Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Организация семейного обучения. Журнал семейное образование официальный сайт


Формы семейного образования | Семейное Образование — Все о внешкольном образовании в России и в мире: хоумскулинг, анскулинг, альтернативные школы, индивидуальный учебный план, заочная и очно-заочная форма обучения в школе.

Часто «семейное образование» представляют в виде картины: мама-учительница учит ребенка, у нее есть учебный план и совершенно нет времени на личную жизнь и самореализацию, потому что все свободное время она тратит на поиск методик, подготовку к урокам, их проведение и проверку заданий. На самом деле, пространство вариантов в семейном образовании гораздо шире. Оно не обязательно должно выглядеть как школа, перенесенная в домашние условия. Хотя, безусловно, такой способ обучения тоже есть.

Когда я говорю «семейное образование», то имею в виду такое образование, где семья является активным участником. Иными словами именно семья определяет цели, задачи и содержание образовательного процесса. И в таком варианте, когда выбор сделан осознанно и с учетом мнения ребенка (как, вообще-то главного «выгодополучателя»), а родители не теряют с ним связь на протяжении всего обучения, даже традиционная школа советского образца будет соответствовать понятию «СО».

Формы семейного образования

Итак, какие формы может принимать семейное образование? Я выделила три больших категории:

Традиционная школа по выбору ребенка, поддержанному родителями

Этот вариант существует в нескольких видах:

  • очное посещение;
  • очно-заочное;
  • заочное;
  • обучение по индивидуально учебному плану.
Альтернативная школа

Тут я выделяю несколько подкатегорий:

  • готовые решения, то есть существующие школы разных систем от достаточно развитых в России монтессори и вальдорфских школ до уникальных авторских решений;
  • родительские объединения разных форматов: небольшие семейные школы с нанятыми педагогами, родители и дети «по обмену», когда родители сами учат детей — своих и чужих;
  • поселения и просто клубы «по интересам»;
  • виртуальные школы.
Образование в семье

Казалось бы, ну тут-то точно мы увидим маму с указкой и учебным планом. Однако и в этой категории не все так просто и есть пространство, где можно развернуться.

В семье обучение тоже принимает разные формы:

Когда родители действительно сами обучают своих детей большинству предметов. Для школы дома характерно наличие программы или плана и контроль результатов (может быть как в виде промежуточных (годовых/полугодовых/триместровых/четвертных аттестаций в школе, так и каких-то более частых тестирований и контрольных дома или в школе).

  • Управление образовательным процессом, то есть тьюторство/менторство

Когда формулируется долгосрочный запрос ребенка/семьи и в ответ на него встраивается траектория/программа она более гибкая, чем план, учитывает и использует среду. Родитель (тьютор) сопровождает ребенка, подбирает инструменты, ресурсы.

  • Свободное образование (анскулинг)

Это ответ на запрос «здесь и сейчас» без заранее определенной программы или траектории. Образование здесь встроено в жизнь и неотрывно от нее, широко использует среду. Родитель так же сопровождает ребенка на пути, подбирает инструменты, ресурсы.

Каждая из описанных выше форм требует совершенно разной степени участия родителей в процессе, так что всегда можно выбрать вариант, подходящий для вашей жизненной ситуации. Так в школе дома родителям действительно придется изрядно постараться и быть включенными в весь образовательный процесс, планировать программу и подбирать учебный материал, готовиться к урокам и так далее. Управление в свою очередь не требует глубокого понимания предметных областей, а вот навыки тайм-менеджмента и инструменты самообразования пригодятся. Создание семейной школы освободит родительское дневное время, но на старте предполагает хотя бы минимальное ориентирование в подходах и методиках и умение договариваться.

Свободное образование вообще не требует никаких специальных знаний об образовательных технологиях, зато важно уметь наблюдать за ребенком и помогать ему в его изысканиях.

semeynoe.com

Организация семейного обучения | Семейное Образование — Все о внешкольном образовании в России и в мире: хоумскулинг, анскулинг, альтернативные школы, индивидуальный учебный план, заочная и очно-заочная форма обучения в школе.

Когда мой сын должен был пойти в 1 класс, мы сразу решились на семейное обучение. Но больше всего меня волновал процесс построения учебного процесса. Я опрашивала всех знакомых семейников по какому плану идти, какие учебники выбирать, как организовывать домашнее обучение, однако никто толком не мог ничего ответить. Обычно говорили: «Выбирайте то, что подойдет вашему ребенку». Я впадала в ступор: «Как выбрать? На какие критерии ориентироваться? С чего начать?» Поскольку я человек системный, это выбивало из колеи. В итоге я погрузилась в изучение различных сайтов по семейному обучению, перерыла все форумы в поисках «алгоритма», наш дом был завален огромным количеством пособий, книг, учебников и методичек.

Почти весь первый год у меня ушел на то, чтобы научиться ориентироваться в потоке информации. В результате я разработала для себя определенный план, который очень помогает мне, мужу и сыну. И хотя теперь я совершенно согласна с мнением, что «надо выбирать то, что подходит именно вашему ребенку», я хотела бы поделиться своими наработками с начинающими семейниками, которых тревожат вопросы, с чего начать и куда двигаться. Надеюсь, мои идеи помогут найти свой путь.

Итак, когда мы выбираем СО, во главу угла мы ставим мотивацию ребенка. Соответственно, и учебный процесс выстраиваем так, чтобы не потерять эту мотивацию. А значит, ищем разные подходы, меняем методики, чередуем их и наблюдаем за ребенком. Всегда проще заставить ребенка сделать уроки, чем мотивировать его. Однако если заставлять, то мы фактически насаждаем ту же школу только в домашней обстановке. К тому же, период, когда ребенок готов подчиняться, очень короток, а в подростковом возрасте (а иногда и раньше), дети попросту отказываются выполнять требования, не имея внутреннего желания, поэтому важно развивать мотивацию. Сначала это может быть какая-то внешняя мотивация, но постепенно необходимо взращивать внутреннюю.

Первый этап

В случае, если вы выбираете не анскулинг, а именно СО с его аттестациями, вам желательно иметь определенный план. Можно выбрать несколько стратегий составления плана.

1. Первый вариант: отталкиваться от программы конкретной школы. То есть вы прикрепляетесь к школе, узнаете, по какому учебному плану занимаются дети, берете их программу, учебники и обучаетесь по ним. Но фактически вы переносите школу домой. Некоторым этот вариант удобен, поскольку он самый простой. Однако в моем понимании семейным обучением такой подход назвать трудно. Впрочем, возможно, кому-то такой выбор подойдет.

2. Второй вариант: отталкиваться от аттестаций, которые предоставляет школа, но заниматься по своим учебникам. Вы просите школу заранее предоставить вам план аттестации и демо аттестационных работ, но выбираете свои методики обучения и занимаетесь по своим книгам, ориентируясь на темы, которые вам нужно будет сдать.

3. Третий вариант: договариваться со школой, что вы будете сдавать аттестацию по определенным темам в рамках ФГОС, и проходить их будете по собственной программе, учебникам и т.п. Иными словами, вы согласовываете вариант аттестации со школой так, чтобы он вас устраивал. Вы можете даже сами выбрать вариант аттестационных работ в рамках ФГОС и попросить, чтобы ребенка проверяли именно по этим тестам.

Второй этап

Рассмотрим 2 и 3 вариант, когда вы можете выбирать учебники и методики, которые вам понравились и подошли.

Сегодня выбор учебников, пособий и методик достаточно широк, многие люди теряются, не зная, что выбрать. Что делать?

1. Когда у вас есть понимание, что и когда ваш ребенок должен сдать, стоит составить тематический план. Имея перед глазами такой план, вы будете точно знать, какие темы по каждому предмету обязательно пройти к концу года. Я всегда составляю отдельный график по каждому предмету.

Затем стоит распределить количество тем по количеству недель в учебном году. Учитывайте, что, возможно, этот план будет корректироваться и меняться, потому что в процессе обучения вы поймете и почувствуете темп своего ребенка. У каждого он свой. Кто-то спринтер, кто-то стаер. Одному удобно заниматься ежедневно или 3-4 раза в неделю понемногу, другой готов выполнять все задания на неделю за день, за несколько часов, а остальные 6 дней отдыхать от учебы. Третий любит работать “набегами”: месяц усиленных занятий, затем двухнедельный отдых. Но помните, что важно не запускать процесс, смотреть на реакцию и состояние ребенка.

2. Затем внимательно изучите свой план. Он должен включать в себя минимальные требования к аттестации, чтобы вы потом могли без проблем ее сдать. Как правило, это невысокие требования. Если вы считаете, что этого достаточно, то оставляете, как есть. Если считаете нужным добавить какие-то темы, вписывайте их.

Возможно также, что в вашем расписании появятся предметы, которых нет в школьной программе, и которые вам не надо сдавать. По ним тоже можно составить план, но это уже на ваше усмотрение. Например, это могут быть архитектурные занятия или задания по шахматам, или по музыке. Поскольку это также значительная интеллектуальная нагрузка на ребенка, важно включить ее в план, чтобы понимать, не перегружаете ли вы детей занятиями.

Цели обучения

Я бы хотела упомянуть о такой важной вещи, как цели обучения. Желательно разобраться с целями обучения с самого начала, с 1 класса, а еще лучше – до школы. Это поможет вам выбрать правильную учебную стратегию и акцентировать внимание только на том, что действительно важно для вашей семьи и ребенка.

Чего вы хотите для своего сына или дочери?

Образовательные цели могут быть очень разными. Кто-то мечтает, чтобы ребенок поступил в 10-ку лучших вузов мира, другой – ставит в приоритет свободу самовыражения, третий – хочет, чтобы ребенок был всесторонне развит, четвертый – чтобы он раскрыл свой талант (например, ребенок явно одарен музыкально, или математически, и его путь примерно понятен).

Важно разобраться, что хотите вы. Одни родители выбирают, к примеру, классическое образование, которое включает в себя тривиум, изучение древних языков, глубокое погружение в историю и т.п. Другие семьи считают приоритетным изучение иностранных языков для свободы общения. Кто-то ставит во главу угла самовыражение и творческое развитие, и так далее.

В зависимости от целей вы сможете понять направление, куда вам двигаться.

Если это классическое образование, вам потребуется найти методики изучения древних языков. Если это мощное творческое развитие, стараться выстраивать процесс обучения с точки зрения творческого подхода.

Следите за реакций

После составления плана тем, распределения по неделям, можно приступать к выбору учебных пособий, книг и прочего.

Если вы видите, что план проседает, вы явно не успеваете, то, скорее всего, проблема в подходе, в мотивации ребенка, и, значит, надо сменить тактику обучения, подобрать ребенку другую методику.

При выборе методик обязательно учитывайте ведущее восприятие вашего ребенка. Одни дети визуалы, они прекрасно воспринимают видео-уроки, фильмы, мультики. Другим необходимо все записывать, чтобы запомнить. Третьи отлично улавливают информацию на слух, и для них нет ничего лучше, чем чтение вслух или аудиокниги, аудиолекции.

СО замечательно и в то же время сложно тем, что это творческий процесс. Никогда нельзя заранее предугадать, подойдет та или иная методика вашему ребенку. Поэтому приходится пробовать разные варианты, и порой приходится менять методы в зависимости от возраста ребенка, изменения его интересов и т.п.

semeynoe.com

Семейное образование как социальный ресурс

Обычно, когда говорят о плюсах семейного образования, аргументы строятся вокруг того, что это наиболее доступный способ вырастить ребенка спокойным, любознательным и с неповрежденным чувством собственного достоинства. Это действительно так. И это очень хорошо.

Но я бы хотела привлечь ваше внимание к тому, что этим потенциал СО не исчерпывается: оно способно решать не только локальные задачи семьи, недовольной, к примеру, качеством образования, логистикой или атмосферой в близлежащих школах.

Я считаю, что право родителей организовывать обучение своих детей самостоятельно – это мощный ресурс для решения многих проблем, стоящих перед нашим обществом. Разумеется, это право должно включать в себя и возможность самостоятельно распоряжаться деньгами, выделяемыми из бюджета на образование детей. Попробую привести примеры.

Экономия времени

Я живу в Новой Москве. В эту территорию входит множество маленьких деревень и дачных поселков, превратившихся за последние годы в коттеджные. В них есть дети, но нет школ. Детей приходится возить в окрестные городки. Еще 5–6 лет назад дорога до ближайшей школы занимала на машине в среднем 10-15 минут. Сейчас, когда Калужское и Киевское шоссе встали наглухо, уходит полтора часа. Во сколько должны вставать дети, чтобы успевать к первому уроку?

Что делать родителям, которые сначала должны по пробкам довезти детей до школы, а потом доехать еще и до работы? А ведь эта проблема могла бы решаться так: жители поселка договариваются между собой, складывают полученные из бюджета деньги и приглашают умеющего работать в разновозрастной группе учителя. Скорее всего, им даже не нужно будет тратиться на аренду помещения: частные дома теперь достаточно просторны.

Забота о здоровье

Еще одна ситуация. В моем городке есть школы, и они неплохие. Имеется даже школа, где обучаются дети по седьмому и восьмому виду (VII вид — дети с задержкой психического развития (ЗПР), VIII вид – умственно-отсталые дети – прим.ред.). Учатся там и интеллектуально сохранные дети, которым по состоянию здоровья нужен щадящий режим: астматики, сердечники. Но для детей с заболеваниями позвоночника условий там нет: ребенок с сильным сколиозом на уроках должен лежать, сидеть несколько часов подряд ему вредно. Государственная система образования предлагает следующий выбор: либо ребенок идет в обычную школу и перегружает спину, либо его можно отправить в Москву в интернат на пятидневку, то есть растить вдали от семьи ради того, чтобы сохранить здоровье.

Разумеется, можно оставить ребенка дома и обучать его самостоятельно, но не у каждой семьи есть такая возможность. Родителям, как и в предыдущем примере, было бы разумно объединиться между собой (наверняка, в городе, где живет больше двадцати тысяч человек, группу собрать было бы реально), опять же сложить деньги, которые положены детям на образование, и организовать им обучение так, чтобы и дети не разлучались с домом, и их спины были бы целы.

Сохранение этноса

Есть еще одна особенность нашего общества, которая также, на мой взгляд, располагает к широкому распространению «семейных» школ. Наша страна многонациональная. И это разнообразие является ее богатством. И одновременно проблемой для тех, кто хотел бы обучать ребенка на родном языке, но проживает не в своем регионе. И тем более для тех, кто неожиданно переехал, и его ребенок просто не готов к обучению на неродном языке и нуждается в постепенной адаптации. Официальное образование здесь вообще ничего предложить не может. Либо семья должна отказаться от части своей идентичности и с младенчества говорить с ребенком на чужом для родителей языке, либо ребенку придется погрузиться в школе в глубокий стресс, потому что одновременно осваивать новый язык и учиться по современным, весьма интенсивным программам очень сложно. А ведь родители могли бы и здесь найти выход сами, взяв образование детей в свои руки и в рамках маленьких домашних школ приобщить детей к своей культуре и мягко привести их к жизни в другой языковой реальности.

Адаптация приемных детей

Впрочем, мой текст – это не гимн маленьким, домашним школам. Существуют дети, чье воспитание без коллектива сверстников – это почти единственная реальная возможность их безболезненной социализации. Этих детей много, и их воспитание – забота всего общества. Это дети приемные. В первую очередь те, что попали из детского дома в семью уже школьниками или старшими дошкольниками. К счастью, с каждым годом все больше и больше людей решаются расширить свою семью таким образом. К сожалению, практически всегда эти дети — носители специфических психологических проблем.

Во-первых, у них не сформирована способность привязываться к взрослому. Во-вторых, они привыкли к деструктивным отношениям со сверстниками. В-третьих, их психологический возраст обычно отстает примерно на пару лет от реального, а учебная мотивация — на нуле. Задача приемных родителей на первом этапе – «приручить» своих воспитанников, а затем, растопив их сердце, постепенно постараться дотянуть их до возрастной нормы. Лучшее для приемных детей – и об этом пишет большинство тематических психологов, – если в течение первых года-двух у них будет минимум общения с другими детьми и чужими взрослыми, и максимум — с новыми родителями. И никакого сравнения их академических успехов с успехами сверстников! Все это невозможно в школе, даже в самой маленькой и лояльной: обучение в коллективе порой приводит к тому, что разочарованные приемные родители возвращают ребенка обратно в детский дом.

Мне кажется, что в этом случае обучение в семье стоило бы признать частью реабилитации приемного ребенка, а приемные родители, решившиеся стать своим детям еще и учителями, должны были бы получать еще большую поддержку от государства, чем обычные «семейники».

Заключение

Полагаю, можно было бы привести еще множество других примеров, где СО является решением самых разнообразных социальных проблем. Уверена, что даже если наступит день, когда в нашей стране закончатся на дорогах пробки, сирот не будет, а государственные школы смогут принять детей с любыми потребностями и особенностями развития, появятся новые ситуации, на которые официальное образование быстро отреагировать не сможет. А семейное – сможет обязательно, благодаря гибкости, любви и мотивированности родителей.

Выводы

Право родителей организовывать обучение своих детей самостоятельно – это мощный ресурс для решения многих проблем, стоящих перед нашим обществом.

Существуют дети, чье воспитание без коллектива сверстников – это едва ли не единственная реальная возможность их безболезненной социализации.

Татьяна Степанова-Гладкая

semeynoe.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта