Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал "Все о Космосе". Все о космосе журнал


Эксперты о развитии частного космоса – Журнал "Все о Космосе"

13:18 15/02/2018

👁 99

Фалькон

Громкой новостью минувшей недели стал запуск ракеты-носителя Falcon Heavy компании Илона Маска SpaceX — важнейшего проекта частной космонавтики. Что это — единичный успех или начало новой космической гонки?

Разбирался «Огонек»

Напомним: идея многоразовости является ключевой в бизнес-схеме Маска и он вновь доказал ее перспективность. Но, пожалуй, еще важнее в истории с Falcon Heavy другое — о себе на весь мир заявила частная космонавтика, бум которой, похоже, придется как раз на 2018-й.

Разберемся.

— Когда в 1960-1970-е годы космонавтика начиналась, почти все ее направления охватывало государство,— говорит независимый эксперт по авиации и космосу Вадим Лукашевич.— Но сегодня этих направлений так много, они до того сложны и дороги, что ни одной, даже самой богатой стране не по карману закрыть все только из госбюджета. Америка в этом смысле очень прагматична: там государство ушло из прикладных направлений, которые могут дать отдачу (а это связь, дистанционное зондирование Земли, ТВ), теперь это все коммерция.

Пожалуй, наиболее ярко тенденция видна на примере мирового рынка спутников: его объем уже более 260 млрд долларов США — это 77 процентов глобальной космической экономики, которая также исчисляется в миллиардах. И частников там немало. Тревогу даже забили астрономы: по данным, озвученным на недавнем собрании Американского астрономического сообщества, в следующие 20 лет на земную орбиту будет выведено еще 20 тысяч космических аппаратов, как за ними увидеть звезды?

— Частники вовсю осваивают низкую околоземную орбиту,— подтверждает Игорь Афанасьев.— Геосервисы, связь, метеорологические наблюдения, спутниковый интернет — сегодня происходит формирование новых рынков. Есть, к примеру, амбициозная идея с политической подоплекой: охватить страны третьего мира, где зачастую нет даже электричества, широкополосным интернетом. Миллиарды землян получат доступ к нему с помощью армии спутников, и все за частные деньги.

Это уже окрестили маленькой революцией: запуск первой серии мини-аппаратов от компании OneWeb предпринимателя и инженера Грега Вайлера намечен на август 2018-го, а всего на орбите создадут группировку из… 900 спутников. Проект поистине интернационален: производство во Флориде, запуск — с космодрома во Французской Гвиане, а ракеты-носители — и вовсе наши «Союзы». Масштаб затеи впечатлил экспертов…

— Еще пару лет назад такое серийное производство было невозможно представить,— цитирует швейцарская Le Temps восхищенный отзыв Людовика Жанви из консалтинговой фирмы Altran.

Чем же доставлять на орбиту все новые и новые спутники? Так вопрос не стоит: конкуренция в сфере ракет-носителей растет с каждым днем. Тот же Falcon Heavy должен до конца года принять на борт арабский спутник связи. А в сопла детищу Илона Маска уже дышат конкуренты: тот же создатель Amazon Джеффри Безос и его компания Blue Origin разрабатывают свою ракету-носитель New Glenn. Безос, правда, больше интересуется космическим туризмом, но аппетит, как известно, приходит во время еды.

Вообще же, космические стартапы растут как грибы: есть Ричард Брэнсон и его Virgin Galactic, отметившиеся первым в мире частным космопортом и испытаниями суборбитального туристического космического корабля. Приятель Билла Гейтса, миллиардер Пол Аллен, разрабатывает идею летающего космодрома… Промышленное освоение астероидов? Эти проекты застолбили компании Planetary Resources и Deep Space Industries.

Объем мирового рынка спутников уже более 260 млрд долларов США.

И частников там немало

— Небольшим стартапам интересны именно такие проекты, ведь эти ниши не охвачены крупными игроками,— поясняет экономику процесса Игорь Афанасьев.— Большие фирмы заняты: серийное производство и запуск спутников, всевозможные сервисы на базе спутниковых приложений, заказы национальных космических агентств и оборонки, им не до экспериментов. А вот скромные частники, напротив, открыты новому. Другой вопрос, что прибыльность проектов в сфере космоса ниже, чем в других отраслях, а плата за вход на рынок крайне высока. Кроме того, высоки риски провала. Вспомните бум низкоорбитальных спутников связи в 1990-х, из этих проектов выжили лишь немногие. Даже Маск тяжело шел к успеху: неудачные запуски и бесконечные вложения — это все время балансирование на грани. Но и отдача в случае успеха здесь, конечно, велика, есть ради чего рисковать.

Ну а что же Россия? Говоря о нашем частном космосе, эксперты в выражениях осторожны: мол, проекты есть, ряд их успешен, но до Америки далеко, да и денег в эту сферу инвесторы у нас вкладывают на порядки меньше, чем за океаном. Поживем — увидим.

А пока мы раздумываем, нужны ли нам свои Илоны Маски, NASA в одном из докладов рисует космические перспективы, которые сулит партнерство частников и государства. Только представьте: частные компании добывают на астероидах полезные ископаемые, между Землей и Луной с Марсом курсирует коммерческий транспорт, поверхность Луны активно изучается, в том числе на деньги инвесторов, а на орбите Земли — не только многочисленные спутники, но и хранилища топлива для дозаправки… Звучит как фантастика? Проверить можно будет совсем скоро — в 2044 году.

Источник

Журнал "Все о Космосе" рекомендует:

aboutspacejornal.net

Программа «Интеркосмос» – Журнал "Все о Космосе"

15:00 07/11/2017

👁 169

Интеркосмос

7 ноября 1976 г.проведен первый набор кандидатов в космонавты из представителей социалистических стран для подготовки к космическим полетам по программе «Интеркосмос».

В сентябре 1976 г. СССР объявил о начале набора военных летчиков и инженеров стран, членов программы «Интеркосмос», для полетов в космос на борту космического корабля «Союз» и орбитальной станции «Салют-6». Из всех претендентов Советскому Союзу предстояло отобрать по два представителя от каждой из стран. К кандидатам предъявлялись следующие требования: высшее техническое образование, большой опыт полётов, прекрасное здоровье и устойчивость к стрессовым ситуациям.

Первыми были отобраны представители ЧССР, ПНР и ГДР. В такой же последовательности была определена и очередность их полетов. Однако к этому решению пришли не сразу и еще летом 1977 г. продолжались ожесточённые споры по вопросу о том, представитель какой страны должен лететь первым. Споры были жаркими и долгими. Единодушия не было и среди советских руководителей. Но, в конце концов, остановились на той последовательности, в которой в последствии представители этих стран совершили полеты в космос.

Отбор кандидатов от Чехословакии начался летом 1976 г. еще до официального объявления о его начале в виде предварительного просмотра личных дел возможных претендентов.

Первоначально были отобраны 100 летчиков. Они прошли собеседование и медицинскую комиссию, по результатам которых из них осталось только 20 человек. В июле 1976 г. вся группа была направлена в Военно-авиационный институт для прохождения дальнейших испытаний по медицинским и психологическим тестам; на этом этапе к отбору подключились уже специалисты из Советского Союза.

В ноябре 1976 г. восемь претендентов на полет в космос прибыли в Центр подготовки космонавтов для прохождения окончательных медицинских исследований. На их основе к непосредственной подготовке были допущены – инженер-майор Олдржих Пелчак и капитан Владимир Ремек (сын главкома ВВС), которые с 8 декабря приступили к общекосмической подготовке.

В результате отбора в частях ВВС Войска Польского из первоначальной группы в 71 человек было отобрано 4 кандидата:

майор Анджей Бугала,

майор Хенрик Халка.

майор Мирослав Хермашевский

капитан Тадеуш Кузнора.

Но после летних военных учений к ним был добавлен 5-й – подполковник Зенон Янковский, хорошо проявивший себя и своими показателями заинтересовавший медиков.

Эта пятерка отправилась на прохождение окончательного этапа отбора, который проводила Главная военная врачебно-авиационная комиссия Военного института авиационной медицины. Из них к декабрю были отобраны двое: М.Хермашевский и З.Янковский; они прибыли в ЦПК и приступили к подготовке в один день с чехами.

Генерал-лейтенант Национальной Народной Армии (ННА) Германской Демократической Республики Вольфганг Райнхольд возглавил отбор добровольцев среди квалифицированных летчиков ВВС ННА. Испытаниям были подвергнуты 30 человек, выразивших желание слетать в космос, и только четыре из них в ноябре 1976 г. прибыли в ЦПК:

оберст-лейтенант Рольф Бергер,

оберст-лейтенант Эберхард Гольбс,

оберст-лейтенант Зигмунд Йен,

оберст-лейтенант Эберхард Кёллнер.

В результате последних проверок были отобраны З.Йен и Э.Кёллнер, приступившие к занятиям вместе с представителями ЧССР и ПНР.

Все первые представители социалистических стран, отобранных по этой программе, были военными и в основном ранее учились в СССР, так как одним из обязательных условий полёта в космос было знание русского языка.

После окончания ОКП из космонавтов ЦПК, готовившихся в группах ДОС, международных программ и космонавтов социалистических стран 22 августа 1977 г. были сформированы шесть экипажей:

– советско-чехословацкие: Губарев-Ремек и Исаулов-Пелчак;

– советско-польские: Климук-Хермашевский и Кубасов-Янковский;

– советско-германские: Быковский-Йен и Горбатко-Кёллнер.

В этих составах они и начали готовиться к полетам в космос. Программой полетов предусматривалось, что советско-чехословацкий экипаж должен будет полететь на корабле «Союз-27», в качестве второй экспедиции посещения, к экипажу ЭО-1 В.В.Коваленку и В.В.Рюмину в районе нового 1978 года.

Следующие экипажи, старт которых назначен на середину 1978 г., станут соответственно первой и второй экспедициями посещения станции «Салют-6» и ЭО-2 (Ю.В.Романенко и А.С.Иванченков).

Вот, что вспоминал об этом В.В.Горбатко: «…меня вызывал Шаталов и сообщил, что есть предложение включить меня в экипаж. Я был назначен командиром 2-го экипажа СССР–ГДР. Мы готовились вместе с Э.Кёлльнером. Он пришел к нам очень опытным, был командиром полка на МиГ-21. С ним было очень интересно работать. Он шутник, частенько подтрунивал над всеми. Могу сказать, что подготовлены мы были нисколько не хуже, чем Быковский с Йеном. И у нас не было никакого соперничества, и мы с Кёлльнером мирно отдублировали…»

Однако этому плану не суждено было сбыться…

Неудача экипажа Коваленок-Рюмин заставила переформировать экипаж, командир которого был нелетавшим космонавтом. В результате 20 сентября 1977 г. Ю.Ф.Исаулова заменили на дважды летавшего Н.Н.Рукавишникова, находившегося после программы «Союз» – «Аполлон» в так называемом резерве, т.е. ожидавшего назначение на непосредственную подготовку, а Ю.Ф.Исаулова перевели обратно в группу космонавтов для подготовки по программе «Салют», в которой он числился с июня по декабрь 1976 г., т.е. в резерв. Таким образом, готовившийся в течение полугода в качестве командира экипажа, Ю.Ф.Исаулов только месяц проходил подготовку вместе со своим чехословацким коллегой. Однако их отношения продолжаются и по сей день…

Всю программу сдвинули на более позднее время. Теперь полеты экипажей смещались по времени на следующие основные экспедиции.

В феврале 1978 г. закончилась подготовка советско-чехословацких экипажей, и в конце месяца они вылетели на космодром. Старт космического корабля «Союз-28» состоялся 2 марта 1978 г. в 18 часов 28 минут по московскому времени. Этим стартом открылся новый этап исследования и использования космического пространства в мирных целях, проводимых совместно странами социалистического содружества в соответствии с программой «Интеркосмос».

3 марта в 20 часов 10 минут по московскому времени была произведена стыковка с орбитальным комплексом «Салют-6» – «Союз-27». В ходе семисуточного полета международным экипажем орбитального комплекса был проведен ряд совместных советско-чехословацких исследований и экспериментов. 10 марта экипаж совершил мягкую посадку в 310 километрах западнее г. Целинограда.

Однако, помимо чисто политических целей, все полеты преследовали еще и чисто практические. Данные, полученные в космосе в результате проведенных экспериментов, находили широкое применение в народном хозяйстве государств-заказчиков. И в отличие от своего старшего «социалистического брата» – Советского Союза эти страны старались по максимуму использовать результаты полетов своих космонавтов.

Следом за Президиумом Верховного Совета СССР правительство ЧССР наградило космонавтов ответными наградами, решив таким образом ответить на советскую инициативу.

9 июня 1978 г. советско-польские экипажи сдали комплексные экзамены и вылетели на Байконур.

Интересен еще и тот факт, что перед полетом в космос польскому космонавту-исследователю предложили поменять свою фамилию, как не пристойную быть фамилией первого космонавта ПНР. Так Хермашевский стал Гермашевским.

27 июня 1978 г. «Союз-30», пилотируемый советско-польским экипажем, взял курс на станцию «Салют-6».

28 июня 1978 г. в 20 час О5 мин московского времени была произведена стыковка космического корабля «Союз-30» с орбитальным комплексом «Салют-6» – «Союз-29». Вновь на околоземной орбите был создан пилотируемый научно-исследовательский комплекс в составе орбитальной станции «Салют-6» и двух космических кораблей «Союз», а на борту комплекса работал международный экипаж в составе космонавтов: В.В.Коваленка, А.С.Иванченкова, П.И.Климука и М.Гермашевского.

В течение семи дней полета на борту орбитального научно-исследовательского комплекса «Салют-6» – «Союз-29» – «Союз-30» международный экипаж выполнил программу исследований и экспериментов, разработанную совместно учеными Советского Союза и Польской Народной Республики.

В ходе полета космонавты проводили визуальные наблюдения и фотографирование различных районов поверхности Земли в целях изучения природных ресурсов, выполнили ряд технологических и медико-биологических экспериментов. В частности, в условиях космического полета были получены новые материалы, изучалось влияние невесомости на образование и рост полупроводниковых кристаллов. Значительный объем исследований касался проблемы создания оптимальных условий для обеспечения жизнедеятельности экипажей в длительном космическом полете.

5 июля 1978 г. в 13 часов 15 минут московского времени корабль и станция расстыковались, затем была включена тормозная двигательная установка корабля. По окончании работы двигателя произошло разделение отсеков космического корабля «Союз-30», и спускаемый аппарат перешел на траекторию снижения. На расчетной высоте была введена в действие парашютная система, непосредственно у Земли включились двигатели мягкой посадки, после чего спускаемый аппарат корабля «Союз-30» совершил мягкую посадку в расчетном районе территории Советского Союза в 300 километрах западнее города Целинограда.

Так же, как и Президиум Верховного Совета СССР, вслед за правительством ЧССР, руководство ПНР также награждает международный экипаж высшими орденами своей страны – Крестами Грюнвальда I степени. Помимо этого, космонавты В.В.Коваленок и А.С.Иванченков тоже были награждены Крестами Грюнвальда III степени за участие в совместном советско-польском полете в космос.

Подготовка к полету советско-немецких экипажей была закончена 9 августа. Экипажи прошли комплексные тренировки и вылетели на Байконур.

26 августа 1978 г. в Советском Союзе был запущен космический корабль «Союз-31», пилотируемый международным экипажем в составе В.Ф.Быковского и гражданина ГДР З.Йена.

27 августа 1978 г. в 19 часов 38 минут московского времени произведена стыковка космического корабля «Союз-31» с орбитальным комплексом «Салют-6» – «Союз-29». После проверки герметичности стыковочного узла космонавты В.Ф.Быковский и З.Йен перешли в помещение станции.

В течение семи дней работы на борту станции международный экипаж выполнил обширную программу совместных исследований и экспериментов: медико-биологические и технологические эксперименты, исследования физических процессов и явлений в земной атмосфере, визуальные наблюдения и фотографирование различных районов поверхности Земли и акватории Мирового океана в целях изучения природных ресурсов.

Съемка выполнялась с помощью установленной на станции «Салют-6» многозональной фотоаппаратуры МКФ-6М, разработанной совместно специалистами СССР и ГДР и изготовленной на народном предприятии «Карл Цейс Йена» в ГДР, а также аппаратурой, доставленной на орбиту кораблем «Союз-31». Были получены новые данные о характере протекания физических процессов в атмосфере Земли. Проведен ряд медико-биологических исследований с целью дальнейшего изучения влияния факторов космического полета на организм человека и развитие биологических объектов.

3 сентября 1978 г. после успешного завершения программы совместных работ на борту орбитального научно – исследовательского комплекса «Салют-6» – «Союз-29» – «Союз-31» международный экипаж с составе: дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР В.Ф.Быковского и космонавта-исследователя, гражданина ГДР З.Йена возвратился на Землю. Спускаемый аппарат космического корабля «Союз-29» совершил мягкую посадку в заданном районе территории Советского Союза в 140 километрах юго-восточнее города Джезказгана.

Второй набор космонавтов по программе «Интеркосмос» состоялся в весной 1978 г. Он начался 1 марта, и к нему были привлечены представители пяти стран: НРБ, Республика Куба, ВНР, МНР и СРР, позже в 1979 г. к этому процессу присоединился еще и Вьетнам. Народная Республика Болгария послала в ЦПК шесть кандидатов на полет в космос:

старши лейтенант Александр Александров,

капитан Чавдар Джуров (сын министра обороны Болгарии),

майор Георгий Ловчев,

майор Георгий Какалов,

капитан Иван Наков,

подполковник Кирилл Радев.

Из шестерых медицинское управление ЦПК отобрало двоих – Г.И.Какалова и А.П.Александрова, которые и начали прохождение предварительной подготовки к полету в космос.

По окончании ОКП было сформировано два экипажа: Рукавишников-Какалов и Романенко-Александров, которые 20 ноября 1978 г. приступили к непосредственной подготовке к полету в космос. Командир первого экипажа Н.Н.Рукавишников был дублером у командира советско-чехословацкого экипажа А.А.Губарева, а Ю.В.Романенко пришел на программу «Интеркосмос» с программы ДОС, где он был командиром ЭО-2. В связи с назначением Н.Н.Рукавишникова командиром этого экипажа у Ю.Ф.Исаулова существует мнение, что если бы в 1977 г. экипажи не переформировали, то командиром советско-болгарского экипажа был бы он. К этому вел и начальник ЦПК генерал-лейтенант авиации Г.Т.Береговой, который представлял Ю.Ф.Исаулова руководителю одной из социалистических стран как потенциального командира одного из экипажей. Но, в результате замены Н.Н.Рукавишников стал первым гражданским космонавтом – командиром советского космического корабля.

Из 20 летчиков, отобранных командованием венгерской армии в сентябре 1977 г., в СССР было послано четыре кандидата:

капитан Имрэ Бакзко,

капитан Ласзио Элек,

капитан Берталан Фаркаш,

капитан Бела Мадьяри.

Выбор руководителей советской космонавтики пал на Б.Фаркаша и Б.Мадьяри.

После окончания ОКП были сформированы два экипажа: Кубасов-Фаркаш и Джанибеков-Мадьяри, которые с 20 ноября 1978 г. приступили к непосредственной подготовке. Первоначально планировалось, что полет советско-венгерского экипажа пройдет в мае 1979 г. и потому к 18 мая оба экипажа были готовы к полету, однако авария «Союза-33» и изменение в пусках пилотируемых кораблей, заставило перенести полет на период работы следующей основной экспедиции. В результате с 3 сентября 1979 г. по 12 мая 1980 г. экипаж прождал своего старта в так называемом «режиме поддержания тренированности», когда отрабатываются некоторые дополнительные элементы и оттачиваются уже приобретенные навыки.

Из 100 своих кандидатов румыны отобрали только троих, которые в декабре 1977 г. и прибыли в ЦПК:

майор Думитру Дедиу,

Кристиан Гаран,

Думитру Прунариу.

После окончательного отбора был отсеян К.Гаран, а оставшиеся кандидаты приступили к общекосмической подготовке. Д.Прунариу был зачислен в ряды ВВС и получил первичное офицерское звание суб-лосотенент. К моменту своего старта он был уже лосотенент-майором.

Первоначально планировалось, что первым румынским космонавтом должен был стать Д.Дедиу, но неадекватное поведение майора ВВС СРР, отодвинуло его на роль дублера. Был еще один забавный факт. Оба космонавта были тезками и в ЦПК, чтобы отличать их одного от другого, придумали им имена: Дима (Прунариу) и Митя (Дедиу).*

После окончания ОКП в октябре 1980 г. были сформированы два экипажа: Хрунов-Прунариу и Романенко-Дедиу. В этих составах они и приступили к подготовке. Однако в декабре 1980 г. Е.В.Хрунов был снят с программы за систематическое пьянство. Кроме того, еще одной из причин его замены стали разногласия между ним и румыном, который и попросил о замене командира. С тех пор и до смерти Хрунова их отношения были плохими.

На его место был назначен В.В.Коваленок, но практически сразу космонавт отказался, выразив желание готовиться к более престижной длительной экспедиции. В результате место командира было отдано только что вернувшемуся из 185-суточного полета в космос Л.И.Попову. Он имел разговор с академиком В.П.Глушко, после которого дал согласие на полет

*В истории космонавтики известны и более поздние случаи подобного рода. Например, первая французская женщина-спасьонавт Клоди Эньерэ (тогда Клоди Андрэ-Деэ), недавний министр новых технологий Франции, долгое время жила в ЦПК и став наполовину русской, имела и русское имя «Клавдия Андреевна», первый космический турист, гражданин США, Дэнис Тито, получил новое имя «Денис Титов», а американскою женщину-астронавта Шеннон Люсид российские остряки прозвали «Баба Люся».

Кубинцы предложили девять летчиков, четверо из которых приехали в ЦПК в январе 1978 г., где из них к космическому полету были отобраны двое: тененто-колонель Арнально Тамайо-Мендес и капитано Хосе Армандо Лопес-Фалькон. По окончании ОКП было сформировано два экипажа: Романенко-Тамайо-Мендес и Хрунов-Лопес-Фалькон, которые в октябре 1979 г. приступили к непосредственной подготовке к полету.

В процессе отбора кандидатов от Монголии в январе 1978 г. в ЦПК прибыли два кандидата: военный летчик, капитан Жугдердэмидийн Гуррагча и гражданский инженер Майдаржавын Гонзориг. После их утверждения на подготовку последний (по примеру Д.Прунариу) был зачислен в ВВС МНР и к моменту старта своего товарища имел воинское звание капитана.

Интересна история с фамилией Майдаржавына. В переводе с монгольского она значила «доспех», а по-русски звучала нецензурно. И вслед за Хермашевским и Какаловым его фамилия стала произноситься: «Гонзориг».

После окончания ОКП были сформированы два экипажа: Джанибеков-Гуррагча и Ляхов-Гонзориг, которые в октябре 1980 г. приступили к непосредственной подготовке к полету.

Правительство Вьетнама присоединилось к программе «Интеркосмос» в мае 1979 г., а месяцем ранее четыре кандидата от ВВС Вьетнамской народной армии прибыли в ЦПК. К сожалению, известны имена только троих:

капитан Буй Тхань Лием,

полковник Нгуен ван Къюок,

подполковник Фам Туан (Герой СРВ).

Из них были отобраны Ф.Туан и Б.Лием, которые приступили к подготовке в июле месяце 1979 г.

После окончания ОКП были сформированы два экипажа: Горбатко-Туан и Быковский-Лием, которые 11 октября 1979 г. начали подготовку к полету в космос.

Тем временем, в марте 1979 г. закончились комплексные тренировки и советско-болгарские экипажи вылетели на Байконур.

10 апреля 1979 г. осуществлен запуск космического корабля «Союз-33», пилотируемого международным экипажем в составе Н.Н.Рукавишникова и Г.Иванова. Интересен факт, относящийся к этому полету. Когда утверждался экипаж, кому-то из советских чиновников не понравилась фамилия болгарского космонавта – Какалов. Какие нехорошие ассоциации возникли у этого чиновника неизвестно, но за несколько часов до полета по согласованию ЦК КПСС и ЦК Болгарской коммунистической партии космонавту дали новую фамилию – Иванов.

Программой полета предусматривалась стыковка с орбитальной станцией «Салют-6» и работа вместе с основным экипажем в составе В.А.Ляхова и В.В.Рюмина.

Советско-болгарский полет выпал из разряда стандартных международных полетов. На долю четвертой международной экспедиции выпало предостаточно неприятностей.

Все шло более или менее гладко до момента стыковки корабля и орбитальной станции. Когда оставалось совсем чуть-чуть, произошла авария основного двигателя космического корабля. В одной из камер сгорания произошел взрыв. Речи о стыковке уже больше не шло, встал вопрос о возвращении на Землю. Подобного рода авария происходила впервые, и перед экипажем встала вполне реальная угроза стать пленниками орбиты. Оставалась единственная надежда на тормозной двигатель, который мог столкнуть корабль с орбиты. Но в той ситуации никто не мог дать гарантии, что это произойдет. Во-первых, неизвестно было, остался ли неповрежденным тормозной двигатель во время взрыва. А, во-вторых, даже если он останется целым, не было уверенности, что он проработает необходимое время. Если бы он проработал менее 120 секунд, то корабль остался бы на орбите. Если бы от 120 до 180 секунд, то спуск должен был произойти по баллистической траектории с большими перегрузками. Если бы он проработал расчетные 188 секунд, то все должно было закончиться нормально.

Когда заработал тормозной двигатель, оба космонавта впились глазами в стрелку часов. Их жизнь была теперь связана с ней. Медленно текли секунды. Двигатель работал минуту, вторую, третью. Наконец все смолкло. Три минуты 33 секунды проработал двигатель, но ощущение нарастающей силы тяжести все не приходило. Как оказалось впоследствии, тормозной двигатель все-таки был поврежден и не обеспечивал необходимый тормозной импульс. Н.Н.Рукавишников вспоминал впоследствии, что они как завороженные в этот момент смотрели на пылинку, которая в невесомости плавала по кабине корабля. Если она будет падать вниз, то все пройдет более или менее нормально. А если нет, то…

Наконец, она заскользила вниз. Корабль устремился к Земле. Спуск проходил по баллистической траектории. Перегрузки достигали 15g. К счастью, все завершилось благополучно. Спускаемый аппарат космического корабля «Союз-33» в день космонавтики 12 апреля 1979 г. в 19 часов 35 минут московского времени совершил посадку в заданном районе территории Советского Союза в 320 километрах юго-восточнее города Джезказгана.

26 мая 1980 г. в 21 час 21 минуту московского времени в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля «Союз-36» с экипажем в составе В.Н.Кубасова и Б.Фаркаша на борту.

Программой полета корабля «Союз-36» предусматривалась стыковка с орбитальным комплексом «Салют-6» – «Союз-35» и проведение исследований и экспериментов совместно с космонавтами Л.И.Поповым и В.В.Рюминым. В полете международного экипажа предполагалось продолжить исследования космического пространства, проводимые социалистическими странами – участницами программы сотрудничества «Интеркосмос».

27 мая 1980 г. в 22 часа 56 минут московского времени произведена стыковка космического корабля «Союз-36» с орбитальным комплексом «Салют-6» – «Союз-35». После проверки герметичности стыковочного узла экипаж «Союза-36» перешел на станцию «Салют-6».

Научная программа международного экипажа, разработанная совместно учеными Советского Союза и Венгерской Народной Республики, была рассчитана на семь дней.

Международный экипаж продолжил исследования и эксперименты, начатые во время полетов космонавтов социалистических стран на станции «Салют-6».

Кроме того, по программе изучения окружающей среды и природных ресурсов космонавтам предстояло выполнить наблюдения и фотографирование земной поверхности в интересах науки и различных отраслей народного хозяйства, в том числе сельского и лесного хозяйства.

Значительное место в программе работ международного экипажа было отведено медико-биологическим исследованиям и экспериментам, в подготовке которых принимали участие венгерские специалисты.

Экипаж экспедиции посещения провел совместный советско-венгерский эксперимент, целью которого являлось изучение влияния факторов космического полета на образование в клетках человека интерферона – белка, связанного с естественной защитой организма против вирусных заболеваний. Кроме того, эксперимент позволит выяснить, влияют ли условия космического полета на препарат интерферона, приготовленный в виде лекарственных форм.

В соответствии с программой биологических исследований проводились эксперименты по изучению развития вестибулярного аппарата рыб в невесомости, наследственных изменений у дрозофил, а также развития и роста высших растений в условиях искусственной гравитации.

С помощью аппаратуры, доставленной на корабле «Союз-36», космонавты В.Н.Кубасов и Б.Фаркаш начали подготовленный советскими и венгерскими специалистами эксперимент по измерению распределениям доз космических излучений в отсеках орбитального комплекса. Целью этих исследований является получение данных для оценки радиационных воздействий на организм космонавта в длительных полетах.

С целью изучения окружающей среды проводился эксперимент «Биосфера», в ходе которого космонавты вели визуальные наблюдения и фотографирование земной поверхности и акватории Мирового океана, пылевых и дымовых загрязнений атмосферы, различных метеорологических явлений.

Целью эксперимента «Иллюминатор» была количественная оценка изменения оптических свойств иллюминаторов станции, что связано с длительным воздействием открытого космоса.

По программе медицинских исследований проведены эксперименты «Работоспособность» и «Аудио», в которых соответственно оценивались скорость и точность реакции человека в различных ситуациях и определялось влияние факторов космического полета на слух космонавтов.

3 июня 1980 г. после успешного выполнения намеченной программы совместных исследований и экспериментов на борту орбитального научно-исследовательского комплекса «Салют-6» – «Союз-35» – «Союз-36» международный экипаж в составе дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР В.Н.Кубасова и космонавта-исследователя, гражданина ВНР Б.Фаркаша возвратился на Землю. Спускаемый аппарат совершил посадку в заданном районе территории Советского Союза в 140 километрах юго-восточнее города Джезказгана. При посадке не сработали двигатели мягкой посадки. Энергию удара восприняли амортизаторы кресел. Хотя перегрузка во время удара была предельно допустимой (около 30 единиц), космонавты каких-либо повреждений не получили.

23 июля 1980 г. в 21 час 33 минуты московского времени в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля «Союз-37» с экипажем в составе: командира корабля дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР В.В.Горбатко и космонавта-исследователя, Героя Социалистической Республики Вьетнам Ф.Туана.

Программой полета предусматривалась стыковка с орбитальным комплексом «Салют-6» – «Союз-36» и проведение на его борту исследований и экспериментов совместно с космонавтами Л.И.Поповым и В.В.Рюминым.

24 июля 1980 г. в 23 часа 02 минуты московского времени произведена стыковка космического корабля «Союз-37» с орбитальным комплексом «Сапют-6» – «Союз-36».

В ходе совместного полета космонавты выполнили ряд технологических и медико-биологических исследований и экспериментов, подготовленных специалистами Советского Союза и Вьетнама при участии ученых других социалистических стран. По программе изучения природных ресурсов и окружающей среды международный экипаж проводил визуальные наблюдения и фотографирование земной поверхности, в том числе отдельных районов территории Вьетнама. Космонавтами были продолжены также эксперименты, начатые в предыдущих полетах экипажей с использованием научной аппаратуры, созданной специалистами стран – участниц программы «Интеркосмос». Выполнение этой программы позволило получить новые данные, которые будут использованы в интересах народного хозяйства и дальнейшего развития космической науки и техники. 31 июля 1980 г. в 18 часов 15 минут московского времени после успешного завершения намеченной программы совместных работ на борту орбитального научно-исследовательского комплекса «Салют-6» – «Союз-36» – «Союз-37» международный экипаж возвратился на Землю. Спускаемый аппарат космического корабля «Союз-36» совершил посадку в заданном районе Советского Союза в 180 километрах юго-восточнее города Джезказгана.

Позже, В.В.Горбатко вспоминал: «…К своему третьему полету я готовился с Фам Туаном. Я до сих пор горжусь тем, что летал с Фам Туаном. Он единственный военный летчик, которому удалось сбить американскую летающую крепость В-52, которую США применяли при бомбардировке Ирака. И использовали в Югославии и в Афганистане. Он, единственный в мире, на самолете МиГ-21 двумя советскими ракетами сбил его и еще остался жив. А ведь В-52 имеет свое бортовое оружие, выпускает радиолокационные помехи, и его сопровождают четыре «Фантома». Так вот, Фам Туан все выключил, подошел на расстояние меньше 2 км, пустил ракеты – попал и сделал переворот. Я у него спросил: «Как же ты перевернулся? Ведь скорость большая!» – «А я самолет задрал и перевернул, а «Фантомы» прозевали. Так я ушел и остался жив».

Я считаю, что мне повезло как с Кёлльнером, так и с Фам Туаном. Готовиться с ними было легко. Оба очень хваткие, умные парни, и теорию и практику воспринимали довольно быстро. Я не испытывал никаких трудностей с ними, тем более что Фам Туан заканчивал Краснодарское летное училище. А относительно короткая совместная подготовка нам не помешала во время полета. Я хорошо помню, как он радовался, когда мы приземлились. Обычно он редко проявлял свои эмоции, редко смеялся. В тот день еще и погода была хорошая, вечер… Я стал смотреть, что мы привезли с собой из космоса. Вдруг Фам Туан схватил меня за руку. Смотрю, а у него такая радостная улыбка, такое огромное счастье! «Командир, так мы же на Земле!» Радость возвращения непередаваемая… И так бывает каждый раз после возвращения из полета. Как бы там хорошо ни было. А когда ты уже на земле – Земля есть Земля… Это твоя родимая матушка, к которой всегда хочется вернуться…»18 сентября 1980 г. в 22 часа 11 минут московского времени в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля «Союз-38» с экипажем в составе: командира корабля Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР Ю.В.Романенко и космонавта-исследователя, гражданина Республики Куба А.Тамайо-Мендеса. 19 сентября 1980 г. в 23 часа 49 минут московского времени произведена стыковка космического корабля “Союз-38” с орбитальным комплексом «Салют-6» – «Союз-37». Космонавты Ю.В.Романенко и А.Тамайо-Мендес перешли на станцию «Салют-6» и приступили к совместным исследованиям на околоземной орбите в интересах науки и народного хозяйства социалистических стран. Международный экипаж в течение семи дней должен был выполнить программу научных исследований и экспериментов, разработанных специалистами Советского Союза и Республики Куба. По программе космического материаловедения были получены кристаллы различных полупроводниковых материалов. Впервые в условиях невесомости осуществлены эксперименты по выращиванию монокристаллов органических соединений.

В рамках программы исследования природных ресурсов и изучения окружающей среды космонавты провели наблюдения и фотографирование поверхности Земли и акватории Мирового океана. Экипаж продолжил также выполнение ряда геофизических экспериментов, начатых во время работы на станции «Салют-6» предыдущими международными экипажами, с использованием аппаратуры, изготовленной в рамках программы исследования природных ресурсов и изучения окружающей среды; космонавты провели наблюдения и фотографирование поверхности Земли и акватории Мирового океана. Экипаж продолжил также выполнение ряда геофизических экспериментов, начатых во время работы на станции «Салют-6» предыдущими международными экипажами, с использованием аппаратуры, изготовленной в СССР, ГДР и НРБ.

В ходе медико-биологических исследований получены новые данные о влиянии факторов космического полета на организм человека и развитие биологических объектов.

Но не все и в этом полете было гладко. Вот, что вспоминает об этом командир экипажа Ю.В.Романенко: «Программы полетов по программе «Интеркосмос», разрабатывались с упором на те области науки и техники, какие больше интересовали академии наук стран-участниц проекта. Вообще-то, сами по себе, программы были очень интересными, в частности кубинская. Многие вещи тогда были сделаны впервые, даже раньше американцев. Например, уникальный эксперимент по анализу тонкой деятельности головного мозга. Жаль, что у нас он не получился, и опять же из-за того, что многие медики не понимают, что, значит, проводить эксперимент в объеме, где крутится магнитное поле и различные дико перемешанные электрические поля, такие фоны… Разработчики программы не понимали, что настраивать аппаратуру надо было на месте, а не на Земле, на каких-то непонятных макетах… Ведь, в космосе совсем другая обстановка. И когда снимается энцефалограмма мозга, надо учитывать, что там магнитный фон совсем другой.

Я их предупреждал об этом, но они посчитали, что лучше меня все знают, и в результате эксперимент с треском провалился, так как они даже толком не объяснили, как пользоваться настройками их аппаратуры, посчитав, что сами все правильно настроили. А там фоны оказались такими, что всю информацию о деятельности мозга в условиях невесомости, они просто забили. Эксперимент же очень тонкий был, исключительно тонкий и интересный…»

26 сентября 1980 года в 18 часов 54 минуты московского времени после успешного выполнения программы совместных исследований и экспериментов на борту орбитального комплекса «Салют-6» – «Союз-37» – «Союз-38» международный экипаж возвратился на Землю.

Спускаемый аппарат космического корабля «Союз-38» совершил посадку в заданном районе территории Советского Союза в 175 километрах юго-восточнее города Джезказгана.

22 марта 1981 г. в 17 часов 59 минут московского времени в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля «Союз-39» с экипажем в составе: командира корабля Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР В.А.Джанибекова и космонавта-исследователя гражданина МНР Ж.Гуррагчи.

Целью запуска корабля «Союз-39» являлась стыковка с орбитальным комплексом «Салют-6» – «Союз Т-4» и проведение на его борту научно-технических исследований и экспериментов совместно с космонавтами В.В.Коваленком и В.П.Савиных. В ходе полета должны были быть продолжены исследования космического пространства в мирных целях, проводимые социалистическими странами – участницами программы «Интеркосмос».

23 марта 1981 г. в 19 часов 28 минут московского времени произведена стыковка космического корабля «Союз-39», с орбитальным комплексом «Салют-6» – «Союз Т-4».

После проверки герметичности стыковочного узла космонавты В.А.Джанибеков и Ж.Гуррагча перешли в помещение станции.

Программа научных исследований, разработанная совместно учеными Советского Союза и Монгольской Народной Республики, была рассчитана на семь дней.

Космонавты проводили фотографирование отдельных районов земной суши и акватории Мирового океана с целью исследования природных ресурсов Земли и изучения окружающей среды.

Выполнен ряд совместных технологических экспериментов в целях дальнейшего изучения процессов диффузии и массопереноса, а также получения новых соединений в условиях микрогравитации. Важной частью программы полета явились эксперименты по отработке новых методов записи и передачи голографических изображений объектов для решения различных научно-технических задач в космосе.

Проведен большой объем медико-биологических исследований и экспериментов по изучению влияния факторов космического полета на организм человека и развитие биологических объектов. Были продолжены исследования, начатые предыдущими международными экипажами во время их работы на станции «Салют-6».

30 марта 1981 г. в 14 часов 42 минуты московского времени после успешного выполнения программы совместных исследований и экспериментов на борту орбитального комплекса «Салют-6» – «Союз Т-4» – «Союз-39» международный экипаж возвратился на Землю. Спускаемый аппарат корабля «Союз-39» совершил посадку в заданном районе территории Советского Союза в 170 километрах юго-восточнее города Джезказгана.

14 мая 1981 г. в 21 час 17 минут московского времени в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля «Союз-40», с экипажем в составе: командира корабля Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР Л.И.Попова и космонавта-исследователя гражданина СРР Д.Прунариу.

Программой полета корабля «Союз-40» предусматривалась стыковка с орбитальным научно-исследовательским комплексом «Салют-6» – «Союз Т-4».

Космонавтам Л.И.Попову и Д.Прунариу предстояло выполнить на борту комплекса ряд исследований и экспериментов совместно с космонавтами В.В.Коваленком и В.П.Савиных.

15 мая 1981 г. в 22 часа 50 минут московского времени произведена стыковка космического корабля «Союз-40» с орбитальным комплексом «Салют-6» – «Союз Т-4». Первый рабочий день (16 мая) из семи запланированных наступил в 14 часов и продлился до 24 часов московского времени.

Как всегда он начался с проведения медицинских исследований по оценке состояния организма на начальном этапе адаптации к невесомости. С этой целью Л.И.Попов и Д.Прунариу выполнили эксперименты, в ходе которых обследовалась сердечно-сосудистая система космонавтов, и определялись оптимальные режимы использования специальных профилактических устройств. В этот же день космонавты разместили в рабочем отсеке станции и шлюзовой камере диэлектрические детекторы, с помощью которых регистрировались тяжелые заряженные частицы космического излучения. Во второй шлюзовой камере станции экипаж установил аппаратуру «Нановецы» для изучения воздействия космической среды на конструкционные материалы.

В совместном полете экипаж экспедиции посещения выполнил ряд астрофизических и технических экспериментов с помощью аппаратуры, доставленной в корабле «Союз-40», а также научную программу, разработанную учеными СССР и СРР. Космонавты провели фотосъемку отдельных районов земной поверхности и акватории Мирового океана. В технологических экспериментах обрабатывались методы получения в условиях орбитального полета монокристаллов заданного профиля. Получены данные о составе космического излучения в околоземном пространстве. Проведен ряд медико-биологических исследований и экспериментов.

22 мая 1981 г. в 17 часов 53 минут московского времени после завершения программы совместных исследований и экспериментов на борту орбитального комплекса «Салют-6» – «Союз Т-4» – «Союз-40» международный экипаж возвратился на Землю. Спускаемый аппарат корабля «Союз-40» совершил посадку в заданном районе территории Советского Союза в 225 километрах юго-восточнее города Джезказгана…

«Интеркосмос» – программа сотрудничества социалистических стран в изучении физических свойств верхней атмосферы Земли и околоземного космического пространства, а также в исследованиях Земли из космоса. В программе принимали участие: Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Республика Куба, Монголия, Польша, Румыния, Советский Союз, Чехословакия. В 1979 г. к ним присоединился Вьетнам.

Источник

Журнал "Все о Космосе" рекомендует:

aboutspacejornal.net

Обзор перспективных направлений частной космонавтики – Журнал "Все о Космосе"

18:17 05/02/2018

👁 151

Спутник кубсат D-Orbit Decommissioning Device

В последние пять лет частная космонавтика получила новое дыхание. Количество космических стартапов резко увеличилось. Они смогли привлечь значительные инвестиции. Некоторые уже начали зарабатывать или близки к этому. Всё это часто называют «бумом частной космонавтики» или, что более корректно, просто «новой космонавтикой».

По мнению оптимистично настроенных экспертов, космос наконец-то становится привлекательным не только для учёных, но и для бизнеса. Прежде чем пытаться оценить его перспективы, стоит определиться, какие факторы на них влияют. Их не так много:

поддержка государства;технологический уровень экономики;наличие квалифицированной рабочей силы.

Поскольку самым крупным заказчиком в космической отрасли до сих пор выступает государство, его помощь имеет первоочередное значение. По этому показателю никто не может сравниться с США. NASA и американские военно-воздушные силы охотно раздают небольшие венчурные контракты стартапам.

Их деньги помогают маленьким фирмам начать работу и привлечь более крупных частных инвесторов. Кроме того, NASA делится с частными компаниями своими технологиями и предоставляет стендовую базу для испытаний, а ВВС могут предложить аренду стартовой площадки за небольшую плату.

Все основные американские стартовые площадки (мыс Канаверал и другие) принадлежат ВВС США. Площадку для первого пуска SpaceX получила бесплатно. Сейчас информации о тех годах осталось мало. Известно, что их могут выселить из-за недовольства соседнего арендатора. Если бы они заплатили за пользование площадкой, то угрозы выселения бы не было.

Европа отстаёт от США, но в будущем ситуация может измениться. Европейское космическое агентство активизировало работу по помощи молодым космическим компаниям.

Совсем недавно, в начале 2018 года, ракетный стартап из Испании PLD Space получил грант ЕКА на сумму €2 млн, и это лишь один пример. Национальные программы развития космоса есть у отдельных стран Европы, таких как Люксембург и Великобритания. Люксембург готов поддерживать любую деятельность в космосе, а Великобритания делает ставку на средства выведения сверхлёгкого класса.

ракета Skyrora

В России, к сожалению, государство не намерено поддерживать частную космонавтику. Роскосмос готов мириться с её существованием, но, по мнению российских чиновников, хорошая частная космонавтика — та, которая даёт государству деньги, а не просит у него помощи.

Морской старт

Об этом прямо заявляют представители Роскосмоса, приводя в пример покупку группой компаний S7 пускового комплекса «Морской старт». Сейчас Роскосмос является замкнутой государственной корпорацией, которая сама формирует госзаказ и распределяет его между ФГУПами и акционерными обществами, которыми владеет через Объединенную ракетно-космическую корпорацию.

Поэтому частные компании в России не могут рассчитывать на государство даже при формировании пакета заказов, не говоря уже о грантах и инвестициях.

Другой важный фактор — уровень развития экономики. Космическая отрасль требует передовых технологий, и, если получить к ним доступ представляется затруднительным, это значительно усложняет работу. Речь идёт не только о передовой электронике, которую сложно найти во многих странах, включая Россию.

Для создания конкурентоспособной космической техники требуются современные материалы и технологии обработки. Очень показательно сравнение вторых ступеней американской ракеты Falcon 9 и только разрабатываемой в России «Союз-5». При сходных задачах и характеристиках ракет более технологичная ступень Falcon 9 имеет вдвое меньшую сухую (то есть без топлива) массу, что положительно сказывается на её полезной нагрузке.

Третьим фактором является наличие на рынке труда квалифицированных инженеров. Известно, например, что компания SpaceX набирает работников на открытом рынке труда, а также из выпускников вузов. Это показатель того, что любой инвестор в США, вложив достаточно денег, способен получить новую ракету.

Обратной стороной медали становится стоимость этой рабочей силы: зарплата инженера составляет $80-110 тысяч в год. В России найти квалифицированных инженеров возможно, и это является нашим конкурентным преимуществом. Однако важно иметь в виду, сказанное в большей степени касается специалистов по разработке средств выведения, а не спутников.

Разработанные в России спутники не отличаются ни выдающимися характеристиками, ни надёжностью. Советско-российская инженерная школа в этой отрасли традиционно уступает западной. К тому же, есть проблема дефицита квалифицированных инженеров.

На перспективы влияют и объективные конкурентные качества экономик. В США сложилась серьёзная конкуренция, ведение бизнеса в Европе тщательно регулируется, а российская космическая отрасль крайне бюрократизирована и, как и вся экономика, испытывает серьёзные проблемы с защитой прав собственности.

Существующие направления космической деятельности

Суборбитальный туризм

SpaceShipTwo Юнити

Суборбитальные полёты — это запуски людей или грузов без выхода на орбиту Земли по параболической траектории. Некоторые суборбитальные полёты предполагают пересечение границы космоса, другие — нет. Международная авиационная федерация считает, что космос начинается на высоте в 100 км. ВВС США с ней не согласны и отмечают космос на 20 км ниже.

Разница между суборбитальным и орбитальными полётами огромная, что влияет на их стоимость. Чтобы вывести груз на орбиту Земли, он должен набрать скорость 7,91 м/с, и на это требуется большое количество топлива. Суборбитальные полёты — это не настоящая космонавтика, но они позволят любому желающему почувствовать невесомость в течение нескольких минут и, в случае пересечения границы космоса, получить звание участника космического полёта.

World View

Существует три подхода к суборбитальным полётам. Один из них — простые стратосферные полёты на аэростате. Над ними сейчас работает только американская компания World View. Одна капсула, способная вместить до шести человек, будет подниматься на высоту 35-37 км, а стоимость одного билета в такой полёт составит $75 тысяч. Микрогравитацию туристы не почувствуют, зато насладятся прекрасными видами Земли.

Virgin-Galactic-SpaceShipTwo

Второй подход — суборбитальный самолёт, который разрабатывает компания Virgin Galactic. В 2004 году самолёт SpaceShopOne авиаконструктора Берта Рутана достиг высоты 102,93 км, впервые поднявшись выше границы космоса и получив приз конкурса Ansari X Prize.

Вдохновлённый этим примером, британский миллиардер и владелец группы компаний Virgin сэр Ричард Брэнсон решил создать увеличенную приблизительно в три раза версию этого самолёта, чтобы использовать её для туристических полётов.

Однако разработчики столкнулись с большим количеством технических проблем, из-за которых полёты SpaceShipTwo не начались до сих пор. Испытания самолёта продолжатся и в 2018 году. Если они пройдут успешно, то, возможно, до конца года самолёт Unity по проекту SpaceShipTwo сможет повторить рекорд своего предшественника.

Стоимость одного билета на самолет компании Virgin Galactic составляет $250 тысяч.

blue-origins-rocket-new-shepard[1]

Ещё один подход к организации суборбитальных полётов — использование небольших одноступенчатых ракет. Подобные проекты развивают две компании: В США Blue Origin, созданная одним из самых богатых людей планеты Джеффом Безосом, разрабатывает многоразовую суборбитальную систему New Shepard.

В России очень похожей разработкой занимается компания «Космокурс». New Shepard состоит из двух элементов. Первый — многоразовая одноступенчатая ракета, которая взлетает на высоту 100 км, а затем возвращается на стартовую площадку.

Основатель Blue Origin Джефф Безос 7 марта 2017 года на конференции Satellite-2017 заявил, что стоимость межполётного обслуживания для неё составляет $10 тысяч. Второй элемент системы — пилотируемая капсула на шесть человек, которая запускается на ракете, а затем отделяется от неё и приземляется отдельно на парашютах.

Система New Shepard совершила уже пять успешных полётов. Первый полёт с людьми на борту должен состояться в конце 2018 года, а начало коммерческой эксплуатации запланировано на 2019 год. Blue Origin не анонсировала цену билета, но она вряд ли будет отличаться от той, что предлагает Virgin Galactic.

Космокурс

С технической точки зрения система, которую разрабатывает расположенный в Москве «Космокурс», практически идентична New Shepard, не считая увеличенной высоты полёта — приблизительно 180-220 км вместо 100 км. Туристы получат дополнительное время в невесомости (5-6 минут вместо 3-5) и возможность взглянуть на Землю с более высокой точки. Билет в такой полёт будет стоить $200-250 тысяч. Начало полётов запланировано на 2021 год.

Согласно оценкам, которые приводит «Космокурс», к 2022 году рынок суборбитального туризма вырастет до $1 млрд, а участниками суборбитальных полётов будут становиться 700-1400 человек в год.

Если эти ожидания оправдаются, направление суборбитального туризма станет достаточно перспективным, даже несмотря на уже наметившуюся серьёзную конкуренцию. Отдельно стоит отметить, что суборбитальный туризм не требует никакого участия государства помимо регулирующего.

Эта особенность во многом нивелирует главный конкурентный недостаток России — нежелание Роскосмоса помогать частным компаниям. Минусом являются достаточно высокие затраты на разработку. Средства потребуются и на отработку многоразового использования ракеты, и на создание безопасной пилотируемой капсулы.

В очень отдалённой перспективе суборбитальным туристическим системам есть куда расти. Из них может быть создан суборбитальный транспорт, который позволит добираться из одного конца планеты в другой за считанные часы. Впрочем, пока люди не хотят переплачивать за скорость перелёта. Человечество отказалось даже от сверхзвуковых пассажирских самолётов и не готово к суборбитальному транспорту.

Перспективы направления: средне-высокие.

Вложения на один проект: сотни миллионов долларов.

Запуски спутников

Направление коммерческой космонавтики, наиболее активно развивавшееся в последние десять лет, — осуществление запусков различных космических аппаратов на орбиту Земли. Этим зарабатывают как старые компании (United Launch Alliance, Arianespace, International Launch Services), так и новые, такие как SpaceX.

Отдельного разговора заслуживают ракеты-носители сверхлёгкого класса. Так называют носители с грузоподъёмностью в сотни или даже десятки килограммов. Развитие электроники и появление большого количества малых спутников стандарта «кубсат» (CubeSat) заставляют экспертов говорить о надвигающемся буме микроспутников.

В наши дни многие прикладные задачи могут решить космические аппараты массой в несколько сотен килограммов, которым не нужны ракеты с грузоподъёмностью во много тонн. Находясь на низкой орбите планеты, эти спутники способны обеспечивать связь и съёмку земной поверхности.

По прогнозу российской компании Lin Industrial, к 2023 году на орбиту ежемесячно будет выводиться 90 микроспутников, а объём рынка составит $1,7 млрд. Уже в 2018 году компания OneWeb начнёт развёртывание своей группировки спутников интернет-связи, размер которой к 2020 году предполагается довести до 900 аппаратов.

OneWeb интернет

Для аналогичного проекта SpaceX планирует запустить 4425 спутника. Согласно отчёту американской компании SpaceWorks Engineering, в 2017 году было запущено более 300 спутников массой от 1 до 50 кг, что в 1,2-1,6 раза превысило прогнозы. Если вспомнить, что уже сейчас в кластерных запусках выводится порой до ста малых спутников, предположения Lin Industrial не кажутся чрезмерно оптимистичными.

Для группового запуска большого количества микроспутников можно использовать уже имеющиеся крупные ракеты-носители, но это не значит, что ниши для сверхлёгких ракет не остаётся. Разница между большими и малыми ракетами примерно такая же, как между автобусом и такси: да, автобус дешевле, но его ещё нужно дождаться, да и доставляет он не к подъезду, а на остановку в трёх кварталах от дома.

Чтобы воспользоваться кластерным запуском, заказчику приходится ждать порой по несколько лет и мириться с тем, что орбита определяется предназначением главного выводимого в космос аппарата, а не желаниями мелких попутчиков.

И если раньше сверхлёгкие ракеты рассматривались в первую очередь как ступенька на пути к большой ракете (пример — Falcon 1 компании SpaceX), то сейчас многие компании всерьёз планируют зарабатывать на запуске микроспутников.

Электрон

Наиболее успешным проектом в этой сфере стала ракета Electron компании новозеландского происхождения RocketLab. Ради доступа к американскому госзаказу RocketLab перерегистрировалась в США, и сейчас компания собрала более $150 млн инвестиций. 21 января 2018 года ракета Electron впервые успешно вывела на орбиту три микроспутника.

Механизм сброса головного обтекателя ракеты-носителя LauncherOne компании Virgin Orbit

Свою ракету сверхлёгкого класса LauncherOne разрабатывает также Virgin Galactic Ричарда Брэнсона. Существуют и другие стартапы в США, Испании и Великобритании, а также упомянутая выше Lin Industrial в России. Стоимость одного пуска сверхлёгкой ракеты у них будет составлять от $2,5 до $10 млн. Electron обходится заказчикам в $5 млн.

В России разработчики сверхлёгких ракет могут рассчитывать на опытных инженеров и низкие издержки, но получить государственную поддержку, как в США или Европе, у них не получится. Против сверхлёгких ракет играет и тот факт, что большую часть малых спутников как в ближайшие годы, так и в дальнейшем, будут выводить ракеты традиционной размерности.

Микро-носителям останутся срочные запуски и запуски на уникальные орбиты, число которых, впрочем, будет расти. Размерность спутников также продолжит снижаться, способствуя расширению рынка.

Как это ни странно, разработка носителя сверхлёгкого класса может обойтись дешевле создания суборбитальной системы, поскольку простая одноразовая ракета значительно проще многоразовой и пилотируемой.

В долгосрочной перспективе, как указывалось выше, разработка маленькой ракеты является хорошей тренировкой перед созданием ракет обычной размерности.

Перспективы направления: средние.

Затраты на один проект: от нескольких десятков до сотен миллионов долларов.

Фалькон

Когда речь заходит о коммерческой космонавтике, в первую очередь на слуху традиционный рынок запусков космических аппаратов. Американская компания SpaceX благодаря ракете Falcon 9 за последние пять лет сделала большой рывок, оттеснив с рынка ставшие привычными ракеты-носители Ariane 5 французской компании Arianespace и «Протон-М» компании ILS (принадлежит ГКНПЦ им. Хруничева).

Важная особенность этого рынка — сильная монополизация спроса государством. По заказам государств осуществляется примерно половина всех запусков в мире, а в России — более 70%.

Из-за этого американские операторы космических запусков могут рассчитывать на заказы NASA и Пентагона, но не европейских, японских и китайских структур, и аналогичный подход работает для любой другой страны мира. SpaceX получает по государственным контрактам более половины своих доходов.

Сейчас рынок негосударственных запусков испытывает большое давление со стороны SpaceX — она захватила 45% коммерческой части рынка и не намерена останавливаться. Пока только эта компания близка к вводу в эксплуатацию многоразовых первых ступеней ракет, что в будущем даст ей ультимативное конкурентное преимущество.

ракета new glenn

Её догоняет Blue Origin с проектом частично многоразовой ракеты New Glenn. Вероятно, в следующем десятилетии эти две компании поделят рынок запусков, и пробиться на него новому игроку без мощной государственной поддержки будет сложно. Европа, наоборот, вряд ли смирится с потерей своей доли рынка и потому будет готова оказать помощь разработчикам многоразовых ракет.

В отдалённой перспективе наличие собственных средств выведения (то есть ракет) обеспечит любой компании определённую независимость в её космической деятельности. Если произойдёт вовлечение орбиты Земли в её экономику — а некоторые предпосылки к этому есть, — ракеты-носители станут гораздо более востребованными, чем сейчас. Но пока любая попытка создать конкурента Falcon 9 столкнётся с техническими сложностями и жёсткой конкуренцией.

Перспективы: низкие.

Затраты на один проект: от сотен миллионов до миллиарда долларов.

Малые спутники и космические сервисы

cubesat кубсат

Сейчас в мире существует мало компаний, делающих микроспутники на заказ. В принципе, заказать себе кубсат (формат малых искусственных спутников Земли для исследования космоса) может любой желающий, но этот рынок невелик. Создание кубсатов не требует большого опыта — их разрабатывают даже студенты, — поэтому гораздо чаще компании, которые в них нуждаются, разрабатывают такие спутники самостоятельно.

Если же возникает более сложная задача, то заказ отдают одной из крупных состоявшихся компаний. Так, широко известный стартап OneWeb заказал разработку и производство своих спутников у Airbus Defence and Space. А вот SpaceX делает конкурирующие спутники сама.

Интересной, но пока никем не реализованной идеей является создание модульных спутников. Идея заключается в том, что небольшие спутники можно собирать из модулей, как из конструктора, в зависимости от требований заказчиков.

Первым шагом к модульной технологии было появление стандарта «кубсатов». Тем не менее, пока все маленькие спутники разрабатываются индивидуально, и для реализации «микроспутникового конструктора» его создателям предстоит преодолеть много трудностей.

Гораздо больший интерес у инвесторов вызывает не разработка микроспутников, а космические сервисы, которые можно с помощью этих спутников создать. Самый очевидный пример — низкоорбитальные группировки спутников интернет-связи, создаваемые упомянутыми выше OneWeb и SpaceX.

Это направление уже получило многомиллиардные инвестиции, и результаты вложений мы сможем оценить в ближайшие пару лет. Другие стартапы обещают проводить съёмку Земли оперативно и в любом месте по желанию заказчика.

Калифорнийский стартап Astro Digital Михаила Кокорича уже привлёк на создание сети спутников съёмки Земли более $16 млн. Его идея заключается в том, чтобы сделать доступ к актуальным спутниковым снимкам максимально свободным для всех желающих. Пока запуски тестовых спутников Astro Digital проходят не вполне успешно. А вот компания Planet Labs имеет на орбите уже более 200 спутников зондирования Земли.

Ещё одно интересное направление — испытание электронных компонентов в условиях космической радиации. Для этого испытуемые компоненты должны запускаться внутри микроспутника на высокую орбиту, пересекающую радиационные пояса Земли, с последующим возвращением на Землю в защитной капсуле.

Рассматриваются идеи выноса в космос вычислительных мощностей и хранения данных на орбите. Пользу может принести не только получение информации из космоса, но и анализ космических данных. По мнению руководителя программы спутниковых сервисов Google Марка Матосяна (Mark Matossian), большую ценность будет иметь технология анализа снимков поверхности Земли при помощи искусственного интеллекта.

Перспективы: высокие.

Затраты на один проект: десятки миллионов долларов.

Космическая связь

Eutelsat спутник

Обеспечение связи при помощи геостационарных спутников — самая крупная часть современной космической экономики с оборотом в более чем сто миллиардов долларов в год.

На геостационарной орбите, которая находится примерно в сто раз выше орбиты Международной космической станции, сейчас обращаются вокруг Земли более 150 спутников. Многие из них занимаются передачей телевизионного и радиосигнала и принадлежат крупным операторам космической связи — SES, Intelast, Eutelsat, Inmarsat и другим.

Телекоммуникационные спутники разрабатывают такие гиганты космической промышленности, как Boeing и SSL в США и Airbus Defence and Space и Thales Alenia Space в Европе. Российские компании ИСС им. Решетнева и РКК «Энергия» тоже делают геостационарные спутники связи, но они заказывают рабочую аппаратуру для них в Европе.

Насколько этот рынок большой, настолько же он сложный и рискованный. Окупить инвестиции в нём непросто, особенно при наметившейся в последние годы тенденции к снижению стоимости транспондеров (устройства, устанавливающиеся на спутниках для передачи сигнала; их сдают в аренду телекомпаниям, и в последнее время цена транспондеров падает).

Единственный коммерческий оператор космической связи в России «Газпром космические системы» является перманентно убыточным. Среди прочего, генеральный конструктор и один из основателей компании Николай Севастьянов связывает это с тем, что Роскосмос обязывает ГКС закупать только российские спутники.

Согласно одной из презентаций ГКС, у иностранных компаний спутник начинает приносить доход на четвёртый год после запуска, а российский спутник выходит на доходность только на шестой год и не окупает себя к концу службы. Это при том, что ИСС им. Решетнева и РКК «Энергия» относятся к наиболее эффективным предприятиям российской космической отрасли.

Отдельным направлением выделяется не использование, а разработка и постройка спутников связи для развивающихся рынков. Страны Юго-Восточной Азии и Африки начинают задумываться о своих средствах трансляции телесигнала.

Но этот рынок уже активно осваивает Китай. Среди частных российских проектов в этой области можно отметить платформу «Атом», на разработку которой сейчас собирает средства компания Dauria Aerospace.

Перспективы: низкие.

Затраты на один проект: сотни миллионов или миллиарды долларов.

Пилотируемые полёты

CS-100 Starliner Dragon V2 Orion

Полёты людей в космос относятся к самому интригующему направлению космического бизнеса. На данный момент рынок только зарождается, и единственным заказчиком в этой сфере является космическое агентство США.

Поэтому на запусках людей в космос будут зарабатывать только американские компании. Однако деятельность людей в космосе не ограничивается одними полётами на Международную космическую станцию и обратно.

В 2019 году на МКС будет установлена частная шлюзовая камера компании NanoRacks. Она будет использоваться для запуска микроспутников, доставляемых на МКС грузовыми кораблями снабжения. На данный момент для запуска кубсатов с борта станции NanoRacks использует шлюзовую камеру японского модуля «Кибо».

Этот шлюз открывается в среднем десять раз в год. Половина работ осуществляется по японской научной программе, а остальные NASA распределяет между партнёрами, включая космические агентства других стран и компанию NanoRacks.

К сожалению, японская камера довольно мала. Собственный модуль NanoRacks будет примерно в пять раз больше, и с помощью дополнительной пусковой системы он сможет обеспечивать запуск до 192 кубсатов за раз.

Axiom Space орбитальная станция

Две компании из США — Axiom Space и Bigelow Aerospace — имеют более амбициозные планы. Они планируют пристыковать к Международной космической станции полноценные частные модули. Их можно будет использовать как для туристических полётов, так и для проведения любых экспериментов в невесомости по заказу частных компаний или государственных структур.

Концепт Bigelow Aerospace

Идея туристической космической станции появилась более десяти лет назад, но до сих пор она остаётся коммерчески непривлекательной. Ситуацию может изменить только ожидаемое снижение стоимости космических запусков.

Пока же об отдельной станции говорить не приходится, а коммерческие модули Axiom и Bigelow, вероятно, будут частично профинансированы NASA.

Космический туризм ограничивают и другие факторы. Космическая среда крайне негативно сказывается на человеческом организме, и в первую очередь это касается не радиации, а невесомости. У людей в космосе может постоянно болеть голова, могут возникать неприятные ощущения и тошнота. Всё это, а также 60-миллионная стоимость полёта, ограничивает размеры рынка небольшим количеством очень богатых энтузиастов.

Дракон Луна

В некоторых случаях исключительный опыт может перевесить недостатки космических полётов. Так, компания SpaceX намерена осуществлять туристические полёты вокруг Луны, и, по словам президента SpaceX Гвен Шотвелл, количество потенциальных клиентов, выразивших желание осуществить такой полёт, превзошло их ожидания. Скорее всего, это произойдёт не раньше 2020 года.

Ведь даже для профессиональных космонавтов полёты к Луне пока остаются лишь мечтой, а в случае удачной траектории любой турист на корабле компании SpaceX получит шанс установить мировой рекорд по удалению на самое большое расстояние от Земли.

Схожий проект много лет существует в РКК «Энергия». Предполагалось, что туристы смогут выполнять полёты вокруг Луны на модернизированном корабле «Союз» с дополнительным бытовым отсеком.

Маленький корабль Dragon компании SpaceX не смог бы сравниться с таким перелётным комплексом по комфорту. Однако российская компания так и не начала создание необходимой техники.

Вероятнее всего, это связано с опасениями менеджмента относительно очередной рискованной инвестиции и, возможно, противодействием со стороны Роскосмоса, который является крупнейшим акционером «Энергии». Сама корпорация оценивала необходимые до начала полётов инвестиции в $300-600 млн, а стоимость одного места в $150 млн.

Перспективы: средне-высокие.

Затраты на один проект: сотни миллионов долларов.

Обслуживание космических аппаратов

Спутник дозаправка

Стоимость крупных космических аппаратов достигает сотен миллионов долларов. Спутники связи работают на геостационарной орбите по 10-15 лет, а затем, после истощения запасов топлива, отводятся на орбиту захоронения.

Поэтому идея дозаправки спутников, которая позволила бы продлить срок их службы, возникла давно. Свои варианты космических аппаратов для дозаправки спутников, их ремонта и сведения с орбиты космического мусора неоднократно предлагали государственные космические агентства и частные фирмы. Пока что их реализация не ушла дальше концепций.

В теории идея обслуживания спутников на орбите действительно имеет смысл, но на практике она сталкивается со множеством проблем. Для обслуживания спутники необходимо оборудовать универсальными интерфейсами. Но разные космические аппараты разрабатываются разными конкурирующими компаниями по собственным технологиям, и добиться создания единых стандартов для всех них крайне сложно.

Что касается очистки орбиты от мусора, то сложности возникают при создании технологии аккуратного захвата и торможения космических объектов и монетизации этого бизнеса: о проблеме космического мусора говорят все, но платить за её решение не хочет никто. По крайней мере сейчас, пока космический мусор не сказывается на среднем сроке службы космических аппаратов.

Перспективы: низкие или средние.

Затраты на один проект: сотни миллионов долларов.

Остальные направления

Протон

Перечисленные выше направления, не считая космической связи, сопряжены с открывающимися сейчас новыми нишами в космонавтике. Так, миниатюризация спутников и прогресс в электронике сделали возможными сервисы на основе низкоорбитальных спутников и сверхлёгкие ракеты, а благодаря общему прогрессу в технологиях многоразовые ракеты стали реальностью наших дней.

Однако не менее интересные направления связаны с только намечающимися, но пока не произошедшими изменениями в космонавтике. Таким изменением может стать значительное снижение стоимости доставки грузов в космос.

На цену космических запусков влияют два фактора: слабая конкуренция и высокая стоимость ракет. «Старые» космические компании не имеют стимулов к повышению эффективности, поскольку обеспечены крупными государственными контрактами и стабильным набором частных заказчиков.

Но теперь на ситуацию оказало влияние появление нового игрока — SpaceX. В результате расходы на запуск одного геостационарного спутника за последние пять лет упали с $100-150 млн до 60-120 млн.

Расходы на производство и пуски ракет также могут снизиться. Наибольшую надежду эксперты возлагают на применение многоразовых ракет-носителей. Частично многоразовой космической ракетой является Falcon 9 компании SpaceX. Её первую ступень предполагается использовать не менее десяти раз.

Пока у SpaceX нет мотивов снижать цену, но уже в 2020 году на рынок должна выйти даже более эффективная ракета New Glenn от Blue Origin. Если две компании начнут ценовую войну, стоимость запусков может заметно упасть. Сейчас цена Falcon 9 составляет $62 млн.

Согласно расчетам экспертов, её стоимость в случае успеха многоразовых технологий может упасть до $20-25 млн. New Glenn существенно больше Flacon 9, но будет использовать более пригодные для многоразового использования метановые двигатели. Blue Origin оценивает ресурс первой ступени своей ракеты в 100 полётов. New Glenn сможет составить ценовую конкуренцию Falcon 9, имея большую грузоподъёмность.

С учётом расходов на пилотируемый корабль, который обычно обходится в несколько десятков миллионов долларов, цена одного пассажирского места при полёте в космос понизится с нынешних $60 млн до $10-20 млн в зависимости от пассажиропотока.

И вместе с удешевлением ракет некоторые проекты, которые пока просто обсуждаются, могут стать финансово привлекательными. С другой стороны, проекты, опирающиеся на дороговизну доставки грузов в космос, могут провалиться. Возможность снижения цен на ракеты-носители в два-три раза стоит учитывать при выборе направления инвестиций.

Туристические станции

Луна Bigelow

Несмотря на то, что космическая среда не очень комфортна для человека, некоторые богатые люди готовы заплатить большие деньги за то, чтобы посмотреть на Землю со стороны.

Если цена билета в космос снизится, то частные орбитальные станции вполне могут стать привлекательными для инвестиций, хотя точных расчётов никто не делал. Повысить финансовую отдачу смогут услуги по проведению экспериментов в невесомости для частных заказчиков.

Bigelow Aerospace ещё с 2000-х годов обещает построить орбитальный отель, состоящий из надувных модулей. Сроки запуска первого модуля постоянно откладываются, но компания запустила один экспериментальный модуль к МКС в 2016 году и надеется отправить на орбиту полноразмерный модуль в 2020 году.

Доставка грузов на Луну

Moon Express Луна

Американские компании Astrobotic и Moon Express и японская Ispace занимаются разработкой космических аппаратов для доставки грузов на Луну. Все три компании планируют осуществить первые запуски в 2018-2020 годах.

Хотя формально они заявляют, что будут зарабатывать на доставке на Луну частных экспериментов, все три рассчитывают на обслуживание новой окололунной станции, которая будет создаваться NASA при участии зарубежных партнёров. Это позволит частным фирмам получить контракты NASA или, в случае с Японией, JAXA.

За разработку системы доставки грузов на поверхность Луны хочет взяться и Blue Origin, но она готова начать работу только после получения твёрдого контракта NASA.

3D-печать и строительство

Топливный бак, который напечатали на 3D-принтере

Небольшая американская компания Made In Space разрабатывает 3D-принтеры, работающие в космосе. Пока только внутри МКС, но гораздо больше интереса вызывают устройства, которые смогут печатать прямо в вакууме. С помощью принтеров можно будет создавать на орбите сложные конструкции, размеры которых не будут ограничены диаметром головного обтекателя ракеты (4-5 метров).

Разработка принтера не обещает быстрой прибыли, но и не требует больших затрат. А в перспективе применений для него найдётся много. Самый очевидный пример — печать антенн радиотелескопов прямо в космосе. Заказчиками могут быть астрономические ассоциации, распоряжающиеся миллиардными бюджетами, такие как Европейская южная обсерватория.

Связанная с 3D-печатью технология — сборка конструкций в космосе из готовых элементов. Маловероятно, что при постройке тороидальных станций с искусственной гравитацией удастся обойтись без строительных роботов. Такие станции могли бы стать комфортными отелями для множества туристов с Земли.

Оценить реальные перспективы всех этих идей сложно, ведь они опираются на пока не реализовавшийся прогноз о снижении цен на услуги запуска. Эти рискованные инвестиции могут не окупиться, но могут также принести огромную прибыль.

Источник

Журнал "Все о Космосе" рекомендует:

aboutspacejornal.net


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта