Инструкция к СанПиН 2790-10 Медицинские отходы. Журнал учета аварийных ситуаций при обращении с медотходами
СанПиН 2790 10 Медицинские отходы: правила обращения
Содержание статьи
СанПиН 2790-10 Медицинские отходы регламентирует практику работы с отходами медицинского и фармацевтического производства. Он был разработан на основе соответствующих законов РФ.
Постановление СанПиН закрепляет:
- регламент сбора и временного размещения вредных веществ
- способы обезвреживания, согласно классу опасности
- транспортировка к месту захоронения
- виды переработки или уничтожения
Правила обращения с медицинскими отходами обязательны для исполнения во всех ЛПУ, которые занимаются медицинской практикой, проводят диагностику заболеваний и лечение больных, фармакологических предприятиях и аптеках, учреждениях, занятых транспортировкой и захоронением (уничтожением). Данный документ предназначен для граждан, учреждений со статусом юридического лица и ИП, чья деятельность связана с образованием и обращением медицинских отходов.
Контроль за надзором в сфере обращения отходов возложен на территориальные органы, отвечающие за санитарно-эпидемиологическую обстановку населенного пункта и прилегающей территории.
Классы опасности по СанПиН 2790-10
Данная классификация разработана с учетом опасности отходов в отношении микробного заражения населения и прилегающей территории, содержащихся в них ядовитых веществ и радионуклидов. Постановление об утверждении СанПиН 2790-10 определяет классы опасности:
- Отходы класса А. По своему составу и качеству этот вид приравнивается к ТБО и определяется, как безопасный в отношении возможного заражения. В этот класс включены отходы, которые не имели контакта с возможно зараженными материалами: старая мебель, канцтовары, документы, снятые с хранения, мусор от уборки прилегающей территории, пищевые остатки с кухонь медицинских и фармакологических учреждений. Исключение составляют остатки пищи из инфекционных и противотуберкулезных стационаров.
- Отходы класса Б. Представляющие опасность в отношении заражения — инфицированные или потенциально инфицированные. К ним относятся: медицинский инструментарий, которым производился забор крови и прочих жидкостей, органы и ткани, полученные при патологоанатомических вскрытиях и вовремя хирургических операций, отходы микробиологических и клинических лабораторий, инфекционных блоков и отделений, производства препаратов, где используются микроорганизмы 3 и 4 класса патогенности, вивариев с подопытными животными. К этому классу отнесены также живые вакцины, которые непригодны для использования.
- Отходы класса В. Признанные чрезвычайно опасными в отношении возможного заражения. К ним относят медицинский инструментарий, предметы ухода, мебель, пищевые остатки, постельное белье, одежду медперсонала, которые входили в контакт с больными, инфицированными или потенциально инфицированными заболеваниями, признанными особо опасными. Данный вид таит серьезную угрозу заражения населения и прилегающей территории и требует особых мероприятий по соблюдению санитарного режима. Также к данному классу относят отходы лабораторий и микробиологических производств, работающих с микроорганизмами 1 и 2 класса патогенности, отделений, диспансеров и лабораторий, которые специализируются на диагностике и лечении туберкулеза.
- Отходы класса Г. Содержащие ядовитые вещества (1-4 класс): лекарства и диагностические препараты, цитостатики, применяющиеся для лечения онкобольных, которые признаны непригодными; все предметы, которые имеют в составе ртуть — приборы, лампы, оборудование, сырье и полуфабрикаты фармацевтических производств; устаревшее медицинское и диагностическое оборудование, транспортные средства, системы освещения.
- Отходы класса Д. Это класс радиационных отходов, который объединяет предметы и оборудование, содержащие радионуклиды в количестве, превышающем предельно допустимые нормы.
Организация системы обращения
Согласно документу СП 2790-10, система обращения с отходами медицинской практики и фармакологического производства включает в себя ряд этапов:
- Сбор мусора в отдельных подразделениях медицинского или фармакологического учреждения.
- Перемещение их из подразделений к площадкам для временного хранения.
- Дезинфекцию сырья, представляющих угрозу заражения, дезактивацию радиационных и токсических веществ.
- Транспортировку с территории учреждения к месту захоронения.
- Захоронение или уничтожение, в зависимости от класса опасности.
Ответственным за соблюдением правил обращения с отходами является руководитель учреждения. Он утверждает инструкцию, подробно описывающую все этапы обращения, с указанием ответственных лиц. Все лица, так или иначе привлеченные к работе с отходами, обязаны регулярно проходить предварительный и текущий инструктажи по технике безопасности. К сбору и транспортировке руководитель не имеет права привлекать сотрудников, которые не прошли соответствующий инструктаж. Все этапы по обращению с медицинскими отходами должны осуществляться в строгом соответствии с утвержденной инструкцией. В инструкции должно обязательно регламентироваться обращение с медицинскими отходами.
Она включает в себя:
- Количество, образующихся отходов и их качественные характеристики.
- Нормативы образования отходов, утвержденные территориальными органами надзора.
- Потребности в специальной таре (одноразовой и многоразовой) для транспортировки и хранения, механических средствах транспортировки — лифтах, тележках, подъемниках.
- Порядок сбора в отдельных подразделениях.
- Оборудование и порядок работы мест временного хранения.
- Кратность и порядок вывоза отхода к месту утилизации.
- Методы и средства обеззараживания.
- Действия ответственных лиц на случай чрезвычайных ситуаций.
- Организация обучения и инструктирования персонала по обращению с отходами.
В медицинских и фармакологических учреждениях строго запрещается смешивать отходы класса Б с отходами других классов. Сбор и перемещение отходов к местам временного хранения осуществляется с применением механических средств. Руководитель учреждения подписывает договор с организациями на вывоз, которые имеют лицензию на осуществление этого вида деятельности.
Порядок сбора
Постановление определяет, что к работе по сбору привлекаются лица из числа медицинского персонала, которые:
- Достигли совершеннолетия.
- Прошли инструктирование по ТБ.
- Обеспечены соответствующей одеждой и средствами защиты кожи и органов дыхания (халатами или комбинезонами, одноразовыми перчатками и масками, при необходимости респираторами, очками, прорезиненными фартуками, нарукавниками и спецобувью).
- Проходят регулярные медицинские осмотры.
- Привиты в соответствии с календарем профилактических прививок и вакцинированы противогепатитной сывороткой.
Во время сбора медицинских отходов, персонал обязан надевать защитную одежду и обувь, а также использовать средства защиты кожи и органов дыхания. После работы одежда и обувь хранятся в специальных шкафах. Персоналу запрещено выносить спецодежду с территории и стирать ее на дому. Стирка спецодежды проводится в прачечных медицинского или фармацевтического учреждения.
Класс А
Не представляет угрозы заражения, собираются в одноразовые упаковки (желательно прозрачные) или многоразовую тару. Одноразовые пакеты можно складировать на пустых тележках или собирать в многоразовые контейнеры. Вся тара, занятая под сбор, маркируется надписью: «Класс «А». Из подразделений отходы собираются и доставляются с помощью тележек, лифтов и прочих средств к местам временного хранения. На специально оборудованных площадках для этого устанавливаются многоразовые мусорные контейнеры, имеющие соответствующую маркировку.
После удаления отходов многоразовая тара моется и дезинфицируется, в соответствии с нормативными документами, регламентирующими порядок и применение средств обеззараживания. Отходы класса А вывозятся с территории ЛПУ и прочих учреждений силами специальных организаций и подлежат захоронению на свалках и полигонах ТБО, оборудованных под контролем местных органов власти.
Если утильсырье, не представляющие опасность заражения, имеют большие габариты, то для них должен быть предусмотрен специальный бункер. При необходимости они должны обеззараживаться и утилизироваться.
Класс Б
Сначала подвергаются обработке, а затем направляются на площадке временного размещения. В инструкции обязательно прописывается порядок дезинфекции, методы и химические препараты, которые задействованы в процессе. Дезинфекцию выполняет персонал, имеющий допуск.
Все отходы этого класса представляющие собой остатки биологических жидкостей, собираются в одноразовые плотные пакеты желтого цвета, которые помещаются в закрытую тару многоразового использования. От шприцов отсекаются иглы, они и прочие использованные инструменты, также собираются в закрытые биксы. На таре обязательно должна быть маркировка: «Класс Б».
После дезинфекции сырье отправляются к местам временного хранения и утилизируются разными способами: захоронением или сжиганием (остатки тканей и органов). Если учреждение обеспечено современными аппаратными методами обезвреживания, то их можно транспортировать на полигоны ТБО.
Класс В
Представляют угрозу для населения и окружающей территории проходят очистку несколькими методами:
- При помощи высоких температур.
- Под воздействием волн определенного спектра.
- С помощью радиоактивных и химических препаратов.
Все, что представляет угрозу заражения, собирается в плотные одноразовые пакеты красного цвета. Далее складируются в многоразовую тару, также промаркированную красным цветом. Тара устанавливается на специальные тележки и доставляется в подразделение, занимающееся дезинфекцией. Тара для транспортировки отходов чрезвычайной опасности должна иметь крепкие замки и дополнительные стяжки, чтобы исключить возможность рассыпания. На нее навешивается бирка с указанием места сбора и фамилии ответственного работника. После обеззараживания они хранятся в закрытых контейнерах на площадках временного хранения. В качестве метода утилизации, для них, как правило, выбирается сжигание.
Класс Г
Все медицинские и фармакологические препараты, ампулы с вакцинами и сыворотками подлежат химической дезактивации специальными препаратами, определенными приказами МЗ РФ. Персонал проводит обработку в спецодежде и спецобуви, органы дыхания защищаются масками или респираторами. После обеззараживания они размещаются на площадках временного хранения, а затем вывозятся на полигон для захоронения.
Ртутьсодержащие лампы, инструменты и оборудование собираются в отдельные, герметично закрытые контейнеры, которые помечены маркировкой: «Класс Г». Перед захоронением они проходят обязательную процедуру демеркуризации.
Класс Д
Содержат радионуклеиды, собираются в многоразовые герметично закрытые контейнеры, помеченные символом радиационной опасности. Транспортировать их разрешено только специализированным организациям, получившим соответствующую лицензию.
После вывоза отходов классов Б, В, Г и Д к местам захоронения или сжигания, кузовы и бункеры машин обязательно моются и дезинфицируются. Для контейнеров временного хранения утверждается кратность и порядок обработки.
Правила работы
Постановление регламентирует все правила по работе с вредными веществами. Перечислим правила, предупреждающие аварийные и чрезвычайные ситуации при работе:
- Опасные и чрезвычайно опасные отходы (Б и В) — шприцы, инструментарий, системы внутривенного введения, скарификаторы для забора крови запрещается разбирать или разрезать вручную.
- После манипуляции медицинская сестра не имеет права самостоятельно снимать иглу со шприца и закрывать ее колпачком.
- Отходы класса Б и В сразу собираются в предназначенную для них емкость, пересыпать их в другую тару категорически запрещено.
- Одноразовые пакеты и многоразовые контейнеры заполняются только на ¾ объема, трамбовать утильсырье не допустимо.
- Работа с вредными веществами этих классов опасности проводится в спецодежде и спецобуви, с защитой кожных покровов и органов дыхания. После работы одежда подлежит обработке, стирке и стерилизации.
- Запрещается собирать острые предметы в мягкие полиэтиленовые пакеты.
- В случае получения работником травмы — укола или пореза должны быть приняты экстренные меры безопасности, отраженные в инструкции. Каждое рабочее место оборудуется аптечками скорой медицинской помощи.
- Каждый случай аварийной ситуации необходимо заносить в журнал и составлять акт с указанием даты, времени, характера событий и принятых мерах.
Учет образования и движения отходов
Мусор, который не представляют серьезной угрозы жизни и здоровью населения контролируются на основании законодательных актов, принятых к исполнению на территории РФ.
Для отходов категории Б и В в каждом учреждении ведется отдельная документация, которая включает в себя:
- Журнал учета количества отходов, переданных на площадки для временного размещения.
- Журнал, в который вносится информация о дате и времени вывоза обеззараженных веществ к месту захоронения или сжигания, также указываются реквизиты организации, которая осуществляла эту деятельность.
- Справку, выданную организацией, которая производит транспортировку к месту обеззараживания или захоронения, подтверждающую вывоз.
- Журналы подразделений учреждения, куда вносится информация о движении опасных и чрезвычайно опасных веществ с подписью ответственных лиц.
При работе медицинских учреждений, фармацевтических предприятий и лабораторий образуется медицинский мусор разных классов опасности. Порядок обращения с ним — сбор, хранение, перевозка и захоронение определяет СанПиН новый 2790 — 10 — 147. На основе этого документа руководители учреждений разрабатывают собственные мероприятия, определяют схему, инструкции, приказ, постановление, назначают ответственных лиц и заключают договора со специализированными организациями.
Рекомендуем к прочтению:
vtorothodi.ru
Образец - Приказ "О лицах, ответственных за обращение с медицинскими отходами в ЛПУ"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЦРБ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НСКОЙ ОБЛАСТИП Р И К А З
«_____» ______________ 2010 года №______г. Нск
О лицах, ответственных за обращение с медицинскими отходамив ГБУЗ ЦРБ
В соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» и Федеральным законом от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с целью организации обращения с отходами медицинского назначения и повседневного контроля в больнице за соблюдением этих правил
П Р И К А З Ы В А Ю:
Возложить ответственность:1. На директора больницы Сидорова С.С.:1.1. за организацию временного хранения отходов и их своевременный вывоз;1.2. за проведение качественного и количественного учета образующихся отходов и их состав – ежемесячно, ежеквартально и по итогам года.2. На начальника АХО Петрова П.П.:2.1 за выполнение ежегодного расчета потребностей и подачи заявки на приобретение и обеспечение расходных материалов, тарой для сбора отходов, инвентаря, спецодежды и других предметов, необходимых при обращении с отходами;2.2 за соблюдение санитарно-эпидемиологического режима на контейнерной площадке.
3. На главную медицинскую сестру больницы Новикову Н.Н.:3.1. за обучение старших медицинских сестер правилам обращения с медицинскими отходами и инфекционной безопасности при обращении с ними;3.2. за проведение расследования каждого случая аварийной ситуации, возникающей при обращении с отходами, с составлением акта по установленной форме;3.3. за разработку и согласование схемы сбора и удаления отходов.
4. На старших медицинских сестер структурных подразделений за обучение медицинского персонала, непосредственно занятого сбором и транспортировкой медицинских отходов к местам временного хранения.
5. На сестер-хозяек подразделений больницы за сбор отходов непосредственно в местах их образования.
6. На инженера по охране окружающей среды Кириенко К.К. за учет образующихся медицинских отходов во всех подразделениях больницы и в целом по ГБУЗ ЦРБ.
7. На главного энергетика Серегина С.С.:7.1 за обучение персонала, непосредственно занятого сбором, хранением и удалением ртутьсодержащих отходов (класс Г), в соответствии с требованиями нормативных документов;7.2 за согласование с инженером по охране окружающей среды сроков накопления, лимиты образования отходов и своевременность подачи заявок в отдел маркетинга на заключение договоров на транспортировку и утилизацию отходов (класс Г) с организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности;
8. Данный приказ довести до сведения всех лиц, в нем указанных, под личную роспись;
9. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя главного врача по медицинской части Николаева Н.Н.
Главный врач И.И. Иванов
raptus.su
Медицинские отходы в аптечной орагнизации
Для учета медицинских отходов классов «Б» и «В» служат следующие документы:
- технологический журнал учета отходов классов «Б» и «В» в структурном подразделении; в журнале указывается количество единиц упаковки каждого вида отходов;
- технологический журнал учета медицинских отходов организации. В журнале указывается количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их вывозе с указанием организации, производящей вывоз;
- документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов;
- технологический журнал участка по обращению с отходами, который является основным учетным и отчетным документом данного участка.
Есть вопросы?
Отправьте нам сообщение при помощи обратной связи в правом нижнем углу экрана.
Вы оперативно получите ответы на интересующие вас вопросы по подготовке документов и их юридическому сопровождению.
Для кого этот сервис
— Единый стандарт ведения документов — Экономьте свое время на изучение и подготовку документов для аптек — Сокращайте издержки на юридическое сопровождение бизнеса |
— Все документы для ведения аптеки в одном месте — Не нужно регулярно мониторить новые законы и правила, наш сервис сообщает Вам первым — Консультируйтесь у специалистов по любым вопросам |
— Пошаговая инструкция об открытии своей аптеки (аптечной сети) — Занимайтесь только бизнесом, подготовкой документов займется «МедИнфо24» — Получайте свежие статьи от «МедИнфо24», внедряйте новые идеи, развивайтесь! |
Гарантии
Защита персональных данныхЮридическая достоверностьВозврат денег |
|
www.medinfo24.ru