Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал Historicum – будущее тоже станет историей. Журнал хисторикум


Интервью журналу Historicum (сентябрь-октябрь 2016 года), полный текст — Екатерина Глаголева

Почему Вас заинтересовал Луи Рено?

Давно хотелось написать о человеке, который прославился благодаря изобретательной голове и умелым рукам, оставил неизгладимый след в материальной культуре. Многие ныне существующие автомобильные марки – фамилии создавших их людей с непростой и зачастую удивительной судьбой, но мы почему-то мало о них знаем. В этом плане больше повезло Генри Форду: о нем написаны книги, многочисленные статьи, но жизнь его современников – Луи Рено, Карла Опеля, Луи Шевроле или Армана Пежо – была не менее интересной. Луи Рено привлек меня тем, что сумел своими руками создать с нуля огромный завод, был не просто «патроном», а рабочим человеком, способным выполнить любую операцию в любом цеху, и при этом изобретателем-самородком. Конечно, немаловажную роль в моем выборе сыграло и то, что его судьба была трагичной.

Как бы Вы могли охарактеризовать период его деятельности?

Луи Рено прожил 67 лет, с 1877 по 1944 год, и за это время сменилось несколько эпох. Бóльшая половина его жизни пришлась на Прекрасную эпоху, затем была Первая мировая война, потом «безумные годы», Великая депрессия, Вторая мировая война…

Что в нем  —  в этом периоде — было главным или важным с исторической точки зрения?

Прекрасная эпоха – время, когда мечтатели и фантазеры осуществляли свои безумные мечты. Тогда в повседневную жизнь людей ворвалось множество изобретений: электрическое освещение, телефон, граммофон, кинематограф и, конечно же, автомобиль, аэроплан. Искусство тоже стало полем экспериментов: импрессионисты, ар-деко, «Русские сезоны» Дягилева. Появлялись новые виды спорта, например теннис; началась эмансипация женщин. С другой стороны, разные люди мечтают о разном, и в тот же период затевался очередной передел мира, шла борьба за колонии и сферы влияния, нарастала гонка вооружений. Потом грянула Первая мировая, обескровившая Францию, разразилась серия революций. Версальский мир маршал Фош назвал не перемирием, а передышкой лет на двадцать; так и случилось. Но во всех этих исторических периодах Луи Рено всегда был полезен, даже необходим: в мирное время он делал новые автомобили и двигатели для самолетов, в военное – танки, в послевоенное – тракторы, автобусы, автомотрисы…

Луи Рено — что  он за человек?

Это прежде всего человек труда, который сделал себя сам. Да, ему не удалось бы основать свой завод без поддержки старших братьев, которые внесли стартовый капитал, но общество «Братья Рено» было создано, чтобы производить автомобильчик, собранный Луи своими руками от и до, а основной доход приносил патент на сделанное им изобретение, которое использовали многие другие автопроизводители. Целеустремленный, упорный, требовательный к себе и к другим, Луи Рено порой требовал невозможного и ставил, казалось, нереальные задачи, но, как ни странно, эти задачи в большинстве случаев оказывались решены. Вместе с тем его упорство иногда переходило в упрямство, а требовательность – в тиранию. Кроме того, хотя он был промышленником, в его характере проглядывают некоторые крестьянские черты: осторожность, прижимистость, хитреца, недоверие к власть имущим, нежелание лезть на рожон. Лучше всего его характер раскрывается в противопоставлении Андре Ситроену, его вечному сопернику и антагонисту, который, по словам самого Рено, «заставлял его работать», чтобы не отстать. Ситроен прекрасно сходился с людьми, любил шумные компании, блестящие вечеринки, был своим человеком в парижской богеме, всерьез занимался рекламой и изобрел новые маркетинговые приемы, но при этом был знающим инженером с высшим образованием. Рено высшего образования не получил, до всего доходил инстинктивно, предпочитал общество технарей, деловых и просто дельных людей, был абсолютно не светским человеком, однако гораздо лучшим «бухгалтером», чем расточительный Ситроен. Знавшие их люди говорили потом, что если бы эти двое объединили свои усилия, во Франции возник бы автомобильный гигант, который затмил бы даже «Дженерал Моторс», но этого не случилось.

Что Вас больше всего  привлекает, а что  отталкивает в Луи Рено?

Привлекает его трудолюбие, способность брать ответственность на себя, а не перекладывать ее на других, верность в дружбе. Отталкивает – авторитарность, из-за которой, собственно, он и не был счастлив в личной жизни, несдержанность, неинтеллигентность.

Что  нового  Вы узнали про героя, про  эпоху?

Когда я пишу чью-нибудь биографию, я пытаюсь увидеть мир глазами своего героя. Даже чисто в бытовом смысле. Вот, например, в начале своей деятельности Луи Рено сам участвовал в гонках на своих автомобилях ради их рекламы. Что такое гонка в 1903 году? Человек в очках-консервах и кепке сидит в открытом автомобиле даже без ветрового стекла и, выжимая из него максимальную скорость, несется, глотая пыль, по изрытой яминами проселочной дороге, практически ничего не видя и ориентируясь по деревьям, если они есть. Если в машине что-то сломается, он должен будет сам ее починить, потому что помочь ему некому. Один раз Луи Рено завершил этап гонки, одной рукой управляя автомобилем, а другой смазывая из ложечки маслом двигатель. В другой раз он угодил колесом в какую-то яму, вылетел из машины, ударился головой и потерял сознание. Он отказался от участия в гонках, когда в одном из таких трагических происшествий погиб его брат Марсель, но всё равно до конца жизни оставался гонщиком в душе и сам испытывал новые модели своих автомобилей – не на треках, а на обычных дорогах, попадая порой в опасные ситуации. Он вообще был очень спортивным и старался поддерживать себя в форме: играл в теннис, бегал на лыжах, плавал, ходил под парусом. Со своей первой женой он познакомился в «пробке», образовавшейся в Булонском лесу, а со второй – на теннисном корте. А еще лично для меня было очень интересно познакомиться с мнением Рено о социалистическом строе, который тогда устанавливался в СССР и который французские коммунисты преподносили как рай на земле. Рено видел в коллективизме угрозу для свободной личности, индивидуальности, частной инициативы, выступал резко против уравниловки. Для него, отслужившего в армии, худшим на свете была казарма, где ходят строем, делают, что прикажут, и не рассуждают.

Удалось  ли Вам разгадать какие-нибудь тайны его жизни?

Мне кажется, что Луи Рено страдал легкой формой аутизма, так называемым «синдромом Аспергера». Его замкнутость, боязнь выступлений на публике, неадекватное поведение в компании малознакомых людей, театральные вспышки гнева «на публику», манера повторять много раз одну и ту же мысль – это всё характерные симптомы. Среди таких людей бывает много талантливых, технически и творчески одаренных самородков, но жить с ними довольно тяжело. Возможно, и афазия, которая сильно отравляла ему жизнь в последние годы, усложняя общение, была связана с постоянным напряжением нервов, усиленных этим врожденным недугом.

Говорили, что Рено был  противоречивым человеком. Например, он заботился  о рабочих, но в тоже время жестко подавлял забастовки.  По мнению автора — это правда, или миф?

Оба утверждения не вполне корректны. В представлении Рено заботиться о рабочих было хорошо им платить. И действительно, квалифицированные рабочие получали у него больше, чем у Ситроена, но на чернорабочих это не распространялось. На заводах Рено возник прообраз собеса, работники получали в свое пользование огороды для выращивания овощей. Вообще Рено мечтал о создании этаких «рабочих городков» неподалеку от завода, с развитой инфраструктурой, чтобы рабочие не тратили много времени на дорогу, а после работы могли бы заниматься спортом или читать, вместо того чтобы напиваться в кабаках. Он хотел создать такой идеальный завод нового типа в Ле-Мане, но возникло слишком много препятствий, и его энтузиазм в конце концов иссяк. Рассказывают, что рабочие дрались за то, чтобы поступить на завод к Рено – из-за зарплаты, но работать им приходилось в антисанитарных условиях, было много несчастных случаев. У Ситроена же раздевалки, душевые, туалеты блистали чистотой, большое внимание уделялось женщинам-работницам и их нуждам, имелись санчасть, даже зубоврачебный кабинет, кооперативный магазин и кинотеатр, где показывали фильмы о родном предприятии.

В том же, что касается забастовок, то выражение «жестко подавить» ассоциируется с разгоном при помощи полиции. Такого не было. Рено сначала пытался уладить дело путем переговоров, он отнюдь не возражал против участия рабочих делегатов в совещаниях с руководством завода, но ему было нужно, чтобы завод работал, в этом смысл его жизни. Поэтому если переговоры заходили в тупик, поступали так: всем работникам присылали извещение о локауте. И вместе с ним – новый трудовой договор. Хочешь – подписывай и выходи завтра на работу, не хочешь – будь здоров. Таким способом удавалось избавиться от зачинщиков, активистов разных организаций левого толка. Рабочие боялись своего вспыльчивого патрона, но уважали его и даже любили, называя за глаза «малыш Луи».

При каких  обстоятельствах  Рено  стал сотрудничать с немцами? Во Франции его назвали предателем  и посадили в тюрьму. Был  ли он действительно  предателем?

Рено был отцом «танка победы», который во многом решил исход Первой мировой войны. После войны он неоднократно обращался в правительство с проектами нового танка, доказывал необходимость укреплять обороноспособность страны, но эта работа велась небрежно, бессистемно. Более того, этому препятствовала Лига Наций, которая принимала укрепление обороны за милитаризацию. Все были настолько уверены, что Германия, раздавленная контрибуцией, никогда не поднимется… А она поднялась и делала успехи. В 1938-м и 1939-м годах Рено ездил на Берлинский автосалон, представлять там свои новые модели и смотреть на немецкие. Есть его знаменитая фотография рядом с Гитлером, сделанная в 1938 году, которые потом многие предъявляли как доказательство его «предательства». Но это был довоенный год, год «Мюнхенского сговора», когда Франция и Англия отдали на растерзание Гитлеру Чехословакию и при этом весьма гордились собой – якобы они отвели угрозу миру. В итоге к началу новой войны Франция оказалась совершенно не готова, немецкие танки на порядок превосходили французские, в 1940 году страна была завоевана в считаные недели. Рено, кстати, находился тогда в США и вел переговоры с Рузвельтом о том, чтобы наладить в Америке производство новых французских танков для отпора Гитлеру. Но было уже поздно. Ему советовали не возвращаться во Францию, и он мог бы остаться, но он поехал, потому что там был его завод, а для него родина и завод – одно и то же. Когда он вернулся, на заводе уже распоряжался представитель немецкой администрации, от концерна «Даймлер»; Рено всеми силами старался, во-первых, предотвратить вывоз оборудования в Германию, а во-вторых, дать работу сотрудникам своего предприятия, ведь им надо было на что-то жить и кормить свои семьи. Французское правительство, возглавляемое Петеном, практически заставляло его сотрудничать с немцами. Всех руководителей крупных заводов вызвали на совещание и заставили подписать документ о сотрудничестве. Рено не поехал, договор подписал исполнительный директор. Не стоит забывать, что Рено был тогда уже серьезно болен, и фактически руководство заводом осуществлял Рене де Пейрекав.

В чем выражалось это сотрудничество? Завод должен был ремонтировать немецкие танки и механизмы, он мог также выпускать собственную гражданскую продукцию, но не разрабатывать новые модели. Так вот, немецкие заказы саботировали как могли. Затягивали сроки, выполняли работу плохо. Среди молодых инженеров, работавших на «Рено», были участники Движения Сопротивления; сын Луи Рено – Жан Луи – поддерживал с ними связь. Во время войны завод дважды бомбили союзники; Рено каждый раз восстанавливал разрушенные цеха, прилагая к этому все силы. Его обвинители увидят в этом желание выслужиться перед врагом, но на самом деле он понимал, что конец войны не за горами (вторая бомбежка была в 1943 году), а он должен сохранить завод для Франции. Производство наладили уже в 1945-м, и это полностью заслуга Рено, которого тогда уже не было в живых. Более того, Рено знал, что его сотрудники тайно разрабатывают новую модель бюджетного автомобиля, и поддерживал их в этом. Наконец, он вытащил двух инженеров-подпольщиков из Гестапо.

Арестовали его по доносу злопыхателя. Кстати, Рено мог скрыться, но он сам явился к следователю, потому что арестовали Рене де Пейрекава, и он не хотел выглядеть трусом и подлецом. Никакого обвинения ему предъявить не успели; по всей видимости, его избивали в камере, хотя следователь распорядился поместить его в лазарет (у Рено были больные почки, к тому же из-за афазии он утратил способность внятно изъясняться). В общем, его «вина» перед своей страной, если таковая вообще была, просто несоизмерима с чудовищной жестокостью, проявленной по отношению к нему самому.

Внуки Луи Рено добиваются восстановления его честного имени. Многие люди, живущие в его бывших поместьях на островах Шозе и в Эркевиле, которые помнят его по рассказам родителей и дедов, говорят о нем только хорошее. Конечно, история не пишется только одной краской, но всё же судить о людях надо по их делам.

eglagoleva.ru

Журнал Historicum – будущее тоже станет историей | Г

Новый майский номер журнала HISTORICUM уже в продаже! До выхода следующего, июньского мы будем знакомить уважаемых читателей Тайм Аут СПб с материалами, опубликованными в мае. Мы уверены, что любители истории захотят прочитать все статьи в новом HISTORICUM. Увлекательные сюжеты, события далекого прошлого и новейшей истории, редкие фотодокумента – все это вы найдете на страницах журнала HISTORICUM.

 

В рамках материалов, посвященных 110-летию российского парламентаризма, читателям предлагается «Думский цитатник»:

P.S.

В истории осталось немало крылатых фраз, которые произносились в парламентах разных стран и эпох. За 22 года работы Государственной думы РФ российские депутаты тоже выдали множество афоризмов, из которых при желании можно составить толстенный «цитатник». Мы ограничились лишь некоторыми из них.

Наш народ миролюбив и незлоблив. 800 лет провел в походах и боях.

Геннадий Зюганов, КПРФ

У КПСС были гениальные идеи: решили строить царство небесное не на небесах, а на земле.

Геннадий Зюганов, КПРФ

Давайте подумаем о Полярном федеральном округе.

Артур Чилингаров, «Единая Россия»

Некоторым представителям «Единой России» я бы посоветовал поменьше пить. Тогда и тараканы… будут меньше мерещиться».

Николай Левичев, «Справедливая Россия»

Еще в 92-м году этот человек стрелял в свою жену. Не попал. Был понижен в должности.

Борис Грызлов, «Единая Россия»

Вы бы видели: когда мы прилетели со своим визитом в Африку – люди плакали. Они не верили уже, что у России есть там свои национальные интересы.

Геннадий Селезнев, КПРФ

О какой демократии вы говорите, если 65% территории России – вечная мерзлота?

Владимир Жириновский, ЛДПР

Выдыхаются машины со мной. Техника не выдерживает. Вот где сила интеллекта.

Владимир Жириновский, ЛДПР

Я была, есть и остаюсь женщиной-депутатом. По-другому не получится.

Ольга Баталина, «Единая Россия»

Если сказать русскому народу, что мы будем жить сыто, как в Швейцарии, но для этого должны стать затрапезной страной, эта программа будет обречена на поражение. Наш народ хочет идейного удовлетворения больше, чем материального!

Андрей Исаев, «Единая Россия»

Министерство образования полностью находится под американским управлением. Отсюда его состав. Чтобы человек попал в Министерство образования, он обязательно должен быть американским агентом. Бывают исключения, но их немного.

Евгений Федоров, «Единая Россия»

Я был чемпионом Украины по боксу. Я единственный экономист в России, по чьей книге учат в Америке. Мне не нужно раздувать себя ни особняком, ни офисом.

Григорий Явлинский, «Яблоко»

Чё-то мы какие-то чудаковатые, глянь… Чё-то мы… Пить нельзя, курить нельзя. Гей-парады разрешаем… Чё-то мы чё-то делаем непонятное… Чё-то творим не то, наверное…

Олег Малышкин, ЛДПР

В советское время была очередь в Мавзолей Владимира Ильича Ленина. Сейчас такая очередь ко мне. Идут и бедные, и нищие, и больные.

Василий Шандыбин, КПРФ

Чем дальше бутылка от конкретного человека, тем трезвее нация.

Сергей Миронов, «Справедливая Россия»

Почему вывоз икон считается контрабандой? Раз берут – надо продавать. И рисовать их, рисовать. Что, у нас Рублевых, что ли, нет?

Владимир Брынцалов, группа «Народный депутат»

В России, как известно, две беды: дураки и дороги. Есть такой анекдот: «Вчера в Государственной думе одна беда обсуждала другую».

Станислав Говорухин, «Единая Россия»

Никак еще не могу это для себя понять. Где я? Куда я попал?

Виктор Черномырдин после своего избрания в Госдуму

Подробности в главной теме «Место для дискуссий? 110 лет российскому парламентаризму».

А еще в майском номере: «Бал герцогини Ричмондской»; «Истина в еде»; «Экологика»; «Наши в НХЛ: ветры перемен из России» и «Путешествие в страну «Фарго»: антология американских кошмаров».

Всем желаем добрых и солнечных праздничных дней вместе с HISTORICUM!

И помните – будущее тоже станет историей.

Подписаться на журнал HISTORICUM можно по адресу: http://historicum.ru/subscriptionpage

www.timeout.ru

Журнал Historicum – будущее тоже станет историей | Город

18 июня 1815 года произошло последнее крупное сражение эпохи Наполеоновских войн, обозначившее конец притязаний Наполеона Бонапарта на европейское господство. Главный редактор HISTORICUM  и специалист по истории наполеоновских войн Мурат Куриев – автор материала «Бал герцогини Ричмондской».

Однажды герцога Веллингтона спросили, что он думает об исторических трудах про Ватерлоо. Герцог рассмеялся и ответил: «Иногда я начинаю сомневаться: а был ли я там на самом деле?».

Мало найдется в истории событий, вокруг которых было бы столько легенд и мифов, как битва при Ватерлоо. Это и понятно: последнее сражение Наполеона, конец великой эпохи… Сражение, которое, по большому счету, почти ничего не решало, стало символом, писать и спорить о нем будут вечно. И если Ватерлоо – самая знаменитая битва в мировой истории, то бал герцогини Ричмондской – точно одно из самых знаменитых светских мероприятий. Благодаря Ватерлоо, конечно. Нашим соотечественникам, которые при упоминании слова «бал» вспомнят в лучшем случае Наташу Ростову, в это трудно поверить, но «балу герцогини Ричмондской» на Западе посвящены сотни статей и десятки монографий. Одна из них считается фундаментальным трудом, события в ней описываются поминутно.

Почему? Потому что событие, состоявшееся ровно за три дня до сражения, – важная составная часть легенды. Не в последнюю очередь стараниями Байрона, увековечившего бал в «Паломничестве Чайльд-Гарольда».

В ночи огнями весь Брюссель сиял.

Красивейшие женщины столицы

И рыцари стеклись на шумный бал.

Сверкают смехом праздничные лица.

В такую ночь все жаждут веселиться.

На всех – как будто свадебный наряд,

Глаза в глазах готовы раствориться,

Смычки блаженство полное сулят.

Но что там? Странный звук? Надгробный звон? Набат?

А вот вам и миф №1. Байрон поместил бал в самое красивое, на его взгляд, здание Брюсселя – ратушу. Многие благодаря поэту уверены: так оно и было. Но плясали-то совсем в другом месте! Чета герцога и герцогини Ричмондских (в семье, между прочим, четырнадцать детей) проводили бал в зале, переделанном из… сарая для карет. Герцог выкупил особняк у разорившегося мастера-каретника. Маленькая ложь? Но дальше вообще начинается настоящая кадриль из слухов, домыслов и вопросов!

Вот первый и один из главных. Правда ли, что Веллингтон, командующий союзной армией, к началу бала уже знал, что пруссаки дерутся с французами, которые пересекли границу с Бельгией, но не отменил светское мероприятие? Да, так оно и было. Хотя, согласно одной из канонических легенд, герцог узнал об этом только на балу. Легенду, кстати, воспроизводит и Сергей Бондарчук в фильме о Ватерлоо. Гости веселятся, танцуют, появляется прусский офицер в грязной одежде и сообщает дурную весть. Красиво, как все связанное с Ватерлоо, но – неправда.

Тогда почему Железный герцог так себя повел, ведь со стороны это выглядит как верх легкомыслия? На самом деле Веллингтоном руководил трезвый расчет. Он ни в коем случае не хотел допустить паники. Он понимал, что его молодые и неопытные офицеры могут перегореть накануне битвы. Пусть уж лучше развлекаются! Вот почему в ответ на письмо герцогини – стоит ли проводить бал – он ответил: да, конечно. Ему нужно было вселять уверенность в своих людей – и он поехал туда, где собрались все его командиры.

Но если у действий командующего есть объяснения, то кое-кто из его подчиненных действительно повел себя крайне легкомысленно. Молодой принц Оранский, заместитель Веллингтона, узнал о нападении французов раньше всех – и даже не подумал сообщить об этом своему начальнику! Впрочем, все эти «гуляющие часы» (а счет и впрямь уже шел на часы) имеют оправдание. Нам трудно это понять, но отношение к времени в начале XIX века было совсем не таким, как сейчас. У разных слоев населения, например, представление о том, что такое «вечер» – абсолютно разное. Мы поражаемся тому, что «часы» в источниках скачут, но это совершенно нормально. Хотя мифы так и рождаются.

… ровно в полночь лорд Аксбридж, командующий британской кавалерией, остановил музыку и произнес:

– Джентльмены, полагаю, вам стоит извиниться перед своими дамами и отправляться в части.

Растерянная герцогиня пыталась удержать гостей, предлагала остаться еще хотя бы на часок, но ее бал уже стал историей.

Детали исторического бала читайте в майском номере журнала!

Всем желаем добрых и солнечных праздничных дней вместе с HISTORICUM!

Подписаться на журнал HISTORICUM можно по адресу: http://historicum.ru/subscriptionpage

www.timeout.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта