Национальный психологический журнал-2015- №1(17)- 121 с. Статьи по возрастной психологии из журналов
Статьи и доклады по научной и практической психологии на articlekz.com
В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана.
В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека.
Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.
В данной статье рассматриваются принципы и методы менеджмента. Анализируются пара моделей управления персоналом. Предлагаются рекомендации управления персоналом предприятия
Алексеева Алия Сайлауовна, 2013
В настоящей статье автор дает представление о системе и результативности специальной работы по развитию самосознания личности.
Каири Мария Сериковна, 2014
В данной статье раскрыты основные результаты опытно-экспериментальной работы по развитию социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде средствами игры.
Яппарова Гульфия Муратовна, 2014
В данной статье рассмотрено невербальное общение представителей разных национальностей.
Купцов Антон Яппарова Гульфия Муратовна, 2014
В наше время быстрых прогрессов и развития наука психология находит отклики и перекликается со всеми отраслями, школьными предметами и т.д. В связи с быстрым развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку.
Захаров Максим Байдильдинова Марина Вахитовна, 2014
Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определѐнные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.
Раева Мария Сериковна, 2015
В данной статье рассмотрены основы психолингвистики как комплексной науки, изучающей язык с точки зрения лингвистики и психологии. Исследования психолингвистики позволят получить информацию о личности говорящего
Абаева Гульнар Бариевна Сансызбай Айжан, 2016
В данной статье рассмотрены интеллектуальные и психологические особенности одаренности подростков. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра
Исина Шынар Амангельдиевна, 2016
articlekz.com
Рубрики портала - PsyJournals.ru
Автобиографический нарратив (30)
В помощь психологу (361)
Дискуссии и дискурсы (154)
Живая жизнь без комментариев (169)
Инклюзивное образование (230)
Инновационные модели (201)
Интервью и эссе (145)
История психологии (212)
Клиническая психология (708)
Критика и библиография (63)
Литература (122)
Мастерская (194)
Математические методы в психологии и смежных науках (135)
Междисциплинарные исследования (236)
Межкультурная коммуникация (124)
Научная жизнь (302)
Нейропсихология (151)
Обзоры зарубежной литературы (102)
Общая психология (284)
Организационная психология (173)
Памятные даты (128)
Педагогическая психология (527)
Педагогическое образование (176)
Перинатальная психология (9)
Программные документы (99)
Психолингвистика (42)
Психологическая диагностика (402)
Психологическая проза (9)
Психология здоровья (113)
Психология искусства и творчества (83)
Психология кризисных ситуаций (220)
Психология личности (474)
Психология образования (1628)
Психология развития (1183)
Психология религии (57)
Психология труда (289)
Психотерапия и психокоррекция (479)
Психофизиология (87)
Семейная психология (358)
Случай из практики (79)
Социальная психология (935)
Специальная психология (430)
Способности, одаренность, талант (45)
Теория и методология (1481)
Философия, антропология, культура (223)
Частное мнение (29)
Эволюционная психология (7)
Экспериментальная психология (726)
Этнопсихология (175)
Юридическая психология (797)
psyjournals.ru
Национальный психологический журнал-2015- №1(17)- 121 с.
Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 3-8.
a:2:{s:4:"TEXT";s:2026:"<p> В статье рассматриваются вопросы психологических факторов виктимного поведения. Дается определение виктимного поведения и подчеркивается, что такое поведение – это не обязательно пассивное, пассивно-страдательное поведение жертвы. Виктимным может быть и поведение активное, активно- агрессивное. Показано, что асоциальное, девиантное поведение детей и подростков серьезно увеличивает риски виктимности.</p><p> Семья, как важнейший институт социализации личности, рассматривается одновременно и как фактор профилактики, и как фактор риска виктимного поведения. Роль семьи в формировании виктимного поведения раскрывается посредством освещения следующих вопросов: агрессивное, конфликтное поведение это личностная склонность или отсутствие «правильных» навыков; взаимозависимость строгости наказания и детской агрессии; наказания за агрессию детей между собой (братья, сестры): каков результат; игнорирование агрессии – действительно ли лучший выход; жертвы сексуального насилия и причины виктимного поведения; демонстративная акцентуация как фактор риска виктимного поведения при изнасиловании; благополучная семья – может ли она быть фактором риска виктимного поведения?</p><p> Долгое время считалось, что социально отклоняющееся развитие личности связано со структурной деформаций семьи, под которой понимается просто неполная семья – отсутствие одного из родителей (чаще отца). В настоящее время установлено, что основным фактором негативного влияния семьи на развитие личности является не структурная, а психосоциальная деформация семьи.</p><p>Реально благополучная семья, психологически благополучная семья – является краеугольным камнем профилактики виктимного поведения. То, чтовиктимность поведения в основном определяется личностными качествами, не отменяет этого вывода, но только усиливает его. Потому, что сами эти качестваформируются во многом именно в процессе семейной социализации, детерменированы стилями семейного воспитания и особенностями межличностныхотношений в ней.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 07.12.2014Принята к публикации: 12.01.2015Страницы: 3-8DOI: 10.11621/npj.2015.0101Ключевые слова: виктимное поведение; виктимология; семья; деформации семьи; агрессия; сексуальное насилие; акцентуации характера; Автор(ы): Реан А.А. ;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015
Решетников М.М. Психическое здоровье населения – современные тенденции и старые проблемы. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 9-15.
a:2:{s:4:"TEXT";s:2032:"<p> В статье рассматриваются проблемы психического здоровья населения. Анализируются качественные изменения структуры психопатологии, а также некоторые вопросы развития психиатрии, психотерапии и клинической психологии. Основная часть излагаемого материала посвящена российскому опыту, который рассматривается с учетом общемировых тенденций.</p><p> Автор освещает современные тенденции психопатологии. Он пишет об увеличении числа пациентов, нуждающихся в психиатрической или психологической помощи, недостаточном кадровом обеспечении системы охраны психического здоровья, низкой психологической культуре населения, об отсутствии какой-либо системы раннего выявления предрасположенности к психопатологии.</p><p> Значительное место в статье уделено проблеме системного кризиса психиатрии. Основная причина внимания к этому кризису, считает автор, связана с ее все более очевидной терапевтической неэффективностью, а, если оценивать этот кризис методологически, с ее подходами к лечению психических расстройств, базирующихся на гипотезах 100-летней давности, которые не прошли испытание временем и не подтверждаются современными методами исследований. Представлены гипотезы о причинах психических расстройств. Среди них теория нервного истощения, гипотеза о том, что психические расстройства связаны с нарушением электрической активности мозга, теория об особой роли лобных долей в возникновении психопатологии, гипотеза о дисбалансе гормонов, как этиологическом факторе развития заболеваний психики и др. Поднимается проблема классификации психических расстройств. Автор обсуждает также вопрос о целесообразности необоснованного назначения химических препаратов, их изолированного и бесконтрольного применения при лечении ряда психических расстройств.</p><p>Проведенный автором анализ не претендует на полноту, завершенность и, тем более, на статус единственно верной точки зрения. Скорее, он являетсяприглашением к дискуссии всех заинтересованных сторон – специалистов в области психического здоровья.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Коваль Н.В. К вопросу о необходимости определения понятия «жестокое обращение с ребенком». // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 16-25.
В статье освещаются актуальные вопросы, посвященные сложному и многоаспектному социально-правовому явлению «жестокое обращение с ребенком». Показаны особенности определения данного понятия в семейном законодательстве и соответствующих разъяснениях Верховного Суда, применительно к ст.69 Семейного кодекса РФ. Применительно к уголовно-правовой защите детей, определено, что зачастую ошибочная и преднамеренно неправильная квалификация действий лиц, виновных в совершении жестокого обращения с детьми, которая возникает в практике органов предварительного следствия и дознания, связана с несовершенством уголовного законодательства, в том числе и с отсутствием понятия «жестокое обращение с ребенком», которое используется в качестве обязательного признака в ст. 156 Уголовного кодекса РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию детей). Указанный пробел уголовного закона и кадровая некомпетентность позволяют виновным избежать ответственности, поскольку зачастую в отношении них выносят постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по делу на различных основаниях. Доказывается необходимость законодательного определения понятия «жестокое обращение с детьми», что аргументируется: анализом имеющейся дискуссии ученых в доктрине уголовного права, о дефиниции «жестокого обращения с ребенком» в ст.156 УК РФ; освещением статистических параметров, подтверждающих высокий уровень латентности этой категории преступлений, а потому сложности с их выявлением и квалификацией; обобщением судебной практики, которая также не имеет единообразного подхода к решению освещаемой проблемы, но позволила выделить основные формы проявления «жестокого обращения с ребенком», в результате которые возникают специфические последствия, деформирующие личность ребенка. Сделан вывод, что в целях уголовно-правовой защиты прав ребенка и правильного практического подхода, понятие «жестокое обращение с несовершеннолетним» должно быть законодательно определено, поскольку категоризация рассматриваемого института как «оценочного», сопряжена с риском чрезмерно широкого или же, напротив, чрезмерно узкого его толкования, которое может повлечь злоупотребления в правоприменительной практике, а также оставить виновных безнаказанными, а детей беззащитными.
Поступила: 23.01.2015Принята к публикации: 02.02.2015Страницы: 16-25DOI: 10.11621/npj.2015.0103Ключевые слова: ребенок; семья; насилие; жестокое обращение; воспитание; физическое и психическое здоровье; моральное развитие; Автор(ы): Коваль Н. В. ;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015
Лэнгле Альфрид. Экзистенциально-аналитическое понимание эмоциональности: теория и практика. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 26-38.
a:2:{s:4:"TEXT";s:1310:"<p> В статье дается краткое введение в экзистенциальный анализ (ЭА), в сжатом виде описано, как развивался этот феноменологический подход, приведены его основные положения. Рассматривается эмоциональность, понимаемая как специфическое восприятие значимого для жизни. Эмоциональность играет существенную роль в экзистенциальном анализе антропологии и практики. Она является краеугольным камнем экзистенции и занимает свое место среди трех других экзистенциальных измерений в теории ЭА.</p><p>В статье дается феноменологическое описание четырех шагов процесса возникновения эмоций. Демонстрируется, как в ходе данного процесса стимулируетсявитальность, благодаря чему эмоции становятся значимыми для человека. Это основа экзистенциально-аналитической теории эмоций. Также объясняетсяважное для практики ЭА разделение чувств на чувствование (fühlen) и интуитивное чувствование (чутье) (spüren). Первое связано с жизнью человека инеобходимо для обнаружения ценностей, второе – с аутентичностью и этикой. Рассматривается различие между аффектом и эмоцией. В экзистенции онивыполняют разные функции. В последних трех параграфах рассказывается о формах эмоциональной дисфункции, о некоторых исследованиях в этой области и обосновных элементах терапии эмоциональности и аффективности.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 20.08.2014Принята к публикации: 14.10.2014Страницы: 26-38DOI: 10.11621/npj.2015.0104Ключевые слова: экзистенциальный анализ; теория эмоций; эмоциональность; аффективность; изменчивость; целостность жизни; Автор(ы): Лэнгле Альфрид;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015
Первичко Е.И. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 39-51.
a:2:{s:4:"TEXT";s:2708:"<p><b>Часть II. Культурно-деятельностный подход к проблеме стратегий и механизмов регуляции эмоций Первая часть статьи опубликована в №4, 2014 «Национального психологического журнала».</b></p><p> В первой части данной статьи была аргументирована целесообразность разработки структурно-динамической модели регуляции эмоций в теоретико- методологических рамках культурно-деятельностной парадигмы, с построением психологически обоснованной типологии стратегий регуляции эмоций в норме и патологии и выделением психологических механизмов, обеспечивающих возможность регуляции эмоций. Этот вывод был сделан по результатам анализа основных концепций и парадигм, в которых ставится и изучается проблема регуляции эмоций: психоаналитического и когнитивного подходов, концепций эмоционального развития и эмоционального интеллекта, культурно-деятельностного подхода. Была рассмотрена процессуальная модель регуляции эмоций Дж. Гросса, с выделением стратегий регуляции эмоций и оценкой их эффективности. Проанализированы возможности и ограничения модели. На основании обзора исследований был сформулирован вывод, что при имеющемся описании широкого спектра регуляторных стратегий остаётся открытым вопрос о психологических механизмах их становления, а также выбора субъектом при решении конкретных задач.</p><p> Введено авторское определение регуляции эмоций, согласно которому она понимается как совокупность психических процессов, психологических механизмов и регуляторных стратегий, которые использует человек для сохранения способности к продуктивной деятельности в ситуации эмоциональной нагрузки; для обеспечения оптимального контроля над побуждениями и эмоциями; для поддержания эмоционального возбуждения на оптимальном для него уровне. Во второй части публикации приводится общее описание стратегий регуляции эмоций, с обоснованием подхода к их типологизации, а также психологических механизмов регуляции эмоций, положенных в основу этой типологизации, – основных элементов структурно-динамической модели регуляции эмоций. Показана теоретико-методологическая обоснованность и эмпирическая продуктивность рассмотрения в качестве центральных механизмов регуляции эмоций знаково-символического опосредствования и личностной рефлексии. Представлен разработанный диагностический комплекс, использование которого позволяет эмпирически выделять и идентифицировать как широкий спектр стратегий регуляции эмоций, так и психологические механизмы, используемые субъектом при решении задачи эмоционального контроля и защиты в эмоциогенных ситуациях.</p><p> Описано три класса стратегий регуляции эмоций: когнитивно-неопосредованные, когнитивно-трансформирующие и коммуникативно-экспрессивные.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Барабанщикова В.В., Климова О.А. Представления о вовлеченности в работу и трудоголизме в современных психологических исследованиях. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 52-60.
В статье представлен анализ основных подходов к пониманию современного состояния проблемы феноменов вовлеченности в работу и трудоголизма, субъективных и объективных причин их развития и возможных способов диагностики. Вовлеченность в работу характеризуется рядом черт, отличающих этот феномен от феномена трудоголизма. Последствия чрезмерной вовлеченности в работу через механизмы накопления неблагоприятных эффектов переживаемых сотрудником ФС могут трансформироваться в развитие феномена трудоголизма. На современном этапе развития науки и общества констатируется дефицит изученности феномена трудоголизма, однако, несомненно, эта проблема является актуальной во всех сферах психологической науки в связи с тем, что научная концептуализация и операционализация феномена трудоголизма была начата сравнительно недавно – в 70-х годах прошлого столетия (Oates, 1968; Clark, 2014). Основной сложностью изучения данного феномена являются (1) трудность его разграничения с благоприятным паттерном рабочего поведения, получившим название «вовлеченность в работу» (Schaufelli,2012), и (2) двоякость сформированного в обществе отношения к собственно феномену трудоголизма: при очевидных негативных последствиях для психологического благополучия и профессионального здоровья работника нельзя не отметить традиционные социально одобряемые последствия трудоголизма в виде регулярных добровольных переработок сотрудников, склонных к трудоголизму, на благо организации. Проведенный анализ исследований по проблеме трудоголизма и вовлеченности в работу позволяет говорить о том, что до сих пор в психологической науке не существует единого принятого взгляда как на сущность этих феноменов, причины и механизмы их развития, так и на разработку обобщенной системы диагностики, профилактики и коррекции проявлений и последствий трудоголизма, и системы диагностики и поддержания вовлеченности в работу сотрудников организаций.
Поступила: 06.02.2015Принята к публикации: 12.02.2015Страницы: 52-60DOI: 10.11621/npj.2015.0106Ключевые слова: вовлеченность в работу; трудоголизм; продуктивная деятельность; профессиональные деформации; Автор(ы): Барабанщикова В.В. ; Климова О. А.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015
Ахутина Т.В., Пронина Е.А. Оценка состояния регуляции активации у первоклассников с помощью методики RAN/RAS. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 61-69.
a:2:{s:4:"TEXT";s:1853:"<p> Методика RAN/RAS (Rapid Automatized Naming/Rapid Alternating Stimulus – быстрое автоматизированное называние/быстрые альтернативные стимулы) успешно используется многими психологами, главным образом, для прогнозирования риска дислексий, так как включает в себя речевой компонент и требует хороших визуально-вербальных связей. Однако проведенные исследования продемонстрировали, что низкая скорость называния является эффективным индикатором нейрокогнитивных проблем переработки информации в целом, то есть трудностей обучения вообще, а не только трудностей чтения (Waber, Wolf et al., 2000; Waber, 2011). Было предложено два объяснения этого факта: нарушение управляющего психического контроля (executive mental control) (Denckla and Cutting, 1999) и сложности автоматизации, иначе говоря, трудности перехода от энергозатратного контролируемого выполнения задания к менее энергоемкому (Waber, 2011, Janisma et al., 2001). Вторая интерпретация, обсуждающая проблемы энергетических ресурсов когнитивного функционирования, близка к представлениям о слабости процессов поддержания активности мозга. Однако применение данной методики для оценки состояния функций активации ранее описано не было.</p><p>С точки зрения концепции А.Р. Лурия о трех блоках мозга (Лурия, 1973) методика RAN/RAS может рассматриваться как чувствительная к слабости первого блока,функцией которого является поддержание активности корковых структур. Целью нашего исследования является доказательство возможности оценки регуляцииактивации с помощью методики RAN/RAS. Эта задача актуальна, потому что методических средств определения слабости I блока при нейропсихологическомобследовании явно недостаточно, несмотря на то, что проблемы энергетического блока занимают первое место по частоте встречаемости у детей с трудностямиобучения (Ахутина, Пылаева, 2008).</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 14.12.2015Принята к публикации: 23.01.2015Страницы: 61-69DOI: 10.11621/npj.2015.0107Ключевые слова: детская нейропсихология; первый (энергетический) блок мозга; активация; автоматизация; трудности в обучении; Автор(ы): Ахутина Т. В.; Пронина Елена А.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015
Погожина И.Н. Внутренние закономерности функционирования системы логических операций у российских и китайских дошкольников: кросскультурный анализ. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 70-78.
a:2:{s:4:"TEXT";s:2281:"<p>Исследование внутренних закономерностей функционирования познавательных систем, в том числе, системы логических операций индивида неразрывносвязано с решением вопроса об универсальности процессов стихийного формирования и развития операциональной системы субъекта в разныхсоциально-культурных условиях. Цель нашей работы – установление взаимозависимостей между уровнями развития элементов операциональной системына стадии становления конкретнооперационального мышления у дошкольников из разных стран: России и Китая. Для диагностики уровней развитияструктурных элементов операциональной системы субъекта использовались классические методики Пиаже. Сопоставлены стадии развития логических операцийклассификации, сериации, понимания принципа сохранения, способности к децентрации у 40 российских и 40 китайских дошкольников (3,1-6,5 лет). Выявленоотсутствие статистически значимых различий по показателям развития всех исследуемых элементов у детей из России и Китая (Mann-Whitney U test). Выявленоналичие статистически значимых положительных корреляционных взаимосвязей между уровнями развития элементов операциональной системы внутрироссийской и китайской выборок (ρ Спирмена; p < 0,01). Сделаны выводы о том, что испытуемые из России и Китая не превосходят друг друга по показателямразвития способности к децентрации, логических операций классификации, сериации, пониманию принципа сохранения. Элементы операциональной системысубъекта функционируют и развиваются взаимосвязано у российских и китайских дошкольников: повышению уровня развития одного из элементов системысопутствует повышение уровней развития других элементов. Отсутствуют статистически значимые различия в конфигурациях элементов операциональнойсистемы на этапе перехода от дооперациональной стадии развития мышления к конкретнооперациональной между дошкольниками, живущими в разныхкультурно-социальных условиях (Россия, Китай). Это свидетельствует об универсальности процессов стихийного формирования и развития содержанияоперациональной системы логического мышления субъекта, а также о том, что система логических операций при переходе от дооперационального этапаразвития к конкретнооперациональному функционирует, подчиняясь внутренним закономерностям развития системы.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 26.02.2015Принята к публикации: 03.03.2015Страницы: 70-78DOI: 10.11621/npj.2015.0108Ключевые слова: кросскультурное исследование; Китайский дошкольник; логическое мышление; классификация; сериация; децентрация; децентрация; Автор(ы): Погожина И.Н. ;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015
Капустин С.А. Особенности личности детей в семьях клиентов психологической консультации. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 79-87.
a:2:{s:4:"TEXT";s:1934:"<p> В статье изложены результаты исследования влияния основных стилей родительского воспитания, встречающихся в семьях клиентов психологической консультации (гиперопеки и сверхтребовательности), на развитие личности детей и возникновение детско-родительских проблем. Показано, что важнейшим фактором, влияющим на возникновение детско-родительских проблем в этих семьях, является аномальность личности родителей, установленная с помощью так называемого экзистенциального критерия, которая проявляется в используемых ими стилях воспитания своих детей. Эти стили воспитания способствуют формированию у детей аномальных типов личности, также установленных с помощью экзистенциального критерия, которые обозначены как «ориентированный на внешнюю помощь», «ориентированный на соответствие своего поведения требованиям других людей» и «ориентированный на протест против соответствия своего поведения требованиям других людей».</p><p>Дети с данными типами личности, сталкиваясь с требованиями со стороны своего ближайшего социального окружения, обычно рассчитанными на детей снормальным уровнем личностного развития, и потому не соответствующими их личностным возможностям, начинают испытывать проблемы. Поскольку этипроблемы связаны с трудностями приспособления детей к требованиям социального окружения, их можно отнести к категории проблем социальной адаптации.Выявлено сходство типа личности, «ориентированного на соответствие своего поведения требованиям других людей, с теоретическими представлениями обаномальной личности, предрасположенный к возникновению различного рода жизненных проблем и психических расстройств, содержащимися в работахЭ. Фромма, З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и В. Франкла. Этот факт свидетельствует о том, что личность данного типа можно рассматривать какклассический тип личности, с которым в разное время сталкивались в своей психотерапевтической практике все эти авторы.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Павлык Н.В. Духовная личностная направленность как фактор гармонизации характера в юношеском возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 88-95.
a:2:{s:4:"TEXT";s:2055:"<p> Статья посвящена анализу феномена духовной детерминации характерологического развития личности в юношеском возрасте. Приспособление к нравственно-патогенным условиям современной культуры вызывает развитие дисгармоний характера юношей и девушек, что проявляется комплексом дисгармоничных черт характера, вызывающих состояние психологического дискомфорта, являющихся причиной деструктивного поведения и нарушающих взаимоотношения человека с окружающими.</p><p> На основе эмпирического исследования духовной сферы и степени гармоничности характера современных студентов автором выделены психологические закономерности влияния духовной направленности личности юношей и девушек на процесс их характерологического развития. Эмпирическое исследование показало, что духовная направленность и гармоничность характера взаимовлияют друг на друга. Однако духовный потенциал не всегда позитивно коррелирует с гармоничностью характера, поскольку процесс гармонизации характера имеет периодичность (гармоничные подъемы и кризисные состояния). Кризисные периоды сопровождаются выраженной дисгармоничностью характера, что вызывает социально-психологическую дезадаптацию личности. Нравственное саморазвитие при наличии устойчивой духовной направленности способствует гармонизации характера путем преодоления духовно-личностных кризисов. В целом, к сожалению, статистика свидетельствует о том, что среди молодежи превалирует дисгармоничность характера. 20% опрошенных являются бездуховными лицами, с дисгармоничным характером. Этот высокий процент юношей и девушек создает своеобразную «зону риска» потенциально психопатических личностей.</p><p> Лишь при условии непрерывной духовно-нравственной борьбы с собственным несовершенством происходит постепенная гармонизация характера в соответствии с духовным идеалом.</p><p>Основными направлениями оптимизации системы образования является создание психологических условий духовно-нравственного оздоровления, насыщениеучебно-воспитательных программ мероприятиями духовно-творческого содержания.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 11.02.2014Принята к публикации: 28.01.2015Страницы: 88-95DOI: 10.11621/npj.2015.0110Ключевые слова: личность; юношеский возраст; характер; духовно-нравственное развитие личности; характерологическое развитие; Автор(ы): Павлык Наталья В.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015
Якупова В.А., Захарова Е.И. Внутренняя материнская позиция женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 96-104.
a:2:{s:4:"TEXT";s:1918:"<p> В настоящее время процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) получила широкое распространение. Благодаря совершенствованию медицинских технологий, родительство стало возможным для пар, которые были обречены на бездетность. Появился и практический запрос на психологическое сопровождение пар, решивших принять участие в программе ЭКО. Формирование внутренней материнской позиции при ЭКО происходит в особых психологических условиях. Процедуре ЭКО предшествует период бесплодия, сама процедура нередко является последней возможностью самостоятельно родить ребенка. Участие в программе ЭКО предполагает постоянный контакт с врачами, доступ медицинского персонала к интимной сфере жизни пары. В статье анализируется отношение женщин, участниц программы ЭКО, к беременности, будущему ребенку и выполнению родительских функций – элементам, составляющим материнскую позицию. Исследование, в котором приняли участие 224 беременные женщины, 62 участницы программы ЭКО и 162 женщины с физиологической беременностью, проводилось на базе ФГБУ Научного Центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова. При анализе полученных данных удалось выявить особенности внутренней позиции женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО. По сравнению с группой женщин с физиологической беременностью, участницы программы ЭКО склонны к большей идеализации родительства и ребенка. При выраженном стремлении к материнству участницы программы ЭКО демонстрируют неготовность принять на себя роль родителя. Основная мотивация матерей в группе ЭКО сосредоточена на самом факте беременности и рождения ребенка, собственно выполнение родительских функций, забота о ребенке и его поддержка не является привлекательными для женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО.</p><p>Важными условиями становления материнской позицией оказались опыт материнства и продолжительность ожидания беременности.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 30.10.2014Принята к публикации: 24.12.2014Страницы: 96-104DOI: 10.11621/npj.2015.0111Ключевые слова: беременность; материнство; ЭКО; родительская позиция; стиль переживания беременности; Автор(ы): Якупова Вера А.; Захарова Е. И.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015
Бехоева А.А. Психолого-педагогическая характеристика уровней профессиональной рефлексии у студентов – будущих учителей. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 105-110.
a:2:{s:4:"TEXT";s:1937:"<p> Формирование профессиональной рефлексии будущих учителей приобретает особое значение в контексте модернизации российского образования. Однако, несмотря на глубокую разработанность проблемы рефлексии в отечественной педагогической науке, характеристика уровней развития педагогической рефлексии у будущих педагогов во многом остается фрагментарной.</p><p> В статье рассматривается профессионально-педагогическая рефлексия как процесс самопознания учителем сущностных характеристик педагогического труда, кратко охарактеризованы основные теоретико-методологические подходы к ее изучению. Автором описано исследование, целью которого являлось выявление и содержательное описание уровней развития профессионально-педагогической рефлексии у студентов. Исследование строилось в несколько этапов: этап теоретического выделения содержательных компонентов профессионально-педагогической рефлексии, этап формирование исследовательского инструментария, констатирующий и формирующий этапы. Концептуальной основой исследования явилось выявление основных компонентов, определяющих специфику развития профессионально-педагогической рефлексии: мотивационно-целевого, креативно-процессуального, эмоционально-волевого, коммуникативно- технологического и контрольно-оценочного.</p><p>На основании эмпирических результатов выделены и охарактеризованы уровни развития профессионально-педагогической рефлексии у студентов – будущихучителей. Показано, что для первого уровня свойственна слабая выраженность профессиональной рефлексии и недифференцированная направленностьсамосознания, самоанализа и самооценки в процессе деятельности, переход на второй уровень связан с определенностью и организованностью рефлексивнойдеятельности и характеризуется устойчивой потребностью в профессионально-личностном самосовершенствовании, а показателем третьего уровня являетсявысокая развитость всех компонентов профессиональной рефлексии.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 17.02.2014Принята к публикации: 28.01.2015Страницы: 105-110DOI: 10.11621/npj.2015.0112Ключевые слова: профессиональная рефлексия; педагогическое образование; профессиональное становление; Автор(ы): Бехоева Асия А.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015
Когель Д.Д., Рикель А.М. Представления о взаимосвязи успешности карьеры и романтических отношений. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 111-118.
a:2:{s:4:"TEXT";s:1247:"<p> В статье представлены результаты исследования представлений о взаимосвязи успешности карьеры и романтических отношений. Раскрывается общая структура представлений о взаимосвязи успешности карьеры и романтических отношений у мужчин и женщин, полученная в результате проведения глубинных интервью. Установлено, что в представлении респондентов романтические отношения влияют на карьеру в значительно большей степени, чем карьера на романтические отношения. Выделены как положительные аспекты этого влияния, которые заключаются в возникновении моральной поддержки, вдохновения, уверенности и т.п., так и отрицательные – появление дефицита времени, внимания и энергетических ресурсов. Выявлены различия в оценке силы взаимосвязи между успешностью карьеры и романтическими отношениями у мужчин и женщин.</p><p> Определены особенности восприятия и оценки успешности собственной карьеры у людей, состоящих в отношениях и тех, кто не имеет романтическогопартнера. Была обнаружена взаимосвязь между успешностью карьеры и отношением романтического партнера к карьере респондента. Также были полученыдополнительные результаты относительно факторов романтических отношений, которые могут способствовать построению более успешной карьеры.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 23.12.2014Принята к публикации: 20.01.2015Страницы: 111-118DOI: 10.11621/npj.2015.0113Ключевые слова: карьера; успешность карьеры; факторы успешности карьеры; романтические отношения; карьера и отношения; карьера и семья; Автор(ы): Рикель А.М.; Когель Д. Д.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015
npsyj.ru
Психология развития - PsyJournals.ru
Психологическая наука и образование psyedu.ru (№2/2016)
Общая психология | Жилинская А.В.
Анализ трудностей целеполагания у старших подростков
Психология развития | Малюкова Д.А., Пуговкина О.Д.
Взаимосвязь коммуникативного и формального аспектов мышления у старших подростков в контексте проблемы эмоциональной дезадаптации
Психология развития | Денисенкова Н. С., Выроцкова В.В.
Взаимосвязь стратегии поведения в конфликтной ситуации и социометрического статуса дошкольника в группе сверстников
Психология личности | Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н.
Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку
Психология развития | Хухлаева О.В.
Возрастное развитие в период взрослости
Психология развития | Песков В.П.
Выявление различий интегральных характеристик представления на разных этапах школьного обучения
Психология развития | Поливанова Н.И., Ривина И.В., Улановская И.М.
Выявление умения учащихся начальной школы действовать совместно в условиях социо-когнитивного конфликта
Психология развития | Славутская Е.В.
Гендерные различия в личностных качествах, определяющих дезадаптацию младших подростков
Психология образования | Ермаков С.С.
Диагностика уровня развития теоретического способа мышления у интеллектуально одаренных младших школьников
Психология развития | Молчанов С.В., Маркина О.С.
Динамика моральной ориентации в младшем подростковом, старшем подростковом и юношеском возрастах
Психология развития | Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Соколова М.В.
Игрушки детей Европы
Психология развития | Кондрашкин А.В.
Интернет в развитии современных подростков
Психология развития | Цыбульская Е.А.
Использование символических средств при решении познавательных задач старшими дошкольниками
Психология развития | Маркова С.В.
Исследование гендерных различий агрессивного поведения подростков
Психология развития | Князева Е.С.
Исследование предпосылок познавательной рефлексии у детей дошкольного возраста
Психология развития | Нурмухаметов Э.А.
К вопросу о нормативом поведении подростка в условиях школьного обучения
Психология развития | Баранова Э.А.
К вопросу о перспективах предшкольного образования
Психология развития | Шевелёва А.М.
Карьерные представления старшеклассников и студентов во взаимосвязи с гендерными характеристиками
Психология развития | Григорьев И.С.
Концепция «серьезной игры» и возможности исследования игр современных подростков
Психология развития | Кожухарь Г.С.
Личностные детерминанты переживания позитивных состояний и стресса у студентов-психологов
psyjournals.ru
Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.
Статьи
Статьи посвящены различным проблемам возрастной психологии - семейным отношениям, проблемам в обучении, адаптации в детском коллективе, детским неврозам, неадекватному поведению, психическим отклонениям и т.д.Статьи разделены по возрасту:
По тематике:на приёме у психолога Кто такие психологи, какими методиками они пользуются, как проводят исследования и консультируют? Школьные психологи и частные, в чём разница работы с коллективом и индивидуально, с ребёнком и взрослым? взгляд на воспитание Авторские статьи, посвящённые вопросам воспитания детей разного возраста, часто необычный взгляд на родительство и на роль семьи в становлении личности ребёнка. искусство общения Почему так много родителей, которые никак не могут установить близкие, доверительные отношения с собственным ребёнком? Авторы статей стараются ответить на этот вопрос, а также дать конкретные советы - что делать, как общаться с ребёнком. Как научить ребёнка общаться, находить своё место в коллективе, устанавливать дружеские отношения со сверстниками. семейные отношения Отношения мужчины и женщины - вечная тема, которая оказывает огромное влияние на психологическое развитие ребёнка. Родители родителей - каково их значение в жизни семьи и ребёнка? Развод, новый супруг, гражданский брак и другие вопросы... специальная психология и патопсихология. Это новый раздел, посвященный психическому развитию детей с ограниченными возможностями, специальной педагогике и психологии в целом. Подраздел "Патопсихология " - пограничные состояния, психиатрия, терапевтические методы ребёнок в коллективе, детский сад и школа Проблемы адаптации, отношения в коллективе, семья и школа... педагогика Педагогика — наука о воспитании, обучении и образовании человека...
Все статьи
www.eti-deti.ru
АННОТАЦИЯ. Возрастная и педагогическая психология. Тексты
Зачётка.рф Дискуссионное исследование действующего и перспективного законодательства
|
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai



1C 






