Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Михайлова Л.И. Народное художественное творчество и его место в российской культуре. М., 1998. 14 с. Журнал народное творчество личность искусство время


Журнал "Народное Творчество"Главная -

Печатный Журнал "Народное Творчество: личность, искусство, время"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Читайте про главные факторы успеха

народного коллектива на фестивалях и конкурсах.

         На основе многолетнего опыта редакции.

      ТИРАЖ

   РАСПРОДАН

Сотрудничество

Журнал  представляет широкую панораму жизни традиционного и самодеятельного искусства России, рассказывает о носителях и мастерах традиционной культуры, посвящает в секреты мастерства, знакомит с лучшим опытом.

 

Оформив подписку в любом отделении Почты России, Вы первым получите журнал после его выхода из печати в любом уголке Российской Федерации на свой почтовый адрес. Журнал читают в более, чем 75 регионах РФ и зарубежом

 

Индекс каталога Почты России П3026

 

Редакция журнала приглашает к сотрудничеству оргкомитеты фестивалей, учредителей конкурсов, и народных мастеров и мастериц.

 

 

© 2016 ООО "Народное Творчество"

narodnoetvorchestvo.ru

Народное творчество

Единственное специализированное иллюстрированное издание в России, посвященное проблемам традиционного фольклора, ремесел, современного творчества.  Журнал представляет широкую панораму жизни традиционного и самодеятельного искусства России, знакомит с лучшим опытом, рассказывает о носителях и мастерах традиционной культуры, современных методиках воспитания подрастающего поколения, посвящает в секреты мастерства, предлагает учебно-методические материалы.

Издается с 1937 года. 

Учредители: Государственный республиканский центр русского фольклора, Государственный Российский Дом народного творчества, Министерство культуры РФ.

Сайт: http://narodnoetvorchestvo.ru/

Периодичность: 6 номеров в год

Страна издания: РФ

Сигла хранения: ИС

Год хранения и номера:

2016 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8

Сигла хранения: КХ

Год хранения и номера:

2015 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

2014 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

2013 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

2012 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

2011 № 1, № 2, № 3

2010 № 1, № 4, № 5, № 6

2009 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5

2008 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

2007 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

2006 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

2005 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

2004 № 1, № 2, № 3, № 4, № 7, № 8

2003 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

2002 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

2001 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

2000 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1999 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1998 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1997 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1996 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1995 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1993 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1992 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6

1991 № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12

1990 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12

1989 № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12

 

period.vlib.by

Журнал "Народное Творчество: Личность, Искусство, Время"

Благовещенский Дом ремёсел станет точкой роста для развития амурского въездного туризма. Туристическим фирмам предложат включить посещение выставок и мастер-классов в экскурсионный маршрут для китайских гостей. Об этом на первом дне рождения Дома ремёсел, 6 сентября, заявила начальник управления культуры администрации Благовещенска Виктория Хопатько.

Благовещенский Дом ремёсел – уникальное явление для всего Дальнего Востока. Такого выставочно-образовательного центра нет ни в одном городе, – говорят создатели этого дома. Сегодня он объединяет более 300 мастеров не только из Благовещенска, но и других городов и районов Амурской области. Сегодня в Доме ремёсел действуют три творческих мастерских, но авторам хотелось бы больше. Они выезжают на Запад, привозят новые техники и совершенствуют своё мастерство. При этом готовы обучать этому других.

– Места маловато, конечно. Хотелось бы больше. Но хотя бы это у нас есть, и результаты впечатляющие. За год наши рукодельницы провели 180 обучающих занятий, 28 выставок и 15 обзорных экскурсий. Наши мероприятия посетили 4,5 тысячи человек, – рассказала Оксана Лазарева, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Городского дома культуры.

Свой первый день рождения Дом ремёсел открыл праздничным концертом, ярмаркой работ благовещенских умелиц и двумя выставками.

Дело мастера боится

Работы некоторых мастеров можно было увидеть в сквере Мира 6 сентября, на дне рождения Дома ремёсел. И у каждого столика можно было остаться надолго.

Открывала Аллею мастеров «гончарная мастерская» со всеми её атрибутами – гончарным кругом, колоритным «гончаром» в фартуке, которая на глазах у всех превращала вертящийся сосуд то в низкий пузатый горшочек, то в высокую узкую вазу. Все желающие тоже могли приложить руку к творению. Следы глины тут же снимали салфеткой.

– Правда, завораживает? На это можно смотреть часами. Глина – это что-то особенное, она как будто слушает человеческие руки, как будто впитывает их тепло, – смотря с любовью на податливую массу, пояснила для любопытных Елена Шипунова. – А гончарный круг, скажу по секрету, сделан из бывшей стиральной машины. Это постарались наши мужчины-умельцы.

За соседним столиком малышня вовсю расписывает матрёшек. Наталья Бабич раздаёт всем желающим деревянные основы и объясняет, как правильно наносить краску и что означают те или иные символы.

– А ничего сложного, – отмечает мастер росписи деревянных игрушек. – Если человек умеет писать, то сможет и расписать матрёшку. Ведь не великие художники занимались этим делом. В деревнях матрёшек расписывали дети. Люди, такие как мы. Ведь не боги горшки обжигают!

Те, кто познакомился с правилами «матрёшкоросписи», могли научиться основам бисероплетения. В честь дня рождения Дома ремёсел мастер Инна Приходько-Перцова предложила сплести общее дерево. Если разобраться, бисероплетение – довольно простая технология: знай, нанизывай бисеринки на проволочку. Но сколько терпения для этого нужно! На изготовление одного листочка у пожелавших принять участие в мастер-классе уходило до 5 минут. Усидеть за этим кропотливым занятием было дано далеко не всем. Но деревце понемногу росло. Всех новоявленных авторов тут же записывали на листочек.

Одна из самых интересных экспозиций оказалась у Марии Пинчук – мастера по изготовлению украшений из меди. На столике будто были выставлены экспонаты с археологических раскопок – браслеты, серьги и кулоны из красного металла. Всё очень красивое и полезное, заверила мастер.

– Медь – очень химически активный металл, об этом говорят чёрные полосы от ношения его на коже, – рассказала Мария Пинчук.

К необычному виду творчества благовещенку подтолкнул… муж-электрик. Иногда он делал супруге витые медные закладки для книг. Металл показался Марии приятным на ощупь. Руки будто сами просили больше работать с ним. Поначалу делала простые поделки – заколки и закладки для книг. К ювелирной технике Марию привела подруга, которая попросила её изготовить основу для свадебного гребня. Так для мастера открылась новая страница в её творчестве. Появились серьги, кольца, браслеты, кулоны со вставками из полудрагоценных камней. Средняя стоимость этих занимательных вещиц – 200-400 рублей. Автор рассказала, что медные украшения в основном покупает молодёжь за их натуральность и некую брутальность. Сюжеты Мария берёт из жизни и в Интернете. Мастер работает в технике холодной ковки – всё примотанное и пристуканное.

– Да женское это занятие! Женское! Физических затрат тут больших нет. Молоточком тюк-тюк и всё. Пайкой пока не пользуюсь, но планирую, – пояснила Мария Пинчук.

Есть среди мастеров и те, кто использует в народном творчестве самые современные технологии. Автор Марина Гельдер с помощью компьютерной программы может сделать самую сложную вышивку, за это на выставке «АмурЭкспоФорум» в 2009, 2011 и 2012 годах, а также на выставке в Хабаровске мастер получила медали и дипломы. Особая гордость Марины Гельдер – украшения, выполненные с помощью сутажа – им обшиваются полудрагоценные камни, которые охотно раскупают знающие в этом толк модницы.

Благовещенка Юлия Теличенко представила удивительной красоты вещицы, выполненные в технике скрапбукинга. Это были картины, шкатулочки и открытки с видами Благовещенска, подарочные коробочки и многое-многое другое. Казалось, что именно этой или той штуковины в моём доме очень не хватает. Да всех этих вещиц не хватает!

Марина Гельдер рассказала, что, как и многие мастера, пришла к скрапбукингу, когда была в декрете с первым ребёнком. Вот и второй малыш появился, а мастер не может оставить любимое дело. Несмотря на небольшой благовещенский рынок сбыта, автор находит своих покупателей.

– В основном я продаю работы через Интернет, размещаю фотографии на страничках в социальных сетях. На Амур.инфо размещаюсь в ветке «Рукодельницы». Там выставишь свою работу – и раз, к тебе обращаются. Начало работать и «сарафанное радио», – рассказала Юлия Теличенко. – Также провожу мастер-классы в Доме ремёсел – так тоже расходятся мои работы.

Мастер поделилась, что, если плотно заняться декоративно-прикладным творчеством, и в Благовещенске можно неплохо развиться. Можно и магазинчики специализированные открыть.

Можно ли «матрёшками» завлечь китайского туриста?

Дом ремёсел – настоящий оазис национальной культуры для китайского туриста. Заречные гости здесь бывают частенько – на мастер-классах по гончарному искусству, росписи матрёшек или на русской чайной церемонии. А случай с изготовлением брошей из георгиевских лент к 9 Мая впечатлил даже сотрудников культурного учреждения.

– Китайские студенты все, как один, сначала кропотливо делали этот «георгиевский колосок», а потом с такой солидарностью они надели его на куртки, что мы все просто были поражены, – воскликнула Оксана Лазарева, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Городского дома культуры. – Им интересно всё: наша национальная кухня, традиции и обычаи, им интересно что-то делать руками. И тот объём вопросов, которые задают китайские туристы, даёт нам право утверждать, что наша культура им очень интересна!

Этот интерес привёл к тому, что Дом ремёсел в ближайшее время планируют сделать одной из главных точек роста в развитии въездного туризма в Благовещенске.

– Сейчас идут переговоры с турфирмами о том, чтобы включить в состав ознакомительной экскурсии посещение Дома ремёсел. Туристы смогут принять участие как в индивидуальном мастер-классе, так и в групповом, – отметила Виктория Хопатько, начальник управления культуры администрации Благовещенска.

– Вот только матрёшек они мало покупают. Да ещё так тщательно расспрашивают о правилах росписи, что поневоле думаешь, что они собираются их делать у себя, в Хэйхэ. Да и есть уже такие случаи. Но что здесь можно поделать? – вздохнула одна из мастериц.

Доспехи и берестяные кружева

Ко дню рождения Дома ремёсел были организованы сразу две персональные выставки под названием «Образы прошлого и настоящего». Народный мастер Татьяна Ананьева показала свои работы из бересты, а соискатель этого звания известный благовещенский ролевик Сергей Малков представил выкованные им доспехи и занятные изделия из кожи.

Для Сергея Малкова это первая выставка. Автор занялся ролевым движением в 1997 году, когда работал в Тындинском театре драмы.

– Я познакомился с ребятами, которые выезжали в лес и сражались на палках. Но даже фехтование на палках, если пропускаешь удар, оно достаточно болезненное. Поэтому пришла идея изготовить доспехи, – рассказал автор.

Не так было просто с Интернетом, материалов по изготовлению рыцарских доспехов в библиотеках также почти не было. Поначалу конструкцию Сергей многое додумывал сам. Когда переехал в Благовещенск, единомышленников стало больше, к этому времени появился и Интернет. Серьёзно ратным делом он начал заниматься с 2003 года. За всё время Сергей Малков сплёл 20 кольчуг, несколько шлемов, кирас, металлических рукавиц, поножей и наручей. Сам выковал несколько мечей. Посетителям выставки только и оставалось, что удивляться, насколько легко и ловко Сергей может управляться со всем этим «боевым костюмом».

– Доспех весит от 20 до 40 килограммов. Вес меча – 1,2–1,4 килограмма, – рассмеялся Сергей Малков. – На самом деле, когда кольчугу надеваешь, этот вес распределяется по телу. От того, насколько тело было защищено доспехом, зависела жизнь наших предков. И всё в нём было продумано. И если вам говорят, что рыцарь падал и не мог подняться, не верьте. Значит, он был серьёзно ранен.

– Когда я впервые надела шлем, я не поняла – как они в них ходили, как они в них воевали? Кольчугу тянули мы вдвоём. Кираса тоже неподъёмная. Я не могу представить, как они не только держали эти мечи, но и ещё ловко управлялись ими. Да, наши мужчины очень сильные. А если представить, что в этом иногда ещё и женщины ходили! Нет слов, – рассказала искусствовед Светлана Московченко, – Очень хорошо, что сегодня есть те люди, которые возрождают эти традиции, эту историю.

Сергей Малков отметил, что с недавнего времени, помимо техники, у него возникло желание вкладывать ещё и душу. То бишь, наверняка появятся работы, украшенные орнаментами или другими исторически оправданными элементами.

Светлана Московченко отметила, что работы и второго мастера – Татьяны Ананьевой – тоже являются связующей нитью с историей народа, с природой.

– Когда я смотрю, как она вырезает узоры на бересте, я просто застываю, – поделилась искусствовед. – Это ощущение тишины. Какая береста становится кружевная! Я понимаю, насколько наши предки были органичны с природой. Я хочу, чтобы и взрослые, и молодёжь понимали, откуда они.

В Доме ремёсел представлены самые разные работы Татьяны Ананьевой – плетёные корзинки, подвески в автомобиль, обереги, расписные сувенирные тарелочки, кулоны, заколки для волос из бересты и многое другое.

С берестой Татьяна Ананьева работает больше 15 лет. В 1999 году она окончила Хабаровский колледж искусств, отделение «Художественная обработка дерева». В 2005 году окончила художественно-графический факультет Хабаровского педагогическиого университета. С 2005 года Татьяна Ананьева является преподавателем художественной обработки дерева на специальности «ДПИ и народные промыслы» Амурского педагогического колледжа. Является членом молодёжного отделения при Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Амурской области с 2011 года.

За высокую художественную ценность своих работ Татьяна Ананьева была награждена медалью «Мастер декоративно-прикладного искусства 2011 г.», также она является дипломантом международных, всероссийских конкурсов декоративно-прикладного искусства: «Санкт-Петербургская неделя искусств», «Мастерская» (г. Благовещенск) и «Русь мастеровая» (г. Москва).

Автор создает декоративные панно в технике берестяной мозаики, настенные тарелки и точёные шкатулки, декорированные прорезной берестой, сувенирные берестяные куклы, туеса, плетёные солонки. Работает над созданием резных скульптур малых форм. Работы Татьяны Ананьевой хранятся в частных коллекциях Благовещенска, Хабаровска, Москвы, Белгорода, Волгограда, а также в Италии, Англии, Японии, Китае. Центральная часть триптиха «Мировое дерево» хранится в собрании Всероссийского дома народного творчества Москвы.

Все выставки, презентованные на первом дне рождения Дома ремёсел, будут открыты до 19 сентября.

Наталья Шлямова

http://www.amur.info/culture/2015/09/9/5811

ntnews.nethouse.ru

Значение художественной культуры и народного искусства для творческой активности личности в художественном образовании

Статья посвящена развитию художественной культуры и народного искусства России в XX1 веке, где раскрывается их значимость, позволяющая содействовать художественному просвещению и развитию творческой активности личности будущего специалиста в области художественного образования в вузе.

Ключевые слова: художественная культура, народное искусство, декоративно-прикладное искусство, художественное образование, творческая активность.

The article is devoted to development artistic culture of Russia in XXI-th century, where discloses it*s meaning which allows to assist artistic education and development of contemporary society.

Key words: artistic culture, national art, decorative applied art, artistic education, creative activity.

В современном российском обществе особое внимание привлекают проблемы единства связи человека и мира, а также «способы обустройства» людей. Крайней степени обострённости достигают взаимодействия между человеком и миром, человеком и обществом и разными типами обществ.

В настоящее время возникает потребность восстановления связи человека и природы, как единого, органически развивающегося целого. Особое значение приобретают концепции, в центре которых находятся принципы существования человека в мире с центром его творчества. В конце 80–90 гг. XX в. среди учёных-исследователей указывалась необходимость системного изучения художественной культуры как особого общественного явления, обладающего своим строением и закономерностями исторического развития. На рубеже XX-XXI вв. актуальной проблемой стало определение специфических качеств нового поколения, как носителя переходного самосознания. Особый вклад в разрешении данного вопроса внесли отечественные и зарубежные исследователи: Г. Ю. Стернин, Д. В. Сарабьянов, В. С. Библер, В. С. Жидков, К. Б. Соколов, И. Г. Яковенко, Н.Лемос и другие [4, стр.74].

Достигнутые в ходе исследований результаты констатировали факт разрушения культурного канона. Таким образом, проблема культуры, культурного прогресса, смысла существования человечества, перспектив его развития привлекают пристальное внимание современных учёных и широкую общественность.

Особое значение приобретает определение значимости художественной культуры для развития творческой активности и художественного просвещения современного российского общества, в том числе при подготовке педагогов в области художественного образования, так как проблема развития творческой личности является одной из основных. С творчеством, как актом жизнедеятельности, неразрывно связано развитие личности: «развивается лишь тот, кто создаст и творит новое, кто выходя за рамки существующих нормативов, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира» [7, стр.48].

Значительный вклад в исследование творческой личности внесли такие учёные, как: Л. С. Выгодский, Э. В. Ильенков, С. Л. Рубинштейн, П. Ф. Кравчук и другие.

Развитие личности- это результат постоянной её реорганизации для успешной реализации задач будущего [7, стр.50]. Поэтому развитие творческой активности личности необходимо во всех сферах деятельности общества, в том числе и в образовании, которое способствует нравственному становлению личности, овладению и присвоению ею художественной культуры.

Данные задачи нашли своё отражение в государственных документах РФ. Так, перспективы развития художественного образования предусматривают стратегию развития на период до 2025г. [3]Новый Федеральный Закон об образовании в РФ от 21.12.2012г. предусматривает не только профессиональное развитие человека и удовлетворение его образовательных потребностей, но и трактует о необходимости интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития личности [8].

Поэтому одним из объектов исследования, способствующих становлению творческой активности личности, ведущего к художественному просвещению современного российского общества, является художественная культура.

В современной отечественной науке художественная культура определяется как особый продукт художественной деятельности людей. Поэтому художественная культура охватывает все отрасли художественной деятельности: словесную, театральную, музыкальную, изобразительную и т. д. [1]

Кроме того, под художественной культурой понимается многогранный процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности. Это создание, распространение, коллективное и индивидуальное восприятие, духовное и материальное освоение эстетических и художественных ценностей. [1]

Основу художественной культуры составляет искусство. На нём замыкается вся социодинамика эстетических и художественных ценностей. По Мукаржовскому, искусство- «это отрасль творческой деятельности человека, отличающаяся преобладанием эстетической функции» [1]. В этом значении, искусство способно охватывать различные виды творческой деятельности, связанные с достижением эстетического эффекта. Таким образом, культура, в целом создаваемая творческой деятельностью человека, сама становится мощным создателем и формирователем личности, важнейшей предпосылкой и фактором социализации личности.

Великий русский писатель Ф. М. Достоевский усматривал важную социализирующую миссию культуры в том, что она делает два шага навстречу человеку. Первый её шаг состоит в том, чтобы сделать из индивида личность, обладающую собственным неповторимым уникальным «я», ибо, прежде чем стать кем-нибудь, человек должен стать самим собой. Вторым шагом в культуре Достоевский видел в формировании у него привычки и потребности относиться к другому человеку именно как к человеку, уважать его стремления, мысли, взгляды, убеждения, его позицию. Только идя таким путём, культура способна сформировать социально развитую, духовно богатую личность, в которой органически соединены стремления к истине, добру и красоте [2].

По данным исследователей можно сделать вывод о том, что художественная культура является сложным и неоднородным явлением, и по характеру удовлетворения художественных потребностей, и по способу художественной деятельности. Потому что художественная культура определяется и расширением знаний в области искусства, и расширением участия в художественной деятельности, и возрастанием потребности в художественном достоинстве предметного окружения в сфере труда.

Таким образом, художественное развитие личности посредством художественной культуры, может происходить в результате систематического, организованного педагогического воздействия: в процессе накопления, обогащения опыта художественно-творческой деятельности, обеспечивающего художественное познание, развития художественных потребностей и интересов творческих способностей, формированием оценок и вкусов, а также опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Одним из эффективных способов развития творческой активности личности будущего специалиста в области художественного образования является также народное искусство.

Народное искусство понимается как живая культура, сохраняющая национальные художественные традиции этого живого родника в русле современной художественной культуры, учитывающая воздействие природно-географических и социально-экономических факторов, которые формируют и развивают народные традиции, закладывающие основу системы народного искусства. [6]

Некрасова определяет народное искусство как элемент быта и сознания человека, которое функционирует прежде всего как необходимость в самом творчестве и художественной деятельности, как проявление живой фантазии, где преемственность есть основа профессионально-художественной культуры. Народное искусство функционирует на разных уровнях, но сохраняет общую творческую структуру развития, ориентированную на канонические системы, на традицию, живущую в устно-зрительной передаче и предполагающую соответствующее восприятие. [6]

Сущность народного искусства, его значение для профессиональной подготовки специалистов в сфере культуры и искусства, а также решение различных проблем народных художественных традиций нашли также своё отражение в трудах А. Б. Бакушинского, И. Я. Богуславской, В. М. Василенко, В.С Воронова, А. Б. Салтыковой и многих других.

Народное искусство России обладает художественно-творческим потенциалом и является источником развития художественной культуры народа.

Познание основ народного искусства- путь исторически проверенный в системе ученичества, существующей и в настоящее время в народных художественных промыслах. Основу составляет декоративно-прикладное творчество, которое можно охарактеризовать как широкий раздел искусства, охватывающий различные отрасли творческой деятельности, а также являющийся одной из важнейших областей народного творчества (от лат.decoro- украшаю) [2]. Являясь областью пластических искусств, декоративно-прикладное искусство имеет широкий смысл и помимо народного искусства включает традиции конфессиональной и художественной светской культуры, а также служит художественным формированием материальной среды, создаваемой человеком.

Посредством изучения декоративно-прикладного искусства происходит развитие эстетического восприятия, накапливается опыт в профессиональной и творческой деятельности. Результатом также становится стилевая неповторимость, осуществляемая творческой индивидуальностью личности. Из этого следует, что художественная культура и народное искусство являются важнейшими факторами развития творческой активности личности в области художественного образования.

При развитии современного художественного образования в вузе эффективными средствами развития творческой активности личности при взаимодействии художественной культуры и народного искусства является внедрение в систему высшего профессионального образования интерактивных средств обучения с использованием мультимедийных программ развития.

Поэтому в настоящее время особую актуальность приобретает использование в учебном процессе усовершенствованных образовательных программ, посредством которых становится возможным художественное просвещение, ведущее к развитию творческой активности будущих специалистов в области художественного образования на ступени высшего профессионального образования, в системе дополнительного образования в вузе, а также для развития данной способа обучения на всех его ступенях.

Из вышеизложенного следует, что художественная культура и народное искусство являются основными факторами развития личности будущего педагога художественного образования.

Для осуществления данных задач требуется разработать такую инновационную программу, которая будет доступна для широкого круга учащихся не только высших учебных заведений, но и будет практиковаться в системах среднего профессионального и дополнительного образования, а также в домах художественного творчества и художественных студиях для профессионального развития при подготовке педагогических кадров в области художественного образования, а также и для общего развития в целом.

Одной из таких программ развития, способствующих формированию творческой активности личности в художественном образовании, является «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Принимая во внимание вышеизложенные позиции, можно сделать вывод о том, что художественная культура и народное искусство могут позволить оказать творческое и профессиональное воздействие на развитие творческой активности личности будущего специалиста в области художественного образования. А разработка и внедрение в образовательный процесс интерактивных методов обучения будет способствовать художественному, умственному и профессиональному развитию личности в XXI веке в России и других странах.

Литература:

1.      Интернет ресурсы- Xreferat.ru- С. 2, 3.

2.      Интернет ресурсы- http.//provseh.blog.ru/- C. 3, 4.

3.      Концепция художественного образования в РФ от 28 декабря 2001г. № 1403- http://ims.srkc.ru/index.php/.- С.2

4.      Корупаев, А. Е. Русская культура как предмет научного исследования. На материалах темы: художественная культура, интеллигенция, меценаты в России на рубеже XIX-XX вв., М.-1994- С.1

5.      Новое стратегическое мышление в развитии систем художественного образования высшей школы. М.. Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова, сер. «Педагогика и психология», 2010, № 1 ВАК.

6.      Соколова М. С., Художественная роспись по дереву, Издательство «Владос», М., 2002.- С.3, 4.

7.      Субочева, М. Л. Развитие творческой личности педагога колледжа в системе постдипломного образования как фактор повышения эффективности обучения. Монография- М.: Издательство «Спутник +», 2013.- С. 2.

8.      Федеральный закон «Об образовании в РФ № 273-ФЗ» от 21 декабря 2012г.- garant.ru- С.2.

moluch.ru

Михайлова Л.И. Народное художественное творчество и его место в российской культуре. М., 1998. 14 с

Социология культуры

© 1998 г.

Л.И. МИХАЙЛОВА

НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО МЕСТО В РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

МИХАЙЛОВА Людмила Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент Пермского государственного института искусств и культуры, докторант Московского государственного университета культуры.

Изучением народного творчества занимаются представители различных областей знания. Филологи проводят морфологическое и синтаксическое исследование материалов устного народного творчества (народных песен, сказок

ит.д.), выявляют механизм формирования их сюжета, определяют фольклорные жанры; искусствоведы рассматривают художественно-эстетическуюсторону народного творчества; этнографы обращаются к народной культуре и к фольклору в исследованияхсемейно-бытовыхтрадиций и укладов жизни, характерных для представителей той или инойнационально-этническойгруппы

ит.д. В статье делается попытка проведения социологического и культурологического анализа феномена народного художественного творчества, выявления его места в духовной жизни общества и выполняемых им социальных функций.

Какие социальные группы активнее всего включены в народное художественное творчество? Какие потребности и мотивы побуждают людей заниматься им? Каковы социокультурные условия и факторы, способствующие или наоборот - препятствующие его развитию? Предпринимается попытка ответить на эти и другие вопросы, осуществив социально-культурологическийанализ названного феномена с обращением к данным конкретных исследований, проведенных автором в г. Перми и Пермской области. Используется также опыт преподавания курсов: "Народное художественное творчество" и "Социология культуры" в Пермском государственном институте искусств и культуры и некоторые личные наблюдения. Привлекается опыт работы автора в районном доме культуры руководителем хора, носившего звание"народного".

Прежде чем переходить к теме, имеет смысл рассмотреть содержание исходных понятий. Вплоть до начала 60-хгодов в отечественной искусствоведческой литературе, относящейся к исследуемой области, чаще всего ис-

пользовалось понятие "народное искусство", обозначавшее одновременно декоративно-прикладноеискусство как опредмеченную форму народного творчества и художественных ремесел (В.М. Василенко, B.C. Воронов и др.) и фольклор как устное поэтическое народное творчество (Ю.М. Соколов, Н.П. Андреев и др.). В то же время фольклор отождествлялся рядом авторов (В.П. Аникин, В.И. Чичеров и др.) с народным творчеством. Применительно к некоторым конкретным видам художественной деятельности в искусствоведении стали использовать такие понятия, как "народное музыкальное творчество", "народный танец" и "народный театр", как бы отделяя эти области от поэтического творчества и в то же время обособляя их от деко-ративно-прикладногоискусства.

Однако, как справедливо отмечает фольклорист В.Е. Гусев в своей недавней работе, устное поэтическое творчество тесно взаимосвязано со многими элементами художественной деятельности. Так, народный танец и пляска исполняются не только в инструментальном, но и в песенном сопровождении, а фольклорный театр сам по себе представляет народную драматургию. Всех их объединяет устный способ передачи художественных ценностей [1, С. 43-44].

Таким образом, народное художественное творчество включает в себя фольклорную инструментальную музыку, песню, пляску, танец и театр. Народное декоративно-прикладноеискусство, которое в научных кругах не принято называть фольклором, так как оно не является устным творчеством, имеет овеществленную форму выражения в крестьянском зодчестве, в национальном костюме и во всевозможных иных изделиях, имеющих вполне определенное бытовое предназначение.

Некоторые современные авторы, осознавая неотделимость форм художественной деятельности народа, используют различные понятия ("мусического" и "пластического") фольклора (В.Е. Гусев, М.С. Каган), в чем выражается одна из его сущностных черт - синкретизм, проявляющийся в соединении духовной и практической деятельности. Художественное творчество народа как духовная деятельность имело, а во многом и сейчас сохранило связь с повседневным трудом и бытом человека. Элементы различных видов искусства, органически соединяясь и переплетаясь, входят в празднично-обрядовыеформы, дополняя жизнь и быт человека труда.

Для более полного представления о феномене народного художественного творчества обратимся к его истории. В раннем (или доклассовом, если использовать марксистский термин) обществе при отсутствии заметного разделения труда художественное творчество было непосредственно вплетено в производственную деятельность, жизнь и быт. С распадом матриархального рода начинается обособление художественного творчества, так же как и культовой деятельности, сосредотачивающейся в руках жрецов, колдунов, шаманов и т.д.

С развитием цивилизации искусство постепенно выделялось в самостоятельную сферу духовного производства, становясь делом ограниченного круга людей - художников-профессионалов.В то же время в народной среде сохрянялись общинные традиции, зародившиеся в доклассовом обществе, и, соответственно, развивался фольклор и те видыдекоративно-прикладного

искусства, которые сегодня принято относить к традиционному народному художественному творчеству. Их бытование было непосредственно связано с крестьянским и ремесленным укладами жизни и с художественной деятельностью в их рамках.

В эпоху феодализма народное художественное творчество достигло своего расцвета благодаря господству натурального хозяйства и патриархального быта, в том числе и в России, ибо Русь была крестьянской. Упомянутые социальные условия стимулировали художественную активность народа, тогда как профессиональное, или "элитарное" искусство, получившее определенное развитие в городах, не было доступно широким массам. Народ продолжал удовлетворять художественно-эстетическиепотребности в упомянутых выше формах, связанных с фольклором и сдекоративно-прикладнымискусством.

Однако с развитием капитализма начался процесс их разрушения в связи с проникновением в деревню изделий массового промышленного производства, которые стали вытеснять ручные, типа гончарных и ткацких, выполненных на ручном станке. В художественном исполнительстве стали появляться элементы городской культуры, связанные с развитием техники. Например, гитара и патефон вытесняли песни в живом исполнении и в сопровождении игры деревенских музыкантов на народных инструментах.

Процессы разрушения крестьянского быта продолжались и после революции

врезультате дальнейшего развития крупного производства, индустриализации, коллективизации и социальной политики. В ЗО-егоды началось внедрение советских праздников и обрядов, что вело к постепенному вытеснению из крестьянского быта традиционной народной культуры, которая не вписывалась

вновые ценностно-нормативныеустановки советского времени.

Народное художественное творчество не ограничивается рамками фольклора и декоративно-прикладногоискусства. Оно включает также, если рассматривать его с исторической и социологической точек зрения, городской "примитив"1, любительство и художественную самодеятельность. Городской "примитив" - это творчество городского населенияXVII-XVIIIвеков. Понятие "примитив" не связано здесь с характеристикой качественного уровня художественного творчества. Оно используется для обозначения промежуточного слоя художественной культуры, который включает в себя элементы фольклора и академического искусства. Утвердился как направление в XVII в., что было связано с развитием городов и с распространением, особенно в Петровскую эпоху, западноевропейского "ученого" искусства, которое "опускалось" и "оседало" среди городского населения, перерабатывалось им в соответствии с традиционной культурой [2, С.6-26].Советские фольклористы отмечали, что названное явление не может быть отнесено ни к народному, ни к "высокому" профессиональному искусству, хотя оно соприкасается и с первым, и со вторым. Так, В.Я. Пропп отмечал: "Песни эти не вполне подходят под название фольклора, основанное на изучении крестьянской поэзии. Но это и не литература в том смысле, как ее понимает большинство историков литературы.

' Его не следует смешивать с "примитивизмом" - направлением в искусстве, родившимся в Западной Европе и в России на рубеже XIX-XXвеков.

Это та область, где литература и фольклор смыкаются" [2, С. 9]. К близкому выводу пришел другой фольклорист, Б.Н. Путилов: "Не вправе ли мы говорить о постепенном складывании на границах фольклора и литературы нового качества и новой эстетики?" [2, С. 9].

К явлениям городского примитива можно отнести городской романс, сопровождаемый гитарой и подготовивший творчество таких замечательных композиторов XIX в., как Алябьев, Варламов и Гурилев; сценический танец, как предшественник характерного; бытовой бальный танец; кукольный театр и народную драму, балаганный театр и раек, а также лубок, мещанский и купеческий портрет, народные ремесла. Творчество это, как и фольклор, было коллективным, анонимным, имена авторов часто оставались неизвестными.

В народном художественном исполнительстве городской "примитив" был подготовлен деятельностью скоморохов, которые по писцовым книгам числились в ремесленниках так же, как иконописцы, мастера гончарного дела, резчики по дереву и другие мастера. Они зарабатывали своим мастерством на жизнь, то есть были профессионалами. Среди них имелись мастера инструментальной игры, пения, пляски, пантомимы, лицедейства, кукольного театра. С первой половины XVII в. известен главный персонаж русских кукольных представлений - Петрушка - неунывающий, непобедимый герой, защитник простых людей. Веселые забавы скоморохов часто противоречили догмам церкви о вечном блаженстве после смерти.

Иерархи православной церкви притесняли скоморохов, и наконец царский указ 1648 г. "Об исправлении нравов и уничтожении суеверия" узаконил расправу над ними. Их разоряли, подвергали телесным наказаниям, уничтожали их инструменты и иное имущество. Однако их искусство не исчезло, возродившись в новых формах. В Государевой Потешной Палате, в усадьбах князей й бояр содержали певцов, танцоров, музыкантов, что подготовило развитие профессионального искусства и любительства в дворянских усадьбах в XVIII-началеXIX в. Из наиболее талантливых крепостных формировались театры, хоры, оркестры. Особенно славился крепостной театр графа Н.П. Шереметева в его подмосковных имениях Кусково и Останкино. В Курской губернии в имении Марьино, принадлежавшем князю И.И. Барятинскому, существовал театр, ставивший драматические музыкальные пьесы, оркестр, насчитывающий40-60музыкантов, были инструментальные ансамбли и исполнялось сольное и хоровое пение [3, С. 167].

С развитием капиталистических отношений разрушались основы существования городского "примитива". Фабрики заменяли ручное ремесло на машинное производство, в промыслах работали по определенным канонам. Это вело к заштампованности изделий, потере в них аутентичного выражения "народного духа". С постепенным разложением внутренне замкнутого крестьянского быта терял свою устойчивость и фольклор. Постепенное размывание подпитывающей городской "примитив" социокультурной среды превращало его в частное дело горожанина, в занятие в свободное время, в любительское искусство.

Любительство широко распространилось в народной среде во второй половине XIX в. в русле процесса демократизации искусства и художественной культуры. Помимо развития капиталистических производственных отношений

предпосылкой его становления стала и определенная культурная среда, а именно расцвет профессиональной художественной культуры, подвижничество многих представителей прогрессивной интеллигенции и, конечно, потребность самого народа в художественной деятельности. Любительство, с одной стороны, рождалось как движение снизу, самоорганизованное в кружки благодаря талантливым любителям-самоучкам,а с другой - получало поддержку от представителей интеллигенции, помощь меценатов, купцов и т.д. Любительским был по началу оркестр Андреева, также как и инструментальные ансамбли Белобородова, Смоленского, народный хор крестьян под руководством М.Е. Пятницкого. Их деятельность была направлена на популяризацию народной инструментальной музыки и песни среди широких общественных кругов. Развивалось и академическое исполнительство: хоры Ломакина, Булычева и других исполняли произведения русских и зарубежных композиторов, любительские театры осваивали классический репертуар. Известен удивительный случай постановки Городцовым оперы "Иван Сусанин" висполнениикрестьянПермскойгубернии.

Любительство, распространившееся в дореволюционное время, стало основой советской художественной самодеятельности, которую можно отнести к специфической форме народного художественного творчества. До 1917 г. под самодеятельностью понималась социальная активность трудящихся масс в борьбе за свои права. Постепенно этим термином стала обозначаться активность граждан во всех сферах социалистического строительства, в том числе и в художественной, которая рассматривалась как средство утверждения в жизни новых идеалов, норм и ценностей. Данное слово обозначает деятельность внутренне необходимую, в соответствии с собственными потребностями человека. Однако именно эта сущность художественной самодеятельности часто нарушалась, самодеятельным коллективам порой навязывались искусственные для них жанры, репертуар и т.д. Самодеятельность советского периода стала во многом организуемой, управляемой, регламентируемой со стороны государственных структур и подчиненной системе социальногозаказа.

Не миновал советскую художественную самодеятельность и культ личности Сталина. В передовой статье журнала "Народное творчество" № 4 за 1939 г. под заголовком: "Создадим эпос сталинской эпохи" содержался призыв построить "на основе замечательных народных произведений" "Сталиниаду" - "...эпическое произведение мирового значения о героике нашей эпохи" [4]. Навязанные в конце 70-хгодов самодеятельным коллективам театральные постановки и инсценировки по мотивам литературных произведений Л.И. Брежнева были явным свидетельством стремления правящей верхушки сделать художественную самодеятельность "проводником" партийной идеологии. Это долгие годы определяло содержание "самодеятельности", связанной с методами социалистического реализма, ориентированной на освоение профессионального искусства и непризнание иных направлений в искусстве, например,джазав50-егоды,вокально-инструментальныхансамблейв60-еит.д.

В своем развитии художественная самодеятельность прошла сложный путь. Начав с традиций дореволюционного любительства, то есть с освоения про-

фессионального искусства и популяризации фольклора, она в 20-егоды пришла к противостоянию и с фольклором, и с профессиональным искусством, к созданию в годы НЭПа новых оригинальных форм типа "Живой газеты", ТРАМа, ИЗОРАМа и иных, выполнявшихагитационно-пропагандистскиефункции. Исчерпав себя в этом, она вновь обратилась к освоению профессионального искусства, определив своей задачей воспитание нового человека. Массовость в30-егоды, естественное сужение и камерность в годы войны, расцвет (кроме духовых оркестров и оркестров народных инструментов) в60-е,кризис в70-е-80-е,распад и трансформация в90-егоды - таковы вехи ее истории.

Что же мы имеем после того, как в 1992 г. многие самодеятельные коллективы были распущены из-заих нерентабельности в связи с введением принципов рыночной экономики и ориентацией на расширение хозрасчетных отношений в сфере культуры? Призыв 1992 г. к возрождению и развитию традиционного народного художественного творчества во многом продиктован задачами возрождения России как государства и повышением значимости национальной идентификации. Во многих областях этот призыв был подхвачен как новый социальный заказ, выполнением которого является проведение многочисленных праздников и фестивалей народного творчества, возрождение забытых народных ремесел, появление специальных передач по радио и телевидению типа "Играй гармонь" и подобных ей.

Сегодня, когда отсутствует прямое идеологическое давление и разрушены привычные регламентирующие художественную деятельность механизмы, сложилась уникальная ситуация сосуществования всех форм народного художественного творчества - фольклора и декоративно-прикладногоискусства, городского "примитива", любительства и художественной самодеятельности.

Тесное переплетение современных форм народного художественного творчества можно проследить на конкретных явлениях и процессах. Так, если на свадьбе спонтанно исполняются народные песни с импровизацией, то это фольклор; если один из "самородков" собирает вокруг себя ансамбль, чтобы вечерами вместе играть и петь - это любительство; если ансамбль песни занимается в клубном учреждении под руководством педагога - это уже художественная самодеятельность. Когда в авторской песне звучат интонации фольклора и иных музыкальных направлений и стилей - это городской "примитив". Многочисленные изделия народных ремесел, которые мы сегодня

визобилии видим на рынках в качестве сувениров или изделий быта - это явление городского "примитива" либо декоративно-прикладногоискусства

внародных традициях.

Но не так уж важно, как называется то или иное проявление народного творчества. Существеннее суть явления, а это - живое творчество народа в сфере художественной деятельности. Именно творчество - то есть созидание, а не потребление.

Для изучения современного состояния народного художественного творчества нами в 1996 г. был проведен социологический опрос населения г. Перми и Пермской области. Использовалась квотная выборка, N = 1224. Опраши-

 

 

 

Таблица1

Мотивыобращениякхудожественномутворчествуучастниковтворческихколлективов

 

 

 

 

Мотивы

 

 

Данные в % от опрошенных

 

 

 

Потребность в отдыхе

68

Потребность в познании и самосовершенствовании

67

Потребности, связанные с положительными эмоциями (наслаждение

62

от творческой деятельности или от восприятия искусства)

 

Потребность в совместной коллективной деятельности

61

Потребность в общении

60

Потребность в самоутверждении

55

Потребность в самовыражении и самореализации

51

Потребность в смене деятельности

49

выступают: потребность в отдыхе, стремление отвлечься от личных проблем и забот и сделать жизнь разнообразнее и потребность в коллективной деятельности, связанная со стремлением приносить пользу другим. Четко выражена потребность в общении со сверстниками, друзьями, единомышленниками по творческим интересам. К самоутверждению стремятся чуть более половины респондентов, пытаясь, возможно и не всегда осознавая это, найти через художественно-творческуюдеятельность свое место среди других людей, добиться признания своих способностей и успехов и даже просто почувствовать себя артистом, выступая на сцене. Недостаточно сильно для творческого коллектива проявляется потребность в самовыражении - стремление реализовать свои творческие мысли и чувства, участвуя в исполнении художественного произведения. Последней в иерархии оказалась группа потребностей, связанных со сменой деятельности - стремление испытать себя в деле, не похожем на основную работу, или увидеть себя в новой социальнойроли.

Отдельнобылирассмотреныпотребности, побуждающиелюдейзаниматься

традиционными формами народного художественного творчества. Оказалось,

чтодоминируютжеланияполучитьрадость, удовольствиедлядуши82,3% от опрошенных; приноситьрадостьдругимлюдям57,0%; отдохнутьиполучить новые впечатления41,8%; развить свои способности, мастерство38,0%; воплотитьсвоиидеиичувства20,3%. Менеесуществененстимул, связанный

сдополнительным заработком17,7%; желание продолжить семейную традицию16,5%; получить одобрение, признание10,1%. Тот факт, что потребностивразвитииспособностей, мастерства, ввоплощениисвоихмыслей и чувств в предметной художественной деятельности не доминируют, на первый взгляд выглядит парадоксальным. Можно предположить, что эти потребности удовлетворяются в той мере, в какой это не вызывает эмоциональногонапряжения ипереутомления у человека. Сдругойстороны, этим потребностям не всегда сопутствует саморефлексия. Следует иметь в виду отличие творчества в свободное время от профессиональной деятельности. Профессиональноетворчествовсегдасвязановпервуюочередь

спредметнымрезультатом, которогонедостичьбезразвитыхспособностейи без мастерства. В художественных непрофессиональных занятиях дело обстоит иначе: такой результат не является самоцелью, предметная

Таблица 2

Результатыопросаэкспертовотносительноизменениязначимостирядасубъективныхфакторов, влияющих наактивностьроссиянвобластихудожественноготворчества(в% отчислаопрошенных)

Факторы

 

Изменения значимости

 

 

 

 

 

 

 

возрастание

тот же

уменьшение

затрудняюсь

 

 

уровень

 

оценить

 

 

 

 

 

Потребность в творческой деятельности Интерес к отдельным видам народного

художественного творчества Стремление к творчеству вследствие восприятия

искусства Готовность заниматься творчеством Творческие способности Мастерство Ценностные ориентации Народные верования

Нормы жизни, нравственные принципы Традиции и обычаи Национальные чувства и настроения

26,3

23,7

44,7

5,3

55,3

18,4

18,4

7,9

23,7

28,9

39,5

7,9

15,8

34,2

44,7

5,3

26,3

42,1

10,5

21,0

26,3

34,2

15,8

23,7

2,8

21,1

55,3

21,1

76,3

2,6

7,9

13,2

2,6

7,9

78,9

10,6

39,5

21,1

31,6

7,9

52,6

10,5

23,7

13,1

условия для свободы творческого самовыражения, но они не будут реализованы, если не подкрепятся экономически и материально-технически.

При почти полном отсутствии поддержки спонсоров, недостаточной реальной помощи со стороны местной администрации все же проводятся фольклорные праздники и фестивали, устраиваются выставки произведений народных мастеров, осуществляются театрализованные постановки, работают кружки, ведется пропаганда народного художественного творчества. Помощь административных органов более всего проявляется в организации праздников и фестивалей, но она оценивается экспертами лишь на 3 балла.

Развитие живого творчества во многом зависит от условий труда, жизни и быта. Усталость от работы и нерешенность бытовых проблем порождают желание пассивного отдыха. Конечно, и в средневековье, в период расцвета фольклорных форм творчества человек уставал от работы, но тогда отсутствовали и те "соблазны", которые обеспечила техническая эпоха. Сегодня, когда можно приобрести необходимые предметы быта, процесс потребления материальных и духовных ценностей все же вытесняет активное творчество. Особенно это касается искусства, где все большее распространение находит потребление даже не российских, а западных образцов массовой культуры. В связи с этим проблема возрождения, сохранения и развития народной культуры не может решаться спонтанно и требует особых условий.

В этом плане можно рассчитывать на жителей сельской местности, где лучше сохранился народный быт, но и село кое-гдевсе больше становится похожим на город: забываются традиционные ремесла, обряды и обычаи. Что же касается города, то в нем жизнь и быт отошли от традиционных истоков, хотя сегодня именно в городе ведутся работы по возрождению забытых на селе народных ремесел. Важной в связи с этим становится деятельность учреждений культуры и искусства, которые, к сожалению, переключились на

14

вались жители г. Перми - 35,3%; малых городов - 32,4%; сельской местности - 32,3% от объема выборочной совокупности. Анализ результатов позволил выявить некоторые тенденции, характерные для творческой художественной деятельности населения региона.

Прежде всего была установлена активизация деятельности всех субъектов народной художественной культуры: и создателей художественных ценностей, и их потребителей, и организаторов художественного творчества. Что же касается самого явления традиционного художественного творчества, то оно несет в себе черты синкретичности, обусловленной объединением разных видов творчества в празднично-обрядовыхформах и тесной связи их с бытом. Трудно представить себе традиционный свадебный обряд без народной песни, танца, игр и забав, без декоративных украшений одежды, жилища и других элементов.

Однако сегодня едва ли можно обнаружить хотя бы один календарный праздник или семейно-бытовойобряд, сохранившийся полностью. Присутствуют лишь отдельные элементы, чаще всего именно художественные, либо мы наблюдаем эти праздники и обряды в сценическом, постановочном, театрализованном воплощении и в так называемых вторичных формах, которые существуют благодаря усилиям организаторов художественной самодеятельности и артистов, которых поддерживает спонтанная активность масс.

В последнее десятилетие усилилось значение христианских религиозных праздников и обрядов (Рождество, Пасха, Троица, крещение, венчание и т.д.). Они являются результатом взаимовлияния древнеславянской праздничнообрядовой и христианской религиозной культуры. Церковь пыталась, но не могла искоренить полностью этническую культуру древних русов, которую считала языческой. Она приурочила некоторые из дней святых к календарным праздникам, стремясь привлечь народ к вере. Так, к Святкам было приурочено Рождество Христово, к Пасхе - Воскрешение Христа, к завиванию березы и Семику - Троица и т.д.

Какова значимость религиозных праздников для современного человека? По данным, полученным в ходе опроса, выяснилось, что эти праздники более всего значимы для жителей малых городов, где 58% от опрошенных участвуют в той или иной форме; менее - в сельской местности, где в них участвуют 42% респондентов; еще меньше - в Перми - только 35% респондентов. Вероятно, это связано с влиянием процессов урбанизации, с многообразием культур крупного города, а также с не столь давним периодом отлучения народа от церкви, что легче было осуществить в крупном городе.

Урбанизация и распространение массовой культуры ведут к исчезновению из жизни народных художественных традиций, что вызывает озабоченность. Сегодня россияне, увы, плохо знают свою историю, свою древнюю культуру, суть которой была в единстве Человека-Природы-Космоса.В этом отношении возрастает роль краеведческих музеев в малых городах.

Большинство опрошенных считают возможным и необходимым возрождение, сохранение и развитие традиционных основ народной художественной культуры. Так полагают 52% опрошенных мужчин и 71% (!) опрошенных женщин. Различия в ответах связаны с возрастом респондента: чем он старше,

тем в большей мере выступает за сохранение традиций. Молодые люди более склонны к высказываниям по этому поводу: "возможно, но не обязательно".

Равнодушие молодежи связано, с одной стороны, с существовавшей системой художественного развития, в которой отсутствовали элементы традиционной народной культуры, с несовершенством методики их передачи, а с другой - с тем, что молодежь обнаруживает больший интерес к модным, современным направлениям искусства, что у ней сильны групповые стереотипы.

Это не означает, что любой человек рано или поздно приходит к народной художественной культуре. Ориентация на американский образ жизни может привести к полному размыванию этнических основ национальной культуры. Правда, пример бывших колониальных стран свидетельствует об обратном. Возможно, это объясняется наличием устойчивых подсознательных архетипов этнической культуры, обеспечивающих ее живучесть, и тем обстоятельством, что в зрелом возрасте люди как бы заново обращаются к традиционным художественным ценностям. Наши опросы показали, что подавляющему числу респондентов (85%) народное художественное творчество очень нравится или нравится.

При этом, однако, потребление доминирует над созидательной деятельностью. Оказалось, что в большинстве случаев люди смотрят дни народного творчества, праздники и обряды с экранов телевизоров (86% от опрошенных). Учитывая большую роль телевидения в проведении досуга, мы вправе поставить вопрос: использует ли оно в полной мере свои возможности в пропаганде народной культуры? Думается, что нет, особенно по отношению к жителям села, которым транслируют телепрограммы лишь по первому и второму каналам, а значит, только одну воскресную передачу: "Играй, гармонь".

Приведем данные о художественных предпочтениях в отношениях к народному искусству. Наши исследования показывают, что большинство (6971% от опрошенных) предпочитают слушать современную эстрадную музыку. Однако во время застолий, в кругу семьи и с друзьями поют народные песни 58-72%,популярные лирические песни прошлых лет49-54%,частушки - 3447% (приведены крайние показатели для всех населенных пунктов). Только молодежь (люди от 18 до 25 лет) отдает явное предпочтение современным эстрадным песням, которые более динамичны и лучше соответствуют этому возрасту. Кроме того, у каждого поколения есть песни своей молодости, более созвучные с душевным настроем.

В отношении к танцам наблюдается обратное явление. Респонденты смотрят чаще бальные и современные эстрадные танцы, меньше - народные, однако танцуют прежде всего эстрадные, далее - народные и реже всего - бальные. Народные танцы преобладают лишь в возрастной группе старше 50 лет. Это во многом объясняется содержанием телепрограмм, в которых представлены прежде всего бальные и эстрадные танцы и меньше - народные. Кроме того, в исполнении танцев немаловажным является фактор доступности с точки зрения физических возможностей человека (потребность в активных движениях в молодом возрасте и тенденция к большей пассивности и к мягкой, плавной гармонии - в старшем).

studfiles.net

Журнал "Народное Творчество: Личность, Искусство, Время"

Благовещенский Дом ремёсел станет точкой роста для развития амурского въездного туризма. Туристическим фирмам предложат включить посещение выставок и мастер-классов в экскурсионный маршрут для китайских гостей. Об этом на первом дне рождения Дома ремёсел, 6 сентября, заявила начальник управления культуры администрации Благовещенска Виктория Хопатько.

Благовещенский Дом ремёсел – уникальное явление для всего Дальнего Востока. Такого выставочно-образовательного центра нет ни в одном городе, – говорят создатели этого дома. Сегодня он объединяет более 300 мастеров не только из Благовещенска, но и других городов и районов Амурской области. Сегодня в Доме ремёсел действуют три творческих мастерских, но авторам хотелось бы больше. Они выезжают на Запад, привозят новые техники и совершенствуют своё мастерство. При этом готовы обучать этому других.

– Места маловато, конечно. Хотелось бы больше. Но хотя бы это у нас есть, и результаты впечатляющие. За год наши рукодельницы провели 180 обучающих занятий, 28 выставок и 15 обзорных экскурсий. Наши мероприятия посетили 4,5 тысячи человек, – рассказала Оксана Лазарева, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Городского дома культуры.

Свой первый день рождения Дом ремёсел открыл праздничным концертом, ярмаркой работ благовещенских умелиц и двумя выставками.

Дело мастера боится

Работы некоторых мастеров можно было увидеть в сквере Мира 6 сентября, на дне рождения Дома ремёсел. И у каждого столика можно было остаться надолго.

Открывала Аллею мастеров «гончарная мастерская» со всеми её атрибутами – гончарным кругом, колоритным «гончаром» в фартуке, которая на глазах у всех превращала вертящийся сосуд то в низкий пузатый горшочек, то в высокую узкую вазу. Все желающие тоже могли приложить руку к творению. Следы глины тут же снимали салфеткой.

– Правда, завораживает? На это можно смотреть часами. Глина – это что-то особенное, она как будто слушает человеческие руки, как будто впитывает их тепло, – смотря с любовью на податливую массу, пояснила для любопытных Елена Шипунова. – А гончарный круг, скажу по секрету, сделан из бывшей стиральной машины. Это постарались наши мужчины-умельцы.

За соседним столиком малышня вовсю расписывает матрёшек. Наталья Бабич раздаёт всем желающим деревянные основы и объясняет, как правильно наносить краску и что означают те или иные символы.

– А ничего сложного, – отмечает мастер росписи деревянных игрушек. – Если человек умеет писать, то сможет и расписать матрёшку. Ведь не великие художники занимались этим делом. В деревнях матрёшек расписывали дети. Люди, такие как мы. Ведь не боги горшки обжигают!

Те, кто познакомился с правилами «матрёшкоросписи», могли научиться основам бисероплетения. В честь дня рождения Дома ремёсел мастер Инна Приходько-Перцова предложила сплести общее дерево. Если разобраться, бисероплетение – довольно простая технология: знай, нанизывай бисеринки на проволочку. Но сколько терпения для этого нужно! На изготовление одного листочка у пожелавших принять участие в мастер-классе уходило до 5 минут. Усидеть за этим кропотливым занятием было дано далеко не всем. Но деревце понемногу росло. Всех новоявленных авторов тут же записывали на листочек.

Одна из самых интересных экспозиций оказалась у Марии Пинчук – мастера по изготовлению украшений из меди. На столике будто были выставлены экспонаты с археологических раскопок – браслеты, серьги и кулоны из красного металла. Всё очень красивое и полезное, заверила мастер.

– Медь – очень химически активный металл, об этом говорят чёрные полосы от ношения его на коже, – рассказала Мария Пинчук.

К необычному виду творчества благовещенку подтолкнул… муж-электрик. Иногда он делал супруге витые медные закладки для книг. Металл показался Марии приятным на ощупь. Руки будто сами просили больше работать с ним. Поначалу делала простые поделки – заколки и закладки для книг. К ювелирной технике Марию привела подруга, которая попросила её изготовить основу для свадебного гребня. Так для мастера открылась новая страница в её творчестве. Появились серьги, кольца, браслеты, кулоны со вставками из полудрагоценных камней. Средняя стоимость этих занимательных вещиц – 200-400 рублей. Автор рассказала, что медные украшения в основном покупает молодёжь за их натуральность и некую брутальность. Сюжеты Мария берёт из жизни и в Интернете. Мастер работает в технике холодной ковки – всё примотанное и пристуканное.

– Да женское это занятие! Женское! Физических затрат тут больших нет. Молоточком тюк-тюк и всё. Пайкой пока не пользуюсь, но планирую, – пояснила Мария Пинчук.

Есть среди мастеров и те, кто использует в народном творчестве самые современные технологии. Автор Марина Гельдер с помощью компьютерной программы может сделать самую сложную вышивку, за это на выставке «АмурЭкспоФорум» в 2009, 2011 и 2012 годах, а также на выставке в Хабаровске мастер получила медали и дипломы. Особая гордость Марины Гельдер – украшения, выполненные с помощью сутажа – им обшиваются полудрагоценные камни, которые охотно раскупают знающие в этом толк модницы.

Благовещенка Юлия Теличенко представила удивительной красоты вещицы, выполненные в технике скрапбукинга. Это были картины, шкатулочки и открытки с видами Благовещенска, подарочные коробочки и многое-многое другое. Казалось, что именно этой или той штуковины в моём доме очень не хватает. Да всех этих вещиц не хватает!

Марина Гельдер рассказала, что, как и многие мастера, пришла к скрапбукингу, когда была в декрете с первым ребёнком. Вот и второй малыш появился, а мастер не может оставить любимое дело. Несмотря на небольшой благовещенский рынок сбыта, автор находит своих покупателей.

– В основном я продаю работы через Интернет, размещаю фотографии на страничках в социальных сетях. На Амур.инфо размещаюсь в ветке «Рукодельницы». Там выставишь свою работу – и раз, к тебе обращаются. Начало работать и «сарафанное радио», – рассказала Юлия Теличенко. – Также провожу мастер-классы в Доме ремёсел – так тоже расходятся мои работы.

Мастер поделилась, что, если плотно заняться декоративно-прикладным творчеством, и в Благовещенске можно неплохо развиться. Можно и магазинчики специализированные открыть.

Можно ли «матрёшками» завлечь китайского туриста?

Дом ремёсел – настоящий оазис национальной культуры для китайского туриста. Заречные гости здесь бывают частенько – на мастер-классах по гончарному искусству, росписи матрёшек или на русской чайной церемонии. А случай с изготовлением брошей из георгиевских лент к 9 Мая впечатлил даже сотрудников культурного учреждения.

– Китайские студенты все, как один, сначала кропотливо делали этот «георгиевский колосок», а потом с такой солидарностью они надели его на куртки, что мы все просто были поражены, – воскликнула Оксана Лазарева, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Городского дома культуры. – Им интересно всё: наша национальная кухня, традиции и обычаи, им интересно что-то делать руками. И тот объём вопросов, которые задают китайские туристы, даёт нам право утверждать, что наша культура им очень интересна!

Этот интерес привёл к тому, что Дом ремёсел в ближайшее время планируют сделать одной из главных точек роста в развитии въездного туризма в Благовещенске.

– Сейчас идут переговоры с турфирмами о том, чтобы включить в состав ознакомительной экскурсии посещение Дома ремёсел. Туристы смогут принять участие как в индивидуальном мастер-классе, так и в групповом, – отметила Виктория Хопатько, начальник управления культуры администрации Благовещенска.

– Вот только матрёшек они мало покупают. Да ещё так тщательно расспрашивают о правилах росписи, что поневоле думаешь, что они собираются их делать у себя, в Хэйхэ. Да и есть уже такие случаи. Но что здесь можно поделать? – вздохнула одна из мастериц.

Доспехи и берестяные кружева

Ко дню рождения Дома ремёсел были организованы сразу две персональные выставки под названием «Образы прошлого и настоящего». Народный мастер Татьяна Ананьева показала свои работы из бересты, а соискатель этого звания известный благовещенский ролевик Сергей Малков представил выкованные им доспехи и занятные изделия из кожи.

Для Сергея Малкова это первая выставка. Автор занялся ролевым движением в 1997 году, когда работал в Тындинском театре драмы.

– Я познакомился с ребятами, которые выезжали в лес и сражались на палках. Но даже фехтование на палках, если пропускаешь удар, оно достаточно болезненное. Поэтому пришла идея изготовить доспехи, – рассказал автор.

Не так было просто с Интернетом, материалов по изготовлению рыцарских доспехов в библиотеках также почти не было. Поначалу конструкцию Сергей многое додумывал сам. Когда переехал в Благовещенск, единомышленников стало больше, к этому времени появился и Интернет. Серьёзно ратным делом он начал заниматься с 2003 года. За всё время Сергей Малков сплёл 20 кольчуг, несколько шлемов, кирас, металлических рукавиц, поножей и наручей. Сам выковал несколько мечей. Посетителям выставки только и оставалось, что удивляться, насколько легко и ловко Сергей может управляться со всем этим «боевым костюмом».

– Доспех весит от 20 до 40 килограммов. Вес меча – 1,2–1,4 килограмма, – рассмеялся Сергей Малков. – На самом деле, когда кольчугу надеваешь, этот вес распределяется по телу. От того, насколько тело было защищено доспехом, зависела жизнь наших предков. И всё в нём было продумано. И если вам говорят, что рыцарь падал и не мог подняться, не верьте. Значит, он был серьёзно ранен.

– Когда я впервые надела шлем, я не поняла – как они в них ходили, как они в них воевали? Кольчугу тянули мы вдвоём. Кираса тоже неподъёмная. Я не могу представить, как они не только держали эти мечи, но и ещё ловко управлялись ими. Да, наши мужчины очень сильные. А если представить, что в этом иногда ещё и женщины ходили! Нет слов, – рассказала искусствовед Светлана Московченко, – Очень хорошо, что сегодня есть те люди, которые возрождают эти традиции, эту историю.

Сергей Малков отметил, что с недавнего времени, помимо техники, у него возникло желание вкладывать ещё и душу. То бишь, наверняка появятся работы, украшенные орнаментами или другими исторически оправданными элементами.

Светлана Московченко отметила, что работы и второго мастера – Татьяны Ананьевой – тоже являются связующей нитью с историей народа, с природой.

– Когда я смотрю, как она вырезает узоры на бересте, я просто застываю, – поделилась искусствовед. – Это ощущение тишины. Какая береста становится кружевная! Я понимаю, насколько наши предки были органичны с природой. Я хочу, чтобы и взрослые, и молодёжь понимали, откуда они.

В Доме ремёсел представлены самые разные работы Татьяны Ананьевой – плетёные корзинки, подвески в автомобиль, обереги, расписные сувенирные тарелочки, кулоны, заколки для волос из бересты и многое другое.

С берестой Татьяна Ананьева работает больше 15 лет. В 1999 году она окончила Хабаровский колледж искусств, отделение «Художественная обработка дерева». В 2005 году окончила художественно-графический факультет Хабаровского педагогическиого университета. С 2005 года Татьяна Ананьева является преподавателем художественной обработки дерева на специальности «ДПИ и народные промыслы» Амурского педагогического колледжа. Является членом молодёжного отделения при Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Амурской области с 2011 года.

За высокую художественную ценность своих работ Татьяна Ананьева была награждена медалью «Мастер декоративно-прикладного искусства 2011 г.», также она является дипломантом международных, всероссийских конкурсов декоративно-прикладного искусства: «Санкт-Петербургская неделя искусств», «Мастерская» (г. Благовещенск) и «Русь мастеровая» (г. Москва).

Автор создает декоративные панно в технике берестяной мозаики, настенные тарелки и точёные шкатулки, декорированные прорезной берестой, сувенирные берестяные куклы, туеса, плетёные солонки. Работает над созданием резных скульптур малых форм. Работы Татьяны Ананьевой хранятся в частных коллекциях Благовещенска, Хабаровска, Москвы, Белгорода, Волгограда, а также в Италии, Англии, Японии, Китае. Центральная часть триптиха «Мировое дерево» хранится в собрании Всероссийского дома народного творчества Москвы.

Все выставки, презентованные на первом дне рождения Дома ремёсел, будут открыты до 19 сентября.

Наталья Шлямова

http://www.amur.info/culture/2015/09/9/5811

ntnews.nethouse.ru

Художественное творчество — фактор воспитания личности

Библиографическое описание:

Капбарова Г. Ш. Художественное творчество — фактор воспитания личности // Молодой ученый. — 2017. — №22. — С. 164-165. — URL https://moluch.ru/archive/156/39794/ (дата обращения: 26.07.2018).



Воспитательные возможности различных компонентов народной культуры чрезвычайно широки. Все компоненты народной культуры- основные средства воспитания народной педагогики. В них содержание воспитания и обучения, а также основные нравственные правила, нормы, идеалы, понимание добра и зла. В них — мировоззрение и мировосприятие человека через мифологию, религию, предания, поверия, в них- история народа (в эпосах, летописях).

Возрождение традиций народной художественной культуры сегодня — это путь духовно-нравственного исцеления и обновления нашего общества.

Развитие творческих способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие личности. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. М. С. Каган, говоря о происхождении художественного творчества, правильно отмечает, что «первоначальная форма бытия искусства есть именно форма перехода от неискусства к искусству, обладающая двойной качественной определенностью и двойной функциональностью. Иначе говоря, — пишет он, — искусство рождается как художественное осмысление, преобразование, «оформление» разнообразных способов практической деятельности первобытного человека- именно тех, социальная ценность которых была особенно значительной и требовала специального утверждения, закрепления и выявления. [1,30]

Чтобы успешно осуществлять процесс воспитания в современных условиях, надо изучать традиции народной педагогики, которая немного старше педагогической науки и нашла отражение в произведениях фольклора.

Фольклор, являясь результатом эстетического освоения действительности, заключал в себе многообразие знания окружающей жизни, которые и передавались молодому поколению посредством воспитания. «Истинная народность произведения фольклора любого жанра в конечном счете определяется их педагогической целеустремленностью. Субъективно произведения народного творчества служили средствами развлечения и отдыха, памятниками горя и печали, объективно же они были средством воспитания», — отмечает исследователь проблем этнопедагогики Г. Н. Волков. [2,113]

Закрепленное в фольклоре общественное мнение способствовало формированию положительных нравственных качеств у молодого поколения. Для разного возраста предназначались различные жанры фольклора. Для детей это были сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, считалки и др. А для молодежи — героический эпос и исторические песни, герои которых служили примером для воспитания мужества, смелости, преданности народу и родине. Очень распространена в фольклоре идея единства, дружбы, коллективизма. Примером могут служить такие пословицы, как «человек человеку — друг», «в единстве — сила».

Фольклор может с успехом использоваться в эстетическом воспитании молодежи, поскольку педагогические идеи, заключенные в нем, апеллируют к эмоциональной стороне личности, что является наиболее предпочтительным в работе с этой аудиторией. Произведения фольклора могут служить своеобразным «мостиком» в процессе приобщения молодежи к профессиональному классическому и современному искусству, так как устное народное творчество является основой «ученой» художественной культуры каждой нации, язык которой более сложен и требует от человека определенной подготовки.

Много внимания в народной педагогике уделялось физическому воспитанию подрастающего поколения. Этим целям служили игры, национальные виды спорта.

Традиционная празднично- обрядовая культура- неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. Таким образом танец позволяет человеку на внешнем невербальном уровне чрез движения выразить все то, что он чувствует и ощущает внутри себя. Через танец возможно выражение морально — этических понятий — добро и зло, справедливость и неравенство, низость и благородство.

Музыка важна для музыкально-творческого развития личности. Музыка, как и танец, представляет невербальную форму выражения. Музыка-есть искусство интонируемого смысла. Обучаясь в музыкальной школе, ребенок развивает чувства ритма, вокальные данные, но и главное — познает историю музыкальной культуры, что так важно для развития гармоничной личности.

Устойчивой формой художественного творчества является народная песня, ведь песенное творчество отражает черты национального характера народа, отношение людей к окружающей действительности. Однако исконно народную музыку в науке принято называть музыкальным фольклором.

Развитие фольклорных форм творчества предполагает наличие определенного отношения к народной мудрости, принятие ее знаний, ценностей, норм, образцов, а также включение в деятельность по их освоению на уровне хранения, распространения, потребления и творчества. Таким образом, все выделенные виды интересов тесно взаимосвязаны и обуславливают включение личности в творчество фольклорных и других формах художественной деятельности.

Литература:
  1. Каган М.С Морфология искусства-Л1972-С.180.
  2. Волков Г.Н Идея совепшенного человека в народном воспитании//Сов.педагогика -1971-№ 1с-113.

Основные термины (генерируются автоматически): народной культуры, народной педагогики, воспитания народной педагогики, народной художественной культуры, компоненты народной культуры, компонентов народной культуры, художественного творчества, элемент народной культуры, традиции народной педагогики, народной педагогике, происхождении художественного творчества, «ученой» художественной культуры, фольклорных форм творчества, формой художественного творчества, произведения народного творчества, народной мудрости, основе человеческой культуры, народность произведения фольклора, различные жанры фольклора, общее развитие личности.

moluch.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта