Журнальный зал. Журнал поэзии
Журнальный зал: Интерпоэзия, 2017 №2
Интерпоэзия
Международный журнал поэзии
№ 2 2017
ПОЭЗИЯВладимир Салимон Внутренний голос
Ирина Машинская Gymnopédies
Вадим Муратханов Невидимки
Михаэль Шерб Рассыпанные семена
Наталия Елизарова Голубой блокнот
Борис Кутенков Непоправимый свет
Андрей Фамицкий Школа
ПОЭЗИЯ ПРОЗЫЛилия Газизова Запах честной бедности
ПЕРЕВОДЫМирослав Лаюк Воздух Поэма Перевод с украинского Юрия Жуковского
Джеймс Джойс Поминки по Финнегану Отрывок Перевод с английского Ольги Брагиной. Вступительное слово Виталия Науменко
Ч. К. Уильямс Еврей на мосту Перевод с английского и вступительное слово Марины Эскиной
КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯЛилия Газизова «Песни любви и ненависти» О XII международном фестивале современной поэзии «Киевские лавры»
Виталий Науменко Книжный ряд О книгах Натальи Поляковой, Инги Кузнецовой, Хельги Ольшванг
«ИНТЕРПОЭЗИЯ» представляет журнал «ЭТАЖИ» (Бостон – Москва)Игорь Джерри Курас Над пасмурной землей
Анатолий Головков Нетленка
Сергей Пагын К мерцающей скворечне
Александр Феденко Последнее яблоко
Яна-Мария Курмангалина Московское время
magazines.russ.ru
Журнальный зал: Дети Ра
Сетевой журнал “Дети Ра” начинает свой проект "Представление петербургского журнала “Зинзивер”" Свежий номер«Дети Ра» — единственный в России ежемесячный толстый литературный журнал, посвященный ПОЭЗИИ. Журнал «Дети Ра» основан в 2004 году в Саратове. С 2011 года выходит под эгидой Союза писателей ХХI века (сайт www.writer21.ru).
Слово «Ра» имеет много толкований. Это и древнее название Волги, и Бог Солнца, и русский авангард. Все эти значения в той или иной степени применительны к названию журнала. Он возник на берегах древней реки, поэты — всегда дети Солнца, и печатаются в «Детях Ра» авторы, исповедующие не только силлабо-тонические принципы, но также ориентированные на поиск в поэзии, ищущие свое самовитое, авангардное слово.
Главный редактор — Президент Союза писателей ХХI века, кандидат филологических наук, член Союза писателей Москвы, русского Пен-центра, Правления Союза литераторов Москвы Евгений Степанов. Первый заместитель главного редактора — поэтесса, драматург, член Союза писателей России Анна Романюк. Заместитель главного редактора — поэт, литературовед, член Союза писателей ХХI века Владимир Коркунов. Заместитель главного редактора — поэт, литературный критик, член Союза литераторов России Юрий Милорава.
Издатель — Холдинговая компания «Вест-Консалтинг».
Адрес редакции:
Союз писателей ХХI века Бизнес-центр «Калейдоскоп» Россия, 115230, Москва, Хлебозаводской проезд, д. 7, стр. 9, офис № 12 (7 этаж) Редакция журнала «Дети Ра» Тел. (495) 978 62 75 Е-mail.: [email protected] Степанову Евгению Викторовичу
Редколлегия: Алексей Александров (Саратов), Юрий Беликов (Пермь), Сергей Бирюков (Галле, Германия), Александр Давыдов (Москва), Мария Бондаренко (Владивосток — Москва), Алексей Даен (Нью-Йорк, США), Константин Кедров (Москва), Кирилл Ковальджи (Москва), Андрей Коровин (Москва), Борис Марковский (Диммельзее, Германия), Евгений Минин (Иерусалим, Израиль), Юрий Милорава (Москва-Чикаго), Евгений Минин (Иерусалим), Арсен Мирзаев (Санкт-Петербург), Юрий Орлицкий (Москва), Сергей Попов (Воронеж), Елена Сафронова (Рязань), Андрей Тавров (Москва), Евгений Харитонов (Москва), Атнер Хузангай (Чебоксары), Элана (Саратов).
Журнал получил большую прессу. Опубликованы рецензии и отклики в таких изданиях, как «Новый мир», «НЛО», «Литературная учеба», «Экслибрис НГ», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Русская мысль», «Русский курьер», и во многих других.
Официальный сайт журнала www.detira.ru.
Редакция не имеет возможности вступать в переписку с авторами, но сообщает о своем решении (если оно положительное). Если в течение 5 недель мы не ответили, значит, рукопись редакцию не заинтересовала. Гонораров издание не выплачивает. С 2007 журнал выходит ежемесячно и Решением Совета учредителей размещен в Интернет-портале «Журнальный Зал». Журнал также размещен на порталах «Читальный зал» и «Мегалит».В журнале публикуются члены Союза писателей ХХI века. Уважаемым авторам, не входящим в СП ХХI века, редакция предлагает опубликоваться, если сама принимает такое решение. Самотек не рассматривается. Редакция вправе отказать в публикации любому автору. Редакция не имеет возможности вступать в переписку с авторами. Гонораров издание не выплачивает.
В феврале 2013 года вышел 100-й номер журнала. Каждый номер посвящен одному городу (региону). Вышли номера, посвященные Саратову, Тамбову, Самаре, Костроме, Красноярску, Новосибирску, Липецку, Иркутску, Перми, Екатеринбургу, Санкт-Петербургу, Москве, Нальчику, Нижнему Новгороду, Ставрополью, Удмуртии, русским литературным диаспорам Австралии, Берлина, Днепропетровска, Киева, Нью-Йорка, Парижа, Харькова, Хельсинки, поэзии Азербайджана, Бельгии, Болгарии, Израиля, Ирландии, Швеции и многих других стран и т. д. В журнале напечатаны такие авторы, как Дмитрий Авалиани, Максим Амелин, Геннадий Айги, Алексей Александров, Игорь Алексеев, Владимир Алейников, Виталий Амурский, Владимир Аристов, Сергей Арутюнов, Олег Асиновский, Павел Байков, Стенли Баркан, Татьяна Бек, Родион Белецкий, Юрий Беликов, Лариса Березовчук, Ольга Бешенковская, Игорь Болычев, Дмитрий Бобышев, Владимир Бояринов, нобелевский лауреат Иосиф Бродский, Дмитрий Быков, Михаил Бойко, Тамара Буковская, Михаил Бузник, Владимир Бурич, Сергей Бирюков, Николай Боков, Андрей Василевский, Светлана Василенко, Александр Вейцман, Игорь Виноградов, Алина Витухновская, Юрий Влодов, Анри Волохонский, Михаил Вяткин, Арон Гаал, Нина Горланова, Дмитрий Григорьев, Борис Гринберг, Николай Грицанчук, Андрей Грицман, Николай Гуданец, Данила Давыдов, Евгений Даенин, Анастасия Денисова, Аркадий Драгомощенко, Владимир Друк, Александр Еременко, Михаил Еремин, Ольга Ермолаева, Сергей Есин, Феликс Филипп Ингольд, Максим Замшев, Кристина Зейтунян-Белоус, Сергей Зубарев, Александр Кабанов, Константинос Кавафис, Алексей Караковский, Елена Кацюба, Константин Кедров, Бахыт Кенжеев, Владимир Климов, Юрий Кобрин, Даниэль Корбу, Александр Кондратов, Андрей Коровин, Анатолий Кобенков, Кирилл Ковальджи, Анна Кузнецова, Марина Кудимова, Анатолий Кудрявицкий, Константин Кузьминский, Марина Кулакова, Вячеслав Куприянов, Михаил Крепс, Павел Крючков, Максим Лаврентьев, Владимир Леонович, нобелевский лауреат Жан-Мари Гюстав Леклезио, Любомир Левчев, Рина Левинзон, Евгений Лесин, Слава Лен, Эдуард Лимонов, Света Литвак, Валерий Лобанов, Ольга Логош, Игорь Лощилов, Игорь Панин, Александр Петрушкин, Жак Превер, Салах Махди, Евгений Минин, Сергей Мнацаканян, Юрий Орлицкий, Олег Прокофьев, Александр Проханов, Александр Радашкевич, Леон Робель, Герхард Рюм, Наталья Рубанова, Марина Саввиных, Андрей Санников, Виктор Санчук, Роман Солнцев, Виктор Соснора, Дарья Суховей, Андрей Тавров, Александр Ткаченко, Тумас Транстремер, Наталья Фатеева, Александр Федулов, Евгений В. Харитоновъ, Алексей Хвостенко, Дмитрий Цесельчук, Александр Чернов, Евгений Чигрин, Иван Чудасов, Виктор Ширали, Владимир Шпаков, Данил Файзов, Михаил Файнерман, Феликс Чечик, Умберто Эко, Элана, Валентин Ярыгин и многие другие.
Основной профиль журнала — поэзия регионов России и русских диаспор за рубежом, различные стихотворные формы и жанры.
magazines.russ.ru
Журнальный зал: Зинзивер, 2011 №9(29) - Евгений Степанов
Литературно-художественный журнал 'Зинзивер', № 9 (29), 2011
Штудии
Евгений СТЕПАНОВ Литературовед, издатель. Родился в 1964 году в Москве. Президент Союза писателей XXI века. Живет в Москве.
ПОЭЗИЯ ТОЛСТЫХ ЖУРНАЛОВ: «НОВЫЙ МИР», «ДЕТИ РА», «ЗНАМЯ»
Нынешнее время переживает расцвет русской поэзии, причем в самых разных городах — в Москве и Санкт-Петербурге, Саратове и Тамбове, Киеве и Днепропетровске, Харькове и Перми, Нью-Йорке и Хельсинки, Екатеринбурге и Берлине, Воронеже и Новосибирске, Липецке и Владивостоке... Осознать в полной мере это можно будет, на мой взгляд, только спустя годы. Сейчас интенсивно идет процесс накопления поэтического материала. В настоящий момент в стране выходят десятки литературных журналов, в которых публикуются стихи — «Новый мир», «Знамя», «Дети Ра», «Крещатик», «Зинзивер», «Октябрь», «Дружба народов», «Сибирские огни», «Волга», «Волга-ХХI век», «Новый берег», «Москва», «Юность», «Новая юность», «Словолов», «Орфей», «Союз писателей», «Студия» и другие. Существуют специализированные журналы поэзии — «Арион», «Журнал ПОэтов», «Акт. Литературный самиздат», «Поэзия», «Воздух», «Черновик», «Интерпоэзия», интернет-издания «Другое полушарие», «45 параллель» и т. д. Часть из перечисленных журналов входит в наиболее известный Интернет-портал «Журнальный зал» (www.magazines.ru) — «Арион», «Новый мир», «Знамя», «Дети Ра», «Крещатик», «Октябрь», «Дружба народов», «Новая юность», «Сибирские огни», «Волга», «Новый берег», «Союз писателей», «Студия». «ЖЗ» — масштабное электронное хранилище отечественной литературы, репрезентативно представляющее тенденции русской изящной словесности, в том числе и в поэзии. Включив в свои ряды, например, такие своекоштные издания, как «Крещатик», «Дети Ра», «Интерпоэзия», «Союз писателей», «ЖЗ» открыл дополнительные возможности для легитимизации целого ряда непризнанных «толстожурнальным» мейнстримом поэтов. «ЖЗ» сократил очереди на публикации, фактически оздоровив литературный процесс — теперь поэтам не надо ждать годами новой публикации, ведь число изданий, входящих в престижный портал, увеличилось. [1] По сути, «ЖЗ» как продукт коммуникативной глобализации стал е д и н ы м гигантским литературным изданием, дающим читателю возможность на адекватную рецепцию происходящего в мире изящной словесности. Роль литературных журналов в жизни современного российского общества по-прежнему велика. Она сопоставима с «застойной» эпохой. Несмотря на то, что тиражи их значительно (в разы!) сократились, журналы читают в сети, прежде всего, на порталах «Журнальный зал», «Читальный зал» (www.reading-hall.ru) и «Мегалит» (www.promegalit.ru). Только портал «Журнальный зал» (где размещены и «Новый мир», и «Знамя», и «Дети Ра») посещают более 15 тысяч посетителей в день. Следовательно, говорить о том, что интерес к толстым журналам (и к поэзии в частности) исчез, неправомерно. Любой литературный журнал имеет свою политику, в том числе, свои критерии отбора поэтических текстов. По отдельности современные журналы (ни один из них!) не дают панорамную поэтическую картину, прежде всего, они формируют общественное мнение, фактически выстраивая иерархическую структуру в литературном мире. Так работают редакции. Так работают и литературные критики. К сожалению, не разработаны к р и т е р и и оценки современного поэтического текста — они субъективны (в том числе, конечно, и у автора этой статьи). В настоящий момент мы со всей очевидностью наблюдаем локальные референтные сообщества, которые пропагандируют определенные литературные группы, отдельные имена. В профессиональном цехе подавляющее большинство критиков — поэты, причем, поэты одаренные, имеющие ярко выраженные пристрастия и зачастую недюжинные организаторские способности, т. е. это люди, ф о р м и р у ю щ и е общественное мнение, формирующие его в связи с собственными представлениями о поэзии (что естественно) и в связи с собственной версификационной практикой. Критиков, регулярно и систематически пишущих о поэзии и не пишущих (не публикующих) стихи, единицы. Лев Аннинский, Роман Арбитман, Николай Богомолов, Павел Крючков, Владислав Кулаков, Алла Марченко, Андрей Немзер, Владимир Новиков, Наталья Иванова, Анна Сафронова (писала стихи раньше), Елена Трофимова, Сергей Чупринин. Кто еще? В основном же поэты взяли критическое ремесло в свои руки. Назовем (в алфавитном порядке) наиболее заметных — Михаил Айзенберг, Алексей Алёхин, Сергей Арутюнов, Дмитрий Бак, Александр Бараш, Сергей Бирюков, Мария Бондаренко, Татьяна Бонч-Осмоловская, Дмитрий Быков, Андрей Василевский, Евгения Вежлян, Людмила Вязмитинова, Мария Галина, Анна Глазова, Ирина Горюнова, Татьяна Грауз, Фаина Гринберг, Владимир Губайловский, Данила Давыдов, Евгения Доброва, Сергей Завьялов, Сергей Казначеев, Елена Кацюба, Константин Кедров, Бахыт Кенжеев, Кирилл Ковальджи, Андрей Коровин, Леонид Костюков, Геннадий Красников, Юрий Кублановский, Анна Кузнецова, Дмитрий Кузьмин, Илья Кукулин, Виктор Куллэ, Борис Кутенков, Максим Лаврентьев, Евгений Лесин, Станислав Львовский, Юрий Милорава, Арсен Мирзаев, Юрий Орлицкий, Алексей Парщиков, Вадим Перельмутер, Андрей Пермяков, Кира Сапгир, Ольга Седакова, Дарья Суховей, Дмитрий Тонконогов, Илья Фаликов, Наталья Фатеева, Евгений В. Харитоновъ, Сергей Цеплаков, Аркадий Штыпель, Андрей Щербак-Жуков, список можно продолжать. Формируют общественное мнение и отделы поэзии толстых литературных журналов. Цель этой статьи заключается не в анализе стихотворений, не в литературной полемике. В данном случае это бессмысленно. [2] Цель — выявить тенденции редакционной политики литературных журналов в области поэзии, прежде всего, «Нового мира», «Детей Ра» и «Знамени», журналов, где стихи печатаются наиболее часто и (по нашему мнению) резонансно.
«НОВЫЙ МИР»
«Новый мир» — один из старейших отечественных литературных журналов, выходит с 1921 года. Главный редактор — литературный критик и поэт, выпускник и преподаватель Литературного института им. А. М. Горького Андрей Василевский. В редколлегию (редакцию) входят: Андрей Василевский, Михаил Бутов, Руслан Киреев, Ольга Новикова, Павел Крючков (редактор отдела поэзии), Владимир Губайловский, Мария Галина, Сергей Костырко. «Новый мир» — общенациональный бренд, созданный поколениями российских (советских) писателей. Долгие годы журнал был печатным органом Союза писателей СССР. В каждом номере «Нового мира» печатается, как правило, пять стихотворных подборок. Основной ориентир «НМ» — традиционная силлабо-тоническая поэзия, развивающая традиции акмеизма и постакмеизма, традиции советской поэтической школы. Постоянные авторы журналы — поэты Александр Кушнер, Юрий Кублановский, Андрей Василевский, Евгений Рейн, Наум Коржавин, Анатолий Найман, Геннадий Русаков, Дмитрий Быков, Ирина Василькова, Бахыт Кенжеев, Алексей Цветков, Олег Хлебников, Ирина Ермакова, Александр Кабанов... «Новый мир», публикуя этих авторов, выстраивает свою иерархию литературного процесса, показывая свои преференции. [3] В круг поэтов «Нового мира» не входят многие другие известные авторы. Начиная с 2000 года, в этом журнале ни разу не напечатались такие поэты, как Белла Ахмадулина (уже умерла), Андрей Вознесенский (уже умер), Виктор Боков (уже умер), Юнна Мориц, Константин Ваншенкин, Игорь Шкляревский, Дмитрий Сухарев, Всеволод Некрасов (уже умер), Василий Казанцев, Виктор Соснора, Александр Ткаченко (уже умер), Алексей Хвостенко (уже умер), Анри Волохонский, Евгений Евтушенко, Юрий Влодов (уже умер), Сергей Мнацаканян, Татьяна Щербина, Дмитрий Цесельчук, Ры Никонова, Сергей Сигей, Елена Кацюба, Александр Скидан, Константин Кедров, Слава Лён, Александр Чернов, Рина Левинзон, Иван Жданов, Александр Ерёменко, Алексей Парщиков (уже умер), Сергей Бирюков, Юрий Беликов, Владислав Дрожащих, Андрей Санников... В этом списке и традиционалисты, и авангардисты, и региональные поэты, некоторые из которых давно стали живыми классиками. Иногда «Новый мир» печатает поэтов футуристических традиций, но это единичные акции, которые не меняют в целом редакционную политику. Мнение об авангардной поэзии недвусмысленно сформулировал на страницах «НМ» Андрей Василевский, назвав, в частности, поэзию Геннадия Айги «апологией мнимого». Политику «Нового мира» в области авангардной поэзии я бы сравнил с перескакиванием через ступеньку, когда замалчиваются целые поколения. Например, в журнале нет стихов постфутуристов Константина Кедрова, Елены Кацюбы, Сергея Бирюкова, Ры Никоновой, Сергея Сигея, но присутствуют стихов их младших коллег — Евгения В. Харитонова, Наталии Азаровой, Максима Бородина. Не печатает «Новый мир» метаметафористов Ивана Жданова, Александра Ерёменко, Алексея Парщикова (уже умер), но охотно публикует, например, поэта, идущего за ними в очевидном литературном фарватере — Евгения Чигрина. Не были опубликованы в «Новом мире» минималист Всеволод Некрасов, однако минималистские стихи опубликовал главный редактор Андрей Василевский, который в целом — как автор — не чужд формальных, игровых экспериментов. Как результат целые поэтические поколения оказываются вне поля зрения редакции. Ученики становятся более востребованными, чем учителя (авторы с мировыми именами). «Новый мир» дает определенный штрих к поэтической палитре современной России, проводя политику литературного центризма, избегая крайностей. Однако история литературы показывает, что крайности в поэзии также имеют непреходящее значение.
«ДЕТИ РА»
«Дети Ра» — литературный журнал поэзии и прозы, издающийся с 2004 года. Основан в 2004 году в Саратове. С 2011 года выходит под эгидой Союза писателей ХХI века. Издатель — Холдинговая компания «Вест-Консалтинг». Название журнала возникло не случайно. Слово «Ра» имеет много толкований. Это и древнее название Волги, и Бог Солнца, и русский авангард. Все эти значения в той или иной степени применительны к названию журнала, который возник на берегах древней реки. Поэты, по мнению редакции, — всегда дети Солнца, и печатаются в «Детях Ра» авторы, исповедующие не только силлабо-тонические принципы, но также ориентированные на поиск в поэзии, ищущие свое самовитое, авангардное слово. Главный редактор и соучредитель — литературный критик и поэт, кандидат филологических наук Евгений Степанов. Член редколлегии и соучредитель — поэт и автор-исполнитель Элла Бурдавицына (Элана). В редколлегию входят: Алексей Александров, Юрий Беликов, Сергей Бирюков, Александр Давыдов, Мария Бондаренко, Константин Кедров, Кирилл Ковальджи, Андрей Коровин, Борис Марковский, Евгений Минин, Юрий Милорава, Евгений Минин, Арсен Мирзаев, Юрий Орлицкий, Сергей Попов, Елена Сафронова, Евгений Степанов, Андрей Тавров, Евгений Харитонов, Атнер Хузангай, Элана. С 2004 по 2011 год опубликовано 83 номеров. Каждый выпуск журнала «Дети Ра» посвящен одному городу (региону). Вышли номера, посвященные Саратову, Тамбову, Самаре, Костроме, Красноярску, Новосибирску, Липецку, Иркутску, Перми, Екатеринбургу, Санкт-Петербургу, Москве, Нальчику, Нижнему Новгороду, Ставрополью, Удмуртии, русским литературным диаспорам Австралии, Берлина, Днепропетровска, Киева, Нью-Йорка, Парижа, Харькова, Хельсинки, поэзии Азербайджана, Бельгии, Болгарии, Израиля, Ирландии, Швеции и многих других стран и т. д. В журнале напечатаны такие поэты, как Дмитрий Авалиани, Максим Амелин, Геннадий Айги, Алексей Александров, Игорь Алексеев, Владимир Алейников, Виталий Амурский, Владимир Аристов, Сергей Арутюнов, Олег Асиновский, Павел Байков, Стенли Баркан, Татьяна Бек, Родион Белецкий, Юрий Беликов, Лариса Березовчук, Ольга Бешенковская, Игорь Болычев, Дмитрий Бобышев, Владимир Бояринов, Иосиф Бродский, Дмитрий Быков, Михаил Бойко, Тамара Буковская, Михаил Бузник, Владимир Бурич, Сергей Бирюков, Николай Боков, Андрей Василевский, Светлана Василенко, Александр Вейцман, Игорь Виноградов, Алина Витухновская, Юрий Влодов, Анри Волохонский, Михаил Вяткин, Арон Гаал, Дмитрий Григорьев, Борис Гринберг, Николай Грицанчук, Андрей Грицман, Николай Гуданец, Данила Давыдов, Евгений Даенин, Анастасия Денисова, Аркадий Драгомощенко, Владимир Друк, Александр Еременко, Михаил Еремин, Ольга Ермолаева, Феликс Филипп Ингольд, Максим Замшев, Кристина Зейтунян-Белоус, Сергей Зубарев, Александр Кабанов, Константинос Кавафис, Алексей Караковский, Елена Кацюба, Константин Кедров, Бахыт Кенжеев, Владимир Климов, Юрий Кобрин, Даниэль Корбу, Александр Кондратов, Андрей Коровин, Анатолий Кобенков, Кирилл Ковальджи, Анна Кузнецова, Марина Кудимова, Анатолий Кудрявицкий, Константин Кузьминский, Марина Кулакова, Вячеслав Куприянов, Михаил Крепс, Максим Лаврентьев, Владимир Леонович, Любомир Левчев, Рина Левинзон, Евгений Лесин, Слава Лён, Эдуард Лимонов, Света Литвак, Валерий Лобанов, Ольга Логош, Игорь Лощилов, Игорь Панин, Александр Петрушкин, Жак Превер, Салах Махди, Евгений Минин, Сергей Мнацаканян, Юрий Орлицкий, Олег Прокофьев, Александр Радашкевич, Леон Робель, Герхард Рюм, Наталья Рубанова, Марина Саввиных, Андрей Санников, Виктор Санчук, Роман Солнцев, Виктор Соснора, Дарья Суховей, Андрей Тавров, Александр Ткаченко, Тумас Транстремер, Наталья Фатеева, Александр Федулов, Евгений В. Харитоновъ, Алексей Хвостенко, Дмитрий Цесельчук, Александр Чернов, Евгений Чигрин, Иван Чудасов, Виктор Ширали, Владимир Шпаков, Данил Файзов, Михаил Файнерман, Феликс Чечик, Элана, Валентин Ярыгин и многие другие. Основной профиль журнала — поэзия регионов России и русских диаспор за рубежом. Регулярно печатались в «Детях Ра» Геннадий Айги, Анна Альчук, Валерий Прокошин, Татьяна Бек. И в этом издании свои приоритеты, своя шкала «ценностей». Постоянные автора журнала — Слава Лён, Константин Кедров, Елена Кацюба, Сергей Бирюков, Евгений Степанов, Евгений В. Харитоновъ, Марина Кудимова, Сергей Арутюнов, Андрей Коровин. Немало у «Нового мира» и «Детей Ра» — общих авторов. Например, Кирилл Ковальджи, Марина Кудимова, Андрей Коровин, Михаил Бузник, Владимир Захаров печатаются в обоих изданиях. В целом палитра жанров в «Детях Ра» несколько разнообразнее, чем в «Новом мире», но и здесь мы видим приоритет силлабо-тоники. 80% опубликованных в журнале поэтических текстов написаны регулярным стихом. Публикуются также верлибры (Вячеслав Куприянов, Юрий Милорава, Валерий Земских, Арсен Мирзаев, Наталья Никулина, Татьяна Виноградова, Евгений В. Харитоновъ, Павел Байков), палиндромы (Александр Бубнов, Константин Кедров, Елена Кацюба, Борис Гринберг, Вадим Гершанов, Фёдор Мальцев), визуальная поэзия (Лоренс Блинов, Валерий Шерстяной, Дмитрий Зимин, Михаил Лезин), моностихи (Сергей Бирюков, Татьяна Данильянц, Владимир Монахов Елена Зейферт, Любовь Красавина, Маргарита Аль), заумь (Сергей Бирюков, Ольга Зикрата, Арсен Мирзаев, Валерий Кислов, Петр Казарновский) и т. п. Журнал пытается представить разные тенденции русской поэзии, полагая, что обе традиции (силлабо-тоника и авангард) имеют право на существование.
«ЗНАМЯ»
«Знамя» — известнейший литературный журнал, выходит с 1931 года. Первоначально это было издание Литературного Объединения Красной Армии и Флота, а с 1934 по 1990 годы «Знамя» выходило под эгидой Союза писателей СССР. После полутора лет судебной тяжбы с СП журнал обрел независимость. Главный редактор — критик, доктор филологических наук Сергей Чупринин. В редколлегию (редакцию) входят: Наталья Иванова, Елена Холмогорова, Ольга Еромолаева (редактор отдела поэзии), Анна Кузнецова, Карен Степанян, Евгения Вежлян. Любопытный факт: в редакции «Знамени» работает три доктора филологических наук (Чупринин, Иванова, Степанян) и два кандидата филологических наук (Кузнецова, Вежлян). Ведущими поэтами «Знамени» можно смело назвать Александра Кушнера, Инну Лиснянскую, Константина Ваншенкина, Олега Чухонцева, Олесю Николаеву, Геннадия Русакова, Евгения Бунимовича, Веру Павлову, Владимира Гандельсмана, Михаила Айзенберга, Елену Фанайлову, авторов «Московского времени» Сергея Гандлевского, Бахыта Кенжеева, Алексея Цветкова. Из более молодого поколения печатаются Максим Амелин, Мария Степанова, Андрей Нитченко. Большой интерес редакция проявляет к региональным поэтам, в частности, авторами журнала являются Ирина Евса, Юрий Беликов, Виталий Кальпиди, Андрей Санников, Сергей Ивкин, Олег Дозморов, Александр Петрушкин, Янис Грантс, Дмитрий Машарыгин и многие другие. Соц-арт на страницах «Знамени» регулярно представляет Тимур Кибиров. «Знамя», также как «Новый мир», — журнал традиционной поэзии, придерживающийся центристской позиции, публикующий преимущественно авторов силлабо-тонический традиции. Верлибры, моностихи, визуалы, заумь, палиндромы (другие виды игровой поэзии) на страницах этого журнала трудно представимы. Более тридцати лет отделом поэзии журнала руководит Ольга Ермолаева, которая выстраивает свою иерархическую систему в мире литературы. Игнорируя целый ряд поэтов-авангардистов, «Знамя», надо отдать должное редакции, напечатало большие подборки выдающегося поэта-экспериментатора — Виктора Сосноры. Печатались здесь и Андрей Вознесенский, и Белла Ахмадулина. Все три перечисленных автора — для сравнения! — в 2000-е годы ни разу не печатались в «Новом мире». Безусловно, палитра представленных поэтических имен в «Знамени» значительно шире, чем в «Новом мире». В целом три перечисленных журнала, входя в «ЖЗ» и дополняя друг друга, дают достаточно панорамную картину современной русской поэзии.
Евгений СТЕПАНОВ
Литература. Примечания:
[1] См. об этом подробнее в: Евгений Степанов, Современная поэзия: тенденции начала XXI века, журнал «Дети Ра», № 9 (47), 2008, URL: http://www.magazines.ru[2] Хорошо по этому поводу высказался профессор Н. Тамарченко: «Критика — независимо от того, насколько она прогрессивна или консервативна, — всегда рассматривает произведение в свете определенного «социального заказа». Главный вопрос, на который она стремится ответить: какую актуальную идеологическую программу решает произведение и насколько «правильно» (для той категории читателей, которую представляет критик) она решается». Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика: Введение в курс. М.: Рос. Гос. гуманит. Ун-т, 2006. С. 26.[3] См. об этом подробнее в: Евгений Степанов, «Мы наш, мы “Новый мир" построим?», «Литературная газета», № 39-40 (6244) от 30.09.2009, URL: http//www.lgz.ru
magazines.russ.ru
Журнал поэзии Воздух — Look At Me
Пишу о журнале Воздух потому, что читаю его регулярно и с интересом, и думаю, что его стоит читать (по крайней мере в электронном варианте) всем, кто любит современную поэзию и готов искать, находить и познавать новое.
Предуведомление
Этот flow открывает серию материалов о поэзии и всем, что с ней связано. Темы следующих материалов (пока не выбрал в каком порядке, и все-таки): «Дебют», «Мат в поэзии», «Поэты-бренды», «Современная классика», «Молодой авангард».
Эпиграф
Каждый номер журнала открывают слова Мандельштама:
Все стихи я делю на разрешенные и написанные без разрешения.
Первые — это мразь, вторые — ворованный воздух.
Идея
В первом номере журнала, главный редактор Дмитрий Кузьмин раскрывает понимание поэзии, лежащее в основе журнала: «Права на существование заслуживают стихи, предлагающие читателю некоторое новое знание и понимание о мире вокруг человека и о мире внутри человека», а также высказывает отношение к «поэтическому сегодня»: «Ствол русской поэзии на протяжении XX века интенсивно ветвился, и в итоге разброс художественных стратегий оказался чрезвычайно велик. Последние полвека в русской поэзии — эпоха исключительного богатства и разнообразия».
Что пишут
-
«Воздух» приятно держать в руках. Листать. Останавливаться на одной, другой странице. Вчитываться. Изредка – перечитывать… Ну да, далеко не всё тут на века. В томике классика из классиков, скажем прямо, шедеврально не многое, что уж говорить о ежеквартальном «толстяке», ориентированном на поэзию? Если все стихи равны по «качеству», думается, что «качество» не так высоко. Когда же выстраивается синусоида или просто кривая, есть от чего оттолкнуться. (А. Депланьи, НГ Exlibris)
-
«(Кузьмин) полагает, что поэзия не деградирует от Золотого века к Серебряному и далее, а наоборот, прогрессирует. Прогресс определяется разнообразием поэтик. Соглашаться с этим или нет, зависит от того, как человек смотрит на состояние современного общества в целом. Если он считает, что мы находимся сейчас в Кали-Юга, в эпохе наибольшего погружения человеческого духовного вещества в материю, то, конечно, от этого разнообразия поэтик ему ни горячо, ни холодно, они всё равно что мыльные пузыри для него (К. Медведев)
-
…оформлен журнал нейтрально: никаких дизайнерских изысков. Фиолетовая обложка, вероятно, концептуальная инверсия оранжевой обложки журнала «Арион». На презентации Кузьмин открыто объявил «Воздух» альтернативой нынешнему «Ариону». Внутри — разумеется, никаких иллюстраций, только текст, хотя в «Живом Журнале» обсуждается возможность размещения на страницах следующих номеров журнала «литературных» комиксов. (Н. Миронов, Show off #4)
Содержание
Художественные тексты подразделяются на «Дышать» (поэзия), «Перевести дыхание» (проза) и «На один вдох» (поэтические миниатюры). Критика представлена в разделе «Состав воздуха», в который пишет, и, видимо, будет писать, Данила Давыдов, известный поэт «вавилонского» круга.
На страницах журнала представлены поэты разных поэтических поколений и школ. Имена наиболее известных авторов вынесены на обложку (в числе которых в разное время были такие авторы, как: Алексей Цветков, Елена Фанайлова, Геннадий Айги, Елена Шварц, Николай Кононов, Виктор Кривулин, Борис Херсонский, и др.)
Последний (свежий) номер
Здесь я хочу разместить несколько стихотворений, особенно меня тронувших. Не знаю уж насколько это законно, но если что — автор всегда может оставить комментарий с просьбой удалить.
…
однажды солнце село навсегда
особенно неистовствовал дворник
он клялся что взойдет-таки во вторник
но не взошло а ведь уже среда
мы поначалу стали делать вид
что в сущности не тяготимся этим
и лицемерно объясняли детям
что солнце есть и что оно горит
но вот работник лома и метлы
отчаявшись терпеть и как бы в шутку
нам объявил сложив приборы в будку
что жизнь прошла что мы теперь мертвы
и стало жалко тратить пот и труд
и стало слышно в тихом плеске леты
как маленькие детские скелеты
в песочнице совочками скребут
…
дома упёрлись в тучи и молчат
в них полночь отмечают человечью
в логу волчится вывела волчат
и мучится что не владеет речью
как объяснить что рождены в чужой
стране зверей как передать потомку
что через поле движется межой
судьба с дробовиком наизготовку
когда бы говорить она могла
и если б ей язык а детям уши
то речь её как чёрная игла
пронзила бы их маленькие души
пускай в лесу барсук на речке бобр
лось на лугу и дичь повсюду летом
но если мир на первый взгляд и добр
ты волк ему не забывай об этом
Алексей Цветков
…
в понедельник она весь день бегает по делам
на разных станциях видит нищих
с плакатами, написанными одним почерком
на одинаковых неровных картонках:
помогите, умирает трёхлетний сын.
помогите, умирает трёхлетняя дочь.
помогите, дочь умерла, осталось трое детей.
маркетинг, маркетинг, – думает она, – суки, суки,
будьте вы прокляты, – думает,– ненавижу.
почему я работаю, а вы нет? едва успевает
забежать в последний вагон, включает iPod,
хватается за поручень, закрывает глаза.
в пятницу едет тем же маршрутом.
подаёт всем троим, быстро, не глядя.
потому что выходные, восьмое марта,
мальчик с работы, Real McCoy, два мохито,
B-52, Джеймисон безо льда, четыре текилы, –
и вот она уже верит, что Он её различает
по смятым её купюрам, влажным от пота,
по этим её горячим, быстрым бумажкам.
сделает так, что мальчик захочет замуж,
и троих детей с голубыми глазами,
и они будут жить в доме с мансардой
где-нибудь у самого синего моря.
никогда уже ей не придётся бегать
с утра до вечера по делам, в понедельник.
никогда не придётся стоять с картонкой.
Станислав Львовский
…
В автобусе желтом по мертвым полям
Трясутся, в ознобе прижавшись к стеклу,
В прозрачных деревьях кусты по краям,
Как будто они проглотили иглу.
Но чавкает глина и выплюнет кость,
И рыба в холодной плывет вышине,
Перчатки без пальцев повесив на гвоздь,
Она – как кондуктор на этой войне.
Не больно, не страшно смотреть в пустоту.
А лампа коптит, выгорая на треть,
А месяц бессменно торчит на посту,
На звезды свои продолжая смотреть.
В автобусе желтом, как зайцы, сидят,
Поют «Наутилуса» в черном окне.
Их завтра крестьяне найдут и съедят,
Их сварят с картошкой в январском огне.
По мертвым полям набирая разбег
Сквозь город, который растаял как дым,
За рыбой, глотающей облачный снег,
Они возвращаются к звездам своим.
Алексей Александров
…
тапки на босу ногу, халат на плечи,
как обычно ночью, как никогда тверёзый
вдруг ощутишь, что больше заняться нечем
выйдешь на лоджию и обнаружишь… звёзды
сколько лет небесный атлас глаза листают
но моральный закон немотствует, Кант свидетель
если где на свете есть хорошо местами
пусть туда с Колымы откинутся наши дети
помнишь, по морю плыли, ведомые волей высшей
наконец ковчег, на скалу напоровшись, треснул
звери вышли на сушу, и люди на сушу вышли
разбрелись кто куда, и сделалось в мире тесно
время мира времени войн тяжелее вдвое
на войне как в тире, напротив всегда мишени
на прикладе зарубку, дружок, поспеши спроворить
что одним вычитанье, другим всё одно сложенье
относительность, в общем, настала, Эйнштейн не скажет
объясни, отчего небрит, своему ребёнку
стены рухнули, склон Арарата зверьми загажен
и куски обшивки бомжи снесли в приёмку
может это, Постум, зряшные разговоры
может, снова в калашный ряд не по чину въехал
но когда душа задыхается каждой порой
в глубине вещей боль ее прорастает эхом
докури бычок, улыбнись на прощанье звёздам
реже спи, не храни патроны в картонной пачке
не свисти о том, что в провинции чистый воздух
на столе редис и в сортирном бачке заначка
Сергей Трунёв
Ссылки
Страница на литкарте: http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/
www.lookatme.ru







