В тесноте да не в убытке: нюансы организации маленькой аптеки. Журнал по минимальному ассортименту аптеки новый
По минимуму - Журнал «Катрен Стиль»
Руководитель проекта «Катрен — Правовая защита» Светлана Голубенко дает рекомендации, как устранить негативные последствия проверки минимального ассортимента
«Два года назад нас проверяли, потом затихло... и вот опять!» — так обычно начинается рассказ руководителя или заведующего аптекой о прошедшей проверке соблюдения минимального ассортимента. На самом деле, в масштабах страны минимальный ассортимент аптек контролируется практически постоянно. Консультируя клиентов из разных регионов в рамках проекта «Катрен — Правовая защита», я убедилась в этом на собственном опыте и хочу дать вам проверенные практические советы, как избежать негативных последствий проверки.
Обязанность аптек обеспечить минимальный ассортимент ЛС сегодня закреплена основным для любого аптечного учреждения нормативным актом — Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств». Однако о том, что делать, если лекарственный препарат отсутствует у поставщиков, не пользуется спросом или просто закончился и включен в новую заявку, но еще не доставлен, в законе ничего не сказано. Проверяющие же, хладнокровно зафиксировав отсутствие препаратов и их лекарственных форм по перечню, возбуждают дело об административном правонарушении и передают его в суд. В силу закона, отсутствие даже одного препарата из минимального ассортимента является грубым нарушением лицензионных требований и условий. Какие доводы в свою пользу представить суду?
Аргументы, которые вряд ли помогут
Процессуальные нарушения, на которые часто ссылаются заведующие аптеками, редко могут служить основанием для отмены результатов проверки. Проверки минимального ассортимента проводит, как правило, прокуратура, а на нее общие правила о предъявлении приказа о проведении проверки, отражении результатов проверки в акте и иные подобные требования не распространяются. В соответствии с законом «О прокуратуре», прокурорские работники могут проводить проверку, лишь предъявив служебное удостоверение. Но даже если проверку проводил Росздравнадзор, процессуальные нарушения серьезно повлияют на результат суда только в том случае, если они действительно грубые: скажем, дело возбуждено без участия законного представителя аптеки и без его извещения о времени и месте составления протокола. Во всех остальных случаях такого рода аргументы лучше оставить «на сладкое» и считать дополнительными, а не основными.
Также не поможет аптеке и ссылка на то, что рецептурными препаратами она может обеспечить потребителя в течение 5 дней с момента обращения. Это правило закреплено в п. 2.12 Правил отпуска лекарственных средств, однако в п. 1.5 сказано и другое: лекарственные средства минимального ассортимента должны быть в наличии всегда. Сложилась устойчивая судебная практика, трактующая эту двойственность не в пользу аптек.
Без вины виноватый
Наиболее простая ситуация — если в вину аптеке вменяется отсутствие лекарственного средства минимального ассортимента, которое не зарегистрировано в соответствующей лекарственной форме. Это значит, что вина аптеки отсутствует, потому что такой препарат не может производиться и обращаться в России. В «старом» минимальном ассортименте, утвержденном приказом Минздравсоцразвития от 29 апреля 2005 г. № 312, подобных препаратов было много, но и в новом, утвержденном приказом 15 сентября 2010 г. № 805н, есть, например, незарегистрированные в России «Изосорбида динитрат» в капсулах или мазь для наружного применения «Дексаметазон».
Возможна также ситуация, когда препарат минимального ассортимента относится к ЖНВЛП, а предельная отпускная цена производителя на него не зарегистрирована — это тоже исключает возможность как оптовой, так и розничной продажи, соответственно, вина аптеки отсутствует.
Важно учесть, что даже такие серьезные основания суд не установит по своей инициативе, поскольку не обладает специальными знаниями в фармацевтической сфере. Все доводы должны быть приведены в письменном отзыве логично, подробно и с нормативным обоснованием позиции — и именно в этом квалифицированному провизору понадобится помощь юриста.
Помощь поставщиков
Серьезным подспорьем для аптеки могут стать письма поставщиков о том, что соответствующих препаратов в их ассортименте нет. Поскольку для оптового звена соблюдение минимального ассортимента не является обязательным, поставщикам такие письма ничем не грозят. Если аптека делала заявки официально, их также стоит показать суду. Нельзя сказать, что такого рода аргументы полностью снимают вину аптеки. Тем не менее, такие письма являются объективным доказательством предпринятых аптекой попыток и могут поспособствовать тому, что суд согласится не налагать на аптеку штраф и ограничится устным замечанием. По одному из дел, сопровождавшихся в рамках проекта «Катрен — Правовая защита», аптека в судебном порядке доказала, что препаратов не было в ассортименте целого ряда крупных поставщиков. Суд постановил, что прокуратурой не доказана реальная возможность приобрести лекарства, а значит не доказана и вина аптеки. Решение было обжаловано прокуратурой в апелляционной, а затем и кассационной инстанциях, которые оставили его без изменений.
Дополнительные аргументы
Правило о пяти днях также можно обернуть в свою пользу. Если отсутствовавшие в ассортименте аптеки препараты — рецептурные, а необслуженных рецептов на них нет или, по крайней мере, обратное проверяющими не доказано — значит, ни один потребитель на самом деле не пострадал и можно просить суд о снисхождении. Такого же рода аргументом является наличие в аптеке синонимов в лекарственных формах схожего действия. Все эти обстоятельства подтверждают, что реальная угроза неполучения потребителем необходимых ему медикаментов отсутствовала. Кроме того, если отсутствовавшие препараты были закуплены, то есть нарушение было исправлено добровольно и до суда, а аптека привлекается к ответственности впервые, это также может повлиять на судебное решение.
В «экзотических» случаях тоже можно достойно выйти из положения. Например, провизор аптеки при проведении проверки так растерялась, что не соотнесла международные непатентованные названия с торговыми и более двадцати препаратов назвала как отсутствовавшие, хотя в действительности в аптеке они были. Обращаясь за правовой помощью к юристам компании «Катрен», директор не надеялась на успех. Сотрудники проекта помогли ей подробно описать все обстоятельства, и, представив приходные накладные, директор спасла свое предприятие от штрафа.
В сухом остатке
Резюмируя сказанное, отмечу: при проверках минимального ассортимента не всегда можно найти такие доводы, которые полностью исключат вину аптеки. Но вовремя представленные, грамотно сформулированные и юридически обоснованные аргументы помогут как минимум заплатить штраф в минимально возможном размере, а как максимум — доказать суду отсутствие значительных последствий нарушения и ограничиться устным замечанием. Обращаясь за правовой помощью и представляя суду отзыв, вы позитивно влияете не только на решение своего спора, но и на формирование общей практики внимания суда к правам и интересам аптечных учреждений.
Вашу аптеку хотят лишить лицензии или привлечь к административной ответственности, но вы считаете, что это несправедливо? У вас есть вопросы правового характера по организации фармдеятельности? Присылайте ваши вопросы на [email protected]. Самые интересные вопросы и ответы на них будут опубликованы на страницах КС!
Для получения юридической консультации в рамках проекта «Катрен — Правовая защита» обращайтесь к вашему менеджеру.
www.katrenstyle.ru
АНАЛИЗ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МИНИМАЛЬНОГО АССОРТИМЕНТА АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПОЗИЦИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА РОССИЙСКОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ
от 30 декабря 2016 года ш 627-па
![]()
Приложение 3 к Территориальной программе
Приложение 3 к Территориальной программе Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания,
КонсультантПлюс
Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 N 404 "Об утверждении Правил ведения Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИКАЗ
![]()
Приложение 6 к Территориальной программе...
Приложение 6 к Территориальной программе... ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ, МЕДИЦИНСКИМИ ИЗДЕЛИЯМИ, ВКЛЮЧЕННЫМИ В УТВЕРЖДАЕМЫЙ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 24 января 2017 г. 62 МОСКВА О проведении эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 28 августа 2014 г. 871 МОСКВА Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального
Документ предоставлен КонсультантПлюс.
Распоряжение Министерства здравоохранения Хабаровского края от "Об утверждении единого информационного стандарта по вопросам льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Хабаровском
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ От 01.07.2015 г. 913 г. Симферополь О создании официальных сайтов медицинских организаций, обеспечении открытости и доступности информации в сфере здравоохранения Республики
Рекомендации Основные понятия
Рекомендации по предоставлению информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья
БУ «НЯГАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА»
БУ «НЯГАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА» Создание аптечного пункта в структуре медицинской организации как один из этапов проекта «Бережливая поликлиника» в реализации льготного лекарственного обеспечения
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 к государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие здравоохранения Хабаровского края" п/п РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ и прогнозная (справочная) оценка расходов краевого а, в том числе
3. Порядок работы врачебной комиссии
ПОЛОЖЕНИЕ О ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИИ 1. Общие положения 1. Врачебная комиссия (далее - врачебная комиссия) создается в АНО ОДООЦ «Ребячья республика» (далее Организация) с целью совершенствования организации
ПРИКАЗ от 14 декабря 2005 г. N 785
Зарегистрировано в Минюсте России 16 января 2006 г. N 7353 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ О ПОРЯДКЕ ОТПУСКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ Список изменяющих документов
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 26 декабря 2015 г. 2724-р МОСКВА 1. Утвердить: перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 22.07.2015 435 АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е О внесении изменений в областную государственную программу «Развитие здравоохранения в Смоленской области» на 2014-2020 годы
docplayer.ru
В тесноте да не в убытке: нюансы организации маленькой аптеки
Владимир Давыденко о том, реально ли открыть полноценную аптеку на сравнительно небольшой площади, какие нормы при этом нужно соблюсти и чем придется пожертвовать
Законодательно минимальная площадь аптечных организаций в нашей стране не регламентируется уже около 13 лет: соответствующий пункт был исключен из «Правил отпуска лекарственных средств» (приказ Минздрава РФ № 80) в 2004 году. Годом ранее этот норматив заменил действовавшие с 1994 года стандарты, где минимальная площадь была также прописана.
Наши эксперты
Николай Беспалов
директор по развитию RNC Pharma
Елена Неволина
исполнительный директор «Аптечной гильдии»
Алексей Славич-Приступа
независимый консультант по аптечному маркетингу
Павел Хомяков
директор ОАО «Аптека № 142» (Белорецк)
Дмитрий Яговдик
руководитель аптечной сети ООО «Линия жизни» (Калининград)
В обоих документах был обозначен минимум в 90 кв. метров, однако в стандартах 1994 года он относился ко всем аптекам, а в 2003 году — только к аптекам готовых лекарственных форм. Метраж аптек, осуществляющих изготовление лекарственных препаратов, согласно «Правилам отпуска лекарственных средств» редакции 2003 года, составлял 117, а с правом готовить асептику — все 138 кв. м. Но главное — в два раза (с 20 до 42 квадратных метров) увеличился минимальный метраж торгового зала.
Нормы минимальной площади аптеки готовых форм в 1994 и 2003 году:
1994
| Общая площадь | Торговый зал | Помещения хранения | Помещения для приготовления ЛС | Помещения персонала | Помещение для получения дистил. воды | Моечная комната | Автоклавная |
| 90 | 20 | 36 | 15 | 8 | 5 | 5 | 10 |
2003
| Общая площадь | Торговый зал | Помещения хранения | Помещения приемки | Помещения персонала | Шкаф для хозинвентаря | Кабинет руководителя | Гардеробная | Санузел |
| 90 | 42 | 20 | 4 | 8 | 2 | 8 | 4 | 2 |
За недолгое время своего существования обновленные нормы, по воспоминаниям современников, едва не убили добрую половину фармацевтического рынка. Не вписываясь в установленные рамки метража, предприниматели даже выкупали и переводили в нежилой фонд смежные со своими точками квартиры. К счастью для отрасли, чиновники вовремя одумались. С тех пор к вопросу о необходимой и достаточной площади аптек регулятор не возвращался.
«Маленькая» — это какая?
«Проблему минимального метража при разработке НАП мы обсуждали с Росздравнадзором, — рассказывает исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина, — и пришли к выводу, что даже по санитарным нормам минимальная площадь сегодня не может быть менее 12 метров для аптечного киоска или пункта. Не менее 8 метров по СанПиН предусматривается для организации рабочего места одного сотрудника. С учетом необходимости разместить оборудование и выходит эта норма».
Эти слова относятся к аптечным киоскам и пунктам. Чисто теоретически современное законодательство не мешает предпринимателю открыть на сопоставимой площади и полноценные аптеки. Однако на практике это, конечно, невозможно. Очевидно, что открывать аптеку на 12–20 квадратных метрах, на которых можно разместить аптечный киоск, для аптеки просто нет смысла — во‑первых, из‑за ассортимента, который, в сравнении с киоском и пунктом, здесь шире и требует более сложной системы хранения.
Во-вторых, ограничения накладывают утвержденные нормы функционального зонирования помещений. Наиболее актуальная их версия содержится в недавно принятых НАП и НПХП.
«Согласно этим стандартам, независимо от вида каждая аптечная организация должна иметь три обязательные зоны: для приемки и карантинного хранения товара, раздельного хранения одежды работников, а также торговли (с обеспечением мест хранения, куда не имеют доступа покупатели), — комментирует исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина. — Все остальные зоны аптеки организуют лишь при необходимости».
То есть руководитель предприятия может создать дополнительные спецучастки, а вот отказаться от перечисленных не в праве. Разместить всё это в небольшом помещении — задача непростая, особенно если мы хотим создать удобные условия работы, когда покупатели и сотрудники не теснятся друг у друга на головах.
Некоторые лазейки для «уплотнения» дают сами нормы НАП, на которых теперь будет основана процедура лицензирования. Так, при наличии в здании смежных организаций, они позволяют использовать общий санузел. Один-два «квадрата» — это, конечно, не так много, но на освободившейся площади вполне можно организовать несколько полок, поставить высокий стеллаж или шкафчики для одежды. Обойтись можно и без кабинета заведующей аптекой.
Ассортимент и логистика: отсекаем лишнее
«В условиях ограниченной площади очень важно чётко понимать, какой ассортимент будет реализовывать аптека, сможет ли она на чём‑то специализироваться или имеет смысл сосредоточиться только на наиболее востребованных продуктах», — говорит директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.
Следуя этой логике, некоторые владельцы аптечного бизнеса поступают радикально. «В своей сети мы решили отказаться от реализации дорогих ЛС, стоимость которых превышает 1500 рублей, — рассказал директор ОАО «Аптека № 142» из башкирского города Белорецка Павел Хомяков, — анализ динамики продаж показал, что лекарства этой ценовой категории мало востребованы покупателями. Но при этом мы сохранили для клиентов возможность заказать у нас любой препарат, и мы в кратчайшие сроки доставим его в нужную торговую точку».
В качестве факторов, влияющих на ассортиментную политику маленьких аптек, Николай Беспалов называет локализацию аптеки, наличие в непосредственной близости ЛПУ, а также поликлиник конкурентов.
Еще один способ сэкономить площадь — оптимизация логистики и сотрудничество с такими интернет-сервисами, как Apteka.ru, — они, помимо прочего, помогут привлечь дополнительных клиентов.
Не имеем — не храним
С отказом от тех или иных ассортиментных позиций тесно связана еще одна потенциальная возможность сократить используемые площади: не имея в продаже определенной категории ЛС, мы можем не оборудовать для них специального места хранения.
Соответственно, если вы не торгуете наркосодержащими препаратами, не нужно выделять зону для них. А вот от препаратов, требующих холодного и прохладного режима, отказаться не удастся, так как они входят в минимальный ассортимент. В больших аптеках для этих двух типов часто используют разные холодильники. Однако современные фармацевтические холодильники поддерживают температуру от 1 до 20 градусов и способны обеспечивать разные режимы в камерах. Поэтому, вложив чуть больше средств, можно обойтись одним холодильником и сэкономить пространство.
Коррективы в планировку «мини-аптеки» внесут требования НАП о карантинных зонах хранения (об их организации мы написали подробный материал).
Все административно-бытовые помещения, согласно НПХП, должны быть отделены от зон хранения лекарственных препаратов. Зато для организации последних далеко не всегда требуются отдельные помещения для разных групп товаров. Во многих случаях нормотворцам и проверяющим не важно, где именно находятся те или иные зоны, — главное их фактическое наличие. Ничего в стандартах не говорится и о том, что это должны быть отдельные комнаты, поэтому на практике можно вполне обойтись полкой или шкафчиком с соответствующей маркировкой:
«В нашей организации все зоны обозначены графически, так как иначе они не слишком заметны и понять, что это карантин, можно, лишь прочитав об этом, — рассказал Дмитрий Яговдик, руководитель аптечной сети ООО «Линия жизни» (Калининград). — Зона приемки у нас тоже организована внутри помещения, грубо говоря, на входе. И она тоже промаркирована».
Строгие правила в НПХП предусмотрены лишь для лекарств, оборот которых находится под особым контролем. Ничего нового для опытных аптечных работников здесь нет: наркосодержащие, психотропные ЛС, препараты с содержанием сильнодействующих и ядовитых веществ должны храниться в технически укрепленных помещениях. А если лицензии на реализацию такого товара у точки нет, можно поступить прямо противоположным образом — и вообще отказаться от хранения ЛС в выделенном помещении. При условии, что торговый зал достаточно велик, товар можно хранить на витринах и стеллажах, слегка увеличив полки ради большей вместимости. Недоступную для покупателей зону в таком случае организовывают позади прилавка, за спиной фармацевта. Очевидно, что такой подход не позволит аптеке иметь большие запасы, но в случае регулярных отлаженных поставок он имеет право на существование.
Витрины прежде всего
Для маленькой торговой неправильная организация торговой зоны может быть весьма болезненной. Если торговое пространство «перегружено» и у людей возникают хотя бы малейшие трудности доступа к товарам (плохой обзор, толчея, загруженность персонала), оборот торговой точки может упасть вдвое, считает специалист по фармацевтическому маркетингу Алексей Славич-Приступа. И наоборот: свободный доступ к полкам повышает продажи на 30–70 %. Это показывает, насколько важно обеспечить покупателю свободу передвижения, исключить давку у прилавков и образование очередей. Поэтому под торговый зал следует выделять максимально возможную площадь.
Но, как говорит Алексей Славич-Приступа, целесообразный формат аптеки сильно зависит и от торгового потенциала конкретной точки:
«Грубо говоря, вместе с очень хорошей проходимостью можно рискнуть организовать открытый доступ даже на 25–30 квадратных метрах зала, а в аптеке спального района это, как правило, неэффективно при любой доступной площади. Кроме того, важные факторы — информированность потребителей об ассортименте, широта их потребностей и уровень жизни в конкретном населенном пункте. Но могу сказать совершенно точно: если зал совсем маленький, меньше 20 «квадратов», почти наверняка самообслуживание себя не оправдает».
Для определения эффективности использования «продающего» аптечного пространства эксперты советуют пользоваться коэффициентом установочной площади — это отношение площади, занятой под оборудование, к общей площади торгового зала. Оптимальным считается значение в диапазоне от 0,25 до 0,35. Если получается больше, значит, зал перегружен и покупателям в нем приходится несладко.
Краткая инструкция по открытию небольшой аптеки от Дмитрия Яговдика
- Первое и главное — соблюсти три правила торговли: место, место и еще раз место. Если у вас нет потока покупателей (трафика), у вас нет выручки. Поэтому к размещению аптеки нужно относиться очень внимательно.
- Затраты на старте. Их обязательно нужно посчитать еще до запуска бизнеса. Обычно самые затратные статьи после зарплаты — это аренда и налоги. Всё это, разумеется, нужно просчитать еще до открытия. Как показывает практика, самый большой в начале — налог на фонд заработной платы. Но у маленьких аптек обычно не очень большой штат. Налог на вмененный доход напрямую зависит от площади зала, так что и здесь у небольших точек есть некоторое преимущество. И еще нюанс: если в деле вы новичок, договоры с вами основная масса дистрибьюторов заключит вначале только по предоплате, и это обязательно нужно учитывать.
- Средний чек — еще один обязательный предмет анализа. Для небольших региональных аптек он составляет примерно 250–300 рублей. В каждом регионе доход организации зависит от установленного уровня наценок на ЖНВЛП, но с учетом специфики и очень плотного рынка, обычно это не более 30 %, то есть 57 рублей 70 копеек. А дальше математика, второй класс: один покупатель приносит 57,70. Сколько у меня должно быть клиентов, чтобы я покрыл свои затраты?
- Следующее, о чем обязательно нужно подумать, — это товарный запас. Для начала он должен составлять где‑то 200 % выручки. То есть, если вы хотите продавать на 1 млн рублей в месяц, вам придется иметь запас (вложенные средства) в 2 млн рублей. Со временем товарный запас вы научитесь уменьшать.
- У вас есть помещение, бизнес-план и настрой. Отлично! Как мы уже поняли, площадь при этом особого значения не имеет. Единственное ограничение — здравый смысл. Вы должны разместить минимальный ассортимент, два холодильника (2–8 °С и 12–15 °С), закрывающиеся шкафчики, компьютер, кассу, уборочный инвентарь, одежду работника, термометры, гигрометры. Вся мебель обычно изготавливается по месту, так что затраты варьируются в зависимости от ситуации. Оборудование же вы покупаете либо берете в аренду. Обычно это где‑то 300–500 тысяч рублей (кондиционер, если это отдельное помещение, просто необходим). И обязательно сохраните документы на всю технику, особенно на холодильники!
- Когда есть помещение, оборудование и люди, идем в Роспотребнадзор и пишем заявление. В течение 30 дней к вам выйдут и дадут заключение. Кроме оборудования вам на этом этапе требуются договоры с предполагаемыми поставщиками (хотя бы о намерениях) и масса внутренних документов и приказов, самые простые из которых — журналы для записи температуры и влажности в помещении. Всё это лучше попросить у коллег или купить у профессионалов.
- С полученным заключением Роспотребнадзора, с заявлением и необходимыми документами (аренда, документы на оборудование, специалистов и пр.) идем в службу лицензирования. В течение 60 дней специалисты проведут осмотр аптеки и, если всё в порядке, выдадут лицензию.
- Всё, можно работать!!! Компьютерные программы учета, заказа, анализа обязательны. Крайне советую не вести справочник самостоятельно, а использовать программный и фиксированный!
- P. S. Пункты номер 5, 6, 7, если вы делаете это первый раз, лучше за деньги доверить профессионалам.
www.katrenstyle.ru
фармацевтический сайт для работников аптек.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны проводить гигиеническое обучение работников. Нужно ли проводить гигиеническое обучение для фармацевтов? Постараемся ответить на данный вопрос в этой статье!
Согласно части 2 статьи 36 Федерального закона №52-ФЗ гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются:
- при получении профессионального образования или дополнительного профессионального образования посредством включения в образовательные программы разделов о гигиенических знаниях;
- при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
(далее…)
Рубрика: Трудовые отношения и охрана труда | Автор: Провизор | 0 коммент. » | Метки: персонал
Гипогликемия возникает при пониженном сахаре в крови. Причина всегда одна, инсулина в организме больше, чем необходимо. Если по каким-то причинам поджелудочная железа выделяет слишком много и часто инсулин, то появляется диспропорция с глюкозой, на которую он воздействует. В результате сахар падает до критических показателей.
Гипогликемия при сахарном диабете в основном проявляется при нарушении режима питания. Если у больного плохой аппетит, а дозу инсулина при плохом питании снизили недостаточно или плохо отрегулировано количество принимаемого препарата при физической нагрузке (Правила введения инсулина читайте по ссылке http://diabetanety.com/diabet/vvedenie-insulina).
Даже обычный пропущенный перекус перед сном может вызвать с утра гипогликемию, утренняя вялость и слабость – верный признак пониженного сахара. Поэтому режим питания и распорядок дня так важен для сохранения здоровья диабетика.
(далее…)
Рубрика: Эндокринология | Автор: Провизор | 0 коммент. » | Метки: сахарный диабет
Согласно постановлению Правительства РФ от 13 января 2017 г. №8 «Об утверждении требований по антитеррористической защищенности объектов...», каждый аптечный пункт должен иметь антитеррористический паспорт безопасности, создаваемый специальной комиссией из членов УФСБ, МЧС и Росгвардии.
По закону, владелец аптек должен был в составе комиссии из сотрудников УФСБ, Росгвардии и МЧС обследовать каждую торговую точку и выявить уязвимые места, через которые террористы могут проникнуть в помещение, определить потенциально опасные участки объекта, определить мероприятия, необходимые для антитеррористической защищенности объекта.
(далее…)
Рубрика: Законодательство | Автор: Провизор | 2 коммент. » | Метки: законодательство
Кто может занимать должность директора (заведующий, начальник) аптечной организации? В данной статье постараемся ответить на этот вопрос!
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1081 "Положение о лицензировании фармацевтической деятельности" одним из лицензионных требований к персоналу аптечных организаций является наличие у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста (в последующем свидетельства или удостоверения об аккредитации). (далее…)
Рубрика: Трудовые отношения и охрана труда | Автор: Провизор | 0 коммент. » | Метки: персонал
Потоотделение является нормальной, здоровой и жизненно необходимой физиологической функцией нашего тела. Человек потеет, в основном, для снижения температуры тела и этот процесс называется терморегуляцией. Что же заставляет нас потеть?
Существует ряд факторов при которых человек потеет. Это физические нагрузки, повышенная температура окружающей среды, гормональные изменения, стресс и эмоции, а также различные заболевания. Сам по себе пот не имеет неприятного запаха, так что при правильной гигиене и использовании дезодорантов и антиперспирантов мы не доставим окружающим неприятных ощущений. (далее…)
Рубрика: Красота | Автор: Провизор | 0 коммент. » | Метки: красота
www.xn--b1afkidmfaflnm6k.xn--p1ai
| Наименование лекарственного препарата (международное непатентованное или химическое) | Лекарственные формы |
| Активированный уголь | капсулы или таблетки |
| Алгелдрат + Магния гидроксид | таблетки;суспензия для приема внутрь |
| Аминофиллин | таблетки |
| Амоксициллин | капсулы или таблетки;порошок для приготовления суспензии для приема внутрь |
| Ампициллин | таблетки |
| Аскорбиновая кислота | драже или таблетки |
| Атенолол | таблетки |
| Ацетилсалициловая кислота | таблетки |
| Ацетилцистеин | гранулы для приготовления раствора для приема внутрь или порошок для приготовления раствора для приема внутрь |
| Амоксициллин | капсулы или таблетки;порошок для приготовления суспензии для приема внутрь |
| Ацикловир | крем для наружного применения или мазь для наружного применения;таблетки |
| Беклометазон | аэрозоль для ингаляций |
| Бетаксолол | капли глазные |
| Бисакодил | суппозитории ректальные;таблетки |
| Бриллиантовый зеленый | раствор для наружного применения спиртовой |
| Верапамил | таблетки |
| Гидрокортизон | крем для наружного применения или мазь для наружного применения |
| Гидрохлортиазид | таблетки |
| Дексаметазон | капли глазные |
| Диклофенак | гель для наружного применения или крем для наружного применения или мазь для наружного применения;капли глазные;таблетки;суппозитории ректальные |
| Доксициклин | капсулы или таблетки |
| Дротаверин | таблетки |
| Занамивир | порошок для ингаляций дозированный |
| Ибупрофен | капсулы или таблетки |
| Изосорбид мононитрат | капсулы или таблетки |
| Изосорбида динитрат | таблетки |
| Ингавирин | капсулы |
| Йод + [Калия йодид + Этанол] | раствор для наружного применения спиртовой |
| Кагоцел | таблетки |
| Каптоприл | таблетки |
| Клотримазол | крем или мазь для наружного применения;таблетки вагинальные |
| Ко-тримоксазол | суспензия для приема внутрь;таблетки |
| Лсперамид | капсулы или таблетки |
| Лоратадин | сироп для приема внутрь;таблетки |
| Левоментола раствор в ментил изовалерате | таблетки |
| Метилфенилтиометил-диметиламиноме- тил-гидроксиброминдол карбоновой кислоты этиловый эфир | капсулы или таблетки |
| Метоклопрамид | таблетки |
| Мяты перечной масло + Фенобарбитал + Этилбромизовалеринат | капли для приема внутрь |
| Нафазолин | капли |
| Нитроглицерин | спрей подъязычный дозированный;таблетки |
| Нифедипин | таблетки |
| Омепразол | капсулы или таблетки |
| Осельтамивир | порошок для приготовления суспензии для приема внутрь |
| Панкреатин | капсулы или таблетки |
| Парацетамол | суспензия для приема внутрь;суппозитории ректальные;таблетки |
| Пилокарпин | капли глазные |
| Ранитидин | таблетки |
| Сальбутамол | аэрозоль для ингаляций или раствор для ингаляций |
| Сеннозид А+Б | таблетки |
| Спиронолактон | капсулы или таблетки |
| Тетрациклин | мазь глазная |
| Тимолол | капли глазные |
| Фамотидин | таблетки |
| Фуросемид | таблетки |
| Хлорамфеникол | таблетки |
| Хлоропирамин | таблетки |
| Ципрофлоксацин | капли глазные;капли ушные или капли глазные и ушные;таблетки |
| Эналаприл | таблетки |
dvkuot.ru
Минимальный ассортимент в аптеке | IQ-PROVISION
Этап, предшествующий открытию аптеки, — изучение законодательной базы. Ведь нарушение специальных правил — может стать поводом для лишения лицензии. Минимальный ассортимент в аптеке — обязательное условие легальной деятельности, наличие лекарственных средств, используемых для оказания первой помощи, проверяют контролирующие органы. Минимальный ассортимент в аптеке формируется в соответствии с утвержденным перечнем, за изменениями которого обязаны следить уполномоченные сотрудники.
Нарушение правил формирования минимального ассортимента — грубое нарушение законодательства, влечет административные взыскания для руководства.Утвержденный перечень включает препараты, реализация которых осуществляется по рецепту и без.
В должностной инструкции сотрудника аптеки определяется обязанность контроля за соблюдением норм, регулирующих формирование ассортимента.
Минимальный ассортимент в аптеке — обоснованные ограничения
Минимальный ассортимент в аптеке разработан с целью исключения сложностей с оказанием помощи, облегчения приобретения средств пациентам с хроническими заболеваниями.
Перечень периодически пересматривается, представители медицинских учреждений вносят предложения относительно внесения препаратов. Обязательно наличие препаратов, от которых зависит жизнь пациентов, лекарственных средств, назначенных врачебными комиссиями.
Отдельную группу составляют лекарственные средства, используемые для лечения хронических заболеваний, руководитель аптеки обязан обеспечить надлежащие условия хранения: приобрести специальное оборудование, холодильники, обеспечить контроль за поддержанием определенного температурного режима, сроками годности. Минимальный ассортимент в аптеке делится на 2 раздела, с учетом специфики деятельности учреждения, его статуса.
Специфическая особенность аптечного бизнеса — отсутствие возможности неограниченного повышения цен, государство устанавливает пределы, нарушение которых может стать поводом для лишения лицензии, наложением административных взысканий.
Регулирование цен на медикаменты
Регулирование цен на медикаменты — обеспечивает взаимовыгодные отношения между потребителями и аптеками. Покупателям предоставлена возможность своевременно приобретать лекарственные средства, учреждениям здравоохранения получать прибыль.
Особого внимания при проверке ценообразования заслуживают лекарственные средства, включенные в перечень минимального ассортимента, превышение стоимости, закрепленной на законодательном уровне — грубое нарушение.
Аналитический отдел наблюдает за ценообразованием конкурентов, изучает изменения минимального ассортимента. Изменение стоимости препаратов, пользующихся повышенным спросом — распространенные способ повышения прибыли, при этом важно работать в соответствии с законом. Автоматизация аптек облегчает контроль за наличием лекарственных средств, включенных в минимальный ассортимент. На провизора возлагается обязанность осуществления контроля за периодическим обновлением ассортимента.
Аптека обязана обеспечить возможность приобретения лекарственного средства, реализуемого по рецепту в течение 3 дней.
Обновление ассортимента — выгодно!
Наличие минимального ассортимента в аптеке — визитная карточка, в перечень включены препараты, спрос на которые отмечается в течение длительного периода. Своевременно обновлять ассортимент в соответствии с требованиями закона выгодно. Хронические заболевания сопровождаются необходимостью регулярного приобретения лекарственных средств, пациент станет постоянным покупателем при условии достойного обслуживания в аптеке. Параллельно с реализацией препаратов «из минимального ассортимента» провизору предоставлена возможность продавать дорогостоящие препараты.
Личные качества провизора — приоритет для покупателей, которым предстоит регулярное посещение аптеки.
Для лечения хронических заболеваний может возникнуть необходимость приобретения усовершенствованного средства, пациент предпочитает обсуждать преимущества новинки с провизором, которому доверяет. Соблюдение общеобязательных правил в сочетании с профессионализмом сотрудников — гарантия удержания стабильной позиции на фармацевтическом рынке в условиях растущей конкуренции.
iq-provision.ru
Современные аспекты управления ассортиментом | Еженедельник АПТЕКА
|
|
Для начала хотелось бы определиться с некоторыми терминами, которые будут использоваться в этой статье и в дальнейших публикациях. Термин «лекарственные средства» будет понятен всем, а вот такого термина, как «парафармацевтика» официально не существует, но мы будем его использовать, подразумевая все нелекарственные товары аптечного ассортимента (БАД, предметы ухода за больными, лечебную косметику, товары народного потребления и др.).
Итак, эффективное управление аптечным ассортиментом позволяет решить ряд насущных проблем, а именно:
— свести к минимуму количество утраченных вследствие дефектуры покупок;
— повысить оборачиваемость и снизить товарный остаток;
— предупредить списание товаров в связи с истечением сроков годности.
Проблемы формирования аптечного ассортимента
Чем больше, тем лучше? Если 5–10 лет назад все только и говорили о расширении ассортимента, то сегодня ситуация кардинально меняется. Слишком широкий ассортимент негативно сказывается на рентабельности аптеки, точно также как глубокий (наличие аналогичных товаров внутри группы) приводит к тому, что продукты попросту тормозят продажи друг друга и кроме замораживания дополнительных средств в товарных запасах ничего аптеке не приносят.
Признаюсь честно, иногда я ловлю себя на мысли, что не понимаю, зачем в ассортименте так много аналогичных товаров? Ведь это часто сбивает с толку покупателя, который пришел за конкретным препаратом, а увидев на витрине множество аналогов, растерялся. Иногда такие растерянные покупатели уходят с фразой «я лучше посоветуюсь с врачом», но чаще всего первостольнику приходится долго рассказывать, чем же все-таки эти препараты отличаются, и какой из них лучше.
Ассортиментный ряд генерических препаратов можно рассматривать скорее как товарный запас. Каждый руководитель аптеки или розничной сети действует на свое усмотрение – одни рассчитывают на генерики как возможную замену брэндированных препаратов, другие — не допускают дефектуры по брэндам, а генерики включают в ассортимент только наиболее популярные и то в минимальных количествах. Влияние новых препаратов тоже создает определенные проблемы при формировании ассортимента. Спрогнозировать спрос на новый препарат сложно, тем более если речь идет не о новом брэнде, а об очередном генерике.
Будет ли спрос на препарат, который длительное время отсутствовал на фармацевтическом рынке? Вопрос тоже спорный, ведь за время его отсутствия врачи были вынуждены перевести своих пациентов на аналогичные препараты.
Управление аптечным ассортиментом также усложняет необходимость подстраиваться под промоактивность производителей. Что поделать, ведь «реклама – двигатель торговли», и к аптекам это тоже относится.
Очень хорошо, когда производители заблаговременно сообщают аптекам о предстоящих рекламных кампаниях и информационной работе с врачами, чтобы те могли обеспечить наличие нужных препаратов в достаточном количестве. Также при управлении ассортиментом необходимо учитывать, что рекламная кампания стимулирует продажи препарата, но при этом тормозит продажи его аналогов.
Работа медицинских представителей тоже существенно влияет на формирование ассортимента. Сегодня обстоятельства на фармацевтическом рынке складываются таким образом, что именно производителям приходится заботиться о том, чтобы их препарат попал на полку в аптеке, поэтому практически у каждого из них в штате есть медицинские представители. Если раньше в аптеку приходили представители лишь некоторых зарубежных фирм, а их визит приравнивался к празднику, то сегодня первостольники шутят, что представителей заходит в аптеку больше, чем покупателей. Но в каждой шутке…
Как-то мне позвонили из маркетинговой компании и попросили припомнить, представители каких фирм посещали меня на протяжении недели. Вопрос оказался очень сложным, так как легче было сказать, кто меня не посещал!
Все люди разные, потому у каждого первостольника есть свои индивидуальные принципы работы. Не открою Америки, если скажу, что любой заведующий аптекой сможет запросто определить по продажам, кто из провизоров работает на смене. Например, по анализу продаж препарат «А» заказывать не надо, но я точно знаю, что завтра выходит из отпуска провизор Иванова, которая испытала этот препарат на всех своих родственниках и очень любит его продавать, потому несмотря на данные анализа продаж, я закажу препарат «А».
Совершенству нет предела! Сложность заключается еще и в том, что процесс формирования аптечного ассортимента практически бесконечный, поскольку зависит от многих, достаточно изменчивых факторов.
«Прописка» аптеки, или месторасположение, – единственный постоянный и один из самых важных факторов, определяющих ее ассортиментную политику, ведь спрос на лекарственные средства отличается не только в разных районах города, но даже и в микрорайонах.
|
Например, когда я начинала свою карьеру, то работала в аптеке, расположенной в спальном районе города. Фразу «Посоветуйте что-то недорогое и эффективное…» я слышала практически от каждого покупателя. Естественно, в ассортименте аптеки всегда присутствовали наиболее популярные генерики известных брэндов и прочие товары средней ценовой категории.
Требования к ассортименту «проходимых» аптек значительно выше, так как клиенты такой аптеки — транзитные прохожие с разными потребностями и платежеспособностью, у которых есть возможность выбирать из нескольких аптек «по дороге».
Отдельным подпунктом стоит выделить ассортимент аптек, расположенных в элитных спальных районах, где обязательно наличие брэндов, дорогостоящих препаратов и элитной лечебной косметики.
Формат аптеки — понятие достаточно новое, тем не менее, он значительно влияет на специфику ассортимента. Помню, как лет 7 назад посетителей удивляли аптечные супермаркеты. Первый вопрос, который они задавали, теряясь в огромном зале: «А где тут аптека ». Сегодня аптечные супермаркеты уже стали привычными. Характерная черта их ассортимента — очень высокий процент парафармацевтики. В первую очередь, такой ассортимент рассчитан на импульсный спрос, ведь более половины покупок совершаются спонтанно.
Несмотря на то что формат аптечного супермаркета имеет много преимуществ и зачастую оправдывает себя, его нельзя считать универсальным рецептом успеха в аптечном бизнесе. Возможно, в небогатых спальных районах больше шансов стать рентабельной имеет обычная прилавочная аптека или даже киоск, поскольку влияние низкой платежеспособности населения может оказаться сильнее эффекта супермаркета.
Наличия конкурентов в тесном аптечном бизнесе никак не избежать. При этом для аптек самообслуживания конкуренцию будут составлять не только другие аптеки, но и обычные супермаркеты, и косметические магазины.
Практический совет — никогда не пропускайте мимо ушей такие фразы покупателей как: «А вот в другой аптеке…». Поверьте, это очень ценная информация!
Ну, и наконец, ассортиментная политика сетевых и одиночных аптек тоже отличается. В то время как ассортимент сетевых аптек должен подходить под определенные корпоративные стандарты, одиночные аптеки формируют ассортимент исходя лишь из потребностей своих клиентов.
А. Славич-Приступа в своей книге «Практический маркетинг для аптек» утверждает: «При отсутствии в ассортименте или регулярной дефектуре всего нескольких десятков бестселлеров местного рынка потери оборота могут достигать десятков процентов» (Москва: Ремедиум, 2005). Я полностью согласна с этим утверждением. А еще, отсутствие бестселлеров наносит неоценимый ущерб имиджу аптеки. Потому очень важный момент при формировании ассортимента — выявление бестселлеров местного фармацевтического рынка.
Вряд ли кто-то сможет дать универсальный рецепт, как определить потенциальные бестселлеры для конкретной аптеки.
Одним из самых старых способов изучения спроса можно считать журнал дефектуры. Поскольку компьютерные технологии прочно вошли в жизнь большинства аптек, вести учет дефектуры стало значительно легче. Тем не менее, у этого способа остается ряд минусов — покупатель может уйти, не найдя нужного товара на полках, даже не уточняя его наличия у первостольника, (особенно если речь идет об аптеке самообслуживания), также провизор может просто не успевать фиксировать дефектуру из-за большого потока покупателей.
Выявить бестселлеры можно путем анализа ассортимента местных дистрибьюторов. Удобнее будет провести «перекрестный» анализ прайс-листов нескольких дистрибьюторов, который заключается в выявлении позиций, одновременно присутствующих во всех прайсах. Таким образом, полученный список будет меньше зависеть от специфики отдельного дистрибьютора.
Менеджер по закупкам ООО «Фармацевтична компанія «Нова Аптека» Ольга Жернецкая рассказывает: «У нас есть сводная база прайс-листов оптовых поставщиков, которая позволяет ориентироваться в ассортименте лекарственных препаратов, за исключением тех моментов, когда у препарата заканчивается срок регистрации или он временно отсутствует в предложениях поставщиков. Кроме того, мы учитываем специфику аптеки и индивидуальные пожелания покупателей».
Анализ ассортимента конкурентов тоже в работе пригодиться. Конечно, по нему можно ориентироваться, но «списать» не получится, так как собрать полную информацию об ассортиментной политике своих конкурентов практически невозможно из-за того, что это приходится делать в режиме конфиденциальности, что очень сильно ограничивает возможности.
АВС-анализ — один из вариантов математико-статистических методов анализа. Получил большое развитие благодаря своей универсальности. АВС-анализ позволяет классифицировать и группировать все позиции по определенным критериям. Как правило, используют два из них: количество продуктов и товарооборот (прибыль).
По результатам АВС-анализа весь товарный ассортимент классифицируется на три основные группы: А, В и С. Таким образом, можно выделить те позиции в ассортименте, которым нужно уделять особое внимание. Так, дефектуры по препаратам группы А не должно быть вообще, а отсутствие препарата группы С вряд ли нанесет серьезный ущерб товарообороту и имиджу аптеки.
А что же продается лучше всего по городу или по региону? Владея такой информацией, можно вовремя подкорректировать свой ассортимент и, соответственно, увеличить объемы продаж. Для этого существует розничный аудит — исследование ассортимента аптек соответствующего рынка. Не менее интересными будут данные конкурентного анализа розничных цен, который заключается в сравнении объемов продаж и средневзвешенных розничных цен своей аптеки или сети с данными по региону (в разрезе АВС). Относительно небольшой список «топовых позиций» легко проанализировать. Если препарат продается по городу в больших объемах, а в вашей аптеке или сети он не является бестселлером, то это повод задуматься. Конечно, подгонять свой ассортимент под общегородской или даже под региональный спрос надо очень осторожно, учитывая специфику конкретной аптеки.
По словам директора компании «Софтинформ» Сергея Ищенко, сегодня наши аптеки все чаще используют данные конкурентного анализа цен и объемов продаж, хотя на Западе это уже далеко не новинка, и там аптеки максимально используют эти данные для формирования и корректировки своей ассортиментной и ценовой политики. Также там получила развитие такая услуга, как «логистический оператор», смысл которой заключается в том, что дистрибьютор на основании данных информационного обмена с аптекой берет на себя функцию обеспечения неснижаемого остатка товаров с постоянным оборотом в ассортименте конкретной аптеки. Но готовы ли наши аптеки и аптечные сети переложить эту заботу на плечи дистрибьютора и уделять больше внимания своим клиентам, качеству их обслуживания, и тем самым увеличивать объемы продаж?
Сам информационный обмен очень интересен дистрибьюторам. Менеджер по продажам УФК «Фра-М» Лариса Сирикова отмечает: «Для дистрибьютора очень важно видеть тенденцию аптечных продаж по региону, потому что таким образом мы можем своевременно отреагировать на колебания спроса – не допустить дефектуры или излишнего товарного запаса на складе. Сегодня дистрибьюторам будет интересен любой анализ, который поможет оптимизировать процесс закупок и продаж».
Один из практических вариантов оптимизации ассортимента — метод «проб и ошибок». Увеличение/уменьшение ассортимента следует проводить постепенно с обязательным отслеживанием динамики прибыли. До тех пор, пока прибыль растет, можно считать, что оптимизация ассортимента идет в правильном направлении.
К сожалению, полной картины не дает ни один из методов анализа. Как показывает практика, эти методы приходится комбинировать, а еще часто помогает просто провизорская интуиция!
Под влиянием времени подход к формированию аптечного ассортимента значительно изменился, а сами аптеки превратились в аптечные супермаркеты — должны же они соответствовать современным потребностям и ритму жизни своих клиентов! Неизменной осталась лишь главная функция аптеки — забота о здоровье населения.
Анна Варварук, фото Елены Старостенко
www.apteka.ua












