Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Александр Островский. Его жизнь и литературная деятельность (И. И. Иванов). В каком журнале в начале своей деятельности сотрудничал островский


Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза» в каком журнале в начале своей деятельности сотрудничал А. Н. Островский

Тест по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

1. В каком журнале в начале своей деятельности сотрудничал А.Н.Островский:

1. «Москвитянин»

2. «Отечественные записки»

3. «Современник»

«Библиотека для чтения»

2. Высшим критерием художественности А.Н.Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «Народность».

1. Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.

2. Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа.

3. Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.

3. Статью «Тёмное царство» написал:

1. Н.Г.Чернышевский

2.В.Г.Белинский

3. И.А.Гончаров

4.Н.А.Добролюбов

4. А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:

1. Помещичье-дворянской

2. Купеческой

3. Аристократической

4. Народной

5. Яркими представителями «тёмного царства» являются « найдите лишнее»:

1. Тихон

2. Дикой

3. Кабаниха

4. Кулигин

6. Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «тёмного царства» в предреформленные годы:

1. Тихон

2. Варвара

3. Феклуша

4.Кабаниха

7. Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новых сил, поднимающихся на борьбу за человеческие права. На кого из героев пьесы возлагает надежды автор

1. Катерина

2. Тихон

3. Варвара

4. «Тамань».

5. Борис8. Кого из героев пьесы Н.А.Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве»:

  1. Варвару
  2. Катерину
  3. Тихона
  4. Кулигина
9. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Н.А.Добролюбова, является проявлением :
  1. Духовной силы и смелости
  2. Духовной слабости и бессилия
  3. Моментного эмоционального взрыва
10. В речи героев присутствует (найдите соответствие):

1. Церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием

2. Народнопоэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика

3. Мещанско-купеческое просторечие, грубость

4. Литературная лексика 18 века с ломоносовско-державинскими тенденциями

  • Катерина
  • Кулигин
  • Кабаниха
  • Дикой
11. Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы:

1. «Такая ли я была! Жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле!»

2. «Купечество всё народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

3. «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так говорила»

  • Кабаниха
  • Катерина
  • Феклуша
12. А.Н.Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр:

1.Художественный театр

2. Малый театр

3. Театр «Современник»

4. Большой театр

Ответы к тесту

1
1
4
2
4
2
1
2
2
1. Кабаниха

2. Катерина

3. Дикой

4. Кулигин

    1. Катерина
    2. Феклуша
    3. Кабаниха
2

ogeogr.ru

Тест по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Тест по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

1. В каком журнале в начале своей деятельности сотрудничал А.Н.Островский:

1. «Москвитянин»

2. «Отечественные записки»

3. «Современник»

«Библиотека для чтения»

2. Высшим критерием художественности А.Н.Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «Народность».

1. Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.

2. Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа.

3. Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.

3. Статью «Тёмное царство» написал:

1. Н.Г.Чернышевский

2.В.Г.Белинский

3. И.А.Гончаров

4.Н.А.Добролюбов

4. А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:

1. Помещичье-дворянской

2. Купеческой

3. Аристократической

4. Народной

5. Яркими представителями «тёмного царства» являются « найдите лишнее»:

1. Тихон

2. Дикой

3. Кабаниха

4. Кулигин

6. Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «тёмного царства» в предреформленные годы:

1. Тихон

2. Варвара

3. Феклуша

4.Кабаниха

7. Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новых сил, поднимающихся на борьбу за человеческие права. На кого из героев пьесы возлагает надежды автор

1. Катерина

2. Тихон

3. Варвара

4. «Тамань».

5. Борис

8. Кого из героев пьесы Н.А.Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве»:

  1. Варвару

  2. Катерину

  3. Тихона

  4. Кулигина

9. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Н.А.Добролюбова, является проявлением :

  1. Духовной силы и смелости

  2. Духовной слабости и бессилия

  3. Моментного эмоционального взрыва

10. В речи героев присутствует (найдите соответствие):

1. Церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием

2. Народнопоэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика

3. Мещанско-купеческое просторечие, грубость

4. Литературная лексика 18 века с ломоносовско-державинскими тенденциями

  • Катерина

  • Кулигин

  • Кабаниха

  • Дикой

11. Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы:

1. «Такая ли я была! Жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле!»

2. «Купечество всё народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

3. «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так говорила»

  • Кабаниха

  • Катерина

  • Феклуша

12. А.Н.Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр:

1.Художественный театр

2. Малый театр

3. Театр «Современник»

4. Большой театр

Ответы к тесту

1

1

4

2

4

2

1

2

2

1. Кабаниха

2. Катерина

3. Дикой

4. Кулигин

    1. Катерина

    2. Феклуша

    3. Кабаниха

2

infourok.ru

Проверочная работа по пьесе Островского "Гроза"

Проверочная работа по пьесе Островского "Гроза"

1. Имя Островского

а) Николай Алексеевич; б) Алексей Николаевич; в) Александр Николаевич; г) Николай Александрович

2. Островского прозвали

а) «Колумб Замоскворечья»; б) «человек без селезенки»; в) «товарищ Константин»; г) «луч света в темном царстве»

3. Произведение «Гроза»

а) комедия; б) трагедия; в) драма; г) роман

4. Какое произведение не принадлежит Островскому:

а) «Снегурочка»; б) «Волки и овцы»; в) «Обломов»; г) «Свои люди – сочтемся»

5. Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?

а) телеграф; б) печатный станок; в) громоотвод; г) микроскоп

6. Действие «Грозы» происходит

а) в Москве; б) в Нижнем Новгороде; в) в Калинове; г) в Петербурге

7. Определите основной конфликт «Грозы»

а) история любви Катерины и Бориса

б) столкновение самодуров и их жертв

в) история любви Тихона и Катерины

г) описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого

8. К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха

а) «лишний человек»; б) герой-резонер; в) «маленький человек»; г) «самодур»

9. Восстановите последовательность событий.

А) Самоубийство Катерины.

Б) Тихон возвращается из Москвы.

В) Разговор Катерины с Варварой о детстве.

Г) Знакомство с жителями города Калинова и обрисовка их нравов.

Д) Борис покидает город.

10. Кто это говорит?

А) "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться с этой коры”.

Б) "Молодость-то что значит! Смешно смотреть даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего не знают, никакого порядка. Проститься путём не умеют”.

В) "Я грубиян считаюсь… он — слово, а я — десять; плюнет да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану”.

11. Определите по репликам, о ком идёт речь.

А) "Одно слово: воин!”

Б) "И на воле-то он словно связанный”.

В) "И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”.

12.Статью «Темное царство» написал:

А) Н. Г. Чернышевский;

Б) В. Г. Белинский;

В) Н. А. Добролюбов.

13.Яркими представителями «темного царства» являются:

А) Тихон; в) Кабаниха;

Б) Дикой; г) Кулигин.

14.Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением:

А) духовной силы и смелости;

Б) духовной слабости и бессилия;

В) моментного эмоционального взрыва.

15.Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы:

А) «Такая ли была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле!» «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

Б) «Бла-алепие, милая, бла-алепие!(…)

В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

В) «Не слыхала, мой друг, не слыхала. Лгать не хочу. Уж как и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».

(Кабаниха; Катерина; Феклуша.)

16.Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы:

А) «Кто ж… угодит, коли у …вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег, ни одного расчета без брани не обходится… А беда, коли поутру… кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».

Б) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела (заел) совсем».

(Дикой; Кабаниха).

17.А. Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды. Какой именно?

А) помещичье-дворянской; Б) купеческой; В) аристократической; Г) народной.

18. В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856 года) сотрудничал А. Н. Островский?

А) «Москвитянин»; Б) «Отечественные записки»; В) «Современник»; Г) «Библиотека для чтения».

19.Высшим критерием художественности А. Н. Островский полагал реализм и народность в литературе. Что такое «народность»?

А) особое свойство литературного произведения, в котором автор воспроизводит в его художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа;

Б) литературное произведение, рассказывающее о жизни народа;

В) проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своем произведении.

20. А. Н. Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр?

А) Художественный театр; Б) Малый театр; В) театр «Современник»; Г) Большой театр.

Ключи:

1. В

2. А

3. В

4. В

5. В

6. В

7. Б

8. Г

9. Г–В–Б–Д–А.

10. А — Кулигин, Б — Кабаниха, В — Кудряш.

11. А — Дикой, Б — Катерина, В — Тихон.

12. В

13. Б,В

14. А

15. а) Катерина; б) Феклуша; в) Кабаниха.

16. а) - Дикой, б) - Кабаниха

17. Б

18. А

19. А

20. Б

compedu.ru

Контрольная работа по творчеству А.Н. Островского

Контрольная работа по творчеству А.Н. Островского

1часть(тест)

1.Укажите годы жизни А.Н.Островского:

а)1823-1881;

б)1818-1881;

в)1823-1886.

2.Какая из тенденций характеризует новаторство А.Н.Островского:

а)принцип трех единств;

б)ярко выраженная социальная проблематика;

в)ослабление роли любовной интриги.

3. В каком журнале в начале своей деятельности сотрудничал А.Н.Островский:

а) «Москвитянин»;

б) «Отечественные записки»

в) «Современник»

4.Укажите название пьесы, написанной А.Н.Островским:

а) «Бесприданница»;

б) «Укрощение строптивой»;

в) «Бригадир»

5.Образы какой социальной среды раскрываются в драме А.Н.Островского «Гроза»:

а)чиновничество;

б) дворянство;

в) купечество

6. В каком провинциальном городе происходит действие драмы А.Н.Островского «Гроза»:

а) Глупов;

б) Бряхимов;

в) Калинов

7.Статью «Темное царство» написал:

а) Н.Г.Чернышевский

б) В.Г.Белинский

в) Н.А.Добролюбов

8.Яркими представителями «темного царства» в драме «Гроза» являются (найти лишнее):

а)Дикой

б) Кабаниха;

в)Кулигин

9.Кто из героев драмы А.Н.Островского «Гроза» ярко демонстрирует распад «темного царства»в предреформенные годы:

а) Тихон

б) Кулигин

в) Варвара

10. Кто из героев драмы А.Н.Островского «Гроза» мечтал изобрести вечный двигатель, получить миллион и обеспечить работой бедных людей:

а) Кулигин;

б)Борис;

в) Тихон

11.Чьим жизненным принципом являлся девиз: «Делай что хочешь,только бы шито да крыто было» :

а) Марфа Игнатьевна Кабанова

б) Варвара Кабанова;

в) Тихон Иванович Кабанов

12. Кому принадлежат слова: «Такая я была! Я жила ,ни об чем не тужила,точно птичка на воле!»

а) Феклуша;

б) Варвара;

в) Катерина

13.Кто из героев драмы А.Н.Островского «Гроза» сказал: «Чего смеетесь! Не радутесь! Все в огне будете гореть неугасимом, все в смоле будете кипеть неутолимой. Вон ,вон красота-то куда ведет»:

а) Кабаниха;

б)Феклуша;

в)старая сумасшедшая барыня

14. Кому из героев принадлежит следующее высказывание « Так знай,что ты червяк. Захочу-помилую,захочу-раздавлю»:

а) Кабаниха;

б)Дикой;

в)Кудряш

15. Кто автор монолога «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе,жестокие»:

а) Борис;

б)Кулигин;

в)Кудряш

16.Кого Н.А.Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»:

а) Варвару;

б)Катерину;

в) Кулигина

17.Самоубийство Катерины ,по мнению Н.А.Добролюбова ,является проявлением :

а) духовной силы и смелости;

б) духовной слабости и бессилия;

в) моментного эмоционального взрыва

18. С каким театром была связана деятельность А.Н.Островского:

а) Большой театр;

б) Мариинский театр;

в) Малый театр

19. Как определяет жанр своей пьесы «Снегурочка» Н.А.Островский:

а) весенняя сказка;

б) комедия;

в) драма

20.Героями какой пьесы А.Н.Островского являются Кнуров и Вожеватов:

а) «Гроза»;

б) «Бесприданница»;

в) «Банкрот»

2 часть(письменный ответ на один из вопросов)

1.Докажите справедливость слов Н.А.Добролюбова об обитателях города Калинова : «Ничего святого,ничего чистого,ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство,дикое , безумное,неправое,прогнало из него всякое сознание чести и права…»

2.Что является причиной необузданного произвола Дикого?

3.Виноват ли Борис в смерти Катерины?

4.С чем бореться Катерина: с чувством долга или с «темным царством»?

infourok.ru

Литература 10 класс А.Н.Островский



ТЕСТ ПО ПЬЕСЕ А.Н.Островского «Гроза»

1.     Кем по профессии был Кулигин? А) инженер Б) механик В) слесарь

2. Что изобрел Кулигин? А) вечный двигатель Б) летательный аппарат В) паровоз

3. Как Кудряш хотел проучить Дикого?А) разорить Б) подстеречь в переулке В) утопить в реке

4. Что хотел сделать Дикой с Кудряшом? А) выпороть Б) отдать в солдаты В) посадить в тюрьму

5. Почему Борис терпеливо сносил издевательства Дикого? А) ждал наследства Б) был безропотным В) боялся

6. Сколько должен был прожить Борис у Дикого? А) 3 года Б) год В) 6 месяцев

7. С кем все время воевал Дикой?А) с Кабанихой Б) с бабами В) с Кудряшом

8. Каким, по мнению Феклуши, было купечество городка? А) благочестивым и добродетельным Б) злым и завистливым В) темным и забитым

9. О чем мечтала Катерина?А) полететь, как птица Б) убежать с Борисом В) вернуться домой

10. Кого любила Варвара? А) Кулигина Б) Бориса В) Кудряша

11. Что Катерина сделала с ключом от калитки? А) выбросила Б) спрятала в карман В) отдала Варваре

12. Чего Катерина не умела, не могла? А) вести хозяйство Б) обманывать, скрывать В) слушать

13. Что должна была делать хорошая жена, провожая мужа?

А) выть на пороге Б) вымыть ему ноги В) одеться в черное

14. Что ощущала Катерина, общаясь с окружающим ее миром?

А) любопытство Б) скуку В) грусть

15. Какую достопримечательность хотел установить Кулигин на набережной?

А) памятник Катерине Б) часы В) вечный двигатель

16. Кого обвинил Тихон в смерти жены? А) мать Б) себя В) общество

 

Ответы:

1б – 2 балла

2а – 2 балла

3в – 3 балла

4б – 3 балла

5а – 3 балла

6в – 1 балл

7б – 2 балла

8а – 5 баллов

9а – 3 балла

10в – 1 балл

11б – 5 баллов

12в – 5 баллов

13а – 3 балла

14а – 1 балл

15б – 1 балл

16а – 1 балл

 

Баллы:

19-24 – «3»

25-33 – «4»

34-38 – «5»

Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза».

1.Статью о пьесе написал:

А) Н. Г. Чернышевский; Б) В. Г. Белинский; В) Н. А. Добролюбов.

2.Яркими представителями «темного царства» являются:

А) Тихон; в) Кабаниха; Б) Дикой; г) Кулигин.

3.Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «темного царства» в предреформенные годы:

А) Тихон; Б) Варвара; в) Феклуша; г) Кабанова.

4.Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новой силы, поднимающейся на борьбу за человеческие права. На кого возлагает надежды автор?

А) Катерина; Б) Тихон; В)Борис.

5.Кого критик назвал «лучом света в темном царстве»?

А) Варвару; Б) Катерину; в) Тихона; г) Кулигина.

6.Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением: А) духовной силы и смелости; Б) духовной слабости и бессилия; В) моментного эмоционального взрыва.

7.Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Кому из героев пьесы принадлежат слова :

А) «Такая ли была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле!» «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

Б) «Бла-алепие, милая, бла-алепие!(…)

В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

В) «Не слыхала, мой друг, не слыхала. Лгать не хочу. Уж как и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».

8. В речи героев присутствует :

А) церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием;

Б) народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика;

В) мещанско-купеческое просторечие, грубость;

Г) литературная лексика 18 века с ломоносовскими и державинскими традициями.

9.Назовите героев пьесы по характеристикам :

А) «Кто ж… угодит, коли у …вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег, ни одного расчета без брани не обходится… А беда, коли поутру… кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».

Б) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела (заел) совсем».

10.Кто произносит эти слова?

«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

А) Варвара; Б) Катерина; в) Глаша; г) Феклуша.

11.А. Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды. Какой именно?

А) помещичье-дворянской; Б) купеческой; В) аристократической; Г) народной.

12.В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856 года) сотрудничал А. Н. Островский?

А) «Москвитянин»; Б) «Отечественные записки»; В) «Современник»; Г) «Библиотека для чтения».

13.А. Н. Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр?

А) Художественный театр; Б) Малый театр В) театр «Современник» Г) Большой театр.

Ключи к тесту:

1 – в).

2 – б), в).

3 – б).

4 – а).

5 – б).

6 – а).

7 – а) Катерина; б) Феклуша; в) Кабаниха.

8 – а) Кабаниха; б) Катерина; в) Дикой; г) Кулигин.

9 – а) Дикой; б) Кабаниха.

10 – б).

11 – б).

12 – а).

13 – б).

infourok.ru

Тест для 10 класса «А. Н.Островский «Гроза»

Зайцева Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

МБ ОУ Газопроводская СОШ с. Починки, Починковского района,

Нижегородской области.

Предмет: литература

Класс: 10

Тема: Тест для 10 класса «А. Н.Островский «Гроза»

1.Статью «Темное царство» написал:

А) Н. Г. Чернышевский;

Б) В. Г. Белинский;

В) Н. А. Добролюбов.

2.Яркими представителями «темного царства» являются:

А) Тихон; в) Кабаниха;

Б) Дикой; г) Кулигин.

3.Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «темного царства» в предреформенные годы:

А) Тихон; в) Феклуша;

Б) Варвара; г) Кабанова.

4.Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новой силы, поднимающейся на борьбу за человеческие права. На кого возлагает надежды автор?

А) Катерина;

Б) Тихон;

В)Борис.

5.Кого Н. А. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?

А) Варвару; в) Тихона;

Б) Катерину; г) Кулигина.

6.Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением:

А) духовной силы и смелости;

Б) духовной слабости и бессилия;

В) моментного эмоционального взрыва.

7.Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы:

А) «Такая ли была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле!» «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

Б) «Бла-алепие, милая, бла-алепие!(…)

В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

В) «Не слыхала, мой друг, не слыхала. Лгать не хочу. Уж как и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».

(Кабаниха; Катерина; Феклуша.)

8. В речи героев присутствует (найдите соответствие):

А) церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием;

Б) народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика;

В) мещанско-купеческое просторечие, грубость;

Г) литературная лексика 18 века с ломоносовскими и державинскими традициями.

9.Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы:

А) «Кто ж… угодит, коли у …вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег, ни одного расчета без брани не обходится… А беда, коли поутру… кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».

Б) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела (заел) совсем».

(Дикой; Кабаниха).

10.Кто произносит эти слова?

«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

А) Варвара; в) Глаша;

Б) Катерина; г) Феклуша.

11.А. Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды. Какой именно?

А) помещичье-дворянской;

Б) купеческой;

В) аристократической;

Г) народной.

12.В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856 года) сотрудничал А. Н. Островский?

А) «Москвитянин»;

Б) «Отечественные записки»;

В) «Современник»;

Г) «Библиотека для чтения».

13.Высшим критерием художественности А. Н. Островский полагал реализм и народность в литературе. Что такое «народность»?

А) особое свойство литературного произведения, в котором автор воспроизводит в его художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа;

Б) литературное произведение, рассказывающее о жизни народа;

В) проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своем произведении.

14.А. Н. Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр?

А) Художественный театр;

Б) Малый театр;

В) театр «Современник»;

Г) Большой театр.

Ключи к тесту:

1 – в).

2 – б), в).

3 – б).

4 – а).

5 – б).

6 – а).

7 – а) Катерина; б) Феклуша; в) Кабаниха.

8 – а) Кабаниха; б) Катерина; в) Дикой; г) Кулигин.

9 – а) Дикой; б) Кабаниха.

10 – б).

11 – б).

12 – а).

13 – а).

14 – б).

globuss24.ru

Александр Островский. Его жизнь и литературная деятельность (И. И. Иванов)

ГЛАВА II. НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Литературная деятельность Островского началась одновременно с казенной службой. Должностные обязанности не мешали ей. Начинающий писатель вряд ли мог с особенным усердием прилежать к канцелярской работе. Она интересовала его лишь настолько, насколько предоставляла материал для осуществления его психологических и художественных задач. Чиновничья служба являлась одним из путей, ведших драматурга в заповедный мир “темного царства”,– и в этом отношении он воспользовался ею очень рано. По его словам, уже к осени 1846 года им было написано много сцен из купеческого быта, в общих чертах задумана целая комедия и даже набросаны некоторые ее сцены.

Содержание комедии имело непосредственную связь с канцелярскими опытами Островского как чиновника коммерческого суда и, разумеется, с его многочисленными наблюдениями московской жизни за пределами службы. Комедии предстояло носить название Банкрот. Впоследствии автор по разным причинам счел это название неудобным и заменил его пословицей – Свои люди – сочтемся! В том же 1846 году была написана небольшая пьеса Семейная картина. Это первое законченное драматическое произведение Островского, но не оно первым появилось в печати. 9 января 1847 года в газете “Московский городской листок” появился драматический отрывок под заглавием “Сцены из комедии “Несостоятельный должник” (Ожидание жениха)”. Над отрывком стояло: “Явление IV”, и заключалось в нем всего два явления. С незначительными поправками они вошли в окончательный вариант пьесы Свои люди – сочтемся! (первое и второе явления третьего акта). Сцены подписаны инициалами А. О. и Д. Г., следовательно, они принадлежали двум авторам – будущему знаменитому драматургу и его сотруднику, артисту московской драматической сцены Дмитрию Тарасенкову, по театру – Гореву.

До сотрудничества с Островским Горев успел написать и напечатать драму “Государь-избавитель” и, несколько лет спустя, комедию “Сплошь да рядом”. Обе пьесы отнюдь не блистали талантом, в настоящее время совершенно забыты и остались только как красноречивое свидетельство того несомненного факта, что Горев не мог оказать Островскому как писателю ценных услуг. Но Горев и ценители его таланта смотрели на дело совершенно иначе, и Островскому пришлось жестоко поплатиться за мимолетную литературную дружбу с притязательным драматургом. Расплата наступила не тотчас после появления имени Островского в печати. Молодого писателя уже окружала громкая слава, он имел восторженных ценителей своего таланта, ему видимо предстояло занять одно из самых видных мест в современной литературе, – и в это именно время ему пришлось вести в высшей степени досадную полемику, отвоевывать свои права на свои же произведения. Это произошло девять лет спустя после злополучной авторской подписи под фельетоном “Московского городского листка”, пока же Островскому предстояло одолевать другие препятствия на своем только что открывшемся писательском пути.

Месяц с небольшим спустя после напечатания “Сцен…” наступил “самый памятный день” в жизни Островского. Так сам писатель называл 14 февраля 1847 года. В этот день он был в гостях у профессора русской словесности Шевырева. Познакомился Островский с профессором, вероятно, через своего гимназического товарища, учившего детей Шевырева. В знаменательный вечер у профессора собралось немало именитых гостей, – среди них знаменитый славянофильский публицист и философ А. С. Хомяков, талантливый критик А. А. Григорьев. В присутствии их Островский прочитал свои драматические сцены.

Шевырев помимо чтения лекций в университете писал критические статьи и в ученом и солидном обществе считался главным представителем литературной критики. От его впечатления зависел первый успех молодого драматурга. Его отзыв мог или окрылить автора, или в сильной степени охладить жажду писательской деятельности. Приговор Шевырева не мог иметь решающего значения для всего будущего Островского, но именно в Москве в конце сороковых годов и начале пятидесятых слово профессора обладало большим литературным авторитетом и практическим значением. Оно могло открыть или преградить начинающему драматургу путь к страницам единственного московского журнала – “Москвитянина”. Журнал издавался под редакцией профессора русской истории Погодина и при ближайшем и усерднейшем участии Шевырева, наполнявшего своими статьями весь критический отдел. Очевидно, похвала или порицание ученого критика решали вопрос о правах литературного гражданства сотрудника “Городского листка”. Решение оказалось вполне благоприятным, и именно оно сделало для Островского 14 февраля самым памятным днем жизни.

Шевырев, выслушав чтение, пришел в восторг, обнял автора и приветствовал его как писателя, одаренного громадным талантом и призванного писать для отечественного театра.

“С этого дня, – рассказывает Островский, – я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание”.

Мы не знаем, какие драматические сцены читал Островский у Шевырева, – можно предполагать, что это была пьеса Картина семейного счастья. Ровно месяц спустя после достопамятного дня она появилась в том же “Московском городском листке” за подписью А. О. И эта пьеса впоследствии вызвала печатную полемику касательно вопроса, насколько она принадлежит Островскому. Наконец, в той же газете и в том же году Островский напечатал первое и последнее свое произведение в недраматической форме – Записки замоскворецкого жителя. Они появились в трех номерах газеты, от 3 июня до 5-го, под ними не стояло никакой подписи, но подзаголовок сообщал, что новое произведение принадлежит автору Картины семейного счастья. Записки ни разу не перепечатывались и не вошли в полное собрание сочинений Островского, – между тем они представляют большой интерес в истории развития авторского таланта и в обращении к читателям заключают любопытную характеристику того оригинального мира, которому предстояло многие годы вдохновлять творческий гений драматурга.

Автор сообщал, что 1 апреля 1847 года он нашел рукопись. Она “проливает свет на страну, никому до сего времени в подробности не известную и никем еще из путешественников не описанную. До сих пор известно было только положение и имя той страны; что же касается до обитателей ея, т. е. образа их жизни, языка, нравов, обычаев, степени образованности, – все это было покрыто мраком неизвестности”.

До сих пор знали только, что страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего и называется Замоскворечьем. Но, спешит прибавить автор, наименование это некоторые ученые производят также от слова “скворец”, так как жители страны питают большое пристрастие к этой птице и делают для нее особого рода гнезда, называемые скворечницами. Но дальше сведения даже ученых не идут.

“Остановится ли путник на высоте кремлевской, привлеченный неописанной красотой Москвы, – и он глядит на Замоскворечье, как на волшебный мир, населенный сказочными героями “Тысячи и одной ночи”. Таинственность, как туман, расстилалась над Замоскворечьем; сквозь этот туман, правда, доносились до нас кое-какие слухи об этом Замоскворечье, но они так сбивчивы, неясны и, можно сказать, неправдоподобны, что ни один еще благомыслящий человек не мог из них составить себе сколько-нибудь удовлетворительного понятия о Замоскворечье”.

И автор приводит пример странных слухов, распространенных в публике насчет редкостей и чудес неисследованной страны. Найденная рукопись – правдивый рассказ о Замоскворечье, и автор намерен извлечь из своей находки ряд замоскворецких очерков, – пока же предлагает вниманию публики один, под заглавием Иван Ерофеич.

Это история бедного приказного, обывателя с Зацепы, в высшей степени скорбная, – история гибели человека. Сам Иван Ерофеич бедствия свои объясняет весьма красноречивым соображением, не лишенным значения и для настроений нашего молодого автора. “Гибну я оттого, – говорит несчастный герой, – что не знал я счастья семейной жизни, что не нашел я за Москвой-рекой женщины, которая бы любила меня так, как я мог любить. Оттого я гибну, что не знал я великого влияния женщины, этой росы небесной”.

Краткий рассказ о судьбе Ивана Ерофеича дает автору возможность показать целую галерею замоскворецких портретов, начиная с “купца-русака” и кончая мелкими чиновниками. Очевидно, у автора набрался обильный материал из жизни и нравов Замоскворечья. Чрезвычайно яркая характеристика лиц и будничной обстановки, уверенность рисунка и выпуклость отдельных штрихов свидетельствовали о близкой личной осведомленности автора в предмете. В неведомой доселе стране он был как у себя дома, и “рукопись” вполне оправдывала предисловие: реальнее и правдивее трудно было изобразить заброшенное, “потерянное” житье-бытье невзрачных замоскворецких обывателей, – и в небольшом отрывке мы встречаем первые художественные наброски многочисленных типов, составивших впоследствии славу драматурга.

Столь блестящий и оригинальный талант, сказавшийся с самого начала, должен был обратить на себя внимание всех, кто только следил за явлениями современной литературы. Личность нового писателя неминуемо должна была стать центром целого кружка людей, так или иначе причастных литературе, – писателей, артистов и просто любителей отечественного слова.

Еще до чтения сцен в доме Шевырева Островский был знаком с писателями. Восторженный отзыв известного профессора и критика поднимал популярность начинающего драматурга и расширял общество людей, заинтересованных его талантом. И одним из важнейших фактов в жизни Островского следует признать чрезвычайно разнообразный и обширный круг знакомств, встретивший и сопровождавший его первые писательские шаги. Выросший в тесном общении с современной ему народной жизнью, Островский и писать начал среди все тех же настойчивых напоминаний действительности, которая не переставала внушать ему свою правду и силу, – был ли он чиновником, сидел ли в канцелярии коммерческого суда или находился в оживленной компании друзей и сочувственников своего таланта.

Ему всюду представлялась обильная жатва для самобытного творчества, – досуг и дело служили одной и той же цели – обогащению и совершенствованию литературного дарования.

kartaslov.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта