Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал по реализации безотметочного обучения в 1-3 классах для лиц с интеллектуальной недостаточностью по предмету "Русский язык". Журнал безотметочного обучения 1 класс


Безотметочное обучение в 1 классе

Автор: Сапрыкина Елена Владимировна

 

«Безотметочное оценивание в 1 классе»

 

     Безотметочное оценивание в начальной школе – стимул для максимального развития каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями. Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

 

         В условиях введения Федерального государственного стандарта каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся.

 

         В современной школе система работы учителя направлена на максимальное раскрытие и развитие личностных качеств каждого ученика.

 

         Возникает противоречие между этими требованиями к современной начальной школе в широком смысле слова и существующей системой оценивания школьников. Пятибалльная отметочная система (а фактически четырёх бальная, так как при оценивании работ педагог пользуется отметками 5, 4, 3, 2) не дает полноценной возможности для формирования у обучающихся оценочной самостоятельности. Она выполняет функцию внешнего контроля, не предполагает ни самооценки ученика, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней. Система оценивания затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно оценить реальные достижения каждого учащегося. По отметке сложно судить о действительном уровне знаний, трудно простроить дальнейшую программу действий ( над чем поработать, что улучшить). Система часто имеет травмирующий для ребенка характер. Нередко она является орудием психологического давления, направленная на ребенка и его родителей. Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, повышению тревожности и как следствие — к ухудшению физического здоровья школьника. Вот почему становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика.

 

         В настоящее время обсуждается вопрос о замене этой системы многобалльной или без отметочной. Уже сейчас в первом классе, первой и второй четверти второго класса в нашей школе введена без отметочная система обучения, которая должна сделать оценку учащегося более содержательной, объективной и дифференцированной. Это реальное требование, законодательно оформленное в современных министерских документах.

 

Я полностью согласна с размышлениями Е. Восторговой, которая отмечает, что без отметочное обучение в первом классе лишь декларация. Часто учитель просто заменяет пятерки на звездочки или «Молодец!». Проблема в том, чтобы учитель принципиально изменил процедуру оценивания и свою позицию в ней: организовал оценивание как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребенка. Именно в этом суть технологии без отметочного обучения, которое отнюдь не является без оценочным. С этой точки зрения вернее было бы назвать традиционное отметочное обучение без оценочным, так как там нет места действия оценивания ребенком самого себя — а это, как отмечают современные психологи, «краеугольный камень» учебной самостоятельности, способности к обучению вообще. Без отметочное обучение при условии его правильной организации и есть подлинно оценочное обучение, и в этом его парадокс. В том смысле что термин «без отметочное обучение» крайне неудачен, он провоцирует ложное восприятия — как будто бы речь идет об отмене отметок и самого оценивания отсюда негативное отношение — любой здравомыслящий взрослый понимает что нельзя чему — либо научить ребенка, не оценивая результатов обучения. На самом же деле под без отметочным обучением понимается такое обучение, при котором ребенок учится самостоятельно оценивать свои действия, соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями, то есть выращивается оценочная самостоятельность ребенка.

 

        Следует отметить, что впервые эксперимент по введению без отметочного обучению начался в 50 — е годы XX века под руководством Ш. А. Амонашвили. Количественная оценка заменена различными формами качественной оценки, среди которых характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценке. Но данная система не представлена как технология, т.е. последовательность определенных педагогических действий, реализующих оценивание без отметки. По его наблюдениям, а также по мнению большинства учителей начальной школы, все дети с радостью идут в первый класс. Но по целому ряду причин (способности, здоровья, уровень подготовки, психологически особенности ребенка) они по – разному усваивают учебный материал и, соответственно, имеют разный уровень успеваемости. Поэтому по словам Амонашвили, отметка становится для одних детей и их родителей «доброй феей», а для других «Бабой Ягой».

 

      Наиболее распространенным методом без отметочного оценивания являются «Волшебные линеечки» Г.А.Цукерман.Они наиболее понятны для учащихся и родителей в использовании.

 

 

 

     

 

        Безотметочное обучение в 1-м классе не нравится многим родителям, т. к. всем хочется видеть результат достижений своих детей. Поэтому проблему оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки стараюсь решить по-своему, не забывая создавать в классе атмосферу психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей и учителя.

 

        Оценка − это словесная характеристика результатов действий. Оценивать стараюсь любое успешное действие ученика.

 

     Но дети данного возраста не готовы к адекватной оценке своих результатов. Поэтому в своей деятельности использую следующе методы оценивания;

 

        Начиная с первых уроков, (2-3 недели), в конце каждого урока дети обозначают хлопками своё настроение в конце каждого урока.

 

Через 2–4 недели начинают учиться сравнивать цель и результат. Каждый старается оценить содержание своей письменной работы. Сравнив работу с образцом, они оценивают себя или соседа по парте разными способами: аплодисменты себе (соседу или классу), погладьте себя (соседа) по голове и скажите: «Умница», пожмите руку товарищу…

 

Далее учимся составлять алгоритм оценивания своей успешной работы:

 

 - выполнил правильно, все получилось, показываю веселый смайлик;

 

- если не все получилось, или не понял-грустный смайлик;

 

Позже учимся признавать свои ошибки, неудачи.

 

Когда самооценка адекватная, ученики начинают учиться заполнять «Лист самооценки» по предметам (сначала под контролем учителя за l полугодие)

 

Учитель корректирует его самооценку, если ученик завысил или занизил её. Особо отмечаю тех учащихся, чья самооценка совпала с моей.

 

Использую наряду со стандартизированными письменными или устными работами такие формы и методы оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения… При работе над проектной деятельностью также использую разные формы оценки и самооценки.

 

 

 

1. «Хорошие слова» или комплименты

 

Считаю, что в первом классе просто необходимо в эмоциональной форме формулировать словесную оценку, показать удовлетворение от успехов: «Молодец! Ты очень внимательный». Кроме того, в процессе такого оценивания учитель показывает ученику, что он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но…». Комплименты формируют у школьника уверенность в себе. Это качество помогает успешно учиться.

 

2. Невербальные виды помощи

 

Важно упомянуть и о таких видах похвалы, детской поддержки, помощи со стороны взрослого, как улыбка, ободряющий жест, прикосновение к ребенку.

 

3. Самооценка

 

Работаю над формированием контроля и самоконтроля, По мнению А. Б. Воронцова: «с самооценки, со способности понять «Это я уже умею и знаю», «Этого я совсем не знаю, надо узнать», «Это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться».

 

4. Взаимооценка

 

С самооценкой связана и взаимооценка.

 

Оценивание чужой работы – необходимый способ работы с первоклассниками, поскольку постепенно совместно уточняются значения критериев оценки.

 

Очень важно при организации взаимопроверки ориентировать учащихся на то, что они должны видеть друг в друге хорошее, с уважением воспринимать успехи своего товарища. Необходимо учить детей сопереживать, радоваться за успехи другого, критично подходить к выполненной работе. Приобретая навык оценивания собственных и чужих достижений, дети получают опыт взаимопомощи, взаимоподдержки.

 

5. Праздник – собрание.

 

За 2 дня до начала осенних каникул прошел праздник – «Посвящение в первоклассники». Были приглашены родители, администрация, учащиеся 11 класса. Дети показали, чему они научились за два месяца, получили свидетельство «Первоклассника».

 

6. Папка достижений.    Адекватным методом интегральной оценки личностных результатов, учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

 

.    Со второй четверти первого класса мы начали работать над формированием портфолио ученика (коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях). У каждого ученика появилась своя «Папка достижений» (папка с файлами). Самым главным здесь является не портфолио как таковое, а взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого ученик, чувствуя к себе внимание со стороны учителя, стремится оправдать его надежды. «Папка достижений» становится инструментом повышения качества процессов обучения. Ученик сам решает, что он хочет положить туда, т. е. от него требуется самооценка в процессе учения. В папке достижений находят свое место наряду с классными его домашние и внешкольные работы. Папки достижений хранятся в классе. Они, как правило, эстетически привлекательны и их с удовольствием рассматривают дети, родители и учителя. Они видят движение первоклассника в учебном содержании.

 

7.Листы достижений позволяют родителям оценить успехи ребенка и при необходимости вместе с учителем определить пути решения возникающих проблем.

 

      По итогам каждого полугодия в 1 классе осуществляется мониторинг, где оценивается уровень сформированной УУД. Диагностика и оценка сформированной УУД у учащихся осуществляется на основе метода наблюдений. Для оценивания осознанности, каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения использую метод, основанный на вопросах для самоанализа с первых дней поступления ребенка в школу.

 

 

 

 

 

    

 

 

 

Приложение 1.

 

 

 

«Оцени сочинение товарища»     

 

Ф.И._______________________________________________________________________

 

Название сочинения________________________________________________________

 

Ф. И.(товарища)_____________________________________________________________

 

                                                                                                   Сочинение написано…

 

 

 

                        МНЕ было…                                                                    

 

   интересно       познавательно       понятно                             аккуратно  ,   есть           

 

                                                                                                                   рисунок (фото)

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

                                                                                                                                       

 

 

 

                                                                                                                                       

 

                                                                                                                                                 

 

 

 

                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение2

 

 «ОЦЕНИ СЕБЯ!»                            

 

      (по результатам устного сочинения «Моя азбука»)

 

Ф.И._____________________________________

 

                                          справился легко                    справился с трудом

 

                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

                                                                           

 

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение3.

 

  Оцени свою готовность

 

 к работе над проектом «Домашние животные».

 

       (закрась соответствующую твоему ответу домашнее животное)

 

       

 

 

 

                                                                      Хочу начать работу немедленно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Мне интересно.

 

 

 

                                                          

 

                                                 Надо работать.

 

 

 

                              

 

                           Не хочу, но надо

 

 

 

 

 

 

 

Надо подумать

 

 

 

                                             

 

 

 

Ф.И._____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

 

 

Удачи в работе!        

 

 

 

                                            Лист достижений за 2015-2016 учебный год.         

 

Ф.И._______________________________________________

 

Ответь на вопрос: «Что я знаю, умею?» с помощью смайлика или напиши ответ .

 

Мате-матика

Считаю до ____

Понимаю математическую речь.

Умею решать примеры.

Умею решать составлять равенства и неравентсва.

Умею решать задачи(устно и составлять выражение).

Умею работать с таблицами.

Умею составлять задачи по картинке .

Умею называть и чертить разные геометрические фигуры, конструировать.

Умею проверять свои действия.

 

 

Литера-турное чтение

Техника чтения_______слов.

Читаю без ошибок.

Выразительность.

Ударение.

Понимаю прочитанное.

Умею отвечать на вопросы.

Умею озаглавливать текст.

Могу пересказать без помощи учителя / с помощью учителя.

Могу устно составить рассказ на заданнную тему.

Знаю авторов: ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Знаю наизусть стихи:_________________________________________________________

 

Русский язык

Знаю гигиенические правила письма.

Грамотность.

Аккуратность.

Применяю правила:

- ЖИ – ШИ

- ЧА - ЩА

- заглавная буква в именах  и фамилиях  людей, кличках животных.

Умею:

- писать правильно буквы.

- различать гласные и согласные звуки

- строить схему слова

- переносить слово по слогам

- ставить ударение

- списывать текст.

- выделять орфограммы.

- определять количество слов в предложении

- писать под диктовку.

______________________________________________________________________

Окру-жающий мир

Я знаю:

- название нашей планеты, родной страны и ее столицы

- государственную символику России, государственные праздники

- основные свойства воздуха, воды

- условия, необходимые для жизни живых организмов

- основные правила поведения (дома, на улице, на природе)

- правила укрепления здоровья

Я умею:

- различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы

- различать части растений

-  ухаживать за растениями, животными

- устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе

 

Техно-логия

Умею делать поделки из разного материала

Аккуратность.

Лучшая моя поделка «                                                         ».

ИЗО

Освоил технику рисования  акварельными красками, мелками,карандашом.

Аккуратность.

Лучший мой рисунок «                                                         ».  

Музыка

Выучил песни (сколько)                  , знаю ноты.

 

Физ-культура

Умею проводить зарядку.

Делать стойку на лопатках.

Кувырок вперед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ž Таким образом, содержательная оценка необходима для того, чтобы сформировать и развить оценочную деятельность младших школьников, обучить их само- и взаимоконтролю, сделать образовательный процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Это условие и результат сотрудничества между учителем и учащимися, закрепление взаимопонимания и взаимодоверия. А переход на безотметочную систему обучения возможен только там, где существуют отношения доверия между учащимися, учителями и родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

solncesvet.ru

Организация безотметочного обучения «Первоклассного дневника моего развития» 1 Класс

Организация безотметочного обучения в 1-м классе на основе

«Первоклассного дневника моего развития»

Пояснительная записка

Для многих педагогов безотметочное обучение – плод воображения или экспериментальных изысков учёных-психологов, весьма далёких от повседневной школьной жизни. Однако, если говорить о безотметочном обучении в 1-м классе – это уже не эксперимент, и даже не министерские рекомендации. Отсутствие отметок в 1-м классе – реальное требование, законодательно оформленное в современных министерских документах. По мнению большинства представителей педагогической общественности, это требование действительно разумно – нельзя ранжировать детей за то, чему они только ещё должны научиться.

Но приходится признать, что безотметочное обучение в 1-м классе сегодня – лишь декларация, и оно будет ею оставаться до тех пор, пока в руках учителя не появиться реальная технология – инструмент организации безотметочного оценивания на начальном этапе обучения. Не секрет, что в настоящее время каждый учитель «выкручивается» из этой непростой ситуации по-своему, решая проблему без должной методической поддержки, на свой страх и риск.

Но ведь главное – не в замене одних отметок на другие, баллов на картинки и похвальные слова или даже «волшебные линеечки». Проблема в том, чтобы учитель принципиально изменил процедуру оценивания и свою позицию в нём: организовал оценивание как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребёнка. Именно в этом суть технологии безотметочного обучения, которое отнюдь не является безоценочным. Действие оценивания ребёнком самого себя – это, как отмечают психологи, «краеугольный камень» учебной самостоятельности, способности к обучению вообще (и к самообучению в частности). Любой здравомыслящий взрослый понимает, что нельзя чему-либо научить ребёнка, не оценивая результатов обучения. Под безотметочным обучением понимается такое обучение, при котором ребёнок учиться самостоятельно оценивать свои действия, соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями, то есть выращивается оценочная самостоятельность ребёнка.

Возможный путь преодоления трудностей организации безотметочного обучения в 1-м классе – создание специального пособия, носителя технологии безотметочного обучения, в котором должны быть зафиксированы её особенности. Таким носителем может стать ученический дневник, имеющий особую структуру.

Эти размышления привели меня к созданию собственного «Первоклассного дневника моего развития», которым я и мои коллеги – учителя начальных классов пользуемся с 2006 года.

С помощью моего дневника можно не только реализовать безотметочную систему оценивания, но и создать условия для благополучной адаптации первоклассников к режиму школьной жизни, развития «Я – концепции» у детей, коммуникативных навыков, творческих способностей, духовно-нравственного развития первоклассников, собрать материал для диагностики. Дети учатся само(взаимо)контролю и само(взаимо)оценке, развивают мелкую моторику рук. Активная роль в системе оценивания играют родители (именно они оценивают ребёнка в выходные дни и подводят совместно с ребёнком итог недели). Оцениваются не только ЗУНы, но и творческие и инициативные проявления ребёнка.

Такой дневник к концу учебного года представляет собой «портфолио» ученика, а его умелое использование предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребёнка. Во второй половине мая (рефлексивной фазе учебного года), возможно проведение презентации учащимися на детско-родительском собрании своих достижений на основе «Первоклассного дневника моего развития».

Рекомендации педагогам и экспертам по организации работы

с «Первоклассным дневником моего развития»

Дневник представляет собой 9 тетрадей (по числу учебных месяцев в году). Это позволяет сохранять на протяжении всего года элемент новизны, неожиданности и хороший внешний вид дневника (все учителя и родители хорошо знают, на что похож дневник ученика к концу года у большинства детей, и как он надоедает малышу). Родители приобрели папки с файлами формата А5 специально для дневника. В них удобно хранить и, при необходимости, доставать дневник за любой месяц. Дети очень дорожат своими дневниками, неохотно расстаются с ними даже ненадолго, любят демонстрировать свои успехи всем желающим (особенно бабушкам и дедушкам).

Ребёнок, получив дневник в начале текущего месяца, украшает его обложку (печатает названия времени года и месяца, рисует ассоциативные иллюстрации). Эта работа делает каждый дневник непохожим на другие. Затем оформляется лист успеха.

  • Сентябрь – яблоня моих успехов, дети собирают за хорошую работу на уроке яблочки и приклеивают их на яблоню, нарисованную собственноручно.

  • Октябрь – поляна моих успехов, собираем грибочки.

  • Ноябрь – гроздья моих успехов, сбор рябинок.

  • Декабрь – гирлянды моих успехов, ёлочные игрушки.

  • Январь – вихрь моих успехов, снежинки.

  • Февраль – океан моих успехов, рыбки, камушки, водоросли.

  • Март – букет моих успехов, лепестки цветов, их серединки и листья.

  • Апрель – весна моих успехов, зелёные листочки для берёзки.

  • Май – фейерверк моих успехов, огоньки салюта.

Сами названия листов успеха уже мотивируют детей на успех. Дети каждый раз с нетерпением ожидают новый дневник, чтобы узнать, что будем собирать в этот месяц. Критерии успеха обсуждаются совместно с детьми. Сравнивать количество успехов, заработанных разными детьми, категорически запрещается. Соревнование возможно только с самим собой (сравнивать листы успеха по разным месяцам). Разрешается дарить успехи, например, на день рождения, или по какой-либо другой причине. Поделиться своим успехом с другом – разве это можно запретить? К концу месяца лист успеха каждого ребёнка превращается в красочную аппликацию, которую малыш кропотливо создаёт и заботливо украшает своими руками.

Наши гроздья успехов

В неделе 7 дней, в дневнике 8 разделов на каждом развороте (дни недели и итог успехов за неделю). Числа дети ставят сами, сначала с помощью учителя или родителей. В разделе каждого дня недели располагается вопрос или задание для ребёнка (выполняется дома) и контуры рисунков для самооценивания и оценки учителя (в сентябре и октябре), затем добавляется контур для взаимооценки (в классе после уроков). Помощь родителей в выполнении задания на первых порах поощряется, а их участие в оценивании (в субботу и воскресенье), рефлексии за неделю и прогнозировании на следующую неделю – обязательно. Выполнение задания ежедневно проверяется (обсуждается по желанию детей). Кроме того, обязателен рисунок – ассоциация по теме предложенных в дневнике раздумий.

Цветовая гамма заполнения контуров должна меняться каждый месяц, чтобы у ребёнка не возникло цветовых ассоциаций.

Для взрослых (учителей и родителей) отведена специальная страничка, на ней они могут пообщаться, обменяться записками, поздравлениями и т. д. Также в дневнике предусмотрены Страничка для фантазий и «Смекалочка».

Доставляет хлопоты для учителя вырезывание из цветной бумаги фигурок-успехов для аппликации детей. Требует временных затрат ежедневное обсуждение само(взаимо)оценки и оценки учителя (после уроков, индивидуально с каждым ребёнком, в тот момент, когда он приносит учителю свой дневник для закрашивания контура). Если само(взаимо)оценки не совпадают с оценкой учителя, следует поинтересоваться мотивами, уточнить критерии оценивания, порефлексировать.

Например, Вадим приносит мне для оценки свой дневник. Задание уже проверено, успехи, заработанные сегодня, наклеены на лист успеха, контур самооценки закрасил сам Вадим, контур взаимооценки – его соседка по парте Алёна (кстати, не возбраняется давать свой дневник для закрашивания этого контура любому ученику класса – а вдруг стало интересно, как тебя оценивает именно этот человек?). Теперь моя очередь. Самооценка и взаимооценка совпали с моей оценкой – «Я – молодец!». Вадим говорит: «Да, я сегодня молодец, потому что я поднимал руку и отвечал, выразительно прочитал, красиво писал в тетради и сам решил трудную задачу». «Да, ты отлично поработал сегодня, » - добавляю я. Мальчик доволен.

Но все организационные трудности не в счёт перед тем чувством удовлетворения, которое я получаю при работе с этим дневником и результатами развития детей, о которых я говорила выше, в пояснительной записке.

4

doc4web.ru

Журнал по реализации безотметочного обучения в 1-3 классах для лиц с интеллектуальной недостаточностью по учебному предмету "Человек и мир"

Журнал

учителя-дефектолога

по реализации безотметочного обучения

для лиц с интеллектуальной недостаточностью

в 1-3 классах

по учебному предмету

«Человек и мир»

Условные обозначения:

«+» - справляется

«-»- не справляется

«?» - испытывает трудности

«*» - требуется помощь

1 класс

Учащиеся приобретают следующие умения и навыки

Часто употребляемые в пищу овощи, фрукты, знакомые растения

Названия детенышей и их животных (2-3)

Природные явления (дождь, снег), соотносят их с определенным временем года

Свое имя, фамилию, имена своих родителей и одноклассников

Название города, в котором живут

Часто используемые предметы быта

Умеют:

Здороваться, прощаться, благодарить за услугу просить прощения, обращаться за помощью к окружающим людям

Ориентироваться в здании школы, классе, школьном дворе

Использовать игрушки, одежду, обувь, предметы личной гигиены по назначению, раскладывать по местам

Складывать учебные принадлежности на столе, в портфель

Выполнять обязанности дежурного

Показывать и называть части тела

Определять признак предмета (цвет, вкус, запах) с помощью органов чувств

Выполнять правила личной гигиены

Одеваться, раздеваться в определенной последовательности

2 класс

Учащиеся приобретают следующие умения и навыки

Названия 2-3 видов наиболее распространенных деревьев, кустарников

Названия 2-3 видов наиболее распространенных насекомых, птиц, зверей

Месторасположение школы, школьных помещений

Название страны и родного города

Имена и фамилии одноклассников

Состав семьи, обязанности членов семьи

Правила культурного поведения в столовой, кинотеатре и др. местах общественного пользования

Названия и назначения предметов повседневного использования

Умеют:

Различать в природе и на рисунках наиболее распространенных представителей растительного и животного мира

Ухаживать за комнатными растениями

показывать части тела и лица

Определять признаки предметов с помощью органов чувств

Отвечать на вопросы о себе, своей семье, называть членов семьи ,устанавливать родственные отношения

Здороваться при встрече, прощаться при расстовании, благодарить за услугу

Культурно вести себя дома, в школе, общественных местах, транспорте

Определять характер поступка (хороший, плохой)

Сервировать стол к обеду, убирать посуду

Самостоятельно (либо с незначительной помощью взрослого одеваться, раздеваться, обуваться, разуваться

Ориентироваться в школьном помещении, школьном дворе

Выполнять несложные поручения в быту и в природе

3 класс

Учащиеся приобретают следующие умения и навыки

Названия 3-4 видов распр. Деревьев, кустарников

Отличительные признаки лиственных и хвойных деревьев

Растения огорода, сада (3-4)

Правила гигиены при употреблении овощей, фруктов, ягод в пищу

Названия 3-4 насекомых, птиц, зверей

Особенности внешнего строения животных, место их обитания

Последовательность частей суток, времен года, взаимосвязь между сезоном и изменениями в жизни человека, растений, животных

Название своей страны, ее столицы, города, в котором живут, государственную символику, праздники

Умеют:

Различать объекты живой и неживой природы

Показывать и называть части растения

infourok.ru

Журнал по реализации безотметочного обучения в 1-3 классах для лиц с интеллектуальной недостаточностью по предмету "Русский язык"

Журнал

учителя-дефектолога

по реализации безотметочного обучения

для лиц с интеллектуальной недостаточностью

в 1-3 классах

по учебному предмету:

«Русский язык»

Условные обозначения:

«+» - справляется

«-»- не справляется

«?» - испытывает трудности

«!» - требуется помощь

1 класс

Учащиеся приобретают следующие умения и навыки

Ф.И.О.

учащегося

Русский язык

Понимать простые обращения, просьбы, поручения адресованные друг, слова и предложения, необходимые в учебной другу деятельности и жизни

+

Соотносить употребляемые слова с соответствующими предметами и действиями

Правильно и отчетливо произносить изученные звуки

-

Выделять и различать изученный звук в начале и в конце слова

Соотносить изученный звук с соответствующими буквами

Читать по слогам и складывать слова из изученных букв

!

Правильно списывать с доски и букваря изученные буквы и слова

Слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение и рассказ, рассказывать по вопросам учителя или по иллюстрации, о чем слушали

Вести короткий диалог с помощью учителя

2 класс

Учащиеся приобретают следующие умения и навыки

3 класс

Учащиеся приобретают следующие умения и навыки

infourok.ru

Организация безотметочного обучения в 1 классе

Организация безотметочного обучения в 1-м классе на основе

«Первоклассного дневника моего развития»

Пояснительная записка

Для многих педагогов безотметочное обучение – плод воображения или экспериментальных изысков учёных-психологов, весьма далёких от повседневной школьной жизни. Однако, если говорить о безотметочном обучении в 1-м классе – это уже не эксперимент, и даже не министерские рекомендации. Отсутствие отметок в 1-м классе – реальное требование, законодательно оформленное в современных министерских документах. По мнению большинства представителей педагогической общественности, это требование действительно разумно – нельзя ранжировать детей за то, чему они только ещё должны научиться.

Но приходится признать, что безотметочное обучение в 1-м классе сегодня – лишь декларация, и оно будет ею оставаться до тех пор, пока в руках учителя не появиться реальная технология – инструмент организации безотметочного оценивания на начальном этапе обучения. Не секрет, что в настоящее время каждый учитель «выкручивается» из этой непростой ситуации по-своему, решая проблему без должной методической поддержки, на свой страх и риск.

Но ведь главное – не в замене одних отметок на другие, баллов на картинки и похвальные слова или даже «волшебные линеечки». Проблема в том, чтобы учитель принципиально изменил процедуру оценивания и свою позицию в нём: организовал оценивание как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребёнка. Именно в этом суть технологии безотметочного обучения, которое отнюдь не является безоценочным. Действие оценивания ребёнком самого себя – это, как отмечают психологи, «краеугольный камень» учебной самостоятельности, способности к обучению вообще (и к самообучению в частности). Любой здравомыслящий взрослый понимает, что нельзя чему-либо научить ребёнка, не оценивая результатов обучения. Под безотметочным обучением понимается такое обучение, при котором ребёнок учиться самостоятельно оценивать свои действия, соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями, то есть выращивается оценочная самостоятельность ребёнка.

Возможный путь преодоления трудностей организации безотметочного обучения в 1-м классе – создание специального пособия, носителя технологии безотметочного обучения, в котором должны быть зафиксированы её особенности. Таким носителем может стать ученический дневник, имеющий особую структуру.

Эти размышления привели меня к созданию собственного «Первоклассного дневника моего развития», которым я и мои коллеги – учителя начальных классов пользуемся с 2006 года.

С помощью моего дневника можно не только реализовать безотметочную систему оценивания, но и создать условия для благополучной адаптации первоклассников к режиму школьной жизни, развития «Я – концепции» у детей, коммуникативных навыков, творческих способностей, духовно-нравственного развития первоклассников, собрать материал для диагностики. Дети учатся само(взаимо)контролю и само(взаимо)оценке, развивают мелкую моторику рук. Активная роль в системе оценивания играют родители (именно они оценивают ребёнка в выходные дни и подводят совместно с ребёнком итог недели). Оцениваются не только ЗУНы, но и творческие и инициативные проявления ребёнка.

Такой дневник к концу учебного года представляет собой «портфолио» ученика, а его умелое использование предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребёнка. Во второй половине мая (рефлексивной фазе учебного года), возможно проведение презентации учащимися на детско-родительском собрании своих достижений на основе «Первоклассного дневника моего развития».

Рекомендации педагогам и экспертам по организации работы

с «Первоклассным дневником моего развития»

Дневник представляет собой 9 тетрадей (по числу учебных месяцев в году). Это позволяет сохранять на протяжении всего года элемент новизны, неожиданности и хороший внешний вид дневника (все учителя и родители хорошо знают, на что похож дневник ученика к концу года у большинства детей, и как он надоедает малышу). Родители приобрели папки с файлами формата А5 специально для дневника. В них удобно хранить и, при необходимости, доставать дневник за любой месяц. Дети очень дорожат своими дневниками, неохотно расстаются с ними даже ненадолго, любят демонстрировать свои успехи всем желающим (особенно бабушкам и дедушкам).

Ребёнок, получив дневник в начале текущего месяца, украшает его обложку (печатает названия времени года и месяца, рисует ассоциативные иллюстрации). Эта работа делает каждый дневник непохожим на другие. Затем оформляется лист успеха.

  • Сентябрь – яблоня моих успехов, дети собирают за хорошую работу на уроке яблочки и приклеивают их на яблоню, нарисованную собственноручно.

  • Октябрь – поляна моих успехов, собираем грибочки.

  • Ноябрь – гроздья моих успехов, сбор рябинок.

  • Декабрь – гирлянды моих успехов, ёлочные игрушки.

  • Январь – вихрь моих успехов, снежинки.

  • Февраль – океан моих успехов, рыбки, камушки, водоросли.

  • Март – букет моих успехов, лепестки цветов, их серединки и листья.

  • Апрель – весна моих успехов, зелёные листочки для берёзки.

  • Май – фейерверк моих успехов, огоньки салюта.

Сами названия листов успеха уже мотивируют детей на успех. Дети каждый раз с нетерпением ожидают новый дневник, чтобы узнать, что будем собирать в этот месяц. Критерии успеха обсуждаются совместно с детьми. Сравнивать количество успехов, заработанных разными детьми, категорически запрещается. Соревнование возможно только с самим собой (сравнивать листы успеха по разным месяцам). Разрешается дарить успехи, например, на день рождения, или по какой-либо другой причине. Поделиться своим успехом с другом – разве это можно запретить? К концу месяца лист успеха каждого ребёнка превращается в красочную аппликацию, которую малыш кропотливо создаёт и заботливо украшает своими руками.

Наши гроздья успехов

В неделе 7 дней, в дневнике 8 разделов на каждом развороте (дни недели и итог успехов за неделю). Числа дети ставят сами, сначала с помощью учителя или родителей. В разделе каждого дня недели располагается вопрос или задание для ребёнка (выполняется дома) и контуры рисунков для самооценивания и оценки учителя (в сентябре и октябре), затем добавляется контур для взаимооценки (в классе после уроков). Помощь родителей в выполнении задания на первых порах поощряется, а их участие в оценивании (в субботу и воскресенье), рефлексии за неделю и прогнозировании на следующую неделю – обязательно. Выполнение задания ежедневно проверяется (обсуждается по желанию детей). Кроме того, обязателен рисунок – ассоциация по теме предложенных в дневнике раздумий.

Цветовая гамма заполнения контуров должна меняться каждый месяц, чтобы у ребёнка не возникло цветовых ассоциаций.

Для взрослых (учителей и родителей) отведена специальная страничка, на ней они могут пообщаться, обменяться записками, поздравлениями и т. д. Также в дневнике предусмотрены Страничка для фантазий и «Смекалочка».

Доставляет хлопоты для учителя вырезывание из цветной бумаги фигурок-успехов для аппликации детей. Требует временных затрат ежедневное обсуждение само(взаимо)оценки и оценки учителя (после уроков, индивидуально с каждым ребёнком, в тот момент, когда он приносит учителю свой дневник для закрашивания контура). Если само(взаимо)оценки не совпадают с оценкой учителя, следует поинтересоваться мотивами, уточнить критерии оценивания, порефлексировать.

Например, Вадим приносит мне для оценки свой дневник. Задание уже проверено, успехи, заработанные сегодня, наклеены на лист успеха, контур самооценки закрасил сам Вадим, контур взаимооценки – его соседка по парте Алёна (кстати, не возбраняется давать свой дневник для закрашивания этого контура любому ученику класса – а вдруг стало интересно, как тебя оценивает именно этот человек?). Теперь моя очередь. Самооценка и взаимооценка совпали с моей оценкой – «Я – молодец!». Вадим говорит: «Да, я сегодня молодец, потому что я поднимал руку и отвечал, выразительно прочитал, красиво писал в тетради и сам решил трудную задачу». «Да, ты отлично поработал сегодня, » - добавляю я. Мальчик доволен.

Но все организационные трудности не в счёт перед тем чувством удовлетворения, которое я получаю при работе с этим дневником и результатами развития детей, о которых я говорила выше, в пояснительной записке.

4

multiurok.ru

«Система оценивания результатов обучения в условиях безотметочного обучения в 1 классе"

Семейных Елена Николаевна,

учитель-логопед

МБС(К)ОУ «С(К)ОШ Vвида» г.Березники

«Система оценивания результатов обучения в условиях безотметочного обучения в 1 классе"

В первом классе система оценивания является безотметочной лишь для ребенка, учитель же постоянно отслеживает и контролирует учебные достижения ученика. Безотметочное обучение – это иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания такие как: не формирование у учащихся оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; малая информативность; травмирующий характер.

Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманнизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

  • стартовая диагностика;

  • текущее оценивание;

  • итоговое оценивание.

Входная диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассника к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы (наблюдения, самооценка, и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме: накопительной оценки (обобщенного результата) целенаправленного сбора данных;

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ.

Система оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания».

К примеру, Г. Цукерман пишет, что «действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостаёт». Оценка, в первую очередь, должна быть рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т.е. различать: «это я уже знаю и умею», «а это я ещё совсем не знаю, надо узнать» - начинается учебная самостоятельность, переход от чисто исполнительского поведения к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь. Учебное действие оценки – это действие самого ученика. Начиная с 1-го класса учителю и учащимся необходимо сосредоточить свои усилия на формировании самоконтроля и самооценки как основы для постановки будущих учебных задач. Необходимо вооружить детей такими умениями самооценивания. В практике своей деятельности совместно с детьми на уроке изобретаем специальную шкалу – «волшебную линеечку» - и определяем параметры (критерии), по которым можно оценивать любое действие. К примеру, на полях тетрадей обучающиеся чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик, ниже или выше.

Использую также прием «лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.

Допускается словесное оценивание - устным ответам. Даю словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

С помощью этих инструментов учащиеся пробуют оценивать, прежде всего, себя и свои действия. После самооценки ученика обязательно следует оценка учителя по тем же критериям. Ребёнок видит, что не всегда оценки разных людей могут совпадать. Он осуществляет пооперационный корректирующий контроль действий, выясняя, почему не совпали оценки.

Для формирования оценочных действий у младших школьников можно использовать следующие приёмы и задания:

1. Прогностическая оценка – оценка своих возможностей для решения той или иной задачи.

2. «Проверь себя» - задания на сопоставление своих действий и результата с образцом;

3. «Найди ошибку» - задания на обнаружение ошибок, их причин и способов устранения и т.д.

4. «Ловушка» - это разрыв в плавном течении учебного сотрудничества, ситуация, толкающая ребенка на осознании того, что происходит на уроке, то есть первый шаг к рефлексии. Ситуация смешной (необидной) ловушки. Рассказывается история, сопровождающаяся картинками. «Это лето я провела в деревне. Первый летний месяц март мы провели за сбором яблок. Яблоки уродились на славу: каждое размером с футбольный мяч. В первый день сбора яблок я забыла надеть ушанку и слегка отморозила уши. Но в остальном месяц прошёл без приключений…». Дети смеются и указывают на нелепости и несообразности рассказа. Такие ловушки в школе будут встречать нередко. Они помогут весело обнаружить, кто что знает, и весело вылезать из незнания (из ловушки). Если вы чувствуете: здесь ловушка, поднимайте знак Л.

Практическая реализация подобных приемов, может быть рассмотрена ещё на примере фрагмента урока математики в первом классе.

Предлагаю детям начать урок с самостоятельной работы. В ней включены задания, с которыми могут справиться все учащиеся или большинство из них с целью создания ситуации успеха, а так же задания на новый способ действия.

Найдите значения выражений:

6-5 7+6 8- 6 6+3 10-4 3+7 9 – 3 10-8

При проверке дети называют ответы и выясняют, какой случай вызвал затруднение и почему. Значение выражения 7+6 нашли не все, ответы получились разными. «Почему?». «Чем это выражение отличается от остальных?» С таким случаем ещё не встречались, не знаем способа действий.

Еще одним примером реализация приема формирования оценочных действий в первом классе своей педагогической деятельности является использование «кувшинчиков». В начале урока раздаются ученикам вырезанные из картона фигурки кувшина, предлагая каждому отметить на кувшине горизонтальной линией уровень знаний по данной теме. Скорее всего, горизонтальная линия будет нарисована в самом низу. В конце урока процедура повторяется. Вторая горизонтальная линия будет выше первой (либо кувшин «заполнится» знанием наполовину, либо до конца), помогая ученику осознать, насколько хорошо он овладел темой урока, и что осталось неусвоенным.

Для стимулирования оценочной деятельности на уроке можно использовать метод «цветных исправлений»: после выполнения самостоятельной работы дети сдают учителю тетрадки на проверку. Учитель просматривает, но не отмечает ошибки. Затем он предлагает детям взять свои тетради и самим найти и исправить ошибки другим цветом. Затем работы вновь собираются и анализируются. Первоклассникам можно давать три попытки внести цветные исправления.

Использование знаковой символики при фиксировании степени усвоения учащимися учебного материала.

«+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки;

«» – знает, но недостаточно уверенно, выполняет с небольшим количеством ошибок, т.е. в большей мере материал освоен, но требуется небольшая помощь;

«–» – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок;

«!» – не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки.

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как синтез всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях школьника, демонстрирующее его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Для работы привлекаются и родители, которые сотрудничают с педагогом, заполняют анкеты, участвуют в работе по подготовке к проектам, праздникам, экскурсиям. Для того чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, заполняется карта успешности, в которой дети вместе с родителями, отслеживают динамику учебной успешности относительно самого ребёнка.

Таким образом, при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, основной акцент в деятельности детей должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении. При этом снижается уровень общей и учебной тревожности, осуществляется дифференциация   не только по процессу, но и по результату обучения. Безотметочная система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в   сравнении с самим собой.

Библиографический список.

1. Бельтюкова Г.В. Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьников, журнал Начальная школа 8 – 2013

2. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999.

3.М.Л.Салахеева, Г.Р.Мухамадьярова, О.А.Кузнецова, С.А.Салахеев. Портфолио. Русский язык. 1 класс. Самооценка. Самоконтроль. Волгоград: Учитель, 2013.-18с.

4. М.В.Головач. Математика. 1 класс. Самооценка, Самоконтроль: портфолио учащегося. Волгоград: Учитель, 2013. – 23с.

infourok.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта