Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

10:27 Порядок резервного копирования, хранения и восстановления инфосистем налоговых органов. Журнал учета копирования информационных ресурсов


Защита персональных данных — опыт внедрения / Хабр

Как помнят все интересующиеся ФЗ-152 «О персональных данных» был принят в далеком 2006 году. Введение Закона в действие долго откладывалось, но когда-то он должен был заработать. 1 июля 2011 это случилось. Для нас (госконтора, база примерно на 20000 человек в то время) проблема поднялась в 2008 году. На начальном этапе не слишком сильно, но потом как в сказке: «Чем дальше, тем страшнее».

Первый этап — начальные Оргмеры.

— В каждой бумажке типа Заявления появилась надпись маленькими буковками (чтобы оставить прежний размер бланка) — «Выражаю согласие на необходимое использование моих персональных данных, в том числе в информационных системах». — В Заявлениях на детские пособия было внесено добавление про несовершеннолетних детей. — Также были взяты отдельные Заявления с согласием предоставления и передачи данных из других учреждений (Пенсионный Фонд, НПФ т.п.).

Очень много бумаг и совсем мало техники Второй этап — разработка правильной документации. Наступал 2009 год и было известно, что Закон снова отложат. Финансирования нет. Никто особо не торопится. Можно разрабатывать документацию. Вышестоящая контора дала образцы следующих документов:

  • Приказ о назначении должностных лиц, ответственных за защиту информации ограниченного доступа, не содержащей государственной тайны;
  • Приказ об определении контролируемой зоны, в которой расположены узлы автоматизированной системы предназначенной для обработки информации ограниченного доступа, не содержащей государственно тайны;
  • Приказ о запрещении обработки информации ограниченного доступа на не аттестованных объектах информатизации
  • Инструкцию по эксплуатации средств защиты информации объекта вычислительной техники;
  • Инструкцию по установке нового и модификации используемого программного обеспечения на автоматизированной системе обрабатывающей информацию ограниченного доступа;
  • Инструкцию по организации антивирусной защиты на автоматизированной системе обрабатывающей информацию ограниченного доступа;
  • Инструкцию администратору информационной безопасности автоматизированной системы, обрабатывающей информацию ограниченного доступа;
  • Инструкцию по внесению изменений в списки пользователей и наделению их полномочиями доступа к ресурсам автоматизированной системы обрабатывающей информацию ограниченного доступа;
  • Инструкцию по организации парольной защиты автоматизированной системы;
  • Инструкцию по организации резервного копирования данных автоматизированной системы обрабатывающей информацию ограниченного доступа;
  • Инструкцию пользователя автоматизированной системы.
  • Матрицу доступа к защищаемым ресурсам автоматизированной системы;
  • Технический паспорт на АС;
  • Журнал учета допуска к работе в автоматизированной системе обрабатывающей информацию ограниченного доступа;
  • Журнал учета и выдачи машинных носителей информации предназначенных для хранения информации ограниченного доступа, не содержащей государственной тайны;
  • Журнал учета средств защиты информации;
  • Форму Заявки на внесение пользователей АС;
  • Форму Акта проведения технических работ на объектах информатизации АС;
  • Перечень сведений конфиденциального характера;
  • Перечень защищаемых информационных ресурсов;
  • Описание технологического процесса обработки информации в выделенной локальной вычислительной сети;
  • Схему коммутации выделенной локально вычислительной сети;
  • Список лиц, допущенных к самостоятельной работе в АС.

Третий этап — закупка технических средств защиты информации. Правильнее сказать, что закупала головная контора, мы потом только забирали. В результате получились: — Далласы на рабочие станции — Випнет координатор для защищенного доступа по IP-MPLS каналу к вышестоящей конторе. — Глушилки — Проведена сертификация Windows Server (здесь подобное обсуждается)

Четвертый этап — умственно-физические работы. Защищаемая автоматизированная система должна быть защищена и физически. Тут очень удачно подвернулся переезд отдела, работающего с персональными данными на другой этаж. Данный отдел оказался в ограниченном помещении, один из кабинетов отобрали под серверную. В результате с этажа на маршрутизатор выходят два кабеля (основной и резервный). Компьютера форматнули, установили чистую обновленную винду, офис, антивирь, рабочую прогу. В октябре 2009 приехали ребята с Питера. Установили Далласы, глушилки, настроили випнет, сделали все замеры, откорректировали документацию.

Пятый этап — завершение. В конце октября 2009 собралась внутренняя комиссия по защите персональных данных. Были назначены ответственные лица, которые должны были за неделю подготовить документы и провести работы по защите персональных данных (те самые, что перечислены со второго этапа). За неделю ответственные все сделали. И комиссия с радостью приняла защищенную систему в эксплуатацию. Скоро был получен аттестат на три года, на чем все и кончилось.

Понятно, что на самом деле кончилось еще не все. К примеру защищенная система является единым программно-техническим комплексом. Мышь не поменяешь. Зато раз в год можно вызвать аттестатора для проверки соблюдения всех показателей защиты. А аттестатор имеет право изменять имеющиеся документы. Так что мышь поменять реально. Ну и современная идея электронного межведомственного взаимодействия. Идея хорошая. Вот только, не предусмотренная предыдущей концепцией защиты персональных данных. Так что когда реализуем — будем делать аттестацию снова.

Спасибо за внимание.

habr.com

Об утверждении Порядка резервного копирования и восстановления работоспособности автоматизированных систем информационной инфраструктуры Министерства здравоохранения Российской Федерации, Приказ Минздрава России от 29 апреля 2013 года №272

Об утверждении Порядка резервного копирования и восстановления работоспособности автоматизированных систем информационной инфраструктуры Министерства здравоохранения Российской Федерации

В целях обеспечения сохранности сведений, содержащихся в информационных системах Министерства здравоохранения Российской Федерации,

приказываю:

1. Утвердить Порядок резервного копирования и восстановления работоспособности автоматизированных систем информационной инфраструктуры Министерства здравоохранения Российской Федерации согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Департамент информационных технологий и связи (Р.М.Ивакин).

МинистрВ.И.Скворцова

Приложение. Порядок резервного копирования и восстановления работоспособности автоматизированных систем информационной инфраструктуры Министерства здравоохранения Российской Федерации

Приложениек приказуМинистерства здравоохраненияРоссийской Федерацииот 29 апреля 2013 года N 272

Список терминов и сокращений

Заказчик - Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России).

Исполнитель - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр информационно-технологической и эксплуатационной поддержки" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ ЦИТЭП Минздрава России).

ГСА (группа системных администраторов) - группа сотрудников Исполнителя, обеспечивающая устранение сложных неисправностей оборудования и развитие ИТ-инфраструктуры Заказчика.

СТП (служба технической поддержки) - группа сотрудников Исполнителя, обеспечивающая техническую поддержку сотрудников Заказчика.

Информационные технологии (ИТ) - процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, защиты и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения, ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.

Информационная инфраструктура (ИТ-инфраструктура) - совокупность аппаратного и программного обеспечения Заказчика, а также правил и методов их настройки, обеспечивающих технологию совместной работы сотрудников Заказчика.

Сотрудник службы технической поддержки - сотрудник Исполнителя из числа ГСА.

Заявка - запрос сотрудника Минздрава России к службе технической поддержки на решение какой-либо технической проблемы, предоставление ресурсов. Заявка содержит описание проблемы, электронный адрес и другие контактные данные сотрудника Минздрава России.

Ресурс файлового сервера (Ресурс) - каталог на файловом сервере, предназначенный для хранения файлов в целях, указанных в заявке на создание ресурса.

Ответственный за информационные ресурсы Заказчика - сотрудник Департамента информационных технологий и связи, принимающий решения о создании новых и изменении существующих ИТ-ресурсов.

ИТ-ресурс - совокупность ИТ, людских ресурсов и видов деятельности, предоставляемый Заказчику для обеспечения поддержки его бизнес-процессов.

ИС "Портал учёта заявок" - информационная система, обеспечивающая приём и обработку заявок от сотрудников Минздрава России.

Полный архив - архив информации, содержащий полный набор сохраняемых для копирования данных.

Разностный архив - архив информации, содержащий данные, изменившиеся с момента последнего проведения резервного копирования.

media-сервер - физический сервер, часть системы резервного копирования, обеспечивающий взаимодействие с устройствами хранения данных.

1. Общие положения

Настоящий Порядок резервного копирования и восстановления работоспособности автоматизированных систем информационной инфраструктуры Министерства здравоохранения Российской Федерации, разработан с целью:

1. Определения порядка резервирования данных для последующего восстановления работоспособности автоматизированных систем Заказчика при полной или частичной потере информации, вызванной сбоями, отказами аппаратного или программного обеспечения (далее - ПО), ошибками пользователей, чрезвычайными причинами (пожаром, стихийными бедствиями и другими форс-мажорными обстоятельствами).

2. Определения порядка восстановления информации в случае возникновения такой необходимости.

3. Упорядочения работы должностных лиц Исполнителя и Заказчика, связанной с резервным копированием и восстановлением информации.В настоящем документе регламентируются действия при выполнении следующих основных мероприятий: - резервное копирование;- контроль результатов резервного копирования;- хранение резервных копий;- полное или частичное восстановление данных и приложений. Резервному копированию подлежит информация следующих основных категорий:

1. Групповая информация пользователей (общие каталоги департаментов и отделов).

2. Информация, необходимая для восстановления серверов приложений.

3. Содержимое баз данных информационных систем Минздрава России.

4. Информация службы каталогов Microsoft Active Directory.

5. Электронные почтовые ящики пользователей локальной вычислительной сети Минздрава России.

2. Порядок резервного копирования

Резервное копирование производится с учетом следующих требований:

1. Резервное копирование производится в нерабочее время без учёта праздничных дней, а также переносов рабочих и праздничных дней:- будние дни - с понедельника по пятницу, в период с 18:00 до 09:00 следующего дня;- выходные дни - суббота-воскресенье, в период с 09:00 до 09:00 следующего дня.

2. Состав копируемых данных, периодичность проведения резервного копирования приведены в Перечне резервируемой информации (приложение N 1 к данному Порядку).

3. Максимальный срок хранения полных архивов - не более 6 месяцев, разностных архивов - не более 14 дней.Ресурсы, внедряемые в информационную структуру Минздрава России, подлежат резервному копированию на основании утверждаемого директором Департамента информационных технологий и связи списка изменений, внесенного в приложение N 1 к данному Порядку.Система резервного копирования должна обеспечивать производительность, достаточную для сохранения информации, указанной в Перечне резервируемой информации, в установленные сроки и с заданной периодичностью. Методика резервного копирования описана в приложении N 2 данного Порядка.О выявленных попытках несанкционированного доступа к резервируемой информации, а также иных нарушениях и сбоях, произошедших в процессе резервного копирования, сотрудник ГСА сообщает директору Департамента информационных технологий и связи служебной запиской по факту события в течение одного рабочего дня.В случае выявления нарушений или сбоев, приведших к частичной потере (уничтожению) информации, директор Департамента информационных технологий и связи незамедлительно докладывает о сложившейся ситуации курирующему заместителю Министра здравоохранения Российской Федерации, а в случаях критических потерь или сбоев, приведших к неработоспособности информационных ресурсов Минздрава России - непосредственно Министру здравоохранения Российской Федерации.

3. Контроль результатов резервного копирования

Контроль результатов всех процедур резервного копирования осуществляется ГСА в срок до 18:00 рабочего дня, следующего за установленной датой выполнения этих процедур, путём анализа отчётов системы резервного копирования.В случае обнаружения ошибки резервного копирования сотрудник ГСА немедленно сообщает об этом начальнику отдела эксплуатации технической инфраструктуры и обеспечения связью Департамента информационных технологий и связи с целью устранения ошибки до 18:00 текущего рабочего дня. После обнаружения ошибки ГСА принимаются меры по устранению причин ошибки для предотвращения её повторения в течение следующего цикла резервного копирования. При отсутствии существенного влияния резервного копирования на прикладное и системное ПО сервера возможен повторный запуск процедуры резервного копирования.

4. Ротация носителей резервной копии

Система резервного копирования должна обеспечивать возможность периодической замены (выгрузки) резервных носителей без потерь информации на них. В качестве новых носителей допускается повторно использовать носители, у которых срок хранения содержащейся информации истек на данный момент.Замена носителя осуществляется на основании данных производителя носителя информации о сроках гарантийной эксплуатации. В случае необходимости замены носителей информации новыми, ввиду физического износа, Исполнитель согласовывает с Заказчиком спецификации новых носителей информации не менее чем за 10 рабочих дней до окончания срока эксплуатации старых носителей. Информация с носителей, которые перестают использоваться в системе резервного копирования, должна стираться с использованием однопроходного стирания по всей поверхности носителя.Все процедуры по выгрузке работоспособных носителей из системы резервного копирования осуществляются ГСА по запросу и в присутствии сотрудника отдела эксплуатации технической инфраструктуры и обеспечения связью Департамента информационных технологий и связи.

5. Восстановление информации из резервных копий

Восстановление потерянных данных из общих каталогов департаментов и отделов производится на основании заявки, согласованной с начальником отдела эксплуатации технической инфраструктуры и обеспечения связью.Процедура восстановления информации из резервной копии осуществляется в соответствии с методикой восстановления информации (приложение N 3 к данному Порядку).После поступления заявки, восстановление данных осуществляется в рабочее время в сроки, ограниченные техническими возможностями системы.

Приложение N 1. Перечень резервируемой информации

Приложение N 1к Порядку

Названиеинформационногоресурса

Назначениеинформационногоресурса

Адрес размещенияинформационного ресурса в локальной сети Минздрава России

Периодичностьрезервногокопированияинформационногоресурса

Автоматизированная информационная системы "Учет кадров"

Оказание услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы "Учет кадров" Минздрава России

kadry.minzdrav.localdomain

Полная копия - 1 раз в день

Система по учету и контролю исполнения документов

Оказание услуг по сопровождению системы по учету и контролю исполнения документов Минздрава России

d3.minzdrav.localdomain

Полная копия - 1 раз в день

Базы данных системы электронного архива

Оказание услуг по сопровождению баз данных системы электронного архива Минздрава России

saperion.minzdrav.localdomain

Инкрементальная копия - ежедневно, Полная копия - 1 раз в неделю

Комплекспрограммных средств для ведения бюджетного учета и составления отчетности

Оказание услуг по сопровождению комплекса программных средств для ведения бюджетного учета и составления отчетности для нужд Минздрава России

budget.minzdrav.localdomain

Инкрементальная копия - ежедневно, Полная копия - 1 раз в неделю

Система"Удостоверяющий центр Минздрава России"

Изготовление сертифицированных ключей электронной подписи

adminVIPnet, crt.minzdrav.localdomain, ra, ca

Полная копия - 1 раз в день

Система тестирования и проверкипрофессиональных знаний медицинских кадров

Проведение профессионального тестирования знаний медицинских кадров

proftest.minzdrav.localdomain

Полная копия - 1 раз в неделю

Автоматизированная система согласования государственных контрактов

Организация процедурыэлектронногосогласованиягосударственныхконтрактов,заключаемыхМинздравом России

docsvision-test.minzdrav.localdomaindocvisionapp.minzdrav.localdomaindocvisiondb.minzdrav.localdomainDocVisionDB2.minzdrav.localdomain

Инкрементальная копия - ежедневно, Полная копия - 1 раз в неделю

Автоматизированная информационно-аналитическая система "Аверс:Ревизор"

Планирование и учет результатов ревизионной работы подведомственных учреждений Минздрава России

ukrd.minzdrav.localdomain

Полная копия - 1 раз в неделю

Прикладное программное обеспечение учета информации нормативно-правовых актов. Прикладное программное обеспечение учета судебных дел

Учёт судебных дел и нормативно-правовых актов

sud-med.minzdrav.localdomain

Полная копия - 1 раз в неделю

Система электронной почты Минздрава России

Электронная почта сотрудников Минздрава России

exhange.minzdrav.localdomain, exhange2.minnzdrav.localdomain

Инкрементальная копия - ежедневно. Полная копия -1 раз в неделю

Контроллер домена локальной сети Минздрава России

контроллер домена инфраструктуры сети Минздрава России

minzdrav-dc21-1.minzdrav.localdomain,minzdrav-dc3-l.minzdrav.localdomain,lotusservl.minzdrav.localdomain

Полная копия -1 раз в неделю

Файл-сервер локальной сети Минздрава России

Файл-сервер Минздрава России (персональные папки пользователей, папки отделов и департаментов)

share.minzdrav.Iocaldomain

Инкрементальная копия - ежедневно. Полная копия - 1 раз в неделю

Комплекс программ для ведения бухгалтерского учёта Минздрава России

Бухгалтерский учёт Минздрава России

lc-app, lc-database

Инкрементальная копия - ежедневно. Полная копия - 1 раз в неделю

Информационнаясистема"Государственныйреестрлекарственныхсредств"

Учет лекарственных средств

leksredstva-app leksredstva-db

Инкрементальная копия - ежедневно. Полная копия - 1 раз в неделю

Приложение N 2. Методика резервного копирования

Приложение N 2к Порядку

Для организации системы резервного копирования используется программное обеспечение Arcserve Backup 16.1. Основной сервер резервного копирования Symantec Netbackup устанавливается на площадке Рахмановский, д.3, помещение серверной, шкаф N 12. Учитывая пропускные способности каналов и объёмы резервируемых данных, выделенный media-сервер, ПО Arcserve Backup 16.1 устанавливается на площадке ул.Щукинская, д.5, шкаф N 6. В качестве носителей информации выступают:

1. Ленточная библиотека Overland Neo400s - 2 шт.

2. Разделы данных на дисковом хранилище HP 3Par F400, Netapp FAS3240. Схема расположения устройств резервного копирования приведена на рис.1.

Рисунок 1. Схема расположения устройств резервного копирования Минздрава России.

С помощью указанного ПО выполняются такие действия, как задание режимов и составление расписания резервного копирования, осуществляются операции по загрузке и выгрузке носителей информации, проводится контроль за состоянием выполнения заданий, запускаются процедуры восстановления информации.Определено три типа резервных копий:

1. Месячная копия. Записывается информация на первое число текущего месяца. Срок хранения информации на носителях составляет 6 месяцев. Хранится на ленточных накопителях, подключенных к серверу резервного копирования Arc1.

2. Недельная копия. Записывается в ночь с субботы на воскресенье, кроме последней недели месяца.Срок хранения информации на носителях составляет 30 календарных дней. Хранится на сервере резервного копирования Arc2 на разделе с СХД Netapp FAS3240 либо СХД HP 3Par F400.

3. Ежедневная копия. Записывается ежедневно, кроме субботы и воскресенья.Срок хранения информации на носителях составляет 14 календарных дней. Хранится на сервере резервного копирования Arc2 на разделе с СХД Netapp FAS3240 либо СХД HP 3Par F400.

Приложение N 3. Методика восстановления информации

Приложение N 3к Порядку

Любое восстановление информации, не связанное с потерей работоспособности информационной системы или ее компонентов, выполняется на основании заявки, оформленной через ИС "Портал учёта заявок". Заявка должна содержать информацию о составе информации, требуемой к восстановлению, и дату, на которую требуется осуществить восстановление.Восстановление информации, относящейся к базам прикладных информационных систем, происходит при взаимодействии с администратором прикладной информационной системы. В процессе восстановления резервной копии следует руководствоваться инструкциями по восстановлению информации из резервных копий, описанных в документации, прилагающейся к системе резервного копирования ПО Arcserve Backup 16.1 и инструкциями к прикладной информационной системе.Процедура восстановления информации из резервной копии осуществляется сотрудниками ГСА.

Электронный текст документаподготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:рассылка

docs.cntd.ru

Назарова Д.Д. Интернет-ресурсы как способ доступа к архивной информации

Назарова Дарья ДмитриевнаБашкирский государственный университетстудент III-го курса, направление «Документоведение и архивоведение»

Nazarova Daria DmitrievnaBashkir State Universitythird-year student, direction of «Documentation and archival science»

Библиографическая ссылка на статью:Назарова Д.Д. Интернет-ресурсы как способ доступа к архивной информации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72554 (дата обращения: 07.06.2018).

Архивные документы являются важнейшим источником достоверной информации о всевозможных аспектах развития общества. К сожалению, на сегодняшний день основными потребителями архивной информации являются лишь ученые-исследователи и граждане, обращающиеся в архив по личному запросу, поскольку большинство людей, по незнанию недооценивая значение архивной информации, считают архивы простыми хранилищами устаревших, вышедших из употребления документов. Чтобы исправить данное положение дел и повысить интерес к архивным документам, необходимо изменить существующее в общественном сознании искаженное представление об архивах и архивном деле в целом.

Сегодня отношения в сфере управления архивным делом в РФ регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», согласно которому любой пользователь имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы.[1] Однако ни один архив не способен традиционными методами работы обеспечить доступ к архивной информации большому количеству посетителей.

Благодаря развитию коммуникационных технологий данный вопрос постепенно решается, поскольку появляются новые пути доступа к архивной информации. В упомянутом выше законе прописаны такие способы доступа как:

1) предоставление справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, в том числе в форме электронного документа;

2) предоставление подлинников и (или) копий документов, в том числе в форме электронных документов;

3) использование информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с возможностью копирования материалов. [2]

Данная статья посвящена последнему из перечисленных способов доступа, то есть доступу к архивной информации через глобальную сеть Интернет. Речь пойдет о возникновении этого направления в нашей стране и первых разработках в этой области, о перспективах развития, а также некоторых проблемах, которые предстоит решить.

Внедрение в архивное дело информационных технологий началось еще в 80-е гг., когда происходило сначала эпизодическое появление, а позднее массовое распространение компьютерной техники, позволяющей более качественно удовлетворять потребности пользователей. В начале 90-х гг. активное развитие получили системы управления базами данных (СУБД) для создания баз данных, в том числе интегрированных, что явилось большим шагом вперед. С переходом информационных технологий на качественно новый уровень появились и новые возможности их использования, что послужило появлению  и развитию идей о создании более удобных и быстрых способов получения архивной информации.

Для обеспечения доступа к архивным материалам и информации о них через Интернет, необходимо осуществить два основных шага: в первую очередь – сформировать электронный архив, а затем – создать качественный сайт для размещения там информации об архивном учреждении, его составе и непосредственно самих архивных документов.

Формирование электронного архива является очень трудоемким и дорогостоящим процессом, который, если не углубляться в подробности, включает в себя переведение в электронный вид различных по форме материалов архива и создание на их основе баз данных. Разработка высококачественного сайта – также довольно непростая работа, поскольку при его создании приходится руководствоваться такими задачами как правильная организация всей его структуры, обеспечение адекватного функционирования, легкости и удобства в использовании и, в то же время, защищенности.

Разработки в области архивного «сайтостроения» в нашей стране начались на рубеже 2000-х гг., тогда Росархивом были подготовлены Рекомендации по созданию архивного сайта  в сети Интернет (2001 г.). Они были направлены на оптимизацию работы архивов и создание сайтов высокого качества для доступа к архивным документам с помощью информационных ресурсов. Рекомендации охватывали также проблемы информационного наполнения сайта, организации его создания и поддержки, размещения в сети Интернет, формирования концепции и дизайна сайта, однако не затрагивали узкоспециализированный комплекс технических вопросов, связанных с установкой, подключением и обеспечением защиты собственного сервера.[3, 191 с.]

В том же году был создан сайт «Архивы России», который сегодня имеет очень обширную структуру. На данном портале все федеральные и региональные архивы имеют свои страницы, одновременно Росархив и ряд  архивов имеют собственное представительство в сети Интернет в виде сайта [4, 67 с.]. Особенностью является раздел «Форум», где необходимая потребителям информация представлена в виде обсуждения. В одном из разделов портала – «Архивные online проекты» размещены фото-, фоно-, кинодокументы по конкретной тематике, которые собраны в виртуальные выставки или коллекции. В основном материалы касаются следующих тематик: Великая Отечественная война, государственность России, Советская эпоха, покорение космоса.

В 2010 г. была разработана Программа информатизации архивной отрасли на 2011-2020 гг., благодаря которой были сделаны шаги в направлении оцифровки документов Архивного фонда РФ  и создания единого Центра хранения электронных документов, который призван значительно сократить финансовые затраты по комплектованию, хранению и организации использования электронных документов по сравнению с их децентрализованным хранением. [5]

В 2012 г. Росархивом в рамках федеральной целевой программы «Культура России» (2012-2018 гг.)» были разработаны Рекомендации по созданию Интернет-выставок архивных документов, которые касаются ключевых аспектов разработки сайта архивного учреждения, а также размещения на нем виртуальных выставок. Рекомендации включают в себя информацию по отбору документов для выставок, разработке дизайн-проекта и навигации по выставке, продвижению Интернет-выставок, а также некоторые другие аспекты, призванные помочь в создании привлекательного, простого в использовании и функционального портала. [6]

Стоит отметить, что на данный момент активная работа по размещению архивных материалов в онлайн доступе ведется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ. Теперь на сайтах помимо информации о самих архивах, появляются различные интереснейшие исторические материалы, хранящиеся в них. Активные разработки в этой области ведутся архивными управлениями Чувашской республики, республики Татарстан, Чеченской республики и многих других регионов.

Сайт управления по делам архивов нашей республики (Архивы Башкортостана) на данный момент менее развит, чем сайты вышеперечисленных республик, но и у нас есть интересные материалы, размещенные в онлайн доступе. Это, к примеру, такие архивные источники как ревизские сказки (переписи населения за XVIII – XX вв.). Находясь в удаленном доступе, пользователь может изучить данные по переписям населения конкретного населенного пункта, указав в дополнительных параметрах поиска годы упоминаний или современные районы, на территории которых находились интересующие пользователя населенные пункты. Зарегистрировавшись на сайте, можно просмотреть отсканированные документы в оригинальном виде и рассмотреть изображения детально. Также на сайте присутствует раздел под названием Архив музыки, однако на данный момент материалы его еще не доступны.

Таким образом, благодаря методическим разработкам за последние годы большое количество архивов обзавелись собственными сайтами, и  размещают справочную информацию об архивах и архивных документах, о предоставлении различных услуг и проведении конференций, создают онлайн выставки и коллекции различных видов документов. Однако эти сайты далеко не всегда совершенны, несмотря на то, что данное направление развивается уже около 15 лет. Причиной тому служит недостаточное финансирование и отсутствие проработанной и апробированной нормативно-методической базы, а также нехватка квалифицированных кадров, которые могли бы заниматься переведением документов в электронный вид, составлением электронных баз данных, а также совершенствованием самого архивного сайта.

Важным аспектом использования архивной информации посредством Интернет-ресурсов, о котором нельзя не упомянуть, является учет современного законодательства об авторском праве.  Внедрение электронных технологий принесло с собой  новые проблемы, которые касаются легкости и масштабности копирования любых материалов, в том числе охраняемых. Для предотвращения этих проблем, стали активно разрабатываться и внедряться программы защиты, призванные бороться с незаконным копированием и использованием произведений, что, в свою очередь, послужило развитию противообходных программ.  При всем этом, так и не появилось таких технологий, которые бы позволили обеспечить доступ к материалам для добросовестных пользователей. Поэтому можно сказать, что уровень правовой культуры и обычаев в отношении авторского права на электронную информацию пока в целом низок.[7, 193 с.]

Анализ вышеперечисленных положительных моментов, а также неизбежно возникающих проблем может подвести к следующему вопросу: оправданы ли данные разработки и насколько перспективно это направление работ в целом? Безусловно, перспективно, поскольку, несмотря на все препятствия, на сегодняшний день существуют довольно успешные примеры информационных ресурсов, которые функционируют и развиваются в этой области, пусть и не очень быстрыми темпами. Информационные технологии с каждым годом все совершеннее, они становятся неотъемлемой частью практически всех отраслей человеческой деятельности, и архивное дело не является исключением. Важно лишь грамотно и ответственно подойти к исследованиям и разработкам в этом направлении, объединить опыт нескольких научных дисциплин, и тогда возможно добиться положительных результатов.

Библиографический список
  1. Федеральный закон от 22.10.2004 №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации, ст. 24, п. 1; (http://archives.ru)
  2. Федеральный закон от 22.10.2004 №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации, ст. 24, п.1.1.; (http://archives.ru)
  3. Воспякова А.А. Архивный сайт: проблемы и перспективы развития//Электронный научный журнал. 2016. № 5.
  4. Беликова, Е.О. Электронные документы и архивы: учебное пособие/Е.О. Беликова, Е.В. Булюлина, А. Г. Нестерова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. -80 с.
  5. Программа информатизации Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений на 2011-2020 гг. URL: http://archives.ru/programs/informatization. (Дата обращения: 20.04.2016).
  6. Рекомендации по созданию Интернет-выставок архивных документов / Н.В. Глищинская, И.В. Караваев. – М.: Росархив, 2012. – 36 с.
  7. Воспякова А.А. Архивный сайт: проблемы и перспективы развития//Электронный научный журнал. 2016. № 5.
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Назарова Дарья Дмитриевна»

web.snauka.ru

Порядок резервного копирования, хранения и восстановления инфосистем налоговых органов - 2 Ноября 2011 - Блоги

Приказ Федеральной налоговой службы от 14 октября 2011 г. N ММВ-7-4/648@ "Об утверждении Временного порядка резервного копирования, архивного хранения и восстановления данных информационных систем"

В целях обеспечения восстановления работоспособности информационных систем, содержимого баз данных электронных документов и информационных массивов, содержащихся в информационных системах УФНС России по г. Москве, УФНС России по Московской области и их подведомственных налоговых органов, а также межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Временный порядок резервного копирования, восстановления и архивного хранения электронных данных информационных систем (далее - Порядок).

2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) УФНС России по г. Москве, УФНС России по Московской области, УФНС России по Санкт-Петербургу и начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам довести Порядок до подведомственных налоговых органов и обеспечить его неукоснительное соблюдение.

3. Определить ИФНС N 13 по г. Москве налоговым органом, ответственным за хранение резервных копий для УФНС России по г. Москве, УФНС России по Московской области и их подведомственных налоговых органов, а также Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N N 1-7. Определить УФНС по Санкт-Петербургу налоговым органом, ответственным за хранение резервных копий для Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N N 8-9.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы А.С. Петрушина.

Руководитель Федеральнойналоговой службы М.В. Мишустин

Временный порядокрезервного копирования, восстановления и архивного хранения электронных данных информационных систем(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 14 октября 2011 г. N ММВ-7-4/648@)

Общие положения

1.1 Настоящий документ определяет временный порядок резервного копирования, восстановления и хранения электронных данных информационных систем при хранении резервных копий территориально удаленно от основных носителей в УФНС России по г. Москве, УФНС России по Московской области и их подведомственных налоговых органов, а также в Межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

1.2 Данный порядок регламентируется:

- приказом ФНС России от 29.08.2006 N САЭ-3-27/559@ "Об утверждении Концепции информационной безопасности Федеральной налоговой службы";

- приказом ФНС России от 31.12.2009 N ММ-7-6/728@ "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в налоговых органах";

- приказом ФНС России от 31.12.2009 N ММ-7-6/726@ "Об утверждении Порядка использования электронных носителей информации".

1.3 Для обеспечения резервного копирования, восстановления и архивного хранения электронных данных ФНС России назначается территориальный налоговый орган ответственный за хранение резервных копий. Данным налоговым органом назначается сотрудник(-и) ответственный(-ые) за прием, хранение и возврат резервных копий.

1.4 Резервному копированию и хранению подлежат данные информационных систем согласно перечню, утверждаемому руководителем налогового органа. Перечень информационных ресурсов подлежащих резервированию должен содержать в себе обязательный перечень (Приложение N 1 к настоящему порядку).

2. Создание резервных копий

2.1 Резервное копирование данных информационной системы производится сотрудником налогового органа, в должностные обязанности которого входит функции по обеспечению работоспособности данной информационной системы (далее Сотрудник ИТ).

2.2 Для создания резервных копий данных применяются компактные (сменные) носители информации (CD/DVD, внешние жесткие диски и т.п.), зарегистрированные в соответствии с правилами работы с документами, содержащими информацию ограниченного доступа.

2.3 Технология создания резервных копий определяется правилами эксплуатации технических и программных средств.

2.4 Носители созданных резервных копий данных должны быть промаркированы сотрудником ИТ. Маркировка должна содержать номер копии, дату ее создания, наименование информационной системы данных.

2.5 Сотрудником ИТ после создания резервной копии заводится Реестр приема/передачи электронного носителя копии данных (далее Реестр) согласно Приложению N 2 к настоящему Порядку.

2.6 Резервное копирование производится ежемесячно не позднее 15-го числа месяца.

2.7 При создании резервных копий допускается их архивирование специальными программными средствами.

3. Передача и перевозка резервных копий

3.1 Передача электронного носителя резервной копии осуществляется только с занесением соответствующей записи в Реестр.

3.2 Реестр передается вместе с электронным носителем.

3.3 При передаче и перевозке электронных носителей с данными содержащими конфиденциальную информацию, должны соблюдаться правила работы с носителями, содержащими информацию ограниченного доступа.

3.4 В течение рабочего дня после создания резервной копии, электронный носитель с ней должен быть передан сотруднику налогового органа в функциональные обязанности которого входит обеспечение информационной безопасности (Сотрудник ИБ), с соответствующим занесением в Реестр.

3.5 Сотрудник ИБ помещает носитель информации в специальный контейнер и опечатывает его. На контейнер наносится маркировка, соответствующая маркировке электронного носителя информации.

3.6 Контейнеры, используемые для хранения электронных носителей информации, должны быть зарегистрированы в соответствующем Журнале (Приложение N 3).

3.7 Ежемесячно, до 15-го числа месяца, сотрудник ИБ обязан нарочно передать контейнер с носителем информации в налоговый орган ответственный за хранение резервных копий, назначенный в соответствии с пунктом 1.3 данного Порядка.

4. Хранение резервных копий

4.1 Хранение резервных копий в ответственном налоговом органе осуществляется в течение 3-х месяцев.

4.2 Использование носителей информации при резервном хранении должно подчиняться принципу ротации носителей, при котором для записи текущей копии используется носитель с самой ранней датой создания предыдущей копии.

4.3 Хранение носителей резервных копий организуется сотрудником ИБ совместно с сотрудниками ИТ ответственного за хранение налогового органа.

4.4 Ответственный за хранение налоговый орган обеспечивает принятие контейнеров резервных копий и их возращение. Принятие и возращение контейнеров заносится в Реестр. Реестр вместе с контейнером не передается, а остается у Сотрудника ИБ, сдавшего контейнер на хранение.

4.5 Хранение носителей информации допускается только в опечатанном контейнере.

4.6 Для хранения носителей информации применяются хранилища отделов информационной технологии, отделов безопасности ответственного налогового органа, а при необходимости других отделов.

4.7 Для хранения носителей резервных копий должны использоваться хранилища, создающие оптимальные условия для физической сохранности и защиты от воздействия неблагоприятных факторов.

4.8 Удаление электронных данных резервной копии для повторного использования носителя информации производится сотрудником ИТ не ранее истечения срока хранения (3 месяца) по согласованию с сотрудником ИБ и начальником отдела информационных технологий с составлением акта и внесением записи в Реестр.

5. Восстановление электронных данных

5.1 Восстановление электронных данных из резервной копии производится на специализированных рабочих местах, оснащенных необходимым оборудованием сотрудником ИТ.

5.2 Основанием для инициирования процедуры восстановления служит мотивированная заявка руководителя структурного подразделения на имя руководителя налогового органа (заместителя руководителя курирующего отдел информационных технологий). Восстановление данных производится по указанию (согласно резолюции к заявке) начальника отдела информационных технологий с согласование с сотрудником ИБ.

5.3 Восстановление утраченных данных производится из резервной копии, обеспечивающей минимальную потерю данных, содержащихся в информационном ресурсе.

Приложение N 1к Временному порядку резервногокопирования, восстановления и архивногохранения электронных данныхинформационных систем утвержденномуприказом Федеральной налоговой службыот 14 октября 2011 г. N ММВ-7-4/648@

Обязательный переченьинформационных ресурсов подлежащих резервированию

1. ГНИВЦ Прием-регион;

2. ПК-Регион;

3. ЭОД;

4. ДКС;

5. Бухгалтерия;

6. Канцелярия Lotus;

7. Файловые сервера служебных документов.

Приложение N 2к Временному порядку резервногокопирования, восстановления и архивногохранения электронных данныхинформационных систем утвержденномуприказом Федеральной налоговой службыот 14 октября 2011 г. N ММВ-7-4/648@

Реестр приема/передачи электронного носителя копии данных

Номер электронного носителя: ____________

Приложение N 3к Временному порядку резервногокопирования, восстановления и архивногохранения электронных данныхинформационных систем утвержденномуприказом Федеральной налоговой службыот 14 октября 2011 г. N ММВ-7-4/648@

Журнал учета контейнеров

Приказ Федеральной налоговой службы от 14 октября 2011 г. N ММВ-7-4/648@ "Об утверждении Временного порядка резервного копирования, архивного хранения и восстановления данных информационных систем"

www.taxru.com


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта