Бухгалтерский учет в организации. Журнал проводок бухгалтерский учет рк
Бухгалтерия Казахстана для начинающих - Учет основных средст в бухгалтерии
Для учета основных средств используются счета подраздела 2410. В учете они должны отражаться по группам. Соответственно в рабочем плане счетов они представлены следующим образом:
2411 - Земля;2412 - Здания и сооружения;2413 - Машины и оборудование, передаточные устройства;2414 - Транспортные средства;2415 - Прочие основные средства.
Подраздел 2500 Биологические активы:
2510 - Растения;2520 - Животные.
Счета активные. Сальдо в дебете показывает стоимость основных средств на начало и конец месяца. В дебете так же отражается поступление основных средств, а в кредите выбытие. На этих счетах основные средства учитываются по первоначальной или текущей стоимости в процессе всего срока их эксплуатациии. Первоначальная стоимсоть основных средств определяется при:
| Содержание хозяйственной операции | Дебет | Кредит |
| При внесении учредителями основных средств в счет их вклада в уставный капитал | 2411-2415 | 5030 |
| При изготовлении или приобретении их за плату | 2411 -2415 | 3310 |
| При получении объектов от других лиц безвозмездно | 2411-2415 | 6280 |
Выбытие основных средств.
Пример:
Согласно Акта о списании станка №3 от 14.06.2010: Первоначальная стоимость станка 83 000 тенге. Приобретен станок 15.03.2002. Годовая норма износа 10%. Согласно накладной №22 на материальный склад принят лом от списанного объекта на 3 000 тенге. Согласно наряда: Зарплата за демонтаж станка 5 000 тенге, соц. налог 550 тенге.
Отразить на счетах выбытие объект ОС, оформить справкой бухгалтерии.
Справка бухгалтерии к Акту №3
1. Размер износа выбывающего объекта
С апреля 2002 по июнь 2010 года срок эксплуатации составил 8 лет + 2 месяца (май, июнь):
(10% х 8 лет) + (0,8333 х 2 месяца) = 81,6666% 80% 1,6666
2. Сумма износа за время эксплуатации
(83 000 х 81,6666) / 100 = 67 783 тенге
3. Остаточная стоимость объекта
83 000 - 67 783 = 15 217 тенге.
Проводка по счетам:
| Содержание | Дебет | Кредит | Сумма |
| Износ выбывающего объекта | 2422 | 2413 | 67 783 |
| Остаточная стоимость объекта | 7410 | 2413 | 15 217 |
| Начислена зарплата за демонтаж | 7410 | 3350 | 5 000 |
| Начислен соц.налог | 7410 | 3150 | 550 |
| Оприходован лом | 1316 | 6210 | 3 000 |
Пример 2
Акт приемки-передачи ОС №4 от 14.06.2010 Выбывает в порядке реализации автомобиль. Текущая стоимость 125 000 тенге. Приобретен в декабре 2006 года. Реализационная стоимость 100 000 тенге. Годовая норма износа 15%.
Отразить на счетах выбытие основных средств. Оформить справкой бухгалтерии.
1. Размер износа выбывающего объекта
С января 2007 года по июнь 2010 года 3 года + 5 месяцев
(15% х 3 года) + (1,25 х 5 месяцев) = 51,25% 45% 6,25%
2. Сумма износа за время эксплуатации
(125 000 х 51,25) / 100 = 64 063 тенге
3. Остаточная стоимость объекта
125 000 - 64 063 = 60 937 тенге.
Проводка по счетам:
| Содержание | Дебет | Кредит | Сумма |
| Износ выбывающего объекта | 2423 | 2414 | 64 063 |
| Остаточная стоимость объекта | 7410 | 2414 | 60 937 |
| Реализационная стоимость | 1210 | 6210 | 100 000 |
Пример 3
Акт приемки-передачи ОС №5 от 14.06.2010 Передан безвозмездно в детский дом мебельный гарнитур. Первоначальная стоимость 150 000 тенге. Приобретен в сентябре 2009 года. Годовая норма износа 8%.
Отразить на счетах выбытие основных средств. Оформить справкой бухгалтерии.
1. Размер износа выбывающего объекта
С октября 2009 года по июнь 2010 года 9 месяцев
(8 / 12 = 0,6667) х 9 месяцев) = 6,0003
2. Сумма износа за время эксплуатации
(150 000 х 6,0003) / 100 = 9 000 тенге
3. Остаточная стоимость объекта
150 000 - 9 000 = 141 000 тенге.
Проводка по счетам:
| Содержание | Дебет | Кредит | Сумма |
| Износ выбывающего объекта | 2424 | 2415 | 9 000 |
| Остаточная стоимость объекта | 7410 | 2415 | 141 000 |
Учет доходов и расходов от выбытия основных средств.
С выбытием основных средств возникают как доходы так и расходы.В расходы включаются: - Остаточная стоимость выбывающих основных средств; - Затраты связаные с их демонтажем.
Доходы включают в себя: - Материальные ценности оприходованные после ликвидации основных средств; - Реализационная стоимость продаваемых основных средств.
Расходы связанные с выбытием ОС учитываются на счете 7410, счет активный, по дебету накапливается, а по кредиту списывается при закрытии счета. В конце месяца все счета доходов закрываются и списываются на счет 5610, поэтому счет 7410 остатков не имеет и в балансе не отражается.
Учетные регистры: Журнал-ордер №12 - аналитические данные; Журнал-ордер №14 - синтетические данные (обороты по кредиту счета в дебет счетов). Заполняется журнал-ордер на основании актов о приемки-передачи ОС, актов о списании ОС и справок к ним.
Доходы от выбытия учитываются на счете 6210, счет пассивный, по кредиту накапливается, по дебету списывается при закрытии счета. Доходы так же списываются на счет 5610.
Учетным регистром счета 6210 является журнал-ордер №12 (синтетические и аналитические данные). Составляется на основании справок к актам приемки-передачи и списания.
Корреспонденция счетов:
| Содержание хозяйственной операции | Кредит | |
| Остаточная стоимость выбывающих основных средств | 7410 | 2410 |
| Затраты на демонтаж: | ||
| заработная плата за демонтаж | 7410 | 3350 |
| соц. отчисления | 7410 | 3150/3210 |
| Закрытие счета 7410. списываются расходы от выбытия ОС | 5610 | 7410 |
| Оприходованы материальные ценности от ликвидации ОС | 1310 | 6210 |
| Реализационная стоимость проданных ОС | 1210 | 6210 |
| Закрытие счета 6210. Списываются доходы от выбытия ОС | 6210 | 5610 |
b-uchet.kz
Бухгалтерский учет
- 06.06.2018
МСФО (IFRS) 16 «Аренда»
- 03.11.2017
МСФО (IFRS) 15 Выручка по договорам с покупателями
- 13.10.2017
Приобретение основных средств и оборудования
- 25.07.2017
PRO принятие нематериального актива к учету в «1С:Бухгалтерии 8 для Казахстана», ред.3.0
- 06.06.2017
PRO настройку параметров учета 1С:Бухгалтерии 8 для Казахстана, ред. 3.0
- 04.05.2017
PRO настройку учетной политики по налоговому учету в 1С:Бухгалтерии 8 для Казахстана
- 31.03.2017
PRO настройку учетной политики по бухгалтерскому учету в программе «1С:Бухгалтерия 8 для Казахстана», ред.3.0
- 28.03.2017
PRO настройку учетной политики по персоналу в программе «1С:Бухгалтерия 8 для Казахстана», ред. 3.0
- 30.11.2016
МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»
- 29.11.2016
МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
- 28.11.2016
МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»
- 28.11.2016
Учет прямых расходов производства в конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана»
- 14.11.2016
МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»
- 13.11.2016
МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию»
- 12.11.2016
МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление»
- 12.11.2016
МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»
- 11.11.2016
МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия»
- 10.11.2016
МСФО (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность»
- 09.11.2016
МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным программам»
- 08.11.2016
МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»
- 08.11.2016
МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям»
- 08.11.2016
МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов»
- 08.11.2016
Учет нематериальных активов
- 07.11.2016
МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»
- 06.11.2016
МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»
- 05.11.2016
МСФО (IAS) 18 «Выручка»
- 05.11.2016
МСФО (IAS) 17 «Аренда»
- 05.11.2016
МСФО (IAS) 16 «Основные средства»
- 04.11.2016
МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»
- 03.11.2016
МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство»
- 03.11.2016
МСФО (IAS) 10 «События после отчетного периода» - 02.11.2016
МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»
- 02.11.2016
МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»
- 02.11.2016
МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»
- 01.11.2016
МСФО (IAS) 2 «Запасы»
- 01.11.2016
МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»
- 28.10.2016
Запасы (товары, материалы, продукция)
- 12.10.2016
Учет расчетов с покупателями и заказчиками
- 05.10.2016
Проверка отчета о движении денежных средств в конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана»
- 20.09.2016
Учет взаиморасчетов с подотчетными лицами
- 16.09.2016
Кредиты и займы
- 13.09.2016
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
- 24.08.2016
Учет расходов будущих периодов в конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана»
- 30.06.2016
PRO встречный выпуск продукции
- 13.06.2016
Проведение инвентаризации ТМЗ в конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана»
- 08.06.2016
PRO отражение операций по комплектации и разукомплектации в конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана»
- 24.05.2016
PRO учет переработки собственного сырья силами сторонней организации
- 23.05.2016
PRO производство продукции из давальческого сырья
- 06.05.2016
PRO оформление доверенности в конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана»
- 05.05.2016
PRO списание основного средства в конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана»
pro1c.kz
Бухгалтерия Казахстана для начинающих - Двойная запись и корреспонденция счетов
Одним из основных приемов бухгалтерского учета является двойная запись. Сущность ее заключается в том, что каждая хозяйственная операция обязательно записывается в дебете и кредите разных счетов одинаковой суммой.
Существует 4 типа хозяйственных операций:
1 тип. Операции отображают поступление средств на предприятие. В бухгалтерском учете поступившие средства обязательно отражаются по составу - что поступило, и по источникам - откуда поступило. Поэтому каждая такая операция должна отразиться и на активном и на пассивном счете причем оба счета увеличиваются.
+ А + П
Увеличение на активных счетах показывается в дебете, а увеличение на пассивных счетах в кредите. Следовательно, операции 1- го типа обязательно записываются в дебете активных счетов и в кредите пассивных.
Пример.
1. От поставщика поступило сырье на сумму 20 000 тенге.
Дт (Сырье и материалы) - 20 000 тенге
Кт (Расчеты с постащиками) - 20 000 тенге.
2. На текущий счет поступили денежные средства в виде заема 500 000 тенге.
Дт (Текуий счет) - 500 000 тенге
Кт (Кредиты) - 500 000 тенге.
2 тип. В этом случае опреации отображают выбытие средств из предприятия и опять же необходимо показать в учете что выбыло и какой источник уменьшился, следовательно, эти операции так же отражаются на активном и пассивном счетах, причем счета уменьшаются.
- А - П
Уменьшение на активном счете показывается в кредите, а уменьшение пассивного - в дебете.
Пример.
1. С текущего счета оплачено поставщикам за материалы 20 000 тенге.
Дт (Расчеты с поставщиками) - 20 000 тенге
Кт (Текущий счет) - 20 000 тенге.
2. Из кассы выдана заработная плата в размере 200 000 тенге.
Дт (Расчеты по оплате труда) - 200 000 тенге
Кт (Касса) - 200 000 тенге.
3 тип. В этом типе показывается движение средств внутри предприятия, при этом источники не меняются, меняется только состав средств, т.е. одна группа увеличивается, а другая уменьшается на эту же сумму. Эти операции отображаются только на активных счетах.
+ А - А
Тот счет который увеличивается отображается в дебете, а тот который уменьшается в кредите.
Пример.
1. С текущего счета в кассу на з/п и нужды 300 000 тенге
Дт (Касса) - 300 000 тенге
Кт (Текущий счет) 300 000 тенге.
2. Из кассы выдано на командировачные расходы 5 000 тенге
Дт (Расчеты с подотчетными лицами) - 5 000 тенге
Кт (Касса) - 5 000 тенге.
4 тип. Здесь отображаются изменения только источников, состав не меняется. При этом один источник увеличивается, а другой уменьшается на одну и туже сумму. Опреация отражается только на пассивных счетах.
+ П - П
Увеличение пассивного счета отображается в кредите, соответственно уменьшение в дебете.
Пример.
1. Распределена прибыль в резерв в размере 74 000 тенге.
Дт (Прибыль) - 74 000 тенге
Кт (Резерв) - 74 000 тенге.
Во время двойной записи во взаимодействие вступают определенные счета, эти счета называются корреспондирующими.
Корреспонденция счетов - это взаимосвязь между счетами во время двойной связи.
Корреспонденция счетов бывает простая и сложная:
Простая корреспонденция. При простой корреспонденции операция записывается в Дт одного счета и в Кт другого, т.е. в корреспонденцию вступают два счета.Сложная корреспонденция. При сложной во взаимосвязь вступают несколько счетов, т.е. дебитуется один счет, кредитуется несколько, так же может быть и наоборот дебитоваться несколько, а кредитоваться только один.
Пример.
1. От поставщика поступили материалы на сумму 10 000 тенге и запчасти на сумму 5 000 тенге.
Дт (Сырье Материалы) - 10 000 тенге
Дт (Запчасти) - 5 000 тенге
Кт (Расчеты с поставщиками) - 15 000 тенге.
2. Из заработной платы удержаны пенсионные отчисления 2 000 тенге, индивидуальный подоходный налог 1 000 тенге, алименты 500 тенге.
Дт (Задолженность по оплате труда) - 3 500 тенге
Кт (Обязательства по пенсионным отчислениям) - 2 000 тенге
Кт (ИПН) - 1 000 тенге
Кт (Прочая кредиторская задолженность) - 500 тенге
На практике корреспонденция называется проводкой по счетам.
b-uchet.kz
| УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ | |||||||||
| Корреспонденция счетов, применяемых при учете нематериальных активов | |||||||||
| № | Операция | Корреспонденция счетов КСБУ | Корреспонденция счетов МСФО | ||||||
| дебет | кредит | дебет | кредит | ||||||
| Поступление нематериальных активов | |||||||||
| 1 | Приобретены НМА у поставщика | ||||||||
| * отражена покупная стоимость | 101-103, 105, 106 | 671 | 2730 | 3310, 4110 | |||||
| * принят к зачету НДС | 331 | 671 | 1420 | 3310, 4110 | |||||
| Примечание; не принимается к зачету НДС по НМА, не используемым в предпринимательской деятельности | |||||||||
| * произведена оплата поставщику | 671 | 421-452 | 3310, 4110 | 1010, 1030 | |||||
| 2 | Приобретены НМА у физического лица | ||||||||
| * на договорную стоимость | 101-103, 105, 106 | 687 | 2730 | 3390 | |||||
| 3 | Приобретены НМА у дочерних, ассоциированных или совместных организаций | ||||||||
| * на покупную стоимость | 101-101, 105, 106 | 641-641 | 2730 | 3320, 3330 | |||||
| * принят к зачету НДС | 331 | 641-643 | 1420 | 3320, 3330 | |||||
| 4 | НМА получены безвозмездно | 101-103, 105, 106 | 726, 727 | 2730 | 6220, 6230 | ||||
| Примечание: НДС не подлежит отнесению в зачет по безвозмездно полученному имуществу | |||||||||
| 5 | НМА приобретены но бартеру | ||||||||
| * отражена стоимость приобретения | 101-103, 105, 106 | 671, 641-643 | 2730 | 3310- 3330 4110 | |||||
| * принят к зачету НДС | 331 | 671,641-643 | 1420 | 3310-3330, 4110 | |||||
| * зачтены взаимные обязательства | 671,641- 643 | 301 | 3310-3330, 4110 | 1210-1230, 2110-2130 | |||||
| 6 | Приобретены НМА за иностранную валюту | ||||||||
| * отражена таможенная стоимость | 101-103, 105, 106 | 671,641-643 | 2730 | 3310-3330, 4110 | |||||
| * отнесены на стоимость приобретенных ОС таможенные пошлины и невозмещаемые налоги | 101-103, 105, 106 | 639 | 2730 | 3230 | |||||
| * отнесены на стоимость приобретенных ОС суммы оплаты таможенных процедур | 101-103, 105, 106 | 671 | 2730 | 3310-3330, 4110 | |||||
| * уплачен НДС на таможне | 633 «НДС на таможне» | 441,431, 451, 452 | 3130 «НДС на таможне» | 1010, 1030 | |||||
| * принят к зачету уплаченный НДС | 331 | 633 «НДС на таможне" | 1420 | 3130 «НДС на таможне" | |||||
| * сумма зачетного НДС отнесена в уменьшение платежей по НДС | 633 | 331 | 3130 | 1420 | |||||
| Примечание: начисление и уплата НДС при применении метода зачета производятся посредством двух последних проводок | |||||||||
| 7 | НМА отражены в качестве взноса в уставный капитал по согласованной стоимости | 101-103, 105, 106 | 511 | 2730 | 5020 | ||||
| 8 | НМА созданы собственными силами | ||||||||
| * получен займ под проект | 441, 431 | 601-603 | 1010, 1030 | 3010, 3020, 3050, 4010-4030 | |||||
| * начислена заработная плата работ- | 126 | 681 | 1340, 2930 | 3350 | |||||
| * начислены соцналоги соц.отчисления | 126 | 635, 687 | 1340, 2930 | 3150, 3210 | |||||
| * начислены расходы по вознаграждению | 126 | 684 | 1340, 2930 | 3380, 4160 | |||||
| * объект введен в эксплуатацию | 101-103, 105, 106 | 126 | 2730 | 1340, 2930 | |||||
| 9 | В стоимость любым способом поступившего НМА включаются расходы по приведению его в рабочее состояние, например: | ||||||||
| - затраты на вознаграждение работникам, непосредственно участвующим в приведении НМА в рабочее состояние | 101-103, 105, 106 | 681 | 2730 | 3350 | |||||
| - налоги на вознаграждения работникам | 101-103, 105, 106 | 635, 687 | 2730 | 3150, 3210 | |||||
| - затраты на профессиональные услуги в области приобретенных НМА | 101-103, 105, 106 | 671, 687 | 2730 | 3210, 3310-3330, 4110 | |||||
| 10 | Отражается положительный гудвилл | 105 | 687 | 2710 | 3210 | ||||
| Выбытие нематериальных активов | |||||||||
| 1 | НМА реализованы за плату: | ||||||||
| * списана остаточная стоимость | 841 | 101-103, 105,106 | 7410 | 2730 | |||||
| * списан накопленный износ | 111-116 | 101-103, 105, 106 | 2730 | ||||||
| * списана оставшаяся сумма переоценки | 541 | 561 | 5320 | 5410 | |||||
| * покупателю предъявлен счет-фактура | 301 | 721 | 1210 | 6210 | |||||
| * начислен НДС | 301 | 633 | 1210 | 3130 | |||||
| * получена оплата | 421-452 | 301 | 1010, 1030 | 1210 | |||||
| 2 | Ликвидация НМА по обычным основаниям | ||||||||
| * списана ликвидационная стоимость | 841 | 101-103, 105, 106 | 7410 | 2730 | |||||
| * списан накопленный износ | 111-116 | 101-103, 105, 106 | 2740 | 2730 | |||||
| Инвентаризация, хищения нематериальных активов | |||||||||
| 1 | При инвентаризации выявлены неучтенные НМА | ||||||||
| - на стоимость согласно акту оценки (при невозможности восстановления документов по приобретению обнаруженных НМА) | 101-103, 105, 106 | 727 | 2730 | 6280 | |||||
| 2 | При инвентаризации выявлена недостача НМА | ||||||||
| * списана остаточная стоимость, предъявленная к взысканию | 334 | 101-103, 105, 106 | 1250 | 2730 | |||||
| * списана сумма начисленного износа | 111-116 | 101-103, 105, 106 | 2740 | 2730 | |||||
| * списана сумма, не покрытая износом, и сумма, удержанная с виновных | 841 | 101-103, 105, 106 | 7410 | 2730 | |||||
| 3 | Хищение ОС | ||||||||
| * списан накопленный износ | 111-116 | 101-103, 105,106 | 2740 | 2730 | |||||
| * списана остаточная стоимость | 821 | 101-103, 105,106 | 7410 | 2730 | |||||
| * начислен НДС | 821 | 633 | 7410 | 3130 | |||||
| Примечание: в случае открытия уголовного дела списание НМА производится при условии получения от органов следствии справки о закрытии уголовном дела | |||||||||
| Переоценка нематериальных активов | |||||||||
| 1 | Переоценка | ||||||||
| * отражена величина переоценки при увеличении первоначальной стоимости | 101-103, 105, 106 | 541 | 2730 | 5320 | |||||
| * отражена величина переоценки при уменьшении первоначальной стоимости | 541 | 101-103, 105, 106 | 5320 | 2730 | |||||
| * откорректирован износ | 541 | 111-116 | 5320 | 2740 | |||||
| * списана переоценка (частично в процессе использования и вся в момент выбытия НМА) | 541 | 561 | 2740 | 5410 | |||||
| 561 | 541 | 5410 | 5320 | ||||||
nashaucheba.ru
Уроки по бухгалтерскому учёту - bestbuhgalter.com
Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 1 01 Бухгалтерский учет История бухгалтерского учёта
Откуда появился бухгалтерский учёт? Лука Пачоли – основатель современного бухгалтерского учёта. Бухгалтерский учёт на основе двойной записи был впервые введён в коммерческую практику в Венеции в конце XIII в. Систематическое изложение учёта по методу двойной записи было дано в классической работе итальянского математика Л. Пачоли в 1494: статья «Трактат о счетах и записях» входила в предисловие к энциклопедии по математике». Принципы бухгалтерского учёта – принцип начисления, непрерывности деятельности предприятия. Нормативные документы, применяемые бухгалтерами.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 1 02 Бухгалтерский учет Принципы бухгалтерского учёта
Принципы бухгалтерского учёта – принцип начисления, непрерывности деятельности предприятия, принцип автономности, двойной записи, непрерывности, объективности, осмотрительности, начисления, соответствия, периодичности, конфиденциальности, денежного измерении, преемственности – принципы, на которых базируется бухгалтерский учёт.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 1 04 Бухгалтерский учет Элементы бухгалтерского учёта
Доходы, расходы, активы, обязательства, капитал – основные элементы бухгалтерского учёта — определения, принципы формирования. Принципы составления баланса. Чем отличаются частные предприятия от государственных учреждений.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 1 06 Бухгалтерский учет Различные типы операций в балансе.
Как различные хозяйственные операции влияют на бухгалтерский баланс: увеличение (уменьшение) актива и пассива, изменение внутри активов (пассивов). Пример изменения в балансе.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 1 07 Бухгалтерский учет Заполнение главной книги
Главная книга – принципы заполнения – как она заполняется. Принципы составления журналов-ордеров. Журнал-ордер по счетам «Денежные средства в кассе», «Денежные средства на расчетном счёте», разнесение информации с журналов-ордеров в главную книгу. Составление баланса – выносим сальдо счетов из главной книги.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 1 08 Бухгалтерский учет Типовой план счетов для Казахстана.
Типовой план счетов бухгалтерского учёта для Казахстана. Разделы: краткосрочные и долгосрочные активы, обязательства, капитал, доходы, расходы. Нумерация счетов, принадлежность к синтетическим и аналитическим счетам, группе, долгосрочным и краткосрочным счетам, счета производственного учёта.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 1 09 Бухгалтерский учет Практика по составлению баланса
Решение практических задач по составлению баланса, составление проводок.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 1 10 Бухгалтерский учет Госконтроль Законодательство
Государственный контроль в области бухгалтерского учета в Казахстане. Законодательные и нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учёта в организации.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 1 11 Бухгалтерский учет Учетная политика предприятия
Учетная политика предприятия — принципы составления в Казахстане. Как её составлять, особенности, специфика каждого предприятия.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 1 12 Бухгалтерский учет Налоговая политика
Налоговая политика в Республике Казахстан — принципы составления и различия с бухгалтерской учётной политикой. Налоговый регистр- расшифровка. Учётная документация.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 2 01 Бухгалтерский учет Правила ведения кассовых операций
Правила ведения кассовых операций. Законодательство в РК. Как правильно организовать кассовую дисциплину. Хранение денежных средств. Документация.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 2 02 Бухгалтерский учет Касса Национальная валюта
Учёт наличности в кассе в национальной валюте. Правила ведения кассовых операций. Документы. Проводки. Поступление. Выбытие.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 2 03 Бухгалтерский учет Деньги на р/с и в пути
Учет денежных средств на расчетном счете, в пути. Поступление денежных средств на расчетный счет, выбытие денег со счета, перечисление налогов, поставщикам. Выписка банка. Сверка. Проводки. Журнал-ордер. Денежные средства в пути – транзитный счет.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 2 05 Бухгалтерский учет Заполнение ПКО, РКО
Как заполнить приходный и расходный кассовые ордера, журнал по кассовым операциям. Приходный кассовый ордер — используется для оформления поступления в кассу предприятия наличных денежных средств. Расходный кассовый ордер — служит для оформления выдачи наличных денег из кассы организации.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 2 06 Бухгалтерский учет Применение ККМ с фискальной памятью
Применение контрольно — кассового аппарата с фискальной памятью. Требования предъявляемые к ККМ: постановка на учет в налоговом органе, выдача чека или товарного чека на сумму уплаченную за товар, работу, услугу, обеспечение доступа должностных лиц налоговых органов к ККМ.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 3 01 Бухгалтерский учет Как вести учет с подотчениками, правила
Правила работы с подотчетными лицами, Выдача денег подотчетным лицам. Договор о материальной ответственности. Оплата подотчетниками услуг и товаров поставщикам, оплата командировочных, оплата дороги, проживания. Нормы командировочных расходов. Оформление командировочных расходов. Документы. Составление авансового отчета. Проводки.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 4 01 Бухгалтерский учет Учет запасов Сырье материалы
Учет запасов, товаров, сырья, материалов. Методы учета запасов: метод ФИФО, ЛИФО, средневзвешенной, специфической идентификации. Примеры расчетов при методе ФИФО, средневзвешенной.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 4 02 Учет запасов метод ФИФО, средневзвешенной
Решение задач по себестоимости методами ФИФО, средневзвешенной. Расчет прибыли при двух методах. Сравнение методов.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 4 04 Бухгалтерский учет Себестоимость запасов
Из чего складывается себестоимость запасов, продукции. Виды затрат: прямые и косвенные, производственные, непроизводственные. Затраты по материалам, заработной плате, косвенные расходы. Незавершенное производство. Схема. Проводки.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 4 07 Бухгалтерский Учет Инвентаризация
Инвентаризация – правила проведения инвентаризации товарно-материальных запасов. Полная, частичная, выборочная, плановая, внезапная, внеплановая инвентаризация. Порядок проведения инвентаризации. Инвентаризация запасов. Как оформляется инвентаризационная опись, как проводить инвентаризацию незавершенного производства, запасов в пути. Для чего проводится инвентаризация. Когда проводится инвентаризация ТМЗ, основных средств, денежных средств. В каких ситуациях необходимо провести внезапную, внеплановую инвентаризацию. Отражение в учетной политике. Инвентаризационная комиссия.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 4 08 Бухгалтерский учет Задачи по теме Учет запасов
Решение задач по теме Учет запасов. Отражение в учете. Проводки. Принципы написания проводок в бухгалтерском учете. Поступление, списание, реализация материалов, товаров, безвозмездная передача запасов, уценка. Приобретение ТМЗ подотчетным лицом. Недостачи ТМЗ. Незавершенное производство. Готовая продукция. Создание резервов. Тест на обесценение.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 5 01 Бухгалтерский учет Учет основных средств
Учёт основных средств. Понятия. Основные этапы учёта ОС. Определение первоначальной стоимости ОС. Класс сификация ОС. Отражение в учетной политики. Оценка срока эксплуатации ОС, ликвидационной стоимости, метода амортизации. Компонентный учет ОС.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 5 02 Бухгалтерский учет Поступление О.С
Поступление основных средств – приобретение, обмен, возведение собственными силами. Акт приемки-передачи. Ликвидационная стоимость – как она рассчитывается. Инвестиционная собственность. Из чего складывается себестоимость основных средств. Что не включается в первоначальную себестоимость основного средства. Как определить срок использования основного средства. Проводки.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 5 03 Бухгалтерский учет Прямолинейный метод амортизации
Амортизация основных средств прямолинейным методом. Что берется за основу расчетов? Пример расчета. Проводки.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 5 04 Бухгалтерский учет Метод уменьшаемого остатка
Амортизация основных средств методом уменьшаемого остатка. Что берется за основу расчетов? Пример расчета. Ускоренный метод амортизации. Проводки.Школа бухгалтеров и аудиторов Урок 5 05 Бухгалтерский учет Производственный метод амортизации
Амортизация основных средств производственным методом. Производственный метод применяется тогда, когда Вам надо амортизацию отнести на каждую единицу продукции, особенно, если продукция выпускается не равными партиями. Проводки при производственном методе. Контрсчета. Их функции.bestbuhgalter.com
Бухгалтерский учет в организации. Методы бухгалтерского учета в Казахстане
Целью данной статьи является - дать понятие бухгалтерскому учету, рассмотреть методы ведения бухгалтерского учета, выявить основные задачи бухгалтерского учета, выявить требования, определить предмет, объекты бухгалтерского учета.
Актуальность темы очевидна, потому как основой эффективной деятельности любой организации выступает четко налаженная система учета и контроля. Независимо от формы собственности, организации необходим бухгалтерский учет, как база, подтверждающая юридическую и финансовую обоснованность действий организации, ее взаимодействия с органами государственного управления и правопорядка, и соблюдения установленных норм и правил.
Оперативность и качество бухгалтерской информации во многом зависит от того, насколько рационально организован бухгалтерский учет и насколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерской службы.
В последние годы в методологии и организации бухгалтерского учета в Республике Казахстан произошли существенные изменения. Действующий Типовой план счетов бухгалтерского учета позволяет осуществлять учет многих категорий (объектов) рыночной экономики. Существенно изменены состав, структура, содержание и формы бухгалтерской отчетности. Она, в значительной мере, соответствует международным стандартам.
Бухгалтерский учет - система непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом ее двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Бухгалтерский учет в Казахстане ведется на основании Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовом учете» от 27 февраля 2007г. №5442. Данные бухгалтерского учета во взаимосвязи с данными оперативного и статистического учета используются для анализа, планирования и отчетности.
Бухгалтерский учет как наука представляет собой учение о системе получения, обработки и выдачи учетной информации с целью использования ее в управлении звеньями экономики. Основными задачами бухгалтерского учета и отчетности являются:
- - Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах;
- - Обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- - Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.
Бухгалтерский учет может быть успешно использован в управлении экономикой и всеми процессами общественного воспроизводства только в том случае, если он отвечает таким требованиям, как:
- - объективность учетной информации;
- - своевременность получения информации;
- - единообразное построение учетных показателей;
- - полнота информации;
- - ясность и доступность учета;
- - рациональность и экономичность.
Под объектами бухгалтерского учета понимаются производственные и финансовые средства, которыми располагает данная организация, ее юридические отношения с другими организациями, а также те хозяйственные операции, в результате которых эти ценности (средства) и отношения изменяются.
Производственные, финансовые средства и юридические отношения между организациями представляют собой хозяйственные средства.
Хозяйственные процессы - совокупность хозяйственных операций, которые отражают содержание хозяйственной деятельности организации. Хозяйственные процессы отражаются как единство затрат и результатов в ходе осуществления данного процесса.
Хозяйственная деятельность - совокупность хозяйственных операций, проводимых организацией.
Хозяйственная операция - действие или событие, влекущие изменения в объеме и (или) составе имущества и (или) обязательств организации.
Предметом бухгалтерского учета является имущество организации, находящееся в виде средств и обязательств, движение этого имущества посредством хозяйственных операций, происходящих в сферах заготовления (снабжения), производства и реализации продукции, а также результаты деятельности организации.
Имущество (сырье, материалы, основные средства и т.п.), обязательства и хозяйственные операции выражаются в денежной оценке путем суммирования фактически произведенных расходов. Имущество организации, ее обязательства, источники формирования этого имущества, хозяйственные операции составляют объекты бухгалтерского учета.
Способы и приемы (элементы) метода бухгалтерского учета. Каждый отдельный прием или способ является элементом метода бухгалтерского учета. К ним относятся: документация; инвентаризация; оценка; калькуляция; счета бухгалтерского учета; двойная запись; бухгалтерский баланс; отчетность.
Документация - это способ первичного сплошного отражения всех объектов бухгалтерского учета путем их документального оформления. На каждую хозяйственную операцию или группу однородных операций составляют оправдательный документ, который является материальным носителем первичной учетной информации и служит в дальнейшем основанием для регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Инвентаризация (от лат. - нахожу, обнаруживаю) - это способ периодической проверки фактического наличия имущества и финансовых обязательств организации и сопоставление полученных данных о них с данными учетных показателей и их уточнения в случае выявленных расхождений на определенную дату. Она проводится путем пересчета, перемеривания, взвешивания, а также путем сверки расчетов на основании документов. Инвентаризация позволяет установить явления, по тем или иным причинам не зафиксированные на счетах бухгалтерского учета (ошибки при приемке и отпуске материалов, хищения и др.). Проведение инвентаризации относится к основным способам контроля за хозяйственной деятельностью организации.
Оценка - это способ денежного измерения хозяйственных средств, источников их образования. При помощи оценки все натуральные и трудовые показатели, содержащиеся в документах, выражают в едином денежном измерителе при помощи цен. Без применения единого измерителя невозможно обобщение и соизмерение в учете различных объектов. Для формирования бухгалтерской информации вся совокупность хозяйственных операций оценивается в рублях. Бухгалтерское наблюдение охватывает только те объекты, которые поддаются стоимостной оценке, а сам бухгалтерский учет представляется стоимостным учетом.
Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции или выполненных работ и услуг. Она составляется на основании данных учета затрат, относящихся к калькулируемому объекту, и лежит в основе оценки объектов учета. Калькулирование позволяет определить фактическую себестоимость объектов бухгалтерского учета.
Счета - это способ группировки и отражения в учете хозяйственных средств, их источников и процессов с целью повседневного контроля за ними. Они позволяют отразить не только начальное и конечное состояние, но и сами изменения объектов учета в результате свершившихся хозяйственных операций. Счета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательства, доходов и расходов, на счетах также выявляется и распределяется финансовый результат. Счета служат для группировки учетных объектов по признаку однородности их экономического содержания и получения обобщенных показателей хозяйственной деятельности. Группировка первичных документов в бухгалтерском учете выполняется в системе бухгалтерских счетов. Их перечень устанавливается централизовано и называется Планом счетов.
Двойная запись - способ взаимосвязанного отражения хозяйственных операций на счетах путем записи одной и той же суммы в дебет одного счета и кредит другого. Двойная запись обусловлена двойственностью самих хозяйственных операций, она раскрывает смысл и их содержание. Двойственность хозяйственных операций означает, что все изменения имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, возникновение и исчезновение, которые компенсируют друг друга. Двойная запись имеет большое контрольное значение, она позволяет проверить полноту и правильность записей хозяйственных операций на счетах.
Баланс - способ экономической группировки в денежной оценке хозяйственных средств по их составу и источникам образования на определенную дату. Средства организации отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает какими средствами организация располагает, другая - из каких источников они возникли. Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, в другой - по источникам его образования. Баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием в организации.
Бухгалтерская отчетность - система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Составляется на основе данных текущего учета в системе счетов путем их соответствующей группировки и обобщения. Она является завершающим этапом учетного процесса и включает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, а также дополняется другими отчетными данными с пояснениями в соответствии с требованиями стандартов бухгалтерского учета.
Счет бухгалтерского учета - это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования, хозяйственными процессами. Счет - это накопитель информации, которая в дальнейшем обобщается и используется для составления различных сводных показателей и отчетности.
В процессе хозяйственной деятельности увеличение или уменьшение средств и их источников отражается на счетах раздельно. Поэтому каждый счет бухгалтерского учета представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая сторона условно называется дебетом (от лат. - должен), а правая - кредитом (от лат. - верить). В настоящее время эти термины давно потеряли первоначальный смысл и носят характер условного обозначения сторон счета.
Информация, полученная из бухгалтерского учета, является основой для принятия большей части управленческих решений. Данные, которые сгруппированы и детализированы по соответствующим признакам, позволяют сделать вывод о финансовом состоянии организации и перспективах ее развития, оценить финансовые риски и сформировать инвестиционные программы. На базе учетных данных формируется бухгалтерская и статистическая отчетность, откуда общество узнает о состоянии и развитии народного хозяйства.
- Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовом учете» от 27 февраля 2007г. №5442
- Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - Москва.: 2000. - 212с.
- Левкович О. А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. / О.А.Левкович, И.Н.Бурцева, Ю.И.Акулич; Под общ. ред. О.А.Левковича - Мн.: Амалфея, 2003. - 640с.
- Папковская П.Я. Курс теории бухгалтерского учета: Учебное пособие.- Мн.: ООО «Информпресс», 2004. - 220с.
- Султанова Б.Б. Основы бухгалтерского учета: учебное пособие. - Алматы, Экономика: 2009.-152с.
- Снитко М.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. - Мн.: 2003. - 226с.
Фамилия автора: Г.Б. Катаева
articlekz.com
Бухгалтерия Казахстана для начинающих - Классификация счетов бухгалтерского учета
Бухгалтерских счетов много, поэтому, для их систематизации их группируют или систематизируют по следующим признакам:
1. По назначению. Классификация по назначению проводится в зависимости от того какие функции в учете выполняют счета. По этому признаку все счета подразделяются на следующие группы:
ОСНОВНЫЕ СЧЕТА. Это счета которые используются для учета средств предприятия и их источников. В связи с этим они подразделяются на активные и пассивные. На активных счетах учитываются средства по составу, а на пасссивных по источникам формирования этих средств. В зависимости от того, что учитывается на счетах они так же подразделяются на следующие подгруппы:- Инвентарные. Это счета для учета материальных ценностей, сюда относятся счета основных средств, товарно-материальных запасов (ТМЗ), нематериальных активов;- Денежные. Необходимы для учета денежных средств в кассе, на текущих и специальных счетах;- Расчетные. Счета дебиторской и кредиторской задолженности;- Капитал и резервы. Счета источнников собственных средств или собственного капитала. Применяются для учета их ообразования и использования.
РЕГУЛИРУЮЩИЕ СЧЕТА. Это счета регулирующие или уточняющие основные счета, в учете их еще называют контрарными. Они бывают контрактивные и контрпасивные. Контрактивные счета регулируют основные активные счета. К таким счетам относятся: - Счета износа основных средств; - Счета амортизации нематериальных активов. Основные средства (далее ОС) в учете (на своих счетах) учитываются в течении всего срока их эксплуатации по первоначальной стоимости, т.е. по стоимости их приобретения или изготовления. Однако, в процессе эксплуатации они изнашиваются теряя свою стоимость, поэтому, бухгалтерия ежемесячно начисляет на них износ, который и показывает на какую сумму уменьшилась стоимость ОС. Сумма начисленного износа учитывается отдельно, для этого используются счета износа ОС. Именно на этих счетах накапливается начисленный износ. Для того чтобы определить фактическую (остаточную) стоимость ОС необходимо от стоимости ОС на счетах отнять сумму накопленного износа. В таком же порядке учитываются и нематериальные активы по первоначальной стоимости, срок их эксплуатации сокращается и стоимость их теряется, потому что на них так же начисляется износ, который в учете называется амортизацией. Контрактивные счета уточняют основные активные счета, но ведут себя как пассивные.
Контрпассивные счета - это счета которые регулируют основные пассивные счета. Связаны они в основном с уставным капиталом. К таким счетам относятся такой счет как "Неоплаченный капитал".
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СЧЕТА делятся на:- Собирательно-распределительные счета. Открываются в начале месяца, накапливаются отдельно на специальных счетах. Здесь накапливаются затраты косвенного характера. В конце месяца они обобщаются, распределяются и списываются на счет "Основное производство". Таким образом эти счета закрываются, остатка не имеют и в балансе не отражаются, поэтому они и называются собирательно-распределительными.- Калькуляционные счета. Служат для учета всех затрат, связаных с оказанием услуг, производством продукции, выполнением работ в целях исчисления себестоимости произведенной продукции, работ и услуг. Производственные счета активные. По дебету собираются затраты, а по кредиту списывются при закрытии счетов. Эти счета являются операционными или транзитными, в конце месяца их закрывают, затраты собранные на них списываются, остатка на них нет и в балансе они не отражаютя.
ОПЕРАЦИОННО-РЕЗУЛЬТАТНЫЕ СЧЕТА. Финансовым результатом деятельности любого предприятия может быть прибыль или убыток. Они формируются как разница между доходами и расходами. Если доходы превысили расходы, то эта разница между ними образует чистый доход. Если же расходы превысили доходы, то разница между ними образует убыток предприятия. Для того чтобы определить финансовый результат отчетного периода необходимо учесть все доходы и расходы, сопоставить их и определить результат. Для этого используются операционно-результативные счета к которым относятся:- Счета доходов. Являются счетами пассивными, получение дохода накапливается по кредиту. По дебету списываются в конце отчтного периода на увеличение итоговой прибыли. Так же как и производственные счета остатка не имеют, в балансе не отражаются.- Счета расходов. Счета активные. По дебету накапливают расходы, по дебету списываются на уменьшение итогово прибыли. Так же являются транзитными.- Финансово-результатные счета. Операционно-результатный счет - итоговая прибыль (итоговый убыток). По дебету на этом счете отражаются расходы предприятия, а по кредиту доходы. Кредитовый остаток показывает доход, следовательно, дебетовый - убыток. Сальдо на этом счете не бывает, так как в конце отчетного периода полученная разница списывается на счет "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года" На данном счете отражается тот самый чистый доход, остающийся в распоряжении предприятия после вычета всех расходов и уплаты налогов.
ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА. Средства учитываемые на этих счетах в балансе не отражаются, т.к. они не принадлежат данному предприятию или не имеют стоимости, они просто находятся во временном пользовании или на хранении. Все операции которые как то либо, затрагивают забалансовые счета не отражаются двойной записью, а только односторонней, по дебету или по кредиту. Эти средства отражаются в отчетности, но в приложении к балансу (пояснительная записка).
2. По экономическому содержанию. В этой классификации счета группируются в зависимости от того, что на них учитывается, т. е. какие средства или какие источники. По этому признаку все счета делятся на 8 групп. Именно в таком порядке они и отражаются в Типовом плане счетов:
1. Счета краткосрочных активов. Каждая из этих групп имеет свою подгруппу счетов: - счета денежных средств; - счета краткосрочных финансовых инвестиций; - счета краткосрочной дебитороской задолженности; - счета ТМЗ и т.д.
2. Счета долгосрочных активов. Это счета основных средств и их износа, нематериальных активов и их амортизации, счета долгосрочных инвестиций и долгосрочной дебиторсой задолженности.
3. Счета краткосрочных обязательств.
4. Счета долгосрочных обязательств.
5. Счета собственного капитала и резервов.
6. Счета доходов.
7. Счета расходов.
8. Производственные счета.
Типовой план счетов
В бухгалтерском учете используется много счетов, поскольку учет ведется по единым стандартам, то различные предприятия должны использовать одинаковые счета. Для этого Министерство Финансов РК разработало единый Типовой план счетов в соответствии с МСФО. В этом плане указывается полное наименование счетов, шифры счетов, а так же инструкция по работе со счетами (см. Типовой план счетов (без приложения)). Типовой план счетов основан на класификации счетов по экономическому содержанию. Полные наименования счетов объемные, при написании корреспонденции счетов их сложно использовать, поэтому что бы упростить и ускорить этот процесс счета зашифрованны цифрами (см. Приложение к Типовому плану счетов), т.е. каждый счет имеет свой код.
Шифры счетов имеют четырехзначное обозначение. Первая цифра обозначает группу счетов, первая и вторая вместе - подгруппу, а все 4 цифры вместе шифр счета.
Например:
Счет 1010
1 - Краткосрочные активы
10 - Денежные средства
1010 - Денежные средства в кассе
b-uchet.kz








