В каком журнале были опубликованы ранние пьесы А. Н. Островского? В каком журнале были опубликованы ранние пьесы островского
В каком журнале были опубликованы ранние пьесы А. Н. Островского?
а) 1789 – 1828 гг. в) 1802 – 1841 гг.
б) 1799 – 1837 гг. г) 1805 – 1840 гг.
2. В каком журнале были опубликованы ранние пьесы А.Н. Островского?
а) «Москвитянин» в) «Отечественные записки»
б) «Вестник Европы» г) «Современник»
3. Какое произведение не принадлежит Тургеневу:
а) «Первая любовь» в) «Невский проспект»
б) «Дым» г) «Дворянское гнездо»
4. Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
а) Кабаниха и Катерина в) Катерина и Тихон
б) Борис и Катерина г) Борис и Тихон
5. Как звали возлюбленную Евгения Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
а) Татьяна Ларина в) Наташа Ростова
6. Кто из русских поэтов является автором следующих строк:
«Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде…»
а) Ф.И. Тютчев в) А.С. Пушкин
б) А.А. Фет г) М.Ю. Лермонтов
7. Как назывался первый опубликованный рассказ И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника»?
а) «Певцы» в) «Хорь и Колиныч»
б) «Ермолай и мельничиха» г) «Стучит»
8. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» открывается сказочным зачином. Это позволяет автору:
а) подчеркнуть вымышленность описываемой в произведении ситуации
б) оживить довольно сложный сюжет
в) заинтриговать читателя
г) совместить мир реальности и мир фантастики, что необходимо для дальнейшего развития сюжета
9. Укажите, что не является вставным эпизодом в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
а) бабья притча
б) легенда о двух великих грешниках
в) глава Савелий-богатырь Святорусский
г) рассказ о Фоме
10. Как назывался журнал, который Ф.М. Достоевский вместе с братом стал издавать в Петербурге с 1861 года?
а) «Современник» в) «Отечественные записки»
б) «Время» г) «Москвитянин»
11. Что хотел доказать герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников убийством старухи-процентщицы?
а) что он тоже имеет право на обогащение
б) что он принадлежит к разряду «право имеющих»
в) что в России вообще нет законности
г) что старуха – бесполезное, никому не нужное, а даже вредное существо
12. Действие романа Л.Н. Толстого «Война и мир» изначально должно было охватывать огромный период русской истории. Какая из дат не связана с задуманным сюжетом?
а) 1807г б) 1825г в) 1856г г) 1863г
13. Почему в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» князь Андрей идет служить в действующую армию (1 том)?
а) представления об офицерском долге в) стремление защищать Родину
б) стремление к славе г) по настоянию отца
14. Л.Н. Толстой получил образование:
а) в Петербургском университете в) в Казанском университете
б) в Царскосельском лицее г) в Московском университете
15. Укажите рассказ, автором которого не является А.П. Чехов
а) «Кавказский пленник» в) «Толстый и тонкий»
б) «Хирургия» г) «Хамелеон»
16. Многие из героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» живут прошлым, некоторые – будущим. Один герой в тексте живет в настоящем. Кто?
а) Фирс в) Раневская
б) Трофимов г) Лопахин
17. Какой персонаж пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» радуется предстоящему отъезду в Париж после продажи с торгов вишневого сада?
а) Раневская в) Яша
б) Гаев г) Аня
18. Как относится к Наполеону Пьер в начале романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?
а) как к великому человеку в) как к выдающемуся политическому деятелю
б) как к анархисту г) как к самозванцу, пришедшему к власти
19. Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?
а) романтизм в) сентиментализм
б) классицизм г) реализм
20. В каком произведении русской литературы второй половины 19 в. появляется герой-нигилист?
а) А.Н. Островский «Гроза» в) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
б) И.С. Тургенев «Отцы и дети» г) А.П. Чехов «Вишневый сад»
^ Вариант №21. В каком городе родился А.С. Пушкин?
а) в Петербурге в) в Киеве
б) в Москве г) в Туле
2. Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтова
а) 1799 – 1837 гг. в) 1795 – 1829 гг.
б) 1814 – 1841 гг. г) 1801 – 1845 гг.
3. У А.Н. Островского замысел «Грозы» появился:
а) во время заграничного путешествия (Германия, Австрия, Италия)
б) во время фольклорной экспедиции по Волге
в) во время поездки с братом М.Н. Островским в Закавказье
г) во время поездки с гастролировавшим Мартыновым (Воронеж, Харьков, Одесса)
4. Кто из героев пьесы А.Н. Островского «Гроза» произносит следующие строки:
«Отчего люди не летают! Мне иногда кажется, что я птица. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
а) Варвара в) Катерина
б) Кабанова г) Феклуша
5. Укажите, какое из перечисленных произведений не является творением М.Ю. Лермонтова:
а) «Бородино» в) «Парус»
б) «Мцыри» г) «Анчар»
6. С кем или с чем в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Е. Базаров проиграл спор?
а) с Павлом Петровичем в) с природой
б) с Аркадием г) с судьбой
7. Кто из русских поэтов является автором следующей строки:
«Люблю грозу в начале мая…»
а) Ф.И. Тютчев в) А.С. Пушкин
б) А.А. Фет г) М.Ю. Лермонтов
8. Определите кульминацию любовного конфликта в романе «Отцы и дети»?
а) сцена с Фенечкой в беседке
б) посещение Одинцовой умирающего Базарова
в) объяснение Базарова в любви Одинцовой
г) встреча Базарова и Одинцовой на балу у губернатора
9. Укажите, какой сюжетный мотив положен в основу поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:
а) мотив превращения в) мотив испытаний
б) мотив странствий г) мотив борьбы
10. Какой смысл заключен в названии романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
а) преступление и наказание противопоставлены
б) несоответствие наказания совершенному преступлению
в) не всякое преступление влечет за собой наказание
г) неотвратимость наказания за совершенное преступление
11. Какую профессию должен был получить герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников, если бы закончил университет?
а) юрист в) дипломат
б) врач г) учитель
12. Действие романа Л.Н. Толстого «Война и мир» начинается в:
а) январе 1812г б) мае 1807г в) июле 1805г г) апреле 1801г
13. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» брак Андрея Болконского и Наташи Ростовой расстроился из-за:
а) мимолетного увлечения Наташи Анатолем Курагиным
б) несогласия князя Николая Болконского благословить этот брак
в) недоброжелательного отношения графа и графини Ростовых к жениху
г) тайных отношений Наташи с Борисом Друбецким
14. Укажите годы жизни Л.Н. Толстого.
а) 1801 – 1899 гг. в) 1821 – 1864 гг.
б) 1828 – 1910 гг. г) 1832 – 1912 гг.
15. В каком городе родился А.П.Чехов?
а) Петербург б) Москва в) Киев г) Таганрог
16. А.П. Чехов считал, что «Вишневый сад» по жанру:
а) трагедия в) трагикомедия
б) комедия г) драма
17. Как сложилась судьба Аркадия после смерти Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
а) он уезжает в Петербург
б) он помогает родителям Базарова
в) он женится и занимается хозяйством
г) он продолжает дело Базарова
18. У кого из героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» «дед и отец были рабами»?
а) у Гаева в) у Пети
б) у Раневской г) у Лопахина
19. Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя.
а) Л.Н. Толстой в) Ф.М. Достоевский
б) Н.А. Некрасов г) Ф.И. Тютчев
20. Укажите автора и название произведения, в «котором дан психологический отчет одного преступления»?
а) А.Н. Островский «Гроза» в) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
б) И.С. Тургенев «Отцы и дети» г) А.П. Чехов «Вишневый сад»
edushk.ru
Тест: А.Н. Островский. Пьеса "Гроза"
Итоговый тест по теме "А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Пьеса "Гроза"
Литература 10 класс | ID: 611 | Дата: 9.12.2013
";} else {document.getElementById("torf1").innerHTML="";}; if (answ.charAt(1)=="1") {document.getElementById("torf2").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf2").innerHTML="";}; if (answ.charAt(2)=="1") {document.getElementById("torf3").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf3").innerHTML="";}; if (answ.charAt(3)=="1") {document.getElementById("torf4").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf4").innerHTML="";}; if (answ.charAt(4)=="1") {document.getElementById("torf5").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf5").innerHTML="";}; if (answ.charAt(5)=="1") {document.getElementById("torf6").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf6").innerHTML="";}; if (answ.charAt(6)=="1") {document.getElementById("torf7").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf7").innerHTML="";}; if (answ.charAt(7)=="1") {document.getElementById("torf8").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf8").innerHTML="";}; if (answ.charAt(8)=="1") {document.getElementById("torf9").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf9").innerHTML="";}; if (answ.charAt(9)=="1") {document.getElementById("torf10").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf10").innerHTML="";}; if (answ.charAt(10)=="1") {document.getElementById("torf11").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf11").innerHTML="";}; if (answ.charAt(11)=="1") {document.getElementById("torf12").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf12").innerHTML="";}; if (answ.charAt(12)=="1") {document.getElementById("torf13").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf13").innerHTML="";}; if (answ.charAt(13)=="1") {document.getElementById("torf14").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf14").innerHTML="";}; if (answ.charAt(14)=="1") {document.getElementById("torf15").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf15").innerHTML="";}; if (answ.charAt(15)=="1") {document.getElementById("torf16").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf16").innerHTML="";}; if (answ.charAt(16)=="1") {document.getElementById("torf17").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf17").innerHTML="";}; if (answ.charAt(17)=="1") {document.getElementById("torf18").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf18").innerHTML="";}; if (answ.charAt(18)=="1") {document.getElementById("torf19").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf19").innerHTML="";}; if (answ.charAt(19)=="1") {document.getElementById("torf20").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf20").innerHTML="";}; } }Получение сертификатао прохождении теста
testedu.ru
В каком журнале были опубликованы ранние пьесы А. Н. Островского?
Тест по русской литературе XIX векаВариант №11. Укажите годы жизни А.С. Пушкина:а) 1789 – 1828 гг. в) 1802 – 1841 гг.
б) 1799 – 1837 гг. г) 1805 – 1840 гг.
2. В каком журнале были опубликованы ранние пьесы А.Н. Островского?
а) «Москвитянин» в) «Отечественные записки»
б) «Вестник Европы» г) «Современник»
3. Какое произведение не принадлежит Тургеневу:
а) «Первая любовь» в) «Невский проспект»
б) «Дым» г) «Дворянское гнездо»
4. Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
а) Кабаниха и Катерина в) Катерина и Тихон
б) Борис и Катерина г) Борис и Тихон
5. Как звали возлюбленную Евгения Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
а) Татьяна Ларина в) Наташа Ростова
б) Анна Одинцова г) Ольга Ильинская
6. Кто из русских поэтов является автором следующих строк:
«Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде…»
а) Ф.И. Тютчев в) А.С. Пушкин
б) А.А. Фет г) М.Ю. Лермонтов
7. Как назывался первый опубликованный рассказ И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника»?
а) «Певцы» в) «Хорь и Колиныч»
б) «Ермолай и мельничиха» г) «Стучит»
8. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» открывается сказочным зачином. Это позволяет автору:
а) подчеркнуть вымышленность описываемой в произведении ситуации
б) оживить довольно сложный сюжет
в) заинтриговать читателя
г) совместить мир реальности и мир фантастики, что необходимо для дальнейшего развития сюжета
9. Укажите, что не является вставным эпизодом в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
а) бабья притча
б) легенда о двух великих грешниках
в) глава Савелий-богатырь Святорусский
г) рассказ о Фоме
10. Как назывался журнал, который Ф.М. Достоевский вместе с братом стал издавать в Петербурге с 1861 года?
а) «Современник» в) «Отечественные записки»
б) «Время» г) «Москвитянин»
11. Что хотел доказать герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников убийством старухи-процентщицы?
а) что он тоже имеет право на обогащение
б) что он принадлежит к разряду «право имеющих»
в) что в России вообще нет законности
г) что старуха – бесполезное, никому не нужное, а даже вредное существо
12. Действие романа Л.Н. Толстого «Война и мир» изначально должно было охватывать огромный период русской истории. Какая из дат не связана с задуманным сюжетом?
а) 1807г б) 1825г в) 1856г г) 1863г
13. Почему в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» князь Андрей идет служить в действующую армию (1 том)?
а) представления об офицерском долге в) стремление защищать Родину
б) стремление к славе г) по настоянию отца
14. Л.Н. Толстой получил образование:
а) в Петербургском университете в) в Казанском университете
б) в Царскосельском лицее г) в Московском университете
15. Укажите рассказ, автором которого не является А.П. Чехов
а) «Кавказский пленник» в) «Толстый и тонкий»
б) «Хирургия» г) «Хамелеон»
16. Многие из героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» живут прошлым, некоторые – будущим. Один герой в тексте живет в настоящем. Кто?
а) Фирс в) Раневская
б) Трофимов г) Лопахин
17. Какой персонаж пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» радуется предстоящему отъезду в Париж после продажи с торгов вишневого сада?
а) Раневская в) Яша
б) Гаев г) Аня
18. Как относится к Наполеону Пьер в начале романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?
а) как к великому человеку в) как к выдающемуся политическому деятелю
б) как к анархисту г) как к самозванцу, пришедшему к власти
19. Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?
а) романтизм в) сентиментализм
б) классицизм г) реализм
20. В каком произведении русской литературы второй половины 19 в. появляется герой-нигилист?
а) А.Н. Островский «Гроза» в) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
б) И.С. Тургенев «Отцы и дети» г) А.П. Чехов «Вишневый сад»
^ Вариант №21. В каком городе родился А.С. Пушкин?
а) в Петербурге в) в Киеве
б) в Москве г) в Туле
2. Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтова
а) 1799 – 1837 гг. в) 1795 – 1829 гг.
б) 1814 – 1841 гг. г) 1801 – 1845 гг.
3. У А.Н. Островского замысел «Грозы» появился:
а) во время заграничного путешествия (Германия, Австрия, Италия)
б) во время фольклорной экспедиции по Волге
в) во время поездки с братом М.Н. Островским в Закавказье
г) во время поездки с гастролировавшим Мартыновым (Воронеж, Харьков, Одесса)
4. Кто из героев пьесы А.Н. Островского «Гроза» произносит следующие строки:
«Отчего люди не летают! Мне иногда кажется, что я птица. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
а) Варвара в) Катерина
б) Кабанова г) Феклуша
5. Укажите, какое из перечисленных произведений не является творением М.Ю. Лермонтова:
а) «Бородино» в) «Парус»
б) «Мцыри» г) «Анчар»
6. С кем или с чем в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Е. Базаров проиграл спор?
а) с Павлом Петровичем в) с природой
б) с Аркадием г) с судьбой
7. Кто из русских поэтов является автором следующей строки:
«Люблю грозу в начале мая…»
а) Ф.И. Тютчев в) А.С. Пушкин
б) А.А. Фет г) М.Ю. Лермонтов
8. Определите кульминацию любовного конфликта в романе «Отцы и дети»?
а) сцена с Фенечкой в беседке
б) посещение Одинцовой умирающего Базарова
в) объяснение Базарова в любви Одинцовой
г) встреча Базарова и Одинцовой на балу у губернатора
9. Укажите, какой сюжетный мотив положен в основу поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:
а) мотив превращения в) мотив испытаний
б) мотив странствий г) мотив борьбы
10. Какой смысл заключен в названии романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
а) преступление и наказание противопоставлены
б) несоответствие наказания совершенному преступлению
в) не всякое преступление влечет за собой наказание
г) неотвратимость наказания за совершенное преступление
11. Какую профессию должен был получить герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников, если бы закончил университет?
а) юрист в) дипломат
б) врач г) учитель
12. Действие романа Л.Н. Толстого «Война и мир» начинается в:
а) январе 1812г б) мае 1807г в) июле 1805г г) апреле 1801г
13. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» брак Андрея Болконского и Наташи Ростовой расстроился из-за:
а) мимолетного увлечения Наташи Анатолем Курагиным
б) несогласия князя Николая Болконского благословить этот брак
в) недоброжелательного отношения графа и графини Ростовых к жениху
г) тайных отношений Наташи с Борисом Друбецким
14. Укажите годы жизни Л.Н. Толстого.
а) 1801 – 1899 гг. в) 1821 – 1864 гг.
б) 1828 – 1910 гг. г) 1832 – 1912 гг.
15. В каком городе родился А.П.Чехов?
а) Петербург б) Москва в) Киев г) Таганрог
16. А.П. Чехов считал, что «Вишневый сад» по жанру:
а) трагедия в) трагикомедия
б) комедия г) драма
17. Как сложилась судьба Аркадия после смерти Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
а) он уезжает в Петербург
б) он помогает родителям Базарова
в) он женится и занимается хозяйством
г) он продолжает дело Базарова
18. У кого из героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» «дед и отец были рабами»?
а) у Гаева в) у Пети
б) у Раневской г) у Лопахина
19. Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя.
а) Л.Н. Толстой в) Ф.М. Достоевский
б) Н.А. Некрасов г) Ф.И. Тютчев
20. Укажите автора и название произведения, в «котором дан психологический отчет одного преступления»?
а) А.Н. Островский «Гроза» в) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
б) И.С. Тургенев «Отцы и дети» г) А.П. Чехов «Вишневый сад»
lit-yaz.ru
Тестовая работа по биографии и творчеству А.Н.Островского
Тест по биографии и творчеству А.Н.Островского
1)В каком году родился А.Н.Островский?
А) 1823
Б)1886
В)1833
Г)1843
2)Где учился А.Н.Островский?
А) В Петербургском университете
Б )В Московском пансионе
В) В Московском университете
Г) В Московском коммерческом училище
3) Сколько пьес написал А.Н.Островский?
А) 47
Б) 67
В) 57
Г) 77
4)За каким театром закрепилось название «Дом Островского»?
А)Большой театр
Б) Малый театр
В) Театр имени А.Н.Островского в Костроме
Г) Александрийский театр
5) За какую пьесу драматурга отдали под секретный надзор полиции и жандармерии?
А) «Гроза»
Б) «Свои люди – сочтемся»
В) «Бесприданница»
Г) «Бедность не порок»
6) Сколько пьес написал А.Н.Островский в соавторстве с другими драматургами?
А) 7
Б)10
В)12
Г)14
7) В какой период написана пьеса «Гроза»?
А) лето- осень 1856
Б) лето – осень 1857
В) лето – осень 1858
Г) лето – осень 1859
8) Как Добролюбов назвал пьесы А.Н.Островского?
А) «пьесы из жизни»
Б) «пьесы жизни»
В) «жизненные пьесы»
Г) «правдивые пьесы»
9)В каком журнале была опубликована первая крупная пьеса А.Н.Островского «Свои люди – сочтемся»?
А) «Современник»
Б) «Москвитянин»
В) «Русская беседа»
Г) «Русский вестник»
10) В какой пьесе А.Н.Островского было произнесено слово «самодур», закрепившееся потом за целой галереей типов Островского?
А) «Гроза»
Б) «Доходное место»
В) «В чужом пиру похмелье»
Г) «Волки и овцы»
11) В какой пьесе А.Н.Островский обращается к мотивам народной мифологии?
А) «Горячее сердце»
Б) «Воспитанница»
В) «Бесприданница»
Г) «Снегурочка»
12) Где умер А.Н.Островский?
А) Москва
Б) Петербург
В) Щелыково
Г) Кострома
Ответы (выделены жирным шрифтом):
-
А
-
В
-
А
-
Б
-
Б
-
А
-
Г
-
Б
-
Б
-
В
-
Г
-
В
infourok.ru
ОСТРОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ | Энциклопедия Кругосвет
ОСТРОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1823–1886), русский драматург.
Творчество А.Н.Островского произвело революцию в русском театре. Уже первые его пьесы показали на сцене мир, прекрасно знакомый самому драматургу, но совершенно неизвестный читателям и зрителям середины 19 века.
А.Н.Островский родился 31 марта (12 апреля) в Москве, вырос в Замоскворечье, в купеческой среде. Его отец занимался частной судебной практикой. Сам Островский закончил гимназию, а затем, недоучившись на юридическом факультете Московского университета, с 1843 по 1851 служил, занимая различные, но каждый раз невысокие посты в судебных учреждениях. Молодого человека угнетало его домашнее окружение и его работа, однако именно здесь он приобрел богатый жизненный опыт и получил бесценный материал для своих первых пьес.
Писать начал рано. Первая из его опубликованных пьес Свои люди – сочтемся! (Банкрут), напечатанная в 1850, произвела сильное впечатление на читающую публику. Неожиданным здесь было почти все – купеческая семья, в которой развивается действие, яркий, богатый, как будто подслушанный в жизни язык героев. И, конечно же, сюжет – история купца Самсона Силыча Большова, решившего обмануть своих кредиторов и объявить себя банкротом, а в результаты оказавшегося обманутым и отправленным в долговую тюрьму бессовестной дочерью Липочкой и ее мужем, приказчиком Подхалюзиным. Публикация Банкрута сделала Островского знаменитым, но в то же время сильно осложнила ему жизнь. Пьеса была запрещена к постановке, а сам драматург отдан под надзор полиции. Его обвинили в неблагонадежности, так как жизнь и характеры, изображенные в комедии, показались властям клеветой на российскую действительность. Многие читатели также не сразу приняли новаторство Островского. Его воспринимали как «грязного» драматурга, выводящего на сцену недостаточно высокие характеры, пишущего чрезмерно простонародным языком и не видящего ничего светлого в окружающей его жизни.
Несмотря на холодное отношение властей, на тяжелое финансовое положение и непонимание части публики, Островский активно работал, выпуская ежегодно по пьесе. В 50-е годы работал в редакции журнала «Москвитянин» вместе с Ап.Григорьевым, Т.Филипповым и другими сотрудниками, близкими ему как по-человечески, так и по своим взглядам. В 1850-е исповедовал почвеннические идеи, восхищаясь русской жизнью и широтой русской души и противопоставляя их рассудочной сухости Запада. Во многом под влиянием почвенничества взгляд драматурга на мир в это время стал менее мрачным, в его пьесах, в отличие от более ранних, появились персонажи, несущие свет и любовь. Одна из самых ярких пьес этого периода – комедия Бедность не порок, написанная в 1853 и напечатанная в 1854. История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди – добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, не смотря на свое падение, хорошим человеком. Характерно, что комедия, как и большинство пьес этого времени, завершается счастливым соединением влюбленных и победой добра над злом.
Постановка Бедности не порок в 1854 в Малом театре вызвала горячие споры. Так, Аполлон Григорьев опубликовал в «Москвитянине» стихотворную рецензию, в которой превознес пьесу до небес и объявил ее появление началом новой эпохи в русском театре. Это мнение разделяли многие. Как воскликнул один из зрителей после спектакля, «воплощенная правда выступила на сцену». Новаторство пьесы Островского ярко проявилось в постановке Малого театра, в частности, в исполнении роли Любима Торцова знаменитым актером Провом Садовским. В то же время, как среди читателей, так и среди зрителей и даже среди актеров находились люди, которых шокировала и отталкивала излишняя жизненность творчества драматурга. Великий актер М.С.Щепкин, хотя и высоко ценил талант Островского, но возражал против постановки пьесы в Малом театре, считая, в частности, роль пьяницы и забулдыги Любима Торцова слишком «грязной». Многие присоединялись к этому мнению, полагая, что мир купцов и приказчиков, крючкотворов и пьяниц не достоин сценического воплощения, даже самого талантливого.
Против Островского выступила и редакция одного из самых авторитетных в то время журналов – «Современника». Чернышевский и Добролюбов считали Бедность не порок слабой пьесой, а ее счастливый конец – не воспеванием народной широты и доброты, а приукрашиванием реальной, куда более мрачной действительности.
Однако популярность пьес Островского продолжала расти, несмотря на сохранявшееся подозрительное отношение к нему властей и на упреки сторонников как «высокого», так и «обличительного» искусства. Укрепляется и его связь с Малым театром, где многие актеры разделяют новаторские идеи Островского. Не случайно большая часть пьес драматурга впервые оказалась поставленной именно на этой сцене.
К концу 1850-х в творчестве Островского назревают крупные перемены. Во-первых, он постепенно отошел от почвеннических идей и кружка друзей, сформировавшегося вокруг редакции «Москвитянина». Москвич до мозга костей, он все больше сближался с петербургской редакцией «Современника» и, хотя никогда не поддерживал революционные идеи Чернышевского и Добролюбова, разделял их взгляды на искусство. Журналисты «Современника», в свою очередь, к концу 1850-х годов увидели в Островском пример настоящего реалистического творца и перешли от его критики к исключительно высокой оценке творчества.
В конце 1850-х годов изменился и характер творчества Островского, что особенно ярко проявилось в пьесах Доходное место (1856) и Гроза (1859). Для многих поклонников Островского оказалось неожиданным появление Доходного места, сатирически изображающего жизнь чиновников, где взяточничество и обман считаются чем-то само собой разумеющимся. Здесь не было привычной для Островского купеческой среды, кроме того, в отличие от поэтического настроя комедий начала 1850-х годов, неожиданностью стала и довольно мрачная атмосфера пьесы. Молодой чиновник Жадов, пытающийся служить честно, оказывается под таким давлением обстоятельств, что чуть не отступается от своих идеалов. Все же, в последний момент, он находит в себе силы удержаться от преступления и обещает «ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». Таким образом, формально добро побеждает. В то же время мир, показанный в пьесе, таков, что всем зрителям было ясно – Жадову придется долго дожидаться перемен в обществе. Не случайно цензура запретила постановку пьесы, осуществленную на сцене только в 1863. Многие критики также не приняли новое, «обличительное» направление творчества Островского и заговорили об оскудении его таланта. Сотрудники «Современника», впрочем, придерживались иного, куда более высокого мнения о Доходном месте, выраженного Добролюбовым в его статье Темное царство.
Публикация в 1860 пьесы Гроза ярко продемонстрировала, что талант Островского не только не угас, а, напротив, проявлялся все сильнее и сильнее. Трагическая судьба Катерины, молодой женщины, задыхающейся в тяжелой обстановке патриархальной семьи, рвущейся на свободу, мечтающей о свете и воле, которых нет в ее провинциальном городке, – не случайно стала символом российской жизни на переломе двух эпох. Статья Добролюбова Луч света в темном царстве не только воспела Катерину, чье самоубийство, по мнению критика, было не проявлением слабости, а единственным оставшимся для нее возможным протестом. Добролюбов, как и многие другие читатели и критики, увидел в Грозе не просто историю гибели неверной купеческой жены. Для него пьеса стала символом приближающихся перемен, чье наступление уже нельзя остановить. До освобождения крестьян оставалось меньше года, а вслед за крестьянской реформой последовало множество других реформ, в корне изменивших российскую жизнь. В то же время Гроза вовсе не была политическим манифестом, каким ее иногда пытались представить. Яркие характеры, трагическое столкновение различных взглядов на жизнь, прекрасно продуманный сюжет – все это придало драме исключительную театральность и обеспечило ее сценический успех.
В десятилетия, последовавшие за выходом Грозы, Островский много и плодотворно работал. В 1860-е–1870-е годы он отошел от драматизма Доходного места и Грозы, возвращаясь к поэтическому описанию жизни простых людей, чьи проблемы могут вызвать улыбку, обычно смешанную со слезами. Яркий пример пьес, написанных в эти годы, – трилогия о Бальзаминове Праздничный сон – до обеда, Свои собаки грызутся, чужая не приставай, За чем пойдешь, то и найдешь. Комедии повествуют о поисках богатой невесты чиновником с несерьезной фамилией Бальзаминов, попадающем в самые неожиданные ситуации. Водевильный характер пьес не помешал Островскому ярко и живо показать в них картины столь хорошо ему знакомой замоскворецкой жизни. В то же время вроде бы шутливые приключения Бальзаминова были показаны с таким сочувствием к «маленькому человеку», что ничтожный и пустой герой поневоле начинал вызывать и симпатию.
В эти же годы Островский создает ряд исторических пьес Козьма Захарьич Минин-Сухорук, Воевода, Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский и другие. Они оказались далеко не такими популярными и театральными, как другие его произведения. Для драматурга, однако, обращение к истории было очень важно. Островский пытался найти здесь корни той широты и чистоты русского характера, которые он не переставал воспевать в своих «современных» пьесах. Любовное и возвышенное отношение к народной культуре проявилось и в драматической поэме в стихах Снегурочка, основанной на русском фольклоре. Создавая историю Снегурочки, отдавшей свою жизнь ради любви, Островский использовал материал народных сказок и песен. Не случайно, хотя сама пьеса не имела особого успеха, созданная на ее основе опера Римского-Корсакова завоевала огромную популярность.
Островский создал несколько сатирических произведений, которые безусловно могут быть отнесены к ярчайшим шедеврам его творчества.
Комедия На всякого мудреца довольно простоты – история молодого человека Егора Дмитриевича Глумова, всеми правдами, а скорее, неправдами, пытающегося сделать карьеру и добыть богатую невесту. Ложь и интриги почти приводят Глумова к заветной цели. Разоблачение наступает случайно. В руки обманутых Глумовым людей попадает дневник, в котором он язвительно описывает их глупость и подлость. Казалось бы, обманщик навсегда будет изгнан из хорошего общества. Ничуть не бывало. После того, как уличенный во всех подлостях Глумов гневно обличает своих покровителей и удаляется, те приходят к выводу, что их протеже «что ни говори, деловой человек» и решают, что «наказать его надо, но…через несколько времени можно его опять приласкать». Ясно, что дальнейшее возвышение беспринципного Глумова обеспечено.
Еще более страшный мир показан Островским в пьесе Лес. Действие происходит в поместье помещицы Гурмыжской, которая по своей воле вершит судьбы зависящих от нее людей. Она продает принадлежащий ей лес потому, что ей нужны деньги – для бедных – по ее собственным словам. Однако довольно быстро становится ясно, что деньги для Гурмыжской – прежде всего возможность купить себе молодого возлюбленного. Ради этого она мучает и терзает бедную племянницу Аксюшу, прекрасно понимающую, что ей не достанется ни копейки из огромного наследства, но все равно не осмеливающуюся бунтовать против богатой родственницы, так как идти ей некуда. Единственным по-настоящему сильным и благородным человеком в пьесе оказывается странствующий актер Несчастливцев, который, не задумываясь, отдает полученные им от Гурмыжской деньги на приданое Аксюше и, отказавшись от богатства, вновь пускается в бесконечные странствия по России. Он сумел составить счастье молодой пары, но ничего больше не в силах изменить «Брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? – обращается он к своему спутнику, – Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать? Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житься у своих родных: лес, братец».
В последнее десятилетие жизни творчество Островского становится все более и более трагическим. Теперь на пути его героинь уже не встречаются благородные Несчастливцевы, готовые поступиться всем ради счастья прекрасной дамы. Мир поздних пьес Островского оказывается населен мечущимися в поисках счастья и спокойствия героинями, окруженными циничными воздыхателями, всегда готовыми купить их любовь, не менее циничными матерями, согласными более или менее неприкрыто продать своих дочерей и, быть может, не слишком плохими, но безвольными и беспомощными поклонниками или женихами, не способными ни защитить даму своего сердца, ни предложить ей настоящую любовь.
В таких обстоятельствах развивается судьба Ларисы, героини пьесы Бесприданница, которая, подобно многим другим женским персонажам Островского, мечтает о лучшей жизни, о возможности вырваться из своего провинциального мирка. Однако очень быстро выясняется, что красота Ларисы не помогает ей обрести свободу и любовь, а, наоборот, превращает в игрушку богатых купцов. Ранний Островский, быть может, привел бы свою героиню к тихому и спокойному браку. Но в мире Бесприданницы это уже невозможно. Лариса презирает своего жениха Карандышева и с негодованием отказывается от его предложения. Тогда обезумевший от любви и ревности Карандышев убивает Ларису, которая перед смертью благодарит его за дарованное ей избавление от всех жизненных тягот.
Не менее безысходна судьба и другой героини поздней пьесы Островского Таланты и поклонники. Александра Негина, молодая талантливая актриса, оказывается так замучена вечной нуждой, что не может найти выхода. Ее жених – благородный, добрый, хороший молодой человек, Петя Мелузов, помочь своей невесте не может. Впрочем, дело не только в деньгах. В очередной раз в пьесе Островского добро оказывается слабым и беспомощным, неспособным противостоять обстоятельствам. В результате Негина соглашается пойти на содержание к помещику Великатову и уезжает в его поместье, в надежде позже начать играть в принадлежащем ему театре. И, хотя Мелузов в финале пьесы клянется не сдаваться и «свое дело делать до конца», ощущения его моральной победы не возникает – ведь его любимая девушка уехала с богачом.
Персонажи, связанные с миром театра, встречаются во многих пьесах Островского и это, конечно, не случайно. Он всегда принимал близко к сердцу беды и удачи российского театра. Его ужасало бесправное положение актеров императорских театров, их зависимость от чиновников, нищенское жалование и тяжкий труд, а также невежество многих исполнителей, отсутствие у них интереса к пьесе в целом. Островский часто сам репетировал с актерами свои пьесы, пытаясь найти у них понимание, добиться более глубокого исполнения, соответствующего новаторскому характеру пьес. Удавалось это далеко не всегда. Среди актеров, игравших в пьесах Островского, были такие люди, как Пров Садовский или Любовь Косицкая, понимавшие и чувствовавшие замысел автора. В то же время часто Островский приходил в отчаяние из-за абсолютного непонимания актерами его целей и из-за диких и грубых нравов, царивших за кулисами. Актеры, появлявшиеся на сцене только ради того, чтобы покрасоваться перед зрителями, срывавшие аплодисменты при помощи дешевых эффектов, не желавшие и не умевшие работать над ролью и при этом грубо пресмыкавшиеся перед начальством, – вот кто составлял большинство театральных трупп. Именно поэтому Островский в течение многих лет пытался переменить всю систему работы драматических театров, писал многочисленные проекты, надеясь убедить власть в необходимости срочных действий. В конце концов, в 1886 уже тяжело больной Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров. Это означало, что в его руки было передано художественное руководство всеми театрами города. Островский с энтузиазмом взялся за долгожданное дело. Он надеялся освободить театр от бездарной, любительской игры, когда каждый актер был «сам за себя», пренебрегая художественной стороной театрального дела. Островский надеялся начать формировать репертуар из серьезных пьес, не поступаясь интересами искусства в угоду кассовым сборам. Мечтал он и о возрождении театральной школы, которая должна была готовить профессиональных актеров. Однако смерть 2 (14) июня 1886 в Щелыково Костромской губернии не позволила ему провести в жизнь давно задуманные реформы.
Тамара Эйдельман
www.krugosvet.ru
список лучших. Первое произведение Островского
«Колумб Замоскворечья», автор пьес, превративших русскую драму в «настоящую» литературу – это А. Н. Островский, произведения которого с середины XIX века стали главными в репертуаре Малого театра в Москве. Все, что им написано, делалось не для чтения, а для постановки на сцене. Итогом 40 лет творческой деятельности стали оригинальные (около 50), созданные в соавторстве, переработанные и переводные пьесы.
Источники «вдохновения»
Все произведения Островского основаны на постоянных наблюдениях за бытом различных сословий, в основном купечества и поместного дворянства.

Детство и юность драматурга прошли в Замоскворечье – старом районе Москвы, который в основном населяли мещане. Поэтому Островский был хорошо знаком с укладом их жизни и особенностями внутрисемейных и общественных отношений. К середине XIX века здесь все больше появляется так называемых «дельцов» - они войдут в новое купечество.
Очень полезной оказалась работа в канцелярии Московского совестного суда, куда Александр Николаевич поступил в 1843 году. 8 лет наблюдений за многочисленными тяжбами и ссорами купцов и родственников позволили накопить ценный материал, на основе которого будут написаны лучшие произведения Островского.
В творчестве драматурга принято выделять 4 основных периода. Каждый ознаменовался особым подходом к изображению действительности и появлением ярких пьес.
1847-1851 годы. Первые опыты
Очерки, написанные в духе «натуральной школы» и в соответствии с традициями, заложенными Гоголем, принесли начинающему литератору звание «Колумба Замоскворечья». Но довольно скоро на смену им пришли пьесы, которые полностью вытеснли эпические жанры.

Первое произведение Островского – «Семейная картина», впервые прочитанная автором на вечере у С. Шевырева. Однако известность приносит «Банкрут», позже переименованный в «Свои люди - сочтемся!» Реакция на пьесу была мгновенной. Цензура ее тут же запретила (написана в 1849, попала на сцену лишь в 1861), а В. Одоевский поставил в один ряд с «Недорослем», «Горем от ума» и «Ревизором». В течение нескольких лет произведение с успехом читалось в кружках и на литературных вечерах, обеспечив молодому автору всеобщее признание.
1852-1855 годы. «Москвитянинский» период
Это время, когда Островский примкнул к «молодой редакции» журнала, проповедовавшего идеи почвенничества и испытывавшего интерес к купечеству. Представители социального сословия, не связанного с крепостничеством и не оторванного от народа, могли стать, по мнению А. Григорьева, новой силой, способной повлиять на развитие России. К этому периоду относятся всего 3 произведения Островского, одно из которых - «Бедность не порок».
В основе сюжета изображение отношений в семье купца Торцова. Властный и деспотичный отец, Гордей, планирует выдать дочь, влюбленную в бедного приказчика, за ловкого и богатого Коршунова. Это купец нового поколения, который никогда не упустит своего. Переубедить брата-самодура удается Любиму - склонному к пьянству, не скопившему состояния, но во всем следующему нравственным законам. В результате дело решается благополучно для Любы, а драматург утверждает победу русской народной культуры и традиций над европейскими.
1856-1860 годы. Сближение с «Современником»
Произведения этого периода: «Доходное место», «В чужом пиру похмелье» и, конечно же, «Гроза» - стали итогом переосмысления роли патриархального купечества в жизни страны. Оно уже не привлекало драматурга, а все больше приобретало черты самодурства и отчаянно пыталось противостоять всему новому и демократичному (результат влияния разночинцев из «Современника»). Наиболее ярко это «темное царство» было показано в единственной трагедии драматурга «Гроза». Здесь же появляются молодые люди, не желающие мириться с домостроевскими законами.

Анализируя произведения, созданные в 40-50 годы, А. Григорьев назвал Островского А. Н. истинно «народным поэтом», что подчеркивало масштабность изображаемых им картин.
1861-1886 годы. Зрелое творчество
За 25 пореформенных лет деятельности драматург написал яркие произведения, разнообразные по жанру и тематике. Их можно объединить в несколько групп.
- Комедия о быте купечества: «Правда хорошо, а счастье лучше», «Не все коту масленица».
- Сатира: «Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Лес» и др.
- «Картины московской жизни» и «цены из захолустья» о «маленьких» людях: «Тяжелые дни», «Старый друг лучше новых двух» и т.п.
- Хроники на историческую тему: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» и др.
- Психологическая драма: «Последняя жертва», «Бесприданница».
Особняком стоит пьеса-сказка «Снегурочка».
Произведения последних десятилетий приобретают трагические и философско-психологические черты и отличаются художественным совершенством и реалистическим подходом к изображению.
Создатель национального театра

Проходят века, но произведения Островского Александра Николаевича все так же собирают аншлаги на ведущих сценах страны, подтверждая фразу И. Гончарова: « … после вас мы … можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр». «Бедная невеста» и «Не в свои сани не садись», «Женитьба Бальзаминова» и «Сердце не камень», «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «На всякого мудреца довольно простоты»… Этот список с известными каждому театралу названиями пьес Островского можно продолжать еще долго. Благодаря мастерству драматурга на сцене ожил особый мир, наполненный проблемами, которые всегда будут волновать человечество.
fb.ru
Интересные факты из жизни Островского: топ-13 историй
Александр Николаевич Островский – великий драматург XIX века и один из создателей современного русского театра. Его пьесы известны всему миру и регулярно ставятся на подмостках, но какие интересные факты из жизни Островского известны широкой публике?
Домосед с бледной биографией
Дом, в котором родился писатель.Биография и личность Островского кажется несколько обыденной. Он не воевал, не дрался на дуэли, не был в ссылке, не сидел в тюрьме, не играл, не бывал при дворе. Всю свою жизнь Островский провёл в Москве, поменяв квартиру только раз: после смерти первой жены он переехал с Яузы на Волхонку.
Человек со связями, или «Свои люди – сочтёмся»
Младший брат драматурга Михаил Николаевич был чиновником и добился чрезвычайных успехов по службе: в конце жизни он, будучи министром государственных имуществ, дослужился до высшего чина Российской империи – стал действительным статским советником. Всего у Островского было четырнадцать братьев и сестер, шестеро из которых умерли ещё в детстве. Александр Николаевич был самым старшим.
«Как денди лондонский одет»
Островский с коллегами из издательства журнала «Современник»Островский всю жизнь любил хорошо одеваться и подолгу крутился перед зеркалом. В юношеском возрасте, живя среди мещан Замоскворечья, он порой боялся выходить на улицу в своей экстравагантной одежде. Не искушённые в светской моде соседи могли неправильно понять богемные привычки юноши.
Двоечник Островский
После окончания гимназии Островский, следуя желанию отца, поступил на юридический факультет. Но на третьем курсе драматург бросил учёбу, завалив экзамен по римскому праву. По одной из версий неудача была связана с нечестным преподавателем, который хотел получить взятку с обеспеченного студента. Но скорее всего Островский, заболевший к тому времени театром и уже остававшийся на второй год, просто плохо подготовился.
Не бери приданого, бери милую
Агафья ИвановнаПервая жена Островского Агафья Ивановна (её фамилия осталась неизвестной) была бедной простолюдинкой. Узнав об этой связи, отец Александра Николаевича пригрозил выгнать его из дома, если он женится на Гане. Сын не посмел ослушаться отца, но прожил с это женщиной в гражданском браке почти двадцать лет и тяжело переживал её смерть от туберкулёза. Рано умерли и все дети, рождённые от этого союза. Шестерых детей подарила драматургу уже его вторая жена, актриса Мария Бахметьева.
Истина в вине

Работая в начале своей творческой деятельности в журнале «Москвитянин», Островский вёл по-настоящему разгульную жизнь. Ночные бдения с приятелями, выпивкой и женщинами (без которых, по воспоминаниям современников, драматург не мог жить) сильно подорвали его здоровье. В более позднем возрасте Островский отличался умеренностью в страстях.
Язык до Киева доведёт
Александр Николаевич был полиглотом и сам занимался переводом своих пьес. Он владел семью языками: помимо обязательных для образованного человека XIX века французского, латыни и древнегреческого Островский говорил на испанском, итальянском, английском и немецком. Сохранились его переводы шедевров мировой литературы К. Гольдони, Н. Макиавелли, М. Сервантеса и У. Шекспира.
История одного плагиата

Свою первую пьесу Островский писал в соавторстве с бывшим актёром Дмитрием Горевым, который к тому времени уже публиковался в журналах Встретившись три или четыре раза с Александром Николаевичем, Горев отказался с ним работать, сославшись на занятость. Впоследствии эти несколько вечеров обернулись большими проблемами. Когда первые пьесы Островского были опубликованы и получили широкую известность, Горев стал распускать слухи о том, эти тексты якобы принадлежат его перу. К счастью, после серии неприятных статей грязноватая история закончилась: клевета была разоблачена.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Островский был страстным рыболовом. В путешествия он всегда брал необходимое снаряжение, а друзья, знавшие о его увлечении, первым делом вели его к рыбным местам. Сохранились письма, в которых Александр Николаевич дает профессиональные советы рыбака брату и друзьям. Возможно, и его частые поездки на Волгу были связаны вовсе не с поиском этнографического материала для пьес…
«Я так хорош, что сердце замирает»

Островский был знаменит своим дьявольским самолюбием и хвастливостью. Он не терпел, если о нём или его пьесах говорили без превосходной степени, даже мог рассориться с друзьями на этой почве. Известно, что он обиделся на Некрасова, который недооценил его «Снегурочку» (недооценил буквально, заплатив маленький гонорар). Заносчивым называл Островского и Лев Толстой.
«Я ещё и вышивать могу, и на машинке тоже…»
Ещё один интересный факт из жизни Островского – его любовь к рукоделию. Проводя в детстве много времени в компании сестры Наташи, которая была годом младше, и ее подруг, он заодно с девочками научился шить и кроить. Это умение драматург использовал и позднее: например, кроил панталоны для своего маленького сына.
Женская натура
Пьеса «Гроза»Несмотря на внушительную внешность, стойкость и твёрдую волю Островский обладал не только способностью к рукоделию, но и ещё одним замечательным женским качеством – повышенной чувствительностью. Лучше всего ему удавалось чтение женских ролей – не только комических, но и трагедийных. А почерк драматурга признают женским даже современные исследователи.
Из какого сора растут стихи
Святочная комедия Александра Николаевича ОстровскогоОдин из монологов Катерины в «Грозе» навеян Островскому разговором с актрисой Любовью Павловой, в чьей коляске он ехал с похорон Николая Гоголя. Пытаясь отвлечь драматурга от мрачных мыслей, женщина по дороге рассказывала ему о своём детстве и запомнившемся ей звоне колоколов соседской церквушки
writervall.ru









