Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля. Журнал государственный финансовый контроль


Государственный финансовый контроль \ Консультант Плюс

Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный финансовый контроль (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Государственный финансовый контроль

Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095(ред. от 18.07.2001)"О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" 2. Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление федерального казначейства и Контрольно - ревизионное управление), Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно - ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники - 24 часа)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Государственный финансовый контроль

Путеводитель по кадровым вопросам. Роль прокуратуры при проведении проверок деятельности организаций 1) за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок (за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 14.24, ч. 9 ст. 15.29 и ст. 19.4.2 КоАП РФ): административный штраф в размере от 500 до 1 000 руб. для граждан, от 2 000 до 4 000 руб. - для должностных лиц, от 5 000 до 10 000 руб. - для юридических лиц;

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Государственный финансовый контроль

www.consultant.ru

Основы финансового контроля в России



Основы финансового контроля вРоссии

Глухова Елена Михайловна, магистрант

Челябинский государственный университет

Исторически сложилось так, что формирование финансового контроля в России связано с земской реформой 1555–1556 годов. В этот период появились специальные приходные кассы, которые взимали налоги [9, С. 30]

Рассмотрим схематически эволюцию финансового контроля, в части органов, осуществляющих функции финансового контроля.

Рис.1. Иерархия финансового контроля в России

Итак, из сложившейся эволюции становления финансового контроля видно, что развитие контроля в сфере финансов положило начало с земской реформы во времена правления Ивана Грозного и по сегодняшний день данная сфера модернизируется и усовершенствуется для более эффективного управления в сфере контроля финансами страны.

В целом Финансовый контроль можно трактовать как контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, предполагает необходимость осуществления контроля данной деятельностью.

Субъектами финансового контроля являются законодательные и исполнительные органы власти всех уровней.

К объектам финансового контроля относятся денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов.

Финансовый контроль по своему содержанию включает проверку соблюдения экономических законов; правильности составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, финансовой отчетности; эффективности использования финансовых ресурсов организаций.

Принципами осуществления государственного финансового контроля являются: законность; объективность; гласность.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении соблюдается установленный правопорядок, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, организациями.

Организационно-правовыми основами финансового контроля выступают Государственный (муниципальный) финансовый контроль который подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется Счетной палатой Российской Федерации.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства.

Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности. [1]

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, которая является высшим контрольным органом в стране. Ее деятельность основана на принципе гласности. [8, C. 86]

Согласно 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 05 апреля 2013 г. — это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ, обладающий организационной и функциональной независимостью. [2]

Особо выделяется компетенция Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов.

Помимо Счетной палаты финансовый контроль возложен также на Министерство финансов РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 (ред. от 12.11.2016 г.) № 329 Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие функции в области финансового контроля: контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; контроль за расходами; контроль за использованием и хранением драгоценных металлов; страховой надзор и контроль; контроль в области лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела; контроль за качеством аудиторских проверок; контроль за исполнением федерального бюджета и т. д. [4]

Следующий орган финансового контроля — это Федеральная таможенная служба (ФТС России), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. [7]

Также функции финансового контроля возложены на Федеральную налоговую службу (ФНС России), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. [5]

Далее следует обозначить, что финансовый контроль осуществляет также Федеральная служба по финансовому мониторингу, выполняющая функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, выработка государственной политики в этой сфере, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности. [3]

Федеральное казначейство также осуществляет функции финансового контроля. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов РФ и наряду с другими функциями осуществляют и контроль, направленный на исполнение федерального бюджета и использование средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов. [6]

Центральный банк РФ также необходимо отнести к органу осуществляющему финансовый контроль, который имеет свою особенность, заключающуюся в том, что в одном лице объединен статус органа государственного регулирования кредитно-денежных и валютных отношений и юридического лица, осуществляющего хозяйственную деятельность. На Центральный банк возложен надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций. При этом он вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке.

Все упомянутые федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

Более детально остановимся на Внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контролевсфере бюджетных правоотношений, который является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля.

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее — объекты контроля) являются:

‒ главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

‒ финансовые органы;

‒ государственные (муниципальные) учреждения;

‒ государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

‒ государственные корпорации и государственные компании;

‒ хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований, а также коммерческие организации;

‒ органы управления государственными внебюджетными фондами;

‒ юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов;

‒ кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами. [1]

Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

Из всего вышесказанного следует, что финансовый контроль на данном этапе развития является важнейшим вопросом эффективного управления финансовыми ресурсами страны.

