Верстка журнала. Правила верстки журнала
Верстка многостраничных изданий: правила и принципы
Говоря о многостраничной верстке, мы подразумеваем создание макетов книг, брошюр, журналов и газет. Сложность этого процесса состоит в том, что многостраничные издания предназначены для длительного беглого чтения. Это значит, что брошюру/книгу/журнал/газету и проч. не достаточно просто красочно оформить и наполнить массой ярких иллюстраций. В процессе многостраничной верстки необходимо обеспечить удобочитаемость этих печатных продуктов. В этом состоит одна из важнейших задач, стоящих перед дизайнерами и верстальщиками.
В этой статье мы поговорим об основных принципах и правилах, которых следует придерживаться, верстая печатную продукцию объемом от восьми страниц.
Основные принципы многостраничной верстки
Единообразие. Заголовки одинаковой значимости оформляются в одном стиле, иллюстрации заверстываются либо открытым, либо закрытым способом, кегль шрифта основного текста неизменен и т. д.).
Гармоничность. Ощущение дисгармонии создадут миниатюрные иллюстрации, размещенные по соседству с полосными, тексты, набранные сильно отличающимися по размеру и по рисунку шрифтами.
Удобочитаемость. Следование этому принципу проявляется в четком следовании стандартов, предоставляющих рекомендации относительно формата издания, формата полосы набора, кегля шрифта, интерлиньяжа, размеров полей.

Правила верстки многостраничных изданий
Требований и рекомендаций относительно формирования страниц издания существует достаточно много. В этой статье приведем те, соблюдение которых жизненно необходимо:)
Формат полосы набора и размеры полей
- Формат набора представляет собой произведение длины строки основного текста на суммарную высоту всех строк. От длины строки зависит то, насколько удобно будет читать текст.
- Формат можно определить расчетным методом, при помощи специальной графической схемы или пользуясь отраслевыми стандартами, предлагающими оптимальные размеры полосы для каждого формата (ОСТ 2962-86. «Издания книжные и журнальные. Основные параметры издательско-полиграфического оформления»).
- Формат полосы набора должен быть одинаковым во всем издании. Исключение — спусковые и концевые полосы. При этом страницы должны быть приводными: строчки на четных и нечетных полосах совпадают. Обеспечивая приводность, необходимо при заверстке иллюстраций в разрез текста и заголовков размещать их в целое число строчек при помощи отбивок до и после этих элементов.
- Поля не должны быть слишком маленькими. Они необходимы для того, чтобы книгу было удобно держать в руках, не закрывая текст руками и не истирая его. Также на светлых полях отдыхают глаза.
Основной текст
- Ко всему тексту задается абзацный отступ. Он зависит от кегля и длины строки. Минимальный размер — кегельная (2 знака), в длинных строчках — 2 кегельных (4 знака). В дополнительных текстах (предисловиях, примечаниях и т. д.) абзац такой же, вне зависимости от кегля.
- В многостраничной верстке применяется выключка строго по формату (по ширине), обязательна расстановка переносов (автоматическая).
- Размер межсловных пробелов — не более 3/4 кегля и не менее 1/3 кегля.
- Последняя строка абзаца должна быть короче полной на размер абзацного отступа. Минимальный размер — 2 абзаца, но не менее 1/4 длины строчки. Этого можно достичь при помощи трекинга (равномерного изменения пробелов между буквами), но он допустим в пределах 30%.
- Интерлиньяж — междустрочный пробел — высчитывается увеличением кегля осн. текста на 0,5–2 пт. Таким образом, при кегле 10 интерлиньяж — от 10,5 до 12 пт.
Нежелательны: • Предлоги и союзы в конце строки. • Переносы с нечетной на четную полосу. • Более четырех переносов и знаков препинания подряд. • Кавычки «лапки» (”). Их можно использовать только внутри елочек.
Недопустимы: • Висячие строки — первая строка абзаца в конце полосы или последняя строка абзаца в начале полосы (устраняется при помощи трекинга.) • Короткая концевая строка абзаца внизу страницы. • Более 4 переносов подряд. • Разрывы переносами аббревиатур, инициалов, дат, цифр и относящихся к ним слов. • Тире в начале строки (кроме диалогов).
Начальные и концевые полосы
Начальная — первая полоса издания или раздела. Она может быть оформлена со спуском (отступом от верхней или боковой границы полосы) и без него. Спуск должен быть не более 1/3 высоты полосы набора. Только в случае использования заставки или эпиграфа спуск может быть более глубоким.

Боковой спуск может занимать 1/4–1/3 от ширины набора. Он должен быть больше абзацного отступа.
- На спуске не должно быть колонтитула и верхней колонцифры. На спусковых и концевых полосах нежелательно размещать иллюстрации и таблицы, если все же пришлось это сделать, то после них необходимо поместить хотя бы абзац текста.
- Все начальные полосы при верстке многостраничного издания должны быть единообразными и иметь одинаковый размер спуска.
Концевая полоса — последняя в разделе или во всем издании. Ее минимальный размер: 1/4 от высоты полосы, максимальный — короче полной на 3–4 строчки.
- Концевая должна перекрывать спуск хотя бы на одну строчку. Если на начальной есть заставка, то на концевой желателен какой-нибудь элемент в том же стиле, но меньших размеров. Зато не ставится нижняя колонцифра и колонтитул.
- Сноски на концевой заверстываются вплотную, а не внизу страницы.
Заголовки
- Заголовки одного уровня при многостраничной верстке оформляют одинаково. Чем старше уровень, тем больше кегль и отбивка.
- Заголовки разбивают на строчки по смыслу, при этом недопустимо оставить в конце первой строчки заголовка предлоги, союзы и наречия, а также разбивать слова переносом.
- Точка в конце заголовка не ставится, за исключением его размещения в подбор.
- После заголовка на странице должно быть не менее 3 строк текста, до — либо совсем ничего, либо не менее 4 строчек.
- Заголовок обязательно уже ширины основного набора, минимум на 2 абзацных отступа.
Мы перечислили все, что касается основных элементов разворота многостраничных изданий. В следующих постах нашего блога этот неполный список рекомендаций мы обязательно дополним правилами многоколонной верстки многостраничных изданий, а также текстов с иллюстрациями, стихотворных и драматических произведений.
mediaaid.ru
ПРАВИЛА ВЕРСТКИ ЖУРНАЛА - Правила верстки и типичные ошибки в оформлении - Adobe InDesign CS3
Вёрстка книжно-журнальной продукции осуществляется в соответствии с правилами книжной вёрстки. Стоимость вёрстки журнала определяется индивидуально и зависит от формата издания, цветности, количества полос и используемых иллюстраций, уровня сложности и срочности. При вёрстке журналов текст может укладываться в одну, две и более колонок. Многоколонная верстка журналов и других периодических изданий имеет свои специфические правила.
Основное предназначение Индизайн — создание многостраничных документов, в том числе и журналов. В этой статье я познакомлю вас с основными правилами создания журнальных разворотов. Сетка может быть самой разнообразной, всё в зависимости от назначения издания и идеи дизайнера. Если нам необходимо задать 3 колонки, то мы вбиваем число 3 в соответствующее поле и т.д. Заголовки могут помещаться как в одной колонке, так и простираться на несколько колонок.

Я действительно везде искала что-то подобное в интернете, когда столкнулась с необходимостью делать вёрстку периодики. Благодаря Вашим урокам я сделала свой первый журнал, который уже напечатан и распространяется в нашем городе…
Итак, каковы основные понятия журнального дизайна?
В следующих 10 пунктах я кратко опишу некоторые общие правила и подходы к выполнению хорошего дизайна издания, которые помогут вам придумать новый заголовок или просто задуматься о карьере редактора.

О курсе «Дизайн журнала»
Вы найдёте наиболее красивые и экспериментальные примеры типографики в журналах, но это не ограничивает полет фантазии. В первом томе Computer Arts Collection для удобства мы сделали пустые декоративные вставки между разделами с закладками и перечнем. Наконец, и возможно, самое главное — это быть уникальным в идеях и дизайне.
Набор и верстка книг осуществлялись в строгом соответствии с правилами, закрепленными в многочисленных стандартах, отступление от которых строго каралось системой. Здесь же мы приведем некоторые правила и рекомендации по оформлению текста. Верстка книг, газет, журналов — производственный процесс составления (монтажа) полос заданного формата из подготовленного набора всех видов и иллюстраций.
Верстка газет значительно отличается от книжно-журнальной. Трудоемкий процесс — издание книги, включает в себя создание макета. Ошибкой верстки считается большое количество пустых страниц с надписью «Для заметок». Необходимо учитывать, что в любой книге две первые и две последние страницы всегда заняты.

О тренинге «Креативная типографика»
В журналах и газетах существуют иные ограничения, обусловленные их спецификой. ДОЛЯ ЛИСТА — часть отпечатанного листа издания, образуемая при его сгибании (фальцовке) в несколько раз и определяющая размер страницы — формат издания. Если в издании присутствует концовка, то обязательно должна быть и заставка; наличие заставки не говорит об обязательном присутствии концовки.

Буквица по высоте может занимать любое количество строк. Она может быть и приподнятой над текстом, и опущенной в текст. Гарнитуру для буквицы лучше выбирать в одном стиле с заголовком. Также «висячими строками» в типографской практике называют и концевые строки, расположенные в начале полосы. Слишком длинные концевые строки — полные или короче менее чем на 3 знака тоже будут считаться ошибкой верстки. Верстка книг — это наиважнейший этап в таком процессе как издание книг, который требует выполнения правил, обозначенных в этой статье.
При верстке текста следует помнить, что существуют определенные требования к качеству работы дизайнера, макетировщика или верстальщика. Единообразие – один из главных критериев качественной верстки. Это означает, что дизайнер должен составить определенные нормы верстки для данного издания и следовать им на протяжении всей работы. Приводная верстка также является показателем качества выполненной работы.
В англо-американской же типографике отступы между абзацами применяются чаще, а приводная верстка – несущественный критерий правильности. Само собой, приводность особо важна при верстке газет или изданий на тонкой бумаге. Кроме требований к верстке, типографика содержит также описание типичных ошибок в оформлении текста. Не все из них являются грубыми, и в зависимости от характера издания (научное, академическое, популярное, периодическое) некоторые могут иметь меньшую важность или вообще игнорироваться.
Кроме того, к вёрстке газет предъявляются менее строгие требования в отношении правил переносов и принципов расположения текста и иллюстраций. Всему тексту задается абзацный отступ (в среднем 3–5–7 мм). Но в абзаце с буквицей и в заголовках он должен отсутствовать. Вёрстка книги должна проводиться с соблюдением всех правил, норм и тонкостей, присущих допечатной подготовке многостраничных изданий.
sitounertuon.ru
Верстка журнала
ПРАВИЛА ВЕРСТКИ
В настоящий момент правила верстки подразумевают в большей степени компьютерную верстку. Распространенные программы верстки - Ventura Publisher, Adobe Frame Maker, Adobe PageMaker, Microsoft Publisher и QuarkXPress, сейчас одной из самых распространенных программ для верстки считается Adobe InDesign. Существует ряд правил, определяющих грамотность верстки. Например, выравнивание по ширине и высоте сверстанных полос, единообразие страниц. Должны быть равны между собой все спуски на начальных полосах, отбивки заголовков и подзаголовков. Однотипно оформляются примечания, сноски, подписи под иллюстрациями, одинаково должны быть сверстаны однотипные иллюстрации (вразрез или в оборку), отбиты колонтитулы, колонцифры, сигнатуры, нормы. Приводность верстки - полное совпадение общих размеров четных и нечетных полос. На этих полосах должны точно совпадать между собой на просвет строки основного текста. Чтобы верстка приобрела приводность, следует, используя отбивки сверху и снизу, привести к целому числу строк основного кегля все части текста, где шрифты кегля отличаются от основного, а также формулы, таблицы и иллюстрации. Верстка не должна содержать висячих строк – то есть новый абзац не может начинаться на последней строке страницы, а также конец абзаца не должен приходиться на первую строку страницы; для того, чтобы избавиться от них применяются приемы вгонки и выгонки строк. Уменьшение числа набранных строк за счет уменьшения междусловных пробелов в предшествующих строках – это вгонка строки. Увеличение числа набранных строк за счет увеличения междусловных пробелов в предшествующих строках, когда из части текста длинной концевой строки образуется новая концевая строка, – это выгонка строки
Переносы слов на одном развороте (то есть с четной полосы на нечетную) правилами не ограничиваются, а с нечетной полосы на четную не допускается (чтобы прочитать окончание слова, приходится перевернуть страницу). Спусковые полосы. Спуск - отступ в верхней части полос, начинающих разделы, части или главы издания (начальных полос, их также называют спусковыми полосами). Чаще всего размер спуска составляет приблизительно ¼ высоты полосы от ее верха до первой текстовой строки (в размер спуска включаются и заголовки, шапки, заставки).
Правила верстки предполагают одинаковый размер спусков по всей книге (это относится к правилам верстки книг). Но возможны исключения, когда спуск поднимается или опускается на одну или две строки основного кегля, иначе висячие строки и переносы не позволят правильно окончить полосу. Связано это с тем, что на спусковых полосах текста помещается меньше, чем обычно, вгонка и выгонка строк затруднены, потому что нет предшествующих полос. Верстка заставки. В начале главы, раздела, части издания может быть сделана заранее подготовленная заставка – рисунок или акцидентный набор из линеек и орнаментов. Она размещается обычно в самом верху спусковой полосы в счет спуска, то есть спусковая полоса начинается именно с заставки. К части или главе, оформляемой так, заставка часто одновременно служит и иллюстрацией.
Концевая полоса – это последняя, обычно неполная полоса, в издании (или главе, разделе, отдельном рассказе). Текст после нее начинается с начальной полосы. Не разрешается на концевой полосе оставлять слишком мало текста. Как правило, он должен занимать не менее ¼ ее высоты, то есть не менее размера спуска на начальных полосах. Но, делая вгонки и выгонки, нельзя нарушать технические правила набора. Концовки – это линейки, специальные линейки с утолщениями, украшения, а иногда и небольшие иллюстрации, устанавливаемые в конце разделов, глав и других частей издания. Концовка не ставится на концевых полосах, занимающих всю полосу. Колонцифры – номера страницы издания, которые размещают вверху или внизу полосы. Вверху колонцифра может связываться в одну строку с колонтитулом. В некоторых случаях колонцифра ставится по центру полосы, но чаще – в наружный край, на четных полосах в левый, на нечетных в правый.
Шрифт для колонцифр часто используется того же начертания, что и для основного текста, причем кегль снижается на 2 п. В изданиях особого назначения и оформления (справочники, словари, указатели и т. п.) колонцифры возможно набирать шрифтами других гарнитур и повышенных кеглей. Как правило, нижние колонцифры, набранные шрифтом 8 кегля той же гарнитуры, как в основном тексте, выключают в наружный край полосы. Нижние колонцифры отбивают от нижней границы текста пробелом, так чтобы вся величина полосы вместе с колонцифрой была кратна цицеро. Например, полоса имеет высоту 49 строк корпуса, то есть 10 кв. 10 п., колонцифру кг. 8 отбивают пробелом 6 п., тогда общая высота полосы составит 10 кв.10 п.+8 п.+6 п.=10½кв. Нижние колонцифры в заданный формат полосы не входят, то есть кегль колонцифры и отбивку ее добавляют к заданному формату полосы.
Технологические инструкции предусматривают снижение кегля колонцифры по сравнению с кеглем основного текста на 2 п., однако это следует делать лишь в тех случаях, когда основной текст набирают шрифтом кг. 10 п. Если основной текст набирают шрифтом кг. 8 п., то колонцифры также набирают шрифтом кг. 8 п. Издательство имеет право выбрать любой кегль и шрифт колонцифры, и в некоторых изданиях кегль колонцифр может быть даже больше, чем кегль основного шрифта.
Верхние колонцифры размещают в одной строке с колонтитулом и выключают в наружный край, иногда с колонлинейкой при выключке колонцифры по центру или также в наружный край. В обоих случаях колонцифра (вместе с колонтитулом или колонлинейкой) входит в заданный формат полосы набора, и ее отбивают от начала полосы по правилам отбивки колонтитулов.
Без колонтитулов верхние колонцифры набираются в словарях, энциклопедиях, справочниках. Тогда их устанавливают выше заданной высоты полосы, отбивка от начала текста на 4–12 п., чтобы общая высота полосы с колонцифрой была кратна цицеро. Может применяться для таких колонцифр и шрифт повышенного кегля с выключкой в наружный край. Набор такой же, как набор нижних колонцифр.
Колонцифры не ставят на титульных полосах издания (титуле, контртитуле, фронтисписе, авантитуле, шмуцтитулах), на пустых полосах (оборот титула, шмуцтитула, полосы «для записей» и т. п.), на полосах с выходными сведениями и на полосах, полностью занятых иллюстрациями (в научных и технических изданиях, на полосах со схемами, чертежами и т. п., как правило, по указанию издательства колонцифры ставят). Все перечисленные полосы входят в счет страниц издания. Не ставят колонцифры также на вклейках, которые не входят в общий счет страниц издания.
Верхние колонцифры (с колонтитулами, колонлинейками или без них) не ставят на всех спусковых (начальных) полосах. Нижние колонцифры не ставят на всех концевых полосах.
Колонтитулы - располагаемые над основным текстом каждой полосы текстовые строки, улучшающие оформление издания. Кроме того, они делают более удобным пользование книгой или журналом. С колонтитулами легче ориентироваться в издании, находить нужные разделы, словарные статьи и т. д. Обычно применяют колонтитулы «живые», меняющиеся в соответствии с разными разделами и главами книги. Одинаковые по всей книге колонтитулы – «мертвые» – сейчас стараются не применять, ведь они не имеют иного значения, кроме оформительского.
Колонтитулы обычно набирают в «красную строку», всегда одной текстовой строкой. Ее шрифт должен быть совсем другой, чем основной (курсив, полужирный курсив, капитель, прописные сниженного кегля). Иногда колонтитулы выключают в наружный край или в оба края полосы (в словарных изданиях и энциклопедиях). В той же строке лучше разместить и колонцифру. Когда колонтитул выключен в «красную строку», колонцифра смещается в наружный край. Когда колонтитул размещен в край – в «красную строку» обычно выключается колонцифра.
Весьма часто колонтитул закрывают тонкой линейкой на полный формат без отбивки или с небольшой (на 2 п.) отбивкой его снизу от текста. Иногда линейки дают и сверху и снизу. Отбивка текстовых строк колонтитула от линеек будет выглядеть равномерно, если сделана отбивка сверху, над строками, набранными прописными буквами, на 2 п. больше, чем снизу.
Колонтитулы, включающие или не включающие колонцифры, входят в заданный формат полосы. От первых строк основного текста они отбиваются на кегль основного шрифта или чуть больше. При этом общий формат полосы должен был кратным основному кеглю или цицеро. Например, при основном кг. 10 п. колонтитул кг. 6 п. с двухпунктовой линейкой можно отбить (конечно, одинаково по всему изданию) на 12 п., чтобы получилась кратность кеглю. Например, при формате 49 строк – на 14 п.
Красная строка – строка, выключенная по центральной оси полосы или колонки (с красной строки обычно набирают заголовки, формулы). Иногда красной строкой называют начальную строку с абзацным отступом.
Не нужны колонтитулы на всех титульных полосах издания (титулы, шмуцтитулы, полосы с выходными сведениями), на пустых полосах (оборот титула, шмуцтитула, полосы «для записей»), на полосах с иллюстрациями (кроме научной и технической литературы), а также на спусковых (начальных) полосах издания. Общая высота всех перечисленных полос должна быть точно равна текстовым полосам с колонтитулом.
Колонлинейки - линейки или украшения, располагаемые на каждой полосе издания над основным текстом (с отбивкой от него) в качестве элемента художественного оформления издания. Поэтому линейки в составе колонтитулов тоже считаются колонлинейками. В качестве колонлинеек применяют различные линейки и украшения, как правило, на полный формат строк набора, но иногда и на меньший формат с выключкой по центру или в наружный край. Часто вместе с колонлинейками применяют и колонцифру – над линейкой или внутри ее с выключкой также по центру или в наружный край. Правила заверстки колонлинеек точно такие же, как колонтитулов. Правила верстки титульного листа
На первой выходной странице издания можно прочитать все самые важные сведения о нем: фамилию автора, название, год и место издания. Такая страница называется титульным листом, или титулом. Обычно под титул отводится целиком вся первая полоса издания. Если имеется контртитул или фронтиспис, то титул будет на третьей полосе.
Для журнальной верстки характерно, когда вместо титула ставится «шапка» – верхняя часть первой полосы, содержащая все титульные данные.
Верстка каждого издания подразумевает прежде всего установку титула и, если требуется, также контртитула, фронтисписа и авантитула. Колонцифры, колонтитулы, нормы и сигнатуры на этих полосах не нужны. Правила верстки контртитула
Напротив главного титула издания на нечетной полосе, то есть в одном развороте с главным титулом издания, размещается контртитул - четная полоса. Это оформление характерно для многотомных или переводных изданий. В многотомных изданиях на контртитуле размещают сведения, относящиеся ко всему изданию, на главном титуле – лишь сведения для данного тома. В переводных изданиях на контртитуле обычно помещают те же сведения, что и на титуле, но на языке оригинала. Как правило, контртитул размещают на второй полосе издания. В этом случае титул будет на третьей полосе. Правила верстки фронтисписа
Фронтисписом называют рисунок, размещаемый на одном развороте с титулом на четной полосе. Обычно рисунок фронтисписа не имеет подписи, но иногда вместо подписи дают автограф автора. Как правило, фронтиспис помещают на второй полосе издания (титул – на третью). Рисунок размещают на оптической середине полосы заданного формата. Авантитул - оборот контртитула или фронтисписа (как правило, первую полосу издания), если на ней помещают название книги или какой-то другой текст, называют авантитулом. Обычно название книги (фамилию автора) для авантитула набирают шрифтом той же гарнитуры, что и титул. Но кегль его снижается по сравнению с титульным листом и может составлять не более 12–14 п. Текст авантитула размещают на оптической середине полосы заданного формата. В редких случаях выбирается другое место на полосе (например, в верхней части полосы с выключкой вправо). Издательская марка или рисунок заверстываются таким же образом.
Оборот титула в книжных изданиях может быть пустым. В научных и технических изданиях на обороте титула обязательно размещают номер универсальной десятичной классификации (в левом верхнем углу), номер библиотечно-библиографической классификации (ББК) и авторский знак (в правом нижнем углу). Кроме того, на обороте титула может размещаться аннотация, а иногда и выходные сведения.
В аннотации кратко излагаются содержание и назначение книжного издания или журнальной статьи. Располагать аннотацию принято, как правило, на обороте титула.
Аннотацию в книге обычно размещают на обороте титула и верстают на уменьшенный формат по оптической середине полосы с двусторонней втяжкой. Используется шрифт со сниженным кеглем. Для аннотаций к журнальным статьям обычно тоже выбирают шрифт сниженного кегля, размещая аннотацию под заголовком на полный формат полосы и немного отбивая от текста. Так делают и при двух- или трехколонном наборе текста статьи.
stud24.ru


