Папка по работе со слабоуспевающими детьми по английскому языку. Журнал дополнительных занятий со слабоуспевающими
Планирование индивидуальных занятий со слабоуспевающими детьми.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,
эл. адрес: [email protected]
ПРОГРАММА
индивидуальной работы
со
слабоуспевающими детьми
3 «Б» класса
Количество часов: 34
Учитель: Устименко Ю.А.
2015-2016 уч.г.
Пояснительная записка.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Цель программы:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку и математике; - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи программы:
— создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
— пробуждение природной любознательности;
— создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику
— вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся:
• Получение знаний за курс 2-4 класса
• Выбор форм получения знаний.
Родителей:
• В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
• В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы:
• Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задания.
Формы контроля:
- устные и письменные опросы;
- самостоятельные и проверочные работы;
- предметные тесты;
- собеседования;
- контрольные работы.
Принципы построения - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)
3. запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.
4. указание алгоритма решения или выполнения.
5. Указание аналогичной задачи, решенной раньше.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
8. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
10. Выдача ответа или результата выполнения задания.
11. расчленение сложного задания на элементарные составные части.
12. Постановка наводящих вопросов.
13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа,
разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться
к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными
пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать
материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых
ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера
благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников
концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы,
учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания
учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов,
раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при
затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются
упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах
или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для
стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и
указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников
подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится
подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных
затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются
задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой
темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить
перегрузки школьников.
Этапы работы со слабоуспевающими детьми:
I. Наметить учащихся со слабой успеваемостью.
II. Составление плана работы с детьми.
III. Реализация плана в течение учебного года.
IV. Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.
| № | Содержание работы | Сроки |
| 1. | Взять на учёт всех учащихся, имеющих отклонения в обучении. | 3 класс |
| 2. | Проводить собеседования с такими учащимися, проверять запись д/задания в дневнике, контролировать посещение уроков. | Постоянно |
| 3. | Анализ успеваемости учащихся. | Еженедельно |
| 4. | Контроль накопляемости оценок у слабых учащихся. | Еженедельно |
| 5. | Учёт промежуточных результатов. | 1 раз в месяц |
| 6. | Учёт проделанной учителем работы. | 1 раз в месяц |
Работа со слабоуспевающими детьми.
| № | Темы работы со слабоуспевающими детьми | Дата | |
| Русский язык | |||
| 1. | Виды речи. Текст. Типы текстов. Виды предложений по цели высказывания, по интонации, предложения с обращением. | 10.09 | |
| 2 | Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. | 24.09 | |
| 3 | Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное. Однокоренные слова. | 08.10 | |
| 4 | Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание. | 22.10 | |
| 5 | Правописание частей слова с безударными гласными. | 12.11 | |
| 6 | Разборы слов: звуко-буквенный, по составу. | 26.11 | |
| 7 | Имя существительное: одушевлённое и неодушевлённое, собственное и нарицательное. | 10.12 | |
| 8 | Род и число имён существительных. | 24.12 | |
| 9 | Склонение имён существительных. Определение падежей. | 14.01 | |
| 10 | Закрепление знаний. | 28.01 | |
| 11 | Имя прилагательное, изменение прилагательных по падежам. | 11.02 | |
| 12 | Имя прилагательное, род прилагательных. | 25.02 | |
| 13 | Личные местоимения. Изменение местоимений по родам. | 10.03 | |
| 14 | Глагол. Неопределённая форма глагола. | 24.03 | |
| 15 | Глагол. Времена глагола. | 07.04 | |
| 16 | Изменение глаголов по временам. | 21.04 | |
| 17 | Правописание предлогов и приставок. | 05.05 | |
| 18 | Закрепление пройденного. | 19.05 | |
| Математика | |||
| 1 | Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. | 03.09 | |
| 2 | Решение уравнений. | 17.09 | |
| 3 | Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость», «масса» и «количество» | 01.10 | |
| 4 | Порядок выполнения действий. | 15.10 | |
| 5 | Задачи на увеличение и на уменьшение числа в несколько раз. | 29.10 | |
| 6 | Решение задач разных видов. | 19.11 | |
| 7 | Задачи на кратное сравнение. | 03.12 | |
| 8 | Единицы площади. | 17.12 | |
| 9 | Внетабличные случаи умножения. | 21.01 | |
| 10 | Внетабличные случаи деления. | 04.02 | |
| 11 | Решение задач и уравнений. | 18.02 | |
| 12 | Решение задач на деление с остатком. | 03.03 | |
| 13 | Письменная нумерация трехзначных чисел. | 17.03 | |
| 14 | Письменная нумерация трехзначных чисел. Приёмы устных вычислений. | 14.04 | |
| 15 | Алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел. | 28.04 | |
| 16 | Алгоритм письменного умножения и деления трёхзначного числа на однозначное число. | 12.05 | |
Прогнозируемый результат
Учащиеся должны знать:
уметь:
- применять правила правописания на изученные орфограммы; - различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; - воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел; выполнять вычитание, используя таблицу сложения; - воспроизводить наизусть результаты табличного умножения любых однозначных чисел; выполнять деление используя таблицу умножения; - решать задачи в одно, два действия; - выполнять письменное сложение и вычитание в пределах 1000
multiurok.ru
справка "Работа со слабоуспевающими"
СПРАВКА
Тема: «Организация работы со слабоуспевающими учащимися»
Дата: апрель 2015
Цель: Организация работы с учащимися по ликвидации пробелов в знаниях.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам – это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности или слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в нашей школе составляет третью часть. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.
Учителя составили план работы со слабоуспевающими детьми, в течение сентября идет работа по выявлению слабоуспевающих учащихся в классе. Составляется список.
Проводят дополнительные занятия, консультации. На уроках используют дифференцированный подход, проводят разноуровневые контрольные, самостоятельные работы, работу по карточкам. Ведут мониторинг контрольных срезов знаний, тестов по четвертям.
Из анализа проверки классных журналов и индивидуальных бесед было выявлено, что учителя-предметники с целью ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих школьников планируют урочную и внеурочную работу с учащимися. Они имеют список слабоуспевающих учащихся, знают имеющиеся пробелы в знаниях конкретного ученика, по мере организуют индивидуальные дополнительные занятия после уроков, поддерживают связь с родителями, классным руководителем, привлекая их к занятиям с ребёнком дома.
Так, учителя русского языка и литературы используют в работе со слабоуспевающими учениками:
· обобщающие таблицы по уровням:
I уровень (знание: запоминание, воспроизведение): составление связного высказывания на основе обобщающей таблицы;
II уровень (понимание: объяснение, изложение, интерпретация): составление связного высказывания на основе обобщающей таблицы, самостоятельный подбор примеров.
· приемы дифференциации при коррекции знаний:
работа над ошибками: надо выписать в исправленном виде слово, квалифицировать тип орфограммы или пунктограммы, графическим обозначением показать, что исправление сделано осознанно, а не наугад, что определены все ориентиры, влияющие на выбор написания.
· самостоятельный подбор примеров является заключительным этапом, показывающим, что «механизм переноса на основе обобщения» осуществлен, что ученик учится владеть правилом как способом действия.
· домашняя работа включает более лёгкое задание, но никогда не запрещено трудиться дома наравне с сильными учащимися, что позволяет ученику ощущать себя полноправным участником учебного процесса.
· после уроков занятия со слабыми учащимися тогда, когда такому ученику временного урочного пространства недостаточно, на эти занятия выносятся вопросы практического характера.
Учителя делят класс на три группы, чтобы дифференцировать задания по уровню знаний, сформированности умений и навыков, а также способов познавательной деятельности. В третью группу входят учащиеся с большим трудом и не всегда в полном объеме усваивающие изучаемый материал после длительной тренировки. Эти школьники не могут выделить все необходимые элементы в изучаемом материале (воспроизводят лишь отдельные из них), не в состоянии уяснить сущность отношений между ними, установить связь, с большим трудом обобщают материал, отличаются инертностью мышления, не могут руководствоваться правилами даже в знакомой ситуации. Для них крайне затруднен, а зачастую и просто невозможен переход от одного вида мышления к другому, поэтому необходимы дополнительные занятия после уроков.
Считается, что организовать работу в целях развития познавательной активности слабоуспевающих учащихся - это значит подобрать такие задания, которые повышают активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, оказывающие школьникам оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приемам рациональной умственной деятельности, способствующие систематизации и совершенствованию знаний.
· задания с наличием образца выполнения (вначале полный, подробный образец, потом образец с сокращенной системой операций, затем выполнение без образца, учащийся сам воспроизводит образец, с которым уже работал, и выполняет задание).
· задания, в которых учащийся выполняет только отдельные его части. Например, предлагается задание, где уже даны ответы на отдельные вопросы с учетом трудностей, которые могут возникнуть у учащихся.
· задания со вспомогательными вопросами. Вопросы могут быть направлены на воспроизведение теоретической информации, а также практических умений и навыков. Цель использования таких вопросов — помочь учащемуся вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания.
· задания с сопутствующими указаниями, инструкциями. В начале изучения теоретического положения могут использоваться задания с указаниями, разъяснениями, которые должны способствовать усвоению изучаемого материала.
· задания с теоретическими справкаминаправлены на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия соответствующей теорией, воспитание привычки контролировать выбор формы или орфограммы определенным правилом.
· задания на анализ зрительного образа.
.
Формы и содержание работы со слабоуспевающими учащимися:
- работа по трём основным формам работы со слабоуспевающими учащимися: уроки, консультации, дополнительные занятия.
- трехвариантные задания по степени трудности – облегченной, средней и повышенной.
- индивидуально – групповые задания с приложением карточек-инструкций с подробным описанием всех команд.
Задания умеренные по объему, не отнимают много времени от текущей работы по другим предметам.
Учитель математики на уроках выделяет слабоуспевающих учащихся в отдельную группу, с которой работа проводится следующим образом: после объяснения учителя вызываются более подготовленные учащиеся, затем идет фронтальная групповая работа, потом самостоятельная работа, проверяемая и корректируемая учителем. На дом предлагаются задания минимального обязательного уровня.
После уроков проводятся консультации по мере необходимости. От родителей учитель требует контроля за выполнением письменной части задания и выучиванием наизусть правил, определений и формулировок теорем.
Выводы:
· Несмотря на то, что учителя-предметники имеют план работы со слабоуспевающими учащимися, качество их знаний не растет, т.к. нет системы в работе. Работаем от случая к случаю. На уроках на них не всегда хватает время, вспоминаем о них только в конце четверти. Вот тогда-то в основном и начинается вся работа: и дополнительные занятия, и консультации, зачеты, тесты и работа на каникулах, чтобы поставить ученику «3».
· с целью ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих школьников используют различные формы и методы работы на уроке и во внеурочное время;
· не всегда в системе и на всех этапах урока организуют работу со слабыми учениками;
· эпизодически используют карточки-подсказки;
· не используют информационные технологии и мультимедийные средства в работе со слабоуспевающими учениками;
Рекомендации:
1. Учителям-предметникам для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися:
· В системе и регулярно использовать информационные технологии, мультимедийные средства обучения, карточки-подсказки, разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
· Планировать и систематически проводить индивидуальную работу со слабыми учащимися во внеурочное время, строго вести учёт пробелов в знаниях каждого слабого ученика.
· С целью предупреждения снижения успеваемости школьников усилить работу со слабоуспевающими учащимися, используя инновационные формы и методы обучения, эффективные формы контроля за уровнем усвоения учениками базовых знаний на каждом уроке.
· Серьезно отнестись к работе со слабоуспевающими: начинать с ними работу с сентября месяца и работать систематически, а не от случая к случаю, использовать дифференцированный подход в обучении, определить конкретный день и час работы со слабоуспевающими: вести мониторинг ЗУН, слабоуспевающих письменных работ;
· Поддерживать связь с психологом и социальным педагогом.
infourok.ru
План работы со слабоуспевающими учащимися
Летняя распродажа видеоуроков для учителей! Скидки от 40%
1200 руб. 2000 руб.
1100 руб. 1840 руб.
960 руб. 1600 руб.
790 руб. 1320 руб.
multiurok.ru
Справка "Работа со слабоуспевающими учащимися"
Справка
о работе со слабоуспевающими учащимися
18.03.2015г.
В соответствии с планом внутришкольного контроля в марте 2015 года зам. директора Л.А.Шульгиной проводилась проверка организации работы учителей со слабоуспевающими учащимися.
Из анализа посещённых уроков, проверки классных журналов и индивидуальных бесед было выявлено, что учителя-предметники с целью ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих школьников планируют урочную и внеурочную работу с учащимися. Организуют индивидуальные дополнительные занятия после уроков, поддерживают связь с родителями, привлекая их к занятиям с ребёнком дома.
Так, учитель русского языка и литературы Бухалина З. Б. использует в работе со слабоуспевающими учениками приемы дифференциации при коррекции знаний:
работа над ошибками: надо выписать в исправленном виде слово, квалифицировать тип орфограммы или пунктограммы, графическим обозначением показать, что исправление сделано осознанно, а не наугад, что определены все ориентиры, влияющие на выбор написания.
домашняя работа включает более лёгкое задание, но никогда не запрещено трудиться дома наравне с сильными учащимися, что позволяет ученику ощущать себя полноправным участником учебного процесса.
после уроков занятия со слабыми учащимися тогда, когда такому ученику временного урочного пространства недостаточно, на эти занятия выносятся вопросы практического характера.
На уроке Зоя Борисовна ведёт индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися. Практикует карточки-задания на дом. На консультации учащиеся приходят с заранее подготовленными вопросами или с невыполненным классным или домашним заданием.
Учитель математики Пенькова О. В. на уроках выделяет слабоуспевающих учащихся в отдельную группу, с которой работа проводится следующим образом: после объяснения учителя вызываются более подготовленные учащиеся, затем идет фронтальная групповая работа, потом самостоятельная работа, проверяемая и корректируемая учителем. На дом предлагаются задания минимального обязательного уровня. От родителей учитель требует контроля за выполнением письменной части задания и выучиванием наизусть правил, определений и формулировок теорем.
Проверка журналов показывает, что Ольгой Викторовной планируется опрос слабоуспевающих учащихся, накопляемость оценок хорошая.
Учитель истории и обществознания Косенко П. И. для ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих школьников в системе использует:
индивидуальные, дифференцированные задания на уроке.
дополнительные занятия.
консультации сильных учащихся.
творческие задания для создания ситуации успеха.
Накопляемость оценок в журнале по предметам хорошая.
Учитель биологии Каблучко И. В. организует работу со слабоуспевающими учениками на уроке следующим образом:
при проверке домашнего задания: устный опрос, работа с таблицами, тестовые задания базового уровня.
во время изучения нового материала: составление плана-конспекта по заданию учителя, индивидуальные задания.
домашнее задание: чтение и воспроизведение материала, сообщения, рисунки.
Учитель математики Шевченко Е. Н. для работы со слабоуспевающими школьниками использует индивидуальные карточки, работу в группах, взаимопроверку выполненного задания. Однако следует использовать разноуровневую дифференциацию в системе и на всех этапах урока.
С целью профилактики неуспеваемости проведены беседы с учащимися 8 А класса: Чернышовым Д.,Гладких В., Линниковым А., Ткаченко А.; 8 Б класса: Пономаревым С.,Ефимовым А., Отскочным Б, Бокань А.; 9 класса: Кузубенко И, Харитоновым З., Нафиковой Я.; 11 класса: Руденко А., Чабан Д., Сидоренко Г..
Родители этих учащихся предупреждены об ответственности за воспитание своих детей.
Классные руководители этих учащихся Каблучко И.В., Фомина Н.В., Линникова Н.С., Косенко П. И. ежедневно ведут учет успеваемости и посещаемости уроков, поддерживают связь с родителями. Ведется работа психологом школы Сивовой А.Г. с данной категорией учащихся.
Положительный результат работы педагогического коллектива школы по данной проблеме отражается в отсутствии неуспевающих учащихся по результатам четверти.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Учителям-предметникам для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися рекомендуется:
при опросе слабоуспевающим школьникам давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
ученикам задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
при опросе создавать специальные ситуации успеха.
разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
планировать и систематически проводить индивидуальную работу со слабыми учащимися во внеурочное время, строго вести учёт пробелов в знаниях каждого слабого ученика.
2. Психологу школы Сивовой А.Г., социальному педагогу Шевченко Е.Н.
продолжить целенаправленную работу с учащимися по профилактике неуспеваемости.
3. Классным руководителям 1 – 11 классов поддерживать связь с родителями
учащихся слабомотивированных на учебу.
Зам. директора Шульгина Л. А.
Ознакомлены:
Огиенко Е. В.
Кузнецова И.А
Щербинина Н. А.
Попова М. Д.
Марач Л. И.
Кузнецова Ю.В
Новикова А.И.
Исаева Л. Е.
Сивова А.Г.
Фомина Н.В.
Каблучко И. В.
Линникова Н. С.
Шевченко Е. Н.
Косенко П. И.
Пенькова О. В.
infourok.ru
Папка по работе со слабоуспевающими детьми по английскому языку
Цели:
- устронение пробелов знаний у учащихся ;
- создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Задачи:
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
- изменить формы и методы учебной работы на уроках иностранного языка, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
пропуски занятий по болезни;
слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
неблагополучная семья;
Ø проблема «улицы»;
Ø прогулы;
Список слабоуспевающих учащихся
по английскому языку на 2015-2016 учебный год
5класс - Кригер Станислав
6 класс - Симатова Екатерина, Куаныш Нуржан
7 класс – Баяндин Максим, Степанов Станислав
8 класс - Орынбаев Олжас, Касенов Жанболат
9 класс – Живага Татьяна
11 класс – Власов Владислав
Причины слабой успеваемости
| Класс | Ф.И.О | Причины слабой успеваемости | Пути решения |
| 5 | Кригер Станислав | -Систематическое невыполнение домашних заданий -Слабая мотивация к учебе; -недостаточный контроль родителей | Индивидуальная работа, беседа с родителями |
| 6 | Симатова Екатерина | -Слабая мотивация к учебе; -недостаточный контроль родителей | Контроль за выполнением домашних заданий, Индивидуальная работа, |
| 6 | Куаныш Нуржан | -Систематическое невыполнение домашних заданий -Частые пропуски и опоздания | Контроль за выполнением домашних заданий, Индивидуальная работа |
| 7 | Баяндин Максим | -Систематическое невыполнение домашних заданий -слабый контроль со стороны родителей | Контроль за выполнением домашних заданий, Индивидуальная работа, беседа с родителями |
| 7 | Степанов Станислав | -Систематическое невыполнение домашних заданий -слабый контроль со стороны родителей | Контроль за выполнением домашних заданий, Индивидуальная работа, беседа с родителями |
| 8 | Орынбаев Олжас | -Систематическое невыполнение домашних заданий -слабый контроль со стороны родителей | Контроль за выполнением домашних заданий, Индивидуальная работа, беседа с родителями |
| 8 | Касенов Жанболат | -Систематическое невыполнение домашних заданий -Частые пропуски и опоздания | Контроль за выполнением домашних заданий, Индивидуальная работа |
| 8 | Живага Татьяна | - проблемы со здоровьем; -частые пропуски занятий | Индивидуальная работа |
| 11 | Власов Владислав | -Систематическое невыполнение домашних заданий | Контроль за выполнением домашних заданий |
План работы со слабоуспевающими учащимися
на 2013 - 2014учебный год.
| Мероприятия | Срок |
| Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
| 2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | В течение учебного года |
| 3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года. |
| 4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока | В течение учебного года. |
| 5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года. |
| 6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти | В течение учебного года. |
| 7.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. | В течение учебного года.
|
| 8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. | В течение учебного года. |
| 9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы. | В течение учебного года. |
План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
Ф.И.О. ___________________________________
| Тема | Формы ликвидации пробелов | Формы контроля | Дата | Результат | Информация родителям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист регистрации бесед со слабоуспевающим учащимся и его родителями
| Дата проведения | Проблема | Решение | Роспись учащегося |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
altser.umi.ru
Программа работы со слабоуспевающими детьми
| МбОУ Барвихинская средняя общеобразовательная школа |
| План работы |
| Со слабоуспевающими учащимися 5 класса по русскому языку |
| На 2015 – 2016 учебный год |
Герасименко Елена Михайловна,
учитель русского языка и литературы
ЦЕЛЬ: Повышение качества ЗУН отдельных учащихся и школы в целом, защита прав учащихся, создание благоприятного микроклимата школы.
ЗАДАЧИ:
Выявление возможных причин снижения успеваемости и качества ЗУН учащихся.
Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Ликвидация неуспеваемости.
Повышение уровня ЗУН учащихся.
Повышение качества знаний учащихся.
Повышение мотивации к учению.
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
Проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью выявления уровня обучаемости, учитывая тип темперамента ребенка.
Использовать на уроке различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный и т.д.) для объективности результата
Регулярно и систематически опрашивать, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки ответа, чтобы учащийся мог их устранять в дальнейшем)
Учитель-предметник после первичного контроля ЗУН должен отрабатывать тему на уроке с учащимися, показавшими низкий результат, после чего можно проводить повторный контроль
Учитель-предметник не должен опрашивать ученика или давать ему контрольную работу в первый день занятий ( после отсутствия в школе по болезни или уважительной причине)
Учитель-предметник должен определить время , за которое учащийся должен освоить пропущенную тему, и в случае затруднения дать ему консультации.
Учитель-предметник должен выставлять полученные учащимися неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.
Учитель-предметник должен дать возможность учащимся сдать пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования не менее чем за неделю до окончания четверти
Учитель-предметник должен поставит в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о понижении успеваемости учащегося
Учитель-предметник не должен снижать оценку ученику за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика
Только при выполнении всех пунктов учитель имеет право выставить учащемуся за четверть неудовлетворительную оценку
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ НА УРОКЕ
Акценты в обучении
В процессе
контроля знаний
учащихся
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, опорными схемами, таблицами и др.
Подбадривание, похвала, стимулирование оценкой
В процессе контроля за усвоением
знаний учащимися
1. Специально контролировать усвоение вопросов, обычно
вызывающих у учащихся затруднения.
2. Тщательно анализировать у систематизировать ошибки,допускаемые учащимися в устных ответах, письменных
работах, концентрировать внимание на их устранение.
3. Контролировать усвоение материала учениками.пропустившими предыдущие уроки.
4. По окончании изучения темы или раздела обобщить итоги
усвоения основных понятий, законов, правил, умений,
навыков учащихся, выявлять причины отставания.
При изложении
нового материала
Поддерживать интерес к усвоению темы.
Частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебногоматериала.
Привлечение к высказыванию предложений припроблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
Обязательно проверять в ходе урока степеньпонимания учащимися основных элементов излагаемого материала.
Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала.
Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
В ходе самостоятельной
работы
учащихся на
уроке.
1. Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение из сложных
заданий ряда простых.
2. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее,
напоминание приема и способа выполнения. Указание на
необходимость актуализировать то или иное правило.
3. Инструктирование о рациональных путях выполнения
заданий, требованиях к их оформлению.
4. Стимулирование самостоятельных действий. Более
тщательный контроль за их деятельностью, указание на
ошибки, систематическая проверка, исправление ошибок.
5. Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее
Существенным разделам материала, стремясь меньшим
числом упражнений, но поданных в определенной системе
достичь большего эффекта. Включать в содержание
самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок,
допущенных при ответах и письменных работах.
6. Инструктировать о порядке выполнения работы.
7. Стимулировать постановку вопросов к учителю при
затруднениях в самостоятельной заботе.
8. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно
развивать их самостоятельность.
9. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном
темпе и осуществлять контроль.
При
организации
самостоятельной
работы вне
класса.
Выбор для групп учащихся наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения заданий. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Обеспечить для неуспевающих в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.
Систематически давать домашнее задание по работе над ошибками.
Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения домашней работы, понимать степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися.
Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ
ПОСЛЕ УРОКОВ
Для работы по программе используются:
Ахременковой Л. А. «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 5 класс»
Сычева Н. «Сложные правила русского языка за 10 уроков»
Узорова О. В. «Все основные правила русского языка. 5 класс»
Узорова О. В. «500 правил и упражнений по русскому языку. 5 класс»
Нетрадиционная методика, показавшая высокую эффективность, а главное, доступность как для одаренных детей, так и для испытывающих определенные трудности в обучении, позволяет учащимся быстро усвоить и закрепить правила русской орфографии и пунктуации.
Тематическое планирование
5 класс
Занятие 1. Правописание проверяемых безударных гласных и согласных в корне слова.
Занятие 2. Правописание непроверяемых безударных гласных и согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Занятие 3. Буквы и, у, а после шипящих.
Занятие 4. Мягкий знак в середине слов.
Занятие 5. О - Ё после шипящих в корне слова.
Занятие 6. Употребление ь на конце существительных после шипящих.
Занятие 7. Краткие прилагательные с основой на шипящую. Учимся ставить знаки препинания. Запятые между однородными членами. Обобщающие слова
Занятие 8. Буквы о - ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных. Существительные на -ия, -ие, -ий
Занятие 9. Буквы и - ы после ц. Разделительные ъ и ь.
Занятие 10. Буквы о - ё после шипящих в глаголах и словах, образованных от глаголов.
Занятие 11. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов.
Занятие 12. Буквы о - ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях.
Занятие 13. Не с глаголами.
Занятие 14. Мягкий знак на конце слов после шипящих.
Занятие 15. Правописание приставок. Приставки на с—з.
Занятие 16. Чередование согласных в корнях слов.
Занятие 17. Чередование гласных а—о в корнях -лаг лож-.
Занятие 18. Чередование гласных а—о в корнях -раст- — -ращ -рос-.
Занятие 19. Чередование гласных и—е в корнях слов.
Занятие 20. Чередование гласных а—о в корнях -клан клон-, -гар гор-.
Занятие 21. Чередование гласных а—о в корнях -зар- зор-, -кас- кос-, -равн -роен-.
Занятие 22. Учимся ставить знаки препинания.
Прямая речь. Сложное предложение.
Занятие 23. Мягкий знак в середине слов в сочетаниях зн, сн, нт, cm, зд.
Занятие 24 Учимся ставить знаки препинания.
Запятые перед что, где, когда, который и между однородными членами. Обобщающие слова. Обращения.
Занятие 25. Большая буква и кавычки в именах собственных.
Занятие 26. Разбираем по членам предложения.
Главные и второстепенные члены предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство).
Краткая характеристика слабоуспевающих детей
Эти дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могу перейти в разряд неуспевающих.
На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
График
индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
учениками «5» класса по русскому языку на 2015-2016 учебный год
п/п
Список
учащихся
Дни недели
Понедельн.
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося класса
Ф И учащегося _____________________________________________
Класс ______________________________________________________
Предмет ____________________________________________________
Причина неуспеваемости ______________________________________
_____________________________________________________________
Учитель ______________________________________________________
дения индиви
дуальных занятий
Формы ликвидации пробелов
Что задано
%
выпол
нения
Отмет
ка
Подпись
учащегося,
родителя
Выполнение учащимся домашних заданий.
Сроки контроля: с «____»______________ 20___ г. по «____»_____________ 20___ г.
Цель контроля: отслеживание систематичности выполнения домашних заданий
«трудными» учащимися.
Примечание
выполнено полностью
выполнено частично
не выполнено
Список слабоуспевающих учащихся в 2015 - 2016 учебном году
(примерно)
Результат на конец четверти (успевает, не успевает, по каким предметам)
Итог учебного года
1 чт
2 чт
3 чт
4 чт
1
2
3
4
5
6
7
8
(Примерные характеристики запущенности:
Низкие способности, пропуски по болезни, низкая техника чтения;
Недостаточная домашняя подготовка, пропуски по болезни;
Недостаточная работа на уроке, низкие способности, низкая техника письма и счета;
Пропуски занятий по болезни, отсутствие навыков самостоятельности в работе, дополнительная нагрузка во вне школьных учреждениях;
Гиперактивный, низкая техника чтения и письма, отсутствие навыков самостоятельности неблагоприятная обстановка в семье;
Недостаточная работа на уроке, низкие способности, пропуски, дополнительные занятия спортом;
Педагогическая запущенность, перевод из одного класса в другой, разные комплекты учебников, инвалид по зрению.
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА.
Ученик обязан выполнять домашние задания, письменные задания своевременно представлять учителю на проверку.
Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.
Ученик, пропустивший урок без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения может обратиться к учителю за консультацией.
Памятка учителю в работе со слабоуспевающими учащимися
Верь в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему. Радуйся каждому шагу вперёд своего воспитанника.
Помни что для слабоуспевающих необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха ученика.
Начав работать со слабыми на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется. В свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.
Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок- это продолжение предыдущих, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель на тему, состоящую из 15-20 уроков, отобрал главные вопросы, то при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.
Не нужно гнать за обилием излагаемого материала. Умейте выбирать главное, изложить его, повторить и закрепить.
Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере развития учащихся.
Общение – главная составляющая любой методики, не наладив общения со слабыми, не получить результатов обучения.
Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепи его, дал записать и приступай к следующей дозе материала. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной, например, 3-4 минуты ученики внимательно слушают материал; 2-3 – закрепляют, проговаривая главное; 3-4 – переписывают с доски и т. п. Все это дополняется демонстрациями, самостоятельной работой и т.п.
Научись привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым. Самым неэффективным является момент, когда у доски работает один учащийся. Научись строить процесс обучения путем сочетания фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому.
У слабоуспевающих плохо развито абстрактное мышление, лучше – нагляднообращеное. Ищи образ в изучаемом материале. Привлекай к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (музыке, поэзию, живопись, слайды, образный показ).
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
Кроме этих основных правил существуют ещё и некоторые другие, а именно: не ставь оценку ученику, пока не научишь его. Помни, что есть ученики (их немного), которые не всё могут освоить. Не убивай оценками в них человека.
infourok.ru
Папка Работа со слабоуспевающими учащимися
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ характеристика учащегося на ученика
(составляет классный руководитель)
Ф.И. ученика _________________________________ класс______
Классный руководитель _____________________________________________
1. Характеристика познавательной деятельности учащегося
1.1. Мотивация к учебной деятельности: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)
сформирована □
сформирована недостаточно □
не сформирована □
1.2. Устойчивость внимания: высокая / средняя / низкая (нужное подчеркнуть).
1.3. Характеристика процессов запоминания и сохранения учебного материала (поставьте знак "+" в нужной строке):
Показатели
Быстро запоминает
Медленно запоминает
Быстро забывает
Медленно забывает
1.4. Трудности в усвоении учебного материала: нет / есть (нужное подчеркнуть). Если есть, укажите, какие______________________________________________________________________.
1.5. Успешность в освоении различных форм обучения: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)
более успешен при письменных работах □
более успешен при устных опросах □
успешен в обеих формах □
неуспешен в обеих формах □
2. Характеристика личности учащегося
С кем общается в классе: __________________________________________________________________________________
Характер взаимоотношений: доброжелательные, напряженные, враждебные
Со сверстниками ___________________________________
С учителями _______________________________________
С родственниками __________________________________
2.1. Положительные черты характера ученика: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. Какие черты характера ученика внушают опасения:
___________________________________________________________________________________
2.3. Наличие отклонений в поведении: есть / нет (нужное подчеркнуть) Если есть, укажите какие:
___________________________________________________________________________________
3. Сведения о семье учащегося
3.1. Семья полная / неполная (нужное подчеркнуть). Кто из родителей отсутствует: _____________.
3.2. Количество детей в семье: ___________.
3.3. Национальность: ____________________.
3.4. Социально благополучная / неблагополучная семья.
4. Особенности внимания: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)
часто "отсутствует" на уроке □
не слышит вопроса □
внимание кратковременное □
периодически включается в урок □
стабильно удерживает внимание □
другое:______________________________________________________________________________.
5. Учебная активность: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)
пассивен □
отвечает, если спрашивают □
активно участвует в работе □
чрезмерно активен, переключает внимание на себя □
часто дает неправильные ответы □
другое:______________________________________________________________________________.
6. Заинтересованность в учебной деятельности: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)
большую часть времени занимается своими делами, рисует и т. д. □
общается с другими учениками, отвлекает их □
переключает на себя внимание □
включается в обучение на отдельных темах □
постоянно активно и творчески работает с материалом урока □
другое:______________________________________________________________________________.
7. Степень усвоения материала: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)
усваивает не с первого раза и с трудом □
сразу понимает, но для закрепления требуются дополнительные усилия □
быстро усваивает материал и легко формирует навык □
другое:______________________________________________________________________________.
8. Темп деятельности: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)
медленный □
средний □
быстрый □
неравномерный □
другое:______________________________________________________________________________.
infourok.ru












