Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Современные информационные технологии для детей с глубоким нарушением зрения. Школьный вестник журнал для слепых


Анонс 4 номера журнала "Школьный Вестник" за 2018 г.

Библиотека «Логос». Её прошлое, настоящее и будущее» - так называется статья Алексея Упшинского, которая познакомит вас с библиотекой «Логос». А также расскажет о круглом столе, проходившем 12 апреля 2018 года в Общественной палате Российской Федерации, на котором был представлен некоммерческий волонтёрский проект — библиотека «Логос» для людей с инвалидностью по зрению.

Алексей Андреев в своём материале «Счастливое 13-е число, Или участие как победа» передаст атмосферу интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» и «Брэйн-ринг», проходивших 13 февраля 2018 в Москве.«…В зале царила непринуждённая, доброжелательная атмосфера. Несмотря на игровой азарт и естественное желание победить в игре, соревнование не переходило в соперничество. Команды были готовы скорее помогать друг другу, чем одержать победу «во что бы то ни стало». К сожалению, именно такой атмосферы соревнований так часто не хватает многим играм, в том числе, играм интеллектуальным, которые мы можем видеть, например, по телевидению. Что касается нашего случая, то настрой на дружеское общение и спокойная обстановка только помогали ребятам сосредоточенно обдумывать вопросы, вести оживлённые споры и стремиться набрать максимальное число очков для своей команды…»

А были ли вы в Абхазии? Если нет, тогда следующая статья нашего номера будет вам особенно интересна. Анна Демидова побывала в Гаграх и делится с нашими читателями своими впечатлениями. Особое внимание уделяется разнообразию флоры этого региона.Читайте её статью «Зелёная сказка Абхазии».«…Тем временем я уже оказалась на площади Гагарина. Это старая часть Гагры. Фонтан, ровно подстриженные шапочки кустов. Хотя до дома было ещё далеко, автобус решила не ждать, пошла пешком по вечернему городу... Глубокие ущелья разделяют горы. Дорога петляет, с правой стороны периодически показывая мне море. Вот на песчано-галечном пляже поселилась компания коровяков. Один умудрился вырасти даже на пальме! Вообще, на пальмах — свой особый мир. Тут и ежевика, и плющи, и самые разные папоротники находят свой дом. Цветущие магнолии, олеандры, пальмы, пятнистые стволы платанов, запах эвкалиптов. Вечером в воздухе смешиваются все ароматы — моря, эвкалиптов, магнолий…»

В рубрику «ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ АРХИВНЫХ НОМЕРОВ» вошёл материал, опубликованный в «Советском Школьнике» в 1983 году - «Самородок Вересай». Автор Розалия Золотницкая.

«…Как появилась и как совершенствовалась Брайлевская письменность, как незрячие люди в нашей стране учились, трудились, боролись за свои права и создавали Всероссийскую организацию слепых, чем они живут в настоящее время — обо всём этом можно узнать, побывав в музее истории Санкт-Петербургской организации ВОС.Самый ценный экспонат в музее истории СПб организации ВОС — букварь на французском языке, напечатанный шрифтом Брайля в 1852 году в Париже, то есть 166 лет тому назад. Уникальность и значение букваря заключается в том, что это первая книга, напечатанная для слепых шрифтом Брайля типографским способом…»Подробнее о букваре и других музейных экспонатах можно узнать, прочитав статью Владислава Куприянова «Французский букварь».

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛНА» познакомит вас со стихами Евгении Смоленской и Константина Случевского.

Константин Случевский

НАС ДВОЕ

Никогда, нигде один я не хожу,Двое нас живут между людей:Первый — это я, каким я стал на вид,А другой — то я мечты моей.

И один из нас вполне законный сын;Без отца, без матери другой;Вечный спор у них и ссоры без конца;Сон придёт — во сне всё тот же бой.

Потому-то вот, что двое нас, — нельзя,Мы не можем хорошо прожить:Чуть один из нас устроится — другойРад в чём может только б досадить!

Произведения Андрея Сунгурова и Ирины Антоновой вошли в рубрику для самых маленьких наших читателей «АЗ, БУКИ, ВЕДИ».

Продолжение остроумного рассказа Ирины Краевой «Колямба, внук Одежды Петровны, И вся весёлая компания» вы также можете прочитать в этом номере. Начало опубликовано в 1,2,3 номерах за 2018 год.

Все постоянные рубрики «ПРОБА ПЕРА», «БИБЛИОТЕЧКА МУЗЫКАНТА», «НА ЧЁРНЫХ И БЕЛЫХ ПОЛЯХ» также на своих местах.

Брайлевский номер содержит рельефно-графическую иллюстрацию – кубок Чемпионата мира по футболу – 2018.

Читайте с удовольствием!

s-vestnik.ru

Анонс 2 номера журнала "Школьный Вестник" за 2018 г.

Открывает номер статья Юрия Кочеткова «О решении проблемы повышения компьютерной грамотности слепых школьников».«…В рамках проекта «Ключ к равным возможностям» в 2017 году при финансовой поддержке (Президентский грант) Российского союза ректоров ОООИ-РСИ реализовала силами упомянутого выше коллектива РАНСИСа (Российская ассоциация незрячих студентов и специалистов) проект, в рамках которого для учащихся старших классов было разработано и издано рельефно-точечным шрифтом Брайля «Учебно-методическое пособие по обучению инвалидов по зрению работе с современными программными продуктами».Многие школы, выражают признательность коллективу авторов, который трудится под эгидой ОООИ-РСИ за вышеназванное учебное пособие. Его издание дало возможность незрячим школьникам осваивать компьютерную технику (без которой не мыслима жизнь современного человека) не только со слов педагога, но и самостоятельно…»

В начале 2018 года Специальная библиотека для слепых и слабовидящих Республики Татарстан представила новый проект - «Мой дом Россия. Книжный навигатор для слепых». Он представляет собой многоформатный путеводитель по России для слепых и слабовидящих «Где я должен побывать, чтобы познать Россию». В книге представлены интересные туристические маршруты по различным регионам нашей страны, в том числе по Республике Татарстан. Сотрудники библиотеки адаптировали книгу в форматах, удобных для слепых и слабовидящих читателей: шрифтом Брайля (в пяти книгах), в аудио-версии и в виде двух рельефно-графических альбомов с иллюстрациями.Марина Платонова побеседовала с автором идеи проекта - Гелюсей Закировой, которая подробно рассказала о творческом процессе, о деталях работы над «книжным навигатором». Читайте статью «Книжный навигатор» приглашает в путешествие.

Анастасия Павлюченкова познакомит наших читателей с аудиожурналом «Люди. События. Творчество». Читайте её статью «Маленькое СМИ с большой перспективой».

В рубрику «ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ АРХИВНЫХ НОМЕРОВ» вошла статья Николая Лукьяненко «Игра без репетиций». Она была опубликована в ШВ в 1994 году.«…Я никогда не мечтал быть звонарём, всё вышло для меня неожиданно, можно было бы сказать — случайно…»

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛНА» порадует нас стихами незрячего поэта Владимира Семкова и самого загадочного русского поэта Серебряного века, переводчика, прозаика, композитора - Михаила Кузьмина.

Владимир Семков

Раскачай деревья, ветер,В главный колокол ударь.Мы весну трезвоном встретим,Как цариц встречали встарь.Затыкайте, вьюги, уши —Этот благовест не вам!Ни к чему унылым слушатьНаш весёлый тарарам.А весна в мехах богатых(Всё же холодно пока)Шестернёй коней крылатыхПравит. До чего бойка!Машет смуглую рукою,Смотрит ласково кругом.С государыней такою —Э-э-х, счастливо заживём!

Ирина Иванникова – молодая поэтесса из Рязани, открывает своими произведениями постоянную рубрику для наших юных читателей «АЗ, БУКИ, ВЕДИ». А продолжают её сказки Ирины Антоновой.

Далее идёт остроумный рассказ Ирины Краевой «Колямба, внук Одежды Петровны, И вся весёлая компания». Начало читайте в 1 номере за 2018 год.

Алексей Упшинский побывал на концерте группы «Даниэль Дефо», побеседовал с её участниками и написал для нашего журнала интересную статью «Другой Даниэль Дефо».

24 урок бисероплетения от Ларисы Шевцовой научит вас плетению веточек вербы.«Дорогие друзья, сегодня мы сплетём очень красивые веточки вербы. Плетение петельное, совсем не сложное, но от вас потребуется много терпения и усидчивости, потому что для веточек вербы надо сплести много разных мелких элементов…»

Все постоянные рубрики «ПРОБА ПЕРА», «БИБЛИОТЕЧКА МУЗЫКАНТА», «НА ЧЁРНЫХ И БЕЛЫХ ПОЛЯХ» также на своих местах.

Желаем вам приятного чтения!

s-vestnik.ru

Современные информационные технологии для детей с глубоким нарушением зрения

Владимир Соколов ("Школьный Вестник" №1 за 2017 год)

Заведующий учебно-производственной лабораторией технических и программных средств обучения студентов с нарушением зрения, МГППУ, Москва

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКИМ НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В начале XXI века трудно найти сферу деятельности, в которой на помощь человеку не пришёл бы компьютер. Повсеместное внедрение и постоянное совершенствование информационных технологий существенно меняют жизнь современного человека, а человека с нарушением зрения особенно. Постоянно расширяющийся спектр цифровых тифлотехнических средств требует от инвалида по зрению особой подготовки для эффективного использования этой техники.Использование программ невизуального доступа к информации на экране компьютера существенно раздвинуло границы доступной для незрячего человека информации. Появление таких программ сравнимо по значимости с изобретением рельефно-точечной системы Брайля.Программы невизуального доступа к информации (Screen Reader) — это специальные программы, позволяющие слепым людям работать на персональном компьютере. По своему функционалу они похожи на «зрячего ассистента», который отыскивает на экране компьютера текстовую информацию и либо прочитывает её вслух с помощью синтезатора речи, либо отображает на брайлевском (тактильном) дисплее.Наиболее распространенной в настоящий момент программой этого класса является JAWS for Windows американской компании Freedom Scientific (http://www.freedomscientific.com). Её используют в большинстве специальных школ, реабилитационных центров и компьютерных точек Всероссийского общества слепых. Начиная с версии JAWS 8.0, в дистрибутиве поставляется дополнительный набор совместимых синтезаторов речи: английский, итальянский, испанский, немецкий, португальский, русский, французский, финский и другие.Также хорошо себя зарекомендовала программа Cobra (ранее называвшаяся Virgo) немецкой компании Baum Redec (http://www.tibsev.org), но такого широкого распространения, как JAWS for Windows, она не получила. Обе эти программы применимы для изучения школьного курса информатики и информационных технологий. С их помощью незрячий ученик способен самостоятельно выполнить задание учителя при использовании соответствующих методик обучения. Но это программное обеспечение является коммерческим и достаточно дорогим.В последнее время всё большую популярность приобретает свободно распространяемая программа невизуального доступа к информации NVDA (http://ru.nvda-community.org). Полное название этой программы — Non Visual Desktop Access (NVDA) — можно перевести как «доступ к рабочему столу без визуального контроля». NVDA — это бесплатная программа экранного доступа для операционных систем семейства Windows, позволяющая слепым и слабовидящим пользователям работать на компьютере без дополнительных финансовых затрат на специализированное программное обеспечение.Использование этих программ весьма сложно и требует особой подготовки. Достаточно заметить, что для эффективного управления программой JAWS for Windows используется несколько сотен клавиатурных команд. Необходимо также овладеть особыми приёмами работы с графическим интерфейсом без использования манипулятора «мышь».Тифлопедагоги специальных школ привыкли руководствоваться тезисом: «Выпускники наших школ должны не просто не уступать в уровне подготовки своим зрячим сверстникам, но и во многом превосходить их. Именно это даёт инвалидам по зрению возможность в дальнейшем влиться в любой коллектив и стать, что называется, полностью реабилитированной и конкурентоспособной личностью».Однако обучение школьника с глубоким нарушением зрения практическому использованию современных цифровых тифлотехнических средств, в частности, компьютера сопряжено с достаточно серьёзными трудностями, связанными с исключительной визуальностью интерфейса общеупотребительных современных программ и операционных систем.Следует заметить, что методики обучения слабовидящих, способных получать визуальную информацию с монитора, и слепых, лишённых этой возможности, хотя и имеют много общего, но в части пользовательских навыков существенно различны.Обобщение более чем 20-летнего опыта преподавания курса «Информатика» в Московской школе № 1 и других школах для детей с нарушением зрения показало, что проблем с изучением теоретической части предмета не возникает. То есть при наличии обычного учебника для общеобразовательных школ, но отпечатанного рельефно-точечным шрифтом Брайля, незрячие школьники справляются с материалом в теоретической части. Такие темы, как «Различные системы счисления», «Математическая логика», «Кодирование информации» и т.п. не вызывают при изучении дополнительных трудностей, связанных с отсутствием зрения.Это подтверждается тем, что за последние несколько лет многие выпускники специальных школ успешно проходят итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по предмету «Информатика и ИКТ». С 2001 года старшеклассники Московской школы-интерната № 1 ежегодно принимают участие в олимпиаде по информатике и математике для детей с ОВЗ, проводимой Московским государственным психолого-педагогическим университетом. Следует подчеркнуть, что задания олимпиады носят теоретический характер и не содержат практических задач, требующих непосредственной работы на компьютере. За прошедшие годы учащиеся этой школы 9 раз среди выпускных и 7 раз среди предвыпускных классов становились победителями олимпиады.Проблемы освоения предмета связаны с овладением практическими навыками пользования компьютером без визуального контроля. Приведём пример, иллюстрирующий работу с помощью программы невизуального доступа к информации на экране компьютера.Одной из частых задач при работе на персональном компьютере является редактирование текстовой информации. Предположим, необходимо вырезать несколько строк текста в одной точке текстового файла и поместить их в другую. Эта задача распадается на пять элементарных операций.1. Поиск контекстаВизуальный метод — визуальное чтение экрана.Невизуальный метод — построчное чтение с помощью синтезатора речи или брайлевского дисплея осуществляется нажатием «стрелки вниз» на каждой строке текста.2. Выделение блока текста.Визуальный метод — перемещение «мыши» при нажатой левой кнопки; визуальное чтение экрана, движение «мыши» контролируется визуально.Невизуальный метод — перемещение курсора «стрелкой вниз» при нажатой клавише «Shift», контролируется построчно с помощью синтезатора речи или брайлевского дисплея.3. Копирование блока текста в буфер обмена.Визуальный метод — с помощью команды контекстного меню (вызывается правой кнопкой «мыши»).Невизуальный метод — используется клавиатурная команда «Ctrl + C».4. Поиск точки вставки.Визуальный метод — визуальное чтение экрана.Невизуальный метод — построчное чтение с помощью синтезатора речи или брайлевского дисплея осуществляется нажатием «стрелки вниз» на каждой строке текста.5. Вставка блока текста.Визуальный метод — с помощью команды контекстного меню (вызывается правой кнопкой «мыши»).Невизуальный метод — используется клавиатурная команда «Ctrl + V».В приведённом примере основная трудность невизуального способа работы состоит в поиске необходимого текста. Человек, использующий визуальный интерфейс, способен охватить взглядом сразу весь экран монитора и, прокручивая на нём информацию с помощью колёсика «мыши», быстро найти нужное место. Свободный от зрительных ограничений человек легко справляется с задачей поиска определённого контекста.Современные технологии невизуального доступа к информации не способны обеспечить незрячему человеку аналогичное восприятие информации на экране компьютера. Синтезатор речи и брайлевский дисплей выдают информацию строго последовательно, линейно. Незрячий пользователь, нажимая «стрелку вниз», воспринимает текст построчно от первого слова в строке к последнему. Это значительно увеличивает время, необходимое незрячему пользователю для выполнения большинства практических задач, по сравнению со свободным от визуальных ограничений пользователем.Невозможность использования визуального интерфейса вызывает значительные трудности при решении практических задач обработки информации на персональном компьютере. Программа невизуального доступа к информации не заменяет зрение, а лишь позволяет выполнять основные операции на компьютере, используя речевой и тактильный интерфейсы.Следует также отметить, что современные средства доступа к информации развиваются быстрыми темпами и, следовательно, требуют постоянного развития и совершенствования технологии обучения незрячих пользованию компьютером.Практически ежегодно программы невизуального доступа к информации приобретают дополнительный функционал, расширяющий возможности незрячего пользователя. К сожалению, те немногочисленные литературные источники, которые посвящены вопросам обучения лиц с глубоким нарушением зрения информационным технологиям, с точки зрения практики использования компьютера устаревают слишком быстро.Пионером использования компьютеров на уроках информатики стала Московская школа-интернат № 1 для слепых детей. В этой школе практическое использование компьютеров со специальным программным обеспечением началось в 1989 году, благодаря директору школы Кравцову Константину Георгиевичу, организовавшему импорт необходимого оборудования и обучение преподавателей.Первые компьютеры в учебном классе были оснащены аппаратным синтезатором речи и программой невизуального доступа к информации на экране «Screen Reader» («Экранный чтец»). Впоследствии это название стало обозначать весь класс программ подобного назначения. За прошедшие с тех пор годы в школе был накоплен значительный практический опыт обучения детей с глубоким нарушением зрения компьютерным технологиям.В настоящее время преподавание предмета «Информатика» начинается в этой школе со 2-го класса. Весь курс разбивается на четыре этапа.1. Первый этап — пропедевтический (2-й, 3-й классы). На этом этапе школьники знакомятся с основными понятиями предмета.2. Второй этап (4-й — 7-й классы). Главная задача этого этапа — изучение клавиатуры компьютера в русской и латинской раскладках, а также предварительное знакомство с текстовым редактором и программой невизуального доступа к информации JAWS for Windows.3. Третий этап (8-й — 9-й классы). Задачами этого этапа являются изучение основ управления файловой системой, более подробное (чем на втором этапе) изучение текстового редактора, знакомство с сетью Интернет и табличным процессором.4. Четвертый этап (10-й — 12-й классы). На этом этапе учащимися приобретаются более глубокие знания по обработке информации, представленной в текстовой, табличной и звуковой форме, изучается «тонкая» настройка программы JAWS for Windows, дающая возможность незрячему пользователю комфортно работать в любом приложении операционной системы Windows. Также изучаются основы программирования на языке Python.На четвертом этапе предмет «Информатика и информационные технологии» разбивается на два отдельных предмета: теоретическую часть «Информатика» и практическую часть «Информационные технологии». Часы, отводимые на предмет «Информатика», соответствуют базисному федеральному компоненту, а часы предмета «Информационные технологии» организуются за счёт предмета «Технологии» и школьного компонента. В 10-м классе 1 час информатики и 1 час информационных технологий, в 11-м и в 12-м классах — 1 час информатики и 2 часа информационных технологий.На протяжении всего курса дети имеют возможность заниматься дополнительно во второй половине дня. Для этого в двух компьютерных классах постоянно присутствуют учителя информатики.Такое значительное увеличение времени на практические занятия на компьютере вызвано высокой сложностью работы без визуального контроля.В целях повышения эффективности учебного процесса, в классах с числом учащихся более 7 человек работают по два преподавателя. Это вызвано тем, что классы, как правило, неоднородны: часть учеников может работать быстрее, часть нуждается в постоянной помощи преподавателя и работает медленнее. В среднем на преподавателя приходится 4 — 5 школьников, что даёт возможность преодолеть трудности, связанные с индивидуальными особенностями каждого учащегося.Основным условием успешного обучения слепых школьников работе на персональном компьютере является особая подготовка учителя. Помимо традиционных тифлопедагогических знаний учитель информатики специальных школ для детей с нарушением зрения должен в совершенстве владеть невизуальными приёмами работы, особым функционалом программы невизуального доступа и специальными методиками обучения.Ежегодно учащиеся выпускных классов выбирают для своего дальнейшего образования факультеты и ВУЗы, имеющие профилем изучение информатики, программирования и информационных технологий.Таким образом, такой важнейший компонент современного образования, как овладение информационными технологиями, не только доступен школьникам с глубоким нарушением зрения, но и в настоящее время весьма популярен среди них. Однако обучение этим навыкам требует от учителя владения соответствующими методиками и особым функционалом программы невизуального доступа к информации, а также значительного увеличения времени обучения.

Литература

Денискина В.З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение //Дефектология. — 2011. — № 5. — С. 56 — 65.Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. — М.: АПН РСФСР, 1956.Кукушкина О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования. — М.: Полиграф-сервис, 2005. — 327 с.Созонович Е.Л., Соколов В.В., Спиридонова Я.Н. О преподавании информатики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № 1 III — IV видов г. Москвы // Коррекционная направленность специального образования детей с глубокими нарушениями зрения: сб. метод. раб./ М.: изд-во АПКиППРО, 2006. — С. 189 — 194.Соколов В.В. Специальные компьютерные технологии для детей с глубоким нарушением зрения: учебно-методическое пособие для учителей информатики /В.В. Соколов, С.Н. Жуковский, М.П. Сладков, Е.В. Сладкова. — М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2012.Соколов В.В. Эволюция тифлоинформационных средств // Дефектология. — 2009. — № 5.Швецов В.И., Рощина М.А. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения. — Н.-Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2007.

s-vestnik.ru

КАК БЫЛ НАПИСАН ГИМН ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА СЛЕПЫХ

Юрий Лунин ("Школьный Вестник" №8 за 2017 год)КАК БЫЛ НАПИСАН ГИМН ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА СЛЕПЫХ

О милых спутниках, которые наш светСвоим сопутствием для нас животворили,Не говори с тоской: их нет,Но с благодарностию: были.

В.А. Жуковский

18 сентября 2017 года исполнится десять лет со дня создания гимна Всероссийского общества слепых. А 25 декабря 2016 года в катастрофе Ту-154 под Сочи в числе 92 наших соотечественников погиб человек, сочинивший для этого гимна музыку, — генерал-лейтенант Валерий Халилов — художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова, композитор, народный артист Российской Федерации. На протяжении многих лет Валерий Михайлович был начальником военно-оркестровой службы Вооружённых сил России, главным военным дирижёром страны.Мы, россияне, знаем, что гимн бывает и без слов. К счастью, у гимна Всероссийского общества слепых слова есть, и автор этих слов жив и здравствует. Он и рассказал нам об истории создания гимна, а также о своей творческой и человеческой дружбе с Валерием Михайловичем Халиловым.Итак, слово Сергею Егоровичу Ковалёву — начальнику Управления социального развития аппарата ВОС, кандидату философских наук, члену Союза писателей России. Поэту, автору текста гимна Всероссийского общества слепых…

— Сергей Егорович, расскажите о том, как создавался гимн. Когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с вашим соавтором?— Познакомились в 2006 году. В большом зале КСРК ВОС проходил тогда концерт, подготовленный выпускниками Московского военно-музыкального училища. Я присутствовал на этом мероприятии. После концерта я подошёл к Валерию Михайловичу, поблагодарил его за прекрасных воспитанников, за прекрасный концерт. Мы поговорили, обменялись визитками. У нас завязалась творческая дружба: я дарил ему музыкальные альбомы с песнями на мои стихи, он приглашал меня на концерты.20 февраля 2007 года постановлением ЦП ВОС было утверждено положение «О подготовке и проведении конкурса по разработке гимна ВОС». Меня, как человека творческого, этот конкурс заинтересовал. Я написал текст, и сразу четыре композитора согласились написать музыку. В том числе и Валерий Халилов. Должен сказать, у меня не было большой надежды, что он согласится поучаствовать со мной в конкурсе, потому что я знал, что он очень занятой человек. Но я подумал: «Дай-ка рискну». Пришёл к нему в кабинет и предложил текст.Он сказал: «Не обещаю, но попробую». И в итоге написал на мои слова свой музыкальный вариант гимна.Мы работали с ним над текстом. Изначально у меня два припева были одинаковыми, а он говорит: «Нет, в последнем припеве надо две строчки изменить, чтобы хор более чётко закончил своё выступление на гласном звуке». Поэтому и получилось: «Чтобы светлая мечта за собою нас вела». Получилось красиво, я с ним согласился.— И вы направили ваше совместное произведение на конкурс…— Да. Конкурс был всероссийским. В общей сложности было прислано 28 вариантов. Из них к итоговому рассмотрению было принято 13 — это были те произведения, которые в точности соответствовали требованиям конкурса. И в результате лучшим гимном ВОС был признан вариант, авторами которого являлись композитор Халилов и ваш покорный слуга.— Гимн сразу был принят восовцами на «ура»? Или люди какое-то время привыкали к нему?— Приходилось не раз слышать такие вопросы и предложения: «Почему гимн именно такой? Давайте сделаем его более современным, более молодёжным, в стиле рок, с использованием современных музыкальных инструментов».Я говорил на эту тему с Халиловым. Он мне сказал: «Знаешь, гимн — это устоявшийся жанр, который нельзя заменить на польку „Бабочку”, иначе это будет не гимн, а обычная песня».Я открыл словарь Даля, читаю: «Гимн — это хвалебная песнь, хвала и прославление». Далее читаю в словаре Ожегова: «Гимн — это торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства». В общем, это очень высокая ответственность — писать гимн. Это не рядовая песня.Я могу перечислить критерии оценки текста, по которым комиссия оценивала конкурсантов: соответствие текста жанру гимна; отражение всесторонней деятельности ВОС; соблюдение стихотворного размера; соблюдение чистоты рифмы; соблюдение правил грамматики русского языка; отсутствие явно заимствованных фраз и оборотов; степень эмоционального и художественного воздействия.А вот критерии оценки музыки: соответствие жанру; степень новизны мелодии; качественный уровень аранжировки; соответствие стихотворному размеру текста; степень лёгкости вокального исполнения; отсутствие явно заимствованных фрагментов и мелодий.Поэтому, когда кто-то мне говорит: «Мне гимн не очень нравится. Надо было то-то и то-то добавить», — я отношусь к этому спокойно. Гимн соответствует заявленным критериям, он утверждён. А сегодня он уже живёт своей самостоятельной жизнью.Как-то в КСРК, на мероприятии, где чествовали ветеранов Великой Отечественной войны, к Александру Яковлевичу Неумывакину подошёл один незрячий ветеран и сказал: «Александр Яковлевич! Можно я спою вам гимн Всероссийского общества слепых?» И он от начала до конца исполнил гимн а капелла — своим голосом. Он пел его с такой любовью! Я стоял в стороне, слушал это и был по-настоящему тронут. Разумеется, я не стал подходить, чтобы сказать, что я автор текста. Мне это было не нужно. Такое искреннее исполнение — оно дорогого стоит. Когда твоё произведение живёт и помогает людям, радует их, настраивает на правильный путь, для меня это дороже всяких похвал, поощрений, вознаграждений.— Мало написать гимн. Нужно его ещё и записать в студии. Валерий Михайлович участвовал в записи?— Да, и очень активно. Подключил, как говорится, свой административный ресурс — и запись проходила в итоге на 5-й студии телеканала «Культура» — той самой, где были записаны гимн Советского Союза и гимн России.Более того, запись осуществлял Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации и хор Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории имени Чайковского. За всё это спасибо Халилову.— Композитор пишет так называемый клавир, но не всегда пишет аранжировку. Как было в случае с гимном ВОС?— Блестящую аранжировку для гимна ВОС написал брат Валерия Михайловича Александр Халилов, который является одним из лучших отечественных аранжировщиков-духовиков. Таким образом, в создании произведения приняли участие оба брата, каждый — в своей ипостаси.— Сергей Егорович, а вы присутствовали на записи?— Да. Потрясающая обстановка, потрясающий зал. Записали с духовым оркестром и хором, записали с одним духовым оркестром, без хорового сопровождения, с тем, чтобы была фонограмма. Кроме того, на основе гимна были созданы и записаны фанфары для торжественных мероприятий. Мы об этом даже не просили; этого не было в условиях договора. Валерий Михайлович сам пошёл навстречу и подсказал: «Надо это сделать!»Человек душевный, любящий своё дело, он проявил чуткость к нашей организации, к инвалидам по зрению и сделал максимум из того, что можно было сделать в тех условиях.— Какие ещё человеческие качества Валерия Михайловича вам запомнились?— Расскажу о его рабочем кабинете. Самая скромная обстановка, без всяких изысков, но на стене множество фотографий людей, с которыми он общался и сотрудничал: целая галерея артистов, политических деятелей, известных не только всенародно, но и всемирно. В первый раз я просто ахнул: этого человека знает вся страна, знает весь мир — и при этом он настолько скромен и прост! Он мне так запросто: «Чай будешь?»Ещё он очень следил за своей спортивной формой. Спрашивает меня: «Ты подтягиваешься?» — «Не всегда». — «А бегаешь?» — «Не всегда». — «А я вот бегаю каждое утро, гири тягаю. А как же иначе?»Он был подтянутый, статный, элегантный — приятно было на него посмотреть. Настоящий генерал!Что ещё восхищало в нём — он очень чутко поддерживал талантливых людей, особенно молодёжь. Как-то я подарил ему свой музыкальный альбом. «Хорошо, — говорит, — буду слушать в машине, потому что другого времени нет».Через дня три звонит его пресс-секретарь: «Знаете, Валерию Михайловичу очень понравился один романс, он хочет с вами на эту тему переговорить».Я позвонил ему. Он сразу перешёл к делу.«Слушай, Сергей, а кто исполнитель романса “Зачем принёс мне эти розы”»?Я отвечаю: «Диана Савельева. Поёт в мюзиклах «Нотр-Дам де Пари», «Иствикские ведьмы» и прочее…»Он говорит: «Хочу познакомиться с ней для сотрудничества».Я позвонил Диане. Она обрадовалась и удивилась: «Сам Халилов хочет меня видеть?»Мы приехали к Халилову, и он предложил певице: «Я хочу, чтобы вы выступили на концерте, который состоится там-то и там-то. Также готов пригласить вас на гастроли, поскольку оценил ваш талант».Это не единичный пример того, как он помогал добиться успеха талантливым людям. В этом человеке соединилось много прекрасных качеств. Его ценили и простые люди, и высокопоставленные, а он никогда не кичился ни заслугами, ни званиями.— Как вы считаете, что помогло ему достичь таких высот в воинской службе и творчестве?— Всё, чего он добился, — он добился исключительно своим трудом и своим талантом.Его отец окончил военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории. То есть как бы складывалась династия. В 1961 году семья переехала в Москву, и он стал воспитанником Московской военно-музыкальной школы по классу кларнета. В 1975 году закончил военно-дирижёрский факультет при МГК им. П. И. Чайковского. Потом пошёл служить. Первое место службы — оркестр Пушкинского высшего военно-командного училища радиоэлектроники ПВО. Он был там дирижёром, и так организовал работу своего коллектива, что этот коллектив занял первое место на конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа. Халилова сразу заметили, дали ему высокую оценку как организатору и как талантливому человеку. Он был назначен преподавателем кафедры дирижирования на военно-дирижёрском факультете МГК, а в 1984 году переведён в Управление военно-оркестровой службы Вооружённых сил СССР. Там он дослужился до старшего офицера, а затем стал заместителем начальника военно-оркестровой службы.Все эти этапы, повторюсь, он прошёл сам, без всякой протекции: только благодаря своему таланту и воле. Никогда не было такого, что я, мол, не хочу, не могу, не умею, приболел. Он никогда не перекладывал часть своей работы или ответственности на чьи-то плечи.Закономерно, что в 2002 году он был назначен начальником Военно-оркестровой службы РФ, главным военным дирижёром России. Все оркестры Министерства обороны в его подчинении, все парады на Красной площади — его. А в 2016 году он стал руководителем Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова.Были у него большие творческие планы, но, к сожалению, 25 декабря 2016 года, как вы знаете, произошла катастрофа. Самолёт, который направлялся в Сирию, разбился…— Имя Валерия Михайловича следовало увековечить, и это было сделано…— Да, его имя было присвоено Московскому военно-музыкальному училищу, где он учился. Это те ребята, которые на Красной площади открывают парад. Также оно было присвоено одной из улиц города Киржач Владимирской области, родные места Валерия Михайловича, и Тувинской государственной филармонии.— Вы помните вашу последнюю встречу?— Да. Я пришёл к нему в кабинет. Передал ему два своих стихотворных текста. Он сказал, что постарается обратить на них внимание. Краткий творческий разговор. Рабочая, техническая такая встреча.Я и не подозревал, разумеется, что мы больше не увидимся. Думал, таких встреч будет ещё много. Помню, он похлопал меня по плечу и сказал: «Дерзай! Создавай нетленные произведения!» Засмеялся и пожал мне руку. И в глазах у него была такая... весёлая, если хотите, грусть…Когда я узнал о той трагедии, я не сразу, конечно, поверил в то, что Халилова не стало. А когда понял, что его больше нет, я заплакал. И на одном дыхании написал это небольшое стихотворение:

Погиб великий музыкант,Достойный сын страны от Бога.Он настоящий был талантИ сделать мог ещё так много.Всю жизнь свою он был в строюИ слыл бесстрашным генералом.Он пал за Родину своюС открытым сердцем и забралом.Как нелегко в душе сдержатьИ боль, и скорбь, и состраданье.Пусть будет гимн его звучатьВсем нам во имя созиданья.

Вечная ему память. Дай Бог, чтобы всё у него было в том мире так, как он хочет. Ну а нам он оставил — и в назидание, и в созидание — прекрасный гимн. И добрую память о себе.Спасибо этому замечательному, светлому человеку…

s-vestnik.ru

С НИМ ТЫ СТАНЕШЬ СИЛЬНЕЕ

Светлана Винокурова

С НИМ ТЫ СТАНЕШЬ СИЛЬНЕЕ

К 75-летию «Школьного вестника»

Мое знакомство с журналом «Советский школьник» (теперь «Школьный вестник») случилось под новый 1988 год, 29 декабря. Начинающие писатели из литобъединения при Союзе писателей СССР собрались морозным вечером на квартире у молодого поэта Лёши Зайцева поговорить о литературе, почитать стихи и вообще, что называется, душевно посидеть.

Прямо с самолёта заехали к Лёше главный редактор «Школьника» Виктор Александрович Глебов и его зам, ныне главный редактор журнала Юрий Иванович Кочетков. Они возвращались из командировки в Одессу, а Зайцев был внештатником и активно сотрудничал с журналом. В обстановке молодёжной творческой тусовки эти руководящие товарищи  оказались как рыба в воде.

Я впервые в жизни увидела незрячих людей. Да, так получилось, что прежде не встречала слепых. Запомнились густые брови Глебова, его тёплый бас и искренний интерес к молодым литераторам, красивые чуткие пальцы на крупных руках. Запомнился Кочетков редкостной открытостью и обаянием, удивительной в наши времена врожденной интеллигентностью. И главное, что отличало их обоих: раскованность уверенных в себе, абсолютно полноценных и успешных людей, причём без всяких признаков «звездной болезни»: мол, я-то кое-чего достиг, а кто ты?.. Для меня это стало важным внутренним открытием: я, с глазами-руками-ногами, тону во всяческих комплексах, а люди с реальными проблемами честно и даже весело делают своё дело, не заморачиваясь, как я, по разным пустякам.

Глебову понравились мои стихи (подборка была опубликована уже в марте 1988г.), и он предложил сотрудничество. Я стала внештатником. Журналистика была новым для меня и увлекательным делом. Первые командировки, общение с ребятами из школ-интернатов для слепых и слабовидящих, первые статьи... И словно волшебный ключик Глебов повернул: в это же время, в конце восьмидесятых, наконец тронулся лёд в моих отношениях с другими журналами, газетами и издательствами, публикации пошли одна за другой, вышли рассказ и повесть в «Детской литературе» в сборниках тиражами по 100 тысяч экземпляров, а в 1991-м меня приняли в Союз писателей СССР.

Юрий Кочетков, ставший после смерти Глебова в 1988-м главным редактором, предложил мне в 1995 году перейти на постоянную работу в «Школьный вестник» редактором литературного отдела. Я не решилась оставить школу, в которой работала учителем, и была совместителем до 2002-го, пока не перешла в журнал окончательно.

Помимо редакторской работы (которая включала поиск новых интересных авторов) продолжалась и чисто журналистская: я рассказывала в статьях о ценном опыте и интересных наработках учителей, о их свершениях и насущных проблемах, об успехах  учеников, о встречах с директорами школ-интернатов, ежедневно совершающими маленькие подвиги ради своих школ и воспитанников. Конечно же, на этих встречах поднимались и вопросы о профориентации незрячих и слабовидящих школьников, их интеграции в общество. Со сколькими удивительно талантливыми и светлыми ребятами я познакомилась!

Было немало встреч и с другими интереснейшими людьми: с Дианой Гурцкая, которая дала большое интервью перед своим концертом в Большом конференц-зале Администрации президента на новогоднем празднике; с Ирэн Фёдоровой, вдовой гениального офтальмолога, ставшей после его смерти директором Фонда Святослава Фёдорова, - Фонда, который помог множеству взрослых и детей с проблемами зрения; с Татьяной Леонтьевной Воробьёвой, возглавлявшей НПО Центр «Реабилитация», который разработал уникальные приборы для незрячих и создал особую систему диагностики зрения; с профессором Института коррекционной педагогики Любовью Ивановной Плаксиной; с Анной Георгиевной Капровой, председателем московской первичной организации РИТ (организацией работников интеллектуального труда), созданной для людей, «работающих головой», и многими другими.

Были командировки на фестивали художественного творчества детей-инвалидов, где происходили встречи со старыми друзьями и появлялись новые. Там всегда царила особая атмосфера, происходила взаимная «энергетическая подпитка» единомышленников-энтузиастов, живущих творческим поиском. Были поездки на семинары и конференции по вопросам образования, воспитания, профориентации и реабилитации детей и молодёжи с глубоким нарушением зрения.

Это была работа не ради галочки. «Живые» материалы вызывали живую реакцию. В редакцию шли письма учителей и родителей, рассказывающих о своих педагогических методах и находках, и многие из них публиковались на страницах журнала в рубрике «Для вас, родители и учителя». Шёл благотворный обмен информацией и опытом думающих, ищущих людей. Родители и учителя начинали лучше понимать друг друга. Как это важно при воспитании и обучении ребёнка с проблемами зрения, напоминать не надо.

Опыт литератора помогал мне работать с юными поэтами и прозаиками, присылающими свои первые творения в рубрику «ШВ» «Проба пера». Я поддерживала переписку с ними, не жалела времени на рецензирование присылаемых произведений, помогала юным одарённым авторам творчески расти. Несколько человек из моего заочного литературного семинара успешно прошли творческие конкурсы и учатся в вузах, готовящих журналистов и литераторов.

Критикуя, я старалась не ранить самооценку автора, каков бы ни был художественный уровень присланного. Даже отказывая в публикации, я старалась найти то позитивное, что не позволило бы начинающему автору опустить руки. Из письма одной старшекласснице: «По сути, ты попыталась зарифмовать текст учебника истории, и получилась именно зарифмованная проза, а не поэзия. Да и зарифмован текст небрежно: страна – врага, в тылу – в бою и т.п. Не огорчайся. Ты умеешь последовательно излагать, композиционно выстраиваешь свой текст, и я думаю, что тебе стоит попробовать себя в роли журналиста, эссеиста, прозаика. Пиши о чём-то, что хорошо знаешь, что тебе близко, что тебя волнует, тревожит, восхищает: зарисовки из школьной жизни, отношения с друзьями, со старшими товарищами».

Позволю себе привести ещё две выдержки из переписки с авторами: «У Вас - «Я ясно помню…» Вслушайтесь в звукопись: «Я-я». Если же поменять слова местами («Я помню ясно…») – качество строки улучшается. Вы человек явно одаренный, и Вам стоит строже работать над стихом. Пусть сначала напишется так, как напишется, спонтанно и эмоционально, но потом начинается «отделка»: поиски наиболее выразительных слов и сравнений и т.п.».

«Сначала об удачах. Образные и красивые строки: «Радуги фонтан семицветный»; «И неба свод янтарно-золотистый / Баюкает неспешно облака, / Окутанные пламенем искристым…»; «Мальчишку, который безумно влюблённый» (при формальной «неправильности» эта строка по-настоящему поэтична). «Я вижу всё так, как должно быть на свете!» - здесь уже и философский, и психологический подтекст, от которого, честно говоря, у нормального взрослого человека горло сжимается: в этой строчке - юношеский максимализм с его тоской по совершенству мира, на пороге которого стоит подросток (а взрослый-то человек знает, как непросто этот мир обживать)».

Отмечу, что многие молодые авторы годами присылали письма в наш журнал на моё имя - видимо, потому, что завязавшаяся переписка немало давала им и в плане профессионального роста, и в чисто человеческом.

Различные конкурсы, проводимые «Школьным вестником» (в основном литературные), укрепляли связь с юными читателями, помогали найти и поддержать новые таланты и давали ребятам возможность поверить в свои силы. Можно сухо констатировать: «работа по реабилитации», а можно вспомнить известного незрячего поэта Глеба Еремеева, члена редколлегии журнала, автора двух десятков поэтических сборников, члена Союза писателей, лауреата многочисленных премий, стихотворение которого было впервые напечатано в «Советском школьнике» более 60 лет назад, когда юному поэту было 12 лет. Так что «Проба пера» просто продолжает и развивает давние традиции журнала, и это правильно и хорошо. Верность своим принципам, пронесённым через десятилетия, достойна уважения. Тем более что сами принципы - достойны.

Журнал вообще отличался от других изданий советских времён тихим и мудрым свободомыслием, умудрялся быть как бы «себе на уме». Например, блестящая повесть «Самая лёгкая лодка в мире» Юрия Коваля отвергалась поначалу всеми издательствами именно за дух свободы, витавший в ней, и впервые была опубликована в «Советском школьнике».

За 25 лет, на протяжении которых я была связана с журналом, и журнал, и его сотрудники прошли через множество испытаний. Такое уж выпало счастье — жить «в эпоху перемен». Кого-то занесло во Францию, кого-то в США, кто-то ушёл в религию... Конечно же, журналу повезло, что у руля в те годы оказался именно Ю.И. Кочетков. Он не растерялся и не опустил руки в атмосфере грязных игр и распада всего и вся, мужественно боролся за журнал и сохранил его - единственное на всю Россию ежемесячное издание для слепых детей, регулярно выходившее даже в годы Великой Отечественной и оказавшееся на краю в мирное вроде бы время. Вообще, с 1980 года по решению Бюро ЦК ВЛКСМ «Советский школьник» находился под крылом Открытого акционерного общества «Молодая гвардия». В начале 1990-х, в тяжелейшие для российской печати времена, когда одни издания погибли, а другие резко «похудели» и с трудом выпускали сдвоенные номера, когда рушились старые связи и рвались прежние обязательства, «Молодая гвардия» не бросила «Школьный вестник». Можно сказать, журналу повезло дважды: если бы во главе «Молодой гвардии» не стоял такой человек, как Валентин Фёдорович Юркин, то «Школьный вестник» мог бы кануть в небытие... На праздновании 65-й годовщины «ШВ» Валентин Фёдорович говорил об уникальности журнала, о высоком профессионализме и самоотдаче сотрудников редакции.

Без помощи «Молодой гвардии» «Вестник» и сегодня бы не выжил, поскольку издания, подобные нашему журналу, всегда убыточны. Поддержка государства им нужна как воздух, но её явно недостаёт, к великому сожалению...

Так получалось, что работы у меня постоянно прибавлялось, я с энтузиазмом осваивала новые для себя области деятельности, хотя и без того лет десять выполняла всю редакторскую работу в одиночку. Ранее редакторов было двое, и в последние годы их снова двое, что правильно: для одного человека круг столь разнообразных обязанностей всё же великоват. Отвечающий за переписку — уже отдельная должность... Так вот, Ю.И. Кочетков добился, чтобы «Школьный вестник» приходил к читателям ещё и в плоскопечатном варианте. Произошёл прорыв, победа: охват читательской аудитории резко расширился за счёт слабовидящих читателей, и для обложки потребовались фотографии. Это дело было поручено мне (как вскоре и подготовка фотографий к печати по специальным программам). Кстати, рисунки-заставки к рубрикам в «зрячем» варианте журнала тоже дело моих рук, как и художественное оформление павильонов «Школьного вестника» на выставках... Итак, кого снимать? Конечно же, наших читателей — учеников школ для слепых и слабовидящих! И я стала ездить по школам-интернатам, «вооружившись» не только привычным диктофоном для интервью, но и фотоаппаратом. Берешь интервью у юного художника, тут же фотографируешь мальчика на фоне его живописных работ - и фото помещаешь на обложку номера, в котором статья о талантливом ребёнке... «Школьный вестник» для слабовидящих сейчас выходит с прекрасными цветными обложками, а печатается он на «ИПТК «Логосвос», с которым журнал связывает давняя и крепкая дружба.

Идут годы и десятилетия, но живая связь «Школьного вестника» с читателями не слабеет. Журнал действительно стал верным и мудрым товарищем и другом для многих школьников, деятельно участвуя в интеллектуальном, культурном, духовном росте незрячих и слабовидящих детей. Он обещает своему читателю: «Я готов прийти тебе на помощь, обсудить твои проблемы, поддержать твой дух примерами жизни сильных людей, превозмогших многие беды, готов помочь тебе сделать правильный выбор. Со мной ты станешь сильнее и увереннее в себе, а значит, обязательно найдёшь своё место в жизни». Обещает - и не обманывает. Поэтому ему верят, поэтому любят, и есть немало читателей, которые выписывают наш журнал пятьдесят и более лет...

s-vestnik.ru

Анонс 5 номера журнала "Школьный Вестник" за 2017 г.

Анонс 5 номера журнала "Школьный Вестник" за 2017 г.

 

Майский номер открывает статья постоянного нашего автора Ильи Бруштейна «Реабилитация и компьютер». Это первая часть интервью с генеральным директором института «Реакомп» Сергеем Николаевичем Ваньшиным.

В беседе с корреспондентом «ШВ» Сергей Николаевич рассказал о деятельности института «Реакомп», о его достижениях и задачах.

Окончание читайте в следующем номере.

 

В 2016 году исполнилось 80 лет Республиканской специальной библиотеке для слепых и слабовидящих в г. Казани.

Марина Платонова присутствовала на торжестве, посвящённом этому событию, и делится с нашими читателями своими впечатлениями в статье «Юбилей любимой библиотеки».

«…«Специальная библиотека для слепых Республики Татарстан — одна из крупнейших и старейших библиотек для слепых в Российской Федерации. Она была открыта 21 января 1936 года решением Казанского городского Совета. К концу 1939 года в ней насчитывалось 3 700 книг по Брайлю и 111 читателей. Уже в то время она была второй по величине библиотекой для слепых в России после московской….»

 

В рубрику «НА ПОЭТИЧЕСКОЙ ВОЛНЕ» вошли стихи Глеба Еремеева и Владимира Лифшица.

Давние читатели нашего журнала хорошо знакомы с творчеством Глеба Сергеевича. Он не однократно публиковался в журнале «Советский Школьник», а затем и в «Школьном вестнике». В этом году Г.С. Еремееву исполнится 83 года.

Одно из его стихотворений посвящённое ВОВ - «Через пламя взрыва».

 

Я из детства ушёл, не как все,

А шагнув через пламя взрыва...

В молодом серебристом овсе

Мина мягкую землю взрыла.

 

Вновь засеяли землю весной,

От дождей оплыла воронка...

Трудно вырасти из ребёнка,

Искалеченного войной.

 

Рассказ Сергея Георгиева «Какие у кенгуру уши?» о школьной жизни подростков.

 

Рубрика для юных читателей «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» начинается со стихов автора из Севастополя Татьяны Корниенко. Татьяна недавно публикуется в «Школьном Вестнике», но её творчество уже нашло своего читателя, как среди детской аудитории, так и среди взрослой.

 

ЗАЧЕМ ХОТЕТЬ СЛОНА

 

Знаю я один закон:

Мам и пап пугает слон.

Так что можно не просить

Папу слоника купить.

 

Нет надежды и на мам.

Нужен слон — решай всё сам!

Первым делом, верь не верь,

Нужно снять входную дверь!

 

А потом друзьям отдать

Пианино, стол, кровать,

Шкаф и полочки для книг

(Несмотря на мамин крик).

 

Успокоится она —

Что ж, тогда тащи слона

И живи с ним сотню лет,

И готовь ему обед

 

Из полтонны овощей,

Трёх тазов травы и щей,

А потом такой же ужин…

— Сто-о-ой!! Мне больше слон не нужен…

 

Продолжается рубрика сказкой Ирины Антоновой про приключения волчонка.

 

В этом номере мы заканчиваем публикацию книги Александра Панкова «По следам Василия Ерошенко». Глава «Последние годы».

Начало читайте в №10 за 2016 год.

«…У него была трудная судьба. Лион Фейхтвангер о подобных судьбах сказал: «У каждого из нас своя доля: чем лучше человек, тем она труднее». Из забвения его имя воскресили В.Н. Рогов, японец Такасуги Ичиро (Огава Горо), украинская писательница Н. Андрианова-Гордиенко, А. Харьковский, А. Поляковский, Р. Белоусов, Э. Пашнев, Ю. Патлань, В. Першин и многие другие. Будущие статьи и книги о нём не дадут погаснуть памяти о Василии Яковлевиче Ерошенко никогда….»

 

Шестнадцатый урок бисероплетения обучит наших читателей плести очень красивый, но довольно сложный в работе цветок – лютик.

В конце статьи Лариса Андреевна подбадривает:

«…Дорогие друзья, поверьте — усилия окупятся сторицей, мы не только освоим новые техники, но и получим очень красивый букет или панно….»

 

Все постоянные рубрики «ПРОБА ПЕРА», «БИБЛИОТЕЧКА МУЗЫКАНТА», «НА ЧЁРНЫХ И БЕЛЫХ ПОЛЯХ» также на своих местах.

 

Брайлевский номер содержит рельефно-графические иллюстрации – памятник советскому солдату в Берлине и танки Второй Мировой войны.

 

Читайте с удовольствием!

s-vestnik.ru

Пермская художественная галерея создала путеводитель для незрячих и слабовидящих детей

Путеводитель содержит рельефно-графические изображения и аннотации к ним, набранные шрифтом Брайля. Основа путеводителя – 10 живописных полотен русских художников XVIII–XX веков из экспозиции Пермской художественной галереи. В подготовке аннотаций и разработке методики работы со слепыми и слабовидящими детьми приняла участие Наталья Пшенина – тифлопедагог из Школы-интерната для детей с нарушением зрения (единственное специализированное общеобразовательное учреждение в Пермском крае).

«Сотрудничество нашей школы с Пермской галереей началось в 2016 году с экскурсии по выставке художника Леонида Тишкова «Взгляни на дом свой». На выставке дети вместе с художником тактильно знакомились с экспонатами. Когда у сотрудников галереи возникла идея проекта «Музей ощущений», я с огромным желанием включилась в работу. С тех пор мы тесно сотрудничаем», — говорит Наталья Пшенина.

Пермская галерея собирается вовлечь в программу как можно больше детей с нарушением зрения. Она планирует издать цикл детских сказок, сопровождающихся текстом по Брайлю и рельефными копиями иллюстраций из коллекции галереи.

Проект «Музей ощущений» начался в апреле 2016 года с семинара-тренинга для сотрудников музеев Пермского края, преподавателей Школы-интерната для детей с нарушением зрения и активистов Пермского отделения Всероссийского общества слепых. Семинар был посвящен изучению опыта работы российских музеев с посетителями с ограниченными возможностями. На нем выступили сотрудники «Эрмитажа» и Музея современного искусства «Гараж» — создатели передовых программ для работы с особыми посетителями.

Сейчас в России лишь некоторые музеи системно работают с людьми, имеющими разные формы инвалидности. Знакомство слабовидящих посетителей с шедеврами изобразительного искусства обычно ограничивается скульптурой, фрагментами архитектуры, предметами декоративно-прикладного искусства – экспонатами, которые можно воспринять тактильно. Художественные музеи гораздо реже занимаются разработкой инклюзивных образовательных программ.

информация и фото с сайта: https://www.asi.org.ru/news/2017/04/18/perm-proekt-muzej-oshhushhenij/

s-vestnik.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта