Журнал «Образовательные технологии» №2 2015 г. Журнал образовательные технологии официальный сайт
Журнал «Образовательные технологии» №1 2017 г.
Ильин Георгий Леонидович
Обсуждается проблема эффективности вузов, подчёркивается важность проводимой работы в поисках адекватной самооценки образования, отмечается опасность платного образования в плане снижения качества образовательных услуг и губительность недостаточного государственного финансирования для развития вузовского образования. Отмечается сугубо экономическая направленность предложенных критериев оценки вузов и утверждается необходимость учёта качества образования специалиста, выпускаемого вузом. Выделяются критерии оценки качества образования, присущие отдельным субъектам и участникам образовательного процесса.
Трубников Н.А., Трубникова Ж.Н., Трубникова И.А., Степанова Д.И.
Технология врачебной интеллектуально-мыслительной работы, несмотря на судьбоносность её результатов, обделена метаобъектными разработками по мобилизации, адаптации и спецификации применяемого научным поиском логико-концептуального инструментария для использования в важнейших мыслительных врачебных процедурах по диагностике и дифференциальной диагностике, анализу данных анамнеза и результатов исследований, отбору и планированию этих исследований. Это ограничивает возможную широту и глубину проникновения в целевую сущность видения и понимания патологии и корректного выбора адекватной терапии. Тем более, что до- и предвузовская стадии образования не скоординированы в этом направлении. Вместо методологического ознакомления молодых людей с логико-математическим аппаратом, предлагаемым техническими вузами на первых курсах обучения для его дальнейшего использования в медицинских вузах для изучения неимоверно более сложных объектов, какими являются люди, не привлекается хотя бы содержательный экспликандум указанного аппарата. Если исследовавший Вселенную А. Эйнштейн представлялся себе мальчиком, играющим на берегу безбрежного океана, то врач стоит перед безбрежьем самой редкой и трудной тайны этого космоса в лице каждого больного.
Москаленко Ольга Валентиновна
Одной из характеристик современной молодёжи выступает неопределённость в профессиональном плане большей её части вне зависимости от уровня образования, пола и возраста. Это влияет не только на нерешённость проблем профессионального и личностного самоопределения, самоактуализации и самореализации студенческой молодёжи и молодых специалистов, их неудовлетворённость полученной специальностью и трудом, но и имеет огромный социально-экономический негативный эффект.
Валеева Елена Викторовна
Сегодня важно понять, какова роль гуманитаристики в обогащении современника и современной культуры. Гуманитаристика может стать новой образовательной идеологией. Образовательная синергетика в этой связи представляется перспективной сферой и мировоззренческим ориентиром в поиске новой методологии, ориентированной на многообразие и плюрализм. Один из принципов гуманитарного образования заключается в том, что, основываясь на всеобщих идеях, оно должно быть адресным, рождающимся в каждом конкретном случае заново. Безусловно, это сложная задача. Первоочередные меры по решению возникающих проблем доступны педагогам с новым гуманитарным мышлением, рассматривающим образование как некий непрерывный процесс, в котором нет деления на традиции и инновации.
Причинин Алексей Евгеньевич, Овечкин Владимир Петрович
Современный педагог сталкивается с множеством вызовов. Одним из таких вызовов являются новые требования, предъявляемые обществом к педагогу. Эти требования выражаются в различных нормативных документах: законах, государственных и целевых программах, федеральных государственных образовательных стандартах, профессиональных стандартах, стратегиях развития, приоритетных проектах и т.д. Ключевым моментом большинства документов является приоритетность высокой квалификации учителя, его способность к организации проектной, исследовательской, творческой деятельности ученика.
Вострокнутов Игорь Евгеньевич, Луканкин Александр Геннадьевич, Пентегов Дмитрий Юрьевич
Статья посвящена анализу понятий «инновация», «педагогическая инновация», «инновации в образовании». Анализируются существующие инновационные технологии для образования. Показаны инновационные технологии CASIO, которые наиболее популярны в мире и начинают широко применяться в нашей стране. Рассмотрен пример использования графического калькулятора CASIO CG-20 в курсе эконометрики.
Богданова Диана Александровна
На фоне активного внедрения технологии блокчейн в различные области деятельности исследуются существующие примеры и возможности использования данной технологии. Рассматривается образовательная игра «learning is earning» на основе технологии блокчейн, в которой связаны заработок и образование. Проанализирован подход сети Linkedin, начавшей предлагать онлайновые курсы.
Залесский Михаил Львович, Григорян Мара Эдиковна
Рассматривается и анализируется суть основных психолого-педагогических проблем, сопровождающих процесс адаптации студента в вузе. Обосновывается важность вовлечения студента в самостоятельную учебную деятельность. На основании результатов анализа показывается возможность использования инструментария дистанционного образования для осуществления максимально быстрой и комфортной адаптации учащегося в вузе. В качестве примера продемонстрированы возможности виртуальной обучающей среды Moodle для решения выявленных проблем.
Ермолаева Жаннетта Евгеньевна, Лапухова Оксана Витальевна, Герасимова Ирина Николаевна, Смирнова Валентина Алексеевна
В статье рассматривается возможность применения педагогического сторителлинга — современной техники конструирования учебных задач в дисциплинах гуманитарного, естественно-научного и специального циклов в вузах МЧС России. Предложены основные сюжеты–конструкторы и приведены примеры их применения. Данную технику обучения рекомендуется применять для мотивации обучающихся, объяснения процесса или явления, выбора средств решения задач, моделирования проблемных ситуаций, пояснения порядка действий.
Красин Михаил Станиславович
В статье представлено одно из направлений контекстного подхода в методической подготовке будущих учителей физики к обучению школьников решению качественных задач. В рамках предложенной методики профессиональной подготовки учителей физики предусматривается вовлечение студентов в деятельность по решению разнообразных качественных задач предметного и межпредметного характера, обучение их умению подробно и доступно объяснять решения таких задач, умению учитывать возможные варианты разработки моделей задачных ситуаций. не противоречащих с условиями, но отличными от авторских, умению использовать различные варианты организации деятельности учащихся средней школы по решению качественных задач и оценивать результативность их деятельности, а также умение самостоятельно составлять качественные задачи.
Фёдорова Светлана Николаевна
В статье анализируется сущность этнокультурных образовательных технологий и возможности их применения в современном образовательном процессе. Более подробно рассматривается процесс применения этнокультурных технологий на разных формах организации образовательной деятельности студентов: на лекцияхдемонстрациях, лекциях-дискуссиях, семинаре-аукционе. Анализируется деятельность клуба знатоков этнопедагогики и этнопсихологии, а также специфика проведения отдельных упражнений («Этноалфавит», «Девиз», «Этноколлажирование», ролевая игра «Съёмки фильма о народах»). Подчёркивается, что использование этнокультурных технологий позволяет учесть познавательные мотивы, индивидуальные потребности, личностные особенности обучаемых и обеспечить реализацию целей этнокультурной подготовки личности.
Медкова Елена Стоянова
В статье на примере искусства первобытного мира описываются универсальные принципы анализа произведений искусства.
Пономарёва Галина Михайловна
В статье рассматривается проблема ошибочного восприятия студентами-первокурсниками своих взаимоотношений с преподавателями вуза. На основе модели трансактного анализа, как осмысленного поведения человека, автор предлагает возможное решение проблемы в форме прямого обращения к клиенту на консультации. Статья представляет интерес для специалистов психологической службы вуза, практических психологов образовательных организаций, психологов-консультантов, кураторов группы студентов-первокурсников.
iedtech.ru
Журнал «Образовательные технологии» №1 2015 г.
Ильинская Наталья Игоревна
Статья содержит общий обзор проблемы внедрения инновационных образовательных технологий в высшем гуманитарном образовании, основываясь на опыте проекта «Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом», а также на опыте внедрения электронного образования в практику разработки и преподавания в Московском гуманитарном университете.
Косинова Оксана Анатольевна
Статья посвящена историческим аспектам онлайн-обучения, в частности генеалогии МООКов и их связи с подходом к образованию «педагогики участия». Появление МООК вполне закономерно и соответствует общему движению педагогической мысли и социального развития. По аналогии с понятием «воспринимаемое качество жизни» в статье предлагается понятие «воспринимаемого качества образования».
Макаров Владимир Сергеевич
В статье анализируется опыт инновационных массовых онлайн-курсов, посвящённых эпохе и творчеству Шекспира: британского “Shakespeare’s Hamlet” и российского «Уильям Шекспир в историко-культурной традиции». Два курса представляют совершенно различные подходы к разработке и презентации МООКов, что делает изучение их опыта очень полезным.
Захаров Николай Владимирович
В статье дан обзор массовых открытых онлайн-курсов, посвящённых Уильяму Шекспиру и современной ему Англии. Обзор охватывает англоязычные курсы, размещённые в 2014 году на различных платформах (прежде всего британской FutureLearn).
Атабаева Фарида Камиевна
В статье доказывается, что для формирования межкультурно-коммуникативной компетенции необходимой является иноязычная информационно-образовательная среда (ИОС), образованная личностно ориентированными иноязычными электронными образовательными ресурсами. Автор анализирует определения информационно-образовательной среды и требования к ним.
Смирнова Наталья Владимировна
Новые технологии создали условия для организации и контроля деятельности студентов вузов. Электронные образовательные ресурсы позволяют использовать в преподавании истории стран Азии и Африки на историческом факультете видео- и фотоматериалы, карты и мультимедийное сопровождение лекционного материала. ЭУМКД дают возможность познакомиться в увлекательной форме с историей и культурой стран Дальнего, Среднего и Ближнего Востока.
Белова Ольга Владимировна
В статье рассказывается о формировании Национальной системы квалификации как инструмента управления рынком труда, о развитии системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, представляется процедура такой аттестации.
Гаспаришвили Александр Тенгизович, Крухмалёва Оксана Валерьевна, Савина Наталья Евгеньевна
Результаты социсследования проблем профориентаций и планов выпускников российских вузов. На основе эмпирического материала анализ представления студентов-выпускников МГУ им. М. В. Ломоносова об их будущей профессиональной деятельности, мотивации и профессиональных планах, а также критерии, которыми студенты МГУ руководствуются при выборе работы.
Лучко Олег Николаевич, Маренко Валентина Афанасьевна
В статье представлены результаты исследования качества образования с применением методологии когнитивного моделирования, адаптированного к российской действительности сотрудниками института проблем управления РАН. Применяемая методика включает PEST-анализ, построение субъективной схемы изучаемой проблемы, формирование когнитивной модели в виде функционального графа и проведение имитационного эксперимента для проверки адекватности сформированной когнитивной модели.
Бром Алла Ефимовна, Белова Ольга Владимировна
Для подготовки востребованных специалистов по схеме бакалавр-магистр необходима разработка новых методических подходов к формированию содержания образовательных программ. Новые макеты ФГОС, направленные на приобретение студентами уникальных для конкретного разрабатываемого профиля компетенций, позволяют гибко выстраивать образовательные программы, привлекая для этого как различные научно-образовательные структуры внутри вуза, так и различные образовательные и научно-производственные сторонние организации. Особенно такой подход актуален при разработке сетевой формы реализации образовательных программ.
Веселова Елена Константиновна
Зимбули Андрей Евгеньевич
Автор статьи предлагает необычное задание для студентов, изучающих курс этики — определить галерею персонажей «Рубайата» Омара Хайяма, вышедших из-под пера великого персидского поэта. Это, по замыслу автора, поможет студентам подступиться к пониманию модели мироустройства, рассмотренного в нравственно-ценностном аспекте. А впоследствии — и к пониманию нашего реального мира.
Новикова Лариса Ивановна, Грибанская Елена Эдуардовна
В статье рассматриваются основные типы ошибок, возникающих при нарушении лексических норм, приводятся причины возникновения лексических ошибок, представляются задания, призванные помочь студентам и школьникам увидеть и исправить эти ошибки.
Алфимцев Александр Николаевич, Девятков Владимир Валентинович, Леванов Алексей Александрович
В статье рассмотрена методика юзабилити-тестирования с использованием анализа электроэнцефалограммы (ЭЭГ) пользователя в реальном времени. В результате экспериментального исследования контрольных групп пользователей, работающих с реальными интерфейсами коммерчески актуальных приложений, выявлены два чётких состояния пользователя, которым соответствует своя суперпозиция бета и дельта мозговых волн — спокойное состояние и возбуждённое состояние. Эти состояния характеризуют работу пользователя с дружественным пользовательским интерфейсом и с интерфейсом, который субъективно экспертами считался сложным и запутанным. На основе полученных данных было проведено улучшение пользовательского интерфейса мобильного приложения, которое привело к увеличению его конверсии в три раза.
iedtech.ru
Журнал «Образовательные технологии» №1 2016 г.
Полонский Владимир Михайлович
Выбор метода, адекватного исследовательской задаче. Особенности изучаемого объекта, его специфика, характерные черты и условия применения различных методов.
Москаленко Ольга Валентиновна
В статье приведены результаты исследования психолого-педагогического анализа соответствия требований Министерства образования и науки РФ к содержанию образования высшей школы и путей реализации этих требований преподавателями высшей школы при разработке рабочих программ дисциплин и построении соответствующих курсов, спецсеминаров. Рассматриваются проблемы: высокая динамика нагрузки преподавателей; отсутствие соответствующей организации отбора, подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы; необходимость соблюдения междисциплинарного характера некоторых дисциплин и приглашения специалистов практиков и из других отраслей; контроль за внедрением рабочих программ дисциплин и технологией деятельности преподавателя.
Остапенко Андрей Александрович
На основании идеи В. И. Слободчикова о различении спонтанных и целенаправленных процессов в образовании предложена базирующаяся на онтологических основаниях человеческого способа полная классификация этих процессов.
Савенкова Елена Викторовна
В статье обосновывается формирование рискологической компетентности при реализации магистерских программ в педагогическом вузе как необходимого условия соответствия современным требованиям, предъявляемым к менеджерам образования. Акцентируется внимание на необходимости применения магистерской программы по дисциплине «Риск-менеджмент».
Ушакова Наталья Михайловна
Рассматриваются вопросы, связанные с факторами и источниками проектирования каталога элективных дисциплин специальности бакалавриата. Автор систематизирует требования к методике разработки каталога, соотносимые с объективными и субъективными закономерностями проектирования. Примером служит научно-методическая деятельность высшего учебного заведения.
Гребенникова Наталья Борисовна, Ланкина Маргарита Павловна
В статье обосновывается необходимость применения рефлексивных образовательных технологий в подготовке преподавателей высшей школы в контексте компетентностного подхода. Описываются общая структура, этапы реализации и опыт применения рефлексивных технологий в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского.
Протасов Владислав Иванович
В настоящее время наблюдается экспоненциальный рост числа научных публикаций, посвящённых коллективному интеллекту. С использованием социального WEB-2 и социального компьютинга созданы и используются новые сетевые инструменты, такие, например, как краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — применение данного метода подразумевает делегирование бизнес-задания фирмы-организатора удалённому сетевому сообществу. Такой способ организации труда имеет существенные преимущества перед традиционным наймом сотрудников, поскольку он позволяет быстро создавать глобальный продукт при использовании дешёвой удалённой рабочей силы.
Кузнецова Татьяна Ивановна
Преподавание дисциплин естественно-математического цикла на русском языке как иностранном ведётся на протяжении всего периода существования в МГУ предвузовской подготовки иностранных граждан. Начало было положено при создании Специальных курсов для иностранной молодёжи МГУ в 1954 году, когда преподаватели основных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова Илья Семёнович Сорокин, Нина Сергеевна Громогласова и Мария Ивановна Николаева приступили к проведению занятий по математике, физике и химии на не родном для слушателей языке.
Быкова Елена Анатольевна
Разработка и проверка продуктивности блочной системы программы — создание технологии, направленной на формирование понимания механизмов профессионализации и становления профессиональной компетентности у студентов-психологов, построение образа успешного профессионального будущего, обнаружение и актуализацию своих профессиональных ресурсов. В статье даны фрагменты тренинга, направленного на развитие профессиональной самоидентификации студентов-психологов.
Новикова Лариса Ивановна, Грибанская Елена Эдуардовна
Трудности в употреблении прилагательных, числительных, местоимений — смысловые, грамматические и стилистические различия.
iedtech.ru
Журнал «Образовательные технологии» № 1 2014 г.
Фонд развития отечественного образования в целях поддержки научных исследований учёных приглашает вас принять участие во Всероссийском конкурсе на лучшую научную книгу 2013 года, проводимого среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений.
Заведующие кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью и смежных дисциплин встретятся 17 апреля 2014 года в Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова на XVIII Международной научно-методической конференции «Модель выпускника с позиции отрасли и вуза: точки пересечения, международный опыт». Организатором конференции выступает Ассоциация коммуникационных агентств России с зарубежными партнёрами. Среди них: Берлинский институт коммуникаций West — Ost (Германия), Союз рекламистов Украины, Рекламный совет Армении, Рекламная ассоциация Белоруссии.
Остапенко Андрей Александрович, Ткач Дарья Сергеевна, Хагуров Темыр Айтечевич
Классических университетов во все времена и в большинстве стран никогда не было и не могло быть количественно много. Это было связано с тем, что, с одной стороны, классический университет всегда был местом опережающего развития высшего и послевузовского образования и науки, точкой роста и зарождения научных и педагогических инноваций. С другой стороны, классическое университетское образование всегда отличалось тем, что оно выходило за пределы знаниево-умениевых и компетентностых результатов.
Богданова Диана Александровна
В статье рассматриваются новые для системы высшего образования США и мировой практики массовые открытые онлайновые курсы (МООК), анализируются их перспективы и возможное влияние на высшее образование в целом.
Кларин Михаил Владимирович
В статье представлены инновационные феномены практики непрерывного образования, которые ставят новые вопросы перед современной дидактикой. Предложено понимание инновационного образования как порождения и освоения объективно нового культурного опыта. Инновационное образование рассматривается как средство прохождения кризисных ситуаций индивидуального и/или коллективного субъекта (ситуации жизненного, профессионального, производственного, организационного кризиса). В социальном плане инновационное образование может обеспечивать позитивный, ненасильственный путь социальной трансформации, развития современного общества.
Лотман Юрий Михайлович
В XX веке в нашей стране жил и работал выдающийся филолог, историк литературы, историк культуры — Юрий Михайлович Лотман. Ордена, научные регалии лучших мировых университетов и академий здесь не столь важны. Главное, что профессор Лотман — это десятки исследовательских открытий, десятки книг, которые читали и читают не только профессиональные филологи. Второго подобного феномена в гуманитарной науке ХХ века, пожалуй, не существует. Он создал язык гуманитарной науки, который будет помогать исследователям ещё много десятилетий.
Гейн Александр Георгиевич, Некрасов Владимир Петрович
В статье рассматривается роль когнитивных компетенций в профессиональном становлении выпускника школы и вуза и намечены пути развития этих компетенций у обучаемых в процессе изучения фундаментальных и прикладных дисциплин.
Карабущенко Наталья Борисовна
В статье раскрыта модель психологии профессиональных элит, которая эмпирически апробирована в условиях высшего учебного заведения. Обоснована необходимость формирования элитизирующей среды вуза.
Кларин Михаил Владимирович
В статье даётся развёрнутая характеристика коучинга как развивающей практики, нацеленной на развитие человеческого потенциала, и как вида профессиональной деятельности. Дано описание новой профессии «Коуч». Статья написана в контексте разработки профессионального стандарта профессии «Коуч» в Российской Федерации.
Казаков Владислав Витальевич, Верещагина Анна Викторовна, Панина Нина Леонидовна
В статье описывается оригинальный способ создания и публикации в Интернете электронных версий малых музеев и научных коллекций. Рассматриваются проблемы существующих подходов и предлагается решение на основе специализированного инструментального портала, обеспечивающего создание виртуального музея и его настройку на предметную область. Предлагаемый подход предполагает предоставление услуги поддержки виртуального музея по принципу хостинга. Описываются преимущества данного решения.
Кромина Людмила Александровна, Миронов Валерий Викторович, Ярцев Рустэм Альбертович
Обсуждается проблема комплектования книжного фонда библиотеки вуза в условиях отсутствия заявок на литературу от подразделений. Для решения проблемы вводятся локальные рейтинги книжных изданий как показатели объективной значимости для вуза и методика их расчета, строится математическая модель оптимизации заказа литературы для библиотеки вуза на основе предложенных рейтингов, рассматривается алгоритм, обеспечивающий формирование оптимального заказа литературы в соответствии с построенной моделью, обсуждается практическая реализация алгоритма в системе автоматизированной поддержки комплектования фонда.
Мандель Борис Рувимович
Статья посвящена рассмотрению одной из важнейших и не всегда решаемых проблем пропусков занятий студентами. Данная проблема рассматривается с разных точек зрения с целью вызвать полемику, которая может привести к её кардинальному решению.
Устьянцева Людмила Даниловна
В условиях новой образовательной парадигмы фундаментализации и модернизации образования вопрос качественной подготовки педагогических кадров приобретает первостепенное значение. Выпускнику уже недостаточно иметь глубокие и прочные знания. Ему необходимы развитое мышление, умения использовать знания в изменённой ситуации, способность решать стоящие перед ним профессиональные задачи.
Волхонский Александр Евгеньевич, Дудков Кирилл Вячеславович
Описаны основные методы создания прототипов и деталей агрегатов и узлов изделий различных отраслей промышленности с применением современного оборудования, использующего аддитивные технологии. Представлены схемы 3D-принтеров, материалы, описаны режимы изготовления. Показаны перспективы применения различных методов послойного синтеза. Выполнены опытные работы по освоению одного из вариантов аддитивной технологии — FDM, для изготовления детали конструкции летательного аппарата.
iedtech.ru
Журнал «Образовательные технологии» №4 2016 г.
Богданова Диана Александровна
На фоне истории развития дистанционного обучения рассматриваются примеры из личного опыта обучения автора на различных дистанционных курсах.
Сергеев Сергей Фёдорович, Сергеева Анастасия Сергеевна
В статье проанализированы проблемы включения человека в сложноорганизованные обучающие среды в рамках постнеклассических представлений о функционировании человеческой психики. Предложена модель двухступенчатого формирования субъективной реальности в результате редукции физической реальности в гетеросистемной организации человеческой психики. Показано влияние механизмов сознания на интеграцию человека с искусственными обучающими средами.
Афанасьев Эдгард Сергеевич
Главная проблема качества преподавания литературы в педагогическом вузе состоит, по нашему мнению, в отсутствии у преподавателей единого представления о стратегической цели обучения, а также в нескоординированности отдельных учебных дисциплин.
Мельничук Андрей Степанович
В статье рассматриваются особенности коучинга (наличие множества определений коучинга, размытость соотношения с психологией и обучением, отсутствие явно поставленной цели «научить» и т.д.), способные затруднить его понимание и принятие преподавателями. Обсуждаются трудности реализации принципов коучинга (равенство с клиентом, отсутствие привязки к его результату, безоценочность, отсутствие советов), связанные со спецификой профессиональной роли преподавателя. Рассмотрены назначение и виды коучинговых вопросов (расширяющие, сужающие, шкалирующие, продвигающие и т.д.), показаны особенности их использования для повышения осознанности студентом своей учебной деятельности. Выделены установки педагогов (ориентация на контрольную функцию вопросов и правильный ответ; склонность больше спрашивать, чем слушать), снижающие эффективность использования коучинговых техник.
Белоусова Светлана Анатольевна
В статье рассмотрены вопросы разработки системы менеджмента качества (СМК) образовательной организации, работающей в опытно-экспериментальном режиме. Обсуждается специфика СМК в проектном образовательном менеджменте, предложены пригодные для образовательной организации метрики процессов проектной деятельности, инструмент для определения личного рейтинга сотрудников, пример состава процессов управления качеством проекта.
Никулова Галина Анатольевна
В работе представлены результаты применения метода анализа иерархий для выявления функционально-структурных характеристик и свойств открытых образовательных сетевых ресурсов (ООСР), значимых для их эффективного функционирования. Участники эксперимента (студенты педвуза), являясь потенциальными разработчиками и потребителями ресурсов, выявили основные заинтересованные в наличии и эффективности ООСР стороны с последующим поэтапным ранжированием приоритетов и предпочтений для различных заинтересованных сторон. Результаты исследования могут быть полезными для учёта потребностей целевой аудитории ООСР на стадии проектирования и последующего оптимального выбора ресурсов участниками образовательного процесса.
Семёнова Ирина Николаевна
На основе учёта готовности студентов к профессиональной педагогической деятельности, имеющей мотивационную, когнитивную, технологическую, психофизиологическую, социальную и рефлексивную компоненты, выделена структура информационной образовательной среды учебного заведения, которая в методической подсистеме включает облачные технологии. Предложены этапы моделирования такой среды для обеспечения педагогической фасилитации студентов.
Лягушкина Елена Александровна
В статье проведён анализ проблем современного состояния аспирантуры, отражающих необходимость проведения реформ в системе подготовки специалистов высшей квалификации. В качестве одного из альтернативных вариантов действующей аспирантуры существует проект концепции «Диссертантура» как комплекс предложений, направленных на решение проблем современной системы подготовки кадров высшей квалификации. Проведён сравнительный анализ обеих систем, в результате чего выявлены недостатки и преимущества аспирантуры и проекта концепции, а также осуществлена оценка целесообразности реализации предлагаемого проекта.
Безусова Татьяна Алексеевна
В статье рассмотрен подход к организации стратегического менеджмента в системе непрерывного дополнительного образования. Автор предпринимает попытку построения модели качества непрерывного образования через призму теории качества и философии. Основу построенной модели составляет выявление всех заинтересованных сторон, исследование их требований к содержанию и качеству подготовки обучающихся (слушателей).
Донцов Александр Иванович, Донцов Дмитрий Александрович
Статья посвящена практическому методическому обоснованию современной психологопедагогической и социально-психологической парадигмы методов интерактивного обучения, внутригруппового структурирования, формирования и развития личности школьников, старшеклассников, студентов и других категорий учащихся в целостном образовательном и социально-развивающем процессе образования, воспитания и социализации. Рассматривается микрогрупповая технология (микрогрупповой подход), использующаяся, в частности, в качестве универсального средства осуществления развития психосоциальных (коммуникативных) качеств личности, социально-инклюзивного образования, группового сплочения и социальной адаптации в интерактивных формах — в любого рода группах и небольших коллективах. Психотехнология (метод, методика) микрогрупп рассматривается и понимается авторами и в качестве одного из путей развития и формирования практически любой малой группы (небольшого коллектива) в процессе внутригруппового общения, и как путь интенсивного развития и формирования межличностных и внутригрупповых отношений.
Юзефавичус Татьяна Анатольевна
В статье с позиций анализа современных образовательных реалий обосновывается необходимость обучения будущих учителей управлению педагогическими эрратарисками. В качестве условия успешности этого процесса рассматривается переход от традиционного к комплементарному способу освоения студентами содержания педагогического образования. Предлагается технология, позволяющая осуществить этот переход путём организации учебно-познавательной деятельности студентов, минимальной структурной единицей которой является учебная задача с комплементарным педагогическим содержанием, а минимальной единицей дидактической коммуникации — комплементарный учебный текст.
Залесский Михаил Львович
Рассматриваются и анализируются основные психологические проблемы, сопровождающие процесс социализации и адаптации студента в вузе. На основании результатов анализа обосновывается полезность использования возможностей социальных сетей и механизмов студенческого самоуправления для осуществления максимально быстрой и комфортной социализации и адаптации студента. В качестве примера продемонстрированы возможности социальной сети «ВКонтакте» для решения выявленных проблем.
Фёдорова Светлана Николаевна
В статье анализируется сущность этнокультурных образовательных технологий и возможности их применения в современном образовательном процессе. Подробно рассматривается процесс применения этнокультурных технологий на разных формах организации образовательной деятельности студентов: на лекцияхдемонстрациях, лекциях-дискуссиях, семинаре-аукционе. Анализируются деятельность клуба знатоков этнопедагогики и этнопсихологии, а также специфика проведения отдельных упражнений («Этноалфавит», «Девиз», «Этноколлажирование», ролевая игра «Съёмки фильма о народах»).
Ермолаева Жаннетта Евгеньевна
На современном этапе развития российского образования важной составляющей в формировании специалиста в области пожарной безопасности является формирование профессионально-коммуникативной компетенции. Для специалиста пожарнотехнического профиля практическую значимость имеют навыки и умения грамотного и эффективного использования языковых средств для извлечения, обработки, применения специальной информации в соответствии с потребностями профессионального общения.
Новикова Лариса Ивановна, Грибанская Елена Эдуардовна
В предыдущей статье мы рассказали об одной из синтаксических норм – о правилах согласования и управления. Продолжая разговор о нормах синтаксиса, поговорим о правилах построения простых и сложных предложений.
iedtech.ru
Журнал «Образовательные технологии» №2 2015 г.
Коган Ефим Яковлевич, Кутейницына Татьяна Григорьевна, Посталюк Наталья Юрьевна, Прудникова Виктория Аркадьевна
Авторы статьи представляют результаты исследования соответствия региональных систем профессионального образования требованиям рынков труда (по материалам Приволжского федерального округа). Очевидно: в большинстве регионов системы профобразования нацелены преимущественно на выполнение социальной, а не экономической функции. Ориентированность организаций среднего профессионального образования на взаимодействия с работодателями выше, чем у вузов.
Шепель Виктор Максимович
Автор представляет феноменологическую интерпретацию философии и обосновывает актуальность формирования философского склада мышления.
Мандель Борис Рувимович
Статья посвящена рассмотрению важного вопроса о применении современных инновационных технологий в образовании и открытых инноваций как части новой педагогической парадигмы и государственной политики в области образования.
Сергеев Сергей Фёдорович
Статья посвящена обсуждению методологических проблем электронного обучения, дидактическим вопросам использования перспективных сетевых и интернет-технологий для создания обучающих систем и тренажёров, основанных на методологических принципах неклассической и постнеклассической психологии и педагогики.
Остапенко Андрей Александрович
В статье — попытка автора на основе теории функциональных систем П. А. Анохина выявить системные соотношения между структурными и функциональными (процессуальными) компонентами образовательных систем, непротиворечиво определить и сопоставить основные понятия и определения, на которых выстраивается теория образовательных систем и процессов, и представить их в виде граф-схемы.
Belski Iouri
The growing pace of change in the 21st century has significantly reduced the lifetimes of many products and increased the pressure on companies to offer novel and improved products to customers on a perpetual basis. Since introducing its first model of the iPhone in 2007, Apple has been launching newer versions of iPhones at least once a year. Competitors of Apple have offered customers new mobile phones with similar regularity. The need for companies to innovate continuously has intensified the demand for skillful engineers and scientists. This demand has strengthened the expectation that university graduates must be capable of solving complex problems quickly and creatively. To make graduates more creative, academics turned their attention to ideation methods that can help students in enhancing their problem solving skills. As a result, many engineering and science programs became interested in Russian TRIZ (Theory of Inventive Problem Solving). Some of them even decided to introduce their students to TRIZ heuristics, which are commonly known as TRIZ tools.
Гагарин Александр Валерьевич
В статье автор определяет ключевую миссию учебной дисциплины «Планирование теоретического и эмпирического исследования» в подготовке магистра психологии посредством систематизации уже имеющихся теоретико-прикладной подготовки и опыта профессиональной деятельности и раскрывает дидактические и практические аспекты реализации дисциплины (целесодержательные, компетентностные, учебно-содержательные, структурно-организационные, образовательно-технологические, учебно-информационные, образовательно-рефлексивные, информационно-методические).
Егоров Олег Георгиевич
В статье рассматриваются методы, средства и подходы к языковой подготовке студентов, обучающихся в полиэтнической среде, внедрение аудиовизуальной методики в лингвистических и литературоведческих курсах.
Москаленко Ольга Валентиновна
Автор анализирует возможности презентации в преподавании учебных дисциплин в высшей школе. Обосновывается дифференциация презентаций, используемых в преподавании в высшей школе, плюсы и минусы их применения, даются психодидактические рекомендации.
Новикова Лариса Ивановна, Грибанская Елена Эдуардовна
Авторами представлены некоторые особенности и закономерности приопределении рода имён существительных, употреблении падежных окончаний. Предложены задания уровней А, В и С, позволяющие проверить себя в знании «культурных традиций» имён существительных и в умении правильно употреблять их в речи.
Жирков Олег Александрович
В статье рассматриваются предпосылки и практическая реализация инвариантной среды поддержки решений в слабоструктурированных проблемных ситуациях — электронный стратегический технотеатр для решения слабоструктурированных задач (одна из них — застройка территории). Иллюстрируется процесс многофакторной оценки вариантов внутригородской (точечной) застройки группой заинтересованных сторон. Сценарии проведения игротехнических сеансов реализуются режиссёром и аналитиком, игротехник организует взаимодействие экспертов-аналитиков (группы общественности) перед полиэкраном за столом электронного «мозгового штурма». В механизме свёртки экспертов-аналитиков используется модернизированный метод анализа иерархий.
Перед вами каталог «Высылаем по почте». В нём содержится информация о книгах образовательного назначения, которые имеются в наличии и могут быть высланы по почте. Заказы высылаются в течение 10 дней со дня поступления оплаты на наш расчетный счет, при условии, что заказ был оформлен правильно и без ошибок в адресе заказчика. Оформить и оплатить заказ можно в любом отделении банка или почты.
iedtech.ru
Журнал «Образовательные технологии» №3 2015 г.
Гомцян Овсеп Арамаисович, Ткач Дарья Сергеевна
В статье рассмотрены миссия университета как вектор в системе классического университетского образования, вызовы времени, их особенности. Представлена структура миссии на примере контент-анализа миссий конкретных университетов и выделены важные для миссии параметры.
Сафонов Александр Андреевич
В последние недели в университетском сообществе разгорелась дискуссия о плюсах и минусах обязательного государственного распределения выпускников-бюджетников на работу по специальности. Поводом к полемике стало предложение экспертов московского штаба Общероссийского народного фронта относительно обязательного распределения выпускников медицинских учебных заведений. Более радикальное предложение внёс лидер КПРФ Геннадий Зюганов, выступивший де-факто за восстановление советской системы.
Гневэк Ольга Владимировна, Горшкова Ирина Владимировна
В статье описываются и анализируются основные принципы обучения эссеистической деятельности, объединённые по принципу взаимодополнения и наличия очевидных внутренних связей. Выявленные принципы тождественны сисеме лингводидактических условий формирования, развития и совершенствования эссеистической деятельности.
Штейнберг Валерий Эмануилович
Визуальные дидактические инструменты должны создаваться с учётом того, что имеется в опыте человека и общества, то есть опираться на социокультурные и антропокультурные основания, реализовать универсальный метод логико-смыслового моделирования.
Артищева Елена Константиновна
Статья посвящена одному из малоизученных приложений педагогической диагностики — коррекции знаний студентов вуза. Представлена структура педагогической диагностики, позволяющая в полной мере реализовать корректирующую функцию. Дано описание авторского метода педагогической диагностики — теста коррекции знаний. Обсуждается концептуальная модель коррекции знаний студентов в вузе на основе педагогической диагностики. Доказывается системный характер коррекции знаний на основе педагогической диагностики.
Велединская Светлана Борисовна, Дорофеева Маргарита Юрьевна
В статье теоретические положения о системе взаимодействия в электронном обучении рассматриваются с практической точки зрения и иллюстрируются авторами на основе собственного опыта.
Стремнев Александр Юрьевич
В статье рассматриваются возможности системы HelpNDoc — программного средства для разработки учебных курсов пользователями, владеющими базовыми навыками работы на компьютере.
Новикова Лариса Ивановна
Нешуточные шекспировские страсти разыгрываются в повседневной жизни вокруг такой мирной категории русского языка, как склонение. Русский язык — язык склоняемых существительных и прилагательных. Во время появления первых памятников письменности проявлялись 5 типов склонений имён существительных, но в результате ряда исторических изменений у имени существительного в современном русском языке традиционно выделяются 3 типа склонения, то есть 3 типа изменения по числам и падежам.
iedtech.ru













