправлена и считается ошибочной.
- В четвертой графе обозначается дата и номер приказа, по которому были внесены изменения.
Нюансы заполнения трудовой книжки ИП
По закону, индивидуальный предприниматель является работодателем, то есть он обязан вести трудовые своих работников в соответствии с установленными нормами. Оформлять книжку на самого себя предпринимателям запрещено. До тех пор, пока гражданин числится ИП, ему начисляется трудовой стаж.
В случае если ИП устраивается на работу, его трудовая книжка заполняется в соответствии с общепринятыми правилами.
Нюансы заполнения ТК, если работодатель – физическое лицо
Для граждан, работающих на работодателя, представляющего физическое лицо, существуют свои особенности ведения документа:
- Трудовая книжка не хранится в отделе кадров предприятия, а остается у владельца на руках.
- Все договоры, на основании которых вносятся изменения (прием на работу, увольнение), регистрируются в службе занятости.
- Все записи подтверждаются подписью и печатью не только работодателя, но и представителя государственной службы занятости, наделенного соответствующими полномочиями.
Владелец книжки должен знать, как правильно ведется, хранится и содержится этот документ. Подобные знания гарантируют отсутствие дальнейших проблем, связанных с ТК, при устройстве на новое место работы и получении пенсии.
homeurist.com
Журнал ведения трудовых книжек образец - Трудовые правоотношения - Документы
Правила заполнения трудовых книжек
Содержание
ТК - по закону это (ст.66 ТК РФ), персональный документ, отражающий качество работы и информацию о работе человека, а также его профессиональный стаж. Книжку создает первый официальный работодатель. За правильное ведение трудовой книжки отвечает наниматель. Ведение трудовых документов для компании или частного предпринимателя является обязательным, только молодые специалисты без какого-либо опыта работы вообще могут быть приняты без трудовой книжки, а также люди, которые трудятся по совместительству.
Зачем нужна трудовая книжка, ее приобретение и оформление
В обороте существуют типы документов от 2004, 2003, 1973, 1938 годов. Все данные образцы действительны и в замене не нуждаются.
Функции, выполняемые трудовой книжкой, следующие:
Работодатель должен предоставить сотруднику трудовую книжку, если он нанимается впервые после окончания ВУЗа или иного учебного заведения. Работник должен обратиться в отдел кадров с просьбой завести ему трудовую книжку в письменном виде. При оформлении трудовой книжки молодой специалист должен присутствовать лично, а оформить ее обязаны в первые пять дней работы сотрудника. Плата за создание ТК взимается с работника (п.47 правил оформления), но не всегда:
Во всех этих случаях расходы на чистый бланк трудовой книжки берет на себя работодатель.
Иногда возникает ситуация, что у нанимаемого работника есть опыт работы, но трудовая книжка потеряна или отсутствует по какой-то другой причине. Сотруднику отделом кадров предприятия оформляется новая ТК, в которую вписывается:
Приобретение чистых трудовых книжек - исключительно задача нанимателя, они покупаются в зависимости от количества нанимаемых лиц, которые устраиваются в компанию с отсутствующей книжкой. Бланки ТК может продавать только официальный продавец («ГОЗНАК»), закупка трудовых у иных лиц не предусмотрено трудовым кодекса и является его нарушением, за которое работодатель понесет ответственность ( 5.27 КоАП).
В этой статье мы рассказываем про бухгалтерскую отчетность малого предприятия.
Учет трудовых документов
Обязательства за правильное сохранение трудовых документов полностью ложатся на плечи нанимателя - это регулируется в законе (VI раздел правил Правительства РФ от 2003 года). В современной практике существуют два документа, предназначенные для контроля за трудовыми книжками:
Страницы в вышеуказанных документах имеют порядковый номер, прошнурованы, имеют пломбу, печать и подпись руководителя организации. Подробно о ведении данных документов можно узнать в пункте 41 правил Правительства РФ от 2003 года №225.
Ведение и хранение трудовых книжек работников
Чтобы назначить лицо, под ответственностью которого будет оформление и ведение трудовых книжек, личных карточек сотрудников, руководитель компании пишет приказ в свободной форме - это узаконено в п. 45 правил Правительства РФ от 2003 года №225. На большом предприятии оформляет трудовые обычно в отделе кадров, если же отдел кадров в компании отсутствует, то трудовые книжки и прочие документы могут быть под ответственностью бухгалтерии, отдела делопроизводства, секретариата.
Чтобы изменить подчиненного, ответственного за ведение трудовых книжек, следует заключить соглашение приема-передачи. В соглашение вписываются личные данные собственников книжек, количество передаваемых документов. Без подписей сдавшего и принявшего дела, акт считается недействительным.
Хранить трудовые книжки важно в месте, недоступном для третьих лиц. Чаще всего трудовые документы хранят в запирающемся шкафу или сейфе, если правила хранения нарушены, т.е. документы могут быть подвержены порче в месте хранения, на предприятие могут быть наложены штрафные санкции. Срок хранения трудовых книжек - до увольнения работника. Срок хранения трудовых документов регламентируется перечнем типовых документов (п. 664, 686 и 695 Перечня):
Инструкция по ведению трудовых книжек
Заполнение новой (пустой) трудовой книжки:
- Записи производятся только при помощи шариковойгелевойперьевой авторучки чёрногосинегофиолетового цвета.
- Все записи делаются на основании приказа, в трудовую вносится его номер.
- Все записи производятся без сокращений и имеют свой номер в пределах раздела.
- Использование римских цифр неприемлемо, все даты вписываются арабскими числами.
Заполнение титульного листа трудовой книжки (проверка правильности заполненного)
Сведения о приеме на работу (проверяем правильность заполненного)
Внимание! Перед записью важно поставить печать предприятия и дублировать прописью его реквизиты.
Во время увольнения во второй строке записывается дата (последний рабочий день работника), в третьей - повод расторжения рабочих отношений и отсылка к соответствующей статье ТК.
Работа по совместительству и трудовая книжка
Информации о трудовой деятельности по совместительству может быть занесена в ТК в отделе кадров основной компании-нанимателя. Запись о совместительстве не обязательна по закону и производится лишь по личной инициативе владельца документа (ст.66 ТК). Гражданину необходимо предоставить прошение в письменном виде с желанием сделать запись в ТК в кадровую службу основной компании-нанимателя, а также приложить заверенную копию трудового соглашения с росписью директора из компании, где трудится в качестве совместителя.
Если поменялись данные собственника ТК
Личная информация в ТК подлежат корректировке, если у работника изменилась анкетная информация. Как происходит смена фамилии в трудовой книжке? Данные, которые изменились, вносятся в ТК при подтверждении соответствующими документами. Если сотрудница изменила фамилию в связи с замужеством, то подтверждающим документом должно выступить свидетельство о браке. Корректировка информации выполняется путем зачеркивания старой информации и вписывании новой. С внутренней стороны обложки ставится печать и подписывается руководитель отдела кадров.
Как правильно заверить трудовую книжку?
Кадровая служба компании может заверить копию трудового документа. Для этого требуется сделать копии всех, содержащих записи страниц. По месту работы на них поставят печать, текущую дату и надпись: «Копия верна». Также свою подпись поставит ответственное лицо организации и отметит на копии, что вы работает в компании в настоящее время. Заверенную таким образом копию принимают любые организации, как подтверждение постоянного места работы.
Работа без трудовой книжки, неправильные записи
Если сотрудник работает без трудовой книжки и с ним не заключен трудовой договор, то он не устроен официально. Большое количество нанимателей действуют, пренебрегая законодательством и выдавая заработную плату «в конверте», это позволяют им существенно экономить на налоговых отчислениях. За такую «экономию» работодатель может быть арестован Федеральной налоговой службой с целью проведения проверки и наложения санкций вплоть до уголовного наказания.
Если наниматель несвоевременно исправляет неправильные записи в трудовой, то он должен возместить работнику ущерб, который равняется периоду, в течение которого сотрудник не мог вести трудовую деятельность.
Книга учета трудовых книжек
Книга учета трудовых книжек предназначена отслеживания движения трудовых книжек сотрудников. Назначение любого регистрационного журнала или книги в систематизации информации, книга учета позволяет в нужный момент найти необходимый документ в кратчайшие сроки. В данной статье предлагаем скачать образец журнала учета трудовых книжек работников по ссылке в конце статьи.
Трудовые книжки предъявляются работниками при трудоустройстве на работу. Кадровый работник делает запись в трудовой книжке о приеме на работу и регистрирует ее в книге учета.
Форма журнала учета трудовых книжек утверждена Минтрудом России и к ее заполнению предъявляются определенные требования.
Скачать другие регистрационные журналы и книги: для регистрации командировочных удостоверений – скачать. для регистрации приказов – скачать образец. для платежных ведомостей – скачать .
Образец оформления книги учета трудовых книжек
Книга представляет собой таблицу, в которую вносятся сведения обо всех трудовых книжках персонала. Первая запись в журнал делается при приеме нового сотрудника.
Бланк журнала учета включает следующие графы:
Образец журнала можно скачать по ссылке ниже.
Скачать образец книги учета трудовых книжек – ссылка .
Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей
Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним - это книга, в которой регистрируются (учитываются) принятые от работников при поступлении на работу и выданные сотрудникам трудовые книжки и вкладыши. Вести эту Книгу обязаны и работодатели-организации, и работодатели–индивидуальные предприниматели.
Срок хранения заполненной книги установлен п. в ст. 695 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с указанием сроков хранения (утвержден Министерством культуры Российской Федерации 25.08.2010г.) и составляет 75 лет .
В книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них вносятся: трудовые книжки, переданные в кадровую службу работниками при оформлении приема на работу книжки, впервые оформленные работникам в данной организации, а также вкладыши в трудовые книжки, выданные работникам в период работы в данной организации. При получении от работника трудовой книжки с вкладышем, оформленным в другой организации, регистрации подлежит только книжка (т. е. вкладыш отдельной строкой в книгу учета не вносится).
Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них должна отвечать определенным требованиям .
Всем этим требованиям отвечает Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним от компании Кадры в порядке.
Вид основного раздела книги учета:
Правильное ведение книги учета движения трудовых книжек сотрудников
Содержание статьи
В организацию кадрового делопроизводства компании входит составление обязательных документов. Грамотный делопроизводитель должен иметь всю необходимую документацию и уметь делать в ней соответствующие записи правильно. В частности, ему необходимо знать правила ведения книги учета движения трудовых книжек сотрудников.
Книга учета представляет собой журнал, в котором регистрируются по специальной форме следующие данные: создание, отправление или получение трудовых книжек сотрудниками организации. Книга хранится 75 лет в соответствии со статьей 695 Перечня типовых управленческих архивных документов, утвержденного 25 августа 2010 г.
Форму книги, состоящую из 13 граф, установило постановление Минтруда Российской Федерации в 2003 г. Способ заполнения книги отличается от заполнения других регистрационных книг, которые ведутся и соответственно заполняются в течение одного календарного года. Данную книгу допустимо вести в течение нескольких лет подряд, пока не будут полностью использованы все ее страницы.
Правила заполнения книги учета движения трудовых книжек
Выполнение регистрационных записей в документе предполагает, что кадровик хорошо знает правила заполнения этой книги.
В данную книгу записывают:
Первая графа книги предназначается для вписывания регистрационных номеров книжек и вкладышей.
Во вторую, третью и четвертую графы записывается точная дата приема сотрудника на работу, дата заполнения трудовой и ее вкладыша.
Эти две даты редко совпадают, поскольку:
При обнаружении факта несовпадения даты, когда сотрудника взяли на работу, и произведения записи в его трудовую книжку или вкладыша к ней, делопроизводителем в книгу учета вносится дата приема на работу.
В пятой графе указывается фамилия сотрудника, которому принадлежит трудовая книжка, имя и отчество полностью.
При предъявлении сотрудником трудовой книжки образца 1938 года вы увидите, что серия и номер в них отсутствуют. В данной ситуации в шестой графе следует поставить прочерк.
Когда книжка оформляется на сотрудника в первый раз, то ее бланк получается в бухгалтерии и обязательно регистрируется в приходно-расходной книге, где ведется учет таких бланков. При регистрации указываются серия и номер бланка.
В седьмой графе делопроизводитель должен записать должность (профессию и специальность) сотрудника. В восьмой графе отражается наименование структурного отделения компании. Если у организации сложная структура, то нужно также указать и вышестоящий отдел.
В девятой графе отражается дата и номер распоряжения или приказа, на основании которого сотрудника приняли на работу.
В десятой графе ставит свою подпись специалист отдела кадров, который принимал у сотрудника трудовую книжку или оформлял ее впервые.
Когда регистрируется вкладыш в трудовую книжку, то в десятой графе обязательно ставит свою подпись кадровик, который проводил регистрацию.
В содержании одиннадцатой графы отражается сумма в рублях, которую заплатил сотрудник за бланк для трудовой книжки или ее вкладыша. Данную графу следует заполнять только при регистрации трудовой книжки впервые устроившегося на работу сотрудника или при выдаче вкладыша к трудовой книжке, произведенного в данной организации. В остальных случаях в данной графе ставится прочерк. Это означает, что деньги с сотрудника не взимались.
Когда сотрудник из данной компании увольняется, то заполняются оставшиеся незаполненными двенадцатая и тринадцатая графы. В двенадцатой графе сотрудник сам ставит дату, когда ему выдавалась трудовая книжка (или дату последнего рабочего дня), в тринадцатой графе он расписывается в том, что он получил трудовую книжку.
Когда сотрудник отсутствует в день своего увольнения, тогда работодателем отправляется ему уведомление о том, что ему необходимо забрать трудовую книжку. Сотрудник также может согласиться на то, чтобы ее отправили почтой.
Если трудовая книжка отправляется по почте, то тогда в последних двух графах должна найти отражение следующая информация:
Кроме того, возможно указание номеров почтовых квитанций, подшитых в дело в кадровой службе, где также находятся копии отправленного сотруднику уведомления или сопроводительного письма.
Ведение книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них предполагает, что при увольнении сотруднику необходимо расписаться и за трудовую книжку, и за вкладыш, если он есть.
Требования, предъявляемые к книге учета
Книга должна быть переплетена в твердой обложке. Ее страницы должны быть прошиты нитками.
Все страницы книги следует пронумеровать до того момента, когда вы начнете ее заполнять. Книгу обязательно нужно прошнуровать, а концы шнура следует приклеить с листом бумаги небольшого размера с внутренней стороны обложки.
Книгу должны опломбировать или опечатать сургучной печатью. Следует правильно расположить сургучную печать: требуется, чтобы она захватывала часть листа, выглядывающие из-под листа концы шнура и часть обложки. Когда вместо сургуча используют пломбу, тогда ее ставят на концы шнура, которые выступают из-под бумаги.
В книге должна содержаться заверительная надпись, где указывается количество пронумерованных и прошнурованных страниц в цифрах и прописью. Заверить данную книгу собственной подписью имеет право только руководитель компании.
Можно ли книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них вести в электронном виде?
Нередко персонифицированный учет сотрудников различных компаний и организаций проводится как в электронном варианте, так и в бумажном виде. Это касается личных дел сотрудников, книги приказов, книги движения трудовых книжек.
Чиновники не имели возражений против ведения электронной документации уже давно. На практике это стало осуществимым после принятия Федерального закона в 2002 году «Об электронной цифровой подписи», в соответствии с которым для организаций Российской Федерации предусматривается возможность хранения документов в электронном виде, что в первую очередь было связано с ведением регистров налоговой отчетности.
Книга учета и выдачи трудовых книжек в excel заводится в организации на добровольных началах. Но следует отметить, что ею пользоваться гораздо удобнее, чем бумажным вариантом, когда нужно срочно найти важную информацию.
Так как документы компании могут храниться в электронном варианте, значит, можно формировать электронный архив данной организации. После передачи электронных документов в архив все операции, которые будут осуществляться с ними, например, конвертирование, сжатие, перезапись, должны быть отражены документально. В качестве единицы учета электронной документации принимается носитель, на который осуществляется запись файла или файлов, выступающих как программно-информационный объект и сопроводительная документация, которая может быть в двух вариантах: бумажном и электронном. Носителем может стать компакт-диск, винчестер, съемный жесткий диск и т.д. Для удобства можно завести и использовать журнал, в котором будет отражаться поступление и выбытие электронных документов. Кроме того, можно создать и использовать еще один вспомогательный журнал, где будут учитываться миграция и перезапись электронных документов.
Сроки хранения как бумажных, так и электронных документов являются едиными. В этом отношении никаких особенностей законодательством РФ не предусматривается.
Самые интересные новости
Книга учета трудовых книжек
В этой статье вы найдете ответы на такие вопросы: как вести учет трудовых книжек и кто отвечает за этот процесс какие сведения вносят в приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее какие сведения вносят в книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них какая ответственность предусмотрена за отсутствие учета трудовых книжек.
Популярное по теме
В этой статье вы найдете ответы на такие вопросы:
Образцы документов
Зарегистрируйтесь. чтобы скачать файлы и получить доступ к более чем 3000 кадровым документам
Каждая организация обязана вести специальные книги по учету трудовых книжек. Порядок учета и хранения трудовых книжек установлен в разделе VI Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 (далее - Правила).
- учитывать трудовые книжки
- бланки закупленных трудовых книжек
- вести учет вкладышей в трудовую книжку.
Для этих целей компании используют (п. 40 Правил):
- приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее
- книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
Журнал учета трудовых книжек
Книгу учета трудовых книжек (приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее) ведет бухгалтерия организации (п. 41 Правил).
В журнал учета трудовых книжек вносят сведения обо всех операциях, связанных с покупкой и расходованием бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, с указанием серии и номера каждого бланка. А также вносят данные о стоимости бланков.
Образец книги учета трудовых книжек приведен в приложении 2 к постановлению Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69.
Все листы в книге учета трудовых книжек должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя компании, а также скреплены сургучной печатью или опломбированы (п. 41 Правил).
Книга учета движения трудовых книжек
Книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (журнал учета движения трудовых книжек) ведет кадровая служба или другое подразделение организации, которое отвечает за прием и увольнение работников (регистрирует все трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу и трудовые книжки и вкладыши в них с указанием серии и номера, выданные работникам при увольнении).
Если кадровой службы в компании нет, обязанность вести книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на бухгалтерию.
В книгу учета движения трудовых книжек вносятся сведения:
- о дате приема сотрудника на работу
- его фамилия, имя и отчество
- серия и номер трудовой книжки и вкладыша
- должность и место работы
- реквизиты документа, на основании которого сотрудник принят на работу.
Образец книги учета движения трудовых книжек приведен в приложении 3 к постановлению Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69.
Книга регистрации трудовых книжек должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписью руководителя организации, а также скреплена сургучной печатью или опломбирована (п. 41 Правил).
Работник расписывается в журнале регистрации трудовых книжек, а также в личной карточке, когда получает трудовую книжку при увольнении.
Какая ответственность предусмотрена за отсутствие учета трудовых книжек
Работу по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них обязан организовать работодатель (п. 45 Правил).
Работодатель приказом назначает специально уполномоченных лиц, ответственных за ведение журнала учета трудовых книжек и журнала регистрации трудовых книжек.
Если в компании не ведутся эти журналы, трудовая инспекция может наложить штраф в размере (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):
- от 1000 до 5000 руб. - на руководителя
- 30 000 до 50 000 руб. - на организацию.
В случае повторного нарушения руководителя могут дисквалифировать на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
Можно ли выдать сотруднику оригинал трудовой книжки для оформления досрочной пенсии
В настоящее время можно выдать работнику только заверенную копию или выписку из трудовой книжки (ст. 62 ТК РФ). Оригинал трудовой книжки он получает при увольнении (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ).
Чтобы получить заверенную копию или выписку из трудовой книжки, работник обращается к работодателю с письменным заявлением. Документы он получит не позднее трех рабочих дней с момента обращения (п. 7 Правил).
С 1 января 2015 года работники смогут брать у работодателя трудовую книжку для оформления досрочной пенсии на время. Такие поправки внесены в статью 62 ТК РФ Федеральным законом от 21.07.14 № 216-ФЗ.
По письменному заявлению сотрудника работодатель в срок не позднее трех рабочих дней будет выдавать работнику трудовую книжку, а работник в такой же срок после получения ее из ПФР обязан будет вернуть ее работодателю.
Вам также могут быть полезны следующие материалы:
Источники: svoy-business.com, moiblanki.ru, www.hr-ok.ru, opersonale.ru, www.kdelo.ru
zayavlenievsud.my1.ru
Правильное ведение и хранение трудовых книжек
Трудовая книжка работника является тем документом, который позволяет судить о трудовой деятельности ее собственника, а также подтверждает в полном объеме трудовой стаж. Правила ведения и хранения трудовых книжек определены на национальном законодательном уровне и обязательны для выполнения абсолютно любым предприятием, организацией и учреждением. Обязанность ведения трудовой книжки лежит непосредственно на работодателе, который должен вести ее по всем сотрудникам, которые работают более пяти рабочих дней.
Существуют три вида трудовых книжек. Все они действующие и не подлежат замене. Это трудовые книжки 2004 года выпуска, 1973 г. и 1938 г. При обращении потенциального соискателя на замещение вакантной должности он должен принести определенный пакет документов, который включает в себя трудовую книжку. Если будущий сотрудник не имеет этого документа, его завести и правильно оформить должен новый работодатель. При этом он вносит соответствующие записи на основании определенных подтверждающих документов, которые предоставляются работником.
Если предоставленные работником документы не могут отобразить полную картину трудовой жизни, в трудовую книжку вносят только ее подтвержденную часть. Непосредственная работа с предоставленной трудовой книжкой начинается у работодателя только с момента оформления на работу потенциального сотрудника.
Что нужно знать при принятии на работу
При оформлении на работу нового сотрудника в первую очередь необходимо поинтересоваться наличием трудовой книжки, которая и является главным документом, подтверждающим профессиональный стаж и деятельность. Именно из информации, которая в них записывается и можно узнать:
- на каких должностях будущий работник уже работал}
- каков его уровень квалификации,
- профессиональный стаж.
В случае отсутствия трудовой книжки у сотрудника, который устраивается на работу (утеря или ее испорченность/негодность к использованию) работодатель обязан оформить новую только в случае написания работником специального заявления, в котором указываются те или иные причины ее отсутствия.
Кому обязаны выдать данный документ?
Правила ведения трудовых книжек предусматривают, что эти документы являются одними из главных актов, которые подкрепляют трудовую деятельность рабочего. Они ведутся на всех действующих организациях, предприятиях и учреждений всех форм собственности.
Трудовые книжки не заводятся на лиц, которые:
- работают на условиях трудового договора у предпринимателей, имеющих статус физических лиц,
- работают в обслуживании некоторых граждан (охранники, домработницы, шоферы и др.).
Их работу можно подтвердить простой справкой от владельца организации, при участии которого и был подписан трудовой договор между рабочим и наемщиком. На сотрудников-совместителей трудовые книжки ведутся исключительно по месту их главной работы. Наемные рабочие, приступившие к службе, обязаны предъявить владельцу оригинал трудовой книжки, оформленной во введенном порядке. Она должна храниться в организации как документ строжайшей отчетности.
На предприятиях в трудовой книжке каждого работника должны быть внесены записи:
- о переводе с одной должности на другую,
- о непосредственно выполненной работе,
- о наградах,
- данные по увольнению.
Может указываться и другая информация, записанная работодателем, которая подтверждается названием документа соответствующим номером и датой. При увольнении трудовая книжка обязательно выдается работнику на руки и под подпись в журнале учета.
Ответственность за хранение, ведение, учет, а также выдачу трудовых книжек несет непосредственно руководитель организации, предприятия или учреждения.
Основные требования к работодателю
- работодатель, который не является юридическим лицом, не имеет права оформлять или заполнять трудовую книжку}
- если работа является главной (основной), то работодатель обязан заполнять трудовые книжки на отдельного сотрудника, который проработал в данной организации не менее 5 дней}
- в трудовую книжку вносятся сведения о рабочем, выполняемой им работе, переводах на иную неизменную должность, об увольнении и основаниях прекращения договора (ч. 4 ст . 66 ТК РФ).
Ведение трудовых книжек
При заполнении трудовой книжки следует ознакомиться с соответствующим приказом, в котором должным образом расписаны правила ведения. Так как трудовая книжка создана для того, чтобы фиксировать все о непосредственной профессиональной деятельности работника, то заполняются в ней данные о трудовом стаже и изменении мест работы. Следует обратить внимание на то, что данные в трудовой книжке относительно назначения на должность, увольнения с нее, а также любые передвижения по службе, должны фиксироваться в полном соответствии с трактовкой соответствующего приказа.
Запись о приеме и об увольнении: печать или оттиск?
Однако часто встречаются случаи, когда сотрудники, которые должны отвечать за правильность ведения и заполнения трудовых книжек, неправильно трактуют этот момент. Прямым нарушением действующего законодательства относительно проставления печати является проставление оттиска на записи о приеме на работу. Этого категорически нельзя делать. Оттиск проставляется только при записи об увольнении с должности.
При осуществлении каждой записи в трудовой книжке работник должен быть соответствующим образом с этим ознакомлен, о чем он ставит свою подпись в журнале. В трудовую книжку, помимо информации о принятии на работу, переводе с должности на должность, увольнении и т.д. заносятся данные о полученных наградах, а также специальных званиях, которые фиксируются со ссылкой на определенный приказ.
Порядок исправления ошибок
Информация о том, как правильно сделать исправление, допущенное на титульном листе трудовой книжки, ни в одном законодательном акте не определена. Из этого можно сделать вывод, что допущенные ошибки не подлежат исправлению. Можно лишь посчитать, чтобыланк испорчен и подлежит уничтожению, о чем составляется соответствующий документ. Форма подобного документа не определена законом, поэтом работодатель может по своему усмотрению составлять акт об уничтожении испорченного бланка.
Если же в нужное время не было сделано подобное, то можно посоветовать опустить зачеркивание неправильной или же измененной фамилии, и дописывание правильной информации со ссылкой на соответствующий документ. Указания на номера, даты и названия документа должны быть зафиксированы на обратной стороне листа.
Если ошибки были допущены предыдущим работодателем, который уже успел стать банкротом, исправления позволяют осуществлять новому работодателю. В отношении неточных данных, которые были допущены работодателем, прекратившим свое существование, также разрешается делать уточнение новому (действующему) работодателю.
Применение печати при заполнении трудовой книжки
Печать должна использоваться для удостоверения подписи должностного лица, которое вносит соответствующие записи в трудовую книжку. Печать проставляется, с момента внесения последних изменений в российское трудовое законодательство, только основная. Ранее можно было использовать печать, которую делают для отдела кадров, теперь же простановка такой печати запрещена. Такое нововведение создало некий дискомфорт для сотрудников отдела кадров больших предприятий.
Работа по совместительству: внесение записей
Для того, чтобы отобразить работу по совместительству, сотруднику достаточно лишь принести соответствующий подтверждающий документ о том, что о является трудоустроенным на конкретном месте. Данные о работе совместителя вносятся непосредственным прямым работодателем. Конкретного указания по времени, в течение которого может быть внесена запись о работе по совместительству, не указано, поэтому работодатель не может отказать сотруднику о внесении такой записи, даже если он уже уволился с неосновной работы.
Добавление вкладыша трудовой книжки
Порядок ведения трудовых книжек предусматривает ведение вкладыша в трудовую книжку в случае окончания страниц определенного раздела. В таком случае вкладыш следует вшить в трудовую книжку. Заполнение его соответствует заполнению самой трудовой книжки, однако, исходя из практики, при заполнении могут быть допущены ошибки. Следует обратить внимание на то, что сам вкладыш без трудовой книжки не имеет никакой юридической силы, о чем говорится в соответствующей инструкции.
При том, что заводится вкладыш, проставляется соответствующий штамп в трудовую – «выдан вкладыш». Написание данной фразы вручную не является корректным. Инструкция не имеет ссылки на определенное место, в которое необходимо вшить вкладыш, поэтому его можно вшивать в любое удобное место. По практике, которая уже сложилась, вкладыш вшивается после последнего листа трудовой книжки.
Выдача дубликата
В случае возникновения ситуации, при которой сотруднику необходимо получить дубликат утерянной книжки, он обязан обратиться к своему работодателю. Правила ведения трудовых книжек предусматривают, что именно действующий работодатель должен, согласно законодательства, выдать дубликат. В дубликате книжки в обязательном порядке должны быть указаны абсолютные данные о стаже сотрудника (с указанием, является ли стаж прерывным или же нет). При этом требуются определенные документы, которые могут подтвердить данную ситуацию.
В дубликате трудовой книжки указывается информация по поводу полученных за время работы наград, а также соответствующих званий и поощрений. Для внесения такой информации тоже необходимы подтверждающие документы. Общий стаж нахождения в рабочих отношениях указывается в дубликате суммарно, то есть определяется и записывается информация обо всем количестве дней, месяцев, лет работы. В этом случае не уточняется название работодателя.
Учет книжек на предприятии
Правила хранения трудовых книжек предусматривают осуществление контроля за ними, В обязательном порядке должны быть:
- книга учета вкладышей в трудовые книжки и самих книжек}
- расходно-приходная книга учета бланков.
На протяжении всего срока существования трудовых отношений между сотрудником и работодателем соответствующая Инструкция предусматривает хранение трудовых книжек непосредственно у работодателя.
На предприятии журнал учета прошивают, заверяют подписью работодателя и опломбируют. Бухгалтерия организации в расходно-приходной книге обязана вести учет по получении и выдачи как бланков трудовой книжки, так и вкладышей к ней, указывая номер и серию выданного или полученного бланка.
Кадровой службой в книге учета движения трудовых книжек оформляется сам прием либо увольнение с работы сотрудника, а также принятые от работников трудовые книжки и вкладыши к ним с номером и серией. При увольнении каждому работнику необходимо поставить свою подпись не только в личной карточке, но и в книге учета движения трудовых книг предприятия.
Трудовые книжки работников на предприятиях обязательно должны храниться в соответствующих, специально оборудованных местах:
- в металлических шкафчиках}
- металлических сейфах}
- специальных помещениях.
Данное требование обязательно, поскольку они являются важными документами строгой отчетности. Отвечает за их сохранность специально назначенный сотрудник отдела кадров предприятия, который ежемесячно отчитывается бухгалтерии организации, о количестве бланков и о сумме, полученной за ее оформление или за трудовые бланки, в письменной форме. Испорченные бланки необходимо уничтожить, но прежде следует составить и подписать комиссией соответствующий акт. Осознанное либо халатное нарушения порядка ведения, учета и хранения трудовых книжек без соответствующих условий приводит к наступлению ответственности непосредственно руководителя предприятия.
Выдача трудовой книжки работнику
Правила ведения и заполнения трудовых книжек предусматривают выдачу трудовой книжки сотруднику в случае прекращения с ним трудового договора по любым основаниям. Запись о проведении увольнения заверяется подписью уполномоченного лица и печатью предприятия.
Если книжка заполняется на русском языке, а также на языке республики, которая входит в состав России, то обе записи должны заверяться и подписью и печатью предприятия. В день увольнения работнику обязаны выдать его личную трудовую книжку. В случае, если этот срок не будет выдержан, работодатель обязан возместить работнику все связанные с этим расходы, а также изменить дату увольнения, о чем вынести соответствующий приказ и внести соответствующие изменения в трудовую книжку.
Правила хранения трудовой книжки, которая не была получена работником по не зависящим от предприятия причинам, предусматривают, что эти документы должны храниться в установленных местах (отделе кадров предприятия) сроком до двух лет. Такие же требования распространяются и на случаи, когда с работником расторгается договор в связи со смертью последнего. При этом хранение должно проводиться отдельно от всех остальных книжек других сотрудников. После истечения указанного срока такие невостребованные книжки должны храниться еще в течение 50 лет в архиве предприятия.
Согласно недавно принятой новой редакции Постановления о трудовых книжках, сотрудник имеет полное право потребовать от своего работодателя выдачу надлежащим образом заверенной копии своей трудовой книжки либо же необходимую выписку из трудовой книжки. Требование работника должно быть оформлено в письменном виде и соответственным образом передано руководителю. Последний в течение трех рабочих дней должен среагировать и передать сотруднику требуемые документы.
hr-portal.ru
Инструкция по заполнению трудовых книжек
Инструкция по заполнению трудовых книжек – нормативный документ, в котором содержатся правила корректного внесения в трудовую книжку информации о самом специалисте, а также всей его трудовой истории. Трудовая книжка – своего рода биография работника, которая подтверждает его резюме и предоставляет потенциальному работодателю достоверную информацию о накопленном сотрудником опыте. Вот почему корректное заполнение таких книжек – крайне важный момент, о котором пойдет речь в статье.
Ведение и хранение трудовых книжек: правила в РФ в 2017 году
Как правильно заполнить трудовую книжку: общие требования
Инструкция о порядке ведения трудовых книжек: внесение сведений о самом работнике
Инструкция по ведению трудовых книжек 2017 года: внесение сведений о месте работы специалиста
Итоги
Ведение и хранение трудовых книжек: правила в РФ в 2017 году
Трудовая книжка является базовым документом, который с течением времени наполняется информацией о трудовом стаже специалиста. Согласно нормам ТК РФ, вновь принятый работник обязательно должен отдать свою трудовую книжку в фирму, в которую он пришел трудиться (ст. 65 ТК РФ). Исключение действует лишь для лиц, являющихся совместителями. Если же поступающий на работу нигде ранее не работал (к примеру, студент после окончания вуза), то трудовую книжку заводит для него работодатель.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При этом неважно, исполнилось ли кандидату на момент оформления 18 лет. Трудовую книжку фирма все равно обязана ему завести.
При ведении таких документов фирма-работодатель должна руководствоваться нормами Правил ведения и хранения трудовых книжек (утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225), а также Инструкцией по заполнению трудовых книжек (утвержденной постановлением Минтруда РФ «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» от 10.10.2003 № 69), действующими в 2017 году.
В трудовой книжке должна быть зафиксирована информация обо всех компаниях, в которых специалист успел поработать (в качестве основного места работы) на протяжении своей трудовой жизни. Одновременно с этим, если сотрудник работает по совместительству и хочет, чтобы информация о его 2-й работе была также отражена в трудовой книжке, он вправе обратиться по своему основному месту работы с соответствующей просьбой. Важно помнить, что обратиться нужно именно к своему основному работодателю, поскольку именно он хранит трудовую книжку специалиста и вправе внести в нее дополнения (п. 3.1 Инструкции № 69).
В дальнейшем в течение всего срока работы сотрудника на предприятии трудовая книжка остается у работодателя. Однако это не означает, что она хранится в неизменном виде. Если за время работы специалиста произошли какие-либо изменения в его служебном положении (перевод на другую должность, повышение и т. д.) либо если сотрудник был удостоен каких-либо поощрений (к примеру, наград), то работодатель обязан отразить такие факты в трудовой книжке (п. 4Правил № 225).
ВАЖНО! В трудовой книжке отражается информация только о поощрениях. Если имели место какие-либо взыскания, то их не следует там фиксировать. Исключение предусмотрено только для одного случая: когда в результате проступка сотрудник был уволен в одностороннем порядке. Такой факт отразить работодатель обязан (п. 5 Правил № 225).
Если же поступающий на работу в фирму специалист потерял свою трудовую книжку, компания должна будет завести для него новую.
Для того чтобы обеспечить корректный учет имеющихся на предприятии трудовых книжек, фирма должна вести специальную книгу их учета и движения (п. 40 Правил № 225).
При увольнении, соответственно, работник получает свою трудовую книжку назад. Если же он ее не получил обратно при уходе из фирмы, то компания хранит такую книжку и далее в соответствии с правилами архивного дела (п. 43 Правил № 225).
Как правильно заполнить трудовую книжку: общие требования
Правила хранения трудовых книжек и их ведения, а также инструкция по трудовым книжкам 2017 года закрепляют некоторые общие правила по их корректному заполнению.
Так, компания-работодатель при отражении в трудовой книжке фактов из профессиональной жизни сотрудника должна использовать перьевую или гелевую ручку черного, синего или фиолетового цвета (п. 1.1 Инструкции по ведению трудовых книжек№ 69).
Не менее важным правилом ведения трудовых книжекявляется сквозная нумерация (п. 11 Правил № 225). Это значит, что все факты, отражаемые в такой книжке, должны иметь собственный порядковый номер в соответствии с хронологией событий трудовой биографии сотрудника.
Касаемо языковых требований в правилах к заполнению трудовых книжек следует заметить, что по общему правилу все они должны содержать информацию на русском языке. Однако если на территории, где действует фирма-работодатель, принят еще один, кроме русского, язык (к примеру, в республиках), то в трудовой книжке после записи на русском языке можно продублировать информацию уже на языке такой территории (п. 6 Правил № 225).
Кроме того, работодателю следует помнить, что все формулировки должны быть прописаны полностью, т. е. без каких-либо сокращений (п. 1.1 Инструкции № 69).
Инструкция о порядке ведения трудовых книжек: внесение сведений о самом работнике
Правила заполнения трудовых книжек 2017 года предусматривают, что информация о самом специалисте в его трудовую книжку заносится либо в случае, если он впервые поступает на работу (ранее он нигде не работал, поэтому книжку оформляет его первый работодатель), либо если у работника меняется что-то существенное, т. е. такие сведения, изменение которых должно быть отражено в его трудовой книжке.
Что же именно должен зафиксировать работодатель в рассматриваемом документе? Основные данные о нем (п. 2.1 Инструкции № 69):
- ФИО специалиста, его дата рождения;
- полученное образование (к примеру, высшее), присвоенная квалификация, специализация и т. д.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся информация о работнике должна фиксироваться на основе подтверждающих документов, которые обязан предоставить сотрудник. Такими документами являются, к примеру, паспорт, военный билет, диплом о высшем (среднем и др.) образовании.
Все указанные выше сведения вносятся в книжку сотрудника его первым работодателем, сразу после чего работник своей подписью (на 1-й странице) подтверждает корректность сведений о нем (п. 2.2 Инструкции № 69). Здесь же подписывается и представитель компании, после чего фирма должна проставить на первой странице свою печать, заверяя таким образом все написанное.
В дальнейшем изменение информации о сотруднике (к примеру, если изменилась фамилия) в трудовой книжке также делает работодатель, при этом обязательна ссылка на документы, подтверждающие актуальность вновь введенных сведений.
ВАЖНО! Если у сотрудника меняется фамилия, имя или отчество, то изменения в трудовой книжке производятся путем зачеркивания старых сведений и указания новых. Если необходимо изменить сведения об образовании/профессии, то прежние данные не зачеркиваются, а просто указывается ниже актуальная информация (пп. 2.3–2.4 Инструкции № 69).
Инструкция по ведению трудовых книжек 2017: внесение сведений о месте работы специалиста
Если по общему правилу информация о сотруднике заносится в трудовую книжку один раз, а в дальнейшем только актуализируется (при необходимости), то сведения, касающиеся места его работы, могут вноситься не только тогда, когда он покидает свою прежнюю компанию ради новой работы, но и чаще.
Итак, начнем с той информации, которую нужно отразить в книжке при поступлении на работу. Во-первых, в разделе «Сведения о работе» следует указать информацию о фирме-работодателе (наименование), а также дату, когда специалист поступил туда на работу (п. 3.1 Инструкции № 69).
О том, в какой форме можно указать название компании в трудовой книжке, см. в материале «Роструд разрешил «штамповать» трудовые книжки».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В качестве основания для отражения в трудовой книжке информации о фирме, в которую сотрудник пришел работать, выступает приказ компании о приеме на работу такого сотрудника. Именно на такой документ нужно сослаться при внесении записи.
Кроме сведений о самой фирме, в трудовой книжке следует указать, чем именно занимается работник в компании (какую должность занимает, в каком отделе/департаменте трудится и т. д.), т. е. указывается информация о работе.
ВАЖНО! Информация о непосредственной работе сотрудника вносится в его трудовую книжку на основании штатного расписания. Поэтому если штатное расписание было изменено, то соответствующие изменения необходимо отразить и в трудовой книжке.
Подробнее о форме штатного расписания см. в статье «Унифицированная форма № Т-3 - Штатное расписание (бланк)».
Во-вторых, фирме важно не забыть, что если служебное положение сотрудника изменяется (к примеру, ему присваиваются новые производственные разряды или добавляется вторая профессия), то эти факты также нужно указать в трудовой книжке.
Аналогичное правило действует, если работник получает какие-либо награды за результаты своей трудовой деятельности. Эти сведения также отражаются в трудовой книжке, но уже в разделе «Сведения о награждении».
Если компания является основным работодателем сотрудника, работающего по совместительству где-то еще, то нужно помнить, что такой сотрудник может прийти с просьбой внести в трудовую книжку запись о его работе по совместительству. Главное для сотрудника – не забыть документ, подтверждающий его совместительство (п. 3.1 Инструкции № 69).
Помимо указанного любой организации важно знать, как корректно отразить уход сотрудника из фирмы, поскольку в этом случае также нужно проставить отметку в его трудовой книжке. Так, запись об уходе специалиста фирма должна датироваться последним его рабочим днем.
ВАЖНО! Обязательно нужно указать, по какому именно основанию расторгнут трудовой договор (к примеру, по собственному желанию в соответствии с п. 3 ст. 77 ТК РФ).
Если уход работника из фирмы связан с причинами, которые предполагают получение сотрудником определенных льгот, то такие причины должны быть указаны в записи об увольнении сотрудника (к примеру, в связи с уходом за ребенком до 14 лет).
Если же работник в порядке перевода переходит трудиться на другую постоянную работу, то об этом также делается запись в его трудовой книжке со ссылкой на приказ фирмы о переводе.
Кроме того, для ряда компаний может остро встать вопрос, как оформить увольнение сотрудников в связи с ликвидацией фирмы. Об этом см. в статье «Процедура увольнения в связи с ликвидацией организации».
Итоги
Правила ведения трудовых книжек и инструкция по заполнению трудовых книжек в 2017 году по-прежнему предписывают фирме-работодателю отражать в трудовой книжке все факты профессиональной биографии работника: прием на работу, изменение в служебном положении, получение наград, перевод на другую работу, увольнение и т. д. Сотруднику же следует помнить, что в его трудовой книжке должны содержаться актуальные сведения о нем. Поэтому если, к примеру, у него изменилась фамилия, образование и др., то следует как можно скорее обратиться к работодателю с тем, чтобы тот отразил указанные изменения в трудовой книжке. Кроме того, фирме важно соблюдать ряд требований к оформлению записей в трудовых книжках (сквозная нумерация, языковое оформление и пр.).
nalog-nalog.ru