Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Учет и хранение наркотических средств и психотропных веществ. Сроки хранения журналов учета лекарственных средств


УНИЧТОЖАЕМ ЖУРНАЛЫ УЧЕТА И РЕЦЕПТЫ Порядок отпуска рецептурных препаратов

Уважаемые руководители! Вы можете присылать в редакцию вопросы по правовому регулированию аптечной деятельности. На них будет отвечать профессиональный юрист.

Марат Игоревич Милушин – директор компании «Юнико-94», кандидат юридических наук, председатель правового комитета Московской аудиторской палаты, заслуженный аудитор Московской аудиторской палаты, автор десяти книг по проблемам законодательства о здравоохранении.

УНИЧТОЖАЕМ ЖУРНАЛЫ УЧЕТА И РЕЦЕПТЫ

  Порядок отпуска рецептурных препаратов

Сколько должны храниться в аптеке журналы по учету психотропных, сильнодействующих средств, анаболических стероидов и прекурсоров?

В соответствии с п. 18 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4.11.2006 № 644 «Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (в ред. от 04.09.2012) заполненные журналы регистрации вместе с документами, подтверждающими осуществление операций, сдаются в архив юридического лица. Там они хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. По истечении указанного срока журналы подлежат уничтожению по акту, утверждаемому руководителем организации.  Согласно п. 13 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 9.06.2010 № 419 «Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» (в ред. от 13.12.2012), заполненные журналы вместе с документами, подтверждающими осуществление операций, хранятся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в течение 10 лет после внесения в них последней записи. По истечении указанного срока журналы подлежат уничтожению по акту, который утверждает руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель.  Остальные лекарственные средства, включенные в утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 № 785 «Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами» (в ред. от 06.08.2007), подлежат учету в соответствии с утвержденными Приказом Минздрава РФ от 17.06.2013 № 378н «Правилами ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения». Сроки хранения таких журналов данными Правилами не установлены.  В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред. от 11.02.2013) организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов в течение сроков их хранения. Сроки установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными ч. 3 ст. 6 и ч. 1 ст. 23 указанного Федерального закона. В то же время, законодательством не установлены сроки хранения журналов учета операций с лекарственными средствами, подлежащими ПКУ.  В связи с этим отметим, что согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 02.11.2013) плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут проводиться не чаще чем один раз в три года.  В соответствии с этим рекомендуется хранить журналы регистрации в течение указанного срока с момента предыдущей проверки организации (индивидуального предпринимателя).

Сколько должны храниться в аптеке акты на уничтожение рецептов (психотропные, сильнодействующие средства, анаболические стероиды, кодеиносодержащие препараты)?

В соответствии с п. 2.16 утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 № 785 «Порядка отпуска лекарственных средств» (в ред. от 06.08.2007) по истечении срока хранения рецепты подлежат уничтожению в присутствии комиссии, о чем составляются акты, форма которых предусмотрена приложениями № 2 и № 3 к вышеуказанному документу. При этом порядок уничтожения рецептов, оставляемых в аптечной организации по истечении установленных сроков хранения, и состав комиссии по их уничтожению может определяться органами управления здравоохранением или фармацевтической деятельностью субъекта РФ.  Сроки хранения актов об уничтожении рецептов федеральным законодательством не установлены. В связи с тем, что за нарушение порядка отпуска наркотических, психотропных и сильнодействующих лекарственных препаратов санкции предусмотрены Уголовным кодексом РФ, рекомендуется хранить акты в течение всего срока давности наказания за преступления, предусмотренные соответствующими статьями УК РФ.  Статьи 228.2 и 234 УК РФ предусматривают наказание за нарушение правил оборота наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ не более 3 лет лишения свободы, т.е. в соответствии с нормами статьи 15 УК РФ это является преступлением небольшой тяжести. В соответствии со статьей 78 УК РФ срок давности привлечения к ответственности за такие преступления составляет 2 года, в течение которых и рекомендуется хранить акты об уничтожении рецептов на перечисленные в вопросе лекарственные препараты.

Возникла спорная ситуация: врач считает, что если рецепт действует два месяца, а выписал он пятьдесят таблеток (при приеме трех таблеток в день упаковки в 50 таблеток хватит приблизительно на 17 дней), то пациент может покупать лекарство, пока не закончится срок действия рецепта. А фармацевты отказываются повторно обслуживать рецепт...

В соответствии с п. 22 утвержденного Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1175н «Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов» рецепты, выписанные на бланках формы № 107-1/у, действительны в течение двух месяцев со дня выписки. Однако это не означает, что пациент в течение этого срока может приобретать выписанные лекарственные препараты в неограниченном количестве. Согласно п. 2.5 утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 № 785 «Порядка отпуска лекарственных средств» (в ред. от 06.08.2007) лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте.

www.dasigna.ru

Сроки хранения документов медицинских учреждений - Статьи об архивном деле, документообороте, делопроизводстве

Вид документаСроки храненияОснование
Корешки медицинских свидетельств о рожденииВ течение 1 календарного года после окончания года, когда было выдано медицинское свидетельство (хранятся по месту их выдачи) письмо Минздравсоцразвития РФ от 19.01.2009 N 14-6/10/2- 178, рекомендации 
Корешки медицинских свидетельств о смертиВ течение 1 календарного года после окончания года, когда было выдано медицинское свидетельство (хранятся по месту их выдачи)
Корешки медицинских свидетельств о перинатальной смертиВ течение 1 календарного года после окончания года, когда было выдано медицинское свидетельство (хранятся по месту их заполнения)
Корешки бланков листков нетрудоспособностиВ течение 3 летп. 12 и абз. 4 п. 13 Инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения, утв. приказом ФСС РФ N 18, Минздрава РФ N 29 от 29.01.2004
Испорченные бланки листков нетрудоспособности
Протоколы решений врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии)
В течение 10 лет
п. 19 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н
Протокол паталого-анатомического вскрытияВ течение срока хранения медицинской карты стационарного больного (медицинской карты родов, медицинской карты новорожденного, истории развития ребенка, медицинской карты амбулаторного больного)абз. 3 п. 35 Порядка проведения паталого-анатомических вскрытий, утв. приказом Минздрава России от 06.06.2013 N 354н
Экземпляр заключительного актаВ течение 50 летабз. 2 п. 45 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н
Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего по форме N 030-ПО/у-12В течение 5 лет
п. 24 и п. 26 Порядка прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утв. приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1346н
Отчет по форме N 030-ПО/о-12 "Сведения о профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних"В течение 10 лет
Карта диспансеризации несовершеннолетнего по форме N 030-Д/с/у-13В течение 5 летп. 22 и п. 24 Порядка проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, утв. приказом Минздрава России от 15.02.2013 N 72н
Отчет по форме N 030-Д/с/о-13 "Сведения о диспансеризации несовершеннолетних"В течение 10 лет
Карта осмотра по форме N 030-Д/с/у-13, утв. приказом Минздрава России от 15.02.2013 N 72нВ течение 5 летп. 22 и п. 24 Порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, утв. приказом Минздрава России от 11.04.2013 N 216н
Отчет по форме N 030-Д/с/о-13 "Сведения о диспансеризации несовершеннолетних", утв. приказом Минздрава России от 15.02.2013 N 72нВ течение 10 лет
Испорченные бланки медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствамиВ течение 2 летабз. 2 п. 2 Рекомендаций по порядку изготовления, учета и хранения бланков "Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами", утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.09.2010 N 831н (письмо Минздравсоцразвития РФ от 03.11.2010 N 14-6/10/2- 10176)
Третий экземпляр заключения независимой экспертизы вместе с представлением, протоколом заседания комиссии, копиями документов, рассмотренных при производстве независимой экспертизы, особыми мнениями экспертов (при их наличии)В течение 50 летабз. 4 п. 32 Положения о независимой военно- врачебной экспертизе, утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 574
Акт о несчастном случае на производстве3 годаабз. 2 п. 4.17 СП 3.3.2342- 08, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.03.2008 N 15
Оконченные журналы (карты)В течение 3 летп. 3.8 СП 3.1.2260-07, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.08.2007 N 61
Все документы на серию каждого медицинского иммунобиологического препарата (МИБП):
  • на препараты, вводимые человеку; 
  • на другие препараты
  • Не менее 2 лет по окончании срока годности 
  • Не менее 6 месяцев по окончании срока годности
п. 11.12 СП 3.3.2.1288-03, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.04.2003 N 60
Оконченные журналы (карты) учетных форм, перечисленных в пунктах 3.2.1, 3.2.2 и 3.2.6 СП 1.2.036-95В течение 3 летабз. 3 п. 3.2.8 СП 1.2.036-95, утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.08.1995 N 14
Санаторно-курортная картаВ течение 3 летп. 3.1 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 256
Карта осмотра по завершении диспансеризации медицинскими организациями Республики Крым и г. Севастополя пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуацииВ течение 5 летп. 16 Порядок проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Республике Крым и г. Севастополе в 2014 году, утв. приказом Минздрава России от 10.10.2014 N 605н
Журнал учета приема пациентов и отказов в госпитализации5 летПисьмо Минздрава России от 07.12.2015 N 13-2/1538 "О сроках хранения медицинской документации"
Журнал учета приема беременных, рожениц, и родильниц5 лет
Медицинская карта прерывания беременности5 лет
Журнал записи оперативных вмешательств в стационаре5 лет
Журнал отделения (палаты) новорожденных5 лет
Обменная карта родильного дома, родильного отделения больницы. Сведения женской консультации о беременной5 лет
Индивидуальная карта беременной и родильницы5 лет
Контрольная карта диспансерного наблюдения5 лет
Паспорт врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг5 лет
Журнал записи родовспоможения на дому5 лет
Журнал записи амбулаторных операций5 лет
Медицинская карта стационарного больного25 летПисьмо Минздрава России от 07.12.2015 N 13-2/1538 "О сроках хранения медицинской документации"
История родов25 лет
История развития новорожденного25 лет
История развития ребенка25 лет
Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях25 лет
Медицинская карта стоматологического пациента25 лет
Медицинская карта ортодонтического пациента25 лет
Листок ежедневного учета движения пациентов и коечного фонда стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении1 годПисьмо Минздрава России от 07.12.2015 N 13-2/1538 "О сроках хранения медицинской документации"
Листок ежедневного учета движения больных и коечного фонда дневного стационара при амбулаторно-поликлиническом учреждении, стационара на дому1 год 
Сводная ведомость учета движения больных и коечного фонда стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении1 год
Карта вызова скорой медицинской помощи1 год
Сопроводительный лист станции (отделения) скорой медицинской помощи и талон к нему1 год
Талон пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях1 год
Статистическая карта выбывшего из стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении, дневного стационара при амбулаторно-поликлиническом учреждении, стационара на дому10 летПисьмо Минздрава России от 07.12.2015 N 13-2/1538 "О сроках хранения медицинской документации"
Медицинская карта ребенка10 лет
Журнал записи вызовов скорой медицинской помощи3 годаПисьмо Минздрава России от 07.12.2015 N 13-2/1538 "О сроках хранения медицинской документации"
Дневник работы станции скорой медицинской помощи3 года
Журнал регистрации и выдачи медицинских справок (формы N 086/у и N 086-1/у)3 года
Протокол на серию продукцииНе менее 1 года со дня окончания срока годности готовой продукциип. 4.8 и п. 6.8 ч. I, п. 6.13 ч. II ГОСТ Р 52249-2009, утв. приказом Ростехрегулирования от 20.05.2009 N 159-ст, п. 33 приложения 3, п. 45 приложения 12, п. 14 приложения 13 к нему
Документация по контролю качества, относящаяся к протоколам серий продукцииВ течение 1 года после истечения срока годности серии и в течение не менее 5 лет после подтверждения уполномоченным лицом ее соответствия установленным требованиям
Вся документация о производстве, контроле качества и реализации продукции; для активных фармацевтических субстанций с установленной датой повторного контроляНе менее 1 года после окончания срока годности данной серии Не менее 3 лет со дня полной реализации серии
Протоколы на использование, очистку, дезактивацию, дезинфекцию (стерилизацию), техническое обслуживаниеНе менее чем в течение 3 лет, если иное не указано в других документах
Документация, относящаяся к аттестации (испытаниям) радиационной установкиВ течение 1 года после истечения срока годности или, по крайней мере, в течение 5 лет после выпуска последней продукции, прошедшей облучение на этой установке, в зависимости от того, какой период дольше
Протоколы производства серий продукцииНе менее 5 лет после завершения или официального прекращения последнего клинического испытания, в котором была использована эта серия
Протоколы на серию продукцииНе менее 1 года после окончания срока годности продукции, если не установлено иноеабз. 6 п. "E.1.4" приложения E и п. "F.16" приложения "F" к ГОСТ Р 52537-2006, утв. приказом Ростехрегулирования от 21.04.2006 N 73-ст
Исполненные документы и данные об их исполненииНе менее срока хранения документации на серию продукции, выпущенной в тот же период времени
Документация на серию лекарственных средствВ течение 1 года после окончания срока годности этой серии или не менее 5 лет после оценки соответствия серии уполномоченным лицом (в зависимости от того, какой срок дольше) п. 109.(4.11), п. 110.(4.12), п. 211.(6.8) и п. 378.(6.13) Правил организации производства и контроля качества лекарственных средств, утв. приказом Минпромторга России от 14.06.2013 N 916
Документация на серию лекарственных препаратов, предназначенных для клинических исследованийНе менее 5 лет после завершения или прекращения клинических исследований, в которых использовали эту серию
Критическая документация, включая исходные данные, подтверждающие информацию регистрационного досьеНа протяжении срока действия регистрационного удостоверения
Документация по контролю качества, относящаяся к записям по производству серий продукцииВ течение 1 года после истечения срока годности серии и в течение не менее 5 лет после оценки соответствия серии уполномоченным лицом в установленном порядке
Записи по производству, контролю и реализацииНе менее 1 года после истечения срока годности серии
Записи, содержащие данные повторных испытаний фармацевтической субстанцииНе менее 3 лет после полной реализации серии
Записи, обеспечивающие прослеживаемость лекарственного препаратаВ течение 30 лет после даты окончания срока годности лекарственного препаратап. 43.(28) Приложения N 2 к Правилам организации производства и контроля качества лекарственных средств, утв. приказом Минпромторга России от 14.06.2013 N 916
Записи по использованию, очистке, дезактивации или стерилизации, техническому обслуживанию основного оборудованияВ течение не менее 3 летп. 35.(33) Приложения N 3 к Правилам организации производства и контроля качества лекарственных средств, утв. приказом Минпромторга России от 14.06.2013 N 916
Документация, относящаяся к валидации радиационной установкиВ течение 1 года после истечения срока годности или, по крайней мере, в течение 5 лет после выпуска последней продукции, прошедшей облучение на этой установке, в зависимости от того, какой период дольшеп. 52.(45) Приложения N 12 к Правилам организации производства и контроля качества лекарственных средств, утв. приказом Минпромторга России от 14.06.2013 N 916
Записи по производству серии продукцииНе менее 5 лет после завершения или прекращения последнего клинического исследования, в котором была использована эта серияп. 31.(14) Приложения N 13 к Правилам организации производства и контроля качества лекарственных средств, утв. приказом Минпромторга России от 14.06.2013 N 916
Данные, необходимые для полной прослеживаемости продукцииНе менее 30 лет, если иное не установлено законодательством Российской Федерациип. 23.(4.3) Приложения N 14 к Правилам организации производства и контроля качества лекарственных средств, утв. приказом Минпромторга России от 14.06.2013 N 916
Журналы (карты) регистрации показаний приборов для регистрации параметров воздуха (термометров, гигрометров (электронных гигрометров), психрометров)В течение 1 года, не считая текущегоабз. 2 п. 7 Правил хранения лекарственных средств, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н
Рецепты, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88 В течение 3 лет после отпуска комбинированного лекарственного препаратап. 9 Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 562н
Рецепты:
  • на лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), а также иные лекарственные средства, отпускаемые бесплатно или со скидкой; 
  • на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II, и психотропные вещества, внесенные в Список III; 
  • на иные лекарственные средства, подлежащие предметно- количественному учету, за исключением наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, и психотропных веществ, внесенных в Список III; анаболитические стероиды
  • 5 лет
  • 10 лет
  • 3 года
п. 2.16 Порядка отпуска лекарственных средств, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785
Требования-накладные лечебно- профилактических учреждений на отпуск:
  • наркотических средств и психотропных веществ списков II и III; 
  • иных лекарственных средств, подлежащих предметно- количественному учету; 
  • остальных групп лекарственных препаратов
  • В течение 10 лет 
  • В течение 3 лет 
  • В течение 1 календарного года
п. 3.6 Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N 110
Журналы регистрации результатов контроля качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)1 годп. 1.8 и п. 4.4 Инструкции по контролю качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках), утв. приказом Минздрава РФ от 16.07.1997 N 214
Паспорта письменного контроляВ течение 2 месяцев с момента изготовления лекарственного средства
Все документы (например, свои процедуры, списки членов с указанием рода деятельности и места работы, представленные на рассмотрение документы, протоколы заседаний и переписка)В течение минимум 3 лет после завершения клинического исследованияп. 3.4 п. 4.9.5, п. 5.5.8 и п. 5.5.11 ГОСТ Р 52379-2005, утв. приказом Ростехрегулирования от 27.09.2005 N 232-ст
Основные документы для проведения клинического исследованияНе менее 2 лет после утверждения последней заявки на регистрацию препарата в России или стране-участнице ICH и до тех пор, пока ни одна из заявок не будет находиться на рассмотрении и не будет планироваться новых заявок, или не менее 2 лет после официального прекращения клинической разработки исследуемого продукта (если более длительные сроки хранения не предусмотрены нормативными требованиями или договором со спонсором)
В течение по крайней мере 2 лет с момента официального прекращения разработки или в соответствии с нормативными требованиями

naar.ru

Выписка, получение, хранение и учет лекарственных средств:

Выписывание, получение лекарственных средств из аптеки производит старшая медицинская сестра отделения в соответствии с потребностью отделения по заявкам палатных медицинских сестер.

Требования на получение лекарственных средств из аптеки выписываются в трех экземплярах.

На ядовитые, наркотические, сильнодействующие, спирт этиловый выписываются на один экземпляр больше. Требования подписываются главным врачом и заверяются печатью лечебного учреждения. В требованиях на получение из аптеки ядовитых, наркотических, остродефицитных лекарственных средств указывают номера историй болезни, фамилии, имена, отчества пациентов.

Наркотические средства и психотропные вещества списка III должны выписываться гражданам на специальном бланке розового цвета на бумаге с водяными знаками, имеющими штамп ЛПУ и серийный номер. Учет специальных рецептурных бланков на наркотические лекарственные средства ведется в специальном журнале: пронумерованном, прошнурованном, опломбированном и скрепленном подписью руководителя.

При получении лекарственных средств из аптеки старшая медицинская сестра проверяет их соответствие прописи в требованиях (название препарата, дозировку), а также срок годности, дату изготовления, серию препарата, соответствие оригинальной заводской или аптечной упаковке.

При хранении лекарственных средств соблюдаются правила размещения их по группам: список А (ядовитые и наркотические), список Б (сильнодействующие) — находятся в сейфе, под замком. На внутренней стороне дверки сейфа должен находиться перечень наркотических лекарственных средств с указанием величин суточных и разовых доз.

Ключи от сейфа хранятся только у лиц, назначенных приказом по ЛПУ, ответственных за хранение и выдачу лекарственных средств группы «А».

Другие лекарственные средства хранятся в отделении на посту медсестры в запирающихся шкафах с обозначениями «Наружные», «Внутренние», «Парентеральные». При сдаче дежурств медицинская сестра делает запись в соответствующих журналах по форме.

Запасы наркотических лекарственных средств не должны превышать трехдневной потребности отделения, ядовитых — пятидневной, сильнодействующих — десятидневной.

В местах хранения соблюдается температурный режим. Светочувствительные средства хранятся в темных, закрытых шкафах. Пахучие хранятся отдельно, в плотно закрывающихся ящиках. Отвары, настои, эмульсии, антибиотики, свечи, сыворотки, вакцины , гормональные препараты, гепарин, окситоцин, адреналин, хранятся только в холодильнике, специально промаркированном «для медикаментов». при температуре от +2 °С до +10 °С, предназначенном для хранения лекарственных средств.

Лекарственные средства нужно использовать в пределах установленных сроков годности.

Наркотические, ядовитые, этиловый спирт, остродефицитные препараты подлежат предметно-количественному учету, контролю, который ведется в специальной книге, пронумерованной, прошнурованной и скрепленной печатью и подписью главного врача лечебного учреждения. На этикетках всех лекарств, содержащих наркотические лекарственные средства, должен быть поставлен штамп черной тушью «Яд».

По мере накопления порошков, таблеток и ампулированных наркотических средств не позднее 30-го числа каждого месяца производится их уничтожение: порошков и таблеток — путем сжигания, ампулированных препаратов — раздавливанием. В «Журнале учета неиспользованных наркотических лекарственных средств и рецептов для их выписывания» делается отметка о количестве уничтоженных лекарств.

Приказ 330 «О мерах по улучшению учета, хранению, выписыванию и использованию наркотических лекарственных средств».

ВЫПИСЫВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ ДЛЯ ЛЕЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Врач, ежедневно проводя осмотр больных в отделении, записывает в историю болезни или лист назначений необходимые данному пациенту лекарственные средства, их дозы, кратность введения и пути введения.

Палатная медсестра ежедневно делает выборку назначений, переписывая назначенные препараты в «Тетрадь назначений». Сведения об инъекциях передаются процедурной медсестре, которая их выполняет.

Перечень назначенных препаратов, которых нет на посту или в процедурном кабинете, подается старшей медсестре отделения.

Старшая медсестра (при необходимости) выписывает по определенной форме накладную (требование) на получение лекарственных средств из аптеки в 2-х экземплярах на латинском языке, которую подписывает зав. отделением. В отделении должен находиться 3-х дневный запас необходимых лекарственных средств.

.Получая лекарственные средства из аптеки, старшая медсестра проверяет их соответствие заказу.

На лекарственных формах, изготовленных в аптеке, должны быть определенного цвета этикетки:

для наружного употребления — желтые

для внутреннего употребления- белые

для парентерального введения — голубые

(на флаконах со стерильными растворами).

На этикетках должны быть четкие названия препаратов, обозначения концентрации, дозы, даты изготовления и подпись фармацевта, изготовившего данные лекарственные формы.

Некоторые лекарственные вещества,

входящие в список А (ядовитые лекарственные средства) Атропин Кокаин ДикаинМорфин Омнопон Промедол Прозерин СтрихнинСтрофантин Резерпин Совкаин Платифиллин

Некоторые лекарственные вещества, входящие в список Б (сильнодействующие лекарственные вещества)  Никотиновая кислота Адонизид Амилнитритт Анальгин Адреналин  Барбамил Барбитал Аминазин Хлоралгидрат Кодеин Кофеин Кордиамин Цититон Эфедрин Лобелин Люминал  Нитроглицерин в р-р  Норсульфазол  Новокаин Фтивазид Папаверин ПитуитринСульфодимезинИнсули Левомицетин Мезатон Фталазол Преднизолон

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ХРАНЕНИЮ

ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ОТДЕЛЕНИИ

Для хранения медикаментов на посту медсестры имеются шкафы, которые должны запираться на ключ.

В шкафу лекарственные вещества располагают по группам (стерильные, внутренние, наружные) на отдельных полках или в отдельных шкафах. На каждой полке должно быть соответствующее указание (“Для наружного применения”, “Для внутреннего применения” и др.).

Лекарственные вещества для парентерального и энтерального введения целесообразно на полках располагать по назначению (антибиотики, витамины, гипотензивные средства и т.д.).

Сзади ставят более крупную посуду и упаковки, а спереди — поменьше. Это дает возможность прочесть любую этикетку и быстро взять нужное лекарство.

Категорически запрещается хранить предметы ухода за пациентами и дезинфицирующие средства вместе с лекарствами.

Лекарственные вещества, входящие в список А, а также дорогостоящие и остродефицитные препараты хранятся в сейфе.

Препараты, разлагающиеся на свету (поэтому их выпускают в темных флаконах), хранят в защищенном от света месте.

Сильнопахнущие лекарственные средства (йодоформ, мазь Вишневского и др.) хранят отдельно, чтобы запах не распространялся на другие лекарственные средства.

Скоропортящиеся препараты (настои, отвары, микстуры), а также мази, вакцины, сыворотки, ректальные суппозитории и др. препараты хранят в холодильнике.

Спиртовые экстракты, настойки хранят во флаконах с плотно притертыми пробками, так как вследствие испарения спирта они со временем могут стать более концентрированными и вызвать передозировку.

Срок хранения стерильных растворов, изготовленных в аптеке, указан на флаконе. Если за это время они не реализованы, их необходимо вылить, даже при отсутствии признаков непригодности.

Признаками непригодности являются:

у стерильных растворов — изменение цвета, прозрачности, наличие хлопьев;

у настоев, отваров — помутнение, изменение цвета, появление неприятного запаха;

у мазей — изменение цвета, расслаивание, прогорклый запах;

у порошков, таблеток — изменение цвета.

13. Медсестра не имеет права:

менять форму лекарственных средств и их упаковку;

одинаковые лекарственные средства из разных упаковок соединять в одну;

заменять и исправлять этикетки на лекарственных средствах;

хранить лекарственные вещества без этикеток.

ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ И УЧЕТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.

Наркотические препараты выписываются из аптеки в лечебное отделение на отдельном требовании (в нескольких экземплярах), на котором ставится подпись главного врача ЛПУ и печать.

Наркотические средства хранятся в сейфе, на внутренней поверхности дверцы которого должен быть перечень препаратов с указанием высших разовых и суточных доз.

Ключи от сейфа хранятся у дежурного врача и передаются по смене.

Наркотические средства подлежат предметно-количественному учету.

Наркотические средства вводятся пациенту только по письменному назначению врача и в его присутствии.

6. Запись о введении наркотика необходимо сделать в книге учета наркотических средств, хранящейся в сейфе.

В книге учета наркотиков все листы должны быть пронумерованы, прошнурованы, а свободные концы шнура заклеены на последнем листе книги бумажным листом, на котором указывают количество страниц, ставится подпись руководителя ЛПУ или его заместителей и печать.

Для учета каждого лекарственного средства выделяют отдельные листы. В журнале учета наркотиков производят следующие записи:

Название лечебного учреждения

КНИГА учета наркотических лекарственных средств в отделениях и кабинетах

 

 

Пустые ампулы из-под наркотиков не выбрасываются, а собираются и передаются вместе с неиспользованными ампулами по смене, и в конечном итоге пустые ампулы сдаются старшей медсестре.

При передаче ключей от сейфа проверяют соответствие записей в журнале учета (количество использованных ампул и остаток) фактическому количеству наполненных и использованных ампул, и ставят свои подписи в журнале передавший и принявший ключи. Пустые ампулы от наркотических средств старшая медсестра сдает по акту специальной комиссии, утвержденной руководителем ЛПУ, в присутствии которой ампулы уничтожаются.

АКТ

НА УНИЧТОЖЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ АМПУЛ ИЗ-ПОД НАРКОТИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

произвела уничтожение использованных ампул из-под наркотических лекарственных средств, за период с по вколичестве (прописью) штук от количества больных, которым были применены наркотические вещества (Ф.И.О. больного и № истории болезни).

Ампулы уничтожены путем раздавливания.

 

Акт хранится в течение 3-х лет.

В каждом отделении ЛПУ должны иметься таблицы высших разовых и суточных доз ядовитых и сильнодействующих веществ и противоядий при отравлении.

gabiya.ru

Правила учета лекарственных средств.

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

На посту медицинской сестры, как и в процедурном кабинете, должен быть сейф для хранения; лекарственных средств списков А и Б, а также дефицитных и дорогостоящих средств, предназначенных для наружного и внутреннего применения. Передача содержимого и ключей от сейфа с препаратами списков «А» и «Б» регистрируется в спе­циальном журнале.

Для учёта расходования лекарственных средств, хранящихся в сей­фе, заводят специальные журналы. Все листы в этих журналах следует пронумеровать, прошнуровать, а свободные концы шнура заклеить на последнем листе журнала бумажным листом, на котором указать количество страниц. На этом листе расписывается руководитель ле­чебного учреждения, затем ставят круглую печать учреждения.

Для учёта каждого лекарственного средства из списка А и списка Б в журналах выделяют отдельный лист.

Хранят эти журналы также в сейфе и заполняют по определённой форме. Учёт расходования лекарственных средств списков А и Б, в том числе наркотических, ведёт также старшая медицинская сестра отделения.

За нарушение правил учёта и хранения лекарственных средств обоих списков (А и Б) медицинский персонал привлекается к уго­ловной ответственности.

Правила хранения и учета наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков в лечебно-профилактических учреждениях (утв. приказом Минздрава РФ от 12 ноября 1997 г. № 330)

1) Наркотические лекарственные средства должны храниться в помещении с охраной и сигнализацией, в закрытых, опечатанных и опломбированных сейфах. На внутренней стороне дверки сейфа должен находиться перечень наркотических лекарственных средств с указанием высших разовых и суточных доз.

2) Наркотические лекарственные средства для парентерального, внутреннего и наружного применения должны храниться раздельно.

3) Запасы наркотических лекарственных средств в отделениях (кабинетах) определяются руководителем лечебно-профилактического учреждения и не должны превышать 3-х дневной потребности в них, а в аптеках лечебно-профилактических учреждений - месячной потребности.

4) Для оказания экстренной медицинской помощи в вечернее и ночное время по жизненным показаниям, разрешается создавать в приемных отделениях стационаров пятидневный резерв наркотических лекарственных средств. Указанный резерв может быть использован по разрешению ответственного дежурного врача во всех подразделениях стационара.

5) Лечебно-профилактические учреждения должны иметь в местах хранения и на постах дежурных врачей и сестер таблицы высших разовых и суточных доз наркотических лекарственных средств, а также таблицы противоядий при отравлениях ими.

6) В отделениях и кабинетах лечебно-профилактических учреждений подлежат количественному учету все наркотические лекарственные средства.

7) Учет следует вести в специальной книге, пронумерованной, прошнурованной, опломбированной и скрепленной подписью руководителя учреждения по утверждённой форме.

8) Учет специальных рецептурных бланков на наркотические лекарственные средства ведется в журнале пронумерованном, прошнурованном, опломбированном и скрепленным подписью руководителя по утверждённой форме.

9) Специальные рецептурные бланки на наркотические лекарственные средства при поступлении в ЛПУ принимаются комиссией, назначенной руководителем учреждения, и согласно акту приемной комиссии приходуются в журнале по учету специальных рецептурных бланков на наркотические лекарственные средства.

10) Приказом руководителя учреждения назначается лицо, ответственное за получение, хранение, учет и отпуск специальных рецептурных бланков на наркотические лекарственные средства.

11) Ответственными за хранение и выдачу больным наркотических лекарственных средств являются руководитель лечебно-профилактического учреждения или его заместители, а также лица, уполномоченные на то приказом по учреждению.

12) Пероральный прием наркотических лекарственных средств должен производиться только в присутствии медицинской сестры и врача.

13) В каждом лечебно-профилактическом учреждении создается постоянно действующая комиссия, уполномоченная приказом руководителя учреждения проводить не реже 1 раза в месяц проверку целесообразности назначения лечащими врачами наркотических лекарственных средств, а также состояние хранения, учета и расходования наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков в данном учреждении. Количества выписываемых наркотических веществ в рецепте должны указываться прописью.

14) Запас специальных рецептурных бланков в лечебно-профилактических учреждениях на текущие нужды не должен превышать месячной потребности. Излишки их должны сдаваться органам здравоохранения субъектов Российской Федерации.

15) Руководители лечебно-профилактических учреждений несут полную ответственность за рациональное использование и сохранность наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков для их выписывания.

16) Наркотические средства вводятся пациенту только по пись­менному назначению врача и в его присутствии.

17) Запись о введении наркотика необходимо сделать в книге учета наркотических средств, хранящейся в сейфе, и в и/б.

18) Пустые ампулы из-под наркотических анальгетиков процедурная м/с не выбрасывает, а передаёт их ответственному лицу.

19) Пустые ампулы от наркотических анальгетиков уничтожаются в присутствии комиссии, состоящей из 3-х человек: зам.гл.врача, гл м/с, зав.аптекой, о чём составляется АКТ, который хранится в течение 3-х лет.

20) В книге учета наркотиков все листы должны быть пронумеро­ваны, прошнурованы, а свободные концы шнура заклеены на по­следнем листе книги бумажным листом, на котором указывают ко­личество страниц, ставится подпись руководителя ЛПУ или его за­местителей и печать.

 

megapredmet.ru

Учет и хранение наркотических средств и психотропных веществ

Действующее законодательство устанавливает достаточно жесткие меры контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее — НС и ПВ). Одной из мер контроля является установление правил учета и хранения НС и ПВ, которые являются предметом рассмотрения данной статьи.

Внимание!!!

В связи со вступлением в силу 16 апреля 2016 года Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» ФСКН упразднена, а все ее полномочия переданы Министерству внутренних дел РФ (далее — МВД) центральный аппарат которого дополнен Главным управлением по контролю за оборотом наркотиков.

К полномочиям органов внутренних дел в сфере контроля за оборотом НС и ПВ, и их прекурсоров в настоящее время отнесены:

  • выдача заключения о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений, установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно-техническими средствами охраны;
  • выдача заключения об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами РФ;
  • выдача заключения об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к прекурсорам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации;
  • иные.

Правовые основы

  1. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  2. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;
  3. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции»;
  4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»;
  5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 апреля 2014 г. № 183н «Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету»;
  6. Приказ Минздрава РФ от 12.11.1997 № 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ»;
  7. Приказ Минздрава России от 24.07.2015 № 484н «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения в аптечных, медицинских, научно-исследовательских, образовательных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами»;
  8. Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»;
  9. Приказ Минздрава России от 01.08.2012 № 54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления»;
  10. Приказ Минздрава России от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»;
  11. иные нормативно-правовые акты.

Особенности учета и хранения наркотических и психотропных лекарственных средств

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 22 апреля 2014 г. № 183н «Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету» установлен перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету не зависимо от их торгового наименования. К таким относятся, лекарственные средства — фармацевтические субстанции и лекарственные препараты, содержащие НС, ПВ и их прекурсоры (их соли, изомеры, стереоизомеры), включенные в списки II, III, IV перечня НС, ПВ и их прекурсоров, в сочетании с фармакологически неактивными веществами, а также лекарственные препараты, содержащие НС, ПВ и их прекурсоры в сочетании с фармакологически активными веществами (при условии включения их в перечень отдельной позицией). Таким образом, наркотические средства и психотропные вещества, являющиеся лекарственными средствами безусловно относятся к категории лекарственных средства, подлежащих предметно-количественному учету (ПКУ).

Учет наркотических средств и психотропных веществ

Учет НС и ПВ осуществляется посредством ведения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ, в результате которых изменяются количество и состояние НС и ПВ. Порядок ведения данных журналов определен Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 644.

Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 644 не распространяется на ведение и хранение специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее — журналы регистрации), в случаях, когда разрешается использование НС и ПВ без лицензии в целях использования НС и ПВ в экспертной и оперативно-розыскной деятельности.

Виды деятельности, связанные с оборотом НС, ПВ и подлежащие лицензированию рассмотрены в статье «Лицензирование деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ».

Операции с НВ и ПВ, подлежащие регистрации

Любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние НС и ПВ, подлежат занесению в журнал регистрации по форме установленной приложением № 1 к Постановлению Правительства РФ № 644. При этом журналы ведутся на бумажном носителе или в электронной форме. Посмотреть приложение вы можете по этой ссылке.

Ведение журналов регистрации

  1. Журналы регистрации, оформленные на бумажном носителе, должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены подписью руководителя и печатью медицинской (фармацевтической) организации. Листы журналов регистрации, заполняемых в электронной форме, ежемесячно распечатываются, нумеруются, подписываются лицом, ответственным за их ведение и хранение, и брошюруются по наименованию наркотического средства или психотропного вещества, дозировке, лекарственной форме (в случае если наркотическое средство или психотропное вещество является лекарственным средством.

    По истечении календарного года сброшюрованные помесячно листы журнала регистрации оформляются в журнал регистрации, опечатываются с указанием количества листов и заверяются подписью лица, ответственного за ведение и хранение журнала регистрации, руководителя юридического лица и печатью юридического лица (при наличии печати).

  2. Руководитель медицинской (фармацевтической) организации назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов регистрации, в том числе в подразделениях.
  3. Записи в журналах регистрации производятся лицом, ответственным за их ведение хранение, с периодичностью, устанавливаемой руководителем юридического лица, но не реже одного раза в течение дня совершения операций с НС и ПВ.
  4. Записи производятся на основании заверенных документов, подтверждающих совершение этой операции, которые либо подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом регистрации, либо хранятся в архиве юридического лица с возможностью представления их по требованию контролирующих органов.
  5. Нумерация записей в журналах регистрации по каждому наименованию НС или ПВ осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров.
  6. Нумерация записей в новых журналах регистрации начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах.
  7. Не использованные в текущем календарном году страницы журналов регистрации, оформленных на бумажном носителе, прочеркиваются и не используются в следующем календарном году.
  8. Запись в журналах регистрации каждой проведенной операции заверяется подписью, в том числе усиленной квалифицированной электронной подписью, лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов.
  9. Исправления в журналах регистрации, оформленных на бумажном носителе, заверяются подписью лица, ответственного за их ведение и хранение. Подчистки и незаверенные исправления в журналах регистрации, оформленных на бумажном носителе, не допускаются.

В своем письме (от 26.01.2018 № 25-4/10/2-425) Минздрав России пояснил, что в связи с введением новых граф в Журнал регистрации («номер операции по приходу» и «номер операции по расходу») нумерация по приходу и расходу должна быть сплошная (сквозная), в хронологическом порядке, что подразумевает последовательность регистрации приходных или расходных операций, связанных с оборотом НС и ПВ.

Графы «приход за месяц – всего», «приход с остатком за месяц – всего», «расход за месяц- всего» в Журнале регистрации следует заполнять в конце месяца одной цифрой суммарно для последующего снятия книжных и фактических остатков НС и ПВ при проведении инвентаризации. Вместе с тем, возможно внесение в журнал дополнительных граф, связанных со спецификой работы организации (структурного подразделения организации), требующей более детального оформления записей в журнале. Однако при этом форма такого журнала должна быть утверждена приказом руководителя организации.

Инвентаризация наркотических средств и психотропных веществ

Систематическая проверка наличия, сохранности, правильности хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, исполнения правил их получения и выдачи, является инвентаризацией. Инвентаризация НС и ПВ служит одним из видов контроля, позволяющим установить недостатки при ведении складского хозяйства, выявить и устранить возможные ошибки в учете и хранении НС и ПВ. 1

Медицинские (фармацевтические) организации обязаны ежемесячно проводить в инвентаризацию НС и ПВ путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками). Результаты проведенной инвентаризации НС и ПВ должны быть отражены в журналах регистрации. Кроме того, по результатам инвентаризации составляется инвентаризационная опись, как правило, по унифицированной форме № ИНВ-3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» медицинские (фармацевтические) организации обязаны ежемесячно проводить инвентаризацию НС и ПВ и составлять баланс товарно-материальных ценностей.

Сведения о расхождениях в балансе или несоответствии данных баланса результатам проведенной инвентаризации в трехдневный срок после их обнаружения доводятся до сведения органов по контролю за оборотом НС и ПВ (МВД).

Отметка о фактическом остатке НС или ПВ должна проставляться только во время проведения инвентаризации. Для этого на день проведения инвентаризации в журнале в графе «отметка об инвентаризации» следует указать дату проведения инвентаризации и номер сличительной ведомости, а в графе «фактический остаток» - отметку о фактическом остатке НС или ПВ на момент инвентаризации.

Кроме того, для организаций, имеющих круглосуточный режим работы, для заполнения необходимых граф журнала первым и последним рабочими днями месяца целесообразно считать первый и последний календарные дни каждого месяца. При этом данные сверки остатков НС и ПВ в журнале и данные об указанных средствах (веществах) в инвентаризационных описях должны совпадать. Данное условие, а также условия проведения ежемесячной инвентаризации должны быть определены в приказе руководителя организации (письмо Минздрава России от 26.01.2018 № 25-4/10/2-425).

Хранение журналов регистрации

Хранение журналов регистрации осуществляется в металлическом шкафу (сейфе) в технически укрепленном помещении. Ключи от металлического шкафа (сейфа) и технически укрепленного помещения находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнала регистрации.

Срок хранения журналов регистрации

Заполненные журналы регистрации вместе с подтверждающими документами сдаются в архив медицинской (фармацевтической) организации, где хранятся в течение 5 лет после внесения в них последней записи. По истечении указанного срока журналы регистрации подлежат уничтожению по акту, утверждаемому руководителем медицинской (фармацевтической) организации.

Хранение наркотических средств и психотропных веществ

В соответствии со ст. 20 Закона о НС и ПВ хранение НС и ПВ осуществляется в специально оборудованных помещениях при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Запрещается хранение в любых количествах НС и ПВ на цели, не предусмотренные Законом о НС и ПВ.

Хранение НС и ПВ регламентируется Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»

Хранение НС и ПВ осуществляется в изолированных помещениях, специально оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, а также в местах временного хранения. Более подробно требования к помещению для хранения НС и ПВ рассмотрены в статье «Техническое укрепление помещения хранения наркотических средств и психотропных веществ».

Назначение наркотических и психотропных ЛС

Назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 г. № 252н «Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты», индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность. Однако, руководитель медицинской организации может принять решения о необходимости согласования с врачебной комиссией назначения наркотических и психотропных лекарственных препаратов списков II и III.

Выписывание наркотических и психотропных ЛС

Одной из особенностей учета НС и ПВ, являющимися лекарственными средствами (далее — наркотические и психотропные ЛС), является то, что они отпускаются по рецептам, которые выписываются на специальных бланках. Медицинские работники выписывают рецепты на лекарственные препараты за своей подписью. Индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, запрещается выписывать рецепты на лекарственные препараты, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III Перечня.

Форма специального рецептурного бланка (форма 107/у-НП) для выписывания наркотических и психотропных ЛС списка II, порядок их учета и хранения определены Приказом Минздрава России от 01.08.2012 № 54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления». Отметим, что данный рецептурный бланк не используется в отношении лекарственных препаратов в виде трансдермальных терапевтических систем, а также лекарственных препаратов, содержащих наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиодных рецепторов, которые, к слову, выписываются на на рецептурном бланке формы № 148-1/4-88. Психотропные вещества списка III, зарегистрированные в установленном порядке в качестве лекарственных средств выписываются на рецептурном бланке № 148-1/ у-88, форма которого утверждена Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения». Все рецепты подлежат регистрации в специальных журналах.

Подпишитесь на нас

Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Кроме того, в медицинских организациях запас специальных рецептурных бланков формы 107/у-НП не должен превышать шестимесячной потребности.

Особенности и правила назначения и выписывания наркотических и психотропных лекарственных средств отражены в статье «Назначение и выписывание наркотических средств и психотропных веществ».

Особенности хранения наркотических и психотропных ЛС

Наркотические и психотропные ЛС хранятся в организациях в изолированных помещениях, специально оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, и в местах временного хранения при соблюдении требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1148, а также Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1035 и приказом МВД России и ФСКН России от 11.09.2012 № 855/370.

Действующее законодательство устанавливает еще и дополнительные — специальные требования для хранения НС и ПВ, зарегистрированных в качестве лекарственных средств.

Специальные требования для хранения наркотических и психотропных ЛС

Специальные требования, определяющие особенности хранения НС и ПВ, в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, медицинских, научно-исследовательских, образовательных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами установлены соответствующим Приказом Минздрава России от 24.07.2015 № 484н.

Так, например, в аптечных и лечебно-профилактических учреждениях на внутренних сторонах дверец сейфов или металлических шкафов, в которых осуществляется хранение наркотических и психотропных ЛС, должны быть вывешены списки данных хранящихся наркотических средств с указанием их высших разовых и высших суточных доз.

Дополнительно в лечебно-профилактических организациях в местах хранения наркотических и психотропных ЛС размещаются таблицы противоядий при отравлениях указанными средствами.

Запрещается хранение в медицинских организациях наркотических и психотропных лекарственных препаратов, изготовленных аптечной организацией, в случае отсутствия на упаковке лекарственного препарата:

  1. этикетки, содержащей обозначения: «Внутреннее», «Наружное», «Глазные капли», «Глазные мази», «Для инъекций» и иные обозначения, характеризующие наименование лекарственной формы и (или) способ применения лекарственного препарата;
  2. наименования и местонахождения аптечной организации, изготовившей наркотический или психотропный лекарственный препарат;
  3. наименований медицинской организации и ее структурного подразделения;
  4. состава наркотического или психотропного лекарственного препарата в соответствии с прописью, указанной в требовании-накладной медицинской организации;
  5. даты изготовления и срока годности наркотического или психотропного лекарственного препарата, данных о проведенном контроле качества лекарственного препарата;
  6. подписей лиц, изготовившего, проверившего и отпустившего наркотический или психотропный лекарственный препарат из аптечной организации.

Необходимо отметить, что на региональном уровне для государственных организаций могут вводится дополнительные порядки обращения с НС и ПВ, так, например, для учреждений здравоохранения, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы действует Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 11 декабря 2015 года № 1077 «О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета, отпуска, использования, уничтожения, назначения и выписывания наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня, психотропных веществ, внесенных в Список III Перечня в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы» (ранее действовал Приказ от 20.12.2013 № 1273).

Учет температуры и влажности воздуха в помещении хранения наркотических и психотропных ЛС

Общие требования к помещениям для хранения лекарственных средств и организации их хранения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».

Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 — 1,7 м от пола.

Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.

Ответственность за нарушение правил учета и хранения НС и ПВ

Нарушение правил учета и хранения НС и ПВ может повлечь наступление административной и уголовной ответственности в соответствии с девствующим законодательством.

Административная ответственность

1 2 3
ст. 6.16 КоАП РФ ч.1. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения НС, ПВ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня НС, ПС и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, прекурсоров НС или ПВ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих НС или ПВ либо их прекурсоры, и их частей, содержащих НС или ПВ либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде. Влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 до 400 000 рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой.
ч.2. Те же действия, совершенные в отношении прекурсоров НС или ПВ веществ, включенных в таблицу II списка IV Перечня НС, ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ. Влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 200 000 рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
ч.3. Те же действия, совершенные в отношении прекурсоров НС или ПВ, включенных в таблицу III списка IV Перечня НС, ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ. Влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.

Уголовная ответственность

Действующее законодательство устанавливает также уголовную ответственность за нарушение правил учета и хранения НС и ПВ:

1 2 3
ст. 228.2 УК РФ ч.1. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо их прекурсоров, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, повлекшее их утрату, нарушение правил культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, а также нарушение правил хранения, учета, реализации, продажи, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, повлекшее утрату таких растений или их частей, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил, Наказывается штрафом в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года либо обязательными работами на срок до 360 часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
ч. 2. То же деяние, совершенное из корыстных побуждений либо повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия, Наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного 1 до 2 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
ст. 233 УК РФ Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, - наказываются штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
  1. Кузьмин В.А., Китрова Е.В., Беляев М.А., Захарова Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2013.

www.kormed.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта