Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Устный журнал "Птицы живущие рядом". Журнал птицы


Устный журнал "Птицы нашей Родины"

Разделы: Внеклассная работа

В зале, где проходит устный журнал, размещаем фотовыставку, плакаты, нарисованные ребятами, репродукцию картины А. К. Саврасова "Грачи прилетели".

Ведущий. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий, легенд, примет, поговорок так или иначе связано с пернатыми.

1-й ученик. Вспомните русские пословицы и загадки:

- Метил в тетерю, а угодил в сук.

- Cчастье - вольная птица, где захотела, там и села.

- Где ворона не летала, а к ястребу в когти попала.

- Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает. (Птица.)

2-й ученик. Птиц на земле много - около 9 тыс. видов. Раздел зоологии, изучающий пернатых, называется орнитологией. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц. Не случайно некоторые их виды имели культовое значение. Уже в палеолите - древнем каменном веке - неизвестные ваятели изображали гусей, сов, рябчиков, уток, чаек, а в неолите - новом каменном веке - этот список пополнили беркуты, вороны, глухари, журавли. Еще в каменном веке европейцы приручили гусей, а жители Юго-Восточной Азии и Индии - кур. А соколиная охота? Она существует с седой древности.

3-й ученик. Любопытно, что в истоках народной музыки можно найти пение птиц. Венгерский исследователь П. Секе - основатель нового направления - орнитомузыки. Народные названия, птиц, даже в разных языковых группах, бывают сходны. Так, слово "кукушка" во всех языках включает два слога "ку-ку". Уместно вспомнить, что многие выдающиеся биологи прошлого века, начиная с великого Дарвина, были по специальности орнитологами.

4-й ученик. Птицы очень различаются по внешнему виду, размером. Самая крупная из современных птиц - африканский страус, его высота достигает 2, 7 м, вес около 70-90 кг. А самая маленькая птичка - колибри - размером не больше шмеля. Есть птицы, летающие выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не поднимаются в воздух. Одни птицы живут в лесу, другие - в степи, третьи - в пустыне или в горах. Однако всех их объединяет то, что они имеют перьевой покров, за что их часто называют пернатыми.

5-й ученик. Сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далеких стран. Мы расскажем вам о тех пернатых, которые живут рядом с нами, в наших лесах, парках, садах и огородах. И вы убедитесь, что за необычным не надо ехать за тридевять земель, чудеса живут рядом с нами, надо только захотеть их увидеть.

1-й ученик.

Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Теплый дождь, сверканье вод, - Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход?

2-й ученик. Весна "прилетела" к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталинки. А вода еще спит подо льдом. Спит под снегом и лес. 21 марта - день весеннего равноденствия. В этот день утром по старинному русскому обычаю пекут кулики - булочки с носиком, с изюминкой на месте глаз, выпускают на волю певчих птиц. И с этого дня по новому нашему обычаю начинается месяц птиц.

3-й ученик.

Скоро гости к тебе соберутся, Что за звуки, за песни польются Сколько гнезд понавьют,- посмотри! День-деньской, от зари до зари! (И. Никитин)

4-й ученик. Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17- 19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим-грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: "Грач зиму расклевал", "Увидел. грача - весну встречай".

5-й ученик. Именно это время года - раннюю весну изобразил на своем полотне русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Прошло более ста лет с того дня, когда этот маленький холст был показан на первой Передвижной выставке в Москве. Но и сейчас в зале Третьяковской галереи возле картины "Грачи прилетели" всегда людно. Подойдите ближе, и вы услышите, как она звучит. Слух уловит музыку весны, звон капели, журчание воды в проталинах, грачиный гомон, скрип сверкающего наста. Кричат грачи, вьется сизый дымок из трубы деревянного домика. Кажется, мы слышим пение весны, чувствуем колыхание голых веток березы. Художнику удалось передать зрителю дыхание раннего утра года - времени прилета грачей.

6-й ученик. Ученые заметили, что пернатые прилетают как бы волнами. В одних волнах - мало птиц, в других - много. Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы.

Издавна любят скворцов в народе. Не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков-листоедов, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200-300 раз в день и каждый раз приносят по 3-4 крупных насекомых, а мелких - гораздо больше. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Вот как описывает весеннюю песню скворца писатель А. Куприн: "Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники, которые всегда располагаются отверстием на восток. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голос малиновки, и музыкальное лепетание пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие звуки, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба".

7-й ученик. Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Ведь не испокон же веков жили они здесь: скворцы существовали и тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, но когда и домов-то не существовало. Скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах. Но дупел часто всем не хватает. Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело!

8-й ученик. А теперь отгадайте загадку:

  • Шило-вило-мотовило, по-немецки говорило,
  • - Спереди шильце, сзади вильце,
  • На спине суконце, с исподу - белое полотенце.

Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки - прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых "прибивает" к земле, ласточки летают низко. В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или, как ее называют в народе, касатка, и береговая ласточка. Воронок отличается от касатки более коротким, слабовильчатым хвостом, белым надхвостьем и равномерно белой брюшной стороной тела. Береговая ласточка по размерам меньше других.

Ласточка - одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:

  • Ласточка под кровлею - к счастью.
  • Ранняя ласточка - к счастливому году.
  • Одна ласточка весны не делает.
  • Ласточка весну начинает, а соловей кончает.

9-й ученик.

Не знаю, когда прилетел соловей, Не знаю, где был он зимой, Но полночь наполнил он песней своей, Когда воротился домой. Весь мир соловьиною песней прошит: То слышится где-то свирель, То что-то рокочет, журчит и стучит И вновь рассыпается в трель. Ты издали дробь соловья улови - И долго не сможешь уснуть. Как будто счастливой тревогой любви Опять переполнена грудь. (С. Маршак)

10-й ученик. Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце - соловье, хотя само пение его слышали далеко не все. (Звучит грамзапись весенней песни соловья.)

Поет соловей, сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен. Благодаря стихам, песням, легендам многие представляют себе соловья чем-то вроде жар-птицы. Однако обыкновенный соловей - птичка невзрачная: коричневато-буро-сероватая с рыжинками птаха с большими темными умными, глазками и длинными тонкими ногами. Зимует соловей в тропической части Восточной Африки, прилетает к нам поздно - в середине мая и начинает петь, по народной примете, "когда напьется из березового листка", т. е. когда у березы будут такие листочки, что в них уместятся капли росы. Поет соловей месяца полтора. Когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения - только успевай находить и приносить еду детишкам. Значительная часть добычи - вредители леса, однако неизмеримо больше эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.

Ведущий. О птицах в народе слагали не только пословицы, стихи, песни, но и легенды. Легенды всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Сегодня вы услышите несколько повествований о пернатых. Постарайтесь угадать, о какой птице идет речь.

1-й ученик. Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы - ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу "нечистым животным", слугой дьявола. Что это за птица? (Слышны ответы из зала.)

2-й ученик. Правильно, это сова. Сова не случайно испокон веков привлекала внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни - все тревожило людское воображение. Били сов, уничтожали нещадно, пока за них не вступилась наука. Сова - единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперед. И в то же время, не поворачивая корпус, она может смотреть и вбок и даже назад - голова совы поворачивается на 180°. Бесшумный полет объясняется устройством ее оперения и крыльев. Задние края крыльев снабжены мягкой бахромой из перьев, которые уничтожают завихрения воздуха. Бесшумный полет совам необходим: их добычей служат такие чуткие зверьки, как мыши. Сейчас известно, что одна сова уничтожает за год в среднем от 1000 до 1200 мышей. А это значит, что она спасает минимум тонну зерна!

3-й ученик. Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. Угадали? Конечно, это клесты.

4-й ученик. Клюв у клестов крестообразный, приспособленный для вылущивания семян из шишек хвойных. Сосновые и еловые семена содержат большое количество. смолистого вещества. Оно накапливается в организме птиц, и клесты как бы пропитываются смолой. Птицам это совершенно не вредит, а после смерти они сохраняются в неизменном виде довольно долго - иногда по 15-20 лет. И еще одна удивительная особенность есть у клестов: птенцы их могут появляться в любое время года - даже в декабре и январе, т. е. тогда, когда есть больше корма для выкармливания. А кормят родители свое потомство семенами хвойных растений, размягченными в зобу.

5-й ученик. В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя?

6-й ученик. Это кукушка. В то время как почти все птицы, выбиваясь из сил, выкармливают птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнезда и ни горя, ни забот не знает. Трясогузки, зарянки, славки не замечают, что в их гнезде появилось чужое яйцо. Но это еще полбеды - главное, кукушонок выкидывает из гнезда детей законных хозяев. Ведь ростом он больше приемных родителей, и всю семью им не прокормить. Это явление в биологии называется гнездовым паразитизмом. И все-таки кукушка полезна, полезна благодаря своему аппетиту. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Однако прожорливость не единственное ее достоинство. Среди гусениц есть немало таких, которых не едят другие птицы, - волосатых и ядовитых. А кукушка их поедает с удовольствием.

7-й ученик. А вот еще одна легендарная птица. Она ведет ночной образ жизни. У нее необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие, не приспособленные для ходьбы ноги, а главное - огромный рот. По вечерам эта птица часто вьется над стадами, шныряет прямо у самого вымени коз и коров. В Испании ее зовут обманщиком пастухов. А как ее называют у нас?

8-й ученик. Это козодой. Сейчас уже мало кто верит в то, что птица эта действительно доит коз. Но имя, данное козодою когда-то, осталось. Козодой - птица ночная. Вьется она возле коз только за тем, чтобы ловить насекомых. Огромный рот нужен им для охоты на крупных ночных жуков и бабочек - ими птицы в основном и питаются, схватывая их клювом, как сачком. Днем же козодой вообще не летает, сидит в тени на земле или на ветке. Пестрая в крапинку окраска поразительно напоминает цвет древесной коры. Можно пройти в нескольких шагах и не заметить птицы.

Ведущий. Когда в августе 1982 г. в Москве проходил VIII Международный орнитологический конгресс, его участников попросили ответить на несколько вопросов. Был среди них и такой: что птицы дали человечеству? Вот некоторые из ответов: "Сопереживание полета. Без птиц человечество мыслило бы более приземленно", "Краски, пение, движение, вдохновение", "Победу над силой тяжести. Восхитительные тайны, в которые человек получил возможность проникать", "Глубокое ощущение свободы и радости", "Каким скучным местом был бы Мир без Птиц!"

1-й ученик. Был задан и такой вопрос: каково будущее птичьего населения планеты в связи с растущим антропогенным процессом? И вот как оценивают положение специалисты: "По крайней мере,.10% птиц вымрут", "Одни виды, самые прекрасные и не мирящиеся с человеком, погибнут, другие, менее привлекательные, возобладают", "Есть, к сожалению, виды, на сохранение которых трудно надеяться, но мы делаем для их спасения все от нас зависящее".

2-й ученик. Но одним орнитологам при всем их желании не справиться. Конечно, многие меры охраны могут осуществить только специалисты. А сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц. И запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.

3-й ученик.

Не разоряйте птичьего гнезда, - Так счастлива в своем жилище птица! Она в гнезде спокойна и тогда, Когда над рощей буря злится. Храните дерево от топора; Оно, высокое и вековое, Дает нам тень, когда стоит жара, Оно чарует все живое. Не разоряйте птичьего гнезда! Мне больше, чем другому, боль знакома Того, чья песня глохнет в холода, Кто на земле живет без дома. (К. Кулиев)

Ведущий. А теперь давайте поиграем! (Желательно команды подобрать заранее).

Конкурс 1 "Продолжи примету".

* Сова кричит : (на холод).

* Cиничка с утра начинает пищать: (жди мороза).

* Курица на одной ноге стоит: (к стуже).

* Воробьи в пыли купаются : (к дождю).

* Жаворонки сидят надувшись : (к холоду).

* Чибисы с вечера кричат : (к ясной погоде).

* Утки разыгрались : (к дождю).

* Грачи летом "пасутся" в траве : (скоро будет дождь).

* Галки на вечер собираются гурьбой и кричат : (к ясной погоде).

Конкурс 2 "Третий - лишний".

Дятел - жаворонок - соловей. (Лишняя птица - дятел, так как является оседлой, а соловей, и жаворонок - перелетные.)

Канюк - скопа - филин. (Лишний филин -ночная хищная птица отряда сов, а канюк и скопа - дневные хищники.)

Скворец - синица - иволга. (Лишняя иволга, так как она не встречается в культурных ландшафтах.)

Конкурс 3 "Кто больше".

- Приглашаются по одному представителю от каждой команды, которые по знаку ведущего на каждый шаг называют птицу. Побеждает тот, кто назовет больше.

- Представители от каждой команды по очереди называют пословицы и поговорки, в которых говорится о птицах. Побеждает тот, кто называет последнюю.

- Каждая команда хором поет по одному куплету песни о птицах. Побеждают те, кто исполнил больше песен.

В конце праздника подводятся итоги, награждается команда-победительница.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Устный журнал "Птицы - наши друзья"

МКОУ Купреевская СОШ

Птицы – наши друзья

Подготовила: Шаблова Н. В.

Учитель

Здравствуйте, ребята! Давайте отправимся с вами... за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые - и те встреча­ются с таинственным и удивительным. А уж вы, ре­бята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно "почему" меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей,

Другое, пчелою забралось в цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеек.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

В класс вбегают ученики, держа в руках журнал, на обложке которого написано: "Наши друзья. Устный журнал ".

Учитель

Ребята, мы получили последний но­мер журнала "Наши друзья". О ком он, вы узнаете, если разгадаете кроссворд.

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

Вопросы

  1. Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

2.На когтях на ствол сосновый

Влез монтер красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу...

  1. Верещуньи, белобоки,

И зовут их всех ...

  1. Ей на месте не сидится:

Все летает целый день,

Суетится, суетится,

Целый день звенит: "Тень-тень!"

Угадай-ка, что за птица?

То веселая ...

5. И в лесу, заметьте, дети,Есть ночные сторожа.Сторожей боятся этихМыши - прячутся, дрожа:Очень уж суровыФилины и ...

Ответы: 1. Петух. 2. Дятел. 3. Сороки. 4. Синица. 5. Совы.

В выделенных клетках - "ПТИЦЫ".

Учитель

Так о чем же мы сегодня узнаем из жур­нала?

Дети.

О птицах.

Учитель

Правильно. О птицах. Этот журнал необычный: он говорящий и звучащий. Его странич­ки могут рассказать нам много нового и интересного о зимующих птицах. Давайте перелистаем страницы этого журнала. Открываю первую страницу. Как она называется?

Один из учеников громко читает "Репортаж с лес­ной опушки".

Учитель

{с микрофоном). Сейчас мы услышим ре­портаж с лесной опушки, где собрались ее обитатели.

Птицы сидят кружком.

Учитель

Давайте послушаем, о чем они говорят.

Звучит грамзапись "Голоса птиц ".

Учитель

Первая птица, у которой я взяла интервью, сидела на стволе дерева. Она была очень красивая: пе­рья красные, желтые, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый и очень красивый.

Ученик, одетый в костюм дятла, встает и про­ходит перед ребятами, давая возможность им полю­боваться разнообразием красок своего костюма.

Учитель

Кто вы?

Дятел

Хоть я не молоток –

По дереву стучу;

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

Учитель

Кто же это, ребята? Вы догадались?

Дети

Это дятел.

Дятел

Правильно, ребята! Я дятел.

Учитель

Судя по окраске, вы большой пестрый дятел. Какое разнообразие красок в вашем костюме! Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о вас говорят: "Дятел - лучший друг леса", вас ласково зо­вут Тук Тукич, о вас складывают загадки.

Дятел

Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прили­пают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Питаюсь я также семенами хвойных деревьев. Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам де­ревьев. Пальцы на ногах имеют когти и расположены не так, как у других птиц: два пальца направлены впе­ред, а два - назад. Это помогает мне прочно держать­ся за кору деревьев.

Учитель

Как внимательный врач, дятел осмат­ривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десят­ки дупел, и они служат домиками, в которых с удоволь­ствием поселяются на летний сезон скворцы, мухолов­ки, горихвостки, синицы и многие другие птицы.

Учитель

А что вы еще знаете о дятлах?

Дети

У дятлов есть кузницы. Они расположены на пнях. Дятел закладывает шишку в щель и разбивает ее клювом.

Дятел

А как можно найти эти "кузницы" в лесу?

Дети

Вокруг пня, где расположена кузница, очень много пустых шишек.

Дятел

Молодцы ребята! Я вас награждаю своими памятными медалями.

Дятел вручает детям, которые отвечали на воп­росы, медали со своим изображением.

Учитель

А кто это так бойко перескакивает с од­ного сучка березки на другой?

Звучит запись голоса синицы.

Учитель

Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: "Синь-синь-синь"? И как будто повторяет, прислушайтесь...

Девочка, одетая в костюм синички, встает и го­ворит: "Скинь кафтан, скинь кафтан".

Учитель

Ребята, вы ее узнали?

Дети

Это синица.

Синица

Да, я синица. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробы­шек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лес­ным плотником -дятлом. Зимой охотно поедаю семе­на ели, сосны и других растений.

Учитель

Эта птица встречается чаще других зи­мующих птиц. Летом она питается насекомыми, унич­тожая большое количество вредителей леса и сада. Зи­мой синицы перекочевывают ближе к селениям и го­родам. Синицы часто прилетают на балконы и рас­клевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, и поэтому надо устраивать для них "столовые". К кор­мушке, куда насыпают сухой корм, можно привязы­вать и кусочки сала.

Синица

Ребята! Посмотрите, что за маленькая птичка сидит рядом со мной.

Учитель

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют.

Кто это?

Снегирь

Я снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красивой грудке. Я частый гость в ва­ших лесах зимой. Не случайно мое имя связано с пер­вым снегом. Прилетаю я из более холодных мест. Там зима наступила раньше, и большая часть корма уже съедена птицами. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черему­хи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семе­на ольхи и березы. Голос у меня скрипучий: "жи-жи", вместе с тем я издаю и мягкие звуки: "фю-фю" ("фьи-фьи").

Учитель

А что это за стайка маленьких сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на го­лод: "чуть-жив, чуть-жив?"

Воробей

Голодом страшна зима пти­цам, а не холодом. Сыта птаха - и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, во­робьи - ненужные птицы? Нет, мы глав­ные защитники - сторожа парков и садов. Свое многочисленное потомство мы вы­кармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.

Учитель

Эта маленькая короткохво­стая птичка сразу привлекает внимание сво­ей способностью быстро бегать по стволу де рева вниз головой. Что это за птица?

Ученик, одетый в костюм поползня, встает.

Поползень

Среди птиц мы лучше всех лазаем. По­могает нам в этом особое устройство лапок с очень длинными пальцами и когтями. Зимой кусочек несо­леного сала в кормушке или подвернувшийся в коре жучок для нас лакомство.

Учитель

Окраска птички - голубовато-серая, горлышко, грудь и брюшко - белые, от клюва идет чер­ная полоска.

Хотите верьте, хотите нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой, в лю­тые морозы. Эта птичка - клест.

Ученик, одетый в костюм клеста, встает.

Клест

Конечно, выводим мы птенцов и весной. Вообще зимнее гнездование у нас бывает там, где на хвойных деревьях большой урожай шишек. У нас не­обычный клюв - с загнутыми перекрещенными кон­цами. Клюв этот - отличное оружие для обработки ши­шек. Раздвигая чешуйки, а часто и обрывая их, мы из­влекаем семена. Но у молодых клестов клюв обычный, прямой. Только недели через три после вылета птен­цов из гнезда он у них искривляется.

Учитель

Спасибо вам, птички! Много интерес­ного вы рассказали нам о своей жизни зимой. Что вы можете пожелать ребятам?

Синица

Не забывайте о нас, ребята, зимой. Уст­раивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пе­режить трудное зимнее время. А мы привыкнем к ва­шей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес.

Учитель

Спасибо, птицы!

Следующая страница нашего журнала –« Музыкальная».

Предлагаем вам не­сколько заданий.

Первое задание: отгадай­те, что это за птица? Ребята, послушай­те запись.

Звучит дробь дятла

Чей это голос?

Дети

Дятла.

Далее дети угадывают голоса птиц

Учитель

Открываем третью « Поэтическую» страницу нашего журнала.

На этой странице много необычного и зани­мательного. Здесь помещены народные приметы, за­гадки и стихотворения о наших пернатых друзьях. Слу­шайте загадку.

Вот опять гнездо себе

Мастерит в печной трубе

И туда, на крышу дома,

Тащит ветки и солому.

Натаскает ваты, пуха -

Хорошо птенцам и сухо,

И в колодец-дымоход

Ни за что не влезет кот!

Вот смекалка так смекалка!

Это что за птица?

Дети

Галка.

Учитель

А какие вы знаете загадки о зимую­щих птицах?

Дети загадывают загадки.

1.Спинка зеленоватая,Животиком желтоватая,Черненькая шапочка

И полоска галстучка.

(Синица)

2. Кто там прыгает, шуршит,Клювом шишки потрошит?Голоском речистый,

Кле! Кле! Кле! - поет со свистом.

(клёст)

3. Сероспиный, красногрудый,В зимних рощах обитает,Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает. (Снегирь)

4. Кто в беретке ярко-красной,В черной курточке атласной.На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Учитель

А теперь, ребята, я назову вам несколько народных примет о птицах: "Воробьи дружно расчирикались - к от­тепели",

"Дикие гуси летят - зимушку на хвосте тащат",

"Синица к избе - зи­ма на дворе",

"Осенью птицы летят низ­ко - к холодной зиме, высоко - к теплой зиме".

А кто из вас знает народ­ные приметы, связанные с птицами?

Дети называют приметы.

  • Птицы вечером садятся ближе к стволу дерева - ночью ожи­даются заморозки.

  • Воробьи вялые, сидят на веточках, нахохлившись - это к не­погоде.

  • Если в зимнее время воробьи расщебетались - это к оттепели

  • Если воробьи зимой перелетают с места на место стаями -жди сильных морозов.

  • Снегирь зимой поет - на снег, вьюгу и сля­коть.

  • Тетерева и куропатки в лесную чашу прячут­ся - жди бурана.

  • Кукушка кукует на сухом дереве - к морозу.

  • Воробьи дружно зимой расчирикались - к от­тепели

Учитель

А кто нам прочтёт стихи о зимующих птицах

Дети читают стихи

Учитель

Следующая страница нашего журнала «Угадай-ка»

. В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаи­лось восемь птиц. Отыщите их названия.

Восемь птиц

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удоб­ное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая - высоко, лучше для мелких птичек, а над ней - ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, че­кан, клест, чечетка.

Учитель

А вот ещё задание.

Найти и зачеркнуть названия птиц. Карточки с названиями птиц стоят на таб­ло: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, со­ловей, дятел, павлин, гусь. Оставшиеся буквы под­скажут, что еще за птица "спряталась" в маги­ческом квадрате. (В квадрате "спряталась" ласточка.)

С

К

В

О

Л

К

У

К

О

Р

Е

Р

Ц

А

С

У

Я

Т

Л

Е

А

П

Л

Ш

Д

Е

Л

Ц

Е

И

Я

К

С

О

Л

О

В

Т.

Г

А

П

А

В

Г

У

С

Р

К

П

О

Л

И

Н

Ь

А

Ч

О

П

У

Г

А

Й

Ч

А

Учитель

Открываем пятую страницу наше­го журнала. Как она называется?

Дети

« Птичьи столовые».

Учитель

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Посмотрите, какие кормушки можно смастерить. А какие птицы прилетают к вашей кормушке?

Дети перечисляют птиц.

Учитель

Прочитайте и запомните правила кор­мления птиц.

Правила записаны в презентации

  • Во время подкормки птиц не сорите в лесу, пар­ке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и поли­этиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

  • Кормушки для птиц должны быть очень укром­ными, лучше нераскрашенными.

  • Корма в кормушках должно быть немного и толь­ко нужного птицам: семена дикорастущих трав, крош­ки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несолено­го сала.

• Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зи­мой им очень нужна наша поддержка, имен­но в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Учитель

Открываем шестую страницу нашего журнала «Викторина»

- Кто зимой гнездо вьет?

Дети.

Клест. Он и зимой отыскивает для своих птенцов корм - еловые, сосновые семена.

- У какой птицы снежное имя?

Дети.

У снегиря. Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной, когда снег стает, улетают на родину, в северные леса.

- Пользу или вред приносят чело­веку синицы зимой, когда все насекомые спят?

Дети.

Пользу: зимой синицы разыскивают в ще­лочках и трещинках коры спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и многие их них поедают.

- Чем страшна птицам зима?

Дети.

Голодом.

Учитель

Ребята, надеемся, что вам понравился наш "Устный журнал". Если вы захотите больше узнать о зимующих птицах, советуем вам прочитать книги.

Дети рассматривают выставку книг о птицах.

В конце исполняют песню: слова П. Синявского, музыка 3. Компанейца «Воробьиная песенка»

Мне не нужно ни игрушек,

Ни цветных карандашей,

Потому что у кормушки

Поселился воробей.

Чтобы слушался получше

Этот хитрый озорник,

Я решил на всякий случай

Птичий выучить язык.

Припев:

Чирик, чик-чик, чирик, чик-чик,

Всем нужны друзья.

Чирик, чик-чик, чирик, чик-чик,

Даже воробьям.

Интересная работа –

Дрессировка воробья, -

Сколько вкусных бутербродов

Искрошил в кормушку я!

Но зато в районе нашем

Удивляется народ –

Воробей вприсядку пляшет,

Бьёт в ладоши и поёт.

Припев.

Оттого, что эту птицу

Я в обиду не даю,

Стали кошки относиться

С уваженьем к воробью.

Я готов, как говорится,

Поручиться за него,

Что теперь он не боится

Никого и ничего.

Припев.

Учитель

Закрываем последнюю страницу на­шего журнала. До новых встреч, ребята!

infourok.ru

Устный журнал "Птицы живущие рядом"

МАС(К)ОУ «Белоевская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

Устный журнал «Птицы живущие рядом»

Составила: Бражкина Ольга Михайловна

учитель биологии

2014г

Внеклассное мероприятие разработано с учетом возрастных, психологических особенностей для учащихся 8 класса в школе-интернате VIII вида.

Мероприятие в форме устного журнала позволит учащимся по – новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор, речевую базу. Это очень важно для учащихся с ОВЗ, которым важна коррекция недостатков интеллектуального развития.

Важную роль в поддержании интереса к изучаемому предмету – биология у учащихся играют применяемые разнообразные формы проведения мероприятий.

Цель устного журнала: закрепление и обобщение знаний учащихся о птицах России.

Задачи:

- развитие памяти, внимания и связной речи; умение различать объекты живой и неживой природы;

- уточнение и расширение кругозора учащихся о птицах;

- сплочение дружного, готового на взаимовыручку коллектива; поднятие эмоционального состояния учащихся;

- воспитание у учащихся экологической культуры, бережного и заботливого отношения к птицам.

Страница первая: «Птицы – кто они?»

Ведущий. Птицы на Земле живут всюду, за исключением внутренних частей Антарктиды. Они заселили леса, горы, степи, пресные водоемы, прибрежные части морей. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому много поверий, легенд, примет, поговорок связано с пернатыми.

1-й ученик. Наши предки предсказывали погоду по поведению птиц:

  • гуси и утки ныряют – к дождю;

  • птица хохлится – к непогоде;

  • птицы сидят на верхушках деревьев – к непогоде;

  • ворона кричит – к метели;

  • когда грач улетает – снег пойдет;

  • соловьи много и долго поют – к ветру.

2-й ученик. Птиц на Земле много – около 9 тысяч видов. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц. Не случайно некоторые их виды имели культовое значение. Уже в палеозойской эре – древнем каменном веке – древние люди изображали гусей, сов, рябчиков, уток. А в новом каменном веке этот список пополнился беркутами, глухарями, журавлями.

3-й ученик. В истоках народной музыки можно найти пение птиц. Народные названия птиц даже в разных языковых группах бывают сходны. Так , слово «кукушка» во всех языках включает два слога «ку-ку».

4-й ученик. Птицы очень различаются по внешнему виду, размерам. Самая крупная из птиц – африканский страус. А самая маленькая – колибри – размером не больше шмеля. Есть птицы, летающие выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не поднимаются в воздух. Однако всех их объединяет то, что они имеют перьевой покров, за что и называют их пернатыми.

5-й ученик. Сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далеких стран. Мы расскажем о тех пернатых, которые живут рядом. И вы убедитесь, что за необычным не надо ехать за тридевять земель, чудесные птицы живут рядом с нами.

Страница вторая: «Удивительное рядом!»

1-й ученик. Солнце в марте ходит выше,

Горячей его лучи.

Скоро капать будет с крыши,

Закричат в саду грачи.

С.Маршак

Ведущий. Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю от снега – проталинки. 7 апреля – Благовещение. В этот день по старинному русскому обычаю пекут кулики – булочки с носиком, с изюминкой на месте глаз, выпускают на волю певчих птиц. И с этого дня начинается месяц птиц.

2-й ученик. Скоро в гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День – деньской от зари до зари!

И.Никитин

3-й ученик. Открывают весну грачи (рассматривание рисунка грача). Зиму эти птицы проводят на юге. о дороге к своим гнездам они очень спешат. Десятки и сотни птиц выбиваются из сил и погибают в пути. Первыми долетают самые сильные. Грачи в народе всегда были символом весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называют Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача – весну встречай!».

4-й ученик. Именно в то время года, раннюю весну, изобразил на своем полотне русский художник А.К.Саврасов (показ картины).5-й ученик. Вслед за грачами прилетают скворцы (прослушивание голоса скворца). Издавна любят скворцов в народе. Не только потому, что от этих птиц много пользы: весной собирают насекомых, их личинок, различных гусениц, жуков-листоедов, но и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Скворцы очень трудолюбивы и ответственны за своих птенцов. Выкармливая их, они прилетают к гнезду по 200-300 раз в день, каждый раз приносят по 3-4 крупных насекомых, а мелких гораздо больше.

Ведущий. Отгадайте загадку:

Шило – вило – мотовило

По - немецки говорило.

Спереди шильце, сзади вильце,

На спине суконце, а исподу – белое полотенце. (Ласточка)

Послушайте стихотворение Е.Трутневой «Ласточки».

День проходит, скоро вечер,

У раскрытого окна

Вьется ласточка, щебечет:

«Вот и я! Пришла весна!»

Где ты зиму зимовала?

Из каких вернулась стран?

Хорошо ли кочевала

Через море – океан?

Самолетом прилетела?

Приплыла на корабле?

Принимайся же за дело

На родной своей земле!

Будто глиняный горшочек

Прилепился над окном.

Ласточка весь день хлопочет,

Что -то лепит, лазит в нем. (разбор стихотворения)

1-й ученик. Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появляется много летающих насекомых (вывешивается иллюстрация ласточки). Ласточек и стрижей по праву считают одними из самых лучших летунов. Легкости их полета способствуют сильно развитые остроконечные крылья. Они настолько длинны, что в сложенном состоянии далеко выдаются за туловище. На лету ласточки не только питаются, но и пьют воду. Пищу ласточки ловят широко открытым ртом. Ласточки, занятые охотой, поднимаются высоко в небо. Когда же, особенно перед дождем, грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых прибивает к земле, ласточки летают низко. В селах и деревнях живут деревенские ласточки - касатки, в городах – городские - воронки. Ласточка – одна из любимых в народе птиц. Не зря о ней создано много стихов, пословиц, поговорок, примет:

  • ласточка под кровлею – к счастью;

  • ранняя ласточка – к счастливому году;

  • одна ласточка весны не делает;

  • ласточка летает низко – к дождю.

2-й ученик. Не знаю, когда прилетел соловей,

Не знаю, где был он зимой,

Но полночь наполнил он песней своей,

Когда воротился домой. (С. Маршак)

3-й ученик. Нет такого человека, который не знал бы о знаменитом певце – соловье, хотя само пение его слышали далеко не все (грамзапись песни соловья). Поет соловей, сидя на веточке невысоко от земли. Соловей – птичка невзрачная: коричневато – буро – сероватая с рыжинками. Зимует соловей в тропической части Африки, прилетает к нам поздно – в середине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьется из березового листка», то есть когда у березы будут такие листочки, что в них уместятся капли росы. Поет соловей полтора месяца. Когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения. Значительная часть добычи – вредители леса, однако неизмеримо эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.

Страница третья: «Легендарные птицы»

Ведущий. О птицах в народе слагали не только пословицы, стихи и песни, но и легенды. Они всегда связаны с чем – то загадочным, таинственным. Сейчас вы услышите несколько повествований о пернатых. Постарайтесь узнать, о какой птице идет речь.

4-й ученик. Об этой птице сложено много поверий. Одни народы возвышали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. Что это за птица? (ответы учащихся).

5-й ученик. Правильно, это сова. Сова не случайно привлекла внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни – все тревожило людское воображение. Били сов, уничтожали нещадно, пока за них не заступилась наука. Сова – единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперед, и в то же время, не поворачивая корпус, она может смотреть и вбок, и даже назад – голова совы поворачивается на 180 градусов. Бесшумный полет объясняется устройством ее оперения и крыльев. Бесшумный полет совам необходим: их добычей служат такие чуткие зверьки, как мыши. Известно, что сова уничтожает за год в среднем от 1000 до 1200 мышей. А это значит, что она спасает минимум тонну зерна.

1-й ученик. Послушайте легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперенья, могут пролежать долгие годы без изменения. Угадали? (ответы учащихся).

2-й ученик. Да, это клесты. Клюв у них крестообразный, приспособленный для вылущивания семян из шишек хвойных деревьев. Сосновые и еловые семена содержат большое количество смолистого вещества. Оно накапливается в организме птицы, и клесты как бы пропитываются смолой. Птицам это не вредит, а после смерти сохраняются в неизменном виде 15-20 лет. Еще особенность у клеста: птенцы у них появляются в лютые морозы. Гнездо строят в густых ветках ели. Кормят птенцов семенами хвойных растений, размягченными в зобу.

3-й ученик. В одном из преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птиуц. Которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя?

Ведущий. Это кукушка. В то время как птицы, выбиваясь сил, выкармливают птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнезда. Трясогузки, зарянки, славки не замечают, что в их гнездах появилось чужое яйцо. Но это еще полбеды – главное, кукушонок выкидывает из гнезда птенцов хозяев. Ведь ростом он больше приемных родителей, им не прокормить всех. И все-таки кукушка полезна своим аппетитом. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Среди гусениц есть ядовитые, которых не едят другие птицы.

Страница четвертая: «А знаете ли вы, что…»

1-й ученик. Знаете ли вы, что оляпку называют водяным воробьем. Она может нырять несколько раз в ледяную воду, причем выныривает невредимая и сухая. Настоящий водолаз.

2-й ученик. Знаете ли вы, что у воробьев, соловьев, ласточек, голубей и многих других птиц птенцы вылупляются голыми, слепыми и беспомощными. Они способны только раскрывать клюв и кричать, требуя корм.

3-й ученик. Знаете ли вы, что у хищных птиц сов, орлов, соколов, птенцы с первого дня жизни покрыты пухом, но слабы и беспомощны. Родители согревают их и кормят крошечными кусочками мяса.

4-й ученик. Знаете ли вы, что у больших синиц родители около 400 раз за день подлетают к гнезду с насекомыми в клюве.

5-й ученик. Знаете ли вы, что грачи гнездятся колониями на высоких деревьях в старых парках. Гнезда они новые не строят, а латают старые, добавляя веточек и пуха.

Ведущий. Знаете ли вы, что скорость полета скворца – 70 км/ч, зяблика – 55км/ч, ласточки – 74 км/ч, чайки - 45 км/ч, вороны – 30 км/ч, воробья – 56 км/ч.

Страница пятая: «Давайте поиграем!»

1-й ученик. Конкурс «Продолжи примету»

  • сова кричит …….. (на холод)

  • синичка с утра начинает пищать……. (жди мороза)

  • курица на одной ноге стоит ……. (к стуже)

  • утки разыгрались…….. (к дождю)

  • кукушка станет куковать……. (мороза больше не видать)

  • воробьи дружно расчирикались …. (к оттепели)

  • снегирь зимою поет ……. (на снег, на вьюгу).

2-й ученик. Игра «Третий лишний»

  • дятел – жаворонок – соловей (лишняя птица – дятел, так как является оседлой, а соловей и жаворонок – перелетные)

  • канюк – скопа – филин (лишний – филин, ночная хищная птица, а канюк и скопа – дневные хищники)

  • скворец – синица – иволга (лишняя – иволга, так как она встречается около человека, в культурных ландшафтах)

3-й ученик. Конкурс «Кто больше»

На каждый шаг называть птицу, побеждает тот, кто назовет больше.

4-й ученик. Конкурс песен.

Спеть по куплеты песни, связанные с птицами. Кто последний вспомнит, тот и побеждает.

Страница шестая: «Завершающая»

Ведущий. Запомните главное правило: даже если вы ничем не сможете помочь птицам, просто не мешайте им. А это уже не так мало. Очень важно , чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле. Ведь если плохо им, плохо и нам самим.

5-й ученик. Не разоряйте птичьего гнезда, -

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора;

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара.

Она чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

К.Кулиев

Список литературы

  1. Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология. Изд-во «Учитель».2001г.

  2. Владимирская Л.А. От осени до лета. Из-во «Учитель».2006г.

  3. Гончарова Н.М. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах. «Учитель».2007г.

  4. Касаткина Н.А. Нестандартные уроки и мероприятия. Биология 6-7 кл. Изд-во«Учитель», 2008г.

kopilkaurokov.ru

Устный журнал "Птицы живущие рядом"

МАС(К)ОУ «Белоевская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

Устный журнал «Птицы живущие рядом»

Составила: Бражкина Ольга Михайловна

учитель биологии

2014г

Внеклассное мероприятие разработано с учетом возрастных, психологических особенностей для учащихся 8 класса в школе-интернате VIII вида.

Мероприятие в форме устного журнала позволит учащимся по – новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор, речевую базу. Это очень важно для учащихся с ОВЗ, которым важна коррекция недостатков интеллектуального развития.

Важную роль в поддержании интереса к изучаемому предмету – биология у учащихся играют применяемые разнообразные формы проведения мероприятий.

Цель устного журнала: закрепление и обобщение знаний учащихся о птицах России.

Задачи:

- развитие памяти, внимания и связной речи; умение различать объекты живой и неживой природы;

- уточнение и расширение кругозора учащихся о птицах;

- сплочение дружного, готового на взаимовыручку коллектива; поднятие эмоционального состояния учащихся;

- воспитание у учащихся экологической культуры, бережного и заботливого отношения к птицам.

Страница первая: «Птицы – кто они?»

Ведущий. Птицы на Земле живут всюду, за исключением внутренних частей Антарктиды. Они заселили леса, горы, степи, пресные водоемы, прибрежные части морей. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому много поверий, легенд, примет, поговорок связано с пернатыми.

1-й ученик. Наши предки предсказывали погоду по поведению птиц:

  • гуси и утки ныряют – к дождю;

  • птица хохлится – к непогоде;

  • птицы сидят на верхушках деревьев – к непогоде;

  • ворона кричит – к метели;

  • когда грач улетает – снег пойдет;

  • соловьи много и долго поют – к ветру.

2-й ученик. Птиц на Земле много – около 9 тысяч видов. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц. Не случайно некоторые их виды имели культовое значение. Уже в палеозойской эре – древнем каменном веке – древние люди изображали гусей, сов, рябчиков, уток. А в новом каменном веке этот список пополнился беркутами, глухарями, журавлями.

3-й ученик. В истоках народной музыки можно найти пение птиц. Народные названия птиц даже в разных языковых группах бывают сходны. Так , слово «кукушка» во всех языках включает два слога «ку-ку».

4-й ученик. Птицы очень различаются по внешнему виду, размерам. Самая крупная из птиц – африканский страус. А самая маленькая – колибри – размером не больше шмеля. Есть птицы, летающие выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не поднимаются в воздух. Однако всех их объединяет то, что они имеют перьевой покров, за что и называют их пернатыми.

5-й ученик. Сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далеких стран. Мы расскажем о тех пернатых, которые живут рядом. И вы убедитесь, что за необычным не надо ехать за тридевять земель, чудесные птицы живут рядом с нами.

Страница вторая: «Удивительное рядом!»

1-й ученик. Солнце в марте ходит выше,

Горячей его лучи.

Скоро капать будет с крыши,

Закричат в саду грачи.

С.Маршак

Ведущий. Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю от снега – проталинки. 7 апреля – Благовещение. В этот день по старинному русскому обычаю пекут кулики – булочки с носиком, с изюминкой на месте глаз, выпускают на волю певчих птиц. И с этого дня начинается месяц птиц.

2-й ученик. Скоро в гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День – деньской от зари до зари!

И.Никитин

3-й ученик. Открывают весну грачи (рассматривание рисунка грача). Зиму эти птицы проводят на юге. о дороге к своим гнездам они очень спешат. Десятки и сотни птиц выбиваются из сил и погибают в пути. Первыми долетают самые сильные. Грачи в народе всегда были символом весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называют Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача – весну встречай!».

4-й ученик. Именно в то время года, раннюю весну, изобразил на своем полотне русский художник А.К.Саврасов (показ картины).5-й ученик. Вслед за грачами прилетают скворцы (прослушивание голоса скворца). Издавна любят скворцов в народе. Не только потому, что от этих птиц много пользы: весной собирают насекомых, их личинок, различных гусениц, жуков-листоедов, но и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Скворцы очень трудолюбивы и ответственны за своих птенцов. Выкармливая их, они прилетают к гнезду по 200-300 раз в день, каждый раз приносят по 3-4 крупных насекомых, а мелких гораздо больше.

Ведущий. Отгадайте загадку:

Шило – вило – мотовило

По - немецки говорило.

Спереди шильце, сзади вильце,

На спине суконце, а исподу – белое полотенце. (Ласточка)

Послушайте стихотворение Е.Трутневой «Ласточки».

День проходит, скоро вечер,

У раскрытого окна

Вьется ласточка, щебечет:

«Вот и я! Пришла весна!»

Где ты зиму зимовала?

Из каких вернулась стран?

Хорошо ли кочевала

Через море – океан?

Самолетом прилетела?

Приплыла на корабле?

Принимайся же за дело

На родной своей земле!

Будто глиняный горшочек

Прилепился над окном.

Ласточка весь день хлопочет,

Что -то лепит, лазит в нем. (разбор стихотворения)

1-й ученик. Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появляется много летающих насекомых (вывешивается иллюстрация ласточки). Ласточек и стрижей по праву считают одними из самых лучших летунов. Легкости их полета способствуют сильно развитые остроконечные крылья. Они настолько длинны, что в сложенном состоянии далеко выдаются за туловище. На лету ласточки не только питаются, но и пьют воду. Пищу ласточки ловят широко открытым ртом. Ласточки, занятые охотой, поднимаются высоко в небо. Когда же, особенно перед дождем, грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых прибивает к земле, ласточки летают низко. В селах и деревнях живут деревенские ласточки - касатки, в городах – городские - воронки. Ласточка – одна из любимых в народе птиц. Не зря о ней создано много стихов, пословиц, поговорок, примет:

  • ласточка под кровлею – к счастью;

  • ранняя ласточка – к счастливому году;

  • одна ласточка весны не делает;

  • ласточка летает низко – к дождю.

2-й ученик. Не знаю, когда прилетел соловей,

Не знаю, где был он зимой,

Но полночь наполнил он песней своей,

Когда воротился домой. (С. Маршак)

3-й ученик. Нет такого человека, который не знал бы о знаменитом певце – соловье, хотя само пение его слышали далеко не все (грамзапись песни соловья). Поет соловей, сидя на веточке невысоко от земли. Соловей – птичка невзрачная: коричневато – буро – сероватая с рыжинками. Зимует соловей в тропической части Африки, прилетает к нам поздно – в середине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьется из березового листка», то есть когда у березы будут такие листочки, что в них уместятся капли росы. Поет соловей полтора месяца. Когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения. Значительная часть добычи – вредители леса, однако неизмеримо эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.

Страница третья: «Легендарные птицы»

Ведущий. О птицах в народе слагали не только пословицы, стихи и песни, но и легенды. Они всегда связаны с чем – то загадочным, таинственным. Сейчас вы услышите несколько повествований о пернатых. Постарайтесь узнать, о какой птице идет речь.

4-й ученик. Об этой птице сложено много поверий. Одни народы возвышали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. Что это за птица? (ответы учащихся).

5-й ученик. Правильно, это сова. Сова не случайно привлекла внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни – все тревожило людское воображение. Били сов, уничтожали нещадно, пока за них не заступилась наука. Сова – единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперед, и в то же время, не поворачивая корпус, она может смотреть и вбок, и даже назад – голова совы поворачивается на 180 градусов. Бесшумный полет объясняется устройством ее оперения и крыльев. Бесшумный полет совам необходим: их добычей служат такие чуткие зверьки, как мыши. Известно, что сова уничтожает за год в среднем от 1000 до 1200 мышей. А это значит, что она спасает минимум тонну зерна.

1-й ученик. Послушайте легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперенья, могут пролежать долгие годы без изменения. Угадали? (ответы учащихся).

2-й ученик. Да, это клесты. Клюв у них крестообразный, приспособленный для вылущивания семян из шишек хвойных деревьев. Сосновые и еловые семена содержат большое количество смолистого вещества. Оно накапливается в организме птицы, и клесты как бы пропитываются смолой. Птицам это не вредит, а после смерти сохраняются в неизменном виде 15-20 лет. Еще особенность у клеста: птенцы у них появляются в лютые морозы. Гнездо строят в густых ветках ели. Кормят птенцов семенами хвойных растений, размягченными в зобу.

3-й ученик. В одном из преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птиц. Которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя?

Ведущий. Это кукушка. В то время как птицы, выбиваясь сил, выкармливают птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнезда. Трясогузки, зарянки, славки не замечают, что в их гнездах появилось чужое яйцо. Но это еще полбеды – главное, кукушонок выкидывает из гнезда птенцов хозяев. Ведь ростом он больше приемных родителей, им не прокормить всех. И все-таки кукушка полезна своим аппетитом. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Среди гусениц есть ядовитые, которых не едят другие птицы.

Страница четвертая: «А знаете ли вы, что…»

1-й ученик. Знаете ли вы, что оляпку называют водяным воробьем. Она может нырять несколько раз в ледяную воду, причем выныривает невредимая и сухая. Настоящий водолаз.

2-й ученик. Знаете ли вы, что у воробьев, соловьев, ласточек, голубей и многих других птиц птенцы вылупляются голыми, слепыми и беспомощными. Они способны только раскрывать клюв и кричать, требуя корм.

3-й ученик. Знаете ли вы, что у хищных птиц сов, орлов, соколов, птенцы с первого дня жизни покрыты пухом, но слабы и беспомощны. Родители согревают их и кормят крошечными кусочками мяса.

4-й ученик. Знаете ли вы, что у больших синиц родители около 400 раз за день подлетают к гнезду с насекомыми в клюве.

5-й ученик. Знаете ли вы, что грачи гнездятся колониями на высоких деревьях в старых парках. Гнезда они новые не строят, а латают старые, добавляя веточек и пуха.

Ведущий. Знаете ли вы, что скорость полета скворца – 70 км/ч, зяблика – 55км/ч, ласточки – 74 км/ч, чайки - 45 км/ч, вороны – 30 км/ч, воробья – 56 км/ч.

Страница пятая: «Давайте поиграем!»

1-й ученик. Конкурс «Продолжи примету»

  • сова кричит …….. (на холод)

  • синичка с утра начинает пищать……. (жди мороза)

  • курица на одной ноге стоит ……. (к стуже)

  • утки разыгрались…….. (к дождю)

  • кукушка станет куковать……. (мороза больше не видать)

  • воробьи дружно расчирикались …. (к оттепели)

  • снегирь зимою поет ……. (на снег, на вьюгу).

2-й ученик. Игра «Третий лишний»

  • дятел – жаворонок – соловей (лишняя птица – дятел, так как является оседлой, а соловей и жаворонок – перелетные)

  • канюк – скопа – филин (лишний – филин, ночная хищная птица, а канюк и скопа – дневные хищники)

  • скворец – синица – иволга (лишняя – иволга, так как она встречается около человека, в культурных ландшафтах)

3-й ученик. Конкурс «Кто больше»

На каждый шаг называть птицу, побеждает тот, кто назовет больше.

4-й ученик. Конкурс песен.

Спеть по куплеты песни, связанные с птицами. Кто последний вспомнит, тот и побеждает.

Страница шестая: «Завершающая»

Ведущий. Запомните главное правило: даже если вы ничем не сможете помочь птицам, просто не мешайте им. А это уже не так мало. Очень важно , чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле. Ведь если плохо им, плохо и нам самим.

5-й ученик. Не разоряйте птичьего гнезда, -

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора;

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара.

Она чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

К.Кулиев

Список литературы

  1. Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология. Изд-во «Учитель».2001г.

  2. Владимирская Л.А. От осени до лета. Из-во «Учитель».2006г.

  3. Гончарова Н.М. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах. «Учитель».2007г.

  4. Касаткина Н.А. Нестандартные уроки и мероприятия. Биология 6-7 кл. Изд-во«Учитель», 2008г.

infourok.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта