Современные тенденции в практике преподавания физики. Журнал физика проблемы преподавания
Актуальные проблемы обучения физики в вузах и средних школах
Библиографическое описание:
Токонбекова К. Ч., Мукамбетова Н. Т., Джолдошева Н. Д. Актуальные проблемы обучения физики в вузах и средних школах // Молодой ученый. 2017. №4.1. С. 114-117. URL https://moluch.ru/archive/138/40143/ (дата обращения: 22.04.2018).
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы обучения физики в высших учебных заведениях и средних школах. Написана история развития науки в Кыргызской Республике. Построена диаграмма по количеству обучающихся студентов и аспрантов в зарубежных странах. Также приведены примеры с использованием компьютерной технологии в обучении физике в ВУЗах и средних школах.
Ключевые слова: компьютерные технология, модель, конкурентоспособность, научно-техническая сфера.
Бул макалада ЖОЖдо жана орто мектептерде физиканы окутууда актуалдуу көйгөйлөр каралган. Кыргыз Республикасындагы илимдин өнүгүүсүнүн тарыхы жазылган. Чет өлкөлөрдө окуп жаткан студенттердин жана аспиранттардын саны боюнча диаграмма түзүлгөн. Ошондой эле, ЖОЖдо жана орто мектептерде физиканы окутууда компьютердик технологияларды колдонуу менен мисалдар берилген.
Ачкыч сөздөр: компьютердик технологиялар, модель, атаандаш жөндөмдүүлүк, илимий-техникалык чөйрө.
Если ты будешь думать так же, как те,
кто проблему создал ты ее никогда не решишь
Альберт Энштейн
Наука как отрасль призвана на решение созданных и не решенных проблем. Наука всегда стремится вырабатывать новые пути и методы для развития экономики, образования и социальных задач.
В Кыргызской Республике обучение физики в высших учебных заведениях и средних школах всегда была актуальной проблемой. К примеру, рассмотрим труды ученых Кыргызской Республики за 1945–1985 гг. Научные дела исследователей постоянно публиковались за рубежом, потому что зарубежные ученые всегда интересовались публикациями кыргызских исследователей. Академия наук вела тесную связь со странами Восточной Европы, Западной Европы, США, Канады, Японии. [1]
Перед началом реформ республика была достаточно развитым научно-техническим потенциалом и достигала эффективных результатов. Однако с начала 90-х годов XX в. наступил период развала самой науки, ее институтов. Произошел разрыв установившихся ранее связей, т. е. в условиях трансформации исчезли сформировавшиеся в течение десятилетий научные и производственные контакты.
В настоящее время Кыргызстан располагает прогрессивными технологиями высокого уровня, вполне конкурентоспособных по некоторым направлениям, но пока не востребованных из-за отсталости инвестиционного комплекса, слабой развитости внутреннего рынка научных полуфабрикатов, интеллектуальной собственности, изобретений и патентов.
В Бишкеке подписано Соглашение о сотрудничестве между Правительством Кыргызской Республики и Международным научно-техническим центром, и Американским фондом гражданских исследований и развития США. Состоялась презентация кыргызского регионального отделения центра. Инвестиции центра получены такими организациями, как Кыргызско-Российский Славянский университет, Институт геологии, Институт физики НАН КР и др. Этот результат помогает росту интересов к научной деятельности молодежи. И в этом плане для преодоления негативного развития научно-технической сферы в Кыргызстане важна поддержка государства по предоставлению ей широких возможностей самофинансирования.
Руководствуясь принципами создания единого образовательного пространства с государствами ближнего зарубежья, Кыргызстан установил контакты с 11 государствами стран СНГ, заключил около 28 межведомственных и межправительственных соглашений о сотрудничестве с соответствующими министерствами. Только в 2000–2004 учебных годах в Российской Федерации в рамках обмена студентами обучалось более 600 студентов и аспирантов; в Таджикистане — 50 студентов, Узбекистане — 117, Казахстане — 90, на Украине обучается 18 студентов из Кыргызстана. Всего в странах СНГ сегодня получает образование более 700 студентов и аспирантов. Для маленького Кыргызстана это достаточно большая цифра за четыре года.
1 — диаграмма. Количество студентов и аспирантов за рубежом.

Образование зарубежом также идет к прогрессу. В ВУЗах и средних школах часто используют компьютерные технологии, размещяют задания и тесты в электронном виде на сайтах. А в нашей стране использование компьютерных технологии в учебном процессе является актуальной проблемой не только в современных школьных образованиях, но и ВУЗах. Преимущество применения компьютерных технологии — это возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в физические процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. [2]
Как мы знаем физика — наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. Методика обучения физике всегда была сложнее методик преподавания других предметов. Почти многие физические явления и процессы трудно продемонстрировать [3]. Например, невозможно показать некоторые лабораторные работы из-за отсутствия приборов в физическом кабинете. Кроме того, многие средние школы до сих пор используют старые книги. Конечно государство помогает обрести новые книги, но их недостаточно.
Это всё приводит к тому, что некоторые студенты и школьники испытывают большие трудности в изучении физики, так как не в состоянии мысленно представить необходимые процессы и явления. А компьютерные программы позволяют создать анимацию физических явлений, изменить условия протекания процесса, изменяя тот или иной процесс. Использование компьютерных технологии в обучении физики изменяет методику преподавания как в сторону повышения эффективности обучения, так и в сторону облегчения работы преподавателя. [4]
К примеру посмотрите на рис.1, на котором изображена Солнечная система. При проведении урока физики нам было бы сложно объяснить этот процесс без компьютерной графики. Самой большой проблемой физики была нехватка информации или отсутствие моделей объясняемой вещи. В наше время это не проблема. [5]

Рис.1. Солнечная система.
На следующем рисунке как вы видете изображены малекулы, их тоже трудно разглядеть не вооруженным глазом, а объяснить тем более. А с помощью компьютерного моделирования это очень легко и удобно.

Рис.2. Строение молекул.
Для применения компьютерного моделирования учителям и преподавателям необходимо улучшить знания по технике и развить свои способности. Именно, техника будет нашим помощником во избежание отсталости от других стран.
- Акматбаев У. Развитие науки в Кыргызстане и Германии.
- Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). — М., 2007.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.
- Чирцов А. С. Информационные технологии в обучении физике // Компьютерные инструменты в образовании. — 1999. — № 2.
- http://shishkina.websib.ru/p14aa1.html.
Основные термины (генерируются автоматически): средних школах, проблемы обучения физики, высших учебных заведениях, ЖОЖдо жана орто, жана орто мектептерде, орто мектептерде физиканы, Кыргызской Республике, мектептерде физиканы окутууда, компьютерных технологии, Кыргызской Республики, обучении физике, актуальной проблемой, Правительством Кыргызской Республики, ученых Кыргызской Республики, Кыргызской Республике обучение, большой проблемой физики, проведении урока физики, использованием компьютерной технологии, развитым научно-техническим потенциалом, обучении физики.
moluch.ru
«Актуальные проблемы преподавания физики» - часть 4
На элективном курсе «Подготовка к ЕГЭ по физике» в 11 классе также использую компьютерные технологии, что кроме обобщающего повторения обеспечивает:
- углубление и расширение знаний учащихся при решении и анализе задач, изучения содержания электронного учебника;
- использование активных форм организации учебных занятий;
- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов на базе разделов «Тренировка», «Подготовка» и «Экзамен»;
- интерактивное знакомство учащихся с нормативными документами, спецификой обобщающего повторения, особенностями выполнения заданий;
- автоматизацию процесса подготовки и тестирования по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ.
Активизации познавательной деятельности учащихся способствуют внеурочные мероприятия по физике. Традиционными в школе являются предметные недели, где в творческую работу включены учащиеся всех возрастных групп. Так были проведены конкурсы рисунков «Физика в картинках», бюллетеней «Физика в нашей жизни», где учащиеся выполняли творческие работы в программах Paint и в Microsoft Office Publisher. Кроме того, учащиеся создают зачетные тематические бюллетени по изученным материалам.
Таким образом, применение информационно-коммуникационной технологии на уроках физики и во внеурочной деятельности позволяет:
-учитывать индивидуальные особенности учащихся;
- развивать творческие и исследовательские способности;
- воспитывать интерес к самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
- обеспечивать качественное усвоение программного материала;
- обеспечивать повышение качества знаний учащихся при обучении физики
Мониторинг качества образования по физике в школе позволяет прийти к выводу, что применение на уроках современных технологий наряду с традиционными технологиями проведения уроков способствует повышению качества знаний учащихся.
Таблица 1.
В настоящее время большая часть учащихся (59%) используют персональный компьютер для подготовки к урокам физики. За последний год увеличилось число семей, имеющих ПК, что свидетельствует об интересе и практической значимости компьютерных технологий.
Применение ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности можно рассматривать, как совместную творческую работу учителя и обучающихся, которая позволяет:
- формировать положительную мотивацию к процессу учения и воспитания детей;
- выбирать оптимальные формы учебной работы;
- рационально использовать время на уроке;
- организовать учебно-познавательную деятельность детей;
-формировать навыки самостоятельной, групповой и коллективной работы обучающихся;
- развивать у детей чувство прекрасного.
7. Результативность, условия и возможности применения данного опыта
Внедрение современных информационно-коммуникационных (ИКТ) технологий на уроках физики позволило:
· по- новому подходить к обучению;
· способствует быстрому и качественному усвоению физических знаний, умений и навыков школьника, независимо от его интеллектуального, возрастного уровня. Тем самым достигается индивидуальный подход к обучаемому, что помогает спокойному, размеренному изучению предмета, поскольку ученик может сам регулировать темп обучения;
- повысить мотивацию к изучению предмета на 20-30%;
- увеличить долю самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся;
- развивать навыки исследовательской деятельности и умений создания проектов;
- «достигнуть большинству учащихся (независимо от места их проживания или социального статуса их семей) образовательных результатов, адекватных новым требования рынка труда и современной социальной жизни» (цитата из технического задания на одну из разработок).
Мои ученики умеют:
Самостоятельно добывать информацию в Интернете;
Создавать презентации, буклеты;
Пользоваться электронной почтой;
Подготовить в электронном виде и выпустить в печатном виде школьную газету;
Использовать современные технические средства (цифровой фотоаппарат, видеокамера, принтеры, сканеры и др.)
Приложение №1
Проект урока физики по теме
«Закон Всемирного тяготения.
Ускорение свободного падения на Земле и других планетах» с использованием ИКТ
Учитель: Кузьмина С.А.
Пояснительная записка
Урок для учащихся 9 класса.
Тема : «Закон Всемирного тяготения.
Ускорение свободного падения на Земле и других планетах».
Программа : общеобразовательная для основной школы.
Раздел программы : «Законы взаимодействия и движения тел».
Цель : 1. Формирование умений у школьников применять современное программное обеспечение для решения задач, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
2. Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
3. Воспитание учащихся как творческих личностей, обладающих компьютерной грамотностью.
Задачи урока:
Образовательные:
· Сформировать четкие представления о законе Всемирного тяготения, показать его практическую значимость;
· Закрепить навыки и умения решать тестовые задачи и задачи по теме «Закон Всемирного тяготения»;
· Совершенствовать навыки работы учащихся на ПК;
Развивающие:
· Развитие логического мышления, расширение кругозора;
· Развитие памяти, умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
· Развитие познавательного интереса к изучению физических явлений и воспитание информационной культуры.
· Оборудование урока:
Компьютерный класс, оснащенный современной техникой. На компьютерах установлена OS Windows XP, MS Office. На партах у учащихся лист с микротестом для домашнего задания.
Информационные источники:
1.А.В. Плешаков, Е.М. Гутник «Физика 9 класс»-ДРОФА. Москва, 2007 .
(В учебнике дан материал для базовых знаний учащихся согласно федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. соблюдаются принципы преемственности, доступности. Материал расположен в §15-16, соответствует целям и задачам урока).
2.Научно-методический журнал «Физика в школе» №3, 2008 год.
Статья, используемая в журнале «Физика в школе» помогает учителю спланировать методы, приемы работы на уроке.
Обучение физики при помощи ИКТ предоставляет учителю и учащимся максимальную свободу выбора форм и методов работы. Введение ИКТ в преподавание позволяет совершенно по-новому строить образовательный процесс, формировать умения самостоятельной познавательной деятельности, предоставлять новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Электронные материалы делают процесс ярким, насыщенным, продуктивным и современным. Иногда возникает необходимость собственной версии – презентации, где появляется возможность комбинировать разные источники информации. Для подготовки тематических презентаций по физике использую программу POWER POINT, с помощью которой создаю слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео и звуковых записей.
Работа с тестами в программе MAICROSOFT OFFICE WORD позволяет организовать самостоятельную работу учащихся на уроке, совершенствовать навыки работы на ПК.
Использование информационных технологий на данном уроке позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности и усвоения учебного материала.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1.Сообщение темы, целей и задач урока.
2.Повторение и проверка домашнего задания.
III. Самостоятельная работа.
IV. Новый материал.
V. Вопросы для закрепления нового материала.
VI. Решение задач по теме урока.
VII. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент ( на экране выставлен слайд с темой урока, проводится краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе) .
II. Актуализация знаний
Учитель физики: Мы продолжаем изучение темы «Законы взаимодействия и движения тел». Эпиграфом к уроку взяты слова М.В. Ломоносова (эпиграф проецируется на экран, слайд №4) «…ныне ученые люди, а особливо испытатели натуральных вещей, мало взирают на родившиеся в одной голове вымыслы и пустые речи, но больше утверждаются на достоверном искусстве. Главнейшая часть натуральной науки – физика ныне уже только на одном оном своё основание имеет. Мысленные рассуждения произведены бывают из надежных и много раз проверенных опытов». Он не случаен. Вам известно, что ученые – физики все теоретические гипотезы проверяют путем проведения многочисленных опытов. Наблюдая, сравнивая, анализируя, они либо подтверждают, либо опровергают выдвинутую гипотезу. А для этого необходимо иметь теоретическую подготовку. Проверим, как вы подготовлены к изучению нового материала. Ответьте на следующие вопросы (проводится фронтальный опрос) :
mirznanii.com
«Актуальные проблемы преподавания физики» - часть 3
3.Третий этап – выходы в компьютерный класс на занятия, посвященные закреплению разобранного на традиционных уроках материалу: тренажу навыков, решению задач, а также, возможно, контролю знаний. Основным типом пособий здесь, по-видимому, должны быть снова обучающие сценарии, интерактивные тренажеры и задачники. Отмечу, что компьютерные контрольные работы и тесты нежелательно проводить прежде, чем учащимся будет предоставлен опыт более свободной, чем режим контроля, работы с компьютерами на занятиях физики: стрессовая ситуация может повлиять на объективность оценки знаний, исказить картину. Изучение новой темы при индивидуальной работе учащихся за компьютером также возможно на третьем этапе. Но отношение к этому должно быть осторожным, поскольку перечень обучающих сценариев, способных адекватно обеспечить занятия такого рода, пока удручающе короток.
4.Четвертый этап связан с использованием интерактивных моделей при индивидуальной работе учащихся в компьютерном классе. Начинать использование моделей можно, внедряя их в традиционный лабораторный практикум. Особенно удобно это, если эксперимент проводится не фронтально, а в цикле. Сначала достаточно подготовить методическое сопровождение всего одной модели, обкатать ее на нескольких группах учащихся, сделать выводы о степени успешности методики, откорректировать ее, а затем расширять компьютерную компоненту. На уроке создаю новые возможности передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и развития личности ученика, так как ИКТ позволяют индивидуализировать деятельность учащихся, создают возможности для дифференцированного подхода, а также предпосылки и условия для деятельностного обучения.
Применение электронных учебных пособий в образовательном процессе школы позволяет более глубоко изучить материал, ознакомиться подробно с интересующими или трудными темами, недостаточно освещенными в учебниках на бумаге. Мультимедийно оформленный учебный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теорию. При использовании на уроке сетевой версии электронного пособия появляется возможность контролировать индивидуальную работу каждого ребенка, вносить коррективы и оценивать его деятельность.
На своих уроках я использую готовые программные продукты по физике. Одной из форм работы в рамках новых информационных технологий является работа с электронными учебными пособиями для использования на уроках компьютерных моделей физических экспериментов. В нашей школе используется электронное издание «Физика, 7-11 классы». Модели применяются для объяснения нового материала, для домашней работы, решения экспериментальных задач, для проведения виртуальных лабораторных работ. Для разработок виртуальных работ используется программа «Открытая физика-2.5». Работы, которые предлагаются учащимся, по своей структуре близки к традиционным школьным лабораторным работам: выполнение эксперимента (с помощью модели), теоретический расчет, построение графиков, оценка погрешностей, вывод о совпадении с физической теорией. Виртуальные лабораторные работы имеют целый ряд преимуществ: существует возможность непосредственно наблюдать, исследовать, экспериментально проверять правильность теоретических предположений, что значительно увеличивает эффективность урока. Можно осуществить эксперимент, который в обычных условиях невозможен (например, если процесс долговременный или требующий специальных установок).
Результаты измерений получаются «идеальными», и их подстановка в теоретические законы позволяет получать точные закономерности.
Компьютерные модели, разработанные компанией «ФИЗИКОН», позволяют организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся, такие, как:
Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой;
Урок-исследование;
Урок - компьютерная лабораторная работа.
В процессе работы с мультимедийными курсами ООО «ФИЗИКОН» используются следующие виды заданий к компьютерным моделям на уроках:
1. Ознакомительное задание;
2. Компьютерные эксперименты;
3. Экспериментальные задачи;
4. Расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой;
5. Неоднозначные задачи;
6. Задачи с недостающими данными;
7. Творческие задания;
8. Исследовательские задания;
9. Проблемные задания;
10. Качественные задачи.
Из Интернет- ресурсов используем сайт «1 Сентября» «Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся». Создаем с ребятами свои исследовательские проекты.
В планах – проведение Интернет - уроки в компьютерном классе.
Можно выделить несколько аспектов использования мною компьютера на уроках физики:
демонстрации и иллюстрации текстов, формул, фотографий при изучении нового материала, то есть как наглядное пособие;
демонстрации анимационных экспериментов;
иллюстрации методики решения задач;
проведения компьютерных лабораторных работ;
контроля уровня знаний учащихся;
организации проектной и исследовательской деятельности учащихся;
текущего контроля знаний.
с помощью компьютера учитель может набрать и распечатать контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы;
физика – это тот предмет, где наглядность играет важную роль в становлении научного мировоззрения учеников, формировании в их сознании единой картины мира; компьютер может заменить целый набор ТСО, превосходя их по качеству, дает возможность продемонстрировать те явления природы, которые мы увидеть не можем, например, явления микромира или быстро протекающие процессы;
сейчас выпускаются специальные учебные программы по физике, предназначенные для тестирования знаний учащихся, программы – тренажеры, программы, предоставляющие возможность продемонстрировать различные модели; но программные продукты по физике не всегда полностью вписываются в конкретный урок, поэтому могут быть использованы как элемент урока.
Еще одно направление использования мною компьютера – это создание презентаций к своим урокам. Создавая презентацию, выношу на экран компьютера основные физические понятия, формулы, выводы по данному уроку, рисунки, таблицы, схемы, различные видеофрагменты физических явлений и демонстраций, необходимых для восприятия темы урока. В презентацию включаю вопросы и задания на повторение и закрепление учебного материала, способствующие осуществлению быстрого контроля за уровнем усвоения учебного материала. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Кроме того, я привлекаю учащихся к созданию презентаций. Создавая презентацию по заданной теме, ученики подбирают дополнительный материал, систематизируют его, выбирают форму для лучшего представления, защищают свои работы перед одноклассниками. В результате растет интерес к физике, ребята учатся работать в группе, развиваются ораторские способности, навыки работы с дополнительной литературой. Все, что создают ученики, я могу использовать на своих уроках. Обучающиеся выполняют довольно сложные задания по оформлению исследовательских работ, составлению проектов, презентации. При представлении результатов исследовании учащиеся пользовались такими программными продуктами как MS Word и MS Power Point.
Были созданы обучающие слайд - фильмы по разным темам школьной программы по физике, например: урок отработки первичных понятий «Давление твердых тел», обобщающий урок «Атмосфера. Атмосферное давление» - 7 класс, урок отработки первоначальных умений и навыков «Строение атома» – 8, 10 класс, «Реактивное движение», «Закон Всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах» (Приложение №1), «Колебательные движения» - 9 класс, «Деформация твердых тел» 10 класс, «Ядерные реакции» - 11 класс, урок- лекция «Шкала электромагнитных волн» -11 класс и другие.
Таким образом, использование компьютера на уроках способствует активизации познавательной деятельности учащихся, более прочному усвоению учебного материала, повышению активности учеников на уроке. Учащиеся имеют возможность не только услышать формулировку нового понятия, но и прочитать ее на экране, то есть мы задействуем для восприятия нового материала не только слух, но и зрение ребенка.
В нашей школе введено предпрофильное и профильное обучение. Проектная работа, которая ведётся на элективных курсах по физике, позволяет эффективно формировать интеллектуальные умения обучающихся, находящихся в основе научного мышления, через организацию исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время и, в конечном итоге, обеспечит выход на уровень формирования ключевых компетенций выпускника. Полученные знания позволяют построить по логическому плану ход исследования и создать электронную презентацию работы. В ней ребята создают и используют графики, таблицы, фотографии, слайды, реже видеоролики. Умение создавать и использовать электронные презентации позволяют ученику развивать умение выделять главное, расставлять акценты в своей работе на главных моментах. Эта работа осуществляется благодаря взаимосвязи с уроками информатики. Например, в 9 классе при изучении элективного курса «Загадочный мир света» ребятам даются задания по изучению свойств света, рассматриваются природные световые явления, проводятся эксперименты по оптическим явлениям, анализируются литературные произведения и работы художников, в которых описаны или отражены законы оптики. А затем создаются электронные презентации с помощью учителя, где приветствуется использование анимации, звукового оформления. Школьники используют в работе поиск информации в Интернете. Так, учащимися были созданы работы «Окружающий мир глазами человека и животных», «Электрические явления в природе», «Световые явления, источники света», «Отражение оптических явлений и закономерностей в литературных произведениях и живописи», « Радио и его изобретатель» (Приложение №1). Защита работ учащихся происходит на занятии, завершающем данный элективный курс.
mirznanii.com
Статья "Проблемы в изучении физики в школе"
Проблемы в изучении физики в школе.
Один из самых главных вопросов, которые сегодня можно рассмотреть: дает ли школьный курс представление о физике, как области знания? Ответ будет неоднозначным: и да, и нет. С одной стороны, я хочу подчеркнуть, что нет никакой «школьной физики» (просто в школе проходят лишь некоторые разделы и не используют более сложный математический аппарат, как это делается в ВУЗах). Многие школьные задачи могут быть интересны и для профессионала в области физики (единственное, что профессионал видит в этих задачах то, что не видят школьники).
С другой стороны, характерная черта физики - приближенный, модельный характер всех конкретных результатов. И вот эта-то сторона науки в школьных учебниках проигнорирована. Утверждение, что «физика - точная наука» обычно понимается учениками очень наивно, буквально, как по возможности более точные вычисления по приведенным в учебнике формулам. В действительности же физика - не потому точная наука, что все ее результаты абсолютно точны, потому что есть определенные законы под которые подставляются числа и выводится точный результат, как это есть в понимании школьников, а потому, что физика отдает себе отчет о сути сделанных приближений, о роли отброшенных законов.
Идем далее - школьный курс не дает никакого представления о работе физика-исследователя. Более того, создает даже неправильное представление, как о человеке, занимающимся подстановками из формулы в формулу и вычислениями. Но только так называемые «стандартные» школьные задачи решаются прямым применением одной или нескольких формул. В работе физика-исследователя ситуация обычно совершенно противоположная: практически ни одна задача не решается точно. Например, в сколько-нибудь реальной задаче динамики обычно имеет место огромное количество различных взаимодействий. Попытка учесть все взаимодействия приводит к настолько математически сложной задаче, что решить ее не удастся. Существеннейшая часть решения любой задачи - построение модели данного закона или явления.
Работа над построением модели состоит в том, чтобы отбросить мелкие, несущественные эффекты (для той или иной задачи), оставив только главные. Это легко сказать, но нелегко сделать: ведь полная картина явления и закона еще не известна, и оценить роль некоторых эффектов можно только весьма предположительно (тем более для обычного школьника и не для каждого преподавателя это под силу). В связи с этим созданную модель правильнее было сравнивать с очень контрастной фотографией, на которой потеряны мелкие детали. Модель должна быть достаточно простой, доступной для дальнейшего математического анализа, но в то же время должна отражать важнейшие стороны явления. Что происходит в школе с физикой?
В школе происходит следующее: ученики начинают рассматривать физику как раздел математики, как умение подставлять числа в формулы. Конечно, их на это толкают объективные причины: необходимость решения большого числа «стандартных» задач, которые решаются именно таким образом. Это же относится и к содержанию ЕГЭ при приеме в ВУЗы. Также многим преподавателям на частной практике, рассказывают родители следующее (и картина у многих похожая), дети приходя, домой рассказываю о том, какая у них плохая учительница по физике, потому что учительница дала задачу и не объяснила классу по какой формуле нужно решать! (К сожалению, такое восприятие физики, у каждого ученика, начиная с самого начала изучения самого предмета). Основная часть домашних заданий и самостоятельные работы и выглядят обычно внешне как математические упражнения - подстановки в формулы. Многие преподаватели физики часто задают себе один и тот же вопрос: «Как не допустить превращение физики в математику?» При объяснении решения задач детям нужно пояснять, что решение задачи - это текст, обосновывающий и поясняющий применение формул, это цепочка логических рассуждений и математических выкладок, позволяющая от фундаментальных законов прийти к конкретному результату». (Тезисы вузовских преподавателей). Так, делают многие преподаватели, но этого бывает недостаточно, нужно все подтверждать примером на определенных видах задач, по определенным темам. Так, например, в задачах на законы сохранения, необходимо указать, какие тела объединяются в систему, какие состояния системы рассматриваются, откуда отсчитывается потенциальная энергия, необходимо обосновать применение законов сохранения в какой-то определенной форме и т.д., и т.п. - увы, в школьных работах видишь только математические выкладки.
Наши современные учебно методические пособия по физике, также создаются под шаблоны математических операций. Вот типичная задача из широко используемого сборника задач по физике В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, задача для 8 класса «Какова масса медной проволоки длиной 2 км и сопротивлением 8, 5 Ом?». Даная задача является по большей степени неплохим тренажером для алгебраических преобразований, но меньше всего рассматривается физическое явление. Конечно, чтобы научить учеников решать серьезные, интересные задачи, потребуется намного больше времени, чем отпущено нам программой. В данном случае если открыть факультативы по физике, и это право дано не в каждой школе.
У учеников еще на ранних этапах формируется описанное выше отношение к физике. Попытки же преподавателя рассказать о специфике физики как науки (в частности о роли моделей) обычно наталкиваются на стену непонимания, даже в сильной аудитории. Ученики думают, что преподаватель «отвлекается» от основного – решения огромного количества задач (по шаблону), по ЕГЭ.
Многие ученики в современном мире, вообще считают, что физика слишком сложный предмет для них и особо не нужный для современного общества. В этом виноваты мы сами, физики-педагоги, и наша структура образования которая нацелена на ограниченность времени, а также на решение только определенных видах задач, в виде ЕГЭ, в связи с этим, не зачем школьнику рассуждать, ничего не понимая, скажем, о специальной теории относительности или корпускулярно-волновом дуализме и т.д. и т.п.
Для того чтобы перевернуть систему в физике «задача-формула-подстановка-ответ», нужны учебники другого типа: ясные, доступные, увлекательные, с большим количеством теоретических размышлений, исторических фактов и эмпирических законов.
Потому что в настоящее время школьники уже не умеют работать самостоятельно и рассуждать, их работа заключается, в поиске информации из всемирной паутины Интернет. Своих наблюдений и выводов у учеников нашего поколения - не наблюдается. Вот такая ситуация в нашем образовании по школьному предмету физика, которую нужно исправлять.
Используемая литература:
1. Б.Т. Лихачев "Метологические основы педагогики", Самара, 1998 г.
2. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова "Сборник задач по физике 7-9 класс"
3. А. Г. Гладун "Статья из образовательного журнала «Потенциал», зав.кафедрой общей физики МФТИ
infourok.ru
Современные тенденции в практике преподавания физики
22Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия
города Волжского Волгоградской области
Статья на тему:
«Современные тенденции в практике преподавания физики.»
Автор статьи:Патрина Елена Геннадьевна
89608807176
2015-2016 учебный год
Все мы хотим преподавать интересно, по-новому. Думаю, что каждый должен искать и пробовать свои пути. Школа должна быть школой радости, получения знания с удовольствием. Многие учатся без интереса, скучают на уроках, однако у каждого учителя в процессе работы вырабатываются определенные принципы, опираясь на которые учитель выстраивает свое образовательное пространство.
А поскольку в сфере образовательной политики и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к системно- деятельностной парадигме образования, следовательно на смену традиционным методам пришли современные образовательные технологии, которые интегрирует в психолого-педагогической науке в компетентностный подход и подход, основанный на знаниях, умениях и навыках, так называемых ЗУНах. Применение современных образовательных технологий могут играть разную роль: так , например, одни позволяют формировать в обучающихся внутреннюю мотивацию( познавательный интерес), а другие – социально адаптироваться в школьной среде, проявлять свои способности за пределами урока., развиваться как личность , обладающая активной жизненной позицией. Решением поставленных целей и задач могут, служить различные методы, описанные в педагогических технологиях. А именно: Метод изучения теоретического материала блоками- модулями путем трансформации целеполагания , алгоритмизации процесса, дифференциации
и индивидуализации работы обучающихся , организации занятия в режиме координирования и консультирования. (Технология модульного обучения). Новое, как нам хорошо известно, это забытое старое. А потому построение проблемно-эвристического урока
и конструирования учебных проблем актуально и в нашем современном мире.
(технология модульного обучения и проблемного обучения)
Метод, формирующий навыки работы с информацией в процессе чтения и письма., направленный на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие( технология развития критического мышления_)
Метод, позволяющий анализировать и систематизировать разные физические процессы, подчиняющиеся одним и тем же законам, а также обобщения материала по интеллект- картам( технология укрупнения дидактических единиц и технология интеллект- карт)
Метод, способствующий активизировать педагога , вовлечь его в процесс обучения, превратить педагога в творческого соучастника данного процесса.
( технология тьюторского сопровождения)
Я позволю себе вспомнить некоторые базовые знания об этих технологиях. Ведь знание сути самой технологии определяет ее роль в нашей педагогической практике и умение грамотно ее применить. Так, например ,технология конструирования учебных проблем, в основе которой лежит информационно- познавательное противоречие(ИПП), результатом которой является новая информация, являющая предметом и целью изучения в данный момент времени. Например,7 класс
1-я .В результате чего происходит изменение скорости тела (величины и направления) (действия на него другого тела.)
2-я (противоречие). Движение автомобиля после выключения двигателя. Отсутствие действия тела.
3- я (ИПП) Движение по инерции.
11 класс
1-я Электродинамика Максвелла приводит к выводу , согласно которому нагретое тело, непрерывно теряя энергию в следствие излучения электромагнитных волн, должно охладится до абсолютного нуля.
2-я Однако опыт показывает, что ничего в действительности не происходит. Нагретое тело не расходует всю энергию на излучение электромагнитных волн.
3-я ( ИПП)Гипотеза Планка ( атомы испускают электромагнитную энергию отдельными порциями- квантами
Даже в Басне Крылова « Лебедь, рак и щука» можно найти проблему!
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
О какой силе идет речь?
Следующая технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. (через чтение и письмо). Это технология развития критического мышления. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. [1] В технологии КМ выделяются три стадии, задачи которых следующие которые мы часто используем на уроках: вызов, осмысление и рефлексия. И как не порадоксально, но ничего нового здесь нет. Этапы данной технологии дублируют основные этапы традиционного урока, но свежесть взгляда позволяет сделать урок более современным. Приемы, которыми учитель может наиболее часто пользоваться на уроках просты, но эффективны. Читая текст в учебнике, учащиеся делают пометки карандашом и заполняют таблицу с графами -маркировка текста:. «V» – знаю, «+» – новое, «–» – вызывает сомнения, «?» –затрудняюсь ответить. толстые и тонкие вопросы по ходу чтения Тонкие: опросы уровня усвоения А: Что такое? Толстые: В чем связь , чем отличаются. На стадии осмысления возможно совместное написание клайстера или ромашки Блума, а на стадии рефлексии написание синквейна.
Как часто, мы порой одно и тоже, говорим на разных языках .Следующая технология , позволяет нам услышать друг друга и понять . Это технология укрупнения дидактических единиц, суть которой заключается в том, что знания предъявляются ученику крупным блоком, во всей системе внутренних и внешних связей, с последующей детализацией. При этом укрупнённая дидактическая единица определяется именно наличием связей — взаимно обратных мыслительных операций, комплекса взаимно обратных, аналогичных, деформированных, трансформированных. Так например, сравнивать величины и законы в гравитационном поле и в поле электростатическом , подчиняющие аналогичным законам; сравнивать механические колебания и электромагнитные колебания ,подчиняющиеся одному и тому же закону: закону гармонических колебаний.
Технология, которая позволит вам планировать или выбирать маршрут и даст вам знать, куда вы направляетесь и где уже были; собирает воедино большое количество данных и хранит их в одном месте, способствует решению проблемы, позволяя вам увидеть новые пути и творческие подходы; на нее приятно смотреть, читать, размышлять и запоминать - это технология построения радиантного мышления, в основе которой лежит построение интеллект –карт. Впервые теория интеллект – карт, т.е. «Mind Maps» была представлена миру весной 1974 года после публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой». Вот как он описывает данный метод". .мысленная карта строится на основании центрального слова или концепции, вокруг которых располагаются от 5 до 10 главных идей, имеющих к нему отношение. Каждое из этих дочерних слов опять-таки окружается 5-10 главными идеями." [2]
В основу составления интеллект – карт положен принцип «радиального мышления» (от лат. radians – «испускающий лучи»). «Радиальное мышление» - это ассоциативное мышление, отправной точной которого является центральный образ.Интеллект –карты это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию в виде схем. Его можно применять как на этапе и изучения нового материала, так и на этапе обобщения и систематизации знаний, а также использовать в виде опорного конспекта ( не линейного, а более развернутого)
Но в педагогике есть технологии, которые позволяют не только получать знания, но и в процессе выполнения учебного задания учиться взаимодействовать между собой в социуме. Это технологии группового обучения. Именно в осуществлении социального взаимодействия в группе заключается дидактическая функция группового обучения. В зависимости от этапа, цели обучения и характера материала групповая работа применяется для сбора и систематизации конкретного материала, необходимого для последующего обобщения, для углубления понимания сущности явления, события, его характерных особенностей. Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию группового обучения, наиболее интересны: обучение в сотрудничестве и метод проектов.
Особенно сейчас, когда вся страна начинает переходить на федеральный образовательный стандарт второго поколения, в котором ключевым звеном является формирование у обучающихся универсальных учебных действий( УУД), метод проектов способствует развитию компетентностной личности ,способной применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата деятельности .Для решения данной задачи я как учитель, внедряю в жизнь проект, лично разработанный , « Ливни знаний».
Краткое описание проекта .
Цель проекта: Формирование у обучающихся обобщенного понимания изучаемых явлений, развитие экспериментальных и исследовательских умений.
Задачи проекта :
1. Научиться формулировать проблему
2. Научиться самостоятельно добывать и обрабатывать информацию
3. Научиться моделировать физические эксперименты
4. Научиться анализировать и делать выводы из собственных наблюдений
5. Научиться работать в группе
Паспорт данного проекта
По характеру доминирующей в проекте деятельности: Исследовательский проект
Исследовательский проект обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. использование методов современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
По количеству участников проекта: - 3-4 человека
По предметно-содержательной области :
• внутрипредметный, в рамках одной области знаний
• межпредметный проект, на стыке различных областей
По характеру координации проекта : с непосредственной координацией гибкой
По характеру контактов: Участники проекта: одной школы, класса;
По продолжительности проекта: длительный -2-3 месяца
Вид проекта : научный и образовательный( н ,о)
Но, ни для кого не секрет, что физика – наука экспериментальная и выполнение практических работ должно занимать значительную часть курса физики. В настоящее время, к сожалению, многие школы не располагают средствами для создания широкой экспериментальной базы. Поэтому лабораторные работы необходимо составлять таким образом, чтобы при их проведении не требовалось сложного оборудования. Широкое использование фронтальных лабораторных работ в учебном процессе создает условия для повышения интереса к науке, познавательной активности (в ходе исследовательской деятельности), развития логического мышления и творческой самостоятельности.
Индивидуальная исследовательская работа на уроках дает возможность учителю увидеть ту “искру” интереса, мотивации, развития каждого ученика, чтобы в дальнейшем развивать специальные умения и навыки. Ученик знакомится с методами научного познания окружающего мира, и исследовательские умения развиваются в личностные качества. На лабораторно – практических занятиях учащиеся знакомятся с сущностью процессов, происходящих при физических явлениях. Таким образом, эффективной образовательной технологией может также служить и фронтальный эксперимент, основные функции которого обеспечивать в соответствии с научным методом познания наблюдение явлений, формирование понятий, измерение физических величин установление функциональных зависимостей, исследование процессов, экспериментальную проверку физических законов, гипотез и теоретических выводов. Таким образом, имея в арсенале необходимые приборы и материалы, проводить проблемные эксперименты, направленные на достижение поставленных целей и задач.
Но это знакомство не может ограничиваться лишь уроком, необходимо выполнение домашних практических работ, играющих важную роль в формировании научной картины мира обучающихся. Домащние практические работы могут вовлечь обучающегося в проектно-исследовательскую деятельность, которая в дальнейшем может стать не только инструментом для самостоятельного изучения физических явлений, а также фундаментом для формирования компетентностей личности . А она осуществляется по схеме «компетенция – деятельность – компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии», проявляющаяся в способности применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата деятельности [3]
Таким образом вовлекая в экспериментальную деятельность обучающихся , учитель тем самым готовит прочный фундамент для проектно- исследовательской деятельности, которая так же может стать достаточно эффективной образовательной технологией.
Любой проект, в зависимости то его вида, направлен на формирование у обучающихся
обобщенного понимания изучаемых явлений, развитие экспериментальных и
исследовательских умений. В процессе работы над проектом у обучающихся формируются такие умения, как умение формулировать проблему, умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, умение моделировать физические эксперименты анализировать и делать выводы из собственных наблюдений, умение работать в группе.
Каждый согласится, что ни один учитель как , говорят, не сидит на месте , он все время учится и обогащает свой опыт, а значит он помимо того, что является учителем является и тьютором. .Тьютор - не тот, кто умеет учить учиться - он умеет учиться и передавать свой опыт самообразования тому, кто тоже находится в процессе самообразования. Третий год подряд в рамках технологии тьюторского сопровождения или познавательных интересов мы проводим проект « Сердце, отданное науке»
Цель:
Развитие внутренней мотивации и личностных качеств в процессе изучения физики среди обучающихся 7-11 классов
Задачи :
1. Создать условия для интеллектуального развития обучающихся, удовлетворения их творческих и образовательных потребностей.
2. Раскрыть творческий потенциал у обучающихся, используя различные приемы, методы и формы организации внеклассной деятельности.
3. Формирование преемственности поколений через коллективное содрудничество и создания дружественной обстановки.
Предварительная подготовка
7 класс – творческие продукьты( стенгазеты)
8 класс –участники
9 класс– организаторы
10класс- жюри и конусльтанты
11 класс- инструкторы, осуществляющие тьюторскую деятельность
План мероприятия
1. Визитка команды
2. Разминка – Блиц-опрос
3. Ученые физики 16-18 веков
4. Мой выбор
5. Забавная наука
6. Домашнее задание командам. Подготовка мини проекта « Полезная энергия»
Требования к проекту
• Модель( из подручных материалов)
• Краткое описание( вслух)
• Принцип работы
Результат работы высокий познавательный интерес у обучающихся.
Таким образом, современенные тенденции в образовании для учителя являются инструментом преподавания, а для ученика – окном в новый и занимательный мир, где ключевым звеном является познавательный интерес. А он ,как внутренний мотив, оказывает воздействие не только на развитие мышления, памяти, воображения, но и других сторон сознания человека, способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям, находясь в основании творческой деятельности, он стимулирует выбор личных ценностей, и создает благоприятные условия для развития активности и самостоятельности обучающихся, нейтрализуя равнодушие и инертность.
Использованная литература:
1. Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 1968. – 288с.
2 .Тони и Барри Бьюзен из книги «Супермышление»
3 .журнал "Практика образования" №2 за 2008 г. Автор: Асмолов А. Г.
infourok.ru
Проблемы преподавания физики в школе
- идет разделение классов по профилю (изучение естественных, гуманитарных или точных наук), что в дальнейшем облегчает ученику поступление в вуз;
- небольшие по числу учеников классы с обязательной школьной формой;
- большое количество дополнительных предметов, факультативов и кружков.
Физика как наука о природе составляет неотъемлемую часть полноценного гимназического образования. Изучение физики подразумевает не только получение определенной суммы знаний по данному предмету, но и развитие представлений о единстве материального мира, всестороннее развитие личности обучаемого.
Физика – лидер естествознания, этим определяется ее значение в формировании научного мировоззрения в гимназии. Физическое мышление отличается совершенством и сбалансированностью качественного и количественного анализа явлений природы. Физика занимает ведущее место среди всех других естественных наук, т.к. изучает наиболее фундаментальные и универсальные законы взаимодействия частиц и полей, лежащие в основе всех других явлений: химических, биологических и других. Некоторые физические законы и закономерности являются в определенном смысле окончательными: законы Ньютона, молекулярно–кинетическая теория, уравнения Максвелла, т.к. любая новая физическая теория сводится к прежней в той области эмпирического знания, где старая теория выдержала проверку экспериментом. Поэтому изучение физики вызывает интерес учащихся, давая им обширные практические навыки, а преподавание этого предмета является ответственным, требующим от учителя серьезной теоретической и практической подготовки. Важна, конечно, программа, но еще важнее уровень изучения, разнообразие обсуждаемого, возможность для ученика проявить свои сильные стороны. В гимназии это выдвигается на первое место в процессе обучения физике. И в непрофильных классах предмет становится достаточно интересным, конечно, без снижения требований государственного стандарта.
Процесс обучения. Работа по изучению отдельных тем курса физики и предмета в целом, разбивается на несколько этапов.
Этап избыточной информации. В начале изучения темы предлагается обширная информация по ней, используются шарады, разнообразный наглядный материал, исторические справки и т.д. Уроки повышают интерес учащихся к предмету, вызывают стремление к познанию. Цель первого этапа: создание проблемной ситуации.
Выделение главного в изучаемой теме. На этом этапе подробно раскрывается тот материал, который нужно усвоить. Большое место занимает индивидуальная работа, самостоятельная работа с литературой. Именно здесь гимназисты-школьники учатся конспектировать речь учителя и учебник, осваивают навыки групповой работы, коллективной познавательной деятельности. Этап допускает большую вариативность в оценивании работы учащихся. Цель второго этапа: уяснение теоретических основ курса с элементами практического применения.
Практическое применение полученных знаний. На данном этапе проводится серия практических и лабораторных работ, решение задач. Для проведения третьего этапа необходимо четкое представление о том, какие разделы программы требуют углубленной практической проработки, для чего совершенно необходима диагностика понимания. Цель третьего этапа: практическое применение и проверка полученных знаний.
Интенсивная тренировка с усложнением обстоятельств работы и в нарастающем темпе. На этом этапе решаются задачи повышенной трудности, разбираются более глубокие проблемы, от учащихся требуется доказательство разумности решений, создаются дополнительные помехи, умение проверки размерности, увеличивается темп работы. Скорость работы на этапе увеличиваем выше контрольной. Цель четвертого этапа: тренировка сообразительности, быстроты мышления, доведение знания до убеждения.
Итоговый контроль по теме. Проверочные, самостоятельные, контрольные работы готовятся заранее: многовариантные, разноуровневые. Задачи в каждом варианте подбираются по возрастающей степени сложности с учетом индивидуальных особенностей каждого, без снижения при этом программных требований. Проверка знаний проводится также в форме тестирования, собеседования, общественного смотра знаний и т.д. Цель пятого этапа: проверка знаний, воспитание умения преодолевать трудности, развитие воли, чувств, ума.
Деление класса на группы и поэтапная работа позволяют лучше узнать учащихся, углубить индивидуальный подход к ним. Для учащихся в гимназии такая работа дает возможность усвоить изучаемый материал, помогает развить логическое мышление, усиливает интерес к предмету, учит экономить время на уроке, позволяет систематизировать знания в ходе изучения отдельных тем и всего курса физики.
2.1 Причины
Творческая личность начинается с того, что, еще не обладая глубоким определенным запасом знаний, но, имея инструмент познания окружающей действительности и устойчивую мотивацию, учащийся движется к решению поставленной проблемы, которая имеет реальное воплощение в практической деятельности человека.
Ценность физической компоненты естественнонаучного образования состоит в особенностях физического эксперимента, его наглядности, доступности, широком охвате практически всех сфер жизни.
Демонстрационные опыты и самостоятельные исследования учащихся могут проводиться в области и механических явлений, и тепловых, и электромагнитных, и в области физической и геометрической оптики. Именно на уроках физики учащийся впервые измеряет величины, описывающие явления, учится объяснять и прогнозировать происходящие изменения данных величин.
Учебная экспериментальная деятельность ребенка – ключ к успеху в обучении, источник устойчивого интереса к предмету.
Цель преподавания физики в школе – развитие и активизация творческого мышления учащихся, овладение ими научных методов познания природы через систему творческих заданий, проблемный эксперимент, проведение наблюдений естественнонаучного содержания.
При проведении занятий используются такие формы организации обучения, как лекция, семинары, практические занятия по решению задач, практические занятия по выполнению фронтальных экспериментальных работ, самостоятельная работа учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная), консультации, защита проектов.
При выполнении лабораторных работ как с реальными физическими приборами, так и с компьютерными моделями организуется исследовательская деятельность учащихся по экспериментальному установлению зависимостей между величинами.
Но для изучения и наглядности при овладении знаниями необходимо специальное оборудование и материалы - физические приборы и материалы.
Проблема оформления, оснащения и оборудования школьного кабинета физики всегда остается в поле зрения методистов и учителей. Несмотря на то, что в недалеком прошлом изданы методические рекомендации министерства просвещения, в которых представлены и строительные нормы типового кабинета физики, и вопросы оснащения кабинетов мебелью, и вопросы оснащения кабинетов физики необходимым оборудованием и даже предлагается примерная планировка кабинета физики, время вносит свои коррективы. Вот и в настоящее время проблема внедрения новых педагогических технологий сталкивается с необходимостью некоторой корректировки взглядов на вопрос об оборудовании и оснащении кабинета физики.
С такой необходимостью сталкивается и проблема организации углубленного изучения физики на основе внутренней дифференциации. Суть этой проблемы состоит в том, что в условиях интенсификации процесса обучения кабинет физики в сегодняшнем его состоянии не удовлетворяет необходимым требованиям. К примеру, в условиях сельской школы с малой наполняемостью классов необходимо создание нового типа кабинета физики, помогающего решить те задачи, которые ставятся в процессе реализации идеи разноуровневого обучения
Практически все приборы (и даже более того, все приборы из полного перечня оборудования по всем темам и разделам школьного курса физики) и наглядные пособия в свое время поступили в каждую школу городов и районов. Именно на эти приборы, полученные школами Росси в 70-80 годы нашего века, и приходится опираться в своей работе каждому учителю, так как отсутствие в настоящее время должного финансирования приводит к тому, что в школу уже ничего нового (да и старого) не поступает.
Способы решения проблем связанных с наличием установок можно решить разными путями. Для этого условно можно разделить их на 2 категории: «внутри школы» и «вне школы». Рассмотрим их чуть подробнее.
2.2 Перечень способов решения
2.2.1 Внутри школы
Многие школы сейчас столкнулись с проблемой оснащения и оборудования классов. Большинство школ практически не укомплектовано необходимым учебным оборудованием из-за недостаточного финансирования.
Поэтому сейчас опять наступило время, когда совершенствование кабинета физики ложится на самого учителя и ждать большой помощи от государства ему ждать не приходится. Все это осложняется тем, что современные технологии обучения требуют нового подхода к планированию и оснащению кабинета физики.
Вопросам оборудования школьного физического кабинета посвящена обширная литература. И это не случайно. Наука о простейших и вместе с тем наиболее общих закономерностях явлений природы становится доступной пониманию учащихся лишь в том случае, когда преподавание физики ведется с максимальным использованием средств наглядности, и в первую очередь демонстрационного эксперимента.
Некоторые учителя и методисты предлагают изготовить вспомогательное оснащение демонстрационного стола. Попробуем рассмотреть эти установки на примерах.
- Как изготовить гальванический элемент?
Рецепт изготовления гальванического элемента из лимона, был описан еще в 1909 году в журнале "Природа и люди" №28.
Разрежьте лимон острым ножом поперек, стараясь по возможности не сминать и не разрывать тех тонких перегородок, которые делят лимон на гнезда. Затем в каждое гнездо воткните попеременно по кусочку (2 см.) медной и цинковой проволоки и соедините их концы последовательно тонкой проволокой. Соединять нужно все медные кусочки - одним проводом, цинковые - вторым. У вас получиться маленькая гальваническая батарея, дающая хотя очень слабый, но оказывающий некоторое физиологическое действие (проба на язык дает характерное покалывание).
- Изготовление простейшего барометра.
1способ. Натяните резиновую оболочку воздушного шарика на пустую банку, прикрепите к оболочке указатель, а рядом поставьте измерительную шкалу. Вы получите некий измерительный прибор. Проследите, какое положение на шкале занимает стрелка, когда прибор находится в комнате, в ванне, на улице.
С помощью такого барометра легко следить за изменениями давления воздуха. Если давление наружного воздуха увеличивается (становится больше давления внутри банки), оболочка вдавливается внутрь банки, и стрелка поднимается по шкале. Если же давление снаружи уменьшается (и оказывается меньше внутреннего), оболочка выгибается наружу, а стрелка опускается.
2способ. Возьмите ствол сухого дерева (около 30 см) вместе с тонкой веткой длиной 30-35 см. (она будет в вашем приборе выполнять роль стрелки). Очистите заготовку от коры и прикрепите выпиленную часть ствола к дощечке. Ветка должна находиться параллельно дощечке и не касаться ее. Используя настоящий барометр, проградуируйте ваш прибор. Для этого отмечайте положение ветки - постепенно на дощечке образуется шкала с делениями. Крайнее верхнее положение соответствует - сухой погоде, крайнее нижнее - к осадкам (дождю). Так как с изменением давления меняются упругие свойства древесины, то ваш прибор это и будет регистрировать.
- Звуковой осциллограф
Для изготовления этого прибора используйте: лазерную указку, детский воздушный шарик, маленькое зеркальце, штатив.
Надуйте шарик и прикрепите на его поверхности осколок маленького зеркала. В штативе укрепите лазерную указку так, чтобы лучик попадал на зеркальце, расположенное на шарике и отражался на стену или потолок.
stud24.ru