Скорее всего данная сфера внутреннего (муниципального) финансового контроля деятельности государственных органов далее будет модернизироваться и усовершенствоваться, так как появляются новые аспекты проверки финансовых отчетностей, документов, программ и т. д. В частности хочется сказать о вступление в силу с 01.01.2017 г. пункта 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в процессе которого Федеральное казначейство РФ и финансовые органы с 01.01.2017 года в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru осуществляют контроль в части проверки финансового обеспечения организаций, включенных в планы закупок, информацию об идентификационном коде закупки, извещения об осуществлении закупок, протоколы определения поставщиков, а также реестры контрактов.

Литература:
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации 145-ФЗ от 31 июля 1998 г.
  2. Федеральный закон 41-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 г.
  3. Указ Президента РФ от 13.06.2012 N 808 (ред. от 08.03.2016) «Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу».
  4. Постановление Правительства РФ 329 от 30 июня 2004 г. (ред. 12.11.2016 г.) «О Министерстве финансов Российской Федерации».
  5. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 12.11.2016) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
  6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном казначействе» № 703 от 1 декабря 2004 г. (в ред. 01.07.2016 г.)
  7. Постановление Правительства РФ № 809 от 16.09.2013 г. «О Федеральной таможенной службе».
  8. И. Ш. Килясханов, Н. Д. Эриашвили, Финансовое право: учеб.пособие — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ_ДАНА: Закон и право, 2015. — 479 с.
  9. А. В. Шавров. Финансовое право Российской Федерации: учебник. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010–568 с.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовый контроль, Российская Федерация, Счетная палата, Федеральное казначейство, функция, Россия, орган, исполнительная власть, государственный финансовый контроль, бюджетная система.

moluch.ru

Портал Государственный финансовый контроль - Внутренний контроль

Уже больше года действуют положения Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "

О бухгалтерском учете" (далее – Закон), в которых определена обязанность организаций осуществлять внутренний контроль (далее – ВК) всех сделок и операций, а для тех, чья отчетность подлежит обязательному аудиту, нужно контролировать еще и ведение бухучета и отчетности.

24.07.2014

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19 января 2015 г. N 02-11-05/932

 

В соответствии с положениями статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы (администраторы) бюджетных средств) наделены полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

В рамках реализации пункта 4.1.7 детального плана-графика государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.07.2014 N 219, Министерство финансов Российской Федерации подготовило и направляет прилагаемые Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита.

При этом в целях эффективной методологической поддержки по вопросам осуществления внутреннего финансового контроля и аудита организован электронный почтовый ящик с адресом: [email protected].

 

А.М.ЛАВРОВ

 

26.01.2015

gosfc.ru

Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля



В течение более чем 20 лет существования современного российского государства ведется активное обсуждение вопроса о необходимости принятия закона о государственном финансовом контроле, в котором были бы закреплены основные понятия о видах, формах и методах государственного финансового контроля. Неоднократно отмечалась необходимость закрепления в таком законе полномочий органов государственного финансового контроля, с их классификацией на внешние (надведомственные) и внутренние (внутриведомственные) органы.

На данный момент легитимное определение государственного финансового контроля содержится лишь в Указе Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», где указано, что государственный финансовый контроль — это контроль за:

− исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

− организацией денежного обращения;

− использованием кредитных ресурсов;

− состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

− предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

На наш взгляд, данное определение несовершенно и имеет ряд пробелов и недостатков, что, в свою очередь, оставляет место для различного понимания сущности государственного финансового контроля.

О государственном финансовом контроле говорится в бюджетном законодательстве, но определение государственного финансового контроля там отсутствует. В 26 главе Бюджетного кодекса Российской Федерации указывается лишь классификация и формы государственного финансового контроля.

В современной науке встречается много различных трактовок понятия «государственный финансовый контроль». В нашей стране значительный вклад в изучение данного понятия внесли И. А. Белобжецкий, В. В. Бурцев, Э. А. Вознесенский, В. М. Родионова, Р. Г. Сомоев, А. Д. Шеремет, В. И. Шлейников, В. З. Шевлоков и многие другие.

По мнению В. М. Родионовой, государственный финансовый контроль — это основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране государственной собственности, целевому, эффективному и экономному использованию государственных средств, помогающая вскрыть нарушения установленной государством финансовой дисциплины. [1]

Профессора А. Я. Быстряков и С. Е. Ларина считают, что государственная система финансового контроля представляет собой объединенную систему финансовых институтов, механизмов и органов по проверке уровня законности, нужности и эффективности управленческих действий в формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов органов государственных и органов местного самоуправления. Этот контроль нацелен на достижение экономической эффективности в использовании финансовых ресурсов в государстве, методов анализа финансовых нарушений и рекомендаций по их предупреждению. [2]

По мнению А. Н. Козырина, государственный финансовый контроль — это осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями, в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности. [3]

М. В. Карасёва отмечает, что государственный финансовый контроль — это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и субъектов РФ, а также рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов. [4]

Иначе видит государственный финансовый контроль Рябухин С. Н. Согласно его подходу, государственный финансовый контроль — это организационно-структурный процесс проверки законности, целесообразности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием бюджетных и других денежных ресурсов и имущественных ресурсов государства, а также реализуемой финансовой политики в части выявления нарушений финансово-валютных и законодательно-правовых норм регулирования. [5]

Э. С. Рожкова, Л. Н. Абрамовских целью государственного финансового контроля называют обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности. [6]

Однако мы не согласны с такой постановкой цели государственного финансового контроля. Считаем, что перечень целей государственного контроля гораздо шире, поскольку государственный контроль распространяется не только на бюджетные отношения, но и на все финансовые отношения, происходящие между всеми экономическими субъектами. Так, одной из целей государственного финансового контроля является не только выявление финансовых злоупотреблений и нарушений финансовой дисциплины в бюджетной сфере, но и на всех финансовых рынках.

Рассмотрим виды государственного финансового контроля. Согласно российскому бюджетному законодательству государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний.

Бюджетный кодекс РФ не определяет, какой признак положен в основу данной классификации. Однако, исходя из состава органов отнесенных к внешнему и внутреннему контролю, можно предположить, что таким признаком является отношение заказчиков контрольных мероприятий к органам исполнительной власти. Так, контроль со стороны законодательной власти, осуществляемый подотчетными ей контрольно-счетными органами, является внешним для органов исполнительной власти.

В. М. Родионова, В. И. Шлейников, а также А. Ф. Ноздрачев также отмечают, что в настоящее время классификация контроля на внешний и внутренний приобретает в отношении государственного финансового контроля новое смысловое значение. Оно предопределяется разделением властей и, соответственно, функций в бюджетном процессе и центральным местом органов исполнительной власти в организации и исполнении бюджета. Внешний контроль, как контроль от исполнительной власти не зависимый, противопоставляется внутреннему контролю, осуществляемому в рамках системы исполнительной власти соответствующими государственными органами. Внутренний бюджетный контроль — это всегда контроль исполнительной власти.

Нам такой подход представляется несколько некорректным. Такая структура органов государственного финансового контроля не соответствует теории вопроса. Как отмечалось ранее, понятие государственный финансовый контроль не тождественно бюджетному контролю. По нашему мнению, государственный финансовый контроль включает в себя также налоговый, банковский, страховой, валютный и другие направления финансового контроля.

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России.

С 2013 г. Банк России является также органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и в сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943 «О налоговых органах Российской Федерации» единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. В настоящее время таким уполномоченным органом является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Ввиду этого, рассмотрев систему органов государственного финансового, считаем, что вряд ли верно закладывать в основу классификации видов и органов государственного финансового контроля — положение относительно исполнительной власти.

Современный этап развития российского государства характеризуется постановкой и необходимостью решения масштабных, общенациональных социально-экономических задач. Обязательным условием обеспечения высоких темпов роста экономики, решения важнейших социальных проблем является осуществление качественных преобразований и повышение эффективности деятельности государства в различных сферах. В этих условиях возникновение аудита эффективности следует рассматривать как закономерный процесс, связанный с совершенствованием управления государственными финансами и развитием государственного финансового контроля.

На сегодняшний день в федеральном законодательстве имеется лишь упоминание в статье 157 БК РФ о том, что аудит эффективности, направленный на определение экономности и результативности использования бюджетных средств относится к полномочиям контрольно-счетных органов. Однако среди принципов бюджетной системы РФ в статье 34 Бюджетного кодекса закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств. На практике в настоящее время существует дифференцированный подход к пониманию содержания аудита эффективности. Одни исследователи считают, что аудит эффективности это тип финансового контроля, другие определяют его как инструмент государственного финансового контроля, третьи как проверку. Так:

А. Н. Саунин считает, что: аудит эффективности — это тип финансового контроля экономических и социальных результатов использования государственных (муниципальных) средств, цель которого состоит в оценке эффективности их использования. [7]

С. Н. Рябухин определяет аудит эффективности, как проверку деятельности организации в целях оценки экономности и продуктивности использования ею средств, результативности достижения цели и выполнения задач. [8]

Иное мнение у Е. Н. Синевой, которая считает, что аудит эффективности является важным инструментом государственного финансового контроля, направленным на оценку эффективности, экономичности и рентабельности управленческой деятельности, а также выработку рекомендаций по устранению нарушений и дальнейшему повышению результативности использования бюджетных средств. [9]

В международном стандарте высших органов финансового контроля (TheInternationalStandardsofSupremeAuditInstitutions 3000) дается следующее определение аудита эффективности.

Аудит эффективности (Performanceauditing) — это независимая экспертиза эффективности и результативности государственных предприятий, программ или организаций, экономичного использования ресурсов, целью, которой являются совершенствования деятельности объектов аудита.

Содержание аудита эффективности не раскрывается и в Федеральном законе от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Определение, содержание и методику проведения аудита эффективности раскрывает Счетная палата РФ в стандарте финансового контроля 104. «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», утвержденный решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 9 июня 2009 года. В этом стандарте аудит эффективности определяется как тип финансового контроля, осуществляемого посредством проведения контрольного мероприятия, целями которого являются определение эффективности использования государственных средств, полученных проверяемыми организациями и учреждениями для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач и выполнения возложенных функций [10]. Однако данный документ не носит обязательный характер и ввиду отсутствия законодательного закрепления каждый контрольно-счетный орган вправе создавать свои стандарты и методики проведения аудита эффективности отличающиеся от него.

С точки зрения С. В. Степашина, аудит эффективности — это независимая оценка эффективности и результативности правительственных мероприятий, программ или организаций с точки зрения их экономичности и соответствия целям. [11]

Аудит эффективности предусматривает контроль за соблюдением принципов экономичности, эффективности и результативности расходования бюджетных средств и использования государственной собственности.

Эффективность использования государственных средств характеризуется соотношением между результатами использования государственных средств и затратами на их достижение, которое включает определение экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств. Экономичность выражает наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования, продуктивность характеризует рациональность использования ресурсов, а результативность показывает степень достижения намеченных целей или решения поставленных задач.

Экономичность характеризует взаимосвязь между объемом государственных средств, использованных объектом проверки на осуществление своей деятельности, и достигнутым уровнем ее результатов с учетом обеспечения их соответствующего качества. Использование государственных средств является экономичным, если проверяемый объект достиг заданных результатов с применением их наименьшего объема (абсолютная экономия) или более высоких результатов с использованием заданного объема государственных средств (относительная экономия).

Продуктивность использования государственных средств определяется соотношением между объемом произведенной продукции (оказанных слуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами. Использование государственных средств объектом проверки может быть оценено как продуктивное в том случае, когда затраты ресурсов на единицу произведенной продукции и оказанной услуги или объем произведенной продукции и оказанной услуги на единицу затрат будут равны или меньше соответствующих запланированных показателей.

Результативностьхарактеризуется степенью достижения запланированных результатов использования государственных средств или деятельности объектов аудита эффективности.

Изучив теорию аудита эффективности, предлагаем следующее определение аудита эффективности. Аудит эффективности это один из способов осуществления государственного финансового контроля, выражающийся в экспертизе (проверке) эффективности, результативности и экономности использования государственных (муниципальных) средств и ресурсов (финансовых, имущественных, природных), деятельности государственных предприятий, выполнения государственных (муниципальных) программ, и направленный на совершенствования деятельности объектов аудита.

Таким образом, основному понятию в контрольно-ревизионной деятельности как аудит эффективности законодатель, к сожалению, не дал определение, не установил их отличительные особенности, цели и задачи, не определил права, обязанности и порядок деятельности субъектов контроля. Конечно же, практика проведения контрольных мероприятий, ведомственные инструкции, сложившиеся традиции — все это дает возможность провести то или иное контрольное мероприятие на должном уровне и соответствующим образом оформить его результаты. Однако нормативный правовой акт, вводящий перечисленные выше термины в правовое поле российского законодательства, до настоящего времени не принят, поэтому каждый трактует эти понятия так, как сочтет нужным.

В связи с тем, что результаты аудита эффективности непосредственно связаны с оценкой деятельности исполнительной власти по управлению государственными средствами, законодательная (представительная) власть стала проявлять определенный интерес к аудиту эффективности. Аудит эффективности только тогда принесет ощутимую пользу для государства в целом, когда его будут применять все контрольно-счетные органы Российской Федерации. А это предполагает разработку единых методических основ, правил и процедур проведения аудита эффективности.

Литература:
  1. Родионова В. М., Шлейников В. И. Финансовый контроль: учебник. — М., 2002.
  2. Финансы, налоги и кредит: учебник. − Изд. 2-е доп. и перераб. / под общ. ред. Мацкуляка И. Д. — М.: Изд-воРАГС, 2007. − С. 208.
  3. Финансовое право / под ред. проф. О. Н. Горбуновой. — М., 1998.
  4. Финансовое право: учебник / отв. ред. М. В. Карасева. — М., 2006. — С. 161.
  5. Рябухин С. Н. Аудит эффективности использования государственных ресурсов: Монография — М.: Наука, 2004.– С.286.
  6. Рожкова Э. С. Государственный финансовый контроль [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Э. С. Рожкова, Л. Н. Абрамовских. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. — С. 128.
  7. Саунин А. Н. Аудит эффективности в России: методика и практика. — ОАО Воентехиздат Москва, 2010. — С. 200.
  8. Рябухин С. Н.. Аудит эффективности государственного сектора экономики. Курс лекций / С. Н. Рябухин, С. Б. Климантов — М.: Триада Лтд, 2006. — С.304.
  9. Бурнашева Э. И. Перспективы аудита эффективности деятельности государственных унитарных предприятий // auditfin.com/fin/2011/6/04_02/04_02 %20.pdf.
  10. Стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведения аудита эффективности использования государственных средств», утвержденный решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 9 июня 2009 года (протокол № 31Л (668)).
  11. Зуева И. А. Пути внедрения государственного аудита // Финансы. 2005. № 6.

Основные термины (генерируются автоматически): государственный финансовый контроль, аудит эффективности, исполнительная власть, Российская Федерация, финансовый контроль, средство, орган, государственная собственность, эффективность использования, государственный контроль.

moluch.ru

Система государственного финансового контроля в Российской Федерации

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Тем не менее организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах так или иначе базируется на общих принципах, выраженных многолетним международным опытом. Так, например, осуществление любой крупной программы обязательно включает в себя подсистемы контроля. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех демократических странах принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в России — это Счетная палата РФ, в США — Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса, в Великобритании — Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде — Ведомство Генерального ревизора, во Франции — Суд счетов, в Швеции — Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Франции, Венгрии — Счетные палаты при бундестаге и парламенте.

Принцип разделения властей придает важную роль финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик в составе федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату. Ее деятельность будет рассмотрена далее.

В ведение Государственной Думы и Совета Федерации передан контрольно-бюджетный комитет. В его компетенцию входят помимо экспертно-аналитической работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности государственных средств, выдаваемых на финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства, обороны; формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности; использованием внебюджетных фондов.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган — Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации).

Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению Президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации Конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

  • анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

  • рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.

Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

Органы исполнительной власти направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

В полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменить акты указанных органов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство Российской Федерации принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Так, Правительством Российской Федерации утверждены Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (Постановление от 19 августа 1994 года), Положение о Федеральном казначействе Российской Федерации (Постановление от 27.08.93г.), о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций.

Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации.

Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, можно отметить, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50 % расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения МФРФ соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы ГНС наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства. Одновременно, для обеспечения безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налогообложения были созданы федеральные органы налоговой полиции, которые включают в Федеральную службу налоговой полиции, территориальные и местные органы.

Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой — страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора. При этом ЦБР вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании.

Впервые в законодательном плане решен вопрос об обязательности ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.

Наряду со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля — это Контрольно-ревизионное управление с его территориальными органами на местах.

Таким образом, настоящее время основная идеология повышения эффективности бюджетных расходов в РФ сфокусирована на переходе к новой модели бюджетного процесса — бюджетирования, ориентированное на результат (БОР).

Литература:

  1. О. Ю. Свиридов. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М. — Ростов на Дону. 2011г.

  2. Данилевский Ю. А., Мезенцева Т. М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства. М. 2012г.

moluch.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта