Документация учителя-дефектолога в группе для детей, имеющих сложную структуру дефекта. Журнал учителя дефектолога
Документация учителя-логопеда и учителя-дефектолога в коррекционной группе детского сада
Индивидуальный маршрут на 1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь) 2015-2016 уч. года
Развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного праксиса.
-Массаж кистей и пальцев рук._________________________________________________________
-Моторика и сила кистей и пальцев рук (пальчиковая гимнастика, шнуровка, нанизывание, работа с бумагой, ножницами, прищепками, проволокой, мячиками, эспандерами, шариками).
___________________________________________________________________________________
-Изобразительно-графические навыки: раскрашивание, не выходя за контур, обводка по контуру, соединение линиями, дорисовка по образцу прямых линий, волнистых, ломаных, округлых предметов, кругов, дорисовка зеркально, штриховка, узоры в клетках (срисовать, нарисовать под диктовку, продолжить рисовать по образцу, зеркально дорисовать), цифры в клетках.
_____________________________________________________________________________________
-Конструктивная деятельность (из палочек, спичек, геометрических форм, строительного материала, мозаики, разрезные картинки, пазлы, картинки из кубиков, кубики Зайцева, кубики Кооса (модификации Кооса), по Новиковой, палочки Кюизенера, геом. мозаики, «коврики»).
_____________________________________________________________________________________
Развитие речи
-Активизация пассивного и активного словаря, уточнение и расширение словарного запаса (по темам, антонимы, обобщения, синонимы, конкретизация понятий).________________________________________
-Грамматический строй речи: изменение сущ. в И. п. ед. и мн. числах, изменение сущ. в Р.п. ед. и мн. числах, изменение сущ. в Т. п. ед. и мн. числах, образование относительных прилагательных, согл. прил. с сущ., закрепление предлогов (на, с, со, в, из, по, над, под, перед, за, около, возле, у, из-за, из-под, к, от), изменение сущ. мн. ч. в П.п., времена глагола (совершенный и несовершенный вид гл.), притяжательные местоимения (мой, моя, мои, мое, наш, наша, наши, наше), притяжательные прилагательные, образование сущ. с ум. – ласкат. суффиксами, приставочные глаголы, образование прилагат. от сущ., согласование сущ. с числит., глаголы в ед. и мн. числах, изменение сущ. в В. п. по числам, изменение сущ. в Д. п. по числам, понимание предложных конструкций._______________________________________________________________________________
-Развитие связной речи: работа над предложением (нераспространенным, распространенным дополнением, определением): ответы на вопросы (краткие и полные), установление временной последовательности действий в рассказе, причинно-следственных связей, рассказ-описание по схеме, пересказ текста по плану, по сюжетной картине, по серии картин, рассказ-сравнение, рассказ по картине по заданному началу, рассказывание стихов, игры-драматизации, составление предложений из 3, 4, 5 слов, составление рассказа по картине. _________________________________________________________________________________
Развитие сенсорного восприятия
-Цвета основные (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), дополнительные (оранжевый, коричневый, фиолетовый), оттенки (голубой, розовый, серый, салатовый, сиреневый), дифференциация цветов.__________________________________________________________________________________
-Формы основные (треугольник, круг, квадрат), дополнительные (прямоугольник, овал, ромб, трапеция), объемные (шар, куб, конус, цилиндр, призма, пирамида), дифференциация форм.
__________________________________________________________________________________________
-Величины (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий), сравнения величин (больше, меньше, еще больше, самый большой, еще меньше, самый маленький).________________________________________________________________________________
Пространственные представления: ориентация в собственном теле, на листе, вокруг себя, в окружающей обстановке, в помещении и на улице; понимание и называние пространственных отношений. Понимание предлогов и наречий с пространственными значениями (в, на, под, над, около, за, перед, между, по, из, из-за, из-под, вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз). .____________________________________________________________________________________
- Временные представления (узнавание по 1 и нескольким признакам, последовательность): времена года, части суток, понятия вчера-сегодня-завтра, дни недели, месяцы.___________________________________
Развитие психических процессов
-Развитие внимания (зрительного, слухового, тактильного) произвольного и непроизвольного.
__________________________________________________________________________________________
-Развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной) кратковременной и долговременной.
__________________________________________________________________________________________
-Развитие восприятия (зрительного, слухового, тактильного).______________________________________
-Развитие наглядно-действенного мышления, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления.__________________________________________________________________________________
-Развитие межполушарных связей. ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Документация учителя-дефектолога в группе для детей, имеющих сложную структуру дефекта
Разделы: Коррекционная педагогика
Дефектолог — специалист в области дефектологии. – дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. – дефектолог (в узком понимании этого термина) — коррекционный педагог.
Сложный дефект это не просто сочетание, или математическая сумма двух или нескольких дефектов развития. Соединение этих дефектов дает новое качество, этот конгломерат имеет особую структуру, которая явно его отличает от каждой аномалии или их простой суммы.
К категории детей со сложными дефектами относятся дети с умственной отсталостью, которая усугубляется нарушениями слуха и/или нарушениями зрения. В числе сложных дефектов и задержка психического развития, сочетающаяся с дефектами слуха или зрения, а также глухота с соматическими пороками, а это заболевания ЖКТ, почек и печени, врожденные пороки сердца. А также дети с аутистическими расстройствами, которые сопровождают другие дефекты развития - умственную отсталость, задержку психического развития и др., а иногда проявляются изолированно.
Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.
ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия. Цель ПМПК — на основании достоверной диагностики определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениями в развитии. ПМПК занимаются подбором (определением) для каждого ребенка с отклонениями в развитии соответствующих образовательных условий, а также определением характера сопутствующей медико-социальной и психологической помощи.
МСЭ – медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
ИПР – индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида - это программа мероприятий, которая разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей физического состояния и состояния здоровья инвалида, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Документация учителя-дефектолога в группе для детей, имеющих сложную структуру дефекта
1. Общие документы
– должностная инструкция – инструкция по охране труда и технике безопасности – график работы учителя – дефектолога на учебный год
День недели | Время |
|
|
– распределение рабочего времени учителя-дефектолога
День недели |
Время |
Вид деятельности |
|
|
|
2. План работы учителя-дефектолога на учебный год
№ п/п |
Направление деятельности |
Содержание | Сроки выполнения |
|
|
|
|
3. Сведения о детях
– списочный состав детей, дата рождения, заключение ПМПК (сводная таблица)
№ п/п |
Ф. И. О. ребенка |
Дата рождения | Заключение ПМПК |
Заключение МСЭ |
|
|
|
|
|
– сведения о детях-инвалидах
№ п/п |
Ф. И. О. ребенка |
Дата рождения |
Домашний адрес |
Ф.И.О. родителей |
Место работы |
|
|
|
|
|
|
– заключение ПМПК, карта обследования на каждого ребенка (копии) – заключение МСЭ, ИПР на каждого ребенка (копии) – договор между ДОУ и родителями о психолого-медико-педагогическом сопровождении и обследовании ребенка – психолого-педагогическая характеристика на воспитанника для предоставления на ПМПК
4. Диагностика
– нормативные документы – методические рекомендации – уровни развития – условные обозначения – диагностические карты – карта динамики – графики ЗУН – анализы результатов – приложение
5. Индивидуальные адаптированные программы воспитания, обучения и развития воспитанников
6. Журнал учета индивидуальной работы
– табель посещаемости
№ п/п | Дата Фамилия, имя ребенка |
Сентябрь | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | … | ||||||||||||
– сетка занятий:
А) общая
Дни недели | Доминирующие образовательные области | Содержание образовательных областей | Вид деятельности | Время | Ответственный |
|
|
|
|
|
|
Б) для детей, посещающих ДОУ в режиме кратковременного пребывания
Специалисты |
День недели |
Время |
Вид деятельности |
|
|
|
|
– план индивидуальной работы с воспитанниками (тетради)
Дата День недели |
Содержание образовательных областей (согласно сетке занятий) |
Коррекционно-развивающие задачи |
Подборка материала |
|
|
|
|
7. Тетрадь взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателем группы
Дата |
Задание дефектолога |
Отметка воспитателя о выполнении |
8. Тетрадь взаимодействия специалистов МБДОУ в группе
Дата | Учитель-дефектолог | Воспитатель | Психолог | Муз. руководитель |
9. Взаимодействие с родителями воспитанников
– журнал консультаций
Дата, время | Ф.И.О. консультируемого | Причина обращения | Характер консультации, тематика | Примечание |
– печатные материалы
10. Анализ деятельности учителя-дефектолога за год
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
РАБОЧИЙ ЖУРНАЛ. учителя- дефектолога, сурдопедагога СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ I-II ВИДА.
Транскрипт
1 РАБОЧИЙ ЖУРНАЛ учителя- дефектолога, сурдопедагога СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ I-II ВИДА.
2 Основная цель «Рабочего журнала» - помочь сурдопедагогу специальной школы оптимизировать организационные и содержательные аспекты своей профессиональной деятельности, включив в нее определенные элементы научной организации труда. Структурно-содержательное оформление пособия определяется спецификой и логикой развертывания работы по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи в школе для детей с недостатками слуха в течении учебного года. В нем представлены материалы, помогающие рационально спланировать и реализовать задачи диагностико-коррекционной, организационнометодической, консультативной и итогово-оценочной деятельности учителядефектолога слухового кабинета. Структурно в «Рабочем журнале» можно выделить 4 раздела: 1 - диагностико-проективная деятельность учителя-дефектолога, сурдопедагога. В разделе систематизирована информация, необходимая для реалистичной постановки задач коррекционно-развивающей работы с детьми. 2 - коррекционно-педагогическая деятельность сурдопедагога. Во втором разделе сурдопедагог определяет тактику коррекционнопедагогической работы на уровне долгосрочных и краткосрочных перспектив, рационально планирует индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию слухового восприятия в течении учебного года. 3 - консультативно-методическая деятельность учителя-дефектолога, сурдопедагога специальной школы. Третий раздел отражает как плановую, так и текущую организационную и консультативно-методическую работу учителя-дефектолога с педагогическим коллективом школы и родителями. 4 - оценочно-итоговая деятельность учителя-дефектолога,сурдопедагога. Четвертый раздел задает сурдопедагогу ориентиры оценки результатов коррекционно-слуховой работы с детьми и эффективности собственной деятельности в течение учебного года. В приложении к «Рабочему журналу» представлены справочные материалы, которые определяют организацию и содержание работы по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи детей с недостатками слуха.
3 1. ДИАГНОСТИКО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУРДОПЕДАГОГА. СПИСОК УЧАЩИХСЯ КЛАССА. Фамилия, имя ребенка Дата рождения Домашний телефон адрес, Аппарат,
4 РАСПИСАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ. 1 Класс Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница СТАРТОВАЯ СУРДОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. Состояние слуха учащихся класса. Фамилия,имя Данные аудиометрического обследования
5 Режим усиления стационарной звукоусиливающей аппаратуры. Тип аппаратуры: Фамилия, имя R (правое ухо) R (левое ухо) Речевой профиль класса класс а о у э и ы п т к в ф л м н р б д г с з ц ш ж ч х щ я ю е Класс, имя учащся «о» Сформированность произносительных навыков и правила орфоэпии. «ого» «тся» Дв.согл Непр.согл Звон на конц Звонк перед глух. Г О Л О С Т Е М П В Н Я Т Н С Л И Т Н Чтен. с губ У Д А Р Е Н Логич ударен
6 СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. ФАМИЛИЯ, ИМЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. Фамилия, имя. Диагностические задания
7 Оценка речевого развития ребенка :
8 Восприятие контрольных слов. (контур слова, ритмический рисунок, отдельные звуки) Фамилия, имя Аппарат, R, l Список слов
9
10 КОЛИЧЕСТВО ПРЕДЬЯВЛЕН- НЫХ СЛОВ. РЕЧЕВАЯ РЕАКЦИЯ ОТКАЗ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ В О С П Р О И З В Д Е Н И Е Ритмический рисунок. Количество слогов. Гласные звуки. Согласные звуки.
11 Восприятие контрольных фраз. Фамилия,имя фразы Аппарат, усиление
12
13 Воспринятые фразы % Восприятие текста. Фамилия,имя. Текст воспринят, содержание понято. Воспринято --- предложений, содержание понято. Воспринято --- предложений содержание не понято. Текст не воспринят. Фамилия, имя Восприятие фраз из текста.
14 % воспринятых фраз. Восприятие слов из текста. Фамилия, имя Всего воспринято % воспринятых слов.
15 2. Коррекционно-педагогическая деятельность сурдопедагога. Планирование индивидуальных занятий. Сро ки Программный материал Тема: Индивидуальная дозировка речевого материала Аппаратура, виды работ, дидактический материал. ФПСУР Тема:
16 3. Консультативно-методическая деятельность сурдопедагога. Плановые консультации (лекции, семинары, беседы, открытые занятия) для педагогического коллектива школы. Дата Тема План Плановые консультации (собрания, семинары, беседы, открытые занятия) для родителей Дата Тема План
17 Текущие консультации для педагогов школы и родителей. Дата Тема План
18 Организационная работа. Содержание Сроки выполнения. 1 Отметка о выполнении Повышение квалификации и самообразование. Тема: Содержание Сроки выполнения Отметка о выполнении.
19 4. Оценочно-итоговая деятельность сурдопедагога. ФАМИЛИЯ, ИМЯ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Выполнение заданий Фамилия,имя. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ. Диагностические задания Выполнение заданий
20 СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. Фамилия, имя. Диагностические задания Выполнение заданий Оценка речевого развития ребенка :
21 Восприятие контрольных слов. (контур слова, ритмический рисунок, отдельные звуки) Фамилия, имя Аппарат, R, l Список слов
22
23 КОЛИЧЕСТВО ПРЕДЬЯВЛЕН- НЫХ СЛОВ. РЕЧЕВАЯ РЕАКЦИЯ ОТКАЗ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ В О С П Р О И З В Д Е Н И Е Ритмический рисунок. Количество слогов. Гласные звуки. Согласные звуки.
24 Восприятие контрольных фраз. Фамилия,имя фразы Аппарат, усиление
25
26 Воспринятые фразы % Восприятие текста. Фамилия,имя. Текст воспринят, содержание понято. Воспринято ---предложений, содержание понято. Воспринято --- предложений содержание не понято. Текст не воспринят. Фамилия, имя Восприятие фраз из текста.
27 10. % воспринятых фраз. Восприятие слов из текста. Фамилия, имя Воспринято % воспринятых слов.
28 Состояние навыков восприятия устной речи. На материале слов. Фамилия,имя % начало года % 1 полугодие % 2 полугодие На материале фраз. Фамилия,имя % начало года % 1 полугодие % 2 полугодие На материале текста. Фамилия, имя. Восприятие текста Восприятие фраз из текста Восприятие слов из текста. 1п 2п 1п 2п 1п 2п 1п 2п 1п 2п 1п 2п
29 Год обучения Обследование уровня развития слухового восприятия неслышащих учащихся Фразы Материал восприятие Регистрация Слова 1 класс 50 фраз Список Л.В Неймана (20 слов) На слух Ассистенты фиксируют в протоколе 2 класс 50 фраз * * * 3 класс 50 фраз Список Э.И. Леонгард * * ( 50 слов) 4 5 класс 30 фраз, текст (6 9 предл.) Список Э.И. Леонгард Последовательность * * 6 9 класс 20 фраз слухозрительно с инд. слух. Аппаратом класс Фразы разработанные Э.В.Мироновой слов меняется Список Э.И. Леонгард на слух с инд. слух. аппаратом * * Стационар. Индивидуал. На слух, слухозрительно Обследование уровня развития слухового восприятия слабослышащих учащихся. Контрольные слова. На слух сл\зрит Программный речевой материал. (восприятие 50 фраз ) Новые по содержанию тексты. * Уч-ся сами пишут то, что воспринимают Аудиометрическое обследование. 1 2 м. 5 см. Аудитор 5-10 предл. 2 5 м. 0,1 м. * предл. 3 8 м.- 0,15 м. * предл. * 4 9 м.- 0,3м. * предл. 5 12м. 0,3м. * 15-20предл. * 6 * * предл. 7 * Голос товарища, магнитная пленка, грампластинка предл. * 8 12,5м. 0,4м. * * 9 13 м. 0,5м. * * * 10 * Информация * радио- и телепередач 11 * * * *
30 Слова для исследования слуха детей. 1. Нейман Л.В. Группа 1 :мама, дом, стол, дедушка, парта, собака, рука, барабан, кошка, шуба, мальчик, лампа, часы, сапоги, муха, заяц, тетрадь, суп, чернила, петух. Группа 2: папа, нос, бабушка, доска, корова, шапка, карандаш, чашка, окно, уши, мяч, палка, булка, коза, школа, чулки, хлеб, капуста, санки, курица. Группа 3:Вова, стул, рубашка, сумка, глаза, голова, каша, нога, молоко, ручка, дым, лошадь, девочка, яблоко, зима, перо, шар, книга, сахар, кукла. 2. Леонгард Э.И. Вариант1 сын, мох, залп, борщ, план, рот, май, внук, метр, сом, масло, лампа; цапля, запах, аист, банка, театр, лопата, расческа, подушка, гранит, дедушка, ласточка, комната; яблоня, вилы, вафли, жаба, дата, елка, вечер, иней, бензин, борщ, берет, весло, буфет; болтун, удочка, радио, семья, шофер, дятел, монета, печенье, берлога, колодец, апельсин, муравей, офицер. Вариант 2 Ерш, лифт, сок, нос, март, путь, рост, бой, дым, двор, клетка, корень; Дворец, петух, донор, жажда, еда,кресло, лотос, енот, звезда, трещина, зарево, хлебница; чтение, люстра, знамя, касса, люди, ива, ящик, ландыш, карман, конверт, заслон, балет, закат; звонок, дерево, ягода, черника, фанера, аптека, корова, какао, качели, железо, урожай, разговор, ученик.
31 Примерная контрольная работа для изучения РСВ в 1 классе. Первый вариант. Фразы разговорно-обиходного характера и с общеобразовательных уроков. 1. Поздоровайся. 2. Будем слушать и говорить. 3. Спроси, что мы будем делать на уроке. 4. До свидания. 5. Возьми карандаш. 6. Какой сегодня день недели? 7. Положи на место. 8. Нарисуй яблоко = 10. Напиши пример. 11. Какой день недели будет завтра? 12. Кто сегодня дежурный? 13. Тебе трудно? Легко? 14. Сколько треугольников? 15. Покажи +, -, =. Фразы и задания развивающего характера. 1. Запомни и повтори: кукла, мяч, собака. 2. Найди лишний предмет: мишка, ручка, линейка. 3. Разложи предметы по группам: учебные вещи игрушки. 4. Найди ошибку ( у нарисованного медведя не хватает лапы). 5. Посмотри. Отвернись(одну цифру убрать). Чего не хватает? (11,10, 6,4). 6. Выбери диких животных ( по картинкам). Ритмико-интонационная структура речи. 1. Повтори слоги : па, ку, са, ба. 2. Поставь ударение: ручка, тетрадь. 3. Составь предложение: Катя, в, увидела, лесу, ежа. Что стоит в конце предложения.
32 Второй вариант. Фразы разговорно-обиходного характера и с общеобразовательных уроков. 1. Как тебя зовут? 2. какой день недели? 3. Спроси, что мы будем делать? 4. Слушай внимательно! 5. Позови женю к доске. 6. Реши пример: 15+2= 7. Возьми один карандаш. 8. Кто сегодня дежурный? 9. Положи тетрадь (на парту). 10. Убери в шкаф (книгу). Задания развивающего характера. 1. Запомни и повтори : ручка, тетрадь, карандаш. 2. Найди лишний предмет: ложка, чашка, тарелка, тетрадь. 3. Разложи предметы по группам (фрукты т овощи). 4. Найди ошибку. ( На картинке лиса без хвоста.) 5. Выбери диких животных ( на картинках.) Ритмико-интонационная структура речи. 1. Повтори слоги : па,то,су,ма. 2. Поставь ударение : утка, петух. 3. Составь предложение( из разрезных слов): летом ребята поедут в лагерь. 4. Какой знак стоит в конце предложения? 5. Покажи в предложении слово. Третий вариант. Фразы обиходно-разговорного характера. 1. Посчитай карандаши. 2. Возьми ручку. 3. Дай тетрадь. 4. Как тебя зовут? 5. Поздоровайся. Различение слов. 1. Дом. 2. Один. 3. Ручка. 4. Собака. 4. Четыре. 5. Четыре. 6. Бумага. 7. Тетрадь. 8. Шар. 9. Карандаш. 10. Мяч. Задания развивающего характера. 1.Назови предметы по картинкам: Это дом? Нет это собака. 2.Возьми три ручки. Дай мне четыре ручки.
33 Примерный проверочный материал для изучения уровня развития слухового восприятия учащихся 1 класса. 1.Возьми ручку. 2 Какой сегодня день недели? 3.2+4, Что ту сейчас будешь делать? 5.Попроси бумагу(книгу,нжницы ). 6.Мальчик взял книгу, 7.Попрощайся. 8.Как зовут твоего папу? 9.Здравствуй. 10.Дай карандаш. 11.Девочка читает книгу }(ОДНУ КАРТИНКУ ПРИ ВЫБОРЕ ИЗ 3) 12.Ребята рисуют. 13.Как тебя зовут? 14.Скажи свой адрес. 15.До свидания. 16.Возьми 5 тетрадей и карандаш. 17.Что взяла девочка( мальчик)? (по картинке) 18.Что делает мальчик (девочка)? (по картинке) 19.Поздоровайся. 20.Сколько тебе лет? 21.Возьми три ручки. 22.Сколько в классе ребят? 23.Какое сегодня число? 24. Дай два карандаша. 25.Как твоя фамилия? 26.В каком классе ты учишься? 27.Как зовут твою маму? 28.Сколько человек в твоей семье? 29.Кто сегодня дежурный? 30.У тебя есть тарелка? 31.Убери посуду? 32.У тебя есть тарелка? 33.Убери посуду. 34.Ты пойдешь в столовую? 35.Положи хлеб на тарелку. 36.Возьми тарелку. 37.Попроси вилку. 38.Как зовут твою учительницу( воспитательницу)? 39.Кто завтра дежурный? 40.Вытри доску.
34 41.Возьми нож. 42.Ты любишь суп? 43.Сколько человек в классе? 44.Кто вчера был дежурный? 45.Дай мне, пожалуйста, чашку. 46.Налей суп в тарелку. 47.Что ты ел(а) на завтрак? 48.Попроси 4 книги. 49.У тебя есть кисточка? 50.Положи вилку на тарелку. 51.Скажи твой адрес. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ дефектов воспроизведения звуков. + ЗВУК ВОСПРОИЗВОДИТСЯ ТОЧНО В _Ф_ В РЕЧИ РЕБЕНКА ИМЕЮТСЯ ЗАМЕНЫ - ПРОПУСК ЗВУКА У повышение голоса при произнесении звука, фальцет. О передняя артикуляция гласных звуков открытая гнусавость А М: мп,мб закрытая гнусавость Н: нт,нд Сон. Сонантность (вместо фрикативного согласного слышится гласный, напоминающий И или Ы). М\Г межгубная артикуляция М\З межзубная артикуляция приз. призубная артикуляция лаб. лабилизация без голоса щечн. Щечная артиуляция шипящих звуков ъ призвук К Р горл. горловое «Р» Р фрик. фриктивное «Р» Бок. боковая артикуляция Осл. ослабленная артикуляция К задняя артикуляция (к глубокое) К передняя артикуляция (к мягкое
35 ПРИМЕРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НАВЫКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ. 1 2 класс. 1. РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ. 1.Произнесение слогов на одном выдохе: папапапапа вавававава 2.Ответ на вопросы ( требуется полный ответ): В каком классе ты учишься? Сколько тебе лет? 3.Чтение предложений: Вова рисует. Мама написала письмо. Мы поставили ветки в банку. 2.ГОЛОС. ( проверяется вместе с гласными) 3.ЗВУКИ. Проверяемый Звук Слова и слоги для проверки Дополнительный материал А Лопата па, а па пе О Платок по,о па-по, по- пу У Утка пу, у пу-по, па-по-пу Э Семь пе,э пе-па, пе-пи И Вилка пи,и пи-пе, па-пе-пи П Суп па,ап Т Самолет та,ат К Платок ка,ак Ф Шкаф фа,аф,ф С Собака са,ас,с Ш Шапка ша,аш,ш Х Муха ха,ах,х ха-ка Ц Лицо ца,ац аца-аса,ца-са Ч Мяч ча,ач ача-аша,ча-ша В Восемь ва,в ава-афа, ва-фа М Самолет ма,му,ми Н Нос на,ну,ни,ан,н Р Рука ра,ар,р Л Лампа ла,ала,ал,л Б Собака ба,бу,аба аба-апа,ба-па Д Дом да,ду,ада ада-ата,да-та Г Голова га,гу,ага ага-ака,га-ка З Зубы за,аза,з аза-аса,за-са Ж Жук жа,ажа,ж ажа-аша,жа-ша Я(йа) Яблоко Я Я-а Е(йо) Елка Е Е-о Ю(йу) Юбка Ю ю-у Е (йэ) Ест Е е-э
36 4. СОЧЕТАНИЕ ЗВУКОВ В СЛОВАХ: Кофта, спасибо, столовая, сколько. Штаны. Рубашка, шапка, щетка, кто. 5. СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ: Стакан, бабушка, ученик, шапка, капуста, барабан, рука, валенки, кукла, тарелка. 6. ОРФОЭПИЯ. Оглушение звонких согласных: Девочка написала пять слов. У Любы болит зуб. В пятницу мы ходили в лес. У меня две ошибки, а у Бори нет ошибок. Безударное «О» Сегодня хорошая погода. Оля получила подарок. 7. СЛОГИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ. ( В КОНЦЕ 2 КЛАССА) ФЯ СА АМ ПА ФА ТЯ - АНЬ АР НЯ ЛЯ ТА АРЬ АСЬ МЯ Р А СЯ МА АТЬ АФ АМЬ АП -- РЯ - АФЬ АЛЬ ЛА ПЯ АН АПЬ АС НА АТ -- АЛ
37 Леонгард Э.И. Слова для определения разборчивости речи. Список 1. сын масло вечер шофер лопатка мох лампа иней дятел расческа залп цапля бензин семья подушка борщ запах борец гранит монета план аист берет дедушка печенье пот вилы весело ласточка берлога май вафли болтун комната колодец соль змей щетка чайка рука банк ум сетка няня словарь тень сорт голос яма февраль Список 2. ерш клетка ива крыльцо черника лифт корень ландыш лотос фанера сон дворец карман енот аптека нос петух конверт звезда корова март донор заслон трещина какао путь люстра балет зарево качели рост знамя закат хлебница железо бой касса звонок чтение урожай дым люди жажда дерево разговор двор ящик еда ягода ученик
38 Список 3 свет номер песня камыш горошек час ужин туча перо редиска холм слово ведро изба солонка щи ноготь усы лентяй телятина порт небо метро лыжница черешня шеф сено лапта селезень аллея ткань рыба забор пение картина блин рама змея окорок колесо вдох рыжик дыра птенчик человек яйцо муха плакат занавес конура Список 4. дно пух дождик кофта стая грамм горн тряпка мясо почта соль змей щетка чайка рука банк ум сетка няня словарь тень сорт голос яма февраль плита снегирь умница ракета обои рецепт, ладонь тысяча болото сметана часы компот зрение неряха продавец муфта музей премия осина океан глава ходики
39 Анализ ответов учащихся. ФРАЗЫ. ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: Фраза распознана все слова фразы распознаны и названы в правильной последовательности. Фраза воспринята близко к образцу: часть слов распознана правильно, часть изменена. ОШИБОЧНЫЕ ОТВЕТЫ: 1. Фраза не распознана большинство слов не соответствует предложенному образцу, потерян смысл контрольной фразы. СЛОВА. ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: СЛОВО РАСПОЗНАНО: ВСЕ ЗВУКИ В СЛОВЕ РАСПОЗНАНЫ И НАЗВАНЫ В ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. 2.СЛОВО ВОСПРИНЯТО БЛИЗКО К ОБРАЗЦУ: РАСПОЗНАНА ЕГО РИТМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЗВУКОВ. 3. Названо другое слово, в котором совпадают с образцом только ритмическая структура и большая часть звуков. ОШИБОЧНЫЕ ОТВЕТЫ: Слово не распознано: названо другое слово, резко отличающееся по звуковому составу. Программные требования считаются неусвоенными, если ученик выполнил менее 60% предложенных заданий. Учебно-методический комплекс Зыкова Т. С., Зыкова М. А., Носкова Л. П. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида», М: Просвещение, 2005; Коровин К.Г. Зикеев А.Г., Тигранова Л.И. и др. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида», М: Просвещение, 2003; Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух.- М. Просвещение Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся.- М. просвещение Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.- М., Владос,2001г. Развитие устной речи у глухих школьников: Метод. пособие: В 2 ч. М. ЭНАС,2003г. Кузьмичева Е. П., Яхнина Е. 3., Шевцова О. В. «О работе учителя-дефектолога специального (коррекционного) образовательного учреждения для глухих детей// Развитие устной речи у глухих школьников», М: ЭНАС, Шипицына Л. М. «Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе». СПб.: Речь, Армии Лёве «Развитие слуха у неслышащих детей. История. Методы. Возможности», Москва, АСАВЕМ1А, Петер Антон Янн «Воспитание и обучение глухого ребёнка. Сурдопедагогика как наука», Москва, АСАВЕМ1А, Волкова К.А. «Методика обучения глухих детей произношению», М., Владос, Руленкова Л.И. «Как научить глухого ребёнка слушать и говорить»,м., Парадигма, Волкова К.А. Методика обучения глухих произношению М. просвещение 1980 Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А.Методика обучения произношению глухих детей.- М., Владос, 2008г.
docplayer.ru