Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» 11-4/2016 ISSN Х. Символ науки международный научный журнал


Символ науки | Перечень научных изданий

Символ науки

Международный научный журнал «Символ науки»

ISSN: 2410-700X

Языки издания: Русский, Английский

Учредитель периодического издания: Общество с ограниченной ответственностью «Omega science»

Рецензируемый междисциплинарный международный научный журнал «Символ науки» приглашает авторов опубликовать результаты своих научных исследований.

Периодичность выхода: ежемесячно (прием материалов до 23 числа каждого месяца) Статьи принимаются Редакцией журнала постоянно без каких-либо ограничений по времени.

В течение 20 дней после окончания приема материалов в очередной номер журнал будет отправлен в почтовые отделения для рассылки. Рассылка будет произведена заказными бандеролями. На сайте Редакции выложены все номера журнала и представлена подробная информация о нем и требования к статьям.

Свидетельство о регистрации СМИ № ПИ ФС77-61596

Договор о размещении журнала в НЭБ (РИНЦ, elibrary.ru)№153-03/2015

Договор о размещении журнала в «КиберЛенинке» (cyberleninka.ru) №32509-01

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЖУРНАЛА Раздел 01. Физико-математические науки Раздел 02. Химические науки Раздел 03. Биологические науки Раздел 04. Геолого-минералогические науки Раздел 05. Технические науки Раздел 06. Сельскохозяйственные науки Раздел 07. Исторические науки Раздел 08. Экономические науки Раздел 09. Философские науки Раздел 10. Филологические науки Раздел 11. Юридические науки Раздел 12. Педагогические науки Раздел 13. Медицинские науки Раздел 14. Фармацевтические науки Раздел 15. Ветеринарные науки Раздел 16. Искусствоведение Раздел 17. Архитектура Раздел 18. Психологические науки Раздел 19. Социологические науки Раздел 20. Политические науки Раздел 21. Культурология Раздел 22. Науки о земле.

Входит в реферальные базы данных:

РИНЦ

Издательство: МЦИИ Омега Сайнс

Контактная информация: Тел.: +7 (347) 299-41-99

Эл. почта: [email protected]

Информационное сообщение (0.36MB)

! При обращении в редакцию издания следует ссылаться на сайт «Перечень-изданий.ru» как на источник информации.

perechen-izdaniy.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» 03-1/2017 ISSN Х

Транскрипт

1 Ситуация также осложняется трудностью выявления формирования провала простыми методами, так как неустойчивые породы скрыты слоем глины, песка, чернозема и дорожным покрытием. Деятельность человека многократно ускоряет процесс формирования карстовых пустот. Прежде всего, это выбросы в атмосферу, формирующие кислотные дожди, обработка дорожного покрытия едкими веществами, утечка из систем водоснабжения и канализации. Строительные работы также ухудшают положение. Основная причина - заглубление фундамента и строительство траншей, нарушающих целостность «защитных слоев». Один из самых эффективных методов борьбы с карстовыми провалами ливневые водостоки, препятствующие «застаиванию» воды в низинах. Однако нарушение целостности водостока и утечка могут стать причиной разрыхления и провала. Список использованной литературы: 1. Абдрахманов Р.Ф., Мартин В.И., Попов В.Г. и др. Карст Башкортостана Уфа: Информреклама с. 2. Смирнов А. И. Карстово-спелеологическое районирование Республики Башкортостан Геология и полезные ископаемые Республики Башкортостан, проблемы и перспективы освоения минерально-сырьевой базы: Тез. докл. / III Республ. геологич. конф. Уфа, С Смирнов А. И. Новые данные о современной активности развития карстового процесса на Уфимском косогоре // Инженерно-геологическое обеспечение недропользования и охраны окружающей среды: Матер. / Междунар. науч.-прак. конф. Пермь, С Зайлямов Ш.Р., Хусаинова М.А., 2017 УДК А.А. Лагутенков, Мастер Делового Администрирования, Университет Кингстон (UK), Graduated Gemologist G.G. GIA, Геммологический Институт Америки (USA) г.москва, РФ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА ФЭЙ ЧУЙ, ЖАДЕИТОВОГО ЖАДА, ОМФАЦИТА И КОСМОХЛОРА Аннотация В данной статье рассматриваются вопросы идентификации и оценки драгоценных природных минералов группы пироксенов жадеита, омфацита и космохлора. Ключевые слова Фэй чуй, жадеит, жадеитовый жад, омфацит, космохлор, пироксен, 4C2T1V,5C3T. Жадеит минерал из группы щелочных моноклинных пироксенов спутанно-волокнистой структуры, силикат натрия и алюминия NaAl(Si 2O 6). Показатель преломления , при точечном измерении Удельный вес г / см 3. Оптические показатели: двухосный положительный (DR), но в полярископе практически всегда выглядит как агрегат (AGG). Линии спектра поглощения у зелёного 437,5нм. Зеленый жадеит с хромом в качестве хромофора показывает также линии в областях 630, 655 и 691 нм. В России жадеит не является драгоценным и отнесен к номенклатуре поделочных камней. Тем не менее, высококачественные ограненные образцы этого минерала во всем остальном мире представляют огромную ценность, а цены на ювелирные изделия с жадеитом на международных аукционах достигают нескольких миллионов долларов США. 12

2 Традиционно жадеит наилучшего качества добывают в Мьянме и Гватемале. Незначительные запасы этого камня есть в Китае (Синьцзян, Тибет, Юньнань), Японии, Мексике, США (Калифорния) и Казахстане. В России также есть свои крупные месторождения жадеита Борусское, которое находится между Енисеем и Кантегирой в Хакассии, а также на Полярном Урале (Лево-Кечпельское, Пусьерка). Несмотря на то, что жадеит в России не относится к драгоценным камням, вывоз его за пределы России ограничен на основании документа «Виды минерального сырья, ограниченные к перемещению через таможенную границ Таможенного союза при вывозе» пункт 1.6, Код товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза «Жадеит благородный». Однако понятие «благородного жадеита» никак не разъясняется, а какие-либо методы оценки, позволяющие принять решение о наличии или отсутствии «благородности» жадеитового сырья отсутствуют. Культуры потребления жадеита и изделий из него в России нет. Также в нашей стране полностью отсутствует интерес в отношении этого камня со стороны массового потребителя. Таким образом складывается парадоксальная ситуация: вывозить за пределы России этот минерал нельзя, известных методов оценки, позволяющих оценить стоимость жадеита и изделий из него на данный момент не существует и одновременно в нашей стране нет внутреннего рынка потребления этого камня. В настоящее время на внутреннем рынке известна единственная практика применения жадеитовых булыжников в качестве камней для бань и саун. С правоприменительной практикой попыток экспорта жадеита за границу можно ознакомиться, например, на основании материалов дела 5-171/2011 рассмотренного в Абаканском городском суде Республики Хакасия в 2011 году. В то же самое время изделия из жадеита продаются на аукционах Юго-Восточной Азии за огромные суммы. Самая высокая цена за ювелирное изделие из зеленого империал жадеита была заплачена на гонконгском аукционе Сотбис в 2014 году. Ожерелье Картье из 27 изумрудно-зеленых бусин ушло с молотка за фантастическую сумму в гонконгских долларов ($ ). Бусины этого украшения полупрозрачны и имеют диаметр от до мм. Другие примеры: Серьги из жадеита с бриллиантами (лот 1788). Вставки выполнены из империал жадеита высшего качества. Размер вставок x 6.05 мм и x 5.81 мм. Также в изделии закреплено 1.01 карат бриллиантов. Лот продан 04 октября 2016 на Гонконгском аукционе Сотбис за HKD ($ ). Жадеитовые бусы из 47 бусин диаметром от до 9.62 мм с застежкой из рубинов и бриллиантов (лот 1672). Общая длина бус 570 мм. Лот продан 04 октября 2016 на Гонконгском аукционе Сотбис за HKD ($ ). История фэй чуй, жадеита, омфацита и космохлора Термином «жад» вплоть до середины XIX века называли совершенно другой минерал нефрит (относится к амфиболам). Слово «жад» появилось в Европе благодаря конкистадорам в XV-XVI веках. Зеленые полупрозрачные камни, привезенные из Нового Света, назвали на испанском «ижада», что в переводе означает «камень от боли в спине» или «камень от почечной боли». Около двухсот лет «почечный камень» не вызывал интереса европейских ученых, пока в 1780 году немецкий геолог Абрахам Вернер не решил, что пора бы этому странному камню дать научное название. Вернер дословно перевел испанское «пьедра де ижада» на латынь и получил «ляпис нефритикус». Приписанное камню свойство каким-то образом благотворно влиять на почки стало ключом к его названию. Вплоть до середины XIX жад в Европе не был никому интересен. Однако во время второй опиумной войны в Китае ( гг) англо-французские войска вторглись в Пекин и полностью разграбили императорский комплекс Юаньминюань. Было вывезено много странных артефактов из зеленого камня, которые, судя по всему, были очень ценны в китайском обществе, поскольку занимали почетное место в императорском дворце. Изучением китайских ценностей занялся французский профессор - минералог Алексис Демур. Ученый исследовал китайские ценности и обнаружил, что большинство из них сделаны из хорошо известного «почечного камня» - нефрита. Как выяснил Демур, нефрит это не минерал, а горная порода или композитный материал, состоящий из нескольких минералов. Француз исследовал основной минерал, из 13

которого состоит нефрит и назвал его «амфибол» - от греческого «непонятный», «неясный».

3 которого состоит нефрит и назвал его «амфибол» - от греческого «непонятный», «неясный». Однако некоторые артефакты из китайского дворца, хотя и выглядели как нефрит, химически и физически не имели к этому камню никакого отношения. Подобно нефриту, этот также была горная порода, сочетающая в себе несколько разных минералов, однако природа этих минералов была отличной от амфибола. Демур назвал новый камень «жадеит», а минерал, из которого преимущественно состоит жадеит - «моноклинный пироксен». Таким образом, только благодаря Демуру, Европа узнала, что существует два совершенно разных вида жада: нефрит (состоящий из амфибола) и жадеит (состоящий из пироксена). В отличие от Европы, Китай знаком с жадом-нефритом намного дольше, около 5000 лет, а возможно и больше. Ценность жада в китайской культуре можно проиллюстрировать с помощью иероглифов китайского языка. Пиктограмма «юй» - переводится как «жад» и представляет собой три бусины (три горизонтальных черты в иероглифе), соединенных вертикальной нитью. Косая черта снизу справа сделана исключительно для того, чтобы «юй» можно было отличить от другого иероглифа «ван», означающего верховную власть, монарха или более понятного русскому человеку царя. Рисунок 1 Китайский иероглиф «ван». Означает «царь», «правитель», «монарх» Рисунок 2 Китайский Иероглиф «юй», означает «жад». Иероглиф представляет собой три жадовых бусины, соединенных нитью. Дополнительный штрих слева помогает отличить написание этого иероглифа от «ван» Таким образом, китайцы проводят прямую аналогию между высшей властью и жадом. Уникальные свойства жада - это высокая прочность и относительно низкая твердость. Твердость нефрита по шкале Мооса 5.5 6, а жадеита то есть, эти камни можно обработать даже с помощь кремня, твердость которого составляет 7. Прочность камня это способность сопротивляться всевозможным сколам и разломам. За счет вязкой внутренней структуры, жад (нефрит и жадеит) практически невозможно разбить. Более того, даже отколоть осколок от этоих камней, задача непростая. Прочность жада часто сравнима с хорошими сортами стали. До XVIII века единственным видом «юй», известным китайцам, был нефрит. Однако в XVIII веке, китайский император повелел оккупировать Бирму. Оттуда в Китай попал жадеит, который оказался, вопервых тверже нефрита, а во вторых имеет гораздо более привлекательный, насыщенный цвет. Вследствие обнаружения нового вида «юй», в Китае возникло разделение жада на две разновидности: «мягкий» - «руан юй» (нефрит) и «твердый» - «йин юй» (жадеит). Спектральный зеленый цвет жадеита оказался намного привлекательней, чем у любых образцов нефрита, известных до этого. В связи с чем, китайский император объявил весь уже найденный, а также еще не найденный йин юй своей собственностью. Жадеит стали называть «императорский жад». Если кто-то находил хотя бы маленький кусочек этого бесценного камня, он был обязан немедленно оповестить государственных чиновников о находке и сдать образец в казну. В 2012 году Геммологический Институт Америки объявил об открытии еще одной разновидности драгоценного камня пироксеновой группы омфацита, а в 2014 году Британская ассоциация Gem-A добавила в этот ряд неизвестный ранее космохлор. Поэтому в современном Китае, название «юй» используется только нефрита, а вот жадеит, омфацит и космохлор называют «фэй чуй». «Фэй чуй» в дословном переводе означает «зимородок». Так сейчас называют самые дорогие 14

разновидности жада, к которым относятся три камня: жадеитовый жад, омфацитовый жад и космохлоровый жад.

4 разновидности жада, к которым относятся три камня: жадеитовый жад, омфацитовый жад и космохлоровый жад. Согласно мнению одного из самых авторитетных в мире специалистов по экспертизе и оценке жада, профессора Гонконгского Института Геммологии госпожи Мими Оуянг, название «фэй чуй» возникло от искаженного «фэй чуй юй», так раньше называли бирманский жадеит. С течением времени пиктограмму «фэй» стали писать совместно с иероглифом, означающим перья птицы. Таким образом «фэй чуй юй» превратился в «фэй чуй». Рисунок 3 Китайский иероглиф «фэй чуй» используемый для современного описания минералов жадеит, омфацит и космохлор Факторы стоимости фэй чуй, жадеита, омфацита и космохлора На данный момент в мире используются, по крайней мере, две системы оценки жадеита. В Европе и США качество этого камня определяют по системе, которая называется 5С3Т [1], по первым буквам английских слов, которые описывают свойства жадеита. Гонконгским Институтом Геммологии, под руководством профессора г-жи Оуянг, разработана своя номенклатура оценки, которая называется 4C2T1V [2]. Эта система используется при оценке «фэй чуй» (жадеита, омфацита и космохлора). Название ее также образовано по первым буквам английских слов, описывающих свойства жадеита. Однако понятия, которые используются при экспертном анализе в 4C2T1V, отличаются от таковых в Европе и США. В Таблице 1 - приведено сравнение параметров оценки жадеита в разных системах. Несмотря на некоторые общие черты, эти две номенклатуры довольно сильно различаются. Таблица 1 «Системы оценки жадеита и фэй чуй» Цвет (англ. Color) Система 5C3T Чистота (англ. Clarity) Стиль огранки и форма (англ. Cutting style and shape) Качество огранки (англ. Cut quality) Вес в каратах (англ. Carat weight) Прозрачность (англ. Transparency) Облагораживания (англ. Treatment) Текстура (англ. Texture) Система 4C2T1V Цвет (англ. Color) Чистота (англ. Clarity) Трещинноватость (англ. Cracks) Качество обработки (англ. Craftsmanship) Прозрачность (англ. Transparency) Текстура (англ. Texture) Объем (англ. Volume) Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в системе 4C2T1V отсутствуют показатели веса жадеита, степени его облагораживания, стиля и формы огранки. Понятие «чистота» также отличается от традиционного. В гонконгской системе под чистотой понимается однородность распределения цвета. В то время как включения в камне описываются параметром «трещинноватость». В европейской системе отсутствует параметр «Объем», точнее он включен в «Стиль огранки и форма». Смысл термина «объем» состоит в следующем: на китайском рынке считается, что жадеитовый кабошон высокого качества должен быть выпуклым. Плоские, «мелкие» кабошоны ценятся меньше, чем объемные выпуклые. Еще один необычный параметр оценки это «текстура». Этот показатель качества не встречается больше ни в одной другой системе оценки драгоценных камней. Чтобы понять, что означает текстура, необходимо тщательно рассмотреть имеющийся образец жадеита. Лучше использовать для этих целей лупу или микроскоп. При тщательном наблюдении мы увидим, что исследуемый камень состоит из мелких «зернышек», которые в одном случае могут быть видны даже невооруженным глазом, а в другом случае их трудно разглядеть даже в лупу. Чем меньше размер этих зернышек, тем дороже стоит жадеит. Мелкозернистый жадеит в Китае традиционно называют «лао кен» (англ. трансл. кит. lao keng), что в 15

5 переводе означает «старая шахта». Размер зернышек в таких камнях не превышает 0.1 мм. Менее качественный жадеит с зернистостью мм называют «относительно старая шахта» или «цзю кен» (англ. трансл. кит. jiu keng). Наконец, жадеит поделочного качества носит называние «новая шахта» - «син кен» (англ. трансл. кит. xin keng) [3]. Большинство параметров оценки, приведенных в Таблице 1, начинают сильно влияют на цену жадеитового украшения обычно в том случае, если цена изделия превышает десять тысяч долларов США. В большинстве остальных случаев можно руководствоваться более простыми соображениями. Наиболее сильно на цену жадеита влияют цвет, прозрачность и степень облагораживания. Насыщенный зеленый цвет полупрозрачного жадеита, схожий с оттенком лучших колумбийских изумрудов - называется «империал». Именно такие камни в свое время поразили императора Китая. Этот цвет жадеита считается самым дорогим в большинстве случаев. Однако на оценку цвета могут влиять такие неожиданные вещи, как культурные особенности. Например, в Гватемале наиболее всего востребован синий цвет «сердца земли», поэтому даже лавандовый жадеит здесь стараются назвать синим. В Азии ситуация обратная лавандовый оттенок жадеита понятен и востребован на рынке, а вот синий не пользуется особым спросом, поэтому синий жадеит азиатские продавцы назовут лавандовым. Важна также прозрачность жадеита. Менее прозрачные камни всегда стоят значительно дешевле. Наиболее ценны полупрозрачные экземпляры. Например, полупрозрачный бесцветный жадеитовый кабошон может стоить гораздо дороже, чем насыщенно-зеленый, но непрозрачный камень. Низкая прозрачность уменьшает цену жадеитового кабошона с нескольких тысяч до нескольких долларов. Исключением является черный жадеит. Чем он менее прозрачен, тем дороже стоит. Облагораживание фэй чуй, жадеита, омфацита и космохлора Пожалуй, самый важный параметр оценки жадеита или фэй чуй это степень облагораживания. Необлагороженный кабошон цвета зеленый империал может обойтись в $ $ Точно такой же камень, неотличимый по внешнему виду, но отбеленный и заполненный полимером обычно продается не дороже $100 - $500. Если же жадеит отбелен, затем прокрашен и заполнен полимером, то его цена вряд ли будет дороже $10. Фэй Чуй высокого качества встречается исключительно редко и стоит очень дорого. Большей частью на рынке представлены изделия из облагороженного камня. Различают четыре типа облагораживания жадеита. - Тип «А». Если в результате исследования в геммологической лаборатории жадеиту присвоен «тип А», это означает природный камень, вообще не подвергавшийся никаким видам облагораживания. Сама по себе принадлежность к типу А не может ничего сказать о ценности фэй чуй, поскольку необлагороженным вполне может быть материал низкого качества. Единственный допустимый вид обработки фэй чуй типа «А» - это покрытие воском. - Тип «В» (от англ. bleached «отбеленный»). Такой обработке подвергают фэй чуй, который изначально имеет бурые пятна (включения железа). Процесс облагораживания по типу «В» представляет собой вымачивание исходного ювелирного материала в горячих серной или соляной кислотах, которые проникают внутрь камня через мелкие трещины и растворяют следы природного железа. Характерный признак облагораживания по типу «В» - наличие в камне тусклых пористых белых зон, которые иногда заполняют полимером для повышения блеска камня. - Тип «С» (от англ. colored «подкрашенный»). Этот тип облагораживания применяется к камням, которые от природы имеют изначально «непрестижный», дешевый цвет. Чтобы продать камень дороже, его пропитывают зеленой или лавандовой краской. - Тип «В+С» (от англ. bleached and colored «отбеленный и покрашенный»). Представляет собой жадеит, сначала отбеленный кислотой для удаления нежелательного, дешевого цвета, а потом, через образовавшиеся поры, заполнен цветным полимером - красителем. Это самый недорогой вид жадеита на рынке. - Тип «D» - под этим типом обычно подразумеваются дублеты и триплеты. Тип «D» - упоминается в Википедии, однако в реальной жизни он почти не используется. При отсутствии опыта и специальных знаний, определить самостоятельно тип облагораживания фэй 16

6 чуй, в большинстве случаев, не представляется возможным. Точный ответ о наличии или отсутствии факта облагораживания жадеитового материала может дать только FTIR исследование в геммологической лаборатории. Имитации жадеита (фэй чуй) Как любой другой дорогой камень, жадеит довольно часто имитируют с помощью других камней. Ниже приведен список наиболее популярных имитаций жадеита. Авантюрин (кварцит) полупрозрачная, а иногда совсем непрозрачная мелкозернистая разновидность кварца (кварцита). В природе встречаются зеленые, желтые, серые и коричневые оттенки этого камня, а также бесцветные разновидности. Все оттенки кварцита могут быть использованы в качестве имитации жадеита. Отличить авантюрин от жадеита можно по показателю преломления. Показатель преломления кварцита , в то время как у жадеита этот же показатель , у нефрита Бовенит (серпентин) прозрачная или полупрозрачная разновидность серпентина. Твердость по Моосу несколько ниже, чем у нефрита и жадеита Главные диагностические признаки: показатель преломления и удельный вес Гранат гидрогроссуляр прозрачная или полупрозрачная разновидность граната, зеленого, зеленовато-синего или зеленовато-желтого цветов. Основные месторождения известны в Африке. Главный диагностический признак, позволяющий отличить гидрогроссуляр от жада высокий показатель преломления Кальцит - известковый шпат минерал CaCO 3 из группы карбонатов, одна из природных форм карбоната кальция. Примесь никеля окрашивает кальцит в яркий зеленый цвет, что делает его похожим на жадеит. Показатели преломления кальцита и жадеита похожи , однако кальцит намного мягче любого жада, всего 3 по шкале Мооса. Кварц окрашенный сильно нагретый и резко охлажденный кварц, покрывшийся в результате такой обработки сетью трещин. Эти трещины заполняются зеленой краской, придающей камню насыщенный зеленый цвет. Легко отличим от любого вида жада прежде всего по наличию множества трещин, хорошо видимых даже при небольшом увеличении, а также по низкому показателю преломления, который составляет у кварца всего Мавситсит редкая горная порода зеленого цвета с характерным рисунком прожилок черного, реже белого цветов. Из-за характерного внешнего вида этот камень, невозможно спутать ни с каким другим. Строго говоря, мавситсит нельзя назвать имитацией жада, поскольку в состав этой породы входят одновременно амфибол (нефрит), космохлор и хромовый жадеит. Не смотря на такой химический состав, специалисты не считают этот камень жадеитовым жадом. Пренит - минерал, силикат алюминия и кальция Ca 2Al(AlSi 3O 10)(OH) 2. В качестве имитации жада пренит может доставить неприятности. Показатель преломления у этого камня схож с жадеитом , твердость тоже: по Моосу. Отличительным признаком может выступать удельный вес, который составляет г/см³, а также флуоресценция желтого цвета, которая довольно часто проявляется в длинноволновом ультрафиолете. Серафинит разновидность минерала клинохлора из группы хлоритов. Назван в честь верховного ангела в христианстве - Серафима. Единственное месторождение находится в России, в Иркутской области. В качестве имитации жада встречается нечасто и обычно имеет специфический внешний вид, который позволяет при наличии минимального геммологического опыта отличить этот камень от жада невооруженным глазом. Хризоколла - водный силикат меди. Именно медь придаёт этому камню голубовато-зелёный оттенок. Спутать хризоколлу с высококачественным жадеитом легко, если камень закреплен в изделии. Однако если вам в руки попадает незакрепленный экземпляр, его всегда выдаст вес. Хризоколла - очень легкий камень, его удельный вес г/см³, в то время как у жадеита этот показатель 3,25 3,36 г/см³. Хризопраз (зеленый халцедон) - полупрозрачный минерал, скрытокристаллическая тонковолокнистая разновидность кварца. Чаще всего халцедон окрашивают для получения цвета, похожего на оттенки жада. Черный халцедон выдают за черный жадеит, а оранжевый халцедон, называемый также 17

7 сердолик за коричневый или красный жад. Халцедон легко отличить от жада, измерив показатель преломления, который составляет Выводы Главная сложность в оценке жадеитового материала состоит в слабо предсказуемом результате. Узнать, в большинстве случаев, содержится ли в необработанной породе благородный жадеит практически невозможно. Для этого надо аккуратно разрезать жадеитовые булыжники слой за слоем, в надежде наткнуться на прослойку жадеита высокого качества. Таким образом, покупка необработанных жадеитовых булыжников представляет собой большой риск: во всей партии камней может не найтись ни одного, результат обработки которого окупил бы все понесенные ранее затраты. Кроме того, даже полученный в результате обработки материал ювелирного качества необходимо оценить в соответствии с одной из существующих систем оценки, для чего в России практически нет подготовленных специалистов. Таким образом, изучение зарубежного опыта в области оценки, экспорта и обработки жадеита и жадеитового сырья может дать экономике России значительные дополнительные средства в бюджет. References: 1. «Exotic Gems: (Volume 4) How to Identify, Evaluate & Select Jade & Abalone Pearls (Newman Exotic Gems)» by Renee Newman (2016) 2. «How to make an appraisal of jadeite» by Ou Yang C.M. (1999) Australian Gemmologist, Vol. 20, No. 5, стр «Burmese Jade: The Inscrutable Gem» by Richard W. Hughes, Olivier Galibert, George Bosshart, Fred Ward, Thet Oo, Mark Smith,, Tay Thye Sun, and George E. Harlow. «Gems&Gemology» Spring 2000 стр. 26 Лагутенков А.А.,

docplayer.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» 11-4/2016 ISSN Х

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения изобразительного искусства ученик 7 класса к концу учебного года должен знать: анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и

Подробнее

Храповицкий Дмитрий Владимирович

Храповицкий Дмитрий Владимирович Храповицкий Дмитрий Владимирович РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИЗАЙНЕРСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ВИЗУАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МОБИЛЬНОГО ИНТЕРФЕЙСА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ Аннотация. В

Подробнее

«Компьютерный дизайн»

«Компьютерный дизайн» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерный дизайн» Возраст обучающихся 10-16 лет Срок реализации 2 года Составитель: педагог дополнительного образования Коршунова Вера Сергеевна

Подробнее

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 2(2)

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 2(2) УДК 378 Попова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул ТВОРЧЕСКОЕ

Подробнее

Свиридова Анастасия Владимировна

Свиридова Анастасия Владимировна Свиридова Анастасия Владимировна Синтез технологии мультипликации и цифрового фото для создания мультимедийного продукта в рамках технологии сторителлинга Аннотация. Мы полагаем, что данная статья положит

Подробнее

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы Дополнительная общеобразовательная программа «Графический дизайн» относится к технической направленности и обуславливает

Подробнее

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИБИРИ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИБИРИ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИБИРИ СБОРНИК СТАТЕЙ по материалам Региональной научной конференции «Художественное образование в Сибири» Томск, ТГУ, 12 декабря 2014 г. ТОМСК 2015 УДК 7.071.5 А. И. ИВАНОВА

Подробнее

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Аннотация рабочей программы дисциплины/ модуля/ практики «Теория и история искусства» по направлению подготовки/ специальности 47.06.01 Философия, этика, религиоведение профиль подготовки эстетика, специализация

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по искусству ИЗО 7 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования примерной программы

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса составлена на основе авторской программы Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной

Подробнее

- - «Изобразительное искусство. 5-9 классы»

- - «Изобразительное искусство. 5-9 классы» Класс Количество часов в неделю согласно учебному плану школы Федеральный компонент Региональный компонент ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО». Школьный компонент Реквизиты

Подробнее

Содержание. Пояснительная записка

Содержание. Пояснительная записка Содержание 1. Пояснительная записка 2. Календарно-тематический поурочный план 3. Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству

Подробнее

Методические рекомендации

Методические рекомендации Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Крылатый» городского округа Самара Хореографические проекты подростков в дополнительном образовании Методические

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Пояснительная записка. Цели и задачи курса: Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику,

Подробнее

Содержание обучения 5 класса

Содержание обучения 5 класса ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание обучения 5 класса Личностные (индивидуальные качественные свойства учащихся, приобретенные в процессе освоения учебного предмета): 1. Проживание

Подробнее

РУБРИКА: СЕРВИС И ТУРИЗМ

РУБРИКА: СЕРВИС И ТУРИЗМ Панин А.В. Актуальность и особенности разработки виртуальной экскурсии // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 06 (июнь). АРТ 153-эл. 0,1 п.л. - URL: http:

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 9-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 5-7 классы для общеобразовательных учреждений и рассчитана на 35 учебных часа в год.

Подробнее

I. Пояснительная записка

I. Пояснительная записка I. Пояснительная записка Мир, в котором начинают жизнь сегодняшние дети, в немалой степени является воплощением графических образов некогда мерцавших на экранах компьютера, т.к. компьютерная графика всё

Подробнее

PRODUCTION СТУДИЯ. ООО РА «Вереск-медиа»

PRODUCTION СТУДИЯ. ООО РА «Вереск-медиа» PRODUCTION СТУДИЯ ООО РА «Вереск-медиа» ВСТУПЛЕНИЕ Производство видеороликов и рекламы является одним из направлений деятельности РА «Вереск-медиа» наряду с продажей эфирного времени в рекламных блоках

Подробнее

учебный год

учебный год Рабочая программа по предмету искусство для 9 класса (на 205-206 учебный год) Составитель: Щербакова С.Н. Учитель изоискусства МКОУ «Лиманская СОШ» 206-207 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа

Подробнее

«Художник и природа» Группа 3

«Художник и природа» Группа 3 Рабочая программа для второго года обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Художник и природа» Группа 3 Возраст учащихся: 7-10 лет Разработчик программы: Везикова Юлия

Подробнее

Условия и порядок выполнения работы

Условия и порядок выполнения работы Промежуточная аттестация в 6 классе по изобразительному искусству ставит своей целью: определение уровня усвоения учащимися программного материала. Условия и порядок выполнения работы Работа рассчитана

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1а класса составлена учителем начальных классов Смирновой Н.А. на основании следующих нормативно-правовых документов:

Подробнее

docplayer.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» 11/2015 ISSN Х

Транскрипт

1 иностранным гражданам начали выдавать специальные документы «патенты», дающие право на трудоустройство. Украинский кризис уже заставил внести изменения в миграционное законодательство. Так, ФМС обсуждает вопрос о предоставлении беженцам с Украины убежища по упрощенной процедуре и продлении срока их пребывания в РФ. Большинство украинских мигрантов рассчитывает в будущем вернуться на родину, однако многим возвращаться просто некуда, и в недалеком будущем они пополнят число граждан России. Список использованной литературы: 1. Троицкая О. Украинский кризис и миграция [Электронный ресурс] / Режим доступа: Муляр Е. Н., 2015 УДК Юсеф Д. А. Нассасра, аспирант кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск, РФ РОССИЙСКО-СИРИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ Аннотация В данной статье характеризуются основные геополитические проблемы региона Персидского залива, рассматриваются наиболее показательные факторы взаимодействия России и Сирии, значение сотрудничества с Сирией с точки зрения интересов России на Ближнем Востоке, а также стратегические приоритеты стран, определяющие взаимоотношения Сирии и России на современном этапе. Ключевые слова Сирия, Ближний Восток, Башар Асад, Россия, российская дипломатия, российско-сирийские отношения, геополитические проблемы, стратегическое партнерство, государственные интересы. В современной системе международной безопасности и международных отношений геополитическое пространство традиционно является объектом пристального внимания политиков и экспертов. Геополитические проблемы стран Ближнего Востока обусловлены двумя факторами современной мировой политики: нефтяным и исламским, а также, в значительной мере, - территориальными спорами стран региона, которые являются «питательной» средой для внешнего вторжения. Гармонизация российско-сирийских отношений является существенным звеном полновесного обеспечения интересов РФ на Ближнем Востоке. Этим определяется актуальность рассмотрения отношений России и Сирии в контексте геополитической конкуренции на Ближнем Востоке, что и является целью данной статьи. Как справедливо отмечает Мелихов И.А., арабские монархии Персидского залива в последние десятилетия переместились с региональной периферии в фокус мировой экономики и ближневосточной политики и встроены в картину глобализационных процессов, формирования транснациональных экономических взаимосвязей, возникновения новых параметров международных отношений [6]. Странами, имеющими свои стратегические геополитические интересы в регионе: до крушения биполярной системы, господствовавшей в международных отношениях более полувека, являлись США и СССР, а после 1991 г. - лишь США. Имело место британское, французское, турецкое влияние в регионе, а 258

2 также определенную роль выполняли и выполняют Египет и Сирия - государства, зачастую занимающие противоречивую позицию по вопросам региональной безопасности Персидского залива. Определенную степень влияния на геополитическую ситуацию имеют международные региональные организации, такие, как ССАГПЗ и Лига арабских государств (ЛАГ), являющиеся активными участниками формирования и выработки основ региональной политики, в том числе и вопросов коллективной безопасности; международные межправительственные организации мирового уровня (ООН, Всемирный Банк, МВФ, ВТО, ОПЕК), которые, оказывая существенное влияние на экономику стран региона (например, на их возможности приобретения высокотехнологичных видов вооружения и военной техники), затрагивают и вопросы, включенные в сферу безопасности региона изначально; этнические (курды) и религиозные (шииты) группы, правящие и военные элиты.[2] Остроту геополитическим проблемам региона придает тот факт, что он находится в сфере стратегических интересов США - крупнейшей мировой державы, претендующей на монопольное положение в решении вопросов мировой политики и выступающей одним из серьезных дестабилизирующих факторов в мировой политики. Сирия занимает важное в геополитическом смысле место на Ближнем Востоке, но окружена недоброжелателями, которые осуществляют внешнее влияние на сирийскую периферию. Для Саудовской Аравии, Катара, Турции, Израиля желательна смена правящего режима в Сирии, ослабление и разделение ее на зоны влияния. Россия же, как и, например, Иран, Китай, выступает за мирное решение затянувшегося внутрисирийского конфликта, не противясь фигуре и режиму Б. Асада. Сохранение сильной преемственной власти в Сирии позволит уберечь ее от превращения в еще одно пространство нестабильности и постоянной угрозы для соседних и других стран в виде распространения радикального исламизма и терроризма. Будучи не очень богатой энергоресурсами страной, по сравнению с другими странами региона, Сирия однако еще в период правления Хафеза Асада неоднократно предпринимала попытки стать лидером арабских стран, поэтому потребность укрепления военной мощи для обеспечения экономической и политической безопасности, для противодействия внутренним и внешним силам привела к необходимости, уже со стороны нового президента Сирии Башара Асада, активизировать взаимоотношения с Россией - давним союзником и надежным партнером. Правящий в Сирии режим БашараАсада прилагает все возможные усилия, чтобы сохранить власть. Однако Асад опирается и на внешнюю поддержку прежде всего России. Исторически Россия во времена Советского Союза способствовала обретению Сирией независимости, становлении ее национального суверенитета. За десятилетия двустороннего сотрудничества в политической, военной, экономической и гуманитарной областях стороны обрели богатый опыт взаимодействия, создана солидная инфраструктура для развития российско-сирийских отношений. В постсоветский период сфера потенциального взаимодействия России и Сирии имела тенденцию к расширению. Двусторонние связи возобновились уже в новых геополитических условиях после официального визита президента Сирии Б. Асада в Москву, в 2005 г. [7] Внутренний потенциал Сирии, особенности геополитического положения в регионе, международные тенденции и стратегии внешней политики России позволяют утверждать, что Сирия ведет свои отношения с Россией в рамках политики центра сил и на фоне политики престижности. Причем, Сирия по отношению к России демонстрирует совершенно иную внешнюю политику, чем в отношении других стран: не разрабатывает напрямую стратегию внешней политики по отношению к России, не делает Россию конкретным объектом своей внешней политики, а относится к России, как к необходимому фактору, поддерживающему политику страны по отношению к другим странам, как в регионе, так и на международной арене.[3] Стратегия внешней политики Сирии включает определение целей, задач и позиций страны по таким вопросам, как вопрос о Голанских высотах, арабо-израильский конфликт, региональные организации на основе лидерства арабского мира, двусторонние отношения, отношения с соседними странами. Одним из главных условий этой стратегии является гарантия стабильности внутри страны на основе режима Башара Асада, а поскольку Сирия не может в одиночку осуществить эти проекты, силой, способной помочь Сирии в 259

3 реализации ее планов, является Российская Федерация. Прочные отношения с Россией позволят Сирии обеспечить сбалансированный характер внешнеполитических связей. Для России характер взаимодействия с Сирией также имеет важное значение. Во-первых, субрегион Персидского залива находится в относительной близости от ее южных рубежей, поэтому возникающие здесь процессы, в том числе и кризисные узлы затрагивают ее внешнюю безопасность. Во-вторых, наличие взаимосвязи между сепаратистско-экстремистскими кругами некоторых мусульманских районов РФ и религиозно-фундаменталистскими структурами стран Персидского залива подрывают стабильность российского общества и могут иметь негативные последствия для федеративного государственного устройства. В-третьих, объемы добываемых странами этого субрегиона углеводородных источников, к числу крупнейших экспортеров которых относится также Россия, напрямую воздействуют на формирование конъюнктуры и цен на мировом рынке. Наконец, российская сторона заинтересована в налаживании многогранного партнерства с государствами ССАГПЗ, обладающими громадным инвестиционным потенциалом. На современном этапе разносторонние связи Сирии и России согласно установившейся традиции носят дружественный характер. Стратегические интересы России по обеспечению полосы стабильности на подступах к южным рубежам, естественные геополитическому положению РФ приоритеты в развитии всестороннего сотрудничества со странами Ближнего Востока диктуют необходимость более предметного участия России в продвижении ближневосточного переговорного процесса по направлению к всеобъемлющему и долгосрочному миру, который оставлял бы достойное место в регионе и для РФ. В контексте обоюдной заинтересованности двух стран политические акценты и концептуальные основы политики России и Сирии в отношении друг друга приобретают стратегическое значение.[7] Крепкие экономические, политические и культурные связи, установленные между современной Россией и Сирией, то, что из числа крупных стран Россия - это главный союзник Сирии, а также то, что Сирия остается сферой влияния России на Ближнем Востоке, всегда не устраивало ни Запад, ни руководство монархий Залива. Региональные конфликты и интересы супердержав заметно влияют на внешнюю политику Сирии. Позиция Сирии в арабо-израильском конфликте в отношении Голанских высот, по вопросу Ливана и Палестины, поддержка организаций, выступающих против Израиля, стали факторами, определившими негативную тональность сирийско-американских отношений. Взаимоотношения Сирии и США во многом определяются отношениями с Израилем, а также вопросами вооружения Сирии. [4] Не испытывая в связи с этим чрезмерного оптимизма относительно перспектив развития американосирийских отношении, Дамаск, тем не менее, продолжает тактику стимулирования позитивных для сирийцев настроений и тенденций в США к более взвешенному подходу к САР. В то же время в Сирии считают, что Вашингтон вряд ли отойдет в ближайшей перспективе от традиционной линии неприятия открытого американского давления по БВУ на Израиль. Основные надежды на мирное урегулирование конфликта с Израилем, а также на полноценную нормализацию американо-сирийских отношений связаны с «вызреванием» в израильском обществе понимания необходимости заключения мира с Сирией на основе полного возвращения Голанских высот. Разумеется, нельзя не отметить то влияние, которое на ситуацию в регионе оказывает такая политически и экономически мощная страна, как Турция. Анализ турецко-сирийских отношений показывает, что как Дамаск, так и Анкара, имея широкий спектр противоречий и расхождений, стремятся не доводить конфликты и неурегулированные проблемы в двусторонних отношениях до открытой конфронтации, усиленно ищут взаимоприемлемые пути для, по крайней мере, снятия остроты ситуации. Интересы развития взаимовыгодного торгово-экономического двустороннего сотрудничества, прохождение транзитных торговых путей из Турции в Иорданию и страны Персидского залива через Сирию, общность подходов к недопустимости становления курдской государственности в целом и в Ираке в частности, взаимная проблема борьбы с наркобизнесом и контрабандой оружия - позволяют руководству в Дамаске и Анкаре удерживать отношения друг с другом в контролируемом русле «минимального добрососедства». 260

4 Кроме того, в последние 20 лет, особенно после значительного успеха исламистов на муниципальных выборах в Турции в марте 1994 г. и парламентских в декабре 1995 г. официальная Анкара начинает с большим пониманием относиться к постоянной озабоченности Дамаска активизацией исламского фактора внутри Сирии. Общая для обеих стран нарастающая угроза политизации ислама, исламского экстремизма нацеливает светские режимы в Сирии и Турции к более активному взаимодействию в направлении нейтрализации дестабилизирующих проявлений исламского фактора в регионе. При этом общая разбалансированность сирийско-турецких отношений, в силу вышеперечисленных факторов, сохраняется. В силу сохраняющейся в Сирии напряженности межделегационный обмен между Россией и Сирией осуществляется мало. Однако визиты российских правительственных делегаций в Дамаск, состоявшиеся в последние годы, и визиты сирийских политических лидеров создали в целом благоприятные предпосылки для качественно нового этапа в двусторонних отношениях. Наполняется правовая база сирийскороссийского сотрудничества. Россия выбрала оправданную тактику реализации своих интересов. Настойчивая позиция России и ряда других стран позволила избежать развития событий по «ливийскому сценарию». Ряд побед российской дипломатии и внешней политики в отношении сирийского вопроса позволяет полагать, что мирное решение проблемы, возможность «плавной трансформации» политического режима и преемственности власти, удержание Сирии от распада и эскалации конфликта возможны, и именно такой сценарий наиболее целесообразен. Одна из целей названных действий России уменьшение влияния Соединенных Штатов и иных стран Запада на Ближнем Востоке. Политический эффект от российской инициативы по развитию двусторонних отношений на высшем политическом уровне способен обеспечить и более широкие возможности для РФ вести с США диалог по вопросам БВУ, ситуации в регионе в целом. В таком варианте Вашингтон в большей степени будет вынужден считаться с ролью России на Ближнем Востоке, ее статусом косионсора мирной конференции. Отношения Сирии с Америкой и другими государствами, имеющими интересы в этом регионе, не ограничиваются только арабо-израильской проблемой. Америка оказывает давление на Сирию, ссылаясь на наличие оружия массового поражения, ситуацию с Ираком и проблемы, связанные с поддержкой международного терроризма. Таким образом, руководство Сирии, понимая трудности противостояния Израилю, получающему мощную поддержку Америки, стремится найти стабильного партнера на международной арене, в частности, в лице России, которой, в свою очередь, не выгодна смена режима в Сирии, поскольку в ее стратегические планы входит вероятность возвращения в будущем в регион Среднего Востока и решение проблемы ближневосточного урегулирования. Отношение в США к самостоятельной роли России на Ближнем Востоке остается настороженным и ревностным, что так или иначе сказывается и на состоянии американо-сирийских связей. Сирия - одна из стран, участвовавших в арабо-израильской войне, не сумевшая отстоять перед Израилем Голанские высоты - свои территории, имеющие стратегическое значение. Находящаяся в состоянии конфликта с Израилем и подвергающаяся постоянному давлению со стороны США, Сирия остро нуждается в поддержке России, которая, в свою очередь, стремится расширить установившиеся контакты, исходя из того, что Сирия имеет большой вес и влияние в Ближневосточном регионе, да и в арабском мире в целом. Это обстоятельство обусловливает важность наращивания сотрудничества с этой страной для обеспечения интересов России в регионе. Вместе с тем и в случае нормализации обстановки вокруг их страны сирийцы сохранят заинтересованность в тесных отношениях с Россией, поскольку это позволит им обеспечить своим внешним связям сбалансированный характер. В экономике Сирии влияние и значение России ощущается намного меньше, чем в вопросах вооружения и военной модернизации. Проекты в рамках экономической реформы Сирии и показатели двусторонних внешнеторговых связей говорят о том, что сирийско-российские отношения складываются на основе политических причин и позиций безопасности и больше предназначены для поддержки этих или других сфер сотрудничества. Наличие в САР многочисленных диаспор с этническими корнями на территории РФ, исламизация ряда регионов России и появление в связи с этим качественно новых проблем для российской внутренней политики, а также наша «обреченность» жить в соседстве с исламским миром - все это ставит в однозначную 261

5 плоскость вопрос о необходимости налаживания тесных и доверительных отношений с сирийским руководством по широкому кругу все более актуальных для нас международных и внутренних проблем. Таким образом, содержание российской цивилизационной идентичности (христианско-мусульманская страна) ставит Россию перед необходимостью сосуществовать с переживающим бурные изменения исламским миром. Широкий спектр исторически сложившихся связей России со странами Ближнего Востока в политической и военной сферах, в области экономики и культуры, образования однозначно свидетельствуют в пользу целесообразности придания этим отношениям качественно нового статуса, в большей мере отвечающего государственным интересам РФ. Российская Федерация с каждым годом становится все более важным стратегическим партнером Сирии, как в плане утверждения внутриполитических позиций страны, так и в плане военной модернизации и упрочения международного статуса. Россия также нуждается в данном стратегическом сотрудничестве, поскольку для нее это необходимая позиция на международной арене. Список использованной литературы: 1. Александров А.И. Политика Сирии: долговременная стабильность или затянувшаяся неопределенность? // Арабский мир в конце XX века. М.: РАН, Арипов A.B. Сирия: факторы политико-экономических изменений // Ближний Восток и современность / Ред. М.Р. Арунова. М.: РАН, Ахмедов В.М. Сирия при Башаре Асаде. Региональный опыт модернизации в условиях внешней нестабильности. М., Косач И. Г. Мирный процесс на Ближнем Востоке: Сирийское направление // Востоковедный сборник / Ред. В.А. Исаев. М.: РАН, 2001; 5. Лукьянов М.А. Сирия: два года политической лабильности // Вестник КемГУ, 2013, 4 (56), Т. 2, С Мелихов И.А. Арабские монархии Персидского залива на этапе модернизации (70-90-е годы)// Автореферат дис. Док.ист. наук. М., Официальный сайт МИД РФ: ( ) Юсеф Д. А. Нассасра,

docplayer.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» 10/2015 ISSN Х

Smeta.ru Версия 9 Содержание

Smeta.ru Версия 9 Содержание Smeta.ru Версия 9 Содержание 1. Экспорт/импорт локальных смет в формате XML. 2. Верификация типовых расчетов при экспорте/импорте объектов. 3. Внесение в сборники позиций по прайсу непосредственно из документов

Подробнее

ООО «XXI ВЕК-ТЕХНОЛОГИЯ» представляет.

ООО «XXI ВЕК-ТЕХНОЛОГИЯ» представляет. ООО «XXI ВЕК-ТЕХНОЛОГИЯ» представляет Модуль «XXI Век Учет договоров» предназначен для: 1. Руководителей санатория; 2. Юридической службы; 3. Бухгалтерии и Экономической службы; 4. Отдела реализации путѐвок;

Подробнее

АИС «Архив + Регистратор БТИ»

АИС «Архив + Регистратор БТИ» ООО «Бухгалтерские системы» 2016 АИС «Архив + Регистратор БТИ» Автоматизированное рабочее место АРМ техника - инвентаризатора Руководство пользователя ООО «Бухгалтерские системы» 2016 г. 214000, Россия,

Подробнее

Как выполнять расчеты в NormCAD

Как выполнять расчеты в NormCAD Как выполнять расчеты в NormCAD Для выполнения расчета в окне Новый расчет выбирается нормативный документ и графический значок задачи. Далее задача запускается на расчет. Ввод данных в программу осуществляется

Подробнее

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, механики и компьютерных наук

Подробнее

Раздел «Реестр требований»

Раздел «Реестр требований» Раздел «Реестр требований» Дополнение к основной документации к программе «Помощник арбитражного управляющего» http://russianit.ru Реестродержатель... 4 Очереди требований... 5 Фильтрация по очередям...

Подробнее

1. Вставка и создание таблиц в Word 2007

1. Вставка и создание таблиц в Word 2007 1. Вставка и создание таблиц в Word 2007 Таблицы Word применяются для структурирования содержимого страницы. Кроме того, таблицы используются для вычислений. В Word используется технология вставки и создания

Подробнее

Приложение 3м МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет информатики

Подробнее

LSK-60 LSK-120 LSK-50 IP LSK-100 IP ОПИСАНИЕ

LSK-60 LSK-120 LSK-50 IP LSK-100 IP ОПИСАНИЕ СИСТЕМА ЗАПИСИ РАЗГОВОРОВ Для серверов: LSK-30 LSK-60 LSK-120 LSK-50 IP LSK-100 IP ОПИСАНИЕ Версия документа: 1. 3.1 Все права защищены ООО «Линсис» Общее Приложение предназначено для записи и воспроизведения

Подробнее

Управление контактами

Управление контактами Управление контактами www.clickmeeting.ru 1 В данном руководстве... Как добавлять, импортировать и группировать контакты для их более удобного приглашения на ваши мероприятия. Управление контактами и адресной

Подробнее

Руководство Soft4Boost

Руководство Soft4Boost S4B Video to Flash Руководство Soft4Boost S4B Video to Flash www.sorentioapps.com Sorentio Systems, Ltd. Контакты По всем вопросам и предложениям, связанным с работой S4B Video to Flash, его приобретением,

Подробнее

ИНСТРУКЦИЯ ПО УСТАНОВКЕ

ИНСТРУКЦИЯ ПО УСТАНОВКЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ для автоматизации бюджетного процесса и бюджетного учета в финансовых органах «Бюджетный учет в финансовых органах» модуль «Бухгалтерия бюджета», модуль «Планирование и исполнение

Подробнее

Руководство содержит:

Руководство содержит: Федеральное государственное автономное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» (ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика») АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ

Подробнее

СИСТЕМА «ГАЛАКТИКА ERP»

СИСТЕМА «ГАЛАКТИКА ERP» СИСТЕМА «ГАЛАКТИКА ERP» Учет успеваемости студентов. Оформление дипломов РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ 2014 АННОТАЦИЯ В руководстве рассмотрены примеры настройки и ведения в системе данных, на основании которых

Подробнее

Программа учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Экономический факультет Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры Информационных систем в экономике

Подробнее

«Информационные технологии»

«Информационные технологии» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный политехнический

Подробнее

1. РАБОТА С ШАБЛОНАМИ В MS WORD

1. РАБОТА С ШАБЛОНАМИ В MS WORD 1. РАБОТА С ШАБЛОНАМИ В MS WORD Цель данной лабораторной работы научиться создавать документы на основе встроенных шаблонов MS Word, а также разрабатывать собственные шаблоны, которые будут использоваться

Подробнее

Работа с табелем учета рабочего времени

Работа с табелем учета рабочего времени Работа с табелем учета рабочего времени Автоматизированное рабочее место (АРМ) табельщика предназначено для учета рабочего времени сотрудников и преподавателей ВУЗа. Назначение на должность табельщика

Подробнее

Singlepoint точка опоры вашего успеха

Singlepoint точка опоры вашего успеха Singlepoint точка опоры вашего успеха Удобная система проектирования и автоматизации полного жизненного цикла любых бизнес-процессов Вашей компании требуется наладить успешное взаимодействие между сотрудниками?

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО

Подробнее

Инструкция по работе с УТК.

Инструкция по работе с УТК. Инструкция по работе с УТК. Тестовый комплекс предназначен для оценки знаний учащихся в образовательных учреждениях. Поддерживает проведение тестирования как в локальной сети, так и через Интернет. Состоит

Подробнее

РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ 2016 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Корпоративная информационная среда РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ [Система электронного документооборота. Модуль «Курсовое и дипломное проектирование».

Подробнее

РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ Автоматизированная система «Web-деканат» организует работу деканата ВУЗа с учебными группами факультета, позволяет поддерживать контингент обучающихся в актуальном состоянии, принимать

Подробнее

На платформе Alfresco ECM. User Guide

На платформе Alfresco ECM. User Guide На платформе Alfresco ECM User Guide Оглавление Введение... 3 Термины и определения.... 3 1. Главная страница - дашлеты и персонализация... 3 2. Сайты и журналы... 4 2.1 Создание сайта, типы сайтов...

Подробнее

docplayer.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» 11/2015 ISSN Х

Транскрипт

1 исторических наук//научная библиотека диссертаций и авторефератов // Url.:disserCat Иванова О.М., Гурьев Е.А., Билалова Л.М., 2015 УДК Кидакоева Нафисет Зауровна аспирант кафедры философии, социологии и педагогики МГТУ, г. Майкоп, РФ ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО В КОНТЕКСТЕ СОВЕТСКОЙ МОДЫ ДОВОЕННОГО ПЕРИОДА Аннотация Цель данной статьи рассмотреть моду с точки зрения ее взаимодействия с обществом, государством и личностью в период х гг. XX века российской истории. Рассматриваются вопросы оценки моды как «буржуазного пережитка» и формы выражения социальности посредством моды. Анализируются эстетические подходы советских художников-конструктивистов в формировании нового стиля одежды. Раскрывается роль творческой интеллигенции в распространении модных образов. В статье прослеживаются этапы формирования и развития текстильной и легкой промышленности в данный период советского общества. Делается вывод о том, что мода стала показателем сложных отношений в советском обществе, наглядно показывая и подчеркивая статусные различия элиты и народа при основополагающем влиянии государственной идеологии. Ключевые слова Модная практика, социальный институт, художники-конструктивисты, прозодежда, массовое производство, эстетика нового времени, знаки и символы советской эпохи. Мода как социальное явление имеет длительную историю, являясь одним из способов формирования социальности уже в эпоху первобытности (Г. Тард), однако как развитый социальный институт она оформилась и стала осознаваться в таком ключе в эпоху Нового времени. Для анализа функционирования моды в современной культуре России необходимо рассмотреть ее бытование в обозримой ретроспективе XX в., когда все слои общества были активно включены в общенациональные социально-политические, экономические и культурные процессы, связанные с образованием многонационального советского государства Союза Советских Социалистических Республик. В эпоху закрытого общества в СССР, в котором отношение к моде было неоднозначным, проявление индивидуализма в искусстве и творчестве считалось «буржуазным пережитком», не вписывающимся в созданные стереотипы «религии» коммунизма. Учитывая, что основным объектом модной практики всегда была женщина, мы будем рассматривать институт моды в первую очередь по отношению именно к ней. Женская элегантность в революционной России воспринималась как рудимент буржуазного мировоззрения, а желание женщины играть по мужским правилам и быть как мужчина, стало не прихотью, а средством выживания. После революции женщина становится боевым другом и товарищем: в матроске, кожаной куртке и с револьвером в руке, воплощенная в образе Ларисы Рейслен отважного комиссара Балтфлота и Волжской флотилии. Этот модный и актуальный образ был признаком женской социальной активности 20-х гг. XX в.: она становилась «валькирией» революции, надевая красную косынку и кожанку [1]. Новая советская власть изменила социальный статус российских женщин, законодательно закрепив за ними равноправие, признав их субъектом политической жизни общества. Данное равноправие открывало 235

2 возможности участия в партийной и профсоюзной работе, в деятельности женсоветов и женотделов, кружковой работе. Многие женщины, «преодолевая трудности сурового быта, с надеждой на светлое будущее», подхватили революционные идеи и влились в ряды строителей коммунизма. Ведущими идеологами пролетарского направления женского движения стали А. М. Коллонтай, Н. К. Крупская, И. Ф. Арманд, Е. Д. Стасова, основной идеей которых было «изменить быт человека, окончательно ликвидировав сферу «частной жизни» и ее главную нишу семью в качестве источника социального неравенства и несвободы женщины» [2]. В этой связи можно было наблюдать изменения в отношении женщины к моде, к самому способу подачи себя в обществе и к новому освещению своей женской сущности. Социальноэкономические сдвиги, происходившие в обществе, давали женщинам возможность более вариативного проявления палитры своих гендерных свойств. Женщина вновь становится основным потребителем и реальным объектом модой практики. Мода как сфера отражения социальности несет в себе черты визуальных форм эстетики. Индустриальной эстетикой XX века стал новый вид синтетического творчества дизайн, назначением, которого было создание социальной целесообразности в формировании искусственной среды. В 20-е гг. выдвинутый американским архитектором Л. Г. Салливеном принцип функционализма «форму определяет функция» был подхвачен западноевропейскими сторонниками рационализма, разработавшими концепцию первичности утилитарного по отношению к эстетическому. Эксперименты с художественной формой разрабатывались и пропагандировались в творчестве архитектора Ле Корбюзье во Франции, дизайнеров Баухауза в Германии и членов группы «Де Стейл» в Голландии [3]. В отличие от западного функционализма с художественной направленностью в разрушенной и голодной России начала 20-х гг. XX в. сложился конструктивизм с социальным вектором, основной целью которого было охватить рациональным дизайном все стороны быта трудящихся. Московский институт художественной культуры (ИНХУК) стал стартовой площадкой для новых идей конструктивистов. Здесь происходила разработка творческой концепции конструктивистов всех направлений: поэтов и полиграфистов, рекламщиков и театральных художников. Исследователь культуры быта в советском обществе И. Сироткина пишет: «В 1920-е годы, вместе с художниками-конструктивистами А. Родченко, В. Степановой и Л. Поповой, Маяковский работал над созданием нового, социалистического быта красивых, удобных и массовых вещей» [4, с. 287]. Конструктивистами впервые были предложены методы проектирования и массового производства повседневной одежды для народа как ответ на призыв наркома просвещения А. В. Луначарского создать моду для «победившего пролетариата». Об этом пишет историк моды Д. Ю. Ермилова, которая замечает, что, отвергая моду как буржуазное явление, конструктивисты ратовали за создание пролетарской моды, полагая, что «костюм в новых социальных условиях должен стать своеобразным профессиональным инструментом, и выдвинули идею «прозодежды» [5, с. 61]. Советские дизайнеры, готовые к ниспровержению канонов визуального искусства, с помощью костюма хотели привить народу новый стиль, свободный от излишеств и мещанства. По их мнению, костюм не средство самовыражения, а инструмент, помогающий жить и работать, микромир, в котором человеку должно быть удобно и комфортно. Так известный театральный художник Г. Якулов в 1926 г. писал: «Во что же выльется в конечном итоге стиль советского платья? Последнее, безусловно, должно будет подойти в значительной мере к типу рабочей прозодежды и удалиться от буржуазной вычурности и парикмахерской моды. Костюм граждан и гражданок должен быть скроен, возможно, просто и удобен для движения» [6, с. 21]. Мода как социальный институт базируется на материальной основе, которую составляют ткани, фурнитура, производственные мощности, люди. Материальные составляющие моды всегда эстетически значимы в выражении мировоззрения социальных общностей. Рисунок ткани, форма и материал фурнитуры, особенности кроя и конструктивного построения формы все это представляет собой выразительные средства одежды, которые могут отражать существующую идеологию общества, реализовывать возможности художественного сознания. Таким образом, в период индустриализации модная одежда становилась результатом так называемого «производственного искусства». Так О. Брик утверждал, что «пропаганда производственного искусства увенчается успехом», отметая при этом значимость станковой 236

3 живописи как одного из «самых сильных тормозов развития» художественной культуры. В своей статье «От картины к ситцу» он писал: «передовые художники уже вступили на путь от картины к ситцу», осмыслив, «что внешний облик вещи определяется экономическим назначением вещи». «Художественная культура будущего создается на фабриках и заводах, а не чердачных мастерских», отмечал О. Брик, ратуя за привлечение художников к работе на фабриках, так как «именно по этому пути пойдет развитие художественной культуры» [7]. Приход художников-конструктивистов в производство привносит политически-идеологический контекст и приводит к советизации текстильного рисунка ткани превращаются в средство агитации на бытовом уровне. Элементами художественного оформления текстильных изделий теперь являются не только орнамент и узоры, но и символы новой эпохи: тракторы, серпы и молоты, красноармейцы и т. д. Агитационный текстильный рисунок «агит-текстиль», разработанный русскими авангардистами Л. Поповой и В. Степановой, воплощал основные политические и социальные черты эпохи и отражал жизнь Советской России 20-х гг. XX в. Черпая вдохновение в «беспредметной» живописи К. Малевича, они создали новаторский дизайн текстильных изделий с орнаментальными композициями из простых геометрических фигур, используя при этом методы программированного формообразования. Предложенные ими способы проектирования привели к созданию новых программных продуктов в современном дизайне текстиля и одежды. В 20-е гг. XX в. формирующееся советское общество приобретает отчетливую структуру, формулируются запросы, как бытовые, так и эстетические. Уже к первому десятилетию советского государства сложилась новая социальная структура общества, выделились слои новой элиты и так называемого «советского народа» рабочих и крестьян. Стремительными темпами возникает «красная элита» из числа партийных функционеров, верхушки армии и ЧК, а также ставшей на сторону новой власти творческой и научной интеллигенции, призванной воспевать достижения новой власти. В противовес народу новая элита получила неограниченный доступ к материальным ресурсам, первоочередное снабжение, поэтому не стеснялась в выборах нарядов. Разделение моды для народа «винтиков» в хорошо налаженном механизме, и элиты приводит к визуальному делению общества по признаку допустимости использования дорогой заграничной модной одежды. Таким образом, мода реализует функции стратификационного маркера. С одной стороны звучали призывы к построению «нового мира», а с другой формировалась политика двойных стандартов, ориентация элиты на Запад и создание спецфондов. В 1921 году Советская власть ослабляет идеологическое давление на смену военному коммунизму приходит новая экономическая политика (НЭП). Оказалось, что, несмотря на войну, разруху и «революционный пожар в крови», женщины хотят быть женственными, аскетизм военного коммунизма уже не в моде. Мода не только удел «нэпманов», она уходит в народ. Не обращая внимания на большевистские запреты, экспроприацию ткани, отсутствие всякого вида сырья, женщины начинают шить одежду из всего, что только можно, распарывая старые платья, изымая из них кусочки кружева и вышивки «детали убогой экипировки граждан России» [8, с. 161]. Мода в Советской России начинает смыкаться с другим мощным социальным инструментом средствами массовой информации. Входит в практику хождение иностранных модных журналов, которые становятся доступными для новой политико-экономической элиты (дипломаты, нэпманы, номенклатурные работники, творческая интеллигенция). Состоявшийся в декабре 1925 года XIV съезд ВКП(б) провозглашает курс на индустриализацию станы. НЭП выполнил свою задачу по оживлению экономики, теперь его эпоха подошла к концу. Новый виток идеологической борьбы с пережитками буржуазности приводит к осуждению эстетики НЭПа, и споры о моде вновь приобретают острый политический подтекст, так как «мода есть отражение властных отношений и сама, в свою очередь, является ресурсом власти» [9, с. 92]. Власть активно пропагандирует новую инициативу создание эстетики нового времени. В 20-е гг. XX в. происходит ренессанс народного костюма, который становится альтернативой упаднической эстетики НЭПа. Вдохновилась красотой народного костюма известный художник-модельер Н. П. Ламанова. Она создает одежду, конструкция которой традиционно подчеркнута декоративными приемами и сочетается с традиционными элементами: вышивкой, кружевом, льняными тканями», но при этом основана на художественном образе с учетом назначения, функциональности и применяемым материалам [10, с. 52]. Принявшая революцию Н. Ламанова первая 237

4 задумалась о создании массовой одежды для народа. Идея звучала так: «Сделать одежду целесообразной и красивой значит сделать жизнь вовсе не отдельных привилегированных людей, а жизнь широких слоев населения тоже более удобной и красивой» [5, с. 68]. Она стремилась к новой моде, новому искусству для народа и в 1925 г. вместе с В. Мухиной выпустила альбом «Искусство в быту» для домашних портних. Впервые художники думали не только о творчестве, но и о воплощении своих идей в жизнь: массовое производство, главным принципом которого является отсутствие излишеств и экономия ткани. Благодаря творчеству советских модельеров происходит выход Советской России на международное поле развития моды, страна достигает признания в художественно-эстетической практике. Иллюстрацией такого признания является получение «Гран при» на Всемирной выставке современного декоративного и промышленного искусства (Exposition des Arts Decoratifs et Industriels Modernes) в Париже в 1925 году. Коллекция моделей Н. Ламановой, разработанная в соавторстве с В. Мухиной, Е. Прибыльской, А. Экстер, Н. Макаровой, произвела сильное впечатление на парижан и была удостоена золотой медали за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением. Российское общество ментально предрасположено к осознанию особой значимости творчества, литературы, театра и нового вида искусства кино. В условиях закрытости от внешнего мира и, как следствие, от общемирового модного пространства, когда не доступна какая-либо информация о модных тенденциях, моду диктуют звезды театра и кино. Основным способом проникновения моды в массы являлось черно-белое кино, которое не только отражало знаки и символы советской эпохи 30-х гг. XX в., но и вносило в жизнь стиль и эстетику соцреализма. Сюжет «пути к славе» есть во всех картинах Г. Александрова, где, проходя через ряд преображений и метаморфоз, главная героиня в исполнении кинодивы Л. Орловой из нэпманской кухни взлетает на сцену Большого театра, почтальон становиться Всесоюзным лауреатом, а простая деревенская девушка депутатом Верховного Совета. «Советские Золушки», в исполнении Л. Орловой, скидывая с себя старые, не нужные покровы, облачаются в сверкающие образы, даря зрительницам иллюзорную надежду на светлое будущее. В ее подтянутом и энергичном спортивном образе запечатлена новая советская респектабельность. В этот период советская мода смело шагает в ногу с другими странами. Поощряется культ здорового тела, женщина, как и мужчина, должна выдерживать смену у станка, а если надо «взять ружье и встать в строй». Белый цвет, как «всяческое добро в противовес черному, обозначающему преимущественно зло» [11, с. 48], становится главным в массовых спортивных парадах, где советский человек выстраивался, не только телесно, но и идеологически. В начале 30-х гг. XX в. в мировой системе наступает политический кризис, в Германии на волне реваншистских и националистических настроений к власти приходит Гитлер. В СССР власть всецело сосредотачивается в руках тоталитарного правителя И. Сталина, что приводит к полной изоляции станы, «железный занавес отрезал СССР от мировых центров мод, заставив ее вариться в собственном соку» [6, с. 21]. В мире преобладают настроения о неизбежности военного столкновения с фашистской Германией, не скрывающей своих милитаристских устремлений. Постепенно нарастает милитаризация и советского общества, промышленность которого ускоренными темпами встает на военные рельсы. В этой обстановке на улицах советских городов преобладающим цветом становится цвет хаки. В моду отчасти вынужденно, отчасти отвечая настроениям масс, входит стиль милитари. Одеваться элегантно простому человеку становится даже опасно в силу начавшихся политических репрессий: «у кого «с раньшего времени» остались хорошие костюмы, предпочли спрятать их подальше, и мимикрировать под «класс-гегемон». А у остальных и выбора-то особого не было, ходили в том, что есть» [12, с. 16]. Постепенно меняется экономическая ситуация, сложившаяся во время революции и войн: мода начинает стимулировать развитие производства. В сжатые сроки необходимо было перевести кустарное изготовление одежды на индустриальные рельсы, трест «Мосвошвей» объединяет мелкие мастерские, по всей стране открываются новые швейные фабрики, закупается импортное швейное оборудование. Протоколом Президиума ВСНХ СССР 7 от 20 марта 1930 г. швейному комитету при ВСНХ СССР было поручено организовать Научно-исследовательский институт швейной промышленности [13, с. 13]. Институт занимался разработкой для молодой страны основных направлений деятельности швейного производства, в 238

5 том числе промышленной технологии изготовления одежды различного ассортимента. Идея научной организации труда (НОТ) состояла в повышение экономической эффективности производительного труда за счет научного и рационального распределения способностей работников, а также в создании удобных рабочих мест для трудящихся. Внедрение в производство прогрессивных форм поточного метода, основоположником которого являлся американский инженер Ф. Тейлор, способствовало увеличению выпуска основных видов продукции легкой промышленности к 40-м гг. в 2-3 раза по сравнению с 1913 годом [14, с. 215]. Однако советской централизованной экономике нужны были лишь объемы производства, и ни о каком массовом выпуске модной одежды речь не шла необходимо было одеть народ в единообразный костюм, о котором О. Мандельштам говорил: «Я человек эпохи Москвошвея, // Смотрите, как на мне топорщится пиджак» [15]. Утопические идеи о внедрении новаторских проектов в производство остались в прошлом. Сталинская идеологическая машина, не приемлющая авангарда и неординарного мышления, превратила изготовление одежды в однообразное рутинное производство, информационным рупором которого стал выходивший на протяжении 30-х гг. XX в. профессиональный журнал «Швейная промышленность». Журнал «подробно освещал вопросы индустриализации швейной и текстильной промышленности, пропагандируя научный подход к решению возникающих в ходе этого процесса проблем и не уделяя ни малейшего внимания моде и эстетике костюма» [16, с. 84]. Подчеркивая репрезентативную роль моды в этот период, историк моды Дж. Бартлетт отмечает, что «сталинская эпоха превратила ее в привилегию, доступную лишь избранным» [16, с. 82], так и не став частью повседневного быта советских людей. Мода яркое и самобытное социальное явление, социальный институт, имеющий большое психологическое и эмоциональное воздействие. Субъектами моды являются политическая и культурная элита, общество, государство и сама личность. Объектами моды народ, каждая личность в отдельности и субъекты моды. На основании этого большой интерес вызывают процессы и изменения, происходящие в обществе под влиянием моды. Данная статья является попыткой определить особенности отношений между этими составляющими моды, субъектами и объектами, наиболее ярко вступающими во взаимодействие в ситуации событий российской истории довоенного времени. Спецификой советской моды довоенного периода являлось то, что само государство выступало в роли субъекта моды, производя необходимые инструменты управления (манипулируя модной практикой). В то же время, никакое буржуазное государство не навязывает свою идеологию, используя модный инструментарий, так как мода этих стран является коммерческой составляющей социальной жизни общества, не влияющей на политические пристрастия населения, играя лишь финансово-экономическую получения стабильной финансовой прибыли. В советском обществе мода стала мощным политическим фактором воздействия на личностные установки, тем самым государство стало главным субъектом моды. Другим субъектом моды являлась творческая элита актеры, литераторы, художники и пр. Ангажированная государством, она, купаясь в лучах славы, любимая народом, обласканная правящими кругами, становилась неудобной, если приходила в противоречие с директивной линией компартии в сфере эстетики быта. А другие напротив сознательно шли на компромисс и через образы, создаваемые в кино и театре, вносили в жизнь стиль и эстетику соцреализма. Так Л. Орлова на экране простушка, работница текстильной фабрики, а в жизни поклонница дорогого импортного белья, дизайнерской одежды и ювелирных украшений. Таким образом, мода стала показателем сложных отношений в советском обществе, наглядно показывая и подчеркивая статусные различия элиты и народа при основополагающем влиянии государственной идеологии. Список использованной литературы: 1. Соколова Е. Лариса Рейснер, комиссар. URL: (дата обращения г.). 2. Айвазова С. Г. Идеология «новой женщины». Смена вех. URL: (дата обращения г.). 3. Конструктивизм. URL: (дата обращения г.). 239

6 4. Сироткина И. Какого цвета желтая кофта Маяковского? // Теория моды: одежда, тело, культура. 34 (зима ). С История домов моды: Учеб. пособие для высш. Учеб. заведений / Д.Ю. Ермилова. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», с. 6. Цит. по: Васильев А.А. Этюды о моде и стиле / Александр Васильев. М.: Альпина нон-фикшн; Глагол, с. 7. Брик О. М. От картины к ситцу // ЛЕФ: Журнал Левого фронта искусств. Москва; Петроград: Государственное издательство, (6). URL: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения г.). 8. Романовская М. Б. История костюма и гендерные сюжеты моды / Марина Романовская. СПб.: Алтея, с. 9. Масленцева Н. Ю. Социологический анализ тенденций моды // Вестник Тюменского государственного университета С Кидакоева Н. З. Художественно-эстетические идеи кавказской этники в дизайнерской коллекции современного костюма «Новая луна» // Социально-политические и культурные аспекты жизни регионального социума. Материалы научно-практической конференции «Неделя науки МГТУ». (24-29 ноября 2013 г.) Выпуск III. Майкоп: изд-во ИП Магарин О. Г., С Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. 3-е изд./л. Н. Миронова. Мн.: Беларусь, с. 12. Об очередной экспозиции проекта «Реальная мода» // Журнал «Швейная промышленность», 2011, 1. С лет Центральному Научно-исследовательскому институту швейной промышленности. Становление. Развитие. Основные направления деятельности // Журнал «Швейная промышленность», 2010, 5. С Большая Советская Энциклопедия. / гл. ред. А. М. Прохоров. В 30 томах. Т. 24, кн. II. СССР. М., Советская Энциклопедия, с. 15. Люди эпохи Москвошвея. URL: (дата обращения г.). 16. Бартлетт, Дж. FasionEast: призрак, бродивший по Восточной Европе / Джурджа Бартлетт; пер. с англ. Е. Кардаш. М.: Новое литературное обозрение, с. Кидакоева Н.З., 2015 УДК 31 Клушина Надежда Павловна, док. пед. наук, проф. СКФУ, г. Ставрополь Мирошниченко Татьяна, магистрант кафедры социальных технологий СКФУ klnp ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация В статье анализируется технология SWOT-анализa учреждения. Описываются слабые, сильные стороны, возможности и угрозы в деятельности регионального министерства намечаются пути оптимизации деятельности данного учреждения. Abstract The article examines the SWOT-analysis technology institutions. It describes the weaknesses, strengths, opportunities and threats in the activities of the Ministry of Labor and Social Protection of the Stavropol Territory, outlines ways to optimize the activities of the institution 240

docplayer.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта