Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал, который читают руками. Журнал школьный вестник для слепых


Воспитание и образование слепых в России

От редакции

С 1888 года по 1913-й в России выходил ежемесячный журнал «Слепец» — журнал для обсуждения вопросов, касающихся улучшения быта слепых. Мы предлагаем вашему вниманию очень любопытную, на наш взгляд, статью К.О. Гумберта, напечатанную в 11-м и 12-м номерах «Слепца» в 1892 году.

К. О. Гумберт

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ СЛЕПЫХ В РОССИИ

Поместившееся в новом здании училище имеет то важное значение, что, будучи вполне обеспечено средствами на своё содержание, может служить образцом и центром для развития и распространения подобных училищ в других частях Империи. Вместе с тем это новое учреждение свидетельствует о тёплом сочувствии нашего общества и всего народа к делу призрения слепых, потому что вся употреблённая на постройку здания сумма, 250 000 руб., составилась, почти исключительно, из мелких пожертвований, собранных большею частью в церковные кружки в «неделю о слепом».

Можно сказать, что весь русский народ участвовал в сооружении Александро-Maриинскогo училища, а Государь Император навсегда обеспечил его будущность, а вместе с тем и будущность воспитания и обучения слепых детей в Poccии. Но даже и всей этой счастливой обстановки недостаточно, чтобы вполне обеспечить самостоятельную трудовую жизнь слепых. Если обязанности училища для зрячих пре­кращаются с выходом воспитанников из училища, то иначе обстоит дело относительно слепых. По окончании курса слепой именно и нуждается более, чем когда-либо, в поддержке. Патронат является одною из неизбежных обязанностей училища. А для этой цели снова нужен особый вспомогательный фонд. В образовании таких фондов при училищах слепых снова участвовала вся Россия посредством пожертвований и сборов в «неделю о слепом».

Учреждение училища, обеспечение его будущности и образование вспомогательного фонда — три коренные меры, положившие начало дальнейшему успешному развитию призрения слепых в России. Если русское общество и вперёд будет относиться с тем же сочувствием к судьбе людей, лишённых одного из лучших благ миpa — зрения, то число слепых, тяготящихся своим тяжёлым положением, будет постепенно уменьшаться в нашем отечестве.

Новое помещение училища — трёхэтажное здание с большим садом и площадкой для игр. В первом этаже помещаются: магазин училища, канцелярия, приёмная, квартира директора, раздевальни воспитанников и воспитанниц, общая столовая, столовая для прислуги, два класса для детей младшего возраста, рекреационная, две спальни, комнаты воспитательниц и помещения женской прислуги. Отделение младшего возраста, в котором обучаются совместно мальчики и девочки, совершенно обособлено и имеет свой отдельный учебно-воспитательный персонал с особой прислугой. Второй этаж предназначается для старшего возраста, т. е. ремесленного отделения. Большой зал разделяет этаж на две половины: на одной находятся спальни, мастерская девочек, другая предназначена для мальчиков. Третий этаж — этаж школьного возраста. Он тоже разделён на мужскую и женскую половины. Кроме спален, классов, библиотеки, тут тоже находится и церковь, сооружённая на деньги, пожертвованные Ратьковым-Рожновым. Прачечная, баня, паровая сушильня, каток, бельевая комната, помещение кастелянши и женской прислуги находятся в особом двухэтажном здании. Дворники и мастера, обучающие воспитанников ремёслам, живут в деревянном доме, выстроенном во дворе. В настоящее время строится ещё каменное здание, предназначающееся для мастерских.

Простота господствует повсюду: в одежде, образе жизни и пище воспитанников. Пища, ввиду слабости организма слепых детей, должна быть питательная. Ежедневно полагается на ребёнка по 0,5 ф. мяса, 1,5 — 2 ф. хлеба, 0,5 бут. молока. Обед состоит из двух блюд, ужин из одного горячего блюда. Прогулки дети совершают ежедневно, а летом большую часть дня проводят на воздухе, предпринимают долгие прогулки по окрестностям Петербурга, по воскресеньям и в праздничные дни посещают церковь, говеют раз в году. На Рождество воспитанникам устраивают ёлку на средства, специально для этого пожертвованные. Несколько раз в году в училище устраиваются концерты при участии самих слепых воспитанников.

Воспитание слепых детей следует тем же правилам, как и воспитание зрячих, но так как слепым свойственны некоторые своеобразные психические особенности, то оно должно быть приноровлено к ним. Воспитатель старается приобрести доверие слепых детей, которые часто от природы мнительны, недоверчивы, робки и скрытны. Должно развивать их волю ввиду присущей им вообще вялости и слабохарактерности; воля окажет им впоследствии услугу в борьбе с жизнью. Всеми силами надо способствовать развитию в них самостоятельности и уменью обходиться без помощи зрячих, приучать их к порядку, который им ещё нужнее, чем зрячему. Трудолюбие — качество, без которого слепой не может рассчитывать на безбедную будущность.

Слепых детей обучают чтению, письму, грамматике родного языка, географии, естествоведению, истории России и арифметике. Необходимо сказать несколько слов об учебных пособиях, которыми пользуются слепые дети.

При училище имеется библиотека, распадающаяся на два отдела:

1) Отдел для учащего персонала, состоящий из специальных книг по воспитанию и обучению слепых. Многие иностранные книги пере­ведены на русский язык, напр. сочинение Армитэджа «О воспитании слепых и их занятиях», «Слепец о слепых» Мориса де ла Сизерана, «Отчёт Английской Королевской Комиссии о слепых и глухонемых». Есть также и много оригинальных русских сочинений о преподавании слепым различных общеобразовательных и технических предметов. Существует целый сборник статей о воспитании и образовании слепых детей, издаваемый директором училища Г. П. Недлером. С 1886 года в России появился журнал «Русский слепец», для обсуждения быта слепых. Но через два года, по смерти одного из редакторов, он перешёл в другие руки и существует поныне под названием «Слепец». В Kиeве издаётся подобный же журнал «Друг слепых».

2) Отдел для слепых состоит из книг двоякого рода: одни из них, печатные, служат для обучения, другие, писаные, для внеклассного чтения. Сначала книги печатались рельефным шрифтом, или унциалами, в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг. По этому способу отпечатаны первые книги: «Детский мир» Ушинского (300 экз.) и Евангелие св. Матфея (400 экз.). Но наиболее удобною для чтения слепых признана пунктирная система Брайля, тем более, что она применима ко всем языкам, для цифр, нот и стенографии.

Система эта до крайности проста и заключается вся в шести точках, расположенных по две в три параллельных ряда. Для обозначения цифр берутся десять букв алфавита, но перед ними ставится особый цифровой знак. Для решения арифметических задач придуманы арифметические знаки. В России система Брайля введена в 1881 г. и приспособлена к русскому алфавиту первою учительницею слепых, г-жёю Трумберг, при содействии директора Дрезденского ин­ститута слепых, г. Бютенера. В настоящее время во всех русских училищах слепых чтение и письмо преподаётся по этой системе.

Сначала, за неимением в России приспособлений для печатания книг по системе Брайля, некоторые книги на русском языке были напеча­таны в Берлине. У нас первая книга напечатана по этой системе в 1885 г. в Москве, по инициативе г-жи Адлер, под заглавием «Сборник статей для детского чтения». Г-жа Адлер сама набирала и печатала книги, выписав из Германии брайлевский шрифт и пресс. С 1886 г. книги стали печатать и в типографии Экспедиции загот. гос. бум. шрифтом Брайля, отлитым по образцу английского, и в домашней типографии в С.-Петербургском училище слепых ручным прибором, придуманным г. Трейманом. На этом приборе, заменяющем типографский станок, печатание происходит посредством булавочных головок. Печатание и конструкция прибора очень несложны. С этого времени число книг стало быстро возрастать, и в настоящее время библиотека училища насчитывает более 500 экземпляров. Но печатание книг обходится очень дорого: книга Ушинского в двух томах в переплёте, который необходим для предохранения от порчи рельефной печати, стоит 7 руб. 50 коп. Одна бумага обходится по 3 коп. с листа. Печатать стоит только книги, которых нужно большое количество экземпляров; сюда относятся учебники, Евангелие; книги же для внеклассного чтения не могут разойтись в таком огромном количестве, потому печатать их крайне невыгодно.

По примеру Англии, в 1888 г. в России было введено переписывание книг выпуклым точечным шрифтом Брайля. Образовавшиеся в С.-Петербурге, а потом и в Ревеле и Москве дамские кружки безвозмездно занимаются перепискою. Такие же книги переписывает за плату и бывший ученик Петербургского училища слепых, добывая этим путём средства к существованию.

Важное значение имеют также учебные пособия для наглядного обучения на предметных уроках и уроках естественной истории. Училище имеет различные модели, чучела животных и выпуклые гипсовые картины. Для преподавания географии употребляются карты с выпуклыми реками, горами, границами и городами. Дети сами «рисуют», если это можно назвать рисованием, карты, с этою целью существуют жестяные шаблоны, по которым они вышивают очертания географических местностей. Кроме того, воспитанники на уроках лепки лепят из глины различные предметы. Насколько развито у некоторых из них осязание, доказывает следующий пример: девочка, никогда не видевшая человеческого лица, вылепила античную маску, совершенно тождественную с моделью.

Музыка и пение — предметы большой важности в образовании слепых. Известно, что у слепых слух, как один из органов, заменяющих зрение, очень развит, и они нередко обладают большими музыкальными способностями. Из сказанного ошибочно было бы, однако, заключать, как это делают многие, что непременно каждый слепой — музыкален. Музыке обучают только тех, у которых есть выдаю­щийся талант. В настоящее время в России есть один слепой музыкант, который несколько лет тому назад давал концерты в провинции и был даже в Париже, где встретил горячий приём не только от публики, но и от других виртуозов. В Kиeве образовался целый оркестр слепых, состоящий из флейты, кларнета, четырёх скрипок и виолончели.

Кроме музыки, каждый слепец должен знать в совершенстве какое-нибудь ремесло, которое могло бы выручить его там, где музыка не даёт дохода.

Благодаря А. Рубинштейну слепые дети пользуются правом посещать концерты Русского музыкального общества. В Париже слепые имеют ложу в oпepе, у нас это, к сожалению, до сих пор ещё не введено.

Немало внимания обращено на усиление физических упражнений воспитанников. С этою целью даже временно был приглашён в училище специальный учитель гимнастики. В тех же видах телесного укрепления и развития ловкости были сделаны попытки обучить слепых мальчиков катанию на коньках и с ледяных гор.

Одна из главных забот училища — чтобы слепые ни минуты не оставались без дела, даже в свободное время. Слепые вообще легко склонны к мечтательности, которая может им стать во вред; чтобы противодействовать этому, следует в свободное время читать им вслух литературные произведения, которые, особенно в поэтической форме, очень нравятся детям. При выборе произведений нужно избе­гать меланхолических и мрачных творений. Многие из игр, издаваемых специально для слепых детей директором Берлинского училища слепых Куллем, привились и у нас, хотя не все в равной степени. Дети очень любят лото, домино, взятие крепости, особенно же наши народные шашки (выпуклые). Часто, по собственному побуждению, они в свободное время занимаются музыкой, пением, чтением книг, а нередко и переписыванием тех из них, которые им особенно нравятся. Почти не бывало случаев, чтобы дети без охоты занимались и ремёслами.

Крайне редко случается, что ребёнок выказывает мало рвения к техническому труду, хотя  есть, напр., такой факт: один мальчик чувствовал отвращение к ручному труду вследствие развившейся в нём любви к умственным занятиям. Обыкновенно же одарённые умственно дети успевают и в обучении ремеслу, а часто дети, малоспособные вообще, оказываются прекрасными работниками в мастерской. Иногда они сами просят позволения в свободное от занятий время поработать в мастерской.

При переводе в ремесленное отделение (не ранее 15 лет) дети заметно охладевают к учебным занятиям. Из ремёсел следует выбирать такие, в которых слепцы могли бы обходиться без помощи зрячих.

Обучают их следующим техническим занятиям: плетению жгутов из суконных кромок и соломы, соломенных половиков, кромочных ковров, стульных сидений, корзин и щёточному ремеслу. Прежде учили и верёвочно-канатному, но ввиду конкуренции фабрик занятие это вычеркнуто из программы училища слепых. Ремёслам начинают обучать только тогда, когда ребёнок здоров и физически развит. В школьном возрасте, в I и II классах, полагается в пер­вые годы от 3 — 6 часов технических занятий в неделю, в последний год — 12 часов. Каждого воспитанника обучают переплетанию стульных сидений и, кроме того, одному ремеслу; но никогда не обучают двум ремёслам одновременно. Выбор ремесла зависит от желания ученика, его способностей и смотря по тому, которое ре­месло будет ему приносить больше выгоды по выходе из училища. Учителями состоят специалисты-мастера, которые не имеют права исполнять каких-либо работ за плату. Так как важно приучить слепого к самостоятельному ведению мастерства, то его знакомят с за­купкой, сортировкой, подготовкой материала, его ценами и качествами и в течение последнего года пребывания в училище откладывают в его пользу известный % от его изделий; таким образом составляется сумма, которую ему выдают при выходе из училища; также выдают ему и платье, инструменты и материал, нужный на первое время, купленные на средства вспомогательного фонда. Девочки, помимо рукоделия, также занимаются щёточным и корзинным ремеслом. Воспитанники ремесленного отделения встают в 7 часов утра, в 8 — принимаются за работу и занимаются до 8 часов вечера, за исключением времени, назначенного для обеда, ужина, прогулки, учебных занятий, а всегда не более 9 часов в день; спать они ложатся не позже 10 часов. На учебные занятия полагается в ремесленном отделении не более одного часа в день, и то в первый год, а потом ученики только упражняются в чтении и письме, а особенно способные берут уроки музыки.

Но что же ожидает слепого по выходе из училища? Правда, училище всегда старалось дать ему необходимый запас знания жизни, развить в нём трезвый, здоровый взгляд на неё, не давая возникнуть фантастическим, ложным мыслям, которые заставили бы его позже разочароваться. Но всё-таки от слепого ускользает масса мелочей, которые зрячий ловит на лету. Прежде всего слепец, до сих пор бывший под заботливой охраной училища, очутившись в чужом, не понимающем его свете, должен бороться с бесчисленными препятствиями, и легко могло бы случиться, что он стал бы жертвой неблагоприятных обстоятельств, если бы и тут не приходило на помощь училище. Выпуская воспитанника, оно прежде всего заботится о приискании в той местности, где он должен поселиться, покровителя, который бы наблюдал за ним, доставлял ему заказы, способствовал сбыту его изделий. Обыкновенно воспитанника отсылают в город, откуда он родом, и по возможности в его же семью. Но иногда семья не только не была бы в состоянии помочь ему, но сама довела бы его до нищенства, погубила бы его; в таких случаях училище помещает своего питомца к чужим, но известным своей честностью людям, которые заботились бы о нём, заменили бы ему семью. С.-Петербургское училище существует ещё сравнительно недол­го, поэтому первый выпуск воспитанников состоялся всего в 1890 году. Возьмём для примера четырёх вышедших в этом году слепых ремесленников (все четыре — щёточники) и посмотрим, как они устроились. У одного из них, Б., мать, бедная вдова, проживает в Либаве и, несмотря на свою крайнюю бедность, взяла сына к себе. Другой, У., не мог поселиться у матери, так как последняя сама находится в услужении. Родители третьего, проживающие в Витебске, люди не бедные, но тем не менее наотрез отказались принять сына. Возвращение последнего, наконец, в его семью оказалось невозможным ввиду печальной семейной обстановки.

Б. отправили к матери в Либаву, где ему нашли двух покровителей, которые любезно взяли на себя патронатство над ним. Остальных же трёх определили к слепцу-корзинщику Букину, семейному человеку, изучившему своё ремесло в бывшем убежище для взрослых слепых Попечительства и в убежище г-жи Блессиг. Воспитанники училища доставляют свои изделия для продажи в училище, откуда получают заказы и необходимые  ремесленные материалы, стоимость которых удерживается у них при ежемесячном расчёте. Из своего заработка они обязаны платить Букину за помещение, содержание и стирку белья по 12 руб. в месяц, а также покрывать, по силе воз­можности, все прочие расходы. Двое из этих молодых слепцов, при отличном поведении, покрывают заработком все расходы и даже имеют маленький избыток, третий же не зарабатывает, сколько необходимо для его существования.

Но для того, чтобы слепой ремесленник мог жить, необходимо облегчить сбыт его изделий, а между тем последнее до сих пор крайне затруднительно. Сбыт изделий слепых — один из самых важных вопросов. Слепому приходится конкурировать со зрячим при совершенно неравных условиях, не говоря уже о медленности его труда сравнительно с работой зрячего ремесленника. Обыкновенно, когда речь зайдёт о трудности сбыта работы слепых, ставят на вид кажущуюся дороговизну последней. На самом же деле изделия слепых ценятся не дороже, чем изделия зрячих мастеров, купленные в хорошем магазине. Конечно, те, которые привыкли покупать щётки на рынке, найдут, что слепой дорого ценит свой труд. Объ­ясняется это очень просто: зрячий работник привык удовлетворять своих покупателей в погоне за дешевизной, но за то и материал он ставит дешёвый, а следовательно, и дурной. Слепой, в большинстве случаев, не сам закупает материал — его бы легко могли обмануть, — а получает его, как было сказано выше, из училища. Такое же заведение, как училище, поставляет хороший, но и дорогой товар, по­тому что не может позволить себе того, что делает частный мастер, работающий на рыночного, незнакомого ему покупателя, не требующего никакой гарантии. Если бы даже покупатель заплатил и дороже за такую щётку или корзинку, то она выдержит столько, сколько две дешёвых.

Часто, однако, на это соображение не обращают внимания; русская пословица «дёшево, да гнило» всегда остаётся в силе. До сих пор трудность сбыта не отзывалась вредно на слепых ремесленниках, потому что училище всегда принимало от них изделия, выдавая их стоимость, а затем уже само старалось сбывать их на базарах и в магазинах, нанятых специально с этою целью. Тем не менее про­дажа идёт туго и самый способ невыгоден: скупленные таким образом изделия долго лежат непроданными, а деньги на них за­трачены. Это мёртвый капитал. Пока слепых ремесленников мало, потери не так ощутительны, но с каждым годом и выпуском они будут возрастать. Александро-Мариинское училище ещё может некоторое время терпеть убыток, так как обладает значительными сpeдcтвaми, но более бедные губepнcкие отделения со временем совершенно обанкротятся. Прекратить же этот способ пособия слепым ремесленникам — значит заставить их снова обратиться к нищенству, что было бы ещё ужаснее, чем если бы они никогда ничему не обучались. Не стоило начинать дела, если не было намерения доводить его до конца.

Вслед за задачею образования слепого ремесленника возникает другая, не менее важная задача обеспечения его будущности. Были же и другие государства в таком же положении и нашли исход, следует найти его и нам. В недавнем прошлом есть уже факты, где госу­дарство приходило на помощь части обездоленного населения. Сбытом товаров слепых, доставкою им заказов — вот чем может послу­жить каждый русский человек своему слепому собрату.

s-vestnik.ru

Международный день слепых | Школьный вестник

В 1784 году в Париже, без помощи правительства и негосударственных благотворительных обществ, исключительно на свои личные средства и в своем собственном доме открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых» известный педагог Валентин Гаюи (Valentin Hauy). Первым учеником мастерской стал подобранный на церковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер. Потом в школу поступили еще одиннадцать беспризорных сверстников Франсуа. До этого события мир ещё не знал учебных заведений для слепых. Гаюи использовал свой метод обучения слепых, посредством придуманного им шрифта для слепых — «унциала».

Несмотря на большие финансовые трудности, Гаюи сумел создать при школе типографию и издал в ней несколько книг для слепых напечатанных «унциалом» рельефно-линейным шрифтом. Это были первые на Земле книги для слепых. По этим книгам незрячие люди обучались вплоть до появления шеститочечного шрифта Брайля.

Деятельность Валентина Гаюи была замечена при дворе Российской империи. Российский император Александр I в 1803 году направил Валентину предложение создать в тогдашней столице России городе Санкт-Петербурге учебное заведение для людей с полной или частичной потерей зрения, которое педагог принял и в сентябре 1806 года прибыл в Петербург. В. Гаюи нашел учителей-энтузиастов, и когда школа была готова открыться, из канцелярии министерства просвещения Российской империи пришёл ответ: «в России нет слепых детей». Тогда Валентин стал сам разыскивать учеников, что собственно было не сложно — большую часть он встретил в богадельне близ Смольного. Валентин Гаюи был готов не только обучать слепых учеников, но и кормить детей за свой счет. Четыре года спустя после приглашения Александр I, в 1807 году, император утвердил штат, устав и бюджет Санкт-Петербургского института рабочих слепых. Эту дату ныне считают датой основания первого в России учебно-воспитательного заведения для слепых детей. Утвержденный штат предполагал только 15 учителей, скудный бюджет оставлял бытовые условия и занятия в институте желать лучшего, и лишь огромное желание учеников осваивать грамоту и ремесла помогало преодолевать все трудности.

Всемирная организация здравоохранения, желая увековечить память о Валентине Гаюи, приняла решение отмечать «Международный день слепых» в его день рождения — 13 ноября[3].

Международный день слепых : Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия 64883590, сохранённая в 00:54 UTC 18 августа 2014 // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2014. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/?oldid=64883590

Информация об изображении:

«Statue de Valentin Haüy» участника Siren-Com - собственная работа. Под лицензией CC BY-SA 3.0 с сайта Wikimedia Commons - https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Statue_de_Valentin_Ha%C3%BCy.jpg#/media/File:Statue_de_Valentin_Ha%C3%BCy.jpg

s-vestnik.ru

Журнал, который читают руками - Литературная газета

ПРЕДСТАВЛЯЕМ!

В феврале 2007 года в редакции «Литературной газеты» состоялась встреча руководителей издательств с председателем Совета Федерации С.М. Мироновым, на которой, в частности, генеральный директор ОАО «Молодая гвардия» В.Ф. Юркин поднял вопрос об оказании финансовой поддержки всероссийскому журналу для слепых детей «Школьный вестник». Не скрою, мы не очень надеялись на положительный результат. Но помощь нам была оказана! Партия «Справедливая Россия» выделила журналу средства для технического переоснащения редакции. Мы благодарим партию «Справедливая Россия» и лично С.М. Миронова за реальную, крайне важную для нас поддержку единственного в стране журнала для незрячих детей и их родителей. 

Юрий КОЧЕТКОВ, главный редактор всероссийского журнала для слепых и слабовидящих детей «Школьный вестник»

О слепых детях (как и о детях-инвалидах) у нас вообще вспоминают нечасто – разве что к Новому году и ко Дню защиты детей. А они, в сущности, нуждаются в том же, что и зрячие их сверстники, – в любви, заботе, понимании, в полноценной духовной пище. В последней, возможно, даже более, чем ребята с нормальным зрением. Ведь для того, чтобы не замкнуться в маленьком «инвалидном» мирке, состояться как личность, реализоваться как можно полнее, надо иметь немало душевных сил и опредёленную духовную зрелость. «Состояться как личность», «добиться успеха» – отнюдь не красивые слова. Вершина «карьеры» слепого – не игра на баяне или гитаре в подземном переходе, как это может показаться обывателю. Среди незрячих – десятки кандидатов и докторов наук, адвокаты, юристы, профессиональные музыканты, преподаватели вузов, программисты и математики, прекрасные массажисты. К примеру, академика Л.С. Понтрягина и депутата всех созывов Государственной Думы О.Н. Смолина знают не только у нас, но и за рубежом.

Примерно 16 тысяч детей с глубоким нарушением зрения учатся в 112 специальных школах для слепых и слабовидящих. Такие учебные заведения имеются в большинстве регионов страны. Но сколько «неучтённых» детишек сидят по домам? По данным Министерства образования Чечни, в этой республике около двух тысяч слепых и слабовидящих детей никогда и нигде не учились. А сколько таких детей по всей России? Неизвестно. И это действительно большая проблема. Что читает слепой ребёнок (если его научили читать) в пору формирования его личности, в пору, когда он на ощупь открывает для себя этот мир? Книг, прямо скажем, для слепых детей выпускается мало. Государство обеспечивает их школьными учебниками, напечатанными рельефно-точечным шрифтом Брайля (это система выпуклых точек, сочетания которых обозначают ту или иную букву. Незрячий «считывает» их пальцами). Художественной литературы для слепых детей – всего 15– 20 названий в год. Вот и всё. Плюс детские радиопередачи, которые можно пересчитать по пальцам одной руки, да «говорящая книга» – это книги, начитанные на аудиокассеты и компакт-диски в формате МР3.

А из периодической печати – всего один журнал на всю Россию. «Школьный вестник». Именно он должен заменить незрячим малышам, подросткам и юношеству десятки, если не сотни, детских газет и журналов, которые имеют возможность читать их зрячие ровесники. И знаете что интересно? Журнал с этой колоссальной ответственностью и нагрузкой справляется. Большинство его подписчиков начинают читать журнал лет в шесть-семь... и выписывают порой до преклонного возраста. Есть такой поэт – Глеб Еремеев, член Союза писателей России с 1966 года. Потерял зрение в детстве. Впервые напечатался в «Школьном вестнике» в 12 лет. Окончил Литературный институт, стал автором двух десятков поэтических сборников, лауреатом международной премии «Филантроп» и членом редколлегии того самого журнала, в который 60 лет назад прислал написанное по Брайлю письмо со своими первыми детскими стихами. Таких случаев – когда «Школьный вестник» давал талантливым ребятам путёвку в жизнь – немало... Юный читатель журнала Юра Котов, окончивший московскую школу-интернат для слепых детей ‹ 1 в 1971 году, – ныне кандидат физико-математических наук, автор ряда научных работ, опубликованных у нас и за рубежом, в том числе и в США, специалист в области новых компьютерных технологий для слепых людей. В редакцию «Школьного вестника» Юрий Котов пришёл работать около 10 лет назад. «Школьный вестник» – уникальный журнал с интереснейшей историей и судьбой. В начале 1938 года Надежда Константиновна Крупская получила письмо из Ленинграда от воспитанников института для слепых детей. Они писали: хотим, чтобы у нас тоже был свой журнал! Идею создания журнала поддержал первый секретарь ЦК ВЛКСМ А.В. Косарев и председатель Центрального правления Всероссийского общества слепых В.А. Викторов. Первый номер вышел в свет в том же 1938 году, в июне (тогда журнал назывался «Советский школьник»). Журнал продолжал выходить даже в годы Великой Отечественной. Журнал «Школьный вестник» – единственное в России ежемесячное литературно-художественное и научно-познавательное издание для слепых детей, журнал энциклопедического направления, учитывающий особенности своей читательской аудитории. Здесь материалы по социальной реабилитации и профориентации, художественная проза, поэзия, статьи о живописи и архитектуре, стихи и проза для малышей, компьютерная страничка, уроки домоводства, ноты, новости спорта, пропаганда достижений слепых и слабовидящих в различных областях деятельности, правовое просвещение. На страницах журнала публиковались лучшие детские писатели и поэты, и часто это были первые публикации. Один из примеров – замечательная повесть Юрия Коваля «Самая лёгкая лодка в мире». Долгие годы членом редколлегии журнала был Л.А. Кассиль. Есть ещё одна категория людей, которым необходим «Школьный вестник», – это родители наших юных читателей. В Российской Федерации издаётся очень мало литературы для таких родителей. В нашем журнале есть рубрика, которая призвана помочь им в воспитании и обучении детей. Журнал выпускается с рельефно-графическими пособиями: с рельефными изображениями памятников архитектуры, шедевров мирового изобразительного искусства, с различными схемами и географическими картами. Электронная версия материалов «Школьного вестника» имеется на дискетах, и редакция рассылает их по просьбе библиотек и читателей. Журнал имеет свой сайт в Интернете. Среди авторов журнала и его читателей – слепые люди, имеющие широкую известность: доктор психологических наук, профессор Российского открытого университета, член-корреспондент Академии информатизации при ООН слепоглухой Александр Васильевич Суворов; депутат Государственной Думы РФ, доктор педагогических наук Олег Николаевич Смолин; доктор философских наук Анатолий Степанович Майданов и ряд других. Директора специализированных школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей знают, что в случае необходимости всегда можно обратиться в редакцию «Школьного вестника». В редакции есть банк данных обо всех школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей России и значительной части бывших республик Советского Союза. Сведения проверяются, обновляются. Журнал знает об этих школах всё, помогает их ученикам и выпускникам, следит, как складываются их судьбы, принимает в них участие, помогает своими советами, ходатайствами, хлопотами в учебных делах, в трудоустройстве. С июня 1997 года издаётся укрупнённым шрифтом плоскопечатный вариант журнала «Школьный вестник» для слабовидящих читателей. Весь тираж рассылается по разнарядке Министерства образования РФ бесплатно во все школы для слепых и слабовидящих детей России и бесплатно – во все специальные библиотеки для слепых.

С 1980 года по решению Бюро ЦК ВЛКСМ журнал находится в стенах Открытого акционерного общества «Молодая гвардия». «Молодогвардейцы» в самые тяжёлые для российской печати времена, в начале 90-х, не оставили нас. Без помощи «Молодой гвардии» мы и сегодня бы не выжили, поскольку издания, подобные нашему журналу, всегда убыточны. Средства на издание «Школьного вестника» заложены в государственный бюджет Российской Федерации. В этом журналу помог О.Н. Смолин. Печатает журнал предприятие Всероссийского общества слепых «Логос». В этом году «Школьный вестник» получит 1 миллион 890 тыс. рублей, чего хватит только на покрытие полиграфических расходов (это – 30–40% жизнедеятельности журнала). К счастью, покрывать остальные 60–70% нам пока помогает ОАО «Молодая гвардия». По моему убеждению, все затраты по выпуску этого журнала и содержание редакции государство должно было бы взять на себя, поскольку образование и просвещение инвалидов – дело государственное. Тем более что журнал «Школьный вестник» – единственный в своём роде не только в России, но и в мире, аналогов ему нет. Журналы для слепых детей за рубежом, конечно, есть, но они представляют собой дайджесты (перепечатки) из периодических изданий для детей и юношества, а на страницах «Школьного вестника» постоянно публикуются оригинальные материалы, содержащие информацию, предназначенную именно для нашей читательской аудитории.

Есть у сотрудников редакции мечта: создать небольшое издательство, выпускающее несколько приложений к журналу для школьников, их учителей и родителей. Но пока это только мечта. Одним из главных своих достижений редакция журнала «Школьный вестник» считает деятельное участие в интеллектуальном, культурном, духовном росте незрячих и слабовидящих детей, их успешную интеграцию в современное общество. В 2008 году журнал отметит 70-летие. Государственных наград за свою многолетнюю просветительскую гуманистическую деятельность «Школьный вестник» не имеет, но одна очень дорогая для нас награда у журнала есть: в 1998 году «Школьный вестник» был награждён орденом Святого царевича Димитрия «За дела милосердия», присуждаемым Международной ассоциацией детских фондов и благословленным патриархом Русской православной церкви Алексием II.

lgz.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта