Опросник проверки документации психолога ДОУ. Журнал диагностической работы психолога доу
Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ
Библиографическое описание:
Поликарпова Е. Д., Аллахвердян А. С. Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ // Образование и воспитание. 2017. №1.1. С. 20-22. URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1805/ (дата обращения: 16.07.2018).
Данная статья предназначена для молодых специалистов, педагогов-психологов, недавно поступивших на работу в дошкольное образовательное учреждение. Статья раскрывает особенности диагностического направления работы педагога-психолога, дает развернутые ответы на вопросы, возникающие у молодого специалиста: какие виды диагностики реализуются в детском саду? Как планировать диагностическую деятельность педагога-психолога? В каких случаях целесообразно использовать те или иные методики?
Ключевые слова: психологическая диагностика, планирование, методики для исследования.
Одним из основных направлений работы педагога-психолога в дошкольном учреждении является диагностика. Психологическая диагностика – это получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей и интересов, способностей, склонностей детей для обеспечения полноценного личностного развития. Поскольку основным субъектом работы является ребенок, то приоритетным направлением является диагностика детей. Исследование психологических особенностей и развития ребенка начинается с 3-х лет и ведется в двух направлениях – изучение познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Календарное планирование диагностики ведется в соответствии с годовым планом педагога-психолога, где указываются сроки его проведения и цели. Результаты проведенных исследований фиксируются в журнале диагностической работы.
Диагностическое направление подразделяется на следующие виды: скрининговая диагностика, диагностика в рамках ПМПк, диагностика по запросу, дополнительно – диагностика родителей и диагностика педагогов дошкольного учреждения.
Скрининговая диагностика – это плановое мероприятие, которое проводится ежегодно в марте, апреле и мае. Целью ее является определение уровня развития познавательных процессов детей и соотнесение их с возрастной нормой, а также выявление трудностей в эмоционально-волевой сфере детей. По результатам скрининговой диагностики педагог-психолог формирует группы детей для коррекционной и развивающей работы.
Диагностика в рамках ПМПк проводится ежегодно в сентябре, феврале и мае, целью ее является выявление детей с отклонениями в познавательной и эмоционально-волевой сфере для последующего психологического сопровождения ребенка.
Диагностика детей по запросу родителей и педагогов проводится в течение года, что также регистрируется в журнале учета.
Диагностика родителей в дошкольном учреждении проводится в случае обращения их к педагогу-психологу, в контексте детско-родительских отношений.
Диагностика педагогов проводится по запросу администрации и в обязательный перечень работы не входит. Поскольку педагог-психолог является членом коллектива, то для большей объективности целесообразно привлекать специалистов из других учреждений.
Все методики, используемые педагогом-психологом, должны быть лицензированы и стандартизированы.
- Содержание скрининговой диагностики.
Таблица 1
Возраст детей | Показатели для исследования | Методики | Автор |
3-4 года (вторая младшая группа) | Игровая деятельность Наглядно-действенное мышление | Наблюдение, экспертная оценка «Разрезная картинка» | Эльконин Д. Б. Марцинковская Т. Г. |
4-5 лет (средняя группа) | Игровая деятельность Воображение Предпосылки логического мышления | Наблюдение, экспертная оценка «Дорисовывание фигур» «Четвертый лишний» | Эльконин Д. Б. Дьяченко О. М. Забрамная С. Д., Боровик О. Д. |
5-6 лет (старшая группа) | Игровая деятельность Мышление Самооценка | Наблюдение, экспертная оценка «Последовательность событий» «Лесенка» | Эльконин Д. Б. Бернштейн Щур В. Г. |
6-7лет (подготовительная группа) | Игровая деятельность Произвольность Самооценка Школьная зрелость | Наблюдение, экспертная оценка Графический диктант «Улицы» Ориентировочный тест школьной зрелости | Эльконин Д. Б. Эльконин Д. Б. Модификация Дембо-Рубинштейна Керн-Йрасек |
- Содержание диагностики по запросу.
Подбор методик происходит исходя из двух критериев: возраста ребенка и заданной проблемы, которую озвучивает родитель или воспитатель ребенка. Перед педагогом-психологом могут быть поставлены следующие задачи: выявить нарушения в эмоционально-волевой сфере, в детско-родительских отношениях, в процессе обучения, в интеллектуальной сфере, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Таким образом, для диагностики трудностей в познавательной сфере следует обратиться к Таблице №1. При возникновении проблем в эмоционально-волевой сфере целесообразно использование проективных методик: «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного», «Автопортрет», «Дом, дерево, человек», «Два дома» и др. (Таблица №2).
Использование проективных тестов является дополнительным к основным, стандартизированным методам, поэтому при интерпретации результатов нужно учитывать все в комплексе.
При оформлении протоколов исследования необходимо указывать фамилию и имя ребенка, номер группы, возраст, дату проведения исследования и название методики с обратной стороны бланка. Для проведения рисуночных тестов используются листы формата А4, все комментарии к рисунку также указываются с обратной стороны.
Интерпретация рисунка является промежуточным видом работы педагога-психолога, предшествующим беседе с родителями. При личной встрече с родителями выдается ответ на их запрос по интересующей проблеме. В данной беседе интерпретация рисунка не приводится.
Таблица 2
Возраст детей | Показатели для исследования | Методики | Автор |
5-7 лет | Межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера | «Рисунок человека» | Маховер К. |
4-7 лет | Межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера | «Рисунок несуществующего животного» | (Данный тест пришел из психиатрии) |
5-7 лет | Детско-родительские отношения | «Рисунок семьи» | Маховер К. |
4-7 лет | Межличностные отношения | «Два дома» | Вандвик И., Экблад П. |
5-7 лет | Самооценка | «Автопортрет» | (Данный тест пришел из психиатрии) |
5-7 лет | Эмоционально-личностная сфера | «Дом, дерево, человек» | Бук Дж. |
6-7 лет | Межличностные отношения | «Цветовой тест отношений» | Эткинд А. |
3-7 лет | Эмоционально-волевая сфера | Тест Люшера | Люшер |
4-7 лет | Межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера | «Домики» | Орехова О. А. |
- Зеньковский В. В. «Психология детства», Екатеринбург, «Деловая книга», 1995г.
- Люблинская А. А. «Детская психология», Москва, «Просвещение», 1971г.
- Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. «Экспресс-диагностика в детском саду», Москва, 2011г.
- «Психолог в детском саду», Ежеквартальный научно-практический журнал, выпуск №1/ 2011г, Москва, «Информполиграф», 2011г.
- Сластенин В. А., Киширин В. П. «Психология и педагогика», Москва, «Академия», 2001г.
- Урунтаева Г. А. Афонькина Ю. А., «Практикум по детской психологии», Москва, «Просвещение», 1995г.
- Шевандрин Н. И. «Основы психологической диагностики», Москва, «Владос», 2003г.
- Щипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2010г.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоционально-волевая сфера, игровая деятельность, экспертная оценка, дошкольное учреждение, диагностик, отношение, психологическая диагностика, школьная зрелость, возраст детей, диагностик детей.
moluch.ru
Название методики | Цель | Автор | Источник | Примечание | |
1 и 2 младшие группы | |||||
1 | Анкета «Мой ребенок» (диагностика сенсомоторного и социального развития ребенка) 1,5; 2; 2,5; 3; 3,5 г. | Диагностика соответствия возрастной норме зрительного и слухового восприятия, крупной и мелкой моторики, речи, социального развития. | Э. Й. Кипхард | Кипхард, Эрнест Й. Как развивается ваш ребенок? Пер. с нем. –М: Теревинф, 2006. | Заполняется родителем или педагогом |
2 | Диагностика неконструктивного поведения детей | Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий | Вайнер М.Э. | Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006 | Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений. |
3 | Наблюдение за адаптацией | Анализ адаптации вновь поступающих детей | Модификация | Разработано на основе нескольких источников | |
Средние группы | |||||
1 | Анкета «Мой ребенок» (диагностика сенсомоторного и социального развития ребенка) 3,5 или 4 года | Диагностика соответствия возрастной норме зрительного и слухового восприятия, крупной и мелкой моторики, речи, социального развития. | Э. Й. Кипхард | Кипхард, Эрнест Й. Как развивается ваш ребенок? Пер. с нем. –М: Теревинф, 2006. | Заполняется родителем или педагогом |
2 | Диагностика неконструктивного поведения детей | Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий | Вайнер М.Э. | Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006 | Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений. |
3 | Диагностический комплект для групповой диагностики познавательного развития детей средних групп | ||||
ЗМК (нарисовать круг, крест, треугольник и квадрат). | Диагностика зрительно-моторной координации | Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 | |||
«Рисунок человека» | Диагностика общего интеллектуального развития | Гудинаф-Харис. | С.С. Степенов Диагностика интеллекта. | ||
«Дорожки», «Обведи по точкам» | Диагностика развития моторики руки | ||||
«Дорисовывание» (овал). | Диагностика уровня развития воображения | ||||
«Раскрась кружки названным цветом», «Раскрась картинки». | Диагностика восприятия цвета | Авторская модификая | |||
«Раскрась фигуры заданным цветом», «Найди соответствие: предмет – форма». | Диагностика восприятия формы | Авторская модификая | |||
«Обведи заданное время года». | Диагностика восприятия времен года | Авторская модификая | |||
«4-й лишний». | Диагностика мышления | ||||
Старшие группы | |||||
1 | Диагностика неконструктивного поведения детей | Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий | Вайнер М.Э. | Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006 | Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений. |
«Рисунок семьи» | Диагностика внутрисемейных отношений, эмоционального состояния ребенка к членам семьи. | ||||
Рисунок «Я в детском саду» | Быкова М. | ||||
Диагностический комплект для групповой диагностики познавательного развития детей старшей группы | |||||
«Рисунок человека» | Диагностика общего интеллектуального развития | Гудинаф-Харис. | С.С. Степенов Диагностика интеллекта. | Бланк 1 | |
«Зачеркни названные картинки». | Диагностика уровня развития слуховой памяти | Бланк 1 | |||
«Обведи заданное время года». | Диагностика восприятия времен года | Бланк 1 | |||
«Методика цветопредпочтения» (Волшебный торт»). | Диагностика эмоционального состояния ребенка | Бланк 1 | |||
«Раскрась звезды названным цветом». | Диагностика восприятия цвета | Бланк 1 | |||
«Дорисовывание» | Диагностика уровня развития воображения | Дьяченко. | Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 | Бланк 2 | |
«Раскрась рисунок по заданному расположению». | Диагностика восприятия пространства, ориентировки в пространстве. | Бланк 2 | |||
«Поставь в фигуре заданный знак», «Найди соответствие: предмет – форма». | Диагностика восприятия формы | Бланк 2 | |||
ЗМК | Диагностика зрительно-моторной координации — | Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 | Бланк 2 | ||
«4-й лишний». | Диагностика мышления. | Бланк 3 | |||
«Запомни и проставь значки». | Диагностика зрительной памяти. | Бланк 4 | |||
«Кодирование». | Диагностика уровня развития внимания | Бланк 5 | |||
Подготовительные группы | |||||
Диагностика неконструктивного поведения детей | Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий | Вайнер М.Э. | Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006 | Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений. | |
«Рисунок семьи» | Диагностика внутрисемейных отношений, эмоционального состояния ребенка к членам семьи. | ||||
Рисунок «Я в детском саду» | Быкова М. | ||||
Готовность к школе | Диагностика готовности к обучению в школе | Керн-Йерасек. | Готовим детей к школе. Диагностические методики выявления готовности детей к обучению в школе. В 3 частях /Составитель И.В. Захарюта. Ростов –н/Д, 1997 | ||
Выбор школы | Нежнова | Диагностика дошкольников. Феникс, 2009 | |||
«Рисунок человека» Гудинаф-Харис. | Диагностика общего интеллектуального развития | С.С. Степенов Диагностика интеллекта. | Бланк 1 | ||
«Зачеркни названные картинки». | Диагностика уровня развития слуховой памяти | Авторская модификация | Бланк 1 | ||
«Обведи заданное время года». | Диагностика восприятия времен года | Авторская модификация | Бланк 1 | ||
«Методика цветопредпочтения» (Волшебный торт»). | Диагностика эмоционального состояния ребенка | Бланк 1 | |||
«Раскрась звезды названным цветом». | Диагностика восприятия цвета | Бланк 1 | |||
Дорисовывание» | Диагностика уровня развития воображения | Дьяченко | Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 | Бланк 2 | |
«Раскрась рисунок по заданному расположению». | Диагностика восприятия пространства, ориентировки в пространстве | Авторская модификация | Бланк 2 | ||
«Поставь в фигуре заданный знак», «Найди соответствие: предмет – форма». | Диагностика восприятия формы | Бланк 2 | |||
ЗМК | Диагностика зрительно-моторной координации | Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 | Бланк 2, | ||
4 лишний | Диагностика мышления | Лурия | Худик В.А. Психологические методики исследования личности: исключение предметов. – К.: Здоровье, 1994 | Бланк 3 | |
«Запомни и проставь значки». | Диагностика зрительной памяти | Бланк 4 | |||
«Кодирование» | Диагностика уровня развития внимания | Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 |
www.psixologicheskoezerkalo.ru
Опросник проверки документации психолога ДОУ
Опросник проверки видов деятельности психолого-педагогического сопровождения в ДОУ
1.Перспективное планирование психолого-педагогической работы на год.
2.Циклограмма работы психолого-педагогической работы.
3.Наличие документации по всем видам работ:
журнал регистрации проведённой работы
журнал учёта индивидуальной работы
журнал регистрации работы с родителями
журнал учёта работы консультативного пункта
4.Психодиагностическая работа:
наличие психодиагностического инструментария (методики, диагностики, тесты, карточки)
наличие диагностических таблиц ( групповые, подгрупповые, индивидуальные)
диагностики адаптации к детскому саду
диагностика познавательной сферы
диагностика эмоциональной сферы
диагностика готовности к школе
5.Коррекционно-развивающая работа ( групповая, подгрупповая, индивидуальная)
журнал проведения ( указывается программа, цели, задачи, временной период, причины проведения данной работы с данной группой детей)
наличие индивидуальных коррекционно-развивающих программ для работы с детьми по индивидуальному запросу.
6.Работа с детьми, поставленными на психолого-педагогический учёт и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
диагностика на начало и конец проведения коррекционной работы
разработка индивидуальных коррекционных программ
оценка результативности проведённой работы (отчёт, рекомендации)
7.Консультативная работа (индивидуальная, групповая)
стенды, консультации , анкетирование, информационные листы
папка выступлений на родительских собраниях
папка с методическим материалом по психологическому просвещению (педагогов, родителей)
8.Психологическое сопровождение подготовки детей к школе
диагностика подготовительных групп (начало, конец года)
программа по оказанию помощи в готовности к обучению в школе
психолого-педагогические характеристики на выпускников (указывается уровень школьной зрелости)
Опросник составила руководитель РМО педагог-психолог Ремизова Е. Б.
psiholog-star26-egords26.edumsko.ru
Сайт психолога ДОУ - Диагностика
Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т.д.).
Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:
- Познавательная сфера
- Регуляторно - волевая сфера
- Эмоционально – личностная сфера
- Коммуникативная сфера
Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справке. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи.
В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика проводится в одном из двух вариантах:
- психологическое обследование детей 3 – 4 лет (2-я младшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросу педагогов и родителей.
- психологическое обследование детей 4 - 5 лет (средняя группа) в рамках работы ПМПк с целью определения детей, нуждающихся в группе компенсирующей направленности задержки психического развития. Диагностика проводится индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей.
В группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старшая и подготовительная) посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы.
Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме).
В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ и школьных картах детей.
Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении
psiholog-ds.ucoz.ru
Что делает психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы. Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста. Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение. Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку. Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.) Родители, дети которых проходят психологическую диагностику, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе. Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение. Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.Задачи
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса: 1. Оказание психологической помощи детям: 2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей: 3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам В ДОУ функционирует 11 групп: 9 групп общеразвивающей направленности и 2 группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Что же делает психолог в ДОУ?
Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях: |
psiholog-ds.ucoz.ru