Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

С чего начать изучение русского языка. Семейное образование журнал


Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло

Наш постоянный автор Андрей Рогозянский, папа, обучающий своих детей дома, делится впечатлениями и выводами о возможностях, которые дает форма семейного образования. Это — частный опыт одной семьи. Мы понимаем, что тема семейного образования — предмет очень многих споров и обязательно продолжим ее в дальнейшем и уже сейчас с благодарностью прочтем мнения и рассказы о вашем опыте семейного обучения в комментариях под этой статьей.

Тема семейного образования для меня как родителя проста и привычна — из пятерых моих школьников только один ходил в класс на протяжении нескольких лет. Старшие сыновья давно отучились экстерном, получили аттестаты и поступили, продолжив свое образование (Санкт-Петербургские музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова и Университет кино и телевидения). Две дочери в скором времени станут выпускницами, младшая, обучаясь также на дому, нынешним летом перешла в 3-й класс.

Результаты, слава Богу, радуют, так что учителя, ранее не имевшие опыта работы с экстернами и поначалу искренне не понимавшие, что это за семейное образование такое, стали выражать одобрение и поддержку. Они потихоньку вздыхают, проводя параллели со сверстниками и размышляя о своей нелегкой учительской доле. Иметь дело с коллективом из современных подростков — и впрямь, требует от педагога недюжинного терпения и напряжения сил.

 

О том, как войти в реку

Что побуждает маму и папу начать учить детей вне школы? Семейное образование объединяет разных родителей. Дома обучают детей приверженцы свободного воспитания и те, кто убежден: школа размывает консервативные ценности. Семейное образование — это и творчество, и твердость устоев одновременно. К нему естественным образом приходит тот, кто с сомнением относится к общественному мейнстриму. Сбережение детства и незаформализованный подход к развитию ребенка — вот главные ориентиры и цели.

Как в эту реку вошел я лично? Вспоминаю середину 1990-х и единственный, исключительный на то время пример в Петербурге борьбы за право самостоятельно учить детей. Моя близкая знакомая Валентина Петрова, мать пятерых детей, поставила целью добиться от ближайшей школы и руководства департамента образования разрешения на семейное обучение. И добилась, заставив себя уважать и выучив всех своих ребятишек на «отлично»!

А знаете, что значит дружная семья? Это — когда ты заходишь в дом, и все сразу собираются к гостю в прихожую. Один предлагает домашние тапочки, другой отправляется ставить чай и накрывать на стол.

Семья Петровых всегда выделялась своим дружным нравом. Светлые детские лица, живость в характерах, взаимопомощь. Поневоле я стал задумываться. Перед глазами были примеры других православных семей, в которых родители, казалось бы, также хотели воспитать детей правильно, но слишком уж много времени каждый находился вне дома и был занят своим: старшие – на работе, а дети – на уроках.

Сегодня я могу сказать с уверенностью: школьная среда конкурирует с семьёй за душу ребёнка. Хотим мы того или нет, между ними происходит как бы перетаскивание каната, невидимое, но вполне ощутимое. Тем, кому дороги семейные ценности, семейное обучение определенно стоит попробовать!

 

Педагогом быть обязан

theloushe

Если линейно перенести рамку общеобразовательной школы на жизнь ученика-экстерна и его родителя, может показаться, что школа на дому — удел высоколобых умников и экспериментаторов, нечто вроде человека-оркестра или синхрофазотрона своими руками. Воображение рисует изнурительный марафон, в ходе которого родитель с частотой одного раза в сорок пять минут меняет обличья, от преподавания рисования до интегрального счисления и от ОБЖ до особенностей экономической географии государств Юго-Восточной Азии.

Это ошибочное мнение. Семейное образование практикуют совершенно обычные родители и дети. Желание и собранность при этом требуются больше, чем особые дарования.

Первый вопрос, обращаемый к нам: «Вы с женой, наверное, педагоги?» Да, у нашей мамы — диплом об окончании педвуза плюс вдобавок научная степень кандидата наук. Хотя, дело не в этом. Выучить детей на «отлично» может родитель, не имеющий высшего образования. А уж курс начальных классов осилит с ребенком практически каждый. Педагогический навык естественен для пап и мам. Любой из родителей для своих детей — природный учитель и педагог.

Особенно теперь дистанционное образование перестает быть экзотикой. При желании легко можно получить самую разную информацию. Специализированные порталы предлагают видеоуроки на любой класс и предмет, обсуждения на интернет-форумах «семейников» проясняют какие угодно нюансы. Сохранится ли в будущем школа в своем привычном виде, мы не знаем. Ясно, что роль школьного учебника и пересказа его содержания учителем в классе уже не столь велика. Возможности для самообразования ширятся с каждым днем.

 

Меньше да лучше

Одно из открытий, которые делает для себя родитель, решившись на семейное обучение: школьный курс относительно невелик. Сильный ученик почти не заметит времени, затраченного на учебу и ежегодные аттестации. Наши дети звезд с неба не хватают — им, увы, слабовато дается математическое, абстрактное мышление. И, несмотря на это, две трети предметов они могли бы сдавать в режиме «два класса за год». Вопрос, для чего? Вундеркинды, поступающие в ВУЗ в 12-летнем возрасте, с точки зрения педагогической пользы, — достижение весьма специфическое.

Организационно, в жизни общества школа высится этакой громадой. Однако аттестационные требования не содержат в себе ничего сверхъестественного. Особенно в пересчете на длиннейший одиннадцатилетний период, в который дитя плюшевым зайчиком переступает порог первого класса, а встает из-за парты 17-летним, созревшим молодым орлом. От занятий в таком необыкновенно обширном объеме можно было бы, честно говоря, ждать и более впечатляющих результатов.

Школа ужасно громоздка. 90% своих стараний она тратит на обустройство классно-урочного конвейера — оперирование большими ученическими массами, координацию, согласование, администрирование, бухгалтерию, безопасность, учет и контроль. Ненормальная скученность в классах по тридцати и более человек исключает индивидуальную работу.

Различие в способностях и показателях успеваемости разных детей вынуждает педагога устанавливать планку преподавания на уровне среднем и ниже среднего. Классно-урочная система — плод мучительного компромисса, напоминающего известную сказку о дюжине шапок, пошитых из одной овчины. Черепашьим шагом движется учебный процесс, дожидаясь, пока до самых слабых дойдет содержание прописных истин.

Экстернат — это распорядок, больше напоминающий занятия студента-вечерника или студента-заочника: самообразование, консультации, экзамен или контрольная. Загруженным выдается окончание учебного рода. Половина апреля и май в нашей семье — школьные месяцы, в остальное время освоение общеобразовательных предметов проходит как бы само собой, без особого напряжения.

 

Научить учиться

Сесть и сделать пять-семь уроков русского и по половине раздела географии и истории — это нормально, в самый раз! Новые темы наши дети разбирают без участия старших, исключение составляет лишь английский язык. Периодического просмотра родителя требуют проблемные дисциплины. Этот распорядок постепенно отлаживался у нас в первые годы, ведь для начала следует научить ребенка учиться.

На первых порах домашний ребенок слабо осознает необходимость ехать в чужое место и отвечать на вопросы строгой чужой тети. Но мало-помалу школьные правила игры проясняются. Благо, школы, работающие с экстернами, идут навстречу и предоставляют возможности консультаций и разовых посещений классных занятий в течение года — «сверки часов» родителей, ученика и учителя.

Дети-«семейники», как правило, бывают прекрасно подготовлены к первому классу: свободно читают, считают, пишут и пересказывают, имеют неплохую эрудицию, послушны, внимательны, старательны, собраны. Начало пути, таким образом, проходит на положительном фоне. Формальная сторона сведена к минимуму, школа не наваливается на ребенка всей своей массой, не вызывает стрессовых реакций (в психологии «стресс первого класса» — вполне утвердившееся понятие). Меньше отвлечений, срывов в баловство и дурачение. Ничто не мешает ребенку учиться!

Под конец второго класса он обычно уже входит в ритм, и взрослому не приходится корпеть, организовывая учебу «от и до». В многодетных семьях старшие дети, «эксперты», недавно только освоившие тот же курс, неплохо сопровождают младших и помогают им.

Наконец, наступает момент, когда взрослый замечает, что дети сами начинают ограничивать его участие в обучении. Вместо хождения под родительским оком они предпочитают разбирать материал самостоятельно и задавать отдельные вопросы. С этого момента мотор самообразования заработал, поздравляем!

 

Семейное означает превосходное

Но это полдела. Облегчив школьное бремя, мы получаем встречную проблему: чем занять детство? Частью чего, какого проекта подготовки к жизни, развития и воспитания таковое является? Мне приходилось встречать семьи, где детям внушалось пренебрежение к образованности, к мирской жизни, а между тем годы и дни протекали беспорядочно и не были заняты сколько-нибудь большим, важным делом. Семейное образование являлось путем наименьшего сопротивления, способом «откосить» от докучливой школы. Дети учились кое-как, скучали, бездельничали, впоследствии же получали от родителей смартфоны, компьютер и, подобно остальным сверстникам, «зависали» в сети.

Печальные примеры, заставляющие меня как родителя раз за разом анализировать собственные действия…

Конечно же, семейное должно означать превосходное, никак не иначе! Важен не сам по себе нешкольный статус ребенка, но практическая деятельность, осуществляемая в близком контакте с наставником, профессионалом и мастером своего дела. Это может быть спорт, может быть искусство, техническое творчество, подготовка к церковнослужению или привлечение к семейному бизнесу даже — почему нет?

 

Учиться тому, что станет делом всей жизни

isabelle.puaut

У нас в семье главная образовательная миссия возложена на занятия музыкой. Если кто знает, как строится обучение классическому исполнительству, тот понимает разницу со схоластическим, отчужденным характером школьного обучения. Хороший музыкальный педагог воспитывает и развивает ребенка всем своим образом, манерой держаться, высоким настроем, своей преданностью музыке как делу и любви всей жизни. Классическая культура в отличие от других, более легких направлений и жанров, выделяется стройностью, выверенностью, дисциплиной, неприятием всякой поверхностной самодеятельности и дилетантизма. Это одна из наилучших основ для становления юной души во всех ее проявлениях, включая духовные и нравственные.

Одиннадцать лет до окончания школы — период жизни, в который большинство детей, к великому сожалению, монотонно «проходят» тему за темой (подобное обучение философ и учитель по профессии Василий Розанов (1856–1919) называл «уроками ботаники на дровяном складе»). А ведь время это может быть отдано поистине замечательным открытиям, прикосновению к гармонии, к истории культуры, работе над собой и стремлению вперед!

К старшим классам ученик общеобразовательной школы едва только начинает задумываться над тем, кем ему быть. Он слышал о многом, но мало что умеет, знает обо всем и ни о чем. Поверхностные прогулки-экскурсии в различные области знаний, — это слишком расточительный жест для цивилизации, которой известны пятнадцатилетние капитаны и фронтовые медсестры, победители спортивных состязаний и изобретатели, авторы бессмертных шедевров и мученики за веру.

 

Социальное против стадного

Беспокоятся, не навредит ли семейное образование социализации. Детей, которые учатся дома, представляют этакими угрюмыми молчунами и одиночками. Но это совершенно не так! В своих детях я нахожу потенциал любознательности, открытости, стремления к подлинному в отношениях, к познанию мира. Семейное образование на то и существует, чтобы детство смогло сохранять свои естественные черты.

Сложилось определенное недопонимание по поводу социальности. Странно бывает слышать, что молодой человек, воспитываемый по лекалам массовой культуры, захваченный подростковыми модами и поветриями, якобы соответствует социальным критериям и потребностям. Эгоизм и расслабленность, пошлость и стадность ни в коей мере не могут рассматриваться как общественно положительные явления!

Наши дети непохожие, они меньше склонны делать, как все вокруг. Возможно, что в будущей взрослой жизни они будут проигрывать в чём-то своим напористым сверстникам. Но если человек рос в дружном домашнем кругу, в тесном контакте с природой родного края, с лучшими культурными образцами и церковной традицией, если его обошли стороной голливудские блокбастеры и компьютерные «стрелялки», то с большей вероятностью из него выйдет хороший гражданин и коллега по работе, семьянин и родитель.

 

Стать семьей благодаря семейному обучению

nesson-marshall

Семейное образование — штучный товар. В перспективе образование на дому в России останется уделом немногих. Напомним, что в США экстерном учатся около 1,1 миллиона детей. Ассоциации хоумскулеров, активные, деятельные, охватывают всю территорию страны. «Выбор образовательных альтернатив» по отношению к государственной школе дискутируется в числе центральных тем на общенациональном уровне. Нашим «семейникам» подобного успеха не снилось.

Школа удобна. Для современности она играет ровно ту роль, которой не хватает семье, экономике, государству, политике. Это социальная технология, отлаженная и позволяющая родителям ходить на работу, детям быть занятыми, а политикам и правителям кроить нужным образом мировоззрение новых поколений.

Напротив, семейное образование — это не какое-нибудь отдельно взятое решение, но выбор всего направления жизни. Это то, что заставляет старших размышлять и искать, переустраивать себя самих. О нешкольной учебе детей не может идти речи, пока в доме не установлена положительная и плодотворная среда, пока нормой не стали тесные, дружеские отношения с родителем, самостоятельность и сотрудничество, настрой на получение конечного результата.

По крайней мере, один из супругов обязан посвятить себя семье и детям, отказавшись от карьеры и внешнего статуса, от беззаботного проведения досуга. Если не так, ребенок неминуемо будет скучать дома, чувствуя себя отделенным и обделенным общением, событиями, вниманием.

А что, если, в том и соль — чтобы домашней школе выступить заданием, позитивным вызовом, общим для всех? Дорогу осилит идущий, и самостоятельность и товарищество не берутся сами собой, из ниоткуда. Они зарождаются в самопреодолении и развитии. Это достойная награда за месяцы и годы совместного труда.

Семейное образование — поистине замечательная школа для мам и пап, повод к проявлению лучших качеств. Наша семья стала семьей, во многом благодаря семейному обучению. По прошествии времени мы с супругой убеждаемся в этом.

 

Читайте по теме:
Школьный учитель про учебу дома: что нужно знать, прежде чем решаться
Как начать учиться дома: пошаговое руководство
Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамы
Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло
Серия публикаций Ирины Лукьяновой про альтернативное образование.

 

На заставке фрагмент фото J. Michel (aka: Mitch) Carriere

foma.ru

Карьера и семейное образование | Семейное Образование — Все о внешкольном образовании в России и в мире: хоумскулинг, анскулинг, альтернативные школы, индивидуальный учебный план, заочная и очно-заочная форма обучения в школе.

Тема номера

как совместить работу и обучение детей

Принятие решения

Старшие двое детей – Николай, 15 лет, и Алеся, 11 лет – до прошлого года учились в обычной общеобразовательной школе. Николай до седьмого класса был практически отличником, в начале восьмого класса серьёзно заболел и пропустил первую четверть в школе, дома ничем не занимался, на уроках стал получать двойки. Начал прогуливать: утром уходил в школу, по дороге заворачивал в ТЦ, подключался к вайфаю и просиживал школьное время. Год в итоге с трудом закончил на тройки. Водить его в школу за ручку не было возможности. Тетради и дневники оказывались постоянно «сданными учителю» или потерянными, на дом ничего не задавалось, бегать в школу каждый день к учителям тоже было невозможно.

Ольга Наумова, юрист

Состав семьи: папа, мама, четверо детейВозраст хоумскулеров: 15 и 11 летОбщий стаж СО: 1 годЗанятость родителей: полная. Папа — вне дома, мама —дистанционноКто занимается c детьми: дети самостоятельноГород: Москва

Алеся – профессиональная теннисистка Школы олимпийского резерва. С прошлого года начала интенсивно тренироваться, по три тренировки в день. Совмещать их с учёбой в школе стало практически невозможно. Кроме того, уровень английского, русского языка, который преподавали в школе, оставлял желать лучшего. Времени на походы в школу затрачивается много, а толку от этого мало.

Кроме того, дети достаточно активно принимают участие в съёмках кино, каталогов одежды, служат в театрах, находятся на сборах и соревнованиях… Получается, что школа просто ушла на задний план. Но все мы современные люди, понимаем, что без образования сейчас никуда. Так пришло осознание: нужно что-то менять.

Когда мне пришлось самостоятельно контролировать их учёбу, я стала понимать, что дети готовы учиться дома только из-под палки, у них постоянно высок соблазн списать.

Тогда я их приучила всё делать самостоятельно, периодически задавала вопросы по всему текущему материалу, чтобы они понимали: списывать только ответы – ни к чему.

В результате Коля сдал ОГЭ на две «четвёрки». Алеся научилась читать и писать по-английски, очень заинтересовалась историей, стала намного больше читать, рассуждать, писать красивые сочинения. Дети очень выросли интеллектуально за этот год, у них освободилось много времени для других дел.

Место работы в жизни

Я работаю юристом дистанционно. Работа занимает полностью всё время (до 15–17 часов в сутки без выходных, я даже в отпуске работаю столько же), но я нахожусь дома. Почти всегда могу присматривать за детьми. Но всю работу по дому, учебу, спорт и т.д. они (дети) выполняют сами.

Техпроцесс

Дети учатся абсолютно самостоятельно. Используют учебники, интернет, видеоуроки со школьными преподавателями. Редкие вопросы задают мне.

Учатся хорошо, ближе к отлично. Вначале оценки поползли вниз: было много непонятного и в технике, и в технологии. Они не понимали специфики и были не готовы сразу самостоятельно ответственно начать учиться. Но через несколько месяцев втянулись и к концу года начали получать отличные отметки по всем предметам.

Распределение ресурсов

Я постоянно работаю, дети занимаются учёбой, хозяйством, участвуют в съёмках, посещают тренировки.

Сложности

Самой главной сложностью для нас было мотивировать детей на самостоятельное обучение. И ещё удалить подальше сомневающихся дедушек и бабушек, которые старались всеми силами вставлять палки в колёса…

На что обратить внимание

На мой взгляд, обучение детей вне школы возможно только в двух случаях: когда дети реально серьёзно мотивированы и готовы учиться самостоятельно, либо когда у родителей есть финансовые возможности оплачивать репетиторов и учителей, которые будут приходить домой. В противном случае мама должна постоянно быть вовлечена в процесс, ни о какой серьёзной работе речь идти в этом случае не может. Кроме того, мама должна быть педагогом, потому что самостоятельно анализировать информацию большинство детей абсолютно не готовы.

Главная тема ноябрьского номера — как совместить обучение детей дома и работу родителей. Опыт четырёх мам, работающих как на себя так и по найму, читайте во втором выпуске журнала «Семейное образование».

semeynoe.com

С чего начать изучение русского языка

Дети на семейном образовании часто сталкиваются со сложностями при освоении школьной программы по русскому языку. Сегодня существует множество учебников, пособий, прописей и даже интернет-ресурсов. Но как родителям выбрать подходящий вариант? Как пробудить интерес к предмету и сделать процесс обучения интересным? Я поделюсь своими находками. Тем, что нам понравилось и помогло в изучении правил.

Прежде чем приступить к русскому языку, я просмотрела множество учебников, и начали мы с пособий Рамзаевой. На мой взгляд, они достаточно удобные и легкие. А вот прописи ее не понравились, там много непонятных, и, на мой взгляд, лишних заданий. Поэтому я купила множество разнообразных прописей, которые, однако, совершенно не нравились моему сыну. Ребенок ныл, залезал под стол, прятался. Приходилось придумывать способы, как увлечь сына, уговаривать и даже «взывать к совести».

Некоторые родители мне подали идею оставить в покое прописи и сразу начать писать слова и фразы. Я знаю семейников, которые именно так и учат писать, без всяких прописей, палочек, а сразу переходят к буквам, слогам и словам.

Но я все-таки склонна к более традиционному подходу в том смысле, что крючочки – важный этап для становления руки и подготовки к полноценному письму, который помогает избежать формирования писчего спазма.

Спустя какое-то время я оказалась на книжной ярмарке Non-fiction. И там открыла для себя «Хулиганскую тетрадь». Как мне рассказала продавщица, эту тетрадь придумала художник Ника Дубровская, сын которой также не любил писать, но обожал рисовать. Измучившись с обычными прописями, Ника создала тетрадь, выложила у себя в блоге, и ее прописи стали пользоваться огромной популярностью. Я приобрела ее прописи и была потрясена эффектом, потому что мой ребенок тут же захотел попробовать что-то написать, с удовольствием раскрасил «чудиков» на полях и подрисовал свои рисунки. И c того дня полюбил чистописание. Отныне каждый день занятия проходили не только без напряга, а даже с удовольствием.

Когда ребенок освоит прописи, стоит переходить к простым текстам. И сперва это должны быть не печатные, а прописные тексты. Потому что дети постепенно запоминают написание букв. Вплоть до 3 класса они могут неожиданно забывать написание той или иной буквы, или перехода. Это норма. Должен выработаться навык, автоматизм. И проще всего его выработать, давая малышу переписывать прописные тексты, где, во-первых, ребенок видит красивый почерк, а, во-вторых, постоянно копирует правильные переходы между буквами.

То есть вы распечатываете тексты, изложенные прописными буквами и просто даете ребенку задание их переписать. Прописные тексты для списывания генерировать самим, например, на сайте tobemum.ru.

Во втором классе мы приобрели комплект Ольги Соболевой. Методика, лежащая в основе ее книг – двуполушарный подход. И детям действительно нравятся эти сказочные учебники с необычными персонажами, нетривиальными заданиями и легкими объяснениями. У нее есть как учебники, так и прекрасные прописи. Правда, мы все-таки пользовались «Хулиганской тетрадью», так сильно полюбил ее сын. До 3 класса мы больше занимались по учебникам Соболевой, но в середине 3 класса ребенок заявил, что ему надоели «веселые картинки», захотел четкости, более серьезного учебника, и мы в итоге остановились на учебниках «Школы России», автор Канакина. Это издание мне понравилось простотой изложения, четкими и понятными правилами, и заданиями. Ничего лишнего, хотя для некоторых детей, которые не любят сухой стиль изложения. больше подходит Соболева. Еще в 1 классе мы приобрели книгу, которую стоит купить – энциклопедия «Все правила русского языка для детей». Это уникальное, на мой взгляд, издание!

Веселые звери путешествуют по миру русского языка и учатся в звериной школе. Яркие, симпатичные картинки, крупный шрифт, захватывающие задания, интерактивная подача текста. И главное – четкое и понятное объяснение всех правил для учеников 1-4 классов.

В одной книжке собрано все, что нужно для началки. Очень удобно. И мой сын не отлипал от книги, так ему нравились персонажи и задания. Сейчас мы к ней обращаемся, в основном, чтобы посмотреть правила – там они изложены очень четко и доступно. Такая книжка обязательно должна быть в ученической библиотеки любого школьника.

Еще хотела бы добавить, что сегодня готовится интересный портал для изучения русского: Русский язык для наших детей. В будущем пригодится.

Помимо занятий по учебнику я регулярно использую видео-материалы. Например, в 1-2 классе ставила замечательные передачи ТК «Радость моя» — «Шишкина школа». Чем-то напоминает старые-добрые «Спокойной ночи, малыши», но все видео сгруппированы по темам: математика, русский, окружающий мир, и в каждой теме есть подразделы, где можно найти ответы на многие вопросы. Очень хорошее подспорье для мамы, если трудно дается объяснение той или иной темы. В крайних случаях я ставлю ребенку видео с сайта ИнтернетУрок. Здесь академическая подача, на мой взгляд, суховата, но дает возможность услышать классическое «школьное» объяснение темы, что порой тоже может пригодиться.

semeynoe.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта