Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журналистика периода Отечественной войны 1812г. Журнал Греча Н.И. «Сын Отечества». Журнал сын отечества 1812


Журналистика периода Отечественной войны 1812г. Журнал Греча Н.И. «Сын Отечества».

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 16Следующая ⇒

Главная идея – идея патриотизма. В официальных изданиях в одной плоскости – «Московские ведомости», «Санкт-петербургские ведомости», «Северная почта». Официальная трактовка патриотизма. Здесь же «Вестник Европы». Появляется пресса для инвалидов – 1813. «Русский инвалид» Санкт-Петербург, благотворительная цель. 1812 – «Сын отечества» Н.И. Греч. Различные жанры информации о военных действиях.

«Русский вестник» - много о войне, война как защита престола, помещичьего земледелия, церкви. Журнал Глинки. Граф Ростопчин – постоянный автор. Писал афиши, характер обращения к солдату. И отдельные листки и в журналах. Основной прием – стилизация. Многие говорили, что это грубая подделка под народный язык. Настроения шовинистические и националистические.

«Сын Отечества». Дата издания: октябрь 1812-1852 гг.

Литературная позиция: с начала в нем образовались линия умеренно-либеральная и линия гражданского патриотизма. На умеренно-либеральных позициях стоял сам Греч. «Сын отечества» стал самым передовым журналом в годы Отечественной войны благодаря тем материалам, в которых проявлялось гражданское свободомыслие, содержались элементы будущей дворянской революционности. Гражданское свободомыслие проявлялось «Сыном отечества» в освещении характера кампании 1812 г. Эта война понимается как освободительная, как борьба за национальную независимость родины, отечества – отсюда и название журнала, – а не за веру, царя и помещиков. Он соединил в себе известные достижения как журналов того времени, так и газет. Содержание его преимущественно связано с войной. Впервые появились корреспонденции с театра военных действий, публиковались обзорные статьи, посвященные ходу войны (особенно выделяются обозрения проф. А.П. Куницына «Послание к русским», «Замечания на нынешнюю войну»). Гражданский патриотизм — отличительная черта издания. Здесь печатались басни И.А. Крылова, посвященные войне («Ворона и курица», «Волк на псарне»), впервые печатались рисунки и карикатуры, посвященные ходу военных действий, изгнанию Наполеона из России. С окончанием военных действий журнал перестраивался и принял литературный характер. Здесь стали сотрудничать некоторые будущие декабристы (К.Ф. Рылеев и др.).

Причина закрытия: Если в 1812-1813 гг. «Сын отечества» был самым передовым и самым современным журналом, то после войны он заметно бледнеет: литература и критика вытесняют политику, гражданский пафос исчезает со страниц журнала; из общественно-политического он превратился в журнал научно-литературный.

Публиковались: Пушкин, Куницын, Крылов, сам Греч.

Редактор-издатель Греч. «Сын отечества» имел на титуле подзаголовок «исторический и политический журнал». Постоянный литературный отдел вначале отсутствовал, он появился только в 1814 г., но художественные произведения печатались в большом количестве и были посвящены современной военной и политической теме.

«Сын отечества» выходил еженедельно, по четвергам; в каждом номере было по 40-50 стр. Политическое направление журнала не отличалось строгим единством. В отделе «Смесь» из номера в номер печатались небольшие, на 10-20 строк, заметки и зарисовки, изображавшие военные будни. Герой этих материалов – рядовой солдат, храбрый, выносливый, находчивый, готовый жертвовать собой в борьбе за свободу родины. «Сын отечества» печатал солдатские и народные песни. Греч ввел в «Сын отечества» новшество – иллюстрации, содержание которых подчинялось общей патриотической цели журнала. Основной жанр иллюстраций – политическая карикатура, высмеивающая Наполеона и его сподвижников. Например, на рисунке, названном «Французский суп» (№7), представлены французские солдаты, исхудавшие, одетые в лохмотья; они с жадностью смотрят в котелок над костром, где варится ощипанная ворона. Это иллюстрация к соседней заметке в «Смеси», где говорилось: «Очевидцы рассказывают, что в Москве французы ежедневно ходили на охоту – стрелять ворон... Теперь можно дать отставку старинной русской пословице: «Попал как кур во щи», а лучше говорить: «Попал как ворона во французский суп». В следующем, 8-м номере появилась басня Крылова «Ворона и курица» на ту же тему.

Показательна статья «Послание к русским», напечатанная в №5 «Сына отечества» за 1812 г. Автор ее, Куницын, пользовался большим уважением и любовью среди молодежи. Публицистический пафос «Послания к русским», смысловая и эмоциональная емкость многих слов и выражений позволили современникам видеть в статье даже больше того, что в ней было. Куницын доказывает, что война России с Францией справедливая, так как ведется за сохранение национальной независимости страны. Поход на Россию затеян не в интересах французского народа, это авантюра Наполеона. Наполеон характеризуется как тиран, разрушитель свободы национальной (в отношении к завоеванным народам) и политической (в отношении к самому французскому народу). Французы не могут победить, так как они «проливают кровь свою за дело их тирана»; победят русские, потому что они борются за свободу отечества.

С конца апреля 1813 г. раз или два в неделю при «Сыне отечества» выпускаются бесплатные прибавления военно-политического характера.

Издания декабристов. Альманах К.Ф.Рылеева и А.А.Бестужева «Полярная звезда».

Краткое описание эпохи: Александр I доверил все дела Аракчееву. Он создал военные поселения. Жизнь крестьянина была распределена по минутам. Ощущалось недовольство. В послевоенные годы начинают появляются первые тайные общества. Предпосылкой к этому явилось внутреннее положение страны, недовольство народа, дворяне хотели помочь народу, но без народа. Русские офицеры, пошедшие всю Европу, наблюдали, что происходит в Европе и во Франции. Вернувшись в Россию, вспомнили о европейских порядках, об отсутствии крепостного права, иными словами, было много предпосылок, чтобы в 1815-1816 гг. стали появляться тайные общества — Союз спасения, Союз благоденствия.

14 декабря 1825 года – Восстание декабристов. 125 человек было осуждено, 5 — казнено. Первая казнь за 50 лет в России. Декабристы использовали журналистику для агитации как письменной, так и устной. Декабристы были потрясающими ораторами. Они вели беседы тет-а-тет и на большую аудиторию. Они выступали и в литературных обществах, сочиняли народные песни. Отличились Бесутжев и Рылеев. Все песни писались на известные мотивы. Например: «Ух, как шёл кузнец да и с кузницы» (о кузнеце, несшем венцы на венчание в церковь. А в песне пелось о ножах на вельмож, на царя – призыв к цареубийству). Многие будущие декабристы в своих подчинённых ротах создавали ланкастерские школы обучения с прописями (равенство, братство, свобода, конституция). Разговорники солдатские были. То, что собирались предпринять декабристы, напоминало перевороты 18 в . Многие декабристы, оказавшись в Сибири, и там занимались просветительской деятельностью. Декабристам не понравилось стихотворение Пушкина об ожидании свободы как ожидании возлюбленной, они были за призыв к битве. Они восторгались «Горем от ума» и не любили Жуковского. Декабристы считали, что не нужно ничего заимствовать у Запада, они заговорили о народности русской литературы. У декабристов поэт – это борец. Это «судия общественных пороков». Кюхельбекер – друг Пушкина, критик – ненавидел элегии и романтизм. Он развенчивает унылость романтизма.

«Полярная звезда». Дата издания: вышло три книжки – на 1823, 1824 и 1825 гг.

Литературная позиция: в этом альманахе ни разу не появились переведённые тексты — только отечественная литература. Недостаточная четкость политических и литературных взглядов издателей сказалась на содержании первой книжки «Полярной звезды» и заметна в обозрении Бестужева «Взгляд на старую и новую словесность в России». Статья Бестужева делится на три части. Сначала идет очерк развития русской литературы от древних времен до начала XIX в., затем автор говорит о литературе «последнего пятнадцатилетия» и, предваряя Белинского, заключает, что в России все еще нет настоящей литературы. Конец статьи посвящен разбору причин, которые тормозят развитие нашей словесности. Обозрение Бестужева пронизано страстной борьбой за национальную самобытность литературы, за ее высокое, гражданское содержание. С точки зрения народности Бестужев высоко оценивает «Слово о полку Игореве», творчество Кантемира, Ломоносова, Державина, Хемницера, Фонвизина. Отношение к Карамзину у критика двойственное: с одной стороны, он выразил характерное для декабристов несогласие с монархической концепцией «Истории государства российского», но с другой – признал в Карамзине писателя, который дал «народное лицо» русскому языку. С позиций гражданского романтизма оценивает Бестужев творчество поэтов последнего пятнадцатилетия; весьма одобрительно отзывается он о Крылове, Ф. Глинке, Рылееве, Пушкине как авторе «Руслана и Людмилы» и «Кавказского пленника». Вопреки карамзинистам, видевшим в салонных баснях И.И. Дмитриева верх совершенства и осуждавшим басни Крылова за «грубость» и просторечие, Бестужев решительно поставил Крылова выше Дмитриева. На неизбежность революционного восстания в России Бестужев в своем третьем обозрении намекал неоднократно. Лишь в таком смысле, например, нужно понимать его слова: «Порох на воздухе дает только вспышки, но сжатый в железо, он рвется выстрелами и движет и рушит громады». Большое внимание уделяет Бестужев современной русской журналистике и критике. Отметив заметное оживление в печати, Бестужев довольно строго отзывается о многих изданиях. Подчеркивая реакционное направление «Вестника Европы», он пишет, что этот журнал «толковал о старине и заржавленным циркулем измерял новое». Автор обозрения решительно выступает против «критической перебранки», характерной для многих журналов (и особенно для «Вестника Европы»). Он требует серьезной принципиальной критики, которая занималась бы разбором сущности произведения, а не мелочной полемикой, была бы «дельной и основательной», а «не корпела над запятыми».

Причины закрытия: после того как вышла третья книжка «Полярной звезды», Рылеев и Бестужев начали готовить четвертую. Но занятость делами Северного общества и службой не позволила им своевременно собрать альманах в полном объеме. Тогда они решили имеющийся материал напечатать небольшой книжкой под названием «Звездочка». Однако «Звездочка» света не увидела: часть тиража, отпечатанная к 14 декабря 1825 г., после событий на Сенатской площади была передана в следственную комиссию вместе с другими бумагами Рылеева и Бестужева. По образному выражению Герцена, «Полярная звезда» скрылась за тучами николаевского царствования». Продолжая традицию альманаха декабристов, Герцен в 1855 г. в Вольной русской типографии в Лондоне начал печатать свой альманах «Полярная звезда», на обложке которой было изображение барельефа с профилями пяти казненных декабристов. Это название Герцен выбрал, по его словам, затем, «чтоб показать непрерывность предания, преемственность труда, внутреннюю связь и кровное родство» с декабристами.

Публиковались: Пушкин (выступает в альманахе как ссыльный поэт: «Овидию», «Гречанке», «Мечта воина», «Увы, зачем она блистает...»), Дельвиг, Баратынский, Жуковский (помимо переводов из «Орлеанской девы» Шиллера и «Энеиды» Вергилия, поместил пять лирических стихотворений, три из которых («Счастие во сне», «Утешение», «Три путника») посвящены темам разлуки и смерти, исполнены грусти и тоски), Крылов («Крестьянин и овца» – сатира на «волчьи приговоры» продажных судей царской России), Грибоедов («Горе от ума»), Глинка («Плач пленных иудеев»), Кюхельбекер, Давыдов, Вяземский, Сомов, сам Бестужев («Роман и Ольга», статьи) и Рылеев («Рогнеда», «Борис Годунов», «Мстислав Удалой», причем в «Рогнеде» открыто защищались тираноборческие идеи). Эпизодически участвовали Греч и Булгарин.

«Полярная звезда» явилась родоначальницей большого числа альманахов 1820-1830-х годов. Выпускали Бестужев и Рылеев. К началу издания своего альманаха Рылеев и Бестужев не были новичками в литературе и журналистике. Рылеев уже приобрел известность как автор острой сатиры «К временщику» и гражданских «Дум», Бестужев – как поэт и талантливый критик; оба сотрудничали в петербургских журналах, участвовали в Вольном обществе любителей российской словесности.

В целях цензурной маскировки издатели придали «Полярной звезде» форму, характерную для тогдашних альманахов как представителей «малой» периодики: она печаталась форматом меньше половины тетрадной страницы. Рылеев возглавлял в альманахе отдел поэзии и печатал свои «думы», Бестужев ведал прозой, помещал критические обзоры литературы и повести, проникнутые идеями свободолюбия. На нем лежали основные издательские и редакторские обязанности, переговоры с сотрудниками и цензурой, отбор материала, составление книжек и корректура. Каждая книжка открывалась обозрением литературы, написанным Бестужевым, а затем шли произведения в прозе и стихах, которые являлись своего рода художественной иллюстрацией выдвинутых в нем положений. Между второй и третьей книгой прошло более 2 лет. За это время произошли значительные сдвиги в мировоззрении издателей, что не могло не отразиться на материалах «Полярной звезды». С каждым годом яснее определялось политическое лицо «Полярной звезды» в связи с тем, что Рылеев и Бестужев все более полно овладевали идеями дворянской революционности. «Полярную звезду» на 1823 г. Бестужев и Рылеев подготовили осенью 1822 г. В ту пору они еще не были декабристами. Недостаточная четкость политических и литературных взглядов издателей сказалась на содержании первой книжки «Полярной звезды». «Полярная звезда» считается альманахом декабристской ориентации. Многие её авторы были так или иначе связаны с движением декабристов. Проблемы возникали как у издателей из-за цензоров, так и у цензоров из-за издателей.

Носила также название: «Карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности».

Читайте также:

  1. Caтирические журналы И. И. Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек»)
  2. I. Начальный период войны (1937—1941)
  3. III. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  4. III. Работа по теме урока Представление журналов
  5. V. АПОГЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. ИТОГИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ
  6. А 6. Назовите хронологические рамки контрнаступления советских войск под Сталинградом, которое явилось переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны в пользу СССР.
  7. Алой Кокали, журнал «Implosion», № 83, с. 15
  8. Беларусь в войне 1812 г. Положение населения Беларуси подчас войны. Оккупационный режим. Битва на р. Березина. Итоги войны для Беларуси
  9. Борьба Пушкина против Булгарина и Греча
  10. В нашем районе много мест, где можно найти интересных людей, различные материалы о Великой Отечественной или локальных войнах, о славных трудовых подвигах земляков.
  11. Введение в журналистику. Учебное пособие
  12. Ведение журнала геолого-технологических исследований

lektsia.com

Журналистика периода Отечественной войны 1812 г. Журнал Н.И. Греча «Сын Отечества».

Идеи патриотизма и народности, порожденные войной 1812 г., были ведущими в русской общественной мысли и журналистике в 1812–1815 гг., причем в русской периодике сразу наметились две линии в трактовке этих идей. В «Санкт-Петербургских ведомостях», «Московских ведомостях» и «Северной почте», в «Чтении в Беседе любителей русского слова» Шишкова и «Русском вестнике» Сергея Глинки господствовали официальный патриотизм и правительственная народность. Война 1812 г. рассматривалась как защита православной церкви, престола, помещичьего землевладения. Иную позицию занимал журнал Н.И. Греча «Сын отечества», здесь вопросы патриотизма и народности решались в духе гражданского свободомыслия. «Сын отечества» выходил еженедельно, по четвергам; в каждом номере было по 40–50 страниц. «Сын отечества» стал самым передовым журналом в годы Отечественной войны благодаря тем материалам, в которых проявлялось гражданское свободомыслие, содержались элементы будущей дворянской революционности. Остро ощущая потребности своего времени, Греч понимал, что только такие материалы могут дать успех «Сыну отечества», нейтрализовать влияние на современников «Вестника Европы» и «Русского вестника». Поэтому Греч предоставляет страницы своего журнала передовым писателям и публицистам – бывшим участникам Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (А. Востокову, И. Кованько), будущим декабристам и лицам, близким к ним (Ф. Глинке, А. Куницыну и др.).Эта война понимается как освободительная, как борьба за национальную независимость родины, отечества – отсюда и название журнала, – а не за веру, царя, и помещиков. Если в 1812–1813 гг. «Сын отечества» был самым передовым и самым современным журналом, то после войны он заметно бледнеет: литература и критика вытесняют политику, гражданский пафос исчезает со страниц журнала; из общественно-политического он превратился в журнал научно-литературный.

Издания декабристов. Альманах К.Ф. Рылеева и А.А. Бестужева «Полярная звезда».

Из всех литературных организаций наибольшее значение имело Вольное общество любителей российской словесности, существовавшее в 1816–1825 гг. Членами Общества были К. Рылеев, А. и Н. Бестужевы, А. Корнилович, В. Кюхельбекер, Н. Тургенев, а также О. Сомов, П. Вяземский и другие передовые литераторы и критики. Воспитание в современниках высоких мыслей, гражданских чувств – вот что было главным для декабристов – литераторов и критиков, сотрудничавших в периодических изданиях. Они сознательно подчинили литературу и литературную критику задачам освободительной борьбы. Де-ты нападали на Жуковского. Они упрекали его в том, что он делает юношей ром-ми.

С декабристами были связаны журналы: «Сын отечества» (1816–1825), «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818–1825), «Невский зритель» (1820–1821) и альманахи: «Полярная звезда» (1823–1825), «Мнемозина» (1824–1825) и «Русская старина» (1825). Все они, за исключением «Мнемозины», выходили в Петербурге.

Дек-ам не удалось созд.свой журнал из-за цензуры, и тогда они стали издавать альманахи.

«Поляр.звезда». Петербургский альманах «Полярная звезда» – одно из самых интересных периодических изданий первой четверти XIX в. Его выпускали А.А. Бестужев и К.Ф. Рылеев; вышло три книжки – на 1823, 1824 и 1825 гг. Ни один современный орган печати не имел такого успеха у читателей. К сотрудничеству в «Полярной звезде» издатели привлекли лучшие литературные силы – Пушкина, Грибоедова, Ф. Глинку, Кюхельбекера, Д. Давыдова, Вяземского, Сомова и др. Эпизодически участвовали в альманахе даже Греч и Булгарин; они пока еще прикрывались показным либерализмом и не порывали связей с передовыми деятелями; к тому же их участие в «Полярной звезде» ослабляло бдительность цензуры.

Рылеев возглавлял в альманахе отдел поэзии и печатал свои «думы», отрывки из поэм «Войнаровский» и «Наливайко». Бестужев ведал прозой, он помещал критические обзоры литературы и повести, проникнутые идеями свободолюбия. На нем лежали основные издательские и редакторские обязанности, переговоры с сотрудниками и цензурой, отбор материала, составление книжек и корректура. Многие современники воспринимали «Полярную звезду» как альманах Бестужева.

«Мнемозина». «Мнемозина» была создана в 1824 г. как трехмесячный сборник, но последняя книжка ее запоздала и вышла уже в следующем году. Инициатива издания «Мнемозины» принадлежала К.В. Кюхельбекеру, который вначале намеревался выпускать ее самостоятельно, но потом, по совету друзей, привлек в качестве соиздателя В.Ф. Одоевского, имевшего большие литературные связи. «Мнемозина» только названием и периодичностью напоминала альманах[15]. В действительности же это был настоящий журнал и по составу и по характеру материалов. В «Мнемозине» имелись отделы: «Философия», «Военная история», «Изящная проза», «Стихотворения», «Путешествия», «Критика и антикритика», «Смесь». Научным отделом заведовал Одоевский. Он писал статьи и очерки по вопросам философии – в духе философского идеализма Шеллинга, и по вопросам эстетики – в духе немецкого романтизма, а также сатирические статьи-фельетоны. Кюхельбекер стоял во главе художественного и критического отделов и был самым деятельным сотрудником «Мнемозины»: в четырех книжках альманаха он напечатал более двадцати своих произведений в самых различных жанрах

cyberpedia.su

«Сын отечества» - исторический, политический и литературный журнал, созданный в Петербурге в сентябре 1812 года. Основатель и редактор-издатель Н. И. Греч. С.-Пб., 1813. Ч.1, №№1-6. 235с. Ч.2, №№7-12. 275с.

Прижизненные публикации басен И. А. Крылова: «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и курица». 

 При своем возникновении журнал имел целью мобилизацию общественного мнения на борьбу с нашествием Наполеона.  Нет в наличии.

Начало издания журнала « Сын Отечества » совпало с национально-освободительной борьбой русского народа против французского нашествия. Кампания 1812 года на страницах « Сына Отечества » была освещена исключительно подробно. Из номера в номер помимо других материалов печатались небольшие заметки и зарисовки, изображавшие военные будни, где главным героем был солдат. Храбрый, веселый, находчивый, всегда готовый к подвигу во имя своего Отечества.

  

 

 

 

Первый номер « Сына Отечества » вышел в самое тяжелое, мучительное время, когда Москва была в руках французов. Государь Александр проявил великую выдержку и волю к сопротивлению захватчикам. После того, как им было одобрено решение об издании журнала, при всей перегруженности заботами об организации отпора врагу и достижении перелома в войне, император нашел время напомнить министру народного просвещения о выпуске журнала в кратчайший срок, а тот тотчас же сообщил об этом Н. И. Гречу. Именно он, учитель гимназии, член С. – Петербургского цензурного комитета, был удостоен высокой чести стать редактором и издателем журнала. Название журнала было выхвачено буквально из самой жизни. Вот что об этом Н. И. Греч рассказывал в «Записках о моей жизни», он получил письмо от брата Александра, участника Бородинского сражения, служившего в армии поручиком - артиллеристом. В письме были такие слова: «Пришли, сделай милость, хорошую зрительную трубу, чтобы я мог лучше различать неприятеля и наводить орудия.Умру – но умру как истинный сын Отечества ». Открывалась первая книжка журнала « Солдатской песней » И. Кованько, написанной (как только пришло известие о взятии Москвы) в духе народной песни. «Хоть Москва в руках французов, | (Это, право, не беда!).| Наш фельдмаршал князь Кутузов,| их на смерть пустил туда…» «Вышла первая книжка – свидетельствовал Николай Иванович Греч, - и была принята публикою с одобрением, какого я не видал. Накануне выхода второй книжки, Сергей Семенович Уваров прислал за мною и сообщил мне известие об освобождении Москвы.

О значении, которое имел новый журнал, пожалуй, лучше всего сказал С.Глинка, тоже редактор, один из первых ратников московского ополчения: «Не выражу того пером, - вспоминает он в «Записках о 1812 годе», - что ощутили выходцы московские в Нижнем Новгороде (уехавшие туда во время взятияМосквы) и что ощутил я, кочующий издатель «Русского вестника», увидя в первый раз на брегах Волги, на родине Минина, первую книжку « Сына Отечества ». Название, достойное благородного сердца издателя и проявлявшее тогда чувства россиян, обрекших себя в жертву сыновнюю за Отечество, сбереженное в первый двенадцатый год самоотречением предков наших и вновь сохраненное самоотречением потомков их»

В каждом номере « Сына Отечества » можно было найти красноречивые воззвания и мысли на тему национальной свободы, возбуждавшие национальный героизм в сердцах защитников Отечества, или ненависть к врагам его, или участие к пострадавшим в великом деле, с той же целию помещались… выписки из иностранных газет о ходе французских дел, о восстании Европы, «Послание к русским» А. П. Куницына и «Освобождение Швеции от тиранства Христиана II, короля датского» И.К.Кайданова. Этой цели отвечали и патриотические басни И. А. Крылова. («Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и курица»),»…

В октябре — ноябре 1812 в журнале «Сын Отечества» появились знаменитые крыловские патриотические басни «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица», которые сразу же приобрели колоссальную популярность.

Читателю, впервые познакомившемуся с басней «Волк на псарне» в №2 журнала « Сын отечества » за 1812 год, не нужно было разъясняться иносказательный смысл этой картины.

Поднялся вдруг весь псарный двор.Почуя серого так близко забияку,Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»-И вмиг ворота на запор;В минуту псарня стала адом.Бегут: иной с дубьем,Иной с ружьем.«Огня! - кричат,- огня!» Пришли с огнем…

Происшествие в басне Крылова , однако, оборачивается фарсом, когда волк, припертый в угол, предпринимает ход, должный спасти его:

Но, видя то, что тут перед стадом, И что приходит, наконец, Ему расчесться за овец,-Пустился мой хитрецВ переговоры…

И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?Я, ваш старинный сват и кум, Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим рбщий лад!А я не только впредь не трону здешних стад, Но сам за них с другими грызться радИ волчьей клятвой утверждаю, Что я…»

"Пора положить предел кровопролитию,- говорил Наполеон Яковлеву.- Нам с вами легко поладить… Мне нечего у вас делать; я не требую от вас ничего, кроме исполнения Тильзитского договора… Я готов возвратиться…» Столь же интересны в этом отношении и слова Лористона, приведенные Кутузовым в донесении государю: «Государь мой искренно желает положить предел несогласия между двумя великими народами, и положить его навсегда…» В письме, посланном через Яковлева, Наполеон не преминул напомнить о прежних чувствах к нему Александра: «Если ваше величество хотя отчасти сохраняете ко мне прежние чувствования…"

«Послушай-ка, сосед,-Тут ловчий перервал в ответ,-Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой:С волками иначе не делать мировой,Как снявши шкуру с них долой…»

Емкость образного слова в последней строке поистине удивительна; приговор ловчего ироничен, разоблачителен, убийствен.

"Ворона и Курица" Впервые напечатана в «Сыне отечества», 1812 г., ч. II, ноябрь, № 8, стр. 87, под названием «Ворона». Написана в ноябре 1812 г., так как главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов назван в басне Смоленским князем,— титул, который он получил после сражения под Красным, закончившегося 6 ноября 1812 г. Басня Крылова, вероятно, написана была в связи с заметкой, помещенной в октябрьском номере «Сына отечества» (1812 г., ч. II, стр. 44): «Очевидцы рассказывают, что в Москве французы ежедневно ходили на охоту — стрелять ворон и не могли нахвалиться своим soupe aux corbeаuх. Теперь можно дать отставку старинной русской пословице: «попал, как кур во щи», а лучше говорить «попал, как ворона во французский суп».

Когда Смоленский Князь,Противу дерзости искусством(от старославянского: искусы творити)Процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции. В масштабах всего общества искусство — особый способ познания и…Подробнее >>Словарь >> воружась,Вандалам новым сеть поставилИ на погибель им Москву оставил:Тогда все жители, и малый и большой,Часа не тратя, собралисяИ вон из стен Московских поднялися,Как из улья пчелиный рой.Ворона с кровли тут на эту всю тревогуСпокойно, чистя нос, глядит.«А ты что ж, кумушка, в дорогу?»Ей с возу Курица кричит:«Ведь говорят, что у порогуНаш супостат».—«Мне что до этого за дело?»Вещунья ей в ответ: «Я здесь останусь смело.Вот ваши сестры, как хотят;А ведь Ворон ни жарят, ни варят: ?Так мне с гостьми не мудрено ужиться,А, может быть, еще удастся поживитьсяСырком, иль косточкой, иль чем-нибудь.Прощай, хохлаточка, счастливый путь!»Ворона подлинно осталась;Но, вместо всех поживок ей,Как голодом морить Смоленский стал гостей — ?Она сама к ним в суп попалась.

Так часто человек в расчетах слеп и глуп.За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:А как на деле с ним сочтешься —Попался, как ворона в суп!

ОБОЗ

С горшками шел Обоз, И надобно с крутой горы спускаться. Вот, на горе других оставя дожидаться, Хозяин стал сводить легонько первый воз. Конь добрый на крестце почти его понес, Катиться возу не давая; А лошадь сверху, молодая, Ругает бедного коня за каждый шаг: "Аи, конь хваленый, то-то диво! Смотрите: лепится, как рак; Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво! Смелее! Вот толчок опять. А тут бы влево лишь принять. Какой осел! Добро бы было в гору Или в ночную пору, — А то и под гору, и днем! Смотреть, так выйдешь из терпенья! Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья! Гляди-тко нас, как мы махнем! Не бойсь, минуты не потратим, И возик свой мы не свезем, а скатим!" Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь, Тронулася лошадка с возом в путь; Но только под гору она перевалилась, Воз начал напирать, телега раскатилась; Коня толкает взад, коня кидает вбок; Пустился конь со всех четырех ног На славу По камням, рытвинам; пошли толчки, Скачки, Левей, левей, и с возом — бух в канаву! Прощай, хозяйские горшки! Как в людях многие имеют слабость ту же: Все кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже.

Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону, Крылов оправдывал неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: "Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели сколько могло бы сделать наше оружие". Тем значительнее историческое, политическое и военное чутье Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились от этого более истинными. <br /> Тем самым под образом "коня доброго" Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже. — Прозрачный намек на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.

"Печатать позволяется с тем, чтоб по напечатании до выпуска в продажу предоставлены были в Цензурной Комитет: один экземпляр сей книги для Цензурнаго Комитета, другой для Департамента Министерства Просвещения, два экземпляра для ИМПЕРАТОРСКОЙ Публичной Библиотеки, и один для ИМПЕРАТОРСКОЙ Академии Наук. Санктпетербург Октября 7 го дня 1812"Цензор Статс. Советник и КавалерИв. ТимковскойОглавление II. Глас истиныII. Суждение о БонапартеIII. Выписка из Английских журналовIV. Новости1). Испания2). ПруссияV. Смесь1) Анекдот2) Комуни комитет3) Отрывки из перехваченнаго письма4) Солдатская песняIII. Глас РускагоII. Суждение о Бонапарте (продолжение)III. Гражданский КатихизисIV. Шпага Франциска IV. Ответ на донесение Французского Министра иностранных делVI. Смесь1). Объявление Германских Принцев лишенными покровительства Наполеоновых законов2). О сожжении библиотеки Графа Бутурлина3). Лирическая песнь при известии о кончине Князя Багратиона4). Волк на псарне. (Басня).VII. Новости1) Россия2) ИспанияIIII. Вступление в Историю освобождения Соединенных НидерландовII. Суждение о Бонапарте (продолжение)III. ОтрывкиIV. Письмо к ИздателямV. Ответ на донесение Французскаго Министра иностранных дел (продолжение)VI. Смесь1) Отрывки из писем Смоленскаго помещика2) О Маркизе Шателере3) Образцовое знамя4) Анекдот5) Анекдот6) Отрывок из перехваченнаго письма7) Песня к Руским войнамIVI. Поход Дария на СкифиюII. Суждение о Бонапарте (окончание)III. Перечень письма из главной армииIV. Смесь1) Выписка из достапамятной Немецкой книги2) Кончина Захарова3) Руской Сцевола4) К Россиянам. Дифирамб5) Стихи Графу Витгенштейну6) Освобождение МосквыV. От ИздателейVI. Послание к РускимII. Изображение важнейших причин, побудивших Испанцев к учреждению Верховной Севильской ЮнтыIII. Исповедь Наполеона БонапартеIV. Ответ на донесение Французскаго Министра иностранных дел (продолжение)1) Известия, замечания и пр.2) Известия, замечания и пр.3) Анекдот4) Анекдот5) Ода на освобождение Москвы6) Ода на бегство Наполеона от Малоярославца , через Можайск, Гжанск и Вязьму, безпрерывными поражениями его армии сопровождаемоеVII. Беседа Рускаго с соотчичами своими на развалинах МосквыII. Изображение важнейших причин, побудивших Испанцев к учреждению Верховной Севильской Юнты (окончание)III. Войны и завоевания Французов в течение последних трех столетийIV. Письмо Витебскаго Интенданта к ВиленскомуV. Смесь1) Выписка из новой достапамятной книги2) Отрывок из письма Г.В.Г.3) Руский анекдот4) Руский анекдот5) Руский анекдот6) Об экспедиции П. Чернышева7) Стихи Генерал-Фельдмаршалу Князю Голенищеву-Кутузову8) Ода на парение Орла над Российскими армиями9) Солдатская песня10) Надписи11) Эпитафия завоевателю

 

 

 

www.prodamknigu.com

Журналистика периода Отечественной войны 1812г. Журнал Греча Н.И. «Сын Отечества».

Главная идея – идея патриотизма. В официальных изданиях в одной плоскости – «Московские ведомости», «Санкт-петербургские ведомости», «Северная почта». Официальная трактовка патриотизма. Здесь же «Вестник Европы». Появляется пресса для инвалидов – 1813. «Русский инвалид» Санкт-Петербург, благотворительная цель. 1812 – «Сын отечества» Н.И. Греч. Различные жанры информации о военных действиях.

«Русский вестник» - много о войне, война как защита престола, помещичьего земледелия, церкви. Журнал Глинки. Граф Ростопчин – постоянный автор. Писал афиши, характер обращения к солдату. И отдельные листки и в журналах. Основной прием – стилизация. Многие говорили, что это грубая подделка под народный язык. Настроения шовинистические и националистические.

«Сын Отечества». Дата издания: октябрь 1812-1852 гг.

Литературная позиция: с начала в нем образовались линия умеренно-либеральная и линия гражданского патриотизма. На умеренно-либеральных позициях стоял сам Греч. «Сын отечества» стал самым передовым журналом в годы Отечественной войны благодаря тем материалам, в которых проявлялось гражданское свободомыслие, содержались элементы будущей дворянской революционности. Гражданское свободомыслие проявлялось «Сыном отечества» в освещении характера кампании 1812 г. Эта война понимается как освободительная, как борьба за национальную независимость родины, отечества – отсюда и название журнала, – а не за веру, царя и помещиков. Он соединил в себе известные достижения как журналов того времени, так и газет. Содержание его преимущественно связано с войной. Впервые появились корреспонденции с театра военных действий, публиковались обзорные статьи, посвященные ходу войны (особенно выделяются обозрения проф. А.П. Куницына «Послание к русским», «Замечания на нынешнюю войну»). Гражданский патриотизм — отличительная черта издания. Здесь печатались басни И.А. Крылова, посвященные войне («Ворона и курица», «Волк на псарне»), впервые печатались рисунки и карикатуры, посвященные ходу военных действий, изгнанию Наполеона из России. С окончанием военных действий журнал перестраивался и принял литературный характер. Здесь стали сотрудничать некоторые будущие декабристы (К.Ф. Рылеев и др.).

Причина закрытия: Если в 1812-1813 гг. «Сын отечества» был самым передовым и самым современным журналом, то после войны он заметно бледнеет: литература и критика вытесняют политику, гражданский пафос исчезает со страниц журнала; из общественно-политического он превратился в журнал научно-литературный.

Публиковались: Пушкин, Куницын, Крылов, сам Греч.

Редактор-издатель Греч. «Сын отечества» имел на титуле подзаголовок «исторический и политический журнал». Постоянный литературный отдел вначале отсутствовал, он появился только в 1814 г., но художественные произведения печатались в большом количестве и были посвящены современной военной и политической теме.

«Сын отечества» выходил еженедельно, по четвергам; в каждом номере было по 40-50 стр. Политическое направление журнала не отличалось строгим единством. В отделе «Смесь» из номера в номер печатались небольшие, на 10-20 строк, заметки и зарисовки, изображавшие военные будни. Герой этих материалов – рядовой солдат, храбрый, выносливый, находчивый, готовый жертвовать собой в борьбе за свободу родины. «Сын отечества» печатал солдатские и народные песни. Греч ввел в «Сын отечества» новшество – иллюстрации, содержание которых подчинялось общей патриотической цели журнала. Основной жанр иллюстраций – политическая карикатура, высмеивающая Наполеона и его сподвижников. Например, на рисунке, названном «Французский суп» (№7), представлены французские солдаты, исхудавшие, одетые в лохмотья; они с жадностью смотрят в котелок над костром, где варится ощипанная ворона. Это иллюстрация к соседней заметке в «Смеси», где говорилось: «Очевидцы рассказывают, что в Москве французы ежедневно ходили на охоту – стрелять ворон... Теперь можно дать отставку старинной русской пословице: «Попал как кур во щи», а лучше говорить: «Попал как ворона во французский суп». В следующем, 8-м номере появилась басня Крылова «Ворона и курица» на ту же тему.

Показательна статья «Послание к русским», напечатанная в №5 «Сына отечества» за 1812 г. Автор ее, Куницын, пользовался большим уважением и любовью среди молодежи. Публицистический пафос «Послания к русским», смысловая и эмоциональная емкость многих слов и выражений позволили современникам видеть в статье даже больше того, что в ней было. Куницын доказывает, что война России с Францией справедливая, так как ведется за сохранение национальной независимости страны. Поход на Россию затеян не в интересах французского народа, это авантюра Наполеона. Наполеон характеризуется как тиран, разрушитель свободы национальной (в отношении к завоеванным народам) и политической (в отношении к самому французскому народу). Французы не могут победить, так как они «проливают кровь свою за дело их тирана»; победят русские, потому что они борются за свободу отечества.

С конца апреля 1813 г. раз или два в неделю при «Сыне отечества» выпускаются бесплатные прибавления военно-политического характера.

Издания декабристов. Альманах К.Ф.Рылеева и А.А.Бестужева «Полярная звезда».

Краткое описание эпохи: Александр I доверил все дела Аракчееву. Он создал военные поселения. Жизнь крестьянина была распределена по минутам. Ощущалось недовольство. В послевоенные годы начинают появляются первые тайные общества. Предпосылкой к этому явилось внутреннее положение страны, недовольство народа, дворяне хотели помочь народу, но без народа. Русские офицеры, пошедшие всю Европу, наблюдали, что происходит в Европе и во Франции. Вернувшись в Россию, вспомнили о европейских порядках, об отсутствии крепостного права, иными словами, было много предпосылок, чтобы в 1815-1816 гг. стали появляться тайные общества — Союз спасения, Союз благоденствия.

14 декабря 1825 года – Восстание декабристов. 125 человек было осуждено, 5 — казнено. Первая казнь за 50 лет в России. Декабристы использовали журналистику для агитации как письменной, так и устной. Декабристы были потрясающими ораторами. Они вели беседы тет-а-тет и на большую аудиторию. Они выступали и в литературных обществах, сочиняли народные песни. Отличились Бесутжев и Рылеев. Все песни писались на известные мотивы. Например: «Ух, как шёл кузнец да и с кузницы» (о кузнеце, несшем венцы на венчание в церковь. А в песне пелось о ножах на вельмож, на царя – призыв к цареубийству). Многие будущие декабристы в своих подчинённых ротах создавали ланкастерские школы обучения с прописями (равенство, братство, свобода, конституция). Разговорники солдатские были. То, что собирались предпринять декабристы, напоминало перевороты 18 в . Многие декабристы, оказавшись в Сибири, и там занимались просветительской деятельностью. Декабристам не понравилось стихотворение Пушкина об ожидании свободы как ожидании возлюбленной, они были за призыв к битве. Они восторгались «Горем от ума» и не любили Жуковского. Декабристы считали, что не нужно ничего заимствовать у Запада, они заговорили о народности русской литературы. У декабристов поэт – это борец. Это «судия общественных пороков». Кюхельбекер – друг Пушкина, критик – ненавидел элегии и романтизм. Он развенчивает унылость романтизма.

«Полярная звезда». Дата издания: вышло три книжки – на 1823, 1824 и 1825 гг.

Литературная позиция: в этом альманахе ни разу не появились переведённые тексты — только отечественная литература. Недостаточная четкость политических и литературных взглядов издателей сказалась на содержании первой книжки «Полярной звезды» и заметна в обозрении Бестужева «Взгляд на старую и новую словесность в России». Статья Бестужева делится на три части. Сначала идет очерк развития русской литературы от древних времен до начала XIX в., затем автор говорит о литературе «последнего пятнадцатилетия» и, предваряя Белинского, заключает, что в России все еще нет настоящей литературы. Конец статьи посвящен разбору причин, которые тормозят развитие нашей словесности. Обозрение Бестужева пронизано страстной борьбой за национальную самобытность литературы, за ее высокое, гражданское содержание. С точки зрения народности Бестужев высоко оценивает «Слово о полку Игореве», творчество Кантемира, Ломоносова, Державина, Хемницера, Фонвизина. Отношение к Карамзину у критика двойственное: с одной стороны, он выразил характерное для декабристов несогласие с монархической концепцией «Истории государства российского», но с другой – признал в Карамзине писателя, который дал «народное лицо» русскому языку. С позиций гражданского романтизма оценивает Бестужев творчество поэтов последнего пятнадцатилетия; весьма одобрительно отзывается он о Крылове, Ф. Глинке, Рылееве, Пушкине как авторе «Руслана и Людмилы» и «Кавказского пленника». Вопреки карамзинистам, видевшим в салонных баснях И.И. Дмитриева верх совершенства и осуждавшим басни Крылова за «грубость» и просторечие, Бестужев решительно поставил Крылова выше Дмитриева. На неизбежность революционного восстания в России Бестужев в своем третьем обозрении намекал неоднократно. Лишь в таком смысле, например, нужно понимать его слова: «Порох на воздухе дает только вспышки, но сжатый в железо, он рвется выстрелами и движет и рушит громады». Большое внимание уделяет Бестужев современной русской журналистике и критике. Отметив заметное оживление в печати, Бестужев довольно строго отзывается о многих изданиях. Подчеркивая реакционное направление «Вестника Европы», он пишет, что этот журнал «толковал о старине и заржавленным циркулем измерял новое». Автор обозрения решительно выступает против «критической перебранки», характерной для многих журналов (и особенно для «Вестника Европы»). Он требует серьезной принципиальной критики, которая занималась бы разбором сущности произведения, а не мелочной полемикой, была бы «дельной и основательной», а «не корпела над запятыми».

Причины закрытия: после того как вышла третья книжка «Полярной звезды», Рылеев и Бестужев начали готовить четвертую. Но занятость делами Северного общества и службой не позволила им своевременно собрать альманах в полном объеме. Тогда они решили имеющийся материал напечатать небольшой книжкой под названием «Звездочка». Однако «Звездочка» света не увидела: часть тиража, отпечатанная к 14 декабря 1825 г., после событий на Сенатской площади была передана в следственную комиссию вместе с другими бумагами Рылеева и Бестужева. По образному выражению Герцена, «Полярная звезда» скрылась за тучами николаевского царствования». Продолжая традицию альманаха декабристов, Герцен в 1855 г. в Вольной русской типографии в Лондоне начал печатать свой альманах «Полярная звезда», на обложке которой было изображение барельефа с профилями пяти казненных декабристов. Это название Герцен выбрал, по его словам, затем, «чтоб показать непрерывность предания, преемственность труда, внутреннюю связь и кровное родство» с декабристами.

Публиковались: Пушкин (выступает в альманахе как ссыльный поэт: «Овидию», «Гречанке», «Мечта воина», «Увы, зачем она блистает...»), Дельвиг, Баратынский, Жуковский (помимо переводов из «Орлеанской девы» Шиллера и «Энеиды» Вергилия, поместил пять лирических стихотворений, три из которых («Счастие во сне», «Утешение», «Три путника») посвящены темам разлуки и смерти, исполнены грусти и тоски), Крылов («Крестьянин и овца» – сатира на «волчьи приговоры» продажных судей царской России), Грибоедов («Горе от ума»), Глинка («Плач пленных иудеев»), Кюхельбекер, Давыдов, Вяземский, Сомов, сам Бестужев («Роман и Ольга», статьи) и Рылеев («Рогнеда», «Борис Годунов», «Мстислав Удалой», причем в «Рогнеде» открыто защищались тираноборческие идеи). Эпизодически участвовали Греч и Булгарин.

«Полярная звезда» явилась родоначальницей большого числа альманахов 1820-1830-х годов. Выпускали Бестужев и Рылеев. К началу издания своего альманаха Рылеев и Бестужев не были новичками в литературе и журналистике. Рылеев уже приобрел известность как автор острой сатиры «К временщику» и гражданских «Дум», Бестужев – как поэт и талантливый критик; оба сотрудничали в петербургских журналах, участвовали в Вольном обществе любителей российской словесности.

В целях цензурной маскировки издатели придали «Полярной звезде» форму, характерную для тогдашних альманахов как представителей «малой» периодики: она печаталась форматом меньше половины тетрадной страницы. Рылеев возглавлял в альманахе отдел поэзии и печатал свои «думы», Бестужев ведал прозой, помещал критические обзоры литературы и повести, проникнутые идеями свободолюбия. На нем лежали основные издательские и редакторские обязанности, переговоры с сотрудниками и цензурой, отбор материала, составление книжек и корректура. Каждая книжка открывалась обозрением литературы, написанным Бестужевым, а затем шли произведения в прозе и стихах, которые являлись своего рода художественной иллюстрацией выдвинутых в нем положений. Между второй и третьей книгой прошло более 2 лет. За это время произошли значительные сдвиги в мировоззрении издателей, что не могло не отразиться на материалах «Полярной звезды». С каждым годом яснее определялось политическое лицо «Полярной звезды» в связи с тем, что Рылеев и Бестужев все более полно овладевали идеями дворянской революционности. «Полярную звезду» на 1823 г. Бестужев и Рылеев подготовили осенью 1822 г. В ту пору они еще не были декабристами. Недостаточная четкость политических и литературных взглядов издателей сказалась на содержании первой книжки «Полярной звезды». «Полярная звезда» считается альманахом декабристской ориентации. Многие её авторы были так или иначе связаны с движением декабристов. Проблемы возникали как у издателей из-за цензоров, так и у цензоров из-за издателей.

Носила также название: «Карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности».

Читайте также:

  1. Caтирические журналы И. И. Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек»)
  2. I. Начальный период войны (1937—1941)
  3. III. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  4. III. Работа по теме урока Представление журналов
  5. V. АПОГЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. ИТОГИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ
  6. А 6. Назовите хронологические рамки контрнаступления советских войск под Сталинградом, которое явилось переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны в пользу СССР.
  7. Алой Кокали, журнал «Implosion», № 83, с. 15
  8. Беларусь в войне 1812 г. Положение населения Беларуси подчас войны. Оккупационный режим. Битва на р. Березина. Итоги войны для Беларуси
  9. Борьба Пушкина против Булгарина и Греча
  10. В нашем районе много мест, где можно найти интересных людей, различные материалы о Великой Отечественной или локальных войнах, о славных трудовых подвигах земляков.
  11. Введение в журналистику. Учебное пособие
  12. Ведение журнала геолого-технологических исследований

lektsia.info

Реферат Сын Отечества (журнал)

скачать

Реферат на тему:

SynOtechestva.jpg

План:

    Введение
  • 1 Журнал Греча
  • 2 Журнал Греча и Булгарина
  • 3 Журнал Масальского
  • 4 Журнал Старчевского
  • Литература

Введение

«Сын оте́чества» — русский журнал XIX века; выходил в Санкт-Петербурге с 1812 года до 1852 года (с перерывами) и оказал влияние на развитие общественной мысли и движение литературной жизни в России. С тем же названием выходил журнал с 1856 года по 1861 год и газета с 1862 года по 1901 год.

1. Журнал Греча

«Сын отечества», 1815 год, обложка.

Журнал выходил еженедельно (по четвергам). Редактором-издателем был преподаватель словесности петербургской гимназии и секретарь цензурного комитета Н. И. Греч. Первоначально «Сын отечества» был журналом историческим и политическим, однако в нём помещались и художественные произведения, преимущественно стихотворные и главным образом на актуальные политические и военные темы (связанные с Отечественной войной 1812 года). Новшеством были иллюстрации (А. Г. Венецианова, И. И. Теребенёва), в основном карикатуры. В 1814 появился постоянный литературный отдел, включавший художественные произведения, критику, библиографию.

В журнале печатались солдатские и народные песни, басни И. А. Крылов «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и курица», статьи А. П. Куницына, И. К. Кайданова. В начальный период в журнале принимали участие А. Ф. Воейков, К. Н. Батюшков, Н. И. Гнедич, Г. Р. Державин.

В 1816—1825 в «Сыне отечества» участвовали декабристы и близкие к ним по общественным и литературным взглядам авторы. В журнале помещались стихотворения В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, П. А. Плетнёва, М. В. Милонова, А. А. Бестужева, а также Ф. Н. Глинки, А. С. Пушкина, П. А. Катенина, В. К. Кюхельбекера, статьи П. А. Вяземского, А. С. Грибоедова, О. М. Сомова, К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева, Н. И. Кутузова.

Опубликованной в 1815 в «Сыне отечества» статьёй «Обозрение русской литературы 1814 г.» Греч впервые ввёл в русской журналистике и литературной критике жанр годового обозрения; аналогичные обозрения впоследствии писали А. А. Бестужев, Н. А. Полевой, В. Г. Белинский и другие русские критики. Широкий резонанс имела полемика 1816 года между Гнедичем и Грибоедовым о творчестве Жуковского и национальной самобытности русской литературы, вызванная публикацией баллады Катенина «Ольга» (переделки баллады Бюргера «Ленора»).

До 1825 журнал был одним из наиболее влиятельных и популярных русских журналов; тираж достигал 1200—1800 экземпляров.

2. Журнал Греча и Булгарина

«Сын отечества», 1840 год.

В связи с исчезновением авторов, — прежде всего осуждённых декабристов, — и изменениями общественно-политической обстановки и позиции издания значение «Сына отечества» снижалось. С 1825 соиздателем журнала стал Ф. В. Булгарин. Одновременно Греч сотрудничал в журнале Булгарина «Северный архив». В 1829 оба журнала были объединены в один под названием «Сын отечества и Северный архив. Журнал литературы, политики и современной истории».

В журнале печатались элегические стихотворения с религиозными мотивами И. Т. Калашникова. Аудитория журнала, не выдерживавшего конкуренции с журналами «Московский телеграф», «Телескоп», «Современник», продолжала сужаться; тираж упал с 600 в конце 1820-х до 400 экземпляров в середине 1830-х.

Содержание, формат, периодичность журнала менялись. В 1837 году Греч и Булгарин продали журнал издателю А. Ф. Смирдину, оставив за собой функции редакторов. Смирдин привлёк к редактированию Н. А. Полевого. Позднее журналом руководили Никитенко и Полевой (1841), Никитенко и Сенковский (1842), затем с 1842 — прозаик, драматург, переводчик К. П. Масальский.

3. Журнал Масальского

«Сын отечества», 1849 год.

К. П. Масальский публиковал в «Сыне отечества» свои собственные произведения различных жанров и переводы. Он привлёк к сотрудничеству в журнале В. Г. Бенедиктова, В. И. Даля, Н. В. Кукольника, Е. Ф. Розена, П. Р. Фурмана, а также Иакинфа Бичурина, М. Н. Загоскина, Ф. Л. Морошкина, П. С. Савельева. А. Ф. Писемский поместил в «Сыне отечества» повесть «Нина». В журнале печатались переводы из Байрона, Дюма-отца, А. Карра, Ф. Купера, научно-популярные статьи Н. В. Шелгунова. В журнале были напечатаны отрывки о походах Сигизмунда III и Владислава IV в России из главного труда польского историка XVII века Станислава Кобежицкого „Historia Vladislai Poloniae et Sueciae principis, ejus natales, infantiam, electionem usque ad excessum Sigismundi III“ в переводе И. Боричевского.

Во второй половине 1844 года Масальский был вынужден прекратить издание журнала; издание было продолжено с 1847 года. Оставаясь лишь номинальным редактором, Масальский в 1849 году передал журнал барону Е. Ф. Розену, затем весной 1852 года — писателю и журналисту П. Р. Фурману. В конце того же 1852 года журнал был закрыт.

4. Журнал Старчевского

«Сын отечества», приложение к газете 1890 года.

В 1856 «Сын отечества» был возобновлён А. В. Старчевским. Возобновлённый журнал выходил в Санкт-Петербурге в 1856—1861 как политический, научный и литературный еженедельник. Позже с 1862 Старчевский издавал и редактировал ежедневную политическую, литературную и политическую газету либерального направления с тем же названием. Газета, сменяя издателей и редакторов (И. И. Успенский, С. Е. Добродеев, А. К. Шеллер-Михайлов, С. Н. Кривенко) выходила до 1901 г.

Литература

  • История русской журналистики XVIII—XIX веков. Москва: Высшая школа, 1966. С. 125—128, 135—140, 166—167, 293—294.

wreferat.baza-referat.ru

Сын отечества (часть 1 за 1812 г)

Сын отечества (часть 1 за 1812 г)

«Сын отечества» - исторический, политический и литературный журнал, созданный в Петербурге в сентябре 1812 года. Основатель и редактор-издатель Н. И. Греч. До 1825 года выходил еженедельно, затем периодичность журнала менялась.

При своем возникновении журнал имел целью мобилизацию общественного мнения на борьбу с нашествием Наполеона; редакция получила разрешение на значительное расширение политической информации и литературной пропаганды. Журнал напечатал «Послание к русским» А.П.Куницына и «Освобождение Швеции от тиранства Христиана II, короля датского» И.К.Кайданова. Этой цели отвечали и патриотические басни И.А.Крылова. («Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и курица»), карикатуры художников А.Г.Венецианова и И.И.Теребенева на Наполеона и его армию, а также переводы «Гласа истины» Э.М.Арндта, «Вступления в историю освобождения Соединенных Нидерландов» Ф.Шиллера. В 1815-1825 годах печатались стихи К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Д.В.Давыдова, Е.А.Баратынского, А.А.Дельвига, критические статьи Н.И.Гнедича, А.С. Грибоедова, П.А.Вяземского, Д.В.Веневитинова, О.М.Сомова и др. С 1816 года заметное влияние в журнале приобрели члены декабристских организаций. В журнале участвовали Ф.Н.Глинка, П.А.Катенин, А.А. и Н.А.Бестужевы, К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.И.Одоевский, Н.М.Муравьев, А.О.Корнилович, Н.И.Кутузов и др. «Сын отечества» до конца 1825 года был наиболее передовым журналом. В ноябре 1825 года в журнале появилась статья Рылеева «Несколько мыслей о поэзии». С 1825 года «Сын отечества» реорганизован в двухнедельник, выходивший под редакцией Греча и Ф.В. Булгарина. В 1829 году слился с журналом Булгарина «Северный архив» и выходил под названием «Сын отечества и Северный архив». После 1825 года «Сын отечества» перешел в лагерь официозно-консервативной журналистики. Однако в нем были опубликованы повести А.А.Бестужева под инициалами «А.М.» и псевдонимом «А.Марлинский». С 1838 года журнал приобрел А.Ф.Смирдин, поручивший издание Н.А.Полевому; в 1841 году редактор – О.И.Сенковский, в 1842-1844 – К.П.Масальский. В эти годы «Сын отечества» вел борьбу с М.Ю.Лермонтовым, Н.В.Гоголем, писателями натуральной школы. Белинский писал, что мнения «Сына отечества» «… случайны, произвольны, чужды всякого критериума» (Полн. собр. соч., т. 4, 1954, с. 178). С середины 1844 по 1846 годы «Сын отечества» вовсе не выходил, а в 1847-1852 годах издавался под редакцией К.П.Масальского

"Печатать позволяется с тем, чтоб по напечатании до выпуска в продажу предоставлены были в Цензурной Комитет: один экземпляр сей книги для Цензурнаго Комитета, другой для Департамента Министерства Просвещения, два экземпляра для ИМПЕРАТОРСКОЙ Публичной Библиотеки, и один для ИМПЕРАТОРСКОЙ Академии Наук. Санктпетербург Октября 7 го дня 1812"

Цензор Статс. Советник и КавалерИв. Тимковской

Оглавление

I

I. Глас истиныII. Суждение о БонапартеIII. Выписка из Английских журналовIV. Новости1). Испания2). ПруссияV. Смесь1) Анекдот2) Комуни комитет3) Отрывки из перехваченнаго письма4) Солдатская песня

II

I. Глас РускагоII. Суждение о Бонапарте (продолжение)III. Гражданский КатихизисIV. Шпага Франциска IV. Ответ на донесение Французского Министра иностранных делVI. Смесь1). Объявление Германских Принцев лишенными покровительства Наполеоновых законов2). О сожжении библиотеки Графа Бутурлина3). Лирическая песнь при известии о кончине Князя Багратиона4). Волк на псарне. (Басня).VII. Новости1) Россия2) Испания

III

I. Вступление в Историю освобождения Соединенных НидерландовII. Суждение о Бонапарте (продолжение)III. ОтрывкиIV. Письмо к ИздателямV. Ответ на донесение Французскаго Министра иностранных дел (продолжение)VI. Смесь1) Отрывки из писем Смоленскаго помещика2) О Маркизе Шателере3) Образцовое знамя4) Анекдот5) Анекдот6) Отрывок из перехваченнаго письма7) Песня к Руским войнам

IV

I. Поход Дария на СкифиюII. Суждение о Бонапарте (окончание)III. Перечень письма из главной армииIV. Смесь1) Выписка из достапамятной Немецкой книги2) Кончина Захарова3) Руской Сцевола4) К Россиянам. Дифирамб5) Стихи Графу Витгенштейну6) Освобождение МосквыV. От Издателей

V

I. Послание к РускимII. Изображение важнейших причин, побудивших Испанцев к учреждению Верховной Севильской ЮнтыIII. Исповедь Наполеона БонапартеIV. Ответ на донесение Французскаго Министра иностранных дел (продолжение)1) Известия, замечания и пр.2) Известия, замечания и пр.3) Анекдот4) Анекдот5) Ода на освобождение Москвы6) Ода на бегство Наполеона от Малоярославца , через Можайск, Гжанск и Вязьму, безпрерывными поражениями его армии сопровождаемое

VI

I. Беседа Рускаго с соотчичами своими на развалинах МосквыII. Изображение важнейших причин, побудивших Испанцев к учреждению Верховной Севильской Юнты (окончание)III. Войны и завоевания Французов в течение последних трех столетийIV. Письмо Витебскаго Интенданта к ВиленскомуV. Смесь1) Выписка из новой достапамятной книги2) Отрывок из письма Г.В.Г.3) Руский анекдот4) Руский анекдот5) Руский анекдот6) Об экспедиции П. Чернышева7) Стихи Генерал-Фельдмаршалу Князю Голенищеву-Кутузову8) Ода на парение Орла над Российскими армиями9) Солдатская песня10) Надписи11) Эпитафия завоевателю

Издательство: Отпечатано в типографии В. ПлавильниковаГод: 1812Страниц: 277Формат: PDF

 

Скачать журнал - Сын отечества за 1812 г (10 МБ):

Зарегистрируйтесь, чтобы увидеть ссылки

www.cwer.ru

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ЖУРНАЛА "СЫН ОТЕЧЕСТВА" ВО ВРЕМЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА. Роль журнала "Сын Отечества" в формировании российской журналистики

Похожие главы из других работ:

Военные очерки И. Эренбурга 1941 года в контексте перестройки работы печати в военное время

2.1 Судьба И. Эренбурга в период Великой Отечественной войны

Илья Григорьевич Эренбург родился 27 января 1891 года в Киеве. Детство он провел в родном городе, затем его семья переехала в Москву. Именно в Москве и начинается его деятельность. Жизнь Илья Эренбурга не была спокойной и равномерной...

Выразительно-экспрессивные средства оформления газеты

1. Эффективное чтение - время, посвящённое чтению

Чтение газеты - это, по сути, два зрительных процесса. Первый - просмотр, когда глаза читающего пробегают по находящимся на видном месте типографским элементам, таким как заглавие, надзаголовок, лид, фотография и подпись под ней...

Газетные тексты как отражение языковой действительности

2.4 Газета "Югорское время"

Региональное еженедельное общественно-политическое издание, рассказывает о последних событиях из жизни округа. Учредителями являются Правительство и Дума ХМАО, поэтому язык газеты не настолько яркий и разнообразный...

Журналистика в первой половине XIX века

2.3 «Сын отечества», «Соревнователь просвещения и благотворения» и «Невский зритель»

Журнал Н.И.Греча «Сын отечества» в 1816-1825гг. по составу сотрудников, качеству материалов и строгой периодичности (выходил регулярно раз в неделю) занимал одно из первых мест среди русских изданий...

История возникновения и развития фотожурналистики в России

1.1 История зарождения отечественной фотожурналистики

История развития фотографии началась гораздо раньше, нежели принято считать. Еще около 1000 лет назад, в X веке, арабский математик и ученый Альгазен из Басры, изучавший поведение света и писавший об основных принципах оптики...

Направления развития изданий для студенческой молодежи России в дооктябрьский период

1. Зарождение отечественной прессы для студентов (XVIII-XIX вв.)

В XVIII в. университеты являлись главными центрами российской культуры, науки и просвещения. В Петербурге были основаны Академический университет, Горное училище и Медико-хирургическая академия...

Особенности радиожурналистики страны в период перестройки и гласности

1.3 Радиовещание в годы Великой Отечественной войны

С начала Великой Отечественной войны возникла необходимость эвакуации многих радиовещательных станций из западных районов страны в восточные...

Отражение в СМИ проблемы национальной идеи

1.6 Наше время

С началом 2000-х годов страна вступила в новую эпоху. Этот период характеризуется резким возрастанием уровня потребления. Средняя зарплата россиянина с 2000 года по 2010-й выросла с 82 до 711 долларов Данные с сайта www.orossii.ru, то есть почти на порядок...

Причины дискриминации журналисток в российских СМИ

2. Особенности отечественной «женской журналистики»

Российская пресса сегодня переживает период бурного развития. Каждый месяц появляются новые издания, центральные и региональные, а существовавшие ранее меняют свою концепцию и политику...

Роль журнала "Сын Отечества" в формировании российской журналистики

§ 2. Патриотический характер журнала в годы войны и его влияние на настроения граждан

журнал сын отечество патриотический Выходить журнал стал с октября 1812 года. На первые расходы, связанные с изданием, сам государь пожаловал Гречу тысячу рублей, ожидая, скорее всего, что журнал будет поддерживать правительственную политику...

Роль журнала "Сын Отечества" в формировании российской журналистики

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЖУРНАЛА "СЫН ОТЕЧЕСТВА" ОТ ЕГО СОЗДАНИЯ ДО ЗАКРЫТИЯ

...

Роль журнала "Сын Отечества" в формировании российской журналистики

§ 1. "Сын Отечества" под редакторством Н.И.Греча (1812-1825 годы)

...

Роль журнала "Сын Отечества" в формировании российской журналистики

1.1 Начальный период (1812-1815 гг.)

Как уже упоминалось ранее, первый номер журнала "Сын Отечества" вышел в печать в октябре 1812 года в Петербурге. Его создание было обусловлено необходимостью в выражении патриотических идей и поддержании боевого духа народа во время войны...

Роль журнала "Сын Отечества" в формировании российской журналистики

§ 2. "Сын Отечества" под совместным редакторством Н.И.Греча и Ф.Булгарина (1826-1837 годы)

1826 год стал сложным временем для журналистики. Пришедший к власти Николай I первым делом ужесточил цензуру, дабы не допустить повторения декабристского восстания: был издан новый устав о цензуре, прозванный "чугунным"...

Способы использования современных информационных технологий в процессе журналистского творчества, пути их совершенствования

3.3 Особенности профессиональной деятельности собственного корреспондента за период 01 января 2009 года - 31 марта 2009 года

Телевизионный репортер работает в составе бригады, состоящей, как минимум, из трех человек (журналист, оператор и водитель). В "горячих точках" нередко репортеры предпочитают работать самостоятельно, совмещая в одном лице все должности...

jour.bobrodobro.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта