Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

I Международная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы современной культуры и образования». Проблемы современного образования журнал мпгу


Журнал «ЛОКУС: люди, общество, культуры, смыслы»

Журнал «ЛОКУС: люди, общество, культуры, смыслы»

Входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук (отрасли 07.00.00 Исторические науки и археология; 23.00.00 Политология)

Направление издания по отраслям наук:

  • Исторические науки и археология (07.00.00)
  • Политология (23.00.00)

Журнал основан в 2010 году по инициативе коллектива исторического факультета Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова и декана факультета – доктора исторических наук, профессора Ивана Георгиевича Жирякова.

 

Главный редактор журнала – Алексей Брониславович Ананченко, кандидат исторических наук, директор Института истории и политики МПГУ.

Миссия журнала

Издание является площадкой для презентации новейших исследований в области исторических наук и политологии. В рамках издания осуществляется введение в научный оборот новых архивных материалов, а также публикуются переводы иностранных документальных и нарративных источников на русский язык. На страницах журнала представлены научные дискуссии по актуальным историческим и политическим вопросам. Уделяется внимание научным рецензиям, критике и библиографии.

Идентификатор издания: ISSN 2500-2988.

Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77-67762 от 17.11.2016 г.

Журнал выходит 4 раза в год. Объем – 150 с.

Контакты:

Электронная почта: [email protected]

Телефон редакции: 8(499)400-02-48 (доб. 1151)

Адрес для почтовых отправлений: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18, МПГУ, для Управления Издательской деятельности.

Адрес редакции: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16–18, к. 223.

Проезд: станция метро «Таганская» кольцевая, из метро налево на ул. Верхняя Радищевская.

 

Языки

 

mpgu.su

Актуальные проблемы современного литературного образования»

21 апреля 2016 г. кафедра методики преподавания литературы Института филологии и иностранных языков провела II всероссийскую научную видеоконференцию «Магистр – науке и образованию: Актуальные проблемы современного литературного образования» (отв. – Алла Михайловна Антипова, д. п. н.,  профессор кафедры).

В конференции приняли участие магистранты МПГУ (магистерская программа «Современные стратегии литературного образования»), Вятского государственного университета (магистерская программа «Литературное образование»), Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого (магистерская программа «Литература в системе гуманитарного образования») и Школы педагогики Дальневосточного федерального университета (магистерская программа «Литературное образование»).

В рамках конференции обсуждались современные стратегии и практики литературного образования в средней и высшей школе, а также вопросы изучения русской классической и современной литературы.

Программа видеоконференции 21 апреля 2016 г

Запись видеоконференцииТГПУ им. Л.Н. ТолстогоВятГУ

 

Презентация новых книг
Наука
Презентация новых книг 18 / 05 / 2018

16 мая 2018 года в Института филологии состоялась презентация новых книг: “Основы профессионального мастерства экскурсовода” профессора А.В. Святославского. “Русская революция в зеркале литературы и культуры” – Сборник статей и материалов Межвузовской...

Видеоуроки по профориентации
Наука
Видеоуроки по профориентации 17 / 05 / 2018

Проект «Больше, чем Урок», предложенный Департаментом образования г. Москвы – это уникальная коллекция видеолекций для школьников, позволяющая расширить рамки образовательного процесса по каждому предмету. Удобный формат видеолекций позволяет учителю добавить...

mpgu.su

Наша история

Дореволюционный период

История МПГУ началась в 1872 году, когда В. Герье основал Московские высшие женские курсы (МВЖК).

history-1_newИстория Московского педагогического государственного университета, насчитывающая более 140 лет, началась в ноябре 1872 года, когда российский историк и общественный деятель Владимир Герье с одобрения императора Александра II основал Московские высшие женские курсы (МВЖК) — первое учебное заведение в России, открывшее женщинам любого сословия доступ к высшему образованию на родине. До этого они могли учиться только в зарубежных университетах.

Образовательная программа сначала была двухлетней, специализаций почти не было, преобладали историко-филологические дисциплины. Курсы в разные годы располагались в разных зданиях, в том числе в здании Политехнического музея. К середине 1880-х годов число слушательниц превышало 200 человек — для тех лет немало. Набор на МВЖК был прекращен в 1886 году, после чего они существовали в формате «общедоступных лекций» для женщин в Политехническом музее и «коллективных уроков», организованных Московским обществом воспитательниц и учительниц.

В 1900 году курсы получили статус государственного учреждения.

Работа МВЖК была возобновлена в 1900 году — курсы получили статус государственного учреждения, были открыты два факультета — физико-математический и историко-филологический.

В 1905 году, во время первой русской революции, когда Владимир Герье уехал за границу, директором МВЖК был избран выдающийся российский мыслитель Владимир Вернадский — основатель нескольких наук, автор учения о биосфере, — однако к своим обязанностям так и не приступил. Впрочем, он работал на МВЖК как профессор, открыв здесь минералогический музей.

history-2

В том же 1905 году МВЖК возглавил 36-летний Сергей Чаплыгин — один из основоположников современной гидроаэродинамики, впоследствии академик АН СССР. Под его руководством МВЖК выросли в большое учебное заведение с факультетами по всем основным научным направлениям тех лет.

5 октября 1913 года был открыт главный аудиторный корпус на Малой Пироговской улице, дом 1 — его стеклянную крышу спроектировал знаменитый инженер Владимир Шухов.

В 1913 году был открыт главный аудиторный корпус на Малой Пироговской.

history-3

На МВЖК в разные годы преподавали выдающиеся представители дореволюционной научной мысли.

Профессорами истории были Василий Ключевский — признанный лидер московской исторической школы — и Иван Цветаев — создатель и первый директор Музея Изящных искусств (ныне ГМИИ имени А.С.Пушкина), отец поэтессы Марины Цветаевой.

Физику преподавал Алексей Столетов — выдающийся русский физик и электротехник, астрономию — Федор Бредихин, создатель московской астрофизической школы и директор Пулковской обсерватории, химию — Николай Зелинский, изобретатель угольного противогаза, использовавшегося в первую мировую войну.

С МВЖК связана научная и преподавательская деятельность основоположника российской экспериментальной биологии Николая Кольцова, географа и антрополога (автора термина «антропосфера») Дмитрия Анучина, основоположника физиологии питания Михаила Шатерникова, других известных ученых, многие из которых продолжили научную карьеру при советской власти.

history-4

 

Советский период

В 1918 году МВЖК были преобразованы во Второй московский государственный университет (Второй МГУ).В 1921 году был открыт педагогический факультет, в последующие годы определявший лицо вуза.

В 1918 году по решению Народного комиссариата просвещения МВЖК были преобразованы во Второй московский государственный университет (Второй МГУ) в составе трех факультетов: историко-филологического, физико-математического и медицинского.

С 1919 по 1924 год ректором Второго МГУ был Сергей Наметкин — выдающийся химик-органик, впоследствии академик АН СССР. В период его ректорства — в 1921 году — был открыт педагогический факультет, в последующие годы определявший лицо вуза.

 

В 1930 году Второй МГУ был разделён на три самостоятельных вуза, его правопреемником стал один из них — Московский государственный педагогический институт (МГПИ). Сначала МПГИ носил имя Андрея Бубнова, наркома просвещения РСФСР, а затем — вплоть до 1997 года — Владимира Ленина, что вскоре привело к появлению бренда, сохранившегося по сей день, — «Ленинский пединститут».

В 1920-30-е годы в университете работали Отто Шмидт — географ, математик и астроном, исследователь Арктики, Николай Баранский — основоположник экономической географии в СССР, Александр Хинчин — один из основателей советской школы теории чисел и теории вероятности, Вениамин Каган — создатель школы дифференциальной геометрии, Григорий Ландсберг — основоположник научной школы по спектроскопии и спектральному анализу. Здесь преподавали Игорь Тамм — будущий лауреат Нобелевской премии по физике, Лев Выготский — самый известный в мире российский психолог.

В годы Великой Отечественной войны МГПИ прерывал работу лишь на месяц осенью 1941 года, когда Москва была на осадном положении. Из-за войны срок обучения был сокращен до трех лет, многие студенты, аспиранты и преподаватели ушли на фронт, четверо стали Героями Советского Союза. В 1944 году при МГПИ были открыты Высшие педагогические курсы, тогда же институт получил право защиты диссертаций на факультетах. В годы войны к МГПИ были присоединены Московский дефектологический институт и Московский индустриально-педагогический институт имени К.Либкнехта. Позже, в 1960 году, к МГПИ был присоединен Московский городской педагогический институт имени В. П. Потёмкина.

В годы войны к МГПИ были присоединены Московский дефектологический институт и Московский индустриально-педагогический институт имени К.Либкнехта. Позже, в 1960 году, к МГПИ был присоединен Московский городской педагогический институт имени В. П. Потёмкина.

В послевоенные годы в МГПИ преподают Алексей Лосев — всемирно известный философ и филолог, исследователь античности, Петр Новиков — математик, академик АН СССР, уволенный из вуза за письмо в защиту своего ученика-диссидента, другие выдающие ученые. В МГПИ были организованы первые в стране методические кафедры, которые возглавили ученые-педагоги, хорошо знающие специфику работы средней и высшей школы. Преподаватели вуза писали учебники, по которым занималось не одно поколение российских школьников и студентов, в числе авторов наиболее популярных учебников — географ Владимир Максаковский, профессор МПГУ, в июне 2014 года отметивший свой 90-летний юбилей.

За большие заслуги в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров, развитии научных исследований и в связи с 100-летием со дня основания Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1972 года Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина награжден орденом Ленина.

Несмотря на то, что главной задачей МГПИ всегда была подготовка кадров для школьного образования, в послевоенные годы преподаватели университета вели прикладные научные исследования для других отраслей. В промышленности использовались, например, результаты исследований сотрудников университета, связанные с защитой металлов от коррозии (профессор Степан Балезин), разведкой полезных ископаемых (заведующая кафедрой геологии Вера Варсонофьева), химией красителей (заведующий лабораторией химии красителей и теории цветности Всеволод Измаильский).

Среди известных учителей, директоров школ, управленцев, исследователей образования немало выпускников МГПИ.

В Советском Союзе существовала жесткая система распределения выпускников вузов, и, окончив педагогический институт, человек, как правило, начинал работать учителем в школе. Среди учителей, директоров школ, управленцев, исследователей образования, имена которых сегодня на слуху, немало выпускников МГПИ. Можно назвать экс-руководителя Департамента образования Москвы Любовь Кезину и директора московского Центра образования N109 Евгения Ямбурга, разработавшего в 2013 году профессиональный стандарт педагога, многих других директоров школ и известных учителей Москвы.

В числе выпускников известные писатели, режиссеры, барды, политики, журналисты.

Но и в советские годы, окончив педагогический институт, молодые люди выбирали самые разные карьерные траектории. В числе выпускников есть известные писатели (Юрий Коваль, Сергей Иванов, Юрий Ряшенцев) и режиссеры (Петр Фоменко, Георгий Бабушкин, Владимир Македонский). Из студенческой среды МГПИ в период «хрущевской оттепели» вышло целое созвездие бардов — Юрий Визбор, Ада Якушева, Юлий Ким, Вадим Егоров, Юрий Коваль и другие, и благодаря сложившейся в тот период песенной культуре аббревиатуру МГПИ расшифровывали и как «московский государственный поющий институт». Среди выпускников разных лет есть успешные политики — например, депутаты Госдумы Владимир Лукин и Андрей Исаев; журналисты — главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, телеведущий Александр Архангельский.

 

В 1990 году МГПИ был преобразован в МПГУ, ставший первым педагогическим университетом в мире.

В 1987 году ректором МГПИ был избран математик Виктор Матросов, возглавлявший вуз более 25 лет, ставший за эти годы членом-корреспондентом, а затем академиком двух государственных академий — Российской академии наук и Российской академии образования.В августе 1990 года МГПИ был преобразован в МПГУ — Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина, ставший первым педагогическим университетом в мире.

 

 

Постсоветский период

МПГУ одним из первых в стране стал использовать двухступенчатую систему подготовки кадров «бакалавр + магистр».

В 1990-е годы МПГУ переживал те же трудности, что и все российское образование, главной из которых была катастрофическая нехватка государственного финансирования. Несмотря на это, университет продолжал развиваться — создавались новые подразделения, открывались новые специальности и направления подготовки. В 1992 году МПГУ одним из первых в стране стал использовать двухступенчатую систему подготовки кадров «бакалавр + магистр». Сохранялись и развивались связи со школами Москвы, где студенты университета проходят практику. В этом же году МПГУ был награжден почетной грамотой Президиума Верховного Совета Российской Федерации за большой вклад в подготовку высококвалифицированных научно-педагогических кадров и в связи с 120-летием со дня основания.

В 2007 году по результатам общероссийского конкурса МПГУ вошел в число вузов, получивших государственную поддержку на реализацию инновационных образовательных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование». За два года появились новые разработки в содержании образования, образовательных технологий, информационной среде университета.

В 2007 году МПГУ вошел в число вузов, получивших государственную поддержку на реализацию инновационных образовательных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Оставаясь педагогическим по основному направлению подготовки кадров, МПГУ продолжает развиваться как многопрофильный университет. Это касается и научных исследований. В 2008 году в университете был создан научно-образовательный центр «Нанотехнологии»,

МПГУ одним из первых в стране стал использовать двухступенчатую систему подготовки кадров «бакалавр + магистр».

выполняющий фундаментальные теоретические и экспериментальные исследования структур, свойств и функций сложных биополимеров и наноматериалов. Мировую известность имеют исследования МПГУ по сверхпроводимости.

В 2009 году МПГУ был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

В постсоветский период МПГУ де-факто остается «главным педагогическим вузом страны», объединяя усилия коллег из других педагогических вузов и классических университетов, где также готовят педагогов. На базе МПГУ действует Учебно-методическое объединение (УМО) по образованию в области подготовки педагогических кадров. Представители университета участвуют в разработке и корректировке концептуальных государственных документов, определяющих пути развития не только педагогического образования, но и российской системы образования в целом. На базе МПГУ ежегодно работает комиссия по присуждению премий Правительства РФ в области образования.

В августе 2013 г. исполняющим обязанности ректора МПГУ был назначен Алексей Львович Семенов, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН и РАО, ранее возглавлявший Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский институт открытого образования» (МИОО), специализирующийся на реализации программ дополнительного профессионального образования.

Под руководством А.Л.Семенова университет стал участником ряда крупных проектов, в том числе связанных с модернизацией педагогического образования в России. Так, при участии представителей МПГУ был разработан проект Концепции поддержки развития педагогического образования, основные положения которого вошли в Комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. В 2015 г. МПГУ успешно прошел государственную аккредитацию.

Деятельность А.Л.Семенова на посту руководителя МПГУ характеризовалась многочисленными нововведениями, которые нередко вступали в противоречие со сложившимися традициями университета и педагогического образования в целом. Многие инициативы не находили поддержки в коллективе и у ведущих преподавателей вуза. Особенно негативную реакцию вызывало стремление к сокращению фундаментальной части образовательного процесса и предметной подготовки будущих педагогов. Непонимание со стороны многих членов коллектива вызывал и общий стиль руководства вузом, масштабные сокращения профессорско-преподавательского состава.

В ноябре 2016 г. исполняющим обязанности ректора МПГУ был назначен Алексей Владимирович Лубков – доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО. До этого А.В.Лубков работал заместителем директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

В 1978 –1983 гг. он учился на историческом факультете МГПИ имени В.И.Ленина, который окончил с отличием. Во время студенчества был Ленинским стипендиатом, секретарем факультетского комсомола, членом комитета комсомола института. С 1983 г. работал на кафедре истории СССР (советский период) ассистентом, старшим преподавателем. В 1984–1987 гг. был секретарем комитета ВЛКСМ института и членом Ленинского РК ВЛКСМ г. Москвы. Принимал активное участие в организации и проведении Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985 г.), за что был удостоен высокой государственной награды – медали «За трудовую доблесть».

После учебы в аспирантуре в 1990 г. под руководством профессора Э.М.Щагина защитил кандидатскую диссертацию. После защиты диссертации работал доцентом кафедры новейшей отечественной истории. В 1991–1998 гг. был деканом исторического факультета МПГУ. В 1998 г. защитил докторскую диссертацию. В дальнейшем до 2006 г. являлся проректором по научной работе – первым проректором МПГУ. Одновременно работал профессором кафедры новейшей отечественной истории, а в 2002–2009 гг. – и.о. заведующим кафедрой истории России МПГУ.

В 2006 – 2013 гг. работал в МИОО проректором и по совместительству – профессором кафедры социально-гуманитарных дисциплин, заведующим указанной кафедрой.

В 2013 – 2014 гг. – занимал должность проректора МПГУ. В 2016 г. перешел на работу в Министерство образования и науки Российской Федерации на должность заместителя директора департамента государственной политики в сфере высшего образования.

23 мая 2017 г. в МПГУ состоялась Конференция работников и обучающихся по выборам ректора на альтернативной основе. По результатам тайного голосования на должность ректора университета подавляющим числом голосов был избран исполняющий обязанности ректора А.В.Лубков.

Представляя свою программу на Конференции работников и обучающихся по выборам ректора на альтернативной основе, А.В. Лубков предложил комплексный подход к инновационному развитию МПГУ, предполагающий, в частности, широкое вовлечение университета в различные формы партнерства с высокотехнологичными компаниями, структурами РАН и РАО, сферой бизнеса, государственными и общественными организациями. Большое внимание в программе кандидата было уделено и вопросам участия МПГУ в проектах регионального и федерального масштаба, увеличения внебюджетных доходов вуза, модернизации его социальной инфраструктуры, повышения уровня социальной защищенности работников и, в первую очередь, профессорско-преподавательского состава, поддержки молодых ученых и преподавателей, развития международного и межрегионального академического сотрудничества.

Особый акцент в программе А.В.Лубкова был сделан на проблемах формирования гражданственности, патриотизма и семейных ценностей у обучающихся, повышения уровня их духовно-нравственной культуры, развития взаимодействия с Русской Православной Церковью и другими традиционными для нашей страны конфессиями.

В начале 2017 г. по инициативе А.В.Лубкова в университете был разработан и принят «План антикризисных мероприятий МПГУ», ставший основой деятельности по достижению финансовой стабильности в вузе. Кроме того, Ученым советом был рассмотрен и утвержден документ стратегического характера – «Концепция развития МПГУ на период 2017–2020 годы: от возрождения к созиданию нового облика педагогического образования».

Концепция базируется на возрождении классических отечественных норм подготовки учителей – с четко выраженной предметностью, нравственно-воспитательной составляющей, а также их тесным сопряжением с современными социокультурными реалиями, внедрением инновационных технологий, цифровизацией, иными актуальными задачами, стоящими перед российским образованием. Как было отмечено в одном из центральных СМИ, «заявлен один из ключевых трендов системного оздоровления, которое энергично проводит глава Минобрнауки О.Ю.Васильева». Концепция развития МПГУ объединяет уникальные особенности, исторические традиции и потенциал вуза как первого педагогического университета России, а также передовой опыт ведущих университетов мира.

В Концепции сформулирована современная миссия МПГУ, состоящая в «обеспечении преемственности и развитии культуры современной России через восстановление отечественного педагогического образования на основе гармоничного сочетания традиций и инноваций, формирования российской идентичности и профессионализма будущих педагогов, всемерного раскрытия их талантов». Возврат к фундаментальности и предметности подготовки педагога Концепция представляет в виде синтеза предметной, психолого-педагогической, культурной и общепрофессиональной подготовки.Реализация Концепции позволит качественно изменить подход к подготовке научно-педагогических кадров на основе принципов преемственности и обновления. В ходе реализации Концепции особое внимание планируется уделить участию МПГУ в международных образовательных проектах. Особо важным направлением станет участие университета в разработке пакета образовательных и просветительских продуктов для системного продвижения русского языка и культуры России за рубежом.

В рамках реализации Концепции в течение 2017 г. были: пересмотрены учебные планы и основные образовательные программы высшего образования с целью усиления их фундаментальности, предметной и профессиональной направленности; были проведены конкурсные отборы на должности педагогических работников, выборы заведующих кафедрами и деканов факультетов с установлением срока трудового договора до 5 лет, что позволило стабилизировать кадровую ситуацию и нивелировать перекосы кадровой политики прежних лет; реализован комплекс организационно-штатных мероприятий, направленных на оптимизацию функциональной структуры университета, достижения плановых заданий по росту заработной платы профессорско-преподавательского состава.

Последовательное выполнение «Плана антикризисных мероприятий МПГУ» и Концепции в 2017 г. позволило не только устранить негативные тенденции в отдельных сферах деятельности университета, но и придать новый импульс развитию образовательной, научной и международной деятельности университета, значительно усилить его культурно-просветительское значение.

27 ноября 2017 г. А.В.Лубков представил Отчет ректора МПГУ Ученому совету: «Об итогах работы университета за 2016/2017 уч.г., задачах и плане работы университета на 2017/2018 уч.г.», который был единогласно одобрен Ученым советом.

В декабре 2017 г. на рассмотрение Ученого совета университета планируется вынести разрабатываемую «дорожную карту» реализации Концепции развития МПГУ, включающую систему мероприятий, этапы их осуществления и индикаторы результативности.

mpgu.su

Круглые столы по проблемам современного образования прошли в Институте детства

2 декабря 2017 года в Институте детства прошли два круглых стола.

На круглом столе «Социальная и психолого-педагогическая поддержка лиц с особыми образовательными потребностями» обсуждались проблемы организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, особенности деятельности ПМПК в современный период, специальные образовательные условия для детей с нарушениями слуха, возможности творческой самореализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инновационные подходы в их обучении, новые практики обучения. Научный руководитель круглого стола – профессор Е.Г. Речицкая. На круглом столе выступила декан дефектологического факультета Е.В. Кулакова с научным докладом «Особенности диагностики на ПМПК лиц с нарушенным слухом в возрасте 18-23 лет». Актуальные проблемы психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья получили освещение в докладе доктора педагогических наук, профессора М.В. Жигоревой. Большой интерес у участников круглого стола вызвало выступление художественного руководителя Театра МИРТ Н.П. Ораловой и педагога-логопеда этого театра, выпускника МПГУ Г.В. Скавитина. Оргкомитет круглого стола: профессор Е.Г. Речицкая (председатель оргкомитета), профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики В.В. Линьков, доцент Г.А. Бутко, доцент Л.А. Плуталова, зав. кафедрой специальной педагогики и инклюзивного образования Образовательного комплекса «Юго-Запад» И.А. Каташев (г. Москва).

На круглом столе «Современные тенденции в развитии образования и педагогической мысли» рассматривались актуальные проблемы развития педагогической науки и учебно-воспитательной деятельности, формы гуманизма и их влияние на образование, современные педагогические парадигмы и их основания, соотношение воспитания, обучения и образования в современных условиях общественного развития, сущность и различия проектного обучения и проективного образования, значение ценностей в образовании, актуальные изменения в методологии педагогических исследований. Научный руководитель и модератор круглого стола – профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики В.В. Линьков. На круглом столе выступил с научным докладом доктор педагогических наук, профессор Г.Л. Ильин. Презентацию новой учебной литературы провел методист издательства «Просвещение» И.С. Горностаев. В работе круглого стола приняли участие представители образовательных организаций Москвы и Московской области. Оргкомитет круглого стола: профессор Е.Г. Речицкая, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики В.В. Линьков, доцент Г.А. Бутко, доцент Л.А. Плуталова, зав. кафедрой специальной педагогики и инклюзивного образования Образовательного комплекса «Юго-Запад» И.А. Каташев (г. Москва).

 

mpgu.su

В МПГУ эксперты ФУМО обсудили актуальные вопросы педагогического образования

В Московском педагогическом государственном университете 20 июня состоялось совместное заседание Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» и Президиума ФУМО ВО по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки, в котором приняли участие ведущие вузы страны.

С приветственным словом выступили председатель Координационного совета, вице-президент РАО, и.о. первого проректора РГПУ им. А.И. Герцена В.В. Лаптев и ректор МПГУ А.В. Лубков, которые отметили важность и стратегическое значение встречи.

Открыла мероприятие Председатель ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», чл.-корр. РАО Е.И. Казакова. Повестка совещания включала в себя актуальные вопросы педагогического образования: обсуждение Примерных основных образовательных программ, разработка и реализация ведомственного проекта модернизации педагогического образования (2018 – 2020 гг.), план развития педагогического образования, подготовка будущего учителя к осуществлению воспитательной деятельности, в том числе подготовка вожатских кадров.

Ведущие специалисты вузов страны И.Э. Кондракова, С.А. Писарева, А.А. Федоров, С.Г. Пилипенко, Л.А. Трубина, А.К. Пащенко, Н.И. Алмазова, А.А. Марголис, А.Г. Гогоберидзе, Т.В. Светенко, Н.Ю. Склярова, Л.А. Цветкова, Н.В. Чекалева, Е.М. Дорожкин, Е.И. Казакова представили экспертную оценку девяти примерных основных образовательных программ по бакалавриату, магистратуре и аспирантуре.

Отдельное внимание стоит уделить предложениям по модернизации педагогического образования, которые представил заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерство образования и науки Российской Федерации С.А. Пилипенко. Реализация данного проекта позволит определить точки роста для педагогического образования в стране и определить широкий спектр задач, решение которых приведет к обновлению всех форм педагогического образования путем обеспечения системных изменений в подготовке педагогических кадров в соответствии с современными потребностями общества и государства, будет способствовать повышению престижа педагогической профессии и привлечению к педагогической деятельности высокопрофессиональных и мотивированных кадров.

Также стоит отметить, что на совещании рассматривались вопросы, связанные с формированием воспитывающей образовательной среды вузов, включающей активизацию работы студенческих сообществ, которая позволит привлечь обучающихся к совместной творческой воспитательной деятельности. Т.Н. Владимирова представила Примерную программу «Основы вожатской деятельности» для педагогических вузов, которая включает в себя 7 модулей (144 часа, 4 з.е.): психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого; история вожатского дела; нормативно-правовые основы работы вожатого; информационно-медийное сопровождение деятельности вожатого; основы безопасного жизнедеятельности; организация массовых мероприятий; профессиональная этика и культура вожатого. Внедрение данного курса в основные образовательные программы вузов позволит на качественно новом уровне систематизировать подготовку вожатских кадров страны.

Заседание Координационного совета и Федерального учебно-методического объединения 20 июня 2017 (ФУМО ВО)

Материалы заседания (ФУМО ВО)

mpgu.su

Учебно-научный центр приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров

Контактная информация

Москва, Малая Пироговская улица, дом. 1, строение 1, аудитории 119, 316

+7 (499) 246-28-24

[email protected], [email protected]

1.

Родимова Нина Петровна

Заместитель директора УНЦ

Проекты, реализуемые на базе УНЦ

1.

Разработка модели обеспечения функционирования аспирантуры как уровня высшего образованияПрофессор, доктор физ.-мат. наук Нижников А.И.

2.

Теоретическое и компьютерное моделирование задач современной теории гравитации, космологии и релятивистской астрометрии в околоземном и околосолнечном космическом пространствеПрофессор, доктор физ.-мат.наук Бабурова О.В.

3.

Разработка и научно-методическое обоснование вариативных моделей системы профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ со сложным дефектомПрофессор, доктор педагогических наук Евтушенко И.В.

4.

Разработка и экспериментальная апробация научно-методического обеспечения использования русского жестового языка (РЯЖ) для глухих обучающихся на уровне основного общего образованияКандидат педагогических наук Соловьева Т.А.

5.

Разработка обязательной части основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образованияАкадемик РАО, профессор, доктор географических наук Дронов В.П.

6.

Разработка методов пропедевтики трудностей в обучении у детей с нарушениями речи при инклюзивном образовании и ее организации, включая апробациюКандидат педагогических наук Соловьева Т.А.

7.

Формирование готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности в условиях разработки и становления системы профессиональных стандартовДоцент, кандидат исторических наук Маландин В.В.

8.

Методы коррекции несобственных и неустойчивых задач оптимизации и их применение к задачам классификации и прогнозированияПрофессор, доктор физ.-мат. наук Горелик В.А.

9.

Семантический анализ переводов в сопоставительной культурной перспективе и культурная специфичность в обучении языкуПрофессор, доктор филологических наук Добровольский Д.О.

Публикации

1.

Модель применения информационно-коммуникационных технологий в работе по профессиональной ориентации обучающихся со ОВЗ со сложным дефектом Белотелкин Ю.Г., Евтушенко И.В.. Ткачева В.В. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016, №12, т.1.

2.

Модель подготовки к профессиональной деятельности обучающихся со сложным дефектом, оставшихся без попечения родителей, в условиях северо-запада России (на примере Мурманской области) Груздева М.В., Евтушенко И.В. Современные проблемы науки и образования. 2016, №3.

3.

Модель профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом в условиях северо-востока России (на примере Магаданской области) Симонов А.П., Евтушенко И.В. Современные наукоемкие технологии. 2016, №5, т.3.

4.

Обоснование модели профориентационной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом Ткачева В.В., Евтушенко И.В. Современные проблемы науки и образования

5.

Билингвизм и образование глухих: современные тенденции Базоева В.З. Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2016, № 4.

6.

Новые возможности коммуникативного развития обучающихся с нарушением слуха при получении основного общего образования Соловьева Т.А., Отдельнова Н.С., Яхнина Е.З. Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2016, № 1.

7.

Использование разных форм речи в современной ситеме образования глухих обучающихся Соловьева Т.А., Яхнина Е.З. Наука и школа. 2017, № 1

8.

Проблемы реализации образовательных программ аспирантуры по отрасли "Исторические науки" Маландин В.В., Артамонов Г.А., Рогожин Н.М. Российская история. 2016, № 6

9.

Study of The Peculiarities of Color Vision in The Course of "Biophysics" in A Pedagogical University Петрова Е.Б. INTERNATIONAL JOURNAL OF ENV IRONMENTAL & SCIENCE EDUCATION (Турция). 2016, № 1.

10.

Психологические основы инициативы в педагогическом общении, или "Педагогика Тома Сойера" Обухов А.С. Проблемы современного образования. 2016, № 1.

11.

Axially Symmetric Solution of the Weyl-Cartan Theory of Gravity and the Problem of the Rotation Curves of Galaxies Фролов Б.Н., Кудлаев П.Э., Бабурова О.В. Известия вузов. Физика (Russian Physics Journal), 2016

12.

Состояние готовности детей к обучению письму и чтению: концепции ирезультаты исследования Алмазова А.А., Бабина Г.В., Любимова М.М. Соловьева Т.А. «Проблемы современного образования» -2017, № 4. С. 94-113

13.

Содержательно-организационные аспекты пропедевтики трудностей усвоения письма и чтения у детей с нарушениями речи Алмазова А.А., Бабина Г.В., Любимова М.М. Соловьева Т.А. «Специальное образование» - 2017, № 4 С.6-22.

14.

Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты Алмазова А.А., Бабина Г.В., Любимова М.М. Соловьева Т.А., Н.В.Рябова, Е.Д. Бабина Интеграция образования-2018, №1.

15.

The Problem of Linear-Quadratic Programming Gorelik V.A., Zolotova T.V. VIII International Conference on Optimization Methods and Applications. Optimization and Applications (OPTIMA-2017). Petrovac, Montenegro, October 2-7, 2017. CEUR Workshop Proceedings.

16.

Информационная теория иерархических систем и механизмы управления экологическими процессами Горелик В.А., Золотова Т.В. Труды МФТИ. 2017. Т.9, №3.

17.

Разработка обобщенных критериев оптимальности в задачах принятия решений Горелик В.А., Золотова Т.В. Моделирование, декомпозиция и оптимизация сложных динамических процессов. М.: ФИЦ ИУ РАН. – 2017. Т.32. №1(32)

18.

Линейные задачи управления производственным риском в условиях неопределенности Горелик В.А., Золотова Т.В., Прохорова М.С. Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD’2017): материалы Десятой международной конференции (Москва, 2-4 октября 2017 г.) под общ. ред. С.Н.Васильева, А.Д.Цвиркуна. Т. 1: Пленарные доклады, секции 1 - 4.

19.

The Russian Language Arts Teacher As A Socio-Cultural Phenomenon Antipova A. M., Chertov V. F., Manykina A. A. International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2017), Moscow, Russia, June 7-8, 2017

Для эффективной реализации федеральных целевых программ «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки 1997-2001 гг.» и «Интеграция науки и высшего образования в России на 2002-2006 гг.» в 1997 году был создан Учебно-научный центр высшего педагогического образования, координирующий деятельность системы учебно-научных подразделений университета. В целях развития системы Учебно-научных центров и обеспечения подготовки научно-педагогических кадров на базе межфакультетских Учебно-научных и научно-образовательных центров и во исполнение решения деканского совещания (протокол №8 от 25 апреля 2010 г.) Учебно-научный центр высшего педагогического образования переименован в соответствии с решением Учёного совета университета в Учебно-научный центр приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров (приказ № 297 от 25.05.2011г.).

Структура УНЦ ПИиППНПК

Отдел аспирантурыОтдел занимается вопросами подготовки научных кадров.Начальник отдела аспирантуры – Фирсова Людмила Юрьевна E-mail: [email protected]Семикина Ольга ВладимировнаЛьвова Галина ПетровнаВасильева Елена Андреевна 

Сектор научно-методического обеспечения подготовки научных кадровВ рамках сектора осуществляется разработка образовательных технологий и содержания образования в аспирантуре.Зав.сектором – Котова Мария ДмитриевнаE-mail: [email protected], [email protected]Донскова Анна Николаевна 

Сектор интеграции науки и образования В рамках сектора осуществляется координация работы учебно-научных и научно-образовательных подразделений МПГУ ,в том числе в рамках выполнения Государственного задания Министерства образования и науки РФ, организация и проведение работ по Государственному заданию и программам Министерств и ведомств РФ.Зав.сектором – Королева Елена ВладимировнаE–mail: [email protected]Жигачева Наталья ВладимировнаКолесникова Светлана Михайловна

Сектор мониторинга проектной деятельностиВ рамках сектора осуществляется мониторинг, организационное и информационное обеспечение НИР, реализуемых на конкурсной основе.Зав.сектором – Расторгуева Елена АндреевнаE-mail:  [email protected]Царева Юлия Игоревна

Сектор проектной деятельности молодых ученыхВ рамках сектора осуществляется научно-методическое и организационное сопровождение научной деятельности молодых учёных.Зав.сектором – Лысенкова Анастасия АлександровнаE-mail:  [email protected], [email protected]Семенова Елена Викторовна

Основные задачи
  1. Планирование научной деятельности университета и контроль за ее реализацией.
  2. Разработка и внедрение научно-методического сопровождения образовательного процесса в аспирантуре.
  3. Координация научно-исследовательской деятельности обучающихся и молодых ученых.
  4. Проведение комплексных теоретических и экспериментальных исследований и осуществление прикладных работ по актуальным проблемам науки.
  5. Экспериментальная апробация разрабатываемых научно-исследовательских и научно-методических материалов.
  6. Подготовка магистрантов и аспирантов на основе имеющихся кадровых, научно-организационных и научно-методических ресурсов;
  7. Организация и проведение программ повышения квалификации и дополнительного образования в соответствии с реализуемыми направлениями деятельности.
  8. Подготовка и публикация результатов научно-исследовательских и научно-методических работ в периодических и специальных научных изданиях, участие в семинарах и конференциях.
  9. Оказание услуг по консалтингу и трансферу технологий.
  10. Взаимодействие  с научно-исследовательскими институтами, центрами  и образовательными учреждениями Москвы и Российской Федерации.
  11. Участие в совершенствовании системы менеджмента качества МПГУ и УНЦ.
Функции
  1. Планирование научно-исследовательской деятельности:
  • Формирование и представление плана научно-исследовательских работ Университета в соответствии с задачами и приоритетами развития науки и деятельности Университета, а также на основе полученных проектов, грантов и договоров, заключаемых с Министерством образования и науки РФ, образовательными и другими учреждениями и организациями.
  • Формирование и представление необходимых данных об участии сотрудников университета в научных программах, конкурсах грантов и других формах научно-исследовательских работ, а также образовательных программах, обеспечивающих дополнительное финансирование проводимых исследований.
  • Координация тематики научных исследований Университета.
  • Организация отбора и экспертиза тематики, представляемой для получения основного и дополнительного финансирования подразделений университета, осуществляющих научную деятельность.
  1. Осуществление организации научно-исследовательских, проектировочных, прогностических и опытно-экспериментальных работ по тематики научных исследований, в т.ч. по грантам и в соответствии с заключенными договорами:
  • Разработка порядка проведения исследований и контроль за их реализацией;
  • Разработка нормативно-методической базы для проведения исследований и формирование отчета о научно-исследовательской деятельности университета;
  • Координация работы научных подразделений научно-исследовательской части, штатных и внештатных научных сотрудников, инженерно-технического и иного персонала УНЦ, организационно-технического и финансово-хозяйственного обслуживания их деятельности;
  • Привлечение к проведению исследований в установленном порядке профессорско-преподавательского состава и обучающихся Университета;
  • Координация работы аспирантов, магистрантов и студентов, выполняющих диссертационных, дипломные и другие научно-исследовательские и учебно-исследовательские работы, а также реализация экспериментальных образовательных программ и программ подготовки научно-педагогических кадров;
  • Выявление и проведение сбора информации о существующих исследованиях, соответствующих реализуемым направлениям научной деятельности УНЦ, в России и за рубежом;
  • Организация межвузовских исследований с привлечением специалистов различного уровня образования в области актуальной проблематики научного знания  России и зарубежных стран;
  • Организация работ по правовой охране, учету и использованию результатов интеллектуальной деятельности.
  1. Оказание научно-исследовательских и консультационных услуг по всем направлениям своей деятельности в рамках, предусмотренных договорными обязательствами, в том числе в области организации и проведении УНЦ программ повышения квалификации и дополнительного образования.
  2. Участие в реализации результатов интеллектуальной деятельности:
  • Организация семинаров и конференций;
  • Организация выставок;
  • Организация конкурсов и олимпиад, в том числе конкурса научных работ МПГУ
  1. Обеспечение деятельности Научно-технического совета университета
  2. Обеспечение функционирования процессов системы менеджмента качества УНЦ.
  3. Участие в организации внутренних и внешних аудитов системы менеджмента качества МПГУ.
  4. Участие в разработке и выполнении УНЦ корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа их результативности.
  5. Вовлечение работников и обучающихся Университета в систему менеджмента качества в МПГУ.
  6. Информирование о результатах деятельности УНЦ на его странице официального сайта МПГУ.
Основные результаты, научных исследований в 2016 году
  1. Разработан и апробирован профориентационный диагностический комплекс для изучения профориентационной готовности лиц с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом к осуществлению различных видов труда; разработаны вариативные модели профессиональной ориентации с учетом вариативных ограничений жизнедеятельности, специфики сочетания первичных нарушений обучающихся со сложным дефектом; разработано научно-методическое обоснование вариативных моделей системы профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом; разработаны методические рекомендации по вопросам профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом.
  2. Предложен новый подход к развитию коммуникативных способностей подростков с нарушением слуха, предусматривающий использование калькирующей жесткой речи и русского жестового языка как средства и как предмета изучения. В частности, в вариативную часть учебного плана адаптированной образовательной программы основного общего образования глухих детей предлагается включить учебную дисциплину “Глухие люди в России: Сообщество. Язык. Культура”. Подготовлено учебное пособие по данной учебной дисциплине. разработан проект научно-обоснованных методических рекомендаций по использованию РЖЯ в учебном процессе при получении глухими подростками основного общего образования.
  3. Разработаны рекомендации по обновлению ООП в целях обеспечения подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
  4. Получена новая функциональная зависимость уравнений гравитационного поля и скалярного поля, моделирующего темную материю и темную энергию для ранней Вселенной. Построена модель спектра неоднородностей плотности скалярного поля в ранней Вселенной, качественно соответствующего распределению неоднородности реликтового излучения, измеренного в космическом эксперименте СОВЕ и WMAP.

 

Основные результаты, научных исследований в 2017 году
  1.  Разработаны обязательные части основной образовательной программы для уровней начального общего, основного общего и среднего общего образования
  2.  Разработана технологическая карта обследования детей предшкольного возраста и обучающихся первых классов общеобразовательной организации. Пакет диагностических (тестовых) методик по выявлению факторов риска возникновения нарушений письма и чтения у детей предшкольного возраста и обучающихся первых классов общеобразовательной организации. Инструктивно-методический материал (рекомендации) для педагога дошкольной и общеобразовательной организации по проведению пропедевтической работы с обучающимися. Набор типовых заданий (приемов и методов пропедевтической работы для занятий с обучающимися предшкольного и младшего школьного возраста.
  3.  Разработаны методы минимальной матричной коррекции несовместных систем линейных уровней и неравенств и определение показателей устойчивости решений систем линейных уравнений и неравенств.
  4.  Разработаны основные подходы к формированию преемственных образовательных программ в части развития научно-исследовательской компетенции и предложения по модернизации действующих ФГОС на основе проведенного анализа.

mpgu.su

I Международная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы современной культуры и образования»

По инициативе ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Института социально-гуманитарного образования ФГБУ ВО «Московский педагогический государственный университет»при участии АНО «Новый институт культурологии» и Ассоциации учителей образовательной области «Искусство» г. Москвы состоялась I Международная конференция молодых ученых«Актуальные проблемы современной культуры и образования», посвященная 25-летию кафедры культурологии МПГУ.

 

К участию в Конференции были приглашены аспиранты, магистры, студенты, научные работники, педагоги различных уровней и форм образования, а также ученые, желающие поделиться опытом с молодыми коллегами.

В первый день конференции было проведено – пленарное заседание, где выступили:

  • директор ИСГОМусарский Марк Михайлович,
  • заведующая кафедрой культурологии Пржиленская Ирина Борисовна,
  • заместитель директора Института художественного образования и культурологии РАОСавенкова Любовь Григорьевна
  • Президент АНО “Новый институт культурологии”Разлогов Кирилл Эмильевич
  • руководитель Центра культурологии образования ИХО и культурологии РАОКашекова Ирина Эмильевна
  • заместитель директора ИСГО МПГУФёдоров Александр Михайлович

Модератором заседания была заведующая лабораторией интеграции искусств ИХОиК РАО – Олесина Елена Петровна.

В рамках Конференции предлагалось обсудить следующие вопросы:

  • новые подходы в области теории и практики социально-гуманитарного знания;
  • культурные технологии в исторической и социальной динамике;
  • дискурс традиции и современности в рамках религиозной культуры;
  • художественный процесс в контексте историко-культурных трансформаций;
  • методология исследования и моделирования социокультурных процессов в современном обществе;
  • инновационные подходы в рамках психолого-педагогических исследований;
  • проблемы и перспективы функционирования академического образования в информационном обществе;
  • перспективы и направления развития современного гуманитарного и художественного образования.

 

Во второй день были проведены секционные заседания, где молодые учёные выступали в разных секциях, таких как: “Мир культуры: теоретические подходы и прикладные исследования», “Религия и общество: проблемы интерпретации историко-культурного наследия».

А в третий день конференции все желающие участвовали в научно-практическом семинаре «Интегрированное преподавание учебных предметов в школе» и проходили различные мастер-классы.

 

Материалы Конференции будут размещены в виде электронного сборника научных статей «Научные исследования в области культуры и образования: проблемы и перспективы» (апрель 2016 г.) на сайте ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» – http://www.art-education.ru/.

Сборник будет включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и размещен в Научной электронной библиотеке – http://elibrary.ru.

 

Видео с конференции

Первый день

 

Второй день

Монтаж и съемка – Снежана Миронова

 

Фотографии с конференции – Татьяна Гончарова

http://vk.com/album-35602054_230817028

 

Текст – Екатерина Кошелева

Информационный сектор ИСГО

mpgu.su


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта