Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Статьи из журнала девиантное поведение


Статьи по ключевому слову "девиантное поведение" — Молодой учёный

Статьи по ключевому слову

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014) — Гаврилюк Л. В.

Рекомендации по работе социального педагога со студентами «группы риска» в медицинских училищах и колледжах

Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г. — Свинцицкая Т. А.

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе

Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г. — Николаева Л. В., Парусова М. М.

Положительные девиации личности как фактор развития общества

Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г. — Кодермятов Р. Э., Тумакова Н. А., Сенцов А. Э., Павловская Е. В.

К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г. — Щелина Т. Т., Маслова В. С.

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков

Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г. — Макаров А. А.

Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики девиантного поведения старшеклассников

Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г. — Акутина С. П., Семавина А. А.

Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации

Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г. — Давыдова О. М.

Специфика социальной работы с девиантными подростками в современной России

Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г. — Николаева Л. Н., Николаева Д. П.

Факторы региональной преступности несовершеннолетних и некоторые направления ее профилактики

Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г. — Романова И. И.

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших школьников

Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г. — Педченко В. В.

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г. — Киселева Е. В., Акутина С. П.

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным поведением как психолого-педагогическая проблема

Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г. — Митичева Т. И., Романова И. И.

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших школьников

Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г. — Першина А. В., Артюхина А. С.

Профилактика девиантного поведения молодежи через организацию волонтерской деятельности

Молодой учёный №3 (62) март 2014 г. — Макарова Л. П., Матусевич М. С., Бахтин Ю. К., Соловьёв А. В.

Валеологические основы здоровьесберегающей педагогики и превентологии (профилактики социальных отклонений)

1 2 3 →

moluch.ru

Статья по психологии на тему "Девиантное поведение"

Статья «Девиантное поведение».

В системе образования российской Федерации все большую роль в развитии личностный ориентированнного подхода, направленного на соблюдение прав ребенка, играют психологи, социальные педагоги, школьные инспекторы и социальные работники. Уважение ребенка, повышенное внимание к подготовке детей к социальной жизни повышает эффективность реализации всех государственных программ в отношении детства, которые действуют сегодня в стране. Для реализации этих программ необходимо учитывать все качества личности, в особенности в моем понимание, поведения ребенка. Особую тревогу общества вызывают дети с девиантным поведением.

Девиантное поведение.

В психологии очень много определений девиантного поведения, это связано с различными взглядами окружающих. Вот некоторые из них:

  • Девиантное поведение — поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Девиантное поведение проявляется в форме алкоголизма, беспризорности, пьянства, наркомании, преступности несовершеннолетних и т.п. («Педагогический энциклопедический словарь», 2002 г.)

  • Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (И.С. Кон, 1989).

  • Девиантное поведение - это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним (Ю.А. Клейберг, 2001).

    По этим определениям видно что, девиантным называют поведение, которое не соответствует общепринятым нормам и ролям. Также в психолого-педагогической литературе часто встречается термин «отклоняющееся поведение», который является синонимом понятия «девиантное поведение».

    По этой причине девиантное поведение является предметом исследования целого ряда отраслей научного знания - социологии, криминологии, психологии, психиатрии, этики, педагогики, конфликтологии и др. В связи с этим хочу познакомить читателей с основными причинами возникновения девиантного поведения и методами их коррекции.

Роль семьи в становление личности ребенка.

Роль семейного воспитания в становлении личности ребенка подчеркивается как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Ведь в семье формируются не только социально значимые качества ребенка, но и оценочные критерии – что «хорошо» и что «плохо», закладываются представления о нормах и правилах.

Не смотря на то, что ребенок проводит значительную часть жизни в различных социальных институтах – детском саду, школе, влияние семьи всегда сильнее влияния общества в целом. Множество исследований раскрывает взаимосвязи между типом неправильного семейного воспитания и особенностями отклонений от нормального развития.

Не делайте из ребенка кумира: когда он

вырастет, то потребует жертв.

П. Буаст

Воспитывая четверых детей с каждым разом понимаешь свои ошибки в некоторых моментах воспитания. Хотя иногда наблюдая за чужими детьми, за их поведением также видишь свои плюсы в процессе воспитания. Например можно наблюдать такую картину: мать, бегающая вокруг своего ребенка «на цыпочках» и властный, демонстративный ребенок, осознающий силу своего влияния. При этом мать выглядит в этой паре как жертва своего нахального, невоспитанного ребенка. Хотя должно быть ясно, что именно действия и отношение родителей делают этого ребенка таким. Сами родители гиперопекой и вседозволением порождают ответную реакцию ребенка - крайний эгоцентризм (Эгоцентри́зм (от лат. centrum — «центр круга») — неспособность или нежелание индивида рассматривать иную, нежели его собственную, точку зрения как заслуживающую внимания. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей) и демонстративность.

В то же время наиболее губительным для психики ребенка условием семейного воспитания, приводящим к сильным нарушениям социализации, являются хронические конфликтные отношения с «семейной жестокостью». Семейная жестокость может выражаться не только в эмоциональном отвержении детей, но и в систематическом причинении детям побоев, избиений, а также в случаях сексуального насилия. Дети, подвергающиеся насилию, злоупотреблению и пренебрежению больше остальных подвержены ранней алкоголизации и наркотизации в сочетании с нарушениями развития. Ведущим расстройством, которое описывается у большинства жертв семейного насилия, является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

У пострадавших от жестокого обращения детей отмечаются следующие отклонения: низкий уровень социального функционирования с различными формами агрессивного и аддиктивного (зависимого) поведения. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, как бы сворачивают обычную для своего возраста деятельность, что тормозит их умственное и эмоционально-волевое развитие. При этом у некоторых детей при первоначальном обследовании выраженной симптоматики ПТСР не выявляется, но в последующем наблюдалось ухудшение состояния.

Социально-материальное положение семьи и девиации.

Одним из важных факторов возникновения девиаций является социальное положение семьи и ее материальный статус. Исследования Шурыгиной И.И. доказали, что в семьях, матери которых имеют высшее образование, не было ни одного случая, чтобы 14 – 15-летние школьники проявляли склонность к девиациям. Среди бедных детей малообразованных матерей были и воровство, и суицид.

Но на практике встречаются дети с девиантным поведением, живущие в материально обеспеченных семьях, где у родителей есть высшее образование. Много жалоб на поведение детей исходит от педагогов частных школ, где учатся дети достаточно обеспеченных родителей.

К сожалению, материальное благополучие семьи не гарантирует нормальное развитие ребенка. Можно сказать, что сегодня понятие «неблагополучная семья» расширилось и включает не только семьи, где родители выпивают или не в ладах с законом, но и материально и социально благополучные, в которых по отношению к ребенку применяются неадекватные методы воспитания.

Отклонения в поведении проявляются в разнообразной форме. Что является нормой, а что отклонением от нее – не всегда очевидно. Доступным инструментом анализа отклоняющегося поведения школьников является типология девиантного пповедения. Эффективная коррекционная работа и дальнейшая судьба ребенка во многом зависят от того, насколько педагоги и психологи осведомлены о характере отклонений в поведении воспитанника.

Когда судят об отдельном поступке, то, прежде чем

оценить его, надо учесть разные обстоятельства

и принять во внимание весь облик человека, который

совершил его.

М. Монтень

Итак, ведущие причины в нарушении развития личности ребенка и появлении у него девиантного поведения – это повседневная психотравматизация в микросоциальной среде (в семье и школе) и неадекватное воспитание. Это означает, что основную ответственность за возникновение и развитие у ребенка девиантного поведения несут значимые для него взрослые – родители (и/или субъекты их заменяющие) и учителя. И в последующим это работа продолжается в учреждениях средне-профессионального образования.

Для работы с родителями предусмотрены следующие процедуры: организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству; создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей; помощь родителям в ведении домашнего хозяйства; проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями с целью возвращения ребенка в семью. Дети совместно с родителями проходят тренинги по социальной адаптации, тренинги для поддержания функционирования приемной семьи; наблюдается адаптация ребенка в новой семье; оказывается помощь семьям, вновь объединившимся с детьми.

«Дайте ребенку шанс, и он никогда не окажется последним»

Эту работу в техникумах и колледжах выполняют кураторы и социальные педагоги.

Работа куратора включает:

1) Составление отчета о личности подростка и ситуации в семье. Для этого куратор посещает семью подростка и беседует с подростком и членами семьи. Отчет содержит анализ ситуации и рекомендации относительно помощи или мер воспитательного характера.

2) Осуществление контроля за поведением ребенка в процессе учебных занятий.

В процессе работы в течение нескольких лет, кураторы и социальные педагоги:

• разрабатывают социальные технологии, направленные на профилактику алкоголизма и наркомании, на помощь людям, уже имеющим химическую зависимость;

• создают комплексные программы помощи детям в кризисных ситуациях;

• пропагандируют принципы здорового образа жизни;

• внедряют программы и технологии, развивающие институты гражданского общества;

• формируют социальную политику на основе общественной инициативы.

infourok.ru

Журнал «Современная Наука» - Социально-педагогические факторы девиантного поведения подростков в национальном регионе

К сожалению, современная теория воспитания, направленная на решение проблем профилактики  девиантного поведения несовершеннолетних, не оставляет поле действия для решения «задач  саморазвития».

Помочь подростку с девиантным поведением свободно и смело взглянуть на самого себя и «стать» во весь свой творческий рост должно воспитание, нацеленное на формирование его духовности. Деятельность человека (равно как и бездеятельность) совершается в обществе, где существуют нормы и правила, эту деятельность регулирующие.   Бытие,   не переходящее   положенных   обществом   границ, есть социально приемлемое бытие. Бытие за данными границами социально не приемлемо.

В конечном итоге заслуживает особого внимания призыв вышеуказанных философов не возлагать все надежды на «особые» технологии воспитания или на обновление внешних условий жизни подростка. Более оптимальным является процесс обращения к сознанию, душе подростка, осознанию смысла жизни как творения добра. Осознавая это, современная школа должна стать центральным институтом воспитания духовности. Естественно, что в самой школе должны произойти существенные коренные изменения ее социально-педагогического уклада.

Прежде всего, школа должна стать мостом, ведущим к новому устройству нашей духовности, нашего культурного мира, «так как, переводя каждого по этому мосту, можно что-то изменить в человеке» (90, с. 28).

Ведущими идеями в этом направлении, на наш взгляд, являются:

  • Последовательное освобождение школы от голого администрирования и насилия;
  • формирование нового культурно-образовательного  мышления педагога-воспитателя;
  • приоритетность эмоционально-чувственного воспитания над рациональным, когда путь к спасению подростка от социального зла проходит не только через голову, но и, прежде всего, через его сердце.;
  • рефлексивное освоение учащимися новых гуманистических ценностей, а не их «насаждение» традиционными  способами слепого подражания и др.

Многих подростков с девиантным поведением по-прежнему притягивает низменное, асоциальное. Философский взгляд на проблему  подчеркивает: «Не в особенной притягательной силе этих низин следует  видеть причину  падения,  но  в слабости  крыльев,  которые не могут поднять над ними душу» (В.В.Розанов). Подросток нуждается не только и не столько в конкретной помощи на пути выхода из сложившейся для него неблагоприятной ситуации, сколько в моральной поддержке педагога-воспитателя, благодаря которой у подростка появляются дополнительные силы, новая внутренняя энергия, способная продвинуть ребенка на преодоление внешних препятствий и трудностей в себе самом.

Принципиально важными для нашего исследования являются гуманистические идеи, связанные с проблемой ответственности и свободы человека как условия его воспитания и развития.

Под свободой обычно эмпирически понимают «свободу выбора». Мы свободны тогда, когда можем выбирать. Чем больше выбора, тем больше свободы. При этом свободой называется самоналичие выбора, во-первых, и, во-вторых, непредсказуемость того, что именно человек выберет. Таков эмпирический смысл термина «свобода».

К сожалению, возможность осуществить свободный выбор в конкретной ситуации у подростка с девиантным поведением ограничена. Во многом это объясняется той социальной ситуацией в обществе, в которой оказался человек вообще и подросток из группы риска в частности.

Современный подросток, зачастую освобожденный от патерналистской опеки со стороны общества и предоставленный самому себе, не только глубоко несчастен, но и представляет серьезную угрозу для общества. У человека в этом возрасте еще не сформированы навыки удовлетворения своих социальных потребностей собственными средствами. Другие обладают такими средствами, но не могут ими адекватно распорядиться. Полученные нами в ходе исследования данные показывают, что подростки с девиантно-криминальным поведением страдают особенно тяжелыми формами покинутости, которые характеризуются   тем,   что   у них   отсутствуют   не   только средства, но и сами социальные потребности, которые у него должны были сформироваться через самовоспитание.

В профилактической работе с такими подростками важно различать патерналистские запреты и принуждения от запретов и принуждений несвободы. Первые воплощают гуманистический опыт человечества, направленный на благо индивида и подготовку его к свободе. Вторые лишают жизнь подростка самоценности, превращают ее в средство для достижения чужих целей. Недопустимость такого смещения, готовность выступить на защиту человеческих прав и достоинств  подростка – вот, в  чем  заключается подлинный гуманистический патернализм педагога.

В связи с этим особую значимость в методологическом обосновании проблемы исследования приобретает идеологический, этический и жизненный принцип ненасилия, в основе которого лежит признание всего живого, человека и его существования, отрицающего принуждение, как способ решения нравственных и межличностных проблем  и  конфликтов.

Истинный гуманизм в воспитании возможен лишь в условиях реальной демократии и свободы. Вместе с тем, осуществление гуманистических идеалов и подходов к процессу профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних не может быть отложено на отдаленную перспективу. Сегодня все более осознается тот факт, что нет и не может быть такого уровня социально-экономического развития в стране, достижение которого само по себе обеспечило бы реализацию гуманистических идеалов. Сам процесс общественного развития по сути своей должен быть процессом роста и вызревания гуманистических начал, уважения к правам и достоинству личности, к ее свободе. В профилактической работе с подростками, страдающими различными формами девиантного поведения, необходимо преодолеть такие   стереотипы,   согласно   которым   жизнь   и достоинство современного подрастающего поколения может быть принесено в жертву будущего. Верным компасом преодоления таких стереотипов в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних является утверждение в воспитании гуманистической парадигмы развития личности.

Определенный интерес в контексте обеспечения психологического процесса педагогической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением представляют подходы глубиной психологии, куда относятся психодинамические теории, описывающие структуру и развитие личности, исходя из ее внутренних, субъективно психологических характеристик (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон и др.). Поведение, с позиции данного подхода, является лишь эпифеноменальным проявлением сложной внутренней сущности индивидуума.

Особую ценность в плане психологического обеспечения процесса профилактики девиантного поведения несовершеннолетних представляют труды основателей гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Мэй и др. В основе разработанного ими личностно-центрированного подхода лежит следующая гипотеза: «Индивиды обладают огромными внутренними ресурсами для самопознания и изменения своих Я-концепций, основанных установок и саморегулируемого поведения. Эти ресурсы могут быть привлечены, если удастся создать определенный климат, обеспечиваемый фасилитирующей психологической установкой».

В этой формулировке мы видим необходимые ресурсы, дающие шанс подростку с девиантно-криминальным поведением на полноценную жизнь. По убеждению основоположников гуманистической психологии, есть три  кита,  которые составляют природу человека:

  • тенденция  к самодетерминации;
  • принцип саморегуляции;
  • существование внутреннего «Я».

Человеческая природа, по убеждению А. Маслоу, не так плоха, «как о ней принято думать». И поскольку эта «внутренняя природа, скорее, хороша или нейтральна, чем плоха, то нужно всячески поощрять ее и давать ей выход наружу, вместо того, чтобы подавлять. Позволив ей управлять нашей жизнью, мы обретем здоровье, успех и счастье».

Вместе с тем, подростки, страдающие различными формами девиантного поведения, в своем подавляющем большинстве отказываются от попытки самоактуализироваться и, не справившись с внешними обстоятельствами, пытаются адаптироваться к ним. По убеждению А. Маслоу, именно здесь следует искать истоки агрессивности подростков, других деструктивных форм их поведения. «Жажда разрушения, -подчеркивает А. Маслоу, - садизм, жестокость, злоба и т.д. - все это представляется не врожденными качествами, а скорее, жестокой реакцией на неудовлетворенность наших врожденных потребностей, эмоций и  качеств».

К сожалению, процесс самореализации подростка с девиантным поведением, как правило, идет не на фоне жизненного творческого поиска, созидания, а через психологические механизмы, такие как самообман, обвинение в своих неудачах кого угодно, но только не себя, слепое подражание псевдокумира и др. Так, выбирая те или иные психологические качества, механизмы и модель жизни, личность подростка в конечном итоге выбирает себя.

Принципиально важным в контексте нашего исследования является воспитание у ребенка такого интегративного психологического качества личности, как достоинство. Но в каждом из них оно может выразиться с разной степенью доброты, в зависимости от того, как человек использует свои возможности. Так, вследствие деградации личности достоинство может быть,  по существу, утрачено.

www.nauteh-journal.ru

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Даже в самом развитом обществе не удается добиться того, чтобы все его члены безукоризненно подчинялись закрепленным нормам и правилам. Различные глобальные мировые и внутриобщественные проблемы способствуют возникновению среды, благоприятной для нарушений общепринятых моральных норм, чего общество не может допустить и использует для их устранения механизм социального контроля. В социологии такое нарушение называется девиацией.

Так как общество всегда стремилось к гармоничному и мирному существованию, требовалось постоянно изучать, устранять и корректировать любые формы социальной патологии. Именно поэтому проблемы девиантного поведения во все времена привлекали внимание ученых. Благодаря им зародилась социология девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля. У ее истоков стоял Э. Дюркгейм, а Р. Мертон и А. Коэн способствовали ее рождению в качестве отдельной самостоятельной науки.

В России отклоняющееся поведение большую часть времени изучалось в рамках криминологии, наркологии, суицидологии и других дисциплин. Социологические же исследования начались в Ленинграде в конце 60-х – начале 70-х годов при участии таких ученых, как B.C. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов, И.В. Маточкин, Я.И. Гилинский. Большая заслуга в развитии социологии девиантного поведения принадлежит академику В.Н. Кудрявцеву. Разработкой данной темы занимались Е. В. Змановская, Ю. А. Клейберг, Г.И. Колесникова, Е. В. Зманова, В.Ю. Рыбников, В.Д. Менделевич, И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевская, Л.Б. Шнейдер и др.

Как правило, девиантное поведение наблюдается в любых социальных и возрастных группах, но особенное место все же занимает девиантное поведение в подростковой среде, так как общественно-адаптированные дети – залог здорового будущего всей нации, а любые негативные отклонения в их поведении – угроза для общества, как в настоящем, так и в будущем.

Девиантное поведение несовершеннолетних – весьма распространенный феномен, который неуклонно сопровождает процесс социализации. Подростковый период характеризуется отсутствием достаточного социального опыта и сформировавшейся личностной психологической и нравственной позиций. Тем не менее, подросток стремится самоутвердиться и самовыразиться, часто с помощью плохого поведения. Именно это и является негативной подростковой девиацией.

Причины девиантного поведения подростков.

В социологии девиантного поведения принято выделять несколько позиций, объясняющих причины возникновения негативных отклонений. Так, Р. Мертон считал их причиной «несогласованность между общественными целями и средствами, предложенными для их достижения. Другая позиция сложилась в рамках теории конфликта, которая подразумевает отклонение культурных образцов поведения, если они основаны на нормах другой культуры» [1, с. 66].

Что касается отечественной социологии, то здесь интерес представляет позиция Я.И. Гилинского, утверждающего, что источником девиации является «наличие социального неравенства в обществе, а так же различие возможностей удовлетворения насущных потребностей для разных социальных групп» [1, 67].

Причинами отклоняющегося поведения многие исследователи считают такие факторы, как наследственность, социальная среда, в которой находится подросток, а так же его обучение и воспитание. Все эти факторы могут оказывать воздействие на подростка, но прямая связь между их негативным последствием и отклоняющимся поведением несовершеннолетнего отсутствует.

Исходя из этого, Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алимханова и А.В. Мисько выделили три основных фактора: биологический, психологический и социальный. «Биологический фактор выражается в физиологических особенностях несовершеннолетнего, особенно в неустойчивой нервной системе. Психологический фактор заключается в темпераменте и индивидуальной акцентуации характера подростка, которые могут повлечь за собой легковнушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к избеганию или полному подчинению трудным ситуациям. Социальный фактор отражает особенности взаимодействие подростка с социумом (семья, школа, другое окружение)» [2, с. 10].

В современной России на фоне общего социокультурного, экономического и демографического кризиса, образовалась благоприятная среда для распространения девиантного поведения в подростковой среде. Кризис основных для подростков социальных институтов, отвечающих за важнейшую для подростков социализирующую функцию, привел к быстрому и неумолимому распространению отклоняющегося поведения, как основного источника самоутверждения и самозащиты подростка, оказавшегося в сложной для него ситуации.

Профилактика девиантного поведения подростков.

В настоящее время в России существует множество форм подростковой девиации: преступность, суицид, алкоголизм и наркомания, проституция и экстремизм. Все они в какой-то степени связаны между собой, каждая из них имеет свою специфику, особенности и способы профилактики.

Профилактикой подростковой девиации в России занимается институт социальной работы.

Технологии социальной работы, направленной на профилактику девиантного поведения подростков, принято разделять на коррекционное (или социально-реабилитационное) направление, призванное следить за подростками, за которыми уже был замечен опыт негативного поведения, и профилактическое направление, способствующее устранению отклоняющегося поведения в будущем и настоящем времени.

Социальная профилактика определяется как «сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата» [3, c. 221].

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних определяется как «целенаправленное воздействие на общественные отношения с целью предупреждения деформаций нравственно-правового формирования личности несовершеннолетнего и устранения отрицательных импульсов и устремлений в его поведении» [4, с. 102]. Это воздействие проводится через совокупность различных мероприятий, которые способствуют выявлению, устранению и минимизированию причин любой негативной девиации в среде несовершеннолетних, формированию надлежащего поведения проблемных подростков, а так же реабилитацию тех, кто уже допустил негативные отклонения в поведении.

Социальная профилактика отклоняющегося поведения подростков выполняет большое количество функции, наиболее важными из них являются: «регулятивно - предупредительная функция, обеспечивающая, охранительная (защитная), воспитательная функции, функция контроля, функция коррекции» [1, с. 124].

Исходя из этих функций, можно выделить основные задачи, которые необходимо решать в ходе профилактики:

  1. «наблюдение, анализирование и прогнозирование явлений, которые приводят к социальным отклонениям в проблемной подростковой среде;
  2. изучение специфических особенностей повседневной жизни подростков, которые приводят к разрушению их личности и побуждают к социально-негативным поступкам;
  3. устранение или минимизирование влияния «вредных» социальных явлений, способствующих деформации нравственных установок несовершеннолетнего;
  4. постоянное выявление и профилактико-реабилитационное воздействие на лиц, являющихся своеобразным источником негативных установок» [5].

Естественно, это далеко не полный перечень методов, задач и целей, которые ставит перед собой современный российский институт социальной работы. К сожалению, полностью искоренить девиантное поведение подростков не предоставляется возможным. Этому способствуют глубокие социальные проблемы российского общества. Для преодоления распространения социальных отклонений в подростковой среде требуется разрешить кризис, как на институциональном, так и на государственном уровне.

Научно-технический прогресс, глобализация и информатизация не только помогают своевременно обнаружить проблему, но и способствует возникновению новых, еще не изученных отклонений в поведении подростков. В настоящий момент требуется все больше специалистов для изучения девиантного поведения подростков, а так же разработки методов его коррекции и профилактики.

 

Список литературы:

  1. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 1998. - №9.
  2. Патаки Ф. Некоторые проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения // Психологический журнал. – 1987, № 4, - 92 - 102 с.
  3. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с.
  4. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. - М.: Союз, 1997. - 358 с.
  5. Сапрунов Александр Георгиевич. Понятие и основное содержание профилактики социальных отклонений несовершеннолетних // Общество и право. 2011. №2 (34). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-osnovnoe-soderzhanie-profila... (дата обращения: 27.10.2017).

sibac.info

Электронная библиотека БГУ: Девиантное поведение: проблемы и противодействие

Elib logo

ISSN 2519-4437 (online)

Logo BSU

Please use this identifier to cite or link to this item: http://elib.bsu.by/handle/123456789/91452

Title: Девиантное поведение: проблемы и противодействие
Authors: Рубанов, А. В.
Keywords: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::СоциологияЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Психология
Issue Date: 2013
Publisher: Минск : БГУ
Citation: Философия и социальные науки. - 2013. - № 3/4. - С. 58-62
Abstract: В статье на основе многолетних социологических исследований анализируется проблематика девиантного поведения. Рассматривается степень распространения преимущественно в молодежной среде алкогольной и наркотической зависимости, склонности к табакокурению и игровой зависимости. Анализируются основные тенденции молодежной преступности и раскрываются ее причины. Выявляются внутриличностные и социальные факторы распространения данных девиаций. Особый акцент сделан на выяснение роли в формировании вредных привычек ближайшего микросоциального окружения: семьи и дружеской компании. Предлагается ряд мер по профилактике и преодолению различных видов девиантного поведения.=The article results long sociological research of deviant behavior. Levels of spread of alcohol, drug, nicotine and game dependencies among youth are analyzed. The main tendencies of youth criminality and its reasons are presented. Main interpersonal and social factors of spread of these deviations are analyzed. Important role of influence of nearest microsocial circles: family and friends. A number of steps to prevent and overcome deviant behavior are proposed. Keywords: deviant behavior, alcoholism, drug dependence, smoking, crimes, game dependence, prevention of deviations, youth.
URI: http://elib.bsu.by/handle/123456789/91452
Appears in Collections:2013, №3/4Статьи факультета философии и социальных наук

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

elib.bsu.by

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ | Опубликовать статью РИНЦ

Мельникова М.И.

ассистент, аспирант кафедры Методологии инженерной деятельности Казанского национального исследовательского технологического университета

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация

В статье даётся анализ исследований зарубежных авторов, посвящённых проблеме девиантного поведения, в том числе обративших внимание на проблему выявления и предупреждения отклоняющегося поведения, а также характеристику основных причин проявления подобного поведения.

Ключевые слова: девиантное поведение, причины отклоняющегося поведения, зарубежные исследования девиантного поведения

M. Melnikova

assistant, postgraduate student of the Department of Methodology of Engineering of Kazan National Research Technological University

THE FOREIGN EXPERIENCE OF RESEARCH THE PROBLEM OF DEVIANT BEHAVIOR

Abstract

In article there are analysis of research foreign authors that dedicate to problem of deviant behavior, including their views about problem of detection and prevention of deviant behavior, and about characteristics of primary reasons of deviant behavior.

Key words: deviant behavior, reasons of deviant behavior, foreign research of deviant behavior.

На сегодняшний день, учитывая актуальность проблемы отклоняющегося поведения, специалистами различных стран ведутся исследования относительно данного вопроса. Традиционно основоположником большинства теорий, связанных с отклонениями в поведении, называют итальянского врача-психиатра Чезаре Ломброзо, родоначальника антропологического направления в криминологии и уголовном праве. Основной мыслью его стала идея о прирождённом преступнике, согласно которой определённое количество людей рождается со склонностью к совершению преступлений.

Знаменитый австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд считал, что все особенности поведения человека, в том числе, и негативные, объясняются с точки зрения его биологических потребностей и инстинктов. Данная теория Фрейда вызвала возражение у многих зарубежных теоретиков неофрейдизма, утверждавших о прямой зависимости развития личности от среды.

Как правило, большинство исследователей сходятся на мысли о том, что главная причина отрицательных качеств личности – это ошибки семейного воспитания, недостаточность внимания, а также влияние ближайшего окружения. Многие специалисты склонялись и склоняются к тому, что, несмотря на значительную роль воспитания в развитии личности, существует много иных факторов и условий, оказывающих влияние на формирование личности.

Ряд зарубежных учёных (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Н. Смелзер, Т. Шибутани и др.) определяет девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

У.Х. Шелдон, американский ученый, врач и психолог, связывал особенности черт характера личности и склонность к определённому типу поведения, отклонениям со строением тела. Так, он полагал, что эндоморфы – люди умеренной полноты, как правило, общительны, умеют ладить с людьми, а также им свойственно потакание своим желаниям.

Для мезоморфа, стройного и сильного человека, по мнению Шелдона, характерны активность, склонность к беспокойству, он не слишком чувствителен.

Эктоморф – человек с тонким и хрупким строением тела, отличается склонностью к самоанализу, а также повышенной чувствительностью и нервозностью.

После проведённых Шелдоном исследований в центре реабилитации на примере 200 юношей и девушек, он пришёл к выводу, что к девиации более склонны мезоморфы.

В 70-х годах в западных странах получила распространение теория радикальной криминологии, которая определила источником делинкветности социальное неравенство в обществе (И. Тейлор, Дж. Янг, П. Уолтон).

Помимо биологических основ исследователи уделяли внимание развитию теорий, в которых факторы биологические сочетаются с психологическими, социологическими и другими.

Некоторые зарубежные учёные, такие, как О. Ланге, Е. Гейер, Ж. Пинатель, склонялись к выводу о наследственной предрасположенности к преступности, полагая, что определённые психические свойства, передающиеся по наследству, могут быть основой для отклоняющегося поведения.

Э. Эриксон делал акцент на эго-психологию, влияние культуры и социума на становление личности.

А. Адлер подчёркивал роль семьи в формировании личностных качеств индивидуума.

К. Лоренц объяснял человеческую агрессивность инстинктами. Одновременно он признавал возможность регуляции поведения человека и роль моральной ответственности людей за воспитание. Другие же исследователи, опирающиеся на труды К. Лоренца, утверждают, что человек не в силах осуществить контроль над своей агрессией как проявлением инстинкта.

Дж. Доллард разработал фрустрационный подход, основой которого является утверждение о том, что агрессия не предопределена биологически, а представляет собой реакцию на преодоление препятствий, удовлетворение потребностей, ситуацию, где человек лишён каких-то существенных для него вещей, это попытка достичь эмоционального равновесия и удовольствия.

Сторонники бихевиоризма и необихевиоризма Б. Скиннер, Э. Торндайк, Д. Уотсон придерживаются мнения, что поведение человека полностью определяет его окружающая среда, его поведение модифицируют окружающие и лидеры социальных групп.

В последние несколько десятилетий в западных странах стал получать широкое распространение феноменологический подход к определению отклонений. В его рамках выделяются четыре типа аномалий. Первый тип включает такие симптомы, как вспыльчивость, склонность к разрушению, наглость, безответственность. Второй тип характеризуется такими особенностями, как замкнутость, тревожность, чувство неполноценности. Третьему типу свойственны пассивность, неуклюжесть. Наконец, четвёртый характеризуется прогулами, преданностью асоциальным группам.[4]

Социологическое объяснение девиантности впервые было предложено в теории «аномии» Э. Дюркгеймом, основоположником теории девиантного поведения как специальной отрасли социологической науки. Он был убеждён, что преступления являются элементом любого здорового общества, без них невозможно его представить.

В своей работе «Самоубийство. Социологический этюд» Э. Дюркгейм дал социологическое объяснение социальной девиации, введя в научный оборот понятие «аномия», которым он оперировал при выявлении сущности самоубийства. Он считал, что самоубийство зависит не столько от внутренних свойств индивида, сколько от внешних причин, управляющих людьми. При этом он не отвергал роли индивидуальных факторов, психического состояния, особых жизненных обстоятельств отдельных самоубийств, но подчеркивал их второстепенность, зависимость от общих социальных причин, состояния общества.[1]

Регулятором поведения человека выступают нормы и правила в обществе. Отсутствие чётко определённых норм и правил поведения порождает моральную неустойчивость индивида.

Колебание общественной структуры во время крупных социальных потрясений и экономических кризисов, в ходе которых меняется социальное положение людей, вызывает возрастание числа самоубийств.

Э. Дюркгейм был убеждён, что для общества девиация является  естественной, как и конформизм, и отклонение от нормы несёт в себе не только отрицательное, но и положительное начало, поскольку отклонение от норм подтверждает значимость норм, правил, ценностей, показывает их многообразие, способствует социальному изменению, совершенствованию социальных норм, уточняет их границы.[3]

Д. Мате и Т. Сайкс разработали теорию «нейтрализации», согласно которой преступник не отрицает общепринятых норм морали и в целом признаёт их, но в то же время оправдывает своё преступное поведение с помощью набора защитных механизмов (обвинений жертвы, обстоятельств, ссылок на окружающих). Данная теория, в основном, применяется для объяснения подростковой делинквентности.[2]

Также, по мнению исследователей, отклоняющемуся поведению может способствовать членство в неформальных молодежных группах, которые в европейских странах впервые возникли после второй мировой войны. Это был протест против существующего общественного порядка и стремление к новым формам существования. Позднее такие формы отклоняющегося от нормы поведения стали присущи и нашему обществу. Это движения скинхедов, хиппи, панков, металлистов и др.[1]

Таким образом, как мы можем заметить, западная наука на сегодняшний день накопила богатый запас исследований по различным видам отклонений в поведении. Большим количеством исследователей была изучена и изучается по сей день проблема девиантного поведения. Но, тем не менее, в связи с актуальностью, данная проблема требует к себе постоянного внимания и дальнейшего изучения специалистами различных отраслей науки.

[1] Запесоцкий, А. С., Фаин А. П. Эта непонятная молодежь. М., 1990 г. – С. 32-35

Литература

  1. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социальный этюд. Пер, с фр. с сокр. Под ред. В. А. Базарова. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.
  2. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы (социологический анализ) // Социально- политический журнал. – 1995. – № 2 – С. 47-49.
  3. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М.: Алетейя, 2001. – 332 с.
  4. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс. 1998. – 688 с.

References

  1. Djurkgejm Je. Samoubijstvo: Social’nyj jetjud. – M.: Mysl’, 1994. – 399 p.
  2. Ivanov, V.N. Deviantnoe povedenie: prichiny i masshtaby (sociologicheskij analiz) // Social’no- politicheskij zhurnal. – 1995. – № 2 – P. 47-49.
  3. Osipova E.V. Sociologija Jemilja Djurkgejma. M.: Aletejja, 2001. – 332 p.
  4. Smelzer N. Sociologija. M.: Feniks. 1998. – 688 p.

research-journal.org

Николаева Л.В., Парусова М.М. Особенности формирования девиантного поведения в подростковом возрасте

Николаева Любовь Владимировна1, Парусова Мария Михайловна21Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал), Психолого-педагогический факультет, ассистент2Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал), Психолого-педагогический факультет, студентка

Nikolaeva Lyubov Vladimirovna1, Parusova Maria Mikhailovna21National research Nizhny Novgorod state University named N. And. Lobachevsky (Arzamas branch), Psycho-pedagogical faculty, assistant2National research Nizhny Novgorod state University named N. And. Lobachevsky (Arzamas branch), Psycho-pedagogical faculty, student

Библиографическая ссылка на статью:Николаева Л.В., Парусова М.М. Особенности формирования девиантного поведения в подростковом возрасте // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/72174 (дата обращения: 07.06.2018).

В настоящее время наблюдается большое количество проявлений девиантного поведения среди несовершеннолетней молодежи. Исследования, которыми занимались ученые последние годы, показывают, что на формирование девиаций у подростков влияют в значительной мере совокупность определенных факторов таких как фенотипические, индивидуальные и личностные.

Сейчас наблюдается тенденция к возрастанию противоправного поведения среди несовершеннолетних, и также тенденция «омоложения» преступников. По мнению К. Нильсона, подростковый возраст является самым благоприятным для преступного поведения. Вследствие распространения данной проблем появляется потребность в уделение более пристального внимания данной области и изучении особенностей формирования девиантного поведения в подростковом возрасте.

Проблемами девиантного поведения занимались такие авторы, как А. Адлер, Г. Беккер, Я.И. Гилинский, И. Гоффман, Э. Дюркгейм, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, А. Коэн, В.Д. Менделевич, Р. Мертон, Дж.Г. Мид, В. Мойер, Ф. Риман, Т. Селлин, Н. Смелзер, З. Фрейд, Э. Фромм, У. Шелдон, Л.Б. Шнейдер и многие другие.

В.Д. Менделевич считал, что девиантное поведение это – «система поступков или отдельные постулаты, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением» [3]. Такое понятие близко к трактовке Е. В. Змановской, которая считает, что девиантное (отклоняющееся) поведение – это «устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [1]. Данные определения достаточно точно и полно раскрывают сущность девиантного поведения.

Рассматривая особенности формирования девиантного поведения именно в подростковом возрасте, следует отметить психологические особенности данного возраста, которые характеризуются противоречивостью (парадоксальностью) во всем [2]. Так, с одной стороны подросток очень болезненно относится к любому замечанию в свой адрес, но с другой – ожидает общения с ним как с взрослым человеком; из-за импульсивности и нетерпения подростки не могут справиться временами даже с ежедневными обязанностями, однако становятся более ответственными и способными для осуществления сложных дел; внимательность к мелочам и деталям уживается у подростков с удивительной бездушностью и порой даже с жестокостью; желание быть «как все» противоречит утверждениям собственной индивидуальности и подчеркиванием своей независимости от мнения окружающих подростка людей; независимость суждений и борьба с авторитетами соседствует с обожествлением кумиров и копированием поведения случайных людей.

Общение со сверстниками является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Одним из самых важных факторов влияния сверстников на подростков является их положение в группе. Для подростков характерно желание слиться с референтным (значимым) кругом сверстников, быть похожим на лидера группировки. Тем временем мнение родителей и других взрослых людей часто проигрывает по сравнению с авторитетом подросткового объединения.

Процесс взросления невозможен без признания ответственности за свои действия и поступки. Яркая отличительная черта подросткового возраста – реакция эмансипации. Эта реакция отражается в желании высвободиться из-под опеки, контролирования, покровительства старших (родных, учителей, воспитателей, старшего поколения вообще). Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности.

Чувство «взрослости», рост самосознания, возникновение интереса к противоположному полу можно отнести к новообразованиям подросткового возраста. Подросток уже чувствует себя полноценной личностью и отстаивает свое право на самостоятельность суждений и на осуществление решений. Он хочет принести пользу обществу, всему миру, занимать активную жизненную позицию. При всем при этом, реализовать себя, осуществлять деятельность, которая подразумевает ответственность за ее выполнение, подросток еще не может. Поэтому для него характерна демонстративная «взрослость», отстаивание которой часто оборачивается конфликтами с окружающими.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей формирования девиантного поведения в подростковом возрасте стал основанием экспериментального исследования.

Экспериментальной базой для нашего исследования является МБОУ СШ №6 им. А.С. Макаренко г. Арзамаса. В исследовании приняли участие 20 человек 8 класса возрастом 14 – 15 лет.

Для экспериментального исследования была выбрана методика «определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел). Ее мы выбрали не случайно, с помощью нее мы сможем определить готовность (склонность) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. В ходе проведения данной методики были получены следующие результаты: 

Рис.1. Результаты исследования по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).

По результатам исследования видно, что 75% (15 человек) испытуемых получили средний балл по шкале установки на социальную желательность (служебная шкала).   Полученный балл говорит о том, что у испытуемых наблюдается умеренная тенденция давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. Остальные 25% (5 человек) получили низкий балл по данной шкале. Это означает, что испытуемые не склоны вуалировать собственные нормы и ценности и проводить коррекцию своих ответов в направлении социальной желательности.

По шкале склонности к преодолению норм и правил 75% (15 человек) испытуемых получили средний балл. Данный балл по этой шкале говорит о нонкомформистских установках испытуемого, о его стремлении противопоставлять свои нормы и ценности групповым, о установке «нарушать спокойствие», искать трудности, которые в дальнейшем можно преодолеть. 25% (5 человек) получили низкий балл, что свидетельствует о конформных установках испытуемого, склонности следовать стандартам и общепринятым нормам поведения.

По шкале склонности к аддиктивному поведению 60% (12 человек) испытуемых получили низкий балл. Полученный показатель свидетельствует о невыраженности вышеупомянутых тенденций, или о хорошем социальном контроле поведенческих реакций. Остальная часть испытуемых – 40% (8 человек) получили высокий балл. Это указывает на сомнительность результатов либо на наличие выраженной психологической зависимости.

По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, 80% (16 человек) испытуемых получили низкий балл, что говорит о том, что отсутствует готовность к осуществлению саморазрушающего поведения, отсутствует тенденция к соматизации тревоги, отсутствует склонность к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.  Оставшиеся 20% (4 человека) получили высокий балл. Данный балл указывает на низкую ценность своей жизни, стремление к риску, выраженную необходимость в острых ощущениях.

По шкале склонности к агрессии и насилию 95% (19 человек) испытуемых получили низкий балл. Полученные баллы говорят о невыраженности агрессивных установок, о неприемлемости насилия как метода решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Один испытуемый, что составляет 5% от класса, набрал средний балл по данной шкале, это свидетельствует о том, что у испытуемого присутствуют в жизни агрессивные установки.

По шкале волевого контроля эмоциональных реакций 62% (12 человек) испытуемых получили низкий балл, который указывает на невыраженность этих тенденций, на жесткий самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений. Другие 38% (8 человек) испытуемые получили средний балл, показывающий на слабость волевого контроля эмоциональной сферы.

По шкале склонности к делинквентному поведению 96% (19 человек) испытуемых получили низкий балл. Полученный балл говорит о невыражености вышеуказанных тенденций, что в совокупности с высокими показателями по шкале социальной желательности может указывать на высокий уровень социального контроля. 4% (1 человек) испытуемых по данной шкале получили средний балл. Это подтверждает наличие делинквентных установок у испытуемого.

При интерпретации полученных результатов по методике «определения склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел) можно сделать вывод, что у учеников 8 класса преобладают низкие показатели по большинству шкал, что свидетельствует о благоприятной среде обучающихся в данном классе. Но стоит заметить, что склонность к разным видам девиантного поведения у некоторых подростков присутствует. Это объясняется не только психологическими новообразованиями данного возрастного этапа развития, но и детерминантами возникновения отклоняющегося поведения у подростков. Причины бывают разными – это и биологическая, и психологическая, и социальная детерминация. Особое внимание нужно уделить результатам по шкалам: шкала установки на социальную желательность и шкала склонности к преодолению норм и правил.  75% испытуемых по данным шкалам получили высокий балл, что вполне объясняется психологическими и физиологическими особенностями подросткового возраста. Такие шкалы, как шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению и шкала склонности к аддиктивному поведению, набрали высокие балл (20 – 40% испытуемых или 4 – 8 человек). Полученные результаты заставляют задуматься о недостаточном внимании к данной категории подростков. Отсюда следует необходимость проведения более широкого и конкретного исследования подростков, проявивших склонность к разным видам девиантного поведения на ранних этапах диагностики. Это влечет за собой создание программы по продолжению психологических исследований, а затем разработка психокоррекционного направления по предотвращению формирования девиантности у подростков с выявленным типом поведения.

Библиографический список
  1. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Е.В. Змановская – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
  2. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя [Текст] / И.С. Кон — М.: Просвещение, 1989.
  3. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие [Текст] / В.Д. Менделевич – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Парусова Мария Михайловна»

web.snauka.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта