Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Таштагол школа 2 электронный журнал


сайт школа 1 Таштагол - Беседа 2: Руководитель-директор школы №1

Мы продолжаем цикл  « История школы».   На сей раз хотелось бы поговорить о людях, которые  самоотверженно трудились во благо своих воспитанников.«Руководитель-директор школы №1»

В 1939 г директором школы назначается Грау Елена Ивановна, а в 1940 г Кишкинёв Владимир Иванович.

Самые  трудные годы выпали на долю  Кушаковой Клавдии Борисовны с1940-1945гг.В военные годы  большое внимание уделялось военно- патриотическому воспитанию. Клавдия Борисовна вела историю. Её уроки определили в дальнейшем выбор профессии выпускников. За помощь фронту управление рудника подарило выпускницам ткань для пошива платьев на выпускной вечер. С большой теплотой и любовью Клавдия Борисовна отзывалась о своих учениках « трудолюбивые, скромные ребята. Они рано повзрослели, Очень много помогали взрослым» После полученных ранений приходят работать фронтовики. Военное дело изучали и мальчики, и девочки. Не было спортивного зала. Уроки проводились в коридоре на первом этаже. Не смотря на трудности ребята получали хорошую подготовку, занимали призовые места на районных соревнованиях по стрельбе, лыжам.

С 1945-1952г школу возглавил Косых Георгий Иванович – учитель географии.

Георгий Иванович любил порядок в любом деле. Дисциплана в школе была идеальной, дети ходили в школу пешком со станции Кондома, Кочуры, Усть- Шалыма. Пропусков и опозданий не было. Но при всей строгости дети чувствовали заботу и внимание директора. Он  успевал побывать на внеклассных мероприятиях, комсомольских собраниях и пионерских сборах. Умело привлекал к решению проблем родителей и общественность

 1953году на должность директора назначен Чиспияков Фёдор Степанович- историк и литератор.

Своё образование Фёдор Степанович получил в Ленинграде., в институте народов Севера. Вернувшись в Горную Шорию занимается педагогической деятельностью, пишет книги в которых отражены национальные шорские традиции. В рассказах « Шолбан», « В долинах Мрас-Су», в повести «Кинэ» Фёдор Степанович с большой любовью знакомит читателей с красотой, неповторимостью природы Горной Шории. Для младших школьников написал учебники на шорском языке.В 1955году возглавил работу Управления образования. Это  был не просто учитель, но и писатель, которого можно назвать просветителем своего народа.

В 1955году директором школы работает Белая Роза Каримовна, учитель математики.

Волевая, решительная, отличный математик. С переводом мужа в город Новокузнецк в 1956 году семья переезжает.

1956-1957 г. должность директора занимает Гончаренко Адриан Петрович.

Репрессирован, приехал в таёжный край с юга. Биолог по профессии. Прекрасное образование, интеллигентный, целеустремлённый, мягкий по характеру, но требовательный. По его инициативе , чтобы осушить болото под спортивную площадку, были высажены тополя около школы. С помощью комсомольцев рудника спортивная площадка была оборудована.

В 1957- 1960 гг директором работает Безрядин Иван  Кузьмич, учитель географии. При своей максимальной строгости Иван Кузьмич всегда был первым защитником выпускников школы. Уделял серьёзное внимание  развитию  самоуправления в школе.

1960-61 г. директором назначен Горяинов В.М. проработав менее года он уезжает.

С 1961-1966 гг. школу возглавила Айларова Антонина Кузьминична, учитель русского языка и литературы. 

Основным направлением в её работе было нравственное направление на примере родителей учеников, рабочих шефствующего предприятия. В эти годы особенно крепкой становится связь с  Таштагольским рудником. У каждого класса появились шефы с предприятия .Учителя выходят с лекциями в цеха, а производственники приходят к детям на праздники, интересуются успехами детей, делают подарки, берут шефство над учениками, попавшими в трудную ситуацию. Антонина Кузьминична проработала учителем в школе 52 года. Вместе с школьниками проводила экскурсии в исторические места( организовывали поездки на средства, заработанные самими ребятами ):начинали с Шушенского .Посещали Брест, Хатынь, дважды путешествовали по Пушкинским местам, Москва и Ленинград, Волгоград и Новгород, Валдай и Порхов, Ташкент и Самарканд, Алма- Ата и Чикмент , «Золотое кольцо», Ростов-на-Дону и Азов, Таганрог, Телецкое озеро и Байкал, Пятигорск и Владикавказ ,Улан-Уде и Псков, родовое имение А.В. Суворова с прекрасным музеем, работники которого очень удивились, что в далёкой сибирской школе создан уголок Суворова, а школе присвоено имя полководца в 1943 году, когда в стране их было ещё немного. Главной целью поездок было не просто посещение городов, а городов- героев, знакомство с историей и героическим прошлым, культурными памятниками героям- землякам Герасименко, Черемнову, Мамаевым курганом, Эрмитажем, крейсером « Аврора».

1966-1969г директором работает Шаравина Екатерина Ивановна, учитель истории. Грамотный, требовательный руководитель. Под её руководством в школе создан чёткий режим организации учебного процесса.

С1969-1972гг директором назначен Хлебоказов Николай Дмитриевич, учитель географии, участник Великой Отечественной войны.

 Он первым положил начало созданию учебных кабинетов. Первый кабинет-это кабинет географии. По его руководством   начато строительство   двух пристроек, в которых появились актовый  и спортивный залы, библиотека, кабинет музыки, столовая, мастерские, кабинет домоводства и шесть учебных кабинетов. Николай Дмитриевич  много внимания уделяет формированию дружного педагогического коллектива единомышленников. В школе создаётся вокально- инструментальный ансамбль под руководством Савчука Мариана Васильевича основная работа которого была на руднике.  Для коллектива ансамбля были приобретены музыкальные инструменты. Все школьные праздники и дискотеки стали проходить с участием ансамбля.

При содействии Умнова Анатолия Емельяновича , начальника команды горноспасателей, создана хоккейная команда «Тигры», в которой дети получили отличную спортивную подготовку. В школе организован хор учителей вместе с техническими  работниками-руководитель Савчук М,В., который принимал участие в городских и областных смотрах.

1972-1980гг школу возглавила Фадеева Полина Степановна, учитель русского языка и литературы.

Полина Степановна продолжила работу по завершению строительства пристроек к школе. В итоге в 1975 году школе вернули статус средней школы.  Полина Степановна умный дальновидный стратег .Она пользовалась большим авторитетом в городе, в администрации города .Она завершает создание кабинетной системы в школе. Созданные кабинеты паспортизируются. Школе присвоен статус опорной школы в районе. Многие учителя получают звания « Учитель- методист».

1980-2005гг директором школы назначается  Акбулатова Галина Лукьяновна, учитель физики.

С первых дней работы стали хозяйственные заботы: деревянный пол на первом этаже требовал капитального ремонта. Решили заменить на каменный. В школе  в летний период работал трудовой лагерь «Огонёк». Дети, учителя за летние  месяцы справились с этой работой. Нанимали рабочих только для шлифовки пола. Заменили отопление и по предписанию СЭС оконные рамы во всей школе. В учебном процессе было направление на повышение качества образования. Сложился творческий педагогический коллектив учителей. В школе царила творческая  атмосфера сотрудничества, взаимовыручки, поддержки, гуманное отношение к детям.

В школе  работает коллектив учителей, получившие звания « Заслуженный учитель», « Отличник народного образования». Особое место в достижении высоких результатов работы школы занимает коллектив учителей начальной школы. Дружный, доброжелательный, внедряющий в практику своей работы новинки педагогов новаторов.

По инициативе учителей Ащеуловой А.И. и Ощепковой В.И изучаются и внедряются передовые  идеи педагогики сотрудничества.

Коллектив учителей и учеников три раза подряд становится победителем социалистического соревнования. Школе передаётся на вечное хранение знамя победителя.

В 2005году работу школы возглавляет выпускница школы Булгакова Елена Ивановна.

Энергичная, инициативная. Под её руководством педагоги начинают внедрение инновационных технологий. Начинается переоборудование учебных кабинетов.С привлечением спонсоров созданы два кабинета  русского  языка и литературы, отвечающих современным требованиям. Проработав пять лет, Елена Ивановна ушла работать в администрацию города, заместителем главы города, передав бразды правления не менее энергичному учителю математики Пхайко Кадрие  Миннуловне.

В 2011 году школа преобразована в основную (девятилетнюю ). Директором назначена Пхайко Кадрия Миннуловна.

Грамотный руководитель, обладающий хорошими деловыми и организаторскими качествами. Особое внимание она уделяет работе с педагогическими кадрами в условиях инновационных изменений в школе, созданию инновационной среды школы. Она поощряет и стимулирует творческую инициативу работников, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

В школе действует программа повышения квалификации и наращивания кадрового потенциала, основной задачей которой является создание условий для непрерывного профессионального творческого развития педагогов. Школа успешно   прошла лицензирование в 2011 году и аккредитацию  в 2013 г. Учащиеся школы участвуют во  Всероссийских, областных и районных олимпиадах, конкурсах, занимая призовые места. В апреле 2015 года школа приняла активное участие в Кузбасской ярмарке «Образование. Карьера. Занятость», проходившей в городе Новокузнецк. Экспериментальные работы учащихся по физике получили высокую оценку общественности. Школа награждена бронзовой медалью в номинации

«Лучший экспонат».  Школа ежегодно  участвует в конкурсе по   благоустройству территории,  где      признается  лучшей    среди учебных заведений. В 2015 году  Кадрия Миннуловна получила Диплом победителя в номинации «Образование» областного организационного комитета по подготовке и проведению Дней защиты от экологической опасности в Кемеровской области.  И.В.Середюк, заместитель Губернатора Кемеровской области по агропромышленному комплексу, природным ресурсам и экологии высоко оценил работу команды  школы.

Одна из заслуг  Пхайко К.М. – укомплектованность школы педагогическими кадрами на 100 %. Педагоги школы постоянно повышают квалификацию как непосредственно в институтах усовершенствования, так и дистанционно. На протяжении многих лет сохраняется постоянный состав педагогического коллектива.

Под руководством  Кадрии Миннуловны   на базе школы  проходят  районные семинары учителей начальных классов, технологии, иностранных языков, учителей предметов гуманитарного цикла, физики. Традиционно на базе школы проводятся такие мероприятия муниципального уровня, как августовская педагогическая конференция работников образования Таштагольского района, муниципальные конкурсы «Самый классный классный», «Лесенка успеха», «Большие интеллектуальные игры», «Корнями дерево сильно», «Ломоносовские чтения».

В  2011- 2014 г.г. школа имела статус инновационной площадки Кузбасской педагогической академии по проблеме воспитания толерантности,  в рамках которой было проведено 4 региональных педагогических совета, где принимали участие представители «ЮНЕСКО», преподаватели г.Москва , Хакасии, Кемеровской области и Красноярского края. В 2016 -2017 году школа  под руководством  Кадрии Миннуловны  готовится вновь работать в статусе региональной инновационной площадки.

Кадрия Миннуловна   постоянно занимается самообразованием:  в данное время она получает образование  по специальности  « Менеджмент в социальной сфере». Своевременно  руководитель проходит курсы повышения квалификации, о чем имеет надлежащие сертификаты. Кадрия Миннуловна  делится опытом своей работы на совещаниях руководителей образовательных учреждений района.

 Кадрия Миннуловна – компетентный творческий руководитель. Коммуникативные качества  ее личности    отвечают самым высоким требованиям. Она любит детей, обладает педагогической интуицией, высоким уровнем культуры и нравственности: общительна, имеет специфическую способность к педагогическому общению и благотворно влияет на детей и взрослых в коллективе.  Руководитель  пользуется заслуженным авторитетом у  обучающихся, родителей и коллег. 

 Заслуги Пхайко К.М. в сфере образования отмечены Благодарственными письмами, Почетными грамотами различного уровня.  Кадрия Миннуловна награждена медалью «За веру и добро»(2006), медалью «За вклад в развитие Таштагольского района» (2015).

sh1-tash.my1.ru

сайт школа 1 Таштагол - Руководство. Педагогический состав

 

ФИО  педагогического работника

Где

Тема

1

Антакова Татьяна Ивановна

МАОУ ДПО ИПК (2012г.)

 

 

АНО ДПО (ПК) «Ценрт образования взрослых» 24.11.2016 – 02.12.2016г.

«Педагогика и методика начального образования: актуальные вопросы начального образования в условиях введения ФГОС»

«Формирование профессиональной компетентности педагога по работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

2

Ащеулова Александра Ильинична

МАОУ ДПО ИПК (2013г.)

АНО ДПО (ПК) «Центр образования взрослых» 11.03.2016 – 31.03.2016г. 

 

«Русский язык и литература: теория и методика преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС общего образования»

«Теория и практика преподавания русского языка и литературы в условиях введения и реализации ФГОС ОО»

3

Базанова Галина Борисовна

МАОУ ДПО ИПК (2013г.)

КРИПКиПРО             31.03.2016 – 09.04.2016г.

 

«Технология: теория и методика преподавания технологии в условиях введения ФГОС общего образования»

«Требования охраны труда по программе обучения работодателей и работников»

 

4

Бакашева Юлия Викторовна

МАОУ ДПО ИПК (2014г)

 

«Педагогика и методика начального образования: актуальные вопросы начального образования в условиях введения ФГОС»

5

Белова  Светлана Афанасьевна

МАОУ ДПО ИПК (2014 г)

ГОУ ДПО (ПК) с КРИПКиПРО  (2014г.)

 

«География: теория и методика преподавания географии в условиях введения ФГОС основного общего образования»

«Модернизация современного образования: теория и практика»

6

Березикова Антонина Григорьевна

 

МАОУ ДПО ИПК (2013г.)

МАОУ ДПО ИПК      11.02.2016 – 06.04.2016г.

 

«Математика: теория и методика обучения математике в условиях введения ФГОС»

«Психолого-педагогическая и методическая подготовка учителя к реализации ФГОС ОО»

7

Видяйкина Людмила Григорьевна

МАОУ ДПО ИПК (2012г.)

 

АНО ДПО (ПК) «Ценрт образования взрослых» 24.11.2016 – 02.12.2016г.

ЧОУ ДПО «ИПКиПП» 20.11.2016 – 25.12.2016г.

 

«Педагогика и методика начального образования: актуальные вопросы начального образования в условиях введения ФГОС»

«Формирование профессиональной компетентности педагога по работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

«Практический опыт реализации и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС»

8

Гамзина Юлия Геннадьевна

МАОУ ДПО ИПК (2013г.)

АНО ДПО (ПК) «Центр образования взрослых»  11.03.2016 – 31.03.2016г.

 

«Русский язык и литература: теория и методика преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС общего образования»

«Теория и практика преподавания русского языка и литературы в условиях введения и реализации ФГОС ОО»

9

Гисс Галина Павловна

МАОУ ДПО ИПК (2014г.)

 

«Педагогика и методика начального образования: актуальные вопросы начального образования в условиях введения ФГОС»

10

Дарманская Ирина Владимировна

МАОУ ДПО ИПК (2015г.)

 

«Психолого-педагогическая и методическая подготовка учителя к реализации ФГОС общего образования». 

11

Лнцова Екатерина Сергеевна

ДПО ИПК (2015г.)

«Психолого-педагогическая и методическая подготовка учителя к реализации ФГОС ОО»

12

Зайцева Ольга Николаевна

ГОУ ДПО (ПК) КРИПКиПРО (2013г.)

КРИПКиПРО ПК       27.10.2016 – 05.11.2016г.

 

«Теория и практика преподавания музыки в условиях перехода на ФГОС ОО»

«Функционирование музыкального творческого коллектива учащихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

13

Зяблицкая Ирина Геннадьевна

ДПО ИПК (2014г.)

«История и обществознание: теория и практика преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС ОО»

14

Казанцева Ольга Фёдоровна

МАОУ ДПО ИПК (2012г.)

АНО ДПО (ПК) «Центр образования взрослых» 24.11.2016 – 02.12.2016г.

 

«Педагогика и методика начального образования: актуальные вопросы начального образования в условиях введения ФГОС»

«Формирование профессиональной компетентности педагога по работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

15

Кирсанова Евгения  Григорьевна

МАОУ ДПО ИПК (2013г.)

 

 

АНО ДПО (ПК) «Центр образования взрослых» 11.03.2016 – 31.03.2016г.

 

ДПО ПК с КРИПКиПРО 27.10.2016 – 06.11.2016г.

 

«Русский язык и литература: теория и методика преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС общего образования»

«Теория и практика преподавания русского языка и литературы в условиях введения и реализации ФГОС ОО»

«Вопросы функционирования русского языка как государственного в условиях введения ФГОС»

16

Летягина Анна Владимировна

МОУ ДПО ИПК (2013г.)

 

«Педагогика и методика начального образования: актуальные вопросы начального образования в условиях введения ФГОС»

17

Лихошерст Вера Семёновна

МОУ ДПО ИПК  (2013г.)

 

АНО ДПО (ПК) «Ценрт образования взрослых» 24.11.2016 – 02.12.2016г. 

 

«Педагогика и методика начального образования: актуальные вопросы начального образования в условиях введения ФГОС»

«Формирование профессиональной компетентности педагога по работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

18

Саблина Марина Потаповна

МОУ ДПО ИПК (2013г.)

 

«Педагогика и методика начального образования: актуальные вопросы начального образования в условиях введения ФГОС»

19

Сахарова Галина Григорьевна

МАОУ ДПО ИПК (2015г.)

«Психолого-педагогическая и методическая подготовка учителя к реализации ФГОС ОО»

20

Сергеева Анна Юрьевна

МАОУ ДПО ИПК (2013г.)

 

«Педагогика и методика начального образования: актуальные вопросы начального образования в условиях введения ФГОС»

21

Солодовникова Нина Павловна

МАОУ ДПО ИПК (2013г.)

 

«Физика: теория и методика обучения физике в условиях введения ФГОС»

22

Сушкина Елена Павловна

МАОУ ДПО ИПК (2013г.)

 

АНО ДПО (ПК) «Центр образования взрослых» 15.11.2016 – 06.12.2016 г.

«Иностранный язык: теория и методика преподавания иностранного языка в условиях введения ФГОС общего образования»

«Теория и практика преподавания иностранного языка в условиях введения и реализации ФГОС ОО»

23

Табаргина Наталья Александровна

ГОУ ДПО (ПК) с КРИПКиПРО (2013г.)

 

«Теория и практика химико-биологического образования в условиях перехода на ФГОС ОО»

24

Турова Наталья Владимировна

МАОУ ДПО ИПК (2013г.)

 

«Технология: теория и методика преподавания технологии в условиях введения ФГОС общего образования»

25

Черникова Оксана Геннадьевна

МАОУ ДПО ИПК (2014г.)

 

КРИПКиПРО 12.04.2017 – 28.04.2017 г.

 

«Педагогика и методика начального образования: актуальные вопросы начального образования в условиях введения ФГОС»

«Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО»

26 Четвергова Оксана Федоровна

Кем. Гос. университет 01.06.2017-03.07.2017г.

«Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС»

27

Шолохова Екатерина Владимировна

МАОУ ДПО ИПК (2015г.)

 

«Психолого-педагогическая и методическая подготовка учителя к реализации ФГОС общего образования». 

sh1-tash.my1.ru

сайт школа 1 Таштагол - Из истории школы

История нашей школы  тесно связана с историей города Таштагола, историей нашей страны. Еще в тридцатые годы были обнаружены залежи железной руды, но разработка Таштагольского  месторождения началась только в 1937г., когда стало ясно, что стране потребуется много  металла и оружия.В это же время началось строительство первой в поселке школы №95. В школу пришли ребятишки из всех маленьких шорских улусовШколе присвоен №95 потому,  что в то время Таштагол входил в состав Кузедеевского района, Новосибирской области. В 1943г. была образована Кемеровская область, когда Таштагол вышел из состава Кузедевского района,  школе был присвоен №1.

1941г. – 21июня был первый выпуск в школе №95 (14 человек). 22июня началась война, все юноши первого выпуска ушли на войну.Первым директором школы была Кушакова Клавдия Борисовна.Когда началась война, было вынесено решение, подготовить школу под госпиталь. Выпускница 1944г. Леушина Валя писала, что старшеклассники стали красить, мыть полы, убирать лишнюю мебель. Раненых не привезли, и вновь стали проходить занятия.Росло население поселка Таштагол, увеличивалось  и количество  учеников, в школе становилось тесно. В параллелях доходило до восьми классов по 38-40 человек, а в школе до 1800учащихся. Начальные классы перевели в филиалы: Каменушку, Пушкино, Тургенева. На ул.Базарная → Октябрьская  → Ленина. Один из бараков, где сейчас Администрация, оборудовали под школу 1,2,3 кл. В школе занятия шли в три смены, вечером – школа рабочей молодежи.Администрация города вынесло решение о строительстве школы №51 (ныне шк.№3 – интернат), детей ул. 18п/с, Ленина(Юбилейная), Щорса, Кутузова перевели в шк.№51.В 1958г. построили школу №2 и перевели всех старшеклассников вместе с учителями в эту школу, а начальные классы  продолжили обучение в школе№1С началом учебного года основная масса детей весте с директором школы Безрядиным Иваном Кузьмичом и завучем Белой Розой Каримовной вернулись в свою школу. Только теперь она стала восьмилетней школой №1.Так было до 1975года,пока не закрылась школа№4.В 1975г школа вновь приобрела статус  средней школы.Снова стало тесновато, не было спортзала. Пристроили вначале одно крыло, один этаж - спортзал, затем надстроили второй. Позже второе крыло, школа приобрела П- образную форму.Директор школы Хлебоказов Николай Дмитриевич начал строительство первой пристройки (спортивный зал, актовый зал). Вторую пристройку (кабинет химии, истории, информатики, математики, иностранных языков) поострила Фадеева П.С.

Чем дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны, тем все яснее становится роль каждого солдата, офицера, наших первых выпускников школы, учителей, участвовавших в боях.И тот микроклимат, который сложился в эти трудные послевоенные годы в школе, сохраняется  из года в год и передаётся  от одного поколения другому. В каждой школе есть свои традиции. В нашей – это воспитание на героическом прошлом наших выпускников и учителей фронтовиков.

Бондарев Василий Кузьмич

Родился 13 августа 1922 г. Окончил школу №1.  20 июня 1941 года получил аттестат зрелости, и началась война. 22 июня 1941года  был призван в армию.  По окончании 

военного училища связи в звании лейтенанта был направлен на Северо-западный фронт  под Ленинград. Участвовал в составе второго и третьего Белорусских фронтов, в освобождении Смоленской области и Белорусской ССР. 22 июня 1944года  был ранен под Могилевом. После госпиталя воевал в составе 1-го  Дальневосточного фронта в Китае. Демобилизирован в 1948году. Вернулся в Таштагол. Работал на Шалымском руднике. Награжден:Орден отечественной войны 1 степени;Орден Красной Звезды;Медаль за Победу над Германией;Медаль за победу над Японией;Медали – «60 лет В.С.СССР», «70 лет В.С. СССР», «20 лет Победы», «30лет Победы»,«40 лет Победы»,  «30 лет С.А. и Флоту», «50 лет В.С. СССР »  и другие.

 

Решетников Михаил Ерофеевич

Решетников Михаил Ерофеевич был первым комсоргом школы. Учился в классе первых выпускников. 10 классов не окончил, так как в декабре 1940 года  из 10 класса добровольно, по призыву комсомола, уехал на учебу в Новокузнецкий аэроклуб, который окончил в мае 1941года.22 июня 1941 года  был призван в армию, воевал на тяжелом бомбардировщике. В начале войны Михаил Ерофеевич выбрасывал листовки над Литвой, Латвией, Эстонией. Бомбил скопления фашистских войск по дорогам Таллин-Нарва, Псков –Череха, и был сбит по Черехой, самолет сгорел, но экипаж остался жив. При бомбардировке города Котка самолет получил 360 пробоин, из 6 человек экипажа двое были убиты. При бомбардировке города Нарвы самолет Михаила Ерофеевича получил много пробоин и в дальнейших боях  был не пригоден. 325 полк за участие в прорыве блокады Ленинграда получил звание Гвардейского и Краснознаменного полка. 20 апреля 1944года Михаил Ерофеевич был направлен  в г. Канатоп, Нежин для формирования нового 340 полка. В должности командира корабля Михаил Ерофеевич участвовал в боях над г.  Пинском, Белостоком, Брестом, Яссы. По окончании разгрома фашисткой Германии полк был перебазирован в Читинскую область. С августа по 9 сентября 1945года принимал участие в боях против Японских империалистов. В октябре 1945 года перебазировались из Монголии через Китай в г. Хабаровск, и оттуда на остров Сахалин. В 1948 году был переведен на Чукотку командиром 14-го отдельного звена  воздушной связи 14 –ой Горно-стрелковой армии.Верный призванию, многие годы  передавал богатейший опыт юношам в Алтайском ДОСААФ г. Барнаула. Но война не прошла бесследно, догнала и отметину оставила – почти полностью пропало зрение. 

 

Басалаев Николай Васильевич

 Выпускник школы 1942 года в сентябре был призван в армию, направлен в Ленинградское артиллерийско-техническое училище зенитной артиллерии. В  декабре 1942 года курсантом присвоили звание сержантов и отправили во 2 воздушно-десантную бригаду, в Ивановскую область. В марте 1945 года в составе 2 Украинского фронта бригада прошла  с боями Венгрию, освобождали Будапешт, Австрию, войну закончили в Чехословакии. За 2 неполных месяца войны Николай Басалаев повидал много смертей, но остался жив и невредим. В марте 1947 года Николай был демобилизован, жил на Северном Кавказе, где в 1952году закончил Северо-Кавказский горно-металлургический институт. С 1957 по 1984 года  Николай Васильевич работал на Запорожском титано-магниевом комбинате в должности инженера-технолога.

Шатилов Иван Николаевич

Родился в 1922 году в Алтайском крае. Когда он был еще подростком его родители переехали в Горную Шорию, в небольшой поселок Чулеш, где не было школы  и Ивану пришлось задержаться на Алтае. Через год в Чулеше открылась школа и вся семья  собралась вместе. Оттуда  Иван пешком отправился в комитет комсомола в село Кузедеево, чтобы на войну за Родину уйти  комсомольцем.В июне 1941года девятнадцатилетний Иван Шатилов был мобилизован на защиту Отечества. Его, как комсомольца , отправили на самый главный участок советско-германского фронта – западное направление под Смоленском, где немецкое командование рассчитывало добиться решающего успеха и полного уничтожения Красной Армии.Иван Николаевич вспоминал, что силы противника  в несколько раз превосходили красноармейские и по  количеству личного состава, и по  боевой технике, но для советских солдат Родина, Честь, Жизнь и Воля  в грозовое время  стали словами-синонимами. Упорной обороной ( с 10июня по 10 сентября) продвижение гитлеровцев было сдержано. Иван Николаевич вспоминает, как боевой дух солдат подняли  легендарные «катюши»- грозное оружие Великой Отечественной войны, впервые «заговорившие» именно на западном фронте.В Смоленском сражении в напряженных боях у Днепра Иван Николаевич получил тяжелое ранение. Произошло это так: он выдернул чеку из гранаты, и в этот момент его ранил снайпер - пуля прошила ногу насквозь. Машинально Иван ухватился за иву и вспомнил, что держит в руке гранату, которая вот-вот взорвется. С силой он метнул ее в Днепр, через несколько секунд  последовал оглушительный взрыв,   и столб воды обрушился на землю.  Солдаты кричали: « Иван подорвался!». Все были уверены, что он мертв. Шатилов не помнит, как долго пролежал в воде. Потом санитары, госпиталь, сложная операция, на ампутацию ноги  Иван Николаевич не согласился. После госпиталя к строевой службе он был признан не годным .Но война еще не окончена. Вот тогда-то он пришел военруком в нашу школу №1, где обучал детей военному делу. Учил собирать, разбирать автомат, стрелять в цель, быть сильным и выносливым -  потому что сразу после окончания школы – фронт.

В 1943 г школе было присвоено звание великого полководца А.В.Суворова.  За хорошую постановку военно- патриотического и физического воспитания учащихся. Ребята выступали на районных и областных соревнованиях по легкой атлетике, лыжному спорту, стрельбе и других видах спорта:Кузьмина Людмила,Егоров Василий, Петрова Клара, Березовская Лариса, Купрекова Валентина, Богданова Нина, Межов Борис и многие, многие ребята девчата.и

Вся его послевоенная жизнь прошла в г.Таштаголе. Шестьдесят восемь лет назад отгремели его бои под Смоленском, а он рассказывал о них, как будто они были вчера. Так уж устроена человеческая память.

 
В первом ряду директор школы №95 (школа№1) Косых Георгий Иванович. Во втором ряду – Шатилов Иван Николаевич, учитель физического воспитания.
Вечер встречи, посвященный 40летию первого выпуска. 1981г

Косых Георгий Иванович

Директор школы, учитель географии. Ученики и учителя его так и помнят в полувоенном френче, строгого, требовательного и справедливого.Удивительно, он успевал всюду:  и на пионерских сборах, и на костре, и на комсомольских собраниях, знал всех членов комитета комсомола и вожатых. Это были 50-е годы, тяжелые, послевоенные, но если Георгий Иванович объявлял какую-то операцию, трудовой десант, то считали все, это именно сейчас необходимо школе, шахте, строителям, поселку. Бесконечно требовательный к себе, он такого же отношения добивался от учителей и учащихся, кто был рядом. Их жизни - за светлое будущее нашей страны.Георгий Иванович принимал участие в детских  спектаклях.

      Карпов Николай Федорович

Преподаватель военного дела в старших классах и учитель математики в средних классах. Участник Великой Отечественной войны, офицер. Раненым попал в плен, после освобождения - суд, репрессия. Уроженец центральной России  был сослан  в Сибирь. К нему приехали  жена  и трое детей. Надежда Леонтьевна, (жена) учитель начальных классов, отличный методист, проработала более 2-х десятков лет  рядом с мужем.Николай Федорович горячий патриот нашей Родины, учил ребят владению оружием, выносливости, военной подготовке, смекалке. Именно  благодаря его обучению, команда средней школы  № 95 (такой номер у нее был тогда) занимала призовые места на областных соревнованиях. Самозабвенно любил математику, такой же интерес прививал своим ученикам. Его выпускники, закончив школу , получали высшее образование в тяжелые послевоенные годы.После реабилитации семья уехала в г. Мариуполь (тогда он назывался г. Жданов).Долго приходили письма в школу, интересовались  судьбами учеников и учителей. Как потом написала Надежда Леонтьевна, он умер на лавочке в саду с тетрадкой и какими-то расчетами. 

Зинович Игорь Иванович

 Если спросить о любимом учителе  учеников 50-70-х годов, не сомневайтесь, абсолютное большинство назовет Игоря Ивановича Зиновича, учителя от Бога – как говорят, неистощимого выдумщика. Преподаватель физики и черчения, участник Великой Отечественной войны. Все его выпускники при поступлении в технические вузы не имели проблем по уровню подготовки, знаний. Всегда полон идей и задумок, с тонким чувством юмора. По его инициативе уже в 60-е годы ребята радиофицировали школу,  в Новый год появилась вращающаяся елка – красавица. Тогда же впервые  ребята  бессчетное количество раз смотрели мультфильм про снеговика.Старшеклассников  невозможно было  выпроводить из школы после уроков:  конструировали  приборы и готовили  опыты по физике.На вечерах встреч Игоря Ивановича вспоминают первым.

Тагильцев Анатолий Зиновьевич

Выпускник  1942 года. После окончания школы окончил курсы судоводителей и в 1943-44гг работал рулевым, помощником капитана на буксирных судах  Западно-сибирского речного пароходства.  В 1944 г. призван в Советскую армию, окончил артиллерийское минометное училище в г. Барнауле и с 1945 года служил в Приморском военном округе.На фронте не был, но в тяжелые  военные годы перевозил груз от г.Архангельска до бухты  Провидения, и до  Севастополя. Награжден медалью – за победу над Германией в Великой Отечественной войне. Анатолий Зиновьевич живет в г. Владивостоке, но на все юбилейные вечера приезжал  в школу. Постоянно поддерживает связь со школой, Очень тепло говорит о школе,  учителях и одноклассниках. В один из своих приездов он нашел всех одноклассников, кто живет в нашем городе.О себе пишет следующее: «Я был рабочим, офицером, инженером конструктором. О школе я вспоминаю с благодарностью. Мы получили хорошие знания и хорошее воспитание. Экономический институт окончил с отличием. Пишу стихи».В школе хранится его сборник стихотворений. Очень много стихотворений посвящено природе. Он воспел окружающую его то огромную, то светлую сибирскую тайгу, обильные снега, быстрые прозрачные  реки, скалистые горные вершины и животный мир своей родины.

Хлебоказов Николай Дмитриевич

Больше всех в развитие школы вложил Николай Дмитриевич Хлебоказов, географ по профессии, много внимания уделял он изучению края, героических страниц истории народа. Николай Дмитриевич работал заведующим городским отделом образования. С 1969 по 1972годы директор школы №1 г. Таштагола и затем переехал в Крым. В  армию Николай Дмитриевич был призван 12 августа 1941года Киселевским  РВК и воевал по 1945год. Демобилизован 20  ноября 1945года.  С 1946года работал в Таштагольском районе военруком, преподавателем географии, директором и заведующим Таштагольского Гороно. В 1972 году переезжает в Евпаторию и продолжает трудиться. Общий стаж работы Николая Дмитриевича Хлебоказова  52года. Ветеран труда.Награжден медалями «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», «За взятие Кенигсберга»  и юбилейными медалями «За победу над Германией». В поздравительном письме         Н. Подопригора от  имени личного состава части контр-адмирал выражал признательность за тесные шефские связи военных моряков и учащихся   школы. За время работы награжден множеством грамот за педагогическую деятельность. В музее хранится переписка с Николаем Дмитриевичем, альбом. Строки из  письма: «Я до сих пор вспоминаю  большой, славный, творческий, работающий  коллектив школы №1.  Сколько добрых дел мы проделали за  трехлетний период: сделали пристройку к школе, это дало возможность реорганизовать ее в среднюю школу. Оборудовали учебные кабинеты, оформили актовый зал, создали оркестр - лучший в городе, гордость школы №1,  где  ведущими были Сережа Савчук и Саша Косяков - солист. Много приобрели технических средств и немало изготовили своими силами и силами шефов. Установили тесную связь с шефами – Таштагольским рудником и родительским комитетом. За эти годы не было правонарушений».Когда проходила игра «Зарница»  Николай Дмитриевич надевал свои ордена и шел во главе колонны- дети чувствовали гордость за своего директора, это  создавало особый патриотический настрой школьников.   

 

В  феврале 2016 года педагогический коллектив школы отметил свой 75 летний юбилей. За столь продолжительный период школьной жизни накоплено немало материала по истории школы.Наши беседы по истории школы  будут продолжены в ближайшее время. Мы будем рады воспоминаниям фотографиям выпускников, учителей, родителей. Обращайтесь к руководителю школьного музея школы №1 Зайцевой Ольге Николаевне.

Беседа 2: Руководитель-директор школы №1

sh1-tash.my1.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта