Дайджест журнала «Живая старина» за 2014 год. Живая старина журнал
Живая старина | Самые свежие новости
Живая старина— журнал, издававшийся с 1891 по 1916 годы Этнографическим отделением Императорского русского географического общества в Санкт-Петербурге, с 1994 года выпуск журнала возобновлён в Москве рамках деятельности Государственного республиканского центра русского фольклора.
«Живая старина» - журнал о русском фольклоре и традиционной культуре - продолжает традиции известного дореволюционного одноименного издания, основанного в 1890 году В.И. Ламанским, которое выходило до 1917 года. «Живая старина» публикует статьи по фольклору, этнографии, традиционной народной культуре, материалы фольклорно-этнографических экспедиций, знакомит читателей с новейшими исследованиями по русской и славянской духовной культуре и изданиями, отражающими эту тематику.
Выходил в 1891—1916 годы в Петербурге под редакцией В. И. Ламанского четыре раза в год. Основное внимание уделялось этнографии и фольклору народов, населявших Российскую империю; время от времени появлялись заметки и о зарубежных народах. Подробно рассматривались быт и материальная культура народов (семейный уклад, хозяйство, жилища, одежда и т. д.). Журнал публиковал отчёты об этнографических экспедициях, программы сбора этнографических сведений. При «Живой старине» имелся значительный критико-библиографический отдел. Журнал сыграл важную роль в развитии русской этнографии.

«Живая старина» с 1890 по 1908 год.
файлы для скачки разбиты по годам:
Живая старина, журнал год 1890-1891
]]>Живая старина, журнал год 1890 выпуск 1..pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1890 выпуск 2..pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1891 выпуск 3..pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1891 выпуск 4.pdf]]>
Живая старина, журнал год 1892
]]>Живая старина, журнал год 1892 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1892 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1892 выпуск 3.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1892 выпуск 4.pdf]]>
'Живая старина, журнал год 1893
]]>Живая старина, журнал год 1893 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1893 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1893 выпуск 3.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1893 выпуск 4.pdf]]>
'Живая старина, журнал год 1894
]]>Живая старина, журнал год 1894 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1894 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1894 выпуск 3-4.pdf]]>
'Живая старина, журнал год 1895
]]>Живая старина, журнал год 1895 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1895 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1895 выпуск 3-4.pdf]]>
'Живая старина, журнал год 1896
]]>Живая старина, журнал год 1896 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1896 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1896 выпуск 3-4.pdf]]>
'Живая старина, журнал год 1897
]]>Живая старина, журнал год 1897 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1897 выпуск 2.pdf]]> Живая старина, журнал год 1897 выпуск 3-4 (отсутствует)
]]>Живая старина, журнал год 1898 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1898 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1898 выпуск 3-4.pdf]]>
'Живая старина, журнал год 1899
]]>Живая старина, журнал год 1899 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1899 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1899 выпуск 3.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1899 выпуск 4.pdf]]>
'Живая старина, журнал год 1900
]]>Живая старина, журнал год 1900 выпуск 1-2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1900 выпуск 3-4.pdf]]>
'Живая старина, журнал год 1901
Живая старина, журнал год 1901 выпуск 1-2 (отсутствует) ]]>Живая старина, журнал год 1901 выпуск 3-4.pdf]]>
'Живая старина, журнал год 1902
]]>Живая старина, журнал год 1902 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1902 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1902 выпуск 3-4.pdf]]>
'Живая старина, журнал год 1903
]]>Живая старина, журнал год 1903 выпуск 1-2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1903 выпуск 3-4.pdf]]>
'Живая старина, журнал год 1904
Живая старина, журнал год 1904 выпуск 1-4 (отсутствует)
'Живая старина, журнал год 1905
]]>Живая старина, журнал год 1905 выпуск 1-2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1905 выпуск 3-4.pdf]]>
'Живая старина, журнал год 1906
]]>Живая старина, журнал год 1906 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1906 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1906 выпуск 3.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1906 выпуск 4.pdf]]>
'Живая старина, журнал год 1907
]]>Живая старина, журнал год 1907 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1907 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1907 выпуск 3.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1907 выпуск 4.pdf]]>
'Живая старина, журнал год 1908
]]>Живая старина, журнал год 1908 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1908 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1908 выпуск 3.pdf]]> Живая старина, журнал год 1908 выпуск 4 (отсутствует)
Источник: ]]>https://vk.com/v_e_d_i?w=page-107309195_53676628]]>
www.kramola.info
Живая старина (журнал) - это... Что такое Живая старина (журнал)?
Живая старина (журнал)Живая старина (журнал) — журнал, издававшийся с 1891 по 1916 Этнографическим отделением Императорского русского географического общества в Санкт-Петербурге, под ред. В. И. Ламанского; выходил 4 раза в год. Наибольшее внимание уделялоь этнографии и фольклору народов, населявших Российскую империю; впрочем, время от времени появлялись заметки и о зарубежных народах. Подробно рассматривались быт и материальная культура народов (главным образом, в описаниях жилищ, одежды и утвари), экономическая жизнь народов занимала «Живую Старину» куда меньше. Журнал публиковал отчёты об этнографических экспедициях, программы сбора этнографических сведений.
При «Живой Старине» имелся значительный критико-библиографический отдел. Журнал сыграл важную роль в развитии русской этнографии.В 1994 году журнал был взобновлен и стал выходить в Москве в рамках деятельности Государственного республиканского центра русского фольклора. Главным редактором обновленной «Живой старины» стал академик Никита Ильич Толстой, филолог-славист. После его смерти в 1996 году главным редактором журнала стал доктор филологических наук Сергей Юрьевич Неклюдов. Журнал «Живая старина» выходит четыре раза в год и публикует статьи по фольклору, этнографии, традиционной народной культуре, материалы фольклорно — этнографических экспедиций, знакомит читателей с новейшими исследованиями по русской и славянской духовной культуре и изданиями, отражающими эту тематику.
Ссылки и указатели
Указатель содержания журнала "Живая старина" за 1891-1905 гг.
Указатель содержания журнала "Живая старина" за 1995-2007 гг.
Wikimedia Foundation. 2010.
- Живарёв переулок
- Живая клетка
Смотреть что такое "Живая старина (журнал)" в других словарях:
«ЖИВАЯ СТАРИНА» — ж. Отделения этнографии имп. Рус. географического об ва (РГО), выходивший в 1890 1916 гг. в С. Петербурге 4 раза в год (отдельные номера были сдвоенными). Решение об учреждении издания было принято 19 дек. 1889 г. Первым редактором журнала (1890… … Православная энциклопедия
Живая старина — «Живая старина» журнал, издававшийся с 1891 по 1916 годы Этнографическим отделением Императорского русского географического общества в Санкт Петербурге, под редакцией В. И. Ламанского. Выходил четыре раза в год. Наибольшее… … Википедия
Живая старина — («Живая старина»,) журнал, издававшийся отделением этнографии Русского географического общества с 1890 по 1916 в Петербурге. Играл прогрессивную роль в развитии русской этнографии. Выходил 4 раза в год. Печатал исследования и материалы по … Большая советская энциклопедия
Живая Старина — журнал, издаваемый с 1891 г. этнографическим отделением Императорского русского географического общества, под ред. В. И. Ламанского; выходит 4 раза в год … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
«Живая старина» — ежеквартальный научный журнал, издание Отдела этнографии Русского географического общества, Санкт Петербург, 1890 1916. Основатель и редактор В. И. Ламанский. Публиковал статьи и материалы по этнографии и фольклору народов России и славянских… … Энциклопедический словарь
ЖИВАЯ СТАРИНА — этнографический журнал Русского Географического общества, выходил в Петербурге в 1890 1916. Редакторы В.И. Ламанский, затем А.А. Шахматов, С.Ф. Ольденбург. В журнале печатались материалы по этнографии и фольклору народов России и славянских стран … Русская история
Журнал — I от франц. слова journal, означающего собственно дневник, затем ежедневную газету; в русск. яз. так называются периодические издания, выходящие через большие, чем газета, промежутки времени. Общего слова, соответствующего русскому понятию журнал … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ В БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОПИСАНИЯХ — ААС Азия и Африка сегодня , журнал Авторханов, 1983 Авторханов А. Мемуары. Франкфурт на Майне, 1983 АЕ Археографический ежегодник Азиатский музей Азиатский музей ЛО Института востоковедения АН СССР. М., 1972 Айплатов, 1993 Айплатов Г. Н. Роль… … Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период
Поднестровский диалект украинского языка — Поднестровский диалект на … Википедия
Верещагин, Григорий Егорович — … Википедия
veter.academic.ru
Журнал «Живая старина» » Перуница
Возобновленная «Живая старина» выходит с 1994 г. В 1994—1997 гг. главным редактором журнала был академик Н.И. Толстой; после смерти Н.И. Толстого журнал возглавил доктор филологических наук С.Ю. Неклюдов; с 2011 г. по сей день главным редактором является доктор филологических наук О.В. Белова.
В составе редколлегии журнала — представители крупнейших российских научных центров: Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (С.В. Алпатов), Российского государственного гуманитарного университета (С.Ю. Неклюдов), Института славяноведения РАН (Л.Н. Виноградова, В.Я. Петрухин, С.М. Толстая), Института мировой литературы РАН (член-корреспондент РАН В.М. Гацак), Российской академии музыки им. Гнесиных (М.А. Енговатова), Государственного института искусствознания (Н.Ю. Данченкова), Кольского научного центра РАН (И.А. Разумова). «Живая старина» является иллюстрированным научным журналом, распространяемым в розницу и по подписке. Выходит 4 раза в год объемом в 9 условно-печатных листов.
Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Приоритетная проблематика «Живой старины» — фольклор и традиционная культура русского и других народов России, а также славянских народов мира. На страницах журнала публикуются статьи по теории и языку фольклора, по истории фольклористики и фольклористических направлений, по проблемам фольклорных жанров, по традиционной обрядности и народному календарю, народным верованиям, материальной культуре; печатаются материалы экспедиций в различные регионы славянского мира, архивные материалы, обзоры и рецензии на новейшие издания по русскому и славянскому фольклору, хроники конференций по фольклористике и традиционной народной культуре.
От других изданий подобного профиля журнал отличается:
1) широким пониманием традиционной духовной культуры и комплексным этнолингвистическим подходом к изучению фольклорных, этнографических, языковых, изобразительных, музыкальных форм культуры;
2) сравнительно-историческим и типологическим ракурсом рассмотрения явлений духовной культуры с акцентом на их семантику и функции;
3) регулярной публикацией экспедиционных материалов из разных регионов нашей страны и соседних стран; освещением и поддержкой региональных проектов; подготовкой специальных номеров или разделов региональной и инокультурной направленности.
Среди авторов «Живой старины» — как ученые с мировым именем, академики и члены-корреспонденты РАН, ведущие специалисты в различных областях фольклора, так и молодые исследователи (аспиранты, студенты, школьники), делающие первые шаги на научном поприще. Главным критерием отбора публикаций для «Живой старины» является их высокий научный уровень, аутентичность представляемых материалов, обоснованность авторской концепции и соответствие современному уровню развития науки о фольклоре.
Редакция и редколлегия журнала сотрудничают со многими научными центрами по изучению фольклора и традиционной культуры в регионах России и в странах бывшего СССР (Белоруссия, Украина), а также с зарубежными славистическими научными центрами (Университет им. Марии Кюри-Склодовской в Люблине, Польша; Институт балканистики Сербской академии наук и искусств, Белград, Сербия; и др.). На международных съездах славистов регулярно проходят презентации новых выпусков «Живой старины», которые вызывают большой интерес среди славистов всего мира.
Представлены следующие номера.
Журнал «Живая старина». 1994. №1. Журнал «Живая старина». 1994. №2. Журнал «Живая старина». 2008. №1. Журнал «Живая старина». 2008. №2. Журнал «Живая старина». 2008. №3. Журнал «Живая старина». 2008. №4. Журнал «Живая старина». 2009. №2. Журнал «Живая старина». 2012. №1,
www.perunica.ru
Ящик пандоры – Живая старина
Живая старина— журнал, издававшийся с 1891 по 1916 годы Этнографическим отделением Императорского русского географического общества в Санкт-Петербурге, с 1994 года выпуск журнала возобновлён в Москве рамках деятельности Государственного республиканского центра русского фольклора.
«Живая старина» – журнал о русском фольклоре и традиционной культуре – продолжает традиции известного дореволюционного одноименного издания, основанного в 1890 году В.И. Ламанским, которое выходило до 1917 года. «Живая старина» публикует статьи по фольклору, этнографии, традиционной народной культуре, материалы фольклорно-этнографических экспедиций, знакомит читателей с новейшими исследованиями по русской и славянской духовной культуре и изданиями, отражающими эту тематику.
Выходил в 1891—1916 годы в Петербурге под редакцией В. И. Ламанского четыре раза в год. Основное внимание уделялось этнографии и фольклору народов, населявших Российскую империю; время от времени появлялись заметки и о зарубежных народах. Подробно рассматривались быт и материальная культура народов (семейный уклад, хозяйство, жилища, одежда и т. д.). Журнал публиковал отчёты об этнографических экспедициях, программы сбора этнографических сведений. При «Живой старине» имелся значительный критико-библиографический отдел. Журнал сыграл важную роль в развитии русской этнографии.

«Живая старина» с 1890 по 1908 год.
файлы для скачки разбиты по годам:
Живая старина, журнал год 1890-1891
]]>Живая старина, журнал год 1890 выпуск 1..pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1890 выпуск 2..pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1891 выпуск 3..pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1891 выпуск 4.pdf]]>
Живая старина, журнал год 1892
]]>Живая старина, журнал год 1892 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1892 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1892 выпуск 3.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1892 выпуск 4.pdf]]>
‘Живая старина, журнал год 1893
]]>Живая старина, журнал год 1893 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1893 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1893 выпуск 3.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1893 выпуск 4.pdf]]>
‘Живая старина, журнал год 1894
]]>Живая старина, журнал год 1894 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1894 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1894 выпуск 3-4.pdf]]>
‘Живая старина, журнал год 1895
]]>Живая старина, журнал год 1895 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1895 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1895 выпуск 3-4.pdf]]>
‘Живая старина, журнал год 1896
]]>Живая старина, журнал год 1896 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1896 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1896 выпуск 3-4.pdf]]>
‘Живая старина, журнал год 1897
]]>Живая старина, журнал год 1897 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1897 выпуск 2.pdf]]> Живая старина, журнал год 1897 выпуск 3-4 (отсутствует)
‘Живая старина, журнал год 1898
]]>Живая старина, журнал год 1898 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1898 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1898 выпуск 3-4.pdf]]>
‘Живая старина, журнал год 1899
]]>Живая старина, журнал год 1899 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1899 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1899 выпуск 3.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1899 выпуск 4.pdf]]>
‘Живая старина, журнал год 1900
]]>Живая старина, журнал год 1900 выпуск 1-2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1900 выпуск 3-4.pdf]]>
‘Живая старина, журнал год 1901
Живая старина, журнал год 1901 выпуск 1-2 (отсутствует) ]]>Живая старина, журнал год 1901 выпуск 3-4.pdf]]>
‘Живая старина, журнал год 1902
]]>Живая старина, журнал год 1902 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1902 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1902 выпуск 3-4.pdf]]>
‘Живая старина, журнал год 1903
]]>Живая старина, журнал год 1903 выпуск 1-2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1903 выпуск 3-4.pdf]]>
‘Живая старина, журнал год 1904
Живая старина, журнал год 1904 выпуск 1-4 (отсутствует)
‘Живая старина, журнал год 1905
]]>Живая старина, журнал год 1905 выпуск 1-2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1905 выпуск 3-4.pdf]]>
‘Живая старина, журнал год 1906
]]>Живая старина, журнал год 1906 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1906 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1906 выпуск 3.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1906 выпуск 4.pdf]]>
‘Живая старина, журнал год 1907
]]>Живая старина, журнал год 1907 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1907 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1907 выпуск 3.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1907 выпуск 4.pdf]]>
‘Живая старина, журнал год 1908
]]>Живая старина, журнал год 1908 выпуск 1.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1908 выпуск 2.pdf]]> ]]>Живая старина, журнал год 1908 выпуск 3.pdf]]> Живая старина, журнал год 1908 выпуск 4 (отсутствует)
]]>Источник]]>
pandoraopen.ru
Журнал "Живая старина" | Русское географическое общество
В 1890 году по инициативе В.И.Ламанского Отделение этнографии начинает издавать собственный ежеквартальный научный журнал "Живая старина", на страницах которого публиковались исследования и материалы по этнографии и фольклору народов, проживающих как на территории Российской империи, так и за ее пределами. Мысль об издании журнала была обусловлена содержанием самих материалов, имевшихся в распоряжении Общества: небольшие по объему научные исследования и публикации, которые в силу своей специфики не могут быть помещены в "Записках" Отделения, где печатаются объемные труды посвященные характеристики того или иного жанра или региона.
Современное развитие изучения внешних и внутренних особенностей рас, племен, народностей и их взаимодействия в далеком прошлом и в настоящем изучения народных языков, наречий и говоров, народной поэзии, быта, вообще живой народной старины, вызвавшее в западной Европе и в Америке массу специальных повременных изданий по антропологии, народной психологии, диалектологии, этнологии и этнографии, вызывает и у нас в России необходимость таких изданий, посвященных критическому и библиографическому обзору быстро растущей литературы народоведения и частным научным исследованиям и пересмотрам разнообразных вопросов антропологии, этнографии, исторической географии и этнологии России и соплеменных нам народов, – всех предметов, входящих в круг занятий Отделения Этнографии.
("Живая старина", 1890)
С помощью нового журнала Отделение планировало установить контакты с представителями образованной интеллигенции в губерниях и инициировать собирание фольклорно-этнографических материалов.
Вообще «Живая старина» имеет главнейше в виду служить органом общения Этнографического отделения Императорского Русского Географического Общества и богатой научными пособиями, не скудной и живыми учеными силами столицы с нашею провинциею, с уездными городами и уездами по преимуществу.
("Известия ИРГО", 1890)
С первых лет существования журнал приобретает авторитет в научных кругах. По протекции А. И. Соболевского его включают в списки обязательных изданий для вузов.
На страницах журнала помещались статьи известных ученых-исследователей, являвших членами Общества, также активными корреспондентами выступали собиратели из различных губерний. Некоторые из выпусков посвящены наследию и описанию научной деятельности выдающихся ученых – В.В.Радлова, В.И.Ламанского, братьев Гримм, Д.Н.Анучина и др.
Журнал состоял из пяти отделов: 1. "Исследования, наблюдения, рассуждения". 2. "Памятники языка и народной словесности" (с 1903 г. – "Памятники языка, народной словесности, живой старины"). 3. "Критика и библиография". 4. "Вопросы и ответы". 5. "Смесь".
В отделе "Исследования, наблюдения, рассуждения" печатались научные статьи по этнографии, фольклору и лингвистике различных народностей, как славянских, так и других стран. Статьи по этнографии русского населения касались описаний семейных обрядов и праздников. Из фольклорных материалов преобладали публикации текстов былин, сказок и песен. Особое внимание среди лингвистических исследований было уделено истории старославянского языка и специфике великорусских говоров. Ряд статей касается описания религиозных практик и течений русского и украинского населения страны.
В разделе "Памятники языка и народной словесности" публиковались необработанные, научно неосмысленные и небольшие по объему фольклорно-этнографические материалы, собранные членами-сотрудниками во время этнографических поездок или присланные в Общество членами-корреспондентами. По своему содержанию печатаемые здесь сведения имели такой же разнообразный характер, как и статьи из первого отдела.
В "Критике и библиографии" помещались рецензии на российские и иностранные издания, библиографические обзоры этнографической литературы, списки работ известных ученых, специальные библиографические указатели периодических изданий или этнографической литературы различных народностей.
В рубрике "Вопросы и ответы" печатались программы и письма с просьбой о доставки сведений по тем или иным этнографическим проблемам.
Отдел "Смесь" вмещал в себя краткие заметки фольклорного, этнографического или лингвистического содержания, некрологи, информацию о деятельности фольклорных и этнографических учреждений страны, в том числе с 1904 года протоколы заседаний и годовые отчеты Отделения этнографии.
В 1911 году деление на разделы практически исчезает, остается только отдел "Критика и библиография", а протоколы и годовые отчеты Отделения публиковались в начале каждого выпуска.
В 1915 году в журнале создается новый дополнительный раздел – "Приложение", с тем чтобы привлечь новых корреспондентов и удержать старых, поскольку в Отделении накапливалось большое количество сведений, присланных из различных губерний, которые невозможно публиковать в журнале без дополнительной обработки. На заседании Отделения этнографии 1 мая 1915 года было создано Бюро, которое занималось подготовкой к изданию нового раздела журнала. В его состав вошли: М. К. Азадовский, В. М. Ионов, А. А. Макаренко. Бюро была разработана структура нового раздела, по которой напечатали два первых выпуска "Приложения": 1. Материалы по этнографии, как русского населения, так и прочих народностей России. 2. Доклады о новых работах в области этнографии. Сообщения о поступающих материалах. Краткие рецензии и отзывы о новых книгах и крупных статьях в этнографических журналах. 3. Хроника. Отчеты о докладах, читанных в Отделении Этнографии, и о прениях, вызванных ими. Научные экспедиции. Выставки и пр. 4. Вопросы и ответы. 5. Программы и практические указания собирателям. В ноябре 1915 года состоялось обсуждение пробных выпусков, где было отмечено, что план издания во многом дублирует содержание самой "Живой старины", за счет чего "получается непонятный журнал в журнале". В последующих четырех выпусках "Приложения" исчезли рубрики, касающиеся библиографии и обзора текущей работы этнографических обществ. Среди публикуемых материалов преобладали, как и в первых выпусках, статьи по этнографии народов Востока. Кроме того, значительное место занимали инструкции по собиранию фольклорно-этнографических сведений. Всего было опубликовано 6 выпусков "Приложения".
В 1916 году в связи со сложившейся политической ситуацией в стране Отделение этнографии вынуждено было приостановить, как и многие другие свои проекты, издание "Живой старины" по причине отсутствия финансирования: "Отделение Этнографии Русского географического Общества постановило временно прекратить издание "Живой старины" ввиду чрезвычайного вздорожания цен на печатание и на бумагу".
www.rgo.ru
Вышел в свет №1 журнала «Живая старина» за 2016 год — Центр русского фольклора





СОДЕРЖАНИЕ
В КАБИНЕТЕ УЧЕНОГО
С. Ю. Неклюдов. От Гесера до персидской княжны…………….2
ФОЛЬКЛОР И ЭТНОГРАФИЯ НАРОДОВ РОССИИ
Н. В. Бессонов. Оковы на таборных девушках……………………….5
А. В. Козьмин. Материалы по этнографии и мифологии адыгейского аула Уляп………………………………9
Д. Ю. Доронин. Между козлом и людоедом: мифологические рассказы об алмысах на Алтае……………………12
С. Ю. Белоруссова. «Здесь открывается душа нагайбака»: поминальный обряд Аш биру…………………………..16
В. И. Рогачев. Погребальная обрядность эрзи и мокши………20
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР: УКРАИНСКИЙ АНКЛАВ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Е. Е. Левкиевская. Этнолингвистическая экспедиция в Самойловский район Саратовской области……………………..23
Н. Н. Рычкова. Ритуал оповещения о невинности невесты в украинском анклаве…………………………..24
М. И. Байдуж. Магические специалисты в Самойловском районе….28
Д. И. Антонов. Коммуникация с умершими в поверьях Самойловского района………………………….31
С. С. Макаров. Элементы магии при купле-продаже скота у украинцев Саратовской области………………..34
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ В ФОЛЬКЛОРЕ
Е. А. Дорохова. «Скрытые люди» русско-белорусского пограничья……………………………….37
М. О. Гардер. «Водяные коровы» на Русском Севере……………40
В. А. Шилкин. Рассказы о колдунах и ведьмах в Волгоградской области……………………….43
О. Ю. Бойцова. «Гостинчик от зайчика»: персонажи-дарители в фольклоре для детей…………………………..46
ЭКСПЕДИЦИИ
Е. П. Стрельцова, А. Ю. Уланова, О. Ю. Емец, А. И. Стрельцов. Экспедиция РГГУ в Вельский район Архангельской области………49
А. Н. Рассыхаев. Фольклор ижемских коми в деревне Волоковая Ненецкого автономного округа………………………….53
А. В. Бредихин. Фольклорная традиция слободы Дячкино Ростовской области……………………………56
ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ
Л. Н. Виноградова. Карпато-украинские демонологические верования на современном этапе………………………..58
Д. В. Громов. Альманах «Мещёра-край» и другие издания «мещёрской» серии………………….60
Т. Г. Иванова. Три книги о коми фольклоре…………………….61
М. А. Андрюнина. «По обоим берегам Буга»: исследование о некрополях этнокультурного пограничья…………………….64
О. В. Трефилова. Новая литература по фольклору, этнографии, этнолингвистике…………………………….65
НАУЧНАЯ ХРОНИКА
В. Е. Добровольская, М. В. Строганов. Конференция «Тверское фольклорное поле 2014 года»………………………………….67
Д. А. Радченко. Конференция «Фольклор вчера, сегодня, завтра» (Шеффилд, Великобритания)……………………………68
А. И. Васкул, И. В. Козлова, Г. Н. Щупак. Рябининские чтения—2015………………………………69
Напоминаем, что наши издания можно приобрести в Государственном республиканском центре русского фольклора по адресу: Москва, Турчанинов пер., д. 6, ст. метро «Парк Культуры».
www.folkcentr.ru
Дайджест журнала «Живая старина» за 2014 год — Центр русского фольклора
В настоящем обзоре представлено содержание журнала «Живая старина» за 2014 год. Этот год стал для журнала знаменательным — возобновленной «Живой старине» исполнилось 20 лет. Редакция и редколлегия журнала благодарят всех, кто принимал участие в его жизни за эти два десятилетия, надеются на продолжение сотрудничества и ждут новых авторов и читателей.
Можно сказать, что ключевой темой журнала в прошедшем году стали фольклор и традиционная культура пограничных регионов и фольклорная регионалистика в целом. Так, фольклору русско-белорусского пограничья были посвящены отдельная рубрика в № 3 и ряд статей во всех остальных номерах. Материалы, записанные Топонимической экспедицией Уральского федерального университета на вологодско-костромском пограничье, легли в основу экспедиционной рубрики в № 3.Первый номер за 2014 г. открыла рубрика «Мифология места в народной традиции», объединившая статьи о почитаемых, «страшных» и вообще значимых для народной традиции локусах. Д.В. Громов в статье «Места древних поселений Москвы и их фольклорная судьба» проанализировал мифологизацию древних городищ на территории современной Москвы: все эти места оцениваются народной традицией как опасные или проклятые. А.Г. Авдеев в статье «Чудо на могиле князя Даниила Московского: от агиографии к устному преданию» обратился к фольклорно-агиографическому мотиву, связанному с наказанием за кощунственное отношение к месту захоронения святого. В статье А.Б. Мороза был рассмотрен современный культ могилы московского юродивого Ивана Яковлевича Корейши, широко известного в ΧΙΧ в. О.В. Белова посвятила свою статью легендам о почитаемом «Блаженном камне» в Манявском ските (с. Манява Ивано-Франковской области, Украина), а В.А. Комарова — преданиям о «растущей вверх ногами» сосне (Велижский район Смоленской области), историю которой фольклорная традиция связывает с Отечественной войной 1812 г. и с Наполеном. И. Поведак (István Povedák) рассмотрел сакральные места в современной Венгрии: локусы католического паломничества; места, связанные с увековечиванием памяти о национальных героях и исторических событиях; священные места новых религиозных движений и эзотерические сакральные локусы.Рубрика «Имя в фольклоре» была посвящена различным аспектам фольклорной ономастики: деревенским прозвищам — на материале Белоруссии (Г.И. Лопатин) и Архангельской области (А.Ф. Балашова), имянаречению (статья В.И. Рогачёва о старинном мордовском обычае давать невесте новое имя при вступлении в брак и статья С.Н. Амосовой о стратегиях выбора имени у советских евреев), ономастической языковой игре (статья М.В. Ахметовой о неофициальных названиях городов постсоветского пространства, омонимичных антропонимам).В рубрике «Народная демонология» были представлены фольклорные материалы из украинского Полесья (статья Ю.С. Буйских о персонажах, которыми пугали детей) и из различных регионов России (публикация В.В. Запорожец, посвященная быличкам о колдунах). В.А. Черванёва рассмотрела такие жанры, как быличка и поверье, с точки зрения механизмов кодирования в них мифологической (демонологической) информации.Рубрика «Фольклорно-этнографическая мозаика» объединила публикации об особенностях празднования Благовещения и о связанных с этим днем верованиях в Куйбышевском районе Калужской области (А.А. Иванова), о детских играх тофаларов, или тофов, — малочисленного тюркоязычного народа, живущего в Иркутской области (А.Д. Назаркин), о сказках, записанных от русского населения Прилузского района Республики Коми (Ю.А. Крашенинникова, П.А. Шахматская).Рубрику «Архивная полка» составила статья С.М. Лойтер «“Послужи-ко, сын мой милый, Сталину-отцу…” (советские мифологемы в колыбельных песнях)», посвященная псевдофольклорным колыбельным 1930-х гг., в которых упоминались Сталин, колхозы, Красная армия, советская власть и т.д.В экспедиционной рубрике был представлен материал из Вельского района Архангельской области — предания о мифологическом народе чудь, который народная традиция может ассоциировать с первобытными людьми или иноэтничными соседями (статья Ф.О. Орлова «Вельская находка: как чуди бегали за луком»).Наиболее значительная по объему и по географической широте материала рубрика второго номера — «Народные легенды». Статья И.А. Бессонова «Содом и Ниневия в древнерусской книжности и фольклоре» была посвящена восходящему к Библии мотиву уничтожения Богом грешных городов и его рецепции русской книжной и фольклорной традицией. Библейские легенды белорусско-русского пограничья рассматривались Е.М. Боганевой (на материале Гомельской, Витебской и Могилёвской областей Белоруссии) и О.В. Беловой (на материале Велижского района Смоленской области России). Ряд этиологических легенд (в том числе носящих анекдотический характер) опубликовала В.В. Запорожец. П.Ф. Лимеров проанализировал космогонический сюжет о творении мира из яйца в фольклоре коми. В статье Ю.С. Буйских рассматривались украинские легенды о наказании за осквернение или разрушение церквей. Славянские и балканские мотивы в рассказах о строительстве церкви стали предметом анализа Е.А. Литвин (на материале, записанном среди албанцев Украины). К.И. Банца (Carmen Ionela Banța) рассмотрела взаимосвязь румынской легенды о происхождении вредоносного насекомого — колумбацкой мошки (Simulia Columbacensis) и эпической песни о богатыре Йоване Йорговане (Iovan Iorgovan). Предметом статьи О.В. Чёха стали греческие легенды ΧΙΧ—ΧΧ вв. об Александре Македонском.Традиционная рубрика «Верования и обряды» содержала как обобщающие, так и узколокальные материалы. Т.А. Агапкина в статье «Прагматика и функции пасхального хлеба (региональный аспект)» рассмотрела народные представления и ритуальные действия с пасхальным хлебом в восточно- и западнославянской традиции. А.А. Плотникова представила этнографическое описание свадьбы 2013 г., которую ей довелось наблюдать в среде русских старообрядцев, живущих в селе Махмудия (Румыния). Г.И. Лопатин опубликовал материалы по народному календарю и традиционной магии, записанные в белорусской деревне Шерстин (Гомельская область).В рубрике «Фольклор в рукописных источниках» рассматривались материалы «наивных фольклористов» ХХ в. — «мужские» частушки из рукописного собрания жителя Архангельской области (статья Ю.А. Крашенинниковой) и исторические предания из краеведческого конспекта жительницы г. Бологое Тверской области (статья М.В. Ахметовой).Рубрика «Экспедиции» была посвящена традиции оформления российских кладбищ. А.Г. Кулешов представил описание типов кладбищенского декора в Селивановском районе Владимирской области в XIX—XX вв., а С.В. Мохов предложил интересную трактовку советско-российской традиции красить кладбищенские ограды в голубой цвет, изначально обусловленную социально-бытовыми условиями (в условиях дефицита приходилось либо использовать доступные средства — синьку или медный купорос, либо прибегать к хищению казенной краски).Заглавной темой третьего номера была традиционная культура пограничных регионов. Его открывала рубрика, посвященная фольклору русско-белорусского пограничья. На материале Велижского района Смоленской области, граничащего с Белоруссией, А.Б. Мороз рассмотрел приуроченный к троицкому календарному циклу обряд украшения коров венками, Н.С. Петрова — мотив изгнания ведьм в песнях, приуроченных к дню Ивана Купалы, Н.В. Петров — рассказы о кладах и демонологических персонажах. Материалы, записанные в белорусских регионах, граничащих с Россией, легли в основу статей Е.М. Боганевой (о народной демонологии), Т.В. Володиной (о лечебных заговорах и народной педиатрии), Г.И. Лопатина (о лечебных, скотоводческих и бытовых заговорах) и В.А. Лобача (о мифологических текстах, связанных с легендарными персонажами-великанами — волатамi и асiлкамi).Тема пограничных традиций была продолжена и в подборке экспедиционных материалов, записанных в восточной части пограничья Вологодской и Костромской областей. В публикациях анализировались топонимические предания о разбойниках (Е.Л. Березович, В.С. Кучко, О.Д. Сурикова), диалектная лексика, содержащая оценку человека с точки зрения его взаимоотношений с социумом (Т.В. Леонтьева), диалектные названия демонологических персонажей (Н.А. Синица).В публикациях новой для «Живой старины» рубрики «Устная история: “эпоха кризисов”» звучали живые голоса тех, кто пережил драматические события ХХ—ΧΧΙ вв. — раскулачивание 1930-х гг. (на материале Южного Зауралья, статья В.П. Фёдоровой), фашистскую оккупацию во время Второй мировой войны и трудное послевоенное время (статьи И.Ю. Васильева на материале Кубани и Т.Б. Диановой на материале Ростовской области), вынужденное переселение (рассказы украинских и российских переселенцев из зон затопления, опубликованные в статьях И.М. Коваль-Фучило и О.В. Фельде), тяготы Гражданской и Великой Отечественной войн, предвоенного и послевоенного времени (воспоминания жительницы Красноярского края, опубликованные Л.В. Семенковой и О.В. Фельде).Четвертый номер открывался рубрикой «Вещь — символ — знак». Л.А. Беляев в статье «Фляга патриарха Никона и ее европейские аналоги» описал принадлежавшую знаменитому русскому патриарху XVII в. глиняную флягу, выполненную в виде книги. Небольшая заметка А.Б. Мороза знакомила читателей с традицией украшения икон полотенцами-боговками в Велижском районе Смоленской области. На материале того же района Н.В. Петров обратился к локальному обряду — переносу особого креста в дом родственников умершего после похорон. Г.Р. Шагапова описала типы игры в волчок у разных народов мира и представила результат картографирования этой игры. О.В. Фролова рассмотрела грамматическую категорию одушевленности/неодушевленности в так называемых абстрактных (т.е. абсурдных) анекдотах.Столетию с начала Первой мировой войны была посвящена рубрика «Первая мировая война в фольклоре». Е.Ю. Дубровская опубликовала два текста из архива Карельского научного центра РАН — новеллистическую сказку о солдате и «наивное» стихотворение об одном из эпизодов Первой мировой войны. Н.Г. Комелина представила подборку архивных частушек о войне, записанных в 1920-е гг. студентами известного этнографа Д.К. Зеленина. М.В. Строганов обратился к отражению Первой мировой войны в жестоком романсе. В статье О.М. Кузьменко рассматривались история собирания украинского фольклора Первой мировой войны и основные темы преданий, меморатов, песен и сказок на военную тему. Русские разножанровые тексты о войне (песни, предания, исторические анекдоты, былички, «наивная» литература) легли в основу совместной статьи С.В. Алпатова, О.В. Беловой и А.Б. Ипполитовой.Статья С.М. Толстой «Великое дело Оскара Кольберга», опубликованная в рубрике «Из истории науки», была посвящена другой памятной дате — 200-летию со дня рождения выдающегося польского собирателя и исследователя фольклора.Рубрика «Народная традиция и христианство» объединила публикации об отражении религиозно-церковной тематики в различных текстах — в рукописных памятниках XVIII—XX вв. (статья А.В. Пигина о старообрядческих сочинениях, обличающих чаепитие и использование самовара), в меморатах (публикация рассказов о быте священников, записанных В.В. Запорожец от молодой жены православного священнослужителя), в народной паремиологии (статья Н.А. Синицы, посвященная образу православного и католического священнослужителя в малых жанрах русского, украинского и польского фольклора), в смеховом фольклоре (статья Е.Б. Рашковского, посвященная песне о Ное и виноградной лозе, популярной в околоцерковной среде ΧΙΧ в.). А.А. Панченко обратился к проблеме взаимоотношения священника и колдуньи/знахарки в советский и постсоветский периоды.Экспедиционную рубрику составили материалы, записанные этнолингвистической экспедицией Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ в украинском анклаве Самойловского района Саратовской области. В статье Е.Е. Левкиевской описывались неформальные религиозные лидеры — женщины, которые в советское время выполняли функции священников (крестили детей и отпевали покойников). Статья Н.Н. Рычковой была посвящена родильно-крестильной обрядности, а статья С.А. Зайковской — скотоводческой магии самойловских украинцев.Кроме того, за прошедший год вышло 14 рецензий на монографии и сборники статей по фольклору, этнографии и антропологии, 2 обзора — российского журнала «Вопросы этномузыкознания» и американского журнала «Folklorica», а также 9 материалов научной хроники.
М.В. Ахметова
Наши издания можно приобрести в Государственном республиканском центре русского фольклора по адресу: Москва, Турчанинов пер., д. 6,ст. метро «Парк Культуры».
www.folkcentr.ru


